Меню

Вставить пропущенные буквы подчеркнуть предлоги около речки стеной стоял густой лес



Русский язык

Контрольные работы

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец II четверти.

1-й класс

Цель работы: проверить, как формируются первоначальные знания по языку в период обучения грамоте.

1. Текст читает учитель.

Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет, в огороде живет?
Ой, не трогайте меня. Обожгу и без огня.
Ни хвоста, ни крыльев нет, а летает до планет.

Записать первую и последнюю буквы отгадки.

Образец: у. а.

2. Текст читает учитель.

Вышли дети во двор. Никита лепит снеговика. Катя лепит зайку.
На слух дети записывают сначала слова, в которых один слог, затем – два, потом – три.

3. В словах ребята, играют, лепят подчеркнуть мягкие согласные. Слова списываются с доски.

4. Записать слова слон, игрушки, кукла, зайка. Разделить черточками на слоги.

5. Записать имена людей, в которых все согласные произносятся твердо.

Рома, Лида, Сеня, Зоя, Дима, Тамара.

Подчеркнуть слово, в котором самое большое количество слогов.

6. Списать с доски предложения.

У дома рос клен.
У Зины санки.
Весь день идет снег.

7. Записать под диктовку.

1) Графический диктант.

Рады ребята зиме. Боря идет на каток. У Алеши новые лыжи. Он учится ходить на лыжах.

На лапах елки ком снега.
В нору прыгнула мышка.
Зайка испугался и скрылся в кустах.

8. Запиши ответы на вопросы.

Что нашла птица? (Корку хлеба)
Где она села? (На ветку клена)

2-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы: проверить сформированность навыка правописания по темам:
– «Мягкий знак в конце и середине слова»;
– «Звонкие и глухие согласные, обозначение их буквами»;
– «Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах».

Волчата

Под старой сосной была нора. Там жила волчиха с волчатами. Волчата были маленькие. Они боялись выходить из норы. У входа в нору они ждали мать. Мать приносила им пищу.
Слова для справок: волчата, боялись, выходить, приносила.

Чудесные цветы

Весной мы с мамой шли по лесу. В кустах мы заметили чудные цветы. От них разносился по лесу душистый запах. Это были ландыши. Мы долго любовались ими.
Слова для справок: заметили, от них разносился.

Красив вид у земли

С неба падали одинокие снежинки. В кустах искрился снег. Вышло солнышко. Снег стал чистыми капельками воды. С кустов капельки скатывались на землю и застывали к ночи. Красив был вид в саду.

Слово для справки: одинокие.

Белые гуси

Утро. Воздух был чист и свеж. Гуси закончили свой долгий путь. Они спустились на воду большого озера и поплыли. Лед растаял. Вода под ними сияла всеми цветами радуги. Солнышко вышло.
Слова для справок: растаял, под ними, сияла.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы: проверить умение списывать с доски, проверять написанное.

Сенокос

Еще туман стоит над лугом,
Еще блестит везде роса,
Но уж звенит, жужжит коса,
И чередою, друг за другом,
Идут по лугу косари.
Ты только встань и посмотри.

Луг украшает родной край. Пройди по лугу в теплый день. Полюбуйся чудесными цветами, бабочками. Послушай гудение шмеля и пчелы. Важно оберегать красоту луга, охранять жизнь его о-би-та-те-лей.
Примечание. Повторить по слогам подчеркнутые слова.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы: умение правильно отвечать на вопросы; дописывать предложения; записывать в логической последовательности текст, правильно оформлять границы предложений.

I. Подготовь ответы на вопросы.

В лесу

Куда заглянула зима?
Кому дала она мохнатую шапку?
Кого спрятала в сугроб?
Кому подарила белую шаль?

Представь, о чем будешь писать. Запиши свои ответы.

II. Допиши предложения.

Кто где живет?

