Меню

Река в павлодаре при



Иртыш

Реки

Иртыш — река в Китае, Казахстане и России, левый, главный приток Оби. Длина Иртыша составляет 4248 км, что превышает длину самой Оби на 598 км. Иртыш вместе с Обью — самый протяжённый водоток в России, второй по протяжённости в Азии и шестой в мире. Годовой сток равен 94, 6 км³.

Справочные данные
Длина 4248 км
Бассейн 1 643 000 км²
Расход воды 3000 м³/с (в устье)
Исток слияние рек: Джалгызагат-Хэ и Ул-Тургэн-Хэ
Местоположение граница Монголии и Китая
Координаты 47°24′52″ с. ш. 90°12′56″ в. д.
Устье Обь
Местоположение Ханты-Мансийск
Высота 17,8 м
Координаты 61°04′50″ с. ш. 68°49′50″ в. д.
Уклон реки 0,03 м/км
Водная система Обь → Карское море
Китайская Народная Республика Синьцзян-Уйгурский автономный район
Казахстан Восточно-Казахстанская область, Павлодарская область
Россия Омская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Код в ГВР 14010100112115300000027
  1. География
  2. Чёрный Иртыш
  3. Этимология
  4. Гидрология
  5. Состав воды
  6. Растительный и животный мир
  7. Притоки
  8. Населённые пункты
  9. Хозяйственное использование
  10. Достопримечательности
  11. Загрязнение

География

Иртыш — самая длинная река-приток в мире (на втором месте — Миссури). Площадь бассейна — 1643 тыс. км². Русло извилистое и неустойчивое, многорукавное. Ширина долины от 5 до 19 км.

Бассейн Иртыша

Истоки Иртыша находятся на границе Монголии и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, на восточных склонах хребта Монгольский Алтай. Из Китая под названием Чёрный Иртыш, Эрцисыхэ он попадает в Казахстан, проходит через Зайсанскую котловину, впадает в проточное озеро Зайсан. В устье Чёрного Иртыша находится большая дельта. В Зайсан впадает множество рек с Рудного Алтая, хребтов Тарбагатай и Саур. Многократно усиленный этими водами Иртыш вытекает из озера Зайсан на северо-запад через Бухтарминскую ГЭС, город Серебрянск и следом за ней расположенную Усть-Каменогорскую ГЭС. Ниже по течению находятся Шульбинская ГЭС и город Семей (Семипалатинск). До Семея основные притоки — Бухтарма и Уба. Чуть выше Павлодара иртышскую воду забирает канал Иртыш — Караганда, текущий на запад. В районе Ханты-Мансийска Иртыш впадает в Обь. Высота устья — 17,8 м над уровнем моря.

Вид на Эрцисыхэ в посёлке Кёктокай в Синьцзяне (Китай)

Чёрный Иртыш

Чёрный Иртыш (кит. 额尔齐斯河 — É’ěrqísī hé или 喀拉额尔齐斯河 (Kālā-É’ěrqísī hé); каз. Қара Ертіс) — верхнее течение реки Иртыш, от истока до впадения в озеро Зайсан.

Одно из названий верхних притоков Иртыша — тюркское Кара-Ирцис, «Чёрный Иртыш», что применено в этом названии не в значении чёрный, а в смысле земля, то есть Кара-Ирцис — Иртыш, начинающийся из родника (из земли).

Вода из Чёрного Иртыша поступает в центр нефтегазовой промышленности Синьцзян-Уйгурского автономного района город Карамай по каналу «Чёрный Иртыш — Карамай» длиной более 300 км и шириной 22 метра (26 % водности Иртыша). Часть стока Чёрного Иртыша поступает в озеро Улюнгур, в результате чего площадь озера за последнее время увеличилась на 200 км². Официально для канала «Чёрный Иртыш — Карамай» Китай отбирает более 2 км³ в год. Канал «Иртыш—Урумчи» направлен на водоснабжение Таримского бассейна, где обнаружены крупные месторождения нефти и газа.

На территории Казахстана имеется единственный мост через Чёрный Иртыш в районе села Боран.

Семейский подвесной мост через Иртыш (Казахстан)

Этимология

Впервые название встречается в эпитафиях полководцам Второго Восточно-тюркского каганата Тоньюкуку (646—724) и Кюль-тегину (684—731).

Первым название Иртыша пытался расшифровать тюркский филолог Махмуд аль-Кашгари (1029—1101). По его трактовке, река получила название от слова «эртишмак» (быстро перейти). В то же время согласно легенде, которую приводит его современник, персидский географ аль-Гардизи (ум. 1061) в трактате «Зайн аль-ахбар», автором названия является рабыня родоначальника кимаков царевича Шада. Увидев кочующих возле реки тюрков, она сказала им «иртыш», что означало «остановитесь».

По версии В. П. Семёнова-Тян-Шанского, ир- означает по-казахски «земля», а тыш — «рыть». В итоге получается «пробивающий землю».

Профессор Ж. О. Артыкбаев обращает внимание на совпадение названия реки с именем главного героя казахского эпоса «Ер Тостик». При этом действие эпоса разворачивается как раз на берегах Иртыша.

В венгерских хрониках о праистории Венгрии гово­рится о реке Тогора, эта же река называется в венской иллюстрированной хронике и у Туроца-Тогата. Хунфальви видит здесь воспоминание венгров об Иртыше, который, по Кастрену, называется у остяков Тангат или Тлангатль).

