Меню

Занятие река времени одежда



Технологическая карта «Одежда русского человека». Технология: путешествие по «Реке времени»

Татьяна Возмищева
Технологическая карта «Одежда русского человека». Технология: путешествие по «Реке времени»

Технологическая карта

Воспитатель: Возмищева Татьяна Сергеевна

ДОУ: МБДОУ «Детский сад № 52» АГО

Тема: «Одежда русского человека»

Возрастная группа: старшая группа (от 5 лет)

Форма НОД: познавательная, коммуникативная.

Технология: путешествие по «Реке времени»

Форма организации: групповая, подгрупповая

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

Учебно-методический комплект: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева; «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста», О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова.

Л. В. Коломийченко «Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию».

• наглядные – иллюстрации на интерактивной доске;

• мультимедийные – электронные игры на интерактивной доске;

• музыкальные – мелодия-звук «Горной реки»;

• оборудование – кусочки ткани из хлопка и льна, книга, демонстрационные картинки для игры.

Цель: создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире (предметы одежды).

Задачи образовательной программы:Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы:

— продолжать формировать представление об одежде как элементе русской традиционной культуре;

— систематизировать знания детей о национальной одежде (старинная русская одежда, современная одеж-да, особенности ее украшения;

— формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста.

— активизировать в речи детей слова: одежда повсе-дневная, праздничная, хлопковая.

— развивать умение составлять алгоритм изготовления одежды.

— воспитывать чувство восхищения красотой нацио-нального костюма. 1. выполнять коллективные поручения.

2. формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником.

3. формировать умение спокойно отстаивать свое мне-ние.

Предварительная работа – рассматривание иллюстраций с изображением одежды человек.

Этап деятельно-сти Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат

Мотивация к де-ятельности

Педагог приглашает детей присесть полукругом возле него. Показывает книгу, и рассказывает, что в ней есть очень необычный рассказ.

Мне бы хотелось прочитать вам ребята, этот рассказ. А что же в данном рассказе такого не-обычного вы сейчас узнаете.

«В одном городе под названием «Белый па-рус», на улице Морская, жили брат и сестра. Брата звали Алёша, а сестрёнку Вера, они были умными и талантливыми ребятами, и любили читать книги. Но, их главное увлечение было иллюстрировать книги, добавлять к печатаному тексту яркие и кра-сочные рисунки.

Однажды они прочитали сказку о «Василисе премудрой», произведение им очень понравилось и хотелось поскорее нарисовать к нему иллюстра-цию. Ваня справился очень быстро, когда он пока-зал рисунок Вере, та очень странно отреагировала. Она стала смеяться громко, и бормотала про себя «Такого не может быть!».

— Как не может быть! Очень даже красивая кепка, и шорты с майкой мне то же очень нравятся.

— Кепка и шорты и мне нравятся, но Василиса Пре-мудрая должна быть в красивом сарафане и ко-кошнике!

— Что такое за кокошник, не может быть, кепка и шорты! И почему ты так решила? Что это за одеж-да?

— Я не знаю, мне об этом бабушка рассказывала. Заходят в группу, здороваются с гос-тями.

Садятся на стулья.

Дети проявляют интерес к предсто-ящей деятельно-сти, настроены на общение.

Поиск решения задачи, пробле-мы Ребята, что вы заметили не обычного в рассказе?

Чего не знает Ваня?

А вы знаете, что такое сарафан и кокошник?

В чём особенности у сарафана и кокошника?

Ребята, я предлагаю вам отправиться в путеше-ствие в прошлое, а как мы сможем перенестись в другое измерение, кто или что нам поможет в этом.

Педагог включает на музыкальные проигрыватели композицию под названием «Горная река».

Вы отгадали все верно, это река, но не простая, а «Река времени». Дети предлагают ва-рианты ответов.

Умение делать вы-вод и его аргумен-тировать.

Приобретение умения не терять мотивацию.

Планирование деятельности, совместное об-суждение про-блемы Педагог обращает внимание детей на интерактив-ную доску, на которой изображена река, и предла-гает отправиться в путешествие.

А на чём мы сможем плыть по реке времени, ведь мы сможем утонуть?

Конечно, можно и на лодке отправится по «Реке времени», но нас ведь много, все поместиться мы не сможем.

Физкультминутка «Пароход»

От зелёного причала

(Дети выполняют отталкивающие движениями ру-ками)

Он назад поплыл сначала,

(Дети выполняют шаг назад)

А потом поплыл вперёд.

