Меню

Река тигр карта 5 класс впр



Реальные варианты ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

ПОДЕЛИТЬСЯ

ВПР 2021 по истории 5 класс реальные варианты с ответами всероссийской проверочной работы для проведения с 15 марта по 21 мая 2021 года. P.S дату проведения ВПР школа выбирает самостоятельно.

На выполнение проверочной работы по истории 5 классу даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 8 заданий. Часть 1 работы содержит задания по истории Древнего мира, в части 2 предложены задания по истории родного края.

Варианты ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами:

Вариант №1 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

Вариант №2 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

Вариант №3 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

Вариант №4 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

Вариант №5 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

Вариант №6 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

Вариант №7 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

Вариант №8 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

Вариант №9 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

Вариант №10 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

Вариант №11 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

Вариант №12 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

Вариант №13 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

Вариант №14 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

Вариант №15 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

Вариант №16 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

Вариант №17 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

Вариант №18 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

Вариант №19 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

Вариант №20 ВПР 2021 по истории 5 класс с ответами

Сложные задания с вариантов ВПР:

1)Прочитайте отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «Когда император объединил всю страну под своей властью, он решил построить стену вдоль всей границы, соединить между собой крепости, возведённые раньше разными князьями. Император поручил строительство стены своему военачальнику и приказал ему набрать триста тысяч человек для этой работы. И люди были собраны в короткий срок. Здесь были военнопленные рабы, захваченные во время войн. Из всех тюрем взяли осуждённых преступников. И всё же людей не хватало. Тогда из селений и городов собрали земледельцев и ремесленников, и всю эту огромную армию погнали надсмотрщики на границу строить стену».

2)Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме. Правление Цинь Шихуана, создание библиотеки глиняных книг, внутренняя политика Дария I, образование единого государства в долине Нила, проведение Олимпийских игр, зарождение буддизма.

3)Назовите один факт из истории Вашего региона, благодаря которому Ваш регион стал известен всей стране.

4)Какое значение имеет этот исторический факт для истории Вашего региона, или нашей страны, или мира в целом?

5)Прочтите отрывок из сочинения древнего географа и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «…Итак, весь остров имеет в окружности примерно три тысячи стадиев, называют его вместе с противолежащей речной площадью Дельты Нижней страной; она вся скрывается при разливах Нила и, за исключением жилищ, становится морем; последние воздвигаются на естественных холмах или насыпях, так что значительные города и деревни имеют издали вид островов. Больше сорока дней держится летом вода на высоте, пока не начинает понемногу спадать; так же обстоит дело и при подъёме [воды]; в течение шестидесяти дней равнина окончательно обнажается и высыхает; чем быстрее происходит высыхание, тем скорее совершаются пахота и посев, и скорее всего там, где жарче».

6)Назовите одного любого исторического деятеля, память о котором увековечена в Вашем регионе в названии населённого пункта, улицы, парка и т.п.

7)Чем известен этот исторический деятель, каков его вклад в развитие Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны, или мира в целом?

8)Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «…Работали же непрерывно каждые три месяца по сто тысяч людей. Времени же прошло, как говорят, десять лет, пока народ томился над проведением дороги, по которой таскали камни, труд только немного легче сооружения пирамиды, как мне кажется (ибо длина её – пять стадиев, ширина же – десять оргий, высота же, где она всего выше – восемь оргий, причем она сделана из шлифованного камня с высеченными на нём изображениями живых существ); и вот на постройку этой дороги и подземных помещений в том холме, на котором стоят пирамиды, пошло десять лет; эти помещения он [Хеопс] сделал себе усыпальницей на острове, проведя канал от Нила. На сооружение же самой пирамиды пошло, как говорят, двадцать лет».

9)Прочтите список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме. Завоевания фараона Тутмоса III, начало чеканки первой в мире монеты, основные изобретения жителей Поднебесной, строительство городов из глины, правление царя Ашоки, воспитание юношей в Спарте.

10)Прочитайте отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве. Мы живём свободною политическою жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни. Только мы одни считаем не свободным от занятий и трудов, но бесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности. Говоря коротко, я утверждаю, что всё наше государство – центр просвещения Эллады».

11)Прочитайте отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «Установив области и назначив их управителей, Дарий приказал, чтобы подати поступали ему по народам; при этом он причислил к каждому из народов его ближайших соседей и, кроме того, пропуская непосредственных соседей, тот или другой из более отдаленных народов. Области же и ежегодное поступление податей он распределил сообразно следующим основаниям: тем из них, которые платили серебром, было сказано платить талант по вавилонскому весу, тем же, которые платили золотом, – по эвбейскому весу, вавилонский же талант равен семидесяти эвбейским минам. Ибо в правление Кира, а также и Камбиза не было установлено ничего относительно дани, но подданные приносили подарки; из-за этого же установления дани и других, близких к этому мероприятий, персы говорят, что Дарий был торгашом, Камбиз – деспотом, Кир же – отцом, первый – потому что вносил во все дела дух торгашества, другой – потому что был суров и высокомерен, третий же – потому что был кроток и предоставил им все блага».

