Меню

Реки царица в трубе



Реки царица в трубе

Город Волгоград.Пойма реки Царица одна из самых богатейших в историческом смысле мест: видав основание города его разрушение и восстановление из руин. Легенда города р. Царица получило свое название от тюркского сэры су — «желтая вода» как полагаю большинство историков, в советский период ее переименовали на Пионерку( нынче название ст. скоростного трамвая) а в народе ее кликали вонючка. Река Царица имеет длину 19,2 км по городу 6,9 км, беря своя начало на «максимке» протекая по Советскому, Ворошиловскому, Дзержинскому районам г. Волгограда. Берега извилисты, крутые, питание реки снеговое и грунтовое, часто зарастает зарослями, в нижней части течения длиной 1,8 км она заключена в квадратный бетонный коллектор высотой 3 метра выходящий прямо Волгу в районе Гасителя. Итак, в этот коллектор мне удалось попасть и начать его исследовать с местными диггерами.

Под Астраханским мостом спустились по ржавой лестнице. Первые ощущения это легкий холод от воды, уровень которой чуть ниже колена, но в местах где бетон раскрошился покалено. Река производила дикий шум, от чего она мне показалось бурной, вода же была невероятно чистой с небольшим желтым оттенком. Мы решили двигаться на северо-запад то есть туда где Царица попадает в коллектор. Идем. Вода несется, на потолке свисают корни разной растительности с далека более похожие на сталактиты. Диггеры походу рассказывают байки про каракатицу и про Волгоград-2.
Выглядит там все вот так:

Почему река ушла?

Эксперт : «Царица была сравнительно полноводной рекой в силу паводков Волги. То есть повышался уровень Волги, он создавал «подпорный» горизонт для Царицы. Вода из Царицы как бы скапливалась в устье, и она широко разливалась. После строительства ГЭС — паводки на Волге были зарегулированы. То есть, чтобы не допустить катастрофически паводков и обеспечить более ровное по году обеспечение гидроагрегатов ГЭС, вода накапливается в водохранилищах волжского каскада, а потом летом (или зимой), в межень — спускается.

В целом уровень воды в паводок Волге упал. Кто помнит, чтобы Волга весной хотя бы заливала нижнюю террасу набережной? А чтобы «подпереть» Царицу в нынешних берегах — воды надо больше. Кстати, тут есть старые фотки Волги на которых вода поднималась почти до Водокачки. В 20-х годах был паводок, который покрыл водой практически всю пойму до Ленинска. Сегодня такое невозможно. Вот и обмелела Царица, до уровня ручейка.»

Можно еще добавить, что в начале двадцатого века поима была весьма судоходна в силу опять же Волги, средняя глубина в пойме составляла 8-9 метров(эти метры засыпаны песком) В будущем будет произведена застройка поймы и возрождение реки, но сама Царица так и останется в трубе.

Источник

Мост убил Царицу

Photo - http://www.vpravda.ru

Photo - http://www.vpravda.ru

Photo - http://www.vpravda.ru

Молодежь Волгограда и области реку Царицу, отделявшую в свое время центральную часть города от его зацарицынской части, видела, в лучшем случае, на фотографиях. Не каждый знает, где она была и куда делась. А между тем эта небольшая, казалось бы, речка имела в свое время нрав крутой и трудно предсказуемый.

Уровень воды в реке Царице мог изменяться внезапно. Нередко из-за этого на ней случались водовороты, появлялись невесть откуда взявшиеся течения. «Царица играет», – говорили в подобных случаях жители города. Купаться в ее водах было по этим причинам небезопасно. Так, например, весной 1889 года сильный ливень, прошедший в верховьях Царицы, привел к чудовищным последствиям. Двигавшаяся по течению реки стена воды свыше четырех метров высотой сносила все на своем пути. Она легко валила многолетние деревья, крушила и встречавшиеся там постройки. Досталось от нее и первому в истории мосту, возведенному в конце шестидесятых годов позапрошлого века.

Разбушевавшаяся речка выворотила поддерживавшие его сваи, унесла с собою в Волгу пришвартованные возле моста баржи и другие суда.

Сейчас про наш первый местный виадук известно очень мало.

Сохранились разве что сведения, что был он целиком деревянный и назывался Астраханским (видимо, потому что являлся продолжением улицы Астраханской (ныне – улица Советская). Другая версия объясняет такое наименование тем, что располагался этот мост в направлении к городу Астрахань. Второй мост, на смену разрушенному, построен был в том же девятнадцатом веке практически там же и простоял до лета 1912 года. Имел он шесть опор и соответственно семь пролетов.

