Меню

Туман над рекой в живописи



Разноцветные туманы и Темза Клода Моне

Клод Моне приезжал в Лондон несколько раз между 1899 и 1901 годом. Он останавливался в гостинице «Савой» и писал из окна номера виды на Темзу: с мостом Чаринг-Кросс и мостом Ватерлоо . После обеда он собирал краски и холсты — и отправлялся в больницу Сент-Томас, с террасы которой открывался вид на здание Парламента.

Мост Ватерлоо, пасмурная погода. Клод Моне, 1903

В Лондоне Моне больше всего интересует, конечно, туман и эти особые цветовые эффекты, которые он создает при разном освещении. Туман здесь никогда не бывает одинаковым, он то зеленый, то фиолетовый, то розовый, то голубоватый. «Погода меняется постоянно из-за облаков и сильного ветра… Эти эффекты превосходны, но они длятся не более 5 минут, и это сводит меня с ума. Нет более неподходящей для художника страны, чем эта», — пишет Моне жене Алисе. В 1901 году сырая лондонская погода на три недели свалила Моне в постель с лихорадкой и плевритом. Из двух месяцев, проведенных в столице Великобритании в этот раз, он ничего не мог писать добрую половину времени.

По отработанной и привычной системе, Моне начинает лондонскую серию с нескольких холстов для разного времени дня. Но с каждым днем их становится больше — и вот уже у него в работе больше 60 полотен, которые он даже не рассчитывает закончить. Художник надеется хотя бы несколько состояний этого города довести до конца — и не закончит ни одного. Дома Моне увлечен водными лилиями , он пишет их каждый день — и работа над лондонским циклом затягивается.

Водяные лилии. Клод Моне, 1903

О лондонских видах искусствоведы много спорили: не написал ли Моне несколько из них или даже большую часть уже дома, в Живерни, по памяти. Потому что пройдет еще 3 года, прежде чем он посчитает цикл завершенным и позволит арт-дилеру Полю Дюран-Рюэлю на него взглянуть. Моне больше 60 лет, он уже знаменитый и признанный художник, его новых работ ждут коллекционеры по обе стороны океана. На настойчивые просьбы дилера прислать хотя бы несколько он отвечает: «Я не могу отправить вам ни одного полотна из Лондона. Мне просто необходимо, чтобы все они были рядом. Я дорабатываю их все вместе».

Ученые Британского королевского общества изучили даты, проставленные на тех письмах Моне к жене, где он говорит о наблюдениях за солнцем. Потом вычислили три возможные точки на террасе больницы Сент-Томас, где мог работать художник. И сопоставили эти координаты с движением солнца в Лондоне в это время года относительно шпилей Парламента. Оказалось, что Моне абсолютно точно передал то, что происходит в небе Лондона. Те же исследователи утверждают, что картины Моне могут стать материалом для нового проекта: по ним можно с большой долей вероятности изучить природу загрязнений, которые создавали туман над британской столицей в конце XIX века.

В 1904 году откроется выставка в галерее Поля Дюран-Рюэля, посвященная изматывающему лондонскому пленэру Моне, растянувшемуся на несколько лет. На выставке окажутся 37 работ — и большинство из них тут же выкупят американские коллекционеры. Сегодня на Лондонский парламент с чайками можно посмотреть в Пушкинском музее в Москве и в Музее искусств Принстонского университета в Нью-Джерси.

Источник

За тонкой вуалью тумана

Как же я люблю этот мистический покой осеннего туманного утра.

Всегда немного грустно, когда наступает осень. Но вместе с ней приходят эти промёрзшие и свежие туманные утра, когда все вокруг как бы умолкает и затаивает дыхание.

А ты сидишь, закутавшись в плед, и просто смотришь в окно, завороженная красотой тишины. И невозможно не любить такую осень.

В этом посте собраны фотографии, от которых так и веет холодком, свежестью и бесконечным покоем. Так что устраивайся поудобнее, захватив чашку горячего чая.

Туманные Альпы. Швейцария.

дым

Туманом землю всю укрыло,

Тем, что ни тронь и ни отвесь.

Меж двух стихий он середина,

Воды и воздуха он смесь.

