Меню

Резиновые лодки для путешествий по реке



Лодки для сплава и рыбалки по рекам

Большинство рыбаков понимает, что отплывать надолго от берега можно только на проверенной технике. В данном случае подбираются лодки с крепким днищем и надежным подвесным транцем.
Средство для сплава по руслу реки, в первую очередь, максимально легкое и грузоподъемное.

На деле оно нагружается снаряжением, провизией и несколькими пассажирами, управляющими судном. Так как быстрые русла рек опасны, а в некоторых местах есть тяжелейшие шиверы, перекаты и плесы, дно средства для сплава должно не принимать ущерб от возможных препятствий.

Большое значение при выборе такого вида транспорта определяется высотой борта. Подойдет высота в 40 сантиметров. Данные условия для туристического плавстредства применимы на неспокойной воде.

Лодка для сплава по нормативам вмещает минимум 3 человека, однако в путешествие по реке профессионалы отправляются иногда вдвоём. Команда, задействованная в процессе спуска по реке, обязана укладывать общие и личные вещи в специальные мешки, которые не пропускают влагу, экономят место.

К шлюпкам для сплава нужны крепкие байдарочные весла. С такими устройствами для гребли слаженная команда даже из дюжины человек справиться с крутым порогом.

Правильное транспортное средство для спуска по реке устойчивое. Опрокидывают такие плоты только на крутом течении . Но с учетом легкого веса конкретной лодки, переносить по берегу любую модель для экспедиции можно даже одному человеку. Плавсредства достаточно легкие.

Отправляясь в экспедицию, убедитесь в том, что вы сможете чинить пробоины в плавильном средстве без задержки времени. Хватит 20 минут, чтобы залатать дырку от камня или торчащей острой ветки.

Лодки для сплава иногда используются министерством чрезвычайных ситуации. В тех случаях, когда необходима компактная, легкая и прочная лодка — данный экземпляр незаменим. Тем более, что привести в «боевую» готовность толковый плот реально за 10-15 минут.

Любое средство для экспедиционного сплава продается в упаковке. Сиденья в таких моделях выполнены либо из обработанной фанеры или из покрытого специальным материалом пластика. Возможно заказать и надувные сиденья, а также отказаться от них вообще.

Выбирая материал для лодки, останавливается между ПВХ и резиной.

      Данный материал является пиком технологического прогресса. Используемый в производстве лодок для сплавов, он достаточно легок. Удобно в пешей транспортировке переносить любое плавсредство, потому что ПВХ в разы легче резины. Имея небольшую команду для путешествия, моторка из ПВХ подойдет лучше всего. Ее вес и прочность подходит для установки любого мотора. Если отказаться от жесткого пола, то удельный вес будет любой лодки из ПВХ будет минимальным.
      Лодки из ПВХ изготавливается под мотор, а также под весла. Как и резиновые, они имеют классический навесной транец.

Резиновая

      Несколько десятилетий люди пользуются резиновыми плавсредствами. Некогда это был инновационный материал для изготовления лодок, однако, на сегодняшний день резина — это материал прошлого века
      Резиновые лодки, при должном обращении, прослужат более десятка лет. Конечно, прорезиненный материал намного тяжелее ПВХ, да и прочность ниже.
      Из-за коэффициента прочности для сплава данный материал в конструкции неуместен. Главная опасность быстрой реки — это подводные камни. Именно они могут нарушить любое дно без усиления.
      Из-за таких характеристик резины стоимость обычной лодки гораздо ниже, чем популярных новомодных.

Основная масса лодок, говоря технически, производится из эластомеров и пластомеров. По сути, это соединение неопрена с резиной.

Данная ткань отлично подходит для для резиновых лодок, шлюпок. Эти плавсредства покрываются бумажной тканью, резиной с неопреном. Симбиоз данных материалов не случаен. В совокупности они отлично противостоять воздействию морской соли, бензину. Плюс ко всему, данный материал имеет малую себестоимость.

Выбирая средства для сплава, заботьтесь о безопасности людей, а также о сохранности здоровья каждого члена экипажа. Присмотрев надувное транспортное средство, обратите особое внимание на качество выполнения швов. Они должны быть проклеенный множество раз, потому что имеют постоянную критическую нагрузку. Выбрав понравившуюся модель, попросите продавца-консультанта накачать баллоны и всем весом встать на них. Так вы можете проверить плотность шва и нужное давление.

Виды лодок для сплава

203 28

Прежде чем выбирать нужную модель для сплава, важно иметь представление о типах соответствующих судов.

К таким типам относят:

  • обыкновенную резиновую
  • надувную байдарку
  • суда из ПВХ и прочих современных материалов
  • катамараны
  • рафты

1. Надувная резиновая модель считается классикой. Она чрезвычайно популярна у охотников и рыбаков, туристов-водников. Она относительно дешева, функциональна и неприхотлива. Это доступный вариант для сплава. 2-4 местной резиновой лодкой обзавестись не сложно.

Если река течет по равнине, а берега пологие, она становится надежным средством передвижения по воде. Не подходит для сплава по порожистым рекам. Легко повреждается острыми предметами в воде или на берегу.

2. Лодка из современных материалов (ПВХ, лавсан и пр.) прочнее, чем резиновая. Ей не страшны каменистые берега, коряги и пороги. В конструкции таких плавстредств много усовершенствований, недоступных резиновым. Из нескольких однотипных резиновых и ПВХ судов конструируют плот увеличенных размеров.

Путем дополнительных надувных частей на прямых участках бортов, в носовой или кормовой части изменяются габариты. Покрытие таких лодок не портят солнечные лучи, бензин и масло. Давление в баллонах в сравнении с резиновым судном выше.

3. Надувной катамаран – приемлемый вариант для компании, перевозки снаряжения, продовольствия и вещей путешественников. Однако, ему проблемно проходить по узким речным участкам.

Для катамаранов характерны незамкнутые борта, когда баллоны, называемые поплавками, параллельны друг другу на некотором расстоянии. При этом они соединяются жесткой платформой или эластичным днищем, дополненным жестким настилом.

К лодкам катамаранного типа относятся и те, у которых оба поплавка скреплены по длине и соединены гибким днищем. У них носовая и кормовая части днища загнуты вверх, образуя козырьки. В катамаран иногда превращают надувные байдарки. Для этого поперек они скрепляются жесткими конструкциями.

