Меню

Запиши по два имени собственного улица город река имена



Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных

87. Прочитайте.

Александр Сергеевич Пушкин
Лев Николаевич Толстой
Сергей Владимирович Михалков

  • Спишите и проверьте себя. Подчеркните заглавную букву в именах, отчествах и фамилиях.
  • Вспомните, какие произведения этих писателей и поэтов вы читали.
  • Вспомните! Имена, отчества и фамилии есть у всех людей. Но каждый человек имеет своё собственное имя, своё собственное отчество, свою собственную фамилию, которые принадлежат только ему.

    Имена, отчества, фамилии людей — это собственные имена существительные, например: Саша, Дмитрий, Иванов, Петров, Анатолий Николаевич.

    88. Прочитайте.

    Мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тётя, сестра, брат.

    • Являются ли данные слова именами существительными собственными? Вы правы: эти имена существительные не являются собственными. Это общие названия, которыми дети и взрослые называют своих родителей и родственников.
    • Какие ещё общие названия родственников вы знаете?

    89. Подберите к одному из слов упр. 88 собственное имя существительное: имя одного из родителей или родственников.

    • Запишите по образцу. Подчеркните заглавную букву в собственных именах существительных.

    Образец: бабушка Маша.

    • Составьте предложение с любыми именами существительными.

    Все остальные (несобственные) имена существительные — это нарицательные имена существительные. Они называют (нарицают) любой предмет, явление, свойство из множества им подобных: город, петух, иней, доброта.

    90. Прочитайте. Какое слово в каждой строчке слов лишнее? Почему?


      М..дв..жата, в..р..бьишки, Ч..ковский.
      Ол..га, м..тель, учит..л..ница, р..ботница.
      Т..варищ, м..сяц, к..мната, м..бель.

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы и располагая слова в алфавитном порядке.

    91. Прочитайте.

    (Кто?) Сергей, Серёжа, Серёженька.
    (Кто?) Таня, Танюша, Татьяна.
    (Кто?) Ира, Ирина, Ирочка.

  • Прочитайте сначала полные имена, затем неполные (сокращённые) имена, потом ласковые формы имён. На какой вопрос отвечает каждое из имён?
  • Напишите своё неполное и полное имя, а также ласковую форму своего имени.
  • 92. Прочитайте.

    В былинах славных богатырей земли Русской величали по имени и отчеству: Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Вольга Святославович. Вот как говорит о себе Илья Муромец при встрече с князем Владимиром:

    — Ай по имени зовут меня да Илья Муромец, По отцу-то величают сын Иванович.

    • Догадайтесь, как звали отцов русских богатырей. От названия какого города произошло прозвище Ильи — Муромец?
    • Запишите, как звали богатырей земли Русской.

    оте́ц

    93. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

    • Кого из богатырей вы узнали? Как их звали, величали? Кого народ воспевал и прославлял в образах богатырей?
    • Где стоят русские витязи? Куда они пристально всматриваются? Опишите внешний вид богатырей. А какой вы увидели на картине природу?
    • Составьте по картине рассказ. Подготовьтесь его рассказать.

    94. Скажите, можно ли по отчеству человека узнать, как зовут его отца. Объясните свой ответ.

    • Вспомните отчество своей мамы (папы, бабушки, дедушки) и назовите имя отца мамы.
    • Скажите товарищу по парте своё отчество, а он назовёт имя вашего отца.

    95. Прочитайте.

    Слово фамилия вошло в русский язык позднее, чем слова имя и отчество. Оно обозначает специальное «семейное имя», им зовётся вся семья.

    • Выпишите выделенные слова. Обозначьте в них ударение.
    • Можно ли назвать выделенные слова собственными именами существительными? Почему?
    • Назовите фамилию вашей семьи (друга, подруги, учителя, автора любимых книг). Запишите её.

    96. Прочитайте. Что обозначают отдельные буквы и слова? Где вы видели такие записи?

    К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Л. Барто, С. В. Михалков, Ф. И. Тютчев, Е. И. Чарушин.

    • Объясните, в каком порядке будут располагаться карточки с названиями книг данных авторов в библиотечном каталбге.
    • Запишите фамилии авторов в алфавитном порядке.

