Меню

Роль реки в грозе



Пейзаж в драме Островского «Гроза» и его роль в замысле

Главная > Реферат

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3

Реферат на тему:

Пейзаж в драме Островского «Гроза»

и его роль в замысле автора

Выполнила: Кузьмина С.,

ученица 11А класса

Учитель: Авдеева Н.В.

г. Краснокамск, 2006

Глава I. Новаторство Островского как драматурга…………………………. 4

Глава II. Творческая история «Грозы»………………………………………….6

Глава III. Роль природы и пейзажной символики в пьесе Островского……..8

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы, в колыбели славной российской истории, о которой вокруг говорило всё, даже названия замоскворецких улиц.

«Колумб Замоскворечья!». Это формула не без помощи русской критики прочно приросла к драматургу А.Н.Островскому.

Повод к её появлению дал как будто бы и сам драматург ещё в начале своей деятельности, своего творческого пути. В юношеских «Записках охотника» он представил себя первооткрывателем загадочной и неведомой читателем страны.

Сам «Колумб», открывший замоскворецкую страну, ощущал её границы и её ритмы совершенно иначе, чем последующее поколение критиков. Он почувствовал, что Москва не ограничивается Камер-коллежским валом, что «за ним идут непрерывной цепью сёла, посады, города». Впереди обетованные места, где «каждый пригорок, каждый сосна, каждый изгиб речи очаровательны, каждая мужицкая физиономия значительна».

Мы знаем, что народное сознание всегда было обширным миром всевозможных поэтических олицетворений. Реки, леса, травы, цветы, птицы, животные, деревья были органами живого одухотворённого единства. И мир в пьесе «Гроза» тоже открывается Островскому в крупных эпических образах – реки, овраги, леса…

Природа в произведении обретает этически высокий и этически активный смысл.

И мне бы хотелось доказать это в своей работе, поэтому я выбрала данную тему.

Для достижения цели, я поставила перед собой следующие задачи:

— выявить, в чём новаторство Островского как драматурга;

— остановиться на своеобразии творческой истории «Грозы»;

— показать роль природы и пейзажной символики в пьесе.

Новаторство Островского как драматурга

Новаторство Островского заключается в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.

Характерная черта трагедийного жанра заключается в очищающем воздействии на зрителей, которое возбуждает в них благородное, возвышенное стремление. Так, и в «Грозе», как сказал Н.А.Добролюбов, «есть даже что-то освежающее и ободряющее».

Поздний Островский создаёт драму, по психологической глубине уже предвосхищающую появление нового театра – театра Чехова.

Островский считал возникновение театра признаком совершеннолетия нации. Именно ему наша драматургия обязана неповторимым национальным обликом. Как и во всей литературе 60-х годов, в ней существенную роль играют эпические начала : драматическим испытаниям подвергается мечта о братстве людей, подобно классическому роману, обличается «всё резко определившееся, специальное, личное, эгоистически отторгшееся от общечеловеческого».

Сюжеты драм Островского отличаются классической простотой и естественностью, они создают иллюзию нерукотворности всего, что совершается перед зрителем. Островский любит начинать свои пьесы с ответной реплики персонажа, чтобы у читателя и зрителя появилось ощущение врасплох застигнутой жизни. Финалы же его драм всегда имеют относительно счастливый или относительно печальный конец. Это придаёт произведениям Островского открытый характер.

Гончаров, говоря об эпической основе драм Островского, заметил, что русскому драматургу «как будто не хочется прибегать к фабуле – эта искусственность ниже его: он должен жертвовать ей частью правдивости, целостью характера, драгоценными штрихами нравов, деталями быта, — и он охотнее удлиняет действие, охлаждает зрителя, лишь бы сохранить тщательно то, что он видит и чует живого и верного в природе». Островский питает доверие к повседневному ходу жизни, изображение которого смягчает самые острые драматические конфликты и придаёт драме эпическое дыхание: зритель чувствует, что творческие возможности жизни неисчерпаемы, итоги, к которым привели события, относительны, движение жизни не завершено и не остановлено.

Произведения Островского не укладываются ни в одну из классических жанровых форм, что дало повод Добролюбову назвать их «пьесами жизни». Островский не любит отторгать от живого потока действительности сугубо комическое или сугубо трагическое: ведь в жизни нет ни исключительно смешного, ни исключительно ужасного. Высокое и низкое, серьёзное и смешное пребывают в ней в растворённом состоянии, причудливо переплетаясь друг с другом. Всякое стремление к классическому совершенству формы оборачивается некоторым насилием над жизнью, над её живым существом. Совершенная форма – свидетельство исчерпанности творческих сил жизни, а русский драматург доверчив к движению и не доверчив к итогам.

Добролюбов также заметил, что в пьесах Островского отталкивание от изощрённой драматургической формы, от сценических эффектов и закрученной интриги выглядит подчас наивным, особенно с точки зрения классической эстетики. Но эта кажущаяся наивность оборачивается, в конечном счёте, глубокой жизненной мудростью. Русский драматург предпочитает с демократическим простодушием не усложнять в жизни простое, а упрощать сложное, снимать с героев покровы хитрости и обмана, интеллектуальной изощрённости и тем самым обнажать сердцевину вещей и явлений. Его мышление сродни мудрой наивности народа, умеющего видеть жизнь в её недрах неразложимой простоте. Островский-драматург часто творит в духе известной народной пословицы: «На всякого мудреца довольно простоты».

Впервые мы видим, что в пьесах Островского действие русской трагедии возносится над волжской ширью, распахивается на всероссийский сельский простор, обретая при этом общенациональный масштаб. Природа у Островского является действующим лицом. Не случайно драматург отводит пейзажу огромную роль.

Творческая история «Грозы»

Созданию «Грозы» предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге. Итогом этой поездки явился дневник писателя, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья. Бесплодными эти впечатления остаться не могли, но они ещё долго отстаивались и накапливались в душе драматурга, прежде чем вылились на бумагу такие шедевры его творчества, как «Гроза» и «Снегурочка». Так случилось, что в течение длительного времени считалось, что сюжет драмы «Гроза» Островский взял из жизни костромского купечества.

Эту пьесу можно смело назвать жемчужиной русской литературы. В ней главное место занимает описание быта и нравов купечества, но и роль пейзажа тоже немаловажна.

В своей пьесе Островский раскрывает сложные и противоречивые отношения, господствовавшие в обществе того времени, показывает жестокие и трагические последствия этих отношений. Кроме того, он выводит на первый план зарождающееся в душах прогрессивных молодых людей стремление к лучшей, справедливой и свободной жизни.

Главная мысль “Грозы” заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют “жестокие нравы”, где царит “Домострой”, где все основано на страхе, обмане и подчинении.

