Меню

За москвой рекой алея встал



Вопросы и ответы по русскому языку. Вопросы 1301-1350

1301. Нераспространенные обособленные определения есть в предложении

Голос подполковника, четкий и напористый, притягивал внимание Григория. (М. Шолохов)

1302. Большой Кремлевский дворец, возвышающийся на холме перед рекой Москвой, был построен в середине XIX века. Это предложение осложнено обособленным распространенным

1303. Могучие камни, оставленные ледниками, напоминают Васнецова, суровый пейзаж его богатырской заставы. (С. Коненков) Это предложение осложнено распространенным обособленным

определением и однородными дополнениями.

1304. В Москве находится памятник В. В. Маяковскому, созданный по проекту А. П. Кибальникова, известного русского скульптора. Это предложение осложнено распространенными обособленными

определением и приложением.

1305. Городу Алматы, южной столице Казахстана, расположенной в предгорьях Заилийского Алатау, немногим более ста пятидесяти лет. Это предложение осложнено распространенными обособленными

приложением и определением.

1306. Одна из красивейших площадей, находящихся в Москве, названа именем Ю. А. Гагарина, первого космонавта Земли. Это предложение осложнено распространенными обособленными

определением и приложением.

1307. В Москве находится памятник В. В. Маяковскому, созданный по проекту А. П. Кибальникова, известного русского скульптора. В этом предложении подчеркнуто обособленное распространенное

1308. Городу Алматы, южной столице Казахстана, расположенной в предгорьях Заилийского Алатау, немногим более ста пятидесяти лет. В этом предложении подчеркнуто обособленное распространенное

1309. Городу Алматы, южной столице Казахстана, расположенной в предгорьях Заилийского Алатау, немногим более ста пятидесяти лет. В этом предложении подчеркнуто обособленное распространенное

1310. Городу Алматы южной столице Казахстана расположенной в предгорьях Заилийского Алатау немногим более ста пятидесяти лет. Количество запятых, пропущенных в данном предложении:

1311. Одна из красивейших площадей, находящихся в Москве, названа именем Ю. А. Гагарина, первого космонавта Земли. В этом предложении подчеркнуто обособленное распространенное

1312. Пораженный страхом, я иду за матушкой в спальню. (П.) В этом предложении подчеркнуто обособленное распространенное

1313. Одна из красивейших площадей находящихся в Москве названа именем Ю. А. Гагарина первого космонавта Земли. Количество запятых, пропущенных в данном предложении:

1314. Мундир! один мундир! он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету… (А. С. Грибоедов) В этом предложении подчеркнуты обособленные одиночные

1315. Мундир! один мундир! он в прежнем их быту когда-то укрывал расшитый и красивый их слабодушие рассудка нищету… (А. С. Грибоедов) Количество запятых, пропущенных в данном предложении:

1316. В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут весенние сады. (М. Шолохов) Это предложение с обособленным распространенным

1317. В полдень, по-летнему горячий и белый, они подъехали к сутулому особнячку на одной из привокзальных улиц. (М. Шолохов) Это предложение с обособленными

1318. Голос полковника, четкий и напористый, притягивал внимание Григория. (М. Шолохов) В этом предложении обособлены одиночные

1319. Утомленные маминой чистоплотностью, ребята приучались хитрить. (В. Панова) В этом предложении обособлено имеющее добавочное значение причины распространенное

1320. Тихо вздыхает Надыр-Рагим-оглы, старый крымский чабан, высокий и седой, сожженный долгим южным солнцем, сухой и мудрый старик, философствующий о жизни и смерти человека. (М. Горький) В этом предложении есть обособленные однородные

приложения и определения.

1321. Тихо вздыхает Надыр-Рагим-оглы старый крымский чабан высокий и седой сожженный долгим южным солнцем сухой и мудрый старик философствующий о жизни и смерти человека. (М. Горький) Укажите количество знаков препинания, пропущенных в данном предложении.

