Меню

Угрюм река подлинная история



«Угрюм-река»: сериал VS фильма 1968 года, а также прототипы и история создания романа

Обозреватель «Вокруг ТВ», посмотрев проект Юрия Мороза, нашла, чем он выгодно отличается от экранизации Ярополка Лапшина и в чем, наоборот, уступает.

Сериал «Угрюм-река» завершается, а страсти по нему не утихают. Зрители продолжают сравнивать проект с версией 1968 года и искать несоответствия с первоисточником — романом Вячеслава Шишкова, увидевшим свет в 1928 году. Экранизировать знаменитые книги трудно — всегда есть риск нарваться на тех, кто скажет «не таким я себе представлял персонажей». И все-таки справедливости ради: большинство из возмущающихся а) не дали себе труд пересмотреть советский телефильм Ярополка Лапшина и доверяются своему старому впечатлению; б) еще большее количество недовольных не держали роман в руках.

Современная версия Юрия Мороза далека от совершенства, но вот чего у нее не отнимешь, так это почти постраничной тщательности в изложении книги, целых 16 серий — это вам не кот начхал. Возможно, в столь медленном повествовании потерялись нерв, надрыв и интрига, зритель к середине сериала подзабыл Анфису, а главная идея так и не оформилась, зато нам в подробностях показали кризис брака Прохора, его ненасытность, желание овладевать всем и всеми — землями, приисками, женщинами — купчихами, аристократками, дикими тунгусками. Нам представили детально проработанный образ Нины, трансформацию ее отношения к мужу — от влюбленности, ревности до разочарования и поиска новых ощущений в объятиях другого мужчины — образованнного и воспитанного управляющего Протасова. Нина и Протасов предстали живыми, подробными персонажами. Софья Эрнст и Юрий Чурсин рассказали на Первом канале, что у создателей даже была мысль продолжить «Угрюм-реку» и дописать за Шишкова историю жизни этой пары после смерти Прохора в революционные годы. Вовремя остановились. Да, в какой-то момент у зрителя появилось ощущение, что сериал перестал интересоваться судьбой главного героя — Прохора, и фокус сместился в сторону Нины. Да, кадр, когда Нина, предавшая Протасова, а заодно и идеи справедливости, равенства и братства, восседает в кабинете мужа в строгом платье и изучает финансовую отчетность, напоминает сцену из фильма Глеба Панфилова «Васса» с Инной Чуриковой. Но видимо, Юрию Морозу показалось важным так наглядно продемонстрировать звериный оскал капитализма.

Александр Горбатов и Юрий Чурсин в сериале «Угрюм-река»

Четырехсерийный телефильм Лапшина рассказывал о событиях быстро, пропуская детали и множество второстепенных линий. Из всего массива романа режиссер вычленил ровно то, что работало на главную идею фильма — историю распада личности, которой было многое дано, но которая не смогла распорядиться дарами и усмирить свою гордыню. По сути Лапшин, посвятивший фильм Прохору, представил свою вариацию на тему «тварь ли я дрожащая или право имею». События в его кино подавались более спрессовано — от убийства Анфисы до финала жизненного пути Прохора всего-то отделяла одна серия. И магия образа Анфисы не терялась, и получалось, что к горькому итогу жизни Прохор пришел во многом из-за того, что предал любовь. Это было мощное высказывание, приближающее роман Шишкова к произведениям Достоевского. С другой стороны, такая стремительность в изложении событий обеднила линии остальных героев, уж Нины и Протасова — точно. Жена Прохора появляется в версии 1968 года в коротких эпизодах, и их связь с Протасовым совсем не выписана. Актеры, играющие эти роли — Валентина Иванова и Павел Махотин, не запоминаются. Нет в фильме и любовной линии Ибрагима и Варвары, да и сами эти герои исчезают на середине повествования и больше не возвращаются. Не почувствовал зритель в старом кино и атмосферы начала XX века, нарождающегося в России технического прогресса, появления всех этих машин, заменяющих людской труд, слома эпох, перехода общества на иную стадию развития. При этом телефильм, подчиняясь официальной идеологии тех времен, уделил большое внимание положению рабочего класса и всяческим пропагандистским речам. Впрочем, всего этого и в самом романе хватает.

Александр Горбатов в роли Прохора в сериале «Угрюм-река»

Важное отличие прочтения Юрия Мороза (и, как мне кажется, самое уязвимое место его сериала) заключается в том, что Прохор изначально в этом проекте не положительный герой. Произведение называется «Угрюм-река», вот и его главный персонаж угрюмый, нелюдимый, необаятельный тип. И ты не понимаешь, почему же его так полюбили неординарные женщины — Анфиса и Нина. Смотреть 16 серий на героя, который тебе неприятен, тяжело. То ли дело старый фильм. Помимо всего прочего, Прохор там необыкновенный красавец, «юноша пылкий со взором горящим». Актер Георгий Епифанцев после картины моментально стал суперзвездой (хотя первоначально на эту роль планировался Владимир Гусев, но сломал ногу перед съемками). Герой влюблял в себя живостью, стремительностью, невероятной тягой к знаниям и желанием изменить мир к лучшему. Прохор пытался побороть родовое проклятие, жить по справедливости, помогать людям.

Епифанцеву на момент съемок было 28 лет, играл он 18-летнего, выглядел на все 40, но харизма была просто потрясающая. В предыдущей статье я уже писала, что он походил на молодого Петра I. И этим Лапшин, конечно, ближе подошел к книге: Шишков в начале романа любуется своим героем, например, рассказывая о его пытливости, пишет, как Прохор в детстве пытался провести воду в баню «при посредстве архимедова винта» и построить железную дорогу от склада, чтоб возить по ней в дом дрова. Парень рос деятельным, страстным, но и наивности на первых порах было хоть отбавляй. Засыпая, он, например, воображал себя Дон Кихотом, а верного друга Ибрагима представлял Санчо Пансой, мечтал о том, как будет рассекать на собственном авто по Америке, а еще работать китобоем в океане. Яркая красочка, да? И падение героя с такой нравственной высоты казалось в сериале 1968 года настоящей катастрофой.

Владимир Епифанцев (слева) в роли Прохора в телефильме Ярополка Лапшина

Первая экспедиция Прохора на Угрюм-реку и в книге, и в версии Лапшина носила воспитательную цель — это была школа мужества: отец Петр Данилович, отправивший сына в опасный поход, пытался сделать из него «человека» и заодно разведать возможности освоения далеких краев. С Анфисой Прохор до поездки даже намека на отношения не имел.

Юрий Мороз почему-то захотел заоострить конфликт отца и сына: в новой версии Петр Данилович отправляет Прохора в ссылку, по сути на верную гибель, потому что видит в нем соперника в борьбе за сердце Анфисы. Поклонники романа не на шутку оскорбились, сочли такой сценарный поворот искусственным. Возможно, они и правы: Громову-старшему по книге все-таки не чужды отцовские чувства.

В отличие от Лапшина Мороз будто снимает историю безумия — и отца, и сына, Прохор у него похож на темного и мрачного купца Рогожина из «Идиота». И в этой связи его Анфиса, конечно, может быть только Настасьей Филипповной, ее и изображала на экране Юлия Пересильд.

Александр Горбатов и Юлия Пересильд в сериале «Угрюм-река»

Два телефильма представляют диаметрально разные трактовки этого женского образа. В старом фильме породистая красавица Людмила Чурсина играла женщину чистую, искренне любящую и несчастную. Образ попал в зрительские сердца, но в романе Шишкова Анфиса была куда более разбитной особой — с ямочками на щечках, высокой грудью, белым телом. Щелкала орехи, любила наряжаться, ходила в тунгусских мехах; кинжалом, отравленным китайским ядом в «вертучей руке» играла; и мучила мужчин, и авансы раздавала всем подряд, была взбалмошной, жестокой — одним словом, ведьмой. А спала ли с Петром Даниловичем — Шишков все время мастерски уходит от прямых ответов.

Кто бы что ни говорил, но Чурсина с ее аристократической внешностью не была шишковской Анфисой, а вот Юлия Пересильд подошла ближе к образу, придуманному писателем. Только вот кудри, делающие героиню похожей на миледи из «Трех мушкетеров»… Неужели по моде тех лет? Почему вообще в новой версии и купцы, и женщины — все так старательно завиты? Долетали ли новинки парикмахерского искусства до отдаленных сибирских уголков — сомневаюсь.

Софья Эрнст и Юлия Хлынина в сериале «Угрюм-река»

А вот летящие епанчи и длинные рубахи Прохора, нижнее белье героинь, роскошные меха, которые русские купцы за бесценок покупали у тунгусов — все это в новом сериале впечатляет. Как и интерьеры домов, сервировка столов. Картинка вкусная, ее хочется рассматривать. Для описания размашистого купеческого быта, нероновских пиров нуворишей все это важно.