Характер человека, его настроение, отношение к окружающим, даже если он этого не хочет, проявляются в речи, и Островский, будучи настоящим мас­тером художественного слова, подмечает эти черточки. Склад речи, по мне­нию автора, может очень многое сказать читателю о персонаже. Таким обра­зом, каждое действующее лицо приобретает свою индивидуальность, непо­вторимый колорит.

Однако сила социального конфликта в «Грозе» настолько велика, что о пьесе можно говорить даже не как о драме, а о трагедии. Существуют аргументы в защиту того или иного мнения, поэтому жанр пьесы трудно определить однозначно.

Безусловно, пьеса написана на социально-бытовую тему: для неё характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление довольно точно передать атмосферу города Калинова, его «жестокие нравы». Вымышленный город описан подробно, многосторонне. Немаловажную роль играет пейзажный зачин, но здесь сразу же видно противоречие: разговор Кулигина с Кудряшом о красоте заречных далей, картины ночного гулянья по бульвару, песни, живописная природа, рассказы Катерины о детстве – это поэзия калиновского мира, которая сталкивается с повседневной жестокостью жителей, рассказами о «бедности нагольной».

Несомненно, такое внимание автора к деталям быта персонажей даёт возможность говорить о драме как о жанре пьесы «Гроза».

Ещё одна черта, характерная для драмы и присутствующая в пьесе, — наличие цепочки внутрисемейных конфликтов. В статье «Луч света в темном царстве» Н.А.Добролюбов считал недостаточное «развитие страсти существенным упущением», говорил о том, что именно поэтому «борьба страсти и долга» для нас обозначается «не вполне ясно и сильно». Но этот факт не противоречит законам драмы.

Своеобразие жанра «Грозы» проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши «о салтанах, о землях, где все люди с песьими головами».

Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации.

Островский всегда смотрел на свою писательскую и общественную деятельность, как на выполнение патриотического долга, служение интересам народа. В его пьесах нашли отражение самые животрепещущие вопросы современной ему действительности: углубление непримиримых социальных противоречий, тяжелое положение тружеников, всецело зависящих от власти денег, бесправия женщины, господство насилия и произвола в семейных и общественных отношениях, рост самосознания трудовой разночинной интеллигенции.

Природа и пейзажная символика в драме «Гроза»

Трагичен общий колорит пьесы с её мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно подчёркнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы как явления природы.

Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза – непосредственный участник действия пьесы, с другой – символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе.

Гроза играет важную роль в композиции драмы. Она непосредственно участвует в действии, как реальное явление природы. Гроза влияет на поведение персонажей, кроме того, воспринимается героями пьесы по-разному. Так, Дикой говорит: «Гроза-то нам в наказание посылается». Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним, значит, ему выгоден этот страх. Он хочет, чтобы люди боялись грозы, как и его.

А вот Кулигин относится к грозе иначе: «Каждая травинка, каждый цветочек радуется, а мы боимся, точно напасти какой». Он видит в грозе живительную силу.

На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая жизнь простого люда. Но вот картина природы начинает постепенно меняться: небо заволакивают тучи, слышны удары грома. В этом названии скрывается глубокий смысл. Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх, нагоняемый самодурами, страх возмездия за грехи.

Если в природе гроза уже началась, то в жизни по дальнейшим событиям видно её приближение. Подтачивает «тёмное царство» разум, здравый смысл Кулигина; высказывает свой протест Катерина, хотя и бессознательны её действия. Гроза как природное и социальное явление смывает пелену ханжества и лицемерия, которой прикрывались до сих пор горожане. Великолепие природы действует на человека, завораживает его своей силой и красотой. И каким же ничтожным начинает чувствовать себя человек по сравнению с сильной рекой, могучей и девственной природой! Красота природы существует независимо от его желания, она влияет на его сознание, напоминая ему о вечном. Наблюдая за красотой и жизнью природы, человек понимает, что его повседневные, мелкие проблемы кажутся незначительными по сравнению с этим гордым и молчаливым великолепием. Рядом с природой сердце человека словно оживает, начинает острее чувствовать радость и горе, любовь и ненависть, надежды и радости. Радость жизни переживает Катерина в храме, солнцу кладёт она земные поклоны в саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы: «Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут». Всё её светлое, жизнерадостное детство было связано с природой. Также Катерина очень любила прогулки по саду. Сад — это живая природа в миниатюре. Катерина вспоминает о своём детстве, глядя на прекрасный пейзаж. Естественная красота окружающего мира гармонично переплетается с самой речью девушки, с речью живой, образной, эмоциональной. С большим удовольствием любуется красотой природы Катерина. В произведении, как мы видим, образ главной героини тесно связан с окружающей природой.

Но не только Катерина обращает внимание на эту красоту. Например, Кулигин говорит о красоте родной природы: «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу, и наглядеться не могу».

Волга в пьесе символизирует собой свободу. Просторы реки подчёркивают мечты Катерины о свободе. Она выросла на Волге и с детства любит все, что связано с этой рекой: «Каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей, обнявшись».

Ещё одним важным символом является сельский вид на другом берегу Волги. Река как граница между зависимой, невыносимой для многих жизни на берегу, на котором стоит патриархальный Калинов, и свободной, весёлой жизнью там, на другом берегу. Противоположный берег ассоциируется у Катерины с детством, с жизнью до замужества: «Какая я была резвая. А у вас завяла совсем!» Катерина хочет быть свободной от безвольного мужа и деспотичной свекрови, «улететь» из семьи с домостроевскими принципами: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя так и тянет лететь»,- говорит Катерина Варваре.

Река в пьесе символизирует ещё и побег в направлении к смерти. А в словах барыни, полусумасшедшей старухи, Волга – это омут, затягивающий в себя красоту: «Вот красота-то куда ведёт. Вот-вот, в самый омут!».

Как мы видим, в тёмном царстве Островский показывает мир, обособляющийся от эпического целого народной жизни. В нём душно и тесно, внутренняя перенапряжённость, катастрофичность жизни ощущается здесь на каждом шагу. В мироощущении Катерины гармонически сочетается славянская языческая древность, уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями христианской культуры, одухотворяющей и нравственно просветляющей старые языческие верования. Религиозность Катерины немыслима без солнечных восходов и закатов, росистых трав на цветущих лугах, полёт птиц, порхание бабочек с цветка на цветок. С нею заодно и красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой простор. В монологах Катерины оживают знакомые мотивы русских песен. Далеко ушла жизнелюбивая религиозность Катерины от норм старой патриархальной нравственности. Радость жизни переживает Катерина в храме, солнцу кладёт она земные поклоны в саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы. Она обращается к буйным ветрам, травам, цветам по-народному, как к существам одухотворённым. Не почувствовав этой первозданной свежести её внутреннего мира, не поймёшь жизненной силы и мощи её характера, образной красоты её языка. Метафора в контексте монологов Катерины теряет оттенки условности, пластически оживает: цветущая заодно с природой душа героини действительно увядает в мире Кабановых и Диких.