12)Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме. Троянская война, завоевания Тутмоса III, правление Цинь Шихуана, развитие земледелия на берегах Ганга, осада Иерихона, правление Дария I.

13)Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «I-93. Вследствие происхождения из наилучшей части тела [Брахмы], вследствие первородства, знания Веды, брахман по праву господин всего этого творения. I-96. Из живых существ наилучшими считаются одушевлённые, между одушевлёнными – разумные, между разумными – люди, между людьми – брахманы. X-3. Вследствие своей исключительности, превосходства происхождения, соблюдения ограничительных правил и особенности посвящения брахман – владыка варн. X-4. Брахманы, кшатрии и вайшьи – три варны дважды рождённых, четвёртая же шудры – рождённые один раз, пятой же нет».

14)Прочтите список слов (словосочетаний) и напишите слово (словосочетание), относящееся к выбранной Вами теме. Санскрит, акрополь, десять заповедей, патриции, клинопись, Мемфис.

15)Прочтите список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме. Вера в Амона-Ра, начало чеканки первой в мире монеты, битва у Фермопил, строительство храма Соломона, вера в переселение душ, создание библиотеки глиняных книг.

16)Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей территории, на которой были расположены шумерские городагосударства Ур, Урук, Лагаш.

17)Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «Враждебно настроенные против лакедемонян илоты и мессенцы сперва держались спокойно, боясь могущества и силы Спарты. Когда же они увидели, что землетрясение погубило большую их часть, они с пренебрежением стали смотреть на оставшихся в незначительном числе живых и, объединившись между собой, начали войну противлакедемонян. Но царь лакедемонян Архидам благодаря своей предусмотрительности спас многих граждан из-под развалин и смело выступил на войну против нападающих. В то время, когда город подвергался ужасам землетрясения, он первый из всех лакедемонян, захватив полное вооружение, выбежал из города на открытое место и приказал другим гражданам сделать то же самое. Те спартиаты, которые его послушались, избежали опасности и остались в живых. Царь Архидам собрал их в боевой строй и приготовился к войне с повстанцами».

18)Прочтите список слов (словосочетаний) и напишите слово (словосочетание), относящееся к выбранной Вами теме. Зиккурат, «сын неба», агора, сатрап, суд Соломона, Ганг.

19)Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), где полностью или частично было расположено государство, в котором правил Дарий Первый.

20)Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей государства, в котором правил Дарий Первый.

Читайте также:  Украина географическая карта реки

21)Прочтите отрывок из исторического документа и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «…Тогда его величество издал приказ своему войску, говоря: “Сражайтесь хорошо, войска мои храбрые! Вот, находятся все чужеземные страны в этом городе согласно приказу Ра сегодня, ибо все князья всех стран собраны в этом городе, ибо взятие тысячи городов – это взятие Мегиддо. Сражайтесь храбро, храбро!” И всё, что делал его величество против этого города, против того презренного врага с его презренным войском, – отмечалось ежедневно… и было оно запечатлено на кожаном свитке в храме Амона…».

22)Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично расположена страна, где жил Конфуций.

23)Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, где жил Конфуций.

24)Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), где полностью или частично было расположено государство, в котором был изобретён древнейший алфавит.

25)Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично расположена страна, где для защиты от набегов гуннов была построена Великая стена.

26)Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, где для защиты от набегов гуннов была построена Великая стена.

27)Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), где полностью или частично было расположено государство, в котором были написаны законы царя Хаммурапи.

28)Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей государства, в котором были написаны законы царя Хаммурапи.

29)Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично находится река Евфрат.

30)Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей территории, расположенной в бассейне реки Евфрат.

31)Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично находится река Тигр.

32)Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей территории, расположенной в бассейне реки Тигр.

33)Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «В противоположность большинству греков, счёл Ликург необходимым и следующее. В остальных государствах каждый распоряжается сам своими детьми, рабами и имуществом; а Ликург, желая устроить так, чтобы граждане не вредили друг другу, а приносили пользу, предоставил каждому одинаково распоряжаться как своими детьми, так и чужими: ведь если всякий будет знать, что перед ним находятся отцы тех детей, которыми он распоряжается, то неизбежно он будет ими распоряжаться так, как он хотел бы, чтобы относились к его собственным детям. Если мальчик, побитый кем-нибудь посторонним, жалуется отцу, считается постыдным, если отец не побьёт сына ещё раз. Так спартанцы уверены в том, что никто из них не приказывает мальчикам ничего постыдного».