В нашем краю много лесов и озер. Кто где живет?
Лисица живет в . .
Медведь зимой спит в . .
Рыбы живут в . .
Зайка живет под . .
В корнях старой сосны живет . .

III. Прочитай текст.

За рекой высокая гора на лугу под горой сочная трава там внук деда Андрея пасет коз вот заиграл рожок он зовет коз пора идти домой.

Сколько ты выделил предложений в тексте? Какие знаки препинания ты поставишь в конце каждого предложения? Почему?
Озаглавь текст.
Запиши текст, как запомнил.

3-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы: проверить умение писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне слова.
Объем работы: 45–50 слов.

Колокол

Было принято у славян решать все деловые вопросы на общем народном собрании. Сходились все, кто мог держать оружие. Так в старину было в Новгороде. На площади был установлен колокол. Звуки его собирали горожан. Позвонить в колокол мог каждый, кто хотел получить совет или помощь. Под звуки колокола уходили защищать город.

Слово для справки: собирали.

Осень наступает

Грустно и нежно светит осеннее солнце в лугах. Травы и теплые дожди поют последнюю песню. Мягкий ковер лежит под ногами. Черемуха и могучий дуб еще стоят в золотом осеннем уборе.
К середине октября они готовы к холодам. В рыжих хвоинках катится горный ручей. Дохнул мороз. Ручей спешит стать хрупким стеклышком.

Слово для справки: катится.

В березовой роще

Березовая роща была прозрачной. Лучи осеннего солнышка легко прорезали ее. Золотыми блестками разметались последние желтые листья. В конце рощи стоял ветхий сарай. От него веяло терпким запахом душистого сена.
Вот близко разлилась вокруг звонкая трель. Она покатилась по всей роще. На верхушке березы сидел зяблик. Он подставил солнечному лучу розовую грудку.

Слова для справок: от него, веяло, терпким.

Дорога

Молодая лошадка рысью бежала по гладкой дорожке. Тихо шумели верхушки старых елей и сосен. Резко пролетел ветер. Со всех деревьев полетели хлопья снега. Кусты и озябшая трава были завалены снежком. Из-за туч выглянуло солнце. Под лучами его все заискрилось, заиграло. Природа ожила. Мы любовались чудным ее видом. Солнце делало чудеса.

Слово для справки: засыпаны.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы: проверить навык самоконтроля.

Певцы

У русской природы было много певцов. У каждого из них были в нашей стране свои любимые места и времена года.
Пушкин любил позднюю осень. Тургенев воспевал росистые рощи. Художник Шишкин – сосновые леса.
Каждый из писателей и художников открывал в русской природе те или иные дорогие ему черты и пытался передать любовь к ним.

Читайте также:  Каналы москвы реки список

Мухомор

Мухомор украшает своей ярко-красной с белым горошком шляпкой хмурые уголки леса.
Этими грибами кормятся лоси, медведи, олени и белки. Эти грибы склевывают глухари, куропатки и сойки. Мухомор хоть и ядовит, но и от него есть польза. А человек сбивает его ногой или палкой. А жаль!

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы: определить тип текста, добавить вступление и заключение, изложение по коллективно составленному плану.

I. Прочитай текст. Добавь к нему вступление и заключение.

Она была с ярким тигровым окрасом. Полоски на ее спине то переливались, то сливались. Глаза у нее были как спелый крыжовник. Лапки она то и дело вытягивала и прятала свои острые коготки. Но вот она зажмурилась и потянулась.

Определи тип получившигося текста.
Какой ты представляешь себе кошку?
Запиши весь текст.

ИЗЛОЖЕНИЕ

II. Прочитай текст. Запиши как запомнил.

Долгожданный дождик

Стемнело. Резкий ветер подул что есть силы. Он подкрадывался к лесу то с одной стороны, то с другой. Деревья жалобно скрипели и охали.
Кругом становилось все мрачнее и темнее. Явилась молния и блеснула своими острыми саблями. Раскололось небо на две половины. Грянул гром. Все замерло и затихло.
Через минуту хлынул проливной дождь. Все вокруг вздохнуло с облегчением. Вот он, долгожданный дождик!

