Меню

Васюткино озеро внешний вид мальчика



Описание Васютки (его внешность, портрет) в рассказе Васюткино озеро 5 класс

Главным героем замечательного рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» является мальчик Васютка. Полное имя Василий Шадрин. Автор совсем немного описал внешность мальчика: невысокий, имел густые брови. Родился и вырос в тайге. Тринадцатилетний мальчик не по годам умен и сообразителен, любознателен, имеет такие черты, как храбрость и смекалистость, отличается трудолюбием, кропотливостью. Обладает усидчивостью, любит слушать рассказы взрослых. Он из тех людей, которые сначала думают, а потом делают. Его знаниями мог похвастаться не каждый сверстник. Свободное время предпочитает проводить в лесу или, рыбача вместе с отцом Григорием, бригадиром рыбаков, там он и освоил их образ жизни. Всегда приходит на помощь взрослым, сидеть без дела не по его нраву.

Иногда Васютке было неинтересно проводить время с рыбаками, и он часто бегал в лес собирать орехи или просто погулять. Мальчик, в силу своей смышлёности и любопытности, абсолютно не боялся оставаться там в одиночестве.

Его любимым занятием была охота. И в один прекрасный день это сыграло с ним злую шутку. Васютка в погоне за глухарем, напрочь забыл про осторожность, потерял ориентиры, метки и заблудился. Отец и мать искали его на протяжении пяти дней. Когда все надежды были потеряны, мальчика нашли. Он выжил благодаря тому, что был близок к природе, умел понимать ее и, не опуская руки, искал путь к людям. Наткнувшись на водоем, в котором было много белой рыбы, он понял, что это проточное озеро и впадает в реку, ведущую к Енисею. Это его и спасло. Выйдя к Енисею, его подобрала шлюпка, и мальчик благополучно вернулся к родным.

Мужественность и сила духа помогли Васютке не растеряться и остаться живым в тайге. Дома он поделился со всеми своим опасным приключением. А проточное озеро решено было назвать «Васюткино озеро».

Вариант 2

Васютка – главный герой произведения Астафьева «Васюткино озеро». Это тринадцатилетний мальчик, который живёт с родителями и бригадой рыбаков на берегу Енисея. Васютка обладает многими хорошими качествами. Он – любознательный, смышлёный и рассудительный человек; всегда запоминает, что говорят взрослые и полученные знания использует в жизни. Васютка – трудолюбивый мальчик, всегда стремится научиться всему в жизни и никогда не сидит без дела. В свои небольшие годы он многое умеет – охотиться, рыбачить, ориентироваться в лесу, собирать ягоды и грибы. Васютка всегда правильно снаряжается в тайгу: берёт с собой спички, ружьё и хлеб, который часто приносит обратно.

Однажды с Васюткой случилась беда. Он в очередной раз отправился в тайгу за кедровыми шишками для рыбаков. Чтобы не заблудиться, мальчик предусмотрительно ставил на деревьях насечки. Во время своего похода он ранил из ружья глухаря и погнался за ним. Увлёкшись охотой, Васютка не заметил, что сбился с пути. Когда птица была поймана, мальчик не смог найти зарубок на дереве. Васютка не запаниковал, а стал размышлять и искать выход из непростого положения. Он припомнил все рассказы взрослых, что нужно делать в таких случаях. Васютке было страшно, холодно и одиноко. Смеркалось, надо было думать о ночлеге и ужине. Мальчик собрал побольше хвороста, чтобы хватило на всю ночь; разжёг костёр и ощипал глухаря. Он запёк птицу в ямке под костром. Всё это время Васютка думал о своих родных, переживающих за него. Так прошла одна ночь. На следующий день мальчик забрался высоко на дерево, чтобы узнать, в каком направлении ему двигаться, но перед ним со всех сторон расстилалась лишь бескрайняя тайга. Поразмышляв, Васютка принял решение идти на север, чтобы таким образом выйти хотя бы из тайги. Двигаясь в таком направлении, он к вечеру вышел к озеру. В нём было очень много белой рыбы, которая могла водиться только в проточном водоёме. Васютка стал обследовать его берег и, действительно, вышел к небольшой реке, которая привела к Енисею. Мальчик очень обрадовался. Через некоторое время он увидел плывущий по реке пароход и стал махать и звать на помощь, но судно прошло мимо. Васютка по-прежнему не терял надежды и лишь на пятый день мытарств его подобрал рыболовецкий бот, который доставил путешественника к родителям. Оказалось, что мальчик забрёл севернее их места обитания на 60 километров.

Только благодаря своей смелости, находчивости и навыкам Васютке удалось выбраться из тайги. Мало того, мальчик показал рыбакам озеро, в котором оказалось очень много рыбы. Его так и прозвали – Васюткино озеро.

Сочинение 3

Главный герой рассказа описывается по нескольким критериям. Это его внешний облик наполненной силой волей и решительностью, а также его поступки не по годам взрослого и рассудительного мальчика. Автор понемногу приоткрывает образ персонажа, акцентируя упор не на его внешний вид, а на поступки.

Краткая характеристика

Васютка мальчик, которому не много ни мало 13 лет. Полное его имя Шадрин Василий. Он живет в семье, с ворчливой матерью и отцом рядом с тайгой близ Енисея. Персонаж очень храбрый и волевой малый. Во время рассказа герой ожидал нового учебного года, и хотел потом уехать в деревню.

Описание внешности.

Всего в 13 лет Васютка был похож на маленького упитанного плотного «мужичка». Имел густые брови смоляного цвета, которые стали еще чернее после выживания в лесу. Образ героя не особо подробно описан у Астафьева, но очень характеризует Васютку, как очень взрослого и осмысленного человека.