1322. Тихо вздыхает Надыр-Рагим-оглы (1) старый (2) крымский чабан (3) высокий и седой (4) сожженный долгим (5) южным солнцем (6) сухой и мудрый старик (7) философствующий о жизни (8) и смерти человека. (М. Горький) Укажите, где надо поставить запятые в данном

1323. Природные донецкие шахтеры, оба они участвовали в гражданской войне. (А. Фадеев) Это предложение с обособленным распространенным

1324. Командир дивизии, генерал лет сорока, стоял тут же. (А. Фадеев) Это предложение с обособленным распространенным

1325. Мы, охотники, счастье свое находим у огня. (И. Соколов-Микитов) В этом предложении обособлено одиночное

1326. Пришел ноябрь — месяц крепких заморозков. (Ю. Казаков) В этом предложении обособлено стоящее в конце распространенное

1327. В зеленом небе появились звезды — предвестницы мороза. (А. И. Куприн) В этом предложении обособлено стоящее в конце распространенное

1328. Всякая птичка, даже воробей, привлекала мое внимание. (С. Т. Аксаков) В этом предложении обособлено

1329. Распространенное обособленное приложение есть в предложении

Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам. (И. А. Крылов)

1330. Нераспространенное обособленное приложение есть в предложении

Геолог, он исколесил всю Сибирь. (С. Антонов)

1331. Обособленное приложение есть в предложении

Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь. (А. Твардовский)

1332. Театра злой законодатель непостоянный обожатель очаровательных актрис почетный гражданин кулис Онегин полетел к театру. (А. С. Пушкин) Укажите, сколько запятых надо поставить в этом предложении.

1333. Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почетный гражданин кулис, Онегин полетел к театру. (А. С. Пушкин) В этом предложении обособлены однородные распространенные

1334. Одна из красивейших площадей, находящихся в Москве, названа именем Ю. А. Гагарина, первого космонавта Земли. В этом предложении подчеркнуто обособленное распространенное

1335. Но им стыдно было сознаться в бессилии (1) и (2) вот (3) они в злобе и гневе обрушились на Данко (4) человека (5) который шел впереди их (6) и стали они упрекать его (7) в неумении управлять ими. (М. Горький) Укажите, где надо поставить запятые в данном п

1336. Но им стыдно было сознаться в бессилии и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко человека который шел впереди их и стали они упрекать его в неумении управлять ими. (М. Горький) Укажите количество знаков препинания, пропущенных в данном предложении.

1337. Предложение с одиночным обособленным приложением:

Ваня Туркенич, командир, сидел ни на кого не глядя. (А. Фадеев)

1338. Предложение с одиночным обособленным приложением:

Он остановил коня, поднял голову и увидал своего корреспондента — дьякона. (И. С. Тургенев)

1339. Предложение с распространенным обособленным приложением:

Сергей Иванович, высокий, сутулый, бреющийся наголо мужчина, был хороший столяр. (В. Солоухин)

1340. Грохот ближнего боя еще осенью поднял медведя из берлоги, нарушив его зимнюю спячку. (Б. Полевой) В этом предложении обособлено распространенное

1341. За Москвой-рекой, алея, встал рассвет. (С. Щипачев) В этом предложении обособлено одиночное

1342. Обособленное обстоятельство выражено одиночным деепричастием в предложении

Чуть дрожат, качаясь, сосны. (В. Брюсов)

1343. Клочок неба, как лента, синеет над вашей головою. (А. С. Пушкин) В этом предложении обособлено

обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом.

