Меню

Река в париже возле собора бога матери



Нотр-Дам де Пари или Собор Парижской Богоматери.

Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам де Пари.

Строительство собора Нотр-Дам де Пари было начато в 1163 году епископом Мурицием де Сулли. К тому моменту Париж переживал демографический и экономический рост, став сразу политическим экономическим и интеллектуальным центром. В результате, по замыслу епископа, старая церковь Святого Стефана (построенная также на месте предыдущего римского храма) на том же месте была снесена, организована площадь, создана широкая по тем временам улица Rue Neuve-Notre-Dame для доступа к будущему кафедральному собору, а также проведена перестройка епископского дворца и Hôtel-Dieu.

Собор Парижской Богоматери

При закладке первого камня будущего собора присутствовал папа римский Адександр III. Для облика новой главной городской церкви был выбран воздушный готический стиль, к тому моменту заменяющий собор предыдущий тяжелый романский. Строительство Нотр-Дам де Пари продолжалось около двух веков. По его завершению пышный собор с великолепным внутренним убранством долгие века служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и пышных национальных похорон.

Собор Парижской Богоматери

Облик собора Нотр-Дам де Пари менялся со временем. В 18 веке был заменен витраж-роза на новое белое окно, созданное братьями Le Vieil, была построена новая ризница и отделан центральный портал. Во время Великой Французской революции собор существенно пострадал: был убран шпиль 13-го века и снесены 28 статуй «Галереи Королей», по ошибке принятые за французских, хотя изначально они создавались как иудейские короли). Часть скульптур была обезглавлена, а элементы разрушенных статуй удалось найти только в XX веке.

Собор Парижской Богоматери

В 1831 году Виктор Гюго опубликовал свой знаменитый роман «Собор Парижской Богоматери», имевший огромный успех и привлекший внимание к разрушающейся церкви. В результате в 1844 году правительство короля Людовика-Филиппа I заказало реставрацию собора и постройку ризницы. Две мировый войны, к счастью, обошли Нотр-Дам стороной. В 1965 году была дискуссия о замене оконной гризайли 19-го века в нефе на цветные окна, как это было изначально в 13-м веке. В резельтате был выбран вариант с цветными пятнами, без изображений фигур, мастера по стеклу Жака Ле Шевалье.

Башня Собора Парижской Богоматери

Нотр-Дам де Пари интересен не только как прекрасный образчик готической архитектуры, но здесь можно также подняться наверх и полюбоваться видами центра Парижа с высоты птичьего полета. Несколько утомительная дорога наверх, и далее, среди фантастических горгулий и химер, перед вами откроются как на ладони: площадь возле собора, река Сена, холм Монмартр, и, конечно же, силуэт Эйфелевой башни. Вход на башню — снаружи собора, с его левой стороны, если смотреть на центральный вход (или с противоположной от реки стороны). Там своя очередь. Не в сезон ожидание может занять минут 15-20. Наверху Вас ждет открытое пространство (затянутое сеткой) с двумя уровнями, а также этаж со знаменитым колоколом, в которой, согласно Гюго, бил горбун.

Портал Великого суда

Этот портал с арочным оформлением входа в виде ряда фигур находится на западной стороне собора. Он был создан в 1230 — 40х гг, уже после остальных фасадов. Темой оформления был выбран Страшный суд, в соответствии с Евангелием от Матфея. На нижнем уровне мертвые выходят из своих могил. Чуть выше архангел Михаил взвешивает на весах души людей, смотря, насколько праведно они жили на земле и как полна их душа любовью к Богу и к людям. Избранный народ идет налево в сторону неба (справа от Христа), а осужденные, идущие к дьяволу, направляются направо. В центре портала торжественно восседает на престоле славы фигура Христа, в напоминание о том, что он пришел к нам на землю, чтобы спасти человечество через свою жертву на кресте.

Портал Великого суда

Он указывает на раны на своих руках, а два ангела рядом ним несут орудия страстей: левый ангел держит копье и гвозди с креста, а ангел справа держит сам крест. С помощью этого жеста, Иисус просит доверять ему и показывает нам, что все возможно с его поддержкой и помощью всех святых, которые работают на нас, особенно Марии и Ионанна Крестителя, которых можно увидеть рядом, как они и были в день распятия: Мария у ног Христа и Иоанн слева.

