Меню

Река в гданьске польша



ГДАНЬСК

ГДАНЬСК (Gdańsk), город на севере Польши, адм. центр Поморского воеводства. Нас. 470,9 тыс. чел. (2019), 6-й по числу жителей в стране. Вместе с городами Гдыня и Сопот (оба – к северу от Г.) образует городскую агломерацию т. н. Труймясто (Трёхградье), с населением ок. 1 млн. чел. Расположен на побережье Гданьской бухты Балтийского моря, близ устья р. Висла, на её рукавах Смяла-Висла и Мартва-Висла (в месте впадения в неё реки Мотлава). Важный узел автомобильных (включая автомагистрали на Лодзь, Варшаву, Щецин, Калининград и объездную полукольцевую) и железных (от города отходят четыре ж.-д. луча; сооружена объездная железная дорога) дорог. Крупнейший в стране морской порт. Междунар. аэропорт им. Л. Валенсы (1974; в черте города, в 10 км к западу от его центра; 5,4 млн. пассажиров в 2019, 3-й по пассажирообороту в Польше). Система скоростного рельсового городского транспорта SKM, соединяющая Г. с городами Тчев, Сопот, Гдыня и Вейхерово (1952; ок. 40 млн. пассажиров в год). Трамвай (с 1873), водный трамвай (2006).

История

Славянское по­се­ле­ние на тер­ри­то­рии Г. су­ще­ст­во­ва­ло с сер. 1-го тыс.; в письменных ис­точ­ни­ках впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 997. В 10–13 вв. центр Вос­точ­но-По­мор­ско­го княжества. В 1235 (по др. дан­ным, в 1240) по­лу­чил го­род­ское пра­во. В 1308 за­хва­чен Тев­тон­ским ор­де­ном. С 1361 вхо­дил в Ган­зу. В хо­де Три­на­дца­ти­лет­ней вой­ны 1454–66 в ре­зуль­та­те вос­ста­ния го­ро­жан ос­во­бо­дил­ся от вла­сти ор­де­на и по То­рунь­ско­му ми­ру 1466 вос­со­еди­нён с Поль­шей. В 15–17 вв. круп­ней­ший центр польской внеш­ней тор­гов­ли. В 1523–26 в Г. бы­ла про­ве­де­на Ре­фор­ма­ция. В 1656 оса­ж­дал­ся шведскими вой­ска­ми. В 1793 ото­шёл к Прус­сии по 2-му раз­де­лу Ре­чи Пос­по­ли­той (см. в ст. Разделы Речи Посполитой), по­лу­чил название Дан­циг (Dan­zig); в 1816–24 и 1878–1919 административный центр провинции Западная Прус­сия. По Вер­саль­ско­му мир­но­му до­го­во­ру 1919 – «Воль­ный го­род Дан­циг» (на­хо­дил­ся под управлением Ли­ги На­ций). 1.9.1939 под­верг­ся бом­бар­ди­ров­ке германской авиа­ци­ей и в тот же день ре­ше­ни­ем рейхс­та­га вклю­чён в со­став Германской им­пе­рии; центр окр. Дан­циг – Западная Прус­сия. К востоку от Г. в сент. 1939 был создан лагерь «Штуттгоф», который в янв. 1942 был преобразован в концлагерь. Через лагерь прошли приблизительно 115 тыс. заключённых, из них ок. 65 тыс. погибли. 30.3.1945 Г. ос­во­бо­ж­дён Крас­ной Ар­ми­ей. С 1945 в со­ста­ве Поль­ши (при­над­леж­ность Г. к Поль­ше при­зна­на германским пра­ви­тель­ст­вом в 1990). В 1945–98 адм. центр Гданьского воеводства, с 1999 – Поморского воеводства. В 1980 главный центр за­бас­то­воч­но­го дви­же­ния польских ра­бо­чих под эко­но­мическими и по­ли­тическими ло­зун­га­ми, ру­ко­во­ди­мо­го Л. Ва­лен­сой.

Архитектура

На ле­вом бе­ре­гу р. Мот­ла­ва – ис­то­рическое яд­ро Г. (рай­оны «Ста­рый го­род», «Но­вый го­род», «Глав­ный го­род» с ре­гу­ляр­ной се­тью улиц); ос­тат­ки кир­пич­ных городских ук­ре­п­ле­ний и пор­то­вых со­ору­же­ний 14–15 вв., в т. ч. «Жу­равль» («Żuraw») – пор­то­вый кран (15 в.); го­ти­че­ские Глав­ная ра­ту­ша (1378 – 16 в., ре­нес­санс­ные ин­терь­е­ры 2-й пол. 16 в.), кос­тё­лы Пресвятой Де­вы Ма­рии (Kosciol Mariacki; 1343–1502, од­на из круп­ней­ших в Ев­ро­пе ба­зи­лик), Св. Ека­те­ри­ны (нач. 13 – 15 вв.), Св. Трои­цы (1420–1514) с ка­пел­лой Св. Ан­ны (1480–84) и др., «двор Ар­ту­са» (14 – нач. 17 вв.); в сти­ле ре­нес­сан­са и мань­е­риз­ма – Верх­ние (1574–88) и Зо­ло­тые (1612–14) во­ро­та, «Двор поль­ских ко­ро­лей» (1563–68), ар­се­нал (1602–05, арх. А. ван Об­бер­ген), «Зо­ло­той дом» (1609–17), дом аб­ба­тов Пель­п­лин­ских (1612). Ба­роч­ные со­ору­же­ния: Ко­ро­лев­ская ка­пел­ла кос­тё­ла Св. Ма­рии (1678–81), кос­тёл ие­зуи­тов (1676–77 и 1747–55), дом Шлю­те­ра (1640), дом Уп­ха­ге­на (1775, де­кор – ро­ко­ко), фон­тан Неп­ту­на (1633, 1756–61) и др.

Центры науки и культуры

Главный научный, образовательный и культурный центр Северной Польши. Отделение Польской Академии наук (ПАН; 1980). Гданьское научное общество (1922). Ряд научно-исследовательских институтов, в т. ч. Гидротехнический ин-т (1953) и Ин-т гидродинамики (1956) ПАН, Балтийский ин-т (основан в 1925 в г. Торунь; в Г. с 1958), Морской ин-т (1964), Кашубский ин-т (1996), Ин-т исследований рыночной экономики (1989) и др. В Г. – более десятка вузов (78,2 тыс. студентов, 2013), в т. ч. Гданьский ун-т (1970), политехнический ун-т (основан в 1904 как Королевская высшая техническая школа; совр. назв. и статус с 1945), медицинский ун-т (ведёт историю с 1454; совр. назв. и статус с 1945); академии: изящных искусств (1945), музыки (1947), физического воспитания и спорта им. А. Снядецкого (1969); среди негосударственных вузов – Высшая школа туризма и гостиничного хоз-ва (1996). Библиотеки: Гданьская ПАН (ведёт историю с 1596; статус городской б-ки с 1817; в совр. здании с 1905; в структуре ПАН с 1955), Воеводская и городская публичная им. Дж. Конрада (Коженёвского; ведёт историю с совр. Гданьской б-ки ПАН; совр. статус с 1954; ныне в её системе 33 отделения). Гос. архив в Г. (1901).

Нац. музей (1872) с отделениями: старинного искусства в монастыре францисканцев нач. 16 в., «Зелёные ворота» в резиденции польских королей (1564–68), этнографии в аббатском зернохранилище нач. 18 в., совр. иск-ва в Аббатском дворце в Оливе (1754–56), фотографии (1977), шляхетских традиций в посёлке Ваплево-Вельке (2006). Музеи: Нац. морской (1960), с отделением на корабле-музее «Sołdek»; археологический (1962); истории города (1971; в здании Ратуши «Главного города»), с отделениями: «Двор Артуса» (сер. 14 в.), «Дом Упхагена» (сооружён в 1775), «Караульное помещение (КП) № 1» на Вестерплатте, башенных часов, польской почты, янтаря и др.; постоянная выставка «Дороги к свободе» в Европейском центре Солидарности (2014). Художественные галереи: городского клуба «Żak» (ведёт историю с 1957 со студенческого клуба; совр. статус с 1991), «Punkt» (Гданьского общества друзей иск-ва; 1958), мастерская и галерея «Styl» (1974), центр совр. иск-ва «Łaźnia» (1998), «Triada» (1990), Гданьская городская (2009), Гданьского отделения Ассоциации польских художников и дизайнеров, ин-т иск-ва «Wyspa», им. Гюнтера Грасса, кашубского иск-ва, «Omega-Art», «Art Affairs Gdańsk» и др.

Балтийская опера (1950; здание 1915). Театры: драматические «Wybrzeże» (Побережья; 1946) и Шекспировский (2014), кукольный «Miniatura» (1952); танцевальные труппы «Amareya» (2003) и «Cynada» (обе выступают в Балтийском культурном центре). Балтийская филармония им. Ф. Шопена (1949, с 2006 в Гданьском центре музыки и конгрессов; в её составе симфонический оркестр, 1945). Камерный хор «Schola Cantorum Gedanensis»(1978). Вокально-инструм. ансамбль старинной музыки «Capella Gedanensis» (1981). Осн. культурные центры: городской клуб «Żak», «Гданьский архипелаг культуры» (1967; в его составе 10 сценических площадок), Балтийский культурный центр (1992; в здании Старогородской ратуши; с 2011 также в готическом костёле Св. Яна).