(Дети делают шаг вперёд)

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход,

И пускал трубой колечки

(Делают круговые движения руками, с со-единёнными большими и указательными пальцами)

Первая остановка у нас «Древняя одежда».

На «Реке времени» педагог отмечает первую оста-новку.

На экране появляется изображение первобытного человека.

Первыми материалами для одежды перво-бытного человека были растения и шкуры.

В Альпах была найдена ледяная мумия перво-бытного человека «Эци», жившего 3300 лет до н. э. Одежда Эци частично сохранилась и её удалось рассмотреть.

Он носил плетёный соломенный плащ, а так-же кожаный жилет, шапка из медвежьей шкуры с кожаным ремнём через подбородок. Широкие во-донепроницаемые башмаки, судя по всему, были предназначены для походов по снегу.

Вторая остановка «Старинная русская одеж-да».

Педагог отмечает вторую точку остановки на ин-терактивной доске.

Мы очутились с вами прошлом наших прабабушек и прадедушек, а что носили они мы сейчас вспомним.

Педагог присаживает детей на стулья

Обязательным предметом русских людей была ру-баха. Наши предки считали, что именно она обере-гает человека от злых сил.У старинной мужской рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому такую рубаху называ-ли косовороткой.

Просит детей пройти к столу и потрогать кусочек ткани из хлопка и льна. Предлагает определить не которые признаки.

Русские люди шили рубахи в основном изо льна и хлопка, а одежда, сшитая из такой ткани, хорошо защищает от жары летом и от холода зимой. Можно сказать, что одежда русского человека помогала ему сохранять здоровье.

Каждый раз поутру надеваю я трубу.

Ну, не догадаться вам?

зовётся… (сарафан)

Поверх длинной рубахи женщины надевали сара-фан, украшенный лентами,вышитыми узорами: цветами, солнцем, птицами и просто крестиком.

В те в давние времена женщине разрешалось хо-дить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или головным убором, который назывался кокошник.

Педагог предлагает поиграть в игру «Как ру-башка в поле выросла».

Для того чтобы сшить рубаху, людям приходилось вначале вырастить лён, а для этого сеяли поля. Осенью собирали урожай, вымачивали зёрна, тре-пали их, потом чесали специальными расчёсками, потом пряли нити. Из полученных нитей ткали холст, потом шили рубашку.

Педагог благодарит детей, отмечает наилучший ре-зультат у группы.

Педагог предлагает остановится на следующей остановке «Современная одежда»

Предлагает детям выбрать на интерактивной доске одежду, которую они видят каждый день на своих сверстниках и взрослых. Дети перечисляют водный транспорт.

Выполняют движе-ния, по показу педа-гога.

Рассматривают изображения, слу-шают рассказ.

Садятся на стулья, возле

Несколько детей (4-5) добавляют укра-шения для сарафана.

Дети делятся на че-тыре подгруппы. Для каждой под-группы на столе приготовлены кар-тинки, на каждой из которой нарисован один из этапов вы-ращивания льна и изготовления одеж-ды (сеяние, уборка, вымачивание, трепа-ние, чесание, пряде-ние, ткут холст, шьют рубашки).

Несколько человек (3-4 человека) выби-рают современную одежду, и убирают ее в шкафы комода. Верхний шкаф – го-ловной убор; второй шкаф – обувь; тре-тий шкаф – одежда.

Учится выделять сильные стороны у каждой работы, анализировать.

Расширение (до-полнительные задания) Предлагает распределить по реке времени картинки с изображениями одежды (древней, старинно рус-ская одежда, одежда наших дней).

Педагог показывает иллюстрацию Василисы Пре-мудрой, и предлагает вспомнить на какой остановке они видели похожий наряд.

Обобщает ответы детей, и предлагает в своей груп-пе написать письмо героям Ване и Вере, и расска-зать про путешествие. Нарисовать рисунки Васили-сы Премудрой. Предлагают вариан-ты ответов.

Делятся впечатлени-ями; выражают соб-ственные чувства к проделанной работе; высказывают эмоци-ональный отклик.

Обдумывание в ко-мандах идеи для дальнейшего разви-тия истории. Рост навыков вза-имодействия в ко-манде, адекватно-го оценивания, умения договари-ваться, донести свою точку зрения до собеседника.