Портал Девы Марии

Портал Девы Марии находится на левой части западного фасада. Он был построен в 1210-20 гг, после постройки портала св. Анны, но до портала Страшного суда. Согласно церковному преданию, изоюражена смерть Девы Марии, ее вознесение на небо и ее коронация как Королевы Небес. Прямо над двумя дверьми, на нижней перемычке, изображены три пророка слева и три царя из Ветхого Завета справа. Они держат филактерии, показывая, что обещание Бога выполнено: Иисус пришел, чтобы спасти человечество. У головы Марии и у ее ног расположены два ангела, поднимающих ее на небеса. В центре портала — Мария на небесаз — сидит на таком же троне, как и Иисус. Ангел над ее головой венчает ее, а Иисус багословляет и дает ей свой скипетр. Она становится Царицей Небесной, Regina Cæli, перед лицом Небесного суда, состоящего из ангелов, патриархов, королей и пророков.

Собор Парижской Богоматери режим работы

Информация: Адрес: 6 pl. du Parvis Notre-Dame (посмотреть на Google Maps) Метро: Cite или St-Michel RER: St-Michel. Время работы: с 8:00 до 18:45 (до 19:15 по субботам и воскресеньям). Вход: вход в собор бесплатный. В башни — 8 Евро для взрослых. Время работы смотровой башни: 1 апреля — 30 сентября: с 10:00 до 18:30

Источник

Реки в Париже. Река Сена. Бьевра — исчезнувшая река Парижа

Реки – это водные артерии, несущие жизнь во все уголки нашей планеты. Их красота и величие поражают. Рекам посвящают стихи и песни. Фотографы пытаются передать величественность рек с помощью снимков, а художники – в своих картинах. Сегодня мы отправляемся в виртуальный круиз и исследуем реки в Париже!

Сена: «священный источник»

Какую парижскую реку можно считать сердцем города и его жемчужиной? Конечно же, Сену! Если обратить внимание на этимологию названия, можно узнать, что произошло это слово от кельтского Sequana – «священный». Даже когда Парижа не было и в помине, на берегах этой реки уже жили племена паризеев. От названия этого древнего племени и произошло название города Парижа.

Географические факты

Река Сена – вторая по длине французская река. Она уступает лишь Луаре. Длина Сены 776 километров!

Начало Сена берёт в южной части плато Лангр, расположенного в Бургундии. Именно отсюда река начинает свой путь к Парижскому бассейну.

За пределами Парижа река Сена начинает петлять, становится извилистой. У города Гавр она впадает в одноимённую бухту, оттуда же – в пролив Ла-Манш.

Один из самых длинных в мире подвесных мостов возвышается именно над Сеной. Это открытый в 1995 году Мост Нормандии.

Сена – судоходная река, основные её притоки – это Йонна, Об, Марна, Уаза.

Исторические факты

Широкую известность река Сена получила ещё в дни Римской империи. В это время Париж стал важным торговым центром. А Сена – торговой артерией.

Путешественники встречают на Сене множество восхитительных мостов. Только на территории Парижа их 37! Почти все имеют многовековую историю, например Новый Мост. Его первый камень заложил ещё Генрих III в 1578 году. Самый «молодой» мост на реке Сене назван в честь первого президента республики – Шарля де Голля.

Кроме того, на берегах этой реки в Париже с середины июля до середины августа проходит традиционный фестиваль пляжей. Все пляжи работают ежедневно. Здесь можно найти развлечения на любой вкус: аттракционы и дискотеки, прогулки на каяках, бальные танцы и волейбол.

Сами парижане говорят: несмотря на то что Париж разделён на 20 округов, Сена может полноправно считаться двадцать первым.

Читайте также:  Реки оки или реки ока как правильно

Река, на которой стоит Париж, делит город на две части, каждая из которых – особенный мир. Правый берег – это деловой центр столицы Франции. Левый, в свою очередь, средоточие культуры города.

Левый берег Сены

Колыбель культуры, центр богемной жизни столицы – вот что такое Левый берег Сены. В его составе – шесть округов. Предпочтение им в своё время отдали Хемингуэй, Пикассо, Матисс, Фолкнер, Камю и многие другие. Но Левый берег – это не только географическое понятие. Это, скорее, особый стиль жизни и моды.

