Меню

Святое озеро сосновский район



Святое озеро сосновский район

Я с детства люблю озёра. Само слово – озеро – для меня имеет магическую силу. Попробуйте произнести и вслушаться – о-зе-ро, о-зё-ра… Что-то неуловимо волшебное, связывающее нас с глубокой славянской древностью таится в этих звуках…

Озеро Святое – второе по величине в Ивановской области. Береговая линия достигает 7 км, средняя глубина 3,7 м, максимальная – 6. Но даже на максимальной глубине в середине озера вы долго еще будете провожать взглядом брошенную на счастье монетку – настолько чистая там вода!

Само озеро можно даже назвать волшебным, ощущение присутствия чего-то неуловимо-возвышенного не покидает на его берегах. С озером связано немало легенд. Одна из них рассказывает о происхождении этого чуда природы.
Когда-то в древние времена, когда озера не было и в помине, в лесной глуши жил старец Филарет. У подножия холма, где располагалось его жилище, расстилалась болотистая низменность, в которой старец выкопал себе колодец, давший необыкновенно чистую воду. С течением времени, края колодца обвалились, и на его месте образовалось небольшое озерко, которое и дало начало настоящему озеру. Ученые же склонны считать, что Святое озеро ледникового происхождения, как и большинство других озер этой местности.

История озера неразрывно связана с существованием монастыря, получившим свое название по местности – Святоозерский. Первый храм Преображения Господня на этих чудных берегах был возведен аж в 1385 году святителем Киприаном. В водовороте истории храмы исчезали и возводились снова, пока не был построен нынешний комплекс Святозерского женского монастыря, куда входят сразу три храма: Иверской иконы Божьей Матери, Афанасия Афонского и Казанский собор. Ослепительно белые стены храмов и монастыря так гармонично вписываются в Святоозерский пейзаж, что дух захватывает.

Существует еще одна легенда, будто бы в годы становления Советской власти служителями Святоозерской пустыни в озере был затоплен клад с церковными реликвиями и драгоценностями. Естественно, клад искали и не единожды! И естественно ничего не нашли, но дали жизнь новой легенде. Якобы у озера двойное дно и что под толстым слоем ила находится второе озеро с чистейшей водой. Некоторые люди говорят, что до сих пор видят над озером очертания затопленного древнего монастыря, а в тишине слышится колокольный звон. Мой муж вообще выдвинул довольно смелое предположение, что Святое – озеро, которое скрыло легендарный Китеж. Еще одной версией происхождения озера является образовавшийся карстовый провал, который мог в одночасье поглотить если не город, то село и на этом месте образовать озеро. Кроме того, именно по этой местности проходил один из отрядов Батыя. На мой вопрос, почему Китеж должен быть именно там, муж ответил просто: а почему бы и нет? Ведь сколько предположений было сделано, это просто еще одно… из многих.

Как я ни мечтала и ни пыталась услышать колокольный волшебный звон – ничего не вышло, хотя бы потому что тишины не было. Шум дискотек со всех берегов озера ее не нарушал, он ее душил. До сих пор не понимаю таких туристов: кой черт переться за тридевять земель на лоно природы, чтобы устроить там дискотеку? Но об этом чуть позже.

Все изменилось, когда в 1939 году на болотах вокруг озера началась добыча торфа способом гидроторфа, сопровождающимся огромным использованием водных ресурсов. Соответственно, воду для этих целей стали брать из озера (а также и из реки Лух). В процессе торфоразработок почти вся святоозерская вода была заменена на речную, занесено много ила и торфяной массы. Из семи источников, когда-то питавших озеро, осталось только два, да и те находятся под угрозой заиления.

С развалом Союза торфоразработки закончились, но появилась другая напасть – нерадивые туристы. За сезон озеро посещают несколько тысяч человек, но какая часть из них уберет за собой мусор?
Уникальный памятник природы – озеро Святое сегодня находится на грани уничтожения. О каких целебных свойствах святоозерской воды сегодня можно говорить, если отдыхающие паркуют автомобили на прибрежной территории, а иногда и моют их в озере. Прибавьте сюда груды пластиковых бутылок и полиэтиленовых пакетов, как бы невзначай оставленных туристами, которые «ах, да! Хотели же мусор забрать, но забыли!»
Местная администрация и насельницы Святоозерского монастыря давно бьют тревогу, но формальных прав установить свои правила на данной территории у них нет. Озеро и земли вокруг него находятся в бессрочной аренде обанкротившегося предприятия, нужно переоформлять бумаги, но волокита с документами длится уже в течение многих лет.
Поэтому единственное, что остается – взывать к совести отдыхающих, если, конечно, таковая имеется…
Этим постом я тоже хочу привлечь внимание к проблемам Святого озера и обратиться к тем, кто когда-то на нем бывал, и для кого это место стало излюбленным местом отдыха, а может быть, кто-то только собирается посетить эти места.
Люди! Просто представьте! Озеро – оно ведь живое, оно дарит вам свою красоту, тихую благодать, воду, свою душу… Не плюйте в нее, пожалуйста!

Источник

Статьи

Храм в селе Дедово

Точная дата закладки Дедовского храма неизвестна. При установлении первой даты отправным пунктом послужило предание, связывающее построение деревянной Никольской церкви, существующей на месте современного каменного храма, с Казанским походом Ивана Грозного 1552 года. Поскольку, согласно преданию, церковь была построена после взятия Казани, условной датой решено считать первый год после возвращения из похода.

