Меню

Сплав по реке тулемайоки



Сплав по реке тулемайоки

2 — Земляное городище Старой Ладоги

3 — Ладожская крепость и Георгиевская церковь XII века

4 — Успенский монастырь XII-XX веков и церковь Успения Богородицы XII века

5 — Церковь Рождества Иоанна Предтечи (XVII век) на Малышевой горе

6 — Олегова могила в Морьевщине (урочище Сопки)

7 — Любшанская крепость VII-IX веков

Старая Ладога расположена в 10 километрах от М18. В центре её крепость. От неё имеется лишь одна наружная стена с двумя башнями, сохранившимися в отличном состоянии, остальное — развалины стен и башен, спускающиеся к реке Волхов. Древняя Ладога (Старая Ладога с 1704 года) основана в 753 году и являлась северным форпостом Руси, выдержала более 100 осад. Сейчас это музей-заповедник, где на площади 190 га расположено около 160 памятников VIII — XX веков. На подворье крепости находится одна из самых древних каменных построек, сохранившихся на севере Руси — церковь Святого Георгия (XII век), знаменитая своей фреской «Чудо Георгия о змие» и деревянная церковь Дмитрия Солунского, построенная в 1734 году. Холмы неподалёку — не что иное, как древнерусские захоронения. По преданию, здесь похоронен Вещий Олег.

Старая Ладога на полпути между городами Волхов и Новая Ладога. Эта деревня — древнейший из всех восточнославянских городов, и именно отсюда (а не из Новгорода, как принято считать) на самом деле «есть пошла Русская Земля». Год основания Старой Ладоги — не позднее 753. Город стоял в самом начале пути «из Варяг в Греки», и положение его было выгодным, поэтому именно сюда в 862 году «сел» старший из трех (существование двух других оспаривается) призванных на Русь братьев-варягов Рюрик (его брат Трувор сел в Изборске, а Синеус — в Белоозере). Но вскоре Рюрик перенес столицу в Новгород, к истокам Волхова. Ладога оставалась крупным и богатым торговым городом. В 1114 году ладожский посадник Павел возвел тут первую каменную крепость, что было сделано не зря: в 1164 году город штурмовали шведы, пришедшие по Ладожскому озеру на 55 судах. Но штурм не удался, шведы отступили, были настигнуты новгородским войском и наголову разбиты. Следующий шведский штурм был в 1313 году, и в этот раз шведы взяли крепость и сожгли город. Штурм 1338 года вновь был неудачным. В XV веке, с присоединением Новгорода к Москве, а затем снова в конце XVI века, после Ливонской войны, крепость была перестроена и приспособлена к использованию огнестрельного оружия. Эта крепость уцелела до наших дней. В 1610 году, в Великую Смуту, шведы вновь захватили город, но по Столбовскому мирному договору 1617 года Россия получила Ладогу обратно. Последний шведский штурм был отбит в 1701 году, в начале Северной войны. С начала XVIII века начинается упадок Старой Ладоги. В 1704 году Петр Первый перенес административный центр окрестностей и переселил часть жителей в Новую Ладогу, через которую прошел Староладожский, а позднее Новоладожский канал. В эти годы Старая Ладога еще жила за счет перевозок по Волхову. Однако в конце XIX века южнее Старой Ладоги прошла железная дорога, и речные перевозки почти прекратились.
С удовольствием прошлись по церквям-соборам, тем более они все компактно расположены, к большинству из них можно подъехать. Особо понравились: Успенский женский монастырь с восстановленной церковью 12 века (самая древняя в ленинградской епархии), а также Никольский мужской монастырь с оригинальной росписью церкви Иоанна Златоуста. Исторические реставрации явно идут Старой Ладоге на пользу, с каждым годом она становится краше.
Далее, останавливаясь только на заправках, двинулись к Новгороду. Объехали его в 18 часов. Когда проехали Крестцы, самоварно-чайную достопримечательность М10, стали задумываться о ночёвке. Мотели были, цены в них (за 600 и более с человека) не нравились.
Напротив Валдая перед заправкой ЛУКОЙЛ есть поворот на Короцко. Здесь же два мотеля. Зашли в один из них, был один номер и дорогой. По слухам ещё тульским, на озере Борое расположена турбаза. Это недалеко, решили съездить туда. Проехали Короцко и большое Короцкое озеро в нём, слева. Доехали до развилки, далее по указателю в направлении пионерлагеря по грунтовке. Вскоре за полем справа турбаза, слышна музыка. Удивительно, но мест не было. По совету охранника поехали в сторону пионерлагеря. Когда завиднелось справа озеро Борое по третьему самому короткому съезду подъехали к нему. Здесь была обустроенная стоянка Валдайского национального парка. Дров нет. Очень пригодилась газовая плита.
02.08.11.Встали рано, всем уже хотелось домой. Быстро позавтракали и далее без осложнений в Тулу. День был прохладный, у Москвы попали даже в дождик.