Читайте также:  Ножи найденные в реках

Изначально мост был также деревянным, но в 1910-1911 годах по решению городской управы на его месте был возведен новый, бетонный, хоть и с деревянными парапетами.

Необходимость строительства такого сооружения вызвана была предстоящим скорым запуском нового для Царицына тех лет вида транспорта – трамвая.

А в октябре 1926 года управление губернского инженера рассмотрело проект еще одного виадука через реку Царицу, выполненный техником подотдела благоустройства ГубКО Летушовым.

Сначала власти города хотели возвести временный мост рядом с трамвайным, но затем решили, что лучше благоустроить в этих целях так называемый кулыгинский взвоз, перемостив его и сделав несколько отложе. Это была дорога, начинающаяся примерно от нынешней станции скоростного трамвая «Площадь Чекистов» и идущая в сторону нынешнего Центрального роддома.

Северо-восточная часть «кулыгинского» моста находилась между бывшей ватной фабрикой, принадлежавшей до революции фабриканту Бубнову, и мыловаренным заводом, принадлежавшим другому местному богатею, Кулыгину. А юго-западная часть взвоза располагалась близ бывшего горчичного завода «Заря». Протяженность этого моста без учета подъездных путей составляла всего сорок два метра.

Павший под бомбами

В 1936 году властями Сталинграда решено было по-новому оформить старенький Астраханский мост. Проект переустройства был вскоре выполнен городской архитектурно-планировочной мастерской. Прежний стиль при этом сохранялся в основном, но деревянные парапеты были заменены на железобетонные. Они были украшены также башенками из металлических прутьев, увенчанными матовыми шарами с мощными электролампами внутри. Подъезды к мосту со стороны центра города и Ворошиловского района асфальтировались. Откосы, ведущие от него к реке Царице, озеленялись, а вдоль обновленных парапетов оставлялась свободная площадка, на которой предполагалось по весне высаживать цветы.

Летом 1942 года, в пору начала Сталинградской битвы, по воспоминаниям очевидцев, по Астраханскому мосту жителей южной части города доставляли к причалам для эвакуации за Волгу. А когда город подвергся массированным бомбардировкам, на мост вдруг ворвался обезумевший от грохота разрывов слон, убежавший из цирка…

Сам этот мост был вскоре уничтожен при бомбежках. После войны его пришлось довольно спешно восстанавливать.

– Я помню эти два моста через Царицу! – поделился воспоминаниями старожил города-героя, скульптор, народный художник России Виктор Фетисов. – Один из них был деревянный, его долго еще не ломали. А по другому ездили трамваи первого маршрута, шедшие до рынка. В Дом пионеров на занятия ездил я на велосипеде по старому Астраханскому мосту, который был примерно там, где ныне ресторан «Маяк» находится. Был он гораздо короче, чем нынешний. Шесть стоек было у него, две опоры были у берегов Царицы, а остальные в воде находились.

Засыпанные землей дома

Строительство же нынешнего моста через Царицу, по уже сложившейся в городе традиции также получившего название Астраханского, началось в 1958 году. Проект выполнили архитекторы института «Волгоградгражданпроект» Ефим Левитан, ставший позднее почетным гражданином Волгограда, и Надежда Оранская. Конструкторы – Борис Рябов и Константин Сизов, начальник-инженер – Юрий Трегубов. В эксплуатацию новый мост сдали полвека назад, в 1964 году.

Нынешний Астраханский мост имеет колоссальное значение для города. Это один из немногих способов попасть на транспорте из Центрального района в Ворошиловский. Общая длина – немногим менее трехсот метров. Высота подъема арок – двадцать метров.

Возведение в начале второй половины прошедшего века плотины Волжской ГЭС сильно изменило со временем нрав реки Царицы. Она начала постепенно мелеть, превращаясь в верховьях в пересыхающий временами ручей. Но городские власти той поры не стали думать о возможных мерах по спасению реки. Напротив, вместо этого было решено упрятать Царицу в трубу, подняв одновременно посредством насыпного грунта уровень дна ее русла. Колоссальный объем земляных работ был тогда произведен: дно современного оврага пришлось поднимать на несколько метров чуть ли не по всей ширине! При этом засыпанными оказались многие старые дома, стоявшие у берегов бывшей реки Царицы, а также и ее прибрежные сооружения, которые еще не позабыли старожилы города.

