Меню

Сказочный мостик через речку



Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Красивый мостик через речку»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)

михеева оксана викторовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы «Красивый мостик через речку»

Скачать:

Вложение Размер
mostik_cherez_rechku.docx 15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми

младшего дошкольного возраста

Составил: воспитатель Михеева Оксана Викторовна

Тема: «Красивый мостик через речку»

информационно – коммуникативные, здоровьесбеоегающие, игровые

побуждать на основе игровой ситуации создавать из пластических материалов – глины – простейшую конструкцию моста;

ознакомить со свойствами глины (мягкая, эластичная);

приучать детей аккуратно пользоваться глиной во время лепки.

продолжать вызывать у детей интерес к лепке;

воспитывать у детей доброжелательность, отзывчивость;

Материал для занятия:

глина, картон для каждого ребенка с изображением реки, силуэты мышонка и ежика из картона, иллюстрация с изображением моста Ю. Васнецова к потешке «Скок-поскок», образец моста для детей.

Подвожу детей к мольберту, обращаю внимание на картинку

Воспитатель: Дети, посмотрите на эту картинку. Что вы видите на этой картинке?

Дети: Речка, зверюшки по разные стороны реки.

Воспитатель: Правильно, это друзья-зверюшки, мышонок и ежик. У них возникли трудности, они не могут никак встретиться, потому что в реке вода очень холодная, переплыть нельзя, заболеют. А что им необходимо сделать, чтобы встретиться?

Дети: Построить мостик!

Воспитатель: Правильно, дети, им нужен мостик через речку. А вы видели мосты настоящие? Строили их? Из чего строили мостик?

Дети: Из строительных материалов, кирпичиков, кубиков.

Воспитатель: А давайте посмотрим еще на одну сказочную картину художника Ю. Васнецова и узнаем из чего еще можно построить мостик.

(Показываю и читаю потешку )

Скок-поскок, Сколочу мосток. Серебром замощу, Всех ребяток пущу.

Воспитатель: Посмотрите, как весело, дружно работают зверюшки-белочки. Что они делают?

Дети: Строят мостик.

Воспитатель: Из чего они строят мостик?

Дети: Из бревнышек.

Воспитатель: Правильно, из бревнышек – больших и маленьких. А сейчас я с вашей помощью построю мостик для ежика и мышонка из глины, т. е. вылепим его.

(Беру в руки комок глины, показываю детям) и спрашиваю: Что это?

Воспитатель: Все верно, это глина. Глина бывает мягкая и эластичная, от целого комочка глины можно отщипывать много комочков, и снова соединить их.

Чтобы построить мостик из глины, надо раскатать два больших бревнышка и много-много маленьких. Для изготовления бревнышек мы будет отщипывать глину от большого куска и раскатывать бревнышки.

(Показываю, отрываю, и раскатываю комочек между двумя ладонями, прямыми движениями рук, приговаривая: вперед-назад.

Воспитатель: Покажите мне, как вы будете раскатывать?

Воспитатель: Какие молодцы, помогли мне и получили большое бревнышко.

(таким же путем и второе бревнышко сделать)

Воспитатель: Вот у нас есть два больших бревнышка. Посмотрите, как я положу их через речку. Одно бревнышко через речку повыше, как радуга и второе чуть ниже, тоже как радуга.

(Читаю потешку о радуге)

Радуга-дуга, не давай дождя, Давай солнышка, Колоколнышка!

Воспитатель: А теперь между большими бревнышками надо положить много-много маленьких бревнышек.

Вот и получился мостик из глины.

Посмотрите и ежик, и мышонок очень обрадовались красивому мостику и встретились наконец-то друг с другом, теперь будут весело играть на берегу.

Ой, ребята, кто-то плачет, посмотрите сколько много мышат и ежат не могут встретиться без мостика, им тоже нужно помочь, давайте поможем им построить мостик из бревнышек. Садитесь за столы.

(Дети садятся за столы и принимаются за работу)

Воспитатель: У всех готовы мостики?

Молодцы, детки, а теперь проведите своих зверюшек по мостику друг к другу. Посмотрите, зверюшки очень рады мостику и благодарят вас за помощь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственное образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по развитию художественных умний

Дать предтавление о том как мастера делают игрушки (матрешки).

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (2-3 года) по сенсорному воспитанию Тема: «Игрушки»

познакомить детей с новой формой – шар;-закрепить знания цветов (красный, синий, желтый, зелёный), побуждать называть цвета;-закрепить знания геометрических фигур;-закрепить понятия большой — ма.

Технологическая карта конспекта непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Я здоровье берегу» (образовательная область «Познание»)

Интегрируемые образовательные области «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация» Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности .

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Устное народное творчество. Потешки».

План-конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми младшего дошкольного возрастаТема: «Устное народное творчество. Потешки».

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Познавательное развитие» «Овощи»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие» с применением ИКТ тема: «В гости к бабушке Варварушке».

Знакомство детей с устным народным творчеством.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей «Чудесная корзинка» (с использованием здоровьесберегающих технологий и электронных образовательных ресурсов)

Цель: Развитие познавательных способностей.Задачи:Образовательные:- формировать представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере);- развивать грамматически.

Источник

Конспект НОД по лепке для детей младшего дошкольного возраста «Красивый мостик через речку»

Лариса Шовина
Конспект НОД по лепке для детей младшего дошкольного возраста «Красивый мостик через речку»

Возрастная группа: первая младшая группа №4

Тема НОД: «Красивый мостик через речку»

Интеграция видов детской деятельности: изобразительная, коммуникативная.

Форма организации деятельности: решение проблемной ситуации, беседа, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Цель: Создание простейшей конструкции моста на основе игровой ситуации из пластилина.

— Формировать умения отщипывать от целого пластилина много маленьких и раскатывать между ладонями прямыми движениями обеих рук.

— Познакомить со свойствами пластилина (мягкий, эластичный).

— Обогащать словарь существительными, прилагательными.

Материал: Пластилин, картон для каждого ребенка с изображением реки, силуэты мышонка и ежика из картона, иллюстрация с изображением моста Ю. Васнецова к потешке «Скок-поскок», образец моста для детей.

Воспитатель подводит детей к мольберту, обращает внимание на картинку.

Воспитатель: Дети, посмотрите на эту картинку. Что изображено на ней?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это друзья — зверюшки, мышонок и ежик. Ребята, друзья – зверюшки находятся по разным берегам реки. Они давно не виделись и хотят встретиться, но вода в реке очень холодная, поэтому не могут переплыть.

Воспитатель: Что делать?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, дети, им нужен мостик через речку.

Ответы детей.

Совместная работа по нахождению способов деятельности.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на сказочную картину, подумайте из чего еще можно построить мостик?

Воспитатель показывает и читает потешку:

Сколочу мосток.

Всех ребяток пущу.

Воспитатель: Посмотрите, как весело, дружно работают зверюшки-белочки. Что они делают?

Дети: Строят мостик.

Воспитатель: Из чего они строят мостик?

Дети: Из бревнышек.

Воспитатель: Правильно, из бревнышек – больших и маленьких. Я вам предлагаю, построить мостик из пластилина.

Воспитатель приглашает детей за столы (столы стоят буквой П). Воспитатель показывает последовательность и некоторые приемы работы. Берет в руки комок пластилина,показывает детям и спрашивает:

Ответы детей.

Воспитатель: Все верно, это пластилин. Он бывает мягкий и эластичный, от целого комочка пластилина можно отщипывать много комочков, и снова соединить их. Чтобы построить мостик из пластилина, надо раскатать два больших бревнышка и много-много маленьких. Для изготовления бревнышек мы будем отщипывать пластилин от большого куска, и раскатывать бревнышки.

Воспитатель показывает: отрываю, и раскатываю комочек между двумя ладонями, прямыми движениями рук,приговаривая: вперед-назад.

Воспитатель: Покажите мне, как вы будете раскатывать?

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Какие молодцы, у вас получилось большое бревнышко.

Таким же образом дети выполняют второе бревнышко.

Воспитатель: Вот у нас есть два больших бревнышка. Посмотрите, как я положу их через речку. Одно бревнышко через речку повыше, как радуга и второе чуть ниже, тоже как радуга.

Показ воспитателя сопровождается чтением потешки:

Воспитатель: А теперь между большими бревнышками надо положить много-много маленьких бревнышек.

Показ ребенка. Воспитатель, обращается к одному ребенку с просьбой показать. Показ ребенка, сопровождается указаниями воспитателем.

Открывать от целого комочка пластилина маленькие и катать прямыми движениями ладоней (вперед-назад). Затем готовое бревнышко положить на мостик и еще положить ранее заготовленные маленькие бревнышки.

