Меню

Сплав по реке учур якутия



Отчёты о походах

Виды туризма

Предисловие

Поход осуществлялся с 18 августа по 10 сентября с учетом заброски и выброски из города Якутск. Количество участников — 10 человек. Маршрут похода затрагивает два региона России — Амурскую область и Республику Саха (Якутия). Средства сплава: катамаран четвёрка — 2 штуки и катамаран двойка — 1 штука. Транспортные средства использованные при заброске и выброске: автомобиль, поезд, вахтовка, вездиход, моторные лодки (пришлось на лодках, т.к. отменили полесье. Также возможен вариант на барже, но это долго — 3-4 дня). Участники похода были из разных регионов России и окончательная консолидация группы и закупка продовольствия происходила в столице БАМа — городе Тында. Средства связи — два спутниковых телефона. Уровень воды был высокий — мы попали в конец паводка. Поход был зарегистрирован в МЧС Якутии — всё прошло без проишествий, но мы всем рекомендуем это делать. В этом походе я вёл краткие записи каждый день и тут постараюсь в более художественной форме передать свои впечатления. Детальный, сухой технический отчёт для МКК подготавливается и будет выложен позже (может быть).

Нитка нашего маршрута на карте от станции Улак до города Томмот, с местами наших стоянок. Более детально — будет четыре картинки в самом низу этого отчёта.

Якутия 2016г. Сплав по маршруту озеро Большое Токко - реки Мулам - Идюм - Алгама - Учур
Карта маршрута

Так как участники похода были из разных городов, то сбор группы проходил постепенно. Я и мой друг прилетели из Москвы в Якутск на самолёте, ещё двое участников приехали из Усть-Неры и Оймякона в Якутск на машине, пятеро были в Якутске. В таком составе 18.08.2016 мы загрузились в микроавтобус и отправились на федеральную трассу «Лена», по которой нам предстояло преодолеть примерно 1000 километров до города Тында, Амурской области. Трасса хорошая, почти везде уже асфальт. Делали три остановки в кафе, чтобы покушать и одну остановку около остатков одного из самых жёстких лагерей ГУЛАГа — «Васильевская» (также может называться «Васильевка» или «Васильевский»), куда отправляли только заключённых с большими сроками, не менее 20 лет. В лагере добывали уран.

Картина нужно сказать жуткая — сейчас это поросли невысоких деревьев и кустарника, идя через которые, то там то тут встречаются хаотично разбросанные безымянные могилы. Точнее могилами это сложно назвать — просто вдруг ты видеш небольшое углубление в земле прямоугольной формы. Картина жуткая. Останки там до сих пор так и лежат, потому что опознать кто где невозможно — хоронили просто закапывая и не документировали.

Якутия 2016г. Сплав по маршруту озеро Большое Токко - реки Мулам - Идюм - Алгама - Учур Якутия 2016г. Сплав по маршруту озеро Большое Токко - реки Мулам - Идюм - Алгама - Учур
Вокзал г.Тында Садимся на порезд в г.Тында

В полночь мы приехали к жд вокзалу г. Тында, сдали вещи в камеру хранения (140р. за 1 место), сразу сняли две квартиры (500р. с человека в сутки) и легли спать. У нас завтра был день в запасе и на поезде к нам должен был приехать десятый участник из Новотроицка (Башкирия), который ехал на поезде из Челябинска.

Очень впечатлило в ночи с подсветкой здания ж.д. вокзала города Тында — архитектор явно любил фантастику, футуристичные вещи и получилось очень круто. Я подобного вокзала не видел в России. К сожалению у меня пропало половина фото, сделанных на фотоаппарат по неизвестной мне причине, поэтому фото выкладываю какое осталось, но это не то — лучше в интернете глянуть.

Стоит отметить, что мы заложили сутки про запас на дорогу из Якутска до Тынды. Мы добрались очень быстро — у нас была хорошая машина и водитель, который торопился, плюс к этому мы приехали на паром через Лену — загрузились на него сразу без очереди и через пять минут отплыли. Так же была хорошая погода без дождя и на дороге обошлось без проишествий.

Прямо около вокзала находиться небольшая мелкооптовая база-магазин, где всё есть и все закупаются. Там же закупились и мы. В продаже было всё необходимое, в том числе хорошая бурятская тушенка. Хлеба мы взяли только на первые пару дней и взяли много муки — пекли лепёшки и т.д.

На следующий день нам предстояло загрузиться в поезд и доехать до станции Улак, которая находиться недалеко от Зейского водохранилища, и тут с нами приключился казус. Дело в том, что билеты на поезд покупали ребята из Якутска, которые на поездах то в походы, а тем более с барахлом, не ездят. Они ездят в основном на самолетах или микроавтобусах, на крышу которых грузат барахла сколько угодно. Вот и мы отправились в наш вояж взяв с собой раскладной стол, железные стулья, пару здоровых пластмасовых ящиков под посуду, сковородки, кухонные доски, несколько пластиковых боченков под провизию и прочую хрень — всего 28 мест, не считая тубусов для удочек, и билеты в сидячий вагон :)))

Стоит отметить, что на БАМе проводники тщательно следят за габаритами и количеством багажа у пассажиров. Это не поезд который на майские праздники отправляется из Москвы в Карелию или на Кавказ, в котором народ едет с пластиковыми каяками в платскарте и проводникам побарабану — тут всё по инструкции РЖД. Стоит отметить, что инструкции РЖД по провозу багажа точно не способствуют развитию внутреннего туризма в стране. В итоге нам пришлось выкупить пять последних мест в грузовом купе (каждое стоило как и человеческий билет) и отдельно еще целиком купе. Туда мы с горем попалам распихали шмотки. Спасибо начальнику поезда, который вошел в наше положение и позволил загрузить так шмотки, а РЖД за этот казус (перевозку вещей) мы доплатили почти 11 тысяч рублей. Вот так вот федеральная компания поддерживает развитие внутреннего туризма, но и мы конечно тоже красавцы 🙂 Но зато теперь ребята из Якутска точно знают, что в поход нужно билеты брать в плацкарт 🙂

Кипиш с погрузкой в поезд закончился и мы отправились в 19-23 по направлению к станции Улак. Ехать нужно было около 6 часов, а на станции Улак нас поджидала вахтовка. Доехали без проблем, перекусив по дороге сухпайком.

Выйдя, в 00-36 по местному времени, из поезда — мы сразу загрузились в поджидавшую нас вахтовку, и отправились дальше в путь по рабочей дороге, которая идёт вдоль рабочей железки, подходящей к Эльгинскому месторождению каменного угля.

Дорога протяженностью около 300 километров пролегала через отроги Станового хребта и была очень живописной. пока мы приехали и загрузилис, а затем доехали до подъёма на перевал — начало светать. Поднимались на перевал на самом рассвете — виды непередаваемой красоты! В час дня мы миновали перевал и добрались до места, где нас поджидала танкетка (гусеничный вездиход).

На вездеходе нам оставалось преодолеть через тайгу, болота и предгорье 40 километров — к вечеру должны были быть на месте. На это ушло около 6-7 часов. Было забавно — ехали на крыше, т.к. в вездеходе было нереально жарко от работающего двигателя.

Якутия 2016г. Сплав по маршруту озеро Большое Токко - реки Мулам - Идюм - Алгама - Учур Якутия 2016г. Сплав по маршруту озеро Большое Токко - реки Мулам - Идюм - Алгама - Учур
Заброска на гусеницах Недостроенный мост посреди тайги

Вот это нужно, конечно, видеть в живую — пробираешься на вездеходе через тайгу, выезжаешь на полянку у ручья, а там — открывается шикарный вид на мост через этот ручей:))) Ближайший населённый пункт в 350 километрах через перевал :)))

На закате мы наконец прибыли на место стапеля — озеро Большое Токко, кардон Виктора Андреевича. Искупались в живописнейшем озере с видом на Становой хребет и легли спать — четверо в вездеходе, двое в палатке, а остальные в доме. Завтра стапель и начало маршрута. Навигатор показывает, что мы прошли (могло быть утеряно около 100-200 км из-за севшей батарейки) 1176 километров от места приёма делегаций у Миши в Якутске. Михаил Местников — это директор этой затеи и попутно директор компании Норд Стрим, организующей путешествия по Якутии.

Якутия 2016г. Сплав по маршруту озеро Большое Токко - реки Мулам - Идюм - Алгама - Учур Якутия 2016г. Сплав по маршруту озеро Большое Токко - реки Мулам - Идюм - Алгама - Учур
Прибыли на Оз.Токко отметились в журнале посещений Снасти готовы к бою с хищниками

День 1

(22.08.2016, отметка пути 1176 — 1196, прошли 20 км.)

