Меню

В пути могут быть самые неожиданные опасности обвалы туман подъем уровня рек



Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.

2) В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир и древнерусскую старину.

3) Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости.

4) Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи.

23.Укажите предложение с однородными дополнениями:

1) В каждой русской семье хранились рукописные медицинские книги.

2) Семья – это место , куда мы несём свои надежды и удачи, огорчения и потребности во внимании и чуткости.

3) А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч.

4) Доброта и любовь к родственникам становится обязательным условием , если не любви, то хотя бы уважительного отношения к родственникам некровным.

24.Укажите ряд, в котором все существительные мужского рода:

1) вермишель, гавань, бандероль

2) пенал, гараж, радио

3) роспись, эмаль, хрусталь

4) кофе, тюль, янтарь

25.Какая из перечисленных синтаксических характеристик является неверной для предложения:

Уверенность умножает радости жизни и делает удовольствие ещё большим?

3) сложное предложение;

4) простое предложение с однородными сказуемыми.

В каком предложении есть обособленные члены предложения (знаки препинания не расставлены)?

1) Спустя годы его подлинным концертным залом стал весь мир.

2) Ученики и последователи рано умершего Коула (художника) писали панорамы горных ущелий и бурные водопады.

3) Яркие глубокие и чистые краски в сочетании с позолотой белизной фарфора и блеском глазури создают великолепный декоративный эффект.

4) Работ выполненных народными умельцами становится всё больше и больше.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъём уровня рек, туман.

1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

28. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Лёгкая светская комедия представляет собой пьесу (1) интрига (2) которой(3) весьма изящна.

Укажите, в каком предложении не ставится тире (знаки препинания не расставлены)?

1) Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным пониманием.

2) Он настоящий учёный

3) Семью семь сорок девать

4)Порядок одобрительно сказал Давыдов и вошёл в полутёмные сени.

Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.

1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.

2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.

3)Он помогает их переводить, ему доверили важное и опасное дело, ни одна контролёрша не посмеет подойти и просить у него билет, потому что он – с Машей, которую в зоопарке все знали.

4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.

Задания в тестовой форме для проведения административного контроля

по дисциплине ОДб.01 Русский язык. Специальность 060501 Сестринское дело

Курс 1 Семестр 2

Вариант № 4

Инструкция

Выберите один правильный вариант ответа из 4-х предложенных. В качестве правильного ответа запишите его номер

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СЧАСТЛИВ 8 звуков.

2) В слове СТАТЬЮ количество звуков и букв совпадает.

3) В слове ШЁЛ гласный звук – < о >.

4) В слове СЕРДЦУ согласный звук < д >не произносится

2) Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:

«И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук».

1)олицетворение 3) антонимы

2) фразеологизмы 4) сравнительный оборот

Укажите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.

1) хотим 2) минуты 3) подоконник 4) выпрямился

В каком слове правописание приставки НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными –С?

1) сдерживая 2) измучивала 3) беспомощный 4) всхлипнула

В каком слове правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованным при помощи суффикса –Н- от существительного, основа которого оканчивается на –Н-, пишется –НН-?

1) приглушенных 2) подоконник 3) длинных 4) удивлённо

В каком слове верно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?

7.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Он с ДЕЛОВИТЫМ видом обстоятельно отвечал на вопросы.

2) Сегодня холодно, так что я ОДЕНУ тёплую куртку.

3) На многих купюрах можно увидеть ВОДЯНЫЕ знаки.

4)Почва здесь КАМЕНИСТАЯ, поэтому никакие зерновые культуры не выращивают

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) чистейший снег 3) устные выговора

2) две тысячи пятым годом 4) талантливых песен

Укажите, какое слово стоит из приставки, корня , двух суффиксов, окончания?

Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая растения средней полосы,

1) у меня появился интерес к этой проблеме

2) некоторые из них используются для озеленения участков

3) они были собраны в гербарий

4) обратите внимание на их отличие от растений других зон

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Проблема поэтического языка А.Платонова настолько сложна, что она всё ещё ждёт исследователя, способного вскрыть глубинные языковые основания неповторимого стиля писателя.

2) В некоторых микрорайонах принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали.

3) А.П.Чехов писал, что в человеке всё должно быть прекрасно.

4) Многие, кто любит читать книги, собирают домашние библиотеки, сообразуясь со своим интересами.

