Меню

Река в народном творчестве



Фольклорные представления о воде

Вода — один из четырех первоэлементов, основа сущего, первоначальный хаос, из которого была в последствии сотворена (поднята со дна мирового океана) земля, аналог материнского чрева, через оплодотворение которого небом (мужским началом) творится мир.

В вавилонской космогонической поэме «Энума Элиш» говорится:

Когда вверху не названо небо,
А суша внизу была безымянна,
Апсу первородный, всесотворитель,
Праматерь Тиамат, что все породила,
Воды свои воедино мешали…

Священный брак неба и воды (или земли как второго женского начала мироздания) воспроизводится в дождях и грозах, даруя плодородие; в представлениях о священном браке вода одновременно выступает как оплодотворяемое (небом) и как оплодотворяющее (водой дождя оплодотворяется земля).

С водой часто сравнивали догматы вероучений. В буддизме вода- труднопреодолимая преграда («пересечение потока» в буддийском каноне есть преодоление мира иллюзий и достижение просветления). В иудаизме Тора сравнивается с водой, ибо привлекает всех жаждущих, распространяется по всему миру, служит источником жизни, нисходит с небес, обновляет душу. Христианское крещение есть обряд очищения, обновления и освящения души и тела. В мусульманстве вода- символ жизни.

В фольклорных представлениях воду разделяют на живую и мертвую. Живая вода — вода небес, несущая жизнь, плодоносящая; мертвая — вода подземелий (противопоставление верха и низа как жизни и смерти), ядовитая, губительная. В современном целительстве «живой» считается вода с положительного электрода (мужское начало), а «мертвой»- вода отрицательного электрода (женское начало).

К.Г. Юнг толковал воду как символ коллективного бессознательного («под ее поверхностью скрыты бездонные пучины») и как символ жизненной силы души. С водой связано не только сотворение, перерождение и обновление макрокосма и микрокосма, но и гибель мира (мифы о Всемирном потопе).

Духи воды — ундины. По замечанию Мэнли П. Холла: «Ундины работают с жизненными веществами и жидкостями растений, животных и людей и присутствуют буквально везде, где есть вода. Когда ундины видны, они напоминают греческие статуи богинь. Они поднимаются из воды, окутанные туманом, и не могут долго существовать вне ее».

В сказаниях всех индоевропейских народов ВОДА играет важную роль; все они гласят, что земля покоится на воде, в которую каждый день вечером погружается солнце, чтобы, освежившись, снова встать поутру сияющим и добрым.

С этим связаны многочисленные сказки о морском царе и царевне, которые весьма популярны у русского народа и даже отчасти вошли в былины, напр., в былину о «Садке». Небесное царство, т.е. царство солнца, луны и звезд, представляется народу в виде окруженного со всех сторон водою острова, который в русских заговорах носит название острова «Буяна».

Олицетворяются народом и реки: из больших рек рождаются народные богатыри вроде Дуная Ивановича, Дона Ивановича, Непры или Днепры и др. Меньшие реки, озера и пруды имеют своих богинь- русалок, и с ними связано множество местных преданий, особенно же с местами при мельницах и с озерами, в которых будто бы потонули древние и богатые города, вместе с многочисленными церквами.

Воде рек, озер, источников и колодцев придаются те же чудесные силы, что и весеннему дождю, т.е. сила плодородия, сила целебная, очистительная и, наконец, сила вещая. Отсюда многие народные обычаи, существенную часть которых составляет вода. Так, например, в Польше и Западной России существует обычай на Пасху обливать друг друга водой.

Латыши обрызгивают водой пахаря или пастуха, который в первых раз весной идет в поле или возвращается оттуда домой. Точно так же, благодаря чудесным силам воды, с помощью ее можно гадать, а также производить божий суд (так называемые ордалии — прим.автора), особенно над ведьмами; их бросали в воду и если они тонули- их освобождали, когда же всплывали кверху- их казнили.

В летописях сохранилось множество указаний на то, что славяне обоготворяли воду моря, озер, рек и колодцев и часто приносили ей в жертву людей, особенно детей и петухов; до сих пор также сохранился в некоторых местностях обычай приносить воде в жертву пирог, кашу, просо и т.п., с той целью, чтобы земные воды ниспослали дождь.

Вообще в воображении первобытного человека смешивалось понятие о реке и о дожде; по одному русскому преданию, все воды в реках, морях, ключах и т.п. произошли от дождя, который падал с неба на землю, а птицы, по повелению Божию, разносили воду в назначенные ей вместилища; в преданиях других индоевропейских народов часто упоминаются реки, источник которых лежит в небе.

Вода высоко ценилась в древности израильтянами. Живая, ключевая вода нередко представляется образом всеоживляющего благословения Божия (Исайи XII,3).В обрядовых омовениях Ветхого Завета вода служила образом нравственного очищения евреев, подобно тому, как крещение в Новом Завете служит образом таинственного очищения от грехов и духовного возрождения (Ев.от Иоанна III, 5; Ефес. V, 26 и др.). Быть в глубине вод- в ветхозаветном языке означает страдать. Как вода освежает и живит жаждущего путника, так и спасение человеческое есть чистый источник живой воды.

Живая вода, также сильная или богатырская, в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего мертвого сна. Она возвращает мертвым жизнь и слепым зрение и, вместе с тем, составляет напиток тех богатырей, которые, по замечанию Афанасьева, в сказочном эпосе заступают место бога- громовника. Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более.

Мертвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живой водой возвращает ему жизнь. По Афанасьеву, мертвая вода- это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассеченные члены матери- земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы. Живая вода находится в тридевятом царстве, между двух толкучих гор, которые только на минуту разверзаются; ее защищает змей или вороны- носы- железные.