34)Заштрихуйте на контурной карте четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором расположен город Иерусалим.

35)Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, в которой расположен город Иерусалим.

36)Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «Был афинянин Килон, победитель на олимпийских состязаниях, человек древнего знатного рода и влиятельный; он женился на дочери мегарца Феагена, в то время бывшего тираном в Метарах. Когда Килон вопрошал Дельфийский оракул, тот дал ему прорицание захватить афинский акрополь во время величайшего праздника Зевса. Килон получил от Феагена войско, подговорил своих друзей и, когда наступили Олимпии, празднуемые в Пелопоннесе, захватил акрополь с целью сделаться тираном; празднество это он считал величайшим зевсовым праздником, имеющим ближайшее отношение к нему, как к победителю на олимпийских состязаниях».

Источник

Разбор ВПР 2021 по истории для 5 класса.

В текущем 2021 году ВПР растянули почти на 3 месяца, затронув III и IV четверти. У меня пятиклассники ВПР по истории уже написали, так что настало время писать отчеты для рособра, заодно и с публикой поделюсь своими наблюдениями. Эту статью будет полезно прочитать учителям и многим родителям, чтобы понять, какой объем работы проделывает учитель, чтобы «пройти» ВПРы, которые школе даже не нужны. Ну и оценить свои знания, конечно же. Осторожно! Будет много картинок и букв!

Разбор проведу на примере демоверсии ВПР, взятой с сайта ФИОКО. На выполнение работы дается 45 минут (1 урок) без учета перемены и инструктажей. То есть, ученики пишут эти работы почти 2 урока школьного времени, что сильно раздражает учителя, пришедшего вести свой урок у этого класса после ВПР.

В 5 классе 8 заданий, 6 из которых по истории Древнего мира и 2 по краеведению. Задание №1 максимально оценивается 2 баллами, №2 — 1 балл, №3 и №4 — по 3 балла, №5- 1 балл, №6 — 2 балла, №7 — 1 балл, №8 — 2 балла.

В начале работы дается перечень тем, по которым будут задания. это 4 любые темы из списка, указанного на следующей картинке.

Среди списка тем в ВПР, чаще всего, встречаются Древний Египет и Древняя Греция. Большая вероятность встретить Китай. Считается, что это простые темы, так как Древнегреческая и Древнеегипетская культура наиболее интересны для детей и часто встречаются в мультфильмах и книжках. (Хотя, современных детей интересует только Тик ток).

Добавлять в список тем Древний Рим, я считаю издевательством над учителями и учениками, т.к. это последняя тема в учебном году и она еще не пройдена (а иногда даже не начата) на момент написания ВПР.

Даже в демоверсии ВПР мы видим наши «любимые» темы — Грецию и Египет. Безусловно, если готовиться к ВПР, то этим странам нужно уделить особое внимание. Чтобы решить правильно этот вопрос пятиклассник должен знать элементы, относящиеся к культуре той или иной страны (или тупо запомнить картинки из учебника- они там ВСЕ есть). 1-египет, 2-индия, 3-шумер, 4-греция.

Задание №2, на мой взгляд, несколько сложнее первого, хотя за его выполнение дается всего 1 балл. Сложность его заключается в том, что пятиклассникам трудно запомнить необычные для них исторические имена и названия. Особенно, если они относятся к темам, на изучение которых отводится 1 урок. Но в этих заданиях всегда есть прямые указатели на страны, про которые идет речь, и если ученик знает — ошибиться невозможно. В данном случае — имя Гаутама. Основание буддизма, тема Индия.

Задания №3 и №4

Все «веселье» начинается на 3 — 4 заданиях. Перед ними жирным шрифтом располагается рамка, которую школьники, обычно, не читают или игнорируют. Это приводит к ошибкам и недобору баллов из-за невнимательности.

Задания №3 и №4 являются альтернативными, то есть дают школьникам возможность выбора темы, которая им кажется наиболее легкой. Но проблема в том, что по условиям, буквы в этих заданиях должны быть ОДИНАКОВЫМИ . Добрая половина учеников игнорирует это правило и пишет ответы на те темы, которые знают лучше, например №3 делают по Греции, а № 4 по Египту. Я такие ответы не засчитываю (хотя знаю, что меня все-равно никто не перепроверит, а че, раз я страдаю, пусть и другие тоже).

С заданием №3 ученики справляются лучше, чем с №4, потому что при выборе темы смотрят именно на него и выбирают то определение, которое лучше знают. Некоторые события из №4 недостаточно продуманы, чтобы написать о них 2 факта. Какие 2 факта можно навскидку вспомнить про строительство городов из глины в Шумере?