Мальчик всегда направлялся в лес с ружьем и патронажем, повязанным на поясе. В лесу он даже не обратил внимания, что его сапоги и портянки были порваны так же как и телогрейка. Также он ободрал себе лицо, но этого не почувствовал.

Деяния.

Персонаж характеризуется, как человек, который в ответе не только за себя, но и за других людей и за их жизни. Он постоянно наблюдал за сложной и непростой жизнью своего отца, который был бригадиром у рыбаков и его товарищей. Тем самым он видел как им нелегко и старался для них набрать кедровых орехов. Это ему было совсем не в тягость, а наоборот приносило удовлетворение. ОН любил быть полезным. Рассуждал как человек, проживший и повидавший много на своем веку.

Когда герой потерялся в лесу, он определил себя как очень сообразительного и умного мальчика, который смог выжить в трудных диких условиях. Ему помогли опыт и знания жизни в лесу, рассказы его отца и его друзей и он тем самым добрался до своего родного дома, где его искали уже 5 дней.

Васютке помогла выжить его практичность и дальновидность. Ему посчастливилось не только остаться в живых, но и отыскать озеро, в честь которого его потом и стали называть Васютка.

Описание Васютки (его внешность, портрет)

Несколько интересных сочинений

Такая тема, в которой раскрывается все многообразие природы родного края писателя по фамилии Абрамов, раскрывается в данном великолепном произведении. В нем он рассказывает также и о тех моментах

Поэзия серебряного века – особое явление в мире литературы. Волнующие, светлые произведения, написанные на рубеже веков, любимы не одним поколением почитателей поэзии. Стихотворения Игоря Северянина, Зинаиды Гиппиус

Сказка Александра Сергеевича Пушкина «О царе Салтане» написана красивым, певучим русским народным языком, только подчеркивающим волшебство и былинность происходящих событий

Роман «Преступление и наказание» считается одним из наиболее важных произведений не только российской классики, но и общемировой культуры, которое вызывало бурную полемику, как современников Достоевского

Среди множества праздников, отмечаемых в нашей стране, один стоит несколько особняком: его смысл и значение не всегда понимают представители молодёжи, а для старшего поколения он особо важен и памятен. Это праздник весны и труда – 1 мая!

Источник

Характеристика героя Васютка, Васюткино озеро, Астафьев. Образ персонажа Васютка

Главные герои рассказа Астафьева «Васюткино озеро»

— тринадцатилетний мальчик, живущий на Енисее рядом с тайгой, сын начальника рыбацкой бригады. Внешне он похож на коренастого маленького мужичка: в сапогах, в телогрейке, кепке и «с ружьём на плече и патронташем на поясе». В тайге без ружья не обойтись, и с малолетства паренёк умел обращаться с оружием. Летом он был занят добычей кедровых орехов для бригады рыбаков.

Васютка — самостоятельный, смышлёный мальчуган. В школе он не отличался примерным поведением: и хулиганил, и покуривал. Но всё это не по злому нраву, а по живости характера. Прилежанием в учёбе герой тоже не мог похвастаться, хотя был любознательным и многое собирался узнать в жизни.

Васютка любил бродить по лесу, он многое знал о жизни леса, о птицах, рыбах и зверье, умел определять стороны света в лесу. Однажды, увлёкшись добычей глухаря, он заблудился в тайге. Ему было страшно, одиноко, но он вспомнил слова отца и деда о том, что тайга хлипких не любит. Эти слова помогли ему собраться с духом, вспомнить всё, чему его учили.

Смекалка, знание природы и стойкий характер помогли подростку выйти из тайги к реке. В тайге он наткнулся на озеро, в котором оказалось много белой рыбы. А белая рыба — признак проточности озера. Васютка это знал. Так он, падая от усталости, вышел к Енисею, на берегу которого развёл костёр и палил из ружья, завидев бот.

В образе Васютки автор показывает единение человека и природы, подчёркивает необходимость уважения законов природы, описывает своего героя с большой симпатией.

Васютка характеристика и образ

Васютка характеристика и образ героя рассказа Астафьева

1. Общая характеристика. Васютка — главный герой автобиографического рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

Это обычный тринадцатилетний мальчик из Сибири. Потерявшись в тайге, он не растерялся, а сумел самостоятельно выйти к Енисею.

При этом Васютка обнаружил неизвестное до этого, богатое рыбой озеро, которое назвали его именем.

2. Внешний вид. Васютка похож на «коренастого, маленького мужичка».

3. Образ жизни. Васютка — сын начальника рыболовецкой бригады. Каникулы он проводит вместе с рыбаками. Бригада проделала большой путь вниз по Енисею и остановилась на отдых.

Васютке, конечно, скучно без друзей, но он не сидит без дела. Днем мальчик ходит по лесу и собирает для взрослых шишки, а вечером слушает их «были и небылицы».

4. Поведение в лесу. Сходство Васютки с «маленьким мужичком»не только внешнее. Для своего возраста мальчик очень самостоятельный. Родители не только не боятся отпускать его в лес одного, но и доверяют ружье. Когда Васютка понял, что заблудился, он ненадолго поддался безотчетному страху и отчаянию.

Придя немного в себя, мальчик вспомнил слова старших: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!». Это сразу же придало ему сил и заставило трезво оценить ситуацию. Все действия Васютки в лесу тщательно обдуманны и целенаправленны. Мальчик не просто слушал «были и небылицы» взрослых. Он прекрасно знает, что должен делать человек, заблудившийся в лесу. Точно так же вел бы себя и настоящий охотник.