Поклонников шишковского романа возмутил еще один факт. В фильме Лапшина путешествующий по Угрюм-реке Прохор встречает жадного и жестокого купца, эксплуатирующего труд бурлаков. Персонаж носил армянское имя Оганес Агабабыч, и актер Валентин Донгузашвили недвусмысленно играл толстопузого чужеродца, пришедшего в эти русские (вообще-то тунгусские) земли зарабатывать деньги. У Юрия Мороза купец не имеет имени, и герой совсем не похож на восточного человека. Времена политкорректности? Возможно. Линия мусульманина Ибрагима в версии Мороза тоже развивается по весьма «политкорректным» лекалам, нам в ярких красках показывают, как несколько богатых, образованных и как бы набожных христиан из трусости предают преданного им всем сердцем иноверца. А ведь он только что принял православие и задумал жениться на Варваре… Кстати, Юрий Миронцев, играющий Ибрагима, очень хорош в сериале Юрия Мороза — такую фактуру и транслируемую внутреннюю энергию надо активнее использовать в кино.

Юрий Миронцев и Александр Горбатов в сериале «Угрюм-река»

И наконец финал. Здесь Лапшин с Морозом снова диаметрально разошлись. В версии 1968 года Прохор, мучимый видениями Анфисы, Ибрагима, отца, пристава, Синильги, сбрасывается вниз головой с утеса — и эта яркая метафора нравственного падения человека, который, взобравшись на самый верх, не удержался, не справился — изменил себе, предал любящих его людей. В новом сериале вконец обезумевший Прохор, брошенный всеми, находящийся в наркотическом угаре, скачет в развевающемся плаще с жутким капюшоном куда-то вдаль — макабрический образ, навеянный то ли толкиеновским Назгулом, то ли ридовским Всадником без головы, то ли булгаковским Фаготом. А может это библейский всадник Апокалипсиса? Прохор проклинает землю и солнце и почти сразу ему «прилетает» — он видит жуткую вспышку на небе, глаза его загораются сатанинским огнем, затем идут титры про то, что в 1908 году в Сибири упал Тунгусский метеорит, и до сих пор существуют разные версии природного катаклизма. Такое впечатление, что небесное тело упало на землю от… огорчения, из-за того, что Прохор, на которого природа возлагала особые надежды, не оправдал ожиданий и превратился в монстра. Странноватый финал. Или эти тревожные всполохи на небе и в глазах героя символизируют конец старого мира, приближающуюся революцию?! Мне кажется, тут создатели сериала сильно перемудрили. У Шишкова в романе все предельно ясно: гонимый призраком Ибрагима, постоянно слышащий голос Анфисы, Прохор сбрасывается с башни, которую сам и построил — метафора прозрачна: Всевышний карает тех, кто городит «вавилонские башни» из тщеславия, гордыни и честолюбия.

А теперь немного истории. Вячеслав Шишков, придумавший роман, который мы обсуждаем четвертую неделю кряду, по образованию совсем не литератор. Окончил техническое училище, работал в Томском округе водных путей сообщения. В 1910-е годы много путешествовал по Сибири и Уралу, в составе исследовательских экспедиций изучал территории, прилегающие к Иртышу, Оби, Енисею, Лене, Ангаре. Знакомился с людьми, их бытом, общался с шаманами. И напитывался атмосферой, нравами и традициями этих суровых мест. Так он узнал историю Синильги — реальной шаманки, названной в честь снега, девушки неописуемой красоты, умершей в раннем возрасте. Ее похоронили ее в выдолбленной из цельного ствола дерева колоде, подвешенной на деревьях, на берегу одной из рек Эвенкии. Тургусы говорили, что недополучившая любви при жизни, она преследовала мужчин после своей смерти, манила, соблазняла, искушла.

А вот Угрюм-реки не существовало в природе, это словосочетание Шишков услышал в одной из сибирских песен и вынес в название романа, намекая на угрюмость людей, живущих в этом суровом крае и живущих не по совести. Литературоведы считают, что, описывая характер реки, автор скорее всего имел в виду Лену и Нижнюю Тунгуску. Кстати, в этих местах, а именно Туруханске, располагались ссыльные лагеря. Одним из отбывавших наказание именно в эти годы был Иосиф Сталин.

Писатель Вячеслав Шишков

Прототипов для романа Шишкову преподнес на тарелочке его коллега по экспедициям — инженер Николай Матонин, происходивший из рода енисейских купцов. По сути в основу сюжета легло семейное предание. Предок Матонина грабил купцов на большой дороге. Перед смертью сообщил своему внуку — успешному купцу Аверьяну место, где был зарыт клад с награбленным. Внук уже через неделю после похорон деда пожертвовал средства Минусинскому уездному правлению на строительство школы и церкви. Далее он оплатил расходы по открытию телеграфной станции в Красноярске. На его же деньги в Кекуре содержалась богадельня. 100 тысяч рублей он выделил на строительство гимназии в Енисейске.

А потом дочь его брата Михаила Косьмича Матонина Александра вышла замуж за купца Арсения Ивановича Емельянова. На свадьбе Аверьян Косьмич подарил племяннице-невесте кулон с бриллиантами. Присутствовавший при этом гость узнал кулон своей матери, убитой по дороге из Енисейска в Красноярск, разразился скандал. На свадьбе случившееся представили как пьяную выходку, однако сразу после торжества Аверьян Косьмич поехал в Кекур и пожертвовал деньги на строительство придела Ильинской церкви. Происшествие настолько произвело впечатление на сибиряков, что пошла гулять в народе легенда, она обрастала разными подробностями, на свадьбе дарили то серьги, то браслеты, но суть оставалась та же — это были украшения убиенной матери.

Фото сибирского шамана и его дочерей, сделанное Вячеславом Шишковым

Несмотря на щедрую благотворительную деятельность, Матонины так и не смогли отмыться от фамильного греха, имена купцов даже не упоминаются в краеведческой литературе. Судьба семейства развивалась зигзагообразно. В период золотой лихорадки Матонины еще больше разбогатели, хотя проблемы с бунтами рабочих на приисках порядком потрепали им нервы. В своем романе Шишков подробно пишет о забастовках и вдохновляется тут не только историей Матониных, но и Ленским расстрелом — событиями 1912 года, когда в одном из золотопромышленных товариществ конфликт акционеров и рабочих вырос в бунт. Бастовали три тысячи рабочих, призванные на помощь правительственные войска открыли по ним огонь, пострадали более 300 человек, 170 были убиты. Историки считают, что это кровавое событие приблизило революцию 1917-го.

А купец, отдаленно напоминающий Прохора, закончил жизнь так. 1 декабря 1883 года в селе Кекур губернатор открыл первое в Енисейской губернии сельское ремесленное училище имени Аверьяна Матонина. Но сам Аверьян не дожил каких-то дней до этого события. Он был похоронен в семейном склепе в селе Кекур, но в 1913 году склеп разграбили. Видимо, вандалы думали, что купца похоронили вместе с его богатством. В 1914 году Матонины обанкротились. В 1931 году плиту с могилы Аверьяна использовали для строительства свинарника… Родовое проклятье все-таки настигло купца.

Роман Шишкова мало совпадает с реальной историей — Прохор не Аверьян, и он не пытался искупить семейный грех. Но общая мораль в придуманном и жизненном сюжетах есть: проклятые деньги счастья не приносят, расплата тебя настигнет даже через годы. А вот какой она будет — в виде надругательства над твоей могилой или в виде наркоманской зависимости (а Прохор у Шишкова употреблет кокаин и морфий, что показано в совремнной версии «Угрюм-реки»), в виде безумия и самоубийства — это уже художественные ответвления. В любом случае «Угрюм-река», ставшая своеобразной энциклопедией русской народной жизни, вместившая приключенческий, мистический, детективный, мелодраматический жанры, напитанная почти библейскими философствованиями на тему предательства, гордыни, преступления и наказания, весьма современно звучит и сегодня. И за эту попытку поговорить на важные темы создателям нового сериала спасибо.

Источник

Таежный роман: почему стоит прочесть «Угрюм-реку»

Роман-эпопея « Угрюм-река» — это хороший пример того, что среди «устаревшей» литературы можно найти настоящие жемчужины. Рассказываем, чем книга Вячеслава Шишкова выгодно отличается от других советских произведений 20-х — 30-х годов.

Захватывающий сюжет

Действие романа разворачивается на рубеже XIX — XX веков. Умирая, дед главного героя, Данило Громов, рассказал своему сыну Петру, где лежат деньги, добытые разбоем. Есть такое поверье, что украденные богатства должны «отлежаться», чтобы не принести с собой проклятий на семью вора. Петр вложил деньги в дело, но стать по-настоящему успешным купцом ему помешали пьянство и крутой нрав. Гораздо более талантливым предпринимателем оказался его сын Прохор Громов — главный герой саги. Шишков показывает нам историю взросления этого человека, его превращение из юноши с благими намерениями в алчного дельца, свихнувшегося на почве собственных страхов и преступлений.

