Меню

Туман легким прозрачно светлым дымком поднимается с поверхности озера



Константин Паустовский — Язык и природа: Рассказ

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.

Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.

Но вернемся к дождям.

С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями — все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.

Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково — дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает».

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться.

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы — липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.

Все это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой:

— Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мертвой природе. Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит. Вы просто фантазер!

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.

Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

Недавно в деревне один маленький мальчик пришел во время грозы ко мне в комнату и, глядя на меня большими от восторга глазами, сказал:

— Пойдем смотреть грома!

Он был прав, сказав это слово во множественном числе: гроза была обложная, и гремело сразу со всех сторон.

Мальчик сказал «смотреть грома», и я вспомнил слова из «Божественной комедии» Данте о том, что «солнца луч умолк». И тут и там было смещение понятий Но оно придавало резкую выразительность слову.

Я уже упоминал о зарнице.

Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверие, что зарницы «зарят хлеб», — освещают его по ночам — и от этого хлеб наливается быстрее.

Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» — одно из прекраснейших слов русского языка.

Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. «Развидняет», как говорят об этой поре суток в народе.

В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода.

В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.

Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.

Осенние зори иные — хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться — все равно не отогреешь озябшую землю и не вернешь убывающий солнечный свет.

Все никнет, только человек не сдается. С рассвета уже горят печи в избах, дым мотается над селами и стелется по земле. А потом, глядишь, и ранний дождь забарабанил по запотевшим стеклам.

Читайте также:  Когда образовалось озеро балхаш

Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия — закат солнца и вечернюю зарю.

Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок — от червонного золота до бирюзы — и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь.

Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звезды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.

Северные белые ночи, летние ночи Ленинграда — это непрерывная вечерняя заря или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней.

Никто не сказал об этом с такой поразительной точностью, как Пушкин:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате своей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская мглу ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

Эти строки — не только вершины поэзии. В них не только точность, душевная ясность и тишина. В них еще все волшебство русской речи.

Если бы можно было представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез бы самый русский язык, а остались от него только эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих стихах Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи.

Тот народ, который создал такой язык, — поистине великий и счастливый народ.

Источник

Мониторинги
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Матушкина Татьяна Ивановна

МКОУ СОШ №2

Учитель русского языка и литературы

Матушкина Татьяна Ивановна

Педагогический стаж 28 лет

Стаж работы в МКОУ СОШ №2 1год

Скачать:

Вложение Размер
monitoringi_i_rezultaty.docx 40.47 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

Матушкина Татьяна Ивановна

Педагогический стаж 28 лет

Стаж работы в МКОУ СОШ №2- 1год

Тренировочные упражнения по теме «Комплексный анализ текста»

(использовать данный материал можно в 5-7 классах)

(1)Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. (2)Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой. (3)Глубок зимний сон природы, но идет жизнь под сугробом. (4)Попробуй разгреби в лесу снег до земли. (5)На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. (6)Все еще зеленеют здесь круглые листья грушанки, вереска. (7)Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. (8)На лесной поляне вьется след лисицы. (9)Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк. (10)Парочки следов испятнали снег. (11)Это пробежала куница, хищница искала белок. (12)Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. (13)Хорош лес в зимнем уборе!
А1. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Зимний лес очень красив.

2) Зимой жизнь в лесу замирает.

3) По снегу можно узнать о событиях зимнего леса.

4) Снег украшает деревья в лесу.

А2. Какой тип речи представлен в тексте?
А3. Укажите предложение, в котором используются антонимы

1) 2 2) 3 3) 5 4) 1
А4. Среди предложений 1- 4 найдите сложное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.
А5. Среди предложений 7-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения

С1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Мое любимое время года» или сочинение-описание по аналогии «Осенний лес» («Весенний лес», «Летом в лесу»).

(1)Сколько цветных корабликов на пруду! (2)Желтые, красные, золотые кораблики прилетели сюда по воздуху. (3)Они плавно падают на воду и сразу плывут с поднятыми парусами.