Первым делом Васютка разводит костер, ощипывает, потрошит и запекает убитого глухаря. После нехитрого ужина мальчик прибирает остаток мяса и готовит ночлег на месте костра, чтобы спать на прогретой земле. Острое чувство одиночества все же накатывает на Васютку вместе с темнотой. Он принимает огромный пень за неведомого врага, но мужественно преодолевает страх и усмехается над самим собой: «Ну и трус же я!». Васютка даже не подозревает, что на его месте даже взрослый человек мог бы уже давно обезуметь от ужаса и отчаяния. Мальчик же спокойно засыпает крепким здоровым сном.

Утром Васютка серьезно задумывается над тем, как ему выбраться из тайги. Выстрелив дважды в воздух и не дождавшись ответа, мальчик взбирается на высокое дерево. Не увидев ничего обнадеживающего, Васютка вновь проявляет «слабость»: «Э-эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я. ». Спустившись и обдумав положение, Васютка решает идти на север, чтобы выйти в тундру.

Определить в лесу верное направление для него не составляет никакого труда. Мальчик прекрасно ориентируется в лесу. По участившимся пучкам травы он выходит к воде, которая оказывается лесным озером. При виде множества белой рыбы у Васютки появляется надежда на то, что озеро проточное, т. е. из него вытекает река.

На следующий день надежда превращается в уверенность, когда мальчик находит убитую им утку, которую течением отнесло дальше. Выйдя на небольшую речку, Васютка уже практически спас себя. Ему пришлось еще раз заночевать в лесу, подкрепившись ягодами, орехами и мясом. Наконец, «маленький мужичок» вышел на берег Енисея и был подобран катером.

5.Лучшие качества мальчика. Васютка уже может считать себя самостоятельным мужчиной и охотником. Один в тайге он продемонстрировал незаурядное мужество, находчивость, сообразительность и самообладание. Если бы мальчик безвольно дожидался помощи, его бы, скорее всего, ждала верная гибель. Даже родной отец после пятидневных поисков с отчаянием признается: «Напрасно все… нету, пропал парень…».

Читайте также:  Площадь всех озера в ивановской области

Вернувшись домой, Васютка спешит рассказать не о своих приключениях, а об «открытии». Крохотное «голубое пятнышко» на карте вполне справедливо с тех пор называется «Васюткино оз.».

Второстепенные герои рассказа Астафьева «Васюткино озеро»

Григорий Афанасьевич Шадрин

— отец Васютки, рыбак, бригадир. Многому научил сына в плане выживания в тайге.

— мать Васютки, строгая, но очень любящая сына. Когда увидела сына, вернувшегося из тайги, у неё подкосились ноги.

— дед главного героя, старый таёжник, переживающий, что Енисей уже не так богат.

Дядя Коляда

— старшина бота, на котором Васютку привезли домой.

Все эти люди оказали влияние на формирование личности паренька. Благодаря им он сумел выжить, выстоять и вернуться.

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Первая зелень Остроухова (3, 9 класс)
    Следует отметить, что Илья Семенович Остроухов был человеком, испытывающим глубочайший интерес к природе, растительному и животному миру, что не могло не отразиться на его работах.
  • Духовные искания Евгения Онегина сочинение
    Произведение начинается с того, как автор Александр Сергеевич Пушкин, начинает описывать главного персонажа произведения, Евгения Онегина. Описание персонажа, начинается с его восемнадцатилетнего возраста
  • Сочинение Мой папочка
    Мой папа любит мою маму и меня больше всех на свете. Мама выбрала моего папу за то, что он красивый, умный, трудолюбивый, ласковый, внимательный, не жадный. Папе не жалко маме денег. Она его даже об этом и не упрашивает.

Вариант 4

Тринадцатилетний мальчик Васютка проживает со своей семьей на берегу Енисея. Его отец с другими мужчинами рыбачит изо дня в день. Мальчик же старается им помочь, чем может. Поэтому он ходит в тайгу собирать кедровые шишки, семечки из которых так любят пощелкать рыбаки вечерами. Мальчику очень интересно слушать истории, рассказанные взрослыми опытными людьми, он размышляет об этом.

Просто сидеть дома Васютке не интересно. Такие вылазки в лес помогают ему лучше узнать законы природы, различать растения и животных. Постепенно он заходит все дальше и дальше, исследуя все новые территории. Это говорит о том, что Васютка – очень любознательный мальчик. Еще он уважает старших, запоминает все, чему они его учат. Краюшка хлеба, прихваченная с собой в тайгу по их наставлению, очень помогла ему.

Парнишка любит природу, он ценит ее дары. Несмотря на небольшой возраст, он хорошо обращается с ружьем, но зря не тратит патроны и не убивает птиц или белок ради развлечения. Это демонстрирует ответственное отношение к природе. Но все же он – охотник, поэтому не смог устоять перед соблазном подстрелить глухаря и на какое-то время потерял бдительность.

Когда Васютка заблудился в тайге и искал дорогу домой, то в эти несколько дней раскрылись его самые лучшие черты характера. Как и любому человеку, тем более подростку, ему было страшно и на глаза не раз наворачивались слезы. Но он смог собраться с духом, не стал паниковать, наоборот – Васютка мыслил очень рационально.

Мальчик не стал тратить все силы на пустые крики, ведь его все равно никто не услышит. Он позаботился о своей безопасности и устроился на ночлег, а также сумел приготовить птицу. Он четко распределил имеющиеся запасы пищи, зря не тратил патроны.

Васютка – очень наблюдательный парнишка, он смог понять, что выходит к озеру по кочкам и изменившейся растительности. Далее он присматривается к рыбе и определяет, что это озеро должно впадать в реку. Уже на берегу реки мальчик стал разводить костер и стрелять из ружья, чтобы на него обратили внимание. Он все правильно рассчитал. Несмотря на огромную радость возвращения домой, Васютка смог отыскать дорогу к озеру с рыбой. Внимательный, наблюдательный, с отличной памятью мальчик.

