Меню

Река шла причудливыми изгибами контрольная работа



Река шла причудливыми изгибами контрольная работа

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

Река шла пр..чудливыми и..гибами. Над бегущ..й водой беспр..рывно перел..тали с берега на берег св..ркающие стрекозы а в выш..не (не)подвижн..(2) парили огромные ястр..бы. Песчаные косы перемытые реч..ной водой и перевея(н/нн)ые ветром пор..сли цв..тами. С..сновые сухие леса по берегам перемеш..вались с в..ковыми дубовыми рощами с зар..слями ивы и ольхи. К..рабельные сосны повале(н/нн)ые ветром л..жали через реку над пр..зрачной водой, как(будто) медные литые м..сты. Лес т..нулся почти на двести к..лометров, и (не)было поблизости (н..)какого ж..лья.

Уд..вительнее всего в этих м..стах был воздух. В нём была полная и соверше(н/нн)ая ч..стота(4). Эта ч..стота пр..давала особую резк..сть всему что было окруже(нн/н)о(3) этим воздухом. Каждая сухая ветка с..сны была видна среди тёмной хвои очень д..леко.

(110 слов, по К. Паустовскому)

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Приведём верное написание.

Река шла причудливыми изгибами. Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами. Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты. Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья.

Удивительнее всего в этих местах был воздух. В нём была полная и совершенная чистота. Эта чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. Каждая сухая ветка сосны была видна среди тёмной хвои очень далеко.

(110 слов, по К. Паустовскому)

Морфемный и словообразовательный разборы слова

неподвижно (2)

не по движ н о ← непо движ ный (суффиксальный)

Морфологический разбор слова

Окружено (3) — причастие (что сделано? каково?)

1. Н.ф.: окружённый; от глагола «окружить».

2. Постоянные признаки: страдательное, совершенного вида, прошедшего времени; непостоянные признаки: в краткой форме, среднего рода.

3. В предложении является сказуемым.

Синтаксический разбор предложения

В нём была полная и совершенная чистота(4).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными определениями. Грамматическая основа: чистота (подлежащее, выражено существительным) была (сказуемое, выражено глаголом)

полная — определение, выражено прилагательным;

совершенная — определение, выражено прилагательным;

(в) нём — обстоятельство, выражено местоимением с предлогом.

Источник

Контрольные диктанты

Контрольные диктанты

Река шла причудливыми изгибами. Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами. Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты. Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. Лишь кое-где на берегах стояли шалаши самокуров, и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья.

Удивительнее всего в этих местах был воздух. В нём была полная и совершенная чистота. Эта чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. Каждая сухая ветка сосны была видна среди тёмной хвои очень далеко.

(По К. Паустовскому) (126 слов)

Короткое северное лето

В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете.

Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже по­теряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Темные тяжелые тучи поползли к деревне. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрас­таясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбе­гали на улицу, ставили ушаты под потоки, под про­ливным дождем радостно перекликались друг с дру­гом. По вспененным лужам носились босоногие ребя­тишки, всю весну высидевшие дома.

Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся легким паром полям с проклю­нувшимися всходами, по обочинам дорог, опушенных нежнейшей зеленью, по отжившим перелескам. Играла, ширилась на солнце молодая березовая рощица, вся подернутая зеленой дымкой.

(По Ф. Абрамову) (130 слов)

Дополнительные задания

1. Выпишите три словосочетания «глагол + сущест­вительное с предлогом», укажите значение предло­гов (из двух первых абзацев — I вариант; из последних абзацев — II вариант).

2. Обозначьте морфемы в словах: поползли, разрас­таясь, босоногие (I вариант); опущенных, радостно, бух­нуло (II вариант).

3. Подчеркните два причастных оборота: выделяе­мый запятыми и не выделяемый запятыми.

4. Обозначьте орфограммы в словах: в течение (лета), робко, свинцовой (I вариант); приход, тяжелые, из-за мути (II вариант).

5. Произведите синтаксический разбор предложе­ния: По весенним лужам носились… (1 вариант), последнего предложения (2 вариант)

Бескорыстные помощники

Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пес по кличке Куб­рик, отличавшийся необыкновенным слухом. Заслы­шав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал бое­вой тревоги.

Читайте также:  Рыба в река таймыр

Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах.

Человек учит собак разыскивать людей, попав­ших в беду, погребенных под руинами во время зем­летрясений и заваленных снежными обвалами в го­рах, находить полезные ископаемые, пасти домаш­ний скот.

В мире немало памятников собакам. Жители одно­го итальянского селения поставили памятник псу по кличке Верный. В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. (По Б. Волынкиной) (120 слов)

Примечание. Эскадра — крупное соединение воен­ных судов. Эскадренный — входящий в эскадру.