Слова для справок:

I часть: подкрадывался что есть силы.
II часть: замерло, становилось.
III часть: вздохнуло, долгожданный.

III. Прочитай слова.

Шустрая, бойкая, черная шапочка, серая стенка, желтая грудка, глазки-бусинки, звонкий голосок.

Используя данные слова, составь и запиши текст.
Какой тип текста получился: повествование, описание, текст-рассуждение?

4-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы: проверить сформированность навыка правописания падежных окончаний имен существительных, правописания безударных гласных в корне слова.
Объем: 65–70 слов.

На реке

Брат меня и маму катал на лодке по тихой речушке. Я крепко вцепился в бортик лодки. Брат ловко работал веслами. На воде тихо качались белые лилии и желтые кувшинки. Стрелой мчалась щука к стае мальков. Она подплыла к самой середине. Рыбешки выпрыгнули из воды. Потом они ловко плюхнулись в чистую прозрачную воду. Хищница вильнула хвостом и ушла в теплые воды. Мы плыли и наслаждались чудной русской природой.

Слово для справки: хищница.

Стальная птица

Около речки стеной стоял густой лес. В лесу много малины и грибов. В зелени кустов прятались ежи и зайцы. Наступил вечер. От речки тянул свежий ветер. В красных лучах солнца кружилась мошкара. На верхушке ели разместились птицы. Но вот раздался гул. Мальчишки посмотрели на небо. Около облака сверкнула точка. С веселым рокотом самолет пролетел над лесом. Они стали махать платком. Но самолет скрылся. Мальчикам было грустно. Где эти дальние страны?

Деревенский почтальон

Мать у Саши работала почтальоном. Этим летом мальчик помогал маме. Он запрягал лошадь. В кажрадость.
Детвора ждала его с нетерпением. Он всем улыбался приветливо, а малышей катал на телеге. Взрослым раздавал письма, газеты, посылки. Саша знал, что все любили получать письма. Сумка пуста. Лошадь быстро бежит по узкой дорожке к дому. У мальчика радостное настроение. Он помог людям и своей маме.

Слова для справок: почтальон, с нетерпением.

Мама Антона болела. К подъезду подъехала машина с красным крестом. Машина помчалась к больнице. Антон долго ждал доктора. Доктор в белом халате легко сбежал по лестнице со второго этажа. Доктор сообщил, что у мамы слабое сердце. Работа, домашнее хозяйство, стирка, уборка подкосили ее слабенькое здоровье.
Антон грустным возвращался домой. На дорожке лежала охапка желтых листьев. Листья печально шуршали под ногами. Мальчик тихо плакал. Он думал о маме.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы: проверить, как сформирован навык самоконтроля.

Звенигород

В старину в маленьком городке на колокольне висел сторожевой колокол. В него звонили, когда подходил неприятель. Этот сторожевой звон подхватывали на колокольне в ближайшем селе. Так от колокольни к колокольне звон доносился до Москвы. Тогда по военному звону собиралось войско. Очень скоро из всех городов Руси тянулись отряды. Они двигались навстречу неприятелю.
Вот отчего наш любимый маленький город получил свое прекрасное имя – Звенигород.

Рябчик

Тихо в лесу. Сидит в траве рябчик, лесная курочка. Перышко к перышку, пятнышко к пятнышку. Сидит смирно и не шелохнется, не моргнет, не дохнет. Яички снесла она. Вот и бережет их, прячет от злого глаза. Дай я погляжу! А курочка фыркнула и улетела. А где сидела, там целое лукошко желтеньких яичек. Еще и в крапинку! Как таких не прятать, не беречь! Вот как замечательно устроено все в природе!

(По Н.Сладкову)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы: проверить усвоение материала по теме «Текст-описание», умение составлять текст по аналогии.

