Меню

Зависимость рек от рельефа таблица



§ 12. Разнообразие внутренних вод России. Реки

Значение внутренних вод для человека. Реки, озера, болота, подземные воды, ледники, вечная, или многолетняя, мерзлота, искусственные водохранилища и пруды, каналы — все это внутренние воды, или воды суши.

Внутренние воды играют огромную роль в жизни и деятельности человека: без воды нет жизни. Русский ученый-климатолог Александр Иванович Воейков называл реки «продуктом климата». Однако внутренние воды связаны не только с климатом, но и с другими компонентами природы. В свою очередь, внутренние воды оказывают воздействие на эти компоненты (рис. 41).

На основании схемы (см. рис. 40) сделайте вывод о том, какие внутренние воды есть в нашей стране. Определите по карте, какими условными знаками показаны на ней внутренние воды; на основании анализа карты сделайте вывод об их размещении по стране. Используя предыдущие знания и эту схему, докажите, что воду справедливо называют «кровеносной системой природы».

Взаимосвязь внутренних вод с другими компонентами природы

Рис. 40. Взаимосвязь внутренних вод с другими компонентами природы

Россия — страна великих речных систем. Значение ее рек в развитии хозяйства и природы исключительно велико и многосторонне. Русский историк Василий Осипович Ключевский, отмечая особую роль рек в жизни народа Руси, указывал, что реки приносили русскому человеку только добро. По берегам рек возникали древние поселения, где люди занимались разнообразной хозяйственной деятельностью. Поэтому часто именно реки и родники почитались как природные святыни.

Таблица 3. Крупнейшие реки России

Крупнейшие реки России

Реки нашей страны относятся к бассейну трех океанов и внутренней бессточной области.

По карте (см. рис. 4) определите, к бассейнам каких океанов относятся реки России. Что служит водоразделом между этими бассейнами? Назовите наиболее крупные реки каждого из бассейнов.

Зависимость рек от рельефа. Океанические бассейны практически не оказывают влияния на характер впадающих в них рек. Решающую роль в их характеристиках играют особенности рельефа и климата тех местностей, по которым они протекают. По обширным равнинам России величаво текут равнинные реки — Волга с притоками, Онега, Северная Двина, Печора, Нева, Дон, Обь с Иртышом. С гор стремительно сбегают горные реки — Кубань, Терек, Зея, Бурея, Анадырь и др. Крупнейшие сибирские реки — Енисей, Лена, зарождающиеся в горах, в своих верховьях тоже ведут себя как горные реки, но в среднем и нижнем течении приближаются к равнинным.

Густота речной сети также зависит от рельефа и климата и от истории формирования той или иной территории, например от наследия ледникового периода. Основная масса водных объектов и запасы пресной воды сосредоточены в зоне избыточного увлажнения.

Горная река

Рис. 41. Горная река

Наиболее длинные реки нашей страны протекают по обширным равнинам, следуя общему уклону поверхности. Свыше 20 рек нашей страны имеют протяженность более 1000 км. Крупнейшие из них — Обь, Енисей, Лена, Амур, Волга.

Для оценки роли той или иной реки в жизни и деятельности человека очень важно знать следующие ее характеристики: уклон, режим и величину стока.

Онежское озеро

Рис. 42. Онежское озеро

Влияние рельефа на реки проявляется в таких характеристиках, как падение и уклон реки. Падением реки называется превышение истока реки над устьем, выраженное в метрах. Так, например, для определения падения реки Ангары надо сделать следующее: определить высоту ее истока — озера Байкал (лежит на высоте 456 м над уровнем моря), высоту устья — места впадения реки в Енисей (76 м над уровнем моря). Разница между высотой истока и устья: 456 м — 76 м = 380 м и будет падением р. Ангары.

Можно определить падение и на отдельных участках реки.

Уклоном реки называют отношение величины падения реки к ее длине. Для определения уклона реки следует разделить величину падения реки на ее длину. Например, уклон р. Ангары равен: 37 700 см : 1826 км = 20,7 см/км, то есть 20,7 см на 1 км. Уклоны у равнинных и горных рек сильно отличаются, поэтому эти реки по-разному используются в народном хозяйстве. Уклон Оби — 4 см на 1 км, уклон Волги — 7 см на 1 км, а уклон Терека — 500 см на 1 км.