12. Прочитайте текст:

1) … (2) Он не сводится к столкновению двух несовместимых убеждений. (3) Протекая всегда в определённом контексте, он затрагивает такие черты характера человека, как достоинство, самолюбие, гордость. (4) Манера спора, его острота, уступки спорящих сторон, используемые ими средства определяются не только соображениями, связанными с разрешением конкретной проблемы, но и всем тем контекстом, в котором она встала. (5) Можно формально победить в споре, убедить в целесообразности своего подхода и одновременно проиграть в чём-либо ином, но не менее важном. (6)… побочные следствия спора могут существенно ослабить эффект победы в нём или даже вообще свести его на нет.

Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1Широкое распространение получили разнообразные некорректные приёмы достижения победы в споре.

2) Не следует прибегать к дискуссии без особой необходимости.

3) Спор – сложное явление.

4) Неотъемлемая черта науки – критицизм, без которого развитие научного знания невозможно.

13.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В пейзажных работах Сальвадора Дали использова(1)ы различные приёмы, что заметно в ряде тонко написа(2)ых акварелей, сдела(3)ых одной краской –сепией.

1)1 2) 1, 2 3) 3 4) 1,2,3

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)кр_пыш, обл_скать, од_брительный

2 объ_снение) выгл_деть, к_снуться

3) предл_гать, пр_тензия, обр_млённый

4) р_мантичный, орг_низовать, р_форма

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

2) пр_мета, пр_красный, пр_стройка

3) и_брать, и_желта –красный, бе_вестный

4) вы_грать, от_мённое (прилагательное), раз_грать

Источник

Идти было трудно: солнце палило нещадно.

В Х-ХІ веках корейские города, выстроенные в гористой местности, уже не следова-ли китайской схеме: их улицы не были прямыми, а ансамбли дворцов и храмов, дозорных башен и крепостных сооружений вписывались в окружающий пейзаж, составляя с ним единое целое.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Чаще всего В.А. Серов рисовал деревню осенью: русскую природу художник восприни-мал в её простом, скромном варианте, любил серенькое небо, осенние серые краски полей и перелесков.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения действия, о котором говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит вывод из того, о чём гово-
рится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъём уров-ня рек, туман.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём
говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём
говорится в первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Камерно-вокальная музыка в творчестве А.С. Даргомыжского представлена очень широко: им написано свыше ста романсов, песен, вокальных ансамблей.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию
второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание
первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём
говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения то-го, о чём говорится во второй части.

5. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

В басне досталось всем: военный министр Аракчеев был узнан в грубом невежде
Медведе, председатель Департамента государственной экономики был изображён в лице
энергичной, бессмысленно деятельной Мартышки.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию
второй части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения
того, о чём говорится во второй части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём
говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание
первой части.

6. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Значение Византийской империи в истории человечества трудно переоценить: в тёмные века варварства и раннего Средневековья она донесла до потомков достижения Эллады и Рима.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию
первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Кино и телевидение оказали огромное влияние на театр: монументальные декора-ции окончательно уступили место лёгким, зачастую условным, меняющимся по ходу дей-ствия, иным стал язык пьесы, изменилась манера игры актёров.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения
того, о чём говорится во второй части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения то-го, о чём говорится во второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание
первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию
первой части.

8. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Вина его велика и заключается в следующем: он образован, умеет говорить и думать
лучше многих, а люди, как известно, не терпят превосходства над собой.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения действия, обозначенного во второй части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию
второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём го-
ворится в первой части.

9. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

В пьесе «Сослуживцы» рассказывается о забитом, затюканном жизнью экономисте
Новосельцеве, пустившемся в рискованную авантюру: желая стать начальником отдела и
получить прибавку к жалованью, он начинает ухаживать за немолодой и некрасивой на-чальницей.

Читайте также:  Два рукава одной реки

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём
говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию
первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения то-го, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

10. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Импрессионисты Э. Майо, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непо-средственность восприятия жизни: они стали изображать мгновенные, как бы случайные движения и ситуации, неожиданные ракурсы фигур.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание
первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится в первой части.

11. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Искусствоведы отмечают значительный вклад Н.А. Римского-Корсакова в инстру-ментовку музыкальных произведений: композитор расширил и обогатил систему ладово-гармонических средств, его оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью, про-зрачностью, простотой.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём
говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание
первой части.

12. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится запятая (запя-тые)?