Читайте также:  Нерестовые реки пермского края

Реальные истории и живые люди

Несмотря на то, что «Угрюм-река» — художественное произведение, в его основе лежат настоящие семейные легенды. Литературоведы полагают, что при работе над романом Вячеслав Шишков ориентировался на историю купцов Мамотиных. Во всяком случае, между судьбой рода и биографиями персонажей есть интересные совпадения. Как и Прохор Громов, глава семейства Аверьян был талантливым предпринимателем. Как и предки романного героя, первые Мамотины вышли из крестьян и поначалу промышляли разбоем. Как и в «Угрюм-реке», в истории купеческого рода есть шокирующий сюжет о свадебном подарке: украшении, снятом с убитой женщины и опознанным ее сыном в день помолвки младшей родственницы.

При этом Аверьян Мамотин, прототип Прохора, активно занимался благотворительностью. На его деньги были построены школы, училища и церкви. Вера Баландина, с которой была списана Нина, также была меценатом: она организовала строительство Ачинско-Минусинской железной дороги и активно занималась наукой.

Неоднозначные герои

Итак, главный герой Вячеслава Шишкова — предприниматель, угнетающий рабочих. Казалось бы, перед нами типичное советское произведение конца 20-х — начала 30-х годов. Но странность «Угрюм-реки» в том, что идеологический привкус здесь отсутствует. Один из немногих положительных героев — инженер Протасов — совершенно не похож на большевика. Напротив, он осторожен и мягок. За эти качества один из революционеров, конторщик Караев, назвал его меньшевиком. Удивительным кажется и отец Александр, священник, поддерживающий Нину и радеющий за счастье рабочих. С другой стороны, Нина, которой читатели сочувствовали на протяжении всего повествования, разочаровывается в своих убеждениях и постепенно скатывается в пропасть. В своем романе Шишков выводит не статичных манекенов, а героев, способных и к развитию, и к падению.

Неповторимый колорит

« Уж ты, матушка Угрюм-река, Государыня, мать свирепая».

(Из старинной песни)

Критики нередко сопоставляли «Угрюм-реку» с « Тихим Доном», подчеркивая, что по объему они равны. Роман о сибиряках-Громовых больше бытописательный. Однако в чем произведения действительно похожи, так это в любви их авторов к пейзажам. Шолохов с восторгом рассказывал о степях и окрестностях Дона. Шишков, почти двадцать лет посвятивший сибирским экспедициям, воспел Нижнюю Тунгуску, дав ей более благозвучное и грозное имя из старинной песни — Угрюм-река.

Нетипичный читательский выбор

«Урюм-река» не вошла ни в школьный, ни в университетский канон. Сам автор, утверждавший, что он родился ради этого романа, предсказывал его незавидную судьбу.

«Похвал за „Угрюм-реку“ мне никаких не будет: я лично не знаком с И. В. Сталиным, не услужаю М. Горькому, вообще — веду себя так, что не имея высоких общественно-говорильно-ораторских заслуг, не сумел, видимо, заслужить к себе благорасположения „критиков“».

Вяч. Шишков, из письма П.С. Богословскому

Первый раз от забвения роман спасла экранизация Ярополка Лапшина, вышедшая в 1968 году. Кинокритик Наталья Кириллова хвалила этот фильм за «броскую чистую графику» и яркие актерские работы. Второй раз о книге вспомнили благодаря сериалу Юрия Мороза. Однако, как ни крути, все сюжетные линии кинематограф передать не может. А значит, даже заядлых кинолюбителей в романе ждут новые открытия.

Источник

Угрюм-река. Краткий пересказ романа

Аркадий Казанцев Произведение Вячеслава Яковлевича Шишкова. Первая часть опубликована в 1928 году, полный текст — в 1933-м.

На небольшом таёжном хуторе посреди огромной Сибири живёт семья Громовых, глава которой Данила — мелкий купец и лавочник. Приходит его последний час. Данила призывает сына Петра и сообщает ему тайну своей жизни — по молодости он был разбойником, многих убил, немало скопил. Кубышку с сокровищами закопал в лесу. Данила просит сына Петра, чтобы тот пожертвовал деньги на церковь — пусть там помянут загубленные Данилой души, в том числе его самого. Однако Петру не до сантиментов — несмотря на глухую ночь он сразу же отправляется искать клад.

Данила умер. Из города, не закончив учёбу в гимназии, вернулся младший из Громовых — Прохор, внук Данилы, сын Петра, парень семнадцати лет.

Нечаянное богатство позволило Петру перебраться в большое село Медведево. Только этого ему мало. Теперь Пётр мечтает развернуться по всей Сибири. С этой целью он отправляет своего семнадцатилетнего сына в долгую экспедицию на Угрюм-реку — осмотреться на месте, всё запомнить, наметить, как и с кем торговать. Парень боится, мать плачет, но делать нечего. Вместе с Прохором убывает его верный старший товарищ, бывший каторжник черкес Ибрагим.

На ярмарке в селе Почуйское Прохор знакомится с купцом Груздевым. Груздев преподаёт Прохору торговые азы, учит жизни и советует выбрать себе в невесты дочь богатея Якова Куприянова, который живёт и ведёт дела в городе Крайске.

Прохор полон романтическими представлениями о жизни, он уверен, что однажды его имя прогремит на всю страну. Поначалу экспедиция складывается более-менее благополучно. Первые испытания Прохора — любовная интрижка с девушкой Таней да страшилка про тунгусскую шаманку — похожи на приключение. Прохор ведёт дневник, записывает в него свои впечатления и всё, что позже может пригодиться в деле.

Приходит зима. Проводник Фарков, бывший в их компании третьим, отказывается от дальнейшего путешествия. Найти нового проводника Ибрагиму не удаётся — мужики хорошо знают повадки Угрюм-реки и местные климатические особенности — никто не хочет рисковать жизнью даже за высокое вознаграждение.

Чрезмерные амбиции оборачиваются для Ибрагима и Прохора ловушкой — они из последних сил пробиваются по замерзающей реке, но в итоге оказываются среди дикой заснеженной тайги без еды и без надежды на спасение. Ибрагим ставит чум, добывает лося, кормит заболевшего Прохора, шьёт ему шубу, но лосиную тушу воруют волки, и несмотря на героические усилия Ибрагима путешественников ожидает лютая смерть.

Между тем в Медведево дела развиваются своим чередом. Не обременённый высокими моральными качествами Пётр Громов пьянствует, кутит и ухлёстывает за местной звездой красавицей Анфисой. Жена Марья, которую Пётр откровенно ненавидит, непрестанно молится за отсутствующего сына. Она ходит в церковь к местному священнику отцу Ипату и даже ездит к шаману — лишь бы кто-нибудь помог, уберёг её чадо от погибели. Скоро становится очевидным, что с Прохором произошло нечто ужасное — его следы затерялись и нет никаких обнадёживающих вестей. Пытаясь разобраться в ситуации, Пётр отправляется в уездный город, но и здесь, не найдя утешения, пьёт-дебоширит.

Ибрагима и Прохора выручили случайно проезжавшие мимо якуты. Путешественники добираются до губернского города Крайска, где Прохор останавливается в семье богатого купца Якова Куприянова. Между Прохором и дочерью Куприянова Ниной возникает взаимная симпатия. Яков тоже не против такого зятя. Прохор и Куприянов заключают торговую сделку, у них — совместные деловые планы на будущее. Прохор отправляется домой, Нина считается его невестой.

В Медведево Ибрагима и Прохора встречают как героев. Ибрагима по праву называют спасителем Прохора. Пётр одаривает черкеса конём и ружьём. Ибрагим клянётся служить Громовым до смерти.

Но радость длится недолго. Влюблённый в Анфису Пётр, мучимый страстью, пьёт до чёртиков и жутко избивает жену. Попытки Прохора образумить отца только озлобляют Петра.

Анфиса крутит старшим Громовым, как хочет, но Пётр в качестве любовника ей не интересен. Она проникается чувствами к Прохору и без него не видит своей дальнейшей жизни.

Вот только Прохор намерен жениться на Нине. Нина не так эффектна, как Анфиса, зато приданного за ней — гора и ещё немного. Богатства будущей жены необходимы Прохору как капитал для развития собственного бизнеса.

Наткнувшись на отчуждение Прохора, Анфиса от досады и нетерпения издевается над Петром. Ради неё Пётр готов пожертвовать всем состоянием, развестись, сбагрить Марью в любые руки или в монастырь.

Прохору жалко мать, Прохор не хочет терять своё наследство. В порыве злости он намеревается убить Анфису. Ибрагим спасает его в очередной раз — теперь от преступления.

Сложился любовный треугольник — Анфиса оказалась между отцом и сыном Громовыми. Страсти резко накаляются, когда на пасхальной службе Анфиса прилюдно целует Прохора.

