Меню

Санитарный расход реки это



санитарный расход воды

Русско-казахский терминологический словарь «Водное хозяйство». — Академия Педагогических Наук Казахстана. . 2014 .

Смотреть что такое «санитарный расход воды» в других словарях:

Санитарный попуск — 1.11. Санитарный попуск минимальный расход воды, обеспечивающий соблюдение нормативов качества воды и благоприятные условия водопользования в нижнем бьефе водохранилища. Источник: Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации… … Официальная терминология

АРТЕЗИАНСКИЕ ВОДЫ — АРТЕЗИАНСКИЕ ВОДЫ. А. в., в отличие от грунтовых, называются такие глубокие подземные воды, к рые, скопляясь между двумя водонепроницаемыми пластами, находятся под постоянным напором всей массы воды, наполняющей данный водный горизонт. При… … Большая медицинская энциклопедия

Водоснабжение — I Водоснабжение совокупность мероприятий по обеспечению водой населения, промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Возможны централизованное и децентрализованное водоснабжение. Централизованное В. обеспечивает водой несколько точек… … Медицинская энциклопедия

ПРОМЫШЛЕННАЯ — САНИТАРИЯ 814 и так регулировать производство, чтобы рабочие были ограждены от опасностей для жизни и здоровья, насколько это позволяет характер производства» (см. § 120а основного промышленного устава Германии). Еще более… … Большая медицинская энциклопедия

ПОЛЕВАЯ САНИТАРИЯ — ПОЛЕВАЯ САНИТАРИЯ, прикладная отрасль военной гигиены, охватывающая собой систему профилактических мероприятий по улучшению и оздоровлению условий пребывания войск в полевой обстановке в целях охраны здоровья бойца и повышения его боеспособности … Большая медицинская энциклопедия

Во́дный тра́нспорт — санитарно гигиенические требования. В. т. подразделяется на речной, морской и смешанный (суда типа река море). В структуру В. т. входят флот и береговые объекты порты, судоремонтные заводы. Особенностью работы плавсостава является длительное… … Медицинская энциклопедия

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ — ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. I. Основные принципы организации здравоохранения. Здравоохранение система мероприя тий, направленных к поддержанию здоровья и трудоспособности населения. В понятие У. входят все мероприятия по оздоровлению среды (физической и… … Большая медицинская энциклопедия

ЖИЛИЩЕ — ЖИЛИЩЕ, может рассматриваться и изучаться во первых как комплекс технически оформленных сан. условий в жизни человека в периоды его повседневного труда и отдыха в т. н. домашней обстановке и во вторых как приемы и типы самого технического… … Большая медицинская энциклопедия

Дезинфекция — I Дезинфекция (франц. приставка dés уничтожение, удаление + Инфекция совокупность мер, направленных на уничтожение в окружающей среде возбудителей заразных болезней. Входит в комплекс противоэпидемических и санитарно профилактических мероприятий… … Медицинская энциклопедия

Россия. Медицина и народное здравие — Исторический очерк и современное устройство медицинской администрации в Р. Организация медицинской части в Р. начинается учреждением в Москве в 1581 г. Аптекарской палаты. В 1620 г. она преобразована в Аптекарский приказ, заботившийся, между… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Санкт-Петербург, город — I (Петербург, Петроград, Питер [В настоящей статье вместо слов С. Петербург допущены сокращения: СПб. и Пб.] столица России и резиденция Российского Императорского Дома. Судьбы местности нынешнего СПб. до 1703 г. В 1300 г. шведы поставили город… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Статья 110. Требования к экологическим попускам и нормированию предельно допустимого безвозвратного изъятия поверхностных вод. Для поддержания состояния водных объектов, соответствующего экологическим требованиям, осуществляются сбросы воды из водохранилищ (экологические попуски) и устанавливается объем безвозвратного изъятия поверхностных вод.