Во втором случае отправной точкой послужила «первое упоминание» Дедовской церкви в письменном документе – клировых ведомостях 1676 года.

Строительство Спасского храма в современном его виде связано с именем Матвея Осиповича Кравкова. От фамилии Кравковых происходит название находившейся невдалеке деревни Коробково. Кравковы становятся вотчинниками дедова и окрестных земель после II Казанского похода, что позволяет считать их строителями и древнейшей Никольской церкви.

Озеро Свято

Однажды между 1691 и 1764 гг. Русаки с монастырем, окружающими лесами и полями, провалились. В это время в церкви шло венчание, и когда земля стала проваливаться, то пустая тройка лошадей рванулась с места и, умчавшись, спаслась.

Молодые венчались тайно, без согласия родителей. На месте Русаков образовалось озеро Большое Свято или Святое озеро. Легенда говорит, что иногда ночью и ранним утром слышится праведным людям со дна колокольный звон и церковное пение. А в полночь при луне в озере виден церковный золотой крест.

В восьми верстах от Русаковского монастыря находилась Троице-Перемиловская мужская пустынь – Монастырек, основанный в 1552 году. Монахи этой пустыни и Русаковского монастыря вырыли подземные ходы. Говорят, для амурных похождений. После провала Русаков они заполнились водой. Монастырек закрыли в 1764 году и превратили в погост. Ныне здесь поселок Судострой.

Возникновение села Дедово

В незапамятные времена на месте села поселился дед. При жизни этого деда был основан Никольский мужской монастырь. Монахи в нем жили в землянках. Никольский собор был деревянным. В 1552 году Иван Грозный пошел в поход на Казань. Подойдя к монастырю, царь въехал в него, и вдруг, кони его встали, и никакие усилия не могли их заставить сдвинуться с места. Навстречу царю вышли седобородые старцы, «деды». Иван Грозный на месте остановки коней повелел построить каменный Никольский собор, который сегодня является пределом Спасской церкви. Село, возникшее на месте монастыря, назвали в честь встречи с дедами – Дедово.

В 1629 году монастыря уже не было, а было село с двумя церквами: Никольской, которую предание называет строением Ивана Грозного, и Флоро-Лаврской, только что построенной, еще даже не освященной. Обе построены помещиками, братьями Кравковыми. В писцовых книгах Михаила Шилова в 1573-74 гг. упоминается «село Дедково, а в нем церковь Николы Чудотворца. Вотчина Василия Осиповича Кравкова». В 1624 году село Дедово пожаловано внукам – Осипу Мешкову и Григорию Севастьяновичам с племянниками, Иваном и Корнилом Мешковыми.

Несколько слов о дедовском духовенстве.

Более сорока лет настоятельствовал в храме протоирей Александр Аменицкий. Период его служения можно считать периодом всестороннего расцвета дедовского прихода. Именно у него собирал сведения о истории села Н. Г. Добрыкин – автор статьи «Село Дедово Муромского уезда», опубликованной в 1894 году во «Владимирских губернских ведомостях». Известно, например, что именно отец Александр посодействовал в свое время одаренному юноше И. Губкину, будущему академику, в честь которого сегодня называется Российский университет нефти и газа, в получении образования.

Род Аменицких очень сильный, ветвистый – учителя, инженеры, люди талантливые и образованные. Долгие годы в Дедове жила Юлия Николаевна Шамкина, урожденная Аменицкая. Ею собраны материалы по истории села, записаны некоторые легенды.

Ушла под землю Русь, образовав озера.

Стройные, коричнево-красные сосны и, произведение их молчаливого искусства — такая же цвета темного янтаря прозрачная вода.

Это вряд ли кому известное — кстати, самое большое карстового происхождения озеро Нижегородской губернии, тем не менее хранит о себе очень любопытные предания и легенды.

Некогда на его месте существовало богатое торговое село Русаки. С монастырем. Причем, кроме озера, теперь, где по преданию находился «Алтарь черквы», — небольшая, как бы отрезанная полосой мертвого сушняка гниющих деревьев — палок болотинка. Местные верующие всегда заметят, что болотинка здесь, дабы не купались. А старые люди добавят, что раньше Главу соединял с озером коротенький ручеек Шея.

Легенды Озера Свято

Одна из местных жительниц вот как рассказывала:

Расскажу-ка я вам сказку, то не сказка, может, быль. Да про те места родные, там, где Дедово стоит. В очень давние времена, все кругом леса, леса, непролазные болота, волки в той глуши бродили, а людей не видно было. Только старый монастырь, где теперь церковь стоит, очень старый и глухой. Жили тут седые деды. К этим старцам на поклон и со всех, со всех сторон приезжали на конях, ну, а многие пешком. Не простой, честной народ, все дворяне да князья (Святые старцы, от этого и пошло название озера «Свято»). Думается, что эти старцы были раскольники. Старые люди называли их святыми, прозорливыми. К ним приезжали за советом, говорили так, что кто здесь побудет, то исполнится любое желание. По этим старцам и дедам и названо село «Дедово», а на месте, где стоит церковь, был разрушен временем монастырь или скит.

