Меню

Путь из варяг в греки схема рек



Путь из варяг в греки

Путь «из варя́г в гре́ки» (также Варя́жский путь или Восто́чный путь, др.-исл. Austrvegr ) [1] — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на Юг — в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII—XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией. Летописец Нестор в Повести временных лет называет его путём «из варяг в греки». [источник не указан 284 дня]

Содержание

География

Как указывается в «Повести временных лет», «бѣ путь из Варягъ въ Грѣкы, и изъ Грѣкъ по Днепру, и вѣрхъ Днѣпра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Илмерь озеро великое, из негоже озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево, и того озера внидет устье в море Варяское».

В переводе на современные названия, путь от древних торговых центров Скандинавии — Сигтуны, Бирки или Висбю и южного берега Балтики — Волина (Винета, Йомсбург), Старигарда, Ральсвика на Рюгене, Щецина проходил Балтийским морем через Финский залив, затем по реке Неве (здесь были пороги), по штормовому Ладожскому озеру, реке Волхов (ещё одни пороги) в озеро Ильмень. Оттуда — вверх по рекам Ловать, Кунья, Серёжа; затем в районе нынешней деревни Волок волоком в реку Торопа, впадающей в Западную Двину. Вниз по Двине — до Каспли, а по этой реке — вверх до её истока из озера Каспля, где в районе городища Гнёздово существовал древний волок в речку Катынь, впадавшую в Днепр. Далее путь выходил в Чёрное море, минуя Днепровские пороги. По морю — вдоль европейского побережья (Румелийского берега) до Константинополя. Перед тем как выйти в Чёрное море, суда требовали дополнительной оснастки. Близ устья Днепра на острове Березань либо на острове Хортица на Днепре купцы делали остановку для этих целей. Ещё один остановочный пункт существовал на острове Змеиный близ дельты Дуная.

Путь имел многочисленные разветвления:

  • Существовал и более древний вариант северной части Пути. Он шёл напрямую из Балтийского моря по Западной Двине через Полоцк. Затем через волоки в Верхнее Поднепровье (р. Друть) и далее вниз по Днепру в Чёрное море. Об этом варианте пути могут свидетельствовать два захоронения из Лесной группы Гнёздова. Это курганы № 38 и № 47, безусловно связанные как со скандинавской, так и с балтской культурами.
  • Южная часть Пути также имела разветвления: от устья Днепра, помимо Константинополя, шёл путь на восток, через Перекопский перешеек в Азовское море. Через Перекоп существовал древний канал, «но с течением времени канал засыпался и обратился в густой лес» [2] . Далее путь шёл к устью Дона, вверх по Дону, затем по его левому притоку — Иловле, волок к правому притоку Волги — Камышинке и вниз по Волге в Каспийское море.
  • Также от устья Днепра шёл торговый путь к устьям Южного Буга, Днестра и Дуная, ведущим в Западную Европу.

Параллельно ему существовал также Восточный водный путь «из варяг в Персы» [источник не указан 317 дней] — через Волгу и Каспий. А также Западный путь — вдоль Атлантического побережья Европы вплоть до портовых городов Италии в Средиземном море, что подтверждается многочисленными письменными источниками и археологическими находками.

Среди историков существует также мнение, что Путь «из варяг в греки» распадался на три основных направления: 1) Смоленско-Новгородско-Балтийское — по нему, начиная с XIII в., шла основная торговля с Ганзой; 2) «греческое» — по нему до середины XIII в. осуществлялись связи Киева с Византией; 3) Киево-Новгородское — использовавшееся главным образом для внутренней торговли и сношений [3] .

Альтернативная точка зрения

Некоторые исследователи (С. В. Бернштейн-Коган [4] , Ю. Ю. Звягин [5] , А. Л. Никитин [6] , С. Э. Цветков [7] и др.) подвергают сомнению существование пути «из варяг в греки» как постоянно действующей транзитной торговой магистрали (не отрицая возможности отдельных плаваний). Приводимые ими аргументы можно разделить на три группы:

География. Трудность плавания, в котором необходимо преодолевать волоком два водораздела — между Ловатью и Двиной и между Двиной и Днепром. Причем расстояние по маршруту Балтика-Волхов-Ловать-Двина-Днепр (с двумя волоками) в 5 раз больше, чем по маршруту Балтика-Двина-Днепр (с одним волоком), проходящему через города Рига, Полоцк и Смоленск. Существует и не менее удобный путь Балтика-Висла-Буг-Припять-Днепр (также с одним волоком), проходящий через города Хельм, Плоцк, Брест, Пинск и Туров, сразу выходящий в район Киева, функционирующий и в настоящее время [8] . Источники. Отсутствие упоминаний о подобных плаваниях в скандинавских сагах и отсутствие в византийских источниках упоминаний о скандинавских купцах и скандинавах вообще ранее второй половины XI в. Впервые о воинах скандинавского происхождения — «варангах» — говорится в императорском хрисовуле 1060 г. (прочие упоминания находятся в более поздних документах, даже если они описывают события более ранних лет). Археология. Малое количество археологических находок византийского происхождения, как в самой Скандинавии, так и по всему предполагаемому маршруту. Например: при раскопках в Бирке (Швеция) арабские монеты найдены в 106 погребениях, англосаксонские — в восьми, и только в двух — византийские; из более чем 110 тыс. монет, найденных в 700 кладах на острове Готланд к середине XX в., византийских всего 410 [9] [10] . Немногочисленные вещи византийского происхождения, найденные в Новгороде, относятся к культурным слоям XI в. Если по другому важнейшему торговому пути Восточной Европы — Волжско-балтийскому («из варяг в хазары», вариант «…в булгары») археологические находки: оружие, украшения, клады, в том числе с византийскими монетами (всего более трехсот монет), свидетельствующие о постоянном движении по этому маршруту, присутствуют и по Волге (вплоть до верховий и далее по Волхову до Ладоги), по Оке, по Западной Двине, то в Поднепровье, за исключением районов Киева и Смоленска, таких находок нет.

Перевозимые товары

Из Скандинавии вывозили железо-сырец, амбру, моржовую кость, изделия из китовой кожи (корабельные канаты и др.), оружие, художественные изделия, а также предметы, награбленные викингами в Западной Европе (французские вина, ювелирные изделия и драгоценности, шелковые и батистовые ткани, серебряную утварь); из Византии — вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги; из Прибалтики — янтарь; из Северной Руси (Новгорода) — «мягкое золото» (меха соболей, куниц, выдр, бобров и др.), льняные ткани, лес, мёд, воск, кованую и керамическую утварь, оружие, кожи, смолу; из Южной Руси (Киева) — хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, серебро в монетах и т. д.; с Волыни — шиферные пряслица и др.

Значение

Путь возник в начале IX в. (не позднее 825—830 гг.), о чём свидетельствуют находки кладов арабских серебряных монет — дирхемов 1-й четверти IX в. Наибольшее значение имел в X — 1-й трети XI вв., то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко. Во 2-й половине XI — начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой, и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Вначале этот путь, как и параллельные ему, использовались варягами для грабительских набегов на экономически и культурно более развитые города и страны Европы, а также Византию. Впоследствии этот путь стал важным торговым маршрутом между Скандинавией, Северной Европой, богатой Византией, Востоком.

Читайте также:  Когда будет ремонт моста через реку

По мере освоения этого пути варяги расселялись на прилегающие к нему земли и ассимилировались с заселенными славянскими, балтскими и финно-угорскими племенами. Существовавшие сильные славянские племенные союзы, которые вели суровую борьбу с германскими племенами. В пору создания племенных союзов у восточных славян прибалтийские славяне уже имели государственные образования с князьями, дружинами, детально разработанной языческой религией, очень близкой к восточнославянскому язычеству. Отсюда и шли постоянные переселения на восток, на берега озера Ильмень. Приглашение Рюрика на княжение у ильменских словен в городе Ладогев. Затем он перешёл в Новгород, что и способствовало дальнейшему развитию государства-княжества династии Рюриковичей. Случай этот был весьма типичен для всей европейской истории. Сохранились сведения, что приглашенные князья были родственниками прежней местной княжеской династии приильменских словен. [11] . Сначала в Новгороде (Рюриково Городище [12] ) и Старой Ладоге [13] , а затем в Смоленске и Киеве.

Со временем значение торгового пути падало. Раздробленность Руси, централизация стран Скандинавии, упадок Византии, когда в 1204 году крестоносцы разрушили Константинополь и центр мировой торговли переместился в Венецианскую республику и, наконец, окончательно пришел в упадок, когда ордынцы захватили Нижнее и Среднее Поднепровье,и положили конец пути «из варяг в греки» [источник не указан 172 дня] . [14]

Торговля и грабеж. Последующие эпохи

Поскольку в эту историческую эпоху у племен подобных викингам граница между торговлей (обменом товарами) и грабежом была весьма неустойчива, трудно сказать — когда именно торговля стала превалировать над грабежом и водным пиратством. Даже после образования государства династии Рюриковичей («Киевская Русь») походы на Константинополь за «добычей» не прекратились.

