Меню

Река в дели название



Река в дели название

( Delhi), столица Индии, в центр. части Индо-Гангской равнины, на правом берегу Джамны. 9817 тыс. жителей (2002). Полагают, что город основан героями «Махабхараты» в XII в. до н. э. и назывался Индрапрастха. Название Дилли появилось в I–II вв., когда раджа по имени Дилли основал здесь свою столицу. Быстрый рост города начался в XII в., вскоре после вторжения исламских завоевателей. Сначала город был столицей Делийского султаната, затем империи Великих Моголов и Британской Индии. Лишь три раза столицу переносили в другие города: в XIV в. на 10 лет в Дилатабад, в XVI в. в Агру и Фатехпур Сикри, в XIX в. в Калькутту. Д. почти не изменил свое положение и название. Совр. Д. объединяет на своей территории 7 столиц, возникавших после XI в. Нью-Дели стал восьмой после переноса сюда в 1911–12 гг. столицы Британской Индии из Калькутты. Несмотря на бесконечную череду нашествий и разрушений, узловое положение города на равнине между пустыней Тар и горами Аравали и Гималаями приводило его к неизменному возрождению. В его облике сплетены сказочность индуизма, аскетизм и суровость ислама с персидской утончённостью и британской гармонией. На юж. окраине в Махраули (первая столица) сохранились минарет Кутб Минар, высотой 72,6 м (1220 г.); не ржавеющая уже много веков жел. колонна IV в., посвящённая Богу Вишне. Неподалёку разв. второй и третьей столиц ( Сири и Джаханпаннаха). Восточнее находится четвёртая столица Туглакабад – город-крепость с высокими каменными стенами длиной 6,5 км. Пятая столица Фирозабад – в центре города. Шестая Пурана-Кила («старая крепость») находится неподалёку и построена на месте древнего Индрапрастха, на берегу Джамны в XVI в. Сохранились стены, башни; рвы до сих пор частично заполнены водой. Седьмая столица – собственно Старый Д., или Шахджаханабад, – расположена севернее совр. центра города. Сохранились ч. стен, Красный Форт (Лал-Кила), окружающий императорский дворец. В нём был поднят флаг независимой Индии; музеи. К З. от форта тянется прямая улица Чандни-Чоук («серебряная») с лавками ювелиров и ремесленников. Рядом с Фортом Джамна-Масжид, или Пятницкая Мечеть (1651–56), – один из выдающихся памятников исламской архитектуры. В Старом Д. сосредоточен пром. потенциал города: муком., хл.-бум., полиграф. и металлообр. пр-тия, худож. ремёсла. Нью-Дели интенсивно строился до 1931 г. как столица огромной империи: правительственные здания; обширные площади для офиц. церемоний. Раджпатх, просторная парковая улица шириной 358 м, ведёт от Триумфальной арки к Президентскому дворцу. Жилые кварталы расположены свободно, в них много зелени. Иностранные посольства занимают отдельный квартал. Развивается совр. пр-сть: хим., электронная, пр-во деталей автомобилей и др. В 1977 г. был снят запрет на возведение в черте города высоких зданий.

Источник

Река в дели название

Delhi Montage copy.jpg

Дели
хинди दिल्ली
в.-пандж. ਦਿੱਲੀ
урду دِلّی
англ. Delhi

Дели (Индия)

Дели

Де́ли (хинди दिल्ली , в.-пандж. ਦਿੱਲੀ , урду دِلّی , англ. Delhi ) — второй по величине (после Мумбаи) город Индии, имеющий статус союзной территории (Национальный столичный округ Дели). Расположен на севере Индии на берегу реки Ямуна.

Дели — многонациональный город, в котором перемешаны разные культуры. Разные народы Индии играют разные роли в экономике города.

Содержание

Этимология

Название города «Дели» происходит от персидского слова Дахлиз (урду دہلیز ; в переводе на русский: порог или граница), по другим версиям — от имени короля Морьян, Раджи Дхайллу. Жителей Дели называют Delhi-ites. Имя города ассоциируют также с названием общин Диллиуоалей (урду دلی والے ) c характерным укладом жизни, такие сообщества сохранились в окрестных деревнях и пакистанских городах.

География

Расположение и физическая география

Национальная столичная территория Дели находится в Северной Индии между штатами Уттар-Прадеш (на востоке) и Харьяна (на западе, севере и юге). Она занимает территорию 1483 км², из которых 783 км² приходится на сельские районы, а 700 км² — на городские. Размеры территории составляют 51,9 на 48,5 км.

Дели лежит на западном берегу реки Джамны (или священной Ямуны, известной со времени «Махабхараты»), правом притока Ганга. Междуречье этих рек — Доаб, плодородная обжитая равнина, — древнейшая житница Хиндустана. С юга к городу подходят останцы древней горной гряды Аравалли, укрытые мощной толщей речных наносов. Эти холмы оживляют монотонность окружающих равнин (средняя высота Дели — 293 м над уровнем моря).

Территория расположена в пределах Индо-Гангской равнины, однако её ландшафт весьма разнообразен. Он варьирует от равнинных участков, занятых сельскохозяйственными полями, на севере, до засушливых холмов на юге. На юге территории некогда существовало несколько естественных озёр, но они были осушены для добычи полезных ископаемых. Через город протекает река Джамна, разделяющая его на две части, соединенные многочисленными мостами и тоннелями метро. Другая река, Хиндон, приток Джамны, отделяет Дели от города Газиабад на востоке. Аллювиальные почвы в долине Джамны пригодны для сельского хозяйства и очень плодородны, но на них существует риск наводнений. Среди холмов наиболее выдающийся Хребет Дели высотой до 318 м [1] . Он является отвествлением хребта Аравалли и окружает город дугой с юга к северо-запада.

Территория Дели относится к сейсмической зоне IV по индийскому зонированию риска землетрясений, то есть на ней существует риск крупных землетрясений, хотя такие случаи ещё не встречались [2] .

Климат

Климат Дели — тропический муссонный. Как для всей Индии, ему характерен крайне неравномерный режим осадков. Муссон приходит в июне и длится до конца сентября, когда в город приходят влажные воздушные массы с Индийского океана. Лето в Дели исключительно жаркое и длительное, а самыми тёплыми месяцами являются июнь и май, в связи с доминированием раскалённых воздушных масс с пустынь. Средняя температура июня составляет +33,4 °C, а средний максимум равен почти +40 °C. Зима в Дели сухая и прохладная для столь низкой географической широты, однако в связи со стоком холодного воздуха с Гималаев в городе зимой стоит сильный туман. Заморозки крайне редки, но бывают. Среднегодовое количество осадков — 714 мм, большинство из которых выпадает с июня по август [3] .