Именно на Левом берегу расположены такие достопримечательности Парижа, как Эйфелева башня, Катакомбы, Люксембургский сад, музей Орсе, Пантеон и большое количество церквей и парков.

Правый берег Сены

На правом берегу этой реки в Париже живут сливки общества. Во все времена именно Правый берег блистал своей роскошью и богатством. Если на Левом берегу царит хаос, то на Правом властвует порядок. К тому же эта часть города достаточно тесная (в её составе 14 округов), а потому всё здесь устроено рационально. На Правом берегу можно увидеть Лувр и Монмартр, Парижскую оперу и сад Тюильри, Триумфальную арку и Мулен Руж.

Остров Сите: между двух берегов

Опытные экскурсоводы советуют туристам начинать знакомство со столицей Франции с острова Сите. Именно его можно называть колыбелью Парижа – ещё в 300 году до нашей эры здесь поселились паризеи. Спустя 250 лет к городу приблизилось римское войско. Жители решили перебраться на новое место, а все свои дома и постройки сожгли. Римляне захватили территорию и решили возвести здесь город, однако выбрали для этой цели Правый берег. Выстроенный город просуществовал целых три столетия! Город разрушили варвары, жить в городе стало невозможно. Население приняло решение перебраться на остров Сите, который был защищён от непрерывных набегов. За внушительными крепостными стенами началось строительство. В шестом веке на острове появилась первая парижская христианская церковь. На её месте, кстати, позднее возвели собор Парижской Богоматери.

Остров Сите в десятом веке стал резиденцией правящих династий на триста лет. Жили монархи в роскошном дворце. В то время здесь было 40 улиц, рынок, госпиталь и кафедральный собор. В XVI веке площадь острова увеличилась на 17 гектаров. По приказу Генриха Третьего к Сите были присоединены три островка.

На этом острове немало достопримечательностей. Например, верующим стоит посетить капеллу Сент-Шапель и Нотр-Дам де Пари. Тем, кому по душе искусство, стоит обратить внимание на музей Консьерджери. Нельзя не обратить внимания на площадь Дофина, бульвар Дю-Пале, Мемориал жертвам депортации.

Бьевра: исчезнувшая река Парижа

Самый знаменитый приток Сены носит название Бьевра. Он впадает в реку прямо в Париже. Именно с этим притоком связаны невероятные легенды, касающиеся истории города и жизни его населения.

Гийом Аполлинер говорил о самой известной реке Франции: «Сена течёт под мостом Мирабо». А вот Виктор Гюго посвятил стихотворение самой загадочной реке Парижа.

Существует несколько основных версий появления названия этой реки в Париже. Название Бьевра, по утверждению некоторых исследователей, произошло от латинского наименовании бобров. Другие учёные утверждают, что происхождение названия связано с кельтским словом, означающим тёмно-коричневый цвет. Ещё один вариант гласит – корни у этого слова латинские, произошло оно от глагола, который можно перевести как «пить».

Однако в XVI веке Бьевру называли Рекой гобеленов. Связано это было с тем, что на берегах притока располагались мануфактуры, использовавшие его воды в процессе окрашивания гобеленов. Именно тогда Бьевра стала синонимом слова «нечистоты».

Такую репутацию река сохраняла вплоть до XIX века. Тогда русло Бьевры постепенно начали скрывать под городом – были возведены кирпичные своды, позднее здесь проложили трубы.

Сегодня желающие увидеть Бьевру могут сделать это в сквере Рене Ле Галь. Именно здесь на поверхности находится небольшой ручеёк. Поговаривали даже, что в этом месте русло Бьевры может быть полностью открыто.

Источник

Собор Парижской Богоматери: история и трагедия культового сооружения

Культовое сооружение Франции — собор Парижской Богоматери — является не только храмом и памятником архитектуры, но и культурным наследием страны. Наряду с Эйфелевой башней посещение собора в Париже не пропускает практически ни один турист. С чего начинается история сооружения, и как обстоят дела в наши дни?