По словам сказок, живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних гроз- вихрь, гром, град и вещие птицы, в образе которых фантазия воплощала те же самые явления: ворон, сокол, орел и голубь. Кто выпьет живой или богатырской воды, у того тотчас прибывает сила великая. С поверьем о живой воде соединяется русский народный обычай, по которому, когда раздается удар первого грома, все спешат умыться водою, дающей красоту, здоровье и счастье.

Так называется вода, освященная обрядом водосвятия. Глубокая древность приписывала воде творческий, божественный характер. Отсюда святость струй Ганга для индусов, Нила — для египтян, Рейна — для древних германцев, Дуная — для славян. Таинственную глубину вод поэзия выбрала обиталищем наяд и нереид, русалок, водяных и т.п. Как средство достижения внешней чистоты тела, вода сделалась символом внутреннего очищения души.

Священные омовения предписывались Зороастром, Магометом и Моисеем. Христианство удержало символическое значение воды, получившей особое значение с установлением таинства крещения. Богоявленская или крещенская вода считается святыней, агиасмой, «великой агиасмой». В народе существует поверье, что она всегда остается свежей. Это же свойство приписывается воде, взятой из живого источника в самую полночь на праздник Богоявления.

Обычай ходить в этот урочный час за водой на реку до сих пор сохранился во многих деревнях. Воде малаго водосвятия также приписываются благодатные свойства. Ее применяют в священных церемониях при окраплении полей, стад, зданий и т.п. Святой водой называется иногда и без освящения вода некоторых источников, озер, колодцев и т.д., ознаменованных явлением чудотворной иконы, пребыванием святого мужа и т.п. В римско-католической церкви святая вода имеет еще особое применение.

При входе в каждый костел имеется чаша с освященной водой, в которую входящие погружают персты и потом знаменуют ими лицо. Появление этих чаш, напоминающих «медное море» Соломонова храма, в церквах Запада относится к IV веку. У мусульман существует обычай освящать воду погружением в нее плаща Магомета. Погружение совершает раз в год сам султан в Константинополе и рассылает освященную воду важнейшим сановникам.

Источник

Река в народном творчестве

Река жизни: тема воды в русской культуре

«Редкая птица долетит до середины Днепра».

Николай Васильевич Гоголь.

Начну с интересного момента – в русском языке слова «река» и «речь» имеют общий корень и, по сути, общее значение. Речь – речка, речной, реченька, …наречие. Река – изрекать. Читаем у Пушкина: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». В ряде славянских языков прослеживается сходная тенденция. Разве что у поляков река – ‘rzeka’, тогда как ‘rzecz’ – это не слова, но конкретная вещь, а иной раз — дело, благо (так, Речь Посполитая – буквально общее дело Литвы и Польши). Любопытно, что название немецкой реки Spree перекликается с немецким глаголом ‘sprechen’ (говорить, вещать) и с существительным ‘Sprache’ (собственно, речь). Напомню, что в этих местах когда-то проживали именно славянские племена. Итак, речь – это река, это плавное течение, а иной раз – просто вода. Вы заметили, что когда человек много и красиво говорит не по делу, а плавает всё вокруг да около, ему говорят: «Слишком много воды». Но вода – это начало жизни, в том числе – духовной. Так, что Иоанн Предтеча крестил в водах реки Иордан, а Владимир – Красно Солнышко крестил киевлян в притоке Днепра – в реке Почайне. Слово «исток» — не просто география, но и философия, культура, душа народа. Народные истоки. Вода, река воспринимаются, как почин, иной раз, как смывание с себя негативного прошлого – современные учёные даже утверждают, что у воды есть свой «характер», своя энергетика, это не просто H2О. В конечном итоге, планетарная жизнь зародилась именно в воде…