С сайта http://www.inpearls.ru/

Туман миров

дым

Туман, Туман — это красиво,

Природой созданное диво

Молочной стелется рекой.

Ты прикоснись к нему рукой

Иль зачерпни той влаги горсть,

Блуждающий в Тумане гость. /с/

Туманное чудо

дым

Туман ведь может быть стеной,

Укрывшей горные вершины

Какие дивные картины. /с/

Скалистые туманы

дым

Наша жизнь — как туман над рекой: река несет воды, незаметно сливаясь с туманом; за ними — противоположный берег, которого не видно, но он точно есть.

С сайта http://www.inpearls.ru/

Дорога в туманную бесконечность

дым

Люблю я сказочный Туман

Как будто странный караван

В прозрачной дымке, чуть дыша,

Слегка качаясь, не спеша

Плывет в пространстве между гор,

Минуя зубчатый забор,

Что строят горные вершины,

Зовя Туман в свои долины /с/

Читайте также:  Река быковка в пермском крае

Туман в утренних горах

дым

Туман укутал пелериной

Дворы, проспекты и дома.

Я заворожен был картиной,

Смотрел на город из окна:

Терялись в пелене фасады.

Надели нимбы фонари.

Заборы скрылись и ограды

Исчезли в дымке до зари.

Накинул город покрывало,

Всю гамму звуков приглуша.

Авто катиться стали вяло,

Колёсами едва шурша.

С сайта http://www.inpearls.ru/

Туманный мегаполис

дым

Я хочу заблудиться в тумане:

В диком поле, от всех вдалеке.

Без единой монеты в кармане,

Со стихами в озябшей руке. /с/

Туманная опушка .

дым

Снова синий, в глазах, туман,

Нереально всё, и расплывчато,

Ты летал, всё сплошной обман,

Да и счастье лишь половинчато…

/С сайта http://www.inpearls.ru/

Заколдованный туманный замок

дым

Дорога цветов. Разбитой надеждой проложена,

Она не изведана. Она вся исхожена.

И что впереди? Всё скрыто словами туманами,

Они будут сказаны. Они будут самыми-самыми!

С сайта http://www.inpearls.ru/

Яркие туманы

дым

Туманный мост. Будапешт. Венгрия

дым

Туманные холмы. Болгария

дым

… нам нравится тонуть в тумане слов…

им верить хочется… но это дело случая…

Порой, так нужно не пустить себя в любовь…

С сайта http://www.inpearls.ru/

Дорога в туман. Пешеходный мост. Норидж. Великобритания.

дым

Как здорово выйти на улицу рано-рано утром. Вдохнуть свежего воздуха и неожиданно ощутить себя в тумане… Это так странно и приятно одновременно…

На минуту есть иллюзия, что ты потерялся во времени. Нет ничего, что тебя обременяет, может остановить … Обязывает… И можно набрать побольше воздуха и … побежать куда глаза глядят! Всё равно ведь ничего не видно! Туман…

Мы все ищем свой туман… И когда — не находим, то как-то не уютно, плохо, некомфортно.А в тумане — здорово… Можно не только подумать о вечном, но и увидеть свет в конце «туманности». И понестись туда сломя голову! В этом, наверное, счастье…

/С сайта http://www.inpearls.ru/

Туманные травы. Карпаты

дым

Скалы в туманной дымке

дым

Млечные туманы

дым

Скоро рассвет, туман,

Утро укроет обман,

Боже! Как всё не зря!

С сайта http://www.inpearls.ru/

Туманы в Орегоне

дым

Осень в белые туманы

Сад хоронит по утрам.

Ни дорожек, ни поляны —

Ничего не видно нам.

Но лишь солнце острым, светлым

Первым выстрелит лучом —

Осень к речке, к старым ветлам

И туман снимает белый —

Полотно за полотном /с/

Солнечный туман

дым

Экзотичные туманы

дым

Туманный рассвет. Боржава. Карпаты. Украина

дым

Туман над тихою рекой

Рисует разные картины…

То изгибается змеёй,

Дугою поднимая спину,

То прядями седых волос

Пытливый чей-то взгляд припрячет,

Собою закрывая плёс,

Все берега переиначит…

И первым солнечным лучам

Сияньем мягким так ответит,

Что понимаешь, Мир — ты Сам,.