Прохор, как и все прочие местные мужики, не может устоять перед красотой и чарами Анфисы. Анфиса затмевает Нину, и с этим ничего не поделать. Решившись на серьёзный разговор с Анфисой, Прохор оказывается в её объятиях — их любовь становится взаимной.

В этой ситуации Пётр во второй раз отправляет сына на Угрюм-реку, чтобы таким образом избавиться от соперника. Прохор не в состоянии перечить отцу. И снова с Прохором убывает его верный Ибрагим.

За три года Прохор завёл своё доходное дело, выстроил резиденцию «Громово» и сумел неплохо обжиться на Угрюм-реке. Местные тунгусы тянутся к нему, поскольку он честнее и надёжнее прочих купцов. Прохор широко торгует пушниной, примеряется к золотодобыче.

За это время его отношения с Ниной и Анфисой сходят на нет. Если от Нины Прохор сам отказался, то его переписку с Анфисой в тайне от хозяина прерывает Ибрагим — он просто сжигает их письма, о чём бывшие любовники даже не догадываются.

В поисках развлечения Прохор соблазняет юную тунгуску Джагду. Несчастные тунгусы, не способные преодолеть тягу к водке, пропивают всё, что нажили своими охотничьими и оленеводческими трудами.

С точки зрения Ибрагима лучший вариант для женитьбы Прохора — это Нина. Так и выходит — при новом визите к Куприяновым Прохора здесь принимают за своего. Вместе с Яковом и Ниной Прохор едет на Нижегородскую ярмарку.

По дороге Яков, Нина и Прохор знакомятся с уральскими заводами. Прохор строит грандиозные планы на будущее — он закупает оборудование, знакомится с инженерами, вербует себе работников. Одним из таких инженеров становится Протасов, который обещает перебраться к Прохору и помочь ему в организации предприятий, в управлении бизнесом. Рабочим и техникам нравится азарт, с каким Прохор берётся за дела. А ещё людям нравится Нина, люди не прочь оказаться под защитой и опекой такой доброй хозяйки. В эти дни Прохор Громов уверен, что построит в Сибири новую лучшую жизнь.

Нижний Новгород. Прохор уже бывалый купец, но кручёные местные персонажи мало похожи на наивных тунгусов. Прохор становится жертвой аферистов — он попадает в медовую ловушку и лишается большой суммы денег. Страдает и его репутация — бизнесмена и жениха. Однако это не выбивает Прохора из колеи. Его поражают масштабы и объёмы, заводы и торговые площади.

В Нижнем появляется Протасов. Нина пленится его способностями, его кругозором и жизненной позицией. Это — взаимная симпатия. Прохор ревнует.

В Медведево получают телеграмму с известием о том, что Прохор женится на Нине Куприяновой. Скоро молодые должны приехать вместе с Яковом.

Анфиса не готова мириться с тем, что её любимый будет принадлежать другой. Пётр стремится заполучить Анфису себе в жёны. Ибрагим — в соответствии со своими представлениями — пытается оберегать семью Громовых, Марью он искренне жалеет и потому запугивает Анфису своим длинным кинжалом.

Прохор, Нина и Яков прибывают в Медведево. Чтобы добиться Прохора, Анфиса чинит Громовым всяческие козни. А тут ещё огромная беда — в серьгах, которые Пётр подарил будущей снохе Нине, Яков Куприянов признал украшение его убитой матери — стало быть, родителей Якова зарезал не кто иной, как Данила, и дом Громовых — это вертеп потомственных разбойников.

Куприянов грозит прокурором и расторгает все свадебные договорённости. Громовых ожидают позор и крах купеческому бизнесу. Нина сохраняет преданность Прохору и пытается воздействовать на отца.

К Якову является Ибрагим и берёт на себя это давнее убийство. Поначалу Яков не верит черкесу, потом в порыве гнева намеревается его убить, но в последний момент останавливается. Куприяновы уезжают из Медведево.

Спустя некоторое время Яков смиряется и даже прощает Ибрагима. Проблема кажется разрешённой, но тут шантажировать Громовых принимается Анфиса — когда-то она работала в доме Данилы и с тех пор хранит некоторые компрометирующие документы. Анфиса ставит условие — либо Прохор женится на ней, либо дело об «убийственном» прошлом их семьи будет предано огласке, так что их опять ожидают позор и суд. Прижатый к стенке Прохор соглашается. Однако ночью Анфису Козыреву убивают выстрелом из ружья, а спустя сутки её дом сгорает дотла — на пожарище находят лишь останки двух людей — Анфисы и какого-то неизвестного.

История мутная. По одной из версий неизвестным может быть ссыльный политический Шапошников — тоже заметный персонаж. Он учил Прохора разным наукам, помогал в некоторых делах и, подобно прочим, безнадежно любил Анфису.

После известия о гибели Анфисы Петра хватает удар, он на время лишается способности двигаться и говорить.

На месте преступления находят ружейный пыж. Газету, из который был сделан этот пыж, следователь обнаруживает в доме Громовых. В Медведево — помочь Громовым — приезжает купец Груздев. Груздеву удаётся хитростью съесть найденный следователем пыж. Однако это не спасает Прохора из лап Фемиды.

По результатам следственных мероприятий перед судом в качестве подозреваемых предстают Ибрагим и Прохор. Марья Громова, получив известие о происшедшем, умирает — не выдержало сердце.

На похоронах по несчастной Марье плачет всё село, люди её любили. На отпевании гробы Марьи и Анфисы стоят рядом. Останки неизвестного предают земле за пределами кладбища.

Жуликоватый приказчик Громовых, одновременно местный плейбой и «клоун» Илья Сохатых стреляется. Но это больше походит на фарс.

На суде Ибрагим достаточно легко отбивается от подозрений в его адрес, а вот Прохора прокурор загоняет в угол. В итоге — чтобы не оказаться на каторге, Прохор называет убийцей Анфисы Ибрагима, своего верного слугу и старшего товарища. Эти показания Прохор подтверждает некоторыми уликами. Суд признаёт их — Прохор оправдан, Ибрагим проклинает его и отправляется мотать срок. Обвинявший Прохора прокурор Стращалов убеждён, что наказан не тот, кто убил.

Через несколько лет «Громово» на Угрюм-реке превратилось в большое промышленное село. Оно раскинулось вокруг холма, на котором Прохор выстроил башню. Вершина этой башни — его кабинет. Отсюда Прохор руководит процессами и обозревает свои владения. У Прохора несколько крупных предприятий — заводы, лесопилки, золотые прииски, на которых трудятся тысячи рабочих. Но от идеалистических представлений Прохора о жизни почти ничего не осталось — разве что грандиозные планы — Прохор по-прежнему рвётся в самые богатые люди Сибири, да и всей России. Он нещадно эксплуатирует рабочих — выжимает из них все соки, платит ничтожно мало. Рабочие живут и трудятся в жутких условиях.

Прохор женат на Нине, у них дочь Верочка, но счастливым этот брак не назовёшь. У Прохора — куча любовниц, он себя ни в чём не ограничивает. Да и во взглядах на жизнь они с Ниной очень разные люди. Нина искренне сочувствует рабочим и по возможности старается облегчить их существование. В этом ей помогает инженер Протасов, который является правой рукой Прохора. Протасов — человек революционных взглядов, он тайно распространяет запрещённую литературу и участвует в работе забастовочного комитета. Нина и Протасов по-прежнему испытывают друг к дружке взаимную симпатию — с намёком на любовь.

Жизнь в «Громово» полна тягот, жестокости и несуразностей. Здесь процветают дикие нравы и разврат, все пьют, все дерутся — иногда до смерти. Местные чиновники давно куплены Прохором, так или иначе служат ему. Впрочем, не забывая о собственной выгоде.

Пристав Амбреев, которого Прохор привёз с собой из Медведево, конкретно мутит — из незаконно добытого золота он чеканит фальшивые червонцы, не брезгует тем, чтобы мошенничать по-мелкому и грабить по-крупному. К тому же он регулярно тянет деньги из Прохора — шантажирует.

Дело в том, что в своё время именно приставу удалось заполучить из дома покойной Анфисы компромат на семью Громовых. Прохор зол на пристава, но разделаться с ним пока не может. Жена пристава Наденька — бывшая любовница Прохора, дама крайне лёгкого поведения. Она охотно помогает приставу в его тёмных делишках.

Своего отца Петра Даниловича Прохор упрятал в сумасшедший дом. Пётр не успокаивается и во все инстанции пишет жалобы на убийцу сына.

Среди подчинённых Прохора есть откровенно каторжные типы, убийцы, которых Прохор держит для особых поручений — запугивать, поджигать, резать. Таким типом является Филька Шкворень. От безысходности он сам напросился к Прохору — золото добыть может, а вот удержать деньги не получается — либо бездумно пропьёт-прокутит, либо украдут. В момент их знакомства у Фильки тоже имеется при себе полпуда. Это золото у него мошенническим образом отнимает Наденька, жена и подельница пристава. Поступив в услужение к Прохору, Филька продолжает воровать при всяком удобном случае — в том числе у своего хозяина.