Верховье Волги

Рис. 43. Верховье Волги

Для большей наглядности мы упростили здесь расчет. Обычно же при описании рек их уклон выражается десятичной дробью или в промилле. Тогда уклон Ангары будет равен 0,00021, Оби— 0,00004, уклон Волги — 0,00007, а Терека — 0,005.

Влияние климата на реки проявляется через источники питания: дождевое, снеговое, грунтовое (подземное), ледниковое, смешанное. В нашей стране большая часть рек имеет смешанное питание: снеговое, дождевое и грунтовое или же дождевое и грунтовое. Но все-таки в целом явно преобладает снеговое питание, хотя в горных районах встречаются реки с преимущественно ледниковым питанием.

Климатические условия влияют и на режим питания реки. Знание режима важно для планирования работы ГЭС, транспорта, лесосплава, рыбного хозяйства, орошения.

В нашей стране различают по водному режиму три группы рек: с весенним половодьем, с летним половодьем, с паводковым режимом.

Типы водного режима рек

Рис. 44. Типы водного режима рек

Проанализируйте климатическую карту и определите, в каких районах нашей страны преобладают реки с паводковым режимом, с летним или весенним половодьем.

Для равнинных рек с преобладающим снеговым питанием характерны весеннее половодье, зимняя и летняя межень и летне-осенние дождевые паводки.

Половодье

Рис. 45. Половодье

Половодье сопровождается наиболее высоким уровнем воды в реке, ежегодно повторяющимся в одинаковые сроки и относительно длительным по времени. Причины половодья: весеннее таяние снега на равнине или летнее таяние снежников в горах.

Озеро Байкал

Рис. 46. Озеро Байкал

При межени уровень воды в реке наиболее низкий; межень соответствует периоду наименьшего выпадения осадков, когда река питается преимущественно грунтовыми водами.

Паводок — кратковременный подъем уровня воды в реке, вызванный поступлением в реку обильных осадков.

Годовой сток — это количество воды, протекающее в речном русле за год.

Замерзание и вскрытие рек

Рис. 47. Замерзание и вскрытие рек

Самой многоводной рекой страны является Енисей, его годовой сток — около 600 км 3 ; годовой сток Лены — около 500 км 3 , Амура — около 350 км 3 . Речной сток надо рассматривать не только как перемещение водных масс, но и как передвижение твердых частиц, как перенос растворенных в речных водах химических веществ, а также больших масс тепла и холода.

Большое значение для практического использования рек имеет изучение их ледового режима. Подавляющее большинство рек нашей страны относится к рекам с ежегодным устойчивым ледоставом.

Многолетний сток рек

Рис. 48. Многолетний сток рек

Стихийные явления, связанные с реками. Но кроме пользы реки могут приносить еще и бедствия. Распространенным стихийным бедствием являются наводнения. Наводнения — это затопление обширных участков территории вместе с населенными пунктами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. Причинами наводнений могут быть сильные ливни, дружное таяние снегов после многоснежной зимы. Наиболее сильные наводнения бывают на реках юга Дальнего Востока в связи с выпадением ливневых дождей во время летнего муссона. Наиболее надежным способом предотвращения наводнений служит регулирование стока рек.

Вопросы и задании

  1. Назовите виды внутренних вод.
  2. Докажите справедливость утверждения: «Реки — продукт климата».
  3. Объясните, от чего зависит размещение внутренних вод на территории нашей страны.
  4. Какие характеристики реки свидетельствуют о тесной связи рек с другими компонентами природы?
  5. Рассчитайте падение и уклон рек Печора, Дон, Волга.
  6. Какие стихийные явления могут быть связаны с реками?

Источник

Течение бесконечной и могучей китайской реки Янцзы

Cháng Jiāng третья в списке мировых рек по длине и полноводности. Это самая большая водная артерия Азии и страны. Общая длина водотока достигает 6387 км.

Площадь речного бассейна занимает около одной пятой площади суши Китая. Янцзы содержит большое количество притоков, в том числе реки Дечу, Миньцзян, Ханьшуй.

Бассейн реки Янцзы представляет собой многоступенчатую местность. Разница высотного положения от истоков до устья достигает 5600 метров. Она течет через горы, плато, холмы и равнины и несет в море огромное количество воды. В каждой части течение потока реки Янцзы изменяется.

Общее направление

Янцзы берет свое начало на Тибетском нагорье. Пересекает Сино-Тибетские горы, Сычуаньскую котловину, ниже которой образует 3 ущелья. Впадает в Восточно-Китайское море бассейна Тихого океана, образуя эстуарий. Это одна из самых полноводных рек мира.