Любители комфортного и неспешного сплава по спокойной реке соединяют катамараны, получая плот для сплава. Такого же эффекта добиваются, закрепляя между катамаранными поплавками дополнительные надувные баллоны.

Катамаран непревзойден по устойчивости и грузоподъемности. В то же время перегружать не стоит. Это облегчит управление и добавит комфорта.

4. К числу самых универсальных сплавочных средств относится надувная байдарка.Она подходит, чтобы сплавляться парой. Они отличаются конструкцией, характеристиками и легкой управляемостью. Однако, требуют подготовленных гребцов в силу способности легко переворачиваться.

Оправдывают себя на реках с сильным течением и при сплаве в горах. Корпус у них вытянутый и с двух сторон остроконечен. Подходят для непродолжительных путешествий и спортивных состязаний на воде.

В них используют по несколько баллонов с каждого борта. Это делается для устойчивости и надежности. При этом выигрывается полезная площадь кокпита и увеличивается надводный борт.

5. Рафты – лодки в виде надувных плотов, подходящих для сплава групп новичков под руководством инструктора. Устойчивость и надежность рафта помогает проходить бурные реки и пороги. Главное его предназначение – спортивные сплавы по горным рекам.

У него, ставшее классическим, овальное очертание корпуса, нос и корма приподняты. Вместе с бортами они препятствуют заливанию экипажа водой. Надувные банки-скамейки пришнуровываются к бортам или вклеиваются в них. Для крепления багажа или фиксации ног гребцов устроены прочные петли.

Пластиковый протектор защищает борта при ударах о камни. С внешней стороны бортов устроены леера из прочного троса, с помощью которого переносят рафт. Также они нужны для удержания людей, оказавшихся за бортом.

В сплаве нужен тент над головой против палящего солнца и дождя. Если комплектностью изделия не предусмотрена непромокаемая сумка для нужных в путешествии вещей, ей стоит обзавестись. Обязательно с собой нужен соответствующий комплект для устранения повреждений и запасной ножной насос.

При этом важно тщательно проверить целостность баллонов с воздухом. Эта процедура предупредит возможные неприятности во время сплава.

К недостаткам относят худшую, чем у лодок с жестким корпусом управляемость, малую комфортабельность и скорость.

Достоинства лодок ПВХ

lodki admiral3

    • Простота хранения лодок ПВХ. Резиновую лодку перед хранением нужно тщательно отмыть, как следует просушить, обсыпать тальком и хранить, по возможности, развернутой, в частично накаченном состоянии, чтобы лодка не сгнила и не покрылась плесенью. С лодкой ПВХ никаких таких проблем нет, свернул и положил на хранение до весны: в гараж, на лоджию, в подвал. Температура хранения лодки ПВХ от -40 до +50 градусов. Резиновую лодку желательно хранить при температуре от -5 до +35 градусов.
    • Лодки ПВХ более устойчивы к разрывам и истиранию. Ткань ПВХ по своей структуре более плотная и грубая, поэтому лучше выдерживает механические воздействия. Прорезиненная ткань резиновой лодки плохо сопротивляется продольным разрезам, поэтому резиновую лодку нужно беречь от острых веток, коряг, острых камней и осколков стекла.
    • Швы лодок ПВХ значительно прочнее и эстетичнее швов резиновых лодок. Швы являются самым слабым местом резиновой лодки, для их усиления швы обклеивают специальными лентами, поэтому выглядят они значительно менее эстетично. И несмотря на усиление швов лентами, прочность швов резиновой лодки все равно хуже, чем у лодки ПВХ. Прочность швов на разрыв у лодки ПВХ 3,5-4,5 кг., у швов резиновой лодки 0,5 кг.
    • Баллоны лодок ПВХ держат более высокое давление, их рабочее давление 0,3, у резиновых лодок рабочее давление 0,15. Давление в баллонах резиновой лодки нужно тщательно контролировать, иначе при жаре, перекаченные баллоны могу разорваться, такое может особенно случится со старой лодкой, прослужившей своему хозяину много лет. С лодкой ПВХ такого не случается.
    • Лодки ПВХ имеют меньший вес, чем резиновые надувные лодки. Особенно чувствительным этот момент становится, при надувной лодке больших габаритов.
    • Ткань из которых изготавливаются лодки ПВХ намного практичнее прорезиненной ткани. Она не гниет, не подвергается воздействию грибков и бактерий, не впитывает влагу, не боится морозов, ультрафиолета.
  • Лодки ПВХ хорошо подходят для использования с мотором, так как ткань ПВХ не боится контакта с нефтепродуктами: бензином, машинным маслом.
  • Производители ткани ПВХ выпускают более 20 цветов и оттенков своих тканей, что позволяет дизайнерам и конструкторам лодок ПВХ создавать красивые и эстетично выглядящие лодки под любой вкус своих клиентов.
  • Лодки ПВХ считаются более безопасными, даже в случае прокола баллона лодки, воздух из баллона лодки ПВХ выходит значительно медленнее, оставляя хозяину лодки больше времени на принятие мер по спасению лодки и имущества, находящегося в лодке. Резиновые лодки тонут быстрее.

Недостатки лодок ПВХ

lodki riviera2

    • Лодки ПВХ, из-за большей жесткости материала, при складывании занимают больший объем. Резиновая лодка, такого же размера, в сложенном виде будет занимать меньше места, чем лодка из ПВХ ткани.
    • Поздней осенью, при отрицательных температурах, при сворачивании лодки ПВХ, часто возникают сложности, из-за того что ткань лодки грубеет, становится жесткой и тяжело сворачивается. Хотя говоря про этот недостаток, следует отметить, что очень мало кто пользуется лодкой при минусовых температурах, большинство владельцев пользуется надувной лодкой при температуре окружающего воздуха выше 15 градусов.
  • Ремонт лодки ПВХ считается более сложным по сравнению с ремонтом резиновой лодки. В первое время после появления первых лодок из ПВХ ткани, владельцам таких лодок было очень сложно найти клей и ремонтный набор для починки своей лодки. В настоящее время вместе с каждой лодкой из ПВХ материала в комплекте идет клей и набор заплаток, для ремонта проколов и порезов в полевых условиях. Кроме того, по объявлениям можно найти мастеров в вашем городе, которые могут качественно починить вашу лодку ПВХ, устранив любые проблемы с вашей лодкой.
  • Лодка ПВХ, как правило, стоит значительно дороже резиновой лодки. Хотя в последнее время цены на лодки ПВХ практически сравнялись с ценами на резиновые лодки.
  • Материал ПВХ ткани может быть легко прожжен сигаретой или угольком от костра, поэтому при пользовании лодкой нужно быть аккуратным и внимательным, особенно если вы курящий человек.
Читайте также:  Речки ленинградской области по алфавиту