Васютку можно охарактеризовать как смелого и находчивого парнишку, сумевшего рационально мыслить в экстремальной ситуации, с которой достойно справиться мог бы не каждый взрослый. Он достоин того, чтобы его именем назвали озеро.

Другие сочинения: ← Тайга хлипких не любит↑ Астафьев В.П.Деревенская проза Астафьева →

Вариант 2

Маленьким синим пятнышком в низовьях Енисея отмечено Васюткино озеро. Оно названо в честь парнишки из одноимённого рассказа Виктора Астафьева.

Тринадцатилетний Васютка жил с родителями и дедом в избушке на берегу реки. Семья его занималась рыболовным промыслом. Васютка заботился о рыбаках, собирал для них кедровые орешки. Любознательному мальчишке нравилось бродить по лесу, общаться с птицами и наблюдать за природой. С ружьем, хлебом и спичками он выглядел как настоящий таежник.

Однажды Васютка погнался за глухарем и заблудился. Испугавшись, мальчик взял волю в кулак, сдержал слезы, подбодрил себя словами. Он развел на ночь костер, обжарил пойманную птицу. Драгоценные припасы Васютка расходовал осторожно, как учили его сибиряки. Васютке хотелось спать, он замерз и был голоден. Преодолевая трудности и свой страх, Васютка не терял надежды на спасение. Знания тайги и наблюдательность помогли ему найти верный путь. Мудрость и находчивость не дали впасть в отчаяние. В поисках реки, он набрел на озеро, где водилось много рыбы. Он тут же подумал о рыбаках, что здорово было бы рассказать им.

Через два дня после радостного спасения Васютка вёл бригаду рыбаков к тому озеру. После колхозники построили на берегу избушку и открыли постоянный промысел.

Данное произведение о мужественном, храбром мальчике. Он пробыл один в тайге пять суток и сумел выжить. Отец воспитывал его настоящим мужчиной и не позволял хвалиться. Рассказ проникнут верой в человека и учит внимательному отношению к бедам и радостям других людей.

Другие сочинения: ← Становление характера Васютки↑ Астафьев В.П.Проблематика рассказа Конь с розовой гривой →

Главный герой

Василий Шадрин — обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Становление характера Васютки I. В рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» рассказывается о событиях, произошедших в жизни главного героя — тринадцатилетнего мальчика Васютки, который заблудился в тайге. Тайга — опасное место даже для взрослых. Тем не менее, Васютка смог выбраться и выйти к Енисею, где его подобрала лодка. II. Васютка — не совсем обычный мальчик. Он — настоящий таежник, потому что всю свою жизнь он живет рядом с тайгой и часто там бывает. Его отец и дед тоже живут тут, на берегу Енисея, где работает рыболовецкая бригада васюткиного отца. Поэтому у мальчика очень своеобразный характер: можно сказать, что он намного взрослее своих сверстников-горожан. 1. Например, Васютка очень практичен. Он очень много знает и умеет: знает, как выжить в тайге, как добыть еду, умеет стрелять и так далее. В тайгу он ходил не просто погулять, а за добычей: на охоту или за кедровыми орехами для рыбаков из бригады отца. 2.Кроме того, за время, проведенное в одиночку в тайге, Васюткин характер стал еще тверже. Отлично понимая, что тайга — место суровое, которое «хлипких не любит», заблудившийся Васютка сохранил способность здраво рассуждать. Блуждая в тайге, Васютка проявил свои лучшие качества: смелость, решительность, смекалку, мужество и терпение. 3.Выжить в тайге Васютке помогло знание «законов тайги», которым издавна местные жители учат своих детей. «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички.» — пишет Астафьев. Васютка старается экономить порох и дробь — этому тоже его учили с детства. Жизнь в тайге всех заставляет быть практичными и рассудительными, несмотря на возраст. Кроме того, Васютка знает, как определить стороны света, по определенным признакам догадывается, что найденное им озеро — проточное. 4. Выйдя к озеру и увидев там много речной рыбы, Васютка подумал в том числе и о рыбаках из отцовской бригады. Уже потом, когда его невольное путешествие по тайге благополучно завершилось, Васютка привел их к тому озеру. Рыбаки поймали там много хорошей рыбы. Именно поэтому это небольшое озеро, которое едва-едва видно на карте, назвали в честь мальчика. Все справедливо: он нашел это озеро и привел к нему рыбаков.
более месяца назад

Вариант 3

Рассказ написанный в 1952 году и позднее опубликованный при прочтении будоражит наши чувства и мысли. Это история о ситуации, в которую может попасть каждый человек, а так же как в ней не потеряется и не растеряться.

Повествование ведется от третьего лица и можно заметить, что в рассказе представлено минимальное количество героев. Вся эта неторопливость и последовательность в действиях заставляет читателя сочувствовать мальчику.

В данном произведении мы видим обыкновенные будни рыбацкого стана. Василий это обычный школьник и сын бригадира, которому исполнилось тринадцать лет, очень прилежный и трудолюбивый. Он как и все озорлив и любит порезвиться. Василий никогда не откажет в помощи взрослым, так как он считает себя самостоятельным человеком.