Читайте также:  Тендеры расчистка русла реки

Гроза скрыта и в самом характере героини, она сама говорит, что ещё в детстве кем-то обиженная убежала из дома и уплыла в лодке по Волге. Так что порыв маленькой Катерины искать защиты у Волги – это уход от неправды и зла в страну света и добра, это неприятие «напраслины» с раннего детства и готовность оставить этот мир, если в нём ей «опостынет». Реки, леса, травы, цветы, птицы, животные, деревья, люди в народном сознании Катерины – органы живого одухотворённого существа, господа вселенной, соболезнующие о грехах людских. Ощущение божественных сил неотделимо у Катерины от сил природы.

Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта.

Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию. В момент покаяния разразилась гроза, пошёл дождь, очищающий и смывающий все грехи. Смысл заключается в том, что Катерина через смерть обрела свободу в неизвестном нам мире, а Тихону никогда не хватит силы духа и силы характера ни бороться с деспотичной матерью, ни покончить с жизнью, так как он безвольный и слабохарактерный.

Грозу Катерина воспринимает не как невольница, а как избранница. Совершающееся у неё в душе сродни тому, что творится в грозовых небесах. Тут не рабство, тут равенство. Что же проносится в сознании решающейся на самоубийство Катерины? «Под деревцем могилушка…как хорошо. Солнышко её греет, дождичком её мочит… весной на неё травка вырастает, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жёлтенькие, красненькие, голубенькие, всякие. Так тихо! так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать на хочется.». Смерть – последняя вспышка радостной и беззаветной любви к деревьям, птицам, цветам и травам, к красоте и гармонии божьего мира. Стихийное природное явление удивительно гармонирует с чувствами униженной и поруганной женщины. «Отпевание» совершается не в церкви, а в поле, под солнцем вместо свечей, под птичий гомон, заменяющий церковное пение, среди колышущейся ржи и пестреющих цветов.

В первом разговоре с Варварой Островский сценически развернул историю женской души Катерины – от первых сердечных тревог, смутных и неопределённых, до осознанного понимания неотвратимости происходящего.

Вначале – радостные девические сны, исполненные любовью ко всему божьему миру, потом первое, ещё безотчётное переживание, проявляющееся в двух контрастных душевных состояниях: «точно я снова жить начинаю», и рядом — «точно я стою над пропастью… а удержаться мне не за что», то ли «лукавый в уши шепчет», то ли «голубь воркует».

Над шёпотом лукавого торжествует в новых снах Катерины голубиное начало, освещающее нравственно просыпающуюся любовь к Борису. В народной мифологии голубь был символом чистоты, безгреховности, непорочности.

Катерина устремляет свои очи горе. И что видит, что слышит она на молитве церковной? Эти ангельские хоры в столпе солнечного света, льющегося из купола, это церковное пение, подхваченное пением птиц, эту одухотворенность земных стихий – стихиями небесными … «Точно, бывало, в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». А ведь «Домострой» учил молиться «со страхом и трепетом, с воздыханием и слезами». Далека жизнелюбивая религиозность Катерины от суровых предписаний.

Но Калиновский мирок ещё не замкнут наглухо от широких народных сил и стихий жизни. Живая жизнь заволжских лугов приносит в Калинов запах цветов, напоминает о сельском приволье. К этой встречной волне освежающего простора тянется Катерина, пытаясь поднять руки и полететь. Лишь Катерине дано в «Грозе» удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной и сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким эта культура подвергается в Калинове.

Для большинства героев пьесы природа совершенно не важна. Например, Кабаниха и Дикой на протяжении всей драмы ни разу не выразили восхищения красотой окружающего мира. На фоне природы они оба выглядят особенно жалкими. Не случайно «тёмное царство» боится природы и её проявлений, воспринимая грозу как наказание свыше.

На самом деле гроза является благом для маленького города, погрязшего в пошлости, раболепстве и жестокости. И Катерина – первая молния той грозы, которая разразится вскоре в обществе. Тучи над «старым» миром сгущались уже давно. Гроза – символ обновления. В природе воздух после грозы свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придёт, вероятно, общество свободы и независимости.

Любовь к Борису является для Катерины уходом от серости и однообразия повседневной безрадостной жизни. Катерина не может отказаться от своего чувства. Ведь любовь – единственное, что есть у неё чистого, светлого и прекрасного. Катерина – человек открытый, прямодушный, поэтому она не может скрывать свои чувства, приспосабливаясь к царящим беспорядкам в обществе. Катерина больше не может оставаться в этом городе, снова терпеть унижения деспотичной свекрови. И она принимает решение уехать с любимым человеком. Но он отказывается: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает». Катерна с ужасом понимает, что ей снова придётся жить с мужем и терпеть порядки Кабанихи. Душа Катерины не выдерживает. Таким образом, для неё осталось два выхода: один – жить с мужем, покорённой и растоптанной, другой – уйти из жизни. Она выбрала последний – освобождение ценой жизни. Катерина решает броситься в Волгу и обрести свободу в смерти.

Она расстаётся с жизнью в тот момент, когда на городом разразилась гроза. Гроза в природе радикальным образом меняет атмосферу, пропадает жаркое и удушающее марево. Смерть Катерины явилась для общества той же самой грозой, которая заставила людей иначе взглянуть на собственную жизнь.

Драма носит название «Гроза» потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и, наконец, она произошла — под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: «Гроза убьёт!», «Не гроза, а благодать».

Как мы видим, образ грозы в драме Островского многозначен и неодносторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится важен для понимания пьесы читателями.

Итак, рассмотрев данную тему, я поняла, что только истинный художник может создать такое великолепное произведение. Проанализировав произведение, я пришла к следующему:

Во-первых, природа в пьесе Островского действительно является действующим лицом. Она живёт, страдает, провоцирует и помогает героям, в частности Катерине, разобраться в себе. Пейзаж меняется, как бы подстраиваясь под личность человека, которого окружает. Для одних восхищение волжскими красотами – счастье, для других единство с природой – смысл жизни. Пейзаж, кроме всего прочего, у Островского подчеркивает несовершенство, мелочность человеческих отношений.

Во-вторых, в пьесе велика роль пейзажной символики. Неслучайно все ключевые сцены в пьесе разворачиваются на фоне прекраснейшего пейзажа, который завораживает. Это и зачаровывающая картина заволжских лугов, и бурная река. Река и гроза играют основную роль в произведении. Они непосредственно участвуют в действии. Их образ сложен и многогранен.

В-третьих, я поняла, что творчество Островского отличается не только глубокой народностью, идейностью, смелым обличением социального зла, но и высоким художественным мастерством, которое всецело подчинено задаче реалистического воспроизведения действительности. Сам Островский неоднократно подчеркивал, что жизнь является источником драматических коллизий и положений.