Эксплуатация

3ebf352ab9e15e9f2154c4241afaece3

Модели типа лодки пвх комбат 335 , плавающие благодаря накачанным в баллоны воздуху, требуют внимания при эксплуатации. Это в первую очередь касается причаливания и отхода. Поспешность и невнимательность при совершении этих маневров приводит к повреждению надувной оболочки камнями, осколками стекла, острыми обломками веток и корягами.

Поэтому причаливать к берегу и отходить нужно, двигаясь против течения, используя спокойные заводи. При сильном ветре и волнах это делается только на мелководье, когда берег покрыт песком или галькой. В таких ситуациях двигаются медленно, внимательно вглядываясь в воду. Таким же образом лучше плавать в незнакомых и засоренных торчащими ветками водоемах.

У надувных плавсредств малая осадка и корпус, обладающий парусностью. При этом сильный ветер, дующий с берега, нагоняет волны. Это создает проблемы в управлении, которую лучше ставить носом или кормой к волне. На реках волны по высоте не превышают полуметра, но известны случаи, когда во время весеннего половодья достигают метра.

В таких условиях разумнее – держаться у берега или переждать непогоду на берегу. Избегать плавания в темноте или в тумане вблизи фарватера. Если обстоятельства вынуждают делать это, использовать сигнальный электрический фонарь и внимательно прислушиваться к звукам на воде. Это позволит избежать столкновения с другими судами.

Внимания требует поведение в лодке. Здесь не следует допускать крена. Меняться местами только вблизи берега. Двигаться в ней надо неспеша, находясь ближе к центру. Перебираясь из одной лодки в другую без резких движений.

Чтобы предупредить неприятности во время сплава принимаются профилактические меры. Нельзя отправляться в путь без комплекта материалов и инструментов для устранения повреждений надувного корпуса:

  • куски материала, из которого изготовлена лодка
  • клей для соответствующего материала с непросроченным сроком годности и инструкцией о применении
  • нож и ножницы
  • рулон плотно прилипаемой изоленты
  • пару десятков метров прочного скотча
  • наждачная бумага, чтобы обрабатывать склеиваемые поверхности

Кроме того, стоит запастись достаточным количеством прочного и легкого троса.

Следует внимательно проверить техническое состояние и комплектность выбранного водного транспорта, весел. В обязательном порядке обеспечить членов команды спасательными жилетами соответствующих размеров.

Источник

Лодка «Берег-420». Морские испытания. Часть 1.

Экспедиционная многоцелевая многобаллонная тоннельная лодка класса «река – море» размером 420 х 186 х 85 см с высокими показателями мореходности, проходимости, непотопляемости, комфорта хода и уровнем защиты экипажа от воды и ветра.
Основное назначение – рыболовные экспедиции в Баренцевом море и на северных реках с полезной загрузкой 300 – 450 кг под винтовыми ПЛМ (подвесной лодочный мотор) мощностью около 20 л.с. и водометными движителями мощностью 25 – 30 л.с.
Ввиду карантина 2020 года прототип за сезон прошел около 2000 км по Баренцеву морю и 800 км по водохранилищам Кольского полуострова.
Статья содержит элементы технического задания, обоснование технического задания, теорию устройства судна, технические характеристики, особенности конструкции и результаты морских испытаний. Отдельная статья будет посвящена итогам речных экспедиций под винтовыми ПЛМ и водометами.

Технические и эксплуатационные характеристики Лодки ПВХ 420 Берег

Примечание: для всех морских лодок, особенно катамаранов и многобаллонников, транец 508 мм предпочтительнее, однако ПЛМ с длинным дейдвудом составляют ничтожно малую долю продаж на рынке, поэтому был выбран транец высотой 380 мм.

Пояснения: Катамаран – это две лыжи шириной 22 — 24 см по бортам, пустой многобаллонник – это монолыжа шириной 88 см. Про брызги лыж катамаранов поговорим отдельно, так как это была одна из трех основных причин его продажи. При неоднократном пересечении Верхнетуломского водохранилища при боковом ветре в кокпите начиналась жесть.

Примечание: Дизайн Лодки 420 позволяет развивать скорость в диапазоне 60 — 70 км/ч и устанавливать водометы мощностью до 50 л.с., но эти значения не являлись целевыми, а лишь побочным эффектом качества конструкции. Двойной запас дает стабильность эксплуатационных характеристик в тяжелых условиях таких как море или весенние реки.

Обоснование технического задания

Прототип лодки ПВХ 420 проектировался с учетом коллективного опыта морской и речной эксплуатации cкеговых катамаранов с НДНД, тоннельных многобаллонников, тоннельных плоскодонок с НДВД, малокилевых лодок с НДНД, каботов с НДВД, пайольных лодок класса «Heavy Duty».

Арктика имеет замороженное чувство юмора и не склонна принимать компромиссы. Как ни странно, ни одна надувная лодка 420 на рынке не соответствовала в полной мере всем требованиям технического задания одновременно.

Многобаллонники были придуманы давно для использования в качестве военных десантных. Советский аналог – «СНП – 8» 1983 года, ведущая родословную от лодок, простите, вермахта. Лодка такого дизайна не случайно остается на плаву даже на двух оставшихся в живых трубах. Не всякая автоматная очередь ее утопит.
В море не бывает слишком больших лодок. Лодки длиной 4 метра с баллонами 45 см я бы назвал первым морским размером, хотя ходил и на каботах шириной 107 см с баллонами 33 см. До сих пор помню стену воды от крейсера, который дал полный ход на выходе из Кольского залива.
Дизайн и комплектация лодки должны были обеспечивать комфортную эксплуатацию в открытом море и максимальную (для ПВХ – лодки без рубки) уровень защиты экипажа от неприятных факторов окружающей среды.
Протяженность маршрута выходного дня обычно составляет 120 — 220 км. Длительность экспедиций – 1-3 недели. Автономность хода по топливу теоретически составляет 1000 км (300 литров), хотя маршрут вокруг Кольского полуострова в планах отсутствует.