Ежегодные междунар. фестивали: органной музыки в Оливе (с 1957), органной, хоральной и камерной музыки в костёле Пресвятой Девы Марии (с 1978), Шекспировский театральный (с 1993; статус международного с 1997), открытых и уличных театров FETA (с 1997), визуальных искусств (с 2011), альтернативной музыки «Soundrive Fest» (с 2012). Междунар. Балтийский конкурс пианистов и конкурс «Европейский поэт свободы» (оба с 2008). Среди др. фестивалей – «Джаз янтарь» (с 1973), короткометражных фильмов «EuroShorts» (с 1992), карильонный (колокольной музыки; с 1999), «Гданьские джазовые ночи» (с 2000), науки (с 2003), мировой культуры «Окно в мир» (с 2005), «Моцартиана» (с 2006), танца и музыкальный (оба с 2008), «Солидарность искусств» (с 2009), фолк-музыки «Сиеста», «Actus Humanus» и «Дни новой музыки» (все три с 2011), «NeoArte – Спектр новой музыки» (с 2012) и др. Дни нац. меньшинств: еврейской культуры (с 1999), Единства кашубов, православной культуры, «Вильнюс в Гданьске» (литовской культуры) и др. Традиционная ярмарка Св. Доминика (ведёт историю с 1260; возобновлена в 1972); историческая реконструкция «Машина времени» в форте 19 в. (Центр «Hewelianum»). В Г. – 21 городской парк (общая площадь св. 180 га), в т. ч. Оливский парк им. А. Мицкевича (сад бывшего цистерцианского аббатства; заложен в 12–13 вв.; статус городского парка с 1831; совр. название с 1955; на его территории – ботанический сад, 1956). Зоопарк (1954; крупнейший в Польше). Городские пляжи (общая протяжённость ок. 1,5 км).

Спорт

Спортивные клубы: футбольный «Лехия» (1945; обладатель Кубка Польши 1983 и 2019), регбийный «Лехия» (1954; 13-кратный чемпион страны в период с 1960 по 2014), гандбольный «Выбжеже» (1951; 10-кратный чемпион Польши с 1966 по 2001), хоккейный «Сточнёвец» (1970), мужской волейбольный «Трефл» (2005), по спидвею «Выбжеже» (1962) и др. Спортивные сооружения: Городской центр спорта и отдыха (городской стадион; 1927; ок. 12,2 тыс. мест), ледовый дворец «Оливия» (1972; 5,5 тыс. мест), крытый многофункциональный стадион «Эрго Арена» (2010; ок. 15 тыс. мест), футбольный стадион «Энерга Гданьск» (2011; 41,6 тыс. мест), стадион для спидвея. Г. принимал чемпионаты мира: по фехтованию (1963), волейболу среди мужчин (2014), лёгкой атлетике в помещении (2014); чемпионаты Европы: по дзюдо (1994), фехтованию (1997), баскетболу среди мужчин (2009), настольному теннису (2011), волейболу среди мужчин (2013), гандболу среди мужчин (2016); матчи чемпионата Европы по футболу (2012).

Хозяйство

Основа городской экономики – сфера услуг; её ведущие сектора: административные, транспортно-логистические, финансовые услуги, торговля, образование, здравоохранение и туристический бизнес. В Г. базируются штаб-квартиры многих крупнейших польских компаний, в т. ч. «Grupa Lotos» (добыча и переработка сырой нефти), «Energa» (более 80% акций компании принадлежит «PKN Orlen»; производство и распределение электроэнергии, тепла и газа), LPP (один из важнейших производителей одежды), «Glencore Polska» (владелец сети элеваторов; в структуре швейцарской «Glencore»), а также гл. операционный и ИТ-центр BPH (в составе «General Electric»); расчётно-финансовые и бизнес-центры ряда иностранных компаний: германских «ThyssenKrupp» (чёрная металлургия и тяжёлое машиностроение) и «Bayer» (химическая пром-сть), американской «First Data Global Services» (обработка операций по кредитным картам), датско-шведской «Arla Foods» (произ-во молочных продуктов), финской «Kemira» (химическая пром-сть) и «Metsä Group» (лесная пром-сть) и др.; отделения ведущих мировых консалтинговых и аудиторских компаний: американской «Deloitte», британской «PricewaterhouseCoopers» и нидерландской KPMG. Быстро развивается сектор информационных технологий; здесь размещаются польские подразделения компаний: американских «Intel» («Intel Technology Center»; разработка программного обеспечения и управление персоналом), «Acxiom Corporation», «Compuware Corporation», «EPAM Systems», «Synopsys» и «Jeppesen», германской «Lufthansa Systems», французской «SII Group», британской «Kainos Group», ирландской «FINEOS Corporation», норвежских «Powel» и «Schibsted», а также польские ИТ-компании «OIE Support», «Playsoft», «Wirtualna Polska» (один из ведущих интернет-порталов в стране) и др. Грузооборот морского порта 52,2 млн. т (2019; из них 44,3% – генеральные грузы, включая древесину, 33,5% – жидкое топливо, 13,0 % – каменный уголь), в его составе – глубоководный контейнерный терминал «DCT Gdańsk» (2010) с прилегающим к нему Поморским логистическим центром. В порту действует свободная таможенная зона (с 1996). Паромное сообщение с городом Нюнесхамн (Швеция). В рамках Поморской специальной экономической зоны действует Гданьский научно-технологический парк (2006). Г. – место проведения междунар. ярмарок: судостроения и судоходства «Baltexpo» (с 1982), изделий из янтаря и др. камней [«Amberif» (с 1994; крупнейшая в мире), «Ambermart»], рыбопереработки и морепродуктов «Polfish», промышленных технологий, науки и инноваций «Technicon Innovation», молочной пром-сти «Milky Revue», оборудования и принадлежностей для гастрономии и кулинарии «GastroExpo» и др. Полифункциональный выставочный и конгресс-центр «AmberExpo» (2012). Крупный туристический центр; осн. виды туризма: культурно-познавательный, пляжный, спортивный (яхтинг и др.). В 2019 Г. посетило 3,5 млн. чел. (среди иностранцев преобладали туристы из Германии, Скандинавских стран, Великобритании). База боевых вертолётов на аэродроме в городе Прущ-Гданьски (сер. 1930-х гг.; к югу от Г.; там же базируется аэроклуб Г.).

Ведущая отрасль пром-сти – судостроение и судоремонт. Действуют две верфи крупнейшего польского судостроительного холдинга «Remontowa»; «Stocznia Gdańsk» (судоремонт, произ-во металлоконструкций), ряд предприятий холдинга «Remontowa» по произ-ву различных видов судового оборудования. Одно из ведущих промышленных предприятий – НПЗ компании «Grupa Lotos» (мощность 10,5 млн. т сырой нефти в год). Развиваются высокотехнологичные отрасли пром-сти: в самом Г. функционируют заводы компаний «Telkom-Telmor» (выпуск оборудования для сетей цифрового телевидения), «Mercor» (системы пассивной противопожарной защиты) и «Aptiv» (автомобильные электронные системы), в городе Тчев – сингапурской «Flex» (электронные компоненты), в посёлке Страшин – «CTI Mikrotel» и DGT (оба – системы связи). Химическая пром-сть представлена предприятиями по произ-ву фосфорных удобрений (предприятие «GZNF «Fosfory» компании «Grupa Azoty»), химических средств защиты растений («Fregata»), угольных фильтров (бельг. «Desotec»), косметических препаратов («Ziaja Ltd Zakład Produkcji Leków»); лесная пром-сть – мебельной фурнитуры и комплектующих («Laguna»), распушённой целлюлозы (амер. «Weyerhaeuser»). Выпуск пищевых концентратов (предприятие германской группы «Dr. Oetker»), рыбных консервов и др. Обработка янтаря. Энергоснабжение обеспечивает угольная ТЭЦ «Wybrzeże» (электрическая мощность 226,9 МВт).

В границах Г. – южная часть Трёхградского ландшафтного парка (основная его часть – на территории города Сопот) и охраняемые природные территории на Собешевском острове. Близ Г., на шельфе Балтийского моря, компания «Lotos Petrobaltic» (дочерняя «Grupa Lotos») ведёт разведку и добычу нефти и природного газа.

Источник

Гданьск. Прогулка по набережной

В Гданьск невозможно не влюбиться. Попав сюда однажды, человек получает такое огромное количество положительных эмоций от прогулок по улицам этого старинного города, что хочется вернуться еще не раз. Так было и со мной. Здесь можно гулять допоздна в любое время года, любуясь шедеврами ганзейской архитектуры, можно пройтись по музеям или взять экскурсию на кораблике по реке Мотлава (Motława). А можно просто отдохнуть в многочисленных уютных ресторанчиках и кафе.

Гданьск интересен весь. и старый, и современный. Многочисленные парки, скверики, зоны отдыха и развлечений приманивают магнитом, но куда идет человек, посетивший этот город в первый раз? Конечно, в его старинную часть, где каждая улочка пронизана духом того времени.

Охватить в одном обзоре весь город нереально. А поэтому сегодняшний свой репортаж я хочу посвятить исключительно Старому городу, а точнее его небольшой части — набережной реки Мотлава.

Набережная реки Мотлава в Гданьске / Фото из Польши

Попасть на набережную из центральной части Старого города можно через любые из многочисленных арочных ворот: Коровьи, Зеленые, Хлебницкие, Мариацкие, Святого Духа, Страганярские и другие.