В более позднюю историческую эпоху этот же водный путь и те же плавсредства использовались запорожскими казаками в их грабительских походах на столицу Османской империи Царьград (Стамбул). Сравните аналогичные процессы на водном пути Волга-Каспий — поход казаков во главе со Степаном Разиным в Персию «за зипунами».

Основные плавательные средства

Скандинавы для торгового плавания по Балтийскому морю и впадающим в него рекам использовали суда типа небольших кнорров [15] , а с XII в. — шнеккеры [16] (новгородцы называли их «шнеками»). Достоинством северного пути была возможность пройти шхерами, то есть почти не выходя на открытое морское пространство, от берегов нынешней Швеции до устья Финского залива. Это позволяло использовать относительно небольшие корабли, которые могли подняться по рекам до Новгорода, где часть товаров продавалась, часть покупалась, а все грузы переваливались на более мелкие суда, пригодные для плавания по небольшим русским рекам.

Древние русские суда, использовавшиеся для плавания как по рекам, так и морям, принято называть общим термином ладья (лодья) [17] . Также существовали «корабли» [18] , насады, скедии, бусы и шитики [19] . По сведениям Константина Багрянородного (X век) кривичи и другие племена весной возили в Милиниску (Смоленск) и Чернигогу (Чернигов) большие долбленые ладьи на 30-40 человек — однодеревки, которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по реке. По прошествии порогов, на острове Хортица или Березань ладьи оснащались парусами для плавания берегом Чёрного моря. На местах переволок — в районах Торопца и Смоленска, очевидно, существовала инфраструктура, связанная с волоками — бечевники в мелководных верховьях рек, древесный ход с дрогами на самом волоке и обслуживающие их люди и животные; здесь же были и верфи для небольших речных ладей [20] .

Для плавания по Чёрному морю использовались и византийские торговые суда средиземноморского типа. Они не имели специального наименования и назывались просто «наус», то есть корабль [21] .

Проводка кораблей по шхерам, заливам и рекам осуществлялась под руководством людей особой профессии: по-варяжски их называли штурманами, по-славянски — кормчими, корщиками, а по-гречески — кибернетами.

Источник

Путь «из варяг в греки».

08.08.2016 Категория: Образование и наука Подкатегория: История

Путь «из варяг в греки» — водный путь из Балтийского моря в Византию через Восточную Европу, который использовался в основном для перемещения торговых судов. Также это один из водных путей переселения варягов в Юго-Восточную Европу и Малую Азию (X-XIII века).

Для Руси это был важнейший торговый путь, по которому русские купцы могли вести торговлю со Скандинавией и Византией.

Начало функционирования пути «из варяг в греки» относится к началу X века. Наиболее значение путь имел в X-XI веках. В конце XI века Русь начала торговлю с Западной Европой и путь «из варяг в греки» уступил важность другим торговым путям – Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и другим.

Интересно, что водный путь первоначально использовался варягами для набегов на развитые города и страны Европы, а также на Византию. Лишь потом он стал торговым. Помимо этого, варяги «подселялись» к различным племенам, включая славянские. В те времена, когда у восточных славян формировались племенные союзы, у прибалтийских славян уже были государственные образования, князья, дружины и проработанная религия. Из таких мест и шли переселения на восток (берега озера Ильмень). Именно там и начал княжение Рюрик.

Из-за раздробленности Руси, упадка Византии и централизации в Скандинавии торговый путь «из варяг в греки» потерял своё значение. Окончательно конец торгового пути был положен, когда ордынцы захватили Нижнее и Среднее Поднепровье.

Карта-схема пути «из варяг в греки».

Предлагаем Вашему вниманию подробную карту торгового пути «из варяг в греки».

Источник

«Из варяг в греки» — путь из ниоткуда в никуда

Знаменитый Волховско-Днепровский путь «из варяг в греки» занимает исключительное место в средневековой истории Восточной Европы. Ведь помимо чисто экономического значения ему приписывают и выдающуюся государственнообразующую роль — того географического «стержня», на который были «нанизаны» древнерусские земли. Однако