    фами́лия

    Страничка для любознательных

    Происхождение русских фамилий

    Сколько фамилий у нас в стране? Сотни тысяч! А раньше фамилий не было, их заменяли имена и прозвища. Фамилии давались по имени отца, по прозвищу, по ремеслу, по месту проживания, по названиям животных и птиц, которые играли существенную роль в жизни человека. Прочитайте об истории нескольких фамилий.

    Сергеев. Это одна из самых распространённых на Руси фамилий. Фамилия дана по имени Сергей, или, по-церковнославянски, Сергий, что значит «высокочтимый». От этого имени образовались и другие фамилии: Сергачёв, Сергиев, Сергунов, Серёгин и др.

    Кузнецов. Это одна из известных русских фамилий, образованных от названия профессий на Руси (она связана с кузнечным ремеслом).

    Жаворонков. Фамилия могла образоваться от названия птицы или от прозвища, данного какому-либо певцу. В России птицы всегда пользовались большой любовью, и множество фамилий произошло от их названий, например: Галкин, Грачёв, Дроздов, Дятлов, Журавлёв, Лебедев, Орлов, Скворцов и др.

    Смоленцев. Фамилия указывает на место жительства и дана по названию древнего русского города Смоленска. От названия этого города произошли и такие фамилии, как Смолянйнов, Смолякбв, Смоленский.

    97. Прочитайте. Запишите ответ на любой вопрос.

    1. Кто написал басню «Лебедь, Щука и Рак»?
    2. Кто написал музыку к балету «Щелкунчик»?
    3. Кто написал картину «Богатыри»?
    4. Кто написал рассказ «Музыкант»?

    Слова для справок: Пётр Ильич Чайковский, Иван Андреевич Крылов, Виктор Михайлович Васнецов, Виталий Валентинович Бианки.

    Обратите внимание! Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей — это собственные имена существительные.

    Первое слово и имена собственные в этих названиях пишутся с заглавной буквы, а название заключается в кавычки:

    рассказ Н. Н. Носова «Затейники»

    98. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    Иванушка — самый любимый сказочный персонаж. Издавна Иван — самое распространённое имя на Руси. А пришло оно к нам из давних библейских времён.

    Наш Иванушка хитёр и умён, знает ответы на самые трудные загадки. Он всегда побеждает врага: Змея Горыныча, Кощея Бессмертного и Чудо-Юдо.

    • Спишите. Подчеркните заглавную букву в именах собственных. Проверьте себя.

    99. Прочитайте. Назовите сказку К. Чуковского.

    К Айболиту пришли его друзья: и Таня, и Ваня, и Пёнта, и старый моряк Робинзон, и свинка Хрю-Хрю, и обезьянка Чичй, и утка Кика, и попугай Карудо, и сова Бумба, и собака Авва, и Тянитолкай. Доктор угостил их мёдом, леденцами и пряниками, а также сладкими плодами, которые ему прислали из Страны Обезьян.

    • Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?
    • Выпишите сначала имена людей, затем названия животных и их клички.
    • Подчеркните заглавные буквы в именах собственных и изученные орфограммы в именах нарицательных (названиях животных).

    Обратите внимание! Клички животных — это собственные имена существительные, а названия животных — нарицательные имена существительные: пёс Жук, конь Гордый, коза Милка.

    100. Прочитайте названия животных. На какой вопрос отвечают все эти слова?

    К..рова Зорька, с..бака . лош..дь . телёнок . кот . жеребёнок . цыплёнок . п..тух . козленок . .

    • Подберите животным клички. Запишите слова-названия животных и их клички, вставляя пропущенные буквы.
    • Подчеркните заглавную букву в именах собственных.
    • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

    101. Прочитайте отрывок из стихотворения «Кот Мурмур».

    У кошки Мурлетты сыночек Мурмурка,
    Коротенький хвостик, пушистая шкурка.
    И первое, что он увидел на свете,
    Был огненный мех на огромной Мурлетте.
    (Л. Милн)

  • Какими вы представили кошку и её сыночка? Как вы понимаете выражение огненный мех?
  • Почему автор дал такие клички семейству кошек?
  • Спишите первое предложение. Подчеркните собственные имена существительные.
  • Какой мех был у кошки Мурлетты? Запишите ответ на этот вопрос.
  • Подготовьте рассказ о своей кошке по вопросам:
    1. Как появилась кошка в вашем доме?
    2. Как зовут вашу кошку?
    3. Каков её внешний вид?
    4. За что вы любите свою кошку?
  • 102. Прочитайте.