I. Прочитай текст.

Лукошко

Лежит лукошко в траве-землянике донышком кверху. Алеша взял лукошко и замер.
Сидит лягушка и на Алешу смотрит. Была она темно-зеленая и словно прозрачная. Лапки у нее точеные, каждый пальчик виден. А глазки у красавицы васильковые. Поднялась на лапки, воздух набирает, словно сказать хочет что-то важное. Царевна-лягушка, да и только!
Лягушка посидела и ускакала в траву. Там журчал ручей. Вода в нем пахла земляникой.

Перечитай описание лягушки. Запомни, какой она была. Запиши по памяти эту часть.

Слова для справок: темно-зеленая, виден, васильковые, хочет.

II. Прочитай стихотворение.

С целым миром спорить я готов.
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, вас зову я в сад –
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.

Какие чувства и мысли хотел передать нам автор стихотворения?
Какие чувства ты испытывал после чтения этого стихотворения?
Составь текст на одну из тем.

«Мои любимые цветы».
«Цветы грустят».
«На лугу».

Запиши свой текст.

III. Составь и запиши текст на одну из тем.

Источник

ВПР по русскому языку за 3 класс 2019 года О.Н. Крылова — Вариант 1

При написании данной работы «ВПР 3 класс русский язык 2018. Вариант 1» использовалось пособие «Всероссийская проверочная работа. Русский язык: 3 класс: 10 вариантов. Типовые тестовые задания. ФГОС / О.Н. Крылова, 2018 год»

Читайте также:  Проект реконструкции набережной реки

Выпишите слово, в котором все согласные твёрдые.

Трамвай, солома, столица, ракета.

Выпишите слова, в которых ударение падает на первый слог.

Помидор, конверт, тарелка, аптека, запад, адрес, улица, отечество, компьютер, печаль, рисунок, агроном.

За́пад, а́дрес, у́лица

Вставь подходящие по смыслу предлоги.

______ деревни ______ самого леса дорога шла ______ поле. ______ дороги росла берёза. Летом ______ тени дерева можно отдохнуть.

От деревни до самого леса дорога шла через поле. Около дороги росла берёза. Летом в тени дерева можно отдохнуть.

Определи части речи. Выпиши «лишнее» слово.

Ночь, конь, дичь, красить.

Выпиши слово с непроизносимой согласной т. Подбери проверочное слово.

Опас__ность, мес__ный, небес__ный, чудес__ный.

Мес т ный — место.

Выпиши слова, в которых пишется одна буква н.

Карти__а, весе__ий, те__ис, Но__а, ра__ий, осе__ий, не__астье, Ге__адий, то__а, И__а, ва__а, пружи__ка.

Картина, ненастье, пружинка.

Запиши, каким членом предложения может быть имя существительное в форме именительного падежа.

Выпиши побудительное предложение.

Журавли прощаются с родными местами. Куда улетают журавли? Журавли улетают в дальние края. Летите, журавли, а весной возвращайтесь!

Летите, журавли, а весной возвращайтесь!

Выпиши слова с непроизносимой согласной. Запиши проверочные слова.

Мес__ные жители рассказали туристам об опас__ностях в окрес__ных горах. В горах случаются несчас__ные случаи. Будьте осторожны!

Местные — место, окрестных — крест, несчастные — счастье.

Выпиши однокоренные (родственные) слова.

Дело, делить, деловой, поделка.

Дело, деловой, поделка.

Из предложения выпиши глагол. Укажи время глагола. Запиши предложение, поставив глагол в форму настоящего времени.

Снегири клевали в кормушке ягоды.

Клевали — прошедшее время.

Снегири клюют в кормушке ягоды.

Запиши предложения так, чтобы получился связный текст. Дополни его своим предложением.

В их густой листве прячутся лесные обитатели. Хорошо оказаться ранним утром в лесу. Вот на тонкой паутинке спускается маленький паучок. Зелёной листвой одеты деревья.