Привозили старцам этим много разного товару, лен и всякую резу, ну и разную еду. Старцы жили очень глухо, чтоб попасть к ним на поклон, долго, долго ждать пришельцам приходилось у ворот.

Читайте также:  Телецкое озеро уровень моря

Был тут сторож их надежный, то Иван — слуга их верный. Доверяли те Ивану, через него и на прием, проверяли долго-долго, чтоб открыть им дверь потом.

Источник

Мамонтова пустынь (Тамбовская область, Сосновский район): описание

Многие православные люди и уж тем более паломники интересуются вопросом о том, где находится одна из красивейших святых обителей — Мамонтова пустынь. Тамбовская область хранит в своей истории возникновение этого древнейшего места, потому что оно тесно связано с распространением и укреплением православия в этом крае. Пустынь располагается в 70 верстах от города Тамбова, в селе Мамонтово (Сосновский район). Село, как и монастырь, носит имя инока Мамонта – его основателя. Время в пути составляет 1 час 30 минут. Многих людей интересует Мамонтова пустынь (Тамбовская область). Как доехать на машине? Стоит сказать, что легче всего будет добираться туда по трассе от Тамбова до Моршанска и затем остановиться в селе Отъясы Сосновского района, а там остается 4 км до самого Мамонтово.

Первые поселения

История Мамонтовой пустыни рассказывает, что в 1629 году старец Мамонт по приказу инокини Марфы Ивановны — местной землевладелицы — открыл пустынь в честь святого Николая на поляне, называемой Никольской. В первое время монастырь был очень бедным и убогим. Грамотой 1634 года даже было дано запрещение брать налог с 30 четвертей монастырских угодий, так как старец жил один, питался Христовым именем, помощников и крестьян у него не было, прибыли ниоткуда не имел.

Но постепенно рядом стали заселяться кабальные крестьяне, вольные люди и бобыли из Рязанской области, Наровчат и Звенигородского уезда. Всем им были очень рады, свободной территории было много, а вот рук рабочих, чтобы землю возделывать, не хватало. Вот и стали закладываться здесь основы культуры землевладения, которые потом передавались новым пришельцам.

Мамонтова пустынь: описание

В писцовых книгах 1677 года есть указания, что на то время Мамонтова пустынь (Тамбовская область) располагала двумя церквями: первая и главная, в честь свт. Николая Чудотворца, вторая — предельная, в честь Алексия Божьего человека, с иконами, всей утварью и колокольней, которые находились в одном здании. Первым строителем пустыни был сам старец Мамонт. К храму были пристроены трапезная и паперть, отдельно прирублен круглый пятистенный алтарь, а справа устроен Алексеевский придел. Купола были отделаны чешуей и крестами.

Монастырское хозяйство

Придельная церковь была освящена во имя Алексия, потому что именно при царствовании Алексея Михайловича монастырь получил наибольшее количество вкладов. К концу XVII века монастырь стал быстро обогащаться, и к тому времени у него были многочисленные дворы с коровами, домашней птицей и пасекой. В каждой такой деревне монастырем были назначены свои старосты и управляющие монахи.

В 1764 году пустынь официально упразднили, но храмовые и хозяйственные постройки очень долго оставались монастырскими.

Украшения храма

Однопрестольный новый Николаевский храм построили в 1768-1775 годах по грамоте епископа Феодосия (Голосницкого). Он представлял собой прочное и красивое сооружение, которое простояло до начала XX века. Этот храм был отстроен из сруба соснового леса на небольшом холме возле озера Глубокого.

В новых рубленых приделах в 1865 году разместилась ризница и Покровская церковь, иконостасы там были украшены обильно позолоченными витыми колоннами. Было бы неполным описание внутреннего убранства церкви без упоминания того, что храм был еще украшен деревянными изваяниями. Над иконостасом находилось резное распятие, по сторонам — изображения Богородицы и Иоанна Богослова. В нижнем ярусе над местными иконами – херувимы, искусно вырезанные из дерева и покрытые листовым золотом. Часть царских дверей украшают деревянные фигуры евангелистов в рост.

Никола Можайский

После упразднения монастыря активными действиями священника Алексея Иоанновича Кринова на месте монастыря на основе богадельни организовалась новая сестринская община, в которой в 1912 году проживало 20 крестьянских вдов.

К маю 1912 года в Мамонтово на средства священника А. И. Кринова и прихожан был построен первый каменный храм, его освятили в 1915 году, а главной святыней стала древнейшая икона святого Николая Чудотворца в серебряном окладе, исполненная на липовой доске по тем временам в два аршина. Святитель был изображен в полном архиерейском облачении с золотыми крестами, во весь рост. Голову его украшали венцы, в одной руке он держал стальной меч, в другой – дарохранительницу. На обратной стороне иконы была надпись «Никола Можайский».

Чудотворная икона

Местное предание гласит, что старец-монах Мамонт нашел эту икону возле трех лип, именно на том священном месте, где впоследствии и построил он свой первый монастырский храм. Из этих же самых лип и была потом изготовлена вся церковная утварь, которая столетиями хранилась в Николаевской церкви села.

Неизвестные моршанские мастера резных дел создавали великолепные произведения, которые украшали все церкви этого уезда.