    Государство Россия, город Мурманск, гора Эльбрус, озеро Байкал, река Волга, улица Победы, остров Кипр, проспект Мира.

    • Как вы думаете, выделенные слова — это собственные или нарицательные имена существительные? Объясните свой ответ.
    • Спишите. Подчеркните заглавную букву в именах собственных.

    Росси́я го́род у́лица

    Обратите внимание! Названия государств, городов, деревень, улиц, рек, гор, озёр, морей — это собственные имена существительные: город Пенза, посёлок Рассвет, река Урал, озеро Ильмень, гора Казбек.

    103. Прочитайте.

    Как получил своё имя город? Река Томь дала имя городу Томску. Город Владимир назван по имени основателя города — князя Владимира Красное Солнышко. Город Гороховец во Владимирской области получил такое название потому, что в этой местности были огромные посевы гороха.

    • Как получил имя каждый из этих городов?
    • Узнайте, почему ваш город (посёлок, деревня) так называется.
    • Спишите любое предложение. Подчеркните заглавную букву в именах собственных.

    Источник

    Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях стран, городов, морей, рек, улиц, газет и журналов.
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

    Ренина Ольга Вячеславовна

    Урок русского языка 2 класс

    Скачать:

    Вложение Размер
    urok_russkogo_yazyka.doc 52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка

    Тема: Большая буква в именах собственных . (Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях стран, городов, морей, рек, улиц, газет и журналов).

    Учитель: Ренина О.В .

    Тема : Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях стран, городов, морей, рек, улиц, газет и журналов.

    Учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы.

    Обобщить знания о правописании имён собственных.

    Закрепить написание имен собственных с большой буквы, через выполнение упражнений.

    Развитие орфографической зоркости и творческих способностей учащихся

    Создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды.

    Оборудование : таблица «Сиди правильно», жетоны – поощрения за ответы, карта страны «Имён собственных», картинки с изображением животных ( щенок, конь, овечка), сделанные из фольги короны (2 шт.), ленты с надписями «Премьер министр», «Вице министр», медали по кол-ву учеников.

    -Дорогие друзья! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну «Имён собственных». Путешествие будет весёлым, интересным. Правда вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой остановке. Но помните, что отвечать нужно полными ответами, писать следует грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Итак, начинаем!

    -Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку.

    Запись даты и вида работы.

    Сообщение темы и цели урока.

    -Кто догадался с какими именами собственными мы встретимся в стране? Что к ним относится?

    Дети 🙁 имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, морей, рек, улиц, газет и журналов.)

    — Молодцы! Сегодня во время путешествия мы закрепим правило написания имён собственных и будем его применять. По ходу путешествия я буду выдавать жетоны за вашу работу, кто из мальчиков наберёт жетонов больше всех, станет королём страны «Имён собственных», а девочка королевой, 2-е и 3-е места займут министры, все остальные будут жителями страны.

    — Давайте вспомним весёлую запоминалку данного правила.

    Имена, фамилии, клички, города –

    Все с заглавной буквы пишутся всегда.

    Начинает буква важные слова:

    И ванова А нна, Ш уя и М осква.

    -Подготовимся к путешествию, послушайте скороговорку и догадайтесь, какую букву мы будем прописывать:

    (На доске) Юла возле Юли и Юры юлит, Юле и Юре спать не велит. (Ю, ю)

    — В чём особенность данной буквы? (йотированная; в начале слова, после гласного, ъ и ь обозначает два звука)

    — Пропишите буквы Ю, ю (показ написания учителем); спишите скороговорку, подчеркните имена собственные, научитесь быстро её говорить.

    (Проверка. Самые аккуратные и правильно выполненные работы оцениваются жетонами)

    Основная часть урока.

    -Теперь можно отправляться в путь. Не сбиться с дороги и сделать все остановки нам поможет карта нашего путешествия. (Лист с картой путешествия вывешивается на доску)

    Остановка 1-я. «Угадай–ка!»

    -Уже название этой станции вы поняли, что нужно что-то угадать. И действительно необходимо догадаться и соотнести стрелочками слова:

    (За каждый правильный ответ – жетон)

    Журнал Иванов

    Посёлок Амурская заря

    -Что объединяет слова второго столбика? ( Это имена собственные)

    — Как нужно их писать? (С большой буквы).

