Меню

Все шлюзы москвы реки



Порт пяти морей: прогулка по шлюзам канала имени Москвы

Главная водная артерия города на 80% состоит из волжской воды: Москва-река соединена с Волгой каналом имени Москвы. Он не только изменил жизнь города, но и подарил ему уникальные памятники архитектуры. Рассказываем все самое интересное о московских судоходных шлюзах.

Канал имени Москвы

Шлюз № 6 канала имени Москвы.1979 Г. Фото: ITAR-TASS

В 30-е годы XX столетия столица стремительно росла и строилась, а вода в главной ее реке также же интенсивно убывала. В 1931 году было решено построить канал, чтобы использовать ресурсы одной из крупнейших рек на Земле ─ Волги ─ для снабжения Москвы водой. Первая флотилия теплоходов и катеров прошла по новой водной артерии 2 мая 1937 года из Нижнего Новгорода к Северному речному вокзалу. До 1947 года канал назывался Москва-Волга, а переименован в «московский» он был в честь 800-летия столицы. Длина канала имени Москвы — 128 километров. Расположенный в Московской и Тверской областях, он начинается от Иваньковского водохранилища и соединяется с Москвой-рекой в районе Щукино. Ежегодно нему проходят до 7000 судов.

Судоходные шлюзы

Канал имени Москвы. Фото: фотобанк Лори

Шлюзы — это сооружения, которые помогают судам переходить из одного водного бассейна в другой при разном уровне воды в них. По сути, шлюз представляет собой что-то вроде лифта — огромную бетонную коробку с воротами с двух сторон. Когда входные ворота открываются, судно заплывает внутрь камеры и швартуется. Ворота закрываются, а специалист на вахте регулирует уровень воды в камере так, чтобы он соответствовал уровню воды за выходными воротами. После этого затворы открываются, и судно покидает шлюз.

На все протяженности канала имени Москвы находятся 11 шлюзов, 5 из которых находятся непосредственно в столице. Какие?

Шлюзы № 7 и № 8

Вид на шлюз №8 канала им. Москвы . Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Седьмой и восьмой — самые большие двухкамерные шлюзы канала. Они связывают реку Москву с Химкинским водохранилищем, позволяют нивелировать перепад высот в 36 метров между ними. Между шлюзами находится соединительный канал, вдоль которого стоят жилые дома, построенные для сотрудников, обслуживающих канал имени Москвы.

Скульптуры и рельефы шлюзы № 7 изображают строителей канала, а в декоре шлюза № 8 прослеживается авиационная тематика — свою роль сыграла близость бывшего Тушинского аэродрома. Башни шлюзов облицованы розовым и серым гранитом, черным полированным лабрадором, зеленым диоритом и белым мрамором. На левом и правом берегах у шлюза № 8 установлены две скульптуры — матроса и девушки с рыбой. Над шлюзом перекинут арочный железнодорожный мост. Ширина его пролета ─ 130 метров ─ считалась рекордной на момент постройки.

Увидеть шлюзы № 7 и № 8 в действии можно с борта прогулочного теплохода с конца апреля до середины ноября!

Шлюз № 9

Шлюз № 9 канала им. Москвы. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Расположенный на Карамышевским каналом однокамерный шлюз был построен по проекту архитектора Алексея Рухлядева, ученика архитектурного академика Алексея Щусева. Его уникальность заключается в том, что шлюзовые ворота в средней части позволяют проводить шлюзование половиной камеры ─ для небольших судов. Интересная особенность композиции гидроузла ─ искусственно разработанный рельеф окружающих его склонов, на которых были высажены деревья. Остатки яблоневого сада и сейчас можно найти на северном берегу.

Наблюдать за шлюзованием можно с Карамышевского моста, который соединяет улицы Народного Ополчения и Нижние Мневники и находится прямо над шлюзом.

