Меню

За рекой косили вид предложения



Односоставные предложения

Односоставные предложения

Односоставные предложения – это такие предложения, в которых отсутствует один из главных членов предложения. Если нет подлежащего, то эти предложения называются глагольными, нет сказуемого – назывными.

В номинативных предложениях содержится сообщение о существовании предмета. Отсутствие глагола указывает на общие грамматические показатели реальной модальности и настоящего времени. Модальность выражается с помощью интонации: Лето. Лето! – реальное; Лето? – ирреальное. Частицей передается ирреальное значение желательности: Скорее бы лето!. Главный член не указывает на лицо, хотя по семантике предложение соотнесено с 3 лицом.Главный член предложения может распространятся второстепенными членами, образуя словосочетания: Полная луна; Начало июля; Славный вечер.

Назывные предложения чаще всего встречаются в публицистическом и художественном стилях.

Определенно-личные предложения – односоставные предложения, грамматическая основа которых выражена сказуемым с окончанием, указывающим на 1, 2 лицо. Это не могут делать формы 3 лица единственного и множественного числа, прошедшего времени и сослагательного наклонения, инфинитива.Глагол не нуждается в наличии местоимения, т.к. значение конкретного лица передается личным окончанием: я, ты, мы, вы. Знаю, что шутишь. Все-таки верю. Разбуди завтра меня. Определенно-личные близки с двусоставными предложениями и часто используются для того, чтобы избежать повторения одного и того же слова. Они динамичны, внимание сосредоточено на действии.

Специфика определенно-личных предложений заключается в том, что эти предложения представлены в неполноте временной парадигмы, в невозможности выражения прошедшего времени соответствующей формой (у глаголов прошедшего времени нет лица, только род и число). Определенно-личные предложения могут образовать двусоставные предложения, если добавить местоимение или убрать: Отвезешь меня на пристань – ты отвезешь меня на пристань.

Неопределенно-личные предложения – главный член предложения – сказуемое – выражается глаголом 3-ого лица множественного числа настоящего или будущего времени либо множественного числа прошедшего времени. Внимание говорящего сосредоточено на действии. Действующее лицо остается в тени т.к. оно неизвестно или не важно для сообщения. Из Москвы говорят. Пишут мне. За рекой косили. Скоро объявят о результатах.

Неопределенно-личное предложение имеет полную модально-временную форму (формы времени изъявительного наклонения, формы сослагательного наклонения и формы аналитические формы повелительного наклонения с частицей пусть: В саду работают. – В саду будут работать. В саду работали. – В саду пусть работают. – В саду работали бы

Обобщенно-личные – в предложениях говорится о действии, которое приписывается всём и каждому в отдельности. Действующее лицо мыслиться обобщенно. Семантической особенностью глагольных форм в данных предложениях является обозначение вневременности. В этих предложениях главный член выражен так же, как в определённо— или неопределённо-личном предложении: глаголом в форме 2 лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонений или в форме 3 лица множественного числа изъявительного наклонения: Любишь кататься — люби и саночки возить. Цыплят по осени считают. Такие предложения представлены в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.

Безличные предложения – односоставные предложения, в которых сказуемое обозначает действие или процесс, происходящий независимо от действующего лица. Семантика безличного предложения:

  • 1) Выражается действия неопределенного деятеля, стихийной силы. Ближе к 2ухсоставному. Косвенное указание на деятеля может быть дано Тв. П. Хлестало в стекла дождиком косым
  • 2) Выражающие состояние природы и окружающей среды. Туманно и вьюжно
  • 3) Выражают психическое и физическое состоянии человека: мне не здоровилось
  • 4) обозначает состояние, обусловленное отсутствием чего либо или кого-либо. Как часто не хватает добрых слов
  • 5) С примыкающим инфинитивом и именной формы содержит оценку действия, названого инфинитивом. Обращаться со словами нужно честно.

Обязательные второстепенные члены предложения в составе безличных односоставных предложений:

  • 1) Дополнение в дательном падеже (дательный субъекта). Мне грустно.
  • 2) Дополнение в творительном падеже. Ночною дымкой даль заволокло.
  • 3) Прямое дополнение. Не слышно шума.

Инфинитивные предложения

Они отличаются рядом особенностей:

  • Инфинитив не обозначает процесс
  • Действие, выраженное инфинитивом, является потенциальным (желательное, возможное, невозможное, неизбежное и т.д.).
  • Инфинитив употребляется во вневременности; отсутствуют формы времени.

Примеры: молодости не воротить. Дочке в город уезжать. Инфинитив не указывает на лицо. Однако практически в любом односоставном инфинитивном предложении присутствует «объектный» член в форме дательного падежа: долго петь и звенеть пурге; тебе бы все с ружьем баловаться.

Система глагольных односоставных предложений.

Односоставные предложения могут быть близки по своей семантике и совпадать по форме главного члена. Поэтому возникают трудности в том, к какому типу отнести предложение.