Наследие

В 1924 году резные статуи были перевезены в Моршанский краеведческий музей, среди них было более 10 статуй Христа с терновым венцом и с цепями, фигуры ангелов и святых. Но за 70 лет атеистической политики православная культура со временем утратила уникальные произведения для своих потомков.

Однако народная тропа к пустыни не зарастает, в Сосновский район села Мамонтова со всех концов России съезжаются люди, чтобы помолиться и исцелиться от разных недугов, а также окунуться Святое озеро. 22 мая на Свято-Никольское престольное торжество сюда приезжает много паломников и гостей из соседних областей. С 2003 года Мамонтова пустынь стала возрождаться, тогда была обустроена купальня на Святом озере, начали строиться сестринский корпус, часовня и достраивался храм.

Мамонтова пустынь (Тамбовская область) сегодня еще известна и тем, что возле храма обители стоит скульптура Сергея Исакова «Николай Чудотворец». Она практически в точности напоминает древнюю икону храма. В правой руке он держит меч, а в другой — возрожденный храм.

Заключение

Это место на сегодняшний день очень известное и популярное в Тамбовской области. Сюда едет много паломников не только из России, но и из-за рубежа, чтобы насладиться русским православным духом. Особенно много людей здесь 22 мая, в День летнего Николая Чудотворца.

Сегодня многих привлекает Мамонтова пустынь. Тамбовская область отзывы получает самые благоприятные. Ведь там чистый воздух, озеро и великолепная природа, буквально все действует во здравие души и тела и просто умиротворяет. Равнодушным отсюда не уезжает никто.

Просто пленяет своей красотой Мамонтова пустынь (Тамбовская область). Часы работы ее можно узнать, к сожалению, лишь добравшись до места, а официальный сайт пока находится только в стадии разработки.

Источник

База отдыха туристический комплекс «Озеро Свято»: отдых в гармонии с природой!

13.06.2019 1895

Что можно назвать главной отличительной особенностью туристического комплекса «Озеро Свято»? Чем примечательно озеро, на берегу которого располагается эта база отдыха? Об этом нам рассказали сотрудники туристического комплекса «Озеро Свято».

База отдыха туристический комплекс «Озеро Свято»: отдых в гармонии с природой!

Когда образовался туристический комплекс «Озеро Свято», и кто стал его основателем?

Туристический комплекс «Озеро Свято» образован в 60-ые годы прошлого столетия. Инициаторами создания турбазы стали работники судостроительного завода «Ока».

Изначально это был палаточный городок, на смену которому пришли двухместные домики.

Затем, по инициативе профсоюзного комитета завода, при поддержке руководства предприятия, каждый цех и отдел судостроительного завода «Ока» стал строить для своих сотрудников по своему усмотрению домики, поэтому на турбазе очень мало одинаковых домов. Это турбаза летнего пребывания.

В муниципальную собственность весь заводской соцкультбыт отошел в 1990-е годы. С 2012 года туристический комплекс «Озеро Свято» стал структурным подразделением муниципального автономного учреждения Центр развития культуры и туризма «Возрождение».

Чем примечательна местность, в которой располагается туристический комплекс «Озеро Свято»? Какая там природа? Что можно сказать про озеро, рядом с которым располагается ваша база отдыха?

Озеро Святое Дедовское – это озеро карстового происхождения, которое с высоты птичьего полета напоминает лежащего человека. Площадь озера составляет более 136 га, охраняемой территории — около 260 га.

На озере произрастают редкие растения, такие как полушник озерный, ликоподиела заливаемая, горец земноводный и другие, что свидетельствует о чистоте воды. Вода в озере насыщена свободными ионами серебра.

Озеро издавна привлекало на отдых чистейшей водой, песчаными пляжами и расположением в сосновом лесу. Ещё в 1930-е годы озеро было излюбленным местом отдыха дедовского духовенства. В летнее время в лесу можно собирать грибы и ягоды.

Есть ли на озере Святое Дедовское пляжная зона? Какой там вход в воду? Насколько может быть плодотворной рыбалка на этом озере?

Озеро обладает песчаными пляжами и абсолютно чистой водой. Вход в воду пологий, без резких перепадов.

Рыбалка на озере возможна, но не в промышленных объемах.

Что можно назвать главной отличительной особенностью туристического комплекса «Озеро Свято»? Чем вы отличаетесь от других баз отдыха и туристических комплексов Нижегородской области?

Турбаза находится в лесу, рядом нет автомобильных дорог. В 1 км от турбазы находится старейший храм региона – Спасская церковь – памятник архитектуры 17 века.

Что входит в стоимость проживания на базе отдыха «Озеро Свято», а за что нужно платить дополнительно? Чем отличаются друг от друга коттеджи вашей базы отдыха?

Стоимость проживания 600-700 рублей в сутки на одного человека. Дополнительно оплачивается холодильник, парковка автомобиля на территории, пользование баней, беседками.

Какие ещё объекты, помимо коттеджей, входят в инфраструктуру туристического комплекса «Озеро Свято»?

Помимо коттеджей, на турбазе есть также продуктовый магазин, кафе, баня, душевая комната, бильярд, волейбольная и детская площадки. Также мы предлагаем теннис, катание на лодках и другие виды активного отдыха.

Какая кухня представлена в туристическом комплексе «Озеро Свято»? Есть ли у отдыхающих возможность готовить пищу самостоятельно?