История собора Парижской Богоматери

Храм Нотр-Дам де Пари расположен на месте, где ранее находились романские, христианские, меровингские святыни. Возведение величественного здания началось в 1163 году при короле Людовике VII, который всю жизнь посвятил церкви. Папа Александр III удостоился чести заложить камень в основание собора. Строительство заняло почти два века, окончившись лишь в 1345 году.

Возведением руководили множество архитекторов, но это не помешало им соорудить один из самых величественных храмов на планете. Собор выдержан в готическом стиле, разбавленном романским обликом. Некрасивые выходы труб закрывали статуями и горгульями. За все время существования собор видел тысячи битв и сражений, а однажды памятник архитектуры едва не разрушили якобинцы во время Французской революции.

Драгоценную утварь храма разграбили, а скульптуры разрушили и обезглавили. Из святыни здание превратилось в Храм Разума, а позже в продовольственный склад. Сооружение нуждалось в срочной реставрации. Памятку спас роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», который стал центром действий между героями — Квазимодо и цыганкой Эсмеральдой. Произведение не только прославило автора, но и заставило народ понять ценность храма.

В скором времени Нотр-Дам подлежал реставрации под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка. Всего на восстановительные работы ушло 23 года. Были восстановлены галереи горгулий и другие скульптуры, установлены химеры. Также не забыл архитектор о шпиле собора, который был уничтожен революционными действиями.

Ценность собора и его след в культуре

Ценность величественного строения не только в невероятной архитектуре, готическом стиле и мифических скульптурах. Под сводами собора образовывались новые королевские династии, получали благословение рыцари, хранили ценности богатые люди Парижа.

В Нотр-Дам де Пари Наполеон стал королем Французской Империи. Кроме того, служители собора помогали нищим. Также в храме проходил легендарный суд на Жанной Д’Арк, но уже после смерти девушки. Суд полностью оправдал француженку.

К Нотр-Даму примыкает пристройка — сокровищница. Здесь хранятся христианские реликвии: Терновый Венец, фрагмент креста и церковные произведения искусства.

Архитектурное строение оставило глубокий след в культуре не только Франции, но всего мира. Вот основные произведения, где фигурирует собор:

  • роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»;
  • роман Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери»;
  • произведение Осипа Мандельштама Notre Dame.

В 1956 году по роману Виктора Гюго сняли одноименную картину. Фильм режиссера Жана Деланнуа стал популярным во всем мире, а воплощение Эсмеральды актрисой Джиной Лоллобриджидой считается самым удачным.

Также изображение парижского собора в манускрипте запечатлел художник Жан Фуке. Интересно, что по приказу архитектора Виолле-ле-Дюка здания перед храмом были снесены и построена площадь. Здесь много архитектурных памятников и даже расположена звезда «Нулевой километр».

Собор важен и для современного поколения французов. Здесь бывают не только великие и знаменитые, но и обычные люди, которые просят у Бога исцеления и земных благ. Здание активно привлекает романистов и кинематографистов со всего мира.

Пожар в соборе Парижской Богоматери: как это было, последствия

К сожалению, 15 апреля 2019 года стало известно, что в соборе случился пожар. Огонь уничтожил значительные участки здания, но благодаря пожарной службе пламя удалось потушить утром 16 апреля. Деревянные конструкции быстро перегорали, в результате обвалилась крыша и шпиль Нотр-Дама.

Эксперты оценивают ущерб, который нанесен ценным витражам. Также выясняют силу повреждения органов, скульптур и колокола. Борьба с огнем затянулась, поскольку пламя нельзя было тушить с вертолетов — это грозило обвалом.

Фото: Википедия, Milliped

Точная причина возгорания пока не установлена. Есть предположение, что это случилось из-за реставрационных работ. Прокуратура Парижа работает над выяснением обстоятельств. Пожар нанес огромный урон старинному зданию, но все же несущие конструкции удалось спасти. Во время тушения к храму выехал президент Франции Эмманюэль Макрон и пообещал восстановить сооружение. Уже во вторник будут объявлены сборы средств.

Читайте также:  В широкой части реки скорость течения равна 2 м с в более узкой части скорость

Сотрудники экстренных служб заявляют, что в Нотр-Даме обрушился шпиль, обвалилось две трети крыши. Основная часть реликвий была спасена, в том числе Терновый Венец и туника святого Людовика. Судьба произведений искусства, которые находились в общем зале, пока не известна.