Подвесной Лодочный Мотор (ПЛМ)

Расчетный путевой расход топлива винтового ПЛМ по техническому заданию не должен был превышать 30 л на 100 км. Неснижаемый запас топлива в море составляет 20 л. Итого обычный запас топлива на борту 50 — 80 л. Разрешенный суточный вылов в море составляет 100 кг на человека. Транспортировочный вес улова в лодке обычно уменьшаем в два раза филетированием (процесс подготовки продуктов для дальнейшего применения, в частности удаления из состава косточек, кожи, сухожилий и хрящей).
5 лет назад оказалось, что мотор 9.9 (15) л.с. не способен серфить на морской зыби почти никакой корпус, но этот мотор уже был в наличии и не хотел ломаться. Только поэтому большинство испытаний проведено под 15 л.с. Для континентальных жителей стоит пояснить, что зыбь – это плавные горы морской воды с периодом от 30 метров, которые не учитываются в высоте волнения. Когда лодка находится спереди горы она несется вниз с удивительной скоростью. Когда сзади – натужно пытается забраться вверх. Зыбь — это предвестники и отголоски океанских штормов в сотнях и тысячах километрах. Моторы мощностью 30 — 40 л.с. общепризнанно являются первым морским размером, хотя масса мелкого флота ходит на боле слабых по экономическим, массово – габаритным и иным эксплуатационным причинам. Моторы более 20 л.с. не являются носимыми в одно лицо, хотя у меня достаточно знакомых, которые их носят. Правда, они сами весят за 100 кг. Груженая двухместная экспедиционная лодка 420 см обычно весит в районе 450 кг, четырехместная — 600 кг.
Для лодок весом 330 – 600 кг моторы мощностью 18 — 20 л.с. являются оптимальными. Такие моторы везут лодку массой 450 — 600 кг со скоростью 31 — 34 км/ч, имеют путевой расход 20 — 25 л на 100 км и весят до 45 кг. Для примера мотор мощностью 15 л.с. (249 см³) при весе лодки 470-600 кг сваливается с глиссирования и толкает ее со скоростью 11 км/ч с путевым расходом 55 (!) литров на 100 км. Никакие игры с винтами не помогут, это законы физики и гидродинамики.
Мотор объемом 296 см³ (18 л.с.) имеет огромное преимущество в тяге (упоре винта) над мотором объемом 249 см³ (15 л.с.). Вес тащит упор винта, зависимый от объема двигателя. Поэтому покупать форсированный одними только оборотами 18-и сильный мотор объемом 249 см³ – очень плохая затея, он просто не раскрутится до 18-и сил на лодке такой массы.
Смешанный режим эксплуатации предъявил необычный набор требований к лодке. Мореходные качества и проходимость, находясь в виртуальном конструктивном противоречии, были призваны уживаться как можно лучше. Большая килеватость, являясь синонимом амортизации мягкого хода по волне, не уживается с мелкими северными реками и волоком лодки по приливно – отливным зонам (а у нас высота приливов до 4-х метров с длиной линии отлива до 100 метров). Транцевые колеса в диких местах фактически бесполезны и поэтому были демонтированы после первого выезда. Но сначала их мне демонтировал морской накат.
Самоотливной дизайн в Баренцевом (Охотском, Беринговом) морях и на горных реках могут обсуждать только те, кого не топило. Катамараны и многобаллонники имеют мгновенное осушение кокпита ввиду наличия больших сливных отверстий и высокого расположения палубы относительно воды. Многие лодки без помощи достаточно мощного мотора или черпака осушить сложно. Затопление кокпита уважаемого «Баджера HD» со слабым мотором я запомнил надолго, мотор не смог поднять груженый нос и слить кокпит. Черпали все, потому что лодку продолжало заливать. Опасное затопление кокпитов различных лодок случалось 4 раза: два на водохранилище, одно в море и одно на порогах. Не опасных было много.
Пайолы не дружат с камнями, противятся волоку и возможностям выброса ходом на берег. Двухнедельный осенний сплав на пайольном «Зодиаке» по обмелевшей реке запомнил на всю жизнь: весь маршрут в кокпите было 20 сантиметров ледяной воды. Волок килевой пайольной лодки по линии отлива – тоже удовольствие так себе. На камнях нет ничего более живучего, чем гибкое. Порвать четыре трубы многобаллонника или скега ката, запечатанные в три слоя ПВХ, надо сильно постараться. Ножом с первого раза не получится. При этом, заклеить трубу низкого давления многобаллонника или скег ката при наличии ацетона и хорошего клея дело одного часа.