Задания №5 и №6

Еще год назад эти задания тоже были альтернативными и подразумевали выбор темы, но в этом году возможность выбора убрали, таким образом усложнив ВПР. Кроме того, формулировка задания слишком сложна для пятиклассников. Они просто не понимают, что нужно закрашивать, так как еще не знают, что такое меридиан и параллель, а объяснить им это должны на географии, а не на истории.

Знать местонахождение реки или города труднее, чем расположение выбранной страны. Поэтому в этом году вопрос №5 усложнился для пятиклассников просто неимоверно. Скорее всего, это связано с тем, что самые популярные страны Греция и Египет находятся в одном квадрате и учителя приучили учеников закрашивать его.

Содержание задания №6 не изменилось, только теперь вместо выбранной страны нужно соотнести природные условия с занятиями жителей той страны, на территории которой располагается объект из вопроса №5. Можно сказать, тоже усложнилось.

Задания №7 и №8

Это самые простые задания в ВПР, потому что памятники, знаменитых людей и исторические события, связанные с областью школьники изучают на уроках Окружающего мира еще с начальной школы! И уже писали ВПР по этим вопросам. За 2 этих задания в сумме дается 3 балла. Если школьник сделал еще хоть что-то правильно, кроме этого — он перешел порог тройки, что учителю и надо. В целом, только эти задания позволяют классу «не утонуть в двойках». Для учителя выгоднее всего будет «средненаписанный ВПР». Слишком хорошо писать нельзя — обвинят в необъективном оценивании. Слишком плохо — в непрофессионализме.

В целом ВПР «зло в чистом виде», конечно, но ведь и призвание учителя бороться со злом в сердцах учеников, родителей, а теперь еще и чиновников от рособрнадзора. Эти ВПР вызывают у всех такую ненависть и отторжение, что мне кажется, что они непросуществуют долго. Уже сейчас министерство задумывается, чтобы заменить их на какие — нибудь менее обременительные контрольные работы.

Источник

Река Тигр и Евфрат. Где находится на карте мира, фото, факты, страны и характеристики

Реки Тигр и Евфрат на карте мира расположены в Азии на Ближнем Востоке. Они берут начало в Армянском нагорье на территории Турции, проистекают в юго-восточном направлении практически параллельно друг другу через Сирию и Ирак. Образуют между собой область, которую называют Междуречьем, впадают в единый поток и впадают в Персидский залив Аравийского моря.

Читайте также:  Река в горах хан тенгри

Расположение реки Тигр и Евфрат

Исток Евфрата находится в месте слияния рек Мурат и Карасу, расположенном в координатах 39°43´ северной широты и 40°15´ восточной долготы неподалеку от города Элазик в Восточной Турции. Устьем реки является место слияния с рекой Тигр, где они образуют поток Шатт-эль-Араб, находящееся в координатах 31°00´ северной широты и 47°26´ восточной долготы.

В месте слияния двух великих азиатских рек расположен второй по величине город Ирака Басра с населением около 1,5 млн. жителей. Место, в котором берет начало Евфрат, достаточно удалено от курортных городов и побережья. Доехать можно за несколько часов на автомобильном транспорте из Анкары.

Добраться до Басры, близ которого Евфрат превращается в Шатт-эль-Араб, проще всего железнодорожным сообщением из столицы Ирака Багдада, около 400км. Течение реки Тигр начинается из озера Хазар на Армянском нагорье недалеко от истока Евфрата на высоте более 1200 м, проистекая по возвышенностям горного хребта Загрос.

Координаты истока Тигра 38°30´ северной широты и 39°30´ восточной долготы. Добраться до этого места можно на автотранспорте из Анкары. Находится внутри полуострова Малая Азия на удалении от побережных курортных городов. Устье реки совпадает с устьем Евфрата, где эти реки объединяются в Шатт-эль-Араб.

Исторические факты

Река Тигр и Евфрат на карте мира образуют обширную территорию, получившую название Месопотамия, которая с глубокой древности была заселена людьми. Исторически считается, что эта территория является колыбелью цивилизации. В бассейне рек находится плодородная равнина, которая всегда привлекала людей из безжизненных пустынь, расположенных на окрестных территориях.

Географически Междуречье делится на Верхнюю (холмистую или предгорную местность на севере) и Нижнюю (равнинную территорию на юге) Месопотамии. В Нижней Месопотамии появилась древнейшая цивилизация шумеров.

Река Тигр и Евфрат. Где находится на карте мира, фото, факты, страны и характеристики

Считается, что именно умение извлекать пользу из потока двух рек путем возведения искусственных каналов для орошения территорий с целью получения обильного урожая сыграло важнейшую роль в развитии этой цивилизации. Позднее на территории Нижней Месопотамии находилось другое могущественное государство древности – Вавилония.

Принцип использования вод двух великих рек для орошения полей на равнинах Междуречья также использовался этим народом.

