Меню

Угрюм река прошлого века



Таежный роман: почему стоит прочесть «Угрюм-реку»

Роман-эпопея « Угрюм-река» — это хороший пример того, что среди «устаревшей» литературы можно найти настоящие жемчужины. Рассказываем, чем книга Вячеслава Шишкова выгодно отличается от других советских произведений 20-х — 30-х годов.

Захватывающий сюжет

Действие романа разворачивается на рубеже XIX — XX веков. Умирая, дед главного героя, Данило Громов, рассказал своему сыну Петру, где лежат деньги, добытые разбоем. Есть такое поверье, что украденные богатства должны «отлежаться», чтобы не принести с собой проклятий на семью вора. Петр вложил деньги в дело, но стать по-настоящему успешным купцом ему помешали пьянство и крутой нрав. Гораздо более талантливым предпринимателем оказался его сын Прохор Громов — главный герой саги. Шишков показывает нам историю взросления этого человека, его превращение из юноши с благими намерениями в алчного дельца, свихнувшегося на почве собственных страхов и преступлений.

Реальные истории и живые люди

Несмотря на то, что «Угрюм-река» — художественное произведение, в его основе лежат настоящие семейные легенды. Литературоведы полагают, что при работе над романом Вячеслав Шишков ориентировался на историю купцов Мамотиных. Во всяком случае, между судьбой рода и биографиями персонажей есть интересные совпадения. Как и Прохор Громов, глава семейства Аверьян был талантливым предпринимателем. Как и предки романного героя, первые Мамотины вышли из крестьян и поначалу промышляли разбоем. Как и в «Угрюм-реке», в истории купеческого рода есть шокирующий сюжет о свадебном подарке: украшении, снятом с убитой женщины и опознанным ее сыном в день помолвки младшей родственницы.

При этом Аверьян Мамотин, прототип Прохора, активно занимался благотворительностью. На его деньги были построены школы, училища и церкви. Вера Баландина, с которой была списана Нина, также была меценатом: она организовала строительство Ачинско-Минусинской железной дороги и активно занималась наукой.

Неоднозначные герои

Итак, главный герой Вячеслава Шишкова — предприниматель, угнетающий рабочих. Казалось бы, перед нами типичное советское произведение конца 20-х — начала 30-х годов. Но странность «Угрюм-реки» в том, что идеологический привкус здесь отсутствует. Один из немногих положительных героев — инженер Протасов — совершенно не похож на большевика. Напротив, он осторожен и мягок. За эти качества один из революционеров, конторщик Караев, назвал его меньшевиком. Удивительным кажется и отец Александр, священник, поддерживающий Нину и радеющий за счастье рабочих. С другой стороны, Нина, которой читатели сочувствовали на протяжении всего повествования, разочаровывается в своих убеждениях и постепенно скатывается в пропасть. В своем романе Шишков выводит не статичных манекенов, а героев, способных и к развитию, и к падению.

Неповторимый колорит

« Уж ты, матушка Угрюм-река, Государыня, мать свирепая».

(Из старинной песни)

Критики нередко сопоставляли «Угрюм-реку» с « Тихим Доном», подчеркивая, что по объему они равны. Роман о сибиряках-Громовых больше бытописательный. Однако в чем произведения действительно похожи, так это в любви их авторов к пейзажам. Шолохов с восторгом рассказывал о степях и окрестностях Дона. Шишков, почти двадцать лет посвятивший сибирским экспедициям, воспел Нижнюю Тунгуску, дав ей более благозвучное и грозное имя из старинной песни — Угрюм-река.

Нетипичный читательский выбор

«Урюм-река» не вошла ни в школьный, ни в университетский канон. Сам автор, утверждавший, что он родился ради этого романа, предсказывал его незавидную судьбу.

«Похвал за „Угрюм-реку“ мне никаких не будет: я лично не знаком с И. В. Сталиным, не услужаю М. Горькому, вообще — веду себя так, что не имея высоких общественно-говорильно-ораторских заслуг, не сумел, видимо, заслужить к себе благорасположения „критиков“».