Дополнительные задания

1. Выпишите словосочетания, в которые входит предлог с пространственным, временным, объектным значением.

2. Обозначьте морфемы в словах: разыскивать, заваленных, четырнадцать (1 вариант); ископаемые, улавливали, миноносце (2 вариант).

3. Найдите предложение с деепричастным оборо­том, подчеркните оборот как член предложения.

4. Произведите синтаксический разбор 1-го пред­ложения (I вариант); последнего предложения (2 вариант).

Хороший выдался день. Над безбрежно белыми степями лежала первозданная тишина. Вокруг простиралась грядами, холмами степь, таинственно укрытая снегом. Небо излучало матовый отсвет и полуденное тепло. Ветерок ластился к уху. А впереди по железной дороге шёл длинный красно-синий состав, и два чёрных паровоза, сцепленных цугом, тащили его дыша в трубы. Дым зависал в воздухе медленно танцующими кольцами. Поезд прошумел через разъезд, не сбавляя скорости, мимо семафоров и полдюжины домиков, неловко прилепившихся почти к самой линии. И снова всё стихло и замерлою Никакого движения. Лишь изредка над крышами домов вились дымки. Все замолчали. Даже разгорячённые ездой ребятишки присмирели в эту минуту.

В лесной глуши

Я люблю северный лес за торжественную тиши­ну, которая царит в нем. Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.

Между древесными стволами, обросшими в тече­ние десятилетий седым мхом и узорчатыми лишая­ми, кое-где проглядывают клочья голубого неба. Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся каки­ми-то гигантскими руками. Сказочно фантастический характер придают картине леса громадные папорот­ники, которые топорщатся перистыми листьями. Мяг­кий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру. Прибавьте к этому слабое осве­щение, которое падает косыми полосами сверху.

Как-то даже немного жутко сделается, когда прямо с солнцепека войдешь в густую тень вековых елей.

Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых за­рослях.

В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел; изредка ухает филин, вдалеке над­рывается лесная сирота — кукушка.

(По Д. Мамину-Сибиряку) (132 слова)

Дополнительные задания

1. Обозначьте морфемы в словах: сверху, свесившейся, перистыми (I вариант); изредка, освещение, гигант­скими (II вариант).

2. Выпишите 2-3 словосочетания, в которые вхо­дит наречие, охарактеризуйте смысловое значение наречий.

3. Выпишите два случая дефисного написания слов, объясните, к какой части речи относятся выписан­ные слова.

4. Произведите синтаксический разбор 1-го пред­ложения (I вариант); предложения Мягкий желтова­тый мох скрадывает. (II вариант).

Источник

Контрольная работа по теме «ССП»

9 класс. Контрольная работа по теме

«СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» I вариант

Прочитайте текст. Выполните задания.

(1)Однажды Ваня принес маленькую выкопан…ую с корнем березу. (2)Мы принесли из сарая ящик насыпали его (до)верху землей и посадили в него маленькое деревце. (3)Ящик поставили в самой светлой и теплой комнате у окна и через день опустивш..ся ветки березы поднялись вся она повеселела и даже листья у нее уже шумели когда сквозной ветер врывался в комнату. (4)В саду поселилась осень но листья нашей березы оставались зелеными и живыми. (5)Как. то ночью прошел первый заморозок. (6)Он надышал холодом на стекла в доме и они запотели…(7)Ветра не было но в саду все падали и падали листья. (8)Березы за одну ночь пожелтели до самых верхушек и листья осыпались с них частым и печальным дождем… (9)В бледном свете зари в кадке маленькая береза и я вдруг заметил – почти вся она за эту ночь пожелтела и (не)сколько лимонных листьев уже лежал на полу. (10)Комнатная теплота (не) спасла березу. (11)Через день она облетела вся (как)будто не хотела отставать от своих взрослых подруг. (К. Паустовский)

1. Какова тема и основная мысль текста? 2 б.

2. Определить стиль речи, тип текста. 2 б.

3. Сколько абзацев нужно выделить в тексте? Укажите номера предложений каждого абзаца. (Помните, что каждая микротема начинается с красной строки. Как только появляются новые субъект и объект действия – новый абзац!) Сколько абзацев — столько баллов.

4. Вставить пропущенные буквы.7 б.

5. Расставить знаки препинания. 13 б.

6. Укажите номера ССП. Сколько предложений – столько баллов.

7. Выпишите грамматическую основу самого первого ССП (из предложения № 3). 2 б

8.Дайте характеристику союза в предложении № 4. 3 б.

9. Разберите по составу причастие в пр. № 1. 1 б.

10. Указать способ образования слова ОДНАЖДЫ в пр. № 1. 1 б.