Подведение итогов, обсуждение результатов, саморефлексия

— Ребята, что случилось?

Ответы детей.

— Правильно, молодцы, какие красивые мостики у вас получились.

— Молодцы, а теперь проведите своих зверюшек по мостику друг к другу.

— Кому мы помогли?

Ответы детей.

— Посмотрите, и ежик, и мышонок очень обрадовались красивому мостику и встретились друг с другом, теперь будут весело играть на берегу. И благодарят вас за работу. Спасибо!

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности» Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность.

Конспект интегрированного занятия по лепке для детей старшего дошкольного возраста «Жаворонушки»Конспект интегрированного занятия по лепке для детей старшего дошкольного возраста «Жаворонушки» Цель: формирование умения использовать солёное тесто, как средство выразительности при создании образа жаворонка. Программные задачи: Коррекционно.

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста «Птички-невелички» Конспект НОД для детей младшего возраста «Птички – невелички» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: 1. расширять.

Конспект НОД по лепке для детей младшего возраста «Ягоды для птичек» Программное содержание: — Продолжать учить детей скатывать из пластилина шар круговыми движениями между ладонями. — Закреплять знание о.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность В. А. Сухомлинский:От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.

Развитие познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Дошкольное детство – это.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 16 «Петушок» Развитие речи.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность В зависимости от возраста, вид и характер игр для детей дошкольного возраста должны быть разными. А именно: — для детей до 1,5 года –.

Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через совместную с педагогом деятельность. 1 слайд: Визитная карточка. Я, Костюченко Юлия Николаевна. Имею соответствие занимаемой должности. У меня среднее — специальное образование.

Конспект занятия по конструированию в группе раннего возраста «Мостик для мишки и зайки» Конспект занятия по конструированию в группе раннего возраста Выполнила: воспитатель МБДОУ ЦРР — д\с «Солнышко» Кузьмина Татьяна Алексеевна.

Источник

Миниатюрные сказочные сады своими руками 9 вариантов

Для любителей что-то мастерить своими руками, порой, очень важно находить для себя наполнение своей души всевозможными новинками. В зимние или дождливые дни очень удачным будет вариант изготовления своими руками миниатюрных садиков, которые предстают в итоге перед нами в виде маленького волшебного мирка.

Непонятно, почему такое искусство греет душу, но это факт. Замечено, что ручное самостоятельное изготовление мини-садиков приводит психику человека-творца в какое-то необыкновенное равновесие и гармонию. Скорее всего, это действует, как будто вы сидите и смотрите на плавающих рыбок в аквариуме.

Мостик через речку

Можно выложить на каком-нибудь поддоне не только лужайку с настоящей зеленой травкой и домиком из палочек из-под мороженого, но также и мостик. Мост изготавливать удобно из тех же палочек для мороженого, спичек, карандашей или бамбуковых мелких изделий. Под мостиком можно выложить кусочками голубой бумаги, ткани или камушками речушку или ручеек. В миниатюрный пейзаж это привносит некоторую живость и реалистичность.

Сказочная беседка на пенечке

Здесь важно выбрать полено, покрытое древесной корой, что создаст оригинальность и естественность композиции. Сверху устанавливается беседка, изготовленная из пластиковой бутылки и украшенная различным бумажными или тканевыми лепестками, имитирующие цветочные лепестки или листья деревьев. Низ беседки можно снаружи обклеить декоративными или морскими камушками. Клеить можно на слой пластилина или запастись специальным универсальным клеем.

Мирок волшебства в заварнике

В качестве основания для поделки возьмите срез полена, диаметром пошире. Высота такой платформы может быть любой. В качестве сказочного домика легко может послужить любой старый чайник или заварник. Очень хорошо будет смотреться металлический чайничек, к крышке которого приделывается «печная» труба.

Пряничный домик в кактусовом саду

Из соленого теста можно смастерить симпатичный домик, раскрасить его. Крышу сделать с выемками для небольшого количества земли или песка, чтобы прямо на крыше посадить миниатюрные породы кактусов. Такой домик прекрасно впишется в ваш любимый кактусовый садик в вашей квартире!

Садовники в работают саду.

Садовая лужайка

В обычном глиняном горшке очень удачно можно смастерить потрясающе живописную лужайку. В горшок посадить дерево Бонзай или любое другое миниатюрное растение древовидного типа, а под «деревом» посеять зеленую травку, газонную, к примеру. Украсить все можно бумажными ромашками или одуванчиками. Поставить качели или лавочку.

Романтичная деревенька

В любой миске можно сделать живописную деревеньку или миниатюрную ферму с заборчиком и красивыми кустарниками из любых миниатюрных растений. Посыпать землю можно древесными опилками, мелкими камушками или песком. Здесь будет уместным применить игрушечных животных и человечков.

Сказочный городок на подставке

Если вы хотите украсить свой сад или двор в загородном доме — достаточно придумать специальный деревянный ящик на подставке (четырех ножках). В этом ящике можно придумать целый городок, укладывая растения, цветы, камушки, устанавливая игрушечные домики, лавочки, колодцы, качели, беседки и т.д. Вы приятно удивите ваших гостей, если покажете им свой шедевр.

Мирок в ведре или корзинке

В качестве оформительской площадки можно использовать любую корзину, и даже обыкновенное ведро с ручкой, которое можно чем-нибудь украсить.

Мини сад фото из свободного доступа Яндекс картинки.

Щедрый мир в чаше

Для квартиры или внутри дома, в качестве декоративного элемента интерьера, можно использовать любую широкую чашу на подставке или подножке, внутри которой организуется маленький мирок из живых растений и игрушечных предметов. Кроме предметов, любые садики украшаются игрушечными птичками, насекомыми, человечками, зверюшками. Это приносит оживление в композицию и даже подсказывает некоторый сюжет.

Источник

Мотив моста в русском фольклоре

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 27»

Мотив моста в русском фольклоре

Россия, город Пермь

Россия, город Пермь, учитель

I. Введение____________________________________стр. 3

1. Мотив моста в былинах___________________________стр. 6

2. Мотив моста в сказках____________________________стр. 12

3. Мотив моста в обрядовой поэзии___________________стр. 20

II. Заключение_________________________________стр. 32

III. Список литературы__________________________стр. 36

Мост – важный элемент в различных мифологиях. К настоящему времени собран обширный материал о функциях моста в мифах разных народов мира. Мост связывает два мира, поэтому имеет общие с мотивами пути (путь — переход, достижение «иного берега») и перекрестка (опасное место, где человека подстерегает нечистая сила). Мост может быть горизонтальным и вертикальным. Вертикальный мост ведет вверх, в небо, или в подземный мир. Для древних евреев мост (как и радуга) выступал в качестве знака Завета, заключенного Творцом с Его народом; в Китае мост символизировал союз неба и земли. У греков он ассоциировался с образом Ириды, посланницы богов.

Во многих традициях с мостом связываются представления о переходе в загробный мир. Чудесный мост в загробный мир, охраняемый собаками, встречается в иранской мифологии. Это мост воздаяния, где решается судьба умерших: если в их жизни добро перевешивало зло, то расширившийся мост приводит их на небеса, если же зло стало основой их деяний, то мост сужается, и умерший падает в ледяную бездну ада. В исламской традиции описывается мост, ведущий в рай, который располагается над адом; по воле Аллаха души умерших пересекают его либо попадают в преисподнюю.

В финской мифологии через реку, отделяющую земли мертвых от земель живых, ведет веревочный мост или мост — нить.

В древнекитайской символике мост, соединяющий с потусторонним миром, был очень узким, и грешники падали с него в грязный поток. Мост в виде ствола дерева должен был перейти паломник Сюань-цзян, который принес из Индии в Китай буддийское учение.

Царь Му династии Чу в поисках бессмертия, путешествуя к Царице Запада, Син-ван-му, переходил реку по мосту из рыб и черепах.

В японской традиции божества Идзанаки и Идзанами, стоя на мосту-радуге, сотворяют землю. Они опускают в море яшмовое копье, в результате, из стекающих соленых капель образуются первые восемь островов.

В скандинавской мифологии мост-радуга Биврёст охраняется стражем, который перед концом мира трубит в рог, призывая богов к последней битве.

У финнов герой «Калевалы» Вяйнямёйнен, отправляясь в потусторонний мир, должен перейти мост из мечей и ножей.

У греков мост ассоциировался с образом Ириды — богини радуги, вестницы богов. Радуга и Млечный Путь считались мостами между небом и землей.