Хорошо оказаться ранним утром в лесу. Зелёной листвой одеты деревья. В их густой листве прячутся лесные обитатели. Вот на тонкой паутинке спускается маленький паучок. Он перекинул тонкую нить с одной ветки на другую и готовит сеть.

Источник

Вставьте предлоги по смыслу.

1. . берега реки рос высокий камыш.

2. . домом была большая клумба . цветущими розами.

3. . от дороги стояла небольшая белая церковь . золотистыми куполами.

4. . морской пучиной летали белые чайки.

5. . рощей и полем . пшеницей пролегала узкая тропинка.

6. Откуда-то . доносились громкие голоса.

7. . меня послышались чьи-то быстрые шаги.

8. . вдруг замелькали яркие огни.

Слова для справок:слева, над, вдоль, перед, с, позади, сверху, между, с, впереди

Вставьте пропущенные предлоги.

1. . леса как в мягкой постели выспаться можно.

2. . рощей начинаются поля . густой золотистой пшеницей.

3. . окнами школы росли кусты жасмина и шиповника.

4. . вокзала отходит автобус, идущий . сторону нашей деревни.

5. . домом находились деревянные постройки.

6. . несколько дней откроется выставка промышленных товаров.

7. . деревней и лесом проходит узкая тропинка.

8. . берега моря сидели бакланы.

9. . гостей я увидел свою давнюю знакомую.

10. . большой комнаты стоял стол . резными ножками.

Слова для справок:вдоль, посреди, с, от, за, около, под, через, среди, между, за, с, в.


С данными словами составьте предложения.

Образец:Мужчина вышел из дома.

— подъехала к — перешла через — стоит у — плывёт по — летают над — снимает с — растёт слева от — сидит на — лежит под — говорит по — говорит с — вылезла из — едет по — бросает в — живёт у — лежит на — прячется за — положил в — находится возле — спешит к — идёт с — вышел из-за — забежал за — выбросил из — поднимается по — проходит между — растёт вдоль — рассказывает о — идёт за — целится в — жарит на — убегает от — летит в — повернул направо — доносится снизу — вышел без — уехал без — раздаётся сверху — достаёт из — лезет на — возвращается из — беседует с — пишет на — пьёт из — остановился возле — смотрит на — платит в — поднялся в — смешал с — находится слева — приближается к — сообщил о — напомнил о

Вставьте предлоги.

— . тополя сломался большой сук.

— ласточка свила гнездо . крышей.

— . дождя вся одежда намокла.

— . посёлком находится берёзовая роща.

— . домом был большой вишнёвый сад.

—. полудню тучи рассеялись, и выглянуло солнце.

— . нашим домом пролетел косяк журавлей.

— поезд отходит . несколько минут.

Слова для справок:перед, над, за, через, к, от, у, под.

Глаголы в скобках преобразуйте в причастия настоящего и прошедшего времени.

— лицо (улыбаться) —улыбающееся, улыбавшееся

— ветер (ломать) — ломающий, ломавший

— море (бушует) — яблоко (созревает) — мальчик (бежать) — корабль (плыть) — звезда (мерцать) — трава (зеленеть) — архитектор (строить) — лист (вздрагивать) — часы (остановиться) — весна (наступать) — студент (сдавать) —мужчина (волноваться) — дождь (идти) — девушка (увлекаться) — человек (молчать) — змея (ползти) — вода (литься) — автобус (подъезжать) — сотрудник (выздороветь) — преступник (скрываться) — ребёнок (стесняться) — автобус (остановиться) — ручей (журчать) — голубь (ворковать) — хозяйка (убирать)

Из глаголов в скобках образуйте деепричастия по образцу.

— (Взмахнуть) крыльями, журавли поднялись с болота, (оглашать) лес громкими криками.

Образец:Взмахнув крыльями, журавли поднялись с болота, оглашая лес громкими криками.