Читайте также:  Реки дорогобужского района смоленской области

Филька Шкворень сообщает Прохору, что знает, где в тайге находится золотоносный участок. Но этот участок принадлежит кому-то в Питере, тот человек здесь ни разу не показывался, а пожалуй, и позабыл про своё владение.

Прохор снаряжает экспедицию в тайгу и действительно обнаруживает богатую золотоносную жилу. Однако в тайге — всё непросто. Здесь хозяйничают чёрные старатели, по большей части беглые или бывшие каторжники, хищные типы, готовые на всё, в том числе на смертоубийство. Среди них выделяется безносый мужик по кличке Тузик. Ночью эти типы нападают на экспедицию Прохора — достаётся многим, фельдшер убит.

Прохор изменяет Нине с богатой тунгуской. Наутро тунгуска является к дому Громовых и в благодарность за ласки приносит для Прохора подарки. Эти подарки тунгуска отдаёт Нине. Нина, конечно, возмущена, но при этом продолжает хранить верность блудному супругу.

У Нины в Громово сложился свой круг общения. Помимо Протасова в него входят учительница Катерина Львовна, которую все зовут Кэтти, и священник отец Александр. Отец Александр помогает Нине в осуществлении благотворительных проектов — в постройке школы, в попечении о нищих и больных рабочих. Кэтти — девушка не местная, она томится в этой глуши и пишет отцу, чтобы тот забрал её в большую Россию. Она ищет любовь и поначалу «охотится» на Протасова. Однако Протасов не разменивает свою жизнь на флирты, а его сердце занимает Нина.

Пока Нина увлечена своими благотворительными проектами, Прохор всецело сосредоточен на расширении бизнеса. Он отправляется в Питер, чтобы получить права на новые месторождения. К тому же у него там куча дел, связанных с приобретением оборудования, машин и агрегатов. В этой поездке Прохора сопровождают Груздев и Яков Куприянов.

В Питере Прохор знакомится с номинальным хозяином золотоносного месторождения поручиком Приперентьевым. За своё месторождение Приперентьев требует серьёзных денег, но Прохор готов пожертвовать не больше тысячи. Приперентьев не кажется Прохору сколь-нибудь серьёзным конкурентом.

Прохор отправляется на приём к товарищу министра. Спустя пару недель в результате коррупционной сделки Прохору удаётся заполучить в своё пользование нужные участки тайги — продажные чиновники всегда рады помочь богатым людям.

По ходу этой министерской истории Прохор знакомится со светскими львицами — баронессой Замойской, её подругой по фамилии Прахова — и их ближайшим окружением. У Прохора с Праховой приключается роман. Прохор даже зовёт дамочку с собой в Сибирь, обещает выстроить ей дом. Но у этой питерской богемы свои взгляды на жизнь.

На втором плане возле Прохора постоянно крутится купец Груздев, который к этому моменту уже превратился во вполне себе комического персонажа.

Протасов не оставляет попыток сделать Нину своей соратницей в деле освобождения рабочих. При всём уважении к нему Нина не поддаётся и держится традиционных христианских взглядов. На руку и сердце Нины также претендуют проворовавшийся картёжник инженер Парчевский, симпатичный молодой человек с амбициями, и американский специалист мистер Кук.

Прохор снова попадает в лапы матёрых аферистов, его опаивают некой гадостью, обыгрывают в карты, обворовывают на большие деньги и лишают бриллиантового перстня. А в результате драматической постановки даже избивают до потери сознания.

События приобретают крутой оборот, когда из Питерской газеты люди в «Громово» узнают о смерти Прохора. Женихи мечтают о богатой и прелестной вдове, рабочие празднуют гибель своего мучителя.

Однако Прохор жив, и он возвращается домой, добившись всех поставленных перед собой деловых целей. Работа закипает с новой силой, предприятия Прохора расширяются, со всей России, особенно из окрестных деревень, к нему едут мужики, ищущие, где бы зашибить деньгу. Но вместе с тем, его психическое состояние начинает ухудшаться. Прохора преследуют призраки, среди них — Анфиса и тунгусская шаманка. Прохор много пьёт, мало спит и принимает наркотики, чтобы взбодрить себя.

Кэтти примеряется ко всем мужчинам, обитающим в «Громово». Кто-то из них не прочь завести с ней интрижку, но из этого всё как-то ничего не выходит. Томление девушки сменяется тоской, и однажды Кэтти пытается соблазнить местного дьякона Ферапонта. Ферапонт — колоритная фигура. Огромный человек с потрясающим басом. Когда-то Прохор переманил его с Урала. Ферапонт работал кузнецом, с подачи Прохора сделался дьяконом и женился на дочери священника отца Ипата из села Медведево. Ферапонт человек светлый, богобоязненный, но мучимый пристрастием к алкоголю. Это один из немногих персонажей, которые искренне благодарны Прохору за его благодеяния.

Однажды Прохор узнаёт имена аферистов, которые кинули его в Питере, и отправляет туда Парчевского с особой миссией — отомстить обидчикам самым жутким образом. Среди обидчиков — кроме светских львиц Замойской и Праховой — также купец Алтынов и его подручные.

У Нины умирает отец — Яков Куприянов. Нина становится наследницей двухмиллионного состояния. С этого момента она чувствует себя самодостаточным человеком и уже открыто оппонирует мужу. Протасов уговаривает Нину открыть собственное дело, чтобы её рабочие жили в достойных условиях и получали хорошую зарплату.

Бедняжка Кэтти по-тихому пьёт и изливает свои чувства в личном дневнике. Она пыталась отдаться в руки Протасова, но тот подарка не принял.

А на заводах и приисках Прохора ситуация — всё хуже. Доведённые до отчаяния люди готовят забастовку. Прохор ужесточает репрессии, и если где-то уступит, то в другом месте сразу прижмёт. Чуть повысив зарплату, он тут же поднимает цены на продукты и гонит со своих территорий всех сторонних продавцов. При этом продукты, которые закупают его магазины, — это часто откровенные помои или нечто непотребное.

Среди приближённых к Прохору персонажей имеются редкостные мерзавцы. Особо выделяется Ездаков, управляющий прииском «Достань». Он нещадно бьёт и притесняет подчинённых, насилует их жён, всех считает скотами.

Казачий конвой, вывозящий золото, добытое на приисках Прохора, подвергается нападению банды разбойников.

Прохор быстро выясняет, что за нападением на «золотой конвой» стоят пристав Амбреев и его Наденька. Он является к злоумышленникам и грозит выдать их властям. Пристав недолго сопротивляется, но в итоге пасует и клянётся в своей преданности Прохору. Он отдаёт хозяину компромат, который копил все эти годы — в том числе документы, выкраденные из дома покойной Анфисы. Теперь Прохор чувствует себя свободным, однако его психическое состояние всё хуже.

Засушливым жарким летом в тайге возникает пожар. Пожар движется к владениям Прохора и грозит всё уничтожить. Прохор отправляет на тушение своих рабочих, но люди противятся. В этих условиях Прохору не остаётся ничего иного, как обещать им выполнение требований — укоротить рабочий день, повысить зарплаты, улучшить жилищные условия и питание, уволить Ездакова.

В результате героических усилий всего трудового коллектива пожар потушен, есть погибшие. Но когда приходит время выполнять обещания, Прохор включает заднюю — у него и без того большие финансовые потери. Рабочие возмущены.

Чтобы покрыть потери и даже значительно приумножить состояние, Прохор решается на аферу. В этом деле ему активно помогают командированные в столицу Груздев и Парчевский. Посредством газет в Питере распространяются слухи, что в связи с пожаром предприятия Прохора Громова находятся в крайне бедственном положении. Испуганные кредиторы Прохора стремятся прояснить, как там и чего, можно ли спасти хоть какие-то свои капиталы. Для них разыгрывают спектакль. В результате кредиторы идут на уступки и с каждого рубля получают только двадцать пять копеек, а Прохор кладёт в карман полмиллиона.

На волнения рабочих вынужденно откликаются государственные власти. В «Громово» прибывают дополнительные полицейские и воинские силы. Силами командуют жандармский ротмистр Пфеффер, а также два офицера — Усачев и Борзятников. Кэтти крутит роман с молодым Борзятниковым.

Пфеффер берётся за дело рьяно. Он навещает всех по очереди — разговаривает по душам, намекает, манипулирует, склоняет к доносительству. Священнику отцу Александру он в мягкой форме предлагает отказаться от тайны исповеди и сообщать о настроениях и поступках рабочих. Священник гонит Пфеффера прочь.

Пфеффер пытается придавить Протасова, но Прохор решительно пресекает эти попытки — Протасов, несмотря на его революционные настроения, фигура неприкасаемая, без него бизнес Громова рискует рухнуть.