Я думаю, что А. Р. Кугель прав в том, что «Островский нов, современен, изыскан, прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь — и вновь пустишься в дорогу».

Анастасьев А. «Гроза» Островского. М, 1975.

Журавлёва А., Некрасов. «Театр Островского». М, 1986.

Иванов И. А.Островский. Его жизнь и литературная деятельность. Челябинск, 1999.

Качурин М., Мотольская Д. Русская литература. Учебник для 9 класса средней школы. М, 1982.

Лакшин В. Театр Островского. М, 1975.

Лебедев Ю. Русская литература XIX века: 2-я половина. М, 1990.

Лебедев Ю. Русская литература XIX века. М, 2002.

Лобанов М. Островский. М, 1989.

Островский А.Н. «Горькое слово истины». М, 1973.

Ревякин А. Искусство драматургии А.Н. Островского. М, 1974.

Холодов Е. Драматург на все времена. М, 1975.

Источник

Роль пейзажа в Грозе Островского сочинение

В произведении Гроза, автор уделяет большое внимание окружающей его природе. Название произведения лишь подтверждает то, что автор хочет передать благодаря погодным явлениям, а именно те накалы страстей, которые происходили в произведении. Это природа, которая окружает человека, всегда имела большое значение для его жизни и играла бывало ключевую роль в жизни человека.

Главной особенностью рассказа является то, что автор выносит природу как главного персонажа произведения, у которого есть свои манеры поведения, и которые она действует так как, считает нужным, вне зависимости от желания людей. А действующие персонажи произведения, лишь вынуждены подчиняться всем явлениям и особенностям погодных условий и природе.

В произведении автор показывает противопоставление между природой и людьми. Это природа, которая окружает город под названием Калинов, который находится на реке Волге, показывает насколько округа данного города прекрасна, пейзажи, которые описывает автор являются красочными и греют душу персонажей. Но не все персонажи замечают окружающую красоту и прелесть природы, так как город является полной противоположностью такой красоты, которая была описана автором.

Прежде всего это город, который окутан мраком и там проживает очень злые и корыстные люди. Жадность является основной чертой, которой присутствует у большинства персонажей данного произведения. Главная идея автора заключается в том, чтобы показать насколько природа прекрасна и насколько она возвышается и имеет невероятную силу по сравнению с маленьким и холодным городом, под названием Калинов.

Островский пытается показать, что человек проживающий в окружающей среде может быть полностью взаимосвязан и даже в какой-то степени, зависим от той среды и той природы, в которой он проживает. Но природа показывает свое величие и доказывает каждому человеку, что она является независимой и всегда возвышается над человеческой жизнью.

Например, самым главным персонажем, который восхищается красотой и величием природы является Катерина. Эта девушка, которая все свое детство провела в садах родного дома. Её мама очень её любила и опекала, ну, а позже девушка вынуждена была в раннем возрасте, выйти замуж за нелюбимого человека. Она ушла жить в дом мужа, в котором проживала его мать, которая не давала ей спокойно жить и наслаждаться мужем.

Но, несмотря на всё что происходило, она является страстным любительницей природы и при каждом своём слове, старается упомянуть о том, насколько красиво то место, в котором она находится, она описывает деревья и реку Волгу, и не забывает прекрасные цветы. Те небеса, которые её окружают восхищают своей красотой.

2 вариант

Исходя из названия можно понять, что основная цель произведения произвести сильное впечатление от прочитанного произведения. В произведении Островского Гроза, автор уделил особое внимание описываемой природе. Он выделяет важность природы в жизни человека, насколько сильно, порой она имеет влияние на жизнь.

На протяжении всего рассказа, можно понять что природа занимает особенное место, она предстаёт отдельным персонажем, является точно таким же действующим лицом, как и другие персонажи.

В драме Гроза, идёт главное противопоставление, между природой и городской жизнью. Описываемая природа, светла, ярко выражена, красочно показана, в этот самый момент, город показывается со стороны, холодного, тёмного, жестокого места.

Произведение начинается с описания природы. Город в котором происходят все действия, называется Калинов, располагается он рядом с величайшей рекой Волгой. Автор, специально описывает природу так, чтобы человек понял насколько он является ничтожным, по сравнению с матушкой природой.

Сама природа не может существовать в зависимости от человека, но человек может быть зависимым от окружающей его среды, он может ощущать как свою ничтожность, так и свою силу.

Катерина, очень любит окружающую природу, эту любовь привила ей покойная, её любимая матушка. Самое Катерина рассказывает о том, как она любила гулять в саду, о том как много было у неё цветов и как она любила за ними ухаживать. Её матушка не чаяла в ней души. Автор на протяжении всего рассказа, пытается показать своим читателям, насколько образ Катерины сливается с окружающем её пейзажем и красотой. В каждом и её слове, можно услышать, насколько сильно она привязана к тем пейзажам которые её окружают.

Её детство было тесно связано с садами и рекой Волгой, которую она так любит и восхищается её красотой.

Однако не все персонажи драмы, точно так же как и она восхищаются природой. Кабаниха и Дикой, совершенно не интересуются окружающих их природой, на протяжении всего произведения, они ни разу, не показали, что окружающая их природа хоть как-то волнует. Кабаниха не проявляет своего интереса к природе, я так как считает что, раз природу нельзя заставить рабствовать, значит от неё нет толку.

Также читают:

Картинка к сочинению Роль пейзажа в Грозе

Популярные сегодня темы

В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» рассказывается о судьбе помещика Павла Константиновича Алехина. Читателям может показаться, что персонаж все время думает о крупе, сене и дегте, но это не так

После прочтения любого рассказа самый закономерный вопрос — о чем он? В случае с «Уроками французского» однозначный ответ дать сложно. Он о жизни, которая иногда может быть тяжелой, о добре и зле, о людях.

Многие слышали фразу, что историю творят люди. И это сущая правда, ведь решения определенных индивидов разжигают мировые войны, открытия великих ученых спасают тысячи жизней.

Л.Н. Толстой написал рассказ «Кавказский пленник». Произведение не большое и не сложное. В нем описана жизнь героев и судьба двух офицеров. В рассказе подробно написано о дружбе Жилина

Основным персонажем произведения является небольшая собачка по кличке Каштанка, через восприятие которой ведется повествование рассказа.

Источник

Роль пейзажа в произведении Островского «Гроза» (Островский А. Н.)

В драме «Гроза» Александра Николаевича Островского пейзаж является не просто фоном, на котором развертываются события пьесы, но также он имеет ряд функций, необходимых для создания атмосферы действия и раскрытия характеров персонажей. И именно в названии произведения, которое представляет собой такое природное явление, как гроза, автор подчеркивает всю важность этого образа.

Первой и, пожалуй, основной ролью, которой наделяет автор природу, является художественная, так как на протяжении всей пьесы он рисует удивительно красивый пейзаж, который открывается с высокого берега Волги с его необъятным простором, невольно заставляющим душу петь.