Сегодня стапель и первые пороги. Встали рано. Дежурные Саня и Паша оперативно сделали покушать. Начали собирать катамараны — две четвёрки (Арктика от Вольного Ветра и Фокс 400 от Рафтмастера) и двойка Белрафт. Белрафт со старенькой рамой и на связках оказался самым долгим в сборке. Быстрей всего собрали Арктику, а затем Фокс. По моему личному ощущению — каты на вязках это полная жесть, особенно когда вязки начинают развязываться или рваться в пороге (как было на нашем «Оранжевом болиде»). За 18 лет занятия водным туризмом — я не встретил ещё ни одного болта сорванного на катамаране, зато столько раз насладился мучительным вязанием, особенно когда тебя поедает рой мошки, а ты размачиваешь или вариш в котле (в котором потом кушать готовят) верёвочки или куски резины для вязания рамы, а затем медлено и мучительно всей толпой вяжешь, а ещё лучше вяжешь раму и потом шнуруешь её к гондолам — без коментариев. 🙂 Но это лично мой жизненный опыт и мнение. Без обид приверженцев вязок и шнуровки! 🙂

Около 14 часов дня попрощались с Виктором Андреевичем и отправились в путь. Погода стояла хорошая, был штиль, пройти нужно было 8 километров до истока Мулама — идеально, чтобы команда пригреблась друг к другу и к катамаранам. Форсировали это расстояние примерно за два часа при штиле, навигатор показал, что прогребли 9.5 километра.

Затем вход в реку Мулам. Стоит отметить, что по река Мулам проходит административная граница Республики Саха (Якутия) и Амурской области, а также река делит два часовых пояса — фактически можно телепортироваться в пространстве и времени 🙂

При входе сразу начинаются пороги 2 к.с. местами 3 к.с. — у нас была большая вода. Траектория движения хаотическая, между камней, но отчётливо читается с воды. Попадаются мощные сливы. Один раз, в самом начале, посадили две четвёрки, но спрыгнули с камней без проишествий, не считая потерянного весла. Прошли 8 километров от устья Мулама до метеостанции и встали на стоянку на высоком берегу через пару километров. Стоит отметить, что река в том месте была в разбоях и зачалиться к метеостанции и поздороваться с ребятами не получилось, к тому же вечерело, а мест нормальных для стоянке было не видно. Мы им помахали — надеюсь они не обиделись. Рыбу не ловили. Устали, поужинали и легли спать. Пороги шли без разведки.

(23.08.2016, отметка пути 1196-1240, прошли 44 км.)

Вышли в 11-00 и встали на стоянку в 18-30. Река спокойная, без порогов, но есть разбои река петляет.До намеченной точки по карте было 34 км. пути, а навигатор зафиксировал протяженность пройденного пути в 44 км. Кто или что ошиблось мы не знаем. Погода хорошая — переменная облачность, дождя нет. Рыбалки тоже нет — поймали четырёх Ленков и всё. В 18-30 встали на стоянку, поужинали, закусили пятиминуткой из ленков и легли спасть.

(24.08.2016, отметка пути 1240-1260, прошли 20 км.)

Встали рано. Позавтракали и пошел дождь. Шел до ночи. Была полуднёвка — делали баню. Получилось плохо — мокрые дрова. Ложусь спасть. Устал. Завтра водопады. Палатка дала течь. Хочется кушать. Кататоническое отчаяние.

(25.08.2016, отметка пути 1260-1285, прошли 25 км.)

Утро. Всё ещё идёт дождь. Холодно. Вылезать из спальника категорически не хочется. Завтракаем и быстро собираемся — впереди, примерно в пяти километрах от нас, пороги. В реке, судя по заметкам, прибавило около 20-30 см. воды. Впереди самый сложный порог — «Муламский».

Перед порогом несколько шивер, а потом на повороте, из-за угла, выходит порог с тремя ступенями. После порога река сразу уходит влево, а справа мощное улово, в которое по весне набивается много брёвен. Осмотр порога перед прохождением обязателен! Осмотр и поедание гигантской черники и голубики — по правой стороне. Если что — обнос тоже по правой стороне. При прохождении порога — обязателна страховка с берега. Есть удобные места для размещения людей с морковками.

У нас была большая вода и ступени превратились в мощные сливы, при малой воде там будут водопадики. Бочки около 2-2.5 метра. Решили идти по ярко выраженной струе, на груженных катамаранах. Были конечно иде типа: «. из под левого берега стреляем в право. » и т.д., но текуха была такой и каты так нагружены, что эти идеи оказались бесперспективны. Мы пробовали и в итоге зашли в последний слив на двушке, как и полагается истенным профи, — кормой вперёд :)))

Все три катамарана прошли порог без проишествий. В бочках порой накрывало по шею. Рафтмастер чуть не закусило. Оранжевый болид развернуло в конце — не вписались в поворот:)) А Арктика от Вольного Ветра прошла чисто, и впервые этот порог прошла на катамаране девушка — наша очаровательная Мария. Ниже смотрите фото и видео прохождения катамараном Арктика порога «Муламский» и фото остальных катамаранов.

Якутия 2016г. Сплав по маршруту озеро Большое Токко - реки Мулам - Идюм - Алгама - Учур Якутия 2016г. Сплав по маршруту озеро Большое Токко - реки Мулам - Идюм - Алгама - Учур Якутия 2016г. Сплав по маршруту озеро Большое Токко - реки Мулам - Идюм - Алгама - Учур
Порог р.Мулам — Кат 4-ка Порог р.Мулам — Кат 4-ка Порог р.Мулам — Кат 2-ка

После порога сразу сделали стоянку, т.к. все вымокли и устали. Началась рыбалка — вечером покушали вкусной жареной рыбы. Далее пороги — мощные шиверы (это по большой воде), шли один за другим с перерывами в километр примерно.

(26.08.2016, счётчик пути 1285-1306, прошли 21 км.)

Позавтракали вкусной ухой из тайменя, оперативно собрались и двинулись в путь. Следующие пороги (при нашей воде — мощные шиверы) начались сразу, через 50 метров. Валы в шиверах спокойно достигали 1-2.5 метра, но можно было идти без разведки по струе или держаться под берегом, где валы были поменьше. продолжительность препятствий была примерно от 0.5 до 1.5 км., затем небольшой перерыв и опять.

Погода была облачная, без дождя. После обеда поднялся ветер, небо полностью затянуло и начался дождь. До дождя успели встать на стоянку на слиянии Мулама и Идюма.. Вокруг потрясающие пейзажи дикой природы, по пути видели оленя и сахатого. Тут же старая изба и сарай с обломками Бурана. В советское время видимо была база промысловиков. Много следов Мишки.

Сделали баню — на этот раз удалась. Вкусно поужинали и под звуки дождя я отправился в теплый спальник спать. Сны в такой глуши особенно глубокие и качественные.

Якутия 2016г. Сплав по маршруту озеро Большое Токко - реки Мулам - Идюм - Алгама - Учур Якутия 2016г. Сплав по маршруту озеро Большое Токко - реки Мулам - Идюм - Алгама - Учур Якутия 2016г. Сплав по маршруту озеро Большое Токко - реки Мулам - Идюм - Алгама - Учур
Рыбалка удалась — первые трофеи Баня спасала каждый вечер Следы Хозяина тайги рядом с лагерем

(27.08.2016 г., счётчик пути 1306 — 1342, прошли 36 км)

С утра зарядила бодрая погода: 10 градусов Цельсия, качественный в морду винд с ледяным дождём, а затем ещё и омываниями жопы в волнах прекрасной реки.

Созерцаем сногшибательные пейзажи, частично закрытые дождевыми облаками, которые зацепились за верхушки сопок и висят в пятидесяти метрах над головой. Очень спортивно и холодно. Сплавляюсь в шлёпанцах. Укрепляю метахондрию. Верхушки сопок кое-где покрылись снегом, начала рыжеть лиственница.

После дневного перекуса (в обед) с одним из катов случился инцидент — после резкого поворота реки, на пути Арктики «внезапно» образовался камень в который ребята, после трёх попыток увернуться, всё таки грамотно впилились, подмяв шкуру с внутренними баллонами под каркас, со всеми вытекающими. В связи с этим мы вынуждены были час работать со шкурой и каркасом. Но, к счастью, они оказались быстрыми в обслуживании, а ребята бывалыми туристами и через час мы как ни вчём не бывало продолжили наш путь, в ожидании уже стоянки и сытного ужина.