Климат Дели
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 30,0 34,1 41,7 43,7 48,8 47,9 43,5 42,0 39,0 39,0 36,1 33,0 48,8
Средний максимум, °C 21,0 23,5 29,2 36,0 39,2 38,8 34,7 33,6 34,2 33,0 28,3 22,9 31,2
Средняя температура, °C 14,3 16,8 22,3 28,8 32,5 33,4 30,8 30,0 29,5 26,3 20,8 15,7 25,1
Средний минимум, °C 7,6 10,1 15,3 21,6 25,9 27,8 26,8 26,3 24,7 19,6 13,2 8,5 19,0
Абсолютный минимум, °C −0,8 1,0 4,1 12,2 16,7 19,6 20,3 20,0 17,2 11,1 5,0 1,0 −0,8
Норма осадков, мм 19 20 15 21 25 70 237 235 113 17 9 9 790
Источник: Гонконгская обсерватория

История

Дели — «столица семи империй» в индийской истории [4] . Согласно Археологическому обзору Индии, в Дели находится 60000 памятников мировой значимости, построенных более чем несколько тысячелетий тому назад.

Первый «город» Дели, по легенде, был основан династией Пандавов из Махабхараты приблизительно в 3000 г. до н. э. Он был назван Индрапрастха. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что Индрапрастха находилась на том месте, где сейчас находится Пурана Куила. Деревня по имени Индарпат существовала в Дели до начала 19-ого столетия и была стерта с лица земли из-за строительства района Нью-Дели британцами.

Со II в. до н. э. область между Джамной и горами Аравалли находилась под властью царей из династии Маурья. С того периода также сохранились археологические памятники, в частности, в 1966 году были обнаружены надписи императора Ашоки (268—232 года до н. э.). В 340 году после многих столетий запустения город был отстроен царем Канауджа Дехлу. По одной из версий, свое название Дели получил в его честь.

Достоверные данные о Дели датируются VIII—IX веками н. э.: в 736 году воинственные раджпутские правители из династии Томара основали к югу от отрогов Аравалли крепость Лал-Кот.

В 1011 году город был взят штурмом и разграблен султаном Махмудом Газневидским, который сделал Дели своей провинцией под управлением собственных раджей. В 1193 году город завоевал афганский военачальник Кутб уд-дин Айбек, сделавший город столицей основанного им Делийского султаната, просуществовавшего более трех веков. В его правление застраивалась южная часть Дели — район Лал-Кот. Кутб уд-дин Айбек положил начало первой афганской династии, при которой Дели стал одним из самых богатых городов в Азии. С 1288 года в Дели царствует вторая тюркская династия Гильджи, при которой Дели удачно отражал нашествия монголов. С 1321 года власть переходит к третьей династии. В 1325 году Гийяс уд-Дин Туглак создал укрепленный город Туглакабад. С тех времен Дели стал крупнейшим в Индии торговым, ремесленным и культурным центром. Однако он не миновал печальной участи, постигшей и другие азиатские города: во время нашествия Тимура в 1398 году город был разграблен и сожжен. После многих смут с 1450 года в нём утвердилась династия Лоди, но не надолго. Новый этап в истории Дели начался в 1526 году, после битвы при Панипате, захват города войсками правителя Ферганы Бабура, основателя Могольской империи. Второй Великий Могол — падишах Хумаюн — овладел Дели и сделал его в 1533 году своей столицей. Во времена правления сына Хумаюна императора Акбара Дели утратил свои столичные функции: столицу империи Великих Моголов перенесли в Агру; расположенную в 200 км от Дели на берегах Джамны, а затем ненадолго в Фатехпур-Сикри.

Величие вернулось в Дели при императоре Шах-Джахане (1627—1658 года). По его указу на берегу Джамны, севернее Старой крепости, был построен Красный форт (Лал-Кила), датируемый серединой XVII в. Напротив него за десять лет вырос новый город, названный в честь императора Шах-Джахана Шахджаханабадом, ядро нынешнего Старого Дели.

Последующая история города не так благополучна. В 1739 году Дели захватили и разграбили войска иранца Надир-Шаха, довершившие распад Могольской империи. В 1803 году в городе вслед за войсками генерала Лейка появились представители британской Ост-Индской компании. Великий Могол продолжал управлять только номинально. Летом 1857—1858 годов вспыхнуло восстание мусульман, известное как восстание сипаев. Европейцы были изгнаны, и Великий Могол провозглашен царем Индии; но 20 сентября 1857 года британский генерал Вильсон взял штурмом город и забрал в плен Великого Могола со всей его семьёй.

12 декабря 1911 года в Дели перенесена резиденция британского вице-короля Индии (до этого его резиденцией была Калькутта). Тремя днями позже был основан Нью-Дели. В 1947 году, с провозглашением независимости Индии город стал её столицей.

Администрация

Устройство

Национальная столичная территория Дели имеет особый статус среди штатов и территорий Индии, управление этой территорией осуществляется совместно правительством Индии и правительством Дели, а некоторые административные вопросы находятся в ведении городских корпораций.

Органы законодательной власти Национальной столичной территории состоят из лейтенант-губернатора (Lt. Governor) и Законодательного собрания (Delhi Legislative Assembly), до 1991 года часть их функций выполнял Городской совет (Metropolitan Council).

Исполнительная власть состоит из Совета министров (Cabinet of Ministers), возглавляемого главным министром [5] [6] . Законодательное собрание состоит из 70 членов, избираемых прямым голосованием [7] . Этот орган не действовал с 1956 по 1993 годы, а его функции в течение этого времени исполняло правительство Индии. Правительство Национальной столичной территории Дели и Правительство Индии расположены в Нью-Дели.

В верхней палате индийского парламента, Раджья сабха, Национальная столичная территория представлена ​​3 членами, в нижней, Лок сабха — 7 членами [8] .

Судебным органом, который имеет юрисдикцию над данной территорией, является Высокий суд Дели. Вместе с ним работают суды низшей инстанции: Суд мелких дел для общественных вопросов и Сессионный суд для уголовных.

Полиция Дели находится под прямым контролем Союзного правительства. Её возглавляет полицейский комиссар Дели. Территориально она делится на 10 округов, которые в свою очередь состоят из 95 полицейских участков [9] [10] .

Политика

Сегодня ни один другой город-миллионер Индии не связан в такой степени с выполнением политических и административных функций, как Дели. Здесь расположены резиденция президента, центральные министерства, штаб-квартиры ведущих политических партий, редакции многочисленных газет, дипломатические представительства 160 государств. Кроме того, это центр особой административной единицы — национальной столичной территории Дели со своей законодательной ассамблеей, Советом министров, Главным министром. Управление Дели осуществляется двумя ветвями власти — центральным правительством и правительством территории.

Читайте также:  Волга длиннее нивы реки

Дели считается оплотом Индийского национального конгресса, который одерживает победы на местных выборах. Однако в 1999 году на федеральных выборах в Лок Сабху победила Бхаратия Джаната Парти, получившая все семь мест. В 2004 Индийский национальный конгресс смог вернуть симпатии избирателей благодаря умелому руководству Шейлы Дикшит (главный министр Дели с 1998), получив шесть из семи мест [5] [11] .

Административное деление

Национальная столичная территория Дели, общей площадью в 1483 км², делится на три отдельных «нормативных города» или «городские корпорации», которые управляются отдельными органами: Муниципальная корпорация Дели (1397,3 км²), Муниципальный комитет Нью-Дели (42,7 км²) и Военный совет Дели (43 км²) [12] .