Например, формы 2ого лица единственного числа и повелительного наклонения употребляются как в определенно-личных, так и в обобщенно-личных предложениях. Здесь более внимательно следует отнестись к семантике и грамматическим категориям. Предложение рук не наставишь – обобщенно-личное, так как деятель обобщен, действие протекает во вневременности, модальность имеет значение невозможности. При определении предложений с формой 3 лица множественного числа обращаем внимание на конкретное проявление времени и модальности. В комнате тихо поют – определенно личное предложение с главным членом в настоящем времени и с указанием на отношение действия к неопределенному деятелю. Здесь не курят – обобщенно-личное предложение с главным членом во вневременности, с модальностью невозможности, запрета, с указанием на обобщенного деятеля.

Синонимия односоставных и двухсоставных предложений.

Наиболее часто употребляемые синонимичные модели:

  • обобщенно-личные – инфинитивные: задним умом дела не поправишь (посл.) — задним умом дела не поправишь.
  • Номинативные – безличные: Тишина – Тихо. Везде веселье – Везде весело.
  • Номинативные – неопределенно-личные: В доме шум – В доме шумят.
  • Двусоставные – безличные: Течение унесло лодку – Течением унесло лодку. Девочка была весела – Девочке было весело.
  • Двусоставные – неопределенно-личные: вчера нам читалась лекция о Пушкине – Вчера нам читали лекцию о Пушкине.

Источник

2.Найти и выписать только неопределенно-личные предложения. Определить выражения сказуемых в них. 1). За рекой косили. 2). По дороге едут сани.3). В поселке строят новую школу. 4). Люблю зимний лес.5) Город и людей как будто подменили. 6). Первые шаги весны. 7). В клубе пели и плясали. 8). Мне не спится. 9). На балконе соседней дачи загорелся свет. 10). В дверь негромко постучали.

Ответ

Ответы

Ответ

Ответ

1) можно подставить местоимение я

3 и 5) можно подставить местоимение ты

2 и 4) непонятно, кто совершает действие

Ответ

1 предл,3 и 4 вот надеюсь нормально

Ответ

1. Завтра(обстоятельство) иду(сказуемое) с радистом и проводником горы(дополнение) (1-ое лицо, ед.ч. — «Я» иду)

3. Через два часа снова(обстоятельство) буду говорить(сказуемое) с врачом(дополнение) (1-ое лицо, ед.ч. — «Я» буду говорить)

5. Давай сегодня(обстоятельство) осмотрим(сказуемое) северные(определение) склоны(дополнение) (1-ое лицо, мн.ч. — «Мы» осмотрим)

6. Почему не идёшь отдыхать(сказуемое)? (2-ое лицо, ед.ч. — «Ты» не идешь отдыхать)

7. Не забудь сегодня(обстоятельство) сообщить(сказуемое) о событиях вчерашнего(определение) дня(дополнение) (2-ое лицо, «ты» не забудь)

Источник

Виды односоставных предложений

Общее значение Главный член и способы его выражения
I. Глагольные:
1. Определенно-личные
Обозначают действие конкрет-ного лица/лиц или принуждение к действию конкретного лица/лиц. Лицо легко угадывается; вмместо подлежащего можно поставить местоимения я, ты, мы или вы. 1) Сказуемое выражается: а) глаголом в форме 1 или 2 лица (не 3 лица!) ед. и множ. числа наст. и буд. времени: Читаю книгу.Напишешьмнеписьмо?; б) глаголом 2 лица ед. и множ. числа повелит. наклонения: Приходи завтра. Не волнуйтесьоб этом.
2. Неопределенно-личные
Обозначают действие, совер-шаемое неопределенными или необозначенными лицами. Лицо мыслится неопределенно, вместо подлежащего можно поставить местоимения они или кто-то. Сказуемое выражается: а) глаголом в форме 3 лица множ. числа наст. и буд. времени: Почтуприносятутром; б) глаголом в форме множ. числа (не ед. числа!) прош. времени: Утром по радио сообщили о митинге на площади. Вам звонилииз театра.
3. Обобщенно-личные
Обозначают действие вне времени и пространства, производитель которого мыслится предельно обобщенно. Вместо подлежащего можно поставить местоимения мы или сочетания каждый из нас, мы все, а также местоимения я, ты в значении « любой в этой ситуации». Сказуемое выражается глаголами: а) 1 и 2 лица ед. и множ. числа наст. и буд. времени изъявит. наклонения: Что имеем– не храним, потерявши– плачем; б) 2 лица ед. и множ. числа повелит. наклонения: Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь; в) 3 лица множ. числа наст. времени. изъявит. наклонения: Цыплят по осени считают.
4. Безличные
Обозначают состояние челове-ка или окружающей среды при отсутствии активногодеятеля, поэтому в предложении нет и не может быть подлежащего. Деятель может быть указан лишь косвенно и выражаться дополнением в форме личных местоимений в косвенных падежах – мне, ему, тебе, нам и др. Сказуемое выражается: а) безличными глаголами: Дышится легко.Вечерело. Меня знобит; б) личными глаголами в безличном значении: Здесь дует. Начинает светать; в) инфинитивом: С гор может повеятьхолодом. Не разговаривать!; г) наречиями на -о(-е): На улице белым-бело; д) словами состояния: Становилось холодно. е) словом нет или словами много, мало: Нет морозов. Много народу.
II. Именные:
Назывные
Обозначают существование чего-либо в момент восприятия. Второстепенными членами бывают только согласованные или несогласованные определения. Подлежащее выражается: а) существительным: Изморось.Сумерки.Дорогав степи; б) числительным с существительным: Три друга. Два часа дня. в) существительным с указательным местоимением: Вот и дом.А вот вокзал.

