Меню

Вадим спиридонов у озера



Земное счастье Вадима Спиридонова: 27 лет брака против воли родителей и трагическое предсказание

Вадим Спиридонов был одним из самых ярких и талантливых актёров советского кинематографа. Федор Савельев в «Вечном зове», Фёдор Макашин в «Любви земной», полковник Деев в «Горячем снеге», эти роли, как и многие другие, сыгранные Вадимом Спиридоновым, забыть просто невозможно. Он обладал фактурной внешностью и невероятной мужской харизмой. У актёра было множество поклонниц, но он всю жизнь, с самой юности, хранил верность одной женщине. Они прожили вместе 27 лет, а потом Вадим Спиридонов сам предсказал дату своего ухода…

Один раз и на всю жизнь

Вадим Спиридонов в молодости. / Фото: www.tvkultura.ru

Вадим и Валентина познакомились ещё в детстве, их чувства казались окружающим совершенно несерьёзными, а первое заявление о будущей женитьбе – не заслуживающим внимания. Но для них самих всё было слишком серьёзно. Они даже дня не могли прожить друг без друга, а вынужденная кратковременная разлука воспринималась молодыми людьми как самое настоящее горе.

Когда Валентина твёрдо заявила родителям о своём желании выйти замуж за Вадима Спиридонова, мама девушки просто спрятала её паспорт. Вадим предусмотрительно свой документ стал носить всегда с собой.

Нежелание мамы принять выбор дочери объяснялось очень просто. Она считала куда лучшей партией для Валентины симпатизировавшего ей сына дипломата. Впрочем, Вадим тоже был юношей из вполне приличной интеллигентной семьи: отец – инженер, мама – главный бухгалтер. А вот сам Вадим мечтал о профессии актёра. Возможно, поэтому и не особо нравился родственникам своей невесты.

Но чувства молодых людей были куда сильнее, чем казалось их родителям. Они вместе отправились в путешествие на теплоходе от Речного вокзала в Мышкин. Валентина стояла у штурвала и любовалась открывающимися видами, когда Вадим неожиданно сказал ей, что друг от друга им всё равно никуда не деться. Просто невозможно. И предложил ей руку и сердце.

Вскоре они уже подали заявление в ЗАГС, но роспись их в назначенный день так и не состоялась. Они сильно поссорились накануне и расписываться просто не пошли. Вадим после этой ссоры почти сутки пролежал, отвернувшись к стене и даже, кажется, плакал.

Валентин и Вадим долго не виделись. Юноша к тому времени успел поступить в Школу-студию МХАТ и стал принимать участие в постановках в клубе «Чайка». Валентина пришла туда вместе с подругой, увидела Вадима в репетиционной комнате и застыла, не в силах отвести от него взгляда. Впрочем, молодой человек отреагировал на появление девушки точно так же. Больше они уже не расставались.

Семейная жизнь

Родители Валентины смирились с выбором дочери, а вскоре после свадьбы не просто приняли, а полюбили Вадима всей душой. А из Школы-студии Вадима через полгода отчислили из-за драки. Уже через полтора года Вадим и Валентина подали документы в Щукинское училище, но родители девушки снова воспротивились её выбору и настояли на получении более серьёзной профессии.

Источник

Вадим Спиридонов — биография, информация, личная жизнь

Вадим Спиридонов

Вадим Семёнович Спиридонов. Родился 14 октября 1944 года в Москве — умер 7 декабря 1989 года в Москве. Советский киноактёр. Заслуженный артист РСФСР (1984).

Вадим Спиридонов родился 14 октября 1944 года в Москве.

До 8 класса он проживал в районе Сокольники. Занимался боксом.

Когда семья Спиридонова переехала в Лефортово, там в то время не было других школ, кроме школы рабочей молодёжи, где обучение было только вечернее. Чтобы как-то помочь своей семье, он пошёл на завод «Салют», работал слесарем-сборщиком. Учась в школе, Вадим пришёл в драмкружок дома культуры «Чайка» при заводе.

После школы поступил в Школу-студию МХАТ. Но был отчислен за драку — подрался, защищая девушку, на которую напали хулиганы. В Школу-студию его потом звали обратно, но он отказался.

Поступил во ВГИК. Учился в мастерской С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой. Его однокурсниками были Н. Н. Ерёменко-младший, Н. С. Бондарчук, Т. К. Нигматулин, Н. Н. Белохвостикова, Н. Ф. Гвоздикова, Н. У. Аринбасарова, Н. К. Маслова.

Впервые на экране Спиридонов появился в 1969 году, будучи студентом 2 курса, в картине своего мастера Сергея Герасимова «У озера». В фильме Вадиму досталась роль второго плана Константин Коновалов: молодой человек, настоящий работяга, ко всему в жизни относится играючи, бывает и дерзок, несмотря на, казалось бы, свою простоту, в зависимости от ситуации бывает достаточно серьёзен и рассудителен. Пытается ухаживать за Леночкой Барминой (роль Н. Белохвостиковой). Актер удачно дебютировал и блестяще справился с ролью.

Вадим Спиридонов в фильме «У озера»

После совместной работы в фильме «У озера», Василий Шукшин пригласит Вадима в свой новый фильм «Печки-лавочки». Для молодого актёра, который на момент начала съёмок был ещё студентом, эта была удача сниматься у такого мастера как Шукшин. В 1971 году Спиридонов окончил обучение и стал актёром театра-студии Киноактёра.

Вадим Семёнович Спиридонов — драматический артист большого дарования и могучего темперамента. В отрицательных ролях создавал абсолютно достоверные образы.

Первая заметная роль — бывший кулак, полицай Фёдор Макашин (дилогия «Любовь земная» и «Судьба» Е. С. Матвеева). Спиридонов дал настолько убедительный образ, что многие кинозрители перестали отделять его от личности самого артиста.

Спиридонов с горечью вспоминал, что, сыграв в фильме «Судьба», он получил в ответ чуть ли не всеобщую ненависть как среди поколения фронтовиков и тружеников тыла, так и у молодёжи. Он рассказывал, как его неоднократно узнавали на улицах и пытались избивать, настолько ненавистен оказался сыгранный им предатель Макашин. Однако этот образ стал лишь своеобразным прологом к главной роли — Фёдора Савельева в самом длинном советском сериале «Вечный зов».

