Меню

Разлив рек это экологический фактор



«Среда обитания организмов и ее факторы». 11-й класс

Презентация к уроку

Урок №2.

Тема: “Среда обитания организмов и ее факторы”

(Урок изучения нового материала)

Цели: расширить и углубить знания о среде обитания организмов, сформировать понятия об экологических факторах, подразделении их на группы, толерантности организмов .

Задачи: раскрыть особенности экологических факторов, рассмотреть их влияние на живые организмы, формировать знания о многообразии адаптаций организмов к условиям окружающей среды и умение выявлять действие местных экологических факторов на живую природу.

Оборудование: компьютерная презентация, тестовые задания, листы самооценки, задания для самостоятельной работы.

Основные понятия: среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), толерантность, анабиоз.

1. Вводное слово учителя:

— Cообщение темы, целей и задач урока, требований к знаниям и умениям уч-ся по данной теме.

2. Работа в группах и беседа с опорой на запас знаний учащихся об общем понятии “среда обитания” и о специфических условиях каждой из сред обитания: водной, наземно-воздушной, почвенной и средой.

1) Что такое среда обитания? – Все, что окружает живое существо в природе, называют средой обитания.

2) Какие среды обитания, освоенные и заселенные живыми организмами, вы знаете?

4. Среда, образуемая самими живыми организмами.

Каждая из этих сред имеет свои условия жизни.

Вспомните все, что вы знаете о специфических условиях каждой из сред обитания и расскажите об особенностях каждой из них.

(Работа в парах по заданию).

Рассказ учащихся о средах обитания, о многообразии условий с демонстрацией компьютерной презентации.

Среда обитания Характеристика среды обитания Черты приспособленности Представители царств органического мира
Водная Обладает высокой плотностью и теплоемкостью, поэтому не бывает резких колебаний температуры; количество кислорода, растворенного в воде, относительно низкое и может меняться в зависимости от внешних условий; испарения нет, избыток влаги; наличие растворенных солей и газов Обтекаемая форма тела, большая мускульная сила; дыхание жабрами, всей поверхностью тела или легкими; наличие плавников или ласт; выделение внешними покровами слизи, снижающей трение о воду
Наземно-воздушная Плотность среды невысокая, количество кислорода постоянно, а его доступность неограниченна; существенные колебания температуры как в течение суток, так и в разные сезоны года; сильное испарение с поверхности тела. особенно при высоких температурах, частое возникновение дефицита влаги. Появление механической ткани и устьиц растений, опорных органов у животных; формирование сложных покровов тела. скелета, органов дыхания — трахей, легких, наличие приспособлений, связанных с обеспечением водой.
Почвенная Большая плотность среды, содержание кислорода по мере погружения в почву уменьшается; отсутствие света; колебания температуры по мере погружения в почву становятся менее заметными; наличие органических и минеральных веществ. разных форм влаги. Наличие прочных покровов тела у животных, сильно развитой мускулатуры, конечностей роющего типа.
Организменная Отсутствие резких колебаний температуры тела; наличие легкоусвояемой пищи, постоянство солевого состава и осмотического давления; защищенность от врагов; отсутствие угрозы высыхания. Утрата некоторых органов, появление специальных органов для прикрепления (крючки, присоски); наличие прочных покровов; высокая плодовитость многих паразитов

3. Все живые организмы, населяющие Землю, испытывают влияние экологических факторов среды.

Экологические факторы — это отдельные свойства или элементы среды, воздействующие прямо или косвенно на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из стадий индивидуального развития.

Запись понятия в тетрадь.

4. Экологические факторы многообразны. Существует несколько их классификаций, в зависимости от подхода. Это: по влиянию на жизнедеятельность организмов, по степени изменчивости во времени, по длительности действия. Рассмотрим классификацию экологических факторов, основанную на их происхождении.

5. (Составление схемы):

Экологические факторы
абиотические биотические антропогенные

1) Абиотические факторы (неживой природы): температура, свет, влажность, концентрация солей, давление, осадки, рельеф, движение воздушных масс.

2) Биотические факторы (живой природы): влияние организмов или популяций одного вида друг на друга, взаимодействие особей или популяций разных видов.

3) Антропогенные факторы (связанные с воздействием человека на природу): прямое воздействие человека на организмы и популяции, экологические системы, косвенное -воздействие человека на среду обитания различных видов.

6. Давайте вначале рассмотрим с вами влияние первых трех абиотических факторов среды, так как их влияние более значительно — это температура, свет и влажность.

Например, у майского жука личиночная стадия проходит в почве. На него влияют абиотические факторы среды: почва, воздух, косвенно влажность, химический состав почвы- совсем не влияет свет.

Например, бактерии способны жить в самых экстремальных условиях — их находят в гейзерах, сероводородных источниках, очень соленой воде ,на глубине Мирового океана, очень глубоко в почве, во льдах Антарктиды, на самых высоких вершинах (даже Эвересте 8848 м ), в телах живых организмов.

Сообщения учащихся о воздействии на живые организмы абиотических факторов: а) температуры, б) света, в) влажности с демонстрацией компьютерной презентации.