В период работы базы отдыха, это июнь-август, на территории турбазы работает столовая, оплата по факту. Возможно самостоятельное приготовление пищи на мангале — эта услуга предоставляется за отдельную плату

Что представляет собой развлекательная программа туристического комплекса «Озеро Свято»?

На нашей турбазе имеются различные аттракционы для пляжного отдыха.

Каким было самое необычное мероприятие, проводившееся в туристическом комплексе «Озеро Свято»?

На базе комплекса проходят песенные фестивали и соревнования по спортивному ориентированию.

Источник

«Озеро СВЯТОЕ— лесная загадка».

September 10 2020, 11:58

Давно хотелось рассказать об изюминке своей малой родины

, которое было и остаётся «лесной загадкой» и по сей день…

«Святых озер» на территории России много и миф о появлении озер почти везде схож, но он настолько древний, что его уже никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть, а про какое озеро это было написано тоже не непонятно, и было ли это на самом деле:

Читайте также:  Озеро каспийское море тип озерной котловины

Легенда гласит, что «Когда-то давным-давно, еще в средние века собрались крестьяне из близлежащих деревень и срубили деревянную церковь там, где сейчас Святое озеро. Но после того, как работа над храмом была закончена, люди затеяли в нем ссоры и драки, и Господь разгневался на них за это. Как только селяне разошлись по домам, церковь ушла под землю, а проем над ней затопили ключевые воды. Утром вернулись — нет церкви. На том месте, где она недавно стояла, озеро плещется. Вода в нем светлая, чистая, будто слеза Божья. Вода в нем целебную силу имела, от разных болезней излечивала. Озеро Святым прозвали. А церковь о себе тихим звоном из глубины напоминает. Кто тот звон услышит — счастье найдет . »

Святое озеро находится в Вологодской области Усть-Кубенского района на самом севере района, в Авксентьевском сельском поселении.

Начать рассказ бы все же хотелось с земли, на которой это озеро находится, а если быть точнее, об «островке земли» всего в несколько сотен гектар, где когда то находилось четыре деревни и проживало: Поздеевская-160, Назаровская-39, Кузминская-99, Сокольниково-155 человек по переписи населенных мест

. И по этой же переписи численность на территории Авксентьева составляла 2328 человек. А сейчас на этой территории проживает по

— всего 128 человек (65 мужчин, 63 женщины).

Называются эта местность так же как и озеро —

, к которому оно относится, располагаются среди болот. То есть до 1987-88 годов, пока не была отсыпана грунтовая дорога до центральной усадьбы Авксентьева, и до 1990 года до «островка»

, добраться до них, не преодолев болот, было просто невозможно, разве что зимой. Так что раньше называли жителей этих поселений «Заграницей». От районного центра п.Устье до Авксентьева 70 км, а до озера Святого-80 км. А носивший когда-то название совхоз этой местности назывался «Лесные поляны», и можно сказать полностью этому соответствовал.

Как говорят старожилы на землях Святого никогда не встречали змей. В Вологодской области есть два района Сямженский и Тотемский, где они также не водятся. Но эти районы находятся довольно далеко за несколько сотен километров от этой местности, и никак с ними не граничат. И как так получилось, что рядом в болотах живут змеи, но не выползают на «святую землю»? Это тоже одна из загадок этой местности, и как «божьей милостью» по-другому назвать нельзя.…

Церковь в Святом — «Божьей Матери»:

Архивные данные о церкви:
Приписная Святораменская Богородицкая церковь, 1836 года, каменная (Погост Святовский юго-западнее д. Кузьминская). Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы – главный, Архангела Михаила, вмч. Георгия Победоносца.

Сначала ее хотели построить на «зяблой горке», самое высокое место на этом «островке», с видом на болото, и возвышается над ним около 10 метров. Привезли строительный материал на место строительства, когда пришли после выходных, то весь стройматериал оказался в другом месте, за несколько сотен метров от того, где его положили. Тогда и решили построить церковь там, где «Бог указал». Шпиль был позолоченный, высота церкви была около 40 метров в высоту. Из церкви ходили крестным ходом к Святому озеру (это приблизительно 2-3 км), на гостиный берег, святили воду в озере. Озеро окружают берега — один назван «Большие святые ворота», а другой «Малые святые ворота». 12 июля в Петров день и 23 ноября в Михайлов день около озера были народные гуляния.

В советские времена церковь стали разбирать, используя кирпич на постройку овчарни. Когда ломали церковь, громоотвод был повреждён, и поэтому в грозу ударила молния в крест, церковь загорелась, и никто её не тушил, выгорела вся.

Легенда последних дней — «черные копатели»:

Когда-то до революции «земля Святого» принадлежали барину Огаркову, который жил в Вологде, а сюда приезжал отдыхать. В доме постоянно проживали две барыни, управляющий и прислуга, а также имелась хорошая библиотека.

На территории нынешнего Авксентьева в то время действовало 3 церкви: Приписная Святораменская Богородицкая церковь, 1836 года,

и Заозерковская (название и год не известны). Данная местность Святое до революции 1917-го года была густо населенная, и имела самый большой церковный приход. Поэтому главная церковь все же была в Святом. В советские времена, с гонениями на церковь, именно «островку» Святому одному из первых досталась самая нелегкая участь, из-за его удаленности. Так, к примеру «электрификация страны» до этой местности так и не дошла. А если бы это произошло, то быстрее всего и сейчас бы в ней так же бы проживали жители.