1) За двумя зайцами погонишься__ни одного не поймаешь.
2) Картина восхитительная__ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров.
3) Летела пыль__вывески раскачивались и скрежетали__шляпы срывались с голов и

катились под колеса прыгающих экипажей.
4) В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал ее своим друзьям и запер в стол__это было не время для стихов.

13. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?

1) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.
2) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.
3) Ширь даль зелень.
4) Не хватит света факел сердца выну.

14. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?

1) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.
2) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.
3) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.
4) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.

15. Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Идти было трудно: солнце палило нещадно.

1) Вторая часть дополняет содержание первой.
2) Вторая часть поясняет первую.
3) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть противопоставляется первой.

16. Объясните постановку тире в бессоюзном предложении.

Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!

1) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.
2) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
3) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.
4) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат

17. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предло-жения?

Источник

В пути могут быть самые неожиданные опасности обвалы туман подъем уровня рек

Тест «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Звуки оркестра не случайно напомнили мне игры детства: весёлые. Шумные, неугомонные детские голоса отчётливо слышались в них.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В повести «Капитанская дочка» Пушкин использует свой любимый предмет: сам он выступает в роли издателя, а автором как бы является персонаж повести.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения действия, обозначенного во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Моё состояние напоминало состояние Алисы в Стране Чудес: я был словно во сне и готов был принять любое чудо за реальность.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

В пьесе «Сослуживцы» рассказывается о забитом, затюканном жизнью Новосельцеве, пустившемся в рискованную авантюру: желая стать начальником отдела и получить прибавку к жалованью, он начинает ухаживать за немолодой и некрасивой начальницей .

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В 10-11 веках корейские города, выстроенные в гористой местности, уже не следовали китайской схеме: их улицы не были прямыми, а ансамбли дворцов и храмов. Дозорных башен и крепостных сооружений вписывались в окружающий пейзаж, составляя с ним единое целое.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Чаще всего В.А. Серов рисовал деревню осенью: русскую природу художник воспринимал в её простом, скромном варианте, любил серенькое небо, осенние серые краски полей и перелесков.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения действия, о котором говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит вывод из того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Переход от Европы к Азии делается час от часу явственнее: леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Художественная хронология «московских глав» романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» уже перестала быть предметом ожесточённых споров: по мнению большинства исследователей, события романа развиваются во время Страстной недели 1929 года.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Огромная белуга на длинном столе, россыпи мелкой рыбёшки. Знаменитая волжская вобла – всё это рыночное богатство поражало моё воображение.

1) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время либо условие того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Соблюдайте правила уличного движения: следует идти только по тротуару, переходить улицу на зелёный свет светофора.

1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2.Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит вывод из того, о чём говорится в первой части.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Величественный пейзаж открывается с горы Ай-Петри в Крыму: видны тёмные уступы гор, буйная зелень виноградников и туманные дали моря.

1.Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Нынче холодно и ветрено – надену-ка я шубу да рукавицы .

1. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

2. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.

3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время либо условие того, о чём говорится во второй части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце.

1.Отделяется обособленное приложение.

2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4.Тире ставится на месте пропуска главного члена предложения.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъём уровня рек, туман.

1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Как объяснить постановку тире в данном предложении?

История о Земле Санникова и о попытках её достичь – одно из самых распространённых преданий русского приморского Севера.

1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.

2. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии глагола-связки.

3.Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время либо условие того, о чём говорится во второй части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Природа Мадагаскара уникальна: здесь можно увидеть удивительные растения, не встречающие больше нигде в мире.

1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2.Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Читайте также:  Золотоносные реки красноярский край

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Пётр выслушал советчиков, но поступил по-другому: он велел возвести новую столицу на самой границе своих обширных владений.

1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Оставшуюся часть пути супруги проехали молча: никто из них не хотел начинать разговор первым.

1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Иван так и не попал в тот день домой: последнюю электричку отменили.

1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3.Первая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится во второй части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Созданная Карлом Брюлловым в Петербурге портретная галерея современников – самое ценное в его наследии: именно здесь собраны лучшие работы художника.

1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2.Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Они долго стояли молча: настолько тяжело, грустно и неспокойно было на душе.

1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4.Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Берега рек опустели: не слышно было ни весёлых песен, ни смеха, ни звонких голосов.

1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В первой половине двадцатого века в творчестве Н.В.Гоголя исследователи стали усматривать черты философской и религиозной мистики: о метафизике Гоголя писал и Мережковский, и Набоков.

1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4.Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Известный марсельский купец не раз потом пожалел о продаже трёх шхун: эта сделка обернулась полным банкротством фирмы.