Речной вокзал на Иртыше в Ханты-Мансийске

Гидрология

Питание Иртыша смешанное: в верховьях снеговое, ледниковое и меньше дождевое; в нижнем течении снеговое, дождевое и грунтовое. В пойме много стариц и озёр. Характер водного режима также существенно изменяется. В верхнем течении половодье начинается в апреле, максимум — с апреля по июнь, спад длится до октября; сток реки зарегулирован. В низовьях половодье с конца мая до сентября, максимум в июне. 50 % годового стока проходит весной, в верховьях доля стока летом и осенью — по 20 %, зимой — 10 %, у Тобольска соответственно — 27 %, 19 % и 7 %. Средний расход у Усть-Каменогорска — 628 м³/с, Семея — около 960 м³/с, Омска — 917 м³/с, Тобольска — 2150 м³/с, в устье — около 3000 м³/с, годовой сток — около 95 км³. Размах колебаний уровня выше озера Зайсан — 4,4 м, у Омска — 7 м, Усть-Ишима — 12,7 м, к устью уменьшается.

Общая площадь водосбора составляет 1 643 000 км². Уклон — порядка 0,03 м/км.

Ледоставу на Иртыше предшествует ледоход продолжительностью около 20 дней в верховьях и 6—10 дней в низовьях. Замерзает в верховьях в конце ноября, в низовьях в начале ноября, вскрывается в апреле. Средняя толщина льда от 65 до 100 см.

Омск, Тобольск, Ханты-Мансийск и другие города подвержены риску затопления.

Состав воды

Вода реки пресная, мягкая. Минерализация воды колеблется в зависимости от сезона от 136 до 253 мг/куб. дм, в половодье до 300—324 мг/куб. дм в зимний период, увеличиваясь по длине Иртыша с юга на север до Усть-Ишима, за пределами Омской области несколько снижается до впадения в Обь. Солевой состав Иртыша гидрокарбонатный кальциевый, реже натриевый.

Среднегодовая мутность воды 150 г/м³ (максимум 1200 г/м³).

Растительный и животный мир

В Иртыше обитают 23 вида рыб, из них 17 промысловых. Имеются представители осетровых (сибирский осётр, стерлядь), сиговых (Coregoninae) (нельма, муксун, ряпушка сибирская), карповых (язь, карп, лещ, плотва, краснопёрка, елец, серебряный и золотой карась и др.), щуковых (щука), окунёвых (окунь, судак, ёрш), налимовых (налим).

Притоки

Притоки: Бурчун, Калжыр, Курчум, Нарым, Бухтарма, Ульба, Уба, Кызылсу, Чар, Тобол, Камышловка, Омь, Тара, Уй, Шиш, Ишим, Оша, Шаган, Конда, Усолка, Вагай, Демьянка.

Населённые пункты

Города на Иртыше от истока к устью: Кёктокай (Фуюнь), Бурчун (все — Китай), Серебрянск, Усть-Каменогорск, Семей (Семипалатинск), Курчатов, Аксу, Павлодар (все — Казахстан), Омск, Тара, Тобольск, Ханты-Мансийск (все — Россия).

Хозяйственное использование

Воды Иртыша используются для питания канала Иртыш — Караганда (забор воды из Иртыша в канал в среднем 75 м³/с (2,4 км³/год)), для водоснабжения и орошения. В степной и лесостепной зонах на Иртыше создано большое количество малых водохранилищ для орошения, рыборазведения и рекреации.

Регулярное судоходство на 3784 км от нижнего бьефа Усть-Каменогорской ГЭС до устья. Навигация с апреля по ноябрь.

В настоящее время ОАО «Иртышское пароходство» осуществляет многодневные пассажирские маршруты на линиях Омск — Салехард (через Тобольск и Ханты-Мансийск). На период трёхмесячной навигации по этому маршруту ходят теплоходы «Чернышевский» и «Родина». На сегодняшний день это один из немногих сохранившихся речных пассажирских маршрутов в России.

Запасы гидроэнергетических ресурсов 4 млн кВт·ч в год. Ниже озера Зайсан на Иртыше построен Иртышский каскад ГЭС, включающий в себя Бухтарминскую, Усть-Каменогорскую и Шульбинскую ГЭС.

В 2010 году разработан проект строительства низконапорной плотины севернее Омска — Красногорский гидроузел. Проект осуществляется по целевой программе Омской области «Строительство Красногорского водоподъёмного гидроузла на реке Иртыш».

Достопримечательности

Вдоль Иртыша и в его окрестностях находится большое количество памятников природы, памятников истории и памятников архитектуры, объекты экологического и геологического туризма. В Павлодарской области на берегу Иртыша находится уникальный палеонтологический памятник «Гусиный перелёт». В Омске на левом берегу Иртыша — природный парк «Птичья гавань», который находится на пути миграции птиц.

На правом берегу реки в районе села Боровое Павлодарской области, во время раскопок одного из Иртышских курганов в 1960 году, был обнаружен памятник древнетюркского письма.

На правом берегу реки в районе посёлка Новая Станица Омского района Омской области расположен геологический памятник природы «Берег Черского».

Загрязнение

Ежегодно тонны бытовых отходов смываются в Иртыш с прибрежных малых рек города Семея. На участке от с. Татарка до пос. Черлак Иртыш загрязнён главным образом нефтепродуктами и фенолами.

Источник

Лучшие места для рыбалки в Павлодарской области

Рыбалка в Павлодарской области имеет множество особенностей и нюансов. Здешние воды обладают довольно большим количеством рыбы. Однако, чтобы ее поймать, нужно правильно выбрать место для ловли. Все наиболее удачные для рыбалки водоемы будут перечислены ниже.