Почему многобаллонник

Наиболее близкими к многобаллонику по мореходным и эксплуатационным качествам оказались катамараны на спаренных скегах. Катамараны с одиночными скегами являются наиболее мореходными, но при этом не любят большую загрузку, имеют сильную зависимость хода от грузового плана, настройки мотора на транце, некоторые склонны ловить прохваты и все поголовно любят моторы не менее 20 л.с., а лучше максимально допустимые.
Однако, при боковом ветре экипажам катамаранов приходит мокрая полярная лиса (песец). Лиса настолько злобная, что наряду с недостаточно мощным для этих корпусов мотором она была второй основной причиной смены корпуса. У многобаллонника, в отличие от катамарана, глиссирующая поверхность находится между бортовых баллонов и поэтому не брызгается. Кроме того, борт катамарана прямой или трапецевидный, а многобаллонника круглый.
Многобаллонникам, как и катамаранам на спаренных скегах, наплевать на высокую массу груза, развесовку, у них нет кобры на стартах, прохватов, дельфинирования, они имеют идентичные показатели грузоподъемности, размеров кокпита, вывода на глиссирование, скорости хода, объема надувных отсеков, высоты надводного борта, непотопляемости, мореходности. Оба имеют самоотливной кокпит, возможность выброса на берег где угодно, обеспечивают безнаказанный волок по любым грунтам кроме битого стекла, имеют неотличимый уровень амортизации на волне, близкую всхожесть на волну, массу, внешние габариты и даже цену.
Ввиду трапецевидных бортов экипажу катамарана на спаренных скегах при боковом ветре наступает полярный песец от брызг еще раньше, чем собратьям на одиночных скегах, у которых борта просто вертикальные. Плавность хода катов на спаренных скегах и многобаллонников, однако, несколько уступает катамаранам с одиночными скегами. Но при этом совокупность положительных эксплаутационных качеств для меня оказалась значительно важнее. Я просто не смог бы возить 450 – 600 кг на одиночных скегах под мотором 15 — 18 л.с.
Пустые многобаллонники проигрывают катамаранам в курсовой устойчивости и немного в статической (у катамаранов в статике два якоря по бортам, заполненные водой, у многобаллонника якорь с водой находится между баллонов). Многобаллонники значительно легче катов идут под веслами, выигрывают 80 мм осадки на реках и значительно меньше цепляются трубами дна за камни при сплавах, чем скеги катов. Скеги я засаживал капитально на камнях и в торфе. Управлять веслами катом с водой в скегах не смешно. Запечатывать скеги нельзя, иначе парник для бактерий и плесени. Ход многобаллонника под веслами уже приемлемый. Грубо катамаран под веслами идет 1 км/ч, многобаллонник 2-3, байдарка 5-6.
Катамаран по волне лучше идет пустым, многобаллонник груженым. Груженый катамаран производит кучу брызг со скул до момента начала полноценного глиссирования на скегах. Огромный объем надувного дна многобаллонника требует загрузки кокпита около 200 кг для обеспечения близкой к катамарану курсовой стабилизации. Близкой, но не идентичной, так как курсовая стабилизация катамаранов все равно лучше благодаря своим глубоким лыжам, за исключением криво склеенных катамаранов, у которых румпель тянет в сторону.
Комфорт хода по волне у лодки ПВХ «БЕРЕГ-420» оказался неотличим от «БРАТАНА – 430 KLM». К моему удивлению оказалось, что длинные фанерные банки многобаллонника гасят удары ничуть не хуже пуфиков катамарана, обеспечивая при этом намного более комфортную посадку для ног и спины. В катамаране я обычно сидел наполовину на баллоне, так как пуфик слишком низкий для ног, а на длинных маршрутах лежал на палубе с опорой спиной на бортовой баллон. Под каждой банкой многобаллонника помещается 70 л багажа и баков с топливом. Поэтому по объему кокпита, несмотря на меньшую трапецию носа, они тоже примерно равны (при наличии фальшборта, конечно).

Читайте также:  Самая длинная река волгоградской области

Все, кроем забрызгивания и слабой на истирание ткани, я мог бы добавить в катамаран, хотя такой тюнинг слоил бы немалых денег, а именно:

  • защита баллонов внутри кокпита от перетирания багажом,
  • защита палубы,
  • фальшборт,
  • кресла,
  • носовой тент,
  • круговой леер сверху баллонов с фартуком,
  • грузовая перегородка,
  • весла человеческой длины.

Самыми проходимыми на северных реках, в свою очередь, можно назвать тоннельные плоскодонки большой длины относительно небольшой ширины (если не трогать аэролодки). Однако, у многих плоскодонных лодок с НДНД и НДВД в диапазоне 26 — 30 км/ч возникает прогиб надувного дна валом воды, продольный изгиб корпуса (банан), притопление кормы, прилипание носа к воде, отброс струи вниз от транца. Эти факторы приводят к потере хода, дельфинированию, прохватам, увеличению осадки ПЛМ из-за притопления кормы и, соответственно, самому неприятному — уменьшению проходимости, главному качеству лодки для северных рек.
Одна известная многобаллонная лодка у нас регулярно разбивает транец о камни, поэтому такой дизайн транца также был отвергнут.
Каботы шириной 132-138 см, имеющие максимальный среди всех корпусов ход под веслами и хорошую проходимость под мелкими (2,5 – 8 л.с.) моторами, при установке более мощных моторов начинают сливать в проходимости скеговым катамаранам ввиду избыточного заглубления винта вследствие бананового изгиба корпуса. Кроме того, большой опыт эксплуатации каботов показал, что борта должны быть максимально высокими для обеспечения комфорта посадки и гребли, а слишком узкий кокпит мешает доступу к багажу, рыбалке и удобству управления ПЛМ.

Плотность ткани

Лодочные ткани окружены не меньшими мифами, чем количество пикселей и объективов в смартфонах. Критерии прочности и срока эксплуатации не имеют линейной зависимости с плотностью. Плотность – это количество пластификатора, залитого на корд без учета прочности самого корда и ламината. У меня в эксплуатации были лодки из различных тканей: от шелка «ЛАС-5» и резиновых «Туристов» до финского «Валмекса — 850» и корейского «Мирасола — 1100». «Валмекс – 850» жив 20 лет. А одна из тканей 850 протерлась за год. Корд и ламинат тканей 850, 1000 и 1100 одного производителя часто одинаковые, отличия только в количестве наполнителя.
До начала производства прототипа мне были высланы образцы тканей. По результатам испытаний на раздир, истирание, прокол и холод были определены два безусловных победителя: камуфляж «Мехлер» плотностью 1000 г/м² и камуфляж «Sijia Forest Tarp Standart» плотностью 850 г/ м².
Две ткани из выборки провалили тест на раздир и одна на истирание. Как ни странно, тест на истирание провалил самый тяжелый — салатовый «Мехлер – 1100». Тест на раздир провалила одна из однотонных «Sijia» плотностью 850 г/ м² и вполне ожидаемо «Мехлер – 400», после чего идея о пакрафте из этой ткани умерла. Пять однотонных «Sijia» плотностью 750 – 850 г/м² и «Мехлер – 640» успешно прошли все тесты, но уступили обоим камуфляжам по тесту на истирание.
Камуфляж «Мехлер» плотностью 1000 г/м² стоит вдвое дороже «Sijia Forest Tarp Standart». На основании цен других производителей могу предположить, что цена готового изделия из камуфляжа «Мехлер-1000» увеличилась бы на 30 — 35 процентов. Камуфляж обоих брендов сам по себе дороже не из-за моды, а большей прочности ламината и себестоимости.
«Sijia Forest Tarp Standart» плотностью 850 г/м² оказалась чрезвычайно прочной на истирание и раздир. За год варварской эксплуатации не смог поставить ей царапин.
Прошу еще раз обратить внимание, что многобаллонная лодка пвх 420 имеет 3 (три) слоя ткани на дне и 3 (три) палубе. Как уже говорил, пробить ножом три слоя ПВХ суммарной плотностью 2500-2550 г/м² с первого удара не получится, это я проверял на образцах.