В Верхней Месопотамии, отличающейся более холмистой местностью, проживали другие сменявшие друг друга могущественные цивилизации древности – Ассирия, Персия. Северная территория Месопотамии не нуждается в проведении искусственного орошения полей для получения урожая из-за обильного количества дождей, наносимых с побережья Средиземного моря. Почва здесь достаточно плодородна.

В древние времена реки Тигр и Евфрат впадали в Персидский залив по-отдельности. Позднее, в связи с тем, что русла данных рек исторически не были стабильными из-за постоянных весенних разливов, а также наносов ила в устье рек, они объединились в единый поток Шатт-эль-Араб на расстоянии около 200 км до Персидского залива.

Река Тигр и Евфрат. Где находится на карте мира, фото, факты, страны и характеристики

Название реки Евфрат в переводе с арамейского буквально означает – пресноводный. Оригинальное название реки Тигр на языке шумеров означает «бегущая река». Согласно шумерской мифологии, реки Евфрат и Тигр произошли из глазниц первобытной морской стихии Тиамат.

Естественные весенние розливы рек в Нижней Месопотамии, при которых большая часть междуречья превращалась в болотистую местность, символизировали у шумеров постоянное противодействие между сушей и водой. Вода имела большую силу, но суша всегда в конечном итоге одерживала верх.

Характеристика реки Тигр и Евфрат

С точки зрения географии и состава воды, характера течения в разных районах можно разделить характеристики рек по следующим параметрам.

Площадь, глубина, протяженность, рельеф дна

Река Тигр и Евфрат на карте мира являют собой основную водную артерию Ближнего Востока, распределяющую большое количество водных ресурсов в регионе. Общая длина реки Евфрат, без учета рек Мурат и Карасу и потока Шатт-эль-Араб, составляет около 2700 км, что делает ее самой крупной рекой западной части Азии.

Площадь бассейна составляет более 673 тыс. кв. км. Глубина реки на всем протяжении не превышает 9 м. Северная часть реки, протекающая по территориям Турции и Сирии в холмистой местности, отличается чуть более быстрым течением, и является более мелководной. В нижнем течении на территории Ирака Евфрат достигает глубины 10 м и ширины до 500 м, течение замедляется.

Река Тигр и Евфрат. Где находится на карте мира, фото, факты, страны и характеристики

Длина Тигра составляет 1900 км, площадь бассейна 375 тыс. кв. км. Северная часть реки, начинающаяся с озера в горном хребте, также быстрее, более узкая и мелководная. На равнине на территории Ирака возможно водное сообщение по реке на судах, имеющих осадку не более 1,5м. Глубина реки не превышает 10м.

Обобщенные географические характеристики представлены в таблице^

Показатель Евфрат Тигр
Длина, км 2700 1900
Площадь бассейна, тыс. кв. км 673 375
Максимальная глубина, м 10 10
Максимальная ширина русла, м 500 360
Максимальная температура воды в течение года (верхнее/нижнее течение), °С 22/26 22/26
Минимальная температура воды в течение года (верхнее/нижнее течение), °С 9/21 8/21
Подпитка водой Ледниковое, дождевое Ледниковое, дождевое

Соленость и состав воды

Реки Тигр и Евфрат подпитываются таянием ледников в горных хребтах Восточной Турции, а также дождями, наносимыми с Средиземного моря в северный район бассейна рек. На протяжении всего течения рек являются пресноводными. В нижних течениях реки отличаются меньшей скоростью течения и большим содержанием ила в воде.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Куда впадает река Енисей, исток, устье, описание, где находится.

Взаимосвязь с Мировым океаном

Река Тигр и Евфрат на карте мира за 200 км до впадения в Мировой океан объединяются в поток Шатт-эль-Араб. Объединение рек произошло в результате наноса ила к устью. Воды Мирового океана отступили южнее, а дальнейшее проистечение рек стало идти в одном русле.

Река Тигр и Евфрат. Где находится на карте мира, фото, факты, страны и характеристики

Поток Шатт-эль-Араб впадает в Персидский залив Аравийского моря, входящего в акваторию Индийского океана.

Климат, температура воды

Реки Тигр и Евфрат на карте мира протекают из субтропического климатического пояса через тропический и до субэкваториального. В северных районах бассейна рек в гористых местностях климат является субтропическим. В весеннее время здесь часты дожди, приходящие циклонами с Средиземного моря.

Среднегодовая температура здесь 20°С. Вода в реках истекает с ледников, здесь отличается большей скоростью течения, меньшей шириной и глубиной. В зимнее и весеннее время температура воды низкая для купания. К концу лета прогревается до 22°С. В равнинной местности преобладает тропический климат, более жаркий. Течение рек здесь медленнее, русла шире.