Места для ловли

Как правило, в качестве места для рыбалки в Павлодарской области рыболовы выбирают один из следующих водоемов:

  • Река Акса (42 километра от города Павлодара). Основным предметом ловли здесь служит щука, окунь и сорога. Главное преимущество данной реки в том, что добраться до нее можно по городским асфальтированным дорогам.
  • Затон им. Карбышева (71 километр от Павлодара). Активно ловится щука, окунь, лещ, карп и карась. Въезд на водоем возможен только через поселок Жанабен или деревню Естая.
  • Озеро Потанино (20 километров от Павлодара). Из рыб здесь обитают только щука и карась. Однако рыболовы все равно приезжают сюда: ходят разговоры, что в водах озера водится огромная по размерам щука.
  • Озеро Туздысор (150 километров от Павлодара). Здесь в изобилии обитают хищные виды рыб, среди которых окунь и щука. Поэтому место можно считать идеальным для спиннингистов.
  • Село Черноярка (20 км. от Павлодара). Клюет щука, карась, карп, окунь, язь и уклейка. В водоеме, располагающемся за селом, обитает большое количество разновидностей, что и сделало его излюбленным местом местных рыболовов.
Читайте также:  Речка студенец липецкая область

Рыбалка в Павлодарской области славится не только представленными выше водоемами. Немалый интерес здесь представляет река Иртыш, о которой будет написано ниже.

Рыбалка на Иртыше

Иртыш является самым крупным и полноводным притоком Оби. Из-за того, что Иртыш является предельно длинной рекой, рассказать о разнообразии рыб, обитающих в нем, довольно непросто. Но все же рассмотрим рыбалку на Иртыше в Павлодарской области.

Из-за того, что река довольно широкая, для ловли на спиннинг придется вооружиться лодкой. Как правило, на искусственную приманку попадается судак. Ловят его обычно в ночное время или же во время заката и рассвета.

Водится в реке и белая рыба (плотва, лещ), которую принято ловить с берега. В качестве приманки обычно используют червя. Когда наступает сезон вылета бабочек, именно они начинают выступать в роли наживки.

В зимний период рыбалка на Иртыше в Павлодарской области также процветает. Предметами ловли в это время служит плотва, чебак и лещ.

Иногда случается даже так, что размеры пойманного леща не позволяют вытащить его через лунку. Однако стоит учитывать, что крупный лещ обитает лишь в глубоководных местах с большими ямами и особенностями рельефа.

Платные водоемы

Существуют и платные водоемы для рыбалки в Павлодарской области. Их сравнительно немного, однако самые популярные выделить можно:

  1. Ребровка. Стоимость проезда на территорию водоема — 2000 тенге. При этом рыболов может рыбачить с 8 утра до 10 вечера. В случае поимки трофейного экземпляра есть возможность забрать его с собой. Стоимость при этой будет 700 тенге за 1 килограмм рыбы.
  2. Озеро Караса. Стоимость услуги, как и в первом случае, составляет 2000 тенге. Главными предметами ловли на водоеме являются карп и плотва. Размеры карпа нередко здесь превышают 1 килограмм.

Несмотря на наличие платных мест для рыбалки, рыболовы большее предпочтение отдают обычным общедоступным водоемам.

Источник

Павлодар

Павлодар на Иртыше — ещё один сибирский купеческий городок, при Советах ставший казахстанским областным центром, шестым по величине городом страны (330 тыс. жителей). Здесь в равной степени интересны купеческая и позднесоветская архитектура, а кроме того, в почти лишённом электротранспорта Казахстане Павлодар слывёт «трамвайной столицей». Да и просто это один из самых приятных городов, что я видел, казахский аналог Белгорода или Ровно — компактный, уютный и очень благоустроенный.

История Павлодара, как и большинства городов в Северном Казахстане, проста и линейна. В древности (9-11 века) тут была «летняя столица» кочевого Кимакского каганата, а затем почти семь веков — голая степь. В 1716 году севернее по Иртышу казаки под руководством Ивана Бухгольца заложили Омск, но этому предшествовала проигранная битва с джунгарами примерно на месте нынешнего Павлодара. Тем не менее, в тот же год чуть севернее была заложена Ямышевская крепость, а в 1720 году — Коряковский форпост, прикрывавший добычу соли на местных озёрах. К 1838 году форпост разросся до станицы Коряковской, а в 1861 — сначала заштатного, а через несколько месяцев и уездного города, который назвали в честь новорождённого Великого князя Павла Александровича. В 1890-е годы развитие Павлодара подстегнул купец Артемий Деров, наладивший добычу угля на озере Экибастуз и даже протянувший оттуда железную дорогу к Иртышу, но в целом к 1917 году здесь жило чуть более 7 тысяч человек. Тем не менее, уже в 1938 году Павлодар стал областным центром, а резко пошёл в рост, как и большая часть Северного Казахстана, с освоением целины. Ныне это один из из главных промышленных центров Казахстана, но рискну предположить, что в первую очередь его кормит, как и сто лет назад, угольный Экибастуз . При этом огромная промзона с нефтезаводом, тракторным заводом, несколькими ТЭЦ видна лишь на карте, где-то за железной дорогой — в центре их влияние никак не ощущается.
Первая же достопримечательность Павлодара — его вокзал:

В кадре — почти весь вокзальный комплекс: Новый вокзал (1981), Старый вокзал (1950-е), часовая башня-стела на площади, трамвайный терминал и автовокзал левее границы кадра. Был ещё деревянный Самый Старый вокзал, построенный в 1924 году, когда сюда пришла железная дорога из Славгорода (Алтайский край), но он сгорел в 1990-е. До 1953 года Павлодар оставался тупиком, пока не построили железную дорогу на Акмолинск через Экибастуз.
В Новом вокзале — очень впечатляющий «космический» интерьер, но зимой невыносимо холодно:

Он же со стороны путей. Павлодарский вокзал имеет практически абсолютного двойника в Сургуте , отличающегося только интерьером (сургутский вокзал изнутри представляет собой что-то вроде амфитеатра). В углу кадра — проволочная дата, вбитая в пол у лестницы, ведущей к главному выходу на платформу.