Приведите примеры негативного воздействия абиотических факторов в нашей местности.

7. Антропогенные факторы.

Беседа по вопросам: В чем заключается воздействие человека на природу? Приведите примеры положительного воздействия на природу нашей местности, которыми вы могли бы гордиться? Приведите примеры отрицательного воздействия на природу нашей местности, которых мы должны стыдиться? (Краеведческий материал).

Приведите примеры экологического воздействия на природу в нашей школе.

Компьютерная презентация о природном биосферном заповеднике “Ростовском”, расположенном на территории нашего Орловского района ростовской области, рассказ о работе экологического кружка нашей школы.

8. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Найдите ответ на вопрос: Что такое толерантность?

Что такое кривая толерантности?

9. Сообщение учащегося о разной степени выносливости видов организмов к воздействию тех или иных факторов, о разнообразии приспособлений (адаптаций) живых организмов к влиянию различных экологических факторов.

1). Смена времен года, наступление светлого и темного времени суток или прилива и отлива.

2). Диапауза (состояние физиологического покоя) у насекомых, сбрасывание листвы листопадными деревьями, приливно-отливный ритм перемещения животных, обитающих в зоне прилива (например, крабов), изменение густоты меха у млекопитающих.

3). Миграции (у перелетных птиц, северных оленей).

4). Анабиоз – временная и обратимая остановка жизненных процессов.

Запись понятия в тетрадь.

10. Сделаем выводы:

1). На все живые организмы действуют абиотические, биотические и антропогенные факторы.

2). В зависимости от влияния различных факторов у организмов появляются разнообразные приспособленности.

3). Влияние антропогенного фактора на организмы очень велико.

12. Домашнее задание: подготовить ответы на вопросы стр.299.Подобрать материал (по желанию) об экологических проблемах, комплексном воздействии экологических факторов на организмы местных видов.

Лист учета и самооценки знаний по теме “Среда обитания организмов и ее факторы”.

Первоначальные знания по теме урока
Работа в парах
Творческое задание или сообщение
Тесты
Оценка за знания в конце урока
Итоговая оценка за урок

Тесты по теме “Среда организмов. Факторы среды”.

1. Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:

2.. Факторы, определяющие пределы выживаемости вида, называют:

3. Взаимное влияние одного или разных видов относят к факторам:

Источник

Ответы к тесту по экологии (Часть 1) 300

1. Выберите правильное определение экологии как науки:

1) наука, изучающая растения, животных и среду обитания;

2) наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами;

3) наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами и средой их обитания; 3

4) наука, изучающая влияние человека на окружающую среду.

2. Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим:

1) весенние разливы рек; 1

3) внесение в почву удобрений;

4) создание елью условий существования в ельнике.

3. В лесном массиве был создан заповедник. К какому экологическому фактору можно отнести этот факт?

3) антропогенный; 3

4. Линька птиц и перелет в теплые страны связаны с:

1) понижением температуры воздуха;

2) изменением влажности воздуха;

3) уменьшением количества кормов;

4) изменением продолжительности дня. 4

5. Какие приспособления способствуют выживанию животных в засушливых районах?

2) накопление жиров;

3) образование метаболической воды в организме в результате окислительных реакций; 3

4) накопление воды в тканях.

6. Из перечисленных примеров выберите антропогенный фактор:

2) развитие промышленности; 2

3) взаимосвязи между особями;

7. Отмершие листья деревьев образуют растительный опад, который служит местом обитания и пищей организмам. К каким факторам относится это явление:

4) комплексное действие факторов. 4

8. Из перечисленных факторов выберите абиотические:

1) влажность, свет, температура; 1

2) вырубка лесов;

3) влияние организмов друг на друга;

4) создание заповедников.

9. Фотопериодизм – это реакция организма на изменение:

1) температуры воздуха;

2) влажности воздуха;

3) продолжительности дня; 3

10. Большая часть энергии солнечного излучения, достигающего земной поверхности приходится на долю:

1) видимого спектра; 1

2) инфракрасных лучей;

3) ультрафиолетовых лучей;

4) теплового излучения.

11. Из перечисленных животных выберите пойкилотермных:

12. К каким факторам среды относятся рельеф, климат, почва, воздух:

3) абиотическим; 3

13. Назовите организм, у которого физиологические процессы ускоряются в связи с повышением температуры окружающей среды:

4) гусеница капустной белянки. 4

14. Из перечисленных абиотическим фактором является:

2) деятельность человека;

15. Под биотическими факторами понимают:

1) воздействия живых организмов; 1

2) воздействия человека;

3) факторы неживой природы;

4) антропогенные загрязнения.

16. Фактором(ами), ограничивающим(и) распространение растений и животных в условиях пустыни, является(ются):

Читайте также:  Река чем бар карта

1) избыток тепла;

2) недостаток влаги и пищи; 2

3) избыток тепла и пищи;

4) отсутствие почвы и недостаток пищи.

17. К гомойотермным животным относятся:

а) треска; б) кит; в) дельфин; г) лягушка; д) ящерица; е) собака.