Читайте также:  Какая река протекает в омской области

В одном городе под названием «Белый па-рус», на улице Морская, жили брат и сестра. Брата звали Алёша, а сестрёнку Вера, они были умными и талантливыми ребятами, и любили читать книги. Но, их главное увлечение было иллюстрировать книги, добавлять к печатаному тексту яркие и красочные рисунки.

Однажды они прочитали сказку о «Васили-се премудрой», произведение им очень понра-вилось и хотелось поскорее нарисовать к нему иллюстрацию. Ваня справился очень быстро, когда он показал рисунок Вере, та очень странно отреагировала. Она стала смеяться громко, и бормотала про себя «Такого не может быть!».

— Как не может быть! Очень даже красивая кеп-ка, и шорты с майкой мне то же очень нравятся.

— Кепка и шорты и мне нравятся, но Василиса Премудрая должна быть в красивом сарафане и кокошнике!

— Что такое за кокошник, не может быть, кепка и шорты! И почему ты так решила? Что это за одежда?

— Я не знаю, мне об этом бабушка рассказывала. Первыми материалами для одежды первобытного че-ловека были растения и шкуры.

В Альпах была найдена ледяная мумия первобытного человека «Эци», жившего 3300 лет до н. э. Одежда Эци ча-стично сохранилась и её удалось рассмотреть.

Он носил плетёный соломенный плащ, а также кожа-ный жилет, шапка из медвежьей шкуры с кожаным ремнём через подбородок. Широкие водонепроницаемые башмаки, судя по всему, были предназначены для походов по снегу.

Обязательным предметом русских людей была рубаха. Наши предки считали, что именно она оберегает человека от злых сил.У старинной мужской рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. По-этому такую рубаху называли косовороткой.

Каждый раз поутру надеваю я трубу.

Ну, не догадаться вам?

зовётся… (сарафан)

Поверх длинной рубахи женщины надевали сарафан, укра-шенный лентами,вышитыми узорами: цветами, солнцем, птицами и просто крестиком.

Конспект образовательной деятельности с детьми 5–6 лет. Путешествие по реке времени «История ложки» Тема образовательной деятельности: Путешествие по реке времени «История ложки» Методы и приемы реализации содержания занятия — беседа.

Конспект занятия (образовательная область «Познание») «Путешествие по реке времени «История часов» Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие Вид деятельности детей: — познавательно-исследовательская, — двигательная,.

«Откуда пришло к нам тепло?» Конструкт НОД для старшего дошкольного возраста по технологии «путешествие по реке времени»«Откуда пришло к нам тепло?» Конструкт НОД для старшего дошкольного возраста по технологии «путешествие по реке времени» Конструкт НОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста «Путешествие по «Реке времени»: «Откуда пришло к нам тепло?»[/b][/i].

НОД с элементами лего-конструирования в подготовительной группе «Путешествие по реке времени. Как изготовляют муку» НОД с элементами ЛЕГО конструирования в подготовительной группе: «Путешествие по реке времени — Как изготовляют муку» Воспитатель: Лисицина.

Организации совместной непосредственно образовательной деятельности по технологии «Путешествие по реке времени» организации совместной непосредственно образовательной деятельности по технологии «Путешествие по реке времени» Попова С. Н. Тема: «История.

Проект «Путешествие по реке времени от прошлого к настоящему»Проект «Путешествие по реке времени от прошлого к настоящему» «Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие.

Технологическая карта «Волшебное путешествие в зимнюю сказку» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Организации детской деятельности в ДОУ Неделя «В мире художественных жанров» Тема «Волшебное путешествие в зимнюю.

Технологическая карта НОД «Путешествие в страну математики» Возрастная группа: от 6 до 7 лет Тема: «Путешествие в страну математики» Задачи: — закрепить умение считать в пределах десяти в прямом.

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Мы идём в Зоопарк» технологическая карта ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ Мы идём в Зоопарк» Разработала: Абломова Наталья Леонидовна воспитатель МБДОУ «25 «Ягодка» Городской.

Занятие-исследование «Путешествие по реке времени» в средней группе «От динозавров до нашего времени» Занятие-исследование «Путешествие по реке времени» в средней группе на тему «От динозавров до нашего времени» Средства: Наглядные – панно.

Источник

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в историю возникновения одежды»

Чаманова Светлана Леонидовна

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы

Тема занятия: «Путешествие в историю возникновения одежды»

Технология: Путешествие по «реке времени» по Коротковой Н.А.

Цель: Создание условий для формирования представления о временных отношениях посредством ознакомления с историей возникновения одежды.