В этих местах берега у реки слабопригодны для стоянки, скоро зайдёт солнце. Вынуждено останавливаемся в хоть как то пригодном для стоянки месте. Оперативно разбиваем лагер. Вещи мокрые. За 10 минут ставим палатку для бани, а ещё через 30 развешиваем там для сушки вещи — идеально! Стоит отметить что палатки и печка занимают по объёмы два свертка размером со спальник, а пользы от них минимум сухие вещи и прогретые люди. Чтобы мы делали без бани в этом походе — я не знаю. Была бы жопа точно. У нас была палатка для бани от Вольного Ветра и самая маленькая печка «Горынычъ». Жить будем! :)) Всё просушили, согрелись и спать.

Читайте также:  Куда впадает река турья схема

(28.08.2016 г., счётчик пути 1342-1382, прошли 40 км.)

Утро — солнце и снег. Встали, хорошо покушали, оперативно собрались и в 13-00 вышли.

На небе облака с редкими просветами, ветер, как обычно, в морду винд. Вода большая, берега затоплены. Рыба не клюёт. Верхушки сопок покрылись снегом. Порогов и шивер нет, есть перекаты. Течение хорошее.

Я всё ещё иду в сандалях и тонких неопреновых носках. Укрепляю метахондрию. Познаю путь истинного самурая.

Встали на стоянку на высокой стрелке, где небольшая Река впадает в Идюм. Завтра днёвка, а сегодня мы дежурный. Готовлю кушать. Всем так хочется есть, что нет времени даже переодеться. Священный долг дежурного в походе — это необходимость в первую очередь накормить коллектив!

Синее небо. Дождя нет! Температура примерно +15-17 градусов Цельсия. Шведский стол. Баня и рыбалка. Наготовили вкуснятины и отдохнули. Завтра по плану 45 километров пути с порогами.

(30.08.2016 г., счётчик пути 1382-1424, прошли 42 км.)

Погода хорошая — серое небо и нет дождя. Постоянные шиверы с хорошими валами. На груженных катамаранах стараемся обходить сбоку. По ходу ловим рыбу — поймали все, кроме меня. Видимо первый Таймень, которого я поймал и зажарил для всех — на меня обиделся или просто не везёт. Скорее второе, так как при заброске оторвался самый перспективный воблер.

Стоянка хреновая, но зато около ручья и ловится рыба. Наш самый заядлый рыбак — Василий, потерял, точнее забыл на месте прошлого причаливания, самый навороченный спининг — жалко, но пусть это будет даром богам за пойманную рыбу.

(31.08.2016 г., счётчик пути 1424-1456, прошли 32 км.)

Погода хмурая, но без дождя. Вода высокая, но потихоньку падает. Очень живописные места. Созерцание окружающей природы устраняет все тяготы хреновой погоды.

Одна за одной идут шиверы с мощными валами 1.5 — 2 метра высотой. Стараемся проходить под берегом — лень мочиться. Началась рыбалка — у всех, кроме меня. Настроение из-за этого хреновое, да ещё вдобавок сегодня посадил несколько хороших блёсен — осталась последняя. Под самый вечер поймал двух ленков. Все остальные взяли минимум по тайменю.

Лето официально закончилось.

(01.09.2016г., счётчик пути 1456-1502, прошли 46 км.)

Сегодня день знаний и первый день осени. Тайга раскрашивается в яркие цвета на глазах — очень красиво. Небо затянуто тучами. Изредка моросит дождь. Сегодня выходим из гор и сегодня у нас на пути второй по сложности порог на маршруте.

Порог требует обязательного осмотра и страховки. Мы зачалились и осматривали по правому берегу. Порог представляет из себя (при большой воде) мощный слив и далее мощные валы на протяжении около километра. Самая сложная часть — это заход в порог, далее по струе. Прошли на груженных катамаранах без проишествий.

Далее река выходит из гор и заметно расширяется. Ветер, как положено, начинает дуть в лицо. Встали на стоянку примерно в полутора километрах от впадения Идюма в Алгаму.

(02.09.2016., счётчик пути 1502-1540, прошли 38 км.)

Погода прекрасная — местами видно синее небо, дождя нет. Позавтракали и оперативно вышли.

После слияния с Алгамой река становиться заметно шире и достигает в ширину нескольких сот метров. Порогов и шивер больше нет. Ветра тоже нет. Идём не напрягаясь — течение в среднем 6 км.ч. Прошли расстояние не напрягаясь и созерцая красоты вокруг. Достаточно рано встали на стоянку. Вечером пошел дождь.

Якутия 2016г. Сплав по маршруту озеро Большое Токко - реки Мулам - Идюм - Алгама - Учур Якутия 2016г. Сплав по маршруту озеро Большое Токко - реки Мулам - Идюм - Алгама - Учур
Осень наступает Солнце, желтеющие на глазах сопки

(03.09.2016 г., счётчик пути 1540-1589 км., прошли 49 км.)

Сегодня вышли в 12-00. Моросит дождь, который шел всю ночь. Утром к нам на моторке подъехал местный житель — сказал, что 10 дней назад уровень воды бал на девять метров выше! Проверим через пару дней на метеостанции, но лес по берегам прижат течением к земле.

Через полтора километра после стоянки Алгама впадает в Гонам, а Гонам через 3 километра впадает в Учур. Ширина реки местами достигает теперь примерно 350-600 метров. Ветра нет. Скорость течения, судя по показаниям GPS, в безветренную погоду от 6 до 7 км.ч на спокойных участка, а на быстринах достигает 10-11 км.ч.

Не гребём — нас несёт течение, а мы созерцаем окружающую природу. После двух километрового участка живописнейших скал — встаем на стоянку на острове. Погода хорошая — тучи, но нет дождя и ветра.

(04.09.2016 г., счётчик пути 1589 — 1668, прошли 79 км.)

Погода хорошая — хмурое небо, нет дождя и иногда несильный ветер. Средняя скорость течения выросла до 7-8 км.ч на спокойных участках. Вышли рано утром, взяв перекус на катамараны и почти не гребя, наслаждаясь пейзажами за бортом, к вечеру прошли 80 километров до метеостанции «Чюльбю». Там и заночевали. Ребята выделили нам поляну для палаток. Завтра днёвка, баня и стирка. Осталось три дня похода и выброска.

Якутия 2016г. Сплав по маршруту озеро Большое Токко - реки Мулам - Идюм - Алгама - Учур Якутия 2016г. Сплав по маршруту озеро Большое Токко - реки Мулам - Идюм - Алгама - Учур
Метеостанции «Чюльбю» Человек из Чагда буксирует нас вверх по Алдану 400 км.

(05.09.2016 г., прошли 0 км)

Погода хорошая — дождя, ветра и синего неба нет. Сегодня стирка, баня и отдых. Осталось 150 километров пути до антистапеля близь посёлка Чагда.

Ребята на метеостанции подтвердили показания местного жителя на моторке — 10 дней назад уровень воды был на 12 метров выше. о чем есть соответствующие записи. Говорят на реке была настоящая мясорубка из брёвен — оно и видно по берегам.

(06. 09. 2016 г., счётчик пути 1668 — 1750, прошли 82 км.)

Вышли в 9 утра. Течение первые два часа хода было 7-8 км.ч. Затем река расширилась до нескольких сот метров, течение упало до 5 км.ч. и поднялся хороший встречный ветер. Пришлось жёстко работать вёслами и ползти как черепахи под берегом.

Прошли запланированные 80 км. с обедом в виде перекуса на катамаранах. На обед не причаливали. На стоянку встали за 15 минут до полного захода солнца на острове. Пришлось жестко попыхтеть сегодня. Завтра последний переход до Чагды и антистапель.

(07.09.2016 г., счётчик пути 1750 — 1827, прошли 77 км.)

Вышли в 9-00. Ветрено. Идём медленно. В 13-00 пообедали и в 14-00 нас случайно встретил на моторке человек из Чагда, который должен нас завтра выбросить вверх по Алдану 400 км. до Томмота. Связали каты вместе и он взял нас на буксир. Если бы не моторка — мы бы 100% не прошли это расстояние. Был сильный ветер и река разлилась метров на 700-800 в ширину. Мы бы шли на вёслах это расстояние пару дней. Начался затяжной дождь.

Стоянки не было — встали кое как на каменистом с крупными камнями берегу. Катамараны разбирали под дождём. Завтра в 6-00 утра сюда придут две моторки, которые выкинут нас до Томмота. Полесье отменили. На барже нужно идти 3-4 дня.

(08.09.2016 г., счётчик пути 1827-2225, прошли 398 км.)