Река Тигр и Евфрат. Где находится на карте мира, фото, факты, страны и характеристики

Вода, прогретая в северных широтах, в Нижней Месопотамии значительно теплее – до 24 — 26°С ° в течение весны, лета и осени. В весеннее время, связанное с таянием ледников и обильными дождями в северной части бассейна рек, характерны значительные розливы Евфрата и Тигра, с повышением уровня воды до 3-4 м и затоплением обширных прилежащих территорий.

Флора и фауна

В северных предгорьях, где берут начало реки, большое количество лиственных лесов, богатых розоцветной растительностью.

Произрастают такие деревья, как:

  • дуб;
  • ольха;
  • липа;
  • осина.

Река Тигр и Евфрат. Где находится на карте мира, фото, факты, страны и характеристики

Для более южных широт бассейна характерны более редкие смешанные леса и степи. В степях растительность истощена в результате деятельности людей – земля активно использовалась в качестве пастбищ.

Потенциально даже в более засушливых местах бассейна рек годна к произрастанию деревьев. Но местное население не принимает для этого никаких мер.

Фауна в реках и территориях бассейна понесла огромный урон в результате деятельности человека. В реках водится более 32 видов карповых рыб, являющихся промысловыми. Наблюдается значительное сокращение популяции черепах.

Сухопутные животные, обитавшие в этих землях, в большинстве своем вымерли в результате деятельности человека, среди них:

  • львы;
  • леопарды
  • кабаны;
  • шакалы;
  • страусы.

Река Тигр и Евфрат. Где находится на карте мира, фото, факты, страны и характеристики

В настоящее время в северных района бассейна Тигра и Евфрата в предгорьях Турции обитает бурый медведь.

Экологическая обстановка

Бассейн рек Тигр и Евфрат в большой мере является водонесущей артерией региона, доставляющей воду из северных территорий Турции в пустынные места юго-восточной части Ближнего Востока.

В настоящее время в результате возведения большого количества гидротехнических сооружений, к которым относятся плотины и гидроэлектростанции в северной части обеих рек (22 плотины 19 гидроэлектростанций на территории Турции), уровень воды значительно ниже, чем 40-50 лет назад.

Понижение уровня и расхода воды характерно для средней и южной части, протекающих на территориях Сирии и Ирака. В связи с этим наблюдается значительное ухудшение экологической обстановке в бассейне рек, которая бьет в первую очередь по окружающей среде.

Значение рек для данного региона на Ближнем Востоке невозможно переоценить. Огромная территория с большим количеством проживающих на ней территории используют эти реки в качестве единственного источника воды.

Помимо бытового использования вод на территории Ирака по-прежнему активно применяется орошение полей для получения урожая при помощи специальной развитой системы каналов.

Река Тигр и Евфрат. Где находится на карте мира, фото, факты, страны и характеристики

Реки активно используются для рыболовного промысла. Здесь добывается рыба из семейства карповых.

Для судоходства используются только южные части рек, для которых характерно более глубокое русло, не далее, чем за 300-400 км на север от места слияния рек в районе города Басра. В связи с имеющейся железнодорожной транспортной инфраструктурой судоходство не имеет решающего значения в роли транспортной артерии.

Развлечения и отдых на реках Тигр и Евфрат

В качестве достопримечательностей рек можно отметить возможность посещения руин древних городов:

  • Эриду;
  • Ниппур;
  • Урук;
  • Сиппар;
  • Шуруппак;
  • Ур.

Река Тигр и Евфрат. Где находится на карте мира, фото, факты, страны и характеристики

В северном течении рек любители рафтинга найдут для себя отличное развлечение – сплав на лодке по горной реке. На базах отдыха в Ширнаке и Элязыге и др. вы можете взять на прокат лодку для рафтинга и воспользоваться услугами инструктора для безопасного развлечения. Также благодаря обилию карповых видов рыб, особенно в северном течении, очень популярна рыбалка.

Читайте также:  Перевести через реку тест

Достопримечательности на реке Тигр и Евфрат

В городах и селениях на реках Евфрат и Тигр есть ряд исторических и культурных достопримечательностей.