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ.
1. Для приготовления пищи в дороге использовали покупную воду из бутылей. На сплавной части воду брали из рек и озёр (для подстраховки её прогоняли через кувшин с фильтром «Барьер»). В дороге и на сплаве, когда жарили рыбу или готовили утреннее кофе, использовали газовую плиту «Пикник». Плита хорошо зарекомендовала себя, для ускорения готовки вокруг неё при ветре устанавливали пенопленовый коврик. Из практики, газовых баллонов нужно — количество человек плюс один.
В поход взяли бензопилу — с дровами никаких проблем, да и колоть поленья одно удовольствие, нарезав их короткими. Особо радует её наличие при организации стоянки. А как она помогла нам на обносе Второй плотины.
Не в первый раз взяли коптильню. Заряжали в неё щук и окуней (чистить не надо). Очень вкусно, копчёную рыбу можно было оставлять на перекусы (жареная по такой жаре быстро портилась).
Первый раз на маршрут взяли разборный столик, не зря. Было одно разборное кресло, тоже зарекомендовало себя с лучшей стороны.
2. Сотовая связь у дорог везде работала.
3. Заправок, магазинов по дороге много. Цены на бензин и продукты мало, чем отличаются от наших. Единственной проблемой в Карелии по выходным может оказаться покупка хлеба.
4. Мест для стоянок (готовых или с возможностью организации) много. Тем более в этом году. Из-за жары, в том числе и прошлогодней, по берегам почти все болота пересохли. Может быть и поэтому, гнуса практически не было, появлялся он только в темноте и когда шёл дождик.
5. Поразительно для Карелии, но река Тулемайоки не протекает через озёра. Жалко не попали на Тулмозеро, о нём слышали только хорошие отзывы. Наверное, надо было попробовать стартануть с его южной части, ниже Мандеры.
6. Туристов не видели. Смотритель с плотины сказал, что летом они сплавляются очень редко. Местные вполне доброжелательны, проблем не было.
7. Погода с точки зрения осадков, ветра и температуры была просто потрясающей. Дождь в дороге шёл лишь раз по возвращению. Были два небольших дождика на маршруте, только в радость. Температура днём стояла под 30°С и выше, вечером ниже 15°С не опускалась. Теплые куртки, свитера и прочее шерстяное так и не понадобились. Повезло и с ветром, его или не было или он дул в спину. Купались на реке каждый день, иногда по несколько раз. Вода была очень теплая даже на течении. В прошлом жарком году на Гумарина — Лужме вода так прогревалась только в мелких заливах. А вот в Ладоге она была очень холодной.
8. Сплав по данному маршруту в это время на катамаране без мотора возможен лишь для физически сильной группы. На речках течение есть только на порогах — перекатах (это всего километров пять), на остальных участках вода просто стоит. Из-за низкой воды все пороги жутко обмелели, превратились в сильно засорённые камнями шиверы. Мы чтобы проходить их без порывов приспускали баллоны катов! За порогами опять поддували, за то обошлось без дырок. Байдарочникам по этой воде было бы плохо! Очень тяжёлыми оказались обносы плотин.
Конечно, с точки зрения сплава на Тулему надо идти весной или в июне. Из-за высокой воды пороги станут троечными, а у плотин и повыше будут.
9. Из-за жары очень плохо было с грибами, за весь поход жарили всего один раз уже на Ладожском озере. Черники было много. Морошку находили в небольших количествах на редких невысохших болотах, через которые протекали ручьи. Брусника на открытых буграх попадалась красноватой. Черника и брусника на дорогах продавались везде, а вот в Ленинградской области можно было купить морошку и лисички.
10.О рыбалке. Были проблемы. Ловля на червя, ручейника была плохой. На спиннинг намного лучше. Причём лучше рыба брала на быстрине или сразу за ней в ямках, за камнями. В уловах, у растительности, что необычно для Карелии, рыбалка была слабой. Главной нашей добычей были окуни и щуки до килограмма. При ловле на спиннинг самыми уловистыми оказались блёсны типа «Мепс» с круглыми и продолговатыми лепестками 2-4 номеров. На твисторы, воблеры рыбалка была хуже. Чётко замечено: чем дальше от дорог, тем она лучше. Наше мнение и местных о плохой рыбалке в этом году — теплая вода, рыба вялая. Это подтверждала и более удачная ловля в раннее утро и поздний вечер. Сети на реке видели только в низовьях. Они стояли на лосося. На озере они ставятся на окуня, судака, щуку, леща… Рыбинспекторов не наблюдали.
11. Выход с водной части маршрута возможен разве что у разрушенного моста и то, если повезёт попасть на рыбаков и отдыхающих. Можно попробовать договориться о выезде с дежурным на Первой плотине.
12.Объекты, что мы посетили на обратной дороге, очень достойные места. Подробнее о них, смотри в Интернете (сайтов много). От себя добавим: на приличный осмотр Валаама нужно как минимум два дня, а в Старую Ладогу приезжать до закрытия историко-религиозных объектов не позже 14 часов.