Фото: Wikipedia, Remi Mathis

На реконструкцию собора Парижской Богоматери обещал выделить средства один из богатейших людей Франции. Владелец футбольного клуба «Ренна» Франсуа Пино пожертвует сумму в размере 100 млн евро. О намерениях отца заявил его сын Франсуа-Анри. Он сообщил, что семья готова дать деньги из фондов на полное восстановление здания.

Перед вами история зарождения, расцвета и трагедии великого произведения архитектуры. Надеемся, реконструкция не растянется на десятилетия, а туристы вскоре снова смогут насладиться видами Нотр-Дам де Пари.

Источник

Собор Парижской Богоматери и окрестности

Собор парижской Богоматери построен в самом сердце Парижа — на острове Сите. Именно здесь около двух тысяч лет назад племенем паризиев была заложена рыбацкая деревушка, которая со временем выросла в столицу Франции.

Выхожу на станции метро Сите, от указателей рябит в глазах:

Улица дю Клуатр-Нотр-Дам:

На ней расположен Собор Парижской Богоматери, он же Нотр-Дам де Пари. Его строительство началось в 1163 году, соответственно в 2013-м, когда я посещал Париж, город праздновал 850-летний юбилей собора. Вся площадь перед главным фасадом была застроена временными конструкциями. Прямо перед входом в Нотр-Дам были установлены ряды сидений:

Это позволяло спокойно медитировать под стенами древнего сооружения, но совершенно не позволяло снимать, так как эта тумба заканчивалась в 20-ти метрах от входа, а высота собора 69 метров. Пришлось снимать Нотр-Дам по частям и склеивать в фотошопе:

Собор используется по прямому назначению, внутри проходят службы:

По бокам от алтаря стоят статуи Людовика XIII и Людовика XIV, преклоняющих колено перед скульптурой Иисуса, снятого с креста:

Высота сводов здесь превышает 30 метров, грандиозность сооружения ощущается даже сегодня. Представляю какое впечатление производил собор на простых горожан 650 лет назад:

Основной источник света в соборе — огромные витражи. К сожалению, современные стекла — результат реставрации, оригинальные не выдержали испытания временем:

Вообще, гуляя по Нотр-Даму сложно понять что является оригинальным, а что результатом реставрации, другими словами новоделом. Для 850-летнего возраста кладка выглядит иногда уж слишком свежей:

Разница между относительно старыми и совсем новыми блоками видна невооруженным взглядом:

Наружные стены собора украшает огромное количество скульптур. На главном фасаде представлены христианские святые, задействованные в сценах из Библии. Над центральным входом находится барельеф с изображением сцены Страшного суда:

Над ним располагается галерея царей. Все эти статуи являются копиями, оригиналы были разрушены во время Великой французской революции. Скульптуры царей древней Иудеи из Ветхого Завета революционеры приняли за статуи французских королей и, не долго думая, поотрубали им головы:

В центре главного фасада находится окно-роза диаметром 9,6 метра, закрытое витражом:

Перед ним в окружении ангелов — скульптура Богоматери, в честь которой и назван собор:

Если скульптуры и барельефы святых играют чисто декоративную роль, то гаргульи имеют вполне функциональное предназначение:

Они выполняют функцию водосточных желобов, отводя дождевую воду от стен и фундамента здания:

chutzpahby

41 подписчик

Отсюда видно как желоб заканчивается отверстием, замаскированным под пасть средневекового чудовища:

На верхнем ярусе фасада находится галерея химер, созданная во время реставрации собора в середине XIX века. Химеры представляют собой различных зверей:

И мифических существ:

Зная возраст химер, а также видя их состояние, стал еще больше сомневаться в в том, что видимым конструкциям собора исполнилось 850 лет. Вот изначальное состояние трех химер и балкона в левой части кадра. Снимок 1865 года:

А это современное состояние

Такая эрозия известняка, из которого изготовлены химеры, вызывает сомнения в подлинности гаргулий, которые якобы были построены одновременно с собором. Если верить этому утверждению, им сейчас должно быть около 800 лет, но выглядят они не хуже химер, которые вчетверо моложе:

Теперь поднимемся на самый верх — на крышу южной колокольни. Высота более 60-ти метров, отсюда весь Париж как на ладони:

Северная колокольня собора. Доступ простым смертным на неё закрыт, так что на крыше нет никаких ограждений:

Базилика Сакре-Кёр на Монмартре:

Парижский Пантеон — доминанта Латинского квартала:

Завершение строительства Пантеона совпало с началом Великой французской революции 1789 года, во время которой здание из собора было превращено в усыпальницу великих мужей Франции. С тех пор в Пантеоне было захоронено около ста человек, среди которых Жан-Жак Руссо, Вольтер, Виктор Гюго, Пьер и Мария Кюри:

Мосты через Сену, на переднем плане Турнель, за ним Сюлли. Вдалеке — мост Аустерлиц и Аустерлицкий виадук, выполняющий функцию метромоста:

Церковь Сен-Сюльпис в 6-м округе Парижа, её строительство велось с перерывами более 200 лет с 1646 по 1870-й. Стены этой церкви помнят свадьбу Виктора Гюго и крещение новорожденного маркиза де Сада:

В другом конце города, на правом берегу Сены, стоит еще один храм-долгострой — церковь святых Гервасия и Протасия, сокращенно — церковь Сен-Жерве. Её строили 126 лет с 1494 по 1620 годы. Во время Первой мировой войны церковь пострадала от прямого попадания снаряда выпущенного из монструозной «Парижской пушки» — орудия весом 256 тонн, дальнобойность которого составляла 130 километров. Снаряды, выпущенные из этой пушки, летели по кривой траектории через стратосферу, достигая высоты 45 километров. В момент обстрела в церкви Сен-Жерве шла служба, погибло более 60 человек:

Источник

Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris)

Собор Парижской Богоматери (фр. Notre-Dame de Paris) – величественный католический храм на острове Сите в центре Парижа. Этот выдающийся памятник архитектуры воспет в искусстве и является одним из самых известных культовых сооружений мира. Каждый год посмотреть на Нотр-Дам де Пари приезжает 13-14 миллионов туристов, желая лично увидеть устремленный вверх готический силуэт, украшенный живописными витражами и жуткими горгульями. Собор Парижской Богоматери является географическим центром не только Парижа, но и всей страны. Именно здесь находится так называемый «Нулевой километр», от которого ведут отсчет все расстояния во Франции.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Нотр-Дам де Пари

История строительства собора

Храмы располагались в этом месте с незапамятных времен, еще в эпоху римлян тут стоял храм, посвященный Юпитеру. Позднее Меровинги, правившие Галлией в 500-571 годах, построили здесь собор Св. Этьена.

Собор Парижской Богоматери был заложен в 1163 году Морисом де Сюлли, епископом Парижа, а краеугольный камень был заложен папой римским Александром III. Его возведение продолжалось до 1345 года, то есть заняло почти два века. За это время проектом руководили десятки архитекторов, что не помешало им воздвигнуть прекрасный и органичный ансамбль. Согласно историческим данным, ранее на этом же месте существовало еще несколько церквей, как христианских, так и языческих.

Строительство собора Нотр-Дам де Пари проходило с участием многих архитекторов, но основными его создателями, внесшими наибольший вклад, считаются Пьер де Монтрей и Жан де Шель. Закладывалось здание во времена царствования Людовика VII. Именно тогда стал популярен готический стиль в архитектуре, который и был использован зодчими. Это направление удачно смешалось с романским стилем из традиций Нормандии, что придало собору уникальный облик.

Картина «Коронация Наполеона I» (2 декабря 1804 г.), написанная Жак-Луи Давидом в 1807 г. Восточный фасад собора, 1860-е

Историю Франции и Нотр-Дама невозможно разделить, ведь именно здесь возносили свои молитвы рыцари, отправляясь в Крестовые походы, проходили коронация Наполеона, празднование победы над гитлеровскими войсками и многие другие события.