Вадим Спиридонов в фильме «Вечный зов»

В 1979 году за роль в сериале «Вечный зов» Вадим Спиридонов был удостоен Государственной премии СССР. Кстати, это был один из тех редчайших случаев, когда актер награждался за исполнение не просто отрицательной роли, а роли предателя, изменника Родины.

Роли Федора Макашина и Федора Савельева предопределили дальнейшее амплуа Вадима Спиридонова как отрицательного героя. Однако играл он их блестяще — достаточно вспомнить его матерого бандита по кличке «Соболь» в остросюжетном фильме «Прощальная гастроль «Артиста».

Вадим Спиридонов в фильме «Прощальная гастроль «Артиста»»

Были среди его ролей и положительные образы, роли героико-патриотические, которыми можно по праву гордиться: капитан Флёров — «Укрощение огня», полковник Деев — «Горячий снег», капитан Волох — «Дожить до рассвета», капитан Орехов — «Люди в океане», командарм Будённый — «Первая конная» и «Оглашению не подлежит», полковник Иверзев — «Батальоны просят огня».

Вадим Спиридонов в фильме «Батальоны просят огня»

В остросюжетном фильме «Ответный ход», Спиридонов сыграл капитана морской пехоты Евгения Швеца. Вместе с ним в той, ставшей поистине культовой, картине снялись Борис Галкин и Михай Волонтир.

Актёр много работал и за кадром. Мастер дубляжа, он озвучил более полусотни как отечественных, так и зарубежных фильмов. Голосом Спиридонова в разные годы говорили мировые звёзды кинематографа А. Делон, Ж. Депардьё, Д. Николсон, М. Пикколи, П. Макни, М. Ландау, С. Николаеску, А. Баччан.

В середине 1980-х годов Вадим Спиридонов дебютировал в качестве кинорежиссёра. На киностудии «Мосфильм» он снял короткометражный фильм по сценарию Э. Я. Володарского под названием «Два человека».

Наступившую в середине 90-х перестройку Вадим Спиридонов не принял, очень критически относился к личности Горбачева.

В кино актер продолжал сниматься по его собственному утверждению, только для того, чтобы прокормить семью. Среди его работ в те годы: Николай Батыгин в картине «Дни и годы Николая Батыгина», Лобанов в остросюжетной ленте «Криминальный квартет» и последняя роль в кино — Евгений Иванович Огородник, шофёр с сувенирной фабрики в детективе «Сувенир для прокурора».

В 1989 году Вадиму Семеновичу предложили снять собственный фильм на Экспериментальном творческом объединении «Мосфильма». Он загорелся этой идеей, планируя поставить историческую картину, но оказалось, что эта тема не волнует руководство. Тогда Спиридонов задумал нечто вроде отечественных «Звездных войн». Уже договорился о месте съемок, но осуществить задуманное не успел.

В перестроечные годы Вадим Семенович увлекся астрологией и нумерологией, познакомился с Джуной Давиташвили, Павлом и Тамарой Глоба. Для себя он выяснил «свое» число – 7. Он даже договорился в ГАИ, чтобы в номерах машины была любимая им семёрка.

Вадим Спиридонов предсказал свою раннюю смерть. Незадолго до кончины в разговоре с женой Валентиной он то ли в шутку, то ли нет, сказал: «Сдохнуть бы скорей от этой жизни. А чтобы не тухнуть, лучше умереть зимой, например, 7 января». Жена парировала: «У людей праздник, а ты помирать собрался». Он подумал и сказал: «Ну, тогда 7 декабря — сделаю тебе подарок» (у жены 8 декабря день рождения). В жизни всё произошло по этим словам.

В тот роковой вечер 7 декабря 1989 года Спиридонов должен был отправиться в Минск, где в ближайшие дни начинались съёмки нового фильма по роману В. И. Белова «Всё впереди», где он должен был играть главную роль. Казалось, ничто не предвещало беды: актёр был бодр, весел. За пару часов до выезда из дома он решил прилечь отдохнуть, сказав Валентине, чтобы она разбудила его в нужное время. Но когда через два часа жена дотронулась до мужа, он уже не дышал. Как выяснилось, Вадим Спиридонов умер во сне от приступа острой сердечной недостаточности.

Похоронен 10 декабря 1989 года в Москве на Ваганьковском кладбище (участок № 13).

Рост Вадима Спиридонова: 188 сантиметров.

Личная жизнь Вадима Спиридонова:

Был женат на Валентине Сергеевне Спиридоновой (род. 8 декабря 1942).

Они познакомились еще в детстве: жили на одной улице в Сокольниках. А их отношения начались, когда они встретились в стенах ДК завода «Салют». Подруга привела Валентину посмотреть, как занимается в ансамбле эстрадной миниатюры их общий знакомый, а там оказался и Вадим Спиридонов. С тех пор Валентина и Вадим были уже неразлучны.

В 1962 году, когда Вадиму исполнилось 18 лет, они стали жить вместе, а 28 июня 1963 года втайне от родителей поженились.

Вадим Спиридонов с женой Валентиной

Учась в Школе-студии МХАТ, а затем во ВГИКе стройный, красивый Вадим Спиридонов обращал на себя внимание большинства своих сокурсниц. Евгения Грибова, с которой ему довелось вместе учиться, как-то призналась: «Для нас, девчонок, существовал один парень – Вадик Спиридонов!» Но Вадим, необыкновенно сексуальный, яркий своей нахальной, озорной красотой, был на самом деле однолюбом.

Однако его совершенно не интересовали другие женщины – он жил страстью к работе и любовью к супруге Валентине.

Вместе Вадим и Валентина прожили всю жизнь. Детей у них не было – сначала не хотели, потом не получалось, и они смирились. Была идея взять приемного ребенка, но с этим тоже ничего не вышло.

Валентина Сергеевна — вдова Вадима Спиридонова

Вдова впоследствии признавалась, что ревновала своего мужа к коллегам-актрисам. И, случалось, они даже собирались разводиться. «Мне казалось, что у него кто-то есть, я ревновала. Он злился, когда я устраивала скандалы», — рассказывала она.