Запомните! В односоставных предложениях сказуемое не может выражаться глаголом в форме 3-го лица или в форме прошедшего времени, поскольку глаголы в этой форме не выявляют конкретного лица. Ср.: Стучат в дверь – здесь деятеля можно определить, это кто-то / они. Следовательно, предложение односоставное, неопределенно-личное. Постучал в дверь – здесь конкретного деятеля определить сложно, так как можно подставить любое из местоимений я, ты, он. Следоваетльно, предложение двусоставное неполное, с названным подлежащим. В таких предложениях конкретное лицо определяется предшествующим контекстом. Ср.: Я пришел к нему рано. Постучал в дверь. Мне никто не открыл – во втором предложении деятель (Я) не называется, поскольку он указывается в первом предложении, в результате чего исчезает необходимость в повторении местоимения.

Читайте также:  Река волга до строительства плотины

Тест 27. Разделите предложения на: а) двусоставные; б) односоставные.

1. За огромным письменным столом сидел костюм и не обмакнутым в чернила сухим пером водил по бумаге (Булгаков).

2. Шила в мешке не утаишь.

3. Сам дед был невелик ростом (Солженицын).

4. Приветствуютебя, пустынный уголок! (Пушкин).

5. Замечание штабс-капитана было извинительное (Лермонтов).

6. И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов).

7. Начинало смеркаться (Пушкин).

8. Посещение кухни было строго воспрещено Грею (Грин).

9. На кухне ему все казалось большим и поэтому пугающим (Грин).

10.За рекой косили и как-то заунывно пели старинную песню (Бунин).

11.Ставить самого себя высшим судьей в деле такого сорта было даже совсем неправильно (Достоевский).

12.Вы – добрый человек (Солженицын).

13.Страдать за всех, страдать безмерно, лишь в муках счастье находить (Плещеев).

14.Внизу, в зале, стали тушить огни (Чехов).

15.Дом у него был ничего себе (Шукшин).

Тест 28. Отметьте определенно-личные предложения.

1. Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою (Пушкин).

2. Было уже далеко за полдень (Стругацкие).

3. Из памяти твоей я выну этот день (Ахматова).

4. Иди один и исцеляй слепых (Ахматова).

5. Люблю грозу в начале мая (Тютчев).

6. В часы тяжелых дум, в часы разуверенья нам нужен образец терпения святой (Плещеев).

7. А уж следом за огнем встанем, ноги разомнем (Твардовский).

8. А остальных людей – всех знаешь (Горький).

9. Ума за морем не купишь (посл.).

10.Утром через силу поднялся и пошел в больницу (Чехов).

11.Стою один среди равнины голой (Есенин).

12.Завод только начали строить и бросили недостроенным (Симонов).

13.Упустишь огонь – не потушишь (посл.).

14.Сорви-голов не принимаю и корю (Высоцкий).

15.Прежде всего разберемся в происшедшем (Стругацкие).

Тест 29. Отметьте неопределенно-личные предложения.

1. И мою бесславную славу осиянным забвеньем смой (Ахматова).

2. Подали большую, очень жирную индейку (Чехов).

3. В местечке Торжок полк разбили по сотням (Шолохов).

4. Пора бы с грёзами проститься (Плещеев).

5. Сегодня мне письмá не принесли (Ахматова).

6. На мозаúчном полу уже было приготовлено кресло (Булгаков).

7. В семье много пели, играли на рояле (Паустовский).

8. Подошел ко мне и начал присматриваться (Горький).

9. Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! (Булгаков).

10.Дóма моего приезда как будто не заметили (Паустовский).

11.Цыплят по осени считают (посл.).

12.В этой семье Боброва недолюбливали (Куприн).

13.Устроюсь в городе – напишу (Трифонов).

14.Отопление пустили на полную мощность (Панова).

15.Хорошо в деревнях хлеб пекут (Горький).

Тест 30.Отметьте обобщенно-личные предложения.

1. Ума за морем не купишь (посл.).

2. Пашню пашут – руками не машут (посл.).

3. Возле этой осинки летом стог поставили (Пришвин).

4. Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово (Паустовский).

5. Без труда не вынешь и рыбку из пруда (посл.).

6. Что имеем – не храним, потерявши – плачем (посл.).

7. Из песни слова не выкинешь (поговорка).

8. С кем поведешься, от того и наберешься (посл.).

9. Перед рассветом проснешься, выйдешь на реку и обомлеешь от красоты природной (Песков).

10.Но не тесно в этой тесноте, и не душно в сырости и зное (Ахматова).