1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Внимательный читатель «Евгения Онегина» может определить, к какому конкретному году относится то или иное событие романа: сам автор не раз прямо указывает на связь художественной хронологии и реального исторического времени.

1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Как только поезд стал тормозить, все бросились подтаскивать к выходу вещи: рюкзаки в полтора человеческих роста со сложенными резиновыми катамаранами, сумки с едой и двадцатилитровые канистры для пресной еды.

1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время или условие совершения того, о чём говорится во второй части.

2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Он колебался: ему было стыдно убить человека безоружного.

1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Творчество Н.А. Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции: гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм роднят его с великими музыкантами.

1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит сравнение с тем, о чём говорится в первой части.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Все мы порою, как дети, часто смеёмся и плачем: выпали нам на свете радости и неудачи.

1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Сверкнула молния – тучи осветились синим огнём.

1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит сравнение с тем, о чём говорится в первой части.

2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3. Отделяется обособленное приложение.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Камерно-вокальная музыка в творчестве А.С. Даргомыжского представлена очень широко: им написано свыше ста романсов, песен, вокальных ансамблей.

1. Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Читателям следует обратить внимание на особенности авторского стиля Тургенева: писатель не сгущает краски, не употребляет сильных выражений, он повествует с большой пластичностью, безукоризненным слогом.

1. Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, обозначенного во второй части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Перед нами открылась грандиозная панорама: ряды высоченных скал обрамляют ущелье, нависают над ним бесконечными уступами.

1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Книги имеют любопытную особенность: читающие их быстро взрослеют и долго сохраняют свою молодость.

1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Ехать в бричке было приятно: тёплый день, хорошо накатанная дорога, в полях множество цветов и жаворонков радуют путников, настраивают их на отдых.

1. Содержание второй части бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится в первой части.

2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Все мы порою, как дети, часто смеёмся и плачем: выпали нам на свете радости и неудачи.

1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Иногда, находясь лицом к лицу с природой, ты испытываешь странное чувство: кажется, что природа не замечает тебя, и ты, пользуясь этим, сейчас увидишь и узнаешь её сокровенную тайну.

1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Содержание первой части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию второй части.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Живопись Айвазовского получила признание зрителей необыкновенно рано: уже в юности за этюд «Воздух над морем» ему была присуждена серебряная медаль.

1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2. Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, обозначенного во второй части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Многим известен афоризм: писатель пишет, чтобы изложить свои мысли; сочинитель сочиняет, чтобы что-нибудь написать.

1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Однажды Кашперов приехал к обеду в самом сияющем расположении духа: дела на заводе шли прекрасно, погода была ясная и холодная, и, проехавшись с завода верхом, Сергей Григорьевич чувствовал сильный аппетит.

Читайте также:  Река люторка чеховский район рыбалка

1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, обозначенного во второй части.

2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3.Вторая часть сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Источник

ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Двоеточие ставится Примеры
1. Если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом (между частями та­кого бессоюзного сложного предложения можно вставить союзы ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО и пре­вратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным причины). Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. (= Любите книгу, потому что она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.)
2. Если второе предложение поясняет, раскрывает содержание первого (между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А ИМЕННО ЧТО). Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (= Большинство сходилось на одном, а именно что старые законы никуда не годятся.)
3. Если второе предложение дополняет смысл пер­вого (между частями бессоюзного сложного пред­ложения можно вставить союз ЧТО и превратить его в сложноподчинённое предложение с прида­точным изъяснительным). Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (= Вдруг чувствую, что кто-то дёргает меня за рукав.)
4. Если в первом простом предложении опускаются слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО. Серёжа оглянулся: к нему бежал соседский мальчонка. (= Серёжа оглянулся и увидел, что к нему бежал сосед­ский мальчонка.)

Примечание: следует отличать бессоюзные сложные предложения с двоеточием от простых пред­ложений с обобщающим словом, после которого перед однородными членами стоит двоеточие.

Например: В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъём уровня рек, туман.

В этом предложении одна грамматическая основа (опасности могут быть), поэтому оно простое, а не сложное бессоюзное. В нем ставится двоеточие, потому что обобщающее слово стоит перед однород­ными членами.

• двоеточие в бессоюзном сложном предложении поясняет, раскрывает содержание или причину.

Пример: Я в общем не склонен сходиться с людьми, обладаю некоторой странностью: схожусь с людьми туго, недо­верчив, подозрителен.

• двоеточие в простом предложении указывает, что обобщающее слово стоит перед однородными членами.