Хлебницкие ворота в Гданьске / Фото из Польши

Мы, например, воспользовались Хлебницкими воротами XIV века. Они являются самыми старыми готическими воротами города и украшены гербом города еще без короны. Своё название ворота получили от средневековых хлебных лавок, располагавшихся на улице Хлебницка, где торговали хлебом и булочными изделиями.

Гданьск. Прогулка по набережной / Фото из Польши

Гданьск. Прогулка по набережной / Фото из Польши

Так как на дворе стоял январь — прогулочные корабли и лодки по Мотлаве не ходили, а стояли у причалов на всем протяжении реки, вплоть до акватории порта.

Гданьск. Прогулка по набережной / Фото из Польши

Первым делом мы повернули налево и направились к, пожалуй, главному архитектурному символу Гданьска (наравне с Мариацким костёлом) — старинному крану Журав (XV век), который являлся самым крупным портовым краном средневековой Европы.

Портовой кран Журав в Гданьске / Фото из Польши

Высоченное сооружение использовалось для погрузки тяжелых товаров на корабли, для установки мачт, а также как городские ворота. Максимальная высота подъема грузов весом 2-4 тонны составляла 27 метров. Внутри Журавля находится огромное деревянное колесо, которое когда-то приводилось в движение силой человеческих ног.

Гданьск. Прогулка по набережной / Фото из Польши

Если встать к Журавлю спиной, то на противоположном берегу Мотлавы мы увидим огромные старинные амбары. Они расположены на острове Оловянка и в настоящий момент являются зданиями Центрального морского музея Гданьска. Перед ними, на вечном причале, находится судно «Солдек» (Sołdek) — это первый корабль, построенный в Польше после окончания Второй мировой войны. Названо было судно в честь Станислава Солдека, одного из талантливейших работников завода на Гданьской судоверфи.

Остров Оловянка в Гданьске / Фото из Польши

Гданьск. Прогулка по набережной / Фото из Польши

Если двигаться по набережной еще дальше вперед, то можно прийти в индустриально-портовый район города, а посему мы повернули обратно.

В центральной части набережной в районе Старого города находится множество кафе и сувенирных магазинчиков. Цены здесь в два, а то и в три раза выше, чем на остальных улочках города, но зато здесь можно найти что-то более оригинальное и редкое.

Гданьск. Прогулка по набережной / Фото из Польши

Гданьск. Прогулка по набережной / Фото из Польши

Гданьск. Прогулка по набережной / Фото из Польши

Гданьск. Прогулка по набережной / Фото из Польши

Между Мариацкими и Хлебницкими воротами находится красивое здание Археологического музея Гданьска. Ранее в этом старинном доме располагалось «Естественное товарищество» — одно из старейших научных обществ Польши, основанное в XIX веке. Со стороны Мотлавы боковой фасад здания украшен многоэтажным эркером. В высокой башне, увенчанной красивым куполом, ранее находилась обсерватория.

Здание Археологического музея Гданьска / Фото из Польши

Прямо у стен музея, со стороны набережной, находятся интересные экспонаты — Каменные бабы — гранитные идолы, обозначавшие, предположительно, прусских богов, а также знаменитых братьев Брутена и Видевута — культурных персонажей прусской мифологии. Интересно, что одни статуи держат в руках ритуальные предметы: например, нож и чашу — другие же не имеют ничего.

Читайте также:  Почему река химки называется химки

Гданьск. Прогулка по набережной / Фото из Польши

А мы идем дальше, по направлению к Зеленому мосту и Зеленым воротам. Эти ворота XVI века в стиле ренессанс, пожалуй, самые известные в городе. Они отделяют главную «туристическую» улицу Гданьска — Длуги Тарг — от реки Мотлава. Ворота в готическом стиле, под названием Коги, стояли тут еще с XIV века, но два столетия спустя они были разобраны, и на их месте появились Зеленые ворота. Их изящная архитектура обусловлена тем, что первоначально они предназначались для королевских процессий, так как выходили на дорогу в направлении Гданьск — Эльблонг — Кёнигсберг.

Гданьск. Прогулка по набережной / Фото из Польши

Гданьск. Прогулка по набережной / Фото из Польши

Гданьск. Прогулка по набережной / Фото из Польши

С Зеленого моста, названного так, наверное, из-за предрасположенности мостового камня к позеленению, открывается вид на еще одни ворота — Коровьи и одноименный мост. Названы они были так, потому что служили для прогона коров с пастбищ, а также на близлежащую скотобойню.

Коровьи ворота и Коровий мост в Гданьске / Фото из Польши

Также с моста можно полюбоваться панорамой Амбарного острова и расположенными на нем старинными зерновыми складами. С XIII по XVI век остров застраивался исключительно складами и служил важным районом в промышленной структуре города. Склады тщательно охранялись, а пойманным ворам грозила смертная казнь.

Амбарный остров в Гданьске / Фото из Польши

Гданьск. Прогулка по набережной / Фото из Польши

Сразу за мостом, по соседству с амбарами, раскинулся новый жилой квартал, стилизованный под старину. Многие дома являются точными копиями довоенных построек.

Гданьск. Прогулка по набережной / Фото из Польши

Гданьск. Прогулка по набережной / Фото из Польши

В конце квартала находятся еще одни симпатичные ворота с большой округлой башней — Молочные, или Кувшинные. По одной из версий, свое название ворота получили именно из-за формы башни, напоминающей молочный кувшин.

Гданьск. Прогулка по набережной / Фото из Польши

Здесь мы закончили свою небольшую прогулку по набережной и через Зеленые ворота направились обратно в Старый город — удивительный по красоте и атмосфере район Гданьска, из которого так не хочется уходить.

Источник

Гданьск

Город Гданьск (Gdańsk)

Гданьск — город в северной части Польши, расположен на побережье Балтийского моря. Северный город Гданьск привлек внимание всего мира в начале 1980-х гг. как центр борьбы между польскими рабочими и тогдашним правительством.

Изображение судоверфей Гданьска появилось на экранах телевизоров всего мира. Рабочие, входившие в профсоюз «Солидарность», способствовали созданию движения, которое в конечном счете свергло прежнее правительство, а лидер профсоюза Лех Валенса – электрик судоверфи – в 1990 году стал первым демократически избранным руководителем посткоммунистической Польши.

Сэкономь на путешествии в Гданьск!

История Гданьска

Несмотря на то что теперь на первый план вышла современная история Гданьска, этот город на берегу Балтийского моря издавна играл важную роль и был предметом споров. В 1308 г. Тевтонский орден захватил город, который немцы называли Данцигом, и превратил его в средневековую крепость на Балтике. В XIV в. Гданьск стал процветающим портом и торговым центром в составе Ганзейского союза. На протяжении двух столетий Гданьск был независимым городом-государством. К XVI в. Гданьск стал самым большим городом Польши и крупнейшим центром международной торговли. Во время второго раздела Польши в конце XVIII в. Гданьск отошел к Пруссии; в 1807 г. Наполеон взял его штурмом и объявил вольным городом, но в 1815 г. Венский конгресс вернул Гданьск Пруссии.

Именно здесь начали осуществляться захватнические планы Гитлера — Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 г. с нападения на полуострове Вестерплатте. В ходе войны был уничтожен Старый город с великолепной готической, барочной и ренессансной архитектурой, в которой чувствовалось фламандское влияние. Однако все разрушенное тщательно восстановили, и теперь Гданьск — один из красивейших старинных городов Польши; от Королевского тракта просто захватывает дух — несмотря на то, что большая его часть реконструирована в 1950-х гг. Как это ни удивительно, Гданьск выглядит и ощущается городом XVI в.

Гданьск является самой большой частью «Трехградья» (Trojmiasto) на побережье Балтийского моря. Гданьск, Сопот и Гдыня образуют агломерацию, протянувшуюся на 20 км вдоль залива. Все три города сохранили свою идентичность, но самый древний и интересный из них — Гданьск.

Главный город

Гданьск не похож на другие польские города. У него три разных исторических района, причем начинался он не со Старого города, и самые красивые архитектурные ансамбли тоже находятся в другом районе. Эта честь выпала Главному городу (Glowne Miasto), который часто путают со Старым городом.

Королевский тракт

Несмотря на непростую историю и принадлежность к разным государствам, Гданьск на протяжении трех веков сохранял верность польской короне. Когда король путешествовал из столицы Варшавы в крупнейший порт страны (и источник таможенных пошлин), он въезжал в Гданьск через несколько парадных ворот и ехал по великолепной главной улице города. В Кракове и Варшаве тоже есть Королевский тракт, но ни один из них не может сравниться с Королевским трактом Гданьска. Вне всякого сомнения, это одна из главных достопримечательностей Польши.

Сначала король проезжал через кирпичные Возвышенные ворота (Brama Wyzynna), датируемые XVI в., где ему вручали ключи от города. За Возвышенными воротами находятся Золотые ворота (Zlota Brama) — более пышная арка, увенчанная аллегорическими фигурами. Ворота были построены в 1644 г., но лишь недавно полностью отреставрированы и вернули себе оригинальную позолоту. Затем королевская кавалькада въезжала на улицу Длуга (ul. Dluga) — пешеходную улицу, вдоль которой выстроились великолепные, сверкающие яркими красками трех- и четырехэтажные дома с красивыми барочными порталами, готической лепниной, ренессансными фасадами, гербами и причудливыми украшениями. Большинство зданий было восстановлено после Второй мировой войны, во время которой улица была почти полностью разрушена.