11.Век живи, век учись (поговорка).

12.Одной молодостью счастлив не будешь (Доризо).

13.Теперь возникли такие мысли – их книгой не покроешь (Горький).

14.Театр был пуст. От промозглого холода сводило руки (Паустовский).

15.Всего горя не переплачешь (посл.).

Тест 31.Отметьте безличные предложения.

1. К ночи становится холодно и росисто (Бунин).

2. Мглы как не бывало (Чехов).

3. Эти резкие переходы кажутся нам неожиданными (С.-Щедрин).

4. Везде к Митиному приезду все было прибрано, во всех комнатах были вымыты полы (Бунин).

5. Да тут голову сломишь! (Стругацкие).

6. Школы у нас на озере не было (Паустовский).

7. Про супругу Берлиоза рассказывали многое (Булгаков).

8. Небо заволокло тучами (Шолохов).

9. Лежачего не бьют (посл.).

10.Меня сначала коробило (Куприн).

11.Было что-то загадочное в ее лице (Грин).

12.Было ветрено и свежо (Чехов).

13.Здесь было холодно.

14.Уже второй раз на колокольне били в колокол (Горький).

15.Этой работе придавалось особое значение (Паустовский).

Тест 32.Отметьте безличные предложения.

1. Цилиндр растрепало вчерашним ветром (А.Толстой).

2. И не жаль мне прошлого ничуть (Лермонтов).

3. В окно была видна штукатурка соседнего дома (Серафимович).

4. В груди остро заныло (Серафимович).

5. Мне много рассказывали об этом штабс-капитане (Достоевский).

6. С каждым днем реку все больше затягивало льдом (Паустовский).

7. Нас чуть не с музыкой проводят, как простимся (Высоцкий).

8. Мне пора обратно ехать в Русь (Есенин)

9. Всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою (Лермонтов).

10.Прими с улыбкою, мой друг, свободной музы приношенье (Пушкин).

11.История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа (Лермонтов).

12.Через этот самый отрог нам и надлежало перейти (Арсеньев).

13.Спать было очень душно (Шишков).

14.Следующие два часа были для Грэя не долее трех секунд (Грин).

15.Затем ему перестало казаться (Грин).

Тест 33.Отметьте назывные предложения.

1. Тишина, и безлюдность, и солнечная зыбкость (Набоков).

2. Весны не будет! (Паустовский).

3. И природа в болезненном мраке не похожа сама на себя (Заболоцкий).

4. Вот и дворянское собрание и подъезд со швейцаром (Чехов).

5. Тропинка. Глушь лесная. Столетние кряжи (Щипачев).

6. Уютный домик с садом (А.Толстой).

7. Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет (Блок).

8. И утро так пустынно (Пастернак).

9. Но вот полдень в середине июля (Л.Толстой).

10. Имена как книги, говорящие о людях (Грин).

11.Шёпот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье

сонного ручья (Фет).

12.Она из далекого города, совсем далекого (Шукшин).

13.Я еще очень молод (Л.Толстой).

14.Апрель; оттепель; хмурь (Бунин).

15.Сколько народу лишнего в городе! (Горький).

Тест 34. Прочитайте отрывок из текста и выполните задания A–Е .

(1) На улице показалось все не так страшно, хоть и темнело (уже день таял), когда мы выехали за околицу. (2) Мело как будто полегче. (3) Косо, в одном направлении, в правую щеку. (4) Возница горой заслонял от меня круп первой лошади. (5) Взяли лошади действительно бодро, вытянулись, и саночки пошли метать по ухабам. (6) Я развалился в них, сразу согрелся и начал думать об умирающей девушке, к которой меня везли. (7) Год назад мне довелось оперировать так же разбившуюся на санях женщину. (8) Но тогда Бог спас, все обошлось.

(9) Незаметно меня охватила нега, и глаза как-то сами собою стали закрываться. (10) Я уже видел, как возвращаюсь домой, и чувствовал его тепло и уют. (11) Меня начало качать… (12) Голос возницы: «Вон, доктор, уже деревню видно!» ­– заставил меня очнуться. (13) Да, ни с чем не сравнишь то щемяще сладостное чувство, когда возвращаешься домой после долгого и трудного отсутствия (По М.Булгакову).

А. Какие простые предложения являются односоставными?

1) 2, 3, 12; 2) 2, 3, 11, 13; 3) 2, 3, 7, 11; 4) 2, 7, 11.

Б. Назовите сложные предложения (в том числе с прямой речью), в состав которых входят односоставные предложения.

1) 1, 6, 8, 13; 2) 1, 10, 12, 13; 3) 6, 13; 4) 1, 6, 12, 13.

В. Назовите безличные предложения (в том числе в составе сложных предложений и конструкций с прямой речью).

1) 1, 2, 6, 11, 13; 2) 1, 2, 3, 7, 11, 12; 3) 1, 2, 11, 13; 4) 1, 2, 3, 8, 11.

Г. Назовите неопределенно-личные предложения, в том числе в составе сложных предложений.