Читайте также:  Самые длинные реки в мире из пяти

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Но этот образ Великой и прекрасной реки противопоставляется мрачной удушающей атмосфере города Калинова, которая дает общее представление о его обитателях .

Второй же функцией пейзажа является обрисовка действующих лиц. Так, мы узнаем, что Кулигин — один из персонажей, который способен чувствовать и видеть красоту, разлитую в природе, что характеризует его, как человека чувственного и поэтичного. И Катерина, тонкая, мечтательная, но одновременно сильная и страстная натура, способная по-настоящему любить. Но честному и доброму человеку тяжело выжить в гнетущей среде, где преобладает «жестокие нравы»: деспотизм, самодурство и ханжество, присущие остальным горожанам.

Чтобы передать во всей полноте чувства и терзания главных героев, в частности Катерины, автор использует пейзаж для создания эмоционального настроя произведения. И поэтому, можно сказать, что этот образ непосредственно участвует в самом действии. Природа живет и страдает вместе с героями, она меняется в зависимости от внутреннего состояния человека, порой, помогая ему разобраться в себе. Так, природа являлась для Катерины неотъемлемой частью ее жизни, именно в ней девушка находила спасение в тяжелые минуты.

Таким образом, роль пейзажа в драматическом произведении Островского « Гроза» играет важную и многозначную роль, где природа становится не только фоном, с помощью которого автор раскрывает человеческие пороки и мелочность их отношений, но и становится полноправным действующим лицом, которое оказывает влияние на души и сердца людей.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id30097

Источник

Смысл названия и образная символика в драме «гроза». Смысл названия и символика пьесы «Гроза В чем заключается символика названия драмы гроза

Второй образ грозы

Оказывается, каждый персонаж произведения понимает грозу по-разному, то есть по-своему:

  • Изобретатель Кулигин не страшится ее, так как не видит в этом явлении природы ничего мистического.
  • Грозу как наказание воспринимает Дикой, он считает ее поводом вспомнить о Всевышнем.
  • Несчастная Екатерина увидела в грозе символику судьбы и рока. Так, после самого страшного раската грома барышня призналась в чувствах к Борису. Она страшится грозы, потому что считает ее Божьим судом. На этом поиски смысла названия пьесы «Гроза» А.Н. Островского не заканчиваются. Данное природное явление помогает Катерине пойти на отчаянный шаг. Благодаря ей она сама себе признается, становится честной.
  • Кабанов, ее муж, видит в грозе иной смысл. Читатель это узнает в самом начале пьесы. Ему нужно уехать ненадолго, благодаря этому он избавится от излишнего материнского контроля, а также от ее невыносимых приказов. Он говорит о том, что над ним не будет никакой грозы и никаких кандалов. В этих словах заключается сравнение стихийного бедствия с бесконечными истериками Кабанихи.

Образ реки

Как вы уже догадались, образ грозы в данном произведении сквозной. То есть он воплощается и предстаёт перед читателем в разных ипостасях. Однако в драме есть еще один не менее важный образ, в котором также заключена образная символика драмы «Гроза».

Мы с вами переходим к рассмотрению образа реки Волги. Островский изобразил ее в виде границы, которая разделяет противоположные миры — жестокое царство города Калинова и мир идеальный, выдуманный каждым героем произведения. Барыня несколько раз повторяла, что река затягивает любую красоту, так как это омут. Предполагаемый символ свободы в представлении Кабанихи оказывается символом смерти.

Гроза и Волга: по драме А. Н. Островского «Гроза»
«Гроза» — одно из ярчайших произведений А. Н. Островского. В слове «гроза» заключен огромный смысл. Гроза — это не только природное явление; это и несчастье (гроза разразилась над головой), и бурные перемены (буря, скоро глянет буря!).

Впервые слово «гроза» звучит в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Под «грозой» он понимает гнев матери, постоянную угрозу. «Гроза нам в наказание посылается», — говорит Дикой Кулигину. И эта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведь религиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не может.

Единственный, кто не стал бояться грозы, — так это механик-самоучка Кулигин. Он даже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод. Впрочем, от той грозы, что все-таки раразилась над головой Катерины, этот громоотвод не помог…

Но гроза — это еще и символ любви Катерины к Борису, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и в грозе. Катерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности к Борису. Постепенно копившийся заряд энергии, чувств наконец разрешается страшной развязкой.

Волга — не менее важный символ в пьесе. Необъятная даль волжского пейзажа подавляет своей красотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется мелкой букашкой, ничтожеством по сравнению с необъятной, сильной рекой. Красота природы всегда оказывала влияние на души и сердца людей, если, конечно, в них еще жива душа и не очерствело сердце. Так, Кулигин, очень мягкий, слабый, но добрый и чуткий человек всю жизнь не мог наглядеться на красоту Волги-матушки. Катерина, эта чистая и светлая душа, выросла на берегу Волги и полюбила ее всем сердцем.

Отношение к природе являлось у Островского одним из критериев оценки человечности. Дикой, Кабаниха и другие послушные подданные темного царства равнодушны к красоте природы, в глубине души боятся ее. Так, для Дикого гроза — это Божья кара за грехи.

У Островского также пейзаж дополняет действие. Так, объяснение Катерины с Борисом происходит на фоне прекрасной летней ночи, покаяние Катерины происходит во время грозы в полуразрушенной церкви, где из всех фресок уцелела лишь картина ада.

В момент покаяния Катерины разразилась гроза, пошел дождь, очищающий, смывающий все грехи. Но люди не столь милосердны: Волга помогла Катерине уйти от невыносимой жизни среди людей, прекратила муки и страдания, дала покой.

Эти сильные образы, связующие воедино текст драмы, обладают общими чертами. Волга — сильная, свободная русская река. Гроза — прекрасное и буйное явление природы. Это огромные символы, объединяющие в себе многие представления людей о мироздании. Главные языческие боги были богами грозы. Волга — это река свободного Стеньки Разина, бурлацкая, казацкая река. Это высокие символы, которые возвышают и действующих лиц драмы. До Островского никто не осмеливался сделать простого человека трагической фигурой, и его полуграмотные персонажи могли вызвать неодобрение у образованной публики. Однако строем драмы автор сумел доказать: высокие символы — не только для дворян. Простые люди, живущие в маленьких городках, также могут возвышаться до настоящей трагедии.
В сравнении с множеством других пьес, названных словами русских простонародных пословиц («Свои люди — сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты»), которые настраивают на несерьезный лад, название этой драмы сразу ставит другие условия игры. «Гроза» — это подлинная трагедия, под стать античной. Пьесы о купцах, дележе наследства и доходных мест рассказывают о мелочных, ничтожных людях. Мы не ждем от текста рассказа о подвигах и героизме. «Гроза» — совсем другое дело. Гроза и Волга — несчастье и свобода — главные темы этой драмы.

