Меню

Река черная в луховицах



Большой разлив: как половодье в подмосковном Белоомуте меняет жизнь поселка

Большая вода

Маленькая девочка в непромокаемом комбинезоне на лямках и резиновых розовых сапожках изо всех сил топает по воде и заливисто смеется. Она пробует глубину перед собой пластиковой лопаткой, теряет равновесие, но отец успевает удержать ее за лямки, поднимает одной рукой себе на плечо.

Перед ними — разлившаяся Ока. Из воды, затопившей дорогу, торчит указатель с перечеркнутым названием поселка: Белоомут. Раз в году, в апреле, если прошедшая зима была снежной, Белоомут становится центром притяжения туристов, дачников и жителей окрестных сел Луховицкого района: сюда приезжают посмотреть на половодье. Впрочем, приходят и местные.

Выгнать

— Я любуюсь! Я пришла и не хочу уходить. Это же экранизация «Дед Мазай и зайцы». Это же экзотика! — говорит женщина в элегантной шляпке и пальто. Это Виолетта Кореневкина, она работает в Белоомуте учителем музыки.

Половодья в поселке не было уже несколько лет из-за малоснежных зим. В этом году сказались февральские снегопады — вода в реке поднялась на 6 м, но это, по словам местных жителей, не так уж и много.

— Вот в моем детстве было половодье так половодье, в 94-м году вообще затопило первые этажи вон тех пятиэтажек, — говорит Алексей, отец девочки в комбинезоне, и показывает на кирпичные дома в нескольких десятках метров от кромки воды. — У бабушки, помню, банки закатанные в подполе плавали. А мы на лодках катались.

— Вот в 18-м году тоже было много воды. Сейчас не дошло до уровня 18-го года, — добавляет Игорь Чаплин, начальник службы по управлению белоомутскими территориями: он пришел встретить нас у переправы. — Мы не считаем, что Белоомут отрезан. Сейчас через разлив людей перевозит «Камаз» и спасатели тульского МЧС, если грузовик не будет проходить, будет переправлять на ПТС — плавсредстве на подушке. Так что без сообщения не останемся. Все готовы. Мы в магазины продукты заранее завезли. В аптеках лекарства есть.

Белоомут — поселок городского типа с населением 6,5 тыс. человек. Прошлой весной и летом во время карантина оно выросло до 15 тыс. — на дачи переселились москвичи. Здесь есть школы, детские сады, больница, библиотеки. Работает рынок, несколько магазинов сетей «Пятерочка» и «Магнит».

Белоомут расположен на левом берегу Оки примерно в 160 км от Москвы и действительно не отрезан во время разлива от других населенных пунктов: из него можно выехать на Новорязанское шоссе. Можно добраться до Коломны — до нее от Белоомута чуть больше 40 км, правда, автобус ходит редко и заезжает по пути в соседние поселки, поэтому дорога занимает более полутора часов. Автобус до столичного метро «Котельники» ходит несколько раз в день.

Большая вода отрезает Белоомут от поселка Фруктовая на правом берегу Оки, через который удобнее всего добираться до железнодорожной станции и ближайшего города — Луховиц. Там работают многие жители поселка, и сейчас, в половодье, путь на работу и обратно домой состоит для них из трех частей — катер, автобус и грузовик МЧС.

Когда разлива нет, через реку ходит паром, он перевозит и пеших пассажиров, и автомобили. Во время половодья паром закрывают, а через Оку пускают «корыто» — небольшое судно для перевозки людей. Оно ходит с шести утра до семи вечера.

— У нас все знают это время, — объясняет житель Белоомута и администратор группы «Вконтакте» «Белоомут Live» Александр Петухов. — И в Луховицах знают о поселках, в которых бывает разлив. Это не только наш, это и Ловцы, и Дединово. И там тоже есть переправы. Такого, чтобы нигде не работала ни одна, — не помню такого.

Александр говорит, что большая часть жителей Белоомута ездит на работу в Москву и Луховицы.

— Работадатели идут навстречу, отпускают пораньше, чтобы люди успели переправиться. Мне как-то даже разрешали оставаться ночевать на работе. Или у друзей, родственников остаются люди в Луховицах.