Одно из любимых занятий Василия это охотится, и собирать кедровые орехи. И вот однажды, зайдя глубоко в лес, он понимает, что заблудился. После продолжительных часов блуждания по лесу он понимает, что никто ему не поможет выбраться. Васютку начинает одолевать паника и ужас, но на помощь приходит рассудительность не погодам взрослого парня. Его выдержке может позавидовать любой читатель. Он начинает вспоминать, как можно выжить в таких условиях. Главным помощником в трудной ситуации становятся советы, всплывшие в его памяти от отца и бывалых охотников. Он находит водоем и вспоминает уроки, где если идти по пути водоёма можно выйти к берегу Енисея. Так же автор очень ярко и красочно изображает окружающую природу, которая по своему дополняет картину и помогает мальчику добраться до нужного пункта. Все это поддерживает боевой дух и позволяет ему продержаться в лесу несколько дней.

Как бы не было тяжело школьнику, но за эти дни он прошел большой путь, который не под силу многим взрослым. Несмотря на это он находит путь домой и сообщает рыбакам о своей находке в глубине леса. В конце рассказа автор повествует о том как мальчика возвращают к матери и тот показывает рыбакам свою находку. Такая развязка произведения заставляет нас улыбнуться.

Поступки Васютки из рассказа «Васюткино озеро» Пожалуйста помогите!

Васютка отправился в лес за орехами для рыбаков, погнался за глухарем и заблудился. Конечно, он очень испугался, ведь одно дело бродить по знакомым тропинкам, а другое — потеряться в бескрайнем зеленом океане! Но природа не любит слабых и трусливых, и Васютке это было прекрасно известно. Конечно, Васютка не раз бывал в этом лесу, слышал он и рассказы рыбаков, как следует поступать в подобных ситуациях. Но вместе с тем он прекрасно понимал, как легко навсегда сгинуть в бескрайних просторах суровой тайги. Вот почему мальчику потребовались вся его воля, самообладание и мужество, чтобы не поддаться панике. Как опытный взрослый, Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег. Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем. И победа его даже не в том, что он поведал рыбакам о чудесном, полном рыбы, озере, а в том, что он сумел преодолеть растерянность и страх в самом себе, что и помогло ему вернуться домой. Пришлось мальчику применять на практике все, что он когда-либо слышал о подобных ситуациях. Все пригодилось — и поучительные рассказы рыбаков, и собственные догадки. Но больше всего помогли Васютке выдержка и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание. Проведя несколько суток в лесу, он вышел к реке, где его подобрали, помогли вернуться домой знакомые рыбаки. Я уверен, что эти долгие дни наедине с природой Васютка запомнит навсегда

Портретная характеристика

Васютка имел густые брови, которые в процессе его выживания стали еще темнее. В свои 13 лет Васютка выглядел как «коренастый, маленький мужичок». Так, внешность Васютки, которая не подвергается подробному авторскому описанию, подчеркивает силу и смелость героя. Писатель говорит о том, что мальчик ведет себя как настоящий мужчина.

Читайте также:  Человек обошел круглое озеро диаметром 1 км определите путь пройденный человеком

В лес мальчик всегда ходил с ружьем на плече и патронажем на поясе. На герое была телогрейка, которую он порвал и даже не заметил этого, портянки и сапоги, которые уже успели прохудиться.

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Как Васютка выживал в тайге

Любому неподготовленному человеку очень тяжело остаться с природной стихией один на один. Поэтому ситуацию, в которой оказался тринадцатилетний мальчик, можно назвать сложной и даже опасной. Как и любой ребенок, Васютка сначала расплакался и начал паниковать, но потом собрался с силами. Он стал вспоминать, что рассказывал ему отец и другие рыбаки. С собой у него был хлеб, ружье и спички, которые положила ему мама. С помощью спичек мальчик разводил огонь, у которого грелся и готовил подстреленных уток и глухаря. Хлеб мальчик предусмотрительно оставил напоследок и съел его, когда ему было совсем голодно.

Также Васютка умел ориентироваться на местности. Когда вместо мха под ногами он увидел островки травы, то понял, что где-то рядом находится озеро и направился туда. С оружием герой также был очень осторожен. Он знал, что патроны нельзя тратить впустую. Они могут помочь отгонять диких зверей и ловить дичь.

Источник

Сочинение Васютка из рассказа Васюткино озеро (образ и характеристика 5 класс)

Главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» — мальчик лет тринадцати, обычной внешности, с такими же желаниями и стремлениями, как все мальчишки, которые воспитывалась в условиях, приближенных к живой природе.

С ранних лет Васютка приучен к труду. Отправившись с бригадой отца на рыбалку, он не сидел, сложа руки: то обколачивал кедры, то изредка стрелял из ружья, уходя в лес. Вел всегда себя так, как действовали взрослые. В подобных случаях мальчик становился покорным, так как имел представление о том, сколько неизвестного таится в тайге. Склонность к различным догадкам, например, о том, откуда берутся в лесу тропы, — характерна для многих детей. Васютка также размышлял об этом и многом другом, сравнивая, анализируя увиденное.

За все свои годы мальчик накопил много знаний об обитателях тайги, узнав их особенности, о том, как правильно вести себя в той или иной ситуации. Например, он точно знал о пользе некоторых птиц. Например, что кедровка разносит по лесу семена кедра. Читая произведение, невозможно представить этого ребенка без тайги, которая стала для него домом. Автор уделяет внимание догадливости и целеустремленности мальчика. Именно в момент охоты за глухарем Васютка уходит далеко от отца и его бригады вслед за птицей. Желая во что бы то ни стало подстрелить дичь, главный герой решает представить собаку, ползая на четвереньках и пытаясь лаять.

Оставшись наедине с ночной тайгой, Васютка проявляет сообразительность, несмотря на чувство страха от мысли, что можно погибнуть в лесу. Его тревога усилилась тогда, когда мальчик переставал готовить на костре, искать сухие ветки. Как и всем людям, оказавшимся в безвыходной ситуации, ему свойственно отчаяние и страх от испытанного одиночества.