Значение символов в пьесе Островского «Гроза»

Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума», и это стало еще одним принципом реализма. А. Н. Островский продолжает традицию Грибоедова и наделяет важным для героев смыслом явления природы, слова других персонажей, пейзаж. Но в пьесах Островского есть и своя особенность: сквозные образы — символы заданы в названиях произведений, и поэтому, только поняв роль символа, заложенного в названии, мы можем понять весь пафос произведения.Анализ этой темы поможет нам увидеть всю совокупность символов в драме «Гроза» и определить их значение и роль в пьесе.Одним из важных символов является река Волга и сельский вид на другом берегу. Река как граница между зависимой, невыносимой для многих жизни на берегу, на котором стоит патриархальный Калинов, и свободной, веселой жизнью там, на другом берегу. Противоположный берег Волги ассоциируется у Катерины, главной героини пьесы, с детством, с жизнью до замужества: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». Катерина хочет быть свободной от безвольного мужа и деспотичной свекрови, «улететь» из семьи с домостроевскими принципами. «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на торе, так тебя и тянет лететь», — говорит Катерина Варваре. О птицах как о символе свободы вспоминает Катерина перед тем, как броситься с обрыва в Волгу: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!… Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастает, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут…»Река символизирует еще и побег в направлении к свободе, а получается, что это побег в направлении к смерти. А в словах барыни, полусумасшедшей старухи, Волга — это омут, затягивающий в себя красоту: «Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут!»Впервые барыня появляется перед первой грозой и пугает Катерину своими словами о гибельной красоте. Эти слова и гром в сознании Катерины становятся пророческими. Катерина хочет убежать в дом от грозы, так как видит в ней божью кару, но при этом она не боится смерти, а боится предстать перед Богом после разговора с Варварой о Борисе, считая эти мысли грешными. Катерина очень религиозна, но такое восприятие грозы больше языческое, чем христианское.Герои по-разному воспринимают грозу. Например, Дикой считает, что гроза посылается Богом в наказание, чтобы люди помнили о Боге, то есть по-язычески воспринимает грозу. Ку-лигин говорит, что гроза — это электричество, но это очень упрощенное понимание символа. Но потом, называя грозу благодатью, Кулигин тем самым раскрывает высший пафос христианства.Некоторые мотивы в монологах героев также имеют сим волический смысл. В 3-м действии Кулигин говорит о том, что домашняя жизнь богатых людей города сильно отличается от публичной. Замки и закрытые ворота, за которыми «домашние едят поедом да семью тиранят», являются символом скрытности и лицемерия.В этом монологе Кулигин обличает «темное царство» самодуров и тиранов, символом которых является замок на закрытых воротах, чтобы никто не мог увидеть и осудить их за издевательства над членами семьи.В монологах Кулигина и Феклуши звучит мотив суда. Феклуша говорит о суде, который несправедливый, хоть и православный. Кулигин же говорит о суде между купцами в Кали-нове, но и этот суд нельзя считать справедливым, так как главной причиной возникновения судебных дел является зависть, а из-за бюрократии в судебных органах дела затягиваются, и каждый купец рад только тому, что «да уже и ему станет в копейку». Мотив суда в пьесе символизирует несправедливость, царящую в «темном царстве».Определенный смысл имеют и картины на стенах галереи, куда все забегают во время грозы. Картины символизируют покорность в обществе, а «геенна огненная» — ад, которого боится Катерина, искавшая счастье и независимость, и не боится Кабаниха, так как вне дома она добропорядочная христианка и ей не страшен Божий суд.Несут еще один смысл и последние слова Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»Смысл заключается в том, что Катерина через смерть обрела свободу в неизвестном нам мире, а Тихону никогда не хватит силы духа и силы характера ни бороться с матерью, ни покончить с жизнью, так как он безвольный и слабохарактерный.Подводя итог сказанному, мы можем сказать, что роль символики очень важна в пьесе.Наделяя явления, предметы, пейзаж, слова героев еще одним, более глубоким смыслом, Островский хотел показать, насколько серьезный конфликт существовал в то время не только между, но и внутри каждого из них.Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и римские. Мотивы античного театра в произведениях Островского еще недостаточно исследованы, поэтому учесть все смысловые обертоны греческих и римских имен здесь трудно. Ясно однако, что имена эти вовсе не случайно выбраны автором, очень важен их звуковой состав, образность и их значение в русском языке.Фамилии Дикой и Кабанова не надо комментировать. Но не забудем, что Дикой — не только всесильный Савел Прокофьевич, а и племянник его, Борис. Ведь мать Бориса «не могла ужиться с родней», «уж очень ей дико казалось». Значит, Борис — Дикой по отцу. Что из этого следует? Да то и следует, что он не сумел отстоять свою любовь и защитить Катерину. Ведь он — плоть от плоти своих предков и знает, что целиком во власти «темного царства». Да и Тихон — Кабанов, как ни «тих» он. Вот и мечется Катерина в этом темном лесу среди звероподобных существ. Бориса же она выбрала едва ли не бессознательно, только и отличие у него от Тихона, что имя (Борис — по-болгарски «борец»).Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница, «варварка», не христианка и ведет себя соответствующим образом) да Кудряшом, на которого находится соответствующий Шапкин, урезонивающий его. Кулигин же, помимо известных ассоциаций с Кулибиным, вызывает и впечатление чего-то маленького, беззащитного: в этом страшном болоте он — кулик, птичка — и больше ничего. Он хвалит Калинов, как кулик хвалит свое болото.Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса — «чайка» по-гречески, Катерина — «чистая». Лариса — жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает «птиц» — «Ласточку» (пароход) и потом Ларису — чайку. Катерина — жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения души, ведь любила — не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в «Бесприданнице» и в «Грозе», соответственно) — обе Игнатьевны, то есть «незнающие» или, по-научному, «игнорирующие». Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Катерины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи.Ларису в «Бесприданнице» окружают не «звери». Но это люди с огромными амбициями, играющие ею, как вещью. Мокий — «кощунствующий», Василий — «царь», Юлий — это, конечно, Юлий Цезарь, да еще и Капитоныч, то есть живущий головой (капут — голова), а может быть, стремящийся быть главным. И каждый смотрит на Ларису как на стильную, модную, роскошную вещь, как на пароход небывало скоростной, как на виллу шикарную. А что там Лариса себе думает или чувствует — это дело десятое, вовсе их не интересующее. И избранник Ларисы, Паратов Сергей Сергеевич — «высокочтимый», из рода надменных римских патрициев, — вызывает ассоциации с таким известным в истории тираном, как Луций Сергий Катилина.Ну и наконец, Харита — мать троих дочерей — ассоциируется с харитами, богинями юности и красоты, которых было три, но она же их и губит (вспомним страшную судьбу двух других сестер — одна вышла замуж за шулера, другую зарезал муж-кавказец).В пьесе «Лес» Аксюша и вовсе чужая этому миру нечистой силы. Лес можно понять как новое «темное царство». Только живут тут не купцы, а кикиморы вроде Гурмыжской и Улиты. Аксюша чужая потому уже, что имя ее и означает по-гречески «чужеземка», «иностранка». В свете этого примечательны вопросы, которые задают друг другу Аксюша и Петр: «Своя ты или чужая?» — «Ты-то чей? Свой ли?»Зато имя Гурмыжской (Раиса — по-гречески «беспечная», «легкомысленная») для нее весьма подходит, только кажется еще излишне деликатной характеристикой для этой ведьмы. Улита (Юлия) опять-таки имеет отношение к роду Юлиев, знаменитых в Риме, но это имя может намекать и более непосредственно на ее развратную натуру. Ведь в древнерусской повести «О начале Москвы» Улитой зовут преступную жену князя Даниила, изменницу и обманщицу. Имена актеров Счастливцева и Несчастливцева (Аркадий и Геннадий) оправдывают их псевдонимы и поведение. Аркадий и значит «счастливый», а Геннадий — «благородный». Милонов, конечно, перекликается с Маниловым и с Молчалиным, а Бодаев и по фамилии, и по манерам — наследник Собакевича.Итак, раскрытие значения имен и фамилий в пьесах Островского помогает осмыслить и сюжеты, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать «говорящими», так как это черта пьес классицизма, но они являются говорящие в широком — символическом — смысле слова.

