Меню

Точка сброса в реку



Согласование точки сброса очищенных сточных вод

При проектировании и дальнейшей эксплуатации очистных сооружений возникает вопрос: куда отводить очищенную воду? В настоящее время по Российскому законодательству сброс очищенных сточных вод на рельеф (грунт) запрещен. В связи с этим для отведения очищенного стока используют ближайшие водные объекты: реки, ручьи, озера, пруды и т.д.

Заботясь об охране окружающей среды и соблюдении качества воды, государство строго регламентирует нормы предельно допустимых значений сбросов и требует от предприятий и организаций расчета и согласования в надзорных инстанциях точки сброса сточных вод (водный источник).

Такими надзорными инстанциями являются: Департамент Росприроднадзора и территориальное управление Росрыболовства.
Расчет и согласование точки сброса – это многоэтапный процесс.
Проект для сброса сточных вод (проект обоснования точки сброса) определяет возможность использования данного водного объекта для сброса сточной воды и представляет собой технический отчет, включающий в себя следующие этапы:

  • Оценка расстояния от очистных сооружений до водного объекта и экономической составляющей прокладки сети трубопровода;
  • Получение выписки из водного реестра о водном объекте, на основании которой формируется информация по состоянию водного объекта и фактической цели его использования;
  • Гидрологическая характеристика водного объекта (оценивается возможность принятия необходимого количества очищенного стока водным объектом);
  • Обследование состояния берега и бассейна водного объекта для строительства водовыпускного устройства (оголовка);
  • Получение Рыбохозяйственной характеристики водного объекта;
  • Сбор информации о том относится ли водный объект к источникам водоснабжения и определение зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в которую попадает проектируемая точка сброса;
  • Получение информации о том является ли водный объект притоком первого порядка источника питьевого водоснабжения;
  • Оценка возможного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

Согласование точки сброса требуется при проектировании и строительстве очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации, ливневых и промышленных стоков. Согласование точек сброса является одной из необходимых стадий при получении разрешения на сброс.
Срок разработки и получения согласований — до 3-х месяцев с момента предоставления всех необходимых материалов (исходных данных).

Документы для получения согласования в Росприроднадзоре :

  • Заявление о согласовании точки сброса;
  • Разделы проектной документации «Технологические решения» и «пояснительная записка», разработанные в соответствии с Постановлением Правительства РВ от 16.02.2008 №87 « О составе разделов проектной документации»;
  • Рыбохозяйственная характеристика водного объекта;
  • Справки «Климатическая характеристика», «Фоновые концентрации в атмосферном воздухе», «Гидрологическая характеристика водного объекта», «Фоновые концентрации водного объекта» из ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ;
  • Разрешительные документы от производителя на очистные сооружения (Декларация, Сертификат соответствия ТУ, Паспорт и Инструкция по эксплуатации);
  • Проект для сброса сточных вод (проект обоснования точки сброса).

Источник

Разрешение на сброс сточных вод: общие положения, порядок получения

Сброс сточных вод в водный объект законодательство

Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе следующего принципа — платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

статья 44 Водного кодекса Российской Федерации

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

статья 56 Водного кодекса Российской Федерации

Запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

пункт 1 часть б ст.60 Водного кодекса Российской Федерации

Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

часть 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

часть 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

VI. Предотвращение негативного воздействия на работуцентрализованных систем водоотведения мамайка.jpg

Согласование точки сброса очищенных сточных вод

При проектировании и дальнейшей эксплуатации очистных сооружений возникает вопрос: куда отводить очищенную воду? В настоящее время по Российскому законодательству сброс очищенных сточных вод на рельеф (грунт) запрещен. В связи с этим для отведения очищенного стока используют ближайшие водные объекты: реки, ручьи, озера, пруды и т.д.

Заботясь об охране окружающей среды и соблюдении качества воды, государство строго регламентирует нормы предельно допустимых значений сбросов и требует от предприятий и организаций расчета и согласования в надзорных инстанциях точки сброса сточных вод (водный источник).

Такими надзорными инстанциями являются: Департамент Росприроднадзора и территориальное управление Росрыболовства. Расчет и согласование точки сброса – это многоэтапный процесс. Проект для сброса сточных вод (проект обоснования точки сброса) определяет возможность использования данного водного объекта для сброса сточной воды и представляет собой технический отчет, включающий в себя следующие этапы:

  • Оценка расстояния от очистных сооружений до водного объекта и экономической составляющей прокладки сети трубопровода;
  • Получение выписки из водного реестра о водном объекте, на основании которой формируется информация по состоянию водного объекта и фактической цели его использования;
  • Гидрологическая характеристика водного объекта (оценивается возможность принятия необходимого количества очищенного стока водным объектом);
  • Обследование состояния берега и бассейна водного объекта для строительства водовыпускного устройства (оголовка);
  • Получение Рыбохозяйственной характеристики водного объекта;
  • Сбор информации о том относится ли водный объект к источникам водоснабжения и определение зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в которую попадает проектируемая точка сброса;
  • Получение информации о том является ли водный объект притоком первого порядка источника питьевого водоснабжения;
  • Оценка возможного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

Согласование точки сброса требуется при проектировании и строительстве очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации, ливневых и промышленных стоков. Согласование точек сброса является одной из необходимых стадий при получении разрешения на сброс. Срок разработки и получения согласований — до 3-х месяцев с момента предоставления всех необходимых материалов (исходных данных).

Документы для получения согласования в Росприроднадзоре:

  • Заявление о согласовании точки сброса;
  • Разделы проектной документации «Технологические решения» и «пояснительная записка», разработанные в соответствии с Постановлением Правительства РВ от 16.02.2008 №87 « О составе разделов проектной документации»;
  • Рыбохозяйственная характеристика водного объекта;
  • Справки «Климатическая характеристика», «Фоновые концентрации в атмосферном воздухе», «Гидрологическая характеристика водного объекта», «Фоновые концентрации водного объекта» из ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ;
  • Разрешительные документы от производителя на очистные сооружения (Декларация, Сертификат соответствия ТУ, Паспорт и Инструкция по эксплуатации);
  • Проект для сброса сточных вод (проект обоснования точки сброса).

Ущерб от сброса сточных вод

В соответствии со ст. ст.77 , 78 Федерального закона РФ от 10.01.2002. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 69 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с природоохранным законодательством ; Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды

Расчет ущерба производится на основании Методики исчисления размера вреда, утверждённой Минприроды России от 13.04.2009 № 87.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда

статья 78 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Таким образом, если ваше предприятие коснулась такая ситуация, то вам:

  1. предложат в добровольном порядке оплатить ущерб предоставим вам расчет ущерба с сопроводительным письмом;
  2. в случае неуплаты в установленный срок вашему предприятию будет предъявлен иск о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Контроль по сбросу

Обязателен контроль со стороны организации, которая и осуществляет водоотведение. Прежде всего, проверяется состав на загрязняющие вещества, а также различные микроорганизмы. Идёт сверка с данными декларации, которую предоставляет каждое предприятие по наличию вредных веществ.