Характер

Янцзы — река с непрерывным течением. Скорость Янцзы незначительно варьируется от сезона к сезону. Верховье ее проявляет характер горной реки, а при выходе из горной местности приобретает спокойный характер, равнинной реки. По типу характера течения — это смешанная река.

Читайте также:  Карта реки кутамыш пермский край

Ключевые особенности течения:

foto39817-2

  1. Верхнее течение быстрое и стремительное, среднее постепенно ставновится более спокойным, нижнее — размеренное медленное.
  2. В сезон половодья часты наводнения. На всю «ширь китайской земли» распространяется разлив Янцзы.
  3. Зимой нет периода замерзания средней и нижней зоны Матушки реки. Верховье покрывается льдом на непродолжительное время, и то только участки со спокойным течением.
  4. В некоторых местах цвет водного потока с желтым оттенком из-за известковых частиц горной породы.

Процесс пополнения воды:

  • за счет атмосферных осадков, в частности муссонных дождей;
  • в период таяния ледниковых запасов, снега;
  • речных притоков и озерных вод.
  • типы и уклоны поверхности земли;
  • формы земного покрова;
  • состояние атмосферных осадков.

Зависимость от рельефа — три разные части одной водной артерии

Пересекает три основные экономические зоны Юго-Западного, Центрального и Восточного Китая и, наконец, впадает в залив Дунхай — Восточно-Китайское море.

В зависимости от географического расположения, Янцзы условно разделена на три зоны с различными характеристиками.

Янцзы, также известная в древности как «Цзян». Начинает свое движение высоко в горах. 5600 м над уровнем моря, на востоке Тибетского плато. С медленной скоростью и неторопливо река протекает по этой местности. Пока не попадает в каменистое ущелье, где характер ее преображается.

foto39817-3

Потоки воды с огромной скоростью и шумом проходят через узкое ущелье под названием Прыгающий тигр. На этом участке опасные пороги и бурное течение. Поток воды с ревом несется в узких местах между каменных скалистых стен.

Эти места считаются не только одними из самых опасных в мире, но и самыми завораживающими. Дикий и крутой пейзаж в сочетании с большими деревьями и чарующими звуками представляет путешественнику величие природы. Уклон русла в среднем 2°, скорость течения — более 7 м/сек.

Протяженность верхней зоны составляет около 2700 километров. Перепад составляет 3000 метров. Падение уровня воды составляет 90% от общего падения. В 100 км от устья в горах проходит железная дорога, самая высокогорная в мире.

Выход из высокогорья

Далее река протекает по Сычуаньской впадине, скорость намного снижается. В этом районе много притоков и озер. Площадь водосбора среднего течения составляет около двух пятых всего бассейна.

Среднее течение составляет около 1020 километров. Русло принимает извилистую форму и протекает далее через равнину. Средняя скорость составляет 1 м/сек.

Равнинная и спокойная

Нижнее течение водотока занимает участок длиной более 2600 километров, с широкими берегами, глубокими водами и множественными притоками, более 700. Они влияют на объем воды реки Янцзы, но на скорость течения не оказывают влияния.

Объем воды, а, следовательно, и скорость течения, сильно меняются в зависимости от времени года. Наблюдается увеличение показателей в период муссонных дождей, в период таяния ледников.

Живописная равнина: дельта

Ниже Чжэньцзяна русло следует на юго-восток и разливается в обширную дельту реки Янцзы. Рельеф здесь более равнинный, с густыми водными сетями и многочисленными озерами. Взору представляется захватывающий пейзаж, соединения реки и моря.

Скорость потока в этой местности медленная. Небольшой уклон 0.02— 0.008°. В зоне низовья образуются многочисленные песчаные отмели. Из года в год происходит накопление большого количества наносов.

foto39817-4

Заключение

Бассейн Янцзы — самый густонаселенный и экономически процветающий регион Китая. Китайцы считают Матушку реку колыбелью своей нации. Бассейн славится древней историей.

Течение варьируется в зависимости от географического расположения. Верхнее течение стремительное, среднее успокаивается, а нижнее — медленное.

Источник

Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.
учебно-методический материал по географии (8 класс) по теме

Боброва Валентина Викторовна

Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.

Скачать:

Вложение Размер
plan-konspekt_uroka.doc 161.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.