1344. И хорошо мне здесь остановиться и, глядя вдаль, послушать, подождать. (М. Исаковский) В этом предложении обособлено

обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

1345. На севере, слабо мерцая, подымались какие-то белесоватые облака. (В. Г. Короленко) Обособленное обстоятельство в этом предложении выражено

1346. Он ухватил медведя и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате. (Л. Н. Толстой) В этом предложении есть обособленные одиночные

1347. Стараясь не шуметь, я на цыпочках прошел в свою комнату и сел на постель. (Л. Н. Толстой) Обособленное обстоятельство в этом предложении выражено

1348. Обособленное обстоятельство выражено одиночным деепричастием в предложении

Далеко в вышине, вглядевшись, молодой человек различил неясные очертания облаков.

1349. Однородные обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, есть в предложении

Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке. (А. П. Чехов)

1350. Проселочным путем люблю скакать в телеге и взором медленным пронзая ночи тень встречать по сторонам мечтая о ночлеге дрожащие огни печальных деревень. (М. Ю. Лермонтов) Укажите количество пропущенных в данном предложении запятых.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

40 минут с деепричастиями
презентация к уроку русского языка (8 класс) по теме

Презентация содержит материал необходимый для повторения и обобщения знаний по теме «деепричастия»

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.pptx 327.09 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сорок минут с деепричастием……

Весна шла в блеске. На обрыве, низвергаясь к реке, засияли многочисленные ручейки. Лопнули почки на вербах. Потом зацвели березы, распустив черно-желтые хрупкие серьги . Набухли почки осин. Сосновый бор проснулся, посветлел и позеленел, плотной стеной окружив поляну. Анализ текста:

Обособление – это………. Обособляются…………… Слова для справок: выделение, обстоятельство, определение, приложение, дополнение, голос, второстепенные члены предложения, на письме, при произношении. Задание для 1 группы: . выделение второстепенных членов предложения голосом при произношении, знаками препинания на письме. . обстоятельства, определения, приложения, дополнения.

Обстоятельство – это………. Слова для справок: второстепенный член предложения, выражен, деепричастие, отвечает на вопросы, наречие, существительные с предлогами, деепричастный оборот. Задание для 2 группы: . второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: Как? Каким образом? Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Может быть выражено наречием, существительным с предлогом, деепричастием, деепричастным оборотом .

Деепричастие – это………. Слова для справок: : форма глагола, отвечает на вопросы, образуется, обстоятельство, суффиксы . Задание для 3 группы: .. .особая форма глагола, которая отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав? Образуется путем добавления суффиксов –а, –я (несовершенный вид) и суффиксов –в, –ши, –вши (совершенный вид). В предложении имеет синтаксическую роль обстоятельства.

Деепричастный оборот – это………. Слова для справок: зависимые слова, деепричастие, выделяется, запятые. Задание для 4 группы: . деепричастие с зависимыми словами, которое на письме выделяется запятыми.

Деепричастие образуется от глагола Деепричастие в предложении может быть определением Деепричастия бывают будущего времени Деепричастия имеют окончания Деепричастия –неизменяемая форма глагола Деепричастие в предложении является обстоятельством Деепричастие совмещает признаки глагола и наречия Обстоятельство может быть выражено причастным оборотом Деепричастный оборот является обстоятельством Деепричастие может иметь при себе зависимые слова Верно ли это утверждение? + — — — +++-++

«5»- ошибок нет. «4» -1 ошибка. «3» — 2-3 ошибки. Проверка:

Рассмотреть Формировать Работать над ЦЕЛИ:

Зачем мне это необходимо . Я учусь определять различные пути решения учебных задач учусь корректировать время решения задания ?

Снег с полей сошел за одну неделю, обнажив парящую землю. Неистовствуя, мучаясь и бушуя , из-за заборов ломится сирень. Среди листвы работал соловей. Всю ночь работал рук не покладая . Весна вступала в свои права нехотя. Рассмотрим следующие примеры:

Он ринулся вниз по крутому склону оврага очертя голову. Судя по всему, весна будет ранняя. Вопросы на засыпку.

Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны поднимается выше и выше запоздалое солнце весны. Он сидел против меня облокотившись на перила и притянув к себе ветку сирени обрывал с нее листья. Вопросы на засыпку.