Работа по контролю включает в себя несколько пунктов:

  • Отбор на предприятии стоков.
  • Проведение анализа.

Все плановые работы по контролю (отбору) стоков проводится не чаще 1 раза в три месяца, но не реже 1 раза в год. Но в некоторых случаях может проводиться внеплановая проверка, если обнаружены:

  • Несоответствия с данными внесёнными в декларацию о составе и содержанию, а также выявлены запрещённые вещества.
  • Возникновение аварии, нарушения всей системы водоотведения.
  • Если выявлены нарушения при сбросе, в том числе без применения очистительных систем.
  • Если в ходе проверок были обнаружены нарушения, которые было предписано устранить.

Если стоки предприятий имеют специфические загрязнения, то их сброс ограничивается следующими требованиями: они не должны пагубно влиять на работу сетей, а также на материал труб (не откладываться на стенках) и всех очистительных сооружений.

В составе должно быть не более 500 мг/л взвешенных и всплывающих веществ. Температура не должна быть выше 40 градусов, а РН должен быть нейтральным 6,5 и не превышать 9.

Ни в коем случае не должны сбрасываться воды, имеющие в составе вещества, которые могут образовывать взрывоопасные смеси, ядовитые газы, а также вредные примеси, мешающие биологической очистке стоков. Если стоки имеют вредные вещества, то они предварительно в обязательном порядке должны очищаться.

Допустимые нормы (вещества, не указанные в таблице, сбрасывать запрещено).

Название вещества Допустимая концентрация (мг/л)
Взвешенные вещества 134,17
Хлориды 5302,85
Сульфаты 3303,5
Нефтепродукты 0,47
Фенолы 0,0047
Алкилсульфаты 6,107
Алкинсульфанаты 6,48
Хром 3 вал. 9,28
Хром 6 вал. 0,704
Никель 1,03
Цинк 18,75
Железо 3,10
Нитраты 36,94
Капролактам 5,67
Биохимическое потребл. кислор. 1007,34
Растворённый кислород 46,07

Штраф за сброс сточных вод в водный объект

Ответственность сброс сточных вод в водный объект предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ:

КоАП РФ Статья 7.6. Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий Водопользование с нарушением его условий — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Почему предприятия вынуждены сбрасывать сточные воды на рельеф местности?

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый природопользователь, деятельность которого наносит вред экологической обстановке, обязан в полном объеме компенсировать нанесенный ущерб.

При этом закон четко регламентирует нормативы предельно-допустимого загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов, не устанавливая порядка нормирования негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) при сбросе сточных вод на рельеф.

В связи с тем, что не установлен порядок расчета нормативов сброса сточных вод на почву, не имеется также формулы, определяющей сумму компенсации вреда экологии.

Почему же некоторые предприятия продолжают сбрасывать загрязненные сточные воды на почву? Это происходит в связи с тем, что система канализации или ближайший водный объект расположены далеко от места расположения предприятия. Образовавшиеся сточные воды при этом непрерывно сбрасываются на рельеф местности. Узаконить это невозможно, в связи с чем предприятия прибегают к следующим ухищрениям:

  1. Получение разрешения на сброс сточных вод в ближайший водный объект.
    Чтобы избежать ответственности за загрязнение почвы, некоторые предприятия получают разрешение на сброс в ближайший водоем, в который (по задумке) сточные воды сбрасываются с водосборной площади (протекая от источника сточных вод по рельефу местности до приемника). На самом деле, такое разрешение можно считать фиктивным, в связи с тем, что сточные воды по факту не поступают в водный объект и загрязняют рельеф.
  2. Сброс сточных вод на поля фильтрации
    . Если территориальные органы власти отказывают предприятию в выдаче разрешения на сброс в удаленный водный объект, руководство может прибегнуть к еще одной уловке – сброс на поля фильтрации. Такой подход предполагает выделение специальной местности (полей фильтрации), которые не используются для строительства объектов недвижимости и выращивания сельскохозяйственной продукции, куда сбрасываются нечистоты. На самом деле, это также незаконно, ведь поля фильтрации ничем не отличаются от обычного участка почвы.
  3. Полное отсутствие разрешительной документации.
    В связи с отсутствием четкого законодательного ограничения, многие предприятия годами сбрасывают сточные воды на рельеф, не получая никаких разрешительных документов. Единственная особенность такого подхода — сверхлимитные платежи за НВОС. В соответствии с действующим законодательством это незаконно, но контролирующие органы нередко закрывают на это глаза, мотивируя это большими компенсационными выплатами предприятия.

Запреты, включенные в разрешение на сброс стоков

В любом разрешении на выведение промышленных сточных вод имеется целый перечень запретов, действующих согласно закона «Об охране окружающей среды» и связанных со сливом сточных вод в натуральные природные водоемы.

Так, в естественные водоемы запрещается сбрасывать стоки:

  • с наличием примесей, для которых не регламентированы методы анализа и предельно допустимая концентрация;
  • имеющие возможность повторного применения, например, в обратном водоснабжении;
  • промышленные стоки, для которых не проведена процедура очистки;
  • имеющие в своем составе источники инфекционных и вирусных инфекций, создающие опасность превышения эпидемиологического порога;
  • являющиеся конечными продуктами обезвреживания технологических и бытовых отходов;
  • включающих в себя нефтесодержащие вещества и строительные отходы.
Читайте также:  Река парана краткое содержание

Порядок выдачи разрешений

Промышленные предприятия могут производить сброс сточных вод в канализационные системы поселений, грунтовые воды или водные объекты только при наличии соответствующего разрешения органов управления и договора, заключенного с Водоканалом на сброс и прием стоков.

Реконструированные или вновь построенные предприятия промышленной сферы могут получить разрешение только после сдачи объекта в эксплуатацию, основанного на акте приемки предприятия, выданного государственной комиссией.

Биологическая очистка сточных вод

Предприятиям разрешается вводить сточные воды в канализационную систему населенных пунктов, в природные водные хранилища только после того, как будут установлены локальные системы очистки сточных вод или приборы биологической очистки, обеспечивающие очистку сточных вод до допустимой степени.

Основания для выдачи разрешений на сброс стоков

Для только что построенных предприятий основанием для получения разрешения на вывод сточных вод в канализационную систему является согласование с Водоканалом, а для реконструированных действующих предприятий основанием служит паспорт водного хозяйства.

Санкция на сброс сточных вод в естественные водоемы (реки, моря, озера и т.д.) выдается на основании уведомления от органов природных ресурсов, в состав которых входит управление по охране окружающей среды.

Важно: форма, в соответствии с которой предприятием промышленности разрабатывается паспорт водного хозяйства, предоставляется канализационно-водопроводной организацией. В данной форме также указываются нормы сброса стоков и их состав.

Источник

Сброс стока на рельеф или в канаву. Можно ли сбрасывать сток после аэрационной установки или септика в канаву или на рельеф?