Опять родившийся с рассветом…

С сайта http://www.inpearls.ru/

Туманная река

дым

Туман седой идёт неспешно,

О чём-то шепчет с утренней росой…

Он уже слышит как смеётся солнце,

Спешащее забрать его с собой…

/С сайта http://www.inpearls.ru/

Лучистый туман. Карпаты

дым

Мне образ твой, туман нарисовал

Осевший ранним утром на воде.

Запомнившийся жарким летом, где…

На глади озера он танец танцевал.

/С сайта http://www.inpearls.ru/

Лодка в утреннем тумане

дым

Горные туманы. Крым

дым

Прошу вас, не ворчите на туман,

Довольно быстро он растает,

Поверьте это не обман,

Господь нас в облаках купает. /с/

Вечерняя дымка. Карлов мост. Прага

дым

Когда туман к воде сползает постепенно,

И облака сидят на креслах площадей,

Я в городе сыром завидую Гогену –

Нездешности его деревьев и людей. /с/

Туманное озеро

дым

Средь многих призрачных дорог,

Ведущих к тленности извечной,

Шагаю я за горизонт,

К туману, что сияет безупречно!

/С сайта http://www.inpearls.ru/

Таинственный туманный поворот. Трансильвания. Румыния

дым

Жемчужные сети тумана

Укутали сказочный лес.

В белесые сети обмана

Попался он, словно исчез.

И тишина растворится

В густой, колдовской пелене.

Умолкнут, притихнут все птицы

В пугающей глубине.

Не слышно ни ветра дыханья,

Ни плеска сокрытой реки.

И только тумана касанье,

Прохладной и влажной руки…

С сайта http://www.inpearls.ru/

Туманный островок

дым

Затерянный туманный мир. Шри-Ланка

дым

Туманные ели

дым

По кругу блуждали и по спирали,

Друг-друга пути наши пересекали,

Но путников прочих мы редко встречали

И взглядом в тумане — не провожали

/С сайта http://www.inpearls.ru/

Вечно туманный Лондон

дым

Туманный закат

дым

Причудливые туманы

дым

Сан-Марино в утреннем тумане

дым

дым

дым

дым

Туманный замок, парящий в небе Сан-Марино

дым

Млечною мягкостью манит туман.

Может, он — правда, а может — обман.

Мнится, мерещится в мареве том

Масляный месяц, мерцающий дом.

Медленно в море тумана иду.

Может, до месяца я добреду?

Может быть, если не сбиться с пути,

Можно до сказки в тумане дойти? /с/

Neuschwanstein замок, окутанный туманной дымкой. Бавария, Германия

дым

Туманная причудливая сказка. Каньон. Каменец-Подольский. Украина

дым

Старинные часы в туманной дымке. Ратуша. Каменец-Подольский. Украина

дым

Туманный замок. Каменец-Подольский. Украина

дым

Замковый мост в туманной сказке. Каменец-Подольский. Украина

дым

Туман веков над древним градом. Каменец-Подольский. Украина

дым

Я слышу дыхание осени

Читайте также:  Тот же катер плывущий по реке

Деревья с пурпурною проседью

Ласками ветра изнежены.

Кленами пахнут улицы,

Дождем и сырыми туманами,

И небо печально хмурится,

Светясь облаками рваными. /с/

Источник

Туман над рекой

Валерий Олейник . Сначала заалела верхушка сосен, появилось красное пятно, начинавшее расти и увеличиваться в размерах, оно разрывало темноту неба, силуэт сосен продолжал оставаться темным, почти чёрным, как и весь ландшафт вокруг, наконец река отразила нарастающее световое пятно, хотя зеркало воды было покрыто слоем легкого тумана.

Этот туман стелился по воде, выходя на берег, из него проявился силуэт кустов.
Темная часть неба стремительно сокращалась, алое пятно окружила голубизна высокого неба.
Ожидание затянулось, прохлада раннего утра давала о себе знать, Денис начал замерзать и надел куртку.

Когда солнце стало подниматься выше, на небе сверкнули первые лучи, сразу стала видна вся панорама окружающего мира . Художник заворожённо следил за происходящим, затем взял тонкую кисть , сделав набросок .