1) 6; 2) 1, 6; 3) 6, 13; 4) 6, 11, 13.

Д. Назовите обобщенно-личные предложения, в том числе в составе сложных предложений.

1) 1, 3, 6, 11; 2) 1, 2; 3) 1, 13; 4) 13.

Е. Назовите неполныепредложения, в том числе в составе сложных предложений.

1) 1, 3, 13; 2) 2, 3, 8, 12; 3) 2, 3, 10; 4) 3, 12, 13.

Тест 35.Отметьте правильную характеристику предложения.

А. В облачном движении этом все было живо и выпукло (Грин).

1. Простое, односост., распростр., неполное, пропущено подлежащее.

Читайте также:  За рекой знакомый голос слышится минус

2. Простое, односост., распростр., неполное, пропущено сказуемое.

3. Простое, двусоставное, распростр., полное.

4. Простое, двусост., распростр., неполное, отсутствует дополнение.

Б. Нам и мéста в землянке хватало вполне (Высоцкий).

1. Простое, односост., безличное, распростр., полное.

2. Простое, односоставное, неопределенно-личное, распростр., полное.

3. Простое, двусост., распростр., неполное, пропущено подлежащее.

4. Простое двусоставное, распространенное, полное.

В. На пароме с удивлением глядели на мельника и смеялись (Серафимович).

1. Простое, двусост., распростр., полное.

2. Простое, двусост., распростр., неполное, пропущено подлежащее они.

3. Простое, односост., определенно-личное, распростр., полное.

4. Простое, односост., неопределенно-личное, распростр., полное.

Г. Знал привычки и семейные дела каждого человека из команды (Грин).

1. Простое, односост., определенно-личное, полное.

2. Простое, распростр., двусост., неполное, пропущено подлежащее я.

3. Простое, двусост., распростр., неполное, пропущено подлежащее, обозначающее субъект действия ( я, он или ты).

4. Простое, двусост., распростр., неполное, пропущено подлежащее он.

Д. Вот она, невеселая рябь с журавлиной тоской сентября (Есенин).

1. Простое, двусост., нераспростр., полное.

2. Простое, односост., назывное, распростр., полное.

3. Простое, односост., назывное, распростр., неполное, пропущен глагол-сказуемое.

4. Простое, двусост., распростр., неполное, пропущен глагол-сказуемое.

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения поясняют (конкретизируют) главные или другие члены предложения: Небо затягивалось облаками – главные члены небо затягивалось; в качестве второстепенного выступает слово облаками, поясняющее (конкретизирующее) сказуемое: затягивалось (чем?) облаками.

Определение – второстепенный член предл., который отвечает на вопросы какой? чей? и, обозначая признак, свойство, качество предмета или явления, относится к именам существительным.

Способы выражения определения

Вид определения Способы выражения
Согласованные согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже 1) полное прилаг.: У него была стройная, худощавая фигура, решительно-небрежные, быстрые, точные и красивые движения, замечательное лицо (Куприн); 2) причастие: Побледневшее небо стало опять синеть; 3) порядковое числ.: На третий день пути лыжники вышли на равнину; 4) местоимение, которое склоняется как прилаг.: Вижу твой жребий на светлом челе (Пушкин).
Несогласованные не согласуются с определяемым словом (связаны с определяемым словом по способу управления или примыкания) – связанные управлением: 1) сущ. или местоим. в форме косвенных падежей: Белые двери привели в небольшую комнату с окнами на улицу и в сад (Горький); 2) синтаксически цельное словосочетание (сущ. и прилаг.): Ромашка величиной с ладоньхлестала по ногам. –связанные примыканием: 1) простая форма сравнит. степени прилаг.: Навряд тебе парня сильнееи крашевидать привелось (Некрасов); 2) наречие: Между окнами стоял гусар с румяным лицом и глазами навыкате(Тургенев); 3) инфинитив: Я выскочил из кустов, повинуясь пламенному желанию кинутьсяотцу на шею (Короленко).
Приложения Это определения, которые уточняют определяемое слово с точки зренияо национальности, родства, возраста, профессии, дают другое, собственное название субъекту или объекту 1) одиночное сущ., стоящее в том же пад., что и определяемое слово: Чижа захлопнула злодейка-западня (Крылов); 2) существительное, присоединенное особыми средствами: а) пояснительными союзами то есть, или, как и др.: Старый Эгль, как знаток сказочного мира, сразу увидел в девочке что-то необычное (Грин); Этот небольшой дворик, или курятник, преграждал дощатый забор (Гоголь); б) словами например, по имени, по прозванию, по фамилии и др.: В кухне воеводит повар Иван Николаевич, по прозвищу Медвежонок (Горький); 2) имена собственные, которые не согласуются в падеже: Обстоятельства гибели броненосца«Бородино» остались невыясненными (Новиков-Прибой).