Нина в сопровождении Протасова ходит по баракам, ужасается условиям жизни рабочих, помогает, как может.

Предприятия Прохора проверяет государственный инспектор. Он вроде бы и строгий дядька, но если вручить ему денежный подарок, то всё не так уж и плохо.

Тайно от властей действует забастовочный комитет. Выборные от рабочих являются к Прохору с требованиями. Прохор гонит их прочь и давит на жандармов, чтобы те жёстче и активнее прессовали «бунтовщиков». Ближайшей ночью все выборные арестованы.

Протасов требует от Прохора пойти навстречу рабочим. Прохор категорически отказывается. Протасов подаёт прошение об отставке и уезжает. Из-за его отсутствия сбоит производство. Прохор просит Нину, чтобы она вернула Протасова назад.

Убедить Прохора пытаются прочие инженеры и техники, его пытаются вразумить священники — тщетно.

Рабочие тянут волынку, кто-то специально портит инструменты и оборудование. Начинается забастовка. Прохор грозит всех уволить и набрать новых людей. Рабочие шлют жалобные телеграммы губернатору. Атмосфера накаляется. У народа кончаются запасы продовольствия и деньги — наступают голодные времена.

Наконец, в «Громово» объявляется прокурор. Прохор пробует купить прокурора, но у него не получается. Прокурор, конечно, порочный тип, но честь мундира всё же блюдёт.

Люди направляются к прокурору с жалобами — нарядились в лучшее, что у них есть, точно на праздник. Люди полагают прокурора своим защитником. Стараниями Прохора и его подручных мирное шествие обвиняют в экстремизме, в желании устроить бунт и поджоги. Вернувшийся Протасов бросается навстречу рабочим, чтобы их остановить, но у него не выходит. Нелепое стечение обстоятельств провоцирует открытие огня на поражение. В результате шествующие расстреляны солдатами и жандармами. Мертвых собирают до глубокой ночи — стоны, рыдания. Репрессии продолжаются не один день — многие убиты, многие ранены, многие арестованы.

Осознав ужас происшедшего, Прохор пугается и бежит из «Громово» в тайгу.

В «Громово» — трагические дни. Больница переполнена ранеными, убитых отпевают и хоронят десятками. У прокурора не выдерживает сердце, он умирает. Пфеффер всё пытается взять ситуацию под контроль, но известия о расстреле уже распространились по всей России. В Москве и Питере рабочие устроили стачки — в знак солидарности.

Пару дней, выдавая себя за бродягу старателя, Прохор обретается в землянке у ветхой старухи, которая вместе с сыном и внуком производит дёготь. Во время расстрела рабочих сын старухи погиб. Старуха проклинает мироеда Громова, не подозревая, что сейчас ест с этим самым Громовым из одного котелка.

Потрясённая картиной расстрела Кэтти находится в жутком душевном состоянии. Во время одной из прогулок по окрестностям «Громово» компания с Кэтти встречает разбойника по кличке Тузик. Борзятников пытается его преследовать, но Тузик грозит ружьём, и Борзятников сразу ретируется. Это даёт повод Кэтти упрекнуть офицеров в трусости — дескать, вы герои только против безоружных рабочих. Она берёт у них револьвер — якобы потренироваться в стрельбе, ранит Усачева, убивает Борзятникова и третьим выстрелом кончает с собой.

Власти проводят разбирательство в связи с расстрелом рабочих. По итогам этого разбирательства смещён с должности губернатор. Главным виновником объявляют Пфеффера. Его отзывают из «Громово» в Питер. Пфеффер боится мести, и в эти дни его тщательно охраняют солдаты. Наконец, он уезжает.

На похоронах Кэтти Протасов читает письмо, которое только что пришло на имя несчастной самоубийцы. Это письмо от отца Кэтти. Отец управился со своими делами, зовёт дочь бросить всё и выехать к нему — чтобы отправиться на юг — отдыхать, а после и в Европу.

Прохор находит приют в лачуге у старцев-отшельников, живёт с ними долгое время, мучается из-за скудной еды, тайком питается на стороне. Но ни вразумления старцев, ни его собственные бесплодные молитвы не способны умиротворить душу. Прохор удаляется с досадой на себя и на отшельников. После этого в тайге раздаются два выстрела и появляется слух о том, что Прохор покончил жизнь самоубийством.

Во время отсутствия Прохора всеми делами в «Громово» рулят Нина и Протасов. Рабочим повысили зарплаты, для них строят новые комфортабельные бараки, их обеспечили хорошими продуктами. Вместе с тем повысилась и производительность труда, предприятия функционируют, всё крутится.

На слухах о смерти Прохора вокруг Нины снова вьются женихи. Более прочих усердствует инженер Парчевский, он всё пытается устроить свою жизнь на халяву. В этом ему помогает любовница Наденька, она же — жена пристава. У Протасова — иные мотивы, но он тоже делает Нине предложение. Нина остаётся верна Прохору и своим христианским взглядам на жизнь. Всё плохое, что связано с мужем, она воспринимает как крест, который нужно нести. Отец Александр её в этом поддерживает.

Помещённый сыном в сумасшедший дом Пётр Данилович претерпел немало унижений и бед. По поручению Нины Петра навещает Груздев. Нина способствует тому, чтобы свёкор вышел на свободу, она всячески помогает ему тайком от мужа.

Вернувшийся Прохор выслушивает доклады о состоянии дел. Он поражён тем, какие большие суммы потрачены на всю эту «благотворительность». Прохор подозревает Нину и Протасова в том, что они хотят присвоить себе его бизнес. Прохор начинает воспринимать Нину как врага. Ситуация всё более обостряется, поскольку рабочие норовят перейти с предприятий Прохора на предприятия его жены.

По команде хозяина Филька поджигает два новых барака, которые Нина выстроила для рабочих.

За последние десять лет Прохор добился огромных успехов, в его заводы и прииски вложено тридцать три миллиона рублей, его годовой доход составляет два миллиона, однако Прохор мечтает о миллиарде и не намерен останавливаться — ни перед чем, ни перед кем. Прохор задумывается над тем, чтобы убить Нину.

Освобождённый Пётр тайно приезжает в «Громово», живёт на отшибе. Он женится на молодой вдовице Анне, дочке купца Груздева, которая прежде состояла в любовницах Прохора. К моменту этой женитьбы Анна беременна от Прохора. Анна чрезвычайно угнетена этим обстоятельством — её будущий ребёнок будет приходиться внуком её мужу. Измучившись, она делает аборт.

Ярким событием становятся торжества в честь десятилетия основания «Громово». На торжества съезжаются важные персоны со всей России, включая богатых промышленников и нового генерал-губернатора. Прохора хвалят, перед Прохором заискивают, но во время его праздничной речи становится очевидным, что с головой у хозяина большие проблемы. Нине с Протасовым удаётся сгладить углы, но, в общем, всё очень и очень тревожно. Прибывших чиновников ублажают каждого на свой манер. Губернатору устраивают фальшивую охоту на медведя, а после подкладывают под него Наденьку. За это губернатор одаривает Наденьку своей милостью и производит её мужа в исправники.

Пётр намерен востребовать со своего сына большие деньги. Но это — пустое. Деньги Петру тайком от Прохора выдаёт Нина. Пётр вместе с женой уезжает в «Медведево» и ведёт там жизнь состоятельного купца. Однако ни налаженный быт, ни удары судьбы, ни благодеяния снохи не делают Петра лучше, он остаётся всё тем же порочным типом, готовым причинять вред окружающим.

В один из дней, когда сознание Прохора окутывает сумрак, он бросается на Нину с упрёками, а потом и вовсе даёт ей пощёчину. Не смущаясь присутствия маленькой дочки, Прохор требует, чтобы Нина прекратила свой самодеятельный бизнес и отдала ему все деньги, полученные в наследство. Нина сопротивляется. За Нину вступается дьякон Ферапонт. Ситуация кажется разрешённой, но в результате очередной вспышки ярости, Прохор стреляет в Ферапонта и смертельно его ранит.

И вот настаёт время, когда чаша переполнена и солнце начинает клониться к закату. Над Прохором сгущаются мрачные тучи. Те, кого он обманывал — бывшие кредиторы и поручик Приперентьев, — замыслили отжать у него большую часть бизнеса. Они включили мощный административный ресурс и громадные финансы, с которыми Прохору трудно тягаться. К тому же психическая болезнь не позволяет Прохору правильно и вовремя разбираться с делами.

Плюс банда разбойников, которая завелась в тайге возле «Громово». Бандой руководит бежавший с каторги Ибрагим. Цель Ибрагима очевидна — наказать Прохора. Банда совершает налёты на склады и прииски Прохора, грабит всё, что находит, в том числе золото. С бандой не могут справиться вооружённые отряды из жандармов и солдат. От рук банды гибнут ближайшие подручные Прохора, в том числе мерзавец Ездаков и новоиспечённый исправник Амбреев. Ездаков повешен, Амбреев обезглавлен — голова, упакованная в мешок, отправлена в подарок Прохору. Прохора постоянно преследует страх перед Ибрагимом.