Пример: Жанр романа «Мастер и Маргарита» определить крайне трудно, и он насчитывает множество опреде­лений, таких, как: сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же прави­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Если обратиться к словарю с вопросом, что такое вежливость, определение этого слова будет та­ковым — это проявление воспитанности, учтивости и умение соблюдать правила приличия. (2)Вежливость предполагает умение уважительно и тактично общаться с людьми. (3)Быть предельно вежливым — обязанность каждого. (4)Очень важное проявление вежливости, по мнению психологов, ска­зать при встрече «здравствуйте» первым. (5)Позволить себе никак не ответить на приветствие — проде­монстрировать свою невоспитанность. (6)Невоспитанный человек как будто червивое яблоко. (7)Интеллигентность, по мнению многих людей, подлинное украшение человека.

Задание № 2. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же пра­ви­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Лев Николаевич Толстой — прославленный русский писатель — много лет прожил в Ясной Поляне. (2)В семье Толстых было пятеро детей: сыновья Николай, Сергей, Дмитрий и Лев и дочь Мария. (3)Счастливая жизнь семьи оборвалась через несколько месяцев после рождения младшей дочери — в 1830 году Мария Николаевна умерла. (4)в 1847 году произошёл раздел родительских имений между братьями Толстыми. (5)«По обычаю как младшему в семье мне отдали имение, в котором жили — Ясную Поляну», — писал Лев Николаевич. (6)Пётр Ильич Чайковский — выдающийся русский композитор — в подмосковном городе Клин приобрел двухэтажный уютный особняк, который и стал его домом. (7)До этого каждый раз, пускаясь в далекие странствия, он задумывался над тем, что ему некуда возвращаться.

Задание № 3. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же пра­ви­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Дрожки прыгали по твёрдым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубо­кие продольные рытвины — следы тележных колёс; лошадь моя начала спотыкаться. (2)Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась; дождь полил ручьями. (3)Я поехал шагом и скоро при­нужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. (4)Кое-как приютился я к широкому кусту; сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья, как вдруг, при блеске мол­нии, на дороге почудилась мне высокая фигура. (5)Я стал пристально глядеть в ту сторону — та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек.

(6)- Кто это? — спросил звучный голос.

Задание № 4. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Княгиня Засекина не могла быть богатой женщиной: нанятый ею флигелёк был так ветх, и мал, и низок, что люди, хотя несколько зажиточные, не согласились бы поселиться в нем; я случайно во время прогулки по нашему саду приблизился к низкому забору, отделяющему этот флигелёк от наших владе­ний. (2)В нескольких шагах от меня — на поляне, между кустами зелёной малины, стояла высокая строй­ная девушка в полосатом розовом платье и с белым платочком на голове; вокруг неё теснились четыре молодые человека. (3)- Молодой человек, а молодой человек, — проговорил вдруг подле меня чей-то го­лос, — разве позволительно глядеть так на чужих барышень? (4)В это самое мгновение и девушка оберну­лась ко мне. и я увидал огромные серые глаза на подвижном, оживлённом лице — и всё это лицо вдруг задрожало, засмеялось, белые зубы сверкнули на нем, брови как-то забавно поднялись. (5)Я позже при­поминал малейшие подробности вчерашней встречи: мне почему-то особенно ясно представлялось, как это она посмеялась надо мною. (6)В моё отсутствие матушка получила от новой своей соседки письмо на серой бумаге, запечатанной бурым сургучом, какой употребляется только на почтовых повестках да на пробках дешёвого вина. (7)В этом письме, написанном безграмотным языком и неопрятным почерком, княгиня просила матушку оказать ей покровительство: матушка моя, по словам княгини, была хорошо знакома с значительными людьми, от которых зависела её участь и участь её детей, так как у неё были очень важные процессы.

Задание № 5. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же пра­ви­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)На охоту поехал я один и перед вечером завернул к Хорю. (2)На пороге избы встретил меня ста­рик — лысый, низкого роста, плечистый и плотный — сам Хорь. (3)Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. (4)Черты лица его — черты лица Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. (5)Мы стали толковать с ним о посеве, об урожае, о крестьянском быте; Хорь выражался иногда мудрёно, должно быть, из осторожности.

(6)- Послушай-ка, Хорь, — говорил я ему, — отчего ты не откупишься от своего барина?

(7)- А для чего мне откупаться? Теперь я своего барина знаю и оброк свой знаю. барин у нас хоро­ший.