Вяч. Шишков, из письма П.С. Богословскому

Первый раз от забвения роман спасла экранизация Ярополка Лапшина, вышедшая в 1968 году. Кинокритик Наталья Кириллова хвалила этот фильм за «броскую чистую графику» и яркие актерские работы. Второй раз о книге вспомнили благодаря сериалу Юрия Мороза. Однако, как ни крути, все сюжетные линии кинематограф передать не может. А значит, даже заядлых кинолюбителей в романе ждут новые открытия.

Источник

Угрюм-река: Сибирская сага (13 фото)

Угрюм-река: Сибирская сага

— Ночью Кавказ еду свой сакля. Луна, горы. Вижу: белый человек на дороге стоит. Кричу — стоит. Второй раз кричу — стоит. Третий раз кричу — стоит! Снимаю винтовку, стреляю — стоит! Схватил кинжал. Ползем, подползаем, размахнулся — раз! Глядим: бабий рубаха на веревке висит.

Угрюм-река: Сибирская сага

Прошло полвека с того момента, как телезрители познакомились с экранизацией романа Шашкова «Угрюм-река». Хотя фильм и рассказывал о жизни в дореволюционной Сибири, он был снят на Свердловской киностудии. Правда в одной из серий Свердловску было выделено довольно много времени — в картине четко показали, что город был одним из важнейших центров промышленности Российской империи. Именно там Прохор Громов закупал промышленное оборудование и нашел инженера Протасова.

Читайте также:  Самая восточная река россии название

Сам фильм явился знаковым для страны — до тех пор в СССР сняли только один телевизионный исторический фильм — «Операция Трест», но он рассказывал о событиях произошедших после революции. А «Угрюм-река» рассказывала о конце 19, начале 20 веков, да и исторических личностей в картине не было.
Заглавной темой повествования стала Золотая лихорадка в Сибири. Богатое наследство семьи Громовых, словно родовое проклятье, влечет несчастья, с которыми безуспешно пытаются справиться герои ленты. Угрюм-реку писатель придумал по образу реки Нижняя Тунгуска. Но из-за ограниченного бюджета съемки прошли в районе Екатеринбурга. Живописные места, где снимали фильм, расположились в округе деревни Слобода и Нижнего Тагила.

Угрюм-река: Сибирская сага

Сами съемки проходили в основном на реке Чусовая, хотя у зрителей было полное впечатление, что перед ними один из могучих притоков Лены. К моменту начала съемок Свердловская киностудия была маленькой, ее работники не привыкли проводить масштабные съемки, не хватало банального опыта. Дошло до того, что сыгравший Ибрагима сам учил гримера Ирину Колесникову как правильнее и быстрее накладывать грим.
Людмила Чурсина также стоически сносила мучения наложения грима и давала ценные советы. Но не было при этом в поведении никакого снобизма. В один из моментов Екатерина Чуянова обнаружила в буфете киностудии Чурсину, стоящую в конце длинной очереди — актриса полагала, что все так и должно быть. Не было никакого превосходства приезжих звезд над местными актерами — во время съемок все жили одной большой семьей.

Угрюм-река: Сибирская сага

Первоначально на роль Прохора Громова планировался Виктор Гусев. Он и приехал на место работы и в первый же съемочный день умудрился сломать ногу, когда слезал со скалы. Так в картине появился Георгий Епифанцев. Тот держался гоголем, постоянно заявляя всем и каждому, о том что заранее был уверен в своем участии в «Угрюм-реке». Специально для съемок ему накладывали на нос горбинку, но у гримеров не всегда выходило одинаково. Епифанцев незлобно подшучивал над гримерами и выставлял им оценки работы.

Угрюм-река: Сибирская сага

Режиссер Ярополк Лапшин был человеком сложным, от него доставалась критика всей съемочной группе. Не боялась его только монтажер Светлана Тарик, которая не опасалась возражать даже в присутствии посторонних. Их творческий тандем оказался очень удачным, о чем свидетельствуют 11 картин снятых вместе. После показа фильма по телевидению в адрес Свердловской киностудии и на Гостелерадио благодарственные письма стали поступать мешками.
А затем поступило и предложение показать картину в кинотеатрах. Но для этого нужно было сократить четыре серии до двух. Но Лапшин сказал, что ни в коем случае не будет этого делать — не уберёт ни одного кадра. Говорил: «Возьмите Репина и полкартины отрежьте, что это будет?» И тогда решили запустить как есть. Так вот в течение многих дней наблюдали, как набирались полные залы, хотя зрителям надо было высидеть больше четырёх часов. И кассовые сборы были такие, что не снилось ни Михалкову, ни Кончаловскому.