Читайте также:  По территории поволжья протекает величайшая река европы

ФОТОМАТЕРИАЛЫ
Чтобы увидеть некоторые фотографии нашего путешествия перейдите по ссылке ниже:

Для того, чтобы вернуться на главную страницу нажмите на кнопку ниже.

Источник

Сплав по реке тулемайоки

Сведения о маршруте, которые могут быть интересны публике. Текст Алексея Скрипко с комментариями Hиколая Спрингиса.

Заброска.

Из Москвы нужно ехать на поезде N 344 Москва-Мурманск (отправляется в 16:05 с Ленинградского вокзала). Hа ст. Лодейное Поле один вагон от этого поезда цепляют к местному дизелю Лодейное Поле — Питкяранта. Следовательно, из Москвы можно купить билет сразу до Питкяранты. Проблема в том, что вагон этот — купейный и билеты в него дорогие (180р — с ума сойти. — H.C.). Если вам не хочется тратить лишние деньги, то лучше взять плацкартный билет до Лодейного Поля (ок. 100 р.) и уже там купить билет на дизель до Питкяранты (ок. 25 р.). Для сравнения, купейный билет Москва — Питкяранта стоит ок. 180 р. Можно еще сэкономить, заплатив прямо проводнику в дизеле. (Когда мы, купив билеты, влезли в этот дизель, проводница сделала круглые глаза и сказала: «Вы что, сдурели, что ли? Кто же здесь в кассе билеты-то берет? У проводников ведь дешевле получается».)

Дизель отправляется с Лодейного Поля в 5:00 и в Питкяранту приходит в 9:45 — умеющие спать сидя успевают отоспаться. Hа вокзале в Питкяранте присутствуют таксисты, которые сами предлагают довести до пос. Лоймола (исходная точка маршрута). Легковая машина, куда помещаются четыре человека с вещами, стоит 200 р. (цена, которую запросил водитель, а мы не торговались, ибо и так коммунизм). В Питкяранте есть магазины, где можно купить необходимые или недостающие продукты. В итоге около полудня вы оказываетесь в пос. Лоймола, откуда и начинается сплав по р. Лоймоланйоки. Место для стапеля — на л. б. реки, до или после автомобильного моста.

Сплав.

Довольно точная и очень подробная лоция Лоймолы имеется в коллекции М. Мошкова. Поэтому опишу лишь ключевые препятствия маршрута.

Порог «Веер» (3 с половиной к.с. — H.C.) — весьма крутая горка с общим перепадом ок. 2 м.; вход засорен камнями, у правого берега перед сливом — большая обливная плита. После слива — проносная бочка, за ней — в центре, чуть ближе к п. б., — зуб. Проход возможен как слева от зуба, так и справа от него (сразу оговорюсь, что все рекомендации относятся только к каяку). Примерно в 5 м. ниже зуба — бочка, которую можно при желании обойти слева. Далее короткая и слабая шивера. В июле — августе порог, по-видимому, непроходим.

Порог «Ядрена вошь» — горка (по сравнению с «Веером», менее крутая) с характерным сливом и двумя последовательными косыми бочками. После слива примерно 150 м. выходной шиверы. Основная струя угадывается с воды, поэтому те, кто уверенно чувствует себя в бочке, могут идти порог без просмотра.

Читайте также:  Заштрихуйте разными цветами территории расселения восточных западных южных славян какие реки

Порог «Раякоски» — обычная шивера. Много обливных камней, многовариантная линия движения. Идется без просмотра.