Фильмография Вадима Спиридонова:

1969 — У озера — Константин Коновалов, рабочий завода
1971 — Подвиг на шоссе (короткометражный) — капитан Корнеев
1972 — Горячий снег — полковник Деев, командир дивизии
1972 — Печки-лавочки — Василий Чулков, односельчанин Расторгуевых
1972 — Сибирячка — Проханов, рабочий строитель гидростанции
1972 — Укрощение огня — капитан Иван Андреевич Флёров
1972 — Пётр Рябинкин — Пётр Сергеевич Рябинкин, парторг завода
1973 — Товарищ бригада — Илья Семёнович Беседин, бригадир
1973-1983 — Вечный зов — Фёдор Силантьевич Савельев, средний брат
1974 — Любовь земная — Фёдор Михайлович Макашин, бывший кулак
1974 — В восемнадцать мальчишеских лет — командир лётного отряда Сергей Петрович
1975 — Дожить до рассвета — капитан Волох, командир группы
1977 — Судьба — Фёдор Михайлович Макашин, полицай
1977 — Трясина — Степан Быстров, старший сын Матрёны
1978 — Однокашники — Андрей Ризодеев, инженер-наладчик электронного оборудования завода
1979 — Отец и сын — Роман Захарович Бастрыков, председатель коммуны
1979 — Прощальная гастроль «Артиста» — «Соболь», бандит
1980 — Люди в океане — капитан Валерий Михайлович Орехов, командир пограничной заставы
1980 — Юность Петра — Фёдор Леонтьевич Шакловитый, сторонник царевны Софьи
1981 — Бешеные деньги — Егор Дмитриевич Глумов
1981 — Ответный ход — капитан Евгений Швец, командир морской роты «Южные»
1982 — День рождения — директор комбината
1982 — Кто стучится в дверь ко мне. — Игорь Михайлович, инженер
1982 — Личные счёты — Константин Иванович Попов, учёный преподаватель на кафедре АСУ
1982 − Вокзал для двоих – дядя Миша, спекулянт (в фильме фигурирует фотография актёра)
1983 — Демидовы — Акинфий Никитич Демидов, мастер оружейного дела
1984 — Первая конная — Семён Михайлович Будённый
1985 — Батальоны просят огня — полковник Владимир Петрович Иверзев
1987 — Дни и годы Николая Батыгина (другое название фильма − Династия Батыгиных) — Николай Разумеевич Батыгин
1987 — Оглашению не подлежит — Будённый (роль озвучил другой актёр)
1988 — Пилоты — советский лётчик
1989 — Криминальный квартет — Лобанов, криминальный авторитет
1989 — Сувенир для прокурора — Евгений Иванович Огородник, шофёр сувенирной фабрики

Читайте также:  Расписание автобусов ладожское озеро рахья

Озвучивание Вадима Спиридонова:

1963 — Клеопатра — Руфио (роль Мартина Ландау)
1972 — Строй / Parades
1973 — Затянувшаяся расплата — Виджай Кханна, инспектор полиции (роль Амитабха Баччана)
1973 — Горький урок. Леван Хидашели
1974 — Комиссар полиции обвиняет — Парайпан (роль Георгиу Динике)
1974 — Потоп — офицер Браун (роль Ежи Федоровича)
1974 — Бессмертные / Nemuritorii — капитан Андрей (роль Серджиу Николаеску)
1974 — Четыре мушкетёра «Шарло» / Les Quatre Charlots mousquetaires — Д’Артаньян (роль Жана Вальмона)
1974 — Четверо против кардинала / Les Charlots en folie: A nous quatre Cardinal! — Д’Артаньян (роль Жана Вальмона)
1974 − Дюпон Лажуа / Dupont Lajoie − инспектор Бюлар (роль Жана Буиза)
1975 — Уважаемые люди / Gente di rispetto — Маресчиалло (роль Альдо Джуффре)
1975 — 109-й идёт без остановок — Окита (роль Кэна Такакуры)
1975 — Странствующие рыцари — Сандро (роль Георгия Датунашвили)
1975 — Семь смертей по рецепту, или В сетях мафии / Sept morts sur ordonnance — доктор Пьер Лоссерэй (роль Мишеля Пикколи)
1975 — Соло для слона с оркестром — ветеринар (роль Карела Эффа)
1975 — Профессия: репортёр — Дэвид Локк, журналист (роль Джека Николсона)
1975 — Первая ласточка — Нури (роль Дмитрия Джаяни)
1975 — Обречённый на одиночество / Kenka Karate Kyokushinken — Масутацу Ояма (роль Сонни Чиба)
1976 — Гнездо саламандр / Cuibul salamandrelor — Джордже (роль Георгиу Динике)
1976 — Сиятельные трупы / Cadaveri eccellenti — доктор Максия (роль Паоло Боначелли)
1976 — Опасная погоня — прокурор Мориока (роль Кэна Такакуры)
1976 — Настоящий тбилисец и другие — Павел и учёный-оппонент (роли Григола Цитайшвили и Малхаза Горгиладзе)
1976 — Пёс / El Perro — Аристидес Унгрия (роль Джейсона Миллера)
1977 — Мимино — командир экипажа и попутчик Рубена Хачикяна (роли Эдуарда Изотова и Анатолия Иванова)
1977 — Вечная сказка любви / Dharam Veer — Джавала Сингх, охотник (роль Прана)
1977 — Бездна — Дэвид Сандерс (роль Ника Нолти)
1977 — Легенда о динозавре — Такаси Асидзава, геолог (роль Цунэхико Ватасэ)
1978 — Синема — Яков Костава (роль Гурама Пирцхалавы)
1978 — Реванш — Парайпан (роль Георгиу Динике)
1978 — Владыка судьбы / Muqaddar ka Sikandar — Сикандар (роль Амитабха Баччана)
1978 — Ещё пять дней — Геворкян (роль Мирона Кечогляна)
1979 — Тайна мотеля «Медовый месяц» / Fleisch — Билл (роль Вольфа Рота)
1979 — Господарь Влад / Vlad Tepes — Влад Цепеш (роль Штефана Силеану)
1979 — Отец и сын — Алексей Бастрыков и Звонарёв (роли Андрея Смолякова и Сергея Полежаева)
1979 — Ураган / Hurricane — Джек Сэнфорд (роль Тимоти Боттомса)
1979 — Цыган — Ожогин, фронтовой друг Будулая (роль Стасиса Петронайтиса)
1979 — Похищение по-американски — Максимилиан Бодро, главарь бандитской группировки (роль Патрика Макни)
1979 — Горо / Ogon no inu
1979 — Цена победы / Speed cross — Курт Шмидбауэр (роль Романо Пуппо)
1979 — Меланхоличная малышка / Melancoly baby — Клод (роль Жана-Люка Бидо)
1980 — Жизнь прекрасна — следователь (роль Регимантаса Адомайтиса)
1980 — Я ещё вернусь — Тахир (роль Шакмара Алекперова)
1980 — Троих надо убрать — Мишель Жерфо (роль Алена Делона)
1980 — Хлеб, золото, наган — Владимир Горбач, чекист (роль Владимира Борисова)
1980 — Абдулла / Abdullah — Кхалил (роль Денни Дензонгпа)
1980 — Вторая жена / Orokseg — Акош (роль Яна Новицкого)
1981 — Дива — Городиш (роль Ришара Боринже)
1981 — Брат — Гио (роль Левана Турманидзе)
1981 — Перед закрытой дверью — Салех (роль Мамеда Мамедова)
1981 — Невезучие — месье Кампана, частный детектив (роль Жерара Депардьё)
1981 — Ошибка Тони Вендиса — Макс (роль Паула Буткевича)
1981 — Сезон мира в Париже / Sezona mira u Parizi / Sezon de pace la Paris — Драган (роль Драгослава Николича)
1981 — Игра без козырей — Людас Григонис, капитан милиции (роль Бориса Борисова)
1982 — Кукарача — «Муртало», бандит (роль Зазы Колелишвили)
1982 — Властелины времени (мультфильм) — Джаффар
1983 — Лома — забытый друг — читает текст от автора
1983 — Папаши — Жан Люка (роль Жерара Депардьё)
1983 — Любовный недуг / Prem rog —Вирендра Сингх (роль Кулбхушана Кхарбанды)
1983 — Загадка уединённого мотеля / Motel
1984 — Пари с волшебницей / Ramasagul — царь Дракон (Змеюл) (роль Флорина Пьерсика)
1984 — Легенда о Сурамской крепости — читает текст
1984 — Адский поезд / Train d’enfer — Салвье (роль Жерара Клейна)
1985 — Возвращение Будулая — Станислав Ожогин (роль Стасиса Петронайтиса)
1987 — Визит к Минотавру — голос работника милиции по рации
1987 — Браво, Альбер Лолиш! — Алекси (роль Георгия Бурджанадзе)
1989 — Идеальное преступление — Ланс Гереро (роль Ромуалдса Анцанса)
1989 — Николай Бухарин (документальный) — читает текст