Актуализировать представления детей по теме «Одежда».

Познакомить детей с историей возникновения одежды (когда появилась первая одежда, кто её изобрел; как одежда менялась со временем и др.).

Упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: истории возникновения одежды).

Совершенствовать умение формулировать проблему (задачу); самостоятельно искать пути решения; ставить цель; планировать свою деятельность по достижению этой цели; контролировать правильность решения.

Развивать построение высказывания; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Развивать все компоненты устной речи; совершенствовать грамматический строй речи, побуждать детей интересоваться смыслом новых слов.

Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач, умение работать в группе.

Технические: ноутбук, запись фоновой музыки, шум реки, треск костра; презентация «Путешествие в историю возникновения одежды»;

Методические: панно «река времени»; картинки с изображениями людей в одежде разных эпох (древности, старины, нашего времени).

Организационные: столы, материалы для практической работы

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов

1. Обсуждение реального события

— Ребята, посмотрите что это?

-Да, это старые фотографии. Я принесла их для того, чтобы показать, какую одежду носили раньше люди.

— Как вы думаете, чем отличается одежда на фотографии от одежды, которую носите вы?

Ведет диалог с детьми. Поощряет детей к высказыванию. Эмоционально вовлекает детей в обсуждение

Психологический настрой на предстоящую деятельность, создание атмосферы заинтересованности и психологического комфорта.

Дети свободно располагаются в группе. Заинтересованные дети присоединяются, вступают в диалог с воспитателем. Высказывают свои предположения.

2. Постановка целей исследования

-А вы задумывались о том, когда появилась первая одежда? А хотите узнать?

-Для того, что бы ответить на эти вопросы, нам с вами нужно из настоящего времени отправиться в далекое, далекое прошлое. Я вас приглашаю отправиться в путешествие по реке времени и посмотреть, какую одежду носили наши предки. Да, именно по реке, потому что течет не только вода, но и время.

Педагог создает проблемную ситуацию.

Вместе с детьми определяет цель деятельности. Вовлекает детей в совместное планирование.

Дети добровольно присоединяются к деятельности.

3.Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала,

работа со слайдами

-А на чем мы с вами отправимся в путешествие по «реке времени»?

Итак, мы отправляемся с вами в путешествие.

А вот и река времени. Чтобы наш корабль поплыл, нужно сказать волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В древности мы побываем — много нового узнаем»

Отправляемся в путешествие.

Рассказ воспитателя о выделке шкур.

Практическое задание «Соедини кусочки замши с помощью кожаных полосок».

Исследование образцов тканей разной фактуры.

Вовлекает детей в совместное планирование способа передвижения.

Беседа с детьми по мультимедийной презентации.

Каждый слайд является остановкой «во времени».

Педагог организует обследовательскую деятельность детей. Даёт детям исследовать кусочки меха животных.

Мотивирует детей поделиться на пары для выполнения практического задания.

Дает детям исследовать образцы тканей.

Мотивирует детей к размышлению

Слушают, рассматривают, задают вопросы, рассказывают, объясняют, выражают собственные суждения по поводу увиденного, делятся впечатлениями.

Дети рассматривают, обследуют.

Сравнивают, делают вывод с помощью педагога.

Дети вспоминают правила работы в паре.

Обследуют. Рассказывают об ощущениях.

Наблюдают за преобразованием.

Выражают собственные чувства.

4.Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

Ребята, я приготовила для вас панно – «Река времени», которое символизирует движение исторического времени: от прошлого к настоящему. На панно отмечены 3 остановки (метки). Первая метка с изображением первобытных людей – это наша первая с вами остановка.

Вторая метка с изображением людей в старинных костюмах — это наша вторая остановка в путешествии.

Читайте также:  Иосиф гольман хранитель реки

Третья метка с изображением людей в современной одежде – это наша третья остановка под названием «Наше время».

Работа с панно «река времени»

Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, последовательность. Мотивирует детей поделиться на группы при помощи фишек

Способствует групповой работе детей во время выполнения задания – разложить предметные картинки согласно временных промежутков

«Древность», «Старина» и «Наше время».

Переносят полученный опыт из одной деятельности в другую.

Дети сортируют предметы на реке времени.

Анализируют, сравнивают. Самостоятельно решают поставленную задачу. Делают выбор.

5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования. Рефлексия.

-Ребята, мы с вами заполнили нашу «реку времени». Давайте посмотрим на результат нашей работы.