Угрюм-река: Сибирская сага

Интересным оказался момент, когда снимали стойбище тунгусов. На самом деле никаких тунгусов в районе Чусовой и быть не могло, вместо них снимались татары, к которым добавили немного корейцев. Съемки проходили в чумах, покрытых сыромятными шкурами коров, оленьих шкур достать было невозможно. Запах стоял невыносимый, но все стойко переносили сложности.
Приятной датой оказалась для съемочной группы 12 декабря 1968 года. В этот день только что отснятую картину демонстрировали худсовету. Успех был полный, и высокое начальство решило отблагодарить женщин из съемочной группы — каждая из них получила по флакону «Красной Москвы». В реалиях Советского Союза это был ценный подарок.

Афанасий Кочетков (1930-2004)

Афанасий Кочетков (1930-2004)

Данила Громов — родоначальник фамильного состояния, нажитого на золотых приисках разбоем и грабежами. Правду о происхождении богатства раскрывает сыну лишь в посмертном письме.

Афанасий Кочетков начал сниматься в кино с 1954 года. Народному и Заслуженному артисту РСФСР довелось сыграть в сотне фильмов, из них в семи лентах он сыграл писателя Максима Горького. В театре перевоплощался в персонажей из произведений Гоголя и Толстого. Последней яркой работой стал образ Константина Черненко из телесериала «Брежнев».

В 2004 году Кочетков пропал на неделю и был найден в столичной больнице с травмой головы. Спасти ему жизнь не удалось, как и узнать историю таинственного ранения.

Виктор Чекмарев (1911—1987)

Виктор Чекмарев (1911—1987)

Пётр Данилович унаследовал состояние, но толково распорядиться им не смог из-за отсутствия деловой хватки. Бразды правления передал сыну, а сам стал искать счастье на дне бутылки.

Кинокарьера Виктора Чекмарева началась с роли рецидивиста, что и определило его дальнейшее амплуа. Часто играл отрицательных персонажей, снялся в 60 картинах. Кроме «Угрюм-реки», запомнился зрителю ролью в телефильме 1976 года «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова.

Читайте также:  Бесшумно струится в низких берегах лесной реки кристально чистая вода синтаксический разбор

Георгий Епифанцев (1939—1992)

Георгий Епифанцев (1939—1992)

Прохор Громов вырос трудолюбивым и нравственным, сумев приумножить семейное богатство и завоевать авторитет. Но разбойничьи гены повели его по стопам деда. Прохор совершает одно злодеяние за другим, от потрясений сходит с ума и в итоге бросается в реку со скалы.

Георгий Епифанцев прежде всего был актером театра, нежели кино. В театре на Таганке и МХАТе выступал много лет, а в кино попал в 60-х. После выхода «Угрюм-реки» стал очень популярен, но таких же ярких ролей на экране больше не получал.

Из-за спада карьеры в конце 80-х ушел из театра работать на рынок. Регулярное снятие стресса алкоголем привело к трагедии — возвращаясь домой нетрезвым, актер попал под поезд.

Валентина Иванова (1944)

Валентина Иванова (1944)

Нина — супруга Прохора, попавшая под венец из-за денег своего отца. Прохор женился на девушке, позарившись на состояние зажиточного купца.

«Угрюм-река» стала кинодебютом Валентины Ивановой, но славы не принесла. На ее счету всего 12 работ, в том числе фильм Сергея Бодрова-младшего «Сестры» и сериал «Солдаты». Выступала в Московском театре им. Ермоловой.

Людмила Чурсина (1941)

Людмила Чурсина (1941)

Анфиса Козырева — первая любовь Прохора Громова, которую он бросает ради выгодного брака. Не в силах простить предательство, девушка обещает прилюдно опозорить Прохора, за что он ее и убивает.

Людмила Чурсина украсила фильм яркой внешностью и выразительной игрой. Исполнила более сотни ролей, завоевала звания Народной артистки СССР, РСФСР и массу других наград. Обучившись актерскому мастерству в театре, появилась на экране в 1960-х годах и не сходит с него по сей день.