Источник

Павлодар

Павлодар (Казахстан)

Павлодар

Павлода́р (каз. Павлодар ) — город в северо-восточном Казахстане, в 450 км к северо-востоку от столицы страны города Астана, и в 405 км к юго-востоку от российского города Омск на реке Иртыш, административный центр Павлодарской области.

В состав территории, подчинённой городскому акимату (администрации), помимо собственно города Павлодара входят Жанааульский сельский округ: село Павлодарское (население 4633 в 1999, 5319 в 2009 г.); Кенжекольский сельский округ: село Кенжеколь (население 2848 в 1999 г., 3978 в 2009 г.), село Байдала (население 573 в 1999 г., 521 в 2009 г.), село Долгое (население 330 в 1999 г., 274 в 2009 г.); Ленинская поселковая администрация: посёлок Ленинский (население 8072 в 1999 г., 8619 в 2009 г.), Муялдинский сельский округ: село Муялды (население 850 в 1999 г., 810 в 2009 г.) [4] .

В городе находятся нефтеперерабатывающий, химический, алюминиевый, электролизный, металлургический, картонно-рубероидный, машиностроительный заводы.

Содержание

Население

Население города — 331119 человек (на 1 января 2012 года), а в составе городского округа вместе с несколькими пригородными сельскими населёнными пунктами 342 321 человек [5] .

  • русские — 151 709 чел. (45,74 %)
  • казахи — 128 103 чел. (38,62 %)
  • украинцы — 22 184 чел. (6,69 %)
  • немцы — 9 058 чел. (2,73 %)
  • татары — 7 752 чел. (2,34 %)
  • белорусы — 2 852 чел. (0,86 %)
  • ингуши — 1 279 чел. (0,39 %)
  • молдаване — 954 чел. (0,29 %)
  • азербайджанцы — 802 чел. (0,24 %)
  • чеченцы — 800 чел. (0,24 %)
  • корейцы — 594 чел. (0,18 %)
  • поляки — 574 чел. (0,17 %)
  • болгары — 475 чел. (0,15 %)
  • чуваши — 425 чел. (0,14 %)
  • башкиры — 415 чел. (0,13 %)
  • другие — 5 470 чел. (1,65 %)
  • Всего — 331 710 чел. (100,00 %)

Климат

Климат умеренный, резко континентальный. Длительная суровая зима с устойчивым снежным покровом и жаркое лето с небольшим количеством осадков. Средняя температура января — 15,8 градусов мороза, а июля — 21,5 градуса тепла. Среднегодовое количество осадков — 303 мм.

  • Среднегодовая температура воздуха — 3,3 °C
  • Относительная влажность воздуха — 69 %
  • Средняя скорость ветра — 3,1 м/с
Климат Павлодара
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 4,2 4 24,6 33 38 40,8 42 40,6 36,1 29,2 17,9 7,2 42
Средний максимум, °C −10,8 −9,3 −1,5 12,5 21,1 26,6 28 25,9 19,1 10,5 −1,4 −8 9,4
Средняя температура, °C −15,8 −14,9 −7,1 5,6 14 19,7 21,5 19 12,2 4,3 −6 −12,8 3,3
Средний минимум, °C −20,5 −20 −12 −0,5 7 12,8 15,3 12,6 6,2 −0,6 −10 −17,4 −2,3
Абсолютный минимум, °C −45 −42,8 −37,2 −27,2 −6,1 −2,2 4,2 −9 −21,5 −40 −45,2 −45,2
Норма осадков, мм 20 16 13 18 28 31 55 32 21 25 23 21 303
Источник: Погода и Климат

История

Ранняя история

В IX—XII веках недалеко от места существования современного Павлодара располагался город Имакия (в некоторых источниках Кимакия каз. Қимақия ) исчезнувший средневековый азиатский город кимаков, столица Кимакского каганата.

Форпост

Павлодар ведёт свою историю с 1720 года, когда в ряду военных крепостей и форпостов России на Иртыше появился форпост Коряковский, названный так потому, что был выстроен рядом со складами соли, добываемой на Коряковском озере. Располагался он примерно в районе нынешней городской спасательной станции и завода «Октябрь». По сохранившимся документам, форпост имел форму квадрата 50 на 50 метров, был обнесён высоким бревенчатым частоколом, по углам имел бастионы с артиллерийскими батареями. Во внутренней части располагались казармы, снаружи — конюшни и баня. Весь гарнизон форпоста имел 48 человек.