— Получается, если человек работает допоздна, он не попадет домой? — спрашиваю я.

— Почему это не попадет? — удивляется Игорь Николаевич. — Если поздно, то на такси через Дединово в объезд. А вообще, нет у нас таких, все люди заранее знают. Мы и жителям в Слёмах предлагали на время половодья помощь, хотели пожилых людей положить в нашу больницу, чтобы у нас переждали.

Слёмы, то есть Слёмские Борки, — один из нескольких поселков, которые большая вода как раз превратила в острова. По словам Чаплина, летом в Слёмы стекаются дачники, а постоянно там живет всего несколько человек.

— Им туда доставляем продукты катером ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам прим. ТАСС). У нас там и пожарная машина стоит. Там есть староста, она звонит, когда им что-то нужно, и мы везем. Там сейчас в основном бабушки, у них огород, не хотят бросать. А так обычная жизнь у нас.

Страсти по мосту

Уже много лет в Белоомуте идут споры о необходимости моста, который бы избавил местных жителей от вынужденного ожидания парома через Оку.

— Да мост нам нужен! — восклицает один из местных жителей у переправы, заметив нас с Чаплиным. Хотя бы понтонный мост, когда разлива нет. Потому что надо ровно к той минутке подойти, когда понтон отходит, нельзя опоздать, а то еще полчаса ждать надо. Вот в Озерах, например, была одна полоса, а сейчас уже двухполосный понтонный мост стоит, а на время разлива можно снять его. Если баржи — тоже разводить. Ну в Коломне же есть такой мост, и ничего! Такая же служба останется, все паромщики останутся, и все это будет работать.

Источник

Паводок подтопил дома и дороги в Подмосковье (видео)

Ситуация может ухудшиться, предупреждают в МЧС

В подмосковной Электростали на территории садового товарищества Фрязево десятки приусадебных участков, а также дорога оказались затопленными. Похожая картина и в Луховицах. Единственная дорога к населенному пункту перекрыта половодьем. И если вода поднимется еще выше, то людей будет перевозить уже вездеход-амфибия.

Добраться до посёлка Белоомут в городском округе Луховицы сейчас можно только на спецтранспорте МЧС. Из-за обильного таяния снега и подъёма воды в Оке из берегов выходят соседние реки. В результате единственная дорога к населённому пункту перекрыта половодьем.

— Ежегодно, но последние три года у нас ничего не было, разливов. Такой экстрим в первый раз за последние три года.

Вешки станут своеобразными маяками, обозначающими края дороги, когда вода поднимется еще выше. А именно такого сценария и ожидают спасатели. С каждым часом асфальтовое покрытие разглядеть все сложнее. Преодолевать разлив вброд рискуют далеко не все автомобилисты.

— Каждый год так! Каждый год. Даже больше месяца. Полтора месяца вот так.

Местные жители признаются — была бы дорога на метр выше, не было бы ежегодной проблемы. По словам спасателей, уровень Оки в Луховицах находится ещё в допустимых рамках. Но всё зависит от потоков, идущих сверху из других регионов. Опираясь на прогнозы синоптиков, сотрудники МЧС ожидают в этом месте значительное подтопление. Если это случится, перевозить людей будет уже не грузовик, а вездеход-амфибия.

«В случае подъёма уровня воды и более большого разлива на данном участке дороги будет работать плавающий транспортёр, который будет перевозить пассажиров до автобуса и обратно в город Луховицы», — сообщил начальник Луховицкой ПСГ Сергей Жданов.

Читайте также:  Древние царства китая реки

Если жители Белоомута испытывают затруднения на подъезде к своему посёлку, то вот во Фрязево городского округа Электросталь уже и к дому подойти невозможно. Десятки приусадебных участков и дорог затопила вышедшая их берегов река.

«Эти вещи творятся у нас практически каждый год. Просто они в разных объёмах, где-то меньше, где-то больше. Снега бывает больше, бывает меньше. Бывает резкое потепление, и снег тает гораздо быстрее», — заявил председатель СНТ «Фрязево» Дмитрий Кружков.