Шлюз № 10 и № 11

Шлюз №10. Фото: фотобанк Лори

Десятый и одиннадцатый шлюзы входят в Перервинский гидроузел, расположенный на четырех островах на юго-востоке Москвы. Кроме шлюзов, он включает в себя плотину с семью пролетами и Перервинскую ГЭС.

Читайте также:  Берег реки сосны в ельце

Шлюз № 11 сейчас не используется по прямому назначению, а работает как сухой док для ремонта судов. Однокамерный шлюз № 10 пропускает крупногабаритные суда, нивелируя 6-метровый перепад уровней воды. Оценить архитектуру здания ГЭС можно с прогулочного теплохода, а полюбоваться на плотину ─ стоя у стен Николо-Перервинского монастыря со стороны Шоссейной улицы. Подойти ближе, увы, не получится ─ это закрытый объект.

Увидеть работу шлюза № 10 можно в период навигации с апреля по ноябрь с высоких берегов парка Коломенское.

Источник

Все шлюзы москвы реки

По Каналу имени Москвы

Практически все речные маршруты из столицы (за исключением некоторых круизов по Оке и Москве-реке) начинаются от причалов Северного речного вокзала, расположенного на Химкинском водохранилище канала имени Москвы. Канал имени Москвы (до 1947 года канал «Москва – Волга») был построен в 1932 – 1937 годах и соединяет Москву реку с Волгой. Канал играет очень важную роль в жизни столицы – он снабжает Москву водой, обеспечивая около 60% всей потребляемой городом воды, служит для обводнения Москвы-реки, обеспечивает электроэнергией многие предприятия Московской области (на канале сооружены 8 ГЭС), образует глубоководный путь, соединяющий столицу с Волгой, крупными городами Поволжья, а через другие межбассейновые соединения – с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями. Название «Москва – порт пяти морей» известно, думаю, каждому. Кроме того, нельзя не отметить, что канал имени Москвы и его водохранилища давно стали излюбленными местами отдыха москвичей и жителей Подмосковья.

Канал начинается от Иваньковского водохранилища на Волге, откуда волжская вода по северному склону с помощью пяти насосных станций подается на водораздел, на котором находятся несколько крупных водохранилищ (Икшинское, Клязьминское, Пестовское, Пяловское, Химкинское, Учинское). Из заповедного Учинского водохранилища очищенная волжская вода по Восточному водопроводному каналу подается в столицу для водоснабжения города. Судоходная трасса канала состоит из двух склонов и протяженного водораздела между ними. По Северному склону суда поднимаются от Волги до водораздельного участка по шести ступеням-шлюзам. Южный склон канала находится в черте города Москвы в районе Тушино – здесь расположены два двухкамерных шлюза, по которым судоходная трасса канала спускается от Химкинского водохранилища до Москвы-реки.

В конце вводной части нельзя не упомянуть, что это уникальное, масштабное и жизненно важное для города сооружение было возведено всего за пять лет силами сотен тысяч политзаключенных ГУЛАГа, многие из которых погибли на строительстве…

Итак, путешествие начинается от Химкинского водохранилища и Северного речного вокзала. Теплоход пройдёт водораздельную часть канала, пересечёт несколько водохранилищ, после чего пройдёт шесть шлюзов, в которых опустится суммарно на 49 метров, и выйдет в Волгу.

Источник

Все шлюзы москвы реки

August 19th, 2015, 11:11 pm

Несколько дней назад я вернулся из путешествия по маршруту Москва-Калязин и обратно. Мы прошли Канал имени Москвы через шлюзы. Отчёт появится здесь через несколько часов, а пока — техническая информация о прохождении канала, которой не хочется перегружать рассказ о путешествии.