9 класс. Контрольная работа по теме

«СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» II вариант

Читайте также:  Река егорлык где можно ловить рыбу

Прочитайте текст. Выполните задания.

В МЕЩЕРСКИХ ЛЕСАХ

(1)Река шла пр…чудливыми изгибами. (2)Над бегущей водой беспр…рывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. (3)Песчаные косы перемытые речной водой и перевея…ные ветром поросли цветами. (4)Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами с зарослями ивы и ольхи. (5)Корабельные сосны поваленные ветром лежали через реку над прозрачной водой и походили на медные литые мосты. (6)Лес тянулся почти на двести километров и не было (по)близости (ни)какого жилья. (7)Лишь кое…где на берегах стояли шалаши смолокуров и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья. (8)Удивительнее всего в этих местах был воздух в нем была полная и совершенная чистота и эта чистота придавала особую резкость всему что было окруже…но этим воздухом. (9)Каждая сухая ветка сосны была видна среди темной угрюмо…зеленеющей хвои очень далеко.

1. Какова тема и основная мысль текста? 2 б.

2. Определить стиль речи, тип текста. 2 б.

3. Сколько абзацев нужно выделить в тексте? Укажите номера предложений каждого абзаца. (Помните, что каждая микротема начинается с красной строки. Как только появляются новые субъект и объект действия – новый абзац!) Сколько абзацев — столько баллов.

4. Вставить пропущенные буквы. 8 б.

5. Расставить знаки препинания. 12 б.

6. Укажите номера ССП. Сколько предложений – столько баллов..

7. Выпишите грамматическую основу предложения № 6 2 б

8. Дайте характеристику союзу в предложении № 2

9. Дать характеристику предложению № . Чем оно осложнено?

10. Разберите по составу причастие в пр. № 5. 1 б.

13. Поставить ударение в словах ХВОЯ, ВКЛЮЧИТ. 2 б.

ОТВЕТЫ 1 вариант ЗАКОН ПРИРОДЫ

(1) Однажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем березу. (2) Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и посадили в него маленькое деревце. (3) Ящик поставили в самой светлой и теплой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее уже шумели, когда сквозной ветер врывался в комнату.

(4)В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми.

(5)Как-то ночью прошел первый заморозок. (6)Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели…(7)Ветра не было, но в саду все падали и падали листья. (8)Березы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождем…

(9)В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил, что почти вся она за эту ночь пожелтела. (10)Комнатная теплота не спасла березу. (11)Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг. (К. Паустовский)

ОТВЕТЫ 2 вариант В МЕЩЕРСКИХ ЛЕСАХ

(1)Река шла причудливыми изгибами. (2)Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. (3)Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами.

(4)Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. (5)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, и походили на медные литые мосты.

(6)Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. (7)Лишь кое-где на берегах стояли шалаши смолокуров, и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья.

(8)Удивительнее всего в этих местах был воздух, в нем была полная и совершенная чистота, и эта чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. (9)Каждая сухая ветка сосны была видна среди темной угрюмо-зеленеющей хвои очень далеко. (К. Паустовский)

1 вариант № задания Правильный ответ -42 б

1. Тема – о законе природы (осенью листья на деревьях желтеют и опадают)

Основная мысль – действие этого закона не изменить, не поможет ничто. 2 б

2. Стиль речи – художественный. Тип текста – повествование 2 б.

3. Четыре абзаца: 1, 4, 5, 9 -4 б

4. Пропущенные буквы -7 б

5. Пропущенные запятые -13 б

6. ССП -7 (3,3, 4, 6,7,8,9)- 7 б

7. Поставили, и ветки поднялись -2 б

8. НО – союз сочинительный, противительный, простой -3 б

9. ВЫ-КОП-А-НН-УЮ -1 б

10. Суффиксальный (ОДИН+ суффикс ЖДЫ) -1б

II вариант № задания Правильный ответ . Баллы -42 б.

1. Тема – о Мещерских лесах. Основная мысль: удивительный край -2 б

2. Стиль речи – художественный, тип текста – описание -2 б

3. Четыре абзаца:1, 4, 6, 8 -4 б

4. Пропущенные буквы – 8 -8 б

5. Пропущенные запятые – 12 -12 б

6. ССП – 4 (2,5,7,8) -4 б

7. Лес тянулся, и не было -2 б

8. А – союз, сочинительный, противительный, простой -3 б.

9. Пр-е — простое, двусоставное, распространенное, осложнено причастным оборотом и однородными сказуемыми -4 б.