В процессе хозяйственной и бытовой деятельности человека потребляется огромное количество воды, которая после использования образует немалое количество загрязненных различными веществами стоков. Все их требуется отводить в окружающую среду, причем делать это нужно таким образом, чтобы не наносить ей вред (или хотя бы минимизировать его до приемлемых пределов). Эта проблема с каждым годом приобретает все большую остроту. Водопотребление в промышленности, сельском хозяйстве и в быту постоянно растет, причем стоки в итоге оказываются все более и более загрязненными.

Сброс сточных вод

Согласно действующему российскому природоохранному законодательству

, сброс неочищенных сточных вод запрещен, и тем предприятиям и частным лицам, которые его допускают, грозят немалые
штрафы
. Более того, для особо злостных нарушителей, которые многократно и злостно нарушают правила и нормативы сброса стоков, не заботятся об их очистке от вредных примесей, предусмотрена даже
уголовная ответственность
.

Для того чтобы соблюсти все требования, предъявляемые сейчас к сбросу сточных вод, необходимо использовать специализированные очистные сооружения. Одним из их наиболее известных и авторитетных отечественных производителей является . Она уже в течение многих лет разрабатывает, изготавливает на собственных производственных мощностях, монтирует, запускает в эксплуатацию и обслуживает оборудование и сооружения, предназначенные для очистки сточных вод самого различного происхождения и состава.

Что такое сброс сточных вод?

Сброс сточных вод – это отведение загрязненной в результате бытовой, хозяйственной или промышленной деятельности человека, воды от места деятельности людей. Сброс сточных вод может производиться в канализационные системы, в водоемы различного назначения и непосредственно на рельеф. При этом, естественно, страдает экология, что недопустимо в соответствии с природоохранным законодательством нашей страны.

В соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Водным кодексом РФ № 74-ФЗ, перед организацией сброса сточных вод в окружающую среду, должен быть проведен комплекс мер по их очищению и контролю химического состава. Законный сброс может проводиться только в том случае, если концентрация опасных химических веществ в воде не превышает предельно допустимые уровни, установленные нормативами государства. Для контроля этих показателей и недопущения загрязнения водоемов и рельефа, для официального сброса сточных вод необходимо обязательно получить соответствующее разрешение в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Схема сброса в водоёмы

выпуск сточных вод

Проект сброса стоков в водоемы предусматривает обязательное получение соответствующего разрешения и выполнение контрольных заборов для определения качества воды. Также нужно знать объёмы сбрасываемых стоков.

Требования, которые предъявляются к стокам, сливаемым в водоем, зависят от его назначения и разновидности. Определённые виды стоков (бытовые и промышленные) строжайше запрещено сбрасывать в водоёмы на территории хозяйств, которые обслуживают нужды бытового водоснабжения, в рыбоохранной зоне, а также на территории заповедников.

Способы очистки бытовых сточных вод и нормы

Выпуск сточных вод в водные объекты запрещён в таком случае:

  • Если очищенная вода может быть использована для других технических нужд или полива.
  • Стоки, содержащие вирусы, болезнетворные бактерии и паразиты.
  • Если после очистки в воде присутствуют не нормируемые по концентрации вещества.
  • При превышении количественных показателей по тем или иным компонентам в составе воды.

Для чего нужно оформлять разрешение на сброс сточных вод?

Меры по необходимости получения разрешительной документации на сброс сточных вод направлены на сохранение экологического благополучия региона и защиту жизни и здоровья населения. Достигается эта цель путем запрета на сброс неочищенных сточных вод и требований по установке и применению очистительных сооружений.

Для решения природоохранной задачи, все сточные воды делят на три группы:

  • бытовые;
  • промышленные;
  • поверхностные (ливневые).

Добиться полного устранения или снижения негативного воздействия сточных вод на окружающую среду, можно посредством механического и биологического очищения воды перед отводом. Меры очищения должны разрабатываться индивидуально, в зависимости от типа сточных вод, концентрации загрязняющих веществ и особенностей точки сброса.

Нормы законодательства, регламентирующие сброс сточных вод

Изначально, право граждан на проживание в благоприятной экологической среде, устанавливается Конституцией РФ. Конкретные нормы и правила по вопросам сохранения экологии определяются Федеральным законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Сброс сточных вод регламентируется отдельным сводом законов — Водным кодексом РФ. Важнейшим нормативно-документальным актом, определяющим порядок получения разрешения на сброс сточных вод, является Приказ Минприроды России от 09.01.2013 № 2.

В соответствии с перечисленными выше законодательными актами, можно выделить ряд норм и правил, выполнение которых обязательно для законного сброса сточных вод в окружающую среду:

  • Производить сброс сточных вод можно только на определенном расстоянии от жилых домов и объектов общественного пользования. Эта норма направлена не только на защиту жизни и здоровья населения, но и на предотвращение распространения неприятного запаха в местах жизни и работы людей.
  • Стоки могут быть сброшены в канализацию, водоем или на рельеф только после прохождения через фильтр, мощность, конструкция и тип которого определяется уровнем загрязнения сточных вод. Для жилых домов обычно достаточно прохождения сточных вод через аэробный реактор, что позволяет получить воду, с концентрацией загрязняющих веществ ниже предельно допустимого уровня. Для промышленных предприятий используются более мощные очистительные сооружения, многоуровневой механической и биологической системы очистки воды (метантенки, аэротенки, септики и т.п.).
  • Если очистные сооружения обладают высокой мощностью, для их установки требуется разработка соответствующего проекта с расчетом санитарно-защитной зоны, размер которой достигает 50 метров. В этой зоне не запрещено жилое строительство и размещать объекты общественного пользования.
  • Отведение сточных вод должно проводиться посредством утепленной трубы. Также определенные требования предъявляются к параметрам уклона оголовка – конец трубы должен обязательно располагаться выше локализации дренажной канавы.
  • Приоритетным способом отведения сточных вод считается ее слив самотеком. Если реализовать такую технологию отведения воды на деле невозможно, необходимо использовать дренажный насос.

Дренажные поля, кассеты, колодцы — где можно применять, а где нельзя

Перед покупкой септика необходимо изучить, позволяют ли геологические условия вашего участка установить бюджетное решение. Возможно, оптимальнее будет поставить биологическую очистку бытовых стоков.

Инженер — технолог со стажем более 15 лет.

Важно учесть, что дешевые решения для отвода стоков часто оказываются псевдобюджетными. Например, обслуживание, установка, дополнительные коммуникации и возможные проблемы в эксплуатации септика из бетонных колец, из расчета на срок пользования от 3 лет, может стать существенно дороже, нежели установить сразу био-септик.

  • Переливной септик из бетонных колец, кирпича;
  • Самодельные септики любого типа;
  • Проточные энергонезависимые септики;
  • Другие устройства с очисткой сточных вод менее 50-60%.