Округа

С 1997 года Национальная столичная территория Дели делится на 9 округов (англ. districts ), каждый из которых в свою очередь делится на три района (англ. subdistricts ). Каждый округ возглавляет исполнительный комиссар (англ. deputy commissioner ), а каждый район — магистрат района (англ. subdivision magistrate ). Ниже приведен список округов.

Округ Территория,
км²
Население,
чел. (2011) [13]
Плотность,
чел./км²
1 Центральный Дели 25 578 671 23146,84
2 Северный Дели 59 883 418 14973,19
3 Южный Дели 250 2 733 752 10935,01
4 Восточный Дели 64 1 707 725 26683,20
5 Северо-Восточный Дели 60 2 240 749 37345,82
6 Юго-Западный Дели 421 2 292 363 5445,04
7 Нью-Дели 35 133 713 3820,37
8 Северо-Западный Дели 440 3 651 261 8298,32
9 Западный Дели 129 2 531 583 19624,67
Всего 1483,0 16 753 235 11296,85

Национальный столичный регион

С целью управления агломерацией Дели и централизованного решения её проблем в 1985 году был создан Национальный столичный регион (англ. National Capital Region, NCR ) с единым руководящим советом [14] . Общая площадь агломерации 33 578 км², её население по переписи 2001 года составляло 13,7 млн жителей, а по оценкам 2007 года — 16 862 735. Кроме Национальной столичной территории Дели, Национальный столичный регион включает следующие округа [15] [16] :

  • Штат Раджастхан (7829 км²)
    • Алвар
  • Штат Уттар-Прадеш (10 853 км²)
    • Багхпат
    • Буландшахр
    • Гаутамбудхнагар
    • Газиабад
    • Мератх
  • Штат Харьяна (13 413 км²)
    • Гургаон
    • Джаджар
    • Панипат
    • Ревари
    • Рохтак
    • Сонипат
    • Фаридабад

Крупнейшими городами столичного региона являются Гургаон, Фаридабад, Ноида и Газиабад.

Демография

Дели — космополитический город, в котором представлено много различных этнических групп и культур. Благодаря своему значению политического и экономического центра Северной Индии, город привлекает рабочих промышленных предприятий и офисных работников со всей Индии, поддерживая культурное разнообразие города. Из-за столичных функций и деятельности многочисленных иностранных компаний, в Дели также живёт существенное число граждан других стран.

Согласно переписи населения 2001 года, население Дели на тот год составляло 13 782 976 человек [17] . Средняя плотность населения составляла 9 294 человек на км², а соотношение полов — 821 женщин на 1000 мужчин. Уровень грамотности составил 81,82 %. По оценкам, к 2004 году население города выросло до 15 279 000. На этот год рождаемость составила 20,03 человек на 1000 населения, пост-детская смертность и смертность — 5,59 и 13,08 на 1000 человек соответственно [18] . По состоянию на 2007 год, население агломерации Дели, по оценкам, достигло уже 21,5 млн человек, что делает её второй по населению агломерацией Индии после Мумбаи [19] . Согласно переписи 2011 года, население Дели составило 16 314 838 чел. [20]

В 2001 году население Дели выросло на 285 тыс. в результате миграции и на 215 тыс. в результате естественного прироста населения [18] , что делает темпы прироста населения Дели одними из наибольших среди всех городов мира. Ожидается, что к 2015 году Дели станет третьей по населению агломерацией в мире, после Токио и Мумбаи [21] . На территории Дели расположен район Дварка, крупнейший жилой район в мире, построенный по централизованному плану [22] .

По оценке 1999—2000 годов, количество жителей Дели, живших за чертой бедности (которая определялась в то время в 11 долларов на человека в месяц) составляло 1,15 млн или 8,23 % населения, по сравнению с 27,5 % в Индии целом [23] .

Наиболее распространенной религией в Дели является индуизм, его последователи составляют 82 % населения города. Также здесь существуют большие группы мусульман (11,7 %), сикхов (4,0 %), джайнов (1,1 %) и христиан (0,9 %) [24] . Характерными религиозно-этническими меньшинствами города являются парсы, англо-индийцы, буддисты и евреи [25] .

Распространенным разговорным языком в Дели является хиндустани (то есть хинди и урду), ведущим письменным языком — английский. В городе также представлены все крупные лингвистические группы страны, на которых говорят отдельные общины города. По переписи населения 2001 года, здесь говорят на хинди (81 %), панджаби (7,1 %), урду (6,3 %), бенгали (1,5 %), тамил (0,67 %), малаялам (0,66 %), майтхили (0,62 %), гуджарати (0,33 %), синдхи (0,31 %), ория (0,21 %), телугу (0,20 %) [26] . Индийские переписи, однако, часто критикуют за то, что они предпочитают хинди и не включают ряд признанных лингвистами индийских языков. В частности, большое распространение имеют такие не признанные переписью языки или диалекты: харьянви, бходжпури, бихари, раджастхани (в порядке убывания числа носителей).

За 60 лет с момента обретения Индией независимости население агломерации Дели возросло примерно в 10 раз, с 2 млн до 20 млн жителей. Главной причиной миграции был поиск работы, в большей степени имеющейся в Дели, чем в сельской местности. Этот стремительный рост привел к многочисленным проблемам, связанным с перенаселением. Наиболее заметной из них является возникновение трущоб, где отсутствуют практически все санитарные удобства и коммуникации, не выдержаны никакие правила безопасности. По состоянию на конец 2000-х в 1500 районах-трущобах Дели проживало более 4 млн человек [27] . Условия в этих районах тяжёлые — так, плотность населения составляет в среднем 300 тыс. человек на км 2 , при этом здесь имеется примерно 1 артезианский колодец на 125 семей, или 750—1000 жителей. Туалеты имеются не во всех трущобах, но среднее их количество там, где они есть, составляет 1 туалет на 27 семей. Большая часть населения безработные, а зарплаты обычно составляют менее 1500 рупий (30 долларов США) в месяц [27] . Несмотря на усилия правительства, в ближайшее время решение проблемы не ожидается [28] .

Несмотря на большое количество служащих полиции на душу населения, Дели уже длительное время характеризуется наибольшим уровнем преступности среди всех 35 городов страны с населением свыше 1 млн жителей. Так, число зарегистрированных преступлений в городе составляло 385,8 в год на 100 тыс. населения по состоянию на 2002 год, по сравнению с 172,3 в среднем по стране [29] , близкие данные были получены и в 2005 [30] . Также в городе был зарегистрирован наибольший в стране уровень преступности среди женщин (27,6 по сравнению со средним по стране уровнем 14,1 на 100 тыс. жителей в год) и среди детей (6,5 по сравнению со средним по стране уровнем 1,4 на 100 тыс. жителей в год) [31] . Число изнасилований состоянию на 2006 год в Дели составило 31,2 % от общего числа изнасилований в 35 крупнейших городах страны вместе взятых [32] , которые осуществлялись в подавляющем большинстве случаев соседями пострадавших [33] .