— Зачем мы отправлялись с вами в путешествие? Нашли мы ответы на интересующие вопросы?

— Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Что вас удивило?

Педагог совместно с детьми разбирает полученный результат.

Объясняют. Доказывают. Делятся впечатлениями, выражают собственное мнение о проделанной работе.

6. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

-Ребята, мы можем знать, что нас ждет в будущем? Мы можем помечтать, пофантазировать. На панно «река времени» осталось место. Вы можете придумать и зарисовать модели одежды, которую будут носить люди в будущем. Доклеить ваши рисунки на панно «река времени» и рассказать о своих моделях и нашем путешествии друзьям, воспитателям и родителям.

Предоставляет детям возможность высказываться. Поощряет высказывания. Комментирует высказывания. Показывает заинтересованность. Благодарит за совместную деятельность.

Источник

Технологическая карта НОД интегрированного занятия «Река времени по теме Одежда»

Технологическая карта НОД

Учитель-дефектолог

МАДОУ детского сада «Надежда»

города Кирово-Чепецка

Утробина Наталья Борисовна,

Воспитатель Кутявина Лидия Ивановна

Подготовительная группа

Тема «Путешествие по реке Времени»(«Одежда»).

Образовательные области.

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности.

Познавательно-исследовательская,игровая, двигательная,коммуникативная, продуктивная.

Образовательные.

— Способствовать закреплению понятий о том, как люди в течении времени изменяли одежду.

— Совершенствовать представления детей о сезонной одежде.

— Способствовать развитию диалогической речи, активизации в речи новых слов.

— Побуждать к составлению предложений по опорным словам.

— Закреплять умение отгадывания тканей на ощупь.

— Способствовать развитию эстетического вкуса.

Коррекционно-развивающие.

-Создавать условия для осуществления, зрительного,слухового внимания и памяти, зрительного восприятия.

-Способствовать развитию памяти, мышления,внимания, фонематического слуха.

Воспитательные .

-Воспитывать умение слушать своего сверстника.

-Способствовать воспитанию формирования навыков самостоятельности, сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

-Создавать условия для формирования положительной установки на участие в занятии.

Оздоровительные.

-Поддерживать двигательную активность ,проводить работу по снижению утомляемости.

— Способствовать развитию правильной осанки при работе за столом.

Путешествие ,душегрея , косоворот, кафтан ,сарафан ,слова, предложение ,компас , карта, первобытные люди, шкура ,ткань, удобная, красивая, современная, трикотажное, шерстяное , драповое и т д. ,модельеры, швеи, портные ; пришивать, вышивать, отрезать, вырезать, стирать .

Предварительная работа.

Игровые упражнения «В какое время года носят одежду?», «Определи, из чего сшита одежда?»

Оборудование.

Мольберт, река Времени, магниты, карта, компас ,иллюстрации с предметами одежды, фонограмма музыкиВИА «Лейся песня» – «Песенка Сапожника» — минусовка, презентации острова Древность, Современность, ноутбук,проектор.Карточки — схемы ( книга, глаз, ТВ, компьютер).

Карточки образцов одежды с тканями, листочек в клеточку ,вырезки из журнала, разные виды ткани, простой карандаш,фломастер, клей ПВА. Игра «Соедини ленточкой одежду к ткани».

Воспитатель :

Упражнение «Доброе утро»

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Дети, я очень рада видеть вас и наших гостей. А вы дети рады меня видеть и наших гостей?(спасибо мне очень приятно)

Дифференцированные вопросы

-Вы все сегодня такие красивые и нарядные. А как вы думаете, всегда ли люди носили красивую и удобную одежду?

— Как мы можем узнать об этом?(карточки-схемы выставляются на доску)

Ответы детей: Прочитать в книгах, энциклопедиях. Посмотреть по телевизору. Поискать в компьютере. Спросить у взрослых.

Знакомство с темой

Воспитатель :- А вы хотите узнать и выяснить, какая одежда была раньше? Что же нам сделать? (Ответ детей: Отправиться в путешествие. )

-Что же нам поможет в путешествии, чтоб не заблудиться?- (Карта, компас.) Рассматривание карты.

Прочитайтекак называются Острова, на которых мы остановимся : Древность, Старина и Современность .

-Как выдумаете эти острова находятся в одном времени? (варианты ответов детей)

Время-это настоящее ,прошлое ,будущее. Как вы думаете Остров Древность – это …?(ответы детей) Как река течет от одного острова к другому,так и время движется вперед как река. Представление реки Времени.