Местные жители признаются — такое подтопление случается регулярно. Одни уже обзавелись лодкой и даже помогают соседям перебираться на сухой участок земли. Другие на своём участке копают отводные каналы, чтобы не допустить затопление домов.

«Живу я тут чуть больше года. За этот период река разливалась два раза. Воды здесь по колено стояло. Ходить невозможно», — говорит житель СНТ «Фрязево» Александр.

По прогнозам местных жителей, вода в посёлке будет стоять ещё минимум неделю. Признаются – единственное, что может спасти от подобного в будущем – расширение русла протекающей здесь речки. В таком случае после таяния снега или сильного дождя воде будет куда уходить, и она перестанет скапливаться на садовых участках.

Илья Данильцев, Андрей Талалай, Юрий Тимошин и Андрей Пашутин, «ТВ Центр».

Источник

Природно-географическая характеристика Луховицкого района

I. Природно-географическая характеристика Луховицкого района

1. Особенности географического положения.

Луховицкий район расположен на юго-востоке Московской области и граничит на востоке с Рязанской областью, на севере, западе и юге – с Егорьевским, Коломенским. Озерским, Зарайским районами.

Площадь района – 134052га, протяженность с севера на юг и с запада на восток – около 50км. Северная, мещерская, и южная часть района резко отличаются по природным условиям.

Северная его половина находится в пределах юго-запада Мещерской низменности, а южная — на северо-восточной окраине Среднерусской возвышенности. Максимальные отметки рельеф а — немногим более 200м, находятся на западе района, а минимальные — около 100м — в пойме р. Оки, на востоке. Общий уклон поверхности — на восток и юго-восток.

Мещерская часть района представляет собой заболоченную равнину, занятую поймой Оки и плоскими междуречьями со слабо врезанными речными долинами. Преобладающие почвы — подзолистые, дерново-подзолистые, болотно-торфянистые, местами песчаные, образовавшиеся на древних аллювиальных отложениях. В пойме Оки расположено большое количество озер наиболее крупные из них: Осетриное, Сосновое, Ситное, Большое, Гнетко, Борковское) и густая сеть осушительных каналов и канав (Дровацкий, канал р. Шья и др.). Много таких каналов имеется и на лесных междуречьях Мещеры (канал Жилинского и др.). На месте отработанных торфяных и песчаных карьеров образовались искусственные озера (Голубые озера Луховицкой Мещеры, озера урочища Чертов угол и др.). Наиболее крупные реки — Цва и Шья.

Территорию района в юго-восточном направлении пересекает р. Ока (самая крупная река региона), являющаяся ниже с. Фруктовая границей Мещеры и южной части района.

Южная половина района имеет слабоволнистый равнинный рельеф с уклоном к Оке. Территория расчленена долинами небольших рек и балками. IIреобладающие почвы — светло-серые и серые лесные тяжелого и средне — суглинистого механического состава. Основные реки и их длина в пределах района: Ока — 64 км, Осетр — 15, Вобля — 43, Меча — 54, Матырка — 15, Черная — 17, Ройка — 18, Пилис — 16 км. Общая протяженность русел рек южной части района и Луховицкой Мещеры — около 250 км (в т. ч. и Оки в пределах района).

Климат района умеренно—континентальный, с теплым летом и умеренно — холодной зимой со среднегодовой температурой +4,2 С. Основные климатические показатели:

1) продолжительность периодов (в днях): морозного – , с наличием снежного покрова – , вегетационного ;

2) прочие характеристики: высота снежного покрова в лесу — 35—65 см, на открытых местах — 23—35 см. Почва промерзает на глубину 0,5—0,6 м, а в отдельные зимы — до 1—2 м. Атмосферных осадков выпадает в среднем за год 500—550 мм, причем основная их масса (около 70% — в теплое время года. Засух почти не наблюдается.

2. Состояние атмосферного воздуха г. Луховицы

Атмосфера. Современная атмосфера Земли по химическому составу относится к азотно-кислородному типу и этим качественно отличается от газовых оболочек всех известных ныне небесных тел, включая планеты Солнечной системы.