Если система чистит стоки на 90 и больше процентов устанавливать дренирующие элементы нет смысла, кроме случаев, когда воду некуда деть и единственный вариант сбрасывать ее прямо на участок.

Когда можно (при условии совпадения всех пунктов списка):

  • Низкий уровень грунтовых вод. До 1.5 метра от поверхности грунта и ниже.
  • Хорошо впитывающие грунты. Песок супесь, песчаники.
  • Расстояние до хозяйственных построек превышает 5 метров.
  • Дистанция от ручья и другого природного водоема до септика и дренажа более 15 м.
  • Ближайшее дерево расположено на расстоянии более 3-х метров.
  • Если рядом водохранилище — расстояние до него должно превышать отметку 30 метров.
  • Источник питьевой воды должен находиться не ближе 50 метров от дренажа и полей дополнительной фильтрации стоков.
  • От дороги нужно отступить не менее 5 метров.

Способы сброса сточных вод

В соответствии с действующим законодательством сточные воды от жилых домовладений, коммерческих предприятий, промышленных и сельскохозяйственных объектов может отводиться либо в канализационную систему, либо непосредственно в окружающую среду.

  • Сброс сточных вод в канализацию.
    Приоритетный способ отведения сточных вод в городских условиях — сброс в центральную или локальную канализационную систему. Главное преимущество этого способа – канализация оснащена всеми очистительными системами и эффективно выполняет функцию сбора и транспортировки большого объема сточных вод. При этом перед сбросом стоков в канализационную систему, их также очищают до установленных законом уровней загрязнения.
  • Сброс сточных вод на рельеф.
    Если отведение сточных вод в канализационную систему невозможно, сброс может быть организован непосредственно на рельеф. Особенно часто такая система отвода применяется для ливневых вод, которые перед сбросом достаточно очистить механическим способом. Если речь идет о бытовых и промышленных стоках, производить их сброс на рельеф допускается только после согласования конкретной точки сброса с территориальными органами Росприроднадзора. Бытовые и промышленные стоки перед отводом на рельеф обязательно должны пройти механическое и биологическое очищение и лабораторное исследование образцов. Сброс на рельеф допускается только после официального подтверждения того факта, что концентрация загрязняющих веществ ниже предельно допустимого уровня. Это необходимо в рамках защиты экологического состояния почвы и водных резервуаров.
  • Сброс сточных вод в водоемы.
    В современных условиях, промышленными предприятиями очень часто используется способ сброса сточных вод в близлежащие водоемы. Для осуществления этого метода может использоваться береговой и русловой способ сброса сточных вод. Для получения разрешения на сброс сточных вод в водоем необходимо разработать подробный проект, который направляется на дальнейшее согласование и утверждение в органы Росприроднадзора. Комиссия при этом оценивает не только уровень загрязнения стоков, но и назначение конкретного водоема для сброса. Категорически недопустим отвод сточных вод в водоемы, вода из которых используется для технических нужд, полива сельскохозяйственных угодий и бытовых нужд. Также нельзя сбрасывать в водоемы стоки, содержащие болезнетворные бактерии и паразитов.

Куда сливать воду из септика

При выборе способа отвода обращают внимание на глубину залегания грунтовых вод. При этом целесообразно учитывать показатели за несколько лет. За основу обычно берут весну, когда подземные воды подходят ближе к поверхности. В результате на выбор влияет 2 показателя:

  1. Высокие грунтовые воды с уровнем от 1-1.5 метра и выше;
  2. Низкие грунтовые воды до 1.5 метра и ниже.

Основной признак высоких грунтовых вод — по весне талая вода не уходит в грунт и летом, осенью во время дождей лужи стоят на земле и долго не впитываются.

Фильтрующий или дренажный колодец для септика

Схема очистки септика с фильтрующим колодцем

Собирает воду, фильтрует через дренажный слой и пропускает в землю. Способ подходит для местности, где грунт хорошо пропускает воду (например, песчанистый грунт).

На тяжелых плотных слоях (глина, суглинки) дренажный колодец применять невозможно.

Входная труба колодца должна располагаться ниже глубины промерзания, а его дно, как минимум на 50 см выше уровня грунтовых вод. В противном случае зимой и весной вода не будет уходить из накопителя.

Согласно санитарным нормам необходимо соблюдать минимальное расстояние до подземного источника воды – 50 м, до жилого дома – 4 м.

Дренажный колодец можно изготовить самостоятельно или приобрести готовый.

Для постройки используют:

  • керамический (красный) кирпич;
  • бетон;
  • природный камень;
  • бетонные кольца;
  • автомобильные покрышки;
  • пластиковая конструкция.

На дно засыпают подушку из щебня 10-15 см и песка до 30 см. В стенах изготавливают дренажные отверстия. Пространство между наружными стенками и грунтом также засыпают щебнем. Вокруг горловины устраивают бетонную отмостку.

В случае использования проточных очистных сооружений (кольца, накопительные септики). Продолжительность работы фильтрующего колодца в зависимости от интенсивности эксплуатации составляет, в среднем, от 3 до 10 лет. Затем потребуется замена дренажной засыпки.

Инженер — технолог со стажем более 15 лет.

Важно понимать, что используя кольца или септики без биологической очистки, рано или поздно будет заиливание грунта под дренажем. Причем независимо от того, какого рода стоки. Затем придется вынимать засыпку и вкапываться глубже на метр или кольцо.

Со временем дальнейшее раскапывание станет невозможным. К тому же это крайне затратно. Потому оптимальный вариант — использование био ЛОС и слив на грунт уже чистой воды.

Поля фильтрации

Дренажные поля аэрации используются при установке двух- трехкамерных септиков, требующих доочистки грунтом. Метод применим при низком уровне грунтовых вод ниже полутора метров от поверхности земли. Поле располагают на максимально отдаленном расстоянии от жилья и источников воды.

В конструкции используют перфорированные трубы, которые укладывают поверх дренажного слоя из песка (от 10 см) и щебня (минимум 40 см). Установку засыпают основным грунтом толщиной 30 см.

Время службы до смены отсыпки – от 3 до 7 лет и зависит во многом от качества стоков. Если стоки будут жирными, то забиваться будет быстрее.

Инженер — технолог со стажем более 15 лет.

Трубы закапывают ниже уровня промерзания на 50 см, иначе вода в них может замерзнуть, и придется решать вопрос, куда сливать воду из септика зимой.

Накопительный водосборник

В отличие от дренажного, накопительный колодец выполняют в виде герметичной емкости, куда допускается выходящую воду из септика и ил сливать даже при высоком уровне грунтовых вод.

Такой способ используют в случаях, когда:

  • объём стоков превышает возможности грунта принять воду;
  • высокий уровень грунтовых вод, а слив в придорожную канаву или за забор невозможен.

Материалом для изготовления служит кирпич, литой бетон, бетонные кольца или металл. Есть готовые герметичные емкости из пластика. Например, подземные пластиковые емкости Росток.

