Меню

Путешествие по реке времени познавательно исследовательская деятельность



Путешествие по «Реке времени» (познавательно-исследовательская деятельность»)

Красюкова Галина Михайловна
Путешествие по «Реке времени» (познавательно-исследовательская деятельность»)

Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

.Вопросами развития исследовательской деятельности детей, в том числе и дошко-льников, занимались многие современные исследователи. Одним из них является доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор Александр Ильич Савенков.

Вопросами влияния исследовательской деятельности на общее развитие детей занимался В. И. Панов.

Формы познавательно-исследовательской деятельности наиболее приемлемые для детей дошкольного возраста изучала Надежда Александровна Короткова. Она еще в сере-дине 90-х годов выделила основные виды детской деятельности,среди которых: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная. А среди форм познавательно-исследовательской детской деятельностистарших дошкольников предложила использовать: опыты (экспериментирование); коллекционирование; путешествие по карте; путешествие «по реке времени». В ряде публикаций Короткова Н. А. подробно описала технологию построения и использования в практической деятельности дошкольных организаций этих форм. И если опыты и коллекционирование описаны и другими исследователями и практиками, то технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.

Основной развивающей задачей исследований — путешествий является освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к на-стоящему).

Эта задача указана во всех ныне действующих примерных основных общеобразо-вательных программах дошкольного образования. Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм её реализации.

Апробировав в течение последних двух лет эту форму организации образователь-ной деятельности, считаю её не только интересной и доступной детям, но и именно той формой, которая позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности.

Для проведения игр – путешествий в течение учебного года используется и время непосредственно образовательной деятельности (образовательная область «Познание») и время, отведенное на образовательную деятельность в режимных моментах, чаще всего во вторую половину дня (образовательные области «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд»).

На всех мероприятиях присутствует одно и то же дидактическое пособие, назван-ное Н. А. Коротковой карта – панно «река времени». Название символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

Термин «река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так». Именно с чтения этого произведения в начале учебного года и начинается работа.

Дидактическое пособие «река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями.

К примеру: «древность»«старина»«наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время»современный мир.

Как показал опыт, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия. Нет смысла запутывать дошкольников деталями и строгими определениями исторических периодов из школьного курса. Если же у детей возникают вопросы по поводу каких-либо исторических реалий, можно предложить дополнительные «остановки» (например, найти место на «реке времени» для великих культур древнего мира).

На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации (размером примерно в половину стандартного листа формата А4 — «метки» каждой остановке во времени. Та-кими символами — «метками» являются изображения человека в типичной для ис-торической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки символы – может жилища или еще что-то характерное для определенной исторической эпохи.

В начале года, на первом игровом мероприятии демонстрируется заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок и предлагается попутешествовать в прошлое по «реке времени»,задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели?»

Начинается работа с самого доступного для дошкольника — обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — «старину», и еще раньше — в «древности». Из множества небольших иллюстраций-вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки».

В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, про-фессий, письменности и т. д., используя красочные книги познавательного характера, обращаясь для введения в тему к подходящим художественным и справочным текстам, привлекая для этого родителей, организуя экскурсии в библиотеку, музей.

Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — за-полняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами). Такие картины-иллюстрации размером примерно в стандартный лист бумаги (фор-мат А4) используются многократно.

Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнооб-разии) одноразовые картинки — «метки» для наклеивания на панно (размер картинок при-мерно 6 х 8 см или 7 х 10 см). Сначала мы их делали только прямоугольной формы, но поняли, что интереснее вырезать по контуру, общая картинка времени становится более живой, не выставочной.

Первый год работы по данной технологии использовалась только тематика путешествий, предложенная Н. А.Коротковой:

История жилища и бытоустройства;

История сухопутного транспорта;

История огня (освещение и тепло);

История мореплавания и воздухоплавания;

История письменности (книгопечатание);

История коммуникации (почта);

Это тематика рассчитана на реализацию в одном учебном году, но в нашем дошко-льном учреждении функционирует старшая разновозрастная группа, поэтому предполагается, что некоторые дети будут посещать её два года, и им будет неинтересно исследовать одни и те же темы.

Поэтому, после освоения технологии, тематика таких путешествий была дополне-на. Дети знакомятся с историей развития обуви, мебели, посуды, одежды, живописи.Планируется исследовать темы: история развития детских игрушек и праздников.

Короткова Н. А. предупреждает, что по организации занятий или других мероприя-тий с дошкольниками не может быть конкретной рецептуры в виде подробного конспекта или, тем более, сценария мероприятия, по той или иной теме. Особенности детей группы, их интересы и увлечения, собственные идеи воспитателя будут определять конкретное содержание и ход каждого занятия. Далее Короткова Н. А. отмечает, что дошкольникам не надо «преподавать» систематические курсы по экологии, истории, географии. Задача педагога — на отдельных ярких темах сформировать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, рассказывать о них, то есть упорядочивать свои представления о мире.