18. Что относится к приспособлениям растений к засушливому климату:

1) глубокие корни и мелкие листья; 1

2) много устьиц и сочные мясистые стебли;

3) отложение жира и мелкие листья;

4) много устьиц и листья с толстой кутикулой.

19. Зоной пессимума называется диапазон экологического фактора, в пределах которого организм:

1) не растет, не развивается, но еще не погибает; 1

2) активно растет, развивается и размножается;

3) хорошо растет, развивается, но не размножается;

20. Укажите правильный перечень абиотических экологических факторов:

1) свет, хищники, кислотные осадки;

2) влажность, минеральный состав почвы, сила ветра; 2

3) сила ветра, паразиты, излучения;

4) бактерии, хищники, зеленые растения.

21. Укажите правильный перечень биотических экологических факторов:

1) свет, температура, кислотные осадки;

2) влажность, состав почвы, высота местности;

3) сила ветра, паразиты, насекомые;

4) фитофаги, бактерии, хищники, зеленые растения. 4

22. Условиями существования называются:

1) все элементы и явления природы, которые окружают организм;

2) составные части среды обитания, без которых организм существовать не может; 2

3) составные части среды обитания, которые оказывают на организм прямое или косвенное влияние;

4) элементы среды, которые вызывают у организма приспособительные реакции.

23. Экологическими факторами называются:

1) все элементы и явления природы, которые окружают организм;

2) составные части среды обитания, без которых организм существовать не может;

3) составные части среды обитания, которые не оказывают на организм никакого влияния;

4) элементы среды, которые прямо или косвенно влияют на организм. 4

24. Диапазон дозы экологического фактора, в пределах которого организм хорошо растет и развивается, называется:

1) зона оптимума; 1

2) зона пессимума;

3) зона угнетения;

4) предел выносливости.

25. Главным ограничивающим фактором для существования животных в водной среде является:

1) наличие света;

2) концентрация солей;

3) концентрация кислорода; 3

4) температура воды.

26. Лимитирующим (ограничивающим) называется экологический фактор, величина которого:

1) ограничивает передвижение организма в данной среде;

2) не позволяет организму существовать в данной среде;

3) близка к пределам выносливости организма; 3

4) превышает величины других экологических факторов.

27. К эврибионтным не относятся организмы, которые:

1) имеют широкие пределы выносливости;

2) могут существовать в относительно постоянных условиях среды; 2

3) являются экологически пластичными;

4) могут существовать при значительно изменяющихся условиях среды.

28. Совместное действие экологических факторов на организм, называется:

1) условия существования;

2) предел выносливости;

3) констелляция; 3

4) окружающая среда.

29. Летние травянистые растения дубравы:

2) теневые сциофиты;

3) теневыносливые сциофиты;

30. Для медведя характерен следующий путь приспособления к изменениям температуры:

2) гетеротермия; 2

4) ни один из вариантов не верен.

31. Масса водяного пара в 1 м3 воздуха – это:

1) абсолютная влажность; 1

2) относительная влажность;

3) максимальная влажность;

4) дефицит насыщения воздуха.

32. Кактусы и алоэ относятся к:

3) суккулентам; 3

33. Выберите из перечисленных организмов стенотермный:

3) туберкулезная бактерия; 3

34. Выбрать пример гелиофитов:

1) мхи и кислица;

2) хлебные злаки; 2

3) майник и сирень;

4) земляника и черника.

35. Выбрать пример сумеречных животных:

1) волк и енотовидная собака;

2) филин и козодой;

3) бронзовка и жужелица;

4) комары и мошки. 4

36. Что изучает экология:

1) структуру клеток организма;

2) закономерности взаимодействия организмов и окружающей среды; 2

3) закономерности строения земной коры;

4) морфологические особенности строения организмов.

37. Диапазон дозы экологического фактора, в пределах которого организм не растет, не развивается, но еще не погибает, называется:

1) зона оптимума;

2) зона нормальной жизнедеятельности;

3) зона угнетения; 3

4) пределы выносливости.

38. Суточным биоритмам подчиняются:

1)​ кочевки и перелеты птиц;

2)​ образование цветков у хризантем и георгинов;

3)​ открывание и закрывание устьиц на листьях растений; 3

4)​ распускание почек и листопад на деревьях и кустарниках.

39. К пойкилотермным животным относятся: а) треска; б) кит; в) дельфин; г) лягушка;

д) ящерица; е) собака.

40. Что относится к положительным антропогенным воздействиям:

2) создание заповедников; 2

3) осушение болот;

4) строительство гидроэлектростанций.

41. Под биотическим фактором понимают:

1) сумму воздействий живых организмов ; 1

2) воздействие человека на организмы;

3) факторы неживой природы;

4) разновидность климатического фактора.

42. Что такое симбиоз:

1) прямое уничтожение жертвы;

2) совместное существование организмов разных видов; 2

3) форма взаимоотношений, при котором один вид использует другого в качестве источника питания;

4) взаимовыгодное сожительство организмов разных видов.

43. Какое из перечисленных взаимодействий относится к хищничеству:

1) на теле хозяина живут вши;

2) волки поедают мелких травоядных; 2

3) насекомые питаются нектаром цветковых растений;

4) песцы доедают остатки пищи белого медведя.