Средневековые рыцарские легенды говорят о мосте — «гладком, сверкающем на солнце мече», по которому Ланселот должен пройти к месту заточения Гвиневеры, а переход по нему «полон мук и страданий». Переход по мосту-мечу символически связан с посвящением, что подтверждается фактом, что подстерегающие его на другом берегу львы исчезают, когда испытание выдержано.

Предки славян верили, что по калиновому — солнечному мосту приходит к людям весна, когда Бог-Творец открывает небесные врата.

По небесному мосту движется солнце. По мосту-радуге сходят с небес ангелы, чтобы набрать воду для дождя. Мост является и свадебным символом. По нему юноша и девушка переходят в новый период своей жизни.

По верованиям украинцев, душе после смерти предстоит перейти по кладочке через огонь, и если она оступится, то не дойдет до Царства Божия. Белорусы Гомельской области полагали, что душа умершего переходит по мостику над водой.

В Белоруссии существовал обычай делать в память об умершем мостик через канаву или ручей.

На следующий день после поминок на могиле мужчины ставили крест, а в память о женщине делали кладку через какое — нибудь мокрое, топкое место или же перекидывали мостик через канаву либо ручей; вырезали на дереве, срубленном для моста, дату смерти и серп; затем садились на дерево, выпивали, закусывали и поминали умершую. Каждый, кто переходил по такому мостику, также должен был ее помянуть.

Как небесный мост осмысляются радуга и Млечный Путь. По поверьям Тульской губернии, радуга — это мост, по которому ангелы поднимаются на небо с душами праведников и опускаются на землю, чтобы передать праведным людям Божию волю.

В святочных гаданиях мост и вода связаны с символикой любви и брака. Девушка ставила на ночь у кровати сосуд с водой или сделанный из дров колодец, а потом связывала из прутьев или палочек мостик и клала его сверху; во сне ей должен был явиться жених и перевести через мост.

Мост — символ перехода из мира живых в иной мир. В скандинавских мифах говорится, что после смерти все души пройдут по этому мосту. Кому-то дорога лежит в обиталище Хель, в подземный мир; кому-то — по радуге в страну богов Асгард, в Вальхаллу. Но по этому мосту могут пройти и живые: многие великие герои древних сказаний проходили по нему в поисках бессмертия.

Смысл опасного перехода — в восстановлении связи между Небом и Землей. В испытаниях герои обретают мудрость, осознавая великое единство, стоящее за противоположностями проявленного мира.

Сам мост поражает иногда своими размерами, значением, бывает золотым, яворовым, стеклянным и т. д., иногда он направлен не по горизонтали, а по вертикали и соединяет землю с небом

(частный случай — трактовка радуги как небесного моста.), человека с богом, низ с верхом.

Мотив моста в фольклорных жанрах изучен недостаточно подробно. Некоторые замечания о Калиновом мосте впервые высказал . Этого вопроса касались , , при общей характеристике того или иного жанра.

Объектом моего исследования являются былины, сказки и обрядовая

Предмет исследования — мост в эпической и обрядовой поэзии.

Цель исследования – изучение мотива моста в русском фольклоре.

Для выполнения цели поставлены следующие задачи:

1. Выявить мотив моста в объекте исследования.

2. Проанализировать особенности проявления мотива моста в фольклоре.

3. Охарактеризовать, классифицировать разновидности мостов.

4. Затронуть проблемные моменты данной темы.

5. Систематизировать все имеющиеся данные по теме.

6. Найти исторические истоки данного мотива в фольклорных жанрах.

Методы исследования — сравнительно-исторический метод и мотивный подход.

Значимость работы я вижу в том, что исследование данной проблемы позволяет находить ключи ко многим современным произведениям искусства. Ведь мотив не возьмется из «ниоткуда», нужно уметь правильно расшифровывать мотивы в произведениях. Необходимым является изучение фольклора в школе.

“Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости”, — писал Пушкин в «Набросках статьи о русской литературе». Я полностью согласна с мнением великого поэта и считаю, что изучение фольклора в школе — необычайно важная задача.

I. Мотив моста в былинах

БЫЛИНЫ — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Герои мифов и фольклорных эпических произведений, как правило, вынуждены покинуть дом и отправиться в путешествие. Часто они оказываются в ином мире. Одним из многих способов проникновения в другое пространство является переход по мосту.

По мосту преодолевают водное пространство, обычно реку. Реки играют очень важную роль в былинах. Река может быть препятствием, испытанием. Поединки часто происходят на мосту через реку — границе двух миров («своего» и «чужого»). Такой мост называется Калиновым. Эпитет Калинов является постоянным.

В древнерусском языке словом «калина» обозначали, кроме названия кустарника, и нечто сильно нагретое, раскаленное. Название моста может говорить о его цвете.

Ягоды калины ярко-красного цвета, и если принять во внимание версию о происхождении слова «калиновый» как раскаленный, то это означает, что мост такой же ярко-красный, как плоды калины. Мост находится над огненной рекой, и от бушующего внизу пламени он приобрел цвет красного каления.

Калинов мост в русских былинах соединяет берега Смородины, мифологической реки на границе обычного и потустороннего миров. На одном берегу реки — Добро, на противоположном — Зло (мир живых и мир мертвых).

Смородина широко известна в русском фольклоре. Былинная Смородина опасна для живого человека («черная речка грозна Смородинка.) На Смородине Саул Леванидович убивает царя Кунгура, а Добрыня настигает богатыря Кузьму Семерцянинова, племянника — врага Ильи Муромца. Здесь Алеша Попович находит убитого Добрыню Никитича. На реке Смородине останавливаются во время набега на Русь королевичи Левики, племянники Политовского короля, через нее переправляется в облике волка князь-оборотень Константин (Роман) Дмитриевич, чтобы навредить им и подать сигнал к битве.

Исследователи пытались установить, какая река могла стать прообразом фольклорной Смородины. Сторонники исторической школы изучения фольклора иногда называют Москву-реку.

В былинах Смородина упоминалась еще и как Пучай-река. В данном случае от слова «пучить», «вспучиваться», что вполне могло происходить в огненной, горящей реке. В таком случае, от чего она могла гореть?

По этому поводу существует несколько предположений. По одному из них, Смородина могла служить реальной границей между двумя неприятелями и специально поджигаться стражниками. Как известно, горящая смола остается на плаву, дает хорошее пламя и при горении вспучивается, кипит.

По другой версии горящая река могла воспламеняться из-за скопления горючих газов в ее верховьях. При дегазации ниже по течению она могла самовоспламеняться под воздействием теплой температуры, например.

В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа, и их героические подвиги, которыми разрешаются конфликты общенародного значения. Наделенные чувством собственного достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства. Отсюда и та гиперболизация, с которой изображаются былинные богатыри и их противники. Богатырей отличает огромная физическая сила: они бьются-рубятся с врагами, «не пиваючи, не едаючи», подбрасывают тяжелые палицы в поднебесье, «скоки» их богатырских коней «по пятнадцать верст». Такие преувеличения выражают отношение народа к былинным героям.

Особое место занимает Илья Муромец. Его подвиги приурочены к Киевской Руси времен княжения Владимира, и у Ильи нет никаких других забот и интересов, кроме защиты родной земли. Его старшинство обнаруживается, например, в том, что обычный при имени других богатырей эпитет «молодой» к Илье Муромцу не применяется. К нему обращаются: «дородный, добрый молодец», «старый казак». О нем уважительно говорят: «Сильный — могучий богатырь, Илья Муромец сын Иванович». [16]

Как известно, Илья не сразу был наделен богатырской силой. Сначала он «сидел тридцать лет на седалище, не имел ни рук, ни ног». Исцелиться ему помогли старцы. исцелился, он ступил на дубовый мост:

Он пошел по мо́сту по ду́бовому,

Закричали балки под мосто́м белодубовым,
Загнулись-то тут мосты калиновы…

Это стало признаком того, что Илья Муромец получил богатырскую силу.

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» он один легко (играючись) устранил сразу три «помехи», которые встретились ему на пути из Мурома в стольный Киев-град:

. Первая помеха — очистил я Чернигов-град,

Другая помеха — я мостил мосты на пятнадцать верст,

Через ту реку через Самородину,

Третья помеха — я сошиб Соловья-разбойника.

Мост богатырь прокладывает через топи да болота на заколдованной земле: « дорожкой прямоезжею, доехал до топей зыбучих, до болот дремучих. Слез тут с коня Илья — левой рукой коня ведёт, правой рукой дубья рвёт, да мостки кладёт. Проложил Илья дорогу через топи да болота, подъехал к реке Смородине».

Для былинного героя мощение мостов – подвиг, наряду с очищением Чернигов-града и победой над Соловьем-разбойником. Богатырь сам оказывается строителем моста. Он, таким образом, прокладывает себе путь к Смородине, чтобы победить противника. Обустройство мира – одна из функций мифологического героя.