Остановитесь, чтобы полюбоваться домами № 28, 29, 35 и 71. Особый интерес представляет дом Упгагена (Dom Uphagena, ul. Dluga 12, открыто: cp—сб 10.00—16.00, вс 11.00—16.00, вт 10.00—15.00, вход платный) — великолепный купеческий дом XVIII в., в котором разместился музей, где выставлены текстиль и роскошная мебель той эпохи.

В конце улицы Длуга находится построенная в XIV в. ратуша Главного города (Ratusz Glownego Miasta, ul. Dluga 46—47, открыто: вт 10.00—15.00, ср—сб 10.00—16.00, вс 11.00—16.00, вход платный), увенчанная высоким шпилем и золоченой статуей короля Сигизмунда Августа в натуральную величину. Здесь, в одной из главных достопримечательностей Королевского тракта, расположен городской муниципалитет. Роскошные интерьеры ратуши украшены многочисленными живописными полотнами и фресками; здесь же находится Музей истории Гданьска (Muzeum Historyczne Miasta Gdanska, дополнительную информацию о музеях города можно найти на сайте: www.mhmg.gda.pl), где вы увидите превосходную коллекцию фотографий города до и после Второй мировой войны. Изумительный Красный зал, где в прошлом проходили заседания городского совета, сохранился в оригинальном виде; во время войны его украшения были демонтированы и спрятаны. Полюбуйтесь панорамой города с вершины башни.

Прямо перед ратушей находится фонтан Нептуна (Fontanna Neptuna) — красивая бронзовая фигура бога морей, созданная фламандским скульптором в 1549 г. и превращенная в фонтан сто лет спустя. Говорят, это самый старый светский памятник в Польше. Горожане так полюбили его, что во время Второй мировой войны разобрали на фрагменты и спрятали; на свое место Нептун вернулся в 1954 г. Памятник стоит у начала второго участка Королевского тракта, улицы Длуги Тарг (Dlugi Targ). На этой улице, больше похожей на бульвар, находятся несколько красивейших зданий города. Особенно великолепен Двор Артуса (Dwor Artusa, Dlugi Targ 43—44, открыто: вт 10.00—15.00, ср—сб 10.00—16.00, вс 11.00—16.00, вход платный), или Двор Артура, — бывшее место встреч гданьских купцов, названное в честь короля Артура. Внутри огромного зала, превращенного в музей, находится кафельная печь XVI в., состоящая из более чем 500 декоративных плиток.

На той же стороне улицы расположен Золотой дом (Zlota Kamienica, Dlugi Targ 41—42), вероятно, самое красивое здание Старого города. Четырехэтажное строение датируется XVII в. Величественный фасад, тщательно отреставрированный в 2001 г., украшен роскошными аллегорическими фризами, бюстами известных личностей, а на самом верху виднеются четыре жестикулирующие фигуры персонажей классических мифов. Между двумя мировыми войнами в доме располагалась судоходная компания «Кунард», а в настоящее время находится Морской институт.

В дальнем конце улицы Длуги Тарг находятся Зеленые ворота (Zielona Brama) — необычное массивное сооружение с четырьмя арками. Это скорее дом, чем ворота — здание строилось как гостевая королевская резиденция, но оказалось, что внутри очень холодно, и ни один польский монарх не ночевал в Зеленых воротах.

Прибрежный район

Пройдя через Зеленые ворота, вы окажетесь на берегу реки Мотлава. Гданьский кран (Zuraw) — самый большой в средневековой Европе портовый кран, построенный в 1444 г., чтобы поднимать грузы на суда и устанавливать корабельные мачты. В настоящее время кран является частью обширного Центрального морского музея (Centralne Muzeum Morskie, ul. Olowianka 9—13, открыто: вт—вс 9.00—13.00, вход платный, www.cmm.pl), раскинувшегося на обоих берегах реки. В его экспозиции старинные суда и лодки, а также два восстановленных старых амбара на противоположном берегу, где представлены экспонаты, рассказывающие об истории мореплавания в Польше, в том числе шведские пушки времен Шведского потопа XVII в. Через реку гостей города перевозит кораблик; кроме того, вы можете подняться на борт судна «Soldek» — первого грузового судна, построенного в Гданьске после Второй мировой войны.

Вернитесь в центр города через ворота Святой Марии (Brama Sw. Marii) — средневековые крепостные ворота, которые ведут к тихой, но очень милой Марьяцкой улице, мощенной булыжником.

Она считается одной из красивейших в Польше; здесь вы увидите уникальные террасы и вырезанных из камня горгулий, украшающих водосточные трубы всех домов. Подобно другим улицам Гданьска, она была реконструирована после войны, но нисколько не утратила своего очарования. Многие дома на ней заняты под ювелирные магазины, специализирующиеся на изделиях из янтаря — местного полудрагоценного камня (на самом деле это окаменевшая смола хвойных деревьев).

Улица заканчивается готическим костелом Святой Девы Марии (Kosciol Sw. Mariacki, ul. Podkramarska 5), построенным из красного кирпича. Внушительное сооружение было начато в XIV в., а закончено лишь 150 лет спустя; это одна из самых больших церквей в мире, способная вместить до 25 тыс. верующих. И все же большое впечатление производят размеры, а не внутреннее убранство здания. Интерьер довольно прост — результат ущерба, нанесенного войной. Впечатляющие фрески были просто забелены. Под готическими сводами расположились 31 часовня, три дюжины больших окон и удивительные астрономические часы. Часы XV в. показывают знаки зодиака, фазы Луны, дату и время, из часов появляются маленькие фигурки, возвещающие о наступлении следующего часа. Адам и Ева звонят в колокол, а справа выходят 12 апостолов. С часами связана жестокая легенда: говорят, по приказу мэра сконструировавшему их мастеру выкололи глаза, чтобы он больше не смог создать ничего подобного.

В тени громадного костела Святой Девы Марии прячется Королевская часовня — маленькая барочная церковь XVII в. с богатым внутренним убранством. Считается, что это работа голландского архитектора Тильмана из Гамерен. Украшенная куполом церковь была построена по желанию примаса Польши для католического меньшинства. В XVII в. Гданьск был преимущественно протестантским городом.

К западу от костела Святой Девы Марии (Targ Weglowy 6) находится Большой арсенал. Это громадное ренессансное здание с великолепным фасадом, в котором явно чувствуется фламандское влияние, было построено в 1609 г. рядом со средневековыми крепостными стенами. Проектирование этого здания, предназначенного для хранения оружия, потребовало большого труда. После Второй мировой войны здание восстановили, и теперь оно используется как торговый пассаж. Другая сторона арсенала, выходящая на Угольный рынок, выглядит гораздо проще.

На северной границе Главного города в один из переулков втиснут костел Святого Николая (Kosciol Sw. Mikolaja, ul. Swietojanska 72). В отличие от остального города, этот доминиканский костел избежал серьезных повреждений во время войны. В светлом интерьере выделяется коллекция из десяти черных с золотом барочных надалтарных украшений, прикрепленных к колоннам по обе стороны от алтарного нефа. Обращают на себя внимание золоченый многоярусный алтарь и внушительный барочный орган. Утром в воскресенье в костеле поет детский хор.

Старый город

Старый город (Stare Miasto) развивался параллельно Главному городу, хотя он никогда не был таким богатым, а после войны не был так тщательно и с такой любовью восстановлен. Поэтому здесь гораздо меньше достопримечательностей — хотя достаточно для прогулки продолжительностью в полдня.

Главная достопримечательность Старого города — Большая мельница (Wielki Mlyn, ul. Wielki Mlyny 16), огромное сооружение с покатой черепичной крышей. Мельница, построенная тевтонскими рыцарями в 1350 г., была самой большой в средневековой Европе и продолжала работать до конца Второй мировой войны. В настоящее время в ней разместился крытый торговый пассаж с многочисленными магазинами одежды. Позади небольшого пруда за мельницей, на противоположной стороне улицы, расположена ратуша Старого города (Ratusz Starego Miasta, ul. Korzenna 33—35, открыто: пн—nm 9.00—17.00) — это здание XVI в. называли жемчужиной голландского ренессанса. В ратуше, построенной архитектором Антони ван Опбергеном, автором проекта Большого арсенала, заседал городской совет. В настоящее время здесь размещаются кафе и выставочный центр, но наибольший интерес представляет великолепный интерьер здания. Войдите в ратушу и поднимитесь наверх, где вы увидите Большой зал.

Напротив Большой мельницы, через дорогу, находится костел Святой Екатерины (Kosciot Sw. Katarzyny, ul. Profesorska 3) — бывшая приходская церковь, старейшая в Гданьске, строительство которой началось в 1220 г.

Из внутреннего убранства костела с готическими сводами наибольшую ценность представляет огромная фреска слева от органных хоров, на которой изображен вход Иисуса в Иерусалим. На колокольне установлен карильон из 37 колоколов, звучащий каждый час. В 2006 г. костел пострадал от пожара, и доступ временно был ограничен пространством под главной башней. Реставрационные работы закончены в 2008 г.