На рубеже минувшего и нынешнего столетий Астраханский мост был отремонтирован и несколько расширен. А в 2007 году властями города планировалось начать строительство еще одного, более современного моста через пойму Царицы, который должен был соединить собою улицы Советскую и Циолковского. Предполагалось, таким образом, воссоздать в осовремененном варианте старый торговый деревянный мост города, на котором некогда размещали свои лавки царицынские ремесленники и мелкие торговцы. В отличие от своего предшественника, однако, новый мост задуман был как четырехуровневый и должен был стать, по сути дела, новым крупным городским торгово-развлекательным центром. Проект этот, однако, как и множество других идей облагородить пойму Царицы, пока остался только на бумаге…

Читайте также:  Черная речка ремонт бытовой техники

Врез: Теперь многие волгоградцы и гости города, двигаясь пешком либо на транспорте по Астраханскому мосту, не подозревают о том, что близ него закопанными в землю остаются по сей день даже капитальные кирпичные здания высотой в несколько этажей.

Источник

Реки царица в трубе

Речь пойдёт о нескольких самых «известных» подземных объектах Волгограда. Последовательность от худших к лучшим, так что читайте до конца, чем дальше тем интересней.
Начнём с самой известной подземной реке Царице

1. Река Царица
До 60 годов пойма реки Царицы в границах от Волги до ЖД полотна была глубже примерно на 5-7 метров и каждый год когда разливалась Волга пойму затапливало, в последствии было принято решение поднять уровень дна поймы т.е. немного засыпать, но не могли же просто засыпать и речку, единственным выходом было спрятать речку под землю в коллектор

2. Царица. Игра светом

4. Один из переходов

5. Бесконечность. Длина почти 2 километра

6. Для оценки размера коллектора

7. Царицынская ливневая система

8. Один из поворотов

9. Свет в конце тоннеля))

10. Немного импровизации

11. 26 метровый вертикальный ствол. Подумайте прежде чем наступать на люки

12. Переход в параллельные тоннели

13. В одном из них

14. После смены сечения примерно под Заводом им. Петрова идут повороты

16. Вода столбом. Кстати сбрасывает завод

17. Объединение двух русел

18. Та самая арка. Для масштаба человек

19. Вход в неё венчает высокая 7 метровая арка в Сталинском ампире

21. В торцевой стене переход в прямоугольный коллектор который под наклоном уходит под Тулака

23. В Прямоугоном коллекторе

24. Небольшой водопад на завале

25. Круглый коллектор диаметром около 4 метров. Фото примерно под перегонами Скоростного трамвая

23. Замытая часть, дальше опасно

24. Поворот под завод Красный октябрь и лестница на территорию

25. Галерея во всей красе

26. Контурный свет в фонтане

27. Фонтан с грунтовыми водами

28. Огромные сталактиды

29. Переход в нижнее течение

30. Полосатый коллектор

Теперь самое интересное Скоростной трамвай. Наша подземка построена по всем стандартам метрополитена, разница только в отсутствиии контактного рельса и высоте платформы. Соответственно наша подземка так же имеет второе назначение т.е. выполняет роль огромного бункера на случай военных действий или природных катаклизмов буть то ураган или наводнение. Система освоена на полной гермитизации переходов, вент шахт и перегонов со станциями по советским нормам сооружения метрополитена даже должны спасти от ядерного удара, расчётное время укрытия 2 дня, после двух дней по периоду полураспада уровень радиации должен сильно упасть и можно будет выйти на поверхность и произвести эвакуацию из города. Но это только расчёты. В нашей подземке есть все нужные системы. Есть одно большое НО.

Мало кто проезжая на трамвае задумается о том что в перегонах. Для основной массы пассажиров это тупо тоннель с переодично моргающими лампачками, но это далеко не так. От глаз скрывается целый мир различных коммуникаций и систем жизнеобеспечения с некоторыми мы познакомимся.

31. Вентилятор приточно-вытяжной вентиляции ВОМД 24. Диаметр внушительный

32. Есть системы откачки грунтовых вод и артезианские скважины питьевой воды. Фото Fi N

34. В тонелях для укрывающихся предусмотрены даже раздельные сан узлы

Источник

Реки Волгограда — Волга и Царица

В границах Волгограда насчитывается до 12 бассейнов небольших рек и крупных балок. В самом городе протекают такие реки, как Царица, Мокрая Мечетка, Отрада, Сухая Мечетка и Ельшанка, относящиеся к малым.

В статье представлены наиболее крупные реки города Волгограда.

Общие сведения о реках Волгоградской области

Всего по территории области протекает примерно 190 рек разной величины. Относятся они к бассейнам Каспийского и Азовского морей. Волжский бассейн по сравнению с Донским занимает вдоль долины реки Волги узкую полосу и включает всего 30 водотоков.