Источник

Вадим Cпиридонов в кино играл роковых мужчин, а в жизни любил одну женщину

«Джуна, как умная женщина, почувствовала в Вадиме особенного человека. Который моментально отличит.

«Джуна, как умная женщина, почувствовала в Вадиме особенного человека. Который моментально отличит правду от вымысла. Поэтому просто предложила: «Пойдемте на второй этаж. Посидим, выпьем…» И вот мы смотрим, а там на тумбочке возле ее кушеточки — какие-то пузырьки с лекарствами… Сразу стало ясно, что она лечится теми же методами, что и простые люди», — рассказывает вдова актера Валентина Сергеевна.

Это большая редкость, что у нас с Вадиком так получилось — один раз и на всю жизнь. Он тоже был однолюб. Мы познакомились еще детьми. И когда решили пожениться, никто не подозревал, что мы будем вместе так много лет. Родители, мои и Вадика, считали наше чувство несерьезным, мол, перебесятся и разойдутся. А у нас была сумасшедшая любовь. Дня друг без друга не могли. Но когда я завела с мамой разговор о свадьбе, она спрятала мой паспорт. Вадим, узнав об этом, стал носить свой паспорт с собой. Мама была против моего выбора, хотя Вадим из интеллигентной московской семьи: мать — главный бухгалтер, отец — инженер. И детство его было вполне благополучным. Но маме больше нравился мальчик из соседнего дома, который за мной ухаживал. Его родители были дипломатами, и, по мнению мамы, как жених он был гораздо перспективнее. А Вадик тогда даже еще не выбрал, на кого пойти учиться. Но наша любовь победила.

Как Вадик сделал предложение? Это отдельная история. Мы ехали на теплоходе, от Речного вокзала, в город Мышкин. Были очень счастливы, что впервые путешествуем вдвоем. У меня сохранились снимки, где я стою у штурвала, такая молодая, счастливая… И вот любуемся видами на палубе, а Вадик неожиданно мне говорит: «Ты пойми, мы все равно друг от друга никуда не денемся. Мы не можем друг без друга»…

Расписать нас должны были 9 Мая. Но накануне мы с Вадиком разругались в пух и прах. В результате в загс просто не явились. Его мама спустя годы рассказывала, что Вадик после нашей ссоры пришел, лег на диван, отвернулся к стенке и не вставал до позднего вечера. Лишь изредка его плечи вздрагивали.

Мы долго не виделись. За это время Ва­дим поступил в Школу-студию МХАТ. Он всегда мечтал учиться в театральном. Родители его в этом поддерживали. Его мама, коренная москвичка, любила театр, с детства водила Вадика на спектакли. Она была красивая женщина, умница, много знала, много читала… Когда они переехали в другую квартиру, оказалось, что поблизости нет приличной школы. Мама Вадика обратилась к своей приятельнице, завучу в школе рабочей молодежи, устроила сына туда. А поскольку ученики таких школ должны были работать, отец взял Вадика к себе на завод, там он числился слесарем. На самом деле о технической профессии Вадим и не думал.