Восточнее костела Святой Екатерины, сразу за ним, расположен костел Святой Бригитты (Kosciol Sw. Brygidy, ul. Profesorska 17), датируемый XV в.; в новейшее время он стал убежищем для активистов «Солидарности», боровшихся против коммунистического правительства. В костеле размещена постоянная экспозиция, рассказывающая о борьбе польского профсоюза за права человека. Лех Валенса пришел сюда на мессу, прежде чем возглавить рабочее движение. Политизированность этого храма нагляднее всего проявляется в правом приделе, где можно увидеть несколько крестов с забастовок 1980-х гг., а также могилу убитого священника Ежи Попелюшко (поддерживавшего «Солидарность») и барельеф, рассказывающий об истории профсоюза.

Севернее костела, в 10 мин ходьбы, находится старая судоверфь Гданьска, где начинались протесты профсоюза «Солидарность». Сегодня на верфи спокойно, хотя здесь можно увидеть огромный памятник погибшим рабочим судоверфи (Pomnik Poleglych Stoczniowcow, pl. Solidarnosci) — впечатляющее сооружение из крестов и якорей, увековечивающее память 44 человек, которые были убиты во время уличных волнений 1970-х гг. Музей, носящий название «Дороги к свободе» («Drogi do Wolnoscy», ul. Waly Piastowskie 24, открыто: вт—вс 10.00—16.00, вход платный, www.fsc.org.pl), подробно рассказывающий об истории «Солидарности», недавно переехал из исторического здания судоверфи в менее примечательное помещение. К счастью, превосходная экспозиция стала еще интереснее.

Старое предместье

Южнее Главного города расположен третий исторический район Гданьска, куда город расширялся в XV в.; теперь его называют Старым предместьем (Stare Przedmiescie).

Разрушенный во время войны район был восстановлен, и здесь есть пара достойных внимания достопримечательностей. Старое предместье начинается на другой стороне одной из главных улиц города — Podwale Przedmiejskie.

Национальный музей (Muzeum Narodowe, ul. Torunska 1, открыто: em—nm 9.00—16.00, сб, вс 10.00—16.00, вход платный, www.muzeum.narodowe.gda.pl) считается одним из главных в Польше собраний средневековой живописи, гобеленов, вышивки, золотой и серебряной посуды; экспозиция разместилась в бывшем францисканском монастыре и больнице. Самое известное произведение искусства из собрания музея — триптих «Страшный суд» голландского художника Ханса Мемлинга. Во фламандском и голландском разделе также есть работы Ван Дейка и Брейгеля Младшего.

К музею примыкает костел Святой Троицы (Kosciol Swietej Trojcy, ul. Swietej Trojcy 4) — второй по величине в Гданьске. Построенное в XV в. хорошо сохранившееся готическое здание отличается просторным белым интерьером. Особую ценность представляет высокий алтарь, в котором несколько панелей объединены в триптих.

Читайте также:  Где искать жереха в реке

Гольдвассер

Гданьск считается родиной гольдвассера («золотая вода») — настоянного на травах ликера, в который добавлен листок 23-каратного золота: в прошлом этот напиток считали лечебным. Неизвестно, обязан ли гольдвассер своим вкусом золоту, но сладкую настойку на смеси трав и специй стоит попробовать. Гольдвассер также был известен как самый дорогой крепкий напиток, что придавало ему привлекательности.

Экскурсии из Гданьска

Сопот, бывшая рыбацкая деревня в 12 км к северу от Гданьска, теперь считается самым модным морским курортом Польши. В качестве места отдыха он стал развиваться в XVIII в.; почти не пострадавший во время Второй мировой войны, Сопот славится своей спокойной атмосферой и необычными зданиями начала XX в. В летние месяцы город привлекает огромное количество туристов из Северной Европы и Польши, заполняющих кафе, рестораны и ночные клубы на главной пешеходной улице, носящей имя Героев Монте-Кассино, а также песчаные пляжи Гданьского залива (раньше он был сильно загрязнен — учитывайте, что пляжи могут быть в любой момент закрыты, в зависимости от уровня загрязнения). В Сопоте также есть 10-км тропа, проходящая через парк на берегу моря — идеальное место для бега, пешеходных и велосипедных прогулок.

Популярны также прогулки по самому длинному в Польше пирсу (Molo Poludniowe), а также посещение Лесной оперы (Opera Lesna) — амфитеатра в лесу.

Гдыня — следующий город к северу вдоль берега залива, в 21 км от Гданьска, тоже был рыбацкой деревней, но в XX в. превратился в крупный и богатый портовый город с бутиками, барами, ресторанами и музеями, которые привлекают гостей со всей Польши. Большая часть достопримечательностей, сосредоточенных вокруг пирса, связаны с морем и моряками. Посетите корабли-музеи (в том числе «Blyskawica», эсминец времен Второй мировой войны, и трехмачтовый фрегат постройки 1909 г. «Dar Pomorza»), загляните в Океанографический музей и Аквариум (Akwarium Gdynskie, al. Jana Pawla II 1, открыто: вт—вс 10.00—17.00, вход платный) или в Морской музей (Muzeum Morskie, ul. Zawiszy Czarnego la, открыто: вт—вс 10.00—16.00, вход платный); Военный музей открыт только частично.

И в Сопот, и в Гдыню легко добраться на поезде (интервал движения днем около 10 мин, ночью больше) от главного железнодорожного вокзала Гданьска. Дорога до Сопота занимает около 20 мин, до Гдыни — 30 мин.

Если вам хочется уединения, отправляйтесь на тихий полуостров Хель, узкий «палец» которого протянулся на 35 км в воды залива.

Череда рыбацких деревушек и песчаных пляжей становится все популярнее в качестве однодневной прогулки из Гданьска, Сопота и Гдыни. Поезда на полуостров Хель отправляются из Гдыни; время в пути 2 ч. Информацию для туристов см. на сайте: www.jastarnia.pl.

Альтернативный вариант — отправиться в глубь побережья в не испорченный туризмом регион Кашубия (Kaszuby) — холмистую местность, где можно увидеть уникальный фольклор, перевернутый дом и особый народ с собственным языком и культурой.

Обязательно отправьтесь к самому большому и известному замку Польши — Мальборку, который находится в 58 км к юго-востоку от Гданьска. Этот крупнейший готический замок Европы, прежде известный как Мариенбург, когда-то был штаб-квартирои рыцарей Тевтонского ордена. Он был заложен в 1276 г. и в 1306-м стал резиденцией великого магистра. Разрушения, причиненные замку во время Второй мировой войны, удалось восстановить, и в 1997 г. замок был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дорога туда и обратно

Самолет

Аэропорт им. Леха Валенсы (www.airport.gdansk.pl), в день отправляет как минимум пять самолетов LOT до Варшавы, а также не менее трех до Франкфурта и Мюнхена. Билеты можно прибрести в офисе LOT (Тел.: 0801 703 703; ул. Валы Ягеллонские (ul Wary Jagiellonskie), 2/4).

Из Гданьска также можно улететь в большое количество европейских городов, включая Лондон — самолетами Ryanair и Wizz Air (минимум раз в день); Дублин — самолетами Ryanair (ежедневно); и Копенгаген — самолетами SAS (до трех рейсов в день).

До аэропорта можно добраться на автобусе № 110 со станции пригородных поездов «Гданьск-Вжещ», автобусах № 210 или ночном № 3, которые отправляются с главной железнодорожной станции. Поездка на такси обойдется в 45-55zt.

Водный транспорт

Polferries (www.polferries.pl) обслуживает рейсы между Гданьском и шведским Нюнесхамном (Nynashamn) (19 часов), летом — ежедневно, в другое время года — реже. Паромный терминал находится в Новом порту (ул. Ржемыслова (ul Przemystowa), 1) в 5 км на север от центральной части города и в нескольких минутах ходьбы от местной станции пригородных поездов «Гданьск-Бжежно». Получить информацию и приобрести билеты можно в офисах Orbis Travel и РТТК.

С апреля по октябрь из терминала в районе Зеленых ворот в Гданьске отправляются экскурсионные катера Zegluga Gdariska (www.zegluga.pl) до Вестерплатте (билет туда и обратно для взрослых/со скидкой 45/22zt). Если вы пройдете далее на север вдоль пристани, то увидите галеон «Лев» (билет туда и обратно для взрослых/со скидкой 40/22zt), копию судна XVII в., который ежечасно отправляется к Вестерплатте. Рядом расположена пристань водного трамвая, который осуществляет рейсы в Хель (18/9zt, три раза в день) — в мае по выходным, с июня по август — ежедневно. Прокат велосипедов — плюс 3zt к стоимости проезда.

Автобус

Автобусный терминал (ул. 3 мая, 12) находится за Главным железнодорожным вокзалом и соединен с ул. Подвале Гродские подземным переходом. Есть рейсы до Фромборка (17zt, три часа, два рейса в день), Варшавы (52zt, шесть часов, девять рейсов в день) и Свиноуйсьце (Swinoujscie) (63zt, восемь с половиной часов, раз в день).

Железная дорога

Главный железнодорожный вокзал города, «Gdansk Gtowny» (ул. Подвале Гродские, 1) удобно расположен на западной окраине Старого города. Пунктом отправления и прибытия многих поездов дальнего следования является Гдыня, так что не медлите, сходя или садясь в проходящий поезд. Ежедневно десять поездов (в основном Express InterCity) отправляются в Варшаву (114zt, пять с половиной часов). Другие пункты назначения включают Мальборк (16zt, один час пятнадцать минут, минимум ежечасно), Эльблонг (Elblag) (20zt, полтора часа, 10 рейсов в день), Ольштын (37zt, три часа, шесть рейсов в день), Гижицко (Gizycko) (51zt, пять часов, два рейса в день), Краков (129zt, восемь часов, 10 рейсов в день), Познань (51zt, около пяти часов, семь рейсов в день), Торунь (39zt, четыре часа, 11 в день), Щецин (56zt, пять с половиной часов, четыре рейса в день), Белосток (58zt, около восьми часов), и Люблин (63zt, девять часов, два раза в день).