Благодаря химической стойкости, наибольшей популярностью пользуется пластик. В отличие от других конструкций, пластиковые резервуары не требуют дополнительной гидроизоляции.

Читайте также:  Где находится река самсон

Металлические ёмкости также могут применяться для накопления очищенных стоков, но в агрессивной среде они быстро ржавеют.

Выгребная яма из железобетонных колец или кирпичной кладки нуждается в дополнительной гидроизоляции. Такой вариант далеко не бюджетный и периодически требует обновления.

Чтобы вода из септика поступала самотёком, отводящую трубу укладывают под наклоном в сторону накопителя. Если же уклон отрицательный по отношению к емкости — придется применять насос для принудительного сброса сточной воды из септика.

Фильтрующие кассеты

Самый трудоемкий и дорогой фильтрующий элемент из вышеперечисленных. Принцип работы устройства похож на действие полей фильтрации.

Внутри кассет проходит подводящий стоки трубопровод, сами кассеты ограждены непроницаемыми стенками и крышкой. Главное предназначение кассет — фильтрация стоков на, слабо пропускающих жидкость, глиняных землях.

Расчёт площади лучше заказать в специализированной организации, имеющей данные по характеристикам грунтов. В среднем для семьи из 3-х человек площадь фильтрации составит 12 м2 на суглинках и 15 – 18 м2 на глинистых грунтах.

Уровень очистки после фильтрующего элемента кассетного типа может достигать 95-98%, но строительство такой конструкции очень недешевое.

Инженер — технолог со стажем более 15 лет.

Если дренаж закопан неглубоко и канализация используется не регулярно, а наездами, то для фильтрующих кассет и полей важно сделать гидро- и теплоизоляцию, чтобы снизить риск промерзания трубы для слива в зимнее время года. Не забываем про правила уклона, даже при принудительном отведении вод насосом.

Дренажные тоннели

Куда сливать воду из септика — дренажные тоннели

Емкости без дна в форме перевернутого корыта, имеющие сплошные или перфорированные стенки. Для производства инфильтрационных тоннелей используют полиэтилен и полипропилен ввиду их прочности и надежности. У технологии есть 3 преимущества:

  1. Большой объем для заполнения сточных вод;
  2. Не требует так много места для установки, как фильтрационное поле например;
  3. Можно собрать дренаж любого объема. Конструкция модулей позволяет соединять их друг с другом последовательно и параллельно;

Схема монтажа аналогична полям почвенной фильтрации. Однако модели с гладкими стенками нужно засыпать сверху и по сторонам только песком.

Инженер — технолог со стажем более 15 лет.

Любую фильтрующую установку нужно оборудовать вентиляционным стояком, через который происходит приток воздуха и его выход на крыше через фановую трубу. Верхняя точка стояка должна возвышаться над землей на 0,7-0,8 м. Таким образом, уходят газы и запахи из отстойника.

Ливневая канализация (ливневка)

Ливневая канализация — куда сливать воду из септика

Такая система работает по принципу самотека. Её используют в основном там, где нет возможности установить дренажный колодец. Монтаж очень простой и можно построить своими руками. Для изготовления ливневки используются лотки и трубы разного диаметра.

Здесь главное — выдержать правильный угол уклона. В противном случае придется использовать насос.

В конечной точке ливневки должен находиться колодец-водосборник, где собранная вода дополнительно очищается и уходит в почву. Но этот способ подходит только в том случае, когда установлена станция био-ЛОС с очисткой стоков от 95%. Более подробно о ливневке читайте в нашей статье про дождевую канализацию.

Сброс стоков в канаву, за забор, водоем

Самый простой способ. Но возможен только при использовании биологических систем очистки с результатом выше 95%. Стоки сливаются в глубокую канаву на участке или за забором вдоль дороги.

Этапы получения разрешения на сброс сточных вод

Получение разрешения на сброс сточных вод предполагает последовательное проведение таких этапов:

  1. Этап №1 – Привлечение специалистов и проведение исследований.
    Для получения разрешения на сброс сточных вод, в первую очередь необходимо привлечь компетентных сотрудников аккредитованной лаборатории, которые произведут заборы образцов сточных вод, законсервируют их и проведут необходимые лабораторные исследования. По результатам этих исследований заказчику выдается протокол с таблицей по содержанию загрязняющих веществ в образцах. При этом на анализ стоки должны поступать после прохождения очистительных сооружений и установок. Если по результатам исследований концентрация вредоносных химических примесей ниже предельно допустимых уровней, указанных в нормативах, заказчик может рассчитывать на положительное решение Росприроднадзора по выдаче разрешения на сброс. Также на этом этапе оценивается количество стоков, подлежащих отведению от объекта за определенную единицу времени.
  2. Этап №2 – Разработка плана мероприятий по снижению концентрации загрязняющих веществ в стоках и уменьшению их объемов.
    Далее составляется список мероприятий, которые могут быть реализованы заказчиком с целью снижения негативного воздействия стоков на окружающую среду. Сюда могут входить и технологии модернизации очистных систем, и технологическое совершенствование технологий работы объекта.
  3. Этап №3 –Согласование точки сброса сточных вод с органамиРосприроднадзора.
    Далее необходимо обратиться в территориальное отделение Росприроднадзора для определения оптимальной точки сброса сточных вод. Для получения согласования в эти органы необходимо предоставить протоколы исследований стоков, схемы отвода и разработанный ранее перечень мероприятий по снижению загрязняющего действия сточных вод.
  4. Этап №4 –Составление отчета о выполнении разработанного природоохранного плана.
    На основании реализации разработанных ранее мер по снижению негативного воздействия стоков на окружающую среду, составляется соответствующий отчет.
  5. Этап №5 –Обращение в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору для получения разрешения.
    Все документы, собранные на предыдущих этапах, совместно с заявлением, подаются в Федеральную службу по экологическому надзору, на которую возложены функции по выдаче разрешения на сброс сточных вод.

Как мы работаем?

Специалисты возьмут на себя все хлопоты по разработке и согласованию проекта отведения стоков, и получению разрешения на сброс сточных вод. Наши услуги предполагают проведение такого комплекса мероприятий.

Мероприятия Описание
Анализ деятельности объекта сброса и инвентаризация документации Свою работу наши сотрудники начинают с комплексного анализа процесса образования стоков и изучения всей имеющейся технологической документации. Это позволяет максимально грамотно составить документальные подтверждения безопасности сброса сточных вод для окружающей среды.
Организация лабораторных исследований Далее наши сотрудники привлекут компетентных специалистов для забора и консервации образцов стоков, с дальнейшим проведением лабораторных исследований. Дальнейшие действия специалистов полностью определяются полученными результатами лабораторных исследований образцов.
Разработка и реализация плана по снижению загрязненности стоков Если проведенные исследования показали, что концентрация вредных химических веществ в стоках превышает предельно допустимые уровни, установленные нормативами, специалисты разрабатывают план снижения токсичности. На этом этапе наши сотрудники предлагают заказчику варианты технологической модернизации или установки необходимых очистительных приборов. Это позволяет довести загрязненность сточных вод до приемлемой и безопасной границы.
Согласование точки сброса сточных вод Если исследования показывают, что концентрация загрязнений в стоках соответствует предельно допустимой, сотрудники «Экобезопасность» грамотно оформят всю необходимую документацию, обратятся в территориальное отделение Росприроднадзора и согласуют точку сброса сточных вод.
Получение разрешения на сброс сточных вод в Федеральной службе по экологическому надзору По результатам согласования с территориальными органами Росприроднадзора наши специалисты оформят все необходимые документы для обращения в Федеральную службу по экологическому надзору и получения соответствующего разрешения на сброс сточных вод.