Экологические попуски и объемы безвозвратного изъятия поверхностных вод для каждого водного объекта определяются федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда совместно с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Удовлетворение потребностей водопользователей в водных ресурсах за счет экологического попуска не допускается.
Комментарий к статье 110
Для достижения нормативов качества окружающей среды законом установлено требование об определении для каждого источника загрязнений норматива предельно допустимых воздействий. Выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду устанавливаются в виде допустимых выбросов (ПДВ и ПДС), а также лимитов — временно согласованных выбросов (ВСВ).
Норматив ПДВ и ПДС — величина, выражающая предельное количество загрязняющего вещества, которое разрешается выбрасывать в единицу времени из данного источника выброса или сброса. Для тех источников загрязнений, которые без совершенствования технологий не могут выполнить норматив ПДВ и ПДС, устанавливаются лимиты выбросов, сбросов. С учетом возможностей производства они поэтапно должны доводиться до уровня предельно допустимых выбросов и сбросов. Контроль за этим осуществляют органы охраны окружающей природной среды.
Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. определен Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов. Разработку указанных нормативов организует Минприроды РФ совместно с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора и другими органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.
Проекты указанных нормативов разрабатываются самими предприятиями, учреждениями и организациями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения. В развитие Водного кодекса Правительством РФ установлен порядок разработки предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты.
Отраслевые предельно допустимые нагрузки применительно к отдельным природным ресурсам — лесам, особо охраняемым природным территориям, охотничьему хозяйству, особо ценным регионам, например по озеру Байкал, — в ведомственных положениях и инструкциях разрабатывались органами лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, охраны природы.
Закон об охране окружающей природной среды установил обязательность учета предельно допустимых нагрузок на природную среду при формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, реконструкции городов (см. также комментарий к ст. ст. 82 и 109 настоящего Кодекса).
Под попусками воды понимается искусственный эпизодический или периодический сброс воды из водохранилища, кратковременно увеличивающий расход воды в русле. Попуски производят для нужд энергетики, повышения расходов, уровней и глубин воды на ниже лежащих участках реки по запросам судоходства, орошения, рыболовства, водопользования и др. водопользователей.
Отличают санитарные попуски для очищения русла реки и улучшения качества воды в ней (напр., весенний попуск в Москва-реке). Неожиданный и несвоевременный для отдельных отраслей народного хозяйства попуск может принести серьезный экономический ущерб, например спровоцировать икрометание у рыбы (с последующим иссушением икры после перекрытия створов плотины).
Экологические требования к эксплуатации водохранилищ, гидротехнических и других сооружений гидроэнергетики определяются в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и в Федеральном законе «О гидротехнических сооружениях».
В Типовых правилах эксплуатации водохранилищ предусматриваются режимы и назначение попусков, графики диспетчерского регулирования попусков, величины или пределы колебания величин забора воды, размеры судоходных и иных попусков воды среднесуточных и базовых, допустимый диапазон суточного и недельного регулирования и т.д. Правила включают:
— попуск высоких вод (создание паводковой комиссии), наблюдение за уровнями воды, попуск паводка;
— гарантированную отдачу воды в маловодье (корректировка отдачи, ограничение или прекращение подачи, экономические расчеты);
— наполнение и сработку водохранилища (экологические требования).
Правилами предусматриваются специализированные попуски:
— рыбохозяйственные — на период нерестилищ в поймах и дельтах рек;
— сельскохозяйственные — в весенне-летний период в ирригационные системы;
— энергетические — в связи с маневрированием мощности ГЭС в суточном и недельном разрезе;
— водно-транспортные — для обеспечения навигационного уровня;
— ливневые — при выпадении сильного интенсивного дождя;
— чрезвычайные — при штормовом ветре, буре и т.п.;
— зимние — в период замерзания, ледостава, уменьшение попусков.
Указанные в настоящей статье органы управления перечислены в комментариях к ст. ст. 71, 73 и 74 настоящего Кодекса (см. также комментарий к ст. 139 ВК).