Первый остров на карте(смотрим вместе с детьми) Это-… остров «Древность» как показывает стрелка, находиться на западе. Давайте по компасу найдем, в какую сторону нам нужно идти.(Презентация)

2.Беседа о первобытной одежде людей. (Перед детьми силуэт древнего человека).

Воспитатель : -Посмотрите на древнего человека, обратите внимание на его одежду.

— Какая была одежда? (кожаная, меховая)

-Как они ее изготовляли? ( для 1 подгр.)

-Как вы думаете, почему древние люди носили такую одежду?

Ответы детей (они охотились на животных, из шкур изготовляли одежду. )

Она согревала их в холода и защищала на охоте от когтей диких животных.

3.Игра «Подбери одежду первобытному человеку»

Я предлагаю подобрать одежду, которую мог носить древний человек, и приклеить его на «Реку времени».

Обратимся снова к карте.Нас встречает следующий остров? «Старина».Как вы думаете Остров Старина – это какое время?Берем компас, чтоб не заблудится.Стрелка нам показывает, что нужно двигаться к югу.

Остров «Старина» -на этом острове мы познакомимся с новыми словами.

4.Игровое упражнение «Дарю новое слово » (косоворот, сарафан, кафтан, душегрея). На доску вывешивается по одной иллюстрации.

Воспитатель : — Вы говорили ребята, что можно узнать что-то новое из книг, энциклопедий. Давайте этим воспользуемся. Читаем в энциклопедии, что такое кафтан?

Дифференцированныйвопрос

-Душегрея, что это за одежда? Ребята, давайте попросим наших гостей помочь нам. Ребенок с микрофоном подходит к гостям и задает вопрос: «Скажите пожалуйстачто такое душегрея?» (гости дают верный ответ)

-Дети , а может вы знаете, как называется эта одежда?

— Что такое косоворот, обратимся к интернету.

5.Игра «Подбери одежду старины» Предлагаю детям отбор одежды, которую носили в старину и приклеить на «Реку времени».

Учитель –дефектолог :люди в старину шили ,вышивали.Чем ? ( швейными машинами ?)- своими руками .И мы сейчас с вами поиграем в игру .

Динамическая пауза:координация движений «Ниточка с иголочкой» (под музыку)

Дети берут друг друга за руки – «ниточка». Впереди ведущий – «иголочка».

Ниточку тяну, тяну. (Дети идут по контуру круга )

За собой ребят веду.

Ты мой друг, и я, твой друг,

Вышиваем вместе круг.

Ниточку тяну, тяну. (Дети идут по контуру квадрата)

За собой ребят веду. Здесь работать каждый рад. Вышиваем мы квадрат.

Учитель –дефектолог -Что нас ждет дальше в нашем путешествии? Что нам подсказывает карта? Остров «Современности»- Как вы думаете Остров Современности – это какое время? (настоящее)

Дифференцированные вопросы

-Вспомните виды одежды, которую носят современные люди.(ответы детей: детская,взрослая,сезонная.)

— Чем она отличается от той, которую мы видели на предыдущих островах? (ответы детей:удобная,красивая, современная )

6.Практическое упражнение «Определи, из чего сшито?» (сидя за столами)-задание из сундука.

-Определите на ощупь, из какой ткани сшита одежда?( пальто из…(драпа) какое ?-драповое, куртка из ..(кожи), футболка из …( трикотажа), блузка из.. ( шелка), юбка из… ( шерсти).

(Какая ткань толще драп или шёлк? Значит шёлк-…(тоньше драпа).

7.Игровое упражнение «Составьте предложение» с этими словами( у каждого разныекарточки)

Дети озвучивают придуманные предложения.(Варианты ответов детей : Мама купила драповое пальто .Дочка надела на прогулку болоневую куртку.)

-Какое предложение вам понравилось?Давайте составим его схему.

8.Практическое упражнение «Составь схему»

Реч инструкция: «Запишите схему предложения на листочек.Взаимопроверка

СамопроверкаПосмотрите на доску,проверьте правильно ли вы сделали схему (наглядность).

Дифференцированные вопросы:–Назови, сколько слов в предложении ?

Назови короткое слово? Произнеси 3-е слово в предложении.

Почему оно пишется с большой буквы?(имя человека).