(4)Большой еще запас таких корабликов на деревьях, которые разноцветной стеной окружают пруд. (5)Раньше других спешат в свое первое и последнее путешествие кленовые листья. (6)Это самые парусистые кораблики! (7)А какие они нарядные! (8)Небо чистое. (9)Вот показались ласточки, покружились и улетели в далекие края, где нет зимних вьюг и метелей.(10) Счастливого пути, ласточки! (11)Ярко светит солнце. (12)Шелестит ветерок листьями, подгоняет цветные кораблики на пруду.

А1. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Осенние листья, падающие в воду, напоминают кораблики.

2) Люди пускают листья, как кораблики, в воду.

3) Еще много необлетевших листьев на деревьях.

4) Первым облетает клен.

А2. Какой тип речи представлен в тексте?
А3. Укажите предложение, в котором используются синонимы
1) 3 2) 5 3) 9 4) 12
А4. Среди предложений 8- 12 найдите сложное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.
А5. Среди предложений 1-4 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения

С1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Мое любимое время года» или сочинение-описание по аналогии «Весенняя картинка» («Зимняя картинка», «Летняя картинка»).

  1. 2
  2. 2
  3. 4
  4. 3
  5. 8
  1. 2
  2. 2
  3. 3
  4. 9
  5. 3

Определите название произведения и автора.

1. «…Конец зиме, пропели петухи,

Весна — Красна спускается на землю,

Полночный час настал, сторожку Леший

Отсторожил, — ныряй в дупло и спи. »

2. «При первом удобном случае начал читать я арабские сказки, надолго овладевшие моим горячим воображением. Все сказки мне нравились; я не знал, которой отдать преимущество. »

3. «Ни облачка на туманном белоснежном небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах…Жесткий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жег все живое. Но человек улаживается с яростью стихий; русский мужик не боится мороза… Небольшой обоз тянулся по узенькой, как ход крестьянских саней, проселочной дороге…»

4. «Сегодня мне исполнилось десять лет… Маменька хочет, чтобы я с сего же дня начала писать то, что она называет журналом, то есть она хочет, чтоб я записывала каждый день все, что со мной случается…»

5. «…Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней, за гуртовщиков. Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун…Я сказал мальчишкам, что заблудился, и подсел к ним…»

6. «…Алеша никогда не мог безучастно проходить мимо ребятишек, в Москве тоже это было с ним, и хоть он больше всего любил трехлетних детей или около того, но и школьники лет десяти, одиннадцати ему очень нравились… Проходя, он взглянул в их румяные, оживленные личики и вдруг увидел, что у всех мальчиков было в руках по камню…»

7. « В самом деле, ураган подхватил воздушный шар, подбросил его, как мяч, на вершину смерча и, завертев вместе со столбом воздуха, помчал со скоростью девяносто миль в час; шар волчком вращался вокруг собственной оси, как будто попал в некий воздушный мальстрим…»

8. «Всю ночь бушевала буря, но ничего особенного не случилось. Однако, когда на следующее утро семья сошла к завтраку, все снова увидели на полу ужасное кровавое пятно…»

9. «…В слонов лучше всего стрелять разрывными пулями…»

10. «…Чудовище, каких мало. У него четыре руки и четыре ноги. Здорово бегает! Глаза косые. Неприятная личность. Жуткое существо. ..»

11. « …Он крепко пожал мне руку и ушел. Я посидел еще немного, пока на меня не начали оглядываться потные соседи…и впервые узнал, что жалость оставляет в душе горький осадок…»

12. «Детство верит, что все будет вечно: и мама, и солнце, и мир, и любимая учительница…»

  1. Александр Николаевич Островский «Снегурочка»
  2. Сергей Тимофеевич Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
  3. Сергей Тимофеевич Аксаков «Буран»
  4. Владимир Федорович Одоевский «Отрывки из журнала Маши»
  5. Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг»
  6. Федор Михайлович Достоевский «Мальчики»
  7. Жюль Верн «Таинственный остров»
  8. Оскар Уайльд «Кентервильское привидение»
  9. Аркадий Тимофеевич Аверченко «Смерть африканского охотника»
  10. Александр Степанович Грин «Гнев отца»
  11. Константин Георгиевич Паустовский «Гардемарин»
  12. Фазиль Абдулович Искандер «Детство Чика»

Тест для 6 класса.

А1.Укажите предложение, в котором прилагательное употреблено в форме простой превосходной степени

А) Самый красивый вид на город открывается с горы.