За Москвой-рекой алея вставал рассвет. Страшная туча надвигалась не спеша. Вопросы на засыпку.

Он читал лежа. Он читал лежа на диване. Вопросы на засыпку.

Бешено звенела гитара дробно стучали каблуки на столе и в шкафу дребезжала посуда а среди кухни огнём пылал Цыганок реял коршуном размахнув руки точно крылья незаметно передвигая ноги; гикнув приседал на пол и метался золотистым стрижом освещая все вокруг блеском шёлка содрогаясь и струясь словно горел и плавился. (М.Горький) Задание для 1 группы:

Исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота: Сидя у костра и слушая треск сучьев, мне вспомнилась такая же звездная ночь на Днепре. Подходя к лесу, мне стало страшно. Покоряя неизведанные земли, русскими путешественниками двигало стремление познать красоту дикого мира. Задание для 2 группы: Поработаем редакторами.

Придумайте предложения, используя следующие деепричастные обороты: …слегка покачиваясь на ветру… Пробыв в деревне все лето… …сверкая на солнце… Задание для 3 группы: В творческом поиске.

« Соберите»предложения . Задание для 4 группы: «Мозаика». Под голубыми небесами, великолепными коврами поджидая пряла сидя у окна Раз царевна молодая, милых братьев поджидая ворча сердито кусая длинный ус Буря мглою небо кроет блестя на солнце снег лежит Кто штык точил Вихри снежные крутя

Не обособляются 1) Одиночные деепричастия, если стоят после сказуемого в конце предложения, тесно сливаются с ним по смыслу, отвечают на вопросы: К ак? Каким образом? В каком положении? Он шёл прихрамывая. (прихрамывал) 2) Одиночные деепричастия ,перешедшие в наречия: лёжа, стоя, сидя, молча, не спеша, нехотя, шутя. Нельзя читать лёжа. 3) Деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты. Он трудился не покладая рук. Вывод:

Укажите количество запятых в каждом предложении Грозовая туча сверкая молниями и издавая сердитый рокот спешила на северо-восток. Снова грянул раскат грома затопляя своими звуками всё вокруг и утробно пробурчав стих вдали. Раскаты грома слышались уже вдали постепенно стихая. Цифровой диктант для всех групп:

1 группа 1-2 предложения. 2 группа 3-4 предложения. 3 группа 5-6 предложения. 4 группа 7-8 предложения. Работаем по учебнику: упр.508

1. Так медленно по скату гор, на солнце искрами блистая , спадает глыба снеговая. 2. Весна в зазеленевшей роще ждет зари, дыханье затая, чутко внемлет шороху деревьев, зорко смотрит в темные поля. 3. Журавли, друг друга окликая , осторожно тянутся гурьбой. 4. Отгорела наша рябина, осыпаясь над белым окном . Самопроверка:

5. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло, только мне не плачется – на душе светло. 6. И легчайший туман побежал от реки, опираясь на зыбкие, белые ноги . 7. Сто облаков в поднебесье, пылая красными рыбами , к югу плывут. 8. И над всем блистающим Парижем дождь ме6тался, гриву распустив . Самопроверка:

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… Рефлексия: Выберите начало предложения и продолжите высказывание.

Для тех, кто набрал ? баллов: Найдите газетные заголовки, написанные в виде предложений, проведите их классификацию. Для тех, кто набрал ? баллов: Составить кластер по теме «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом» Для тех кто набрал ? баллов: Упр. № Домашнее задание:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок является обобщающим по теме «Деепричастие», поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив.

· Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении.

Дидактический материал. Карточки по теме «Причастные и деепричастые обороты. Одиночные деепричастия» для учащихся 7 класса (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

В 7 классе обучающиеся 7 класса изучают причастие и деепричастие, причастные и деепричастные обороты. Зачастую эта тема для учащихся сложна. Для того чтобы закрепить и обобщить знания по .

Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ .

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте.

Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.

Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки.

Источник

Презентация по русскому языку на тему «Обстоятельство» (8 класс)

 Обстоятельство. Основные группы обстоятельств.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Обстоятельство. Основные группы обстоятельств.

Прочитайте. Найдите обстоятельства. Поставьте к ним вопросы. Чем выражены обстоятельства? К чему они относятся? Каким способом связаны со словами, от которых зависят? 1) На заре войско двинулось вперёд. 2) Костёр горел жарко, с треском. 3) Он работал не покладая рук.

Прочитайте. Найдите обстоятельства, укажите, чем они выражены, каково их значение. 1) Море разыгралось (не)(на) шутку. Всю ночь волны, (не)переставая, с грохотом обрушивались на берег. 2) В Саратов теплоход должен был прийти вечером, но почему(то) опаздывал. Мы поневоле заночевали ни пристан… .3) В случае дождя экскурсия отменяется. 4) Они долго разговаривали, (не)смотря на усталость.

Какова синтаксическая роль неопределённой формы глагола в данных предложениях? Читать приключенческую литературу – его страсть. 2) К вечеру мороз начал усиливаться. 3) Отец научил меня понимать музыку. 4) Он пришёл рассказать новости. 5) Раздалась команда поднять паруса. 6) Моё увлечение – собирать марки.

Спишите, расставляя знаки препинания, обозначьте обстоятельства. Пр…летев на место гуси шумно опускаются на воду. 2) За Москвой (рекой) алея встал рассвет. 3) Как парус чайка там белеет в высоте. 4) Ручеёк поворачивал (на)право и струился вдоль больш..го оврага сл..ваясь с другими родниками. 5) И различал я как узор на ней зубцы далёких гор. 6) Дохнули сонные цветы и как они навстречу дню я поднял голову мою.

Т е с т о в ы е з а д а н и я 1. Обстоятельство не может обозначать: а) степень б) образ действия в) признак г) место

2. Найдите предложение с обстоятельством времени. а) Мы очень устали. б) Кругом кричали коростели. в) Вчера я приехал в Тамбов. г) Он изменился до неузнаваемости.

3. Найдите ошибку в определении значения обстоятельств. а) из города — место б) быстро — цель в) ощупью — образ действия г) из-за болезни — причина

Д./з.: запомнить группы обстоятельств (стр. 87-91); упр. 154.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: ДБ-296356

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Выпишите предложения, где деепричастный оборот или одиночное деепричастие выделяются запятыми (обычно выделяются запятыми). можно просто номера предложений. Буду очень благодарен.

1. Спешу к вам голову сломя. 2. Он знал, что бросается очертя голову в омут, куда и заглядывать не следует. 3. Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели. 4. Рыжебородый крестьянин не спеша стаскивал с розвальней поленья. 5. «Ты подумай,» — торопливо и волнуясь говорил дед. 6. Я встретился с человеком, познакомившись с которым навсегда стал его другом. 7. Мужчины проходят молча и не торопясь. 8. Им не хватало какого-то одного винтика, пустив который в оборот они заставили бы по-новому работать машину. 9. Он заговорил негромко и не глядя на нее. 10. Он потерял все волосы, лицо его осунулось, походка не была так тверда, и он уже ходил сгорбившись. 11. Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя. 12. Спустя неделю начались проливные дожди. 13. Исходя из новейших данных эта болезнь излечима. 14. Туманы клубясь и извиваясь сползают туда по морщинам соседних скал. 15. Побледнел Давыдов, напряг всю силу пытаясь освободить руки и не мог. 16. Начиная со вторника расписание занятий будет стабильным. 17. Тарантас въехал во двор шурша колесами по крапиве и остановился перед крыльцом. 18. За Москвой-рекой алея встал рассвет, прогнавший тьму. 19. Вечером ложась в постель и утром вставая я только и думал о предстоящем визите на гору. 20. Он работал не покладая рук. 21.. Мы будем действовать смотря по обстоятельствам. 22. На берегу покуривая сидели рыбаки. 23. По овражку гремя переливаясь бежал ручеек. 24. Мать сидя в углу молчала не отрывая глаз от лица сына. 25. Вступив на вахту я стою у руля держась за ручку послушного штурвала вглядываясь в компас.