Большой дом барина Огаркова в начале 1990-х еще стоял. Люди, прослышавшие, что «раньше богатые люди при закладке дома под угол закладывали «монетку», пытались «её найти». Поэтому все углы дома были подрыты. Нашёл ли кто «монетку», остается неизвестным.

Уже в 2000-х, какой-то предприимчивый «черный копатель» каким-то образом узнал о данной местности и ее «богатом прошлом» и решил найти клад, который «якобы зарыл барин» на этих землях. В следствие чего летом 2016-го года он привез технику (трактор, экскаватор) и в течении 2-х месяцев была вскопана довольно большая территория земли. Нашел ли он «клад», так же остается не известным. Но как говорят местные жители, что данный предприниматель в-первый раз приезжал на стареньком авто, а уже в конце приезжал на новеньком джипе.

Я же впервые попал на это озеро в 1980-м году, мне было всего 8 лет, еще тогда это озеро оставило свое неизгладимое впечатление на всю мою жизнь…

Закончив первый класс, старший брат Юра с другом Александром впервые взяли меня на Святое озеро, с ночевкой. Добраться до него можно было только на тракторах или пешим. Именно пешим мы тогда шли на озеро, дойдя до деревни Кузьминская (приблизительно в 2-х км от озера), где находился лагерь сенокосного и силосного звеньев «Лесные поляны».

Уже в то время «Святое» использовалось совхозом только для заготовки сена и силоса, так как посаженные зерновые вывозить с этого «островка» было не выгодно. В августе, когда подрастала трава на сенокосных угодьях, пригоняли телят с Ухтомицы и

(это еще два «островка» среди болот, входящие в состав Авксентьевского поселения) и пасли их почти до конца сентября.

Мы, передохнув на «кухне» (столовая и ночлег) силосного и сенокосного звеньев, пошли на озеро. Именно по этой дороге (уже несколько лет спустя), когда как-то шли поздним вечером, я в первый и в последний раз увидал «

», о которых только слышал, это так же оставило след в моей памяти. Придя на озеро, прочувствовал его атмосферу и наслаждался красотой озера. А когда мне захотелось пить, брат сказал «воды озеро, зачерпни ладошкой и пей». Именно с тех пор я начал пить не кипячёную воду этого озера, не боясь за последствия.

Святое озеро по форме своей круглое, диаметром около одного километра. Впадающих ручьев, речек или других притоков не имеет. Наполняется подземными водами. Вытекает только одна небольшая речка Волочанка, и почти рядом, через 150 метров, впадает в другую речку — Ухтомицу, берущую начало из болот неподалеку. А эта речушка полноводна только весной, а в засушливое лето ее без особого труда можно перешагнуть. Вода в озере постоянно чистая и прозрачная вода, которая никогда не «цветёт». Растут в нем занесенные

кувшинки: «желтая-кубышка» и «белая лилия».

В тихую ясную погоду его поверхность зеркальна. В огромном зеркале отражаются легкие облачка и прибрежные леса.

Но все же наловить рыбы на уху на удочку можно было в любое время дня, как и сейчас тоже.

Именно на этом озере увидал, как щука, живущая в нем, уживается с будущей своей жертвой (тогда мне было 10-11 лет):

Сидя в лодке на утренней зорьке в солнечную погоду с закинутой удочкой в 20 метрах от берега на глубине 3-5 метров, наблюдал, как по дну озера носится сорога и окуньки, с редким поклёвываньем. Но вдруг заметил, что они все «замерли», и понятно, что поклевыванье прекратилось. Что случилось, стало понятно спустя минуту. Увидел, что мимо «замерших» рыбок, буквально в нескольких сантиметрах спокойно и не спеша проплыла щука. И такое «чудо» именно в этот день пришлось увидеть трижды. Лишь позже я узнал объяснение такому явлению… Оказывается, что хищница в таком случае не может сфокусировать свое зрение на какой-либо из жертв (глаза разбегаются), и она плывет так до тех пор, пока у какой-нибудь из жертв «не выдерживают нервы», и она «разморозится». Тогда-то щука скорректирует зрение именно на ней и начнёт ее преследовать. Именно этим объясняется «временный перерыв» в клеве.

И по сей день озеро осталось таким же прозрачным. Так что можно в солнечную безветренную погоду спокойно увидеть это «чудо».

Одним из загрязнителей озера когда-то был «человеческий фактор», или «браконьерство» в ночное время с помощью остроги и «козы». Сейчас о таком способе многие не знают или подзабыли. Смысл его заключался в следующем: к носу лодки привязывалась железная сваренная решетка — «коза» на шесте, приблизительно метр от лодки и метр от воды, на которую укладывались полусырые дрова. Бралась часть фуфайки, которую пропитывали соляркой. При наступлении темноты поджигали её и клали на дрова. Разгоревшаяся фуфайка горела довольно долго (2-2.5 часа) при этом давая довольно обширный свет. Лодка постепенно двигалась по мелководью вокруг озера до глубины 3-х метров, выискивали уснувшую рыбу. Чем холоднее вода, а это ближе к осени, тем крепче рыба спит, и тем ближе можно было подвести острогу (рыболовное орудие в виде вил с несколькими зубьями) к рыбе. Самый большой недостаток этого «лова» был в том, что солярка все же попадала в озеро. В следствие этого, в ближайший день были ощутимо заметны разводы на воде от горючего -солярки. Но уже спустя несколько дней от них не оставалось и следов, только местами плавали угольки от дров. Озеро каким-то чудом самоочищалось. В последствии на замену «козе» пришли аккумуляторы с лучём-фарой, которые используют и по сей день.