Спустя 25 лет форпост несколько расширил свои границы, был увеличен гарнизон, появились дополнительные постройки для казаков, назначавшихся на соледобычу. Ещё спустя два десятка лет было получено разрешение отставным драгунам и солдатам селиться на свободных местах. Здесь же разрешили селиться подрядчикам и чиновникам соляного ведомства. В Павлодарском историко-краеведческом музее имеется любопытный документ — план Коряковского форпоста в 1765 году. Кроме казарм, канцелярии, офицерских покоев и порохового погреба внутри самого укрепления, снаружи обозначены конюшни, сараи для обоза, соляной амбар, два провиантских магазина. На окраине своеобразного поселка рядом с таможней — кабак. На берегу Иртыша — бани. Знаменитый путешественник П. Палпас оставил нам описание форпоста, относящееся к 1770 году:

Посёлок, заштатный город

В течение второй половины XVIII века иртышское укрепление теряло своё военно-стратегическое значение. Крепости и форпосты становились обычными сёлами и станицами, в которых появились женщины, дети. Коряковский форпост становится одним из центров соледобычи в Сибири. В 1838 году он был преобразован в станицу Коряковскую, и из Ямышева сюда были переведены казачья школа (старожилы-павлодарцы помнят это здание по ул. Ленина, бывшая школа № 1) и полковой лазарет.

К этому времени станица разрастается от первоначального форпоста в сторону речного вокзала. Выгодное положение станицы, расположенной на берегу большой судоходной реки, соседство с округами, где развивались разработки свинца, меди, серебра, перекрестье торговых путей с кочевой степью — все эти обстоятельства были очень выгодными для экономического развития станицы. Именно купеческое сословие, всё более увеличивавшееся численно, с середины XIX века начинает настойчиво добиваться изменения статуса казачьей станицы, что дало бы им право чувствовать себя здесь не гостями, но хозяевами.

Наконец, 4(16) апреля 1861 года Коряков получает статус «заштатного города с наименованием оного Павлодар, в честь новорождённого Великого князя Павла Александровича». Немногим позднее город становится уездным центром Семипалатинской области.

Вторая половина XIX века — начало XX века

В созданном тогда генеральном плане чётко отражена история возникновения города: бывшая Коряковская станица остается как казачья часть города, а новое строительство, в основном, предполагается в мещанской северной части. Границей между этими районами станет переулок № 1 — нынешняя улица Луначарского, на которой стоит русский драматический театр. Описание этого места, относящееся к 1865 году:

« Пять улиц обстроены по большей части ветхими домами (казачья часть), между которыми изредка выглядывают дома весьма приличной наружности. Новый город ещё только отстраивается. Площадь, на которой помещена деревянная церковь [6] , а за нею лавки, гостиный ряд — вот и весь Павлодар »

Но уже начинают вовсю разворачиваться купцы, в основном русские и татарские. Нынешний драмтеатр отстроен на основе двух купеческих домов — Баландина (ближе к кафе) и Сурикова (угол Ленина и Луначарского). Напротив, через улицу Ленина — здание одного из павлодарских банков, глубже (Ленина, 153) — дом купца Охапкина. Начинают отстраиваться торговые ряды из кирпича, закладывается торговый дом Дерова (ныне музей), почтово-телеграфная контора и ещё много зданий — кирпичных и деревянных, купеческих домов, магазинов, учебных заведений, церквей. Уже в 1900 году Н. Коншин в своих «Путевых набросках» писал [7] :

« Несколько улиц с деревянными домишками, среди которых каменное здание тюрьмы выглядело настоящим дворцом, — таким был Павлодар всего 10 лет назад. Но за последние 10 лет город очень разросся, отстроился, и теперь Павлодар один из лучших городов в Семипалатинской области с блестящим будущим, как уверены сами павлодарцы »

Статистика отмечала, что в 1904 году в городе было 33 улицы и переулка [7] .

« Водоснабжение из колодцев и Иртыша, вывозка нечистот производится в бочках. Благоустройства в городе совершенно нет: отсутствуют мощеные улицы, тротуары, электроосвещение на улицах, транспорт. Из промышленных предприятий — 10 фабрик и заводов кустарного типа, ремесленники, одна скотобойня »
« тротуаров — 0,3 версты, 45 керосиновых фонарей, летом — 120 извозчиков, зимой — 135 »

«Азиатская Россия» в 1914 году констатирует [7] :

« Из уездных городов Семипалатинской области нужно также особо упомянуть Павлодар. В смысле благоустройства быстро прогрессирует. Уже вовсю по Иртышу ходят пароходы, ветряные мельницы фабриканты Герцен и Тиссен заменили паровыми, уже от угольных шахт Экибастуза проложена железная дорога к Иртышу. Нарастают купеческие капиталы. Татарин Ф. Рамазанов выстроил мечеть, А. Деров заложил на свои деньги Владимирский собор, на базарной площади выстроен деревянный цирк-шапито »

Смена общественно-экономической формации в стране в октябре 1917 года какого-либо резкого изменения в архитектурный облик города не внесла. Правда, в районе Затона появляется городок судостроителей с клубом им. Куйбышева и школой № 13. В 20-х годах строится новое деревянное здание для предполагаемого железнодорожного вокзала в районе нынешнего локомотивного депо. Само по себе оно представляло интересный образчик деревянного зодчества, пережило социализм и перестройку, но в 1990-е попало в частные руки, сгорело, в 2011 году начата реконструкция, открытие намечено на 9 мая 2011 года [источник не указан 544 дня] . В 30-е годы были порушены все павлодарские церкви, минарет на мечети. Из кирпича бывшего Троицкого собора был выстроен шестнадцатиквартирный дом — т. н. «шишка». Правда, уцелел недостроенный Владимирский собор, который пытались взорвать позже, в середине 70-х годов его разобрали отбойными молотками. Он помешал реконструкции завода «Октябрь», который в 1942 году был эвакуирован в Павлодар из Краснодара.