…Ленский, Онегин, Печорин – фамилии ключевых персонажей русской литературной классики взяты не из жизни, а созданы искусственно, по прихоти авторов. Лена, Онега, Печора – северные, неласковые реки, а так называемая «холодная харизма» считалась модным и непременным качеством настоящего романтического героя первой половины XIX века. Интересно, что псевдоним Ленский довольно часто брали себе актёры, писатели и журналисты. Наиболее известный случай – Дмитрий Тимофеевич Ленский (настоящая фамилия Воробьёв), автор замечательных водевилей, многие из которых популярны по сию пору (например, «Лев Гурыч Синичкин»). Нина Заречная – один из самых драматических и сложных персонажей в творчестве Чехова. Заречная – «за рекой», а это в сказках и мифах может символизировать погибель. Но обо всём по порядку.
Культурологические словари утверждают, что «…природный объект – река (вода) – преобразуется цивилизацией в культурный объект и осмысляется в мифологии, в искусстве, философии и т.д. как концепция». Общеизвестно, что цивилизационные процессы в истории человечества напрямую связаны с Нилом, с Гангом, с Междуречьем, с Тибром, . с Москвой-рекой и так далее. Река – это жизнь. Василий Ключевский утверждал, что славянин искони любил свою реку, «жил с нею душа в душу». Итак, «…реки имеют особую роль в жизни народа Руси, реки всегда приносили русскому человеку только добро». Кроме того, речные пути, в частности, знаменитый путь «из варяг в греки», служили политико-экономическим и цивилизационным стержнем, вокруг которого созидалась земля Русская. Но здесь мы имеем дело не только с материальной выгодой, которую давала река, но и с религиозным, мифологическим, сказочным пластами культуры и сознания.
В античной традиции существовала река забвения – Лета. Согласно мифологии, умершие люди должны были испить её воды, чтобы забыть свою земную жизнь. В нашем языке есть устойчивая смысловая конструкция – «кануть в Лету», иначе говоря – подвергнуться полному забвению. В русских народных сказках иной раз встречается такой сюжет – главный герой отведал воды из некоей реки (чаши) и – позабыл всё то, зачем он шёл и куда стремился. Или, например, из памяти тут же стирался образ невесты, родного дома и так далее. Тема живой и мёртвой воды и неких волшебных вод, превращающих братца-Иванушку в козлёночка, также не менее популярны в русском фольклоре.
Подземный Стикс древних греков – олицетворение мрака и ужаса. Согласно мифам, именно река, по сути, отделяет мир живых от мира мёртвых. Для сравнения – в дохристианскую эпоху у ряда славянских, балтских и скандинавских племён было принято захоронение в ладье. Арабский путешественник, писатель Ибн Фадлан, посетивший в X веке русские земли, подробно описал не только быт и нравы славян, но и похоронный обряд в ладье. В этой связи вспоминается хитроумный план и – красивый в своём изуверстве жест княгини Ольги, которая отомстила древлянам за убийство Игоря. Помните? «Сказали же древляне: Вот убили мы князя, возьмём жену его Ольгу за князя нашего Мала, и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим. И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым». Княгиня же сделала вид, что согласна, однако, поставила условие: «Ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье», – и вознесут вас в ладье». Дело кончилось плохо – Ольга велела сбросить ладьи в специально вырытую яму и похоронить древлян заживо. Ладья – символ погребения, вот княгиня их и похоронила. Вспоминаем мифологического лодочника Харона – перевозчика душ в своей ладье. Итак, река – это рубеж, граница миров. Знаменитый бой Ивана-Царевича (или Ивана — крестьянского сына) с чудищем происходит чаще всего на некоем Калиновом мосту, перекинутом через огненную реку. В некоторых вариантах её называют река-Смородина.
В сказках и в песнях часто используется мотив «за рекой». Таким образом, Заречная – говорящая фамилия. Переправься на тот берег – получишь или сокровище, или же – найдёшь свою печаль, а то и смерть. В этой связи интересен текст старинной казачьей песни «По Дону гуляет казак молодой». О чём, дева, плачешь? О том, что ей нагадали погибнуть в день свадьбы: «Поедешь венчаться – обрушится мост». У этой истории есть много вариантов, один из которых такой: «А дева, а дева – под мутной водой». Или читаем у Пушкина о Мёртвой Царевне:
«Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора.
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный».
Итак, «за рекой» означает в ином мире, в другом измерении, возможно, что на том свете. Культовая советская песня о гибели юных бойцов-будённовцев носит красноречивое название «Там, вдали за рекой». Культовая фигура советского агитпропа Василий Чапаев, как известно, погиб, не сумев переправиться через реку. Даже в этой важной детали – основа мифа о легендарном красном командире. Река – жизнь, но река – и смерть, переход в иномирье. «Мать моя утонула, купаясь на реке Волге, когда мне было восемь лет», — интересно, что именно так начинается, пожалуй, самая парадоксальная вещь Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика». Эта повесть, наполненная красивым и пугающим символизмом, не может служить исключительно детским повествованием. Итак, своенравная река убивает, река круто меняет жизнь и – судьбу. «Пройдено. Прожито. Крест», — эту странную фразу главный герой-пионер постоянно повторяет по ходу повествования…
Или вот. В пьесе Александра Островского «Бесприданница» Лариса, по сути, гибнет не в тот момент, когда в неё стреляет ревнивый неудачник Юлий Карандышев, а когда она согласилась поехать с Паратовым за Волгу. С этого мгновения началось её стремительное и неумолимое падение в бездну. Драматург, хорошо знавший значение мифологических символов (в его пьесах они встречаются чаще, чем у других авторов), намеренно создаёт подобную ситуацию. Убегая, Лариса говорит совершенно определённо: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Как в сказках – или сокровище, или гибель. Третьего не дано. Эльдар Рязанов в своей версии «Бесприданницы» («Жестокий романс») исказил, точнее – грубо осовременил ситуацию, впрочем, для зрителя середины 1980-х знаки-символы-приметы были уже совершенно не важны.
Кроме того, река, вода часто символизируют течение жизни, перемены. Так, всем известно изречение Гераклита: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Всё течёт – всё изменяется. Об этом же пелось в советской песне на стихи Льва Ошанина «Течёт река-Волга». «Издалека долго течет река Волга,…Конца и края нет. » Это – монолог жизни, от юности («А мне семнадцать лет») до старости. А река Волга только видится всё той же, она – меняется вместе с нами… Или, например, добрый фильм «Верные друзья» — пожилые учёные решили тряхнуть стариной и совершить увлекательное, где-то даже опасное путешествие на плоту. Символ — преодоление косности и застоя, случившегося в бытии трёх старых друзей, ибо река – это пробуждение и это – проверка на прочность. И, как пелось в их песне «Лодочка»:
«И путь наш не кончается,
Простор речной широк.
И гонит, гонит лодочку
Попутный ветерок».
Итак, течение реки – это движение, это перемены. Но… Тут живо вспоминается картина Михаила Нестерова «Молчание» — фигурки рыбачащих монахов. Желая изобразить Вечность, художник обращается к теме успокоенной воды – мы не видим ни единого волнения на её глади. Жизнь не бурлит, не бьёт ключом, а посвящена иным смыслам – тут день, как год, а год – как день. Тут нет времени и, как уже упоминалось, река – это речь, а здесь – молчание. Ибо мысль изреченная есть ложь. Молчание подчёркивается и полной тишиной воды. Но такая безмятежная благодать далеко не всегда нравилась русским людям!
В Советском Союзе тема реки и воды часто использовалась для изображения эпичной борьбы со стихией. Или – в качестве торжества Человека, хозяина природы. Отовсюду доносились слова бравурной песни: «Мы покоряем пространство и время – мы молодые хозяева земли!» И воды – тоже. Вода сильна, а мы сильнее. Здесь представляется наиболее интересным детское стихотворение Самуила Маршака «Война с Днепром». Именно – война, то есть битва не на жизнь, а на смерть. Или мы, или – нас.
«Человек сказал Днепру: — Я стеной тебя запру.
Ты с вершины будешь прыгать,
Ты машины будешь двигать!
-Нет,- ответила вода,- Ни за что и никогда».
В этом есть что-то от древних мифов — просто какое-то обуздание Посейдона. Разумеется, как всегда, победил могучий советский человечище, а Днепрогэс – тому материальное подтверждение. Есть и другая история – гораздо более печальная. Это – бессмысленная и жестокая по отношению к природе идея поворота северных рек, чтобы напитать водой южные районы. Красивая и благая с виду, задумка нанесла ущерб экологии в ряде регионов, хотя, у неё по сию пору есть свои сторонники.
Россия – страна великих рек, поэтому главную реку России – Волгу часто именуют одним из русских национальных символов, причём не только у нас, но и во всём мире. Забавный эпизод – в своих мемуарах великий кутюрье Кристиан Диор описывает Ленинград 1931 года (Диор тогда ещё не был мастером дамских платьев, а прибыл в СССР вместе с компанией своих друзей – молодых архитекторов). Так вот, будущий модельер упоминает обветшалые красоты старого Петербурга и — реку Волгу… Для него Россия и есть Волга. Во всём мире известна песня о Стеньке Разине со словами:
«Волга-Волга, мать родная. Волга русская река
Не видала ты подарка от донского казака…»
Тут, по сути, обыгрывается один из древних ритуалов принесения человеческой жертвы – божеству («подарок»). Что интересно, слова песни послужили названием для эпохальной советской кинокомедии «Волга-Волга». Это был настоящий гимн водной стихии и – реклама только что открывшегося канала Москва-Волга. Интересно, что и в фильме, и в сопровождавшей его песне, река воспринимается ещё и как синоним свободной и могучей России.
«Красавица народная,- как море, полноводная,
Как Родина, свободная,- широка, глубока, сильна!»
В кадр попали не все куплеты, написанные Василием Лебедевым-Кумачом. Вот очень примечательный фрагмент:
«Пусть враги, как голодные волки,
У границ оставляют следы,-
Не видать им красавицы Волги,
И не пить им из Волги воды!»
Что характерно, немецкие фашисты захлебнулись именно Волгой – собственно Сталинградская битва окончательно сломала хребет германской военной машине… Итак, река – это Жизнь, это перемены, это постоянно меняющиеся декорации, точнее – берега. Вместе с тем, это мрачный символ своенравной природной стихии, которая постоянно требует жертв. Река – символ смерти. Именно у Чёрной речки – название говорит само за себя — был смертельно ранен Пушкин. Река – речь, слово. Но, вместе с тем, река и – тишина, молчание. Вода убивает, вода даёт жизнь. Мёртвая и живая вода. «Течёт река Волга – конца и края нет». Интересно, что Эдуард Лимонов посвятил одну из своих удачнейших книг именно воде, точнее — времени. «Всё содержащееся под этой обложкой называется «Книга Воды». Можно было бы назвать её «книга времени». Потому что оно о времени. Но я предпочёл воду». Вода, время, пространство, …Бог.