Б) С горы открывался красивейший вид на город.

В) С горы открывался очень красивый вид на город.

А 2. Укажите ряд, в котором все прилагательные являются относительными

А) деревянная, мрачная, желтая

Б) красивая, золотая, кожаная

В) здешний, вчерашний, городской

А 3. Укажите предложение, в котором прилагательное соответствует следующей характеристике: качественное, употреблено в предложном падеже, в единственном числе, в мужском роде.

А) В тихом омуте черти водятся.

Б) В кожаном портфеле лежали документы.

В) Около нового дома выросли деревья.

А 4. Укажите способ образования слова доверчивый

А 5. Укажите слова, которые пишутся через дефис

А 6. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Н

А) конституцио..ый, ветря..ой, мужестве..ый

Б) чувстве..ый, деревя..ый, платя..ой

В) комари..ый, гости..ая, ястреби..ый

А 7. Укажите, в каких случаях НЕ с прилагательными пишется слитно

А Он совершил (не)благовидный поступок.

Б Произошло (не)вероятное событие.

В Он был (не)вежлив, а груб.

Г. Рассказ был вовсе (не)интересный.

А 8. Укажите слово, которое не является именем числительным

А 9. Укажите собирательное числительное

Б) шестьдесят второй

А 10. Найдите ошибку в написании имени числительного в творительном падеже

А) восемью яблоками

Б) восьмью яблоками

В) восьми яблоками

А 11. В предложении

Двое учеников стояли у доски.

А) собирательное в И. п.

Б) порядковое в И. п.

В) собирательное в В.п.

А 12. Каким членом предложения являются местоимения в предложении

К ней все относились с большим уважением.

А 13. Укажите ряд, в котором все местоимения неопределенные

А) чей-нибудь, никто, самый, наш

Б) себя, таков, какой-либо, кое-чей

В) сколько-то, несколько, чей-то, кто-либо

А 14. Укажите предложение с грамматической ошибкой

А) Вы удивлены, Ирина?

Б) О чем Вы мечтал, Виктор.

В) Вы пойдете с нами, Александр?

А 15. В каком ряду все слова – наречия

А) вдвоем, дважды, двое, вдвое

Б) вверх, вниз, верх, низко

В) босиком, давно, чудесно, навыпуск

А 16.Определите разряд наречия сгоряча

В) меры и степени

А 17. Укажите ряд наречий, каждое из которых образует степени сравнения

А) смело, светло, насухо, по-осеннему

Б) редко, сладко, нарочно, задолго

В) внимательно, искренне, удивительно, узко

А 18. В каком варианте наречие пишется через дефис

А) он в..правду честен

Б) говорить по..корейски

В) действовать в..тайне

А 19. В каком варианте наречие пишется раздельно

В) не победить в..одиночку

А 20. В каком слове пишется О

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Туман легким прозрачно-светлым дымком поднимается с поверхности озера. (2)Он колышется и образует причудливые изгибы. (З)Будто в медленном танце движутся на зеркале озера не цветы, а нимфы.

(4)В древнегреческой мифологии водяная лилия была символом красоты и красноречия. (5)В средневековый период верили, что семь лилий на щите или знамени делают рыцаря непобедимым. (6)По легенде североамериканских индейцев, кувшинка появилась из упавших в черную воду искр Полярной звезды. (7)У славян кувшинка считалась русалочьим, колдуньим цветком, одолень-травой против нечистой силы. (8)Необычный жёлто-белый цветок с пятнистым, как змеиный хвост, корневищем народная фантазия превратила в русалку — прекрасную и несчастную девушку с рыбьим хвостом. (9)Подумайте, как много небезынтересного в самом простом растении.

В 1. Какой тип речи используется в предложениях 7-8.

В 2. В каком предложении наиболее полно раскрывается основная мысль текста?

В 3. Кто называл кувшинку одолень – травой?

  1. Древние греки
  2. Средневековые рыцари
  3. Североамериканские индейцы
  4. Славяне

В 4. Выпишите из предложений 8-9 слово с чередующейся гласной в корне.

В 5. Подберите синоним к слову ЧЕРНАЯ (предложение 6).