44. Азотфиксирующие бактерии по отношению к бобовым растениям относятся к:

4) мутуалистам. 4

45. Сороки предупреждают копытных об опасности. О каком типе взаимодействий идет речь:

2) межвидовая взаимопомощь; 2

46. Выберите пример паразитизма:

1) повилика и растение; 1

2) береза и гриб подберезовик;

47. Выберите пример конкуренции:

1) акула и рыбы прилипалы;

2) деревья и микоризные грибы;

3) ель в березовом лесу; 3

4) муравьи и тли.

48. Роль хищников в природе заключается в:

1) уменьшении количества популяций жертв;

2) поддержании состава и численности популяций жертв на оптимальном уровне;

3) избирательном уничтожении животных с низкой способностью добывать себе корм;

4) все перечисленное. 4

49. Какой из данных вариантов может быть примером паразитизма:

1) вши, клещи, грибы-трутовики; 1

2) рак-отшельник и актиния;

3) береза под пологом елового леса;

4) лишайники, микориза, клубеньковые бактерии.

50. Волки ежегодно убивают около 25% оленей. К какой форме взаимодействия относится это явление?

2) хищничество; 2

51. Борьба внутри вида или между особями различных видов за пищу, ареал обитания – это:

1) конкуренция; 1

52. Совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связи с другим видом, называется:

53. Важное значение для хищников имеет:

1) количество пищи; 1

2) качество пищи;

3) разнообразие пищи;

4) все эти показатели одинаково важны.

54. Какое из перечисленных взаимодействий относится к мутуализму:

1) воробей поедает червей;

2) кукушка откладывает яйца в гнезда мелких воробьиных птиц;

3) в рубце одного из отделов сложного желудка жвачных животных обитает несколько килограммов бактерий; 3

4) мелкие рыбки живут в полостях коралловых полипов.

55. Что определяет наличие конкуренции:

1) ограничение общих ресурсов; 1

2) избыток общих ресурсов;

3) достаток ресурсов;

4) существует независимо от ресурсов.

56. Выберите пример мутуализма:

1) кедровая сосна и кедровка; 1

2) береза и гриб-трутовик;

3) гриб фитофтора и картофель;

4) лишайники на стволе дерева.

57. Выберите пример комменсализма:

1) осина и микориза подосиновика;

2) рыбки карапуса в полости голотурий;

3) растения семейства росянковые и насекомые;

4) белый медведь и песцы. 4

58. Из перечисленных ниже примеров адаптации найдите наиболее характерные для хищников:

1) покровительственная окраска;

2) использование убежищ;

3) быстрота реакции; 3

4) наличие шипов, игл, панциря.

59. Аллелопатия – это:

1) химическое взаимовлияние растений друг на друга при помощи продуктов метаболизма; 1

2) взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное сожительство;

3) потребление остатков пищи хозяина;

4) выгодное, но не обязательное совместное существование.

60. С точки зрения экологии, конкуренция отличается от хищничества тем, что:

1) от конкуренции «страдают» оба конкурирующих вида; 1

2) результаты конкуренции сказываются очень быстро;

3) конкуренция приводит к полному истощению ресурса;

4) конкуренция не отличается от хищничества, так как это его разновидность.

61. Биотическим фактором является:

4) комменсализм. 4

62. К внутривидовому взаимодействию относятся:

4) эффект группы. 4

63. Более всего паразитов встречается среди:

64. Укажите видовую пару, для которой характерен факультативный мутуализм:

2) кулик-бегунок и крокодил; 2

3) ласка и горностай;

4) божья коровка и зеленый кузнечик.

65. Нейтрализм – это:

1) случай, когда две популяции не влияют друг на друга; 1

2) обоюдно выгодное сожительство особей разных видов;

3) случай, когда популяция одного вида сообщества извлекает пользу из другой популяции сообщества;

4) взаимный антагонизм между особями разных видов.

66. Примером конкуренции являются взаимоотношения между популяциями:

1) актинии и рака-отшельника;

2) канадской и европейской норок; 2

3) серой вороны и большой синицы;

4) человека и человеческой аскариды.

67. Примером паразитизма являются взаимоотношения между организмами:

1) березы и лишайников;

2) березы и белого гриба;

3) березы и гриба-трутовика; 3

4) клевера и клубеньковых бактерий.

68. Из перечисленных типов взаимоотношений между организмами выберите симбиотические:

а) конкуренция; б) хищничество; в) паразитизм; г) комменсализм; д) мутуализм.

69. Примером хищничества являются взаимоотношения между организмами:

1) рыжих муравьев и тлей;

2) акулы и рыбы-прилипалы;

3) березы и гриба-трутовика;

4) росянки круглолистной и комаров. 4

70. Укажите правильный перечень биотических экологических факторов:

1)​ свет, температура, хищники, кислотные осадки;

2)​ растительноядные животные, бактерии, хищники, зеленые растения; 2

3)​ сила ветра, паразиты, насекомые-опылители, электромагнитное излучение;

Читайте также:  Любовь у реки дорама

4)​ влажность, минеральный состав почвы, радиоактивное излучение, высота местности.