Различайте определения, выраженные двумя или несколькими прилагательными или причастиями, и составные именные сказуемые, частью которых являются прилагательные и причастия. Ср.: а) Я оглянулся и увидел тысячи людей, (каких?) бледных и плачущих от счастья (Паустовский). Выделенная часть – обособленное определение; б) Тропинка была (какова?) глухая, заросшая травоюи засыпаннаямелкими камнями(Гайдар) – прилагательное и причастия являются здесь именной частью составного сказуемого .

Отличайте от приложений сложные слова изба-читальня, ясли-сад, плакун-трава, иван-чай, сочетания синонимического или антонимического характера друг-приятель, радость-веселье, грусть-тоска, купля-продажа, приём-выдача, а также сочетания типа хлеб-соль, руки-ноги. Все эти сочетания должны рассматриваться как единое целое.

Тест 36.Отметьте предложения с определениями, выраженными

а) именем прилагательным или причастием (причастным оборотом):

1. Через сотню метров мы вышли на веселую, приветливую опушку (Соловьев).

2. Из строя вышел солдат покрепче и, видимо, посмелее (Н.-Прибой).

3. Мне нравились ее черты (Пушкин).

4. Чтение вслух помогло мне исправить недочёты произношения (Чехов).

5. Король обедал в освещенной двумя люстрами зале (Стругацкие).

6. Я все ходил по улице; холодный дождь поливал меня (Чехов).

7. Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой (Заболоцкий).

8. На третий день пути лыжники вышли на равнину .

б) инфинитивом или наречием:

1. Он спрятал кошелку с намерением прийти доловить рыбу (Шолохов).

2. Весной Ванюше купили пальто на вырост (Бакланов).

Источник

Односоставные предложения.Подготовка к ГИА.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Бахтин Сергей Федорович

Скачать:

Вложение Размер
Материал взят из интернета 127 КБ

Предварительный просмотр:

Односоставные предложения — это такие предложения, в которых только один главный член (либо подлежащее, либо сказуемое)

Способы выражения сказуемого

Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, первое лицо

Люблю тебя, Петра творенье

Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, второе лицо

Восхищаешься чугунным узором оград

Глагол, повелительное наклонение

Красуйся , град Петров

Способы выражения сказуемого

Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, третье лицо, множественное число

Ведут ко мне коня

Глагол, изъяснительное наклонение, прошедшее время, третье лицо, множественное число

Потом его в степи без чувств нашли

Способы выражения сказуемого

Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, второе лицо, единственное число

Что посеешь , то и пожнёшь

Глагол, повелительное наклонение, настоящее время, второе лицо, единственное число

Береги платье снову

Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, третье лицо, множественное число

Дни поздней осени бранят обыкновенно

Обобщённо-личные предложения обычно являются пословицами, можно подставить слово «все»

Составное именное сказуемое

И скучно, и грустно, и некому руку подать

Простое глагольное сказуемое

Вам стоит подумать над моим предложением

Составное глагольное сказуемое

В доме было прохладно

Составное именное сказуемое

Состояние окружающей среды

Выделите грамматические основы предложения.

Определить тип предложений по наличию главных членов.

На опушке обнаженной рощи я отыскиваю большую кучу сухих осенних листьев, набиваю ими

полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу

свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся,

словно в них кто-то ворочается. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает от меня еж.

1. Определить тип текста и стиль.

2. От какого лица ведется рассказ?

3. Сказуемые обозначают действия одного и того же героя или разных лиц?

4. Какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего.

Выделите грамматические основы предложения.

Определить тип предложений по наличию главных членов.

На опушке обнаженной рощи я отыскиваю большую кучу сухих осенних листьев, набиваю ими

полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу

свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся,

словно в них кто-то ворочается. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает от меня еж.

1. Определить тип текста и стиль.

2. От какого лица ведется рассказ?

3. Сказуемые обозначают действия одного и того же героя или разных лиц?

4. Какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего.

Определить односоставные предложения или двусоставные.

Выделить грамматические основы.

1. На небе гаснут облака.

4. Соловьиное эхо несется к блестящей реке.

5. Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

7. Каждый звук и шорох слышу я.

Определить односоставные предложения или двусоставные.

Выделить грамматические основы.

1. На небе гаснут облака.

4. Соловьиное эхо несется к блестящей реке.

5. Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

7. Каждый звук и шорох слышу я.

Определить односоставные предложения или двусоставные.

Выделить грамматические основы.

1. На небе гаснут облака.

4. Соловьиное эхо несется к блестящей реке.

5. Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

7. Каждый звук и шорох слышу я.

Определить односоставные предложения или двусоставные.

Выделить грамматические основы.

1. На небе гаснут облака.

4. Соловьиное эхо несется к блестящей реке.

5. Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

7. Каждый звук и шорох слышу я.

1. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.

А. Весна берет свои права

Б. Под музыку осеннего дождя иду во тьме

В. Наступает длинный зимний вечер

Г. Тепло на солнышке

2. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.

А. Мужайся, сердце, до конца

Б. Не слышно шума городского

В. Бумагу для книг берут прочную

Г. В детстве мне ни разу не удавалось запустить змея

3. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.

А. Дни поздней осени бранят обыкновенно

Б. В дверь негромко постучали

В. Мне в душу повеяло жизнью и волей

Г. Приветствую тебя, пустынный уголок

1. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.

А. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.

Б. На пригорке то сыро, то жарко

В. Волка шапками не закидаешь (пословица)

Г. По ниве прохожу я узкою межой

2. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.

А. Ради роз терпят и шипы (пословица)

Б. Нигде жилья не видно на просторе

В. Со скрипом опустили трап

Г. Еду-еду в чистом поле

3. Подчеркните грамматические основы. Определить тип односоставных предложений.

А. Ведут ко мне коня

Б. Не спится, няня

В. Отворите мне темницу

Г. Люблю тебя, моя Россия

Хотелось ещё раз убедиться в своём счастье.

Ведут ко мне коня.

Морозило сильнее, чем с утра.

Вечер . Взморье . Вздохи ветра. Величавый возглас волн.

Красуйся , град Петра!

Хорошо в деревнях хлеб пекут .

Быть грозе великой.

Пройдите по городу на Неве, вглядитесь в него.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок.

В глазах у меня потемнело .

Нет уже ни положения в обществе, ни прежней чести .

Не было ни гроша , да вдруг алтын. (Пословица)

Век живи – век учись .(Пословица)

  1. В каком предложении сказуемое составное глагольное?
  1. Пастухов, подавая руку, продолжал отряхиваться и оглядывать свой костюм.
  2. В жаркий июльский день идёшь, бывало, крепко задумавшись, по лесной знакомой тропинке и вдруг остановишься.
  3. В саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломало одну старую липу.
  4. Вы, конечно, будете интересоваться результатами проведенного на той неделе голосования.
  1. В каком предложении нет составного именного сказуемого?
  1. Русский язык богат, образен, точен.
  2. Язык всем знаниям и всей природе ключ.
  3. Синонимика – сфера бесконечных возможностей речевого творчества.
  4. Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека.
  1. В каком предложении сказуемое простое глагольное?
  1. Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, ловок.
  2. Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа.
  3. Самые правила языка не изобретаются, а в нём уже существуют.
  4. Слово есть воссоздание внутри себя.
  1. В каком предложении неверно выделены грамматические основы? (Знаки препинания не расставлены).
  1. Величественные горы уже по-весеннему зеленеющие натянули на свои вершины зимние шапки опаляющие ледяным дыханием сады.
  2. Как только солнце начинает греть по-летнему многие отправляются в романтическое путешествие.
  3. Летели с залива серые низкие тучи на берег поднималась вода нагонял её свистящий ледяной ветер срывающий на своём пути верхушки деревьев.
  4. Все смотрели с удивлением на героя и видели что он смелее прекраснее их душой и лицом а глаза его горды как у орла.
  1. Какое предложение не является безличным?
  1. Мне выгоднее всего было бы остаться при вашей больнице как местному врачу.
  2. Всё темней и темней над землёю.
  3. Она мечтой стремится к жизни полевой.
  4. От его слов Никите становится нестерпимо жутко.
  1. Какое предложение является безличным?
  1. примите дивное посланье из края дальнего сего….
  2. О, как мне хочется смутить весёлость их….
  3. Вечер.
  4. Чувствуется приятная свежесть летнего утра.
  1. В каком ряду все предложения являются безличными?
  1. С каждым днём больному становилось всё лучше. Звонок звенел всё громче и настойчивей. Ты лучше всех.
  2. Мне очень скучно. Днем стало ещё холоднее. Идти по такой лестнице модно только одному.
  3. Каждое слово его всё продуманнее и точнее. Дом показался мне ещё мрачнее. Добрее этого человека я не знаю.
  4. Сегодня мне стало полегче. Вчера было жарче, чем сегодня. Дети всё ближе и ближе подходили к краю обрыва.
  1. В какое из предложений определенно-личное?
  1. Друзья отметят мой день рождения в узком кругу.
  2. Люблю зиму!
  3. Без совести и при большом уме не проживешь.
  4. Стемнело
  1. В каком предложении сказуемое составное именное?
  1. Мне хотелось бы купить новую кассету и переписать на неё концерт любимого певца.
  2. И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.
  3. Всё реже слышен голос незнакомки.
  4. Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
  1. В каком предложении сказуемое составное глагольное?
  1. Словом можно объединить людей.
  2. Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи.
  3. Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.
  4. Письмо – необходимое дополнение языка, сильнейший рычаг знания.
  1. В каком предложении сказуемое простое глагольное?
  1. В этом году мы будем изучать информатику.
  2. Всё темней и темней над землёю.
  3. В решении этого вопроса мне никто не может помочь.
  4. Скоро начало смеркаться.
  1. В каком предложении неверно выделены грамматические основы? (Знаки препинания не расставлены).
  1. Залился слезами честной купец обнял он свою меньшую дочь.
  2. Словно почувствовав приближение грозы рыба перестала клевать.
  3. В опустевшем саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломало одну старую липу.
  4. Когда я вошёл к Орлову с платьем и сапогами он сидел на кровати свесив ноги на медвежий мех.
  1. В состав какого предложения не входит безличное?
  1. В глазах темно, и замерла душа.
  2. Блажен, кто верует, тепло ему на свете.
  3. Шалун уж заморозил пальчик: ему и больно, и смешно…
  4. Мы хорошо знали, что ещё долго в этом доме говорили о том, как Алексей смог решиться на такой поступок.
  1. В каком ряду все предложения являются безличными?
  1. Надо вовремя вернуться домой. Екатерина ещё печальнее, чем обычно. Люди премудрые тихо живут.
  2. Подъём в гору всё круче. Верхом он ездит лучше всех. Они стараются вести себя умнее и осторожнее.
  3. Уже поздно идти в магазин. Сегодня нужно отослать письмо. День ото дня глаза грустнее.
  4. Пора возвращаться домой. Мне стало стыдно. Днём тяжело будет ходить.
  1. Какое сложное предложение состоит из двух неопределенно-личных?
  1. Выйду на озеро, в синюю гать, к сердцу вечерняя льнёт благодать.
  2. Над хвастунами хоть смеются, а часто в дележе им доли достаются.
  3. Забыли о свете вечерних окон, задули тёплый, рыжий очаг.
  4. Сяду да подумаю, как мне жить дальше.
  1. Какое из предложений является определено-личным?
  1. Над городом с ветром и молниями пронеслась туча.
  2. Вот уеду и больше не увижу вас.
  3. За рекой косили.
  4. Поздней осенью быстро смеркается.