Таблица 1. Газовый состав атмосферы Земли.

Компонент

Общая масса, 10г

Своеобразие состава современной атмосферы Земли выражается в ничтожном содержании инертных газов (кроме аргона) и молекулярного водорода. Состав атмосферы сильно отличается от вулканических газов, за счет которых она возникла в далеком прошлом. Это свидетельствует о том, что в течение геологической истории Земли происходили мощные процессы, изменившие состав ее газовой оболочки. Эти процессы связывают с активностью живого населения биосферы. И в самом деле, расчеты показывают, что в добиологический период атмосфера Земли мало отличалась от близкой к ней по размерам и расстоянию от Солнца Венеры.

Не вполне одинаково и состояние газов на разных высотах. Условно атмосферу принято делить на гомосферу и гетеросферу. Граница между этими зонами лежит на высоте около 100 км. Гомосфера характеризуется однородным и устойчивым газовым составом. Озоновый слой располагается на высоте 10 – 100 км максимальная концентрация озона регистрируется на высоте около 20 км. Озоновый экран имеет громадное значение для сохранения жизни на Земле: в слое озона поглощается большая часть идущего от Солнца ультрафиолетового излучения, причем в его коротковолновой части, наиболее губительной для живых организмов.

Воздух как среда жизни обладает определенными особенностями, направляющими общие пути эволюции обитателей этой среды. Так высокое содержание кислорода (около 21% в атмосферном воздухе, несколько меньше – в воздухе, заполняющем дыхательную систему животных) определят возможность формирования высокого уровня энергетического метаболизма.

Одной из важнейших особенностей атмосферы как арены жизни является низкая плотность воздуха. Говоря об обитателях воздушной среды, мы всегда имеем в виду наземные формы животных и растений. Будучи сосредоточена в относительно тонком слое над поверхностью Земли, жизнь в атмосфере не отличается вертикальной структурированностью потоков веществ и энергии, формирующих биологический круговорот. Многообразие жизненных форм в наземной среде более определяется зональными климатическими и ландшафтными факторами.

Характерно, что фотосинтезирующие растения, включаемые обычно в группу наземных организмов, лишь своими надземными частями относятся к этой среде. Корневая система их, обеспечивающая организм водой и минеральными веществами, расположена в почве. Таким образом, наземные растения представляют собой жизненную форму, как бы пограничную между обитателями атмосферы и литосферы.

За год на территории города образуется 70 тыс. тонн отходов производства и потребления. Выбрасывается в атмосферу около 2,0 тыс. тонн загрязняющих веществ в год. Значительные выбросы осуществляют объекты коммунального хозяйства – котельные, полигон ТБО и очистные сооружения, и крупные промышленные предприятия.

Основными источниками загрязнения атмосферы в городе являются:

1. МУП «ЛРТС» — 525,0т/г

2. » — 160,0 т. в год.

4. Луховицкое АТП – 20,0 т/г

5. Производственная база МУПКБХ – 13,0 т/г

6. Луховицкое ДЭУ – 8 т/г

7. МУП ВКХ – 6,4 т/г

В атмосферу города выбрасываются следующие наиболее значимые показатели загрязняющих веществ. Я взяла только пять:

§ Азота диоксид – 303,0 т/г

§ Азота оксид – 46,0 т/г

§ Углерода оксид – 355 т/г

§ Бутил ацетат — 7,2 т/г

А также еще около 60 наименований вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу.

Если мы посмотрим на карту г. Луховицы, то можно разделить город на несколько районов, условно назовем их: «грязный», «условно-грязный», «чистый».

Читайте также:  Река граница трех государств

1. Грязный район:

§ ул. Куйбышева, расположенная на автомагистрали автодороги «Урал», санитарно-защитная зона 300м по обе стороны. Загрязнение окружающей среды происходит соединениями тяжелых металлов (особенно свинца), окислами углерода и азота, формальдегидом, сажей. Здесь же расположены предприятия: ЦТД «ДИАСКАН», Луховицкое ДЭУ, Луховицкое АТП. Если совместить выбросы загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, то соответственно увеличивается санитарно-защитная зона в обе стороны от дороги. К сожалению у нас нет поста гидрометра, и никто не исследует атмосферный воздух по ул. Куйбышева.