Качество изготовления

Через год могу сказать, что качество изготовления и материалов безупречное. Лодка 420 от ПФ Берег очень красива. Ткань оказалась изумительная. Швы склеены в три этапа: широкой лентой изнутри, узкой снаружи и затем еще раз широкой снаружи. Ни разу от машины до машины мы лодку не подкачивали в экспедициях. Претензии в море возникли только к никелированной и дюралевой фурнитуре, которую после этого производитель заменил на нержавеющую сталь на всех стоковых.

В человеческой истории законы всемирного тяготения отменялись крайне редко из уважения к свободной воле человека. Вес этой лодки является производной от собственного технического задания, материальных составляющих ее конструкции и комплектации. Мне неизвестны случаи вмешательства Святого Духа в вес маломерных судов, зато известны примеры сокрытия производителями реального снаряженного веса лодок. Единственным ограничением веса с таким техническим заданием я считал возможность ее эксплуатации в одиночку, включая волок по грунту, скручивание в рулет и запихивание в машину, что значило максимальный неделимый вес в пределах 70 кг, после превышения которого обычно происходят неконтролируемые выбросы метана в атмосферу.
Базовая шкура лодки «БЕРЕГ-420» без усилений, фальшборта, банок, весел, надставок на транец, накладок на банки и кресел весит 48,3 кг. Эта – 67,4 кг. На лодках без пайол ни разу не пробивал даже одиночные ткани, однако на выходе в море как — то встретил «Солар Максима», налетевший на арматуру, с пробитым баллоном, а у «Максимы» с защитой дна все в порядке.
На скегах катамаранов также три слоя ткани, но без рифленого ПВХ. Я заказал и рифленую ПВХ, хотя ткань скег катамарана, несмотря на постоянные волоки, ни разу не рвал благодаря реданам, которые торчат ниже лыж. Реданы я тоже заказал. В результате получил явный перебор с защитами. Кроме того, у меня наклеена защита бортовых баллонов внутри кокпита, фальшборт, транцевые плиты (которые оказались не нужны), дополнительный лист защиты дна (который при наличии лыж не нужен), толстенный транец, два леера, фартук, юбка, нестандартные скеги диаметром 24 см. Так что удивляться весу не стоит, удивительно что он не превысил 70 кг.
Для удобства транспортировки вес комплекта я попросил разделить на две сумки, ни разу за год их не использовав. В комплекте поставки оказались две огромные сумки для лодки, сумка для носового тента, сумка для ходового тента – трансформера и сумка под банку. Итого 5 (!) сумок. Из этих пяти я использую только две – для носового тента и сумку под банку.

Итого снаряженный вес лодки 420 с сумкой под банку, креслом, двумя банками, веслами, накладкой на банку, ремкомплектом, носовым тентом и насосом составил 89 кг.

Транспортировочные габариты

Одним из условий технического задания была возможность перевозки лодки 420 в арендуемых автомобилях класса «B». Перечисляю список того, что влезает в прокатные «Логаны», «Сандеро» и «Дастеры», кроме двух человек, без багажника и прицепа:

Если бы сам не запихивал — не поверил.

Читайте продолжение во 2 Части статьи! (активная ссылка появится после публикации)

Ответить на возникшие вопросы или помочь выбрать товар из ассортимента ПФ Берег Вам будут рады помочь наши специалисты.

Вы можете связаться с нами через сообщения в сообществах в социальных сетях, официальный сайт или по телефону 8 800 500 56 92 (Бесплатный звонок по России).

Источник

Ни баб, ни рыб. Как я сплавлялся на надувной лодке по Оке

В детстве я проводил много времени над географическими картами. Я мысленно путешествовал по разным странам, плавал по рекам, а также по озёрам и вдоль морских побережий, огибал мысы с одинокими маяками, заходил в глубокие фьорды. Я мечтал о своей яхте, или хотя бы лодке. Но время шло, я вырос, повзрослел и стал довольно мрачным типом. Основную часть моего времени занимала сразу же надоевшая мне работа, оставшуюся часть – алкоголь. Мечта о яхте-ну-или-хотя-бы-лодке всё отодвигалась в неопределенное будущее… и растаяла уже практически совсем. Пока в моей жизни не появилась Она!

Здесь я заранее прошу прощения у своей жены. Пусть она, благоразумная женщина, не читает дальше, закроет эту страницу и пойдет приготовить мне ужин. Я люблю тебя, дорогая. Но здесь, в этом тексте речь пойдёт о надувной лодке. Это – Она, которую я люблю не меньше своей любезной супруги. Ведь я хотел Её с детских лет, и всё-таки Она стала моей. Я расскажу вам, как это случилось. И пусть примолкнут внештатные острословы, если у них появилось сейчас желание острить на эту тему! В наше время, когда устои расшатаны и скрепы вконец проржавели, смеяться над человеком, признающимся в любви к резиновой лодке, вам, должно быть, кажется забавным и безопасным. Ну и чёрт с вами, смейтесь! Однако послушайте мою историю.

Первое путешествие

Лодку Voyager 500 я купил в спортивном магазине четыре года назад. Я принёс её домой и полез в интернет — смотреть географические карты. Наметил сразу пять или шесть возможных маршрутов. Лодку расстелил на полу, надул, лёг в неё и заснул. Через полтора часа проснулся, свернул лодку обратно и убрал под кровать. Там она провела два года.

Спустя два года после покупки я решил попробовать свои силы и отправился с лодкой на Истринское водохранилище под Москвой. Я очень хотел взять жену, но та в последний момент отказалась. Тогда я взял побольше бухла и поехал один.