Читайте также:  Абсолютная высота истока реки амазонка

Источник

Вода в традиционной русской культуре. Часть 1

Вода в традиционной русской культуре. Часть 1

Вода в традиционной русской культуре. Часть 1

Существование всего живого неразрывно связано с водой. Это отлично понимали на всех этапах развития человеческой цивилизации. Древние люди обожествляли воду, зная, что она обладает огромной силой – как разрушительной, так и созидательной. Эти представления оставили заметный след в фольклоре, в обычаях, традициях, легендах, приметах, пословицах и поговорках русского народа. В данной статье мы решили рассказать об этом, чтобы по-новому взглянуть на воду как явление, с которым мы ежедневно сталкиваемся в быту, и, возможно, научиться относиться к воде серьёзнее и бережнее.

Мы не будем подробно останавливаться на значении воды в христианских обрядах, например в обряде Крещения: не только этот, но и ряд других обрядов основаны на двух главных функциях воды в жизни человека –функции очищения и функции хранения и передачи информации. Как нам кажется, именно эти, замеченные человеком издревле свойства воды и являются причиной появления в народных сказках живой и мёртвой воды, а также источником множества различных суеверий и преданий, связанных с водой. Большую роль сыграла и третья важнейшая функция – без воды невозможно развитие сельского хозяйства, так как животных необходимо поить, а растения – поливать. Отсюда происходит большая часть обрядов, связанных с призыванием дождя или с рекой-кормилицей.

Вода – стихия, которую человек всегда пытался поставить себе на службу, желая научиться её контролировать или хотя бы договориться с ней, задобрить её.

В различных обрядах использовались различные виды воды – роса, ключевая вода, грозовая, речная.

Как осуществлялся в старину обряд очищения? Для снятия порчи нужно было трижды искупаться в речных порогах: если речка была порожистая, то в трёх разных порогах в один день. Если не было трёх порогов, а был один, следовало приходить к нему три дня подряд для омовения.

Читайте также:  Река падун курганская область

Всегда существовали поверья, что вода может унести из жизни человека всё плохое. Соответственно, прибегали к обрядам избавления. Чучело Зимы на Масленицу и некоторые другие «нехорошие» предметы на других праздниках топили в воде – чтобы весь негатив вода унесла. Часто, правда, для тех же целей прибегали и к помощи огня.

До сих пор кое-где сохранился обычай благословения новобрачных водой. Обряд требует, чтобы жених с невестой перешли мост через реку, держась за руки, а назад жених должен перенести невесту на руках – в знак того, что он сможет перенести её через все тяжёлые жизненные ситуации.

Роса всегда почиталась как средство омоложения и укрепления человека, особенно в неделю праздника Ивана Купалы – ей принято было умываться.

Если девушка долго не выходила замуж, она должна была без одежды, но непременно в присутствии матери кататься по росной траве, а потом ждать, пока роса высохнет на теле – считалось, что это верный путь к быстрому замужеству.