Сведения, которые мы предлагаем детям, по глубине и ширине, не превосходят знаний обычного взрослого человека, а тем более профессионально подготовленного. Тем не менее,воспитатель сам должен быть увлечен исследованием: ему придётся погрузиться в познавательную литературу (справочники, энциклопедии, сборники занимательных опытов и т. д., найти для себя новые, неожиданные сведения, сделать «открытие» для себя. Только в этом случае он может заразить последовательной активностью своих воспитанников. Этого не может произойти, если пользоваться готовыми конспектами или сценариями. Но более полезными и интересными для педагогов могут быть методические и дидактические материалы,подобранные к каждой теме:

сюжетные и предметные картинки, знаки – метки;

перечень художественной и справочной литературы;

стихи, пословицы, поговорки;

загадки, песни, игры, хороводы;

образцы продуктивной деятельности детей и взрослых.

Опыт работы показывает, что технология «путешествие по реке времени» дает по-ложительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. «Островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово, позволяют ребенку перейти от внешнего действенного экспериментирования с вещами, к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка,в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Педсовет «Развитие творческой и познавательной активности дошкольников в проектной деятельности» Методическая разработка педагогического совета разработанная старшим воспитателем МБДОУ детского сада № 249 г. о. Самара Колодовой Светланой.

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования у ребенка познавательных способностей ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У РЕБЁНКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Горбунова О. А., воспитатель.

Источник

Познавательно-исследовательская деятельность детей по технологии «Путешествие по реке времени»

Кристина Луковникова
Познавательно-исследовательская деятельность детей по технологии «Путешествие по реке времени»

Ф. И. О.педагога: Луковникова Кристина Ильинична

Название учреждения: муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21»

«Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь» Я. Корчак

Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Учитывая вышесказанное, пришла к выводу о необходимости внедрения инновационной технологии «Путешествие «по реке времени» Н. А. Коротковой, которая позволяет решать задачи стандарта. Благодаря её использованию в работе, возможно, охватить следующие направления в развитии и образовании детей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Актуальность применения проведения образовательной деятельности в форме «Путешествие «по реке времени» в том, что данная продуктивная деятельность с использованием различных видов деятельности является наиболее благоприятной для познавательного развития детей. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и позволяет дать детям представление об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.

Читайте также:  Преимущественно снеговое питание имеют реки северной америки

В процессе познавательно-исследовательской деятельности у ребенка развивается речь, он познает много новых для него слов.

В систематической и целенаправленной работе по внедрению технологии «Река времени» развитие активного словаря возрастает и может непосредственно влиять на их интеллектуальное развитие.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка,в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Дидактическое пособие «река времени» – это длинный лист. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями.К примеру: «древность»«старина»«наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время»современный мир, может быть и будущее.

Карта-панно «Река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации — «метки» каждой остановке во времени. Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии.

Технологиястроится на следующих принципах:

Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.

Принцип наглядности — предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.

Принцип эмоционального восприятия информации — позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

В качестве примера предлагаю материал из опыта работы.

Мною был разработан проект на тему: «Путешествие в прошлое часов»

Проблема: зачем человеку понадобились часы?

Цель: знакомить детей с историей создания часов.

1. Совершенствовать знания детей о предмете рукотворного мира «часах», понятии «время».

2. Знакомство детейс историей появления часов:

с разными видами часов;

детей с устройством часов;

детей с профессией — часовщик.

3. Воспитывать бережное отношение к предметному рукотворному миру, труду взрослых, аккуратность и пунктуальность.

Возраст детей:5-6 лет.

Форма презентации: открытие «Музея часов».

Вид: исследовательско – творческий

Тип проекта: краткосрочный проект.

Этапы работы над проектом:

1 этап — подготовительный

Цель: определить основные направления работы.

Систематизация материала по данному вопросу.

Подбор экспонатов для организации мини-музея «Часы».

Изучение научной литературы по данному вопросу.

Подбор художественной литературы.

Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.

Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.

Подбор материалов для проведения исследования.

Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.

Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).

2 этап — основной

Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.

Работа с детьми:

Беседы: «Какие часы были давным-давно», «Что мы делаем в разное время, «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Что я знаю о часах».

Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)», «Самые известные часы в мире».

Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин, «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени».

Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».

Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».

Чтение познавательной литературы о различных видах часов.

Рассматривание иллюстраций часов.

Рисование часов. Дидактическая игра «Путешествие в страну часов».

Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»

Создание презентации «Путешествие в прошлое часов».

Работа с родителями:

Просьба принести для мини-музея группы «Часы» интересные экспонаты.

Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов).

3 этап — заключительный

Цель: обобщение полученного опыта.

Создание мини-музея «Часы».

Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов».

Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.

Рефлексия с детьми по проведенной проектной деятельности (Понравилось ли вам создавать панно «Река времени»? Какие эмоции вы испытывали при рассматривании мини-музея «Часы»? Что запомнилось вам больше всего? и т. д.)

Список использованной литературы:

1. Глухова Н., Колесо времени, Обруч, № 6, 2005.

2. Савенков А., Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания, Самара, «Учебная литература», 2000.

3. Зарипова А., Элементарная поисковая деятельность в детском саду, Дошкольное воспитание, № 7, 1994.

4. Савенков А., Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании, Дошкольное воспитание, № 4, 2006.

5. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, Москва, Просвещение, 1991.

6. Жуковская Р. И., Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, Москва, Просвещение,1968.

7. Артамонова О. В., Организация предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях, Тольятти, Информационно-технический центр при Комитете по образованию администрации,1994.

8. Петровский В. А., Построение развивающей среды в дошкольном учреждении, Москва, 1993.

Мастер-класс к педсовету «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» Доклад и мастер – класс к педсовету Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» Цель: систематизация.

Конспект нестандартного развивающего познавательного занятия в подготовительной группе «Путешествие по реке времени» «Экскурсия в музей истории железнодорожного транспорта или путешествие по реке времени»[/h3] Цель: создать условия для ознакомления детей.

Конспект занятия в старшей группе 5–6 лет с использованием ИКТ «Путешествие по «реке времени» в прошлое телефона Тема: «Путешествие по «реке времени» в прошлое телефона» Цель занятия: Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов, посредством.

Познавательно-исследовательская деятельность детей младшей группы «Огород на окне»Познавательно-исследовательская деятельность детей младшей группы «Огород на окне» Воспитатели: Терещенко О. Н, Безрукова М. А. На окнах нашего детского сада зазеленел огород. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной.

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период Составитель: Сергеева Ирина.

Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшей группы «Где живёт капелька?» Тема: Где живёт капелька? Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности Задачи:.

Познавательно-исследовательская деятельность «Вода-водичка» для детей 3–4 лет МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №8 Познавательно – исследовательская деятельность.

Презентация технологии «Путешествие по реке времени» Мини-технология «Путешествие по «реке времени»» как форма познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».

Источник

План – конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками 6-7 лет. Тема «Сказка о планете Земля»
(Познавательно-исследовательская деятельность путешествие по «реке времени» Короткова Н.А.)

Интеграция образовательных областей:

1. Познавательное развитие: Познакомить детей с историей появления и развития Планеты Земля? Уточнить и систематизировать полученные знания о космосе.

2. Социально – коммуникативное развитие: Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера; Воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умения работать в команде, согласовывать свои действия с действиями сверстников.

3. Художественно – эстетическое: Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу; Побуждать детей соотносить слова и движения рук, пальцев; Закрепить навыки аккуратного наклеивания картинок.

4. Речевое развитие: Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем; Научить понимать и самостоятельно использовать в речи космическую терминологию.

5. Физическое развитие: Выполнять движения по тексту. Развивать игровую деятельность; Соблюдать правила безопасности при выполнении упражнений; Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх.

Методы и приемы:

практические: создание коллажа «Моя Земля и солнечная система», создание космического корабля из геометрических фигур, физкульминутка;

словесные: рассказывание мифов и теорий, беседа, вопросы к детям;

наглядные: панно «река времени», глобус, фон звездного неба, геометрические фигуры для постройки ракеты.

Материалы и оборудование: технология «река времени» Н.А. Коротковой, компьютерная презентация, звуковые эффекты, фото планеты Земля и солнечной системы, иллюстрации, энциклопедия о космосе, глобус, ватман, кисти, клей, карта звездного неба. Музыкальное сопровождение по теме «космос».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка
Игровая Игровая ситуация
Познавательно — исследовательская Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, познавательно-исследовательские проекты,
Коммуникативная Беседа, речевые ситуации, вопросы. Чтение стихотворения
Музыкальная Слушание
Изобразительная Аппликация — коллаж
Восприятие Рассказывание

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», чтение книг о планетах солнечной системы, беседы с родителями, беседы с педагогом на тему «Солнечная система».

Логика образовательной деятельности

Какую форму имеет Земля? Что есть на Земле? Мы – люди 21-го века. Наука и техника управляют нашей жизнью. Мы знаем больше, чем наши предки. Мы, современные люди, посещаем Луну и даже устанавливаем измерительные приборы на Марсе. Полученные результаты исследований космоса просто захватывают дух. Чем больше знаний мы приобретаем, тем настойчивее встает вопрос: как же все это появилось?