    Остановка 2-я. «Имена»

    -Записать имя, отчество и фамилию своей мамы, писателя, знаменитого человека.

    (Первые, кто справился – получают жетоны)

    Остановка 3-я. «Реки»

    -Записать названия трёх крупных рек, протекающих по территории России.

    Остановка 4-я. «Улицы»

    — Проверим, как вы знаете названия улиц нашего посёлка. Я буду называть улицы, если такая есть в нашем посёлке нужно встать. Кто ни разу не ошибётся, получит жетон.

    ( Гагарина, Новая , Столичная, Главная, Центральная и др.)

    Остановка 5-я. «Страны»

    — Записать три государства – соседей России.

    (За правильные ответы-жетоны)

    Остановка 6-я. «Клички животных»

    — Придумать интересные клички для коня, щенка, овечки. (Повесить картинки с изображением данных животных)

    Остановка 7-я. «Журналы и газеты»

    — Назвать детские газеты или журналы. (Каждый правильный ответ оценивается жетоном)

    На этой остановке вы попробуете стать журналистами. Вам нужно написать заметку, в которой бы упоминалось не менее трёх имён собственных. На составление заметки отводится 3-5 минут. Жетон получает тот, у кого предложения в заметке будут связаны между собой и в них будет не менее трёх имён собственных.

    Остановка 8-я. «Песенная»

    — Пропеть строчку из песни, где бы упоминалось имя собственное.(За правильную песню – жетон)

    Остановка 9-я. «Конечная»

    Дети получают карточки с заданиями:

    Найди слова, которые нужно писать с большой буквы, и подчеркни их.

    Сорока Волга Мама

    Берёза Девочка Река

    Петрович Цирк Пушок

    Москва Соловьёв Хабаровск

    (Дети, выполнившие задание без ошибок получают жетоны)

    -А теперь настало время подвести итоги и выбрать нашего короля , королеву и министров нашей страны по которой мы совершили путешествие.

    Вручение корон королю и королеве, лент министрам, всем остальным-медали.

    — О каком важном правиле должны помнить все жители страны «Имён собственных»?

    ( Дети формулируют правило написания имён собственных)

    Записать 5-6 имён собственных, составить с ними 2-3 предложения.

    * Придумать и записать рассказ, в котором необходимо употребить не менее пяти имён собственных. Дать ему название.

    Задания могут проверять:

    — Консультанты (помощники учителя)

    — Члены жюри или приглашённые родители

    — Взаимопроверка в паре постоянного состава.

    Источник

    Конспект урока русского языка во 2 классе. Большая буква в названиях городов, сел, улиц, рек

    Разработка предназначена учителям, работающим во втором классе.
    Цель урока: закрепить навык правописания большой буквы-названия городов, сел, улиц, рек; повторить написания имен; совершенствовать навыки звукового анализа; формировать умение писать под диктовку.
    Материал построен с использованием краеведческих знаний.
    Цель. Закрепить навык правописания большой буквы-названия городов, сел, улиц, рек; повторить написания имен; совершенствовать навыки звукового анализа; формировать умение писать под диктовку.
    Подробнее познакомить детей с достопримечательностями родного края.
    Развивать кругозор детей, умение работать в группе и в паре.
    Воспитывать чувство товарищества, прививать любовь к родному краю.

    Оборудование: иллюстрации с изображением сказочных героев, игрушка- заяц Степашка, карточки для работы в группах, карта Украины, фотографии Новоазовска, магнитофон.

    Организация класса.
    Я тетрадь свою открою,
    Под наклоном положу.
    Я, друзья, от вас не скрою:
    Ручку я вот так держу.
    Сяду прямо, не согнусь,
    За работу я возьмусь.