Образ главного героя кажется читателю мечтательным. Наблюдая за звездным небом в лесу, он задумывается о смысле жизни. Ему свойственно сожаление, раскаяние. Попав в западню, оставшись один на один с лесом, он подробно вспоминает о школе, родителях и раскаивается о содеянных ранее вещах. При этом мальчик очень быстро приходит в себя. Опираясь на свои знания о том, как вести себя в тайге, чтобы избежать гибели, он умело готовит еду на костре, начинает вспоминать, по каким признакам можно выбраться из тайги.

Таким образом, описывая эпизод из жизни мальчика Васютки, автор произведения делает акцент на том, несмотря на свой возраст, главный герой напоминает взрослого мужчину с большим опытом за плечами и развитой не по годам мудростью.

Характеристика 2

Васютка – тринадцатилетний мальчишка из отдаленной сибирской деревушки на берегу Енисея. Он был сыном начальника бригады, которая занималась ловлей рыбы. Васютка с детства отличался трудолюбием, умом и любознательностью. Любимым его занятием было гулять по тайге, где он отдыхал и изучал законы природы. Заодно и помогал взрослым, собирая там кедровые орехи.

Наиболее ярко характер человека проявляется во время тяжелых или нестандартных ситуаций. Одному из таких испытаний и посвящен рассказ. В конце лета Васютка собрался в свой очередной поход в лес за кедровыми орехами. Тут ему на пути встретился глухарь. Для тринадцатилетнего мальчишки поймать такую добычу было достаточно большой честью. Поэтому Васютка увлекся этим настолько сильно, что и не заметил, как заблудился. В этой ситуации любой мог прийти в отчаяние – ведь тайга простирается на многие тысячи километров во все стороны, а поселения в ней крайне редки. Вот и Васютка сначала было пришел в ужас, однако потом он взял себя в руки и стал размышлять, как же выпутаться из этой ситуации. Важной чертой его характера было то, что он всегда слушай советы и наставления старших. Именно это и спасло его. В свои годы он имел уже довольно много навыков для выживания в лесу – умел охотиться и ориентироваться по сторонам света, мог разжечь костер и приготовить еду из убитой дичи. Также Васютка отличался и хорошей смекалкой. Очутившись на берегу озера, он понял, что оно проточное, а значит, из него вытекает река, которая, скорее всего, впадает в Енисей. А выйдя к Енисею, он мог считать себя спасенным.

Родители очень сильно перепугались за Васютку, но в то же время гордились им, ведь он выдержал испытание, которое не каждый взрослый способен выдержать. Кроме того, мальчик оказал неоценимую помощь взрослым, найдя озеро, богатое рыбой. Оно впоследствии было названо его именем. Также автор отмечает и общительность Васютки – он очень скучал по своим друзьям и школьным товарищам.

Таким образом, главные черты характера Васютки – любознательность, находчивость, смелость, самообладание, оптимизм, общительность. Именно они помогли ему в одиночку выжить в сибирской тайге, которая, как говорится, не терпит слабых. На мой взгляд, Васютка является идеальным примером для многих современных подростков, и не только подростков. Он учит тому, как не падать духом и находить решение даже самых сложных проблем.

Васютка из рассказа Васюткино озеро

Васютка из рассказа Васюткино озеро

Популярные сочинения

Зима замечательная пора года. Она радует нас новогодними праздниками, замысловатыми узорами на окнах, катанием на коньках, лыжах и ледянках, и, конечно же, белым пушистым снегом

Мои родители неоднократно вспоминают о том, что в 5 лет я призналась, что мой любимый цвет – синий. Но это было уже давно. С тех пор мои приоритеты поменялись. Вот уже долгое время я

В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» много действующих лиц, образы которых интересные и запоминающиеся. Одним из второстепенных героев произведения является председатель объединения литераторов – Берлиоз.

Источник

Герои рассказа Астафьева «Васюткино озеро»

Главные герои рассказа Астафьева «Васюткино озеро»

Васютка — тринадцатилетний мальчик, живущий на Енисее рядом с тайгой, сын начальника рыбацкой бригады. Внешне он похож на коренастого маленького мужичка: в сапогах, в телогрейке, кепке и «с ружьём на плече и патронташем на поясе». В тайге без ружья не обойтись, и с малолетства паренёк умел обращаться с оружием. Летом он был занят добычей кедровых орехов для бригады рыбаков.

Васютка — самостоятельный, смышлёный мальчуган. В школе он не отличался примерным поведением: и хулиганил, и покуривал. Но всё это не по злому нраву, а по живости характера. Прилежанием в учёбе герой тоже не мог похвастаться, хотя был любознательным и многое собирался узнать в жизни.

Васютка любил бродить по лесу, он многое знал о жизни леса, о птицах, рыбах и зверье, умел определять стороны света в лесу. Однажды, увлёкшись добычей глухаря, он заблудился в тайге. Ему было страшно, одиноко, но он вспомнил слова отца и деда о том, что тайга хлипких не любит. Эти слова помогли ему собраться с духом, вспомнить всё, чему его учили.

Смекалка, знание природы и стойкий характер помогли подростку выйти из тайги к реке. В тайге он наткнулся на озеро, в котором оказалось много белой рыбы. А белая рыба — признак проточности озера. Васютка это знал. Так он, падая от усталости, вышел к Енисею, на берегу которого развёл костёр и палил из ружья, завидев бот.

В образе Васютки автор показывает единение человека и природы, подчёркивает необходимость уважения законов природы, описывает своего героя с большой симпатией.