Читайте также:  Урок окружающий мир в 1 классе по теме куда текут реки

Дон и Волга вместе с крупными притоками являются важными транспортными магистралями. На этих реках созданы водохранилища, сооружены крупные ГЭС. Дон и Волга соединены друг с другом судоходным каналом, который помог проложить глубоководный путь между четырьмя морями: Балтийским, Азовским, Каспийским.

Непосредственно через Волгоград протекает река Волга, здесь же в нее впадают более мелкие реки – Мокрая Мечетка и Царица. Далее, ниже города, река не принимает притоков.

Река Волга

Волгоград находится на территории нижнего течения Волги. Река, протекающая через всю Европейскую часть России по территории 4 республик и 11 областей, принадлежит бассейну Каспийского моря.

Волга в верховье протекает по направлению с северо-запада на юго-восток. От города Казани ее направление меняется в сторону юга. У Волгограда речное русло поворачивает на юго-запад.

Начало свое река берет с Валдайской возвышенности (ключ в поселке Волговерховье Тверской области). У Волгограда начинается дельта Волги, а через 60 километров от Астрахани река впадает в Каспийское море. Наименование «Волга» произошло от старославянских слов влага и волога.

Реки Царица и Мокрая Мечетка впадают в нее в Волгограде.

Река Царица

Относится этот водоем к малым рекам Волгоградской области и является правым притоком Волги.

Следует отметить, что пойма Царицы является одной из богатейших в плане исторических мест. Эта река с самого основания города Волгограда повидала разрушение и восстановление его из руин. Согласно одной легенде река изначально получила название от тюркского выражения «сэры су», что переводится как «желтая вода». В советский период она была переименована Пионеркой (одна из улиц Ворошиловского района у долины реки Царица и сейчас носит название ул. Река Пионерка), а в народе ее именовали просто Вонючкой.

Общая длина реки – 19,2 км, а по территории города ее протяженность составляет 6,9 км. Начало свое она берет на «максимке» (Горьковский район города) и далее несет свои воды по трем районам: Советскому, Дзержинскому и Ворошиловскому. Берега у нее извилистые и крутые, питание грунтовое и снеговое. Часто наблюдается зарастание зарослями. Нижняя часть ее течения (1,8 км) заключена в бетонный квадратный коллектор, выходящий в Волгу в районе Гасителя.

История реки

Река Волгограда Царица когда-то была полноводной благодаря паводкам Волги, которые были зарегулированы после строительства ГЭС. На сегодня Царица обмелела до уровня ручейка.

Следует отметить, что в начале XX столетия пойма реки была судоходной в силу той же Волги. В среднем глубина в пойме достигала 8-9 метров. На сегодня все это засыпано песком. В перспективе планируется возрождение реки посредством застройки поймы, однако сама река Царица так и будет течь в трубе.

Немногие знают, что некоторые реки Волгограда несут настоящую питьевую воду, не требующую фильтрования. Однако реки, благоустройство прибрежных зон которых могло бы дать прекрасные участки для туризма, отдыха, краеведения, досуга и рекреации, и главное – чистую питьевую воду, находятся на сегодня на грани исчезновения.

Практически все реки города находятся в довольно плачевном состоянии. Однако эти малые водоемы могут приносить немалую пользу. К примеру, на Царице существует в общей сложности 11 источников с чистейшей водой. Реки Волгограда могли бы принести огромную пользу городу и его жителям, если бы не было некоторых существенных проблем.

Куда исчезают водоемы?

Волгоград по рельефу своему представляет собой город оврагов. Вся сеть овражно-балочная в течение примерно четырехсот лет влияла на облик Царицына, Сталинграда и Волгограда. Следует отметить, что 1956 год для рек Волгограда оказался черным – было вынесено решение закопать все балки, овраги и даже мелкие реки. При производстве этих работ использовали глину, песок, шлак и золу металлургического производства. К примеру, склоны реки Мечетки были отсыпаны отходами завода, производящего алюминий. В конечном итоге русла и склоны мелких рек Волгограда были «спрятаны» в бетонный коллектор, в связи с чем устья рек изменили конфигурацию.

На сегодня это большая проблема. Реки и до сих пор продолжают закапываться, а на их месте возводятся торговые центры и жилые дома, строятся объекты коммерческой и социальной инфраструктуры. Известно, что почти каждый район Волгограда имеет «свою» малую реку, являющуюся на сегодня рекой-мусоркой.

Источник