Норт-Дам окутан атмосферой мистицизма и темной романтики Западный фасад собора Парижской Богоматери

Читайте также:  Река синичка платная рыбалка

Собор Парижской Богоматери сильно пострадал от неумелых реконструкций в ходе событий конца XVIII века, а позже – из-за народного забвения. Так, французская революция чуть не лишила мир этого уникального памятника архитектуры, его даже хотели сжечь. Множество скульптур были разбиты или обезглавлены, витражи уничтожены, драгоценная утварь разграблена. Постройку объявили Храмом Разума, затем — центром Культа Высшего Существа, а позже просто превратили в продовольственный склад. От полного разрушения архитектурный ансамбль уберег роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», занявший центральное место в истории любви горбуна к красотке-цыганке. Публикация произведения не только сделала писателя знаменитым, но и обратила внимание широкой публики на исключительную историческую, а также эстетическую ценность древнего здания.

Именно здесь находится «Нулевой километр» – точка отсчета всех расстояний во Франции

Было принято решение реконструировать Нотр-Дам по всем правилам старинных технологий. Виолле-ле-Дюка успешно справился с такой непростой задачей, поскольку архитектор владел знаниями о способах строительства древних мастеров, работавших над постройкой храма. Реставрация собора Парижской Богоматери продолжалась более четверти века. За это время восстановили фасады и внутреннее убранство, реконструировали загубленную революционерами галерею скульптур и часть горгулий, вернули на свое законное место всех сохранившихся инфернальных «охранников».

Дополнительно был сооружен и установлен на крышу шпиль высотой более 95 метров. В последующие годы парижане крайне трепетно относились к своей святыне. Примечательно, что храм практически не пострадал за период двух Мировых войн. В конце XX века была инициирована еще одна реставрация, позволившая полностью очистить здание от городской пыли, вернуть песчанику, из которого сложен фасад, первоначальный золотистый оттенок.

Вид на собор Парижской Богоматери через арку

Видео: Последствия пожара в соборе

Фасад и горгульи

Самым популярным атрибутом внешнего убранства собора Парижской Богоматери остаются каменные демонические существа. Горгульи присутствуют здесь в большом количестве и предназначены не только для украшения, но и для отведения воды из многочисленных стоков на кровле. Дело в том, что необыкновенно сложная конструкция крыши способствует накоплению влаги из-за осадков, поскольку она не может стекать так же свободно, как с обычных домов. Это способно привести к развитию плесени, отсыреванию и разрушению камня, поэтому качественные водостоки просто необходимы любому готическому собору.

По традиции малопривлекательные выходы труб маскировали фигурами горгулий, химер, драконов, реже – людей или реальных животных. Многие усматривают в этих демонических образах скрытые смыслы, поэтому здесь открывается большой простор для фантазии. Примечательно, что на момент постройки каменных демонов на соборе не было, их установили с подачи реставратора Виолле-ле-Дюка, использовавшего данную средневековую традицию.

Барельеф собора Дева Мария с младенцем и ангелами Горгульи Нотр-Дама
Собор Парижской Богоматери на закате

Главный фасад украшен каменными статуями и имеет три портала. Основной находится посередине, его арки поддерживают по семь изваяний с каждой стороны, а главным декором являются рельефные сцены Страшного Суда. Правый портал посвящен Святой Анне, где изображены Пресвятая Дева с Младенцем, а левый – Богородице, со знаками зодиака и изображением коронации Девы Марии. Огромные двери украшены коваными рельефными изображениями.

Уже упомянутый шпиль на крыше заменил тот, что был разобран в конце XVIII века. Конструкция украшена четырьмя группами апостолов, а также соответствующими евангелистам животными. Все изваяния обращены лицом к французской столице, за исключением покровителя архитекторов Святого Фомы, который словно любуется шпилем.

Практически все витражи довольно современны, выполнены при реставрации храма в XIX веке. Только в центральной розе ветров сохранились некоторые средневековые части. Узор этой масштабной конструкции (диаметр 9,5 метров) из цветного стекла изображает Марию, а также сельские работы, знаки Зодиака, людские достоинства и грехи. Северный и южный фасады оборудованы самыми крупными розами, которые существуют в Европе. Каждая из них имеет около 13 метров в диаметре.