§ Многоэтажные жилые дома, расположенные по ул. Мира в районе городской котельной в радиусе 300 метров

§ Садоводческие кооперативы, расположенные вблизи ».

2. «Условно — грязный» район

§ км. Автодороги Луховицы-Зарайск.

3. «Чистый район»

II. Транспорт как основной загрязнитель воздуха

1. Влияние транспорта

Транспорт всегда был одной из ведущих отраслей хозяйства. В нашем регионе, как и в других в первую очередь стал развиваться гужевой транспорт, а для дальних перевозок – речной и только со второй четверти XIX века — автомобильный.

Автомобильный транспорт широко используется промышленными предприятиями для перевозки не только на близкие расстояния, но и на дальние различных видов сырья, полупродуктов производства и готовой продукции.

Неуклонно растет парк личных автомашин в городе. С 1999 года по 2005г. число единиц автотранспорта выросло более чем в 2,5 раза.

Как и любая отрасль хозяйства, транспорт не безобиден для окружающей среды, в городах транспорт является основным загрязнителем воздуха. В 2005 году, в общем, объем загрязнения атмосферного воздуха в г. Луховицы составил 85% принадлежит транспорту.

Все виды автомобилей загрязняют атмосферный воздух, землю и воду опасными для растений, животных и людей веществами: соединениями тяжелых металлов, окислов углерода, азота, сажей. Следует помнить и о шуме на магистралях, превышающем санитарные нормы. Используемые для посыпки соли являются причиной гибели деревьев вдоль дорог. Загрязнению окружающей территории вдоль дорог способствуют и кучи мусора, строительных и других отходов.

Автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения воздуха в городах. Загрязнение происходит по трем основным направлениям:

§ отработанные газы через выхлопные трубы;

В отработанных газах двигателей содержится более 200 химических соединений и элементов, максимальные количества составляют оксид углерода (СО), оксиды азота (NOx), углеводороды (СНx), альдегиды и сажа. Большую роль играет структура автомобильного парка, т. е. количество карбюраторных (бензиновых) и дизельных двигателей. Дизельные двигатели дают возможность получить относительно большие мощности, поэтому в грузовом и автобусном парке города они составляют от 20% автобусов до 35% для грузовиков. Они расходуют на 25 – 30% меньше топлива, чем бензиновые такой же мощности, так как коэффициент полезного действия у дизелей выше (35 – 40% против 25- 30%). Дизельные двигатели выделяют гораздо меньше СО и СНх, но больше сажи и сернистых соединений.

В городских условиях от 30 до 40% общего времени движения транспорта составляют режимы разгона и торможения, когда увеличиваются расход топлива и выбросы в атмосферу. Поэтому изучение транспортных потоков в городе может помочь в улучшении дорожного движения.

При интенсивности движения 1500 – 2000авт/час создаются опасные условия по уровню шума и загазованности в полосе 400 – 500м в каждую сторону от магистрали. При расходе бензина 0,1л/км каждой автомашины на 1км магистрали выделяется до 40 – 60г свинца в час, из этого количества 80% рассеивается в полосе автомагистрали. Примерно 3,65кг оксида углерода в сутки выбрасывается одним автомобилем. Доля грузовых автомобилей в выбросах СО достигает 80%, поэтому важно снизить уровень загрязнения в первую очередь от грузового транспорта.

Уровень загрязнения воздуха зависит и от расхода топлива. Отечественные легковые автомобили расходуют около 10л топлива на 100км пробега, среднетоннажные грузовики –л, а тяжелые – 40-50л на каждые 100км. Важную роль играет регулировка двигателя. При неправильно отрегулированном карбюраторе выброс СО и других веществ повышается на холостом ходу с 5 -7% до 15%, одна неработающая свеча повышает расход топлива на 15 – 20%.

Санитарные требования по уровню загрязнения и шума допускают поток транспорта в жилой зоне интенсивностью не более 200авт/час при уровне шума от 35 до 45 дБ.