Вопрос о происхождении Земли всегда вызывал споры. Как произошла Земля? В каких источниках можно получить информацию о ее происхождении?

Педагог рассказывает стихотворение:

На огромных скоростях

Вдаль летят ракеты.

Скоро будем мы в гостях

На других планетах

К старту готовы! (Дети прикладывают руку к голове.)

Пристегнуть ремни! Есть пристегнуть ремни! (имитируют пристегивание ремней на поясе). Начинаем обратный отчет! Пять, четыре, три, два, один – пуск! (Большим пальцем имитируют нажатие кнопки вперед. Из положения сидя в прыжке вытягивают руки вверх, изображая нос ракеты.)

корабль из геометрических фигур

Основу любой мифологии составляют мифы о сотворении мира и людей. Здесь сложно выделить какую-либо определенную тенденцию. Творцами мира выступают то боги, то животные, то растения. Каким образом они возникли из первобытного хаоса и как творили мир — на это в каждом мифе своя история.

Давным-давно, (гласит миф древних египтян), много миллионов лет назад был Хаос — бескрайний и бездонный океан. Этот океан назывался Нун.

Мрачное он представлял зрелище! Окаменевшие холодные воды Нуна, казалось, навечно застыли в неподвижности. Ничто не нарушало покоя. Проходили столетия, тысячелетия, а океан Нун оставался неподвижным. Но однажды свершилось чудо. Вода вдруг заплескалась, заколыхалась, и на поверхности появился великий бог Атум.

— Я существую! Я сотворю мир! Нет у меня отца и нет матери; я — первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов! С неимоверным усилием Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и, воздев руки, произнес волшебное заклинание. В тот же миг раздался оглушительный грохот, и среди пенных брызг из пучины вырос холм Бен-Бен. Атум опустился на холм и стал размышлять, что ему делать дальше…

Древние греки думали, что Земля – плоская и похожа на огромное блюдо. На этом блюде расположены горы, равнины. Леса, моря, реки и озера. Сверху необыкновенное блюдо прикрывает небесный свод. Он твердый и напоминает колпак.

2. Остановка Эпоха средних веков…. «Мифе о сотворении земли», говорится о том, что давным-давно, ещё задолго до появления динозавров существовал только один Хаос, то есть беспорядок. В нем заключался источник жизни мира. В нём смешались всё, и тёмное, и светлое, и хорошее, и плохое. Магглы представляли его в виде беспорядочного огненного вихря. Он рос и рос, правда очень медленно, но наступил момент, когда этот огненный вихрь взорвался, извергнув из себя Гею, то есть землю…

Читайте также:  Что строится рядом с рекой

3. Остановка Эпоха современного мира… В эволюционной модели наиболее распространенной является теория «большого взрыва». Согласно ей, одна большая звезда проходила рядом с Солнцем и столкнулась с ним. Часть материи Солнца и этой звезды разбросало в результате этого столкновения, и образовались планеты, в том числе и Земля.

Земля сформировалась, вероятно, 4,5 – 5 миллиардов лет назад из гигантского облака космической пыли, частицы которой спрессовались в раскаленный шар. Из него в атмосферу выделялся водяной пар, а из атмосферы на медленно остывавшую Землю в течение миллионов лет в виде дождей выпадала вода. В углублениях земной поверхности образовался доисторический Океан. В нем примерно 3,8 миллиарда лет назад зародилась первоначальная жизнь.

Другая теория, выдвигаемая многими учеными, утверждает, что Земля и планеты сформировались из маленьких облаков из пыли и газа. Эти облака уплотнились, начали вращаться, и телесные тела, сформировавшиеся в результате, попали на орбиту Солнца. При постепенном остывании они приобрели современную форму. Земля имеет форму шара. Это произошло в результате длительного процесса, продолжавшегося миллиарды лет.

Когда на землю летит космонавт,

Глядят ему вслед миллионы ребят.

Вечерней порою глядят в небеса,

Сияют, сияют ребячьи глаза.

И в них отражаются, ярко горят

Те звезды, к которым они полетят!

Мчатся ракеты к дальним мирам.

К подвигам сердце рвется.

Кто верит крылатым, как песня, мечтам,

Тот цели своей добьется!

Итоговое мероприятие: совместно с родителями создание макета «Солнечной системы».

Источник

Инновационная технология «Путешествие по реке времени»

Содержимое публикации

Инновационная технология «Путешествие по реке времени»

Возмищева Татьяна Сергеевна,

высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52» АГО

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования, в виде социально-нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка: обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет (один из нескольких ориентиров).