Освоение целины

Свое «второе дыхание» город получил в целинные годы. Начало нового мощного строительства было связано с решением строить здесь комбайновый и алюминиевый заводы. В начале января 1955 года начали прибывать в Павлодар первые механизированные колонны строителей. Для управленческих служб и сотрудников с семьями строились щитосборные дома, открывались новые магазины и столовые, бытовые точки. Так на северной окраине города вырастал временный городок, который стали называть Административным.

Начинается строительство строй-базы ТЭЦ-2 и производственных корпусов заводов. На месте нынешнего трамвайного управления установили 28 железнодорожных вагонов с чугунными печками, от вагона к вагону перебросили мостки — здесь начал работу штаб громадной стройки. В городе начинается строительство сетей городского водопровода и канализации. Одновременно решаются вопросы электроснабжения. Один из строителей-целинников И. Большаков оставил интересные воспоминания о Павлодаре тех лет [7] :

« Вспоминается, как майским утром 1955 года мы вышли из вагона московского поезда на станции Павлодар. Вокзал располагался в то время в ветхом здании в районе теперешнего автовокзала. Автобусного сообщения в городе не было, и нам пришлось ехать в гостиницу на ломовой телеге. Город был неблагоустроенный. От здания вокзала влево простиралась бескрайняя степь, а справа виднелись приземистые очертания мазанок с плоскими крышами. Над ними как маяк возвышался единственный «небоскреб» — трехэтажное здание, сохранившееся до сих пор под названием «шестнадцати-квартирный дом». В гостинице (в современном Павлодаре — здание филармонии) смыв с себя дорожную грязь, мы решили осмотреть город и набережную Иртыша. Побродив по пыльным улицам, мы вынесли крайне неприятное впечатление. Город был мало озеленен, отсутствовали мощеные улицы и тротуары, плохо было с наружным освещением, не видно было колонок городского водоснабжения с высокого обрывистого берега Иртыша открывался прекрасный вид на зеленую пойму левобережья. Внизу у берега вручную разгружались баржи и пароходы. Тут же по колено в воде стояла лошадь, запряженная в телегу с бочкой. Пожилой казах, стоя на телеге, ведром на длинном шесте, не торопясь, наполнял бочку речной водой, которую потом развозил для населения за плату »

Одновременно со строительством промышленных объектов началось и строительство жилья для будущих рабочих заводов. В мае 1955 года в торжественной обстановке экскаватор вынул первый ковш из котлована будущего пятиэтажного дома под номером один по ул. 1-го Мая. С 1956 года население Павлодара стало интенсивно нарастать. Со всех концов Союза ехали опытные специалисты, приезжали по распределению и молодые, только что окончившие вузы. Чтобы как-то решить проблему острого недостатка жилья, начинается интенсивное строительство частного поселка в восточной части города — «Второй Павлодар». Дирекция комбайнового завода принимает решение форсировать строительство жилого массива по улице Куйбышева — «старые пятиэтажки», как их сейчас называют горожане [7] . Одновременно строится детский сад, ясли. Уже в декабре 1956 года госкомиссия приняла в эксплуатацию первые три пятиэтажки по ул. 1-го Мая. Начинается строительство двухэтажного магазина — «двадцать пятого», кинотеатра «Октябрь», школы № 3, в которой позднее разместился пединститут.

Дальнейшее развитие города

Союзным планом создания промышленного энергетического района предусматривалось размещение в Павлодаре целого ряда крупных промышленных объектов: комбайнового, алюминиевого, нефтеперерабатывающего заводов, химкомбината и заводов стройиндустрии [7] .

Население города предполагалось в пределах 230 тыс. человек. И генплан застройки города, разработанный институтом «Ленгипрогор», был утвержден в 1957 году. В 1968 году его скорректировали с учетом новых обстоятельств, и уже расчетное население определялось в 380 тыс. человек. В городе появляется новая гостиница «Север», больничный городок (в настоящее время — II городская больница), строительный техникум, заложен городской сад, строится гостиница «Казахстан», здание обкома партии. С организацией в Целинограде головного проектного института «Целинпроект» в городе образовывается его филиал, и коллектив этого филиала разрабатывает проекты зданий телецентра со 180-метровой башней, туберкулёзного диспансера, новый корпус педагогического училища, административное здание индустриального института, первого в Павлодаре микрорайона в границах улиц Куйбышева (Торайгырова), Кутузова, Лермонтова и Короленко. В 1969 году организовывается институт «Казсевсельпроект», сотрудники которого продолжали работу над архитектурным оформлением города [7] .

Местные архивы документов позволяют назвать и точную дату первого субботника — в 1966 году дирекция комбайнового завода и горком партии организовали общественные работы по посадке деревьев в Первомайском сквере, где раньше был выгон для частновладельческого скота. К тому же времени относится и начало работ по благоустройству обрывистого берега Иртыша в начале ул. 40 лет ВЛКСМ (Исиналиева).

Читайте также:  Все самые крупные реки германии
« Благодаря мощной механизации и дружному труду всех участников, берег реки за несколько часов стал неузнаваемым. Была проведена планировка территории и откосов, посыпан песком участок пляжа, проложены пешеходные дорожки, построена на берегу бетонная балюстрада, установлены опоры наружного освещения и постаменты для скульптур »

— вспоминает один из участников этого события [7] .