Всем известен мем сталинских времён, что Москва — порт пяти морей, но не все могут ответить на вопрос, что это значит. Смысл этого лозунга в том, что, сев на лодочку у стен Кремля, можно по воде попасть в Балтийское, Белое, Азовское, Чёрное или Каспийское море, а следовательно, и вообще уплыть к чортовой матери из этой страны. Крупные реки и озёра соединены сетью каналов, которые были построены благодаря бесплатному труду многомиллионной армии заключённых ГУЛАГа. Вряд ли такой инфраструктурный проект когда-либо состоялся бы без рабской рабочей силы.
Небольшой частью канальной системы является канал имени Москвы, соединяющий Москву-реку с Волгой. Длина только этого участка почти такая же, как у Суэцкого канала. Число погибших заключённых при строительстве только канала имени Москвы некоторыми историками оценивается в миллион человек.
На канале действуют 11 шлюзов. Если стартовать с Севера Москвы, то до Волги нужно пройти шесть. Первым на пути окажется шлюз номер шесть в Икше, дальше почти подряд ещё три шлюза до Яхромы. Эти шлюзы работают в связке — после того как вы зашли в икшинский шлюз, следующие шлюзы уже будут готовы принять вас по цепочке, если вы не застрянете где-нибудь по причине технических неисправностей. Между третьим и вторым шлюзом отрезок пути более 40 км. Здесь скоростные лодки могут оторваться и попробовать пройти следующий шлюз раньше. После второго шлюза участок канала около 10 километров пересекают две паромные переправы, после чего канал выходит в Волгу — в Иваньковское водохранилище. Если на выходе из канала повернуть направо — то сразу за поворотом будет шлюз номер один, через который можно попасть на следующий участок Волги — в Угличское водохранилище.
Что нужно знать, иметь и уметь для прохождения шлюзов.
Первое — маломерный флот шлюзуется от восхода до заката. Причём, до заката нужно не подойти к шлюзу, а быть готовым из него выйти. Исходя из этого, нужно расчитывать график движения по каналу. Прохождение четырёх шлюзов — с шестого по третий — занимает около четырёх часов. Прохождение второго — около часа. Всё это — без учёта возможного ожидания у входа в шлюз, поскольку маломерные суда отдельно шлюзуют очень неохотно. Как правило, маломерки ждут прохождения большого корабля и шлюзуются за компанию.
Второе — для шлюзования на канале имени Москвы необходимо заключить с каналом имени Москвы договор и получить регистрационный номер. Это бесплатно. Можно сделать это по сети, но я предпочёл съездить лично на улицу Водников. Более подробная информация есть на

Читайте также:  В иркутской области какая река разлилась

.
Третье — для шлюзования нужна рация речного диапазона. Я использовал Navcom CPC-303A и не пожалел ни разу. Общение с диспетчерами шлюзов происходит на третьем канале, вызов судов — на пятом. При подходе к шлюзу происходит примерно такой радиообмен:

— Шестой шлюз яхте Бискай.
— Кто вызывает Шестой?
— Яхта Бискай, регистрационный номер ХХХХ, на борту всё проверено, исправно, экипаж в спасательных жилетах, следую к вам со стороны Икшинского водохранилища, хотим шлюзоваться в сторону пятого.
— Бискай, сейчас в камере шлюзуется вам навстречу Волго-Дон-5053, на подходе с вашей стороны Речной-37. Шлюзоваться будете с ним, ожидайте.
(Наблюдаем, как к шлюзу подходит буксир с баржей. Из шлюза выходит большой сухогруз. Стоим недалеко от шлюза, но так, чтобы не мешать большим пароходам. Когда Волго-Дон вышел, шлюз вызывает.)
— Речной-37, можете заходить в камеру, швартуетесь правым бортом, пятый-седьмой рым.
— Речной принял.
— Бискай, можете заходить после Речного-37, швартуетесь левым бортом на второй рым.
— Бискай принял.