Устройства, контролирующие состав стоков

Когда предприятие подключается к основной канализации, его оснащают канализационным колодцем для контроля. Сооружение должно быть расположено за границами предприятия для свободного доступа к нему разных служб. Из колодцев будут брать пробы. Если предприятие работает с опасными веществами, то на них должен быть организован автоматический контроль над стоками.

Внимание! Запрещено сбрасывать стоки, если хотя бы один элемент превышает норму ПДК.

Если в стоках содержится много солей, значит, их нужно предварительно очищать, либо обессоливать. При организованном соблюдении требований ПДК сточных вод можно сохранить экологию на местности, особенно это касается техногенных предприятий.

Стоимость

Стоимость услуги по согласованию точки сброса сточных вод в канализацию, водоем или непосредственно на рельеф и получения разрешения на сброс в нашей компании составляет _________ (нет данных). В эту цену входят следующие преимущества сотрудничества с нашей компанией:

  • профессионализм и грамотность наших специалистов в области природоохранного законодательства;
  • кратчайшие сроки выполнения всего спектра услуг;
  • привлечение компетентных специалистов, работающих в аккредитованных государством лабораториях;
  • большой опыт работы в области разработки и реализации природоохранных мероприятий, направленных на снижение загрязненности сточных вод;
  • низкие цены на профессиональные услуги.

Можно ли сливать в дренажную канаву по закону

Проточные станции или ЛОС от ведущих производителей качественно очищают стоки, поэтому со сливом в канаву проблем с законом не возникнет. Особенно при использовании ультрафиолетового обеззараживания и микрофильтра на выходе из аэрационной станции.

Инженер — технолог со стажем более 15 лет.

С септиками из бетонных колец есть нюансы:

  • во-первых, через швы бетонных колец, даже если они герметизированы, рано или поздно просачивается его содержимое и засоряет грунт;
  • во-вторых, такая конструкция никак не очищает стоки.

По законодательству это будет приравниваться к сбросу отходов. В этом случае предусмотрено административное наказание.

Посмотреть нормативы устройства автономной канализации можно в регламентирующем документе СП 30.13330.2016.

Куда жаловаться если соседи сливают стоки в канаву, ливневку или на рельеф

Соседи должны знать, что федеральным законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии за такой сброс стоков без их предварительного обеззараживания предусматривается административная ответственность. Написать жалобу можно в СНТ Роспотребнадзор, после чего с их письменным ответом обратиться в суд. На практике такие случаи происходят крайне редко.

Куда сливать очищенную воду если нет канавы

Обработанные септиком стоки должны подаваться на доочистку на полях фильтрации или в дренажном колодце. Но не у каждого позволяет место на дачном участке их установить. В этом случае остается использовать накопитель.

Можно ли сливать воду в свой огород для полива

Огороды поливать нежелательно даже осветленными стоками из биостанции. После энергонезависимых анаэробных септиков вода не пригодна не только для полива, но и для сброса на грунт.

Необходимые для процедуры документы

При оформлении разрешения на сброс сточных вод в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору необходимо предоставить такой перечень документальных свидетельств:

  • заявление по установленной форме;
  • согласование точки сброса стоков с органами Росприроднадзора;
  • план снижения сбросов сточных вод;
  • отчет о выполнении плана, с приложением протоколов лабораторных исследований;
  • копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ (для юридических лиц);
  • НДС, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод.

Рубрики

В статье приведен сравнительный анализ положений Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2, и утратившего силу Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 288.

13 сентября 2013 г. вступил в силу Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденный Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2 (далее — Административный регламент № 2).

Не секрет, что указанный документ был долгожданным как для действующих, так и для будущих водопользователей, особенно учитывая, что с 14 декабря 2012 г. указанные лица находились в состоянии правового вакуума — в отсутствие утвержденного порядка получения разрешения на сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект (далее — разрешение на сбросы), в т.ч. требований к представляемым в государственные органы документам, необходимым для оформления соответствующего разрешительного документа, оснований для отказа в приеме заявления, а также в выдаче разрешения на сбросы.

Напомним, что ранее регулировавший интересующую нас сферу отношений между государственным органом и водопользователями Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденный Приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 288 (далее — Административный регламент № 288), утратил силу в связи со вступлением в силу Приказа Минприроды России от 31.10.2012 № 357 «О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации».

В связи с появлением нормативного правового акта, направленного на установление обязательной процедуры получения разрешения на сбросы, весьма актуален вопрос, связанный с формированием у водопользователей понимания о качественных изменениях порядка оказания соответствующей государственной услуги в сравнении с порядком, существовавшим в бытность Административного регламента № 288.

Анализ административных регламентов проводился по следующим направлениям:

  1. комплектность представляемых для выдачи разрешения документов;
  2. основания для отказа в приеме заявления;
  3. срок рассмотрения и принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) разрешения;
  4. основания переоформления разрешения;
  5. основания для приостановления действия, аннулирования разрешения;
  6. форма разрешения.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА № 2 И АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА № 288

Для начала важно отметить, что в период с середины 2011 г. до настоящего времени в России было принято большое количество административных регламентов по исполнению соответствующими органами исполнительной власти государственных функций и оказания государственных услуг (в соответствии с их компетенцией). Данное обстоятельство обусловлено поручениями Правительства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти о необходимости приведения административных регламентов в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». Указанное Постановление в том числе содержит общие требования к содержанию и составу разделов административных регламентов по оказанию федеральным органом исполнительной власти государственной услуги, что объясняет единообразие принимаемых с момента вступления в силу указанного нормативного правового акта административных регламентов.

Итак, приступим к сравнительному анализу административных регламентов.

Как видно из таблицы, на настоящий момент для получения разрешения на сбросы достаточно представления информации о заявителе, а также о местонахождении его отдельных производственных площадок. При этом в соответствии с новым порядком выдачи разрешений на сбросы заявитель (например, из соображений сокращения срока оказания государственной услуги) вправе представить в орган, уполномоченный на выдачу указанного разрешительного документа (территориальный орган Росприроднадзора), помимо заявления, следующие документы:

  • копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ (для юридических лиц);
  • копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
  • копию свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;
  • НДС, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод, оформленных в установленном порядке;
  • решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод, выданное в установленном порядке, или лицензия на водопользование и договор пользования водным объектом, сроки действия которых не истекли;
  • ранее установленные лимиты на сбросы (при их установлении).
Читайте также:  Именем моим названа река

НА ЗАМЕТКУ

Представление указанных документов является правом, а не обязанностью водопользователя. Отметим, что данные документы могут быть получены административным органом по межведомственному запросу.