Читайте также:  Самая длинная река впадающая в море лаптевых это

Источник

Экология СПРАВОЧНИК

Информация

Попуски санитарные

В задачу регулирования режима водохранилищ и вместе с этим в задачу санитарной охраны входят: проведение мер, способствующих сохранению естественного притока воды в водохранилище; регулирование попусков воды по каскаду водохранилищ; регулирование забора воды из водохранилища и управление уровнями воды; борьба с засолением и загрязнением воды в водохранилище; надзор за лесоплавом, судоходством и рыбной ловлей в водохранилище; борьба с цветением, зарастанием и заилением водохранилища.[ . ]

В условия поддержания экологического состояния реки и водохранилища входят санитарные расходы живого тока рек. Они устанавливаются безотносительно к проблеме управления водными ресурсами, исходя из требований сохранения реки как естественного водного объекта при любых неблагоприятных условиях, и должны всегда выполняться в первую очередь. Существуют также условия, косвенно учитывающие экологические требования: ограничение скорости изменения уровня водохранилища, экологические попуски в нижний бьеф и др.[ . ]

Спр — предельная концентрация загрязнения в речной воде после смешения ее с водой санитарного попуска; i — число спусков сточных вод на рассматриваемом участке реки.[ . ]

Самоочищающая способность реки зависит от многих природных факторов: объема речного стока, скорости потоков, химического состава воды, ее температуры и т. д. Учесть их все при прогнозировании оптимальных санитарных попусков очень трудно.[ . ]

Строительство и эксплуатация водохозяйственных объектов неразрывно связаны с реализацией мероприятий по охране природной среды. К этим мероприятиям относятся: ® пополнение водой истощенных водоемов и водостоков; ©сокращение потребления и сброса воды; • попуски воды для разбавления промышленных, бытовых и сельскохозяйственных стоков; ©регулирование стока для поддержания необходимого гидробиологического, гидрохимического, санитарно-гигиенического состояния водной системы и др.[ . ]

При решении вопроса о необходимости очистки русла загрязненность речной воды с учетом загрязняющей роли отложений устанавливается для незарегулированных водотоков применительно к наименьшему среднемесячному расходу 95 %-ной обеспеченности, для зарегулированных водотоков применительно к гарантированному санитарному попуску [117].[ . ]

Водные ресурсы Красноярского водохранилища в основном используются для энергетики. Для промышленно-коммунальных нужд, орошения сельскохозяйственных угодий и рыбохозяйственных целей ежегодно забирается не более 0,5 км3, или около 2 % полезной емкости.[ . ]

Порядок лицензирования специального водопользования установлен постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 № 383 «Об утверждении Правил представления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии». В Постановлении оговариваются объекты, которые не облагаются налогами, и не требуют получения лицензии. К ним, например, относятся забор воды из водных объектов для общего пользования; воды, содержащей полезные ископаемые, для обеспечения пожарной безопасности, для санитарных, экологических попусков, а также забор из подземных водных объектов шахтно-рудных и коллекторнодренажных вод.[ . ]

Вода- становится одним из ведущих ресурсов, влияющих на размещение производительных сил, а водообеспечение— все бо-. лее’значимым фактором в решении социально-экономических проблем, в том числе в формировании стоимости промышленной н сельскохозяйственной продукции. Несмотря на кажущееся благополучие, уже сейчас водохозяйственный баланс (соотношение потребностей в воде с ее наличием в источнике) по многим речным бассейнам сводится с напряжением, что обусловлено следующими основными причинами: ® размещение водоемких потребителей не соответствует распределению водных ресурсов — на обжитые и хозяйственно освоенные территории южного склона (бассейны Черного, Азовского, Каспийского и Аральского морей), где сосредоточено производство 80% промышленной и 90% сельскохозяйственной продукции, приходится всего-15% речного стока; ® основные речные системы густонаселенных районов страны замыкаются внутренними морями, для поддержания приемлемого гидрологического и гидробиологического режимов, которых требует пресная речная вода; в размах межгодовых колебаний стока увеличивается по мере продвижения в аридную зону, где сосредоточена основная масса потребителей воды. Внутригодовое распределение стока обычно не соответствует внутригодовому распределению потребностей в воде, а возможности дальнейшего регулнро-. вания стока ограниченны; это объясняется отсутствием благоприятных топографических условий для создания емких водохранилищ или неприемлемым затоплением сельскохозяйственных угодий, важных народнохозяйственных или культурно-исторических объектов, месторождений полезных ископаемых; ® на реках необходимо сохранять некоторую гарантированную водность путем специальных попусков для обеспечения условий нереста рыб, обводнения пойменных угодий, поддержания санитарных условий, функционирования гидроэлектростанций, создания судоходных глубин; ® в ряде случаев обобщенный попуск во много раз превышает заявки на изъятия воды из рек.[ . ]

Читайте также:  Река синара от екатеринбурга

Источник

Ликбез №16: Что такое санитарные попуски через плотину?