9.Практическое упражнение «Соедини вид одежды с тканью» — дети за столами соединяют фломастером (либо протягивают ленту в перфорации) предметы одежды с видом ткани .Количество и предметов одежды и порядок у всех разный .

Читайте также:  Река лена местность где протекает

10.Игра «Подбери одежду Современности»- дети приклеивают на «Реку времени» одежду, которую носят в настоящее время.

-Дети, а как называют людей, которые придумывают и шьют одежду в наше время? ( ответы детей : модельеры, швеи, портные. ) А где они работают?

-А вы сами хотели бы поработать в ателье? Ну что ж идемте, нас уже там ждут. Дети заходят в группу.

11.Практическая деятельностьсоздание журнала «Мода».

Воспитатель:- Добрый день я очень рада, что к нам пришли молодые специалисты. Хочу вас спросить, как вы умеете работать с тканью? (Ответы детей: пришивать, вышивать, отрезать, вырезать, стирать.)

— В наше ателье поступила разная ткань и нам сегодня нужно подобрать ткань для разных видов одежды. Поможете мне в этой работе? Тогда приступаем. Создание журнала «Мода».

Дети выбирают готовые шаблоны одежды и подбирают ткань в прорези на заготовки страниц будущего журнала (звучит музыка).

-Нам пора возвращаться из путешествия. На всех островах указанные на карте мы побывали. И река Времени у нас пополнилась одеждой.

Заключительный.

Воспитатель:

-Что нового узнали?Какое задание было трудным? Какое задание было лёгким? Ребята, а мне кажется, мы не на всех островах с вами побывали. Давайте еще посмотрим на карту: видите маленький остров с сундучком и находится он недалеко от нас, на западе, там много зеленых растений. (В сундучке игры.)

Учитель –дефектолог:

Рефлексия Выберите смайлик с каким настроением вы сегодня поиграли.

Источник

Занятие река времени одежда

Автор: Гарбар Ирина Александровна

Организация: МБДОУ №28 «Ветерок»

Населенный пункт: город Лесной Свердловская область

Форма организации: групповая.

Задачи:

— Систематизировать знания о предметах письма людей в древности, прошлом и настоящем, сформировать представления детей об их разнообразии.

— Обогащать словарный запас детей

— Учить составлять хронологическую последовательность истории предметов письма на панно «Река времени»

— Развивать логическое мышление и сообразительность

— Развивать познавательную инициативу детей в процессе работы в команде.

— Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.

Средства:

Раздаточный материал — картинки с изображением предметов письма в древности, прошлом и настоящем

Демонстрационный материал – панно «Река времени», уголь, палочки, перья, перьевые ручки, чернила, чернильницы, бумага , шариковые ручки.

Мультимедийные: компьютерная презентация «История ручки»

Музыкальные: звуковые эффекты

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, какой праздник был в выходные дни?

Дети: День матери.

Воспитатель: А мы будем поздравлять наших мам завтра, у нас есть приглашения, давайте допишем их. Проходите за столы. Перед вами лежат приглашения, в которых надо обвести буквы ручкой.

Дети берут ручки, начинают обводить. У некоторых детей не получается.

Дети: Ручка не пишет.

Воспитатель: Не пишет? Как вы думаете почему?

Дети: Закончились чернила.

Воспитатель: Да, ребята все дело в чернилах. А вам интересно узнать, где и когда появились чернила?

Дети: Интересно.

Воспитатель: Тогда надо отправиться в путешествие в Прошлое. А как мы путешествуем в прошлое предметов?

Дети: По реке времени.

Воспитатель: Да, а сегодня мы сможем туда попасть, если построим ворота Времени. Вот и модули, из которых будем строить ворота Времени, и схема есть. Приступаем.

Воспитатель: Вы настоящие строители! Ворота Времени построены, можно проходить. Друг друга за руки возьмем и через ворота Времени пройдем.

Звучит загадочная музыка, воспитатель и дети змейкой проходят через ворота и встают вокруг столов полукругом.

Воспитатель: Ребята мы с вами оказались в далеком-далеком прошлом в древности. О-о-о смотрите, деревянные палочки , уголь. Древние люди еще не умели разговаривать и общались с помощью рисунков. Они рисовали палочками на земле, углем на камне. Палочка-это и была первая ручка, которая называлась стиль. Давайте попробуем писать как древние люди.

Дети пробуют писать палочкой по песку и углем по камню.

Воспитатель: Вам удобно писать? Как вы думаете, такие записи надолго сохранятся?

Дети: Нет ненадолго.