10. ПО-ВАЛ-ЕНН-ЫЕ -1 б

Максимальное количество баллов за всю работу – 42 балла

Шкала переводов первичных баллов в оценки

Источник

Контрольная работа по теме ССП

9 класс. Контрольная работа по теме
«СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» II вариант
Прочитайте текст. Выполните задания.
В МЕЩЕРСКИХ ЛЕСАХ
(1)Река шла пр…чудливыми изгибами. (2)Над бегущей водой беспр…рывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. (3)Песчаные косы перемытые речной водой и перевея…ные ветром поросли цветами. (4)Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами с зарослями ивы и ольхи. (5)Корабельные сосны поваленные ветром лежали через реку над прозрачной водой и походили на медные литые мосты. (6)Лес тянулся почти на двести километров и не было (по)близости (ни)какого жилья. (7)Лишь кое…где на берегах стояли шалаши смолокуров и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья. (8)Удивительнее всего в этих местах был воздух в нем была полная и совершенная чистота и эта чистота придавала особую резкость всему что было окруже…но этим воздухом. (9)Каждая сухая ветка сосны была видна среди темной угрюмо…зеленеющей хвои очень далеко.
(К. Паустовский)
1. Какова тема и основная мысль текста? 2 б.
2. Определить стиль речи, тип текста. 2 б.
3. Сколько абзацев нужно выделить в тексте? Укажите номера предложений каждого абзаца. (Помните, что каждая микротема начинается с красной строки. Как только появляются новые субъект и объект действия – новый абзац!) Сколько абзацев — столько баллов.
4. Вставить пропущенные буквы. 8 б.
5. Расставить знаки препинания. 12 б.
6. Укажите номера ССП. Сколько предложений – столько баллов..
7. Выпишите грамматическую основу предложения № 6 2 б
8. Дайте характеристику союзу в предложении № 2
9. Дать характеристику предложению № . Чем оно осложнено?
10. Разберите по составу причастие в пр. № 5. 1 б.
13. Поставить ударение в словах ХВОЯ, ВКЛЮЧИТ. 2 б.

Читайте также:  Река в витебской обл дрисса

ОТВЕТЫ 1 вариант ЗАКОН ПРИРОДЫ
(1) Однажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем березу. (2) Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и посадили в него маленькое деревце. (3) Ящик поставили в самой светлой и теплой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее уже шумели, когда сквозной ветер врывался в комнату.
(4)В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми.
(5)Как-то ночью прошел первый заморозок. (6)Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели…(7)Ветра не было, но в саду все падали и падали листья. (8)Березы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождем…
(9)В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил, что почти вся она за эту ночь пожелтела. (10)Комнатная теплота не спасла березу. (11)Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг. (К. Паустовский)
ОТВЕТЫ 2 вариант В МЕЩЕРСКИХ ЛЕСАХ
(1)Река шла причудливыми изгибами. (2)Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. (3)Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами.
(4)Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. (5)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, и походили на медные литые мосты.
(6)Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. (7)Лишь кое-где на берегах стояли шалаши смолокуров, и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья.
(8)Удивительнее всего в этих местах был воздух, в нем была полная и совершенная чистота, и эта чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. (9)Каждая сухая ветка сосны была видна среди темной угрюмо-зеленеющей хвои очень далеко. (К. Паустовский)

1 вариант № задания Правильный ответ -42 б
1. Тема – о законе природы (осенью листья на деревьях желтеют и опадают)
Основная мысль – действие этого закона не изменить, не поможет ничто. 2 б
2. Стиль речи – художественный. Тип текста – повествование 2 б.
3. Четыре абзаца: 1, 4, 5, 9 -4 б
4. Пропущенные буквы -7 б
5. Пропущенные запятые -13 б
6. ССП -7 (3,3, 4, 6,7,8,9)- 7 б
7. Поставили, и ветки поднялись -2 б
8. НО – союз сочинительный, противительный, простой -3 б
9. ВЫ-КОП-А-НН-УЮ -1 б
10. Суффиксальный (ОДИН+ суффикс ЖДЫ) -1б
II вариант № задания Правильный ответ . Баллы -42 б.
1. Тема – о Мещерских лесах. Основная мысль: удивительный край -2 б
2. Стиль речи – художественный, тип текста – описание -2 б
3. Четыре абзаца:1, 4, 6, 8 -4 б
4. Пропущенные буквы – 8 -8 б
5. Пропущенные запятые – 12 -12 б
6. ССП – 4 (2,5,7,8) -4 б
7. Лес тянулся, и не было -2 б
8. А – союз, сочинительный, противительный, простой -3 б.
9. Пр-е — простое, двусоставное, распространенное, осложнено причастным оборотом и однородными сказуемыми -4 б.
10. ПО-ВАЛ-ЕНН-ЫЕ -1 б
Максимальное количество баллов за всю работу – 42 балла
Шкала переводов первичных баллов в оценки
Отметки
«2» — 0-21
«3» — 20-28
«4» — 29-37
«5» — 38-42

Источник