На водохранилище я прибыл уже сильно навеселе. Насос сразу же сломался, и надувать корабль пришлось своими собственными лёгкими. Я довольно быстро справился с этой задачей, возрадовался, выпил ещё немного и вышел в своё первое плавание. Нет, меня не одолела морская болезнь, но я почти ничего не помню из этого короткого путешествия. Только то, что быстро стемнело, я заночевал в лодке где-то на берегу, проснулся один на пустынной песчаной косе, без бухла, и стало очень холодно. Так что я почёл за лучшее быстро-быстро вернуться домой, в зону комфорта.

Этот неудачный опыт научил меня тому, что употреблять алкоголь в плавании не следует совсем, а вот что действительно необходимо – так это вести бортовой журнал, то есть записывать всё, что происходит со мной в путешествии. А ещё – что моей лодке нужно имя. И оно было ей дано!

Читайте также:  Речная система реки оби карта

«Гештальт»

Второй мой поход начался 1 июля 2018 года в 10 часов утра из деревни Полухтино, что в Касимовском районе Рязанской области. Здесь, в этой деревне я провёл часть детства и сюда же вывёз свою лодку, когда осознал, что пылиться под кроватью в Москве ей совершенно незачем. Первые пять километров до реки Гусь были преодолены на удивление легко. Достигнув реки, я наполнил питьевую канистру водой из родника и вышел на точку старта — небольшой пляж в том месте, где гусевскую долину пересекает линия электропередачи.

В надутом виде Voyager 500 получил имя «Гештальт» и ровно в полдень был торжественно спущен на воду. Родным были отправлены сообщения о выходе в плавание. В ответ были получены пожелания семи футов под килем. Но с этим сразу вышла заминка — «Гештальт» зашуршал днищем по речному песку и встал. Пришлось вести его, шагая по дну: Гусь местами очень мелок.

Были встречены братья по разуму: мужчина с сыном на лодке «Романтика». Они рыбачили и ловили раков.

Сразу же возникла проблема сильного встречного ветра. Там, где глубина позволяла плыть, приходилось отчаянно работать веслами. На подходе к селу Погост задуло так, что лодку, несмотря на все старания, стало сносить против течения. Пришлось побурлачить, но недолго. В Погосте успешно преодолел препятствие — старый низкий деревянный мост, забитый корягами. Проскочил.

В нижнем течении Гуся «Гештальт» шел хорошо, но в самом устье пришлось вновь побороться с ветром. Близость Оки и радовала, и тревожила. Но вот и она!

После узкого Гуся Ока кажется морем. Барашки на волнах говорили о том, что плавание будет сложным, а все прежние ухищрения показались плесканием в бассейне. Отдохнув на стрелке, где самый ветродуй, я решился продолжать путь.

Первый выход в Оку закончился быстро – меня просто пришибло к берегу села Клетино. Возникла малодушная мысль закончить предприятие – поплескались и хватит! Но меня ободрило присутствие клетинских рыбаков — они качались на окских волнах, не обращая на них, кажется, никакого внимания, и, хоть медленно, но двигались как по течению, так и против! Я устыдился, что принял свежий ветер за «шторм» и решил попробовать еще раз. Теперь я не жался у берега, а отплыл на два-три десятка метров от оного. И Ока приняла мой «Гештальт»! Но шел я очень медленно; на один километр потратил около часа. Сопротивление ветру и волнам так увлекло меня, что я и не заметил, как сгорел на солнце.

Привыкнув к простору и убедившись, что Ока мне по силам, я решил сделать остановку. Выйдя на берег у деревни Аниково, я обратил внимание на мешок с дровами, оставленный, видимо, кем-то из рыбаков про запас. Я решил, что не нанесу слишком большого ущерба, если прихвачу несколько поленьев (выбрав те, что без гвоздей). Таким образом, «Гештальт» принял на борт запас дров. За этой удачей сразу последовала и другая — ветер стих, и моя скорость увеличилась. Чуть больше скорости пешехода, но меньше, чем у велосипеда.

Окские берега кому-то могут показаться однообразными. Медленно разворачиваются они, за одним леском возникает другой, и так без конца. Выбираешь ориентир вдали — деревню, бакен или островок — и весь час наблюдаешь, как не спеша эта веха приближается, позволяя рассмотреть детали.

А еще больше внимания я обращал на предгрозовое небо. Но видно, мой запас везения в этот день был велик: гроза прошла мимо, даже не зацепив дождем, и река успокоилась совершенно. Я стал задумываться о ночевке.

Возле села Малеево Ока поворачивает к востоку, и на левом берегу я нашел отличную стоянку. Оставив лодку внизу, поднялся по крутому склону, где под дубами обнаружил несколько кострищ (тут и пригодились реквизированные дрова) деревянный стол со скамьями, пружинный матрас и, к сожалению, помойку. Свой собственный мусор я решил везти с собой (его, впрочем, оказалось не так и много).

Ужин, купание — и пора бы поспать? Но навык сна под открытым небом, в незнакомом месте, мной был совершенно утерян. Костер погас, и в голову полезла всякая хтонь. Например, чем я буду обороняться от диких зверей, и с какой стороны их ждать? Хорошо, что у нас нет дикарей… Позвольте, как это — нет? Тогда кто это ломает ветки в лесу? Что за подозрительный шорох и фырканье?

Наконец, взошла луна, и семья ежей (видимо, питающаяся на упомянутой помойке) решилась подойти к моему матрасу поближе, чтобы узнать, нет ли у меня чего. Метнувшегося в кусты от моего крика ежа я опознал по его нелепой походке. И сразу же уснул.

Проснулся я от мысли о том, что все бы отдал за нормальную человеческую постель. Так же ясно стало, что нужно продолжать путь. Доев свои макароны с тушенкой, я покинул гостеприимный матрас, и вовремя: как только я стал загружать вещи в лодку, на берегу появились дикари. Молодые люди, в подпитии после футбольных побед, решили порыбачить и выбрали именно эту стоянку. Церемония передачи места с матрасом была недолгой. Рассвет я встретил на воде.