Людям, у которых наступала чёрная полоса в жизни, следовало походить по росе. Считалось, что роса заберёт неприятности.

Если росной водой намочить полотенце, используемое в доме, это, по поверьям, должно было защитить дом от врагов.

С защитой от врагов связана и такая популярная и сегодня забава, как лепка снеговиков.

Первоначально в виде снеговика или снежной бабы люди вылепливали своего недруга, недоброжелателя, с тем чтобы устранить его негативное влияние на свои дела. Однако у снеговиков было и другое назначение. Считалось, что, если вылепить снеговика, сосредоточившись на каком-то желании, то, когда он весной растает, концентрированное желание уйдёт в землю и даст полезные всходы.

Обряды, связанные со снегом, считались особенно эффективными в дни зимнего солнцестояния или в Велесовы дни, когда было сильным влияние бога Карачуна. Его и призывали древние славяне для избавления от проблем, врагов и болезней.

От всяческих недугов, особенно от нервных заболеваний, лечились грозовой водой. Считалось полезным окатываться ей после бани как водой, делающей человека сильнее и здоровее.

В качестве средства для лечения также традиционно использовали ключевую воду. Об этом, а также о приметах и пословицах, связанных с водой и дошедших до наших дней, читайте во второй части нашей статьи.

Источник

Происхождение славянского слова река

Тамара Литвиненко Теория моногенеза человеческого сообщества и в частности — языкового моногенеза – большинством лингвистов в наши дни признана наиболее вероятной. Каждое исследование по данному вопросу приобретает особую актуальность, поскольку расширение наших знаний о едином прошлом человечества становится важным для успешного диалога цивилизаций в настоящем и будущем.
Одним из направлений исследований историков, философов, этнологов, лингвистов является поиск свидетельств существования так называемой Гипербореи – евразийской цивилизации предположительно 20 -10 тысячелетий до н.э., когда климат в северных широтах был значи-тельно мягче теперешнего.
В пользу существования единой цивилизационной прародины человечества говорит и доказанное родство между многими языковыми семьями. В распоряжении ученых есть весомые аргументы, позволяющие проследить генеалогию ностратических языков из единого праязыка. Показать состоятельность гипотезы о существовании Гипербореи можно путем изучения топонимов, которые сами по себе выступают реликтами исчезнувших языков (субстратная топонимика).
Наиболее архаичный пласт топонимики составляют гидронимы – названия рек, морей, озёр и болот.
Люди давали названия рекам ещё в глубокой древности, когда строили свои поселения вдоль речных берегов, поскольку без воды само существование человека немыслимо. Как правило, гидронимы устойчивы. В статье « Происхождение славянского слова «река» мы пытались расшифровать значение топоформанта «j(o,e,a)ga-j(o,e,a)ka-j(o,e,a)ha» в многочисленных гидронимах, распространенных на территории Евразии.
Локализация рассматриваемых формантов в составе гидронимов позволяет проследить пути миграции протославянских племен из единого центра формирования индоевропейских , и, шире, ностратических языков – Гипербореи.
Языки человечества формировались по мере развития производящего хозяйства. По всей вероятности, ностратические племена, обитавшие в Северной Евразии (Русский Север, Сибирь, Урал), в период 13-11 тысячелетий до н.э. уже разводили крупный рогатый скот, выпас которого в летнее время вели вдоль речных берегов, на лугах богатых травами. Реке давали какое-либо простейшее имя (возможно, обозначавшее тот или иной населявший данную местность род), к которому добавлялся формант oga-oka-aga-aha–ega-eha – «путь по реке». Вероятно, не случайно русские коренные слова, семантически связанные с движением, содержат компонент «ога-ега»: нога, дорога, телега (ср. англ. to go – ходить. Заметим, что в русском ХОД присутствует эта aha-aga). Можно гипотетически восстановить первоначальное звучание названий многих рек, к примеру, Русского Севера: Оn- jеga (Онега), Mol-oga (Молога), Voz –еga (Вожега ), что могло означать : «Река рода Мол», «Река рода Воз» и т.п. Слияние рек в санскрите звучало как Pra-jaga, в современном хинди – Prajag. От данной основы (j)og, (j)ok и её вариантов (j)ag,(j)ah ведут своё происхождение некоторые гидронимические термины во многих языках индоевропейской, финно-угорской и даже самодийской семей.

Финно-угорские Индоевропейские Самодийские Монг.
1.Фин. – jogi,joki –«река»
фин. – vuoksi – поток, течение
саамск.- jokk — река Русск. Ока (*йока) -собств.имя, но в значении «река»
Санскрит. Udaka -вода lag – илистый
эстон.- jogi — река
2.дорусск. субстрат – jug,juga –река Санскрит — prajaga–слияние рек
Санскрит.- vega- поток
Хинди – prajag – слияние рек
3.балт. – akis – «источник»
4. финн. (l)ahti, карел.
laks, вепск. laks -«залив» Русск. лагуна, влага – волага—волога (Волга)
5.эстон. laugas – «болото» Русск.- луг(*лауг)
Итал.- lago – «озеро»
Балт.- valka – небольшой ручей, текущий по болоту
Русск. «влажный—диал.- волглый ( Волга)
7. обско-угорский формант *jah,aht – река, протока Др.-верх.-нем. – *aha – вода, река
Ср.-верх.-нем. –* ahe – вода, река
герм. – *ahwa — (ah+wa) –река
Санскрит. *apaha -вода
Ирландск.- *ath (ah)-брод
Латин. – akva (ak+va)- вода
Иран. осн. –*vahsu – река
Литов. –vaga – русло реки, речной пролив Ненецкое –jaha — река
8. хантыйск. – ah, jeh – река, протока
9. др.-фин.-угор.- *ohta – река, проток
ф-угор.- ehta – река с волоком

Рассмотрим локализацию некоторых гидронимов с данным формантом.
Урал:
Юньяха, ЕркутаЯха ,ХадытаЯха, ЯдаяходыЯха, ТапловаЯха, ХэйЯха, МессоЯха, Вах , Лих, Емех, Урех, Портах , Чарах, Шемаха, Зюзельга, Речелга, Урга. Список неполон из-за недостаточности зафиксированных названий, так как многие районы Урала не обследованы.