Читайте также:  Можно купаться в неве реке

44. ОСТРОВСКИЙ КАК МАСТЕР ДРАМАТУРГ

Островский выступил со своими пьесами на переломе от 40-х к 50-м годам. Это был критический драматург период в истории русской сцены, когда она оказалась заполненной или напыщенными трагедиями, или водевилями и чувствительными мелодрамами, частично заимствованными с Запада. Собственно русского, народного театра, который бы широко отображал быт России, не было.Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник-реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенёс на сцену русскую жизнь во всей её самобытности и естественности. Семейная жизнь купцов с её деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, предрассудки и суеверия, народный говор — всё это отразилось в бытовых пьесах Островского настолько правдиво и ярко, что театральный зритель как бы ощущал на сцене самую атмосферу русской жизни.Окончательно порвав с шаблонами классицизма и романтизма и сделав свои многочисленные произведения «пьесами жизни», ОстроЕский довершил в драматургии дело Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя и навсегда утвердил в России торжество реалистической драмы.Не следует забывать, что Островский описывал жизнь не только купцов. Мы видим в его пьесах и чиновников, и приказчиков, и свах, и актёров, и коммерсантов новой формации, и дворян, и бедных тружеников-интеллигентов, и генералов, и крестьян и т. д. Это целая энциклопедия быта и нравов эпохи со всеми их положительными и отрицательными сторонами.Возврат к ходульной трагедии и чувствительной методраме после реалистических пьес Островского стал уже невозможен.Мастерство реалиста сказывается у Островского и в языке его пьес, характеризующем изображаемую среду.Вспомните, какими приёмами охарактеризованы Манилов, Собакевич, Плюшкин и Чичиков в поэме Гоголя «Мёртвые души» или Обломов в романе Гончарова «Обломов». Речь каждого персонажа служит одним из важных приёмов типизации и в произведениях эпического жанра. Но в романах автор располагает разнообразными средствами характеристики героев, до прямой авторской характеристики включительно . В пьесе же авторская речь отсутствует. Поэтому язык персонажей в ней является главнейшим средством их типизации. Действующие лица пьесы, как разъясняет Горький, «создаются исключительно и только их речами». Герой пьесы должен говорить так, как говорил бы человек его характера, образа мыслей, настроений, культурного уровня и общественного положения или профессии. Следовательно, образ героя в пьесе только тогда может получиться типичным и выразительным, когда речь его типична для этого образа.В пьесах Островского более тысячи действующих лиц, и каждое из них говорит языком, соответствующим своему духовному облику и профессии. Так, лирически окрашенный язык Катерины в пьесе «Гроза» не имеет ничего общего с грубой, отрывистой речью Дикого. А речь Дикого в свою очередь значительно отличается от речи другого самодура — Гордея Торцова («Бедность не порок»), увлекающегося внешней, показной стороной культуры и употребляющего такие «иностранные» слова, как небель, шемпанское, фицианты и т. п.Умелая индивидуализация речи героев характеризует Островского как замечательного мастера диалога. Достаточно прочитать или прослушать разговор Кабановой, Тихона и Катерины в третьем явлении второго действия или разговор Дикого с Кулигиным во втором явлении четвёртого действия, чтобы убедиться в этом. Различие речи действующих лиц в этих диалогах дано так выразительно и отчётливо, что характер каждого героя делается понятным без всяких разъяснений.Необходимо отметить в пьесах Островского и искусное использование языковых богатств народной поэзии: песен, пословиц, поговорок и т. п.Вспомним, например, песни Кудряша в третьем действии драмы «Гроза». Пословицы Островский использует даже в заглавиях пьес: «Не так живи, как хочется», «Не в свои сани не садись», «Свои люди — сочтёмся», «Бедность не порок», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Старый друг лучше новых двух» и т. п.Верность и меткость народного языка Островского отмечены были уже Добролюбовым.Оценивая замечательное языковое мастерство Острозского, Горький назвал его «чародеем слова».Задаче реалистического изображения действительности служит и композиция пьес Островского. Действие его пьес развёртывается обычно медленно, спокойно, в соответствии с тем устойчивым, малоподвижным бытом, который в них изображается. Драматических эффектов в виде выстрелов, самоубийств, переодеваний и т. п. Островский избегает. Самоубийство Катерины в драме «Гроза» нужно рассматривать не как сценический приём, усиливающий впечатление от пьесы, а как драматический финал, подготовленный всем ходом событий.Очень важным свойством пьес Островского является элемент комического, искусно используемый драматургом. Проявляется он у Островского в разных формах: то как юмор, согретый теплотой и сочувствием, при изображении маленьких, забитых жизнью, честных людей, невольных жертв общественного неравенства, то как обличительный, сатирический смех, направленный против деспотизма самодуров, беззастенчивости и безжалостности хищников, развращённости дворянства и т. п. Сатирическую направленность пьес Островского глубоко вскрыл Добролюбов.В своих статьях, посвященных Островскому, великий критик разъяснил, насколько эго было возможно в рамках царской цензуры, какое важное идейное значение имел смех Островского, направленный на обличение различных сторон «тёмного царства».Драматургия Островского — сложное явление, впитавшее в себя опыт целого ряда русских и западноевропейских драматургов, творчество которых внимательно изучал Островский.Важнейшее достоинство творчества Островского — глубокий реализм, выразившийся в широком, правдивом освещении русского быта, в создании множества типичных образов из различных общественных классов, в замечательной характеристике изображаемой среды и естественности построения пьес.