Загрязнение воздуха выхлопами автомобилей отличается значительной неравномерностью в пространстве и во времени. Поэтому очень важен оперативный и детальный учет интенсивности и структуры транспортных потоков в городе.

2. Методика учета транспортных потоков

Для учета автомобильных потоков в прилегающем к школе микрорайоне необходимо составить схему всех улиц, по которым разрешено движение транспорта. Затем выбирают несколько улиц с незначительным, средним движением, с высокой интенсивностью движения автомашин.

На каждой выбранной улице намечается один или несколько створов наблюдений. Желательно, чтобы они попали на участки, удаленные от перекрестков и остановок транспорта, были удобны и безопасны для наблюдателей (скверы, скамейки, киоски с мороженным и т. д.). наблюдателей на каждый створ требуется двое. Первый учитывает автомашины, идущие из центра на окраину города (условно), второй – из окраинных районов в центр. При этом отдельно отмечают легковые автомобили, грузовые машины и автобусы. Остальные виды транспорта в городе встречаются редко (мотоциклы, тракторы), или не играют большой роли в загрязнении атмосферы (троллейбусы).

Техника учета проста. Ученик отмечает точкой или черточкой в соответствующей графе таблицы каждую проехавшую мимо автомашину в том направлении, за которым он наблюдает. Начало и конец своего периода наблюдений отмечает с точностью до одной минуты.

Чтобы получить наиболее полную картину интенсивности движения, на каждом створе нужно распределить наблюдателей по так, чтобы их сменяли каждые 1 – 1,5ч. Опыты подобных наблюдений показывают, что оптимально проводить учет с 8.00 до 19.00. Если это невозможно из-за недостатка времени и людей, можно ограничиться половиной или третью этого срока. Главное, чтобы даже укороченный период наблюдений был не6прерывным и полным. Следует предупредить наблюдателей, что нежелательно фантазировать и добавлять по памяти пропущенные автомобили. Конечно, школьники за 1- 1,5ч могут отвлечься и пропустить несколько машин. Нов этом случае ошибка будет носить систематический характер и легко устраняется при обработке наблюдений.

На одних и тех же створах можно поставить наблюдения:

a) в разное время дня;

b) в разные дни недели, но в одно и то же время, например, с 9.00 до 13.00;

c) в разные сезоны года, но в одни и те же дни недели.

Первый вариант отразит суточные изменения, второй – недельные, а третий покажет сезонную динамику движения транспорта.

Нами был проведен подсчет автотранспортных средств, проезжающих по дороге рядом с Луховицкой средней школой №1. Так как эта дорога является неглавной, то соответственно количество машин меньше, нежели на центральной дороге. Нами было замечено, что больший процент автомобилей приходится на 9.00ч., 13.00ч. Недельная динамика движения характеризуется спадом в середине недели и заметным уменьшением движения в выходные дни. В осенний сезон пики суточной динамики и недельной несколько отличаются от зимних, выше и общая интенсивность движения. Все результаты наших исследований вы можете увидеть в приложении.

Московская область, в том числе и Луховицкий район – регион с высокой нагрузкой на атмосферный воздух характеризуется значительными выбросами в воздушный бассейн от передвижных источников. По городу и району проходит трасса федерального значения Москва-Урал, а также дороги местного значения, поэтому подавляющая часть загрязнения определяется деятельностью и выбросамиавтотранспорта, включая транзитные транспортные потоки.

В этой связи для улучшения состояния атмосферного воздуха необходимо:

§ строительство автотранспортных развязок и объездных дорог, минуя жилые массивы;

§ повышения качества технического обслуживания автотранспорта, улучшать покрытие дорог;

Читайте также:  Самые горячие реки мира

§ обеспечение эффективного контроля за выхлопными газами автотранспорта.

Здоровье население зависит в первую очередь от загрязненного атмосферного воздуха.

Исходя из своего выступления предлагаю гл. врачу оценить состояние здоровья населения, проживающих в таких районах по трем показателям:

1. Численность населения за последние 5 лет.

2. данные о показателях смертности в разнозагрязненных районах.