В 6. Из предложения 8 выпишите его грамматическую основу.

В 7. Найдите среди предложений 1-4 предложение, в котором нет однородных членов. Напишите его номер.

В 8. Найдите среди предложений 5-8 сложное. Напишите его номер.

Источник

ОДОЛЕНЬ-ТРАВА. ПО Н.ВЕРЗИЛИНУ.

Здравствуйте, уважаемые посетители!

НА ЭТИХ СТРАНИЦАХ ВЫ НАЙДЕТЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ

  • ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПОЛУГОТОВЫЕ И ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ И ТЕКСТЫ ПО ТЕМАМ. ТЕКСТЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК АРГУМЕНТ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
  • ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: АРГУМЕНТЫ ПО ТЕМАМ И ТЕКСТЫ ПО ТЕМАМ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК АРГУМЕНТ ДЛЯ ЭССЕ
  • по истории: личности, исторические факты и примеры, которые помогут написать сочинение

Полуготовые сочинения доступны на сервере Plati.ru по чисто символической цене – 30 руб. за одно полуготовое сочинение

Авторские сочинения ЕГЭ и Аргументы к сочинению вы найдете здесь

ТЕКСТ КАК АРГУМЕНТ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ЕГЭ

Чтобы развить навыки аргументирования темы сочинения, СОВЕТУЕМ

  • прочитать текст, в котором выделены опорные слова и словосочетания.
  • используя опорные слова и словосочетания, расположенные после текста под знаком ***, пересказать текст.

Такой интерпретированный Вами текст можно использовать в качестве аргумента для сочинения на ЕГЭ.

ОДОЛЕНЬ-ТРАВА. ПО Н.ВЕРЗИЛИНУ.

Туман лёгким прозрачно-светлым дымком поднимается с поверхности озера. Он колышется и образует причудливые изгибы. Будто в медленном танце движутся на зеркале озера не цветы, а нимфы.

В древнегреческой мифологии водяная лилия была символом красоты и красноречия. В средневековый период верили, что семь лилий на щите или знамени делают рыцаря непобедимым. По легенде североамериканских индейцев, кувшинка появилась из упавших в чёрную воду искр Полярной звезды.

У славян кувшинка считалась русалочьим, колдуньим цветком, одолень-травой против нечистой силы. Необычный жёлто-белый цветок с пятнистым, как змеиный хвост, корневищем народная фантазия превратила в русалку – прекрасную и несчастную девушку с рыбьим хвостом. Подумайте, как много небезынтересного в самом простом растении.

древнегреческой мифологии водяная лилия была символом красоты и красноречия средневековый семь лилий непобедимым по легенде североамериканских индейцев кувшинка появилась из упавших в чёрную воду искр Полярной звезды

славян кувшинка одолень-травой против нечистой силы необычный цветок как змеиный хвост корневищем народная фантазия превратила в русалку много небезынтересного

Верзи́лин Николай Михайлович (1903-1984) – писатель-натуралист, педагог.

Автор различных учебных программ, методических разработок:

Агробиологический участок средней школы

Опыт с растениями в живом уголке

Внеклассная работа по ботанике

Методика работы с учащимися на школьном участке

Как сделать гербарий

Для школьников 5-6 классов – учебник ботаники; для 9-10 классов – учебник по биологии.

В своих книгах рассказывал о значении растений в жизни человека, сообщал интересные факты из истории, географии, археологии.

Лечебница в лесу

По следам Робинзона

Как сделать гербарий

Как собирать лекарственные растения

Как ухаживать за комнатными растениями

Общая биология: Учебник для 9-10 кл. (Ю.И.Полянский, А.Д.Браун, Н.М.Верзилин)

Учитель ботаники, или разговор с растениями

ЛОТОС-ЧАРОВНИК. И.ЛОБОДА.

Цветок лотоссимвол чистоты и благородства. Он зачастую произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление. «Лотос – друг солнца», — писали в священных книгах Индии.

К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде.

лотос символ чистоты и благородства в иле мутной воде не загрязняется сравнить людей не запятнали не покорились злу и тяжёлой судьбе

зацветает толпы удивлённых изящными очертаниями лепестков шелестом листьев впечатление друг солнца Индии

КРАТКИЙ МИГ БЕЛОСНЕЖНОЙ КРАСОТЫ. ПОПУРРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ. №3, 2006.