Читайте также:  Как нарисовать рисовать реку

Овдовевшая Наденька ищет себе другого мужа и пробует захомутать мистера Кука. Кук противится и отправляет Наденьку к её постоянному любовнику Парчевскому. У всех с этой Наденькой были интрижки.

Из «Громово» в село «Разбой», от Угрюм-реки к Большому потоку, тянутся подводы с теми, кто закончил свои таёжные дела и делишки и теперь возвращается в большую Россию. Среди этих людей много простых рабочих, тихих тружеников, которые поспешают в свои деревни к оставленным семьям. Хватает и всякого лихого народа — диких старателей, бродяг, спиртоносов, воров и каторжников. У этих, последних, накоплено немало левых денег и золота. В одной из таких компаний едут Филька Шкворень, бывший подручный Прохора, и безносый разбойник по кличке Тузик. Неподалёку от села компанию тормозят мужики из банды Ибрагима. Но ворон ворону глаз не выклюет — посидели у костерка, поели, покурили, выпили. Просто бандиты провожали в Россию двух своих товарищей, среди которых и бывший прокурор Стращалов — тот самый, что некогда на суде обвинял Прохора в убийстве Анфисы. Потом этого прокурора уличили в революционной деятельности и отправили в ссылку, из которой Стращалов благополучно бежал. В итоге он примкнул к лихим людям.

Не менее удивительные кульбиты совершает ещё один второстепенный персонаж — Шапошников. Это ссыльный, что жил в «Медведево», учил Прохора наукам, а потом исчез. По одной из версий следствия именно он сгорел в доме погибшей Анфисы. Но вот оказалось, что выжил, перебрался на Большой поток и теперь влачит тут своё жалкое существование, выдавая себя за брата того Шапошникова. Мистификатор. Он общается и со Стращаловым, и с Протасовым — всё это люди одних политических взглядов. На хате у Шапошникова собирается кружок социалистов, здесь решаются вопросы о проведении забастовок и прочих активных действий. Стращалов оставляет Шапошникову свой черновик обвинительной речи, в котором с фактами и аргументами доказывается, что Прохор — реальный убийца. Позже этот черновик у Шапошникова выпросит Протасов. Придёт час и Протасов предъявит бумаги Нине, желая склонить её на свою сторону. Однако Нина в эти документы не поверит.

Однажды в плен к разбойникам Ибрагима попадает и сам Прохор. Разбойники настроены кровожадно, они привязывают Прохора к двум согнутым ёлкам и намереваются разорвать его на части.

В последнюю секунду жизнь Прохору спасает Ибрагим — «потому что ещё не время». Униженный и озлобленный Прохор возвращается в «Громово», он жаждет мести. Эта жажда окончательно лишает его рассудка. Прохора преследуют видения и призраки — Анфиса, тунгусская шаманка, расстрелянные рабочие.

Село «Разбой» оправдывает своё название на все сто. В первые часы оно гостеприимно до самоуничижения. Ради барыша хозяева заманивают к себе пришлых — для уютного ночлега, сытной еды, бани и прочих удовольствий. Тихие труженики сразу направляются на баржу — с намерением провести там всё время до отбытия парохода, а вот лихие люди не могут удержаться от кутежа, пьянки и разврата. Ушлым селянам только этого и надо. К утру они напрочь обчищают вчерашних старателей, кому-то бьют рожи, кого-то увечат, кого-то конкретно мочат. Подкупленные жандармы ни во что не ввязываются — они лишь собирают трупы и сажают в кутузку тех, кто со скандалом пытается вернуть потерянные деньги. Увы, криминальные герои повествования Филька Шкворень и безносый Тузик тоже заканчивают здесь свои жизненные пути, точнее сказать, кривые дорожки.

Раскрывается тайна рождения Анфисы. Её настоящим отцом оказывается один из старцев-отшельников. Некогда он был знатным человеком, потом уехал из Питера в Сибирь и однажды соблазнил здесь насельницу раскольничьего скита. От этой греховной связи и родилась наша погибшая героиня.

Из Питера в «Громово» приезжают богатые купцы и промышленники, им удалось увести у Прохора часть предприятий и месторождений.

Протасов, на котором долгое время держался бизнес, заболел раком, отправился в Петербург, но по дороге был арестован жандармами.

Прочие инженеры тоже уходят от Громовых к новым хозяевам.

Нине не по силам бороться с конкурентами, и она уже жалеет денег, потраченных на благотворительные проекты. Теперь она смотрит на бизнес глазами мужа и оправдывает его жестокое отношение к рабочим. К тому же она беременна — у них с Прохором будет второй ребёнок, и Нина не может позволить, чтобы её дети росли нищими.

Дело, выстроенное с такими усилиями, рушится. Разрушена и личность самого Прохора. В состоянии бреда он погибает, бросившись с высокой башни, в которой некогда был его кабинет.

Это история талантливого и амбициозного человека, который начал с малого и стал самым могущественным предпринимателем Сибири. Он шёл к своей цели по чужим судьбам, но счастья на этом пути не обрёл. Он пытался победить жизнь, но жизнь победила его.

Это семейная сага о том, как бандитское прошлое дедов тяготеет над судьбами потомков.

В этом производственном романе много главных и второстепенных персонажей, много увлекательного, смешного и трагичного — картины народного быта, величавая природа, мистика, детектив, приключения, мелодрама, жуткие преступления, коррупционные схемы, тоскующие романтичные девушки, любвеобильные мошенницы, бравые трусливые офицеры, разбойники и убийцы, благочестивые старцы, политические активисты, ссыльные, рабочие с их семьями, пот и кровь, вечные ценности и проклятые вопросы — объёмное полотно — Россия на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий.

© Copyright: Аркадий Казанцев, 2017
Свидетельство о публикации №217030301679 Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении Другие произведения автора Аркадий Казанцев Аркадий, сейчас смотрю сериал, потому хочется спросить. Так кто все-таки убил Анфису — Прохор? Или отец Прохора? Или это остается до конца непроясненным умышленно? А почему ему мерещится тунгусская шаманка? Ее-то он не убивал.))

Книгу не читала, а сериал вызывает какие- то недоумения.

Здравствуйте, Галина!
Анфису убил Прохор. Синильга (легенда о ней, её колода) стала самым ярким мистическим переживанием в юности Прохора, потому и осталась с ним на всю жизнь. А уж когда он начал сходить с ума, Синильга и вовсе сделалась его постоянной «гостьей», мало того — привела за собой и других призраков.

Источник

А была ли Угрюм-река?

На первом канале состоялась премьера новой экранизации знаменитого романа Вячеслава Шишкова – «Угрюм-река». А была ли такая река на самом деле, или это река всего лишь воображение автора, попробуем разобраться в этом вопросе обратившись к первоисточнику, к самому роману.

В начале книги купец посылая сына на реку по делам торговым, объясняет рисуя путь к реке — Пётр Громов объяснял Прохору как добраться до Угрюм-реки – дорога от Медведево в Дылдино, 240 вёрст, отсюда свернёшь на Фролку – вёрст триста с гаком. Тут река Большой Поток предвидится. Отсюда перемахнёшь через волок на Угрюм-реку, в самую вершину. Там деревня Подволочная на Угрюм-реке. Дальше Пётр указал, что река большая – три тысячи вёрст. Она впала в самую огромную речищу, а та – прямо в окиян.

На реку Большой Поток путники прибыли ранней весной, в село Почуйское, там же встретили плавучую ярмарку – с ранней весны и до поздней осени плывет она на дальний север и наконец, останавливается в Якутске.

Вот нам и подсказка от автора. Якутск расположен на реке Лена, из чего мы делаем вывод, что река Большой Поток в романе – это река Лена. Если внимательно рассмотреть карту, то мы обнаружим на реке Лене – село Чечуйск Киренского района Иркутской области, название очень похоже на Почуйское, не правда ли?

Недалеко от села Чечуйска на северо-запад расположено село Подволошино, обращаемся к книге — тридцать вёрст отделяли село Почуйское от деревеньки Подволочная на Угрюм-реке. Не правда ли названия схожи? Подволошино и Подволочная. Современное село Подволошино расположено на реке Нижняя Тунгуска! Вот вам и настоящая Угрюм-река.

памятник писателю на Чуйском тракте

Если обратиться к биографии Вячеслава Шишкова, то он принимал участие в 1911 году в экспедиции по реке Нижняя Тунгуска, которая занималась промерами судоходства реки.

В самом конце августа путники наконец прибыли в Ербохомохлю – последний населенный пункт, от которого полторы тысячи вёрст до устья реки. Угрюм-река повернула от Ербохомохли на закат.

А была ли Угрюм-река?