Александр Демьяненко (1937—1999)

Александр Демьяненко (1937—1999)

Приказчик Илья Сохатых служит Громовым, пресмыкаясь и жульничая. Несмотря на славу сердцееда, оказался отвергнут Анфисой, почуявшей в нем нутро подлеца.

«Угрюм-река» продемонстрировала многогранность трагического таланта Александра Демьяненко, известного массовому зрителю ролью Шурика в фильмах Гайдая. Став заложником одного образа, Демьяненко спасался телевидением, выступая в неожиданных образах, и даже играл моноспектакли. Скончался из-за больного сердца в 62 года, не выдержав напряженного темпа работы в театре и на экране.

Актриса Валентина Владимирова сыграла маму Прохора, а родителей Нины — Владимир Емельянов и Зинаида Невоструева. Также в фильме снялись Павел Махотин, Гиви Тохадзе, Валентина Телегина, Евгений Весник, Иван Рыжов и Даниил Нетребин.

Источник

Как снимался сериал «Угрюм-река», и почему он вызвал столько критики со стороны зрителей

В марте 2021 года на экраны вышел сериал «Угрюм-река» Юрия Мороза, повествующий о трёх поколениях семьи Громовых. Создатели фильма вложили немало средств и сил в новую экранизацию романа Вячеслава Шишкова, а режиссёр представил на суд зрителей своё видение саги, известной не только по литературному произведению, но и по советскому фильму Ярополка Лапшина. Современный сериал вызвал огромный резонанс и, конечно, не обошлось без критики со стороны зрителей.

Сложные съёмки

Кадр из сериала «Угрюм-река». / Фото: www.mosfilm.ru

В отличие от фильма Ярополка Лапшина, использовавшего в своём четырёхсерийном фильме только некоторые сюжетные линии одноименного романа, новый сериал стал первой полной экранизацией произведения Вячеслава Шишкова. Создатели ленты постарались максимально точно воссоздать на экране все три тома романа и избежать при этом стилистических ошибок.

Съёмки были очень масштабными и проходили сразу в нескольких локациях, в каждой из которых возводились свои декорации: в Москве и Подмосковье, на Урале и в Суздале, в Минске и Кинешме.

По признанию создателей фильма, труднее всего пришлось им в экспедиции на Урале и в Сибири, где съёмки велись в труднодоступных местах и вдали от населённых пунктов, находившихся зачастую в 100-150 километрах. На реке Исеть за один съёмочный день можно было отработать всего два дубля, деревянную лодку длиной шесть метров при этом спускали на воду за 50 метров до порогов, которые следовало преодолеть, а сами съёмки велись непосредственно с дрона.

При просмотре сериала кажется, будто Прохор Громов постоянно перемещается в одной местности, но сцены в имении снимались в Подмосковье, рабочие бараки на самом деле находились в Минске, а на Урале разместились завод и лесопилка. И машину, на которой постоянно переезжает с места на место главный герой, нужно было перевозить в эти места. Кстати, специально для съёмок она была предоставлена Екатеринбургским музеем.

Башня Прохора Громова – это шедевр компьютерной графики, а сцены, снятые внутри башни, были поставлены в павильоне. С помощью компьютерной графики воссоздали и падение Тунгусского метеорита, которое по замыслу режиссёра стало символом крушения жизни главного героя.

Специально для съёмок «Угрюм-реки» были изготовлены сотни костюмов, часть из которых шилась вручную. Художникам по костюмам даже понадобилась консультация настоящего шамана, чтобы создать максимально достоверный образ шамана в сериале.

Читайте также:  Река в тебе рума фортепиано

Одна из самых ярких сцен с застольем в доме Прохора Громова потребовала от реквизитора изучения истории. Он специально консультировался с поварами, занимающимися русской кухней, изучая порядок и количество смен блюд в купеческих семьях. А вот наливки, фигурирующие в этой же сцене, были все бутафорскими.