Боброва Валентина Викторовна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
пгт Даровской Кировской области

Тема и номер урока в теме

Внутренние воды и водные ресурсы.

В. Б. Пятунин Е.А. Таможняя. География России. Природа. Население 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010 год.

Дидактическая цель урока: создать условия для изучения и первичного закрепления нового материала по теме «Состав внутренних вод России. Реки, их зависимость от рельефа» на основе технологий проблемного обучения, уровневой дифференциации, ИКТ в форме ГСО в режиме использования ЭОР с ориентацией на формирование личностных, метапредметных, предметных результатов

Цели по содержанию:

Базовый уровень: понятия внутренние воды, состав внутренних вод на территории страны и Кировской области, исток, устье, речная система, речной бассейн, водораздел, питание рек, режим рек; большой и малый круговорот воды в природе; возможности использования водных ресурсов, их последствия, вопросы охраны водных источников на примере своей местности.

Повышенный уровень: зависимость речной сети от рельефа и климата на территории России и Кировской области.

Углубленный уровень: геоэкологические проблемы использования водных ресурсов на примере России и Кировской области.

Базовый уровень: определять по физической карте реки, относящие к бассейнам разных океанов; наносить на контурную карту водоразделы океанских бассейнов, обозначать крупные реки; решать учебные задачи на определения падения и уклона; составлять характеристику одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. (Продукт – контурная карта с обозначенными реками России, водоразделами и с выделением рек с острой экологической ситуацией, характеристика реки в виде таблицы).

Повышенный уровень: выявлять зависимость между характером течения крупнейших рек и рельефом, режимом и климатом по картам.

Углубленный уровень: исследование экологического состояния рек своей местности на основе мониторинга.

Воспитывающая: развитие духовно-нравственного воспитания, по отношению к природе малой родины через раскрытие роли рек в жизни и деятельности человека; формирование устойчивого интереса к предмету, к познанию окружающего мира.

Тип урока изучение новых знаний и первичное закрепление нового материала и способов деятельности.

Формы работы учащихся фронтальная, парная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование компьютеры с подключением к сети Интернет и установкой проигрывателя ресурсов версии 1.0 для ОС Windows , экран, проектор, электронные ресурсы: http://www.fcior.edu.ru , http://school-collection.edu.ru , ГИС.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Введение в тему, постановка проблемной задачи

Приветствие учителя учащихся, сообщение о месте урока в теме и в виде рассмотрения проблемной задачи.

При рассмотрении проблемной ситуации о диспропорции густоты речной сети и размещении населения демонстрируется карта речная сеть России, размещенная в http://school-collection.edu.ru и карта размещения населения.

Учащиеся проверяют готовности рабочего места каждого ученика, включение в работу постановки проблемы.

Воспроизведение субъектного опыта.

Целеполагание и мотивация

Сопровождение рассуждений учащихся слайдами презентаций.

Оказание помощи в конкретизации целей на учебное занятие.

Конкретизация целей урока, путем проговаривания алгоритма решения проблемы.

Выбор цели, источников информации, алгоритм решения проблем.

умения строить высказывания;

выделять признаки понятий.

Виды вод суши на территории России. № 2.

1. Обращение к учебнику стр. 113, рис. 89; Используя знания, полученные в 6-7 классах,

составить краткий рассказ по содержанию схемы. Для составления рассказа используется информация о внутренних водах, размещенная на сайте http://www.fcior.edu.ru

Дают понятие внутренних вод, что они состоят из природных и искусственных водоемов, называют состав внутренних вод

Работают с тестами.

Блок изучения нового материала

( организация восприятия и осмысления).

Поиск и преобразование информации;

умения строить высказывания;

Личностные: коммуникативные (умение слушать и слышать сверстника, проявлять терпимость к чужому мнению)

Виды вод суши на территории России. № 2.

3. Демонстрация структуры внутренних вод России. Состав внутренних вод и взаимосвязь внутренних вод с другими компонентами природы.

4.Организует работу класса в группах.

Инструктаж работы в группе

Модуль 1 Реки бассейна Северного Ледовитого океана

Модуль 2 Реки бассейна Тихого океана

Модуль 3 Реки бассейна Атлантического океана

Модуль 4 Реки бассейна внутреннего стока

Обращение к интернет ресурсам, работа с текстом параграфа стр. 113-117.