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Одной из основных задач направления «Познавательное развитие» является формирование познавательных процессов. Наиболее важным из психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребёнка, является воображение. Воспитание творчески активного молодого поколения — одна из главных задач современного общества. И решать её необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения. Для того чтобы представлять, воображать, придумывать необходимо воображение — своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий. Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы.

Исследователи отмечают, что время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. У детей наблюдается смешение временных рамок, и время существует лишь в понятии «сейчас».

Технология «путешествие по «реке времени» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации). Такая технология носит инновационный характер, так как в образовательной деятельности используются нетрадиционные методы, способы развития познавательно-исследовательской деятельности детей – работа с панно «Река времени», на занятии используются старинные вещи, с которыми можно исследовать и даже попробовать на практике.

В ходе организации непрерывно непосредственно образовательной деятельности мною используется данная технология, которая позволяет дать детям дошкольного возраста начальные знания о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Игры-путешествия использую в непосредственно непрерывно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей, и в режимных моментах.

Дидактическое пособие «река времени» представляет собой длинный лист (я использую обои примерно размером 50х150 см), который представляет собой полосу темно синего цвета до бледно голубого обозначена река. Вдоль «реки времени» несколько остановок с названиями: «древность» — «старина» — «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» — современный мир, «будущее» — то, что может быть в будущем.

Такое панно символизирует движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

Остановки на «реке времени» заполняем иллюстративным материалом соответствующими темами мероприятий. Это могут и быть не только иллюстрации, но и старинные вещи, которые можно исследовать, даже попробовать предмет в действии (например, удобно ли использовать плашку для глажения белья).

Использование технологии «путешествие по реке времени» в образовательной деятельности

дает положительные результаты в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей.

Ведь ребенок дошкольник познает окружающий его мир в процессе своей деятельности.

В своей деятельности использую методы, чтобы мероприятие прошло интереснее.

Словесные методы – объяснения, уточнения, использование аудио и видео записей.

Практические методы – экспериментирование (с веществами, например с песком, глиной, водой, с предметами старины).

Игровые методы – подвижные игры.

Наглядные методы – показ слайдов, использование видеофильмов, аудиозаписей (например, путешествуя с детьми на машине времени использовала видеопрезентацию «полет во времени»).

Опыт работы показал, что такая игра-путешествие во времени является наиболее эффективным методом по изучению временных промежутков. Дети становятся смелее, более открытыми, самостоятельными, раскованными, обогащается словарный запас детей.

Предлагаю технологическую карту организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей с использованием технологии «Река времени» по теме «История книги».

Цель — создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире (источнике новой информации).

Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.

Актуализировать представления детей об источнике новой информации – книге.

Создать в воображении детей целостные образы истории человечества через «остановки» («древность» — «старина» — «наше время» — «будущее время»).

Учить изображать предметы путем создания отчетливых форм.

Воспитывать бережное отношение к материалам, убирать их на место после работы.

Планируемый результат — воспитанники познакомятся с источником новой информации – книгой в различных временных отрезках «древность», «старина».

Возраст участников: дети подготовительной общеобразовательной группы от 6 до 7 лет.

Условие проведение мероприятия (место, время, перечень оборудования и медиа-ресурсов, оформление, особенности подготовительного периода и итогового этапа).

Непосредственно образовательная деятельность проводилась в МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52» АГО в общеобразовательной подготовительной к школе группе детей (6-7 лет), 28 сентября 2018 года. Присутствовало 18 детей.

Перечень оборудования:

Наглядные средства: панно (обозначающее «реку времени»), книга, коробка с песком, глина, кора березы (береста), емкость с водой, ткань шелковая (размером 20*20 см), гуашь, баночки с водой, кисти, диск, флешка.

Для продуктивной деятельности: гуашь, листы бумаги, салфетки, трафареты из коры, ткань шелковая на каждого ребенка (размером 20*20 см).

Мультимедийные: презентация «История книги».

Особенности подготовительного периода.

Для ознакомления детей с книгами в группе были созданы книжные центры, в которых располагались книги по разным направлениям: книги о животных и растениях; книги для расширения сюжета детских игр; юмористические книги с яркими смешными картинками, книги, которые дети приносили из дома, сказочные произведения, стихи, рассказы (знакомящие детей с историей нашей родины, с современной жизнью). В книжных центрах присутствовали иллюстрации к прочитанным произведениям. Книжный центр для детей был оснащен сюжетно-ролевой игрой «Библиотека», где ребята познакомились с трудом работников библиотеки и закрепили свои знания о жанрах художественной литературы, писателях. Материалы книжного центра использовали как в процессе непосредственно-образовательной деятельности, так и на протяжении всего дня в соответствии с возрастными и поло-ролевыми особенностями детей, так чтобы они стали основой для их самостоятельной познавательно-речевой деятельности.