Наше примирение произошло в клубе «Чайка» завода «Салют», где Вадим и другие ребята выступали. Мы пришли туда с подругой, зашли в репетиционную комнату. Вадим сидел на подоконнике, мы встретились взглядами… Все было понятно без слов. Когда мы с подругой ушли, он сказал своему другу: «Знаешь, я женюсь на ней…»

Мои родители смирились, и мы вскоре сыграли свадьбу. Его папа с мамой получили квартиру побольше и совместили новоселье и наше бракосочетание. Жилья своего у нас не было, жили то у его родителей, то у моих. Отец Вадима дал нам прозвище «однодетки». Вадик маму мою называл «бриллиантовая теща». А она его — «золотой зять».

В Школе-студии МХАТ Вадик проучился всего полгода. Его исключили за драку. А дело было так. Шли они как-то с ребятами вечером по улице Горького, встретили другую компанию, слово за слово, завязалась словесная перепалка, которая переросла в драку. Их забрали в милицию, сообщили о недостойном поведении студентов по месту учебы. Тогда все такие случаи разбирали на комсомольском собрании, выносили общественное порицание. Нарушитель должен был покаяться, и тогда серьезного наказания можно было избежать. Сокурсники Вадима реагировали по-разному, кто-то расплакался, кто-то родителей привел. А Вадик гордый был. Не стал оправдываться, просто ушел из института. Ни мне, ни родителям не рассказал о произошедшем. Я начала беспокоиться: «Почему ты не ходишь на учебу?» Он что-то придумывал, врал на ходу. Потом выяснилось, что его исключили.

Читайте также:  Озеро комо где оно находится

Следующие полтора года, до поступления во ВГИК, Вадим где только не работал. Устроился в Театр Маяковского рабочим сцены, разбирал декорации. Потом работал на ВДНХ… Но мечты об актерской профессии его не отпускали. Вадим занимался в клубе «Чайка», где был театральный кружок. Его руководитель Игорь Семенович Корф посоветовал Вадику: «Сходи во МХАТ, не может быть, чтобы из-за такой ерунды они отказались от талантливого студента». Ректор Школы-студии, Вениамин Захарович Радомысленский, сказал Вадику: «Конечно, я тебя возьму. Но только на первый курс». А бывшие однокурсники Спиридонова уже учились на третьем. Вадик отказался. Вот такой был гордый.

Он решил попытать счастья в Щукинском училище. Причем мы с ним пришли поступать туда вместе. Курс в Щукинском набирал Борис Захава. После консультации он подошел к нам и говорит: «Вы такая пара! Мы берем вас обоих, как бы вы ни сдали экзамены…» Мы, конечно, очень обрадовались… Но мои родители считали, что нужно получить серьезную профессию. Помню, мама потом мне рассказала, что звонили из училища, спрашивали, почему ваша девочка не приходит? Мама ответила: «Не морочьте ей голову. И больше, пожалуйста, не звоните». Вадим тоже не остался в Щукинском, но не из-за меня.

Дело в том, что параллельно он пробовал поступать во ВГИК. В том году студентов набирали Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Это был знаменитый курс, где учились «четыре Наташи» — Бондарчук, Белохвостикова, Гвоздикова и Аринбасарова. На этом же курсе оказались Николай Еременко-младший, Талгат Нигматулин, Нина Маслова… Если бы курс набирал кто-то другой, может быть, Вадим сделал бы выбор в пользу Щукинского училища. Но он почувствовал, что такие педагоги могут дать ему больше. Кстати, разглядела его Тамара Макарова. Первым делом студенты заходили в комнату, где были установлены камеры. Если оказывалось, что человек плохо смотрится в кадре, его отсеивали. Тамара Федоровна, увидев Вадима, сразу сказала: «Его нужно брать!» А позже, на выпускных экзаменах, ко мне подошел сам Герасимов и сказал: «Вашего мужа, Валечка, ждет очень большое будущее. Берегите его». Вот я и берегла. Кстати, люди из мира кино, которые видели меня первый раз, уверяли, что я очень похожа на Вадима. Если мне нужно было забрать какой-то сценарий, например, на проходной «Мосфильма», сразу же подходили ко мне: «Вы жена Спиридонова?» А ведь мы с ним абсолютно разные! Наверное, правду говорят, что, если люди долго живут вместе, становятся похожими.

Годы учебы Вадима во ВГИКе вспоминаю с ностальгией. Жили небогато. Могли накупить котлет по десять копеек и, запивая их молдавским вином, всю ночь спорить о кино. Помню, было такое вино «Гамза», в плетеной бутылке. К нам приходил друг Вадима с режиссерского факультета Валерий Лонской с женой Надей. Позже, став режиссером, он снимал Вадика, они любили друг друга… Случались дни, когда в кошельке было совсем пусто. Помню, шла как-то по тротуару и думала: господи, хоть бы рубль найти. В те годы на рубль можно было прожить целый день. Нормально зарабатывать Вадим еще не мог, Герасимов запрещал студентам сниматься в кино. Разрешено было только подрабатывать в массовке, и муж это нередко делал.

Помню, снимался Вадик у Алек­сандра Роу в сказке, они с однокурсниками должны были играть чудовищ, которые вылезают из болота. Ребят намазали дешевой сине-зеленой краской с головы до ног, они рычали и мычали, подражая чудищам. А после съемок я часами оттирала Вадика в ванной от этой краски мочалкой. Но зато он получил деньги…

А однажды муж пробовался на роль узника концлагеря — в массовку фильма о войне, позвали его и одного нашего друга. Друг Вадика на роль узника подходил идеально, был худой, как скелет. А вот Спиридонова режиссер поставил куда-то в задние ряды, сказав: «А вам худеть надо, а то уж больно сытый концлагерь получается».

Вадим снимался очень много, но так получилось, что самые известные его роли, которые людям запомнились, — Федор Савельев в киноэпопее «Вечный зов» и Федор Макашин в картинах «Любовь земная» и «Судьба». Кстати, в «Любовь земную» его пригласили, еще когда он учился на третьем курсе ВГИКа. А Герасимов сказал «нет». Дело в том, что начинались съемки его фильма «У озера», в котором Сергей Аполлинариевич хотел занять практически весь свой курс. Но судьба так сложилась, что Евгений Матвеев приступил к съемкам «Любви земной», когда Вадим давно окончил институт. На пробах Матвеев решил дать Спиридонову отрицательную роль Макашина. Хотя позже Евгений Семенович признался: «Конечно, главную роль, Дерюгина, должен был играть ты, Вадим, а не я! Но это была моя лебединая песня!»