Воспитатель: Почему? Докажите.

Дети: Записи стираются, ветер раздувает, вода смывает.

Воспитатель: Да, они не долговечны. А вам интересно узнать, на чем же еще писали древние люди?

Дети: Да, конечно.

Воспитатель: А где, откуда мы можем узнать? 3

Дети: Из журналов, из энциклопедий.

Воспитатель: Согласна, а ещё можно узнать в справочном бюро. А вот и оно.

Показ презентации (наскальные рисунки, глиняные таблички)

Воспитатель: Ребята, в этом времени в древности были чернила?

Дети: Нет, чернил не было.

Воспитатель: Тогда нужно отправляться дальше. Друг друга за руки возьмем и через ворота Времени пройдем.

Звучит загадочная музыка, воспитатель с детьми проходит через ворота времени к столам.

Воспитатель: Ребята мы с вами переместились в старину. Вы догадались, чем писали люди в старину?

Дети: Перьями птиц.

Воспитатель: Какие вы догадливые, перья использовались гусиные, лебединые. Люди обмакивали острый кончик пера в чернильницу с чернилами и писали на бумаге. Слово «чернила» произошло от слова «чёрный», потому что самые первые чернила делали из угля или сажи, и они действительно имели черный цвет. Чтобы перо быстро не стиралось, придумали железные наконечники и стали одевать их на деревянную палочку. Так появилась перьевая ручка. Давайте попробуем обмакивать перья в чернила и писать.

Дети пробуют писать перьями.

Воспитатель: А так удобно писать?

Дети: Нет. Перья гнутся, остаются кляксы, рвется бумага, постоянно надо обмакивать перо в чернила, мараются руки.

Воспитатель: Ребята, давайте обратимся снова к справочному бюро, и посмотрим, а как же люди писали перьями в старину.

Показ презентации (А.С.Пушкин)

Воспитатель: Ну вот, мы и нашли чернила, а они нам подойдут? Мы сможем заправить ручки?

Дети: Нет, они жидкие, будут вытекать из ручки.

Воспитатель: Вы правы и люди захотели еще усовершенствовать перьевую ручку, и придумали шариковую ручку. Шариковую ручку уже изобрели в настоящее время — время, в котором мы живем. Давайте вернемся обратно в современность и посмотрим ,как устроена шариковая ручка. Друг друга за руки возьмем и через ворота Времени пройдем.

Звучит загадочная музыка, воспитатель и дети проходят через ворота времени.

Воспитатель: Давайте пройдем к столам и присядем. Ребята как называется ручка, которой мы пишем?

Дети: Шариковая.

Воспитатель: А почему она так называется? Давайте разберем наши ручки и увидим, как они устроены внутри.

Дети разбирают ручки.

Воспитатель: Из чего состоит шариковая ручка?

Дети: Корпус, колпачок, стержень , шарик.

Воспитатель: На конце шариковой ручки есть крошечный шарик, еле-еле заметный. Шарик крутится, обмакивает в пасту то один бок, то другой бок и оставляет следы на бумаге. Давайте возьмем лупы и его рассмотрим.

Дети берут лупы и рассматривают шарик.

Воспитатель: Шариковые ручки бывают разные. Есть ручки, у которых 2,3,4 стержня — это авторучки, гелиевые ручки, деревянные, сувенирные. В стержень уже заправлены не чернила, а паста. Раньше паста была только фиолетовая, а позже изобрели зеленую, черную, красную

Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть в игру «Чем нарисована картина?». Перед вами лежат картины, постарайтесь отгадать, чем они нарисована.(фломастерами, красками, мелками, ручками).

Воспитатель: Ребята, на столах лежат картинки, на которых изображены предметы для письма в разное время. Вы такие внимательные, я уверена, что вы вспомните, к какому времени они относятся, и разместите их на реке времени. Давайте возьмем по картинке и подойдем к реке времени. А мальчики, как настоящие рыцари уступят девочкам первыми приклеить картинки.

Дети размещают картинки на панно «Река времени».

Вот какой долгий исторический путь прошла шариковая ручка. А мы будем смотреть на реку времени и вспоминать о нашем путешествии в прошлое.

Воспитатель:

— Чем же вам больше всего понравилось писать?

— А удобней всего чем? Почему?

— Чем писали люди сначала?

— Что появилось потом?

— А чем пишут сейчас?

А сейчас давайте заменим стержни и допишем приглашения нашим мамам.

Источник