1. (Ворчать) и (вздыхать) старик поднимался по лестнице, часто (останавливаться) и (оглядываться) назад.

2. Осторожно (шагать) и (озираться) по сторонам, незнакомец приблизился к дому.

3. Машина, (объезжать) лужи, въехала во двор.

4. (Сверкать) и (искриться), иней обсыпался с высоких елей.

5. Тучи, (закрыть) солнце, медленно передвигались на восток.

6. (Пролетать) над горами, мы увидели табун диких оленей.

7. (Сложить) крылья, орёл опустился на высокий утёс.

46. Спишите предложения, допишите окончания, слова в скобкахпоставьте в правильной форме.

1. К красн_ пещер_ (вести) каменистая тропинка.

2. Над наш_ голов (проноситься) большие птицы с красив_ оперении_.

3. В кажд_ рук_ девочка (держать) по большому розов_ вееру.

Читайте также:  Какое происхождение названия реки угры

4. На сцене (появиться) жонглёры с блест_ шар_, клоуны в огненно-красн_ колпак_ и син_ шаровар_.

5. Под звуки духов_ оркестр_ (распахнуться) бархатн_ портьера.

6. По обе_ сторон_ арены (выстроиться) люди в одинаковой красно-жёлт_ одежд_.

7. Мимо них (прогорцевать) гнедая лошадь с бел_ грив_ и бел_ хвост_.

8. Вслед за лошадью (выбежать) белокур_ красив_ женщина в голуб_ платье с блёстк_.

9. Наездница танцевала, (становиться) на голов_, (прыгать) через обруч, оклеен_ разноцветн_ бумаг_.

10. Гроза. Макушки больш_ берёз (начинать) раскачиваться, пучки сух_ трав_ (лететь) через дорог_.

11. Ослепительн_ молния, мгновенно наполняя огненн_ свет_ всю долину, (заставлять) лошад_ остановиться.

От данных существительных образуйте прилагательные и наречия.

— ловкость — ловкийловко

— осторожность — щедрость — опасность — скука — ветер — ласка осторожный — пыль — честь — длина — мода — чудеса осторожно — красота — тоска — шум — свет — радость
— чуткость — молодость
— сложность — боль
— глупость — лесть
— смех — вежливость
— грусть — доступность
— терпение — мудрость
— сознание — терпение
— темнота — сомнение
— гнев — самостоятельность
— труд — существенность
— простор


48. Данные слова выпишите в два столбика (в один с приставкой по, вдругой с приставкой под).

Поднос, поддержка, поделка, подарок, подвиг, подделка, подводник, подержать, поддержать, поклажа, подстилка, подножка, показать, подсказать, поговорить, подбить, побить, поклеить, подклеить, подчеркнуть, почерпнуть, положить, подложить, покрасить, подкрасить, постелить, подстелить, поранить, подрезать, подрумянить, поговорить, подговорить.

Образуйте слова, обозначающие профессии.

— камень — каменщик
— почта — почтальон
— стекло — строить — учить
— носить — ткать — балет
— писать — летать — шахта
— музыка — двор — охрана
— лес — уборка — банк
— трактор — лекция — суд
— сад — академия — скрипка
— охота — библиотека — гитара
— стол — петь — баян
— водить — сатира — дрессировать
— печь — сказка — редактировать
— булка — продавать — дирижировать
— разведка — рыба — море
— нефть — спорт — математика
— граница — преподавать — барабан
— работа — точить — сапоги


От существительных образуйте глаголы, отвечающие на вопрос: Что делать?

— победа — побеждать

— мечта — проигрыш — сознание
— бег — лесть — недоумение
— ответ — боль — волнение
— восторг — игра — крик
— возмущение — знакомство — танец
— удивление — золото — план
— созидание — серебро — снимок
— доставка — штукатурка — заглавие
— круг — подъём — радость

51. Поставьте вопросы к словам, подчеркните окончания по образцу.

Образец:По (какому?) синему небу плыли (какие?) белые облака.