С детьми были организованы две виртуальные экскурсии. Первая виртуальная экскурсия – как изготавливают бумагу, этапы производства бумаги. Вторая виртуальная экскурсия в типографию, где дети познакомились современными печатными станками, посмотрели кто создает материалы для книг, газет. Дети узнали, что создание книги, газеты — огромный труд и над ее рождением трудятся люди разных профессий: печатник, переплетчик, фальцовщик, резчик и другие.

Совместно с детьми после посещения виртуальной экскурсии решили организовать сюжетно-ролевую игру «Типографию», где дети вместе с воспитателем создали свои газеты, журналы, книжки, малышки. Это интересное дело увлекло всех детей без исключения. Каждому ребенку педагог предлагал работу, например, «наборщик» составляет из буквенного конструктора слова, входящие в название газеты, журнала, книжки, статьи, рубрики; «корреспонденты» берут интервью; «художники» оформляют издание, рисуют иллюстрации к тексту сказки, заполняют страницы рисунками, узорами; «писатели» придумывают сказки, рассказы, четверостишья.

Для подготовки к занятию дети совместно с педагогом создали панно «Река времени» — закрашивали гуашью временные периоды.

организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей

Воспитатель: Возмищева Татьяна Сергеевна

ДОУ: МБДОУ «Детский сад № 52» АГО

Тема: «История книги»

Возрастная группа: подготовительная группа (от 6 лет)

Форма НОД: познавательно – исследовательская деятельность

Технология: путешествие по «Реке времени»

Форма организации: групповая

Наглядные: панно (обозначающее «реку времени»), книга, коробка с песком, кора березы (береста), емкость с водой, ткань шелковая, гуашь, баночка с водой, кисть, диск, флешка.

Баренбаум И.Е., Шомракова И.А. Всеобщая история книги. СПб., 2005.

Для продуктивной деятельности: гуашь, листы бумаги, салфетки, трафареты из коры, ткань шелковая на каждого ребенка (размером 20*20 см), баночки с водой, кисти.

Мультимедийные: презентация «История книги»

Цель – создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире (источнике новой информации).

Задачи образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.

Актуализировать представления детей об источнике новой информации – книге.

Создать в воображении детей целостные образы истории человечества через «остановки» («древность» — «старина» — «наше время» — «будущее время»).

Учить изображать предметы путем создания отчетливых форм.

Воспитывать бережное отношение к материалам, убирать их на место после работы, аккуратно выполнять поручения.

Выполнять коллективные поручения.

Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником.

Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

Формировать пространственные временные представления.

Предварительная работа – рассматривание иллюстраций с изображением книг в разные временные периоды.

Этапы (последовательность деятельности)

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей. Выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов

Обсуждение реального или вымышленного события

Педагог показывает детям красивую коробку.

Загадывает детям загадку.

В них живут рассказы, сказки,

Комиксы, стихи, раскраски.

Все девчонки и мальчишки

Любят их. Ведь это.

Предлагает рассмотреть содержимое коробки.

Задает вопрос: для чего нам нужны книги?

Читайте также:  Река ока длина ширина

Рассматривает с детьми книгу. Уточняет материал, из которого изготовлена книга, из каких частей состоит.

Педагог акцентирует внимание на предмете исследования. Поощряет детей к высказыванию; эмоционально, вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания.

Проявляют заинтересованность. Вовлечены в диалог с педагогом.

Интересуется предметом новых знаний.

Постановка цели исследования

Педагог спрашивает у детей «Вы знаете, всегда ли книги были красочными, яркими?»

Предлагает детям узнать, как появились первые книги и из какого материала они были во времена наших прапрабабушек. Но для этого нам с вами нужно отправиться в путешествие на очень много лет назад.

Интересно, ребята, а на чем мы с вами отправимся в прошлое?

Задает вопросы. Педагог создает проблемную ситуацию. Предлагает способ действия.

Педагог обыгрывает каждое высказывание ребенка, пока дети не придут к выводу, что попасть в прошлое возможно, только на машине времени.

Вступают в диалог.

Вовлечены в диалог с педагогом.

Способны планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала

Педагог предлагает детям: «Занимайте свои места для путешествия на машине времени. Дружно проговорим волшебные слова, для того чтобы попасть во времена бабушек наших бабушек – в древность».

«Раз, два, три, машина времени лети, в древность нас всех отвези!». Звучит музыка.

Вот первая остановка, называется «Древность». Педагог предлагает посмотреть на экран: мы попали с вами в древний Египет.

Педагог говорит: Египет — это прекрасная страна. Здесь есть пустыни, сфинксы, пирамиды. В старые времена Египтом правили фараоны. А помогали им жрецы. Жрецы — это помощники фараонов. Жрецы были очень умные и образованные люди, они умели писать и читать, и для этого использовали природные материалы.