работа в группах

Работают в группах по ИК

Решение задач разного типа и уровня сложности по предложенным инструкциям. Приложение

Первичная проверка понимания

умения строить высказывания;

Контроль. Внутренние воды и водные ресурсы России. ч.2 № 5

6.Организация первичного контроля по изученному материалу (базового усвоения материала) через работу с ЭОР

Обращение к интернет-ресурсам, работа с ЭОР

Организация первичного закрепления

7. Организация самостоятельной работы учащихся по характеристике одной из рек России.

8. Проблемная ситуация – дискуссия доказательство законов экологии, круговорота воды в природе, возможности хозяйственного использования рек на основе их признаков.

Работа по плану характеристики. Приложение № 6, 7

Обращение к общественности «Сохраним малые реки…»,

«Правила поведения на реке».

Предметная рефлексия организована с использованием ЭОР

Рефлексия настроения и деятельности

Отвечают на вопросы теста, проводят самоконтроль.

Этап постановки домашнего задания

Информирует о уровневом домашнем задании.

Использование ЭОР в самостоятельной домашней подготовке учащихся.

Анализируют информацию, намечают план действий.

Этап постановки учебных задач на следующий урок в теме.

Дает посыл к следующему учебному материалу.

Осознают необходимость предварительной работы для освоения материала, формируется устойчивый познавательный интерес.

Приложения к плану-конспекту урока

Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Демонстрация карты гидрографической сети России

Ознакомление с составом внутренних вод.

Работа с понятиями и иллюстр.

Тест с целью отслеживания первичного усвоения материала

Тест с целью отслеживания первичного усвоения материала

Тест с целью отслеживания первичного усвоения материала

В России 2,5 млн. рек. Из 34 крупнейших рек мира на территории России полностью находятся 6 рек: Енисей, Лена, Обь, Волга, Северная Двина, Колыма.

В ряде регионов России потребность в воде удовлетворяется недостаточно. К дефицитным районам относятся Калмыкия, Самарская область и др. В Краснодарском крае привычное явление, когда водные потребности удовлетворяются на 60-65%.

Мы видим противоречие, ребята сформулируйте проблему и укажите алгоритм решения проблемы

Распределение населения по территории.

Распределение населения по территории и его пространственную организацию называют расселением. Расселение есть результат развития хозяйства , которое, в свою очередь, ориентируется на сложившуюся систему расселения.

Население страны размещено по территории неравномерно.

Различия в заселенности России складывались под влиянием взаимосвязанных факторов: природных, исторических, социально-экономических. Внутри страны различия в плотности очень велики. В центральной части европейской России она составляет 61 человек на 1 кв. км., на Урале — 25 чел. на 1 кв. км., в Западной Сибири 6, в Восточной Сибири 2, а на Дальнем Востоке 1 человек на 1 кв. км.

По особенностям расселения людей, плотности населения, преобладающим типам населённых пунктов, степени хозяйственного освоения в России различают две зоны расселения людей: основная и зона Севера. Так как территория страны осваивалась и заселялась с запада на восток, то основная зона как раз и вытянута в этом направлении, постепенно сужаясь. Её северная граница проходит по линии Петрозаводск — Киров — Пермь — Красноярск, на юге Астрахань — Красноярск. В этой зоне более благоприятны природные условия, для неё характерна высокая плотность населения, большая часть городов расположена именно здесь.

Севернее расположена северная зона с суровым климатом , низкой плотностью населения, малым числом городов. Но именно здесь сконцентрированы важнейшие природные ресурсы нашей страны.

Соотношение городского и сельского населения на территории России, его географические различия.

В настоящее время в России более 1000 городов, в них проживает 73% населения страны. Крупнейшими из них являются 12 городов — миллионеров: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Челябинск, Пермь, Уфа, Казань и Ростов на Дону .

На территории России города размещены неравномерно. Европейская часть (кроме севера), полоса по югу Сибири и Дальнего Востока составляют основную зону расселения. Здесь высокая плотность населения, 80% городов находится именно в европейской части нашей страны. В северных и восточных районах страны сеть городов очень редкая.

  1. Поток воды, текущий в выработанном им углублении, называемом руслом (река).
  2. Место, откуда река берет свое начало (исток).
  3. Река вместе со всеми своими притоками (речная система).
  4. Границы между бассейнами двух рек (водораздел).
  5. Воды, находящиеся в верхнем слое земной коры (подземные воды).
  6. Замкнутое природное углубление на суше, заполненное водой (озеро).
  7. Место впадения реки в море, озеро, другую реку (устье).
  8. Территория, с которой река собирает свои воды (бассейн).
  9. Изменение состояния реки в течение года (режим реки).
  10. Скопление пресного льда на суше (ледник).