Дождь не прекращался с вечера. В 6-00 пришло две моторки — одна крытая, другая нет. Обе лодки маленькие. Собираемся и грузимся. Кое как загрузили, точнее распихали вещи по лодкам и сами набились как шпроты.

Тут образовалась большая проблема. У крытой лодки двигатель 150 лошадок, у открытой 60, но это не помогло — лодки не выходят на глиссер. Нужно нанимать ещё одну или оставлять часть груза.

Нанимать ещё одну нет денег — итак дорого получается. Оставили катамараны в Чагде. Ребята привезут из зимой на машине в Якутск, а летом до Томмота можно добраться только по воде. Зимой на машине по льду. Вот так живут кое где люди в России — ближайший магазин и автомобильная дорога в 390 километрах на моторных лодках.

Без катов лодки вышли на глиссер и через 10 часов пути с одной остановкой на 20 мин (дозаправка и обед) в 18-00 мы прибыли в Томмот. Машина до Якутска будет затра утром. Заночевали прямо у реки в палатках, недалеко от автомобильного моста.

Машина приехала в 9-00 утра. Загрузили вещи и отправились в Якутск. В 19-00 мы уже переправились на пороме через Лену и оказались в Якутске. Завтра мой самолет до Москвы.

Спасибо всей команде за прекрасный поход! Отдельное спасибо Мише за организацию этого похода, а Андрею за выделенные мне сапоги, чтобы моя метахондрия окончательно не загнулась осенью в Якутской тайге в шлепанцах. )) Василию за прекрасные съёмки с квадрокоптера и вкусное сало.

Ниже картинки с маршрутом нашего похода от Станции Улак до Томмота более детально.

Источник

Рыболовный тур на реку Учур

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push(<>);

Река Учур течет по Республике Саха (Якутия) и Хабаровскому краю. Правый приток реки Алдан.

Описание

Общая длина реки – 812 километров, на протяжении которых принимает 141приток длиной более 10 км. В бассейне около 16 000 водотоков, свыше пяти тысяч озёр. Вскрывается в первой половине мая, замерзает в начале октября. На участках выходов термальных вод — полыньи.

На маршруте предлагается обслуживание: 2 инструктора, один из которых повар. В обязанности инструкторов входит осуществление общего руководства на маршруте, обслуживание лодок, установка лагеря, заготовка дров и приготовление пищи. Для ночлега предоставляются 3-4-х местные палатки.

Обитатели реки: таймень, ленок, сиг, хариус, тугун, щука, окунь, налим, осётр.

Программа тура

  • 1 день — встреча в аэропорту города Якутск, завтрак, садимся в джипы и едем на паром в Якутске через реку Лена, переправляемся 12 км, затем едем 280 км по трассе до села Улу, обед, продолжаем движение 180 км до села Томмот, ужин, ночлег в гостинице. По пути группа заезжает на реликтовый ледник Булуус, нетающий.
  • 2 день — завтрак, грузимся в скоростной катер «Восток» мотор 175 л.с. и спускаемся по реке Алдан на 400 км до устья реки Учур, обед, затем поднимаемся по реке Учур на 270 км до устья реки Гонам, разбиваем лагерь, рыбалка, ужин, ночлег.
  • 3 день — завтрак, сбор лагеря, грузимся в два водомета «Салар» и поднимаемся по реке Учур на 100 км, обед, разбиваем лагерь, рыбалка, ужин, ночлег.
  • 4-5 дни — завтрак, грузимся в два водомета «Салар» и поднимаемся по реке Учур на 100 км, обед, разбиваем лагерь, рыбалка, ужин, ночлег.
  • 6 день — завтрак, сбор лагеря, спускаемся по реке Учур на 200 км до устья реки Гонам, обед, разбиваем лагерь, рыбалка, ужин, ночлег.
  • 7 день — завтрак, грузимся в скоростной катер «Восток» и спускаемся по реке Учур на 270 км до ее устья, затем поднимаемся по реке Алдан на 400 км до села Томмот, примерно 13-15 часов, поднимаем катер, ужин, ночлег в гостинице.
  • 8 день — завтрак, садимся в джипы и едем 180 км по трассе до села Улу, обед, продолжаем движение 280 км до парома через реку Лена, переплавляемся 12 км в Якутск, ужин, ночлег в гостинице.
  • 9 день — завтрак, вылет из Якутска.

Прайс лист

Состав группы: 6 рыбаков и 2 инструктора
Стоимость тура: 1 200 000 рублей

Источник

Сплав по маршруту озеро Большое Токко — реки Мулам — Идюм — Алгама — Учур

Сплав по маршруту озеро Большое Токко — реки Мулам — Идюм — Алгама — Учур

Отчёт о туристском походе 5 категории, протяженностью 650 км., проходящему по Амурской области и Республике Саха (Якутия) по маршруту озеро Большое Токко — реки Мулам — Идюм — Алгама — Учур, с выброской вверх по Алдану.

Предисловие

Поход осуществлялся с 18 августа по 10 сентября с учетом заброски и выброски из города Якутск. Количество участников — 10 человек. Маршрут похода затрагивает два региона России — Амурскую область и Республику Саха (Якутия). Средства сплава: катамаран четвёрка — 2 штуки и катамаран двойка — 1 штука. Транспортные средства использованные при заброске и выброске: автомобиль, поезд, вахтовка, вездиход, моторные лодки (пришлось на лодках, т.к. отменили полесье. Также возможен вариант на барже, но это долго — 3-4 дня). Участники похода были из разных регионов России и окончательная консолидация группы и закупка продовольствия происходила в столице БАМа — городе Тында. Средства связи — два спутниковых телефона. Уровень воды был высокий — мы попали в конец паводка. Поход был зарегистрирован в МЧС Якутии — всё прошло без проишествий, но мы всем рекомендуем это делать. В этом походе я вёл краткие записи каждый день и тут постараюсь в более художественной форме передать свои впечатления. Детальный, сухой технический отчёт для МКК подготавливается и будет выложен позже (может быть).

Нитка нашего маршрута на карте от станции Улак до города Томмот, с местами наших стоянок. Более детально — будет четыре картинки в самом низу этого отчёта.

Карта по маршруту озеро Большое Токко - реки Мулам - Идюм - Алгама - Учур

Заброска

Так как участники похода были из разных городов, то сбор группы проходил постепенно. Я и мой друг прилетели из Москвы в Якутск на самолёте, ещё двое участников приехали из Усть-Неры и Оймякона в Якутск на машине, пятеро были в Якутске. В таком составе 18.08.2016 мы загрузились в микроавтобус и отправились на федеральную трассу «Лена», по которой нам предстояло преодолеть примерно 1000 километров до города Тында, Амурской области. Трасса хорошая, почти везде уже асфальт. Делали три остановки в кафе, чтобы покушать и одну остановку около остатков одного из самых жёстких лагерей ГУЛАГа — «Васильевская» (также может называться «Васильевка» или «Васильевский»), куда отправляли только заключённых с большими сроками, не менее 20 лет. В лагере добывали уран.

Картина нужно сказать жуткая — сейчас это поросли невысоких деревьев и кустарника, идя через которые, то там то тут встречаются хаотично разбросанные безымянные могилы. Точнее могилами это сложно назвать — просто вдруг ты видеш небольшое углубление в земле прямоугольной формы. Картина жуткая. Останки там до сих пор так и лежат, потому что опознать кто где невозможно — хоронили просто закапывая и не документировали.

В полночь мы приехали к жд вокзалу г. Тында, сдали вещи в камеру хранения (140р. за 1 место), сразу сняли две квартиры (500р. с человека в сутки) и легли спать. У нас завтра был день в запасе и на поезде к нам должен был приехать десятый участник из Новотроицка (Башкирия), который ехал на поезде из Челябинска.

Очень впечатлило в ночи с подсветкой здания ж.д. вокзала города Тында — архитектор явно любил фантастику, футуристичные вещи и получилось очень круто. Я подобного вокзала не видел в России. К сожалению у меня пропало половина фото, сделанных на фотоаппарат по неизвестной мне причине, поэтому фото выкладываю какое осталось, но это не то — лучше в интернете глянуть.

ЖД Вокзал города Тында

Стоит отметить, что мы заложили сутки про запас на дорогу из Якутска до Тынды. Мы добрались очень быстро — у нас была хорошая машина и водитель, который торопился, плюс к этому мы приехали на паром через Лену — загрузились на него сразу без очереди и через пять минут отплыли. Так же была хорошая погода без дождя и на дороге обошлось без проишествий.