Порог «Цис» (вариант порога «Ядрена Вошь») — короткая входная шивера, затем прямой слив с несложной бочкой, далее выходная шивера с многовариантной линией движения. Требует просмотра, поскольку во входной шивере находится обливной камень, который достаточно сложно угадать с воды, в остальном никаких сложностей нет.

Порог «Табун» — наиболее сложное препятствие р. Лоймола, 4 к.с. (Hеплохо смотрелся бы где-нибудь на Хангаруле. — H.C.) Hачинается на крутом левом повороте после довольно мощной шиверы (посередине реки — остров). Обе протоки проходимы, но зачалиться можно только в правой. Мощная входная шивера, два пологих слива (0,5 — 0,7 м) с косыми бочками и мощный слив высотой 1,2 — 1,5 м с довольно сложной пульсирующей бочкой. В правой части слива бочка проще, однако сам слив в этом месте очень крутой, в результате чего возникает опасность заклинить каяк (особенно по невысокой воде. — H.C.); слева слив более пологий, однако имеется сильный отбойный вал от расположенного слева валуна. В 10 м после основного слива — более простой слив (0,5 м) с достаточно мощной бочкой. Далее ок. 150 м. выходной шиверы с большим падением и обилием обливных камней — требуется хорошая слаломная техника.

(Комментарий Hиколая Спрингиса. Как я увидел порог: короткая, но мощная входная шивера, затем в правой трети струи — пологий слив-горка порядка 1.2 — 1.5 м с проносной бочкой. Правая часть горки засорена камнями. За ней, на небольшом повороте — означенный слив с мощной пульсирующей бочкой слева. При попытке объехать бочку слева есть опасность вылететь на обливную плиту, от которой идет боковая струя. Метров через 10 — чистый слив 0.8 — 1 м, после чего струя переходит в правую треть русла и падает в косой слив, перелетая своей левой частью через обливной «шар». Далее -150 м продолжается мощная шивера-горка, на выходе — небольшой слив с большим обливным булдыганом по центру, который читается с воды, как вал. За порогом — небольшое красивое озерцо.)

Общая длина порога «Табун» — ок. 250 м.; падение — ок. 8 м. Осмотр и возможный обнос по п. б.

Порог «Осиновый каньон» — очень приятная шивера длиной ок. 1 км. с несколькими несложными сливами и бочками, есть удобные улова. В середине каньона, на левом повороте, — несильный прижим под скалу правого берега. Слева улово, где можно зачалиться и просмотреть основной слив. Прекрасное место для катания. Hа мой взгляд, «Осиновый каньон» намного интереснее «Белой лошади», что на Сев. Шуе. Осмотр по правому берегу.

Сплав можно закончить у автомобильного моста через Лоймолу, в 3-х км. после «Осинового каньона». Мы же решили доплыть по р. Тулема до ст. Салми. Все препятствия Тулемы идутся без просмотра, есть довольно много приятных шивер и порожков, где на каяке можно покататься в свое удовольствие. Основную трудность представляет мошка, которая скапливается над порогами в немерянных количествах (водяной пылью питается, что ли?). Она попадает в нос, в рот, в глаза, в уши — словом, всюду.

В нижнем течении Тулемы есть две плотины ГЭС. Первая обносится по левому берегу, вторая — по левому и по правому (похоже, одинаково неудобно. — H.C.). В пороге после первой плотины есть мощный слив (2,5 м.) с весьма нетривиальным заходом и с пенным котлом в скальной щели слева, мы туда не полезли. Вторая плотина интересна тем, что часть воды уходит в искусственный канал (справа), где расположены гидротурбины, а остальная вода идет по основному руслу (слева), где расположен довольно сложный порог. В середине мая, когда очень много воды, это, наверное, нормальная пятерка. Основная сложность — выходная бочка, образованная мощной правой струей, бьющей в расположенной справа камень (сильный отбойный вал) и менее мощной левой струей. Бочка неоднородная и пульсирующая; за ней большой обливной камень, с которого вода падает на плиту длиной ок. 10 м., заканчивается все это еще одной бочкой поменьше. Определенную трудность представляет и заход в основной слив. Чтобы попасть на прямую правую струю, необходимо либо переносить лодки через один пролет плотины и спускать их у правого берега, либо, при старте с левого берега, прыгать с наклонной плиты (примерно 60 гр. к горизонту) высотой ок. 2 м. Hа полиэтиленовом каяке это оптимальный вариант; для каркасной лодки лучше выбрать левую струю, менее полноводную, но с более равномерным падением. Описывать выходной участок порога не имеет смысла, поскольку те, кто пойдет основную часть, легко сориентируются на местности. Судя по описаниям, этот порог всегда обносят вместе с плотиной, а зря: для опытных групп он мог бы стать кульминационной точкой маршрута.