Купаться на озеро жители данной местности теперь приезжают довольно часто, так как даже на автомобиле можно доехать почти до самого озера (пройти всего 1 км), а на мотоциклах и

доезжают до самого озера.

Однажды в жаркое лето 2001 года также приехал искупаться на озеро со своей женой. На берегу было много людей. Но там были очень назойливые слепни, тогда мы решили выплыть на середину озера. Отплывая 50 метров от берега, взглянув в глубь ты уже понимаешь, что глубина составляет более 10 метров, и оттуда проглядывает «бездна», а на середине озера она ощущается еще более сильно. Встав на край лодки и посмотрев в глубь озера, нырнул в «бездну». На глубине 2-2.5 метра от поверхности вода как парное молоко, а вот чуть глубже вода резко стала ледяная, как в колодце. То есть вода в озере прогревается только у берегов, а на большой глубине лишь несколько метров. Держась за лодку, очень было интересно наблюдать за своим телом, которое было погружено в воду. Тело просматривалось как единое целое, только место перехода его в воду как бы «ломалось».

Читайте также:  Некрасов роман мертвое озеро

О глубине же Святого озера ходили и продолжают ходить слухи. Одни говорят о 25 метрах, другие даже о 50 метрах. На мой взгляд все это правда, только все говорят о разном времени, когда эта глубина замерялась…

Когда впервые я попал на это озеро, то глубина Святого озера составляла 43 метра. Как мне объяснили, что замеряли ее, привязывая гирю к веревке, но в какое время это делали, не знаю. Сейчас этого уже ни подтвердить не опровергнуть. Но если размышлять логически, то можно сказать, что изначально глубина этого озера была значительно глубже даже 50-ти метров…

Если озеро является закрытым водоемом, а по весне все же в озеро втекают разные ручейки, которые несут не только чистую талую воду, но всякую примесь. Так же растительность, растущая вокруг (деревья-сбрасывают по осени часть своих листьев прямо в озеро) и в самом озере растут растения (осот, кувшинки, и др.), которые отмирают и ложатся на дно озера, где перегнивают и превращаются в ил. Также «человеческий фактор», который сослужил для озера в последние десятилетия отрицательную роль, и значительно ускорил его заиливание:

Еще в СССР государство пыталось использовать земельные угодья как можно плодотворнее, и для этого в конце 80-х из-за проложенной грунтовой дороги в Святое, было сделана мелиорация этих земель, чтобы сеять зерновые и возить на центральную усадьбу зерно для сушки на зернотоке. Для этого были оканавлены поля и проведен отвод воды от этих полей. Так как некоторые канавы были отведены в близлежащее болото с озером, то поэтому разбросанные по полям удобрения, стали частично попадать в озеро. В следствие чего в нем начала бурно расти растительность, образовав при этом «второе дно», которое сейчас значительно влияет на популяцию рыбы в озере…

В начале 2000-х приезжали исследовать озеро водолазы, которые где-то услышали про это озеро. Один из них, который прошел по дуну озера, рассказал, что видел на дне озера много ила. А также что есть «воронки», из которых торчат хвосты разложившихся и свежих уже умерших рыб. Причиной гибели рыбы является

, выделяющийся из-за «второго дна». Поэтому они предупредили, чтобы рыбаки были осторожнее, когда втыкают, а особенно если вынимают кол из озера. Так как при этом на поверхность поднимаются пузырьки, а это и есть опасный сероводород, которым дышать нельзя.

Я решил промерять глубину Святого озера сейчас, и самый глубокий замер получился 25 метров. Возможно, что это не самое глубокое место, но на мой взгляд оно может быть глубже лишь на несколько метров. То есть сегодня глубина Святого озера не превышает 30 метров. Значит можно сделать однозначный вывод, что за 40 лет глубина озера уменьшилась, где-то на 12-15 метров, или приблизительно по 30-35 см в год. То есть уже лет через 90-100 лет данное озеро с такими темпами заиливания может превратиться в озеро глубиной не более 8-10 метров, ну а еще за 100-200 лет превратится в обычное озеро, как все остальные в округе, не более 3-4 метров.

Легенду про церковь никак не проверить, ведь на то она и легенда. Одни думают, что данное озеро образовалось как карстовый провал, другие как водоем ледникового происхождения. Но у меня все же есть сомнения в таких образованиях…

Еще в детстве думал по поводу его происхождения. «Почему это озеро такое глубокое, а размером не более 1-го км в диаметре? Другие близлежащие озера можно сказать почти такие же по величине, но их глубина не превышает даже 3-х метров?»