Прямо около вокзала находиться небольшая мелкооптовая база-магазин, где всё есть и все закупаются. Там же закупились и мы. В продаже было всё необходимое, в том числе хорошая бурятская тушенка. Хлеба мы взяли только на первые пару дней и взяли много муки — пекли лепёшки и т.д.

На следующий день нам предстояло загрузиться в поезд и доехать до станции Улак, которая находиться недалеко от Зейского водохранилища, и тут с нами приключился казус. Дело в том, что билеты на поезд покупали ребята из Якутска, которые на поездах то в походы, а тем более с барахлом, не ездят. Они ездят в основном на самолетах или микроавтобусах, на крышу которых грузат барахла сколько угодно. Вот и мы отправились в наш вояж взяв с собой раскладной стол, железные стулья, пару здоровых пластмасовых ящиков под посуду, сковородки, кухонные доски, несколько пластиковых боченков под провизию и прочую хрень — всего 28 мест, не считая тубусов для удочек, и билеты в сидячий вагон :)))

Читайте также:  Пресноводный дельфин в реках амазонки

Казус с вещами на вокзале Тынды

Стоит отметить, что на БАМе проводники тщательно следят за габаритами и количеством багажа у пассажиров. Это не поезд который на майские праздники отправляется из Москвы в Карелию или на Кавказ, в котором народ едет с пластиковыми каяками в платскарте и проводникам побарабану — тут всё по инструкции РЖД. Стоит отметить, что инструкции РЖД по провозу багажа точно не способствуют развитию внутреннего туризма в стране. В итоге нам пришлось выкупить пять последних мест в грузовом купе (каждое стоило как и человеческий билет) и отдельно еще целиком купе. Туда мы с горем попалам распихали шмотки. Спасибо начальнику поезда, который вошел в наше положение и позволил загрузить так шмотки, а РЖД за этот казус (перевозку вещей) мы доплатили почти 11 тысяч рублей. Вот так вот федеральная компания поддерживает развитие внутреннего туризма, но и мы конечно тоже красавцы 🙂 Но зато теперь ребята из Якутска точно знают, что в поход нужно билеты брать в плацкарт 🙂

Кипиш с погрузкой в поезд закончился и мы отправились в 19-23 по направлению к станции Улак. Ехать нужно было около 6 часов, а на станции Улак нас поджидала вахтовка. Доехали без проблем, перекусив по дороге сухпайком.

Выйдя, в 00-36 по местному времени, из поезда — мы сразу загрузились в поджидавшую нас вахтовку, и отправились дальше в путь по рабочей дороге, которая идёт вдоль рабочей железки, подходящей к Эльгинскому месторождению каменного угля.

Вахтовка

Дорога протяженностью около 300 километров пролегала через отроги Станового хребта и была очень живописной. пока мы приехали и загрузилис, а затем доехали до подъёма на перевал — начало светать. Поднимались на перевал на самом рассвете — виды непередаваемой красоты! В час дня мы миновали перевал и добрались до места, где нас поджидала танкетка (гусеничный вездиход).

отроги Станового хребтп

На фото ниже — памятник Самострою :))

Памятник Самострою

На вездеходе нам оставалось преодолеть через тайгу, болота и предгорье 40 километров — к вечеру должны были быть на месте. На это ушло около 6-7 часов. Было забавно — ехали на крыше, т.к. в вездеходе было нереально жарко от работающего двигателя.

Танкетка

Вот это нужно, конечно, видеть в живую — пробираешься на вездеходе через тайгу, выезжаешь на полянку у ручья, а там — открывается шикарный вид на мост через этот ручей:))) Ближайший населённый пункт в 350 километрах через перевал :)))

Мост через ручей

На закате мы наконец прибыли на место стапеля — озеро Большое Токко, кардон Виктора Андреевича. Искупались в живописнейшем озере с видом на Становой хребет и легли спать — четверо в вездеходе, двое в палатке, а остальные в доме. Завтра стапель и начало маршрута. Навигатор показывает, что мы прошли (могло быть утеряно около 100-200 км из-за севшей батарейки) 1176 километров от места приёма делегаций у Миши в Якутске. Михаил Местников — это директор этой затеи и попутно директор компании Норд Стрим, организующей путешествия по Якутии.

Озеро Большое Токко - вид на Становой Хребет

Книга озера Большое Токкоо

День 1

(22.08.2016, отметка пути 1176 — 1196, прошли 20 км.)

Сегодня стапель и первые пороги. Встали рано. Дежурные Саня и Паша оперативно сделали покушать. Начали собирать катамараны — две четвёрки (Арктика от Вольного Ветра и Фокс 400 от Рафтмастера) и двойка Белрафт. Белрафт со старенькой рамой и на связках оказался самым долгим в сборке. Быстрей всего собрали Арктику, а затем Фокс. По моему личному ощущению — каты на вязках это полная жесть, особенно когда вязки начинают развязываться или рваться в пороге (как было на нашем «Оранжевом болиде»). За 18 лет занятия водным туризмом — я не встретил ещё ни одного болта сорванного на катамаране, зато столько раз насладился мучительным вязанием, особенно когда тебя поедает рой мошки, а ты размачиваешь или вариш в котле (в котором потом кушать готовят) верёвочки или куски резины для вязания рамы, а затем медлено и мучительно всей толпой вяжешь, а ещё лучше вяжешь раму и потом шнуруешь её к гондолам — без коментариев. 🙂 Но это лично мой жизненный опыт и мнение. Без обид приверженцев вязок и шнуровки! 🙂

Около 14 часов дня попрощались с Виктором Андреевичем и отправились в путь. Погода стояла хорошая, был штиль, пройти нужно было 8 километров до истока Мулама — идеально, чтобы команда пригреблась друг к другу и к катамаранам. Форсировали это расстояние примерно за два часа при штиле, навигатор показал, что прогребли 9.5 километра.

Затем вход в реку Мулам. Стоит отметить, что по река Мулам проходит административная граница Республики Саха (Якутия) и Амурской области, а также река делит два часовых пояса — фактически можно телепортироваться в пространстве и времени 🙂

При входе сразу начинаются пороги 2 к.с. местами 3 к.с. — у нас была большая вода. Траектория движения хаотическая, между камней, но отчётливо читается с воды. Попадаются мощные сливы. Один раз, в самом начале, посадили две четвёрки, но спрыгнули с камней без проишествий, не считая потерянного весла. Прошли 8 километров от устья Мулама до метеостанции и встали на стоянку на высоком берегу через пару километров. Стоит отметить, что река в том месте была в разбоях и зачалиться к метеостанции и поздороваться с ребятами не получилось, к тому же вечерело, а мест нормальных для стоянке было не видно. Мы им помахали — надеюсь они не обиделись. Рыбу не ловили. Устали, поужинали и легли спать. Пороги шли без разведки.

(23.08.2016, отметка пути 1196-1240, прошли 44 км.)

Вышли в 11-00 и встали на стоянку в 18-30. Река спокойная, без порогов, но есть разбои река петляет.До намеченной точки по карте было 34 км. пути, а навигатор зафиксировал протяженность пройденного пути в 44 км. Кто или что ошиблось мы не знаем. Погода хорошая — переменная облачность, дождя нет. Рыбалки тоже нет — поймали четырёх Ленков и всё. В 18-30 встали на стоянку, поужинали, закусили пятиминуткой из ленков и легли спасть.

(24.08.2016, отметка пути 1240-1260, прошли 20 км.)

Встали рано. Позавтракали и пошел дождь. Шел до ночи. Была полуднёвка — делали баню. Получилось плохо — мокрые дрова. Ложусь спасть. Устал. Завтра водопады. Палатка дала течь. Хочется кушать. Кататоническое отчаяние.

(25.08.2016, отметка пути 1260-1285, прошли 25 км.)

Утро. Всё ещё идёт дождь. Холодно. Вылезать из спальника категорически не хочется. Завтракаем и быстро собираемся — впереди, примерно в пяти километрах от нас, пороги. В реке, судя по заметкам, прибавило около 20-30 см. воды. Впереди самый сложный порог — «Муламский».

Перед порогом несколько шивер, а потом на повороте, из-за угла, выходит порог с тремя ступенями. После порога река сразу уходит влево, а справа мощное улово, в которое по весне набивается много брёвен. Осмотр порога перед прохождением обязателен! Осмотр и поедание гигантской черники и голубики — по правой стороне. Если что — обнос тоже по правой стороне. При прохождении порога — обязателна страховка с берега. Есть удобные места для размещения людей с морковками.