Экономика

Коннот-Плейс в Дели — важный экономический центр Национального столичного региона.

Исключительно выгодное географическое положение на торговых путях, ведущих из Афганистана, Персии и Средней Азии на восток к равнинам Ганга и на юг в полуостровную Индию, стимулировало экономический рост города.

Дели является важнейшим деловым центром Северной Индии [34] с номинальным валовым внутренним продуктом состоянию на 2007 год в 1182 млрд рупий (24,5 млрд долларов) или в 3364 млрд рупий по ППС (69,8 млрд долларов) [35] [36] . Доход на душу населения в 2007 году составил 66 728 рупий (1450 долларов) по ценам того времени, что делает Дели третьим в Индии по этому показателю после Чандигарха и Гоа [37] . Сфера услуг обеспечивает 70,95 % валового внутреннего продукта Дели, за ней идет промышленность и строительство (25,2 %) и добывающая промышленность и сельское хозяйство (3,85 %) [36] . Рабочая сила Дели составляет 32,82 % населения и с 1991 по 2001 годы увеличилась в абсолютном размере на 52,52 % [38] . Из рабочей силы 620 тыс. заняты в государственном секторе [38] . Уровень безработицы в Дели состоянию на 2003 год составлял 4,63 % и снизилась с 1999—2000 годов, когда она достигала 12,57 % [38] . По состоянию на декабрь 2004 года, на различных программах помощи было зарегистрировано 636 тыс. безработных [38] .

Главными отраслями экономики города являются информационные технологии, телекоммуникации, финансы, туризм, средства массовой информации [39] . Производственная промышленность Дели также значительна и продолжает быстро развиваться, она включает прежде всего производство товаров народного потребления. Большой внутренний рынок Дели и наличие квалифицированной рабочей силы активно привлекают иностранные инвестиции в этот сектор. В 2001 году в секторе производства было занято 1,44 млн работников, а число производственных единиц достигало 129 тыс. [40]

Дели — один из самых экономически развитых городов Индии с самым высоким уровнем потребления. Количество автомобилей в Дели больше, чем в четырёх мегаполисах Бангалоре, Калькутте, Ченнаи и Мумбаи вместе взятых. В Дели — лучший транспорт и лучшая инфраструктура. По этой причине в Дели и предместьях Ноида и Гургаон в последние годы стали активно развиваться международные корпорации, коммерческие и торговые центры, автомобильная промышленность, СМИ, производство товаров народного потребления.

Строительство, энергетика, коммунальные услуги, здравоохранение, продажа жилья и другие услуги, направленные на местное население, также составляют значительную часть экономики города. Кроме того, сектор розничной торговли Дели демонстрирует одни из наибольших темпов роста в стране [41] . В результате цены на землю в удобных местах быстро растут, а цены на офисные и торговые помещения достигли более 1500 долларов за м², что ставит Дели на 7 место в мире [42] . Как и в остальной Индии, быстрое развитие организованной розничной торговли вытесняет традиционные неорганизованные торговые участки [43] .

Коммунальные услуги и связь

Водоснабжение в Дели регулируется Водным советом Дели (англ. Delhi Jal Board, DJB ). По состоянию на 2006 год, поставки составляли 2,47 млрд л воды в день, тогда как потребности города в воде в то время оценивались в 3,66 млрд л / день [44] . Крупнейшим источником воды является водохранилище плотины Бхакра на реке Сатледж, которое поставляет 900 млн л / день, за ним следуют реки Джамна и Ганг (через Гангский канал) [44] . Однако ресурсы Джамны и каналов, снабжающих город водой, ограничены договорами между штатами, имеющими целью обеспечение постоянного стока и равномерное использование воды. В результате во многих районах города поставка воды очень ненадежная, особенно летом, во время сухого сезона. Большой проблемой является и то, что лишь 54 % населения города имеют доступ к источникам водопроводной воды [45] . Потребности этих людей обеспечиваются частными и публичными артезианскими колодцами. Однако значительный отбор грунтовых вод приводит к быстрому снижению их уровня (примерно 30 см в год), и в результате грозит нехваткой колодезной воды и приводит к снижению её качества [45] .

Ежедневно в Дели собирается 8000 тонн сухих отходов, которые вывозятся преимущественно на три муниципальных свалки [46] . Бытовые канализационные стоки в Дели составляют 1,76 млрд л / день, а промышленные стоки — 266 млн л / день [47] . Значительная часть этих стоков сливается в реку Джамну без очистки [47] .

Потребление электроэнергии городом на душу населения составляет около 1265 кВт-ч в год, но истинные потребности намного больше [48] . С 1997 года контролем поставки электроэнергии занимается Электроэнергетический совет Дели (англ. Delhi Vidyut Board, DVB ). Сам Совет не имеет достаточных генерирующих мощностей для обеспечения города и поэтому получает часть энергии от энергосистемы Северной Индии. Однако, из-за удаленности электростанций и частых аварий на линиях, в Дели часто случаются отключения электроэнергии, особенно летом, когда потребности в энергии максимальны. Несколько крупных промышленных предприятий города имеют собственные генерирующие мощности, позволяющие им не зависеть от ненадежных городских сетей. В последние годы часть рынка поставок электроэнергии была передана частным компаниям, сейчас на этом рынке работают компании Tata Power и Reliance Infrastructure.

Читайте также:  Река клязьма рисунок карандашом

Пожарная служба Дели имеет 43 пожарных станции и обслуживает около 15 тыс. звонков о пожаре или просьб об иной помощи в год [49] .

Телефонная связь, фиксированная и мобильная, обеспечивается государственной компанией Mahanagar Telephone Nigam Limited (MTNL) и несколькими частными компаниями, такими как Vodafone Essar, Airtel, Idea cellular, Reliance Communications и Tata Teleservices. Крупнейший провайдер сотовой связи, Airtel, на май 2008 года имел около 4 млн подписчиков [50] . Покрытие сотовой сетью города плотное и включает как стандарт GSM, так и CDMA (компании Reliance и Tata). Доступен в большинстве районов города и продолжает развиваться широкополосный Интернет [51] .

Транспорт

Важнейшей частью общественного транспорта Дели являются автобусы, которые обеспечивают около 60 % пассажирских перевозок [55] . Государственная Транспортная корпорация Дели (DTC) является крупнейшим в городе оператором автобусной сети. Все автобусы этой компании работают на сжатом природном газе, что делает Дели городом с наибольшим числом автобусов работающих на таком топливе [56] . Кроме обычных, в Дели существуют и линии скоростных автобусов, работающих на дорогах, на которых автобусы пользуются приоритетом движения.