Отъезд.

Разбирать лодки удобнее в 100 м. выше по течению от ж/д моста, на правом берегу Тулемы. С поляны следует выйти на железную дорогу, по которой до станции 1,5 км. Можно пройти через переезд и дойти до станции по асфальтированной дороге (заодно зайти в магазин). Поезд Питкяранта — Лодейное Поле прибывает на ст. Салми в 18:43, а в Лодейное Поле — примерно в 22:45. Здесь варианты те же, что и при заброске: можно купить билет прямо до Москвы, но в купейный вагон, а можно сделать пересадку в Лодейном Поле. Поезд N 181 Мурманск — Москва прибывает в Лодейное Поле в 23:06 и стоит там 20 минут. Билеты в кассе Лодейного Поля выписываются вручную, так что, если вздумаете делать пересадку, советую не терять времени, особенно если у вас большая группа. 181-й поезд приходит в Москву около полудня.

Рекомендации.

Очень хороший тренировочный маршрут перед большим летним походом. Лично мне эта связка понравилась больше, чем Сев. Шуя, столь популярная среди каякеров. Существенным недостатком маршрута является большое количество довольно длинных плесов между определяющим порогами. Еще один минус — количество стоянок ограничено, так как изрядную часть берегов составляют торфяные болота. Оптимальное время проведения похода — первая половина июня; для экстремальщиков — вторая половина мая. Hадо учитывать, что в течение июня вода уже ощутимо падает. Да, владельцам полиэтиленовых лодок, видимо, придется раскошелиться на автомобильную заброску от Лодейного Поля (хи-хи).

Читайте также:  Карта россии с рекой лена

Источник

Сплав по реке Тулемайоки

СПЛАВ ПО РЕКЕ ТУЛЕМАЙОКИ

Внимание! Условия участия в походе: Средства сплава:

Специальной подготовки не требуется — байдарки 2-х местные

Минимальный возраст участников 18 лет — катамараны 2-4-6 местные

Максимальное количество участников 20 человек — рафты 6-8-10 местные

Утреннее прибытие в г. Петрозаводск. Встреча с представителем турфирмы с табличкой «Рафт-тур» у центрального входа в ж/д вокзал со стороны перрона, время встречи уточняется заранее. Отъезд на турбазу 30 км. Завтрак. Выдача, подгонка индивидуального снаряжения. Инструктаж по технике безопасности в походе. Трансфер на р. Тулемайоки 110 км. Подготовка снаряжения к выходу на реку. Обед в полевых условиях. Инструктаж, тренировочные занятия на воде. Сплав по реке 15 км. Ужин в полевых условиях. На маршруте пищу готовят все участники тура (при необходимости под руководством инструктора).

2 день

Завтрак у костра. Сплав по реке 19 км. Осмотр с берега локальных препятствий (порогов, шивер) и их прохождение, 2 обноса (ГЭС), осуществляется всеми участниками тура. Питание и ночлег в полевых условиях.

3 день

Завтрак у костра. Сплав до пос. Салми 10 км. Трансфер до турбазы 220 км. Сдача снаряжения, баня, обед. Трансфер до ж/д вокзала г. Петрозаводска 30 км, осуществляется к первому поезду, все остальные участники тура ожидают свои поезда на вокзале. Отъезд группы вечерними поездами.

Стоимость: 3 500 рублей с человека.

Страховка. Трехразовое питание, кроме последнего дня, в меню входят первые, вторые блюда, салаты. Транспортное обслуживание. Аренда снаряжения, плавсредства, спасательные жилеты, каски, фирменная гермоупаковка, спальные мешки, теплоизоляционные коврики, 2-3х местные палатки, бивуачное снаряжение, костровое оборудование, сопровождение инструкторов.

Безопасность:

Сплав проходит на современных, безопасных плавсредствах. Инструктор имеет право принять решение о сокращении маршрута при низком или высоком уровне воды. На воде участники всегда находятся в спасжилетах и касках, не допускаются к выходу на маршрут лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. Ограничение по объему и весу личных вещей: на одного человека выдается герметичной упаковки на 90 литров.

Особенности маршрута:

Есть возможность выбора плавсредств. Обязательно указать в заявке. Если в заявке желаемое плавсредство не указано, тогда по умолчанию будет предоставлено свободное средство сплава.

Краткая информация о реке:

Река Тулемайоки вытекает из озера Тулмозеро, перепад – 71м, протяжённость – 62км. Первая половина пути проходит по спокойной воде. В середине маршрута два препятствия искусственного происхождения — старые финские плотины. Река Тулемайоки течет по каменистому руслу изобилует порогами и водопадами.

В мае рекомендован сплав в неопреновом, либо «сухом» гидрокостюме!

Источник

Сплав по реке тулемайоки

Наша банда байдарастов определилась со следующим маршрутом. Вслушайтесь в пение этой реки — Тулемайоки! Собираемся в середине июня. Зарабатываем деньги пока-что.

Река Тулемайоки вытекает из озера Тулмозеро на высоте 76 м. Начинать маршрут можно от шоссе Питкяранта — Ведлозеро, проходящего вдоль озера, однако большинство групп идут либо с истока Тулемайоки — реки Колласйоки, либо с ее притока — реки Лаймоланйоки. Река Тулемайоки впадает в Ладожское озеро в районе поселка и станции Салми на железнодорожной ветке Янисъярви -Питкяранта — Олонец — Лодейное Поле. Здесь можно заканчивать маршрут, можно также совершить экскурсию по красивым островам недалеко от берега, можно совершить экскурсию на Валаам, к которому ведет почти непрерывная цепочка островов.

Через 1 км от устья Лоймолы- порог «Деревянный» — (1, несложная шивера длиной 150 м.) Несколько больших надводных камней. Далее плесы, быстротоки. Через 2 часа сплава за правым поворотом (после длинного прямого участка)в русле остатки места (2, два разрушенных быка). Ниже прижим к надводным камням у левого берега. Проход у левого берега, затем по центру. Длина препятствия 30 м. Через 100 м. быстротока перекат, здесь по левому берегу остатки ряжевой стенки. Отсюда начинается шиверистый участок (3). Через 1 км- шивера длиной 100 м. Расположена на правом повороте с валами, обливников мало. Через 1- 1,5 км еще одна шивера с небольшими обливниками. Длина 70 м. Затем плес 1,5 км и более мощная и протяженная (до 300 м) шивера. На входе крупные надводные камни, далее слалом среди обливников.

На следующих 2 км, выделяется еще одна шивера длиной 250 Шивера в сужениях на поворотах. Проход по основной струе. Следующий участок несложных шивер — за деревянным мостом (4) Эти две шиверы проще. Длина каждой до 100 м. Характерных особенностей нет. Ниже препятствий нет, отдельные перекаты. Берега низкие, трудно найти место стоянки. Ширина реки до 50 м. Много топляков. Через 4 часа сплава справа приток, в устье мост. Русло расширяется, острова. Левый берег повышается. Через 2 минуты еще один приток справа. Затем впереди видны скальные выходы по правом берегу. Далее порог Кайтилакоски (5) длиной 30 м. В центре русла скальный плоский остров. Левая протока непроходима. В правой, шириной 15 м, порог. Вдоль острова узкий слив, от правого берега до центр протоки гряда обливников через русло, «бочки» Улово за островом. Проход слева, осмотр с правого берегу. Проход по основной струе. Через 200 м, плотина 1я ГЭС (6) Обнесли по левому берегу через дорогу, затем по плитам и проводка в мелководной протоке 300 м. Через 2,5 км за правым поворотом плотина 2й ГЭС(7). Основное русло перед плотиной перегорожено перемычкой. Вода идет по обводному каналу вдоль левого берега. В канале длиной 500 м препятствия 4-5 к.с. Летом они труднопроходимы — мало воды. Обнос по правому берегу 300 м. За плотиной 3 км плес. Ширина реки до 70 м. В конце два переката, затем левый поворот и порог Колхозный (8) — мощная шивера длиной до 700 м. Входная шивера (200 м), затем две гряды обливников: первая от правого, вторая от лнаого берега до центра. Между ними 15-20 м. Проход с центра, затем справа, улово у правого берега. Быстроток 50 м и за правым поворотом остров. Основная протока левая. Далее на левом повороте еще 200 м мелководной шивер. Ниже по берегам начинаются дома поселка Салми. Стоянка на правом берегу в 50 м выше железнодорожного моста. Поляна рядом со складами. До станции Салми 1,5 км. Через склад выйти на дорогу, налево через переезд к памятнику. Далее направо вдоль железки по дороге.

Источник