В его картинную плоскость вошёл передний план плеса, прибрежные кусты, речка уходящая в перспективу, стена леса на заднем плане.

Но река, покрытая туманом, мягко размывалась неясными очертаниями. Денис понимал, что передать динамику смены цветовых отношений в каждую последующую минуту будет невозможно, он должен ждать и запоминать именно тот момент утренней зорьки, когда молочно-серый колорит картины начнёт меняться дополнительными цветами, а туман на реке станет нагреваться и нехотя уходить, цепляясь холодными нижними слоями за землю, воду и кусты.

Солнце стало подниматься выше.
«Вот она, настоящая утренняя заря», — подумал художник, в дополнение к его мыслям солнце снизу выпустило свои лучи, уперев их в редкие облака, которые тут же покраснели снизу, оставив темно- фиолетовые бока.

На воде , траве, кустах и кроне деревьев появились блики, оживившие весь природный ландшафт.
«Это настоящее чудо природы, мир оживает от сна», — Денис взял широкую кисть и начал делать на палитре общий цветовой замес.

Писать приходилось лихорадочно быстро, удерживая в себе первое впечатление от состояния природы, которое стремительно менялось.
Солнце поднялось над деревьями, его лучи начали пригревать землю, появились первые испарения влаги, туман начал клубиться, отрываться от воды, ветра не было, и это давало возможность наслаждаться моментом.

Несколько уток выплыли из тумана, создавая рябь на воде.
Мир оживал на глазах, нагретый солнцем воздух поднимался, увлекая новые воздушные потоки, подул легкий ветерок, очищая зеркало реки.

Последние остатки тумана пытались спрятаться ближе к противоположному берегу, под соснами, но ветер их и там достал, теперь вся река освободилась, возникли холодные тени от тёплых лучей солнца.
Мир стал другим.

Он не стал хуже или лучше, он стал другим, и в каждом мгновении прекрасен.
Денис продолжал писать это состояние, момент, который художник зафиксировал в своей памяти.

«Слишком большой холст я взял для работы, — пожалел Антонов. — придется дома дописывать, ещё полчаса — и надо заканчивать».

Время прошло, композиция была готова, осталось моделировать детали, но общий колорит был взят правильно. Денис по опыту знал: оценку его работе даст время, он сам потом увидит слабые места , устранит их, но чем ценен этюд — это тем, что сохраняет ощущения восторга художника состоянием природы, чувствами, испытываемыми во время работы над этюдом.

Отойдя на несколько шагов, Денис внимательно всматривался в холст, художнику показался излишним розовый цвет, возникший на верхушках деревьев. «Работа подсохнет, цвет может просесть, надо оставить как есть, потом исправлю».

Валерий Олейник
Фрагмент романа «Подкова на счастье» Третья глава «Туман над рекой»
http://www.proza.ru/2018/10/20/1004

С праздником Вас, добра, света и любви Вам и Вашим близким.

Источник

10 неизвестных: «пленительная песнь о русской природе» Исаака Левитана

По понедельникам большинство московских музеев не работают, но это не значит, что у публики нет возможности приобщиться к прекрасному. Специально для первого дня недели редакция сетевого издания m24.ru запустила новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства, объединенными одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

Исаак Левитан, Автопортрет, 1880

30 августа исполнилось 156 лет со дня рождения великого русского художника Исаака Левитана, несомненно, главного певца русской природы, одного из самых значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.

Исаак Левитан «Деревянная часовня в Плесе»

Своей всемирной известностью крошечный город Плес в Ивановской области обязан художнику, чья кисть создала уникальный образ скромной русской природы. Многократно Исаак Левитан изображал правый берег Волги на своих картинах, и каждый раз осень, весна, зима и лето выглядели у него по-разному: то облака заслоняли солнце, и воздух наполнялся предгрозовой влагой, то первая трава пробивалась через грязные весенние проталины или прижималась к земле от порывов северного осеннего ветра. Художник улавливал именно такие уникальные мгновение и состояния природы, поэтому никогда не повторялся, даже изображая один и тот же мотив.