Таким образом, с 13 сентября 2013 г. соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в рамках принятия и рассмотрения материалов хозяйствующего субъекта, планирующего сбрасывать / сбрасывающего сточные воды в водный объект, не вправе требовать от заявителя представления сведений, которые ранее представлялись в составе обязательного комплекта документов.

Обратите внимание, что указанное нововведение не должно рассматриваться водопользователями как возможность получения разрешения на сбросы в отсутствие утвержденных НДС, т.к. одним из оснований отказа в выдаче разрешения на сбросы как в пределах НДС, так и в пределах лимитов является истечение срока действия утвержденных в установленном порядке НДС, информация о которых (с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод), в свою очередь, обязательно должна быть получена административным органом по межведомственному запросу у государственного органа, который указанной информацией обладает.

Иначе ситуация обстоит с необходимостью наличия действующего решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод, т.к., хотя указанная информация и запрашивается административным органом посредством межведомственного запроса, отсутствие подобного решения не является основанием для отказа в выдаче разрешения на сбросы. Это является принципиальным отличием от ранее действовавшего порядка.

Следует отметить, что в отсылочной норме Административного регламента № 2, устанавливающей основание для отказа административного органа в приеме заявления, по-видимому, допущена техническая ошибка. Так, в соответствии с п. 23 указанного нормативного правового акта в приеме документов отказывается, если заявление о предоставлении государственной услуги направлено заявителем, который не является лицом, соответствующим требованиям, изложенным в п. 4 Административного регламента № 2. Однако указанный пункт не предусматривает требований к заявителю. Данные требования предусмотрены п. 2 Административного регламента № 2, согласно которому государственная услуга предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим любые виды хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, которая приводит к сбросам веществ и микроорганизмов в водные объекты.

В свою очередь, утративший силу Административный регламент № 288 не содержал прямых указаний на возможность отказа в приеме документов заявителя, хотя в качестве критерия приема документов предусматривал, по сути, их комплектность в соответствии с требованиями, установленными самим регламентом. Старый порядок, помимо всего прочего, предусматривал возможность приостановления рассмотрения материалов заявителя по причине их некомплектности.

Административный регламент № 2 предусматривает основание для переоформления разрешения на сброс, не предусмотренное ранее Административным регламентом № 288, а именно
реорганизация юридического лица.
Важно учитывать, что «изменение организационно-правовой формы» юридического лица (как основание для переоформления разрешения, предусмотренное Административным регламентом № 288) — понятие более узкое, чем «реорганизация» юридического лица. Так, изменение организационно-правовой формы в соответствии с гражданским законодательством представляет собой такую форму реорганизации, как преобразование юридического лица. При этом реорганизация юридического лица может осуществляться также в форме слияния, присоединения, разделения или выделения. В первых двух случаях права и обязанности реорганизованного лица переходят к юридическому лицу — правопреемнику на основании передаточного акта, в последних двух — на основании разделительного баланса, что имеет важное значение при определении принадлежности выпусков сточных вод в водный объект к лицам-правопреемникам.

Как уже было отмечено, старый и новый порядки оформления разрешения на сбросы отводят на переоформление разрешения на сбросы 10 рабочих дней.

Административный регламент № 2 устанавливает срок, в течение которого после реорганизации (изменения реквизитов юридического лиц, индивидуального предпринимателя) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают подачу заявления о переоформлении разрешения на сброс, а именно 30 рабочих дней (п. 50 Административного регламента № 2). При этом возможным правовым последствием нарушения указанного положения регламента может выступать отказ в приеме документов на переоформление в связи с несоблюдением установленного срока. Однако подобный вывод напрямую не подтвержден требованиями рассматриваемого нормативного правового акта, т.к. Административный регламент № 2 устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, в который нарушение указанного срока не входит.

Таким образом, в настоящее время разрешение на сбросы не может быть приостановлено или аннулировано ввиду отсутствия оснований для начала соответствующих административных процедур. Однако указанное не исключает возможности приостановления деятельности юридического лица в целом в порядке применения соответствующего вида административного наказания при привлечении лица к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

Извлечение из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 8.14. Нарушение правил водопользования

1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В отличие от Административного регламента № 288 действующий Административный регламент № 2 не утверждает форму разрешения на сбросы, а лишь предусматривает обязательные требования к содержанию указанного разрешительного документа.

Так, в разрешении на сбросы указываются:

  • реквизиты приказа территориального органа Росприроднадзора, на основании которого выдано разрешение;
  • для юридического лица — полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика;
  • для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика;
  • наименование водного объекта, в который осуществляется сброс сточных и (или) дренажных вод;
  • срок действия разрешения по каждому выпуску;
  • дата выдачи разрешения;
  • должностное лицо, подписавшее разрешение (руководитель территориального органа Росприроднадзора или должностное лицо, его замещающее).

Перечень, допустимые концентрации и количества загрязняющих веществ по каждому из выпусков сточных и (или) дренажных вод указываются в приложении к разрешению, оформляемому в табличной форме, которое является неотъемлемой частью разрешения. Разрешение подписывается руководителем территориального органа Росприроднадзора или лицом, его замещающим, и заверяется оттиском гербовой печати.

Представляется, что потенциальных заявителей или настоящих водопользователей (в части сброса сточных вод в водный объект) может удивить такое отличие действующего порядка выдачи разрешения на сбросы от ранее действовавшего. Также интересен тот факт, что Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденный Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650, содержит форму разрешения на выбросы. Однако следует учитывать, что полномочие по утверждению Минприроды России формы разрешения на выбросы закреплено за ним п. 5.2.26 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 № 404. В отношении разрешения на сбросы подобного полномочия данное Положение не предусматривает.

Обобщая изложенное, следует отметить, что нами были рассмотрены основные, наиболее принципиальные различия административных регламентов по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водный объект. В процессе правоприменения могут возникнуть скрытые различия между старым и новым порядком, выявление которых вне непосредственного взаимодействия с административным органом затруднительно.

Особенности процедуры

Отведение сточных вод от жилых домовладений – процесс несложный и обычно быстро решаемый. Значительно более сложная и длительная процедура – получение разрешения на сброс большого количества сточных вод, образующихся на промышленном предприятии. С целью предотвращения аварийных ситуаций и нарушения природоохранного законодательства, после получения разрешения на сброс сточных вод, надзорные органы обязаны проводить регулярные проверки. Такие проверки проводятся не чаще одного раза в три месяца и не реже одного раза в год.