Источник

Основные виды обстоятельств

1) На заре войско двинулось (в)перёд.

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака. Поэтому обстоятельство обычно зависит от сказуемого.

По своим значениям обстоятельства делятся на следующие основные группы: Виды обстоя-тельств Вопросы Примеры Образадействия как? каким о б р а — з о м ? 1) Звонко кукушка вдали куковала. (Н.) (Как куковала?)

Корабль одинокий несётся, несётся (как?) на всех парусах. (Л.) 3) В дом ворвался ветер, хо-лодный (как?) по-зимнему. илисте-пени как? в какой сте-пени? 1) Девочка шла (как?) быстро.

Деревня изменилась (в какой степени?) до неузнаваемости. Места где?

откуда? 1) Кругом кричали коростели. (Т.) (Где кричали?) 2) Мы въехали (куда?) в кусты. (Т.) 3) Заяц выскочил (откуда?) из лесу и побежал (где?) полем. (П.)

обстоя- Вопросы Примеры

тельств Времени когда? как долго? с каких пор? до каких пор? 1) Вчера я приехал в Пятигорск. (Л.) (Когда приехал?) 2) Бабушка (с каких пор?) от восхода солнца (до каких пор?) до поздней ночи была занята работой по хозяйству. (М. Г.) 3) Мы стояли на тяге (как долго?) около часу. (Т.) Усло- при При старании вы сможете до- вия каком биться больших успехов. (При усло каком условии?) вии? При-чины почему? отчего? 1) Он на месяц освобождён от занятий физкультурой (почему?) по болезни.

Цели з а ч е м? Алексей Мересьев был направлен для в Москву (зачем? для чего?)

чего? на излечение. (Пол.)

Уступ- н е- 1) Город, несмотря на позднее ки смотря время, был весь на ногах. (Па-на что? уст.) (Несмотря на что?) вопре- 2) Вопреки ожиданиям ночь бык и ла тёплая. (Арс.) (Вопреки че- чему? му?) ! | | |

Обстоятельства обычно бывают выражены наречиями или существительными в формах косвенных падежей с предлогами или без предлогов.

Кроме того, обстоятельства образа действия, времени, причины, цели и условия могут быть выражены деепричастными оборотами, например: 1) Забрав-

шись на сосну большую, по веточкам палицей бьёт.

(Н.) 2) Василиса Егоровна, видя моё упрямство,

при каком условии?

оставила женя в покое. (П.) 3) Не зная броду, не

суйся в воду. (Поел.)’ 4) Бегут, играя на солнце,

с какой цель ю? шумные ручьи. (Сераф.) 5) Мы разбили палатки, желая укрыться от дождя.

Обстоятельство цели может быть выражено неопределённой формой глагола, например: Я приехал (зачем?) повидать тебя, а обстоятельство образа действия — сравнительными оборотами, например: Пруд жестами (как?), как сталь, сверкал на солнце. (Т.)

189. Прочитайте. Найдите обстоятельства, укажите, чем они выражены, каково их значение. Каким способом связаны они со словами, от которых зависят? Спишите, обозначая обстоятельства.

месяцев в город.. Олимпия. Победитель получал в награду венок из ветвей маслины и на родин., ему устраивалась торжественная встреча.

(В)последстви.. стали проводи(т, ть)ся и зимние Олимпийские игры называемое Белыми олимпиадами. Их счёт ведё(т, ть)ся с 1924 года.