Мифологические представления о мосте получили художественное воплощение в былине о Василии Буслаеве в эпизоде битвы на Волховском мосту.

Это самый знаменитый из всех богатырей, носящих имя Василий, герой новгородский, представляющий собой идеал молодецкой безграничной удали. Для Васьки нет никаких условностей; он всегда делает так, как ему вздумается, не обращая внимания на то, приносят ли его поступки кому вред или нет. Он уже в самые юные годы ходит по городу и забавляется отрыванием рук, ног и даже голов у своих сограждан.

Сын знатной новгородской вдовы Василий Буслаевич, оскорбленный на пиру, собирает дружину и вызывает новгородцев на бой «у чудна креста, у жива моста, у матушки да реки Волхови». Чтобы собрать свою дружину, он бросает письмо на мост:

…И написал он письмо да скорописчато

«И что идите ко мне на двор,

К моему двору, Василья Буслаева,

А не работу работать деревенскую,

А пить зелено вино безденежно».

И бросал письмо на Волхов мост,

И сам выкатил бочку зелена вина,

Зелена вина до сорока ведер,

Сорока ведер себе на широкий двор.

И наливает чару зелена вина,

Зелена вина да полтора ведра.

И те мужички да новгородские

Подняли письмо на Волховом мосту

И пошли-то ко двору да ко Буслаеву.

Согласно новгородским преданиям, палочные бои на Волховском мосту завещал сверженный Перун. При введении христианства в Новгороде в 988 году, началось уничтожение всех идолов. Летописные тексты гласят: “…и требища разори и Перуна посече и повеле въврещи в Волхов. И повязавше ужи, влечахуть и по калу, биюще жезлием и пихающе… и вринуша его в Волхов. Он же (идол Перуна), пловя сквозе великый мост, верже палицю свою, рече: “На сем мя поминают новгородскыя дети“ (ею же и ныне безумнии убивающеся…)“.

На Великом мосту очень часто сходились для боя враждующие стороны города: “…якобы Перун палицу, имевшую в руке его на мост бросил, сказав, что торговцы (жители правобережной, Торговой стороны) с горожаны (население Детинца и его окружения) всегда будут драться“.

На этом же мосту производилась публичная казнь: осужденных оглушали палицей и сбрасывали в Волхов.

Другой былинный мост через реку Ореховец встречается в былине «Микула Селянинович». Вольга собирается за данью в торговый город. По пути он берет с собой пахаря Микулу Селяниновича. Жители этого города совершают коварный поступок: «…там люди торговые хитрые: как увидели пахаря, подсекли брёвна дубовые на мосту через речку Ореховец. Чуть взошла дружина на мост, подломились брёвна дубовые, стали молодцы в реке тонуть, стала гибнуть дружина храбрая, стали кони, люди на дно идти».

В былинах имеется несколько разновидностей мостов. Самые древние корни имеет Калинов мост через мифическую реку Смородину.

Это место решающей битвы или смерти богатырей.

Герой обычно строит мост, чтобы перебраться через болото. Мосты могут быть сделаны из веток. Мифологические мотивы моста как места перехода сохранились в былине о Василии Буслаеве. Они связаны с обычаем отмечать смену времен года битвой на мосту для обеспечения победы весны и солнца над зимой и тьмой. Традиционно такие бои проходили во время Масленицы.

II. Мотив моста в сказках

В статье «Калина» В. Даль пишет: « В сказках поминаются мосты калиновые; это гать, мощёная хворостом, калиной, дорога по болоту». Одна из версий о происхождении Калинова моста предполагала, что он наводился в нужное время и нужной ширины. Делал это Кощей Бессмертный своим волшебным полотенцем. Кощей вполне мог иметь отношение к Калинову мосту, особенно, если учесть, что в женах у него на тот период числилась некая Морана. Она встречается не только под этим именем, но и как Мара или Морена. Морана – Богиня Зимы и Смерти, довольно грозное и могущественное божество. И не ее ли рук дело – та самая огненная река Смородина?

древнеславянскому наречию это слово произошло от таких слов, как «мор», «смород», «смерть», «морок», «марево», «мрак». Сюда же можно причислить и Морану.

Считается, что река Смородина была огненной. В некоторых сказках, сказаниях и заговорах ее так и называли – «огненная» или «смоляная». «Не вода в реке беж Смородина так же не имеет отношения к растительному миру, как и мост. По ит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает».

В сказках Баба-Яга живет в разных местах. Чаще всего в дремучем лесу. Другое обиталище Яги находится за огненной рекой, за Калиновым мостом. Огненная река-это граница между белым светом и загробным миром. Баба-Яга — будто пограничник, сторожит проход в волшебную страну. Калиновый мост тоже попал в наши сказки не случайно. Мост — по верованиям древних индоевропейцев — разделяет реальный и ирреальный (волшебный) миры. Пройти по нему может только праведник, чтобы попасть в царство божье, не сгинуть в аду. А ягоды калины долго сохраняются под снегом.

Поэтому куст калины в фантазиях предков как бы связывал годичные циклы детородной жизни природы (весна, лето, осень) и ее временной смерти (зима).

Под отрицательным персонажем мост может проломиться:

«Поутру пробудилась баба-яга — паршивого жеребенка видом не видать! Бросилась в погоню; во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. Прискакала к огненной реке, взглянула и думает: Хорош мост! Поехала по мосту, только добралась до средины — мост обломился и баба-яга чубурах в реку; тут ей и лютая смерть приключилась!»

Мост ломается при испытании злого царя:

Антагонист героя, старый царь, не может пройти по мосту и гибнет, а молодой царь это испытание проходит. Этот случай обычно связан с тем, что герой привозит красавицу. Царь хочет на ней жениться, но герой не согласен отдать невесту. Он говорит: «У меня приготовлена яма глубокая, через яму лежит жердочка; кто по жердочке пройдет, тот за себя и царицу возьмет. — «Ладно, Ванюша! Ступай ты наперед!». Герой проходит по жердочке благополучно, а старый царь сваливается в яму. Погибает персонаж, не имеющий чудесных помощников и лишенный магической силы.

Рассмотрим мотив тонкого, хрупкого и ненадежного моста как таковой и его применение в данном случае. Этот мотив часто встречается в мифах разных народов и идет от представления, что царство мертвых отделено от царства живых тонким, иногда волосяным, мостом, через который переходят умершие или души умерших. Тонкий мост в иной мир широко распространен в мифах разных народов. У индейцев племени инка умершие уходят в «страну немых». Они должны перейти через реку по волосяному мосту. Им при этом помогает собака. В Северной Америке есть представление о мосте, покоящемся на голове буйвола. Как только кто-нибудь вступает на этот мост, буйвол опускает голову. Интересно, что мотив моста, так или иначе связан с животными.

Тонкий, как лезвие, мост, ведущий через пропасть в страну мертвых, имеется и у эскимосов. Эти представления очень распространены. Праведная душа может радостно перейти, ведомая прекрасной девушкой, воплощением ее добрых дел, и сопровождаемая добрыми собаками, охраняющими мост. Потом душа попадает в рай. Злые же души не находят помощников. Они спотыкаются на тонком как волос мосту и низвергаются в пропасть. Злой демон их схватывает и уносит в место тьмы».

И сказочный мост есть отражение все тех же представлений. Он тонкий, волосяной, скользкий, под ним находится пропасть.

Яга и Змей являются охранителями входа в иное царство. Змей охраняет реку и мост, ведущие в тридесятое государство. У моста находится сильная и слабая вода. «Сильная стоит на правой руке моста, а слабая — на левой». Перед боем эти воды подмениваются. Герой пьет «сильную» воду, убивает змея и попадает в иное царство.

Герой поджидает змея под мостом. «Приходит самая полночь, и пошли они под калиновый мост, на огненную реку». Эта река — граница. Через мост перейти невозможно. Змей охраняет этот мост. Перейти через него можно, только убив змея. «И поехали. путем-дорогой, и подъехавши к Крашеному мосту, по которому никто благополучно не проезжал, привелось им тут ночевать».

Яга охраняет периферию, змей охраняет самое сердце тридесятого царства. Некоторые аксессуары особенно ярко напоминают Ягу: «Приехали они к огненной реке, через реку мост лежит, а кругом реки огромный лес». У реки иногда стоит избушка. Но в ней уже никто не обитает, в ней не расспрашивают и не угощают. Тем не менее, она схожа с избушкой Яги, иногда стоит на курьих ножках. Забора нет, кости не насажены на колья, а валяются кругом:

Приезжают к реке Смородине; по всему берегу лежат кости человеческие, по колено будет навалено! Увидали они избушку, вошли в нее — пустехонька, и вздумали тут остановиться». И уже только после боя о герое говорится: «Сам пошел через мост на другую сторону».