Двигаясь по течению реки Нижняя Тунгуска на карте я попытался отыскать известное из книги поселение Ербохомохля, больше всего по названию подошло село Ербогачен Катангского района Иркутской области, единственное в своём произведении Шишков указывает, что от Ербохомохли Угрюм-река повернула на закат, т.е. на запад, а после Ербогачена река течет на север и поворачивает на запад километров через 150-200.

Конечный пункт героев романа был город Крайск, где Угрюм-река «впадает в самую огромную речищу», т.е. Нижняя Тунгуска впадает в реку Енисей, где и расположено село Туруханск Красноярского края, которое когда-то было городом.

фото с сайта kino-teatr.ru

Что касается поиска самого села, где проживали Громовы, то из романа нам известно, что торговое село Медведево стояло при реке. Из записной книжки Прохора нам известно, что первое путешествие Прохора Громова с Ибрагимом на Угрюм-реку состоялось в 1898 году. Посмотрев карты того времени я не нашел ни каких похожих сел и обратился к истории возникновения «Угрюм-реки».

фото с сайта kino-teatr.ru

Прототипом истории семьи Громовых были купцы Матонины, с предками которых писатель Вячеслав Шишков встречался в ежегодных экспедициях по Сибири, и которые проживали на территории современного посёлка Кекур Сухобузимского района Красноярского края, расположенный в 80 километрах от Красноярска.

Поселок как раз расположен рядом с трактом между Красноярском и Енисейском, где промышлял разбоем Данило Прохорыч Громов, я полагаю, что название села Медведево собирательный образ и не привязан к какому-то конкретному месту.

Источник

Сериал «Угрюм-река»: прототипы главных героев

9 марта 2021 года на Первом стартовал сериал «Угрюм-река» по одноименному роману Вячеслава Шишкова. История купеческой семьи Громовых кажется зрителям правдоподобной, а герои – не вымышленными персонажами. Кем были и чем занимались прототипы главных героев «Угрюм-реки» – в материале 24СМИ.

Прохор Громов

Автор романа Вячеслав Шишков поставил в название вымышленную реку. А прототипами главных героев «Угрюм-реки» стало несколько поколений купцов Матониных. К слову, купцы Громовы, также как Куприяновы и Груздевы, действительно жили в Сибири. Торговый дом «Громовы и сыновья» продавал пушнину, а вдова Ивана Громова с успехом приняла дела мужа и продолжила управление золотыми приисками.

На прототип Прохора Громова прочили купца-однофамильца Александра, который поставил водопроводные сооружения в Томске, а затем общественные бани. Однако деятельность Громова оказалась несоизмерима с масштабами бизнеса героя романа.

Сам Шишков был знаком с Николаем Ефимовичем Матониным, который рассказывал автору историю семьи. Собирательные образы писатель и перенес в роман под другой громкой фамилией.

Краеведы сибирских мест отыскали любопытные детали о том, что Шишкова из семи братьев Матониных заинтересовал только Аверьян Косьмич Матонин. Это его отцу Косьме дед Петр Григорьевич и рассказал о награбленном золоте.

А позже Аверьян подарил племяннице на свадьбе кулон, в котором жених узнал драгоценность матери. Затем эта история обросла легендами, и в разных интерпретациях кулон убиенной родительницы превращался в браслет, брошь или серьги. Между тем сходство с сюжетной линией романа очевидно.

После скандала Аверьян пожертвовал деньги на строительство церкви, а семью преследовали неудачи. Наследник Аверьяна Косьмича умер в 4-хлетнем возрасте. Больше детей у Матонина не было. Аверьян и его супруга Ольга Диомидовна занимались благотворительностью, желая вымолить детей. Позже он построил пятиклассное училище в Кекуре. Но об этом Шишков умолчал.

В начале XX века семья Матониных разорилась. Ходят слухи, что портрет Аверьяна Косьмича в 20-е годы нашли школьники. Тогда изображение «кровопийцы» не представляло ценности, а потому портрет сожгли. А склеп Аверьяна Матонина разграбили еще в 1913 году, как только прошел слух, что вместе с промышленником закопали золотой кортик. Могилу разорили, а надгробную плиту позже использовали для строительства свинарника.

Петр Громов

Прототипом Петра Громова, которого в сериале исполнил Александр Балуев, стал Косьма Куприянович. Ему дед перед смертью признался, что когда-то нажил золото воровством и закопал клад в землю.

Косьма Куприянович Матонин был записан в 3-ю купеческую гильдию в 15 лет. Позже приобрел 2 золотых прииска в енисейской тайге. Купец смог разбогатеть и к концу жизни уже стал относиться к первой купеческой гильдии Красноярска, а его благосостояние превышало 50 тыс. рублей.

Купцы первой гильдии могли заниматься банковским делом и международной торговлей. Кстати, и четыре сына Косьмы, среди которых и Аверьян, также вошли в эту купеческую гильдию.

Марья Громова

Кто стал прототипом Марьи Громовой – неизвестно. Между тем, согласно сюжету, Марья Громова выглядит женщиной обиженной, которая терпит побои супруга. В действительности сюжетная линия героини могла оказаться и далека от действительности.

Женщины Сибири слыли дамами крепкими, которые в обиду себя не давали. Жены могли параллельно с мужьями вести предпринимательскую деятельность, а иногда и вовсе брать инициативу в свои руки, заправлять хозяйством, приисками и торговлей.

Анфиса Козырева

Самым загадочным для поклонников сериала стал образ Анфисы Козыревой. В 1911 году Вячеслав Шишков участвовал в экспедиции по реке Нижняя Тунгуска. В 1973-м состоялась краеведческая экспедиция, повторяющая путь Шишкова. Поездку организовали, чтобы собрать материал для Дома-музея В. Я. Шишкова, который планировали открыть к 100-летию автора романа.

В дневниках писателя значится деревенька Гаженка, утопающая в черемухе. Спустя 6 десятилетий старожилы вспомнили, что в этом месте жил Степан Карелин, у которого сестру звали Анфисья Васильевна. Девка, говорят, огонь была и красоты нереальной. Но за барышней тянулась дурная слава, и поговаривали, что она все с купцами водилась. Есть версия, что именно она и стала прообразом Анфисы.

Ибрагим

Нашелся прототип и у Ибрагима-оглы. По воспоминаниям современников, им оказался житель села Преображенка. Черкес Чебар-Аллимердан-оглы был сослан в Сибирь за родовую месть. У Чебара подозревали и азербайджанские корни, за что герой и получил приставку к имени «оглы». Кавказец стриг и брил местных жителей и отличался гостеприимством.

Позже деда Чебара дети побаивались за суровый взгляд из-под бровей. Он умер в 1942 году. Села сейчас нет на карте, а потомки, которых разбросало по свету, до сих пор хранят роман как память о предке.

Нина Куприянова

Прототипы главных героев «Угрюм-реки» не всегда были собирательными образами. Так, Нина Куприянова списана с внучки Михаила, родного брата Аверьяна Косьмича. Хотя по сюжету фильма есть отличие, и прогрессивную купеческую дочь с приданным Нину сделали супругой Прохора.

Вера Арсеньевна Баландина была выпускницей Бестужевских женских курсов. Ей посчастливилось слушать лекции в Сорбонне. В конце XIX столетия женщина получила степень магистра естественных наук.

Баландина известна благотворительной деятельностью. На собственные деньги Вера Арсеньевна организовала стипендию слушательницам Бестужевских курсов, открыла столовую для бедных, первые ясли в Енисейской губернии. А в 1911 году Баландина вложила в строительство Ачинско-Минусинской железной дороги 35 млн рублей.

Нина Куприянова по сюжету сериала – барышня прогрессивных взглядов. Однако к финалу дама превращается в расчетливую и жесткую предпринимательницу, что тоже в духе того времени.

Данила Громов

Прототипом Данилы Громова был Петр Матонин, который нажил стартовый капитал для внука грабежом и разбоем. Раньше считалось, что нечестные деньги должны пролежать в земле три поколения. И лишь к четвертому – золото «очистится», и им можно воспользоваться. Считается, что клад не успел «отмыться» и внук Косьма рано его откопал. Потому семью Матониных и преследовали беды.

Синильга

О шаманке Синильге Шишкову рассказали проводники экспедиции. Имя одного из них – Константина Алексеевича Фаркова – автор оставил в романе и менять не стал. По легенде Синильга – это девушка, за которой шли в тайгу и не возвращались. В переводе имя означает «снег».

Прототипы главных героев «Угрюм-реки» нередко были реальными людьми, которые дали повод для слухов и легенд. Есть также версия, что Синильга – это собирательный образ жен братьев Матониных, которые впервые переехали в Красноярский острог в конце XVII века.

Братья женились на дочерях аринского князька, чей народ обитал по среднему течению Енисея. По своей социальной организации и быту эта народность не отличалась от других кочующих племен, что, возможно, и дало повод для слухов и легенд.

Источник