    Проверка домашнего задания.
    -Домашним заданием было составить предложения о своих домашних питомцах так, чтобы употреблялись их клички.
    -С какой буквы написали клички животных?
    Почему?
    (Дети читают предложения)
    Актуализация знаний.
    1.Словарный диктант.
    -Я буду показывать картинки, а вы называйте, кого видите, и записывайте в тетрадь.
    Пес Шарик, дядя Федор, кот Леопольд, кот Матроскин, крокодил Гена, заяц Степашки.
    -На какое правило эти слова?
    -Когда пишется большая буква?
    Давайте пригласим в гости к нам зайца Степашку. Но так как в гости не ходят с пустыми руками, он тоже принес для нас задание, с которым никак не может справиться, и надеется, что вы ему поможете.
    2. Расшифруйте и запишите слова.
    Степашка никак не может понять, почему они написаны дважды? Ведь они же одинаковые.
    (роза, роза, земля, земля)
    (Первое слово — название предмета, а второе- имя собственное).
    — Давайте запишем эти слова.
    Закрепление знаний, выработка умений и навыков.
    1. Сообщение темы урока, постановка целей.
    — Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с правописанием большой буквы, пройдем по улицам нашего города, вспомним достопримечательности родного края. Степашка хочет, чтобы мы взяли его с собой. Возьмем? Тогда — в путь! Цель нашего путешествия — больше узнать о родном крае, вспомнив при этом правописание собственных имен существительных.
    2. Объяснительный диктант.
    — Что это за город? (Киев) Что вы о нем знаете?
    — Какие еще города Украины вы знаете?
    — Какая самая большая река Украины?
    — В каком городе мы живем?

    Запись в тетради:
    Киев – столица Украины. Киев, Львов, Чернигов, Донецк, Полтава — города Украины. Днепр – самая большая река Украины. Мы живем в Новоазовске.
    3. Рассказ учителя.
    Более 150 лет насчитывает история города Новоазовска. В эти благодатные места люди стремились давно. Влекли их сюда богатства Азовского моря, родючие земли, хорошие климатические условия. Наш город взял свое название по названию моря, на берегах которого он раскинулся. Некоторые улицы города названы именами наших выдающихся земляков.Это улицы Людникова, Алифанова, Бородина, Щербакова, Брюхнова.
    — Названия каких улиц родного города знаете вы?
    — На какой улице находится наша школа?
    — Какая речка протекает через Новоазовск?

    4. Интерактивная игра» Микрофон»
    — Названия каких улиц запомнили?
    Запись в тетрадь:
    Город Новоазовск, река Грузской Еланчик, улица Энгельса, Азовское море.

    5. Физкультминутка.

    6. Игра « Аквариум»
    — Исправьте ошибки и запишите исправленный текст.
    В харьковской области есть город изюм. Я очень люблю кушать Изюм.
    Нужно беречь каждую Минутку. Поезд остановился на станции минутка. В житомирской области есть речьки тетерев и уж. В наших лесах водятся ужы.
    7. Работа в группах.
    — Образуйте от данных слов названия сел и запишите по образцу: Ширь- Широкое.
    1-я группа
    ягода-…
    груша-…

    2-я группа
    снег-…
    малина-…

    3-я группа
    вишня-…
    заречье-…

    4-я группа
    сад-…
    береза-…

    5-я группа
    ольха-…
    веселье-…

    6-я группа
    колодец-…
    песок-…
    Названия сел, которые вы придумали, можно увидеть на карте Украины.
    Домашнее задание.
    Итог урока.
    — Какое правило повторяли на уроке?
    — Что нового узнали?
    — Чему научились?

    Источник

    Имена собственные

    Урок составлен соответственно ФГОС, связан с краеведением.

    Содержимое разработки

    Урок русского языка во 2 классе

    Тема: Правописание собственных имён существительных.

    Заглавная буква в географических названиях.

    Тип урока: Изучение нового материала

    Цели урока:

    • формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно;

    • формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов;

    • развивать орфографическую зоркость.

    Углубление знаний о написании с заглавной буквы названий населённых пунктов, рек, морей; уточнение представлений учащихся о собственных именах существительных.

    Продолжение развития умения различать имена собственные и нарицательные.

    Формирование патриотического сознания учащихся, пробуждение интереса к культурным ценностям своего региона.

    Оборудование:

    Карта Кемеровской области, раздаточный материал ( карточки – конверты) Планируемые результаты:

    — формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

    — формировать коммуникативные умения детей;

    — научатся различать имени существительные собственные и нарицательные;

    — использовать специальную терминологию при определении части речи;

    — находить и исправлять орфографические ошибки.

    I . Организационный момент

    II . Чистописание

    — Сегодня на уроке мы повторим написание букв «г , к».