Источник

План урока «Назывные предложения»

Тема урока : Односоставные предложения с главным членом – подлежащим.

Назывные предложения.

Цель урока : дать понятие о назывных предложениях; показать их значение, сферу их употребления; развивать речевую культуру учеников.

Методические приемы : работа с поэтическим текстом, составление плана, повторение, тренировочные упражнения .

Оборудование : карточки , раздаточный материал, дидактический материал, таблица

Ход урока

I .Организационный момент

Сообщение темы и цели урока

II . Проверка ранее изученного материала .

Работа по карточкам

Карточка №1

Разобрать предложение по членам, указать сверху части речи, дать характеристику.

Петушиное ку –ка – ре – ку послышалось на окраине деревни.

2. Объяснить правописание – н — в прилагательного петушиное.

Карточка №2

Указать тип односоставных предложений

Люблю грозу в начале мая. —

Волков бояться – в лес не ходить —

В город открыли (откроют) новый театр

Мне страшно —

Объяснительный диктант. Выделить орфограмму.

Поздороваться (по) приятельски, сварить варенье по старинному рецепту, собрались когда (то), сказал сначала, исследовать (по) новому, подуло (с)прав (о, а), пробираться (по) зимнему лесу, тратить время (в) пустую, чуть (чуть), виднелось издалек (о, а)

III Объяснение нового материала .

Запись предложений. Объяснительный диктант

Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь (Пушкин) 2)Бескрайние поля. 3)Важное историческое событие. 4)Вон остановка. 5)Вот поезд. 6)Большой сад. 7)Всюду сильно пахнет яблоками.

Вывод делают сначала сами уч-ся, а затем точное определения дает учитель. Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых главный член — подлежащее. В этих предложениях сообщается о каком – либо предмете, явлении, о которых утверждается, что они есть в настоящем. Главный член назывных предложений выражается существительным в И. падеже. Они могут быть распространенными и нераспространенными. Используются назывные предложения в публицистическом и художественном стилях, в разговорной речи.

IV .Закрепление. Выполнение упражнений.

Упражнение 290,291. Найти главные члены предложения.

Словарная работа

Погожая – хорошая, прекрасная

Поредевший сад –становится редким сад

Теплынь –теплая погода

Слобода – поселок около города

Взбалмошная луна – неуравновешенный, с причудами

Не прозвякнет —

V . Самостоятельная работа

Тестовая работа. Указать тип предложений .

За рекой косили.

Звезды в снежной тишине

Снег и ветер

Вот и смеркалось

Приезжайте к нам погостить

Слезами горю не поможешь.

Пришла весна.

Ну, как живешь.

Бурной жизнью утомленный, равнодушно бури жду.

Россия – моя Родина

Какая схема соответствует предложению .

1. Стемнело, поэтому зажгли лампу

а) безличное + опред – личное

б) безличное + неопределнно — личное

в) неопределенно – личное + безличное

г) неопред – личное + неопред – личное

Какая схема соответствует предложению .

Нам трудно терпеть, когда мы спешим.

1. двусоставное + двусоставное

2. двусоставное + безличное

3. безличное + двусоставное

4.назывное +двусоставное

2 .Какое предложение соответствует данной характеристике: простое, повествовательное, невосклицательное, односоставное, назывное предложение?

а) Осенний холодок.

б) Словом можно убить

в) Потерянное доверие не скоро найдешь

г) Его охватила решимость.

V /р. пересказ текста. Выделить назывные предложения

VII . Домашнее задание: упражнение 294 . Объясняю условие выполнения .

Подведение итогов.

— Что нового узнали на уроке?

— Какие предложения называются назывными? Приведите примеры.

Источник