1. Под (?) старым дубом лежал (?) маленький мальчик и крепко спал.

2. Мы перешли через (?) широкую площадь и подошли к (?) высокому серому зданию.

3. Из-за (?) густого тумана не было видно (?) нашего посёлка и домов.

4. Девочка подбежала к (?) своей маме, взяла её за руку, и по (?) узкой дорожке они пошли к дому.

5. Он долго стоял у (?) открытого окна, потом сел за (?) письменный стол и стал что-то быстро писать.

6. Вчера мы ходили в (?) Концертный зал. Мы вошли в (?) большой, светлый, красивый зал, где было много людей и играла (?) весёлая музыка.

7. На лугу пестрели (?) синие колокольчики, (?) белые ромашки и (?) розовые лютики.

8. На (?) широкой поляне под (?) раскидистым дубом расположилась группа (?) молодых людей.

9. Над (?) зелёным лугом летали (?) яркие бабочки и (?) голубые стрекозы.

10. Вся комната (?) янтарным блеском озарена.

От данных наречий образуйте существительные.

Источник

Александрова «Русский родной язык» 3 класс с. 115, 116, 117

СТРАНИЦА 115

7. Спиши предложения. Найди и подчеркни существительные с предлогами.

Это тот самый старик, которого мы встретили возле фонтана . (В. Губарев)

После полуминутной тишины послышались торопливые шаги. (Я. Ларри)

И ради этой веточки он залез так высоко? (Т. Габбе)

Глядь — поверх текучих вод

Лебедь белая плывёт. (А. Пушкин)

Громадный котёл стоял посреди площади , обдавая близстоящих густыми клубами пара. (Л. Чарская)

Предлоги с существительными: возле фонтана, после тишины, ради веточки, поверх вод, посреди площади.

Александрова «Русский родной язык» 3 класс с. 115, 116, 117

8. Замени выделенные предлоги на синонимичные (близкие по смыслу). Что ещё тебе нужно будет изменить?

СТРАНИЦА 116

Александрова «Русский родной язык» 3 класс с. 115, 116, 117

1. Вскоре со всех сторон сюда стали прилетать и садиться около Лежачего камня десятки больших птиц. (М. Пришвин)

2. Вовка выводил свои крючки и «элементы букв» прямо на печатном тексте. (А. Чудаков)

3. Котёнок уставился на окно, за которым над занавеской играло ночное яркое небо. (В. Распутин)

4. Во всё время разговора он стоял за забором. (А. Пушкин)

5. Не видать ничьих следов около того пустого места. (А. Пушкин)

9. Сравни пары сочетаний слов.

Александрова «Русский родной язык» 3 класс с. 115, 116, 117

Совпадают ли значения сочетаний слов в каждой паре? Всегда ли вместо одного сочетания можно употребить другое?

Значений сочетаний слов совпадает во всех парах кроме последней.

эта игра по мне — сочетание означает, что человеку нравится игра.

эта игра для меня — сочетание слов имеет значение, что эту игру купили именно для этого человека.

Где можно встретить такие сочетания: чудище о трёх головах; пойти по воду? Какими предлогами можно заменить предлоги О и ПО?

Такие сочетания слов можно встретить в русских народных сказках.

Предлог О можно заменить предлогом С. Предлог ПО можно заменить предлогом ЗА.

Получим сочетания слов: чудище с тремя головами; пойти за водой.

10. В сказе «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» Иван на Калиновом мосту сражается сначала со змеем с шестью головами, потом — со змеем с девятью головами, потом — со змеем с двенадцатью головами. Проведи замены: если выделено словосочетание, замени его на прилагательное; если выделено прилагательное, замени на словосочетание с предлогом О.

СТРАНИЦА 117

Александрова «Русский родной язык» 3 класс с. 115, 116, 117

Здесь вы найдете ссылки на ответы к остальным заданиям из учебника «Русский родной язык» Александровой.

Источник