С конца марта по конец апреля Япония преображается в волшебный сказочный мир: белоснежные и бело-розовые облака обволакивают страну. Это время цветения сакуры. Сакура – японская декоративная вишня (черешня). Её в Японии можно встретить повсюду: в горных районах, по берегам рек, в городских и храмовых парках. Ей поклоняются, ею любуются, радуются как никакому другому цветку в мире. Благодаря своей красоте нежные цветы вишни олицетворяют совершенство и безупречность.

Праздник цветущей сакуры – ханами – один из древнейших обрядов японцев. Цветение сакуры очень кратковременно – оно длится всего несколько дней, а иногда лишь несколько часов. У японцев это вызывает ассоциации с ушедшей любовью, кратковременностью юности и другими вещами, что созвучно буддийским представлениям о мимолётности жизни. Поэтому краткий миг волшебства японцы ни за что не пропускают: в выходные дни или после работы компании друзей, сослуживцев, целые семьи устраиваются под цветущими деревьями, расстилают соломенные циновки, раскладывают закуски и подолгу любуются цветущей сакурой.

марта апреля Япония сказочный мир цветения сакуры декоративная вишня поклоняются любуются олицетворяют совершенство и безупречность

праздник цветущей сакуры древнейших обрядов кратковременно – с ушедшей любовью, кратковременностью юности мимолётности жизни краткий миг волшебства семьи устраиваются любуются

Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуем посетить страницы:

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».

Автор-составитель — учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.

Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь

Источник

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Туман легким прозрачно-светлым дымком поднимается с поверхности озера. (2)Он колышется и образует причудливые изгибы. (З)Будто в медленном танце движутся на зеркале озера не цветы, а нимфы.

(4)В древнегреческой мифологии водяная лилия была симво­лом красоты и красноречия. (5)В средневековый период верили, что семь лилий на щите или знамени делают рыцаря непобеди­мым. (6)По легенде североамериканских индейцев, кувшинка появилась из упавших в черную воду искр Полярной звезды. (7)У славян кувшинка считалась русалочьим, колдуньим цвет­ком, одолень-травой против нечистой силы. (8)Необычный жёл­то-белый цветок с пятнистым, как змеиный хвост, корневищем народная фантазия превратила в русалку — прекрасную и не­счастную девушку с рыбьим хвостом. (9)Подумайте, как много небезынтересного в самом простом растении.

В 1. Какой тип речи используется в предложениях 7-8.

В 2. В каком предложении наиболее полно раскрывается основная мысль текста?

В 3. Выпишите из предложений 8-9 слово с чередующейся гласной в корне.

В 4. Подберите синоним к слову ЧЕРНАЯ (предложение 6).

В 5. Из предложения 8 выпишите его грамматическую основу.

В 6. Найдите среди предложений 1-4 предложение, в котором нет однородных членов. Напишите его номер.

В 7. Найдите среди предложений 5-8 сложное. Напишите его номер.

Мониторинг по русскому языку.

Ф. И.О. __________________________________________________________

А 1.Укажите предложение, в котором прилагательное употреблено в форме простой сравнительной степени

А) Луг оказался очень красивым.

Б) Эта клубника слаще.

В) Это справедливейшее решение.

А 2. Укажите ряд, в котором все прилагательные являются качественными

А) сырой, важный, оловянный

Б) темная, белый, звонкая

В) серебряный, отцов, приветливый

А 3.Укажите предложение, в котором прилагательное соответствует следующей характеристике: относительное, употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в женском роде

А) На столе лежала серебряная ложка

Б) На снегу остался волчий след.

В) На окне распустилась сиреневая фиалка.

А 4. Укажите способ образования слова железнодорожный

А 5. Укажите слова, которые пишутся слитно

А 6. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с НН

А) лошади..ый, коре..ой, ветре..ый

Б) производстве..ый, безветре..ый, оккупацио..ый

В) кожа..ый, стекля..ый, оловя..ый

А 7. Укажите, в каких случаях НЕ с прилагательными пишется раздельно.

А. Опыт сочли далеко (не)удачным.