В то же время началось строительство первого в городе стадиона по ул. Толстого, начатая по инициативе первого секретаря горкома партии В. Крамынина. Работы по благоустройству города велись за счет новых заводов: комбайновый замостил улицы и тротуары по улице Мира, Куйбышева, 1 Мая, Дзержинского и подъездные дороги к заводу, алюминиевый завод выполнил работы по ул. Свердлова (Ломова) и подъездную дорогу к ТЭЦ-1. С этого же времени открыто регулярное движение автобусов, связавших крупные стройки с городом. Начинается строительство и в 1965 году — вводится в строй первый участок трамвайной линии. За счет заводов идет реконструкция всего павлодарского железнодорожного узла [7] .

История Павлодарской области в датах

XIX век

  • 1720 — на месте нынешнего Павлодара основан военно-казачий форпост Коряковский с гарнизоном в 48 человек [7] .
  • 1861 — Коряковская станица преобразована в заштатный город Павлодар указом императора Александра II от 4(16) апреля в честь младшего сына — Павла. Из Омска пришёл первый пароход «Ура» за коряковской солью.
  • 1868 — Павлодар становится уездным центром Семипалатинской области [7] .

1-я половина XX века

  • 1901, май — большой пожар, выгорело 427 домов [7] .
  • 1903 — первый велосипед в городе появился у конторского служащего Николая Никулина.
  • 1904 — построена первая паровая мельница для размола зерна.
  • 1905 — рабочие-водники впервые праздновали 1 Мая на Усолкином острове.
  • 1906 — возникновение первой социал-демократической группы (6—8 чел.) [7] .
  • 1908 — учрежден Русский Азиатский для внешней торговли банк, открыто мужское приходское Алексеевское училище.
  • 1910 — в доме А. Дерова открытое русско-киргизское двухклассное училище.
  • 1917, август — вышел первый номер газеты «Свободная степь» — орган Товарищества кооперативов [7] .
  • 1917, ноябрь — организован отряд Красной гвардии Совета рабочих и солдатских депутатов численностью 250 человек .
  • 1918, 1 февраля — установлена Советская власть.
  • 1920 — пущена первая телефонная станция ручного действия на 20 номеров.
  • 1920, январь — премьерой драмы Шиллера «Разбойники» открылся первый советский театр имени К. Маркса.
  • 1922, 5 августа — за день выпало 105 мм осадков [7] .
  • 1924 — пущена в эксплуатацию железная дорога «Славгород — Кулунда — Павлодар». Построена станция Павлодар.
  • 1926 — построена первая городская электростанция мощность 100 кВт.
  • 1929 — начало развития радио в Павлодаре [7] .
  • 1929 — экспедиция АН СССР на Гусином перелете ведет раскопки доисторических животных.
  • 1938, 23 мая — в 13:40 возле горсовета (ул. Луначарского) упал метеорит весом 120 гр.
  • 1938, 15 января — образована Павлодарская область Казахской ССР с центром в городе Павлодаре.
  • 1938 — размещён механический завод «Октябрь».
  • 1940, 8 января — на первой сессии первого созыва областного Совета депутатов трудящихся был избран Павлодарский областной исполнительный комитет [7] .
  • 1942 — организован завод «Октябрь».
  • 1945, 19 сентября — образован объединенный казахско-русский драматический театр в г. Павлодаре.
  • 1948, июль — открыты авиалинии «Павлодар — Караганда» и «Павлодар — Акмолинск».
  • 1949, июнь — первый поршневой двухмоторный самолёт «Ли-2» открыл маршрут «Павлодар — Москва» [7] .
  • 1949 — построен железнодорожный мост через Иртыш [7] .
  • 1949 — в аэропорту Павлодара приземлился первый турбовинтовой самолёт из Алма-Аты[7] .

2-я половина XX века

  • 1953, 20 декабря — запущена железная дорога «Павлодар — Акмолинск» [7] .
  • 1954, февраль — март — на станцию Павлодар прибыли первые эшелоны с целинниками.
  • 1954 — введен в строй Иртышский угольный разрез № 1 в пос. Экибастузуголь .
  • 1955 — начало строительства большого индустриального Павлодара.
  • 1956 — начало строительства комбайнового завода и ТЭЦ, прибыли строители алюминиевого завода.
  • 1957 — решен вопрос о сооружении в городе благоустроенного пляжа [7] .
  • 1957, 12 июня — рабочий поселок Экибастузуголь преобразован в город Экибастуз.
  • 1958, 11 октября — Павлодарская область награждена орденом Ленина.
  • 1958, 13 декабря — радиолюбитель Михалев отметил полярное сияние в небе Павлодара, которое длилось около часа.
  • 1960, 20 сентября — образован Павлодарский индустриальный институт [7] .
  • 1961, 1 февраля — дала первый ток Павлодарская ТЭЦ-2 .
  • 1961, 2 августа — образован город Ермак в составе села Ермак и вновь образовавшегося населенного пункта при строительстве Ермаковской ГРЭС.
  • 1962 — построен автодорожный мост через р. Иртыш в г. Павлодаре [7] .
  • 1962 — образован Павлодарский педагогический институт.
  • 1962, 31 октября — сдан в эксплуатацию автогужевой мост через Иртыш длиной 700 м.
  • 1964, 30 июня — сдана в эксплуатацию Павлодарская ТЭЦ-1.
  • 1964, 20 октября — получен первый глинозем на Павлодарском алюминиевом заводе [7] .