В дискуссиях о регулировании уровня Байкала часто упоминается санитарный попуск. Экологи убеждают массы: именно невозможность его снижения является причиной того, что в условиях маловодья уровень Байкала якобы и опустился ниже «разрешенной» отметки. Похоже, многие общественники слабо понимают, зачем нужен этот самый санитарный попуск и почему его действительно нельзя взять и сократить в одночасье. Объясняем на примере санитарного попуска Иркутского гидроузла.

Для начала немного теории. После строительства на реке водохранилища появляется возможность в большей или меньшей степени регулировать расходы воды ниже по течению, изменяя режимы работы гидроагрегатов ГЭС и водосбросов. Поскольку вопрос количества воды в реке затрагивает вообще всех, кто на этой реке живет и работает, то функция регулирования расходов воды возложена на независимый государственный орган – Федеральное агентство водных ресурсов (ФАВР, или Росводресурсы). В свою очередь, Росводресурсы опираются на нормативные документы – Правила использования водных ресурсов (ПИВР), которые разрабатываются научными организациями, согласовываются всеми заинтересованными сторонами и утверждаются официально. Именно в ПИВР фиксируется научно-обоснованная и не вызывающая споров информация о том, какое количество воды должно сбрасываться через сооружения гидроузла и в каких случаях.

При этом для каждого гидроузла определяется и минимальный расход воды, ниже которого опускаться нельзя – это и есть санитарный попуск. Его официальное определение звучит следующим образом: «Минимальный расход воды, обеспечивающий соблюдение нормативов качества воды и благоприятные условия водопользования в нижнем бьефе водохранилища».

Соответственно, главная задача санитарного попуска – обеспечивать гарантированное обеспечение водой необходимого качества потребителей, расположенных ниже по течению от плотины. В санитарных нормах и правилах имеется и еще одно требование – величина минимального санитарного попуска должна быть не менее минимального среднесуточного расхода реки до строительства водохранилища, причем в год 95%-ной обеспеченности, то есть практически в любой год за исключением очень маловодных.

Сразу стоит отметить, что здесь идет речь только о тех случаях, когда ниже водохранилища находится река, а не подпирающее плотину другое водохранилище. В каскадах ГЭС все гораздо проще, там появляется возможность без особых последствий вообще остановить пропуск воды на некоторое время – например, 27-28 января 2018 года Рыбинская ГЭС полностью прекратила сбросы, чтобы обеспечить замену электрического кабеля в интересах одного из предприятий в нижнем бьефе. Но на Ангаре ниже Иркутской ГЭС на достаточно протяженном участке реки (вплоть до Братского водохранилища) подпора нет; изначально запланированные там Суховская и Тельминская ГЭС построены не были, так что правило санитарного стока там работает в своем максимально жестком виде. Это первое, что нужно зафиксировать.

Второе. При проектировании Иркутской ГЭС санитарный попуск был определен в объеме 1050 кубометров в секунду, и это значение было закреплено в первых ПИВР Иркутского водохранилища (которое включает в себя озеро Байкал), утвержденных в 1964 году. Исходя из этого значения и велось строительство различной инфраструктуры, в том числе и водозаборов в нижнем бьефе. Но затем начал проявляться процесс, не предусмотренный проектом – просадка дна Ангары ниже ГЭС. Причиной этого считается масштабная добыча прямо в русле реки песка и гравия, которые затем шли в производство стройматериалов, на дорожное строительство и т.п. Дно реки, а вместе с ним и уровень воды в реке начали опускаться, и водозаборы, построенные под минимальный расход 1050 кубометров в секунду, при таком расходе работать уже не могли. Чтобы обеспечить нужный для функционирования водозаборов уровень воды в реке, стали требоваться более высокие расходы Иркутской ГЭС.