На территории Ханты-Мансийского АО:
Мурах, Нерох, Нарых, СойЯх, Унсах-Я, АйКыртылЯх, АйЛипкЯх, АйЮнкЯх, АтельЯха,СандейЯха , ТеллерЯха, АхаЯха
Гидронимов с топоформаном * Ah – Jah здесь очень много, достаточно сказать, что общее количество рек достигает 2500.
На протохантыйской почве формант преобразовался в Jegan- Jugan –«река», например: АйАксарЮган, АйАйка Еган

Русский Север и Центр России:
Вологодская обл.: Юг, Пинега, В.Ерга, Индега, Молога, Индига, Вожега, Индога, Онега, Камчуга, Вага, Вега, Валга, Авнега, Мегрега, Мурманская обл.: Варзуга, Б.Варзуга, Тверская обл.: Молога, Осуга, Волга, Псковская обл.: Луга, Мга, Мшага, Мари-Эл: Кокшага, Чувашия: Урга

Термин joga претерпевал изменения, в некоторых племенах или с течением времени – появлялись носовые гласные и придыхательное H(G).
(J)OGA ——— (J) ONGA
(J)AGA ——— (J)ANGA (J)ANHA ———-(G)ANGA
(Энговые формы сохранились в некоторых нарицательных гидронимических терминах: карел. Vengi – ручей, небольшая речка, эрзянск. Sjang –приток, хантыйск. Jegan- река, селькуп. Undzg-река)
Таковых гидронимов тоже немало, особенно на Русском Севере, в центральной России и Индии.
Русский Север и Центральная Россия Индия, Юго-Восточная Азия Урал Сибирь Кавказ и Средняя Азия Европа
Мурманская обл.
Оланга
Иоканга Ганг(а)
Венганга
Рамганга
Гартанг Колонга
Чонга Хатанга
Хатанга (Краснояр.)
Сартанг (Якут.) Занга (Армен.)
озеро *Севанга (энц. Южакова)
Севан (г)
Испания
Поланг (Астурия)

Карелия
Оланга Ланг
Синги Катанга
Киренга Пяндж (тадж.)
Гянджа-чай (азерб.) Арланга (Кастилия)
Вологодская обл.
Индоманга
Паденга
Лундонга
Печенга
Кокшенга
Кичменга
Тихманга Думеро-Санг-По
Рака-Санг-По
Мананг-Санг-По
Меконг
оз. Пангонг Панга (Манч.)
Устандж (Амур.)
Кировская обл.
Волманга
Ронга

Костромская обл.
Понга

Марий Эл
Норонга
Пензенская обл.
Няньга
Нижегородская обл.
Шанга
Лопшанга

Вывод: Протоиндийские арийские племена мигрировали с Русского Севера в Индию через территорию Восточной Европы (России).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯНСКОГО (РУССКОГО) СЛОВА «РЕКА»
В древнеиндийских ведах – «Ригведе» и древнеиранской «Авесте» («Благая весть»), которые складывались в эпоху индоевропейской общности на территории современной России, река ВОЛГА имеет название РАНГХА, то есть RA-AHA, что переводится как РА-река, возможно, в честь протославянского или ещё ностратического бога солнца РА. С течением тысячелетий при беглом произношении произошло стяжение гласных: RA-AHA ——- RAHA, далее Н перешло в К, стало: RAKA ( кстати, в таком произношении сохранилось у белорусов); A перешло в E, стало RIEKA. Славянское RIEKA постепенно заменилось русским РЕКА.
Волга была главной «дорогой», вдоль которой шла миграция ностратических племён с севера на юг. Протоиндийцы вместе со стадами коров продвигались, переселяясь с места на место, под натиском соседей, в южном направлении. Корма (пастбища) скудели, численность стада уменьшалась. С приходом ариев в Индию во II тысячелетии до н .э. у них оставалось совсем мало коров. Поэтому тех объявили священными животны-ми. Вероятно, западносибирские и уральские арии, сформировавшиеся в составе иранской общности в Зауралье, мигрировали в западном направлении и в Иран. «Уральцы» переселились в Германию и Иран, а «северяне» из нынешних Вологодской, Архангельской и Мурманской территорий – через Центральную Россию и по Приуралью — в Индию.
При этом на Волге в ее среднем течении «застряла» как часть «индийцев», шедших с Русского Севера, так и часть «иранцев» из Зауралья и Южного Урала. Для них Волга была просто РАНГХОЙ –РЕКОЙ. Именно здесь и сформировались первичные ядра протославян, выделившихся из среды индоиранцев Русского Севера, Сибири и Зауралья, чтобы продолжить продвижение в западном направлении и осесть на территориях Украины, Белоруссии , Польши, Чехии, Словакии, Словении, Болгарии, Югославии, Австрии, Германии.
Таким образом. можно предположить, что выделение собственно протославянской из индоиранской, а позднее — из германо-балто-славянской
языковых общностей началось на территории Среднего Поволжья. Не случайно в русском фольклоре Волгу называют «матушкой», «матерью родной», «русской рекой!»