46. Художественное своеобразие поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Н. А. Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней литературной работы автора. Все мотивы его ранней лирики как бы собраны воедино и развиты в поэме, заново переосмыслены все волновавшие его проблемы, использованы высшие художественные достижения. Н. А. Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать Россию в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав писать “по горячим следам”, то есть сразу после реформы 1861 года, эпическую поэму об освобождающемся, возрождающемся народе, Н. А. Некрасов бесконечно расширил свой первоначальный замысел. Поиски “счастливцев” на Руси увели его из современности к древним истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу таких понятий, как “счастье”, “свобода”, “грех”, ибо вне этого философского осмысления невозможно понять суть настоящего момента и провидеть будущее народа. Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной из отдельных незавершенных глав. Объединенная образом — символом дороги, поэма распадается на чьи-то истории, а также на судьбы десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем, они составляют судьбу русского народа, высвечивая его исторический путь от рабства к свободе. Именно поэтому лишь в последней главе появляется образ “народного заступника” Гриши Добросклонова — того, кто поможет обрести людям волю. У каждого из персонажей поэмы свой голос. Н. А. Некрасов совмещает сказовую, бытовую и поэтическую речь и вносит в нее оценочный элемент, заставляя читателей воспринимать речь персонажа так, как того хочет автор. У нас не возникает впечатления стилистической нестройности поэмы, потому что все использованные приемы здесь подчинены общей задаче: создать поэму, которая была бы близка и понятна крестьянину. Авторская задача определила не только жанровое новаторство, но и все своеобразие поэтики произведения. Н. А. Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. В произведении в той или иной степени задействованы все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина, легенда, частушка. Каково же место и значение фольклора в поэме? Во-первых, фольклорные элементы позволяют Н. А. Некрасову воссоздать картину крестьянского представления о мире, выразить взгляд народа на многие важные вопросы. Во-вторых, поэт умело использует особые фольклорные приемы, стиль, образную систему, законы и художественные средства. Из фольклора взяты образы Кудеяра, Савелия. Народное творчество подсказало Н. А. Некрасову и многие сравнения; некоторые из них вообще основаны на загадках. Поэт использует свойственные народной речи повторы, отрицательный параллелизм, подхват конца строки в начале следующей, употребление песенных междометий. Но самое основное отличие фольклора от художественной литературы, которое находим у Н. А. Некрасова, это отсутствие авторства. Фольклор отличается тем, что народ сообща слагает произведение, народ его рассказывает, и народ же слушает. В фольклоре авторскую позицию заменяет общенародная мораль. Индивидуальная авторская точка зрения чужда самой природе устного народного творчества. Авторская литература обращается к фольклору, когда необходимо глубже проникнуть в суть общенародной морали; когда само произведение обращено не только к интеллигенции (основная часть читателей XIX века), но и к народу. Обе эти задачи и ставил перед собою Н. А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. И еще один важнейший аспект отличает авторскую литературу от фольклора. Изустное творчество не знает понятия “канонический текст”: каждый слушатель становится соавтором произведения, по-своему пересказывая его. К такому активному сотворчеству автора и читателя и стремился Н. А. Некрасов. Именно поэтому его поэма написана “свободным языком, максимально приближенным к простонародной речи”. Стих поэмы исследователи называют “гениальной находкой” Н. А. Некрасова. Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость, афористичность и особые поговогорочные обороты; органически вплести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания, элементы народной сказки (волшебная скатерть-самобранка потчует странников) искусно воспроизвести и задорные речи подвыпивших на ярмарке мужиков, и выразительные монологи крестьянских ораторов, и вздорно-самодовольные рассуждения самодура помещика. Красочные народные сцены, полные жизни и движения, хороводы характерных выразительных лиц и фигур — все это создает неповторимое многоголосие в некрасовской поэме.

Источник

Пейзаж и его роль в пьесе Островского «Гроза»

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» особую роль играет пейзаж.

Наиболее ярким образом становится образ грозы. Он становится не только символом надвигающейся трагедии, но и действующим лицом – реальным явлением природы. В первом действии гроза только ощущается, но Катерина уже ее боится. Появление образа грозы в самом начале повествования уже дает настроение печали и трагедии, намекает читателю, что финал драматического произведения будет трагичным. Читатель, как и Катерина, каждую минуту чувствует надвигающуюся грозу.

Образы природы помогают в раскрытии характеров персонажей. Если представители «темного царства» верят в греховное предназначение грозы, то Кулигин положительно относится к грозе, отмечая ее живительную силу: «Каждая травинка, каждый цветочек радуется, а мы боимся, точно напасти какой». В этих словах свободная и счастливая природа противопоставляется несвободному и оттого несчастному народу.

Кулигин и Катерина умеют видеть красоту природы. Вся пьеса открывается разговором Кудряша и Кулигина, который говорит: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Кудряш не способен увидеть красоту природы, он не понимает, что хочет сказать Кулигин. Автор показывает, что представители «темного царства» на это не способны. Только представители «нового» могут ощущать природу и видеть ее красоту. Все действие проходит в городе на берегу Волги. Большинство жителей Калинова не обращают внимание на то, в каком живописном месте они живут.

Еще в первом действии полусумасшедшая барыня, показывая на Волгу, говорит так: «Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут!». Это предзнаменование будет проходить через все произведение, вновь подчеркивая трагичность повествования.

Природа выполняет особо важную функцию в четвертом действии, когда погода начинает ухудшаться: накрапывает дождь, собирается гроза. По мере развития действия погода еще больше ухудшается: «Ну, все небо обложило».

Пока все жители Калинова беспокоятся о том, что их намочило дождем, Катерина волнуется по другому поводу. Для нее гроза – нечто плохое, указывающее на грех. Слыша удары грома, Катерина думает о том, что это ее смерть. Она терзается и мучится думами о своем греховном поступке. Дождливая погода и гроза способствуют тому, что Катерина, все больше чувствуя угрызения совести, открывает правду перед Тихоном, всей семьей Кабановых и перед спрятавшимися от дождя жителями Калинова.

Если на протяжении всего повествования показан образ природы как символ греха и трагедии, то, когда Катерина начинает задумываться о самоубийстве, природа играет совершенно другими красками: «Под деревцом могилушка. как хорошо. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит. весной на ней травка вырастет, мягкая такая. птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие. ». Такое пейзажное описание помогает передать мысли Катерины, которая думает о том, что смерть лучше жизни в «темном царстве».

Неслучайно Катерина выбирает такой способ покончить с собой: броситься в реку Волгу. Она как будто посмертно соединяется с природой. Автор показывает, что река поглощает Катерину, что природа оказывается намного сильнее человека.

Источник