Источник

«Угрюм-река». Сибирская эпопея о том, как капитализм душу губит

Про­за кану­на утвер­жде­ния соц­ре­а­лиз­ма в каче­стве основ­но­го лите­ра­тур­но­го направ­ле­ния рубе­жа 1920‑х — 1930‑х годов была мно­го­об­раз­ной. С одной сто­ро­ны, тво­ри­ли моло­дые нова­то­ры из ассо­ци­а­ции про­ле­тар­ских писа­те­лей, а с дру­гой, сохра­ни­лась и раз­ви­ва­лась тра­ди­ция лите­ра­ту­ры Сереб­ря­но­го века. Начи­нав­шие до Пер­вой миро­вой вой­ны писа­те­ли пере­хо­ди­ли к сво­им наи­бо­лее зре­лым про­из­ве­де­ни­ям. Это мож­но ска­зать об Алек­сее Тол­стом, Викен­тии Вере­са­е­ве и, нако­нец, Вяче­сла­ве Шишкове.

Шиш­ков был в сто­роне от мейн­стри­ма — он был реги­о­наль­ным сибир­ским писа­те­лем, само­быт­ным и очень ярким. Рас­ска­зы­ва­ем о его самом извест­ном романе «Угрюм-река», издан­ном в кон­це 1920‑х — нача­ле 1930‑х годов.

Шиш­ков для Сиби­ри — чело­век приш­лый. Он родил­ся в Бежец­ке, что под Тве­рью, в 1873 году. Сын мел­ко­го лавоч­ни­ка, отучив­шей­ся в тех­ни­че­ском учи­ли­ще, в 21 год полу­чил назна­че­ние в Том­ский округ путей сооб­ще­ния. Вяче­слав Шиш­ков по дол­гу служ­бы иссле­до­вал Сибирь, в тече­ние 15 лет он про­во­дил еже­год­ные экс­пе­ди­ции на реках Иртыш, Обь, Бия, Катунь, Ени­сей, Чулым, Лена, Ниж­няя Тун­гус­ка и Ангара.

Свои впе­чат­ле­ния чинов­ник пре­об­ра­зо­вы­ва­ет в путе­вые замет­ки, кото­рые печа­та­ют­ся в 1908–1911 годах. Шиш­ко­ву помо­га­ет Мак­сим Горь­кий. В 1916‑м выхо­дит пер­вое круп­ное про­из­ве­де­ние писа­те­ля «Тай­га». После рево­лю­ции лите­ра­ту­ра ста­но­вит­ся для Шиш­ко­ва основ­ной деятельностью.

В 1923 году опуб­ли­ко­ван роман «Вата­га», необыч­ное про­из­ве­де­ние о граж­дан­ской войне. Зло­де­я­ми пока­за­ны не бело­гвар­дей­цы, а бес­по­щад­ные сибир­ские пар­ти­за­ны-кер­жа­ки, кото­рые соче­та­ли рас­коль­ни­че­скую рели­ги­оз­ность с анар­хиз­мом. Вокруг рома­на раз­во­ра­чи­ва­ют­ся бур­ные дис­кус­сии. В прин­ци­пе, «Вата­га» созвуч­на «Тихо­му Дону», дру­го­му мак­си­маль­но жесто­ко­му рома­ну о граж­дан­ской войне, где нет пря­мой геро­иза­ции крас­ных. Но глав­ным про­из­ве­де­ни­ем Шиш­ко­ва явля­ет­ся семей­ная эпо­пея «Угрюм-река».

«Угрюм-реку» слож­но ката­ло­ги­зи­ро­вать. По внеш­ним при­зна­кам роман мож­но было бы срав­ни­вать с твор­че­ством Тео­до­ра Драй­зе­ра. Это обсто­я­тель­ная исто­рия о накоп­ле­нии капи­та­ла, раз­во­ра­чи­ва­ю­ща­я­ся на задвор­ках импе­рии во вре­мя «золо­той лихо­рад­ки» на рубе­же XIX и XX века. Внут­ри про­из­ве­де­ния сокры­ты раз­ные жан­ры. Шиш­ков лег­ко балан­си­ру­ет меж­ду кни­гой из биб­лио­те­ки при­клю­че­ний и мело­дра­мой, соци­аль­ной про­зой а‑ля Горь­кий и пси­хо­ло­ги­че­ским трил­ле­ром, ост­ро­ум­ным пам­фле­том, высме­и­ва­ю­щим про­вин­ци­аль­ную мещан­скую дей­стви­тель­ность, и очер­ки­сти­кой с вни­ма­ни­ем к мест­ным осо­бен­но­стям. Язык писа­те­ля так­же неод­но­ро­ден — он вво­дит в обо­рот и мест­ный сибир­ский диа­лект, и арго катор­жан, но и упо­треб­ля­ет изящ­ную сто­лич­ную сло­вес­ность, свой­ствен­ную дво­рян­ской литературе.