Фасад Нотр-Дама, включающий 3 портала: Богородицы, Страшного Суда и Святой Анны, а также Галерею Королей сверху

Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери

Конструкция в продольном сечении представляет собой крест, по центру которого располагается комплекс скульптурных изображений различных евангельских сцен. Интересно, что внутренние поддерживающие стены здесь отсутствуют, их функцию выполняют многогранные колонны. Большое количество художественной резьбы залито неземным светом, который окрашивается в разные цвета, проходя сквозь стекла нескольких роз. В правой части Нотр-Дама туристы могут полюбоваться на замечательные скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые традиционно преподносятся в дар Богоматери каждый год первого мая. Величественная центральная люстра выполнена по эскизам Виолле-ле-Дюка, после реконструкции она заменила паникадило, переплавленное во время Французской Революции.

Интерьер Нотр-Дама
Витраж Нотр-Дама. Из-за обилия библейских сцен в Средние века собор называли «Библией для нечитающих»

Между порталом и более высоким ярусом находится Галерея Царей, где выставлены скульптуры Ветхозаветных правителей. Революционеры безжалостно уничтожили изначальные статуи, поэтому они были сделаны заново. В конце XX века фрагменты отдельных скульптур были найдены под одним из парижских домов. Оказалось, что владелец выкупил их в смутное время, чтобы похоронить с почестями, а позже построил на этом месте свое жилище.

Нельзя не упомянуть о величественном органе, установленном в соборе Парижской Богоматери. Он был оборудован еще при возведении храма, множество раз перестраивался и реконструировался. На сегодняшний день этот орган является самым крупным во Франции по количеству регистров и вторым по числу труб, часть из которых сохранилась со времен Средневековья.

Орган в соборе Парижской Богоматери

Южная колокольня

Если вы хотите насладиться парижскими панорамами, не уступающими по красоте виду с Эйфелевой башни, обязательно стоит подняться на Южную башню собора Парижской Богоматери. Сюда ведет спиральная лестница из 387 ступеней, поднявшись по которым, вы увидите главный колокол собора, Эммануэль, а также сможете в непосредственной близости рассмотреть горгулий. Считается, что они так внимательно смотрят на запад, потому что ожидают захода солнца, после которого каждую ночь оживают.

Музей и сокровищница

В соборе функционирует музей, где каждый посетитель сможет узнать об истории храма во всех подробностях, послушать множество знаменитых и малоизвестных рассказов, связанных с этим местом. Здесь хранятся различные экспонаты, которые непосредственно касаются многовековой жизни Нотр-Дама.

В Сокровищнице Норт-Дама де Пари

Из святыни можно пройти в подземную Сокровищницу, вынесенную под площадь перед собором. В ней находятся исторические и религиозные реликвии: утварь, драгоценные предметы искусства и так далее. Но самыми главными экспонатами являются Терновый венец Христа, один из гвоздей, которыми Иисус был распят, и фрагмент того самого креста.

Порядок и стоимость посещения

Чтобы попасть внутрь собора Парижской Богоматери, вам придется отстоять большую очередь. По статистике, каждый день порог Нотр-Дама, в зависимости от времени года, переступает от 30 до 50 тысяч людей. Вход в сам собор бесплатный, но чтобы подняться на колокольню каждому взрослому человеку придется заплатить 15 евро. Те, чей возраст меньше 26 лет, могут пройти бесплатно. Стоимость посещения Сокровищницы составляет 4 евро для взрослых, 2 € – для молодых людей 12-26 лет, 1 € – для посетителей 6-12 лет. Бесплатно могут входить дети до 6 лет. Кроме того, во все пятницы Великого Поста, а также в первые числа каждого месяца сокровища бесплатно выносятся для всеобщего обозрения. Такие выставки начинаются обычно около трех часов дня.

Около собора можно покормить птиц

Каждый посетитель имеет возможность воспользоваться аудиогидом на английском, немецком, французском, португальском, испанском, китайском или японском языках. Стоимость этой услуги составляет 5 евро.

Как добраться

Полный адрес святыни: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris. В пяти минутах ходьбы расположены станции метро «Шалете», «Остров Сите» и «Отель-де-Виль». Кроме того, можно воспользоваться автобусными маршрутами № 21, 38, 47 или 85. По будням собор Парижской Богоматери открыт с 8.00 до 18.45, по субботам и воскресеньям – с 7.00 до 15.00. Каждую субботу здесь проходят службы в 5.45, а также в 18.15.

Источник