В «Вечном зове» тоже была история. Когда в журнале «Роман-газета» вышел роман Иванова, я сказала Вадику: «Если какой-нибудь режиссер задумает снимать фильм по этому роману, обрати внимание на роль среднего брата, Федора. Как же потрясающе можно ее сыграть!» И вот он получает приглашение от Ускова и Краснопольского на роль… Антона. Я расстроилась, даже в шутку сказала: «Разведусь с тобой, если ты согласишься его играть! Нам нужен только Федор». И Вадим начал уговаривать Ускова и Краснопольского, которые поначалу восприняли это в штыки. Но Вадим все-таки умел убеждать людей. Потом они говорили: «Господи, какое счастье, что мы взяли именно его!» А автор романа, Иванов, сказал: «Ты сыграл Федора так, как я не мог о нем написать».

Интересная история получилась и с ролью в известном сериале «Демидовы». Мы дружили с драматургом Эдуардом Володарским и его женой. Как-то Эдик говорит: «Мы с Аки­мовым пишем сценарий о династии Демидовых на Урале». И когда сценарий был уже отправлен режиссеру Ярополку Лапшину, Володарский ему позвонил и сказал: «Акинфия Демидова должен играть Спиридонов». Тот испугался и говорит: «Да вы что! Я его боюсь». Вадим под метр девяносто, а режиссер ему в пупок дышит: он маленького роста, Лапшин-то. Но Вадим никогда на съемочной площадке не проявлял характер, всегда был дисциплинированным и собранным, выполнял все, что требовал от него режиссер. На съемках «Вечного зова», кстати, это вышло ему боком — Вадим сильно застудил ногу в горной реке. Один из его друзей посоветовал обратиться к знаменитому костоправу Касьяну. А там знакомства как-то привели нас к Джуне, нам предложили побывать у нее в доме. Тогда в среде творческой элиты это было модно. Вадим был знаком с уфологом Владимиром Ажажей, бывали мы и у Иванова, который был экстрасенсом космонавтов. И вот приехали мы к Джуне, она посмотрела Вадика и ничего не сказала. Я поняла, что она, как умная женщина, почувствовала особенного человека. Который моментально отличит правду от вымысла. Поэтому Джуна просто предложила: «Пойдемте на второй этаж. Посидим, выпьем…» Она показала нам свои работы, тогда Джуна только начинала писать картины. И вот мы смотрим, а там на тумбочке возле ее кушеточки — какие-то пузырьки с лекарствами… Сразу стало ясно, что она лечится теми же методами, что и простые люди…

В те периоды, когда Вадик не снимался, он много занимался дубляжом. Озвучил более пятисот фильмов. Его голосом говорили Ален Делон, Жерар Депардье, Жан Вальмон, Джек Николсон, Ник Нолти… Вадим мастерски умел менять голос до неузнаваемости. На «Мосфильме» уж какие опытные люди сидели, а все равно диву давались. Например, приезжали к Вадику с «Узбекфильма», умоляли, надо озвучить сразу пятерых персонажей за одну смену, но и деньги предлагали приличные. Вадик ехал и с семи утра до часу ночи работал в студии. В этом ему действительно не было равных. Причем муж не рассматривал дубляж как подработку, ему это действительно нравилось. И на студии Спиридонова любили. Вадим говорил: «Иногда смотрю, как играет заграничный актер, и мне хочется немного его поправить…»

Мало кто знает, каким Вадик был в юности. Спортивный юноша, отлично сложен, фигура как у Аполлона! На спор переплывал Волгу со связанными руками и ногами. Обожал шутить. Здорово изображал Райкина. Мы все за животы хватались, когда он играл в наших импровизированных домашних спектаклях. Райкин в молодые годы пришептывал, присюсюкивал, и у Влада тоже в ранние годы была такая манера. Правда, я с этим «сю-сю-сю» боролась и отучила!

А как Вадик танцевал! Он очень любил Элвиса Пресли, прекрасно исполнял рок-н-ролл. Перед нами на танцплощадке все расступались, просили: «Ну станцуйте еще!» Вадик меня крутил, вертел, как в лучших голливудских фильмах. Потом вдруг резко выключался звук, зажигался свет, к нам подходили дежурные комсомольцы и делали замечание за «буржуазные

танцы». Мы обычно только смеялись в ответ. И я, и он обожали музыку. Вадим в свободное время часто садился к роялю и подбирал какую-нибудь мелодию. Нот Вадик не знал, но слух у него был прекрасный, да и руки — как у Рахманинова, на полторы октавы. Я тогда тоже неплохо пела, особенно романсы…

Что касается выпивки, Вадим выпивал, как все, не больше и не меньше. Но вот если какой-нибудь Тютькин выпил и идет пьяный, никто не обратит внимания. А когда Спиридонов, известный артист, допустим, сидит в кафе выпивши, он всем запоминается. Причем, как и у любой творческой личности, у него было так: выпил — значит, нужно всю Москву объехать, со всеми повидаться. У Вадика был друг, Митя Григорьев, каскадер-конник. Иногда муж уезжал к нему на конноспортивную базу на пару дней, там, рядом с лошадьми, успокаивался, отдыхал душой. И конечно, Вадим был прекрасным наездником, все, что связано с лошадьми, он в кино делал сам.

Нередко меня спрашивали, почему у нас не было детей. Это моя давняя боль. Я забеременела вскоре после того, как мы с Вадиком поженились. Но тогда мы были бедны, ни денег, ни жилья своего… Я совершила ошибку. После этого детей иметь уже не могла. Много лет мы не оставляли попыток стать родителями. Вадик как-то приехал ко мне в больницу, увидел мое бледное лицо, побледнел сам и сказал: «Все, мы отсюда уезжаем». Я говорю: «Но у меня нет верхней одежды, мне нужно взять выписку…» — «Я все потом заберу!» И так, в халате и тапочках, посадил меня в машину и увез домой. Сказал: «Если так хочется ребенка, усынови меня». Так я его потом и звала — усыновленный муж.