Было очень тихое утро, плескала рыба. Справа я оставил село Телебукино, слева тянулись низкие, заросшие ивой берега. Возле Крутого Яра Ока заворачивает к северу. Появились рыбаки в лодках. Промычало стадо коров. Пока я раздумывал, может ли корова переплыть реку, впереди в дымке показался касимовский автомобильный мост.

Я сделал остановку и докурил остатки табака. Предстоял решающий отрезок пути. По мере того, как приближался мост, нагнеталась жара. Тело горело. Мост вблизи поражал своим гигантизмом, но касимовские рыбаки не обращали на него никакого внимания. До самого Касимова оказалось еще очень прилично — дотянуть помогла известная песня. Наконец, «Гештальт», обогнув высокий дебаркадер пристани, причалил на городском пляже. Его первое большое путешествие окончилось.

Ни баб, ни рыб

Следующий поход на лодке по реке был намечен ещё зимой — на улице лежал снег, а я уже продумывал детали плавания. Маршрут оставил прежний, опробованный в прошлом году. С тоской ждал отпуска, считая дни, отделяющие меня от речной навигации. И вот я в деревне. Но обстоятельства сложились так, что тряхнуть стариной немедленно по прибытии в этот комариный край не получилось. Должна была пройти неделя, прежде чем я смог выйти в поход.

За это время, впрочем, я успел подготовиться. Составил список нужных вещей, что я беру с собой. Слово «нужных» подчеркнул. Съездил в Касимов и купил бинокль. Зачеркнул слово «нужных», написал — «необходимых». Бинокль авансом был отнесен к их числу. А также палатка, спальный мешок, удочка с набором блёсен, канистра на 10 литров для питьевой воды, ещё одна небольшая фляга для питья, походная миска для приготовления еды, ну и сама еда: две банки тушёнки, крупы (гречка и рис) в пакетиках, восемь варёных яиц и четыре свежих огурца, несколько кусочков хлеба, соль. Да, ещё термос с чаем, запас сухой заварки и шоколад. Всё это было уложено в рюкзак, где ещё поместился комплект сухих вещей в непроницаемом мешке, а также разные (необходимые!) мелочи, как-то: нож, столовые приборы, зажигалка и бумага для растопки, пакеты для мусора. Тетрадь для записей, ручка и ещё один блокнот, в котором я веду дневник. Телефон для связи и деньги в непромокаемом пакете – на дорогу обратно. Что-то ещё? Ах да, лодка.

Лодка, сложенная в отдельный рюкзак – самая тяжёлая часть снаряжения. В прошлый раз я нёс её на себе и, прямо скажу, горевал. Ещё пришлось надеть спасжилет – лёгкий, но способствующий чрезмерному потоотделению. Теперь я чувствовал себя, как Королёв, снаряжающий ракету для Гагарина, как для самого себя. «Что хочешь делай, а вес мне ещё дай», — говорил главный конструктор советских ракет своим подчиненным, имея в виду, конечно, облегчение массы оборудования (это я прочитал в мемуарах Чертока). Моя «ракета» весила столько, что один раз поднять её было нетрудно, но нести на расстояние больше километра – уже слишком. И потом – как же я понесу ещё один рюкзак и остальное? Выход из положения был найден в последний момент перед стартом: есть же тележка! Погрузив на неё лодочный рюкзак со спальным мешком, я мог нести вещевой ранец на спине, удочку с пустой канистрой в одной руке, и ещё оставалась одна свободная рука – отбиваться от настырных насекомых! Да, чуть не забыл средство от комаров. На этом я счел свою экипировку почти идеальной. Последним компульсивным движением в боковой карман одного из рюкзаков запихнул зонтик — из принципа «когда берёшь зонт, дождя не будет» — и ведь сработало! Накануне выхода над деревней прошла гроза, и толкователи погоды не сулили ничего определенного. Я решил, будь что будет, прогулка под дождём — тоже опыт, и с песней отправился к реке Гусь.

Один час ушёл на дорогу к реке — тележка не подвела, тросики отлично держали поклажу – и ещё один час — на последние приготовления. Наполнил ёмкости водой из источника, надул лодку, а на пустую тележку погрузил дрова, собранные тут же, на берегу — в основном это были высушенные солнцем обломки речных коряг. Позавтракал. Наконец, 7 июля 2019 года в 10 часов 10 минут утра «Гештальт» был полностью готов идти в свой второй речной поход (пьяный дебют Истринском водохранилище не в счет). Над долиной Гуся, высоко в небе был замечен парящий орёл — я счел это хорошим напутствием.

Источник

Как выбрать лодку ПВХ: советы от профи

Если автомобиль является средством для передвижения по дорогам и чуть-чуть без них, то надувная лодка является незаменимым транспортом для свободного передвижения по водным просторам отечественных рек и немножко морей. Отдыхать у реки и не иметь возможности путешествовать по ней — все равно, что быть у моря и не купаться в нем. Хождение по рекам в крови у россиян и, конечно же, мы испытываем от этого процесса особое удовольствие. А рыбалка на лодке и вовсе ни с чем несравнима. Поэтому, если вы часто бываете на реках — будь то обычный семейный отдых, коллективные походы или рыбалка, то надувная лодка сделает ваше путешествие незабываемым.

Что лучше: резиновая надувная лодка или ПВХ

Резиновые надувные лодки производились с давних времен и пользовались у рыбаков огромной популярностью. Главное их преимущество — это невысокая цена, компактность в сложенном состоянии и небольшой вес. Например, популярная до сих пор симметричная лодка Уфимка 22 в сложенном состоянии помещается в обычный походный рюкзак и весит около 16 кг. Кроме того, такая лодка неприхотлива в использовании, в том числе при минусовой температуре воздуха, ее трудно повредить и она достаточно долговечна, при условии соблюдения правил хранения резиновых лодок.

Но со временем резина все же начинает преть, трескаться, а клееные швы отслаиваются, что сказывается на герметичности баллонов и особенно приклеенного дна. Тщательная просушка перед длительным хранением, использования талька и другие предосторожности создают неудобства для простых пользователей. Кроме того, из-за высокой упругости на такие лодки сложно ставить моторы, т.к. последние создают приличную нагрузку на конструкцию, из-за чего лодка сильно деформируется.

Источник