Второстепенные герои рассказа Астафьева «Васюткино озеро»

Григорий Афанасьевич Шадрин — отец Васютки, рыбак, бригадир. Многому научил сына в плане выживания в тайге.

Анна — мать Васютки, строгая, но очень любящая сына. Когда увидела сына, вернувшегося из тайги, у неё подкосились ноги.

Афанасий — дед главного героя, старый таёжник, переживающий, что Енисей уже не так богат.

Дядя Коляда — старшина бота, на котором Васютку привезли домой.

Все эти люди оказали влияние на формирование личности паренька. Благодаря им он сумел выжить, выстоять и вернуться.

Источник

Характеристика и образ Васютки из рассказа Васюткино озеро

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано — в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Характеристика Васютки из «Васюткино озеро»

Конечно, Васютка не раз бывал в этом лесу, слышал он и рассказы рыбаков, как следует поступать в подобных ситуациях. Но вместе с тем он прекрасно понимал, как легко навсегда сгинуть в бескрайних просторах суровой тайги. Вот почему мальчику потребовались вся его воля, самообладание и мужество, чтобы не поддаться панике. Как опытный взрослый, Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег.

Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем. И победа его даже не в том, что он поведал рыбакам о чудесном, полном рыбы, озере, а в том, что он сумел преодолеть растерянность и страх в самом себе, что и помогло ему вернуться домой. Пришлось мальчику применять на практике все, что он когда-либо слышал о подобных ситуациях. Все пригодилось — и поучительные рассказы рыбаков, и собственные догадки. Но больше всего помогли Васютке выдержка и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание. Проведя несколько суток в лесу, он вышел к реке, где его подобрали, помогли вернуться домой знакомые рыбаки. Я уверен, что эти долгие дни наедине с природой Васютка запомнит навсегда. Главным героем этого произведения стал Васютка, тринадцатилетний мальчишка, учившийся в деревенской школе. Васютка родился и вырос в тажном краю, в семье рыбака. И к тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя «переиначивать тажные законы»: надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль. В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка как-то раз он пошел в лес за кедровыми орешками для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда он заблудился. Деревья, деревья, деревья… Под ногами мох и жухлая трава, над головой равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Вот что, как мне кажется, увидел и почувствовал тринадцатилетний мальчик Васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней тайге. В тайге он сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые. Каждый, кто хоть немного знаком с суровыми законами тайги, знает,

Читайте также:  Коттеджный поселок дмитровское шоссе с озером

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Характеристика 4

Васютка (Василий Шадрин) – главный герой рассказа Виктора Петровича Астафьева «Васюткина озеро». На момент повествования мальчику 13 лет, Васютка является сыном бригадира рыбаков – Гриория Афанасьевича Шадрина.

Васютка растет в таежном краю в районе города Игарка. Все лето мальчик вместе с родителями живет на берегу Енисея в рыболовецкой избушке. Отличительной чертой Васютки является любознательностью, он внимательно слушает рассказы взрослых, запоминает навыки и премудрости жизни в тайге. Васютка следует правилам таежной жизни, он непренебрегает советаи старшего поколения.

Мальчик трудолюбив, он не может сидеть без дела. Дни в рыболовецком стане были однообразными и скучными, здесь не было ровесников Васютки, его товарищей, поэтому не с кем было и поиграть, некуда было сходить. Чтобы хоть как-то занять свое время, мальчик отправлялся в лес за кедровыми орехами, которыми «снабжал» рыбаков. Для того, чтобы не заблудится в лесной чаще Васютка оставлял зарубки на деревьях.

В свои 13 лет Васютка многое знает. Мальчик умеет стрелять из ружья, по деревьям определять южную и северную стороны, также Васютка знаком с приметами о погоде. Эти знания помогают ему не только выжить в тайге, но и выбраться из нее, когда Васютка, погнавшись за глухарем, теряет дорогу к жилью рыбаков. Пять дней продолжались поиски мальчика, родные начали терять надежду на его спасение. Однако Васюткино понимание природы спасает его. Ориентируюсь по сторонам света, мальчик понимает, что лучше идти на север, ведь к югу тайга разрослась настолько, что найти ее конец будет невозможно. Васюка обнаруживает озеро богатое белой рыбой, по этому признаку мальчик понимает, что оно поточное, что оно сможет вывести его к какой-нибудь небольшой речке, впадающей в Енисей. Так он и нашел дорогу к Енисею, где его подобрала шлюпка с рыбами.

Васютка прошел очень долгий и трудный путь в холоде и темноте. Но обладая сильным характером и хорошими знаниями и умениями, он смог выбраться из тайги. Васютка проявил такие качества, как храбрость и находчивость. По возвращению домой мальчик рассказал о водоеме, который обнаружил. Озеро было богато рыбой и бригаде Шадрина оно настолько понравилось, что было принято решение назвать его в честь отважного мальчика – Васюткиным.

Главный герой

Василий Шадрин — обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Анализ рассказа

Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.

Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа — это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.

Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.

Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности — вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.

Васютка. «Васюткино озеро». Художник В. Дугин

Мальчик Васютка является главным героем рассказа «Васюткино озеро» Астафьева.

В этой статье представлена характеристика Васютки в рассказе «Васюткино озеро», описание характера и внешности героя, а также история о Васюткином озере.