Первый участок метрополитена в Дели был открыт 24 декабря 2002 года. Это второй метрополитен в Индии, после метрополитена Калькутты. Оно обслуживает не только много частей Дели, но и некоторые другие районы Национального столичного региона, в частности Нойд. По состоянию на 2009 год, метро состояло из трех линий, общей протяженностью 90 км, и 78 станций [57] . Линия 1 протянулась между местностями Ритхала и Дилшад-Гарден, линия 2 проходит между Джахангирпури и зданием Секретариата в центре Нью-Дели, а линия 3 — между сектором 9 Дварка и центром города Нойд. Полная длина строящихся участков (так называемой Фаза II) должна составить 128 км [58] . Стоимость строительства Фазы I составила 2,3 млрд долларов США, а Фазы II ожидается на уровне ещё 4,3 млрд [59] . Фазы III и IV сейчас находятся на стадии проектирования и должны быть завершены к 2015 и 2020 годов. В общей сложности протяженности сети метро будет составлять 413,8 км [60] .

Такси как государственные (в ведении Индийского министерства туризма), так и частные. В 2000-х годах к ним присоединились так называемые радио-такси, услуги которых стоят дороже. Однако гораздо большую популярность в городе сохраняют моторикши, более дешевые и маневренные в условиях плотного трафика. Большинство из них окрашены желто-зеленый цвет и, как и автобусы, работают на сжатом природном газе. Во многих районах города оборудованы остановки для такси и мотоорикш, а радио-такси можно заказать на любой адрес по телефону.

Дели является важным железнодорожным узлом Индии, кроме того, здесь находится штаб-квартира Северных железных дорог. В городе расположено пять вокзалов: Нью-Дели, Олд-Дели, Хазрат-Низамуддин, Ананд-Вихар и Сарай-Рохилла [55] , которые являются важными центрами связи города с другими штатами страны. Также город связан с пригородами большим числом пригородных поездов, которыми ежедневно пользуются многие жителей столичного региона. С помощью железнодорожного транспорта также осуществляется существенная часть грузовых перевозок города.

Основная часть авиапассажиров попадает в Дели через Международный аэропорт имени Индиры Ганди (назван именем бывшего Премьер-министра Индии Индиры Ганди в 1986 году) — самый загруженный аэропорт в Индии по взлётам-посадкам, а также второй по пассажирообороту аэропорт Индии.

Аэропорт является главным хабом гражданской авиации в Столичном регионе Индии. Аэропорт ранее использовался ВВС Индии и был частью Аэропорта Палам, но позднее управление аэропортом было передано гражданским властям (в 1962 году). В аэропорту три взлётно-посадочных полосы; имеется два терминала (для внутренних и международных рейсов), в 2010 году открылся третий терминал. Одновременно были закрыты старые терминалы. Аэропорт соединён с Дели скоростным шоссе (Delhi Gurgaon Expressway). Низкопольные автобусы Tata Marcopolo осуществляют регулярные перевозки между аэропортом и городом. Ветка метрополитена в аэропорт начала работу в 2011 году.

Частные автомобили обеспечивают около 30 % пассажирских перевозок города [55] .

Плотность автодорог в Дели составляет 1922 км на 100 км², что является одной из крупнейших в стране [55] , также город соединен с другими городами страны многочисленными автодорогами. С главными пригородами Дели соединяют три скоростных безсветофорные дороги, а ещё три сейчас (по состоянию на 2010 год) строятся. Скоростное шоссе Дели-Гургаон соединяет Дели с Гургаоном и международным аэропортом, а шоссе DND Flyway и Ноид-Большой Ноид — с Ноид и Большим Ноид, соответственно. Кроме них, из Дели выходят пять Национальных автодорог: NH 1, 2, 8, 10 и 24. Дороги в городе обслуживают Муниципальная корпорация Дели, корпорации Нью-Дели и Военного городка, Департамент общественных работ и Администрация развития Дели [61] .

Хотя инфраструктура Дели относительно развита в сравнении с другими городами Индии, высокая скорость роста населения и значительный экономический рост города приводят к значительному давлению на его транспортную инфраструктуру (сеть). По состоянию на 2008 год, количество транспортных средств всех типов в Национальном столичном регионе составляло 11 200 000 [62] . Из них было около 1,6 млн автомобилей (1,15 млн в 2004 году [63] ), или 85 автомобилей на 1000 жителей [64] . Дорожная сеть города не приспособлена к такому количеству автомобилей, что приводит к постоянным заторам. Одно из решений — строительство скоростных безсветофорных эстакад, весьма популярных в новых и богатых районах города, в частности Южном Дели [65] . Помимо высокой стоимости и порчи внешнего вида города, этот подход часто критикуют за временный характер и вероятную неспособность обеспечивать движение растущего числа автомобилей на протяжении длительного времени [65] . Одним из очевидных решений проблемы мог бы стать общественный транспорт, который также быстро развивается. Так, в 2004 году количество автобусов достигло 53 тыс., а протяженность линий метро города — около 200 км. Это, однако, часто считается недостаточным, особенно в условиях дорожных пробок, в которых автобусы становятся бесполезными, а без них не заполняется и метро [66] . Для решения этой проблемы правительство пытается развивать систему скоростных автобусов [67] и вводить другие новые виды транспорта [55] .

В 1998 году Верховный суд Индии постановил всем публичным транспортным средствам Дели перейти на сжатый природный газ на замену традиционному бензину или дизельному топливу, что позволило несколько улучшить качество воздуха в городе [68] .

Наука

Дели стал также городом науки, и занимает ведущее место не только в области информационных технологий, телекоммуникаций, но и в естествознании и прикладных науках. 30 % IT Индии сосредоточено в Дели (здесь Дели уступает только Бангалору, в котором сосредоточено 35 % IT-специалистов).

Источник

ДЕ́ЛИ

ДЕ́ЛИ, столица Индии, административный статус – Национальный столичный округ Дели. Площадь 1484 км 2 ; население 16 314,8 тыс. чел. (2011, перепись; мусульмане – 10%, сикхи – 5%), в т. ч. городское 11 007,8 тыс. чел.; 2-й по числу жителей город в стране после Мумбаи. В границах Д., к югу от Старого Дели (Шахджахана-бад), находится Нью-Дели (Новый Дели; площадь 42,7 км 2 , население 295 тыс. чел., 2011) – официальная столица страны, место средоточия всех высших органов государственной власти. Расположен на севере Индии, в центральной части Индо-Гангской равнины (высота центральной части города 300 м), на реке Джамна (бассейн реки Ганг), в месте впадения в неё канала Наджафгарх; на востоке граничит со штатом Уттар-Прадеш, на юге, западе и севере – со штатом Харьяна. Вместе с многочисленными пригородами [в штате Уттар-Прадеш – Газиабад на востоке, Нойда (Ноида) и Большая Нойда на юго-востоке; в штате Харьяна – Фаридабад на юге, Гургаон на юго-западе, Бахадургарх и Джаджар на западе, Рохтак на северо-западе, Сонипат на севере] образует агломерацию площадью 46,2 тыс. км 2 и населением ок. 21,8 млн. чел. (2011). Один из крупнейших транспортных узлов Индии. Здесь берут начало национальные автомагистрали Дели – Мумбаи (скоростная на участке Дели – Гургаон; часть магистрали Атари – Дели – Калькутта – Петрапол), Дели – Калькутта (скоростная на участке Дели – Нойда – Агра; обе составляют каркас «Золотого четырёхугольника» Индии), Дели – Лакхнау, Дели – Фазилка (граница с Пакистаном), Дели – Гималаи (граница с Китаем). Сооружены внутренняя и внешняя кольцевые автодороги. Крупнейшая в стране система автобусного пассажирского сообщения (включает систему скоростных транзитных автобусов). В Д. сходятся 7 ж.-д. линий; в черте города – ж.-д. кольцо (используется в т. ч. для пассажирских перевозок); действуют несколько крупных ж.-д. станций. Система пригородного ж.-д. сообщения. Международный аэропорт имени Индиры Ганди (бывший Палам, сооружён во время 2-й мировой войны; пассажирские перевозки с 1962; современное название с 1986; в юго-западной части Национального столичного округа Дели; 40,9 млн. пассажиров в 2015). Аэропорт Сафдарджунг (1929; главный до 1962; закрыт как пассажирский в 2002; в южной части Нью-Дели; ныне используется как учебный и как правительственная вертолетная площадка). Метрополитен (2002; 6 линий, 146 станций в 2015).