Библиография:
1. Аркаим: Исследования .Поиски.Открытия,Челябинск,1995
2. Гусева Н.Р. Славяне и арьи. Путь богов и слов.,М.. 2002
3. История Урала: с древнейших времен до конца 19 века, кн.1, Екатеринбург. 1998
4. Матвеев А.К. Географические названия Урала, Свердловск,1980
5. Матвеев А. К. Вверх по реке забвения.,Свердловск. 1992
6. Матвеев А.К. Географические названия Свердловской области, Екатеринбург. 2000
7. Новгородов Н.С. Сибирское Лукоморье,М., 2007
8. Осипов В. Единый язык человечества, М.,2003
9. Поспелов Е.М. Географические названия мира.Топонимический словарь., М., 2001
10. Рундквист Н.А. Сто дней на Урале.,Екатеринбург., 1993
11. Иллич-Свитыч В.М. Опыт сравнения ностратических языков,М.,1971
12. Лингвистический знциклопедический словарь.Ностратические языки. В.А.Дыбо, В.А. Терентьев
13. Иллич-Свитыч В.М. Материалы к словарю ностратических
языков, М., 1965

Читайте также:  Достопримечательности по берегам реки темза

Публикации по данной тематике:
1.Литвиненко Т. С. Родина шумеров – Урал? – Журнал «Уральский следопыт», №10, 2007г.
2. Литвиненко Т.С. Гиперборея. Уральский исход. – Научно-популярное издание, Издательство УрГУ, 2008г.

© Copyright: Тамара Литвиненко, 2013
Свидетельство о публикации №213053000845 Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении Другие произведения автора Тамара Литвиненко Интересное исследование. Однако общеславянское слово «река», по всей видимости, является ранним заимствованием из тюркских языков. В ряде диалектов русского языка (например, среди донских казаков) «река» называется словом «ерик». Также это слово имеет более узкие значения, такие как «небольшой речной проток, соединяющий два водоёма» и «речная старица, заливаемая в половодье ложбина в пойме реки». Слово это, очевидно, заимствовано из тюркских языков, с чем соглашался и Макс Фасмер, приводя чагат. jaruɣ «трещина, щель», алт., леб., крымскотат., тат., тур. jaryk — то же. Более позднее заимствование этого же тюркского слова в русский язык — «арык» ((азерб. arix; каз. арық; каракалп. ariq; кирг. арык; узб. ariq и др.). Так называются оросительные каналы в Средней Азии, а также Закавказье.

Тем Пературий 26.02.2019 11:32 Заявить о нарушении Благодарю Вас. Дон — одно из общих названий рек.

Источник

Почему река называется рекой? Происхождение слова «река». Название рек

Почти все материки (кроме Антарктиды) покрыты сетью синих ниточек-артерий – рек. Где-то эта сеть гуще, в других же местах она реже. Реки играют огромную роль как в поддержании экологического равновесия природных ландшафтов, так и в хозяйственной жизни человека.

В этой статье мы уделим внимание многим интересным вопросам. Что такое река? Из каких элементов она состоит? Почему река называется рекой? И какие названия носят крупнейшие водотоки планеты?

Река в жизни человека. Человек в жизни реки

В мире насчитывается не менее 10 миллионов рек и речушек. Они покрывают практически весь земной шар густой голубой паутиной. Больше всего рек в Северной Америке и Евразии, менее всего – в Африке и Австралии. Интересный факт: 8 из 10 самых крупных рек Земли протекают именно в Северном полушарии.

С самых древних времен река стала большим помощником и надежным защитником для человека. Ее использовали и продолжают использовать для орошения земель, транспортировки грузов, выработки электроэнергии. В долинах таких крупных водотоков, как Тигр, Нил и Евфрат, зародились первые мощные цивилизации.

В то же время многим рекам в результате активной хозяйственной деятельности человека был нанесен огромный ущерб. Особенно сильно это проявилось во второй половине ХХ века. Строительство громадных дамб и гидроэлектростанций, создание огромных по площади водохранилищ, сброс тонн неочищенных промышленных отходов – все это негативно сказалось на экосистемах рек нашей планеты.

Что такое река? Из каких элементов она состоит? И почему река называется рекой? Ответы на все эти вопросы – далее в нашей статье.

Почему река называется рекой? Происхождение слова

По-польски – rzeka, по-украински – ріка, по-белорусски – рака. Считается, что в славянские языки это слово проникло еще в XI веке. Происхождение слова «река» ученым до сих пор толком не известно. Существует несколько версий, которые стоит рассмотреть. Итак, почему река называется рекой?

Согласно одному из предположений, славянский корень «рек» был позаимствован из древнеирландского языка (в частности, от слова rian с аналогичным значением). Другая версия связывает его с галльским словом renos, от которого, кстати, произошло название известной немецкой реки Рейн.

Стоит вспомнить еще об одном любопытном факте. Так, в древнеиндийской книге «Ригведе» упоминается русская Волга под именем Рангха, что переводится как река Ра (возможно, в честь языческого божества солнца). При беглом произношении данное слово постепенно трансформировалось в «раха». Еще позже литера «х» превратилась в «к», а «а» – соответственно в «е». Так и возникло русское слово «река», употребляемое нами сегодня.

Река в культуре и народном творчестве

Красота рек и речушек описана в многочисленных новеллах, рассказах, стихотворениях, воспета в песнях. Волга, Дон, Обь и Нева – названия именно этих водотоков наиболее часто можно встретить в русской поэзии и литературе.

Река – чрезвычайно фотогеничный природный объект. Она крайне удачно «смотрится» и на фотографиях, и на полотнах художников. Так, Волгу можно увидеть на знаменитой картине «Бурлаки на Волге» авторства Ильи Репина. Могучая и величественная Кама запечатлена на полотнах известного мастера пейзажной живописи Ивана Шишкина. А вот на одной из знаменитейших работ Архипа Куинджи изображен ночной Днепр. Эта картина проста и гениальна одновременно!

Помимо всего прочего река нашла отражение и в народном творчестве. О ней сложены десятки пословиц, поговорок и фразеологизмов. Вот лишь некоторые примеры таковых:

  • «Дважды в одну реку не войдешь!»
  • «И хочется за реку, да стоишь на берегу».
  • «Слезы текут рекой».
  • «Которой рекой плыть – ту и воду пить».
  • «Большая река и течет спокойно».
  • «Быстрая река берега размывает».
  • «Река – не море, тоска – не горе».