В нашей стране Олимпийские игры были проведены в 1980 году. Это были XXII летние Олимпийские игры которые открылись 19 июля в Москве. Со всех континентов приехали в столицу участники и гости Олимпиады.

Прочитайте. Найдите обстоятельства условия, причины, цели и времени.

1) При малейшей удаче он необыкновенно ободрялся. (Дост.) 2) В случае нападения зап..райте ворота да выводите солдат. (П.) 3) Из (за) шума падающего дождя (ни) чего (не) было слышно. (Т.) 4) Плавание по реке было опасно (в) следстви.. быстроты течения. (Арс.) 5) (С)горяча он не обратил внимания на ушиб. 6) Санитарный поезд отправлялся в Омск на , ремонт. (Пан.) 7) После мит. .нга Черепа- ремонт нов пригласил Фролова к себе поужи- реставрация нать. (Н. Ник.) 8) (В) продолжени.. дня перебывало в моей хижине более сорока человек из разных деревень. (М.-Мак.) 9) (В)течени.. всего путешествия работы было вдоволь. (Прж.)

Прочитайте, укажите, где глаголы в неопределённой форме служат обстоятельствами цели, где — дополнениями, а где — частью составного глагольного сказуемого.

Прочитайте. Укажите обстоятельства образа действия и степени. Чем они выражены? Спишите, расставляя запятые. О Расскажите о значении и правописании частиц не и ни.

1) Угрожающ.. рокоч..т море. С шумом кат..тся грозные валы. 2) Дует очень холодный ветер. 3) На чёрном как тушь небе (н..) мелькает (н..)одна звёздочка. 4) (Н..)умолкая (н..) (на)миг плещ..т волны. 5) (В)да- ли ж..лтеют как бледные пятна огни фонарей. 6) Выйдя за ворота мы повернули (в) право и побрели (не) спеша по мягкой, пыльной дорог.. . (Ч.)

I. Спишите, расставляя знаки препинания, обозначьте об-стоятельства. О Подберите синонимы к словам опускаются и родник. Найдите метафоры и сравнения.

1) Пр..летев на место гуси шумно опускаются на воду. (Акс.) 2) Грохот ближнего боя ещё осенью поднял медведя из берлоги нарушив его зимн..ю спячку. (Пол.) 3) За Москвой (рекой) алея встал рассвет. (Щ.) 4) Как парус чайка там белеет в высоте.4 (Фет.) 5) Ручеёк поворачивал (на)право и струился вдоль1 болын..го оврага сл..ваясь с другими родниками.

II. Выпишите из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (строфы 9—10) предложения со сравнительными оборотами.

Прочитайте. Определите, к какому стилю принадлежит этот текст. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

В. .сна наступила в этом году ранняя дружная и как всегда в Полесье н. .ожиданная. Побежали по деревенским улицам бурливые коричневые сверкающие ручейки сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя

щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. Воробьи стаями обсыпавшие придорожные вётлы кричали так громко и возбуждённо что н. .чего нельзя было расслышать за их криком. (По А. Куприну.)

Прочитайте. К какому типу речи принадлежит текст (описание, повествование, рассуждение)? Объясните членение текста на абзацы. Определите стилистическую принадлежность текста. Аргументируйте свой ответ. Объясните постановку тире во втором абзаце текста.

Надо много путешествовать — не обязательно «ногами», переезжая с места на место, из одной страны в другую, но «путешествовать» по книгам, с помощью книг, с помощью музеев.

И первое «путешествие», которое человек должен со-вершать,— это «путешествие» по своей стране. Знакомство с историей своей страны, с её памятниками, с её культурными достижениями — это всегда радость не-скончаемого открытия нового в знакомом, радость узнавания привычного в новом. Знакомство и ознакомление других (если ты настоящий патриот), бережное отношение к своей старине, к своей истории, ибо своя страна, помимо измерения в пространстве, имеет ещё и «четвёртое измерение» — во времени.

Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого. (Д. С. Лихачёв.)

Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. О Какое общение можно назвать эффективным? Что изучает такая наука, как риторика?

Умение говорить ценилось во все времена и у всех народов.

го общения. 198. Прочитайте текст. Выделите важнейшие признаки ораторской речи. Подготовьте сообщение об особенностях ораторской речи. Определите значение слова пафос. О Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

Ораторская речь всегда рассчитана на публику, на группу лиц, поэтому она обычно включает обращения к слушателям. В ораторских выступлениях обычно ставятся и раскрываются вопросы, имеющие общественную значимость, гражданское звучание.

Основная задача оратора — воздействие на ум, чувства, действия слушателей. Цицерон говорил: «Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать». Оратор стремится повлиять на поведение, по-ступки людей, убедить их в чём-либо, вызвать у них подъём духа. Ораторская речь поэтому должна отличаться особой эмоциональностью, яркостью, пафосом. Аристотель писал, что слушатель всегда сочувствует оратору, говорящему с чувством, даже если в его речи и нет ничего основательного.

199. Прочитайте отрывок из речи И. С. Тургенева на открытии памятника А. С. Пушкину в Москве. Какие особенности ораторской речи отражены в этом тексте? Найдите в речи И. С. Тургенева средства установления контакта со слушателями. Какие средства выразительности речи использует писатель? О Найдите в тексте устаревшие слова и выражения. С какой целью они использованы в ораторской речи?

Сооружение памятника Пушкину, в котором участвовала, которому сочувствует вся образованная Россия и на праздновании которого собралось так много наших лучших людей, представителей земли, правительства, на-

уки, словесности и искусства,— это сооружение представляется нам данью признательной любви общества к одному из самых достойных его членов.

Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа родился, в ряду других великих, и такой человек! И как о Шекспире было сказано, что всякий, вновь выучившийся грамоте, неизбежно становится его новым чтецом,— так и мы будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком! Будем также надеяться, что в недальнем времени даже сыновьям нашего простого народа, который теперь не читает нашего поэта, станет понятно, что значит это имя: Пушкин! — и что они повторят уже сознательно то, что нам довелось недавно слышать из бессознательно лепечущих уст: «Это памятник — учителю».

Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то прежде всего следите, чтобы ваши выступления не были слишком длинными. Следите за временем. Это необходимо не только из уважения к окружающим, это важно, чтобы вас поняли. Первые пять минут вас могут слушать внимательно, вторые пять минут вас ещё продолжают слушать, через пятнадцать минут все только делают вид, что слушают вас, а на двадцатой минуте перестают делать вид и начинают перешёптываться о своих делах.

Второе правило: чтобы выступление было интересным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Если выступающий с интересом для себя рас-сказывает или читает и аудитория это почувствует, то и слушателям будет интересно.

Кроме того, постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а была одна главная мысль, которой подчинены все остальные. Тогда слушатели будут догадываться, в чём вы хотите их убедить, и будут с интересом слушать и ждать, как вы в конце сформулируете вашу основную мысль.

Ф 201. Подготовьте краткий рассказ об истории вашего края (города, местности). Выберите из него наиболее интересные факты. Постройте на их основе небольшое выступление по плану:

Обращение к слушателям.

Определение темы и цели выступления.

Изложение наиболее ярких фактов истории края (города).

Эмоциональное заключение, обращённое к слушателям.

202. Спишите. Проверьте по словарю. О Составьте с выделенными словами предложения. Каким членом предложения является каждое из этих слов?

Слушать оратора, опера композитора Бородина, оп..здатъ из-за ..варии, отправить автомашину в ремонт, газетный к..оск, красочно оформленная в..трина, здания современной арх. .тектуры, р. .ставрировать старинную картину, симв..л дружбы, т. .ржестве. .ая ораторская речь, р..торика, научная лаборатория, компьютерный класс.

Источник

Читайте также:  Реки торжка тверской обл