Передвижение по региону

Местный пригородный поезд, или просто SKM, ходит с 15-минутным интервалом с 06.00 до 19.30 и менее регулярно позднее между главными станциями Гданьска и Гдыни, через Сопот и станцию «Гданьск-Олива» (линия, ведущая через «Гданьск-Бжежно» в Новый порт, является другим маршрутом и отправляется с главной станции с большим интервалом). Покупайте билеты на любой станции, затем активируйте их при входе на платформу или же приобретайте их в автоматах.

Источник

Гданьск — Gdańsk

Calle Dlugie Pobrzeze, Гданьск, Полония, 2013-05-20, DD 06.jpg

Corte Artus, Гданьск, Полония, 2013-05-20, DD 03.jpg

Гданьск Kosciol mariacki5.jpg

Гран-Армерия, Гданьск, Полония, 2013-05-20, DD 08.jpg

7629vik Gdańsk, фонтана Нептуна. Foto Barbara Maliszewska.jpg

Politech gda elektrotech automat.jpg

Гданьск диабельски млын 1.jpg

  • Слева направо: река Мотлава.
  • Artus Court
  • Костел Святой Марии и Ратуша Гданьска
  • Арсенал голландских маньеристов
  • Фонтан Нептуна
  • Гданьский технологический университет
  • Колесо обозрения на острове Зернохранилище

Флаг Гданьска

Герб Гданьска

Гданьск расположен в Поморском воеводстве.

Гданьск

Гданьск находится в Польше.

Гданьск

Гданьск находится в Европе.

Гданьск

Гданьск ( / ɡ ə д æ н ы к / gə- DANSK , также США : / ɡ ə д ɑː н ы к / gə- DAHNSK ; польский: [ɡdajsk] ( слушать ) ; Немецкий : Данциг [ˈDantsɪç] ( слушать ) ; Кашубский : Гдуньск ) — город на балтийском побережье северной Польши . Гданьск с населением 470 907 человек является столицей и крупнейшим городом Поморского воеводства и самым известным городом в окрестностях культурно-географического региона Кашубия . Это главный морской порт Польши и центр четвертого по величине мегаполиса страны .

Город расположен на южной окраине Гданьского залива на Балтийском море , в агломерации с городом Гдыня , в курортном городе в Сопоте и пригородных общины; они образуют мегаполис, называемый Труймясто ( Trójmiasto ), с населением приблизительно 1,5 миллиона человек. Гданьск расположен в устье реки Мотлава , соединенной с Ленивкой , ответвлением в дельте близлежащей реки Вислы , которая истощает 60 процентов территории Польши и соединяет Гданьск со столицей Польши Варшавой . Вместе с близлежащим портом Гдыня Гданьск также является заметным промышленным центром.

История города сложна, с периодами правления Польши, Пруссии и Германии, а также периодами автономии или самоуправления в качестве свободного города-государства . В эпоху раннего Нового времени Гданьск был королевским городом Польши . Он считался самым богатым и крупнейшим городом Польши до бурного роста Варшавы в 18 веке. В позднем средневековье это был важный морской порт и город кораблестроения, а в 14-15 веках он был членом Ганзейского союза .

В межвоенный период Гданьск находился в спорном регионе между Польшей и Германией, который стал известен как Польский коридор . Неоднозначным города политический статус эксплуатировалась Германией, дальнейшее напряженность между двумя странами, которые в конечном счете достигают высшей точки в Нашествие Польши и первое столкновение на Второй мировой войны только за пределами города пределы, а затем этнической чистки и расстрелы польских — говорящее меньшинство и, в конечном итоге, бегство и изгнание немецкоязычного большинства населения города в 1945 году.

В 1980-х годах Гданьск был местом зарождения движения солидарности , которое сыграло важную роль в прекращении коммунистического правления в Польше и способствовало краху Восточного блока , падению Берлинской стены и роспуску Варшавского договора. .

Gdańsk является домом для Гданьского университета , Гданьского технологического университета , в Национальном музее , в Гданьске шекспировского театра , в музее Второй мировой войны , в польской Балтийской филармонии и Центра европейской солидарности . В городе также проходит ярмарка Святого Доминика , которая восходит к 1260 году и считается одним из крупнейших торговых и культурных событий в Европе. Гданьск также возглавляет мировые рейтинги по качеству жизни, безопасности и уровню жизни.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Имена
    • 1.1 Церемониальные имена
  • 2 История
    • 2,1 Ранняя Польша
    • 2.2 Поморская Польша
    • 2.3 Тевтонские рыцари
    • 2.4 Королевство Польское
    • 2,5 Пруссия и Германия
    • 2.6 Межвоенные годы и Вторая мировая война
    • 2.7 Современное время
  • 3 География
    • 3.1 Климат
  • 4 Экономика
  • 5 Основные достопримечательности
    • 5.1 Архитектура
    • 5.2 Музеи
    • 5.3 Развлечения
  • 6 Транспорт
  • 7 видов спорта
  • 8 Политика и местное самоуправление
    • 8.1 Областной центр
    • 8.2 Муниципальное правительство
    • 8.3 Районы
  • 9 Образование и наука
    • 9.1 Научные и региональные организации
  • 10 Международные отношения
    • 10.1 Города-побратимы — города-побратимы
    • 10.2 Партнерство и сотрудничество
  • 11 Галерея
  • 12 Население после Второй мировой войны
  • 13 Известные люди
  • 14 См. Также
  • 15 заметок
  • 16 Ссылки
    • 16.1 Цитаты
    • 16.2 Библиография
  • 17 Внешние ссылки

Имена

Считается , что название города происходит от реки Гдания , первоначального названия рукава Мотлава, на котором расположен город. Название поселения было записано после смерти Святого Адальберта в 997 году нашей эры как urbs Gyddanyzc, а позже оно было записано как Kdanzk в 1148 году, Gdanzc в 1188 году, Danceke в 1228 году, Гданьск в 1236 году, Danzc в 1263 году, Danczk в 1311 году, Danczik в 1399 г., Данциг в 1414 г., Гдёнск в 1656 г. На польском языке произносится современное название города. [ɡdaj̃sk] ( слушайте ) . В английском языке (где диакритический над «п» часто опускается) обычным произношением / ɡ ə д æ н сек к / или / ɡ ə д ɑː н ы к / . Немецкое название Данциг произносится [ˈDantsɪç] ( слушай ) .

Города Латинского имя может быть передано в Gedania , Gedanum или Dantiscum ; разнообразие латинских названий отражает смешанное влияние польского, немецкого и кашубского наследия города. Другие прежние варианты написания имени включают Данциг , Данцич и Данцич .

Церемониальные имена

В особых случаях город также называют «Королевский польский город Гданьск» (польский Królewskie Polskie Miasto Gdańsk , латинский Regia Civitas Polonica Gedanensis , кашубский Królewsczi Polsczi Gard Gduńsk ). На кашубском языке город называется Гдуньск . Хотя некоторые кашубцы могут также использовать название «Наша столица Гдуньск» ( Nasz Stoleczny Gard Gduńsk ) или «Столица Кашубии Gduńsk» ( Stoleczny Kaszëbsczi Gard Gduńsk ), культурные и исторические связи между городом и регионом Кашубия спорны и использование таких имен вызывает споры среди кашубцев.

История

Ранняя Польша

Первое письменное упоминание мысль обратиться к Гданьска является вита из Санкт — Адальберта . Написанный в 999 году, он описывает, как в 997 году святой Адальберт Пражский крестил жителей города Гыдданныц , «который отделял великое королевство герцога [то есть Болеслава Храброго Польши] от моря». Других письменных источников X и XI веков не существует. Судя по дате в биографии Адальберта , в 1997 году город отметил свое тысячелетие.

Археологические доказательства происхождения города были обнаружены в основном после того, как Вторая мировая война превратила 90 процентов центра города в руины, что позволило провести раскопки. Самые старые семнадцать уровней поселений были датированы периодом между 980 и 1308 годами. Обычно считается, что Мешко I из Польши построил на этом месте цитадель в 980-х годах, тем самым соединив польское государство под властью династии Пястов с торговыми путями Балтийского моря. . При археологических раскопках города были обнаружены следы построек и жилищ 10 века.

Поморское Польша

Сайт находился под властью Самборидов как польское герцогство . Он состоял из поселения на современном Длинном рынке, поселений ремесленников вдоль Старого рва , поселений немецких купцов вокруг церкви Святого Николая и старой крепости Пястов. В 1186 году в соседней Оливе , которая сейчас находится в черте города, был основан цистерцианский монастырь . В 1215 году герцогская крепость стала центром расколотого померельского герцогства . В то время на территории более позднего города находились различные села. По крайней мере с 1224/25 года на территории сегодняшнего Длинного рынка существовало поселение на немецком рынке с купцами из Любека .

В 1224/25 г. купцы из Любека были приглашены в качестве «хоспитов» ( иммигрантов с особыми привилегиями ), но вскоре (в 1238 г.) были вынуждены покинуть Свантополк II Самборидов во время войны между Суантополком и тевтонскими рыцарями , во время которой Любек поддерживал последний. Миграция купцов в город возобновилась в 1257 году. Значительное немецкое влияние не проявлялось до 14 века, после захвата города тевтонскими рыцарями.