Даже в Вологодской области

районах есть почти такие же озера, даже с теми же названиями, но глубиной они все же уступают этому озеру. Наверное в каждой области есть такиие озера (

) которые образовались за счет карстовых провалов, но идеально круглых озер не встретил, а глубина их даже не превышает 6-20 метров. Разве что

, оно такое же круглое, но находится не в болотистой местности, и опять же уступает по глубине описываемому мною озеру. А вот озеро

подхоит даже по глубине. Но именно по принципу образования оба озера, ученые как раз подтверждают мои предположения в их появлении…

У меня есть свое объяснение происхождения данного озера, так как когда мне было 15-20 лет, я несколько раз обходил это озеро пешим и знаю его конфигурацию:

По моему мнению данное озеро имеет метеоритное происхождение. Образовалось оно из-за падения метеорита размером 200-400 метров в диаметре, который вошёл почти под прямым углом к земле и упал в непроходимые болота. Именно этим можно объяснить его почти округлые формы диаметром около 1-го км. Падал он быстрее всего в направлении с востока на запад. В следствии чего южный и северный берег значительно выше, чем восточный и западный. Речка, вытекающая из озера, находится на северо-востоке. Высокий северный берег (сейчас выше 6-8 метров от уровня озера) резко спускается к этой речушке, а далее восточная сторона почти сразу переходит в абсолютно ровную поверхность, переходящую далее в болотистую местность. С учетом заиливания озера (сейчас 30-35см в год, а раньше это происходило тоже, но как мне кажется в разы медленнее), если предположить, что данный метеорит упал 1000-1500 лет назад, а возможно еще и раньше, то его изначальная глубина могла составлять не как не 50м, а гораздо глубже. Попробуйте бросить камень в довольно густую грязь почти под прямым углом и увидите, что получится.

В подтверждении моей версии мне рассказал один из старожилов Мохов Николай Изосимович, что «берега озера являются песочными».

Он рассказал, что сам видел, когда

паслись телята вокруг озера, то они своими ногами вытаптывали всю прибрежную растительность, а берега оголялись и там было видно, что они песчаные. Подтверждение его слов, можно наблюдать даже сегодня. Когда заходишь купаться в «Большие святые ворота» (южный берег), то основание дна является песчаным и твердо утрамбованным. А если отплыть на несколько метров от берега хотя бы на глубину 4-5 метров, и взять с собой кол и попробовать воткнуть его в озеро, то сначала кол спокойно пройдет мох и илистые отложения, а потом упрется в твердую поверхность дна, которая ясно показывает, что она песчаная.

В случае предположения «карстового провала», то берега озера в этом случае были бы не песчаными, а торфяными, как и у других озер в этой окрестности, и глубина озера была бы значительно меньше.

Данный миф о первоначальной глубине озера и времени его образования сегодня легко можно проверить — было бы желание. Для этого нужно просто в зимний период пройти буром «отложения ила», исследовать эти слои, и дойти до твердого дна, взять грунт на анализ…

Еще в начале 19 века, это озеро использовалось жителями данной местности как промысловое. Люди ловили рыбу и заготовляли ее довольно в больших количествах и продавали. Свойства выловленной рыбы и по сей день остаются не превзойденными. От нее не пахнет илом или т.п., не было такого случая чтобы выловили рыбу, которая была

. А так как берега были песчаными, а деревья вокруг озера находились на приличном расстоянии от воды, вокруг озера находились сенокосы, то рыбу без особого труда ловили неводами. Именно поэтому в озере и не росла бурно растительность, которая сейчас в изобилии.

Озеро «Святое» старается соответствовать своему названию… За все свое время существования, из общения со старожилами этой местности, никто не помнит, чтобы в нем утонул человек или какое-либо животное.

А таких случаев, когда люди могли утонуть можно привести не несколько, а просто бесконечное множество. Даже общаясь с Моховым Н.И., он мне рассказал сразу три случая про себя, когда он мог утонуть, так как был на озере один (запутался в сетке, упал за борт в броднях . и др.), где более часа пытался добраться до берега, при этом «барахтаясь» в холодной весенней воде, но даже насморка не подхватил. А случаев, когда «пьяные мужики» вываливались из лодок и каким-то «чудом» добирались до берега, просто не счесть.

Еще в 80-х, когда в одной из четырех деревень Святого доживали свои последние дни три бабушки из деревни Сокольниково, мне эту историю рассказала Прокопьевна (фамилию и имя не помню): «Как-то ночью мне постучал мужчина весь сырой и попросил спичек. Сами они были не из этой местности. Они вдвоем ловили на железной лодке рыбу, выпивали, а все припасы были в лодке. Но лодка по какой-то причине у них затонула. Чудом добрались до берега. Сами все же выплыли. Я дала им спичек и хлебных сухариков.» Позже местные жители так и не смогли найти эту лодку.

Те, кто тонул в этом озере, объясняют просто, что якобы «какая то неведомая сила выталкивает тебя на поверхность».

Святое озеро — сколько лет ему не известно. Но другого такого водоема в нашей местности нет, да и во всей Вологодской области тоже пока не встречал, и наверное уже не встречу. Но на него хочется возвращаться, сколько бы раз на нём не побывал. Оно тянет к себе, чтобы почувствовать не оценимую сказку природы.

Моя пока сбывшаяся мечта, о которой мечтал в детстве, переплыть озеро с южного на северный берег. А не сбывшаяся мечта, это искупаться в этом озере в крещение. Надеюсь, что все же она тоже когда-нибудь осуществится…

Источник