Васютка в рассказе «Васюткино озеро» Астафьева

Полное имя Васютки — Василий Шадрин:

«…Да это я, Васька! Заблудился я. » «…Подплывая к стоянке бригадира Шадрина…»

Возраст Васютки — 13 лет:

«…Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал…»

Внешность Васютки в рассказе описана так:

«…Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка…»

«…Патронов осталось десять штук. Стрелять Васютка больше не решился. Он снял телогрейку, бросил на неё кепку и, поплевав на руки, полез на дерево…»

«…Васютка сдвинул свои густые брови, силясь что-то припомнить…»

«…Расправив полы ватника, Васютка защитил от ветра кучу веток…»

«…Васютка снял прохудившиеся сапоги, размотал грязные портянки Высушил сапоги и портянки, оторвал от кальсон тесёмки и подвязал ими державшуюся на трёх гвоздях подошву правого сапога…»

«…Мальчик расцарапал себе лицо, порвал телогрейку, но ничего этого не замечал…»

Васютка и его семья живут у реки Енисей в Заполярье (в районе города Игарка в Красноярском крае):

«…Ниже и ниже но Енисею спускалась бригада. Но уловы по-прежнему были малы…» «…Заполярная тайга не страшна зверьём…»

Васютка родился и вырос в тайге. В жизни он видел только один город — Игарка:

«…Васютка дальше Енисея ещё никогда не бывал и видел только один город — Игарку…»

Васютка учится в школе в ближайшей деревне:

«…Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи…» «…Одно утешало: скоро начнётся учебный год, и мать с отцом отправят его в деревню…»

Васютка любит природу. Ему нравится бродить по лесам и собирать орехи:

«…Орехами рыбаков снабжал Васютка. Все ближние кедры он уже обколотил. С каждым днём приходилось забираться всё дальше и дальше в глубь леса. Но эта работа была не в тягость. Мальчишке нравилось бродить. Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнёт…»

Васютка знает интересные факты о птицах:

«…Бранился Васютка так, для солидности. Он ведь знал, что кедровка — птица полезная: она разносит по тайге семена кедра…»

Васютка умеет различать диких птиц в лесу:

«…увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу. «Глухарь!» — догадался Васютка, и сердце его замерло. Стрелял он и уток, и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему ещё не доводилось…»

Васютка умеет охотиться и стрелять из ружья:

«…Он подождал, пока утки поравняются с мысом, выцелил пару и выстрелил. Две нарядные свиязи опрокинулись кверху брюшками и часто-часто задвигали лапками…»

«…А что? Влёт ещё лучше, оказывается, стрелять: сразу вон несколько ухлопал. »

Васютка умеет определить по деревьям в лесу, где север, а где юг:

«…Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Та-ак… Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг. Та-ак…»

Васютка знает приметы о погоде:

«…поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил:— Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём. »

«…Васютка вспомнил слова дедушки: «Вызвездило — к холоду!» — и на душе у него сделалось ещё тревожнее…»

Васютка — шустрый мальчик:

«…Ох-хо-хо, парнишка-то был какой, парнишка-то, шустрый, востроглазый. »

Васютка в школе хулиганит на уроках и на переменах. Когда он теряется в лесу, он жалеет о том, что плохо себя вел в школе:

«…Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние. Не слушал вот он на уроках и в перемену чуть не на голове ходил, покуривал тайком…»

Васютка — любознательный мальчик. Он хочет многое узнать и увидеть в жизни:

«…А много ли в жизни хотелось узнать и увидеть Васютке? Много. Узнает ли? Выберется ли из тайги. »

Васютка — умный и наблюдательный мальчик. Он знает, что белая рыба водится в проточных озерах. И эти знания помогают Васютке спастись и добраться домой:

«…Мысль, которая вчера вечером беспокоила Васютку, снова полезла в голову: «Откуда в озере столько белой рыбы?» Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озёрах будто бы водится белая рыба, но озёра эти должны быть или были когда-то проточными…»

Семья Васютки

Отец Васютки — Григорий Шадрин, начальник рыбацкой бригады:

«…Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина — Васюткиного отца…»«…Васютка всегда немного робел перед большим, неразговорчивым отцом, хотя тот никогда его не обижал…»

Мать Васютки зовут Анна:

«…Анна! Анна! Нашёлся пескаришка-то! Анна! Где ты там? Скорее беги! Отыскался он…В цветастом переднике, со сбившимся набок платком показалась Васюткина мать. Когда, она увидела спускавшегося по трапу оборванного Васютку, ноги её подкосились. Она со стоном осела на камни, протягивая руки навстречу сыну…»

У Васютки также есть дедушка Афанасий:

«…Нету нам нынче фарту, — ворчал Васюткин дедушка Афанасий…»

История Васютки и Васюткиного озера

Однажды Васютка идет в лес за кедровыми орехами и теряет дорогу домой:

«…И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился. »

Несколько дней Васютка ищет дорогу домой. На пути он находит озеро, в котором водится много белой, ценной рыбы:

«…Столько рыбы Васютка ещё никогда не видел. И не просто какой-нибудь озёрной рыбы: щуки там, сороги или окуня. Нет, но широким спинам и белым бокам он узнал пелядей, чиров, сигов. Это было удивительнее всего. В озере — белая рыба. »

Васютка один проводит в тайге 4 дня:

«…Васютка, внук-то мой, потерялся. Пятый день ищем…»

За 4 дня Васютка проходит 60 км пешком:

«…Да знаешь ли ты, дэ тебя вынесло? Шестьдесят километров ниже вашего стану…»

Наконец, через 4 дня Васютку спасают люди на лодке и привозят домой:

«…Да это я, Васька! Заблудился я! Пристаньте, пожалуйста! Пристаньте скорее. »

Спустя 2 дня Васютка снова едет к озеру с отцом и другими рыбаками. Он показывает «свое» озеро. После этого на озере открывается рыбный промысел. А озеро называют в честь Васютки — Васюткиным озером:

«…Васютка сам нашёл его и людям показал…»«…Вот и озеро Васюткино…С тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро…»

Источник