В волшебной сказке об Иване Быковиче характерным и почти обязательным является бой со Змеем на мосту.

старшим над двумя братьями могут быть Иван Кобылин сын, Иван Коровий сын, Иван Сучич и др.

В избушке братья располагаются на ночлег. Три ночи появляются змеи, герой их побеждает, в то время, как братья спят. Третий бой – самый страшный. Герой должен иметь помощников (коня, товарищей, либо охоту, свору), чтобы победить змея. «Богатырский конь прибежал, начал бить его копытами». «Звери бросились на него и разорвали в клочки». «Жеребцы прибежали и вышибли змея из седла вон». А дальше – «выхватил Иван Быкович саблю, и срубил головы остальни».

Бой кончается победой героя. Но после боя нужно выполнить еще одно дело: змея нужно окончательно уничтожить: «А туловище скатил в огненную реку». «Все части, подобрав, сжег, а пепел развеял по полю». «Наклал костер, сжег змея в пепел и пустил по ветру». Иногда они бросаются в море или кладутся под мост, или закапываются, и на них кладется камень.

Пожалуй, только лишь в одной сказке – «Иван Быкович» из сборника «Народные русские сказки» существует наиболее полный вариант приключений героя после его победы над чудо-юдами на другой стороне калинового моста, да и то попадает он туда не по своей воле: «А ведьма утащила Ивана Быковича в подземелье и привела к своему мужу – старому старику». Здесь сказка отходит от мотива змееборчества, в ней начинают развиваться другие сюжеты – о трудном задании, волшебных помощниках и «царице золотые кудри». Образ калинового (тонкого) моста появляется снова лишь в самом конце сказки.

«У меня приготовлена яма глубокая, через яму лежит жердочка; кто по жердочке пройдет, тот за себя и царицу возьмет… Иван Быкович прошел – и жердочка не погнулась; а старый старик пошел – только на середину ступил, так и полетел в яму. Иван Быкович взял царицу золотые кудри и воротился домой». Как мы видим, сказка упоминает об обратном переходе по мосту из мира мертвых в мир живых и завершается на этом.

В волшебных сказках змеи, охраняющие мост через реку, получили следующие именования – Чудо-Юдо, Издолище, Поганое Долище. Сразу приходит мысль о былинном Идолище, с которым бьется Илья Муромец.

В сказке «Иван крестьянский сын и мужичок сам с пёрст, усы на семь вёрст» сражение героя и Змея также происходит на мосту через огненную реку. Иван сначала побеждает сыновей, а затем отца-Змея. Мертвых чудовищ по традиции бросают в огненную реку.

На этом миссия героя не закончилась: осталась еще жена Змея и ее снохи. Иван превращается в кота и переправляется по мосту в ирреальный мир.

Кстати, рядом со сказочными Калиновыми мостами в сюжете «Бой на Калиновом мосту» часто встречается избушка, в которой ложатся спать товарищи героя. Скорее всего, это домик смотрителя моста, человека поставленного специально для сбора пошлины за проезд и ремонтных работ, то есть мосты обслуживались профессионально. Эта избушка всегда пуста, что подчёркивает степень разорения данной местности Змеем или другим антагонистом.

В волшебной сказке герой для переправы через море может «воспользоваться» радугой. Способ: машут (или кидают) волшебным полотенцем (рушник, ширинку, пояс):

» царевич махнул полотенцем — тотчас мост явился.

Перешли за реку, царевич украдкой махнул другим концом полотенца — мост пропал, как не бывало!» (сказка «Звериное молоко»)

В сказке «Марья Моревна»: «Кощей сказал: — за огненною рекою живёт баба-яга; …я у ней…пастухом был… Как же ты через огненную реку переправился? А у меня есть такой платок – как махну в правую сторону три раза, сделается высокий-высокий мост, и огонь его не достанет!» В сказке «Баба — яга и заморышек» мостом становится волшебный платочек.

«Помирать бы всем, да Заморышек догадлив был: не забыл он захватить у Бабы — яги платочек, махнул тем платочком перед собою — и вдруг перекинулся мост через все сине море; переехали добрые молодцы на другую сторону. Заморышек махнул платочком в иную сторону — мост исчез, баба — яга воротилась назад, а братья домой поехали».

Очень часто встречается группа, слагающаяся из трех задач в различных соединениях. Это: насадить чудесный сад, за ночь посеять, вырастить и обмолотить хлеб, построить за ночь золотой дворец и мост к нему.

В интересующем нас ключе мосты вместе с дворцом являются элементом «трудной задачей», предлагаемой герою (часто жених).

«У одного короля подросла дочь — пора и замуж отдавать, и задумал король устроить состязание для женихов.

Велел он построить длинный стеклянный мост; кто по тому мосту проскачет, тот и будет королевским зятем, а после смерти короля и сам править станет…» (cказка «Стеклянный мост»)

«А ну, малый, проси у бога, чтоб здесь новое царство стало, чтоб от самого этого места до дворца государева хрустальный мост повис через море и чтоб царевна за меня замуж вышла» (сказка «Счастливое дитя»).

В белорусской сказке с любопытной космографией связь моста с радугой более очевидна (тот же мотив «трудная задача» с женитьбой).

Герой справляется с задачей, показывает свое знание мироустройства, доказывает свою состоятельность как будущего Хозяина, способного построить свою Жизнь, свой Дом, сотворить свою малую Вселенную.

В некоторых сказках мост не является объектом, связывающим земной мир и потусторонний и испытанием также не является, он – вполне реальный объект. Так, например, в сказке «Бухтан Бухтанович» мост не несет в себе сакральной функции. Героя с мостика сталкивает хитрая Лисичка (чудесная помощница), чтобы Царь отдал ему (герой якобы богатый человек) одежду со своего плеча:

«Пошли они по полю, по дороге, дошли до речки. Стали переходить ее по мостику — лисичка Бухтана Бухтановича и пихнула под локоток. Свалился Бухтан Бухтанович в самую тину. Подбежала к нему лисичка. «Что ты, что ты, Бухтан Бухтанович!» Лапками всплескивает, еще пуще Бухтана Бухтановича грязью измазывает.

— Посиди здесь, — говорит, — я к царю сбегаю.

Прибежала к царю и говорит:

— Царь-государь! Шли мы с Бухтаном Бухтановичем по твоему мостику — мостик скверный такой! — не остереглись, свалились.

Бухтан Бухтанович в грязной одеже пред царские очи не предстанет. Не дашь ли ему лишнее штаны да кафтан?

Царь дал тогда лисе свой ежедневный наряд, она побежала, переодела Бухтана Бухтановича.»

В сказке «Фома Беренников» мостом является береза, которую срубил герой, чтобы перебраться через реку:

«Снялся Фомка и поехал сражаться. Едет он лесом, войско за ним. Он срубил себе березку, и солдаты срубили себе по березке. Пришли к глубокой реке – мосту нет, а обходу двести верст; Фомка бросил свою березку в воду, и солдаты побросали свои туда же, запрудили реку и перешли на другую сторону.»

В сказке «Мудрая жена» Дурак по указанию Ангела, сидя на мосту, находит себе жену:

«Дурак так и сделал; пришел к реке, сел на мосту, смотрит в воду пристально—плывет мимо рыба всякая, и большая и малая, а вот и плотичка — на ней золотое кольцо вздето; он тотчас подхватил ее и бросил через себя о сырую землю—обратилась рыбка красной девицей:

— Здравствуй, милый друг!»

Далее мост становится испытанием. Царь просит Дурака построить «мост—одна мостина серебряная, а другая золотая»:

«Ну, коли ты сумел за одну ночь дворец поставить, ты построй к завтрему от своего дворца до моих палат мост—одна мостина серебряная, а другая золотая; а не выстроишь, то мой меч—твоя голова с плеч!»

Нетипичное назначение моста встретилось в сказке «Скрипач в аду». Эта сказка повествует о богатом мужике, у которого было три сына. Он собрал два котла денег – один закопал в овине, другой в воротах.

И вот он умер, а про деньги никому не сказал.