Счи­та­ет­ся, что Д. вы­рос на мес­те по­се­ле­ния, ос­но­ван­но­го в пер­вых ве­ках но­вой эры на руи­нах древне-индийского го­ро­да Ин­д­рап­раст­ха. Это по­се­ле­ние по­лу­чи­ло со вре­ме­нем название Дхил­ли­ка, или Дил­ли (Де­ли). С 8 в. Д. иг­рал важ­ную роль в меж­до­усоб­ной борь­бе рад­жпут­ских ди­на­стий, пре­ж­де все­го То­ма­ров и Чау­ха­нов. В 1206, по­сле за­вое­ва­ния Северной Ин­дии тюрк­ско-афганскими вой­ска­ми Му­хам­ме­да Гу­ри, сто­ли­ца Де­лий­ско­го сул­та­на­та. В 13–18 вв. круп­ный тор­го­во-ре­мес­лен­ный центр Северной Ин­дии. В кон. 14 в., по­сле втор­же­ния в сул­та­нат войск Ти­му­ра, сто­ли­ца пе­ре­не­се­на в Аг­ру. Од­на­ко пер­вый мо­голь­ский пра­ви­тель Ба­бур вер­нул Д. его пер­во­на­чаль­ный ста­тус. С 1526 Д. – сто­ли­ца Мо­голь­ской им­пе­рии. При Ак­ба­ре и Джа­хан­ги­ре сто­ли­ца им­пе­рии пе­ре­но­си­лась из Д. со­от­вет­ст­вен­но в Фа­тех­пур-Сик­ри и Аг­ру, од­на­ко Шах Джа­хан вновь про­воз­гла­сил Д. сто­ли­цей. По­сле рас­па­да Мо­голь­ской дер­жа­вы во 2-й четв. 18 в. Д. под­вер­гал­ся на­бе­гам ма­рат­хов и на­ше­ст­вию войск На­дир-­ша­ха. В 1803 за­хва­чен анг­ли­ча­на­ми; до 1858 ос­та­вал­ся ре­зи­ден­ци­ей по­те­ряв­ших ре­аль­ную власть мо­голь­ских им­пе­ра­то­ров. В 1857–59 был од­ним из цен­тров Ин­дий­ско­го на­род­но­го вос­ста­ния. В 1911 в Д. (ны­не Ста­рый Де­ли) из Каль­кут­ты бы­ла пе­ре­не­се­на сто­ли­ца Британской Ин­дии и на­чал стро­ить­ся Нью-Де­ли. По­сле за­вое­ва­ния Ин­ди­ей не­за­ви­си­мо­сти (1947) зна­че­ние Д. как административного, по­ли­тического, эко­но­мического и куль­тур­но­го цен­тра по­сле­до­ва­тель­но воз­рас­та­ло.

Минарет Кутб-Минар. Нач. 13 в.

Город знаменит сохранившимися историко-архитектурными памятниками. С 12 в. он стал центром формирования индо-мусульманского искусства Индии с новыми для него типами портально-купольной архитектуры. На месте индусской крепости 10 в. был создан г. Лал-Кот (на южной окраине современного Д.), в котором сохранились памятники, включённые в список Всемирного наследия: нержавеющая железная колонна (нач. 5 в.), мечеть Кувват-уль-Ислам (построена из камней индусских храмов 7–11 вв. в 1193–98), минарет Кутб-Минар (нач. 13 в.), ворота Алаи-Дарваза (1311, ажурная резьба); а также тяжеловесные ранние мавзолеи, напоминающие крепости (мавзолей Ильтутмыша, после 1235). Близ Лал-Кота возводились новые резиденции правителей: Сири (строился с 1303), Туглакабад (с 1321; мавзолей Гийаса ад-Дина Туглака, 1325), Джаханпанах (14 в.) и др. Период активной застройки и расширения Д. – 2-я пол. 14 в.; здания строятся из бутового камня и почти лишены декора (руины г. Фирозабад, 1351–88; гробницы правителей из династии Лоди, 1451–1526). При Великих Моголах в архитектуре дворцов и культовых построек, возведённых из красного песчаника с мраморными вставками, усилились красочность и декоративность (мечеть Килаи-Кухна в дворцово-крепостном ансамбле Пурана-Кила, 1541; мавзолей Хумаюна, 1562–76, включён в список Всемирного наследия). Расцвет могольского зодчества в Старом Дели приходится на 2-ю четв. – сер. 17 в.: огромный дворцово-крепостной ансамбль Лал-Кила («Красный форт», 1639–48; в его составе археологический музей и Индийский военный мемориал), включающий дворцы Ранг-Махал, Дивани-Ам, Дивани-Кхас (1627–58), т. н. Жемчужную мечеть (1662); доминирующая в панораме Старого Дели 3-купольная Соборная мечеть (Джами-Масджид) (1644–58). Старый Дели и поныне представляет собой традиционный восточный город, изобилующий узкими улочками и торговыми рядами. Нью-Дели с многоцентрической планировкой и широкими улицами возводился в 1911–31 (под руководством архитекторов Э. Лаченса и Х. Бейкера: ансамбль правительственных зданий, Всеиндийский военный мемориал «Ворота Индии», 1931; храм Лакшми-Нараян, 1933–39) и активно развивается: мемориальный парк Редж-Гхат с местами кремации М. К. Ганди (1948), И. Ганди (1984) и Р. Ганди (1991); здания посольства Бельгии (1983, архитектор С. Гуджрал), Национального института иммунологии (1990, архитектор Р. Ревал); бахаитский храм Лотоса (1980–86, архитектор Ф. Сахба).