Читайте также:  Реки северной америки список по океанам

Исаак Левитан «Поздняя осень. Усадьба»

Корней Чуковский называл Левитана «царем чародеев», которые «умели сказать каждой травке, каждому листику: «Служи моему чувству, будь вещественным сгустком этого чувства, всецело перейди в него, прекратив самостоятельное свое существование, а я награжу тебя бессмертным отблеском вечной красоты». Осень для художника была бесконечным источником вдохновения: он создал сотни желто-золотых, кроваво-красных и пасмурно-серых пейзажей и тысячи эскизов, этюдов и рисунков. Усадьба, изображенная на этой картине находится в Тверской области, недалеко от деревеньки Островно. В конце XIX века она принадлежала тайному советнику Турчанинову, другу Левитана, у которого художник жил некоторое время.

Исаак Левитан «Весна. Яблони цветут»

Буйство красок весеннего цветения пленило Левитана не меньше, чем пасмурная сдержанность осени. «Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже,» – писал Игорь Иммануилович Грабарь. Сделав природу своей главной любовью, Левитан вобрал в себя все лучшие и самые яркие черты пейзажей Серова и Коровина, Перова и Саврасова, Поленова и Венецианова, а чтобы познакомиться с исследованиями об иностранных пейзажистах, художник специально выучил французский язык.

Исаак Левитан «Лето. Солнечный день»

Левитан одним из первых в русской живописи научился изображать солнечный свет так, как это делали французские художники-импрессионисты. Сергей Маковский вспоминал, что «именно Левитан первый подсмотрел у французов секреты их живописных приемов», но на самом деле были еще Серов и Коровин, которые также очень близко воспроизводили особенности живописи Клода Моне и Эдгара Дега.

Исаак Левитан «Сумерки. На даче»

В конце 1890 годов Левитан стал все больше изображать «сумеречные мотивы» – ночные пейзажи, лунные сумерки, спящие деревни. Причиной тому было ухудшение физического состояния художника: он часто плохо себя чувствовал, перенес тиф, давали о себе знать симптомы сердечных болезней. Тем не менее он продолжал работать. В его работах не чувствуется обреченности и безысходности: в сумерках он находит удивительные свето-теневые нюансы, мгновения, когда день переходит в ночь, а воздух наполняется вечерней прохладой.

Исаак Левитан «Избы. После захода солнца»

И все же некоторые пейзажи у Левитана получались надрывными, проникнутыми страстной жаждой уходящей жизни. «Мне страшно хочется жить, хочется, чтобы жизнь наша была свята, высока и торжественна, как свод небесный, – писал он. – Вы, я – умрем. Это в порядке вещей. Но жаль, что мы уже этого не увидим».

Исаак Левитан «Крепость в Финляндии»

Финляндия произвела на Левитана крайне удручающее впечатление. Ему казалось, что кроме серого цвета вокруг не было совершенно ничего. В этой поездке он создал несколько эскизов, в том числе для картины «Крепость в Финляндии», где изобразил средневековую крепость города Савонлинна, стоящую на высоком берегу Сайменских озер.

Исаак Левитан «Туман над водою»

Левитан был предельно поэтичен: к каждому пейзажу можно найти строки в русской литературе, которые отражали бы его настроение и состояние природы, запечатленной на холсте. Например, у Антона Чехова в рассказе «Человек в футляре» есть такое описание: «Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своем покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и все благополучно».

Исаак Левитан «Весна в Италии»

Не только русская природа восхищала художника: много путешествуя, он изображал и северные пейзажи Финляндии, и южные красоты Италии. Они совершенно непохожи на изображения русских просторов и деревень, оттого и не выдают манеры художника: манеру Левитана в этих розовых итальянских видах узнать практически невозможно.

Исаак Левитан «Сумерки. Замок»

Это одна из самых показательных картин позднего периода, когда здоровье Левитана становилось все хуже и хуже. Весной 1900 года, вернувшись из Парижа, художник простудился на даче в Химках. Так и не оправившись от болезни, Левитан скончался 22 июля, не дожив до своего сорокалетия всего 26 дней. Его похоронили на старом еврейском кладбище, вблизи Дорогомиловского, а 22 апреля 1941 года его прах перенесли на Новодевичье кладбище, где могила оказалась рядом с погребениями его друзей Чехова и Нестерова.

Источник