Однажды был в деревне праздник, скрипач шел на гулянку и вдруг провалился сквозь землю и попал в ад, прямо в то место, где богатый мужик мучился. Он попросил мужика, если он выберется оттуда, то чтобы сказал его детям, где взять деньги, и чтобы они раздали их нищим. Скрипач три года играл в аду, а ему показалось, что всего три дня. Когда он говорил: «Господи благослови!», струны лопались. Наконец у чертей все струны закончились, и скрипач попросил отпустить его на землю за новыми. Его отпустили только с провожатым, чтобы не сбежал. Там была свадьба. Скрипач играл на ней до первых петухов и черт, сопровождающий его, исчез. Мужик рассказал все сыновьям мужика, те нашли деньги и стали раздавать их нищим, но чем больше их раздавали, тем больше их прибавлялось. Тогда вывезли эти котлы на перекресток, чтобы все, кто едет мимо, брали оттуда, но деньги все не убывали. «Подали челобитную государю; он и приказал: в некотором городе шла дорога в объезд – верст пятьдесят будет, а если прямо проложить, то всего пять верст, и приказал государь выстроить прямоезжий мост.

Вот и выстроили мост на пять верст, и на то дело оба котла опорожнили. В те времена некая девица родила сына и покинула его с малолетства; этот младенец три года не ел, не пил, и все с ним божий ангел ходил. Пришел младенец на мост говорит: «Ах, какой славный мост! Дай бог тому царство небесное, на чьи деньги его построили». Услышал господь эту молитву и велел своим ангелам выпустить богатого мужика из аду кромешного».

Мост здесь не является границей между земным миром и потусторонним, он является более коротким проезжим путем (если прямо проложить, то всего пять верст).

Богатый мужик получает прощение за то, что на его деньги построили этот мост.

На основе анализируемого материала можно выделить такие разновидности сказочных мостов:

1. Калиновый мост – место сражения богатыря с Чудовищем. Этот мост связывает земной мир с потусторонним. Под ним – огненная река.

2. Мост, который возникает при помощи волшебных предметов: платочка, утиральника, полотенца, пояса. Такой мост помогает героям уйти от преследования.

3. Мост – испытание героя. Это может быть испытание жениха (в случаях, когда простой человек хочет жениться на царской дочери), или приказание алчного Царя, который задумал извести героя.

4. Мост – объект, не обладающий волшебными и сакральными свойствами. Герой при помощи своей смекалки придумывает, как ему преодолеть препятствие.

III. Мотив моста в обрядовой поэзии

Помимо сказок и былин, это сооружение встречается в обрядовой свадебной, похоронной и календарной поэзии восточных славян, встречается и в заговорах. Причём одним и тем же названием «калиновый мост» описываются несколько видов сооружений:

1. Гать, деревянный настил или каменная вымостка, «мостовая» в современном понимании, то есть рукотворная дорога:

Ой, наша гордёна – Гордива, ломлива, Ко двору она не едет: «У двора-то много грязи! А кабы на эти грязи Калиновы мосты!

То же мы находим в былинах: «…приехал на те грязи топучие, на те мосты калиновы…»(Илья Муромец и Соловей разбойник), и в сказках: «В некотором царстве…были болота непроходимые. Вздумал убогий расчистить эти болота, …и намостить мосты калиновые…»

2. Часть избы, между горницей и лестницей, сени, коридор:

Дружку просят в дом, он входит приговаривая: По лесенке иду, По приступочкам ступаю, …На калинов новый мост взошёл.

Благословляйте новобрачного князя Из своей новой горницы подняться, По полику идти, По тесовому идти, По мосту идти, По калинову идти, По лесенке идти…

В. Даль приводит поговорку: «Есть ли у тебя на мостах на калиновых Спас, Богородица?», то есть крещёный ли ты, имеешь ли в сенях образа? Эта поговорка отсылает нас к временам курных изб, недаром дружка называет потолок в избе невесты «соболиным», то есть мохнатым и чёрным от копоти. Сени, в которых не было печки, были чистыми и именно в них на протяжении многих столетий, до изобретения дымоотводной трубы, находились божницы, висели белоснежные рушники с вышивками — оберегами.

3. Мост в современном понимании:

Шумела, гремела быстрая речка; По той, по той реченьке…Калиновый мостик…А в песне даже описывается процесс создания такого моста:…девчонка, сиротина гуляла, Эх, калинушку ломала, Во пучочки вязала, На дорожку бросала…

Этот мост делается из веток калины, которые собираются в пучки.

Калиновые мосты похоронных «духовных стихов», возникших под влиянием христианства представляют собой «переход в иной мир». Мотив берет начало из области мифологии, причём отнюдь не славянской, но использующей красочные фольклорные клише:

А с-пыд ясный с-пыд зари души правильные шли… Ани скали сибе периходика… А на атымный реке мост калиновый… Души грешные, рабы Божии, Вы идити-ка к ряке огненный, Вы идите-ка вы по левой стороне…

Станавитесь, душеньки спасныи, вси пу правый стыране…

Ты вяди-ка их, Михаил Арханья, через огненну ряку. Как пашли ш ба душеньки спасныи как пы каменным мосту

Но на таких Калиновых мостах никогда никакого боя не происходит, на них происходит разделение душ на праведные и грешные, которые, как стадо следуют за своим Пастырем на тот свет, такие мосты – есть невозвратный конец пути. А все остальные Калиновые мосты (сказочные, былинные и песенные) — сквозные, проходные и хотя на них часто случаются заминки в путешествии героя, они преодолеваются, и герой следует далее, имея возможность, достаточно часто реализуемую, вернутся обратно.

Образ калинового моста в свадебных песнях

Образ калинового моста встречается и в семейной обрядовой поэзии — свадебных песнях. Он являлся символом перехода из одной ипостаси в другую: переход из девичества в замужество. Используется в песнях на девичнике и во время причитаний невесты:

Да от этой баенки до горенки

Да есть и мостики калиновы

Да есть и столбики точеные,

Да есть головки золоченые

Да на этих-то головочках

Да там сидят да птицы-пташицы.

Они поют да жалобнешенько,

Ой, жалки песенки да с горючими слезами.

Через калиновый мост или просто мост, кладку переходят жених и невеста в одной из песен девишника:

Ах ты Дымка, Дымка-река,

Промежду Дымка гор протекла,

Через Дымку — быструю реку –

Мощены мосты калиновые,

Что никто по мостам нейдет,

По калиновым не перейдет

Как Иван по мостам пройдет.

Как Михайлович-то перейдет.

За собою он Аксинью ведет,

Мотив перевоза через реку или перевода по тонкой мостиночке символически означает переход из девичества в замужество. То есть происходит своего рода обряд инициации, преображения, когда человек переходит из одной своей ипостаси в другую. Этим семейная обрядовая поэзия схожа с мифологемой «победитель змея», заключенной в сказках.

Калина, по своим постоянным эпитетам и как символ красоты, любви, предполагает связь со светом, и этим объясняется, почему небесный мост калиновый.

Через такой калиновый мост или просто через мост, кладку переходят жених и невеста.

Перевод через реку и платок-подарок – символы брака:

1.Через быструю речку лежит дубовая дощечка,

Что никто по этой дощечке, здесь никто

Что никто не хаживал, никого не важивал!

Перешел детинушка, перевел девчоночку…

На основе этого значения моста основано гадание о женихе: делают из прутиков мостик и кладут его под подушку во время сна, загадывая: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост».

Собирают из прутиков мостик, кладут под подушку. Девушка, ложась спать, говорит: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня чрез мост». Суженый является во сне и переводит за руку через мост.

Великий пост представляли или существом, идущим по мосту, или, что чаще, самим мостом: «Посреди Великого поста пекут кресты, и с этими крестами сажают кого-либо на ночь на печь, чтобы он подслушивал, как перейдет половина поста. Когда что-нибудь треснет в переднем углу избы, тогда означает, что пост перешел свою середину».

Накануне матери не дают спать детям, заставляя их слушать, как переломится пост пополам; для этой цели накрывают их решетом и бьют сверху палкой.

Есть также загадки, означающие пост:

«Стоит (мостится) мост на семь верст, на мосту дуб (куст), на дубу (на кусту) цвет во весь белый свет».

«Золотой мост на сотню верст» (лучи солнца, свет), «Протянулся мост на семь верст, а в конце моста золотая верста» (неделя, дни недели).

Есть много загадок, в которых упоминается мост. Например:

«Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку.

А пришла молода – весь мост развела» (Мороз и Весна).

по калиновому мосту,

— покидались в вод

Встречается мост и в шутливых детских песенках:

Шла собака через мост,

Четыре лапы, пятый хвост.

Если мост обвалится,

То собака свалится.

Здесь шутливо изображена ситуация: мост не прочен, не устойчив, и тот, кто находится на нем, может упасть.

Мотив моста в похоронных обрядах

Смерть обозначает переход человека в другой мир (Навь), где человек продолжает жить, невидимо для живых людей. Поэтому при погребении старались обеспечить покойника всем необходимым для будущей жизнии загробной: как известно, древние народы клали в могилу еду, деньги, одежду, украшения и оружие, а также всевозможные предметы быта, включая посуду.