Например:

  1. Монастырь Раббана Ормидза. Расположен в окрестностях г. Мосула, Ирак, на побережье реки Тигр. Построен в 640 г. н.э., является местом паломничества верующих Халдейской католической церкви. Уникальное и грандиозное для тех лет сооружение, возведенное на склоне горы, представляет собой целый комплекс зданий и построек. На фоне прекрасного горного пейзажа северного Ирака являет собой красивейший вид.
  2. Мечеть аль-Аскари (Аскария). Один из крупнейших шиитских храмов Ирака, расположен в г. Самарре на реке Тигр. Мечеть основана в 944 г., но современный вид с золотым куполом был приобретен ею в XIX в. Размер купола впечатляет – 68 м в высоту и почти 20 м в ширину. Внутреннее убранство также поражает красотой.
    Река Тигр и Евфрат. Где находится на карте мира, фото, факты, страны и характеристики
  3. Мечеть Улу-Джами. Суннитская мечеть. Основана в XI в., расположена в г. Дивриги, Турция, побережье Евфрата. В комплекс построек также входит госпиталь. Часть всемирного наследия ЮНЕСКО. Является привлекательным туристическим объектом из-за своей древности и необычности построек.
  4. Ворота Иштар (современная реконструкция). Главные врата Вавилона, построены по указанию вавилонского царя Навуходоносора в VI в. до н.э. Самое известное архитектурное сооружение, сохранившееся со времен величественного Вавилона. Один только этот факт уже заставляет посетить это место истинных ценителей истории народов Ближнего Востока. Достопримечательность располагается в Ираке в городе Гиллаг, недалеко от побережья Евфрата.
    Река Тигр и Евфрат. Где находится на карте мира, фото, факты, страны и характеристики
  5. Великий Зиккурат Ура. Один из древнейших памятников архитектуры Междуречья. Храмовый комплекс, посвященный лунному божеству Нанна. Зиккурат служил храмом, дворцом, учреждением и архивом. В течение истории неоднократно расширялся и достраивался. Ближайший город – Насирия, Ирак, побережье Евфрата.

Базы отдыха на побережье и рядом с ним

Индустрия туризма на берегах рек наиболее развита в Турции в северной части бассейна.

В горных регионах имеется ряд санаториев и баз отдыха, расположенных на побережье в городах:

Река Тигр и Евфрат. Где находится на карте мира, фото, факты, страны и характеристики

  • Элязыг;
  • Батман;
  • Ссирт;
  • Мардин;
  • Ширнак.

В этих городах можно отдохнуть в санаториях, в том числе с лечебным уклоном, наслаждаясь тихой и спокойной природой горной и лесистой местности. Имеются как бюджетные, так и более дорогие варианты отдыха в горах.

Интересные факты

Перечень:

  1. В древние времена развитию взаимодействия между народами севера и юга Междуречья способствовало обильное плодородие юга и наличие железа у севера.
  2. Потенциально плодородные почвы междуречья могут давать больше урожая на квадратную единицу территории, чем лучшие злаковые сорта Канады.
  3. До начала 20-го столетия население южной равнинной части бассейна регулярно бедствовало от стихии – наводнения во время паводка. Только с начала 20 века население научилось в большей степени регулировать повышение уровня воды.
  4. Большую роль в контроле над стоками вод в южные широты региона рек Тигр и Евфрат на карте мира и в регионе играет Турция. Данным фактом весьма обеспокоены многие арабские государства.
  5. Названия рек упоминаются в Библии, как двух из четырех рек, проистекающих из Эдемского сада.

Река Тигр и Евфрат. Где находится на карте мира, фото, факты, страны и характеристики

Реки Тигр и Евфрат на карте мира, благодаря своему географическому расположению, оказали огромное влияние на развитие цивилизации в регионе. Они имеют неоценимое значение и в настоящее время в бытовом, промышленном, сельскохозяйственном плане. На реках также имеются достопримечательности, как для любителей туристических путешествий, так и тех, кто предпочитает санаторно-курортный отдых.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Источник

Река тигр карта 5 класс впр

В этой части работы даны задания по истории Древнего мира.

Прочтите перечень из четырёх тем и выполните задания 1-6.

Перечень тем

А) Древний Египет
Б) Финикия
В) Вавилонское царство
Г) Древняя Палестина

Задание 1

Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.

VPR-ist-5-klass-2018-Sinyova-10-var-3-variant-1

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г
4 2 1 3

Перечень тем:

А) Древний Египет
Б) Финикия
В) Вавилонское царство
Г) Древняя Палестина

Задание 2

Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Сторож уста открыл и вещает,
Обращается он к великой Иштар:
«Постой, госпожа, не сбрасывай двери,
Обожди ты снаружи, внутрь я войду,
Доложу твоё имя царице Эрешкигаль».
Входит сторож, вещает Эрешкигаль:
«Сестра твоя это, Иштар, стоит у дверей,
Корчемница это великих пиров,
Возмутившая воды пред Эа-царём».

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме. Перед выполнением каждого из заданий 3-6 укажите букву, которой выбранная тема обозначена в перечне. Указанные в заданиях 3-6 буквы должны быть одинаковыми.

Задание 3

Перечень тем:

А) Древний Египет
Б) Финикия
В) Вавилонское царство
Г) Древняя Палестина

Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.

Пурпурная краска, зиккуратп, Аттика, Осирис, термы, двенадцать родов (колен ).

Объясните, что обозначает это слово.