Об этом, кстати, научный сотрудник ИСЭМ СО РАН им. Мелентьева Владимир Савельев написал в изданной еще в 2000 году книге «Современные проблемы и будущее гидроэнергетики Сибири»: «На условия работы сибирских гидроузлов и ТЭС в системе электроснабжения и водохозяйственном комплексе Сибири на современном этапе серьезное влияние оказывают накопившиеся за период их строительства и эксплуатации изменения ограничений на допустимые уровни их нижних бьефов и водохранилищ. Это отразилось на допустимых режимах отдельных гидроузлов и их каскадов в нормальных условиях и при пропусках высоких дождевых паводков через их сооружения. Особенно в этом отношении пострадал Иркутский гидроузел (…) На Иркутском, Новосибирском, Красноярском и Усть-Илимском гидроузлах пришлось увеличивать санитарные (экологические) попуски в нижние бьефы, с целью поддержания уровней, необходимых для работы водозаборов. Основная причина этого – бесконтрольная добыча песка и гравия в руслах рек на свободных участках, что привело к их углублению и расширению. Просадки уровней, например Ангары в Иркутске, по этой причине составили 1,0-1,2».

Учитывая просадку дна реки и фактический опыт работы водосбросов, в 1988 году были приняты новые ПИВР, в которых санитарный попуск был определен в объеме 1300 кубометров в секунду (1250 кубометров в секунду в период ледостава, когда лед создает небольшой подпор). Эти ПИВР действуют и в настоящее время, причем в проекте новых Правил, которые разрабатываются с 2006 года (но до сих пор остаются не утвержденными) санитарный попуск предлагается установить на еще более высоких значениях, 1350-1400 кубометров в секунду. И это правильно – во всяком случае, о возврате к изначальному уровню в 1050 кубометров в секунду точно вернуться не получится. Это второй важный тезис для фиксации.

Общественники из ряда экологических организаций трубят о том, что необходимость следования санитарному попуску и привела к тому, что уровень Байкала в зиму 2017-2018 годов опустился ниже «разрешенной» отметки 456 метров ТО («разрешенной» в кавычках, поскольку правительство РФ оперативно выпустило постановление, санкционирующее снижение уровня озера ниже этой отметки в условиях маловодья). И что ГЭС нужно перейти на сбросы 1050 кубометров в секунду. Что же реально мешает реализовать мечту экологов и снизить санитарный попуск на Иркутской станции?

Читайте также:  Фотосессия у реки детей

Ниже Иркутской ГЭС на Ангаре расположено несколько водозаборов, лимитирующими из которых являются два – водозабор Ангарского электролизного химического комбината (АЭХК) и водозабор ТЭЦ-10 «Иркутскэнерго». Для этих водозаборов расходы воды в реке, обеспечиваемые сбросами Иркутской ГЭС в объеме 1300 кубометров в секунду, являются минимально допустимыми. При снижении расходов до более низких значений работа водозаборов окажется в опасности.

АЭХК – предприятие атомной промышленности, занимается обогащением урана, вода используется для охлаждения технологического оборудования в объеме порядка 50 млн кубометров в год. По данным самого предприятия, недавно опубликованным газетой «Восточно-Сибирская правда», «за последние 20 лет объем забираемой воды в связи с переходом на газоцентрифужную технологию уменьшился в десять раз и продолжает снижаться в результате постоянно проводимых на предприятии мероприятий, направленных на рациональное потребление и экономию используемых энергоресурсов». Как бы там ни было, рисковать с водозабором АЭХК по понятным причинам все равно недопустимо.