Получив информацию о том, каким бортом нужно швартоваться, вешаем на этот борт побольше кранцев и швартовый конец. Как вешать швартов — существуют различные мнения. Я цеплял петлю за носовую утку, проводил свободный конец снаружи вант и пропускал через кормовую утку, завязав на конце восьмёрку — чтобы верёвка не вылетела из-под утки. При подходе к рыму матрос багориком накидывет получившуюся петлю на рым, а я подтягиваю лодку за свободный конец и фиксирую его на кормовой утке. Дальше матрос садится на крышу рубки и одерживает лодку, чтобы не болтало и не било о стенки.

Источник

Все шлюзы москвы реки

Канал им. Москвы: шлюзы номер 7 и 8

Читайте также:  Реки пересекающие байкало амурская магистраль

Канал имени Москвы — одно из важнейших сооружений XX века. Он является основной водной магистралью, соединяющей реку Москва с Волгой. Канал соединяет реки Москва и Волга. Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина — 128 км. Ширина канала по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м. Обеспечивает Москву примерно половиной всей потребляемой питьевой воды. Вытекая из Химкинского водохранилища, на двух московских шлюзах (№7 и №8) канал опускается на 36 метров и впадает в Москва-реку в районе Тушина.

1. Вид в сторону Химкинского водохранилища (шлюз номер 7 — верхний створ шлюза).

2. Утро началось с того, что я увидел луну 🙂

3. Спуск воды из шлюза номер 7.

4. В системе канала более 240 крупных гидросооружений, в том числе 11 плотин (8 земляных и 3 железобетонных), 11 шлюзов, 8 гидроэлектростанций небольшой мощности, 5 насосных станций, 8 заградительных ворот для перекрытия и осушения отдельных участков канала, 15 мостов, 2 туннеля под каналом, водоспуски, три главные пристани (Большая Волга, Дмитровская и в Химках — Северный речной порт Москвы), а также многочисленные пристани местных линий.

5. Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур.

7. Энергия воды, выходящей из водопроводных галерей при опорожнении камеры, гасится ударом встречных струй, поэтому дно водопроводных галерей и выходной части понижено на 2,0 м по сравнению с отметкой порога. Ширина лотков в дне равна ширине выходных отверстий водопроводных галерей. Подверженные вредному механизму воздействию воды и кавитации стенки водопроводных галерей защищены металлической облицовкой.

8. Габариты камер шлюзов: полезная длина — 290 м, полезная ширина — 30 м, глубина на пороге — 5,5 м. На этом же фото показана зона между шлюзами 7 и 8.

9. Все шлюзы ступеней однокамерные, с напором около 8 м каждый. Разность высот уровней водораздела и Иваньковского водохранилища составляет 38 м.

10. Эх. я бы не отказался жить в этом доме. вид, я думаю, оттуда просто роскошный.

11. Данная развязка занесена в книгу рекордов Гиннеса. В этом месте пересекаются все виды транспорта. Под каналом проходит шоссе, под шоссе — Таганско-Краснопресненская линия метро, к шоссе примыкает аэродром Тушино, рядом бегут троллейбус и трамвай, а электричка весело гудит, проезжая мимо пробок 🙂

12. Вид в сторону Строгинской поймы. Виден жилой комплекс Алые паруса и нижний створ шлюза номер 8.

13. Верхний створ шлюза номер 8. Питание шлюзов — головное, с наполнением камеры из-под затвора, время наполнения — 13 мин. Конструкция верхних голов должна быть такой, чтобы исключалась возможность перекосов устоев и сегментного затвора и обеспечивалось надежное действие его механизмов и уплотнений. Для достижения этих целей верхние головы всех шлюзов устроены в виде неразрезной конструкции, состоящей из двух массивных устоев и флютбета между ними. Флютбет состоит из верхового и низового массивов, соединенных между собой фундаментной плитой. В образующуюся между массивами нишу помещается сегментный затвор при опускании его в судоходное положение. Эта же ниша выполняет роль камеры гашения энергии воды при наполнении камеры.

Источник