71. Жизненная форма – это:

1) комплекс требований организма к условиям существования;

2) группа организмов одного вида на однородном участке суши;

3) тип внешнего строения, отражающий приспособленность организма к специфике местообитания; 3

4) одна из стадий жизненного цикла организма.

72. Слепыша можно отнести к группе:

1) абсолютных землероев; 1

2) относительных землероев;

3) наземных форм, делающих норы;

4) древесных, лазающих форм.

73. Тюлень относится к жизненной форме:

1) чисто водных организмов;

2) полуводных организмов; 2

3) наземных организмов;

4) воздушных форм.

74. Барсук по Кашкарову – это:

1) наземная форма, делающая норы; 1

2) наземная форма, не делающая нор;

3) древесная форма;

4) плавающая форма.

75. Сколько типов жизненных форм животных выделил Кашкаров:

76. Древесные и кустарниковые растения по Раункиеру, относятся к:

2) фанерофитам; 2

77. За основу классификации жизненных форм растений Раункиер берет:

1) расположение почек возобновления; 1

2) ветвление побега;

3) строение листьев;

4) тип соцветия и плода.

78. Луговые дернообразующие растения относятся к группе:

3) гемикриптофитов; 3

79. Клубневые и корневищные растения с отмирающими на зиму надземными частями относятся к:

4) криптофитам. 4

80. Лишайники, мхи, лианы – это:

81. 4 отдела и 8 типов жизненных форм растений выделил:

82. По Серебрякову, лещина относится к:

1) древесным растениям; 1

2) полудревесным растениям;

3) наземным травам;

4) водным травам.

83. Классификацию жуков-жужелиц по жизненным формам предложил(-а):

84. Жужелиц, питающихся, в основном, растительной пищей, относят к:

3) миксофитофагам; 3

85. Влаголюбивых животных Кашкаров относит к жизненным формам:

86. Понятие о жизненных формах растений впервые ввел:

87. Наземные и почвенные организмы по Яхонтову – это:

88. Вильямс предложил классификацию злаков, основываясь на:

1) способе кущения; 1

2) количестве колосьев;

3) возрасте злаков;

4) расположении почек возобновления.

89. Однолетние растения, переживающие неблагоприятный период на стадии семян, по Раункиеру – это:

90. Кашкаров в группу наземных форм, не делающих норы, объединил:

1) бегающих, прыгающих и лазающих по деревьям животных;

2) бегающих, прыгающих животных и животных, высматривающих пищу с воздуха;

3) бегающих, прыгающих животных и животных, добывающих из воды пищу;

4) бегающих, прыгающих и ползающих животных. 4

91. Популяция будет растущей, если в ней:

1)​ рождаемость растет, и смертность растет;

2)​ рождаемость снижается, а смертность растет;

3)​ рождаемость и смертность не изменяются;

4)​ рождаемость растет, а смертность снижается. 4

92. Дайте правильное определение популяции:

1) совокупность особей разных видов, обитающих длительное время на определенной территории;

2) совокупность особей одного вида, способных обмениваться генетической информацией, обладающих особой внутренней структурой и существующих неопределенно длительное время на данной территории; 2

3) сложная биологическая система, состоящая из группировок организмов, обладающих характерными особенностями строения, физиологии и поведения;

4) совокупность особей разных видов, связанных между собой трофическими и пространственными отношениями в условиях определенного местообитания.

93. Какой раздел экологии занимается изучением популяций:

4) демэкология 4

94. Назовите статические характеристики популяций:

1) рождаемость, смертность, миграции;

2) территориальность, групповое поведение;

3) численность, плотность, пространственное распределение; 3

4) дисперсия, обилие, частота.

95. Выберите правильный пример случайного пространственного распределения:

1) популяция свободноживущих нематод в лесной подстилке; 1

2) стая пелагических рыб;

3) светолюбивые деревья в лесу;

4) популяция медведя в смешанном лесу.

96. Выберите правильный пример группового распределения:

1) популяция белки в смешанном лесу;

2) земляничная поляна на опушке леса; 2

3) популяция тигра в Уссурийской тайге;

4) популяция колорадского жука на картофельном поле.

97. Выберите правильный пример регулярного (равномерного) распределения:

1) популяция медведя в лесу; 1

2) колония пеликанов на побережье;

3) табун лошадей;

4) популяция хирономуса в грунте дна водоема.

98. Что такое максимальная рождаемость:

1) максимальный прирост численности популяции при фактических условиях среды;

2) биотический потенциал вида;

3) максимум скорости образования новых особей в идеальных условиях среды; 3

4) рождаемость в растущей популяции.

99. Популяция может расти экспоненциально:

1) когда единственным ограничивающим рост ресурсом является пища;

2) когда она впервые попадает в подходящее незанятое местообитание; 2

3) только в случае отсутствия хищников;

4) экспоненциальный рост в естественных условиях невозможен.

100. Число особей одного вида на единицу площади или объема местообитания показывает:

1) видовое разнообразие;

3) плотность популяции; 3

4) обилие популяции.