Педагог предлагает детям посмотреть какие природные материалы лежат перед вами (песок, вода, глина, палочка).

Педагог предлагает детям взять палочку и нарисовать на песке. Педагог спрашивает: вашу надпись видно?

Предлагают вам представить, что наши надписи понесли кому-нибудь почитать. Несли, трясли по дороге.

Педагог предлагает потрясти надпись.

Педагог интересуется: что произошло с надписью? И почему?

Педагог обобщает ответы детей: песок сыпучий и, если его немного потрясти, или подуть на него надпись пропадает. Ребята, а нам подойдет песок для написания книги?

Педагог предлагает детям нарисовать на воде. Возьмите палочку и нарисуйте на воде. Что у вас получается? А почему?

Педагог предлагает нарисовать или что-нибудь написать на глине, а затем немного потрясти. Что произошло? А теперь подуйте на глину. Что с ней стало?

Педагог обобщает ответы детей: Глина подходит для хранения информации. Вот и к этому выводу и пришли древние жрецы.

Первые книги делались из глины, на которой выдавливали острой палочкой (клинком). Потом сушили и обжигали в печи, и их складывали друг на дружку. Получались большие и тяжелые книги.

Педагог спрашивает: «Интересно вам было создавать книги из глины? А сейчас я вам предлагаю посмотреть книги, которые были в старину».

Педагог предлагает детям: «Занимайте свои места для путешествия на машине времени. Дружно проговорим волшебные слова, для того чтобы попасть во времена наших бабушек – в старину»

«Раз, два, три, машина времени лети, в старину нас всех отвези!». Звучит музыка.

Педагог говорит: Теперь мы с вами попали в древний Китай, где есть великая китайская стена, красивые дома. И китайцы много времени уделяют своему здоровью.

Педагог предлагает ребятам немного отдохнуть.

Педагог проводит физкультминутку «Машина времени». В машину времени садимся (делаем приседание и одновременно делаем «упражнение моторчик»),

В прошлом сразу очутимся (описываем двумя руками в воздухе круг).

Начинаем мы считать,

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем указательным пальцем правой руки пальчики на левой руке).

Машина наша ты лети (показываем руками крылья самолета),

В прошлое нас всех верни (описываем двумя руками в воздухе круг).

Педагог продолжает: Ребята, а как вы думаете, из чего же делали первые книги в Китае?

Педагог делает небольшую подсказку: показывает кусочки материи, дает детям потрогать материал.

В древнем Китае писали на шёлке, а потом его нарезали на кусочки и на них писали, сшивали и получались шелковые книги.

А вы хотите попробовать стать создателями шелковых книг, попробовать написать на шелковой страничке.

Педагог говорит: В Китае были специальные символы, которые назывались иероглифы.

Педагог предлагает посмотреть на экран, на котором изображены иероглифы и их обозначения.

Педагог предлагает детям выбрать любой иероглиф и изобразить на шелке.

Педагог продолжает: китайцы – изобретательный народ, они первые на земном шаре стали изготавливать бумагу.

Педагог предлагает детям: «Занимайте свои места для путешествия на машине времени». Дружно проговорим волшебные слова, для того чтобы попасть в древнюю Русь: «Раз, два, три, машина времени лети, в старину нас всех отвези!».

Педагог говорит: Вот мы с вами оказались в древней Руси, где Русь славилась деревянными красивыми городами, сильными богатырями, рукоделием, и веселыми праздниками.

Педагог говорит: Ребята, на Руси писали на бересте. А что это такое — береста?

Педагог обобщает ответы: Правильно, это кора березы, на ней писали при помощи острой палочки. Потом появилась бумага и на ней писали летописцы. Их труд был тяжелым. Буквы вырезали из дерева, наносили краску и прижимали к бумаге – это была первая печать.

Педагог предлагает детям создать свою печатную книгу.

Педагог предлагает послушать стихотворение и подумать какую книгу им необходимо сделать.

Октябрь. Берестов В.Д.

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

Педагог показывает: ребята посмотрите, как мы будем необычным способом оттиском коры создавать свою книгу.

Педагог говорит: Посмотрите какие красивые странички книг вы создали.

Педагог предлагает детям вернуться в машину времени. Дружно проговорим волшебные слова, для того чтобы попасть в наше время: «Раз, два, три, машина времени лети, в наше время нас всех отвези!».

Педагог продолжает: Оказывается очень долгий путь проделала книга, пока не стала, такой какой вы ее видим сейчас. А сейчас бумагу производят из древесины, из которой создают книги.

Педагог спрашивает: «Вот мы и попали в наше время. А ваши мамы читают вам книги, сделанные из глины, шелка, бересты? Расскажите о ваших книгах».