Цен­траль­ная фигу­ра «Угрюм-реки» — Про­хор Гро­мов, отпрыск подо­зри­тель­но раз­бо­га­тев­шей полу­ку­пе­че­ской-полу­му­жиц­кой семьи. Про­де­мон­стри­ро­ва­но взрос­ле­ние Про­хо­ра, эво­лю­ция его взгля­дов от пыл­ко­го юно­ше­ско­го роман­тиз­ма до рас­чёт­ли­во­го циниз­ма, а потом и вовсе пси­хо­за. Инте­рес­на не толь­ко семья Гро­мо­вых. Прак­ти­че­ски каж­дый пер­со­наж эпо­пеи скры­ва­ет свою тайну.

В про­из­ве­де­нии напрочь отсут­ству­ет идео­ло­ги­че­ский при­вкус. «Угрюм-река» напи­са­на вне како­го-либо поли­ти­че­ско­го кон­тек­ста. Да, един­ствен­ный сто­про­цент­но поло­жи­тель­ный пер­со­наж — это инже­нер Про­та­сов, рево­лю­ци­о­нер и глас здра­во­го смыс­ла. Но в Про­та­со­ве не уга­ды­ва­ет­ся боль­ше­вик. Наобо­рот, его това­ри­щи по под­по­лью попре­ка­ют глав­но­го инже­не­ра в мень­ше­виз­ме. Нети­пич­но для совет­ской лите­ра­ту­ры пока­за­ны обра­зы свя­щен­но­слу­жи­те­лей — важ­нее про­даж­ных попов высту­па­ю­щий за спра­вед­ли­вость отец Алек­сандр, кото­рый, наря­ду с Про­та­со­вым, был глав­ным защит­ни­ком рабочих.

Роман исто­ри­чен. Под­ме­чен­ные дета­ли быта самых раз­ных сло­ёв насе­ле­ния фор­ми­ру­ют целост­ную и досто­вер­ную кар­ти­ну рубе­жа XIX и XX веков. Это не толь­ко какая-то реги­о­наль­ная спе­ци­фи­ка, но и нра­вы выс­ше­го све­та, осо­бен­но­сти пра­во­при­ме­не­ния, пове­ден­че­ские чер­ты. Есть весь­ма любо­пыт­ные штри­хи. Напри­мер, пока­за­те­лен факт нали­чия сре­ди руко­во­ди­те­лей сибир­ско­го заво­да аме­ри­кан­ско­го экс­па­та — кста­ти, очень комич­но­го. Сами собы­тия рома­на воз­ник­ли не на пустом месте. Рас­стрел рабо­чих на реке Лене нашёл своё отра­же­ние в книге.

«Угрюм-реку» экра­ни­зи­ро­ва­ли в 1969 году. Если пер­вая часть смот­рит­ся лихо, то вто­рой фильм ока­зал­ся ском­кан­ным и лишён­ным мно­гих важ­ных эле­мен­тов кни­ги. Но в целом, это весь­ма удач­ное кино.

Для крас­но­го слов­ца мож­но было заклю­чить, что Вяче­слав Шиш­ков — писа­тель утра­чен­ный, а «Угрюм-река» — поза­бы­тый шедевр. Но «не зарос­ла народ­ная тро­па». Про Шиш­ко­ва пишут в интер­не­те, его име­нем назва­на Все­рос­сий­ская лите­ра­тур­ная пре­мия, учре­ждён­ная в род­ном Бежец­ке, сохра­нил­ся музей писа­те­ля. Шиш­ков — ско­рее дока­за­тель­ство того, что на пол­ках ста­рых биб­лио­тек вас ждёт мно­же­ство цен­ных нахо­док. Лите­ра­тур­ная судь­ба Шиш­ко­ва сло­жи­лась вполне успеш­но: ему вру­чи­ли Ста­лин­скую пре­мию, но при этом он остал­ся писа­те­лем воль­но­дум­ным и неза­ви­си­мым. И пусть Шиш­ко­ва не изу­ча­ют в шко­ле, свой талант он реа­ли­зо­вал полностью.

Источник