У нас была большая вода и ступени превратились в мощные сливы, при малой воде там будут водопадики. Бочки около 2-2.5 метра. Решили идти по ярко выраженной струе, на груженных катамаранах. Были конечно иде типа: «. из под левого берега стреляем в право. » и т.д., но текуха была такой и каты так нагружены, что эти идеи оказались бесперспективны. Мы пробовали и в итоге зашли в последний слив на двушке, как и полагается истенным профи, — кормой вперёд :)))

Все три катамарана прошли порог без проишествий. В бочках порой накрывало по шею. Рафтмастер чуть не закусило. Оранжевый болид развернуло в конце — не вписались в поворот:)) А Арктика от Вольного Ветра прошла чисто, и впервые этот порог прошла на катамаране девушка — наша очаровательная Мария. Ниже смотрите фото и видео прохождения катамараном Арктика порога «Муламский» и фото остальных катамаранов.

Порог Муламский - катамаран Арктика

Порог Муламский - четвёрка Димы Марданова

Оранжевый болид в пороге Муламский

После порога сразу сделали стоянку, т.к. все вымокли и устали. Началась рыбалка — вечером покушали вкусной жареной рыбы. Далее пороги — мощные шиверы (это по большой воде), шли один за другим с перерывами в километр примерно.

Началась рыбалка

(26.08.2016, счётчик пути 1285-1306, прошли 21 км.)

Позавтракали вкусной ухой из тайменя, оперативно собрались и двинулись в путь. Следующие пороги (при нашей воде — мощные шиверы) начались сразу, через 50 метров. Валы в шиверах спокойно достигали 1-2.5 метра, но можно было идти без разведки по струе или держаться под берегом, где валы были поменьше. продолжительность препятствий была примерно от 0.5 до 1.5 км., затем небольшой перерыв и опять.

Погода была облачная, без дождя. После обеда поднялся ветер, небо полностью затянуло и начался дождь. До дождя успели встать на стоянку на слиянии Мулама и Идюма.. Вокруг потрясающие пейзажи дикой природы, по пути видели оленя и сахатого. Тут же старая изба и сарай с обломками Бурана. В советское время видимо была база промысловиков. Много следов Мишки.

Сделали баню — на этот раз удалась. Вкусно поужинали и под звуки дождя я отправился в теплый спальник спать. Сны в такой глуши особенно глубокие и качественные.

Баня походная Вольный Ветер
Следы Мишки (медведя)

(27.08.2016 г., счётчик пути 1306 — 1342, прошли 36 км)

С утра зарядила бодрая погода: 10 градусов Цельсия, качественный в морду винд с ледяным дождём, а затем ещё и омываниями жопы в волнах прекрасной реки.

Созерцаем сногшибательные пейзажи, частично закрытые дождевыми облаками, которые зацепились за верхушки сопок и висят в пятидесяти метрах над головой. Очень спортивно и холодно. Сплавляюсь в шлёпанцах. Укрепляю метахондрию. Верхушки сопок кое-где покрылись снегом, начала рыжеть лиственница.

Начало осени в тайге

После дневного перекуса (в обед) с одним из катов случился инцидент — после резкого поворота реки, на пути Арктики «внезапно» образовался камень в который ребята, после трёх попыток увернуться, всё таки грамотно впилились, подмяв шкуру с внутренними баллонами под каркас, со всеми вытекающими. В связи с этим мы вынуждены были час работать со шкурой и каркасом. Но, к счастью, они оказались быстрыми в обслуживании, а ребята бывалыми туристами и через час мы как ни вчём не бывало продолжили наш путь, в ожидании уже стоянки и сытного ужина.

В этих местах берега у реки слабопригодны для стоянки, скоро зайдёт солнце. Вынуждено останавливаемся в хоть как то пригодном для стоянки месте. Оперативно разбиваем лагер. Вещи мокрые. За 10 минут ставим палатку для бани, а ещё через 30 развешиваем там для сушки вещи — идеально! Стоит отметить что палатки и печка занимают по объёмы два свертка размером со спальник, а пользы от них минимум сухие вещи и прогретые люди. Чтобы мы делали без бани в этом походе — я не знаю. Была бы жопа точно. У нас была палатка для бани от Вольного Ветра и самая маленькая печка «Горынычъ». Жить будем! :)) Всё просушили, согрелись и спать.

(28.08.2016 г., счётчик пути 1342-1382, прошли 40 км.)

Утро — солнце и снег. Встали, хорошо покушали, оперативно собрались и в 13-00 вышли.

На небе облака с редкими просветами, ветер, как обычно, в морду винд. Вода большая, берега затоплены. Рыба не клюёт. Верхушки сопок покрылись снегом. Порогов и шивер нет, есть перекаты. Течение хорошее.

Я всё ещё иду в сандалях и тонких неопреновых носках. Укрепляю метахондрию. Познаю путь истинного самурая.

Встали на стоянку на высокой стрелке, где небольшая Река впадает в Идюм. Завтра днёвка, а сегодня мы дежурный. Готовлю кушать. Всем так хочется есть, что нет времени даже переодеться. Священный долг дежурного в походе — это необходимость в первую очередь накормить коллектив!

Синее небо. Дождя нет! Температура примерно +15-17 градусов Цельсия. Шведский стол. Баня и рыбалка. Наготовили вкуснятины и отдохнули. Завтра по плану 45 километров пути с порогами.

(30.08.2016 г., счётчик пути 1382-1424, прошли 42 км.)

Погода хорошая — серое небо и нет дождя. Постоянные шиверы с хорошими валами. На груженных катамаранах стараемся обходить сбоку. По ходу ловим рыбу — поймали все, кроме меня. Видимо первый Таймень, которого я поймал и зажарил для всех — на меня обиделся или просто не везёт. Скорее второе, так как при заброске оторвался самый перспективный воблер.

Стоянка хреновая, но зато около ручья и ловится рыба. Наш самый заядлый рыбак — Василий, потерял, точнее забыл на месте прошлого причаливания, самый навороченный спининг — жалко, но пусть это будет даром богам за пойманную рыбу.

(31.08.2016 г., счётчик пути 1424-1456, прошли 32 км.)

Погода хмурая, но без дождя. Вода высокая, но потихоньку падает. Очень живописные места. Созерцание окружающей природы устраняет все тяготы хреновой погоды.

Одна за одной идут шиверы с мощными валами 1.5 — 2 метра высотой. Стараемся проходить под берегом — лень мочиться. Началась рыбалка — у всех, кроме меня. Настроение из-за этого хреновое, да ещё вдобавок сегодня посадил несколько хороших блёсен — осталась последняя. Под самый вечер поймал двух ленков. Все остальные взяли минимум по тайменю.

Лето официально закончилось.

(01.09.2016г., счётчик пути 1456-1502, прошли 46 км.)

Сегодня день знаний и первый день осени. Тайга раскрашивается в яркие цвета на глазах — очень красиво. Небо затянуто тучами. Изредка моросит дождь. Сегодня выходим из гор и сегодня у нас на пути второй по сложности порог на маршруте.

Порог требует обязательного осмотра и страховки. Мы зачалились и осматривали по правому берегу. Порог представляет из себя (при большой воде) мощный слив и далее мощные валы на протяжении около километра. Самая сложная часть — это заход в порог, далее по струе. Прошли на груженных катамаранах без проишествий.

Далее река выходит из гор и заметно расширяется. Ветер, как положено, начинает дуть в лицо. Встали на стоянку примерно в полутора километрах от впадения Идюма в Алгаму.

(02.09.2016., счётчик пути 1502-1540, прошли 38 км.)

Погода прекрасная — местами видно синее небо, дождя нет. Позавтракали и оперативно вышли.

После слияния с Алгамой река становиться заметно шире и достигает в ширину нескольких сот метров. Порогов и шивер больше нет. Ветра тоже нет. Идём не напрягаясь — течение в среднем 6 км.ч. Прошли расстояние не напрягаясь и созерцая красоты вокруг. Достаточно рано встали на стоянку. Вечером пошел дождь.

Выходим из гор

(03.09.2016 г., счётчик пути 1540-1589 км., прошли 49 км.)

Сегодня вышли в 12-00. Моросит дождь, который шел всю ночь. Утром к нам на моторке подъехал местный житель — сказал, что 10 дней назад уровень воды бал на девять метров выше! Проверим через пару дней на метеостанции, но лес по берегам прижат течением к земле.

Через полтора километра после стоянки Алгама впадает в Гонам, а Гонам через 3 километра впадает в Учур. Ширина реки местами достигает теперь примерно 350-600 метров. Ветра нет. Скорость течения, судя по показаниям GPS, в безветренную погоду от 6 до 7 км.ч на спокойных участка, а на быстринах достигает 10-11 км.ч.