3. Уровень состояния здоровья детского населения.

Полученные данные могут быть использованы для обоснования профилактических мероприятий по снижению выбросов в окружающую среду и для подготовки решений администрации по вопросам развития городского хозяйства.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека – конечная цель охраны окружающей природной среды.

I. Природно-географическая характеристика Луховицкого района

1. Особенности географического положения

2. Состояние атмосферного воздуха в г. Луховицы

II. Транспорт как основной загрязнитель воздуха

1. Влияние транспорта на атмосферу

2. Методика учета транспортных потоков

Выбросы вредных веществ карбюраторными и дизельными двигателями в кг на 1000л горючего

Источник

Голубые озера в Луховицах

var-alex1977″ > Голубые озера в Луховицах

Голубые озера в Луховицах находятся в 120 км от Москвы по Новорязанскому шоссе, на территории Чернореченского лесничества.

Голубые озера — рукотворные водоемы, образовавшиеся в результате затопления бывших песчаных карьеров производственного предприятия «Союзпески». Местные жители продолжают называть озера по номерам, сохранив нумерацию песчаных карьеров. Если посетить озера весной, после таяния льда, пока вода еще чистая и прозрачная, становится понятно почему затопленные луховицкие карьеры получили такое романтичное имя, вода в них действительно голубого цвета. Они считаются одними из лучших для отдыха в Подмосковье по рязанскому направлению.

Город Луховицы расположен вблизи от юго-восточной границы Подмосковья за излучиной р. Оки. До этих мест можно быстрее доехать из Рязани (всего 30 минут), чем из Москвы. Природа в Луховицком районе богата красивыми лесными, речными и озерными ландшафтами.

Отдых на Голубых озерах

Голубые озера в Луховицах пользуются «курортной» популярностью не только у жителей окрестных поселков, берега карьеров с чистой водой освоили москвичи и рязанцы. Сюда приезжают искупаться, позагорать на песчаных пляжах, провести на берегу выходные или пожить несколько дней в палатке в окружении красивой лесной природы. На водоемах найдут для себя занятия не только любители праздно «поваляться» на берегу, сюда любят заглядывать рыбаки и грибники. Любители сбора лесных даров особенно ценят окрестные леса-беломошники. В сезон в них можно собирать большие урожаи белых грибов и лисичек, есть земляника, малина и черника.

Луховицкий район Подмосковья, расположенный южнее Коломны и с трех сторон окруженный Окой, имеет мягкий и подходящий для летнего пляжного отдыха климат. Говорят, что именно благодаря местным климатическим, условиям всеобщую известность и заслуженную славу получили луховицкие огурцы. Вкусные, тонкокожие и урожайные плоды стали брендом Луховиц и даже удостоились собственного памятника и ежегодного фестиваля.

Голубые озера в Луховицах

К сожалению, как и многие водоемы, расположенные вблизи мегаполисов, Голубые озера в Луховицах страдают от туристического прессинга. Берега замусориваются, вода загрязняется, происходит браконьерское истребление лесных и озерных ресурсов. Остро стоит проблема уборки и вывоза мусора, оставленного отдыхающими и организации туалетов.

Отдых с палатками

Туристы, предпочитающие уединенный отдых на природе, вдали от шумных пляжей все еще могут найти на Голубых озерах тихие места, где можно поставить палатки и на время забыть о городской суете. Такие уголки еще остались на самых дальних карьерах. Правда, в последние годы, когда отдых на луховицких водоемах стал популярным, отдыхающие в стихийных кемпингах в отдельные дни образуют целые палаточные городки. Традиции приезжать с палатками в Луховицы существуют с давних времен — с 1995 по 2010 гг. здесь проходил фестиваль бардовской песни «Голубые озера», а сейчас местные активисты пытаются возродить и продолжить эту традицию.

Голубые озера в Луховицах

Большой урон лесам в окрестностях Голубых озер нанесли пожары 2010 г. Огромные лесные массивы леса уничтожены огнем, и хотя сейчас природа постепенно восстанавливается, в некоторых местах по берегам еще видны выгоревшие участки леса и обугленные стволы деревьев. Природоохранные организации, занимаются восстановлением пострадавших лесов, а на берегах установили таблички с правилами поведения для «диких» туристов.