Вадима нельзя было не любить. Он был бесхитростный. Строить планы, плести интриги — это было не его! Он не видел или не хотел видеть, когда люди обманывали. И убеждать было бесполезно, он меня не слушал. А потом удивлялся, что я оказалась права.

Перестройку Спиридонов встретил сдержанно, не возлагал на нее больших надежд. Все спекулянты в те годы стали бизнесменами. Государственная система кинематографа развалилась. А Вадику хотелось сниматься в хорошем кино и самому снимать. По сценарию Володарского муж снял прекрасную короткометражку «Два человека». Он хотел и дальше реализоваться как режиссер. Мечтал сделать что-то историческое, искал сценарий… Тогда в СССР как раз начали показывать «Звездные войны». Вадик интересовался астрологией, дружил с Павлом Глобой, его привлекало все, связанное со звездами, с космосом. Он решил сам написать сценарий и поставить его. Но время было тяжелое, перестроечное, он столкнулся с массой сложностей, которые сам разрешить не мог.

Читайте также:  Озеро с грязью волгоградская область

Как-то в конце 89-го года муж пришел домой расстроенный. Сидим мы на кухне, и Вадик говорит: «Как все надоело. Сдохнуть бы от этой жизни. И чтобы не тухнуть, умереть зимой.

7 января…» А у него всегда была любимая цифра семь. Я говорю: «Конечно! У людей праздник, Рождество, а ты помирать собрался». Он говорит: «Ну тогда 7 декабря». — «Еще лучше, у меня день рождения восьмого!» Вадим так посмотрел на меня и говорит: «Вот и сделаю тебе подарок». Я тогда не придала значения этому разговору.

В начале декабря он должен был уезжать на съемки в Минск. Седьмого числа, около восьми вечера, Вадик говорит: «Я что-то устал, прилягу перед дорогой…» Скоро за ним должна была прийти машина. Я сидела на кухне и вдруг почувствовала, как меня будто кто-то поднял. Я пошла в комнату, включила свет… А Вадик не дышит. Вот как было… Хоронило его, наверное, пол-Москвы, много было народу. Для меня все прошло как в тумане. Я все понимала, но плакать не могла…

Вспоминаю, как на протяжении многих лет 28 июня, когда мы с ним расписались, вся квартира была заполнена пионами, моими любимыми цветами… Знаете, мне одна знакомая сказала, что, если б она могла прожить хотя бы два месяца так, как мы с Вадимом прожили 27 лет, она бы была самой счастливой женщиной на свете…

Источник

Вадим Семенович Спиридонов

Вадим Спиридонов — биография

Вадим Спиридонов, советский киноактер, заслуженный артист РСФСР, кинорежиссер. Активно занимался и озвучиванием. Родился в октябре 1944 года в Москве. Снял один короткометражный фильм «Два человека», Заслуженный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР. Наиболее известен по исполнению ролей в драме «Вечный зов», «Печки-лавочки», «Юность Петра» и другим.

Вадим Спиридонов родился в октябре 1944 года в Москве. Отец его родом из Тульской области, а мама — москвичка. Внешность артиста типично русская, поэтому многие почему-то думали, что родом он из Сибири, другие полагали, что он из Беларуси. Но на самом деле он коренной москвич, что, однако, не помешало ему прекрасно перевоплощаться в людей из русской глубинки.

Интересно, что иногда в сети появляются сведения о каком-то криминальном прошлом исполнителя, что тоже выдумки. Да, биография многих артистов сопряжена с разнообразными мифами и легендами, не стал исключением и Вадим Семёнович.

Детство и первые шаги в искусстве

Мальчик рос подвижным, активном, умел постоять за себя. Его детство прошло в Сокольниках. В то время Москва только лишь оправлялась от перенесенных ран второй мировой войны, поэтому было много беспризорников, люди были поглощены восстановлением быта. Однако несмотря на послевоенную разруху работали не только школы, но и театральные кружки, дворцы пионеров.

Во многом советская власть целенаправленно поощряла их развитие, чтобы отвлечь тысячи беспризорников от криминала. Дети с удовольствием занимались в самых разных кружках, секциях. А Вадиму по душе были занятия в театральной студии, которую он посещал с большим удовольствием. Кроме того, увлекся он и боксом, стремясь развить в себе мужественность, выносливость.

После 8 класса школы по семейным обстоятельствам ему пришлось перевестись в вечернюю, что подразумевало обязательную работу. Он устроился на завод помощником рабочего, на этом же заводе трудился и его отец. Такое положение вещей ничуть не смущало будущую звезду советского кино, поскольку он твёрдо решил, что после завершения обучения станет артистом.

Собственно, так и произошло. Когда он получил заветный аттестат зрелости, то отправился в Школу-студию МХАТ, где и был принят в число студентов с первой попытки. Казалось, мечта почти исполнилась. Однако во время учёбы случился неприятный инцидент: молодой человек ввязался в драку, вступился за девушек. Это событие было воспринято крайне негативно руководством заведения. Было организовано собрание, где драку признали существенным основанием для отчисления. Однако через какое-то время, разобравшись в ситуации, ему предложили продолжить учёбу. Но он отказался, посчитал такое развитие событий несправедливым. Возможно, это и к лучшему, ведь вместо этого он подал документы в Щукинское училище и во ВГИК. Полтора года, на которые он был отстранен от учёбы, он не терял даром, устроился в театр и работал обычным мастером сцены. Конечно, это дало ему представление об изнанке актерской профессии. Он видел, как проходят спектакли, как артисты готовятся к своим ролям.

Его приняли и в Щукинское училище, и во ВГИК, приёмные комиссии в обоих учебных заведениях оценили его потрясающую мужественность, харизму, открытый и уверенный взгляд. Да, стало понятно, что он идеальный кандидат для исполнения ролей честных и мужественных людей. Эти роли всегда были в особом фаворе в кинематографе.

Он попал в мастерскую к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой, которые умели зажигать звезды. Вместе с ним учились Наталья Гвоздикова, Наталья Белохвостикова и другие артисты, которые впоследствии также громко заявили о себе.