Педагог интересуется: А в современном мире, как хранится информация?

Педагог обобщает ответы: На бумаге, на диске, на компьютере, электронные, на флэш карте памяти, аудиокниги.

Вводит элемент новизны; используется презентация -мультимедиа, наглядно-предметный, наглядно-информационный материал; стимулирует интерес детей; рассказывает; даёт задание.

Рассматривает вместе с детьми, что изображено на экране.

Предоставляет возможность высказаться детям на поставленные вопросы.

Познавательно-исследовательская деятельность с песком.

Экспериментирует с песком.

Обсуждает вместе с детьми.

Предоставляет возможность всем высказать свои версии.

Обобщает ответы детей о свойствах и качествах различных материалов.

Задает наводящие вопросы.

Использует презентацию — мультимедиа, наглядно-предметный, наглядно-информационный материал; стимулирует интерес детей.

Обобщает ответы детей.

Использует ИКТ в образовательной деятельности.

Стимулирует детей к деятельности.

Стимулирует на дальнейшее путешествие.

Использует художественное слово.

Задает наводящие вопросы.

Проявляют познавательную активность.

Осуществление практической деятельности преобразующего характера: наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы.

Дети выясняют закономерности.

Делают самостоятельно заключения, исходя из полученного опыта.

Дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы. Дети проявляют познавательную активность.

Вступают в диалог.

Произносят слова, для путешествия.

Высказывают предположения, делают вывод.

Вступают в диалог.

Продуктивная деятельность детей.

Высказывают свои предположения.

Проявляют познавательный интерес.

Возвращаются на места. Проговаривают слова.

Вступают в диалог.

Вступают в диалог.

Имеют представления об источнике новой информации, разного исторического времени (древности, старины, нашего времени)

Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

Педагог переходит к панно, приглашает детей: «Дети, вы сможете расположить на нашем панно, символизирующем «Реку времени», книги, соответствующие определенному историческому этапу? Посмотрите, здесь есть темно – синяя часть панно, это определенный участок исторического времени – древность, есть участок посветлее – это старина, а есть светло – голубого цвета участок – это наше время. Возьмите книги, и положите к соответствующим историческим временам».

Предлагает детям сделать выбор книг, соответствующей определенному историческому этапу.

Дети выбирают вид книги, поясняя его характеристики, и определяя к какому историческому времени он относится.

Выбирают и группируют предметы.

Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования

После распределения книг на разных исторических этапах, педагог предлагает обратить внимание детей на оставшийся участок на панно, бледно – голубого цвета: «Дети, посмотрите. У нас осталось еще одно место, для исторического времени. Как вы думаете, что за время впереди всех этих времен должно быть? Правильно, это время называется – будущее. Предлагаю вам самим дома подумать и создать свою книгу будущего, которую мы потом расположим на нашем историческом панно, на соответствующем этапе».

Предлагает разложить выбранные виды книг на панно.

Предлагает поучаствовать в продуктивной деятельности.

Раскладывают книги в соответствии с историческим временем.

Дети дома самостоятельно создают книгу будущего.

Умеют разместить предметы в соответствии с поставленной познавательной задачей.

Вывешивание таблицы на стене группового помещения

Педагог предлагает детям рассмотреть заполненное панно, в соответствии с названиями исторических этапов «древность – старина – наше время – будущее время». Предлагает рассказать детям о книгах определенного исторического времени.

Восхищается полученным результатом.

Рассказывают о распределении книг на панно.

Закрепляют полученные знания.

Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Педагог говорит: «Дети, предлагаю оставить наше панно с книгами на этом столе. Если из вас кому-то хочется сделать книги разных времен, возьмите нужные материалы, и можете самостоятельно их сделать».

Предлагает детям самостоятельно поучаствовать в продуктивной деятельности.

Дети, по собственной инициативе создают книги.

Способен создать определенный объект.

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительные группы. – М.: ЦГЛ, 2005.

Баренбаум И.Е., Шомракова И.А. Всеобщая история книги. СПб., 2005.

Большая Российская энциклопедия. – М. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2007.

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» / М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Гильманова О.Л., Корнеева Е.П., «Проектирование деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС ДО: методические рекомендации»/ НТФ ИРО, 2015.

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика — Синтез, 2011.

История книги / Под ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. М., 2001.

Книга. Энциклопедия. М., 1999.

Комментарии к ФГОС дошкольного образования / Минобрнауки России, 2014 год;

Кузина Е. В., Ларина О. В., Титкова Т. В., Щеглова О. А. «Энциклопедия открытий и изобретений человечества». — ООО «Дом Славянской книги», 2006.

Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В. [и др.] «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие» / – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Ресурсы интернет vilingstore . net › Istoriya — sozdaniya — knig — i 171349

Источник