Варианты ответов по темам:

А) Осирис
Б) пурпурная краска
В) зиккурат
Г) двенадцать родов (колен)

  • Осирис — древнеегипетское божество плодородия;
  • пурпурная краска — добываемая финикийцами из морских моллюсков яркая краска, которую использовали для окраски тканей;
  • зиккурат — многоступенчатое культовое сооружение в виде башни;
  • двенадцать родов (колен) — племенной союз Израиля.

Задание 4

Перечень тем:

А) Древний Египет
Б) Финикия
В) Вавилонское царство
Г) Древняя Палестина

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Битва при Марафоне, правление царя Давида, создание Карфагенской средиземноморской державы, походы фараона Тутмоса III, Первая Пуническая война, издание законов царя Хаммурапи.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.

Соответствие тем и событий:

А — походы фараона Тутмоса III;
Б — создание Карфагенской средиземноморской державы;
В — издание законов царя Хаммурапи;
Г — правление царя Давида;

Нужно быть готовым рассказать об одном из событий.

Задание 5

Перечень тем:

А) Древний Египет
Б) Финикия
В) Вавилонское царство
Г) Древняя Палестина

Отметьте штриховкой на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в выбранной Вами теме.

VPR-ist-5-klass-2018-Sinyova-10-var-1-variant-2

ждём ваших ответов

Задание 6

Перечень тем:

А) Древний Египет
Б) Финикия
В) Вавилонское царство
Г) Древняя Палестина

Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны.

Древний Египет

Египет находится на северо-востоке Африки. В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара и, несмотря на это, там, где вода — там жизнь. С юга на север страну пересекает река Нил. В начале лета от таяния снегов и сильных дождей Нил разливается. В ноябре вода спадает, оставляя черный плодородный ил. Такая земля дает хорошие урожаи, поэтому земледелие было главным занятием египтян. Выращивали ячмень и пшеницу, виноград, финики, используя для обработки земли мотыги, деревянные серпы с вкладышами, зернотерки и плуг. Кроме земледелия развивались и соответствующие отрасли хозяйства — льноводство, а затем и ткачество, гончарное производство, виноделие, пчеловодство и др. В районе Дельты Нила были болота, луга, пастбища, поэтому получило развитие скотоводство. Разводили быков, овец, коз, ослов, гусей, уток, голубей. Из места, почти непригодного для жизни человека, Египет уже в IV тысячелетии до н. э. превращался в густонаселённую страну.

Финикия

Финикия занимала узкую приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймлённую с востока Ливанскими горами, подступающими местами почти вплотную к берегу.

Возможности для пашенного земледелия ввиду недостатка удобных земель были ограничены, но имевшиеся земли всё же могли интенсивно использоваться, так как ветры с моря приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, разводили оливковые деревья, финиковые пальмы, виноградную лозу и др. Кроме садоводства большую роль играло рыболовство; не случайно название одного из крупнейших финикийских городов — Сидона означает «место рыбной ловли». Важным богатством страны были леса, росшие в горах Ливана над побережьем, изобиловавшие кедром и другими ценными породами деревьев.

Вавилонское царство

Вавилон находился в южной части региона Месопотамии, или Междуречья (область, которая была расположена между устьями двух крупных рек – Тигра и Евфрата).

Низкий уклон долины и слабая оформленность русел великих рек, приводили к частым наводнениям, результатом которых стало формирование в Нижней Месопотамии мощного слоя речных отложений — аллювия. При использовании соответствующих технологий аллювий отличается необычайно высоким плодородием; поэтому появление первых ирригационных систем относительно рано сформировало экономическую базу для возникновения в Двуречье одной из древнейших цивилизаций в истории человечества — шумерской.

Евфрат традиционно был богат промысловыми породами рыб: карпом, сомом и др., поэтому кроме земледелия еще одним из основных занятий жителей Вавилона было рыболовство.

Древняя Палестина

Палестина простирается от южных предгорий Ливана до северо-западных границ Аравийского полуострова. На востоке она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на западе омывается Средиземным морем. Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковыми. В северной части страны, в долине реки Иордан имелись хорошие условия для земледелия. Выращивали пшеницу и ячмень, бобовые. Часть земли была занята под огороды, оливковые рощи, сады, виноградники, бахчи. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, позволявшие заниматься лишь скотоводством. Разводили овец, крупный рогатый скот, коз. Немногочисленны были кустарно-ремесленные предприятия по производству тканей, обуви, продуктов.

Часть 2

Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта и выполните задания.

Задание 7

Укажите одного исторического деятеля — Вашего земляка (жизнь которого была связана с Вашим регионом или населённым пунктом).

ждём ваших ответов

Задание 8

Чем известен Ваш земляк, каков его вклад в развитие Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны, или мира в целом?

Источник