Основанием для внеплановой проверки может служить аварийная ситуация на предприятии, выявление фактов сброса сточных вод в окружающую среду без предварительного очищения и наличие в составе стоков запрещенных веществ. Также особенное внимание надзорных служб привлекают предприятия, которые ранее получали рекомендации и предписания по изменению режима сброса стоков.

Штрафы и ответственность

Нарушение природоохранного законодательства в области сброса сточных вод, наказывается статьями 8.13 и 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях — «Нарушение правил охраны водных объектов». В соответствии с этими статьями нарушителю грозит штраф в размере от 500 рублей до 1 тысячи для граждан, от 10 до 20 тысяч для должностных лиц и от 80 до 100 тысяч рублей для юридических лиц.

— ваш надежный помощник в сфере соблюдения норм природоохранного законодательства и грамотного оформления разрешения на сброс сточных вод.

Источник

Правила и запреты для сброса сточных вод

Правила и запреты для сброса сточных вод

Запрещается сбрасывать сточные воды, которые не прошли очистку

В процессе осуществления хозяйственной, производственной и любой другой деятельности, в том числе обычного водопользования, возникает необходимость вывода сточных вод. Характерно, что существуют государственные нормативы в области вывода таких веществ, ведь при нерациональном сбросе становится вероятным существенное загрязнение естественной природной среды, в том числе водоема. Поэтому важным моментом в осуществлении отвода стоков является согласование с конкретными государственными органами.

Как получить разрешение

Ключевым моментом в осуществлении вывода стоков является согласование и последующее получение разрешения на эту деятельность. Разрешение основывается и выдается на основе принятых нормативных актов в области регулирования сбросов сточных вод в природную среду. Эти нормативы заключаются в проекте сбросов, допустимых регулирующим актом, в котором осуществляется расчет установленных норм возможного вывода загрязнителей в водный объект (ручей, озеро и любой другой водоем).

Правила и запреты для сброса сточных вод

Определить безопасность сточных вод можно, сдав их на анализ в специальную лабораторию

При согласовании должны учитываться следующие категории:

  • Все ключевые характеристики водного объекта, в том числе его способность восстанавливаться и ассимилироваться;
  • Место отвода стоков, в том числе конкретные точки створов для вывода и их параметры;
  • Тип осуществляемого водопользования на водном объекте;
  • Показатели фоновых концентраций в водном объекте.

Также существует показатель предельно допустимых водных сбросов. Он включает в себя критерий максимально допустимого норматива массы конкретного вещества, выводимого в водные объекты в установленном режиме и за единицу времени. По сути, предельно допустимые сбросы – это лимит, за который нельзя переступать субъектам водопользования и осуществления производственной, хозяйственной или другой деятельности. За превышение этих норм предусмотрен штраф.

Согласование точки сброса

Вывести канализацию или створы для вывода сточных вод в воду допустимо только после согласования точного проекта сброса стоков в воду. Осуществляется это согласование с Федеральной службой по контролю и надзору в области природопользования – Росприроднадзор.

Ключевым критерием согласования являются точки сброса очищенных сточных вод.

Этот, а также иные критерии обуславливаются документом, выдаваемым уполномоченным государственным органом и дающим право на осуществление вывода стоков.

Правила и запреты для сброса сточных вод

Согласовывать точку сброса сточных вод следует в соответствующих органах

Технические критерии сброса:

  1. Расстояние от сооружений, очищающих воду, до самой воды.
  2. Параметры объекта на момент согласования, а также основные цели его эксплуатации. В этот этап входит оценка водного объекта в рамках отлова рыбы, купания и т. д.
  3. Оценка характеристики берегов.
  4. Отдельно рассматривается вопрос о рыбохозяйственном предназначении водоема.
  5. Не повлияет ли сброс на качество воды, в случае если источник первого порядка и используется в качестве питьевого водоснабжения.
  6. Учитываются гидрологические параметры.
  7. Последствия вывода канализационных стоков в конкретный водный объект.

На запрет сброса может также повлиять дополнительная характеристика сбросов – их температура, биохимический состав и пр.

Условия для расчета нормативов

Сброс стоков в водные объекты требует особого внимания, так как они могут использоваться в рамках водоснабжения населения, а также в других бытовых целях. Стандартным сроком получения разрешения на вывод стоков является 3 месяца по общему правилу. Еще одним ключевым моментом при получении разрешения является отдельный расчет допустимых нормативов.

Условия расчета нормативов отвода сточных веществ:

Правила и запреты для сброса сточных вод

  • Допустимое содержание загрязнителя в составе стоков;
  • Расчет расходов водного ресурса в водотоке, а также отводимых вод;
  • Если показатели загрязнителя в фоновом стоке превышают установленный норматив водного объекта, то этот показатель учитывается исходя из данного критерия самого объекта;
  • Нормативы сброса при расположении рядом с населенными пунктами не должны превышать установленных норм для водоемов культурно-бытового значения;
  • Тип водного объекта – имеет значение сброс в реку, ручей, пруд, озеро и рассчитывается отдельно для каждого водоема;
  • Учет разбавленности сточных вод, в том числе рассеивающий результат на контрольном промежутке;
  • Тип и местоположение выпуска стоков;
  • Максимальное почасовое расходование сточных вод.

За сброс сточных вод в неположенном месте накладывается штраф

В рамках установленного законодательства сбрасывать стоки в объекты, содержащие в себе природно-лечебные ресурсы, запрещено. Также запрещен сброс в воды, отнесенные к водным ресурсам, подверженным особой охране на конкретной территории и расположенным на линиях границ территорий санитарно-гигиенической защиты питьевого и бытового водопользования, в том числе в зоне рыбного отлова.

Запрет сброса стоков на рельеф

Сброс стоков на так называемые водосборные площади фактически не предусмотрен, и осуществление такой деятельности фактически считается вне закона. Особенно это касается неочищенных источников загрязнения, которые фактически загрязняют и заболачивают почву на конкретном участке земли. Поэтому любое нарушение в данной области будет расцениваться как загрязнение окружающей среды, за которое предусмотрено возмещение ущерба, пропорционально нанесенному урону – штраф.

Что устанавливает Федеральный орган при нарушении порядка сброса:

  • Факт вывода неочищенных и очищенных стоков на водосборную местность (рельеф);
  • Факт отсутствия документа, разрешающего этот вид деятельности;
  • Наличие вины субъекта хозяйственной деятельности или иного лица;
  • Фактическое превышение допустимых норм, а соответственно, нарушение установленных норм по выводу сточных вод, в частности в рамках не предусмотренных законом возможностей на сброс вод на рельеф.

При установлении всех перечисленных фактов государственные органы имеют право прекратить выпуск стоков, а также наложить ответственность в виде штрафа за причиненный вред почвам.

Таким образом, при отсутствии документа, каким дозволяется и регламентируется правило вывода сточных вод в любой внешний объект, это расценивается как нарушение закона. Чтобы избежать подобных санкций, субъекту водопользования, а также выполнения производственной и иной деятельности необходимо детальное согласование с Федеральными органами Росприроднадзора.

Источник