Задание № 6. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же пра­ви­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Для охотника дождь — сущее бедствие. (2)Хороши же летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. (3)Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. (4)Вы принимаете её за близкий лес; вы подходите — лес превращается в высокую грядку полыни на меже. (5)Но вот ветер слегка шевельнётся — клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар; золотистожелтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрётся в рощу. (6)В такой день мы собрались в отъезжее поле, в степь; вёрст десять пробира­лись по проселочным дорогам; холмы становились всё мельче и мельче, дерева было почти не видать.

(7)Вот она наконец — безграничная, необозримая степь!

Задание № 7. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же пра­ви­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)- Барин, а барин! — промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом, — ну, для чего ты пташку убил? (2)Не для того ты убил его, барин, чтобы станешь есть! (3)Ты его для потехи своей убил. (4)Коростель — птица вольная, лесная. (5)И не он один: много её, всякой лесной твари, и полевой и реч­ной твари, и болотной и луговой, и верховой и низовой — и грех ее убивать, и пускай она живет на земле до своего предела. (6)А человеку пища положена другая и другое питьё: хлеб — божья благодать, да воды небесные, да тварь ручная от древних отцов.

(7)Я с удивлением поглядел на Касьяна; слова его лились свободно; он не искал их, он говорил с ти­хим одушевлением и кроткою важностию, изредка закрывая глаза.

Задание № 8. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же пра­ви­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Недавно расчищенная дорожка скоро вывела нас из липовой рощи; мы вошли в огород. (2)Между старыми яблонями и разросшимися кустами крыжовника пестрели круглые бледно-зелёные кочаны ка­пусты; вдоль плетня качалась высокая крапива; в двух или трех местах кучами росли: татарская жимо­лость, бузина, шиповник — остатки прежних «клумб». (3)Дорожка повернула в сторону; из-за толстых ра­кит и берез глянул на нас старенький, серый домик с тесовой крышей и кривым крылечком. (4)Мы во­шли в дом. (5)Из передней, заклеенной разными пестрыми картинами, завешенной клетками, вошли мы в небольшую комнатку — кабинет Радилова. (6)Потом прошли в гостиную, где на диване сидела матушка Радилова — старушка небольшого росту, в коричневом платье и белом чепце, с добреньким и худеньким лицом.

(7)- Давно вы пожаловали в нашу сторону? — спросила она слабым и тихим голосом, помаргивая гла­зами.

Задание № 9. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же пра­ви­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Татьяна Борисовна — женщина лет пятидесяти, с большими серыми глазами, румяными щеками и двойным подбородком — живёт безвыездно в своем маленьком поместье, с соседями мало знается. (2)3аедет к ней гость, молодой какой-нибудь сосед, которого она жалует, — Татьяна Борисовна вся ожи­вится; усадит его, напоит чаем, слушает его рассказы, смеётся, изредка его по щеке потреплет, но сама говорит мало. (3)В беде, в горе утешит, добрый совет подаст. (4)Так, бывало, и хочется подойти к ней, взять её за руку и сказать: «Послушайте, Татьяна Борисовна, вы себе цены не знаете, ведь вы, при всей вашей простоте и неучёности, — необыкновенное существо!» (5)Одно имя её звучит чем-то знакомым, приветным, охотно произносится, возбуждает дружелюбную улыбку. (6)Прислугу она держит неболь­шую, по состоянью. (7)Семидесятилетний слуга Поликарп — отставной скрипач и личный враг Наполе­она — занимает должность камердинера, дворецкого и буфетчика.

Задание № 10. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же прави­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Всё, что я вам рассказал о житье-бытье моей доброй помещицы, — дело прошедшее; тишина, гос­подствовавшая в её доме, нарушилась навеки. (2)У ней теперь, вот уж более года, живёт племянник, ху­дожник из Петербурга. (3)Андрюша — мальчик лет двенадцати, круглый сирота — говорит тихим и слад­ким голосом, держит себя опрятно и чинно. (4)Бывало, не успеете вы показаться — уж он несёт вам кресла. (5)Шалостей за ним не водилось никаких: не стукнет, бывало; сидит себе в уголку за книжечкой, и так скромно и смирно, даже к спинке стула не прислоняется. (6)Гость войдёт — Андрюша приподни­мется, прилично улыбнется и покраснеет; гость выйдет — он сядет опять, достанет из кармашика щеточку с зеркальцем и волосики себе причешет. (7)С самых ранних лет почувствовал он охоту к рисова­нью.

Источник