Начало профессиональной карьеры

В 1971 году он успешно закончил обучение во ВГИКе и сразу на него обратили внимание режиссеры. Его пригласили работать в Театр-студию киноактера. Артист потрясающе создавал как отрицательные, так и положительные образы, у него был огромный талант, харизма, драматический темперамент. Например, он играл полицаев, бывших кулаков. В картине «Судьба» он сыграл Макашина, отвратительного героя, полиция. Сыграл он его так достоверно, что его буквально возненавидели все фронтовики Советского Союза. Он был очень убедителен о своих ролях, поэтому зрители считали, что он и в жизни такой. Они абсолютно не замечали актерской игры, ведь она была потрясающе естественная. Люди были уверены, что артист играет самого себя. Ему часто в спину неслись проклятия, иногда его даже пытались побить. Конечно, артист не обижался на это, понимая, что это издержки профессии. Кому-то в фильмах нужно играть не только положительных персонажей, но и отрицательных.

После окончания ВГИКа его пригласили в театр-студию Киноактера. Режиссеры смело доверяли ему отрицательные и положительные образы, будучи уверенными, что справится он на отлично. Особенно часто в профессиональной биографии Спиридонова встречаются роли в военных картинах, поскольку в артисте чувствовалась особая стать, выправка. Сказывалось и его увлечение спортом. Вадим Семёнович обладал внушительным телосложением, широкими плечами, что также прекрасно смотрится на экране.

Особенности творчества

Первая картина с его участием вышла в 1969 году, на тот момент артисту было 25 лет. Это фильм «У озера», советский, черно-белый, двухсерийный. Это драма, которую поставил Сергей Герасимов. Он старался снимать своих выпускников. Считалось хорошей приметой попасть в мастерскую к Тамаре Макаровой и Сергею Герасимову. Фильмы режиссера всегда были удачными, вызывающими интерес, а задействовал он в них своих студентов. И выходили они из ВГИКа уже известными, уверенно заявившими о себе. Последний фильм в фильмографии датируется 1989 годом. Это детектив «Криминальный квартет» и детективный фильм «Сувенир для прокурора». Да, чувствуется, что в самом конце 80-ых годов режиссеры всё более стали склоняться к созданию детективов. Такая тенденция сохраняется и сейчас.

Одной из главных стоит назвать эпопею «Вечный зов». Этот фильм снимался в течение 10 лет 1973 по 1983 год. В нём артист тоже предстал в образе отрицательного героя, вновь сыграв его потрясающе убедительно.

Его стали узнавать повсеместно, но, к счастью, большинство людей, всё-таки, понимало, что стоит отделять личность артиста от осознанного образа на экране.

В этом фильме он сыграл Фёдора Савельева, кулака, который не вызывает положительных эмоций ни у кого. Хотя при этом он не лишен обаяния, мужественности. До сих пор эта картина считается образцом потрясающего мастерства, ее изучают в профильных заведениях, она навсегда вошла в сокровищницу национального кинематографа.

Стоит отметить и картины, где артист предстал в положительных, героических образах, как правило, военных. Например, драма «Батальоны просят огня», а также «Дожить до рассвета», «Укрощение огня», «Оглашению не подлежит» и других.

В кого только не перевоплощался артист! Он играл рабочих, военных разных рангов, простых людей, чиновников, бригадиров, кулаков, полицаев, инженеров, председателя коммуны, командиров, сыграл он и стрельца-сторонника царевны Софьи в фильме «Юность Петра». Появлялся он в роли ученого, советского героя-летчика, сыграл он даже Будённого. В своей последней картине «Криминальный квартет» он сыграл Лобанова, криминального авторитета.

Сложно сказать, как сложилась бы жизнь артиста, если бы он не умер буквально перед распадом СССР. Возможно, его бы и дальше стали приглашать в криминальные драмы, сериалы, поскольку его типаж поразительно удачный для кинематографа.

Есть версия, что нестабильность в кино, театре, во многих других сферах, которая уже вовсю ощущалась в 80-ых годах, подкосила его здоровье. Он подсознательно не желал, а, может быть и боялся вступить в новую эпоху, где жизнь будет протекать по совершенно иным канонам. И особенно остро новая формация затронет сферу искусства.

Личная жизнь, последние годы

Вадим Семёнович был настоящим однолюбом. Он влюбился в очаровательную девушку, жившую по соседству. Она была старше него на 2 года. Долгое время он не решался признаться в чувствах, но выражал свою симпатию, дергая за косички, выбивая из-за рук портфель. Повзрослев, их пути разошлись, так как Вадим переехал из Сокольников. Но однажды, совсем скоро после переезда, они вновь встретились во дворце культуры и больше не расставались.

Как только Вадиму исполнилось 18 лет, он сделал предложение руки и сердца своей возлюбленной, и пара поженилась. Пришлось делать это в тайне от родителей, так как они не одобряли такие ранние браки, и никто не мог гарантировать, что эти чувства настоящие. Однако так и получилось, ведь всю жизнь Вадим Семёнович прожил со своей супругой. Впоследствии она признавалась, что совместная жизнь вовсе не была гладкой несмотря на то, что актер был предан семье на все сто.

Характер у него, как у подавляющего большинства людей искусства, довольно вспыльчивый, переменчивый, эмоциональный. Но всё-таки паре хватило мудрости сохранить свои отношения, они прожили вместе почти четверть века. Однако детей у них не было. Одно время они подумывали над тем, чтобы усыновить ребенка из детского дома, но как-то не сложилось.

Известно, что актер был очень скромным и неприхотливым в быту человеком, он не стремился выбивать у высокого начальства квартиры, звания, прочие заслуги. Он жил в обычной квартире на окраине Москвы и не стремился к большему. Возможно, он предчувствовал, что жизнь его будет очень короткой. К сожалению, так и случилось. Актёр готовился к съемкам в фильме, что должен был сниматься в Белоруссии. Он прилёг отдохнуть перед длительной поездкой, но от остановки сердца умер во сне. Жена, которая решила разбудить его, чтобы он не опоздал на самолёт, обнаружила, что он уже не дышит. Артиста похоронили 10 декабря 1989 года на Ваганьковском кладбище города Москвы.

Источник