101. Разделение популяций на локальные, экологические и географические предложил:

102. Чем отличается экологическая плотность популяции от средней плотности:

1) количеством особей на единицу обитаемого пространства; 1

2) количеством особей на единицу площади или объема;

3) общим количеством особей на данной территории;

4) нет понятия экологическая плотность.

103. Чем отличается удельная рождаемость от абсолютной рождаемости:

1) числом особей родившихся за определенное время на одну особь в популяции; 1

2) числом особей родившихся за определенное время;

3) числом особей погибших за определенный период;

4) нет понятия удельная рождаемость.

104. Равновесие между рождаемостью и смертностью в популяции называется:

1) гомеостазом популяции;

2) динамикой популяции;

3) регуляцией численности популяции; 3

4) половозрастной структурой популяции.

105. Приведите пример факторов, не зависящих от плотности и влияющих на регуляцию численности особей в популяциях:

1) перенаселенность, территориальное поведение;

2) конкуренция и хищничество;

3) комменсализм и мутуализм;

4) пожар, наводнение, антропогенное загрязнение. 4

106. Территориальное поведение – это:

1) фактор, зависящий от плотности популяции; 1

2) фактор, не зависящий от плотности популяции;

3) фактор, не влияющий на численность популяции;

4) абиотический фактор.

107. В каком экологическом возрастном периоде популяция наиболее уязвима:

1) в предрепродуктивном; 1

2) в субсенильном;

3) в пострепродуктивном;

108. Что такое экологические стратегии популяции:

1) способность популяции к саморегуляции;

2) тенденция живых систем поддерживать внутреннюю стабильность;

3) приспособления организмов для поддерживания жизни в постоянно меняющихся условиях среды;

4) общая характеристика роста и размножения данного вида. 4

109. Популяция белки в смешанных лесах Беларуси – это:

1) географическая популяция; 1

2) элементарная популяция;

3) экологическая популяция;

4) локальная популяция.

110. Волны жизни – это:

1) массовые вспышки и сокращения численности видов; 1

2) годовой прирост биомассы животных в экосистеме;

3) механизм саморегуляции системы;

4) характеристика роста и размножения популяции.

111. Основной причиной демографического взрыва служит:

1) повышение рождаемости; 1

2) улучшение питания и санитарно-гигиенических условий;

3) промышленная революция;

4) антибиотики и совершенствование методов медицины.

112. Как изменится популяция видов-потребителей при выпадении одного из предыдущих звеньев пищевой цепи:

1) численность видов-потребителей сохраняется неизменной;

2) численность видов-потребителей уменьшается; 2

3) численность видов-потребителей увеличивается, т.к. они начинают в большом количестве поедать ту пищу, которая раньше была второстепенной;

4) численность видов-потребителей увеличивается, т.к. происходит снижение конкуренции в пределах сообщества.

113. В пастбищной пищевой цепи поток энергии идет от:

1) растений к животным; 1

2) животных к растениям;

3) грибов к животным;

4) мертвой органики к животным.

114. Биоценоз – это совокупность:

1)​ видов растений и животных;

2)​ организмов одного вида;

3)​ популяций всех видов живых организмов в определенном местообитании; 3

4)​ популяций всех видов живых организмов и окружающей неживой природы.

115. Укажите, какое положение верно отражает соотношение вторичной и первичной продукции экосистемы:

1)​ вторичная продукция в экосистемах примерно равна первичной, что объясняется полным потреблением фитофагами продукции растений;

2)​ вторичная продукция в экосистемах значительно меньше первичной, что объясняется потерями энергии при передаче ее с одного трофического уровня на другой; 2

3)​ вторичная продукция в экосистемах выше первичной, так как не зависит от потерь энергии при передаче ее с одного трофического уровня на другой;

4)​ ни одно из приведенных положений не соответствует истине.

116. Готовыми органическими веществами питаются:

1) низшие растения;

3) хемосинтезирующие бактерии;

4) высшие растения.

117. Фитоценоз – это совокупность:

1) микроорганизмов на определенной территории;

2) растений на определенной территории; 2

3) растений на планете;

4) живых организмов на определенной территории.

118. Укажите правильную последовательность смены растительного покрова при вторичной сукцессии:

1)​ пожарище – низкорослые травы – березово-осиновый лес – высокорослые травы – смешанный лес – еловый лес;

2)​ пожарище – низкорослые травы – высокорослые травы – смешанный лес – березово-осиновый лес – еловый лес;

3)​ пожарище – низкорослые травы – высокорослые травы – березово-осиновый лес – смешанный лес – еловый лес; 3

4)​ пожарище – низкорослые травы – высокорослые травы – еловый лес – березово-осиновый лес – смешанный лес.

119. Когда один вид в биоценозе питается другим, возникают . отношения.

1) трофические; 1

120. Выберите правильный вариант распространенной цепи питания, составленной из следующих компонентов: а) дождевой червь; б) саранча; в) листовая подстилка; г) дрозд; д) лягушка;

121. Термин «экосистема» был введен:

122. Экологическая пирамида состоит из следующих трофических уровней, которые перечислены в случайном порядке: наездники, капуста, ястребы, гусеницы, синицы. В цепь питания вовлечено 1000 кг капусты. Рассчитайте, какой будет масса (кг) наездников, входящих в данную цепь питания, если известно, что при переходе с одного трофического уровня на другой безвозвратно теряется 95 % энергии и отсутствуют другие источники пищи.