На последней в 1263 Pomerelian герцога, Swantopolk II. предоставил права города согласно закону Любека поселению с формирующимся рынком. Это была хартия автономии, аналогичная хартии Любека, который также был основным источником многих поселенцев. В документе 1271 Pomerelian герцог Мстивая II обратилась к торговцам Lübeck осевшим в городе , как его лояльные граждане из Германии.

В 1300 году в городе проживало около 2000 человек. Хотя в целом город был далек от важного торгового центра в то время, он имел некоторое отношение к торговле с Восточной Европой . Из-за нехватки средств Самбориды ссудили поселение Бранденбургу, хотя планировали вернуть город и отдать его Польше. Польша пригрозила вмешаться, и бранденбургцы покинули город. Впоследствии город был взят датскими князьями в 1301 году. Тевтонские рыцари были наняты польской знатью для изгнания датчан.

Тевтонские рыцари

В 1308 году город был взят Бранденбургом, и тевтонские рыцари восстановили порядок. Впоследствии рыцари взяли под свой контроль город. Первоисточники фиксируют резню , устроенную тевтонскими рыцарями против местного населения, в количестве 10 000 человек, но точное число убитых является предметом споров в современной науке. Некоторые авторы принимают число, указанное в первоисточниках, в то время как другие считают, что 10 000 были средневековым преувеличением, хотя ученые сходятся во мнении, что резня определенного масштаба действительно имела место. События были использованы польской короной для осуждения тевтонских рыцарей в последующем папском иске.

Рыцари колонизировали этот район, заменив местных кашубцев и поляков немецкими поселенцами. В 1308 году они основали возле города Осек Хакельверк , первоначально как славянское рыбацкое поселение. В 1340 году тевтонские рыцари построили большую крепость, которая стала резиденцией рыцарского Комтура . В 1346 году они изменили городской закон города, который тогда состоял только из Рехтштадта , на закон Кульма . В 1358 году Данциг присоединился к Ганзейскому союзу , а в 1361 году стал его активным членом. Он поддерживал отношения с торговыми центрами Брюгге , Новгородом , Лиссабоном и Севильей . Около 1377 года Старый город тоже получил права города. В 1380 году был основан Новый город как третье независимое поселение.

После ряда польско-тевтонских войн , в Договоре Калиш (1343) Орден должен был признать , что она будет держать Восточное Поморье как феодальное от польской короны . Хотя правовая основа владения этой провинцией оставалась под сомнением, город процветал за счет увеличения экспорта зерна (особенно пшеницы), древесины, поташа, дегтя и других лесных товаров из Пруссии и Польши через Торговые пути реки Вислы , хотя после ее захвата тевтонские рыцари пытались активно снизить экономическое значение города. В то время как под контролем Тевтонского ордена немецкая миграция увеличилась. Религиозные сети Ордена способствовали развитию литературной культуры Данцига. В 1409 году разразилась новая война, кульминацией которой стало Грюнвальдское сражение (1410 г.), и город перешел под контроль Королевства Польского . Год спустя, с Первым Торновым миром , он вернулся к Тевтонскому Ордену.

Читайте также:  Река сарс пермский край

Королевство Польское

В 1440 году город участвовал в основании Прусской конфедерации, которая была организацией, выступавшей против правления тевтонских рыцарей. Организация в своей жалобе от 1453 года упомянула неоднократные случаи, когда тевтонские рыцари заключали в тюрьмы или убивали местных патрициев и мэров без приговора суда. По просьбе организации король Польши Казимир IV вновь включил территорию в состав Королевства Польского в 1454 году. Это привело к Тринадцатилетней войне между Польшей и государством Тевтонского ордена (1454–1466). С 1454 года король разрешил городу чеканить польские монеты. Местный мэр присягнул королю во время инкорпорации в марте 1454 года в Кракове , и город снова торжественно присягнул на верность королю в июне 1454 года в Эльблонге , признав предыдущую тевтонскую аннексию и правление незаконными. 25 мая 1457 года город получил права автономного города.

15 мая 1457 г. Казимир IV из Польши предоставил городу Великую привилегию после того, как был приглашен городским советом и уже пробыл в городе пять недель. С Великой привилегией город получил полную автономию и защиту от короля Польши. Привилегия сняла пошлины и налоги на торговлю в Польше, Литве и Малороссии (современные Белоруссия и Украина) и предоставила городу независимую юрисдикцию, законодательство и управление ее территорией, а также право чеканить собственную монету. Кроме того, привилегия объединила Старый город , Осек и Главный город и легализовала снос Нового города , который встал на сторону тевтонских рыцарей . К 1457 году Новый город был полностью снесен, никаких построек не осталось.

Получив свободный и привилегированный доступ на польские рынки, морской порт процветал, одновременно торгуя с другими ганзейскими городами. После Второго Тернового мира (1466 г.) между Польшей и Тевтонским орденом война окончательно прекратилась. После Люблинской унии между Польшей и Литвой в 1569 году город продолжал пользоваться значительной степенью внутренней автономии (см. Данцигское право ). Будучи крупнейшим и одним из самых влиятельных городов Польши, он пользовался правом голоса во время королевских выборов в Польше.

В 1569 году здесь была основана меннонитская церковь .

В 1575 году на выборах короля на польский престол Данциг поддержал Максимилиана II в его борьбе против Стефана Батори . Именно последний в конечном итоге стал монархом, но город, воодушевленный тайной поддержкой Дании и императора Максимилиана , закрыл свои ворота перед Стефаном. После шестимесячной осады Данцига (1577 г.) городская армия из 5000 наемников потерпела полное поражение в полевом сражении 16 декабря 1577 г. Однако, поскольку армии Стефана не смогли взять город силой, был достигнут компромисс: Стефан Батори подтвердил особый статус города и ее права Данцига, предоставленные более ранними польскими королями . Город признал его правителем Польши и заплатил огромную сумму в 200 000 гульденов золотом в качестве компенсации («извинения»).

Около 1640 года Иоганнес Гевелий основал свою астрономическую обсерваторию в Старом городе . Польский король Иоанн III Собеский неоднократно регулярно посещал Гевелия.

Помимо большинства говорящих по-немецки, элиты которых иногда отличали свой немецкий диалект как померельский , в городе проживало большое количество поляков, говорящих по- польски , поляков-евреев, латышских куршениеков , фламандцев и голландцев . Кроме того, ряд шотландцев укрылись или мигрировали в город и получили гражданство. Во время протестантской Реформации большинство немецкоязычных жителей приняли лютеранство . Из-за особого статуса города и значимости в пределах Речи Посполитой жители города в значительной степени стали бикультурными, разделяя польскую и немецкую культуру, и были сильно привязаны к традициям Речи Посполитой.

Город пострадал от последней великой чумы и медленного экономического спада из-за войн 18 века. Как оплот сторонников Станислава Лещинского во время Войны за польское наследство , он был взят русскими после осады Данцига в 1734 году.

Исследовательское общество Данциг (на немецком языке Naturforschende Gesellschaft в Данциг ) , основанное в 1743 году было одним из первых в своем роде.

Пруссия и Германия

Данциг был аннексирован Прусским королевством в 1793 году во время второго раздела Польши . И польское, и немецкоязычное население в значительной степени выступало против прусской аннексии и желало, чтобы город оставался частью Польши. Мэр города покинул свой пост из-за аннексии, а также известный член городского совета Ян (Иоганн) Упхаген, историк и коллекционер произведений искусства, чей дом в стиле барокко теперь является музеем , в знак протеста против аннексии подал в отставку. Попытка студенческого восстания против Пруссии под руководством Готфрида Бенджамина Бартольди [ де ] была быстро подавлена ​​властями в 1797 году.

В эпоху Наполеона город стал вольным городом с 1807 по 1814 год.

В 1815 году, после поражения Франции в наполеоновских войнах , он снова стал частью Пруссии и стал столицей Regierungsbezirk Danzig в провинции Западная Пруссия . Самым долгим президентом города был Роберт фон Блюменталь, который занимал этот пост с 1841 года, через революции 1848 года , до 1863 года. После объединения Германии в 1871 году под гегемонией Пруссии город стал частью Германской империи и оставался им до 1919 года. после поражения Германии в Первой мировой войне .

Межвоенные годы и Вторая мировая война

Когда Польша восстановила свою независимость после Первой мировой войны с выходом к морю, как обещали союзники на основе « Четырнадцати пунктов » Вудро Вильсона (пункт 13 призывал к «независимому польскому государству», «которому должно быть гарантировано свободное и безопасный выход к морю »), поляки надеялись, что порт города также станет частью Польши.

Однако, в конце концов, поскольку немцы составляли большинство в городе, а поляки составляли меньшинство (в переписи 1923 г. 7896 человек из 335 921 указали польский, кашубский или мазурский в качестве родного языка), город не был передан под суверенитет Польши. . Вместо этого, в соответствии с условиями Версальского договора , он стал Вольным городом Данциг (нем. Freie Stadt Danzig ), независимым квазигосударством под эгидой Лиги Наций с его внешними делами в значительной степени под контролем Польши — без тем не менее, любое публичное голосование, чтобы узаконить потерю города Германией.