Б. Опят сочли (не)удачным.

В. Погода стояла (не)настная.

Г. Он оказался (не)робкий, а смелый.

А 8. Укажите слово, которое не является именем числительным

А 9. Укажите количественное числительное

А) сто семьдесят два

Б) двести первый

А 10. Найдите ошибку в употреблении имени числительного

Б) двое учеников

А 11. В предложении

Около сорока лет строился наш город.

имя числительное употреблено:

А 12. Каким членом предложения является местоимение в предложении

Писатель Гладков был хорошо известен, и его книги были очень популярны.

А 13. Укажите ряд, в котором все местоимения определительные

А) сам, твой, мы, себя

Б) весь, всякий, иной, каждый

В) что-нибудь, нечего, сколько, чей

А 14. Укажите предложение с грамматической ошибкой

Б) У них все не так!

В) У него все в порядке.

А 15. В каком ряду все слова – наречия

А) вдвоем, дважды, двое, вдвое

Б) вверх, вниз, верх, низко

В) босиком, давно, чудесно, навыпуск

А 16. Какое из наречий может обозначать признак предмета

А 17. Выберите ряд, который состоит из наречий в форме сравнительной степени

А) смелее, выше, наиболее часто, безудержно

Б) дороже, хуже, менее радостно, звонче

В) гуще, реже всего, задешево, лучше

А 18. В каком варианте наречие пишется через дефис

А) сделать на..спех

Б) жить по..старому

В) выучить на..зубок

А 19. В каком варианте наречие пишется раздельно

А) в..правду важный

А 20. В каком слове на конце пишется А

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)В лесу часто возникают пожары. (2)Ещё не успеет растаять снег, а на сухих кочках, которых касаются лучи солнца, уже высы­хают листья, хини, мох. (З)Всё это очень легко воспламеняется. (4)При пожаре загорается хворост, валежник. (5)Стоит коснуться искре, вспыхивают и горят с треском кусты можжевельника, молодые ёлочки и сосенки, которые только подрастают. (6)Огонь перебрасывается на низкие ветви взрослых елей и поднимается до самых вершин. (7)На месте пожара остаются обгорелые деревья, выжженная молодая поросль, сгоревшие ягодники, медоносы, лекарственные растения. (8)Пожарища бедны птицами, животными и долгие годы представляют собой пустыню.

(9)Почти все пожары возникают от неосторожного обращения человека с огнем. (10)Это костёр, который забыли потушить, спич­ка, которую случайно бросили. (11)Нужно беречь лес от огня.

В 1. Какой тип речи используется в предложениях 2-6?

В 2. В каком предложении наиболее полно раскрывается основная мысль текста?

В 3. Выпишите из предложений 3-4 слово с чередующейся гласной в корне.

В 4. Выпишите из предложений 3-4 слова-синонимы.

В 5. Из предложения 6 выпишите его грамматическую основу.

В 6. Найдите среди предложений 6-9 предложение, в котором нет однородных членов. Напишите его номер.

В 7. Найдите среди предложений 7-10 сложное. Напишите его номер.

Мониторинговая работа для 6 класса

1. К счастью, погода была тихая, пруд словно застыл. 2. Мы плыли довольно медленно. 3. Наконец, мы добрались до тростников. 4. Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью. 5. Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично и после каждого неудачного выстрела удивлялся, осматривая и продувая ружьё, недоумевал и, наконец, излагал причину, почему он промахнулся. 6. Мы уже давно могли заметить, что вода к нам понемногу всё подбиралась в лодку. 7. Владимиру было поручено выбрасывать её ковшом. 8. К концу охоты утки стали подниматься стаями. 9. Мы едва успевали заряжать ружья. 10. От сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налёг на край) наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.

  1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
  1. Владимир стрелял не отлично.

2)Из-за движения Ермолая судно пошло ко дну.

3)Мы достали всех подстреленных птиц, и поэтому лодка пошла ко дну.

4)Уже к обеду лодка наполнилась дичью.

  1. Какой синоним к слову «лодка» используется в тексте?
  2. Выпишите грамматическую основу предложения 10.
  3. Среди предложений 1-7 найдите предложение с однородными членами. Напишите его номер.

Источник