    — Дайте характеристику этим буквам.

    ( Согласные, парные, « г» — звонкая, « к» — глухая, бывают твёрдыми и мягкими)

    — Прочитайте слово на второй строке . Какое значение имеет слово « город»?

    ( Крупный населённый пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр)

    — Какая орфограмма встретилась вам в этом слове?

    ( Парная согласная на конце слова, словарное слово)

    III . Актуализация раннее полученных знаний

    -Давайте вспомним, как нужно проверить парную согласную?

    (Чтобы проверить парную согласную в конце слова надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная)

    — Подберите однокоренные слова к слову « город».

    ( Городок, городище, городской, пригород и.т.д)

    — Кто знает пословицы, в которых встречается слово «город»?

    ( Москва – всем городам мать. ; Смелость города берёт.)

    -Ребята, посмотрите на карту Кемеровской области. Что вам известно об этом городе, возле которого стоит флажок.

    ( Город Кемерово — областной центр. Кемеровская область имеет второе название — Кузбасс, потому что в самом её центре расположен Кузнецкий каменноугольный бассейн, принёсший славу и известность нашему краю)

    — А знаете ли вы, чем славится наш край, какого его богатство?

    (Наш край богат подземными ископаемыми. Главное богатство Кузнецкой земли – каменный уголь, а также железная руда )

    — Почему « Кемерово» написано с заглавной буквы?

    (Названия населённых пунктов( городов, посёлков, деревень, улиц, бульваров, проспектов) рек, озёр пишутся с большой буквы)

    — А в каких ещё случаях пишется заглавная буква?

    ( Имена, фамилии, отчества людей, клички животных)

    IV . Введение в тему урока

    (Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.)

    Е. Измайлова «Большая буква»

    Буква обычная выросла вдруг,

    Выросла выше букв-подруг

    Смотрят с почтеньем на букву подруги.

    Но почему? За какие заслуги?

    Буква расти, не сама захотела,

    Букве поручено важное дело.

    Ставится буква у строчки в начале,

    Чтобы начало все замечали.

    Имя, фамилия пишутся с нею,

    Чтобы заметней им быть и виднее.

    Чтобы звучали громко и гордо

    Имя твоё, имя улицы, города!

    Буква большая – совсем не пустяк:

    В букве большой — уважения знак!

    — Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться?

    — Сегодня на уроке мы будем учиться выделять из речи имена собственные, обозначающие города, посёлки и.т.д , то есть географические названия.

    — Ребята, предлагаю вам совершить заочную экскурсию по Кемеровской области.

    V . Изучение нового материала

    — Составьте предложение о г. Кемерово.

    ( В городе Кемерово красивые скверы и парки. Кемерово — главный город области).

    — Давайте запишем самое красивое предложение.

    — Вам даны слова, из которых нужно составить предложение и выполнить полный разбор по членам предложения.

    Сохранились, от, города, древнего, рисунки, человека, Кемерово, недалеко

    ( Недалеко от города Кемерово сохранились рисунки древнего человека).

    — Что такое имя существительное, имя прилагательное, глагол? Какая часть речи членом предложения не является?

    -Запишем предложения под диктовку.

    На берегу реки Томь сейчас находится заповедник «Томская писаница», где можно увидеть рисунки первобытных людей.

    Цель: познакомить детей с историей нашей области, учить разбирать предложение по членам, Повторить части речи.

    — Ребята, назовите названия рек, которые протекают по территории нашей области?

    (Кондома, Мрассу, Уса, Чумыш, Бельсу, Малая Терсь, Большая Терсь …)

    Упражнения в написании имён собственных:

    — На доске написаны слова, их нужно записать через запятую.

    ДЕРЕВНЯ. МАЛИНОВКА. РЕКА. ТОМЬ. УЛИЦА. КИРОВА. СЕЛО. СОСНОВКА

    Фронтальная проверка. На какие две группы можно разделить слова?

    ( Собственные – Малиновка, Томь, Сосновка, Кирова. Нарицательные – деревня, река, село)

    — Ребята, а в каком городе мы с вами живём? (В Новокузнецке)

    — А знаете ли вы, что наш город самый старший из всех городов области. Посмотрите на эту таблицу. В каком году он был образован?

    Источник

    Читайте также:  Зеленые дни у реки 2017