Читайте также:  Сплав по реке лидь

Крупнейший научно-образовательный центр страны. Индийские национальные академии: наук (возникла в 1935 как Национальный институт наук Индии; современное название с 1970), музыки, танца и драмы (Академия «Sangeet Natak»; 1952), искусств (Академия «Lalit Kala»; 1954, официально открыта в 1957) и литературы (Академия «Sahitya»; 1954. Индийский совет социальных исследований (1969), Индийский совет исторических исследований (1972). Национальная физическая лаборатория (1950), Центр изучения лазерных технологий (1950), Организация оборонных исследований и разработок (1958; оба – при Министерстве обороны Индии), Центр биохимической технологии (1966), Центр развития телематики (1984), Индийский центр травм позвоночника (1997); институт пульмонологии и туберкулёза «Rajan Babu» (1935), Всеиндийский институт медицинский наук (1956), институт физиологии и смежных наук Мин-ва обороны (1962; исследования в области военной физиологии и нейрологии), оборонных исследований и анализа (1965; исследования и обучение в области междунар. отношений, стратегии и безопасности), Национальный институт городского планирования (1976), Национальный институт иммунологии (1981), институт печени и наук о желчи (возник в 2010 как клиническая больница; реализует образовательные программы); Центральная лаборатория судебной экспертизы (одна из 4 в Индии), исследовательская лаборатория американской компании IBM (1998; одна из 8 крупнейших лабораторий компании в мире) и др. Среди учреждений, которые одновременно осуществляют научно-исследовательскую и образовательную деятельность, университеты: Национальный исламский (1920), Д. (ведёт историю с 3 колледжей; 1922; один из крупнейших в стране; в его структуре 84 колледжа), Технологический Д. (1941), имени Дж. Неру (1969); Национальные академии: медицинских наук (1961), инженерная (1987), сельскохозяйственная (1990); институты: сельскохозяйственный исследовательский (1905), Индийский технологический (1961), фармацевтических наук и исследований Д. (1964), Индийский массовых коммуникаций (1965), Национальный моды (1986). Музыкальная академия (2000); школа музыки Д. (1966; обучение западной классической музыке). Многочисленные колледжи. Публичная библиотека Д. (1951; св. 1,8 млн. ед. хранения; с 35 филиалами). Национальный архив Индии (возник в 1891 в Калькутте; в Д. с 1911).

Национальный музей (1949; св. 200 тыс. экспонатов). Национальные музеи: ремесла и ручных ткацких станков (1956), естественной истории (1978), железнодорожный (1977); Национальный (мемориальный) музей М. К. Ганди (основан в Мумбаи в кон. 1940-х гг.; в Д. с 1951; официально открыт в 1961; с библиотекой); Национальный научный центр (Национальный музей науки; 1992). Национальная галерея современного искусства (1954; св. 14 тыс. экспонатов). Международные музеи: кукол (1965) и туалетов (1992). Комплекс «Teen Murti Bhavan», в состав которого входят Мемориальный музей и библиотека Дж. Неру (1964), Мемориальный фонд Дж. Неру (1964), Центр современных исследований (2004) и планетарий (1984). Другие музеи: Парламента (первоначально открыт в 1989; вторично в новом здании в 2002; современный интерактивный в 2006), «Санскрити» (1990; состоит из 3 музеев: художественного «Everyday Art», искусства племён «Terracotta» и текстиля), мультимедийный «Вечный Ганди» (2005; в здании «Gandhi Smriti», бывшем «Доме Бирла», где провёл свои последние дни и 30 января 1948 был убит М. К. Ганди), ВВС Индии (на базе ВВС Индии «Палам»). Институт Галиба (1969; назван в честь индийского поэта М. Галиба; в его составе – музей поэта, библиотека, картинная галерея и концертный зал «Ghalib Auditorium»). Концертный зал «Kamani Auditorium» (1971; театральные, танцевальные и музыкальные представления). Камерный театр «Akshara» (1972). В Д. ежегодно проходят фестивали: культурные «Phool Walon Ki Sair» (с 1812) и «Diwali», музыкальный «Qutub», религиозные «Durga Puja», «Mahavir Jayanti», «Maha Shivaratri» и «Krishna Janmashtami», и др. Зоопарк (1959). Городские парки: М. К. Ганди (1961), Будды (1964), Дж. Неру (1969), «Холмы Дели» (1993; «зелёные лёгкие» города), «Сад пяти чувств» (2003) и др.

Д. – организатор многочисленных международных спортивных соревнований и событий (1951 – 1-е Азиатские Игры; 1982 – 9-е Азиатские Игры; 1989 – чемпионат Азии по лёгкой атлетике; 2010 – Игры Содружества; 2010 – чемпионат мира по хоккею на траве среди мужчин; 2011 – одна из площадок чемпионата мира по крикету). Полумарафон (2005; ежегодно). Кубок Неру (1982; футбол; не проводился в 1998–2006). Стадионы: «Feroz Shah Kotla» (1883, один из старейших действующих в стране для игры в крикет; 40,7 тыс. мест; база команды Д. по крикету), Национальный «Dhyan Chand» (1951; реконструкция 2010; 16,5 тыс. мест; хоккей с мячом), «Karnail Singh» (1954; лёгкая атлетика, футбол, хоккей на траве, бокс, бадминтон; владелец – государственная компания «Indian Railways»), имени Дж. Неру (1982; реконструкция 2010; 60 тыс. мест; база сборной Индии по футболу), «Ambedkar» (2007; 20 тыс. мест; футбол), имени И. Ганди (1982; 14,3 тыс. мест; крупнейший в Индии крытый стадион). Спортивные комплексы: «Siri Fort» (1982; баскетбол, плавание, стрельба, теннис, аэробика и др.), «Yamuna»(1999; теннис, регби, бокс и др.), «Thyagaraj»(2010; нетбол, каббади и др.). Плавательный комплекс имени С. П. Мукхерджи (1982; реконструкция 2010). Теннисные корты «R. K. Khanna» (1982; реконструкция 2009; 5 тыс. мест; на них проходил женский турнир «Indian Open»). Стрельбище «Dr. Karni» (1982). Междунар. автодром Будды (в Большой Нойде; на нём проходил Гран-при Индии «Формула I»; 1-й заезд в 2011).