Работа в группах /задания на слайдах/

1 группа Реки бассейна Северного Ледовитого океана

2 группа Реки бассейна Тихого океана

3 группа Реки бассейна Атлантического океана

4 группа Реки бассейна внутреннего стока

Работа в группах по плану:

Анализируя карты бассейнов рек, назовите бассейны рек России, расположите по мере возрастания занимаемой площади. Заполнить схему в тетради.

Выпишите крупнейшие реки каждого бассейна и покажите на контурной карте от истока до устья с выделением красным цветом рек с острой экологической ситуацией.

/ Показывают и называют бассейны рек России по занимаемой площади у экрана, в тетради заполняют схему — выписывают бассейны по мере возрастания по площади и крупнейшие реки./

Сравните показатели обеспеченности водными ресурсами разных территории страны, распределение населения, развитие промышленности и с/х.

Объясните выявленное противоречие.

/ Составление логической цепочки./

Спрогнозируйте изменения в обеспеченности водными ресурсами при сохранении диспропорций в размещении населения, развитии хозяйства по европейской и азиатской части России.

Сформулируйте гипотезу проявления экологических проблем на территории России. Подтвердите или опровергните выдвинутую гипотезу.

По результатам проведения мониторинговых исследований экологического состояния внутренних вод своей местности спрогнозировать пути решения экологических проблем рек внутреннего бассейна.

/Информацию представить в виде экологического доклада на экологическую конференцию./

Осмысление понятий: уклон, падение реки, годовой сток.

Задание. Выписать понятия и выполнить следующие задания.

№1. Определить падение и уклон р. Волги. Объяснить величину годового стока.

№2.Определить падение и уклон р. Ангары. Объяснить величину годового стока в сравнении с реками европейской части России.

№ 3. Если уклон реки равен 3м/км, то что можно сказать о скорости течения реки, о глубине долины, о судоходности реки?

№ 4. Падение реки – 200 м. Какую длину может иметь эта река, если известно, что по характеру течения она горная?

План описания реки

  1. В какой части страны протекает.
  2. Исток.
  3. Устье.
  4. К какому бассейну относится.
  5. Направление течения.
  6. Падение, уклон реки, характер течения.
  7. Питание, режим реки.
  8. Притоки.
  9. Хозяйственное использование. Экологические проблемы, пути решения (свои предложения).

1.Главная река со всеми ее притоками — это:

а) речная система, б) режим реки, в) бассейн реки.

2. Превышение истока над устьем – это: а) уклон реки, б) падение реки.

3. Место, где река берет начало-это: а)исток, б) устье.

4. Внезапный подъем уровня воды в реке: а) паводок, б) половодье, в) наводнение.

5. Объем воды, который протекает в русле реки за год, называется: а) твердый сток, б) годовой сток, в) расход воды.

6. Наиболее низкий уровень воды в реке: а) половодье, б) межень, в) паводок.

7. большинство рек России имеют питание:

а) дождевое, б) ледниковое, в) снеговое, г) смешанное.

8. От климата зависит: а) режим реки, б) скорость течения, в) направление течения.

9. Если уклон реки 20 см на 1 км., то река имеет: а) спокойное течение, б) бурное течение, в) пороги и водопады.

10. Чем больше падение реки, тем:

а) больше скорость течения реки, б) больше годовой сток, в) больше площадь бассейна реки.

Ответы: 1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7г, 8а, 9а, 10а.

Параграф 23; Задание 2.

Вопрос: В верхнем течении реки преобладает эрозия, в нижнем – аккумуляция. Какую работу река осуществляет в своем среднем течении?

В тексте параграфа есть два утверждения: Самой длиной рекой России следует считать Обь. Стр. 113

Самой длиной рекой России следует считать Енисей. Стр 114.

Определите, почему могла быть допущена подобная информация?

Создать проект рационального использования рек Кировской области.

Создайте модель экологической карты рек России с использованием ГИС.

Источник

Зависимость рек от рельефа таблица

Подробное решение параграф 23 по географии для учащихся 8 класса, авторов Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. 2018

1. Вопрос

Вспомните название и географическое положение крупнейших рек России.