Что такое река: определение и главные особенности

Реки – одна из мощных экзогенных (внешних) сил Земли. Они выполняют колоссальную геологическую работу, а именно: разрушают, транспортируют и аккумулируют в новом месте массы горных пород.

Что такое река? Определение данного природного объекта следующее: это естественный водный поток, который протекает по руслу, им же и выработанному. Перечислим ключевые особенности реки как природного водотока. Итак, она:

  • Течет от истока к устью под воздействием силы притяжения.
  • Питается подземными, поверхностными и (или) атмосферными водами.
  • Имеет длину не менее 10 километров (если водоток короче, его принято называть ручьем).
  • Протекает в пределах вытянутой и сниженной формы рельефа, именуемой в географии долиной реки.
  • Имеет свою водосборную территорию, очерченную четкой границей – водоразделом.

Основные элементы реки

У любой реки имеется исток (место, где она берет свое начало) и устье. Истоком чаще всего выступает источник, озеро или болото. Горные реки нередко вытекают из края ледников. Устье – это место, где водоток впадает в океан, море, озеро или другую реку. Он может быть в виде дельты или эстуария. В пустынных и засушливых районах Земли довольно часто встречаются так называемые слепые устья, когда реки не доносят свои воды до моря, теряясь среди песков и солончаков.

Наиболее пониженная часть речной долины, которая постоянно занята водным потоком, называется руслом реки. Выше расположена пойма (периодически затопляемая часть долины), еще выше – речные террасы (бывшие поймы). В руслах рек, в особенности горных, нередко встречаются перекаты, плёсы, пороги и водопады.

У многих рек имеются притоки. В то же время любой природный водоток может быть притоком другой, более крупной реки. В гидрологии существует такое понятие, как речная система. Она состоит из одной главной реки и всех ее притоков. Иногда их общее количество достигает десятков тысяч! Каждый природный водоток характеризуется рядом определенных параметров. Среди них:

  • Длина русла.
  • Ширина русла.
  • Площадь водосборного бассейна.
  • Глубина реки.
  • Падение и уклон.
  • Общий расход воды (в устье).
  • Химический состав воды и т.п.

Классификация рек

Все природные водотоки классифицируются гидрологами по ряду показателей. Так, в зависимости от рельефа местности, они делятся на горные и равнинные. Первые отличаются большими уклонами, бурным течением и чрезвычайно узкими, скалистыми долинами. Для рек равнинного типа характерна невысокая скорость течения и значительная извилистость русла.

По возрасту реки бывают молодыми, зрелыми и старыми, по устойчивости русла – постоянными и временными (пересыхающими), по ледовому режиму – замерзающими и незамерзающими.

По величине и общей протяженности водотоков в России принято выделять три вида рек:

  1. Большие (с площадью водосбора не менее 50000 кв.км.).
  2. Средние (от 2000 до 50000 кв.км.).
  3. Малые (до 2000 кв.км.).

География рек

По поверхности нашей планеты реки распределены крайне неравномерно. Главный водораздел Земли выделяет два основных водосборных бассейна: атлантико-арктический и тихоокеанский. И величина речного стока с первого из этих бассейнов гораздо больше, чем со второго.

Густота и «рисунок» речной сети зависят, в первую очередь, от климата территории. Во-вторых, от рельефа местности, а в-третьих, от ее геологической истории. Наиболее густая речная сеть характерна для экваториального пояса Земли. Именно здесь протекают крупнейшие и самые полноводные реки планеты – Конго и Амазонка. В умеренных широтах речная сеть более развита в горных районах. В тропических (пустынных) районах полноводные и большие водотоки встречаются в порядке исключений.

Крупнейшие реки мира и России (список)

Определение длины речного русла – весьма сложная задача. Ведь нужно точно знать, где река начинается и где она кончается. Как правило, определение местоположения истока вызывает массу споров у географов. Поэтому и расчеты протяженности тех или иных рек часто считаются приближенными.

Так, к примеру, лишь в начале нынешнего века гидрологи определили, что самой длинной рекой планеты является Амазонка. До этого рекордсменом в этом плане долгое время считался Нил. Благодаря современной методике сопоставления космических снимков и компьютерной обработке исходных данных, Амазонка «опередила» Нил на целых 140 километров длины.

В мире насчитывается 170 рек протяженностью свыше 1000 километров. Далее представлена первая десятка из этого списка:

  1. Амазонка (6992 км).
  2. Нил (6852 км).
  3. Миссисипи (6420 км).
  4. Янцзы (5800 км).
  5. Хуанхэ (5464 км).
  6. Обь (5410 км).
  7. Енисей (5238 км).
  8. Лена (5100 км).
  9. Амур (5052 км).
  10. Конго (4700 км).

А вот на звание самой короткой речушки планеты претендует Репруа в Абхазии. Ее длина составляет всего 18 метров.

Список самых крупных рек России выглядит следующим образом:

  • Обь.
  • Енисей.
  • Лена.
  • Амур.
  • Волга.
  • Нижняя Тунгуска.
  • Вилюй.
  • Колыма.
  • Урал.
  • Оленёк.

Река как символ

Река – дуалистический символ, который одновременно несет в себе как творческую (созидательную), так и разрушительную силу природы. В ряде мифологий он представляется в виде некого «общемирового стержня», который соединяет земное с божественным. Во многих культурах река воспринималась как рубеж, разграничивающий мир мертвых с миром живых.

В Древнем Китае река выступала символом вечной жизни и благополучия страны. Считалось, что если река высохнет, то это неминуемо приведет к гибели всей государственной власти.

Многие народы с особым трепетом относятся к тем рекам, которые протекают по территории их компактного проживания. Так, с самых древних времен «сакральной» рекой для египтян является Нил. Примерно такое же значение имеет Волга для русских, Днепр – для украинцев, Ганг – для индусов.

Источник