ВРП Национального столичного округа Дели ок. 4,51 млрд. инд. рупий (2014/15; 9-е место в стране среди штатов и союзных территорий Индии). Здесь берут начало «коридоры роста» Дели – Мумбаи и Дели – Калькутта, связывающие город с двумя важнейшими экономическими центрами страны. В структуре экономики ведущую роль играет сфера услуг – 82% ВРП (2010/11), доля промышленности – 17%, сельского хозяйства 1%. Основные сектора сферы услуг: административные, финансовые (включая операции с недвижимостью), транспортно-логистические, деловые, телекоммуникационные и информационные услуги, социальное обеспечение, культура, научно-исследовательская деятельность, образование, здравоохранение, туристический бизнес и обслуживание военных объектов. На государственной службе занято 0,6 млн. чел. (2010/11). Д. – центр политической жизни Индии, здесь размещаются все верховные органы власти, штаб-квартиры ведущих политических партий (Индийский национальный конгресс, Бхаратия Джаната и др.), дипломатические представительства государств. Д. – второй в Индии после Мумбаи центр корпоративного управления. Здесь базируются Делийская фондовая биржа (DSE; 1947; осуществляется котировка ценных бумаг ок. 3000 компаний), Индийская энергетическая биржа (IEX; 2008), штаб-квартиры ряда крупнейших государственных компаний [«Indian Oil Corporation» (нефтяная промышленность), «ONGC Videsh» (в структуре «Oil and Natural Gas Corporation»; нефтяная и газовая пром-сть), «Gas Authority of India» (реализация и транспортировка природного газа), «National Thermal Power Corporation» (тепловая энергетика), «Steel Authority of India», «Jindal Stainless» (обе – чёрная металлургия), «Bharat Aluminium Company» (алюминиевая промышленность), «Bharat Heavy Elecrticals» (тяжёлое и энергетическое машиностроение), «Indian Drugs & Pharmaceuticals» (фармацевтическая промышленность), «Indian Railways» (ж.-д. транспорт) и её регионального отделения – Северной железной дороги, «Dedicated Freight Corridor Corporation of India» (перевозка грузов по специальным ж.-д. грузовым коридорам), «Air India Regional» (внутренние авиационные перевозки), «Pravan Hans» (вертолётные перевозки), «Airport Authority of India» (развитие аэропортов), «Bharat Sanchar Nigam», «Mahanagar Telephone Nigam» и «Bharti Airtel» (все три – телекоммуникационные услуги), «National Small Industries Corporation» (поддержка развития малого бизнеса) и др.], частного многопрофильного конгломерата «Delhi Land & Finance» (DLF), частно-кооперативной компании «Indian Farmers Fertiliser Cooperative» (выпуск минеральных удобрений), некоторых частных компаний [«Bhushan Steel» (чёрная металлургия), «Hindustan Aluminum Corporation» (алюминиевая промышленность), «Suzuki Motorcycle India» (подразделение японской «Suzuki Motor Corporation»), «Hero MotoCorp» (обе – производство мотоциклов и мотороллеров), «Avtec» (автомобильные двигатели и др. автокомплектующие), «Computer Maintenance Corporation» (ИТ-технологии) и др.], Государственного банка развития малых предприятий и агентства рефинансирования (MUDRA Bank), государственных коммерческих банков National Housing Bank (обслуживает жилищный сектор) и Punjab National Bank (различные финансовые услуги), государственной финансовой компании «Tourism Finance Corporation of India» (поддерживает развитие туризма), издательских домов «Rajkamal Prakashan», «Motilal Banarsidass», «Munshiram Manoharlal Publishers» и «Allied Publishers», представительства ведущих иностранных компаний и денежно-кредитных учреждений.

Действуют производственные подразделения ИТ-компаний: американской «MetaOption», индийских «MindExtend Technologies», «Netsity Systems», «NextGen IT Solutions», «One Earth Infotech» и др. Быстро развивается туристический бизнес; в 2008 Д. посетили ок. 2,4 млн. иностранных туристов (на 15% больше, чем в 2007 и в 2,8 раза больше, чем в 2004). В городе проходят ежегодная Всемирная книжная ярмарка (с 1972; одна из крупнейших в мире), международные фестивали: фотографии (с 2011), автомобилей (крупнейший в Азии; оба – 1 раз в два года), манго и др. Выставочные и конгресс-центры: «Vigyan Bhavan» (1956), «Pragati Maidan» (1972; открыт к 25-летию независимости Индии) и «India Habitat» (1993). На территории Национального столичного округа Дели – несколько медицинских центров и больниц национального значения (в т.ч . при медицинских научно-исследовательских и образовательных учреждениях), а также крупных военных объектов (включая Западное командование ВВС Индии).

В пригородах Д. Гургаоне, Нойде, Большой Нойде, Фаридабаде и Газиабаде размещаются штаб-квартиры ряда компаний по производству автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, тракторов, электронной техники, фармацевтических препаратов, разработке ИТ-технологий и др., а также Индийское управление внутренних водных путей (в Нойде).

В Национальном столичном округе Дели функционируют 29 индустриальных зон (2010), из них 12 – в северной части, 7 – в южной, 6 – в западной, 4 – в восточной. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка, химическая, лёгкая и пищевкусовая. Выпуск электротехнического оборудования, электронной техники и компонентов, изделий из полимерных материалов, средств бытовой химии и личной гигиены, косметических и фармацевтических препаратов, одежды, обуви, продуктов питания, алкогольных и безалкогольных напитков и др. Широко распространено кустарное производство ковров, мебели, посуды, текстильных, кожевенных, гончарных, плетёных, чеканных, ювелирных и др. изделий.

Крупными индустриальными центрами являются пригороды Д. Гургаон (производство легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, автокомплектующих, тракторов, медицинской и электронной техники, фармацевтических препаратов и др.), Нойда и Большая Нойда (легковые автомобили, автокомплектующие, электронная техника, нефтегазовое оборудование и др.), Газиабад (автокомплектующие и др.) и Фаридабад (мотоциклы, тракторы и др.). Промышленные предприятия в Гургаоне и Нойде действуют в рамках одноимённых специальных экономических зон. Индустриальные зоны Нойды и Гургаона – одни из крупнейших в стране.

Энергоснабжение Национального столичного округа Дели и его пригородов обеспечивают три газовые (мощность соответственно 1500 МВт, 330 МВт и 270 МВт) и две угольные (705 МВт и 135 МВт) ТЭС.

Источник

Река Дели — Deli River

Дели Ривер находится на Суматре.

Река Дели

Река Дели находится в Индонезии.

Река Дели

Река Дели (индонезийский: Sungai Deli) — река, расположенная на Суматре , Индонезия, протекает через Медан, а затем впадает в Малаккский пролив около портового города Белаван . Это одна из восьми рек Медана. Deli султанат был основан в дельте реки около 1640 г. , а затем вокруг 19 — го века, эта река выступала в качестве артерии торговли для султаната в других областях.

Содержание

  • 1 Гидрология
  • 2 География
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 ссылки

Гидрология

Площадь лесов в верховьях Дели составляет 3 655 га, или 7,59 процента от 48 162 га водосбора Дели. Площадь водораздела Дели составляет 48 162 га, длина 73 км (км) и ширина 5,58 м. Его площадь должна составлять не менее 140 га, или 30 процентов водосбора.

Сегодня река сильно загрязнена. 70 процентов отходов в реке Дели — это твердые или жидкие отходы из-за отходов, образующихся в густонаселенном городе Медан (до 1725 тонн в день).

География

Река протекает в северо-восточной части Суматры с преобладающим климатом тропических лесов (обозначен как Af в классификации климата Кеппен-Гейгера). Среднегодовая температура в этом районе составляет 24 ° C. Самый теплый месяц — январь, когда средняя температура составляет около 26 ° C, а самый холодный — декабрь (22 ° C). Среднегодовое количество осадков составляет 2862 мм. Самый влажный месяц — октябрь, со средним количеством осадков 446 мм, а самый сухой — июнь, с осадками 129 мм.

Источник