Волга — река в Европейской части России. Волга берёт начало на Валдайской возвышенности (на высоте 228 метров) и впадает в Каспийское море. Небольшая часть дельты Волги, вне основного русла реки, находится на территории Казахстана. Устье реки лежит на 28 метров ниже уровня моря. Общее падение — 256 метров. Волга — крупнейшая в мире река внутреннего стока, то есть не впадающая в мировой океан.

Волга является одной из крупнейших рек на Земле и самой длинной в Европе. Прилегающая к Волге часть территории России называется Поволжьем.

Амур — река на Дальнем Востоке в Восточной Азии. Протекает по территории России и границе России и Китая. Амур образуется слиянием рек Шилка и Аргунь (за начало реки принято считать восточную оконечность острова Безумный). Высота истока — 304 м над уровнем моря.

Длина реки — 2824 километров от места слияния рек Шилка и Аргунь до его впадения в Амурский лиман.

Енисей — река в Сибири, одна из самых длинных и полноводных рек мира и России. Впадает в Карское море Северного Ледовитого океана. Длина — 3487 км.

Енисей — природная граница между Западной и Восточной Сибирью. Левобережье Енисея заканчивает великую Западно — Сибирскую равнину, а правобережье представляет царство горной тайги. От Саян до Северного Ледовитого океана Енисей проходит через все климатические зоны Сибири.

Обь — река в Западной Сибири. Одна из крупнейших рек в мире. Берёт начало при слиянии Бии и Катуни. Длина Оби — 3650 км, площадь её водосборного бассейна — 2 990 000 км². В устье образует Обскую губу и впадает в Карское море.

Обь протекает через Алтайский край, Новосибирскую, Томскую области, Ханты — Мансийский и Ямало — Ненецкий автономные округа до Салехарда. После Салехарда Обь резко поворачивает на восток где образует огромную дельту, площадь которой соответствует 4,5 тыс. км2 и впадает в Обскую губу Карского моря.

Лена — река в России, крупнейшая река Средней Сибири, впадает в море Лаптевых Северного Ледовитого океана. Истоком Лены считается небольшое болото в 15 км. от перевала Солнцепадь и в 10 км к западу от Байкала, расположенное на высоте 1470 м. у подножия безымянной вершины высотой 2023 м, входящей в Байкальский хребет.

Длина вместе с дельтой — 4400 км. В некоторых случаях указывается длина 4294 км, без учёта Быковской протоки в дельте Лены. Площадь бассейна — 2490 тыс. км.

Протекает по территории Иркутской области и Якутии. Лена — самая крупная из российских рек, чей бассейн целиком лежит в пределах страны. Также это крупнейшая река в мире, полностью протекающая в районе вечной мерзлоты. Замерзает в обратном вскрытию порядке — от низовьев к верховьям.

2. Вопрос

Что называется речной долиной, какие части она имеет?

Долина (речная) — отрицательная, линейно — вытянутая форма рельефа с однообразным падением. Образуется обычно в результате эрозионной деятельности текучей воды. Речная вода, смывая берега и подошву, образует речную долину.

Элементы речной долины:

— русло — наиболее низкая часть долины, занятая рекой в маловодные периоды года;

— пойма — часть долины, заливаемая при самом высоком уровне воды;

— надпойменные террасы — относительно плоские участки долины, представляющие собой остатки пойм на предшествующих этапах развития долины;

— коренные берега — склоны долины выше самой высокой террасы.

Русло и пойма образуют дно долины, террасы и коренные берега — склоны долины. Высота поймы, террас, коренных берегов — превышение их бровок над уровнем воды в маловодный период года.

Основное различие между руслом реки и поймой в том, что границы русла реки четко определяются берегами и бровками русла. Пойма не имеет таких четких границ на склонах долины, так как высота паводков и половодья постоянно меняется.

Падение реки 200 м. какую, длину может иметь эта река, если известно, что по характеру течения она горная?

Значение падения реки показывает разницу в высотах между истоком и устьем. Учитывая, что больше никаких числовых значений уклона реки не представлено, кроме того что река горная предположи м следующее: типичная горная река протекает в глубокой долине (ущелье) с узким дном (почти без поймы). Продольный профиль у нее крутой, так как падение часто достигает нескольких метров на 1 км. Предположим что, что значение падения реки составляет 2 м\км.