Не гребём — нас несёт течение, а мы созерцаем окружающую природу. После двух километрового участка живописнейших скал — встаем на стоянку на острове. Погода хорошая — тучи, но нет дождя и ветра.

(04.09.2016 г., счётчик пути 1589 — 1668, прошли 79 км.)

Погода хорошая — хмурое небо, нет дождя и иногда несильный ветер. Средняя скорость течения выросла до 7-8 км.ч на спокойных участках. Вышли рано утром, взяв перекус на катамараны и почти не гребя, наслаждаясь пейзажами за бортом, к вечеру прошли 80 километров до метеостанции «Чюльбю». Там и заночевали. Ребята выделили нам поляну для палаток. Завтра днёвка, баня и стирка. Осталось три дня похода и выброска.

Читайте также:  Веб камера река ока

Метеостанция

(05.09.2016 г., прошли 0 км)

Погода хорошая — дождя, ветра и синего неба нет. Сегодня стирка, баня и отдых. Осталось 150 километров пути до антистапеля близь посёлка Чагда.

Ребята на метеостанции подтвердили показания местного жителя на моторке — 10 дней назад уровень воды был на 12 метров выше. о чем есть соответствующие записи. Говорят на реке была настоящая мясорубка из брёвен — оно и видно по берегам.

(06. 09. 2016 г., счётчик пути 1668 — 1750, прошли 82 км.)

Вышли в 9 утра. Течение первые два часа хода было 7-8 км.ч. Затем река расширилась до нескольких сот метров, течение упало до 5 км.ч. и поднялся хороший встречный ветер. Пришлось жёстко работать вёслами и ползти как черепахи под берегом.

Прошли запланированные 80 км. с обедом в виде перекуса на катамаранах. На обед не причаливали. На стоянку встали за 15 минут до полного захода солнца на острове. Пришлось жестко попыхтеть сегодня. Завтра последний переход до Чагды и антистапель.

(07.09.2016 г., счётчик пути 1750 — 1827, прошли 77 км.)

Вышли в 9-00. Ветрено. Идём медленно. В 13-00 пообедали и в 14-00 нас случайно встретил на моторке человек из Чагда, который должен нас завтра выбросить вверх по Алдану 400 км. до Томмота. Связали каты вместе и он взял нас на буксир. Если бы не моторка — мы бы 100% не прошли это расстояние. Был сильный ветер и река разлилась метров на 700-800 в ширину. Мы бы шли на вёслах это расстояние пару дней. Начался затяжной дождь.

Недалеко от посёлка Чагда

Стоянки не было — встали кое как на каменистом с крупными камнями берегу. Катамараны разбирали под дождём. Завтра в 6-00 утра сюда придут две моторки, которые выкинут нас до Томмота. Полесье отменили. На барже нужно идти 3-4 дня.

(08.09.2016 г., счётчик пути 1827-2225, прошли 398 км.)

Дождь не прекращался с вечера. В 6-00 пришло две моторки — одна крытая, другая нет. Обе лодки маленькие. Собираемся и грузимся. Кое как загрузили, точнее распихали вещи по лодкам и сами набились как шпроты.

Тут образовалась большая проблема. У крытой лодки двигатель 150 лошадок, у открытой 60, но это не помогло — лодки не выходят на глиссер. Нужно нанимать ещё одну или оставлять часть груза.

Нанимать ещё одну нет денег — итак дорого получается. Оставили катамараны в Чагде. Ребята привезут из зимой на машине в Якутск, а летом до Томмота можно добраться только по воде. Зимой на машине по льду. Вот так живут кое где люди в России — ближайший магазин и автомобильная дорога в 390 километрах на моторных лодках.

Без катов лодки вышли на глиссер и через 10 часов пути с одной остановкой на 20 мин (дозаправка и обед) в 18-00 мы прибыли в Томмот. Машина до Якутска будет затра утром. Заночевали прямо у реки в палатках, недалеко от автомобильного моста.

Машина приехала в 9-00 утра. Загрузили вещи и отправились в Якутск. В 19-00 мы уже переправились на пороме через Лену и оказались в Якутске. Завтра мой самолет до Москвы.

Спасибо всей команде за прекрасный поход! Отдельное спасибо Мише за организацию этого похода, а Андрею за выделенные мне сапоги, чтобы моя метахондрия окончательно не загнулась осенью в Якутской тайге в шлепанцах. )) Василию за прекрасные съёмки с квадрокоптера и вкусное сало.

Ниже картинки с маршрутом нашего похода от Станции Улак до Томмота более детально.

Источник

Вниз по рекам Гонам, Учур и вверх по Алдану

Окончание экспедиции к стоянке русских землепроходцев.

Начало в статье «По реке Нуям» и продолжение (центральная часть ) – «Стихия стирает следы» , которая по какой-то причине не появилась в ленте Дзена.

Как я уже сообщал в предшествующей статье, смена маршрута с короткого южного направления на северное – в два с лишним раза более длинное, вызвано сложившейся необходимостью.

Гонам от устья до слияния с Сутамом вмещает 250 километров, которые отобрали у землепроходцев, поднимавшихся против течения, пять летних недель. Река мне хорошо знакома, как знаком и Учур – ещё примерно 200 километров до впадения в Алдан.

Длительность сплава по рекам всегда зависит от скорости течения, чем выше уровень воды, тем быстрее сплав. А для плота, увеличить скорость которого греблей нельзя, скорость течения первостепенна. За два дня поисков следов стоянки уровень в Сутаме упал, и мой плот оказался целиком на суше. Поэтому медлить, значит, плыть по меньшему уровню и сокращать пройденное за день расстояние. Утром 17 августа я взял курс на Владивосток, выехал из которого 25 июля, обещая через месяц завершить экспедицию. Осталось 9 дней. За это время проскочить сотни километров до Чагды можно только по большой воде.

Стрелка Сутама и Гонама (через 7 км от места поисков) очень памятна. Здесь в середине девяностых после ночёвки в зимовье туманным утром я вплотную столкнулся с медведицей . Поэтому причалил, чтобы глянуть на незабываемое место. От зимовья ничего не осталось, но ручеёк, у которого вышла встреча, всё такой же. А чуть ниже слияния рек на высокой скале левого берега стоит уже почти четверть века крест, посвящённый первым землепроходцам, побывавшим в Амурском крае. Табличка из алюминия видна издалека. И, конечно же, заскочил я и туда. С удивлением увидел, что позади креста кто-то установил ещё один памятный знак с датой, относящейся к тому же периоду, но с чем она связана – не указано. 1632 год, скорее всего, касается появления Якутского острога. Теперь этот крест – достопримечательность, и даже помещён одним из туристов в Google Earth.

Общий вид расположения памятного креста в честь Первой Амурской экспедициилияние Сутама и Гонама

Воды в Гонаме мало, что не радует, перекатов и порогов в нём хватает, бочки иногда с грохотом налетают на камни, и я опасаюсь пробоины. Поэтому стараюсь держаться стрежня реки, в котором воды больше. Правда, там и бурлит сильнее, гребни волн заливают привязанное к палубе снаряжение, окатывают меня, но плот, в отличие от прежней моей посудины, ведёт себя хорошо, радуя своей основательностью. На всякий случай рулю босиком, чтобы в экстренном случае легче было выплывать.

Погода испортилась, наползли дождевые тучи, моросит. Хорошо бы сильный дождь, чтобы уровень в реке подскочил, а от мороси – одно расстройство.

Хотел остановиться на ночлег в знакомом двухэтажном зимовье в устье Алтан-Чайдаха, где познакомился когда-то с его хозяином Виктором, но не вышло – увидел лишь головёшки, заросшие кипреем, да сиротливый лабаз. Зато километра через три на высоком берегу левобережного ручья Мамыкатан заметил вдруг постройки, которых раньше не было. Сразу пристать к берегу помешал бурный перекат, но проскочить мимо уютной ночёвки непозволительно… Подойдя к зимовью, я увидел спящего пса. Тихо отошёл, чтобы тот спросонья не набросился, и крикнул:

Пёс мгновенно проснулся и с лаем бросился ко мне. Следом за ним из избушки вышел парень и строго крикнул:

Поздоровавшись, познакомившись, я поинтересовался:

— Что так рано на промысел «забросился»?
— Так я и не уезжал, живу здесь, в Нюрке (город Нерюнгри) делать нечего.
— А Виктор где? – спросил я, думая, что эти постройки принадлежат ему.
— Нет его. Сердце прихватило, и помер.
— Жаль, хороший мужик. Помнится, он приютил раненого охотника, когда у самого медведь лабаз разорил.
— Так я его младший сын…

Как говорится, остаться на ночёвку сам Бог велел.