Базы отдыха

Базы отдыха с домиками для ночлега или апартаментами на Голубых озерах пока нет. Ближайшие места организованного курортного отдыха в Луховицком районе расположены достаточно далеко, на берегах Оки. Одно из них — это база «Сатурн» в поселке Ильясово в 15 км от Луховиц, другое — Центр отдыха в дер. Берхино. На берегу самого большого из Голубых озер работает клубный ресторан авторской кухни «Легенды боцмана».

Голубые озера в Луховицах

Рыбалка

Рыба обитает во всех карьерах, входящих в комплекс Голубых озер. Часть видов — типичные обитатели подмосковных водоемов — плотва, красноперка, окунь, щука, ротан. Другие виды попали в озера в результате искусственного зарыбления — это карась, карп и белый амур. Ловить рыбу можно круглый год, но для рыбалки на карпа на озере № 2 необходимо иметь лицензию. Летом рыбачат на поплавочную и донную снасть, используют вертикальное блеснение с лодки, спиннинг. Популярна на Голубых озерах и зимняя подледная рыбалка. Со льда на мормышку с подсадкой мотыля и цветного опарыша ловят плотву и окуня.

В последние годы рыбаки считают летние месяцы не самыми подходящими для ужения рыбы в Голубых озерах — слишком шумно на берегах от наплыва отдыхающих. Но когда купальный сезон заканчивается на луховицких водоемах наступает время рыболовов. Чаще всего рыбу ловят на 1, 4, 5, 7 и 8 карьерах.

Фото пляжа на Голубых озерах Луховицы

Пляж на Голубом озере Луховицы

Оборудованный пляж есть только на первом карьере, который примыкает к поселку Луховицы. Ежегодное разрешение на его эксплуатацию выдается только после проверки Роспотребнадзора. Здесь есть кабинки для переодевания, грибки от солнца, работают спасатели. Береговая линия обрабатывается от клещей. На пляже функционируют коммерческие точки проката пляжного оборудования, катамаранов, рядом оборудован паркинг. В жаркие дни и, особенно, в выходные на пляже становится многолюдно, и цвет воды уже ничем не напоминает о том, что озеро называется Голубым.

На остальных озерах пляжи для купания «дикие», они представляют собой небольшие песчаные площадки на заросших прибрежной растительностью берегах. При отдыхе на необорудованных пляжах необходимо соблюдать предельную осторожность и не забывать, что это бывшие карьеры — прямо от берега может начаться резкий свал в глубокую подводную яму. Дети должны купаться только в надувных нарукавниках под наблюдением взрослых.

На панораме Google Луховицкие Голубые озера

Как добраться

Расстояние от Москвы до Голубых озер можно преодолеть на электричке, рейсовом автобусе или автомобиле. Пригородные электрички до ж/д станции Луховицы отправляются с Казанского вокзала, нужно садиться в электропоезда, следующие в Рязань.

Подходящие автобусы, делающие остановку в Луховицах, отправляются от автовокзала в Котельниках. Это пригородные маршруты № 318 Москва — Луховицы и № 330 Москва — Зарайск. От ж/д вокзала и автостанции, расположенной на привокзальной площади до первого карьера можно доехать на местном автобусе № 3 до остановки «Карьер».

На автомобиле до Голубых озер следует ехать по Новорязанскому шоссе М-5. От МКАД расстояние составит примерно 120 км. В центре Луховиц нужно выехать на Советскую улицу, по ней двигаться в сторону ж/д линии, проехать Луховицкую нефтебазу и повернуть влево. Не доезжая ж/д переезда, на окраине города расположено первое озеро. Если проехать через ж/д переезд и выехать на Озерную улицу, то можно добраться до остальных озер. Асфальт заканчивается вместе с Озерной улицей, в дождь грунтовые дороги к карьерам могут вызвать затруднения для проезда легковых машин.

На видео пляж на Голубом озере № 1 в Луховицах

Источник