  • 1965 — пущен в эсксплуатацию областной телецентр.
  • 1966, 4 марта — образован Павлодарский тракторный завод[7] .
  • 1967 — организован завод специнструмента и технологической оснастки при ПТЗ. Сданы в эксплуатацию 2-я и 3-я очереди алюминиевого завода.
  • 1968, 10 января — начал работать Ермаковский завод ферросплавов[7] .
  • 1968, 12 августа — с конвейера Павлодарского тракторного завода сошёл первый трактор ДТ-75М «Казахстан».
  • 1968, декабрь — Ермаковская ГРЭС-1 дала первый ток.
  • 1970, август — введена в эксплуатацию первая очередь разреза «Богатырь» [7] .
  • 1971 — сдан в эксплуатацию строительно-обводнительный канал «Иртыш — Караганда».
  • 1973, 10 апреля — Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР в Павлодаре образованы два административных городских района: Ильичёвский и Индустриальный.
  • 1974, 30 декабря — принят в эксплуатацию Павлодарский картонно-рубероидный завод [7] .
  • 1976, июнь — на аэродроме приземлился первый турбореактивный лайнер «ТУ-154».
  • 1977, 24 марта — принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании Экибастузского топливно-энергетического комплекса и строительстве линии электропередач постоянного тока напряжением 1500 киловольт> Экибастуз-Центр» (1977—1990 гг.)
  • 1977, ноябрь — по нефтепроводу поступила первая тюменская нефть на нефтеперерабатывающий завод[7] .
  • 1978, 9 июня — первую продукцию выпустил нефтеперерабатывающий завод.
  • 1980 — начала работу Экибастузская ГРЭС-1.
  • 1990, февраль — первый городской митинг в поддержку перестройки и гласности.
  • 1990, август — организована таможенная служба, первый пост — в аэропорту.
  • 1990, ноябрь — введен режим продажи товаров населению только по паспортам, по установленным нормам.
  • 1991, 30 декабря — вступила в строй новая трамвайная линия в Павлодаре по ул. Кутузова до пересечения с ул. Ломова. [7]
  • 1993 — по состоянию на 1 января в Павлодаре с пос. Ленинским проживало 367,4 тыс. человек.
  • 1993, 4 мая — город Ермак переименован в город Аксу, Краснокутский район переименован в Актогайский.
  • 1993, 7 октября — село Краснокутск переименовано в село Актогай.

XXI век

  • 2000, 23 сентября — состоялось празднование Дня города Павлодара, в рамках которого был открыт архитектурный ансамбль новой набережной и состоялись первые конно-спортивные состязания на городском ипподроме[7] .
  • 2000, 17 октября — в г. Павлодаре состоялось освящение приходаСвятой Терезы Младенца Иисуса храма Римско-Католической Церкви.
  • 2000, 25 октября — в г. Павлодаре у здания областного художественного музея открыт памятник поэту и философу Султанмахмуту Торайгырову[7] .
  • 2000, декабрь — две бригады путеукладчиков, ведущих прокладку полотна железной дороги Аксу-Конечная, встретились у села Коктобе Майского района. После завершения строительства в середине 2001 года железная дорога Аксу-Конечная стала первой железной дорогой, построенной в суверенном Казахстане.
  • 2007, 21 июля — проведен первый музыкальный фестиваль на открытом воздухе «open air RELAX Summer Sun Party» при поддержке акимата города.
  • 2010, 12 апреля — открытие памятника Канышу Имантаевичу Сатпаеву рядом с акиматом города Павлодара.
  • 2011, 24 января — эстафета огня VII Зимних Азиатских Игр
  • 2012, 19 сентября — Встреча глав государств Российской Федерации и Республики Казахстан IX форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России

Промышленность

Промышленными предприятиями города произведено продукции 2009 года на общую сумму 240,5 млрд тенге в том числе по отраслям:

обрабатывающая промышленность — 203,0 млрд тенге

горнодобывающая промышленность — 0,7674 млрд тенге,

производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 36,7 млрд тенге.

  • Павлодарский алюминиевый завод
  • Казахстанский электролизный завод
  • Павлодарский машиностроительный завод
  • Павлодарский тракторный завод
  • Павлодарский нефтехимический завод
  • Павлодарский картонно-рубероидный завод
  • ПФ ТОО «KSP Steel»
  • Казэнергокабель

Техническое развитие

На сегодняшний день Павлодар является центром областного развития высоких технологий. Так, 21 ноября 2007 года компания «Казахтелеком» официально объявила о завершении строительства сетей нового поколения NGN [8] . В этот же день в Павлодаре, в интернет-дата центре Павлодарского филиала «Казахтелеком» прошла презентация запуска NGN в местной сети. Внедрение NGN позволяет компании сразу перевести своих абонентов с устаревших аналоговых станций на новую платформу, исключив этап использования цифровых АТС [8] .

Культура

Образование и наука

В настоящее время на территории города размещаются:

  • 3 университета, 8 институтов:
    • Павлодарский государственный педагогический институт
    • Павлодарский государственный университет
    • Инновационный евразийский университет [9]
  • Павлодарский машиностроительный колледж
  • 43 общеобразовательных школы [10] .
  • 2 театра:
  • Павлодарский театр драмы имени А. П. Чехова
  • Казахский музыкальный драматический театр драмы имени Ж. Аймауытова
  • 17 библиотек.
  • Краеведческий музей, музей современного искусства.
  • Филиал и клиническая база Государственного медицинского университета города Семей (СГМА).

В Павлодаре и Павлодарской области выходят на регулярной основе газеты «Звезда Прииртышья», «Сарыарқа самалы», «Регион. KZ», «Павлодарская неделя» и многие другие.

Источник