В древности во время погребения убивали и домашних животных, которых затем помещали в могилу усопшего хозяина. Погребальный обряд призван облегчить усопшему путь в мир мёртвых и помочь его близким преодолеть горечь тяжёлой утраты.

Множество народных суеверий связано с тем, что если не обеспечить достойный уход души из мира Яви в Навь, то душа умершего может остаться на Земле, и тогда она будет продолжать свою «жизнь» здесь, но уже в другой форме, о чём широко повествует нам славянская мифология и мифология других народов мира. Неусопшая душа, которая не смогла найти путь на «тот свет» является в мире Яви в виде привидений, «заложенных покойников» (вурдалаки, упыри, зомби, «живые мертвецы» и т. п.) и прочей нечисти и «аномальных явлений». Не найти дорогу в Навь из этого мира, в особенности рискуют умершие «не своей» (неестественной) смертью (все самоубийцы, и в особенности «утопленники», поскольку считается что их забирает в свой мир Водяной и Русалки). Для того, чтобы дать такой душе покой проводят специальные обряды: ныне это христианское отпевание (отчитка), в старину — особые заклинаний и заговоры, которые читали Волхвы. В могилы «заложенных покойников» вбивали осиновые колы, клали серебряные монеты, разбрасывали рядом с ними чеснок и т. п.

Традиционный древний славянский похоронный (погребальный) обряд называется «Звёздный Мост» — мост между миром живых и миром мёртвых, иначе говоря — мост между Явью и Навью, пройдя через который душа человека попадает на «тот свет».

В сказаниях славянских народов упоминается чудесный мост, пройти по которому способны лишь души добрых, мужественных, честных и справедливых людей. Этот мост видим мы на небе нашем в ясные ночи, ныне же называется он Млечным Путём. Праведники (люди, жившие по Прави, Пра-Ведам, Заветам Богов) без труда проходят по нему и попадают во Ирий Светлый. Обманщики, мерзавцы, насильники и убийцы (имеется ввиду не убийцы врагов РОДа Славянского, а убийцы, совершившие преступления из корыстных побуждений и лихих умыслов), злые и завистливые люди проваливаются со звёздного моста вниз — во мрак и ледяной холод .

Тем же, кто натворил в этой жизни и много добра и много зла предлагается пройти испытания.

Во время похоронного обряда, процессия под причитания плакальщиц, должна перейти символический «Калинов Мост», тем самым проводить душу покойного на рубеж миров (Яви и Нави), после чего тело умершего клали на погребальную краду («Аще кто умряше, творяху трызну надъ нимъ, и посемъ творяху краду велику»). Крада — погребальный костёр у славян (Славянское слово «крада» означает жертвенный огонь). Костёр выкладывается в виде прямоугольника, высотой по плечи человека или выше. Домовина (гроб) делается в виде ладьи, лодки, причём нос «ладьи» ставят на закат Солнца. Этот переход помогал облегчить доставку души покойного в другой мир, и усложнить возможность ее возвращения.

Например, в сказке Алексея Ремизова «Кострома» (часть «Весна-Красна» в сборнике «Посолонь»), воспроизводится процесс похорон, с переходом Калинова моста.

И подымается такой крик и визг, что сами звери-зверюшки, какие вышли было из-за ельников на Костромушку поглазеть, лататы на попятный, — вот какой крик и визг!

И бросаются все взахлес на мертвую, поднимают ее к себе на руки и несут хоронить к ключику.

Померла Кострома, померла!

Идут и идут, несут мертвую, несут Костромушку, поют песенку.

Вьется песенка, перепархивает, голубым жучком со цветка по травушке, повевает ветерком, расплетает у девочек коски, машет ленточками и звенит-жужжит, откликается далеко за тем синим лесом.

Поле проходят, полянку, лесок за леском, проходят калиновый мост, вот и овражек, вот ключик — и бежит и недвижен — серая искорка-пчелка…

И вдруг раскрывает Кострома свои мертвые глазыньки, пошевеливает желтеньким усиком, — ам!

Ожила Кострома, ожила!

С криком и визгом роняют наземь Костромушку да кто куда — врассыпную».

Таким образом, мост в понимании наших предков, — символ перехода в другой мир. По некоторым религиозным представлениям, после смерти человек должен был переходить мост, грешник срывался с него и попадал в ад, а праведный человек удачно его переходил и оказывался в раю.

Мотив моста в святочных колядках.

Встречается мост и в святочных колядках. Для каждой семьи Святки начинались после Всенощной, с вечернего застолья, совмещавшего обед и ужин, так как в сочельник по церковному уставу было запрещено есть до первой звезды. Кончался праздничный ужин, и молодежь высыпала на улицу. Если село было большое, делились на две группы. Одна с одного конца шла, другая — с другого.

Каждая выбирала «старшого», «мехоношу», который нес мешок, куда складывали все, чем хозяйки одаривали за добрые пожелания (пироги, «козули», деньги и др.). Впереди группы шел парень с шести — или восьмиконечной звездой из фольги или цветной бумаги, прикрепленной к длинному шесту. Иногда звезду делали полой и внутри зажигали свечку. Светящаяся в темноте звезда словно плыла по улице.

о мосту идут три праздника:

Вставайте, ковали, куйте топоры,

Куйте топоры, тешите брусы,

Тешите брусы, стелите мосты.

Да будет идти три праздничка…

По мосту идут три «братца»: Рождество, Крещение и Василий Кесаретский:

Источник

Открытое занятие во второй младшей группе «Мостик через речку»

Конспект занятия

Воспитатель (ФИО) Гамова Татьяна Владимировна

Образовательная область Дошкольное воспитание

Возрастная группа младшая группа (3-4 года)

Тема занятия «Мост через речку»

Концептуальные основы занятия

Тема занятия : «Мост через речку»

Возраст детей: Младшая группа (3-4 года).

Цель занятия : формировать элементарные математические представления у детей второй младшей группы.

Содействовать овладению умениями:

1. Раскладывать и наклеивать готовые формы.

2. Понимать множество предметов (один-много).

3. Выделять отдельные параметры величины – длина, ширина, сравнивать предметы по этим параметрам, используя прием «наложения».

4. Развитию пространственного мышления, внимания.

5. Воспитанию умения слушать друг друга, взрослого; желание помочь другу.

Предварительная работа с детьми :

1)индивидуальная работа с детьми (определение длины и ширины предмета приёмом «наложения»)

2)рассматривание иллюстраций, фотографий мостов .

Дидактический материал, о борудование :

-Подкладка, клей, кисть, салфетка, цветная бумага,

Организационный момент, начало занятия включающие:

описание исходной проблемной ситуации для мотивированного участия детей на занятии

игры и упражнения для организации внимания детей

ситуации для обозначения цели и задач деятельности с детьми

описание методов организации деятельности детей на начальном этапе занятия, настроя на предстоящую деятельность и тему занятия (с учетом реальных особенностей группы, с которой работает педагог)

Деятельность детей

Деятельность педагога

Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям, стремятся быть вместе со всеми.

Дети проявляют интерес и исследовательскую активность. Задают вопросы: Что это такое?

Организационная хороводная игра «Ты цепочка наша…»

Приглашаю детей на ковер.

На ленточных столах, расставленных у окон, разложены листы плотной бумаги – берега, на которых наклеены цветы. Посредине каждого листа наклеена голубая бумага.

В.: А куда же мы приехали? Какой луг широкий! А река… какая длинная! Посмотрите, ни конца, ни края… Да чего же хорошо! Цветов много!

Мишка: Мы уже идем.

На мольберте прикреплен прямоугольник зеленого цвета с наклеенной рекой, с цветами на дальнем берегу. На берегах речки приклеены в начале (в широком месте) и в конце ( в узком месте) опоры для мостов разной длины.
В.: Мишка, мы очень рады вас видеть, а куда же вы идете?

Мишка: Мы с матрешкой за цветами идем!

В.: Это хорошее дело! А что же вы не идете?

Мишка: А там речка…мокрая!

В.: Правда, речка мокрая! Ты не хочешь лапы замочить?

В.: Как же помочь Мишке с матрешкой? Что же нужно сделать?

Дети: Нужно сделать мостик.

В.: Молодцы, правильно! А как же сделать мостик? (показываю рукой, что будто кладу что то сверху) Надо досточку положить, тогда и перейдешь! Да?Мишка, ребята предлагают тебе досточку положить.

Мишка: Я уже клал, а она уплывает.

В.: Покажи, какую ты досточку клал.