Читайте также:  Таежный лес в поймах рек

123. Укажите, какие из перечисленных примеров отношений между видами в биоценозах относятся к топическим (I), форическим (II), фабрическим (III):

а) прикрепление плодов лопуха к шерсти животных; б) поселение лишайников на коре деревьев; в) построение птицами гнезд из шерсти млекопитающих; г) поселение мелких ракообразных на коже китов; д) отсутствие растительности под кроной конского каштана; е) запасание сойками желудей на зиму.

1) I – б, д; II – а, е; Ш – в, г;

2) I – а, б; II – г, д; III – в, е;

3) I – в; II – а, е; Ш – б, г, д;

4) I – б, г, д; II – а, е; III – в. 4

124. Биотоп – это:

1) часть абиотической среды, занимаемой одним отдельным видом;

2) часть абиотической среды, занимаемой одним биоценозом; 2

3) часть биотической среды, окружающей отдельный вид животных;

4) переходная полоса между смежными сообществами

125. Основная роль в разложении органической массы принадлежит:

1) бактериям и беспозвоночным;

2) грибам и протистам;

3) протистам и бактериям;

4) бактериям и грибам. 4

126. Главным энергетическим источником жизни на Земле является:

1) внутренняя энергия;

2) космическая радиация;

3) энергия Солнца; 3

4) энергия ветра и вода.

127. Термин «биоценоз» был введен:

3) К.А. Мебиусом; 3

128. Выберите правильный вариант распространенной цепи питания, составленный из следующих компонентов: а) дождевой червь; б) уж; в) саранча; г) лягушка; д) орел;

1) е – в – г – б – д; 1

3) е – а – г – б – д;

129. Термин «биогеоценоз» был введен:

1) В.Н. Сукачевым; 1

130. Проявлением экологической сукцессии являются: а) зарастание озера и превращение его в болото; б) поражение деревьев трутовиками; в) вырубка леса; г) зарастание гари; д) лесной пожар.

131. В пастбищной пищевой цепи первое звено составляют:

132. В пищевой цепи на каждой ступени питания примерно теряется:

133. Пищевые цепи обычно имеют не более

3) 3-5 звеньев ; 3

134. В состав биотопа не входит:

135. В состав биоценоза не входит:

136. Функцию консументов в экосистеме выполняют:

2) животные, насекомоядные растения; 2

3) зеленые растения;

137. Если организмы одного вида в биоценозе способствуют распространению другого вида, то такая межвидовая связь называется:

138. Совокупность популяций грибов в биогеоценозе называется:

2) микоценозом; 2

139. Если организмы одного вида в биоценозе создают условия для существования другого вида, то такая межвидовая связь называется:

140. Если организмы одного вида в биоценозе используют другой вид в качестве строительного материала для своих жилищ, то такая межвидовая связь называется:

4) фабрической. 4

141. Функцию редуцентов в экосистеме выполняют:

1) грибы, простейшие, гетеротрофные бактерии; 1

3) зеленые растения;

4) насекомоядные растения.

142. Если стадо травоядных животных за лето съедает до 5 т растительной биомассы, то сколько процентов от съеденного корма будет составлять прирост их биомассы?

143. В состав детритных цепей не входят:

4) зеленые растения. 4

144. Общее количество продукции, образованное продуцентами в процессе фотосинтеза, называется:

1)​ валовой первичной продукцией; 1

2)​ вторичной продукцией;

3)​ тратами на дыхание;

4)​ чистой первичной продукцией.

1)​ 145. Продукция, созданная всеми гетеротрофными организмами, называется:

2)​ валовой первичной продукцией;

3)​ вторичной продукцией; 2

4)​ тратами на дыхание;

5)​ чистой первичной продукцией.

146. Укажите, какой из перечисленных ниже процессов можно назвать вторичной сукцессией:

1)​ формирование растительного покрова на вулканической лаве;

2)​ превращение заброшенного поля в лесную экосистему; 2

3)​ появление соснового леса на песчаных дюнах;

4)​ зарастание обнажившихся горных пород.

147. Компонентами экосистемы школьного аквариума могут быть: водоросли и высшие водные растения, инфузории, дафнии, моллюски, рыбы, бактерии, грибы. Исключение каких видов из этой экосистемы приведет к резкому нарушению равновесия:

1) моллюски и простейшие; 1

3) высшие водные растения;

148. Какая из перечисленных экосистем обладает наибольшей биомассой и продуктивностью:

2) тропический лес;

3) широколиственный лес;

149. Найдите неправильную цепь питания сообщества пруда:

1) бактерии→ простейшие→ мелкие рачки→ рыба → хищная рыба;

2) одноклеточные водоросли → инфузория туфелька → дафнии → водяной клоп → личинка стрекозы;

3) водоросли → перловица → ракообразные; 3

4) фитоплактон→ зоопланктон → нехищная рыба → хищная рыба.