Когда говорят про водозабор ТЭЦ-10, то иногда все заканчивается предложениями о выводе станции из эксплуатации. Мол, ее мощность сильно недоиспользуется (это действительно так, «Иркутскэнерго» предпочитает минимизировать загрузку «грязных» угольных ТЭЦ и больше грузить собственные ГЭС). Вот только авторы подобных предложений забывают, что водозабор станции обеспечивает не только собственно ТЭЦ-10, но и ТЭЦ-9 (основной источник теплоснабжения Ангарска), а также, что наиболее важно – водоснабжение самого Ангарска. Вся используемая этим городом с населением более 200 тыс. человек вода поступает именно с водозабора ТЭЦ-10, других источников водоснабжения у города нет в принципе. Фактически, этот водозабор является водозабором ТЭЦ только по названию, де-факто это городской водозабор, поскольку основным потребителем ежегодно забираемых 80-90 млн кубометров воды является именно город.

Итак, санитарный попуск в объеме 1300 кубометров в секунду – это не прихоть энергетиков или чиновников. Это значение установлено в утвержденных нормативных документах и его соблюдение обусловлено недопустимостью нарушения водоснабжения (и теплоснабжения) предприятия атомной промышленности и крупного города. Можно ли реально что-то сделать для снижения санитарного попуска? Очевидное решение – переоборудование существующих водозаборов, либо строительство новых. Дело это не быстрое, требует определения источников финансирования, проектирования, прохождения госэкспертиз и качественных строительно-монтажных работ. Кроме того, подобные «реформы» нужно проводить везде и сразу – реконструкция одного водозабора проблемы точно не решит.

Есть и еще один аспект проблемы. Ангарск и еще ряд населенных пунктов находятся на Ангаре ниже Иркутска, сбрасывающего в реку большое количество недостаточно очищенных сточных вод. Уже сейчас система водоочистки того же Ангарска с трудом справляется с доведением забираемой из реки воды в пригодное для питья состояние. Снижение санитарного попуска приведет к увеличению концентрации загрязняющих веществ, особенно в части бактериального загрязнения. Последствия понятны даже ученику начальной школы. Соответственно, с очень большой долей вероятности потребуется также дорогостоящая реконструкция очистных сооружений всего Иркутска. То есть, еще раз – вопрос не так прост, как его пытаются представить общественники. Предлагая углубить водозаборы ради мифического спасения Байкала и сакральной веры в отметку 456 метров, они, по сути, предлагают не решение, а новую проблему.

Поскольку именно государство в 2001 году ввело ограничения на режимы колебаний уровня Иркутского водохранилища, влияющие на сложившуюся водохозяйственную систему, то бремя финансирования всех этих работ так или иначе ляжет на госбюджет. Но прежде чем тратить миллиарды из казны государства, стоит ответить на вопрос – а нужны ли эти траты вообще? Только для того, чтобы обеспечить колебание уровня озера в метровом диапазоне? Но ведь этот диапазон не соответствует природной амплитуде колебаний Байкала (которая более чем в два раза больше). Также стоит учесть, помимо обсуждаемых сложностей с нижней границей, что у этого диапазона есть куда более серьезные проблемы с верхней границей, о которых сейчас практически не говорят, но в многоводные годы она проявит себя во всей красе (но это тема для отдельного разговора; кстати, в той же книге Савельева вопросам неизбежных форсировок свыше 457 метров ТО уделено гораздо большее внимание). И если уж считать метровый диапазон «священной коровой», то необходимо заблаговременно решить вопрос как с его нижней, так и с верхней границей. При этом в части верхней границы есть обоснованные сомнения в том, что это вообще возможно.

Если смотреть на вопрос непредвзято, то самым простым и логичным решением надуманной по сути проблемы «снижения уровня Байкала» является установление режимов работы Иркутского водохранилища, учитывающих природные циклы водности и исторические значения колебания уровней озера. А отнюдь не дорогостоящие и заведомо провальные попытки любой ценой уложиться в установленный без достаточных научных обоснований метровый диапазон. Нужны новые ПИВР, это задача Минприроды РФ. Ведомство еще несколько лет назад дало задание переработать или разработать заново подобные документы для всех водохранилищ в стране. Но дело как-то не задалось – видимо, шапка оказалась не по сеньке; справились единицы. Ключевой вопрос – кто заплатит за разработку такого документа? Гидроэнергетики за редким исключением не горят желанием делать это в гордом одиночестве. Значит, нужна инициатива со стороны государства. Чем не поле для активной деятельности общественников?

Источник