Следственно имеем выходные данные: уклон 2м\км, падение 200м. воспользуемся формулой (уклон = падение реки / длина реки), отсюда длина реки будет равна 100м., можно предположить, что такой водоток относится к водопадным ручьям, впадающим в более длинные реки или ручьи. Таким выходным данным может соответствовать

Водопадистый (или Пшехский водопад) состоящий 3 — х, расположенных в нескольких метрах друг от друга водопадиков. Самый высокий поток, словно по ступенчатой колее, спускается с 200 метровой высоты и является символическим разделением горы Фишт от горы Пшехо — Су.

2. Вопрос

Используя рис. 102, Определите уклон реки, если ее длина 500 км

Из данных рисунка видно, что падение реки — 100м.,

следовательно уклон реки равен — 0,2 м/км. (уклон = падение реки / длина реки. )

уклон= 100м\500км = 0,2 м\км (или 20см на 1км.)

3. Вопрос

В верхнем течении реки преобладает эрозия, в нижнем — аккумуляция. Какую работу река осуществляет в своем среднем течении?

В верхнем участке реки, где скорость течения наибольшая, обычно преобладает эрозия — размывание пород, а в нижнем участке, где скорость наименьшая, — аккумуляция размытых пород, в среднем участке размывание и отложение приблизительно уравновешивают друг друга. В среднем течении река осуществляет Перенос.

4. Вопрос

Как объяснить достаточно большой водный сток реки Невы при сравнительно небольшом водосборном бассейне?

Нева — широкая и глубокая река. Средняя ширина 400–600 м. Самые широкие места (1000–1250 м) — в дельте у Невских ворот Морского торгового порта. Средняя глубина 8–11 м; Через Неву в Финский залив поступает вода с площади бассейна Ладожского озера сток воды равномерен в течении всего года. Площадь собственного бассейна Невы составляет 5 тыс. км², а включая бассейн Ладожского озера — 281 тыс. км². На этой территории осадки значительно превышают испарение: на него идёт лишь 37,7 %, а на суммарный сток реки — 62,3 %.

5. Вопрос

Используя карты атласа, Приведите примеры рек, относящихся к различным океанским бассейнам.

В Северный Ледовитый океан впадает восемь крупных русских рек: Северная Двина, Печора, Обь, Енисей, Хатанга, Лена, Индигирка, Колыма.

К бассейну Тихого океана относятся — Амур и Анадырь.

К бассейну Атлантического океана относятся — Дон, Кубань, Нева.

В России нет рек относящихся к бассейну Индийского океана, но можно назвать реки других государств, Инд, Ганг, Тигр, Евфрат.

Школа географа — исследователя

Используя карты атласа своего региона, определите падение и уклон наиболее крупной из рек вашей местности. Используя источники СМИ и Интернет выясните, каким образом река используется в хозяйственной деятельности

Миасс — река на Южном Урале, правый, самый крупный приток реки Исе́ть (бассейн Иртыша).

Река Миасс берет начало из ключа на восточном склоне хребта Нурали на высоте 700 м над уровнем моря, в 11 километрах к западу от села Орловки Учалинского района Башкортостана. Протекая в восточном и северо — восточном направлении по территории Челябинской и Курганской областей, она впадает в реку Исеть с правого берега, на 218 километров от устья, в 20 километрах к северу от поселка Каргаполье в Курганской области. Падение высоты от истока до устья составляет 508 метров. Уклон составляет 0,77м/км. Длина реки составляет 658 километров. Площадь бассейна 21 800 кв.км., средний расход воды около устья 15,4 куб.м/с.

На реке Миасс расположены города Миасс и Челябинск и населённые пункты: Полетаево, Миасское, Каргаполье.

Основные притоки: Атлян, Большой Киалим, Бишкиль, Зюзелга, Биргильда.

Хозяйственное значение реки невелико, судоходство отсутствует, Миасс используется в основном для созданий водохранилищ.

Начиная от истоков река Миасс заурегулирована плотинами, которые перемежаются с раскопанными драгой под добычу золотоносных песков котлованами и небольшими озерами. Первое серьезное водохранилище — Миасский пруд. Далее река Миасс течет через город на север, вдоль Ильменского хребта, где на его северной оконечности на реке устроено еще одно водохранилище — Аргазинское. Оно является основным источником питьевой воды во всем регионе, было построено в 1946г. и является самым большим водохранилищем на реке Миасс и самым большим водоемом на Южном Урале, служащим резервным источником водоснабжения города Челябинска.

Источник