Изменился здесь охотничий промысел. Старые охотники вымерли, а новые из-за сложности с заброской не идут в этот район. Вертолётом забрасываться слишком дорого, а своим ходом не всякому под силу. На весь средний Гонам это единственная охотничья база, которая прошлым летом чуть не уплыла, подтверждая в очередной раз небывалую высоту паводка.

Банька

Впервые за три с лишним недели я пообщался с человеком, помылся горячей бане, постирался, поел настоящего супа, а утром вытащил из своей сетки три лимбы. Миша (так звали охотника) от рыбы отказался, мол, сам поймаю…

Погода неустойчивая, точнее сказать, для сплава на плоту неподходящая. Накрапывал дождь, ветер прижимал плот к берегу, приходилось всё время отгребать, и всё равно он натыкался на перекатах на камни. Остановился на ночлег у ручья Ветвистого, где четверть века назад однажды ночевал. К удивлению, и зимовье, и банька ничуть не изменились за этот срок. Это первые уцелевшие постройки из тех, которые знакомы мне по прошлым экспедициям, остальные либо развалились, либо сгорели.

Весь день ни разу не пристал к берегу, даже обедал на плоту (печёная рыба для такого случая – лучшее яство). Прилетела синичка и юркнула под плот на берёзовую жердь. На первый взгляд, удивительная отвага, но когда над головой промчался кто-то из породы ястребиных (разглядеть не удалось из-за непростой речной обстановки) стала понятна её отчаянная попытка спастись. Дважды на перекатах попал на слив под гребень, едва не смыло с плота. На плёсах при встречном ветре ковчег парусит и продвигается совсем медленно. Уровень воды в Гонаме понемногу падает, но всё же за день прошёл около 50 километров.

Гонам

Остался позади самый бурный (с поворотом и отмелью) порог, валы до 2-х метров. Плот не сильно залило, правда, в начале порога он с грохотом налетел на валун, отчего внутри неприятно похолодело, но обошлось: бочку не выбило из «гнезда», не пробило.

Заметно похолодало. Последний раз поймал двух ленков, сетку решил больше не ставить, чтобы не «заработать» болячек – до ломоты остывает плоть в холодной воде. Не смотря на то, что всё время накрапывает дождь, уровень реки продолжает падать, течение слабеет. Чтобы больше пройти, плыл допоздна и остановился в неудобном месте рядом с урезом воды, успокаивая себя её снижением. Однако улёгшись после чая возле костра, лежал недолго. Протянул руку за фонариком, лежащим рядом с рюкзаком, и нащупал реку. Тут же включил свет и увидел, что рюкзак и другое снаряжение уже в воде. Пока я в темноте возился с устройством ночлега уровень воды начал прибывать. Хорошо, что не успел уснуть, а то бы и одежда на мне вымокла.

В моей экспедиционной практике уже были два случая с перемещением ночлега на более высокое место. На этот раз установлен личный рекорд – перемещаться пришлось сразу трижды: сначала наскоро перетащил костёр неподалёку от первого расположения, но вскоре вода снова добралась до него, второй раз унёс костёр под высокий обрыв (до упора), и в третий раз, когда вода залила и этот источник тепла и света, ничего не оставалось делать, как перебраться на плот, привязанный к упавшему с обрыва дереву. Сидя в кромешной тьме под холодной полиэтиленовой плёнкой, я слушал, как барабанит по ней дождь, ждал рассвета и думал, что опыт мало чему учит, вернее, учит лишь одному: быть готовым к неожиданностям. Ну и, конечно же, подумал о том, что если бы возвращался по Нуяму, то влип бы «на всю катушку»… Как только проступили очертания противоположного берега, я отвязал плот и выгреб на течение. Это была совсем другая река – та, что надо. Даже на «стоячих» прежде плёсах скорость течения не менее метра в секунду.

Одно обстоятельство слегка беспокоило: обзорная карта кончилась, и какова наша с плотом дислокация – неясно. И промозглая сырость с Небес надоела хуже назойливой мухи. А скорость сплава, конечно, радовала. За весь день (примерно с 5 часов утра до 19 часов вечера) «не спамши, не жрамши», ни разу не остановившись, удалось пройти под сотню км. Это по скромным прикидкам. Во второй половине дня поднялся встречный ветер и чтобы не парусить (не тормозить сплав), я улёгся рядом с рюкзаком на мокрую палубу, укрывшись всё той же плёнкой от хлёсткого дождя. В конце концов, наблюдая, как паводковый мусор обгоняет плот, а плоть стынет от холода, во мне пробудилась свирепость и в адрес повелителя ветров понеслись ругательные словосочетания, чередуемые редкой похвалой, если встречный ветродуй вдруг менялся на попутный. После одного из самых «крепких» выражений пристал к берегу. К удивлению, вскоре и дождь, и ветер прекратились. И поскольку вода ещё прибывала, стоянку я устроил высоко, чтобы как следует выспаться.

Упускать паводок нельзя, поэтому встал я рано. Погода стала налаживаться, но утро холодное, впервые за всю экспедицию облачился в свитер.

Понять, где плыву, невозможно. Вода высокая, устья впадающих рек подпёрты, течения из них не видно, и непонятно устье реки ли это или просто разлив Гонама.

Солнце разогнало туман, и сразу жизнь наладилась, стало тепло, свитер поносил всего час. Незадолго до полудня увидел на высоком берегу избушки, мельком заметил человека, услышал лай. «Странно, – подумал я, – раньше в этом районе не было построек». Начал грести к берегу, а резкий поворот реки унёс километра на полтора. Пока возвращался, обитатели избушек уплыли на противоположный берег рыбачить, а я увидел пронумерованные глыбы поперёк берега, оборванный металлический трос, вытянувшийся вдоль русла реки, и догадался, что это гидропост. Поднялся к избушкам, и когда прочёл «Гидрометеостанция Чулбэ», понял, что плыву уже по реке Учур, а Гонам давно позади, и последняя ночёвка моя была тоже на Учуре. До посёлка осталось 150 километров. Паводок оказался мощнее моих прикидок и предположений.

Метеостанция Чулбэ

Дождался хозяев, принял участие в прекрасной трапезе, остался на ночёвку, по-мылся в бане, постирался… Меня обескуражило то, что рейсовые самолёты в Чагду давно не летают. Как и всюду в России – глубинка хиреет. Но меня успокоили: можно уехать по Алдану до Томмота, воспользовавшись катером на воздушной подушке либо на сухогрузе с баржой, хотя можно и проторчать в посёлке несколько дней. Узнав, что оговоренный срок моей экспедиции закончился, Игорь (начальник станции) предложил позвонить домой по спутниковому телефону…

Уезжая, я попрощался с плотом, проплыв на нём примерно 350 километров и несколько десятков перекатов, не подвёл он меня ни разу. Сроднились мы с ним. Так часто бывает: если неодушевлённый предмет надёжен, он становится частицей того, кому служит. А тут ещё и породил я его сам…

Ну а дальше, как говорится, дело техники: четыре часа на моторной лодке, ночёвка в посёлке у гостеприимного охотника Александра и четыре с половиной дня вверх по Алдану на небольшом сухогрузе с громким названием «Россия», толкающим впереди себя баржу. Мне приходилось ранее сталкиваться с отзывчивостью людей, живущих на севере, и вновь я убедился, что северные люди всегда выручат. Меня приютили, довезли, посадили на судно, а молодой капитан Стёпа даже не взял платы за проезд. Подсевший же по пути Олег, рыбак и бывший трудяга геологоразведки (коллега), угощал малосольным тугунком, жареным хариусом, а по прибытию в Томмот сразу отвёз меня на вокзал.

Жаль, что в этой экспедиции не удалось отыскать артефактов. Но это никак не влияет на значимость свершений русских землепроходцев. Что же касается освоения пространств от Урала до Тихого океана, то эта русская страница не может оставить равнодушными нас, потомков создателей Великой страны. Хотя только этого, конечно, недостаточно, нужно и самим что-то созидать, или хотя бы не разрушать уже созданное.

Чтобы не оставались в тени деяния небольших отрядов, бывших на острие создания России, приемнице Гипербореи и Тартарии, было бы целесообразно обозначить день в календаре, им посвященный. Это мог быть, к примеру, первый выходной октября (воскресенье) – обычно осенью экспедиции завершаются.

Читателей и подписчиков благодарю за внимание. Все экспедиции по теме освоения Амурского края сведены в книгу «Тропой Предков» .

Источник