150. Какая из приведенных ниже сукцессий имеет отрицательное значение для человека:

1) нетвердая почва вследствие абиотических факторов превратилось в болото, богатое торфом;

2) вследствие вырубки лесов образовалась открытая местность, что способствовало эрозии почв; 2

3) зарастание иван-чаем и другими травами пожарища;

4) восстановление сообщества леса на выгоревшем участке.

Источник

Тесты по общей экологии

Часть А. А.Задания, оцениваемые в 1 балл.

Выберите один верный ответ.

1. Выберите правильное определение экологии как науки:

а) Наука, изучающая растения, животных и среду их обитания;

в) Наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами и средой их обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами)

б) Наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами;

г) Наука, изучающая влияние деятельности человека на окружающую среду

2. Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим:

в) создание заповедника;

б) внесение в почву удобрений;

г) весенние разливы рек

3. Влияние деятельности человека на живые организмы или среду их обитания?

а) абиотические факторы;

в) биотические факторы;

б) антропогенные факторы;

г) с оциальные факторы.

4. В лесном массиве был создан заповедник. К какому экологическому фактору можно отнести этот факт?

а) абиотический фактор;

в) биотический фактор;

б) антропогенный фактор;

г) с оциальный фактор.

5 . К автотрофным организмам относятся:

6 . Экологической нишей является:

а) положение вида в пространстве;

в) место питания и состав пищи;

б) функциональная роль вида в природе;

г) место вида в природе, включая его положение в пространстве,

(преимущественно в биоценозе) и его роль в сообществе.

7. Популяция может увеличивать свою численность экспоненциально (то есть численность популяции увеличивается с возрастающей скоростью):

а) когда ограничена только пища;

в) только в случае отсутствия хищников;

б) при освоении новых мест обитания;

г) только в случае отсутствия конкурентов.

8. Саморегуляция в биоценозе направлена на:

а) уменьшение видового разнообразия;

в) увеличение видового состава ;

б) возвращения к норме ;

г) верны все ответы .

9 . Взаимодействия между популяциями, при которой одна из них подавляет другую без извлечения пользы для себя

10 . Виды, обладающие ограниченными ареалами распространения

11. Фотопериодизм свойствен растениям и животным:

г) всех природных зон земного шара.

12 . Организмы способные выносить значителные колебания температуры:

в) п ойкилотермные ;

13. Растения, произрастающие в условиях повышенного увлажнения:

14 . Совокупность особей одного вида, населяющих определенное пространство:

15 . Бытовое название лосося атлантического, который заходит для роста, развития и нереста в реки Мурманской области:

Часть В. Задания, оцениваемые в 2 балла

1. Установите последовательность организмов в пищевой цепи.

Ответы внесите в таблицу

2. Установите соответствие терминов и определений.

1. Вымирающий вид.

А. Находящийся под угрозой полного вымирания вид, численность сохранившихся особей которого недостаточна для самоподдержания популяции в естественных условиях.

2. Эксплуатируемый вид

Б. Вид, морфологические и/или поведенческие особенности которого не соответствут современным условиям жизни.

3. Эндемичный вид.

В. Вид, обитающий только в данном регионе и не живущий в других

4. Исчезающий вид

Г. Вид, морфологические и/или поведенческие особенности которого включают его представителей в хозяйственный оборот.

Источник

Помогите пожалуйста

1. Выберите правильное определение экологии как науки:
А. Наука, изучающая растения, животных и среду их обитания.
Б. Наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами.
В. Наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами и средой их
обитания.
2. Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим:
А. Весенние разливы рек.
Б. Вырубка леса.
В. Внесение в почву удобрений.
3. В лесном массиве был создан заповедник. К какому экологическому фактору
можно отнести этот факт?
А. Биотический Б. Абиотический. В. Антропогенный.
4. Отметьте сумму факторов, определяющих жизнь:
А. Минеральные соли, рельеф.
Б. Температура, вода, свет.
В. Влияние человека.
5. Под биотическим фактором понимают:
А. Сумму воздействия живых организмов.
Б. Воздействие человека на организмы.
В. Факторы неживой природы.
6. Свет для прорастания семян:
А. Совершенно не нужен.
Б. Нужен только светолюбивым растениям.
В. Нужен только паразитическим растениям.
7. Какие из перечисленных фактов можно отнести к глобальным
экологическим проблемам:
А. Рост численности грызунов.
Б. Вредные выбросы в атмосферу.
В. Рост численности населения земного шара.
8. Отмершие листья деревьев образуют опад, который служит местом обитания
и пищей для многих организмов. К каким факторам относится это явление?
А. Антропогенный. Б. Биотические. В. Абиотические.
9. Назовите организм, у которого физиологические процессы ускоряются в
связи с повышением температуры окружающей среды:
А. Воробей Б. Кошка. В. Гусеница бабочки капустной белянки.
Г. Камбала.
10. К проявлениям абиотических факторов нельзя отнести:
А. Расселение одуванчика лекарственного.
Б. Растрескивание коробочки мака
В. Распространение желудей дуба
Г. перенос пыльцы мятликов

Источник