Права Польши также включали бесплатное пользование гаванью, польским почтовым отделением, польским гарнизоном в районе Вестерплатте и таможенным союзом с Польшей. Это расположение было вдохновлено историей города, который на протяжении сотен лет был частью Польши, с которой он разделял экономические интересы, благодаря которым он процветал и в котором он пользовался широкой автономией. Это привело к значительной напряженности между местной немецкой администрацией и Республикой Польша . Вольный город имел свою конституцию, национальный гимн , парламент и правительство ( сенат ). Он выпустил свои собственные марки, а также свою валюту, Данцигский гульден .

С ростом нацизма среди немцев, усилились антипольские настроения и усилилась политика германизации и сегрегации , в 1930-х годах права местных поляков обычно нарушались и ограничивались местной администрацией. Польским детям было отказано в приеме в государственные польскоязычные школы, не разрешалось сдавать в аренду помещения польским школам и дошкольным учреждениям. Благодаря такой политике в городе существовало только 8 польских государственных школ, а полякам удалось организовать еще 7 частных польских школ.

В 1937 году от поляков, которые отправляли своих детей в частные польские школы, потребовали перевести детей в немецкие школы под угрозой вмешательства полиции, и были совершены нападения на польские школы и польскую молодежь. Немецкие ополченцы неоднократно избивали польских активистов, разведчиков и даже почтальонов в качестве «наказания» за распространение польской прессы. Немецкие студенты напали и выгнали польских студентов из технического университета. Десятки польских фамилий были насильственно германизированы, а польские символы, напоминавшие о том, что на протяжении веков Гданьск был частью Польши, были удалены с достопримечательностей города, таких как Двор Артуса и Фонтан Нептуна .

С 1937 года наем поляков на работу в немецких компаниях был запрещен, и уже работавшие поляки были уволены, использование польского языка в общественных местах было запрещено, а полякам не разрешалось входить в некоторые рестораны, в частности, принадлежащие немцам. В 1939 году, до вторжения Германии в Польшу и начала Второй мировой войны , местные польские железнодорожники стали жертвами избиений, а после вторжения они также были заключены в тюрьмы и убиты в нацистских концлагерях .

В начале 1930-х годов местная нацистская партия извлекла выгоду из прогерманских настроений и в 1933 году получила 50% голосов в парламенте. После этого нацисты под руководством гауляйтера Альберта Форстера добились господства в городском правительстве, которое все еще номинально контролировалось Верховным комиссаром Лиги Наций . Немецкое правительство официально потребовало вернуть Данциг Германии вместе с экстерриториальным (то есть под юрисдикцией Германии ) шоссе через территорию Польского коридора для наземного доступа из остальной части Германии. Гитлер использовал вопрос о статусе города в качестве предлога для нападения на Польшу и в мае 1939 года во время встречи на высоком уровне с немецкими военными чиновниками объяснил им: «На карту поставлен не Данциг. вопрос о расширении нашего жизненного пространства на востоке », добавив, что не повторится чешская ситуация, и Германия нападет на Польшу при первой возможности, после изоляции страны от ее западных союзников.

После того, как германо-польские предложения о мирном решении трех основных проблем были отклонены, немецко-польские отношения резко ухудшились. Германия напала на Польшу 1 сентября после подписания пакта о ненападении с Советским Союзом (который включал Секретную часть, касающуюся раздела Польши и стран Балтии между двумя странами) в конце августа и после трехкратного откладывания нападения.

Немецкое наступление началось в Данциге с бомбардировки польских позиций на Вестерплатте немецким линкором « Шлезвиг-Гольштейн» и высадки немецкой пехоты на полуостров. Превышенные численностью польские защитники на Вестерплатте сопротивлялись в течение семи дней, прежде чем у них закончились боеприпасы. Между тем, после ожесточенной однодневной драки (1 сентября 1939 года) защитники Польской почты были преданы суду и казнены, а затем похоронены на месте в Данцигском квартале Заспа в октябре 1939 года. В 1998 году немецкий суд отменил их обвинительный приговор и приговор. .

Город был официально аннексирован нацистской Германией и включен в состав Рейхсгау Данциг — Западная Пруссия . Около 50 процентов членов еврейской общины Данцига покинули город в течение года после погрома в октябре 1937 года, после беспорядков в Хрустальной ночи в ноябре 1938 года община решила организовать свою эмиграцию, и в марте 1939 года начался первый транспорт в Палестину . К сентябрю 1939 года осталось всего 1700 евреев, в основном пожилых людей. В начале 1941 года в Данциге все еще проживало всего 600 евреев, большинство из которых позднее были убиты во время Холокоста .

Из 2938 еврейских общин города 1227 смогли спастись от нацистов до начала войны. Нацистская тайная полиция наблюдала за общинами польских меньшинств в городе с 1936 года, собирая информацию, которая в 1939 году использовалась для подготовки списков поляков, которые должны были быть захвачены в ходе операции «Танненберг» . В первый день войны около 1500 этнических поляков были арестованы, некоторые из-за их участия в социальной и экономической жизни, другие за то, что они были активистами и членами различных польских организаций. 2 сентября 1939 года 150 из них были депортированы в лагерь Sicherheitsdienst Stutthof примерно в 50 км от Данцига и убиты. Многие поляки, проживавшие в Данциге, были депортированы в Штуттгоф или казнены в Пясницком лесу.

В 1941 году Гитлер приказал вторгнуться в Советский Союз , в конечном итоге заставив военное счастье обернуться против Германии. По мере наступления Советской Армии в 1944 году немецкое население Центральной и Восточной Европы обратилось в бегство, что привело к началу масштабного перемещения населения. После того, как в январе 1945 года началось последнее советское наступление , сотни тысяч немецких беженцев собрались в Данциге, многие из которых бежали пешком из Восточной Пруссии , некоторые пытались бежать через городской порт в ходе крупномасштабной эвакуации с участием сотен немецких грузов и пассажирские суда. Некоторые из кораблей были потоплены Советским Союзом, в том числе « Вильгельм Густлофф» после попытки эвакуации из соседней Гдыни . При этом были убиты десятки тысяч беженцев.

Город также подвергся тяжелым налетам союзной и советской авиации. Тем, кто выжил и не смог спастись, пришлось столкнуться с советской армией, которая 30 марта 1945 года захватила сильно разрушенный город, после чего последовали широкомасштабные изнасилования и грабежи. В соответствии с решениями, принятыми союзниками на Ялтинской и Потсдамской конференциях, город был интегрирован с Польшей. Оставшиеся немецкие жители города, пережившие войну, бежали или были изгнаны в послевоенную Германию. Город был заселен этническими поляками ; до 18 процентов (1948) из них были депортированы Советами в двух крупных волн от польских территорий , захваченных Советским Союзом , например , как восточная часть ( Kresy ) из довоенной Польши .

Современное время

Части исторического старого города Гданьска, который сильно пострадал во время войны, были восстановлены в 1950-х и 1960-х годах. Реконструкция не была привязана к довоенному облику города, а была политически мотивирована как средство культурной чистки и уничтожения всех следов немецкого влияния в городе. Любые следы немецкой традиции игнорировались коммунистами, подавлялись или рассматривались как «прусское варварство», достойное только сноса, в то время как коммунистические и фламандско-голландские, итальянские и французские влияния использовались для замены исторически точной германской архитектуры, которая была построена в городе. с 14 века.

Благодаря крупным инвестициям в развитие порта и трех крупных верфей для советских амбиций в Балтийском регионе , Гданьск стал крупным судоходным и промышленным центром Польской Народной Республики .

В декабре 1970 года в Гданьске прошли демонстрации против режима , которые привели к падению коммунистического лидера Польши Владислава Гомулки . Во время демонстраций в Гданьске и Гдыне военные и полиция открыли огонь по демонстрантам, в результате чего несколько десятков человек погибли. Десять лет спустя, в августе 1980 года, Гданьский судостроительный завод стал местом зарождения профсоюзного движения « Солидарность ».

В сентябре 1981 года, чтобы сдержать «Солидарность», Советский Союз начал учения «Запад-81» , крупнейшие военные учения в истории, в ходе которых были проведены высадки десанта недалеко от Гданьска. Между тем, Солидарность провела свой первый национальный конгресс в Хала Оливия , Гданьск, в котором приняли участие более 800 депутатов. Его оппозиция коммунистическому режиму привела к прекращению правления Коммунистической партии в 1989 году и вызвала серию протестов, свергнувших коммунистические режимы бывшего советского блока . Лидер «Солидарности» Лех Валенса стал президентом Польши в 1990 году. В 2014 году в Гданьске открылся Европейский центр солидарности , музей и библиотека, посвященные истории движения.

Уроженец Гданьска Дональд Туск стал премьер-министром Польши в 2007 году и президентом Европейского совета в 2014 году. Сегодня Гданьск является крупным морским портом и туристическим центром .

В январе 2019 года мэр Гданьска Павел Адамович был убит человеком, который только что вышел из тюрьмы за тяжкие преступления; Мужчина заявил после того, как ударил мэра ножом в живот, около сердца, что политическая партия мэра была ответственна за его тюремное заключение. Хотя Адамовичу удалось перенести многочасовую операцию, чтобы попытаться вылечить свои раны, на следующий день он умер.

В октябре 2019 года город Гданьск был награжден Премией принцессы Астурийской в категории «Согласие» как признание того факта, что «прошлое и настоящее в Гданьске чувствительно к солидарности, защите свободы и прав человека, а также к сохранение мира ».

Источник