Беру из его коробки коричневую короткую полоску, кладу на опоры в широком месте. Дети видят, что она короткая, не ложится, а плывет по реке. Показываю ее детям.

В.: Почему она не ложится, а уплывает?

Дети : Она короткая.

В.: Посмотрите, речка в этом месте какая …узкая или широкая? (широкая). А дощечка какая…длинная или короткая? (короткая) . Так какая же нам нужна досточка? (длинная).Мишка, а у тебя есть еще досточка?

Мишка: Есть, но она тоже короткая. (достаю и показываю)

В.: Сравним, может быть она длиннее этой досточки? Как проверить? (измерить, наложить). Правильно! Положу желтую полоску, а на нее свеху наложу коричневую. Надо, чтоб уголки совпали у досточек. Что же видим?

Дети : Остался лишний кусочек.

В.: Так, если у досточки остался лишний кусочек, она короткая или длинная?(длинная) Какую же доску нужно взять для моста, где широкая река течет? (длинную). Какого она цвета? (желтого). А почему нужно положить досточку желтого цвета? (она длинная).Положу на бревнышки длинную доску. Через ШИРОКУЮ речку положим ДЛИННУЮ досточку.

В. : Чтобы она не упала, я досточку намажу клеем и приложу. (рабочее место приготовлено на ленточном столе).Здорово получилось.

Мишка: Короткая досточка не нужна, выбрасывай.

В.: Зачем же выбрасывать? Смотри, Мишка, здесь какая речка (показываю) широкая, а здесь?(маленькая, узкая). Мы через УЗЕНЬКУЮ речку перекинем короткую дощечку.Чтобы она не упала, я досточку намажу клеем и приложу.

В.: Ну вот, Мишка, веди свою матрешку . Хочешь, матрешка, иди по длинному мосту, собирай цветочки (веду матрешку по длинному мосту). Собрала цветочки? Пока только понюхала, возвращайся. А хочешь иди по короткому мосту. И здесь до цветочков добралась! Возвращайся! Вот, Мишка, и твоя короткая досточка пригодилась.

Мишка: А я видел у вас очень длинную речку.

В.: Правда, ребятки, какая у нас речка?

Покажу жест (развести обе руки), обозначающий длину реки.

В.: А цветов там видимо-невидимо! Как матрешки туда переберутся? Как помочь матрешкам, что нужно построить? (мостик) Кто же поможет матрешкам? ( я,…и я,….и я). Какой мостик будем делать через широкую часть реки? (длинный), а через узкую часть реки. (короткий).

Данная хороводная игра проведена с целью организации внимания.

Результат организационного момента:

-дети включились в занятие;

-у детей сформировался стойкий интерес к происходящему.

2. Основная часть занятия .

Данный этап предполагает:

постановку конкретных образовательных задач перед детьми;

описание форм и методов представления нового образовательного содержания;

описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности детей с учетом особенностей группы, в которой работает педагог;

описание критериев определения уровня внимания и интереса детей к новому материалу;

описание действий педагога, если ему не удастся сохранить интерес детей к данной деятельности;

описание основных форм организации практической деятельности детей;

описание способов мотивирования (стимулирования) познавательной, творческой активности детей в ходе освоения нового образовательного содержания;

описание способов снижения утомления, напряжения детей

Деятельность детей

Деятельность педагога

Дети, отвечая на вопросы педагога, сравнивают, различают и соединяют факты, устанавливают связи между ними.

Дети свободно выбирают рабочие места, работают индивидуально .

Дети свободно общаются и перемещаются во время занятия, чтобы взять тот или иной инструмент, строительный материал.

Отбирают необходимые средства для осуществления цели, определяют последовательность действий.

Дети проявляют заинтересованность к процессу и результату деятельности других детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию деятельности участников.

Дети свободно выражают свои мысли, чувства, желания.

Дети используют различные материалы для решения проблемных (игровых) ситуаций.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Создание ситуации для обозначения цели и задач деятельности с детьми.

Главная цель: помочь сделать мост через речку

Задаю вопросы, побуждающие детей при ответе использовать свой опыт.

— Матрешки беспокоятся, как будут переходить на другой берег? (нужно построить мост).

-А какой мостик будем делать через широкую часть реки? (длинный), а через узкую часть реки. (короткий).

Предлагаю детям занять рабочие места у столов, занимаю свое рабочее место. Обращаю внимание на внешний вид и порядок на рабочем месте.

В.: Ребята, расправьте плечи, спинка ровная, ручки полочкой. Посмотрите, 1) мой костюм чистый: 2) на столе чисто; 3) на полу чисто. Чтобы так и оставалось, принесу себе подкладку.

Перед началом работы проговариваю вместе с детьми «систему пяти пальцев».

В.: Подожди, Мишка! Ребята, посмотрите, что означает первый палец? (то , что мы задумали). А что мы задумали, ребята?(Позаботиться о матрешках, сделать мостики! (загибаю мизинец).

В.: А что означает второй пальчик? (то, из чего мы будем делать, т.е. материал). А какой материал мы будем использовать? (загибаю безымянный палец). Выберу себе речку и возьму тарелочку с двумя полосками.

Мишка: Ну, давайте мне мостики!

В.: Подожди, Мишка, мы еще только задумали и выбрали материал. Из чего будем делать мостик. А теперь скажите, что означает третий палец?(то, с помощью чего сделаем работу, т.е. инструмент) Какой инструмент нам понадобиться? (средний палец).Что нужно для наклеивания? ( Клей, кисть, салфетка, умная голова, умелые руки). Приготовлю.

Мишка : Ну, давайте же мостики!

В.: Подожди, не спеши: мы уже задумали, принесли то, из чего сделаем мостики, принесли то, чем будем наклеивать. Теперь скажите. Что означает четвертый палец? (как делать по порядку)( четвертый палец )

Технический показ.

В.: Как делать по порядку?Что нужно сначала сделать? (взять полоски, наложить одну на другую, уголок к уголку, найти лишний кусочек и выбрать длинную полоску.)

В.: Теперь что нужно сделать? (длинную полоску положить на широкую реку, а короткую – на узкую).

В.: Чтобы мостики крепко держались, надо их наклеить. Как? (снять мостик, перевернуть его на подкладке белой стороной, намазать клеем. Потом, перевернуть и положить на бревнышки, прижать салфеткой).

Короткий мост рассматриваем по аналогии.

В.: Я наклеила, все уберу, пойду к Мишке.

В.: Мишка. Я наклеила мостики, один длинный, один короткий

После прослушивания информации, предлагаю детям приготовить свои рабочие места и приступить к работе.

В.: Я сделала! А ты? А ты. А вы хотите помочь матрешкам? ДА!

В.: А теперь девочки подлезайте под столы и готовьте свое рабочее место. Теперь мальчики готовьте рабочее место. Проходите девочки за стульчиками. Присаживайтесь. Мальчики проходите за стульчиками.

Приступайте к работе.

Усиливаю интерес ребенка к работе сверстника: поощрение общения, помогаю в обсуждении возникающих проблем.

Занимаю динамичную позицию: свободно перемещаюсь по групповой комнате для оказания помощи детям.

В.: Савелий, молодец! Наводи порядок на своем рабочем месте, и показывай Мишке свою работу, расскажи, что ты сделал.

Дети сравнивают предметы по длине и ширине.

Дети активно сопровождают речью свою деятельность.

Дети умеют устанавливать причинно-следственные отношения. В своей речи могут употреблять предложения разных видов.

3. Заключительная часть занятия :

описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового образовательного содержания с учетом индивидуальных особенностей детей, с которыми работает педагог;

описание критериев, позволяющих определить степень усвоения детьми нового образовательного содержания ;

описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть детей не освоили новый материал;

косвенная оценка деятельности детей как сопоставление результата с целью ребенка.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет работу. Но при этом ориентируется на достижение единого результата всей группой.

Ребенок прогнозирует результат, оценивает действия свои и других (любуется, радуется работами своих друзей, предлагает помощь).

Предлагаю, детям встать по краю ковра:

Анализирую с детьми результат работы.

В.: Мишка, ты чему радуешься?

Мишка: Ой, теперь я знаю, что мои матрешки могут пройти по мостикам, наберут много цветов.

В.: Кто же так позаботился о матрешках, кого Мишка может назвать другом? (Я…..я) Молодцы!

Обеспечивается переход детей к другому режимному моменту через хороводную игру «Колпачок».

Дети умеют анализировать и делать вывод об усвоенном материале.

Дети оценивают свои поступки, выражают свое отношение к окружающему, находя для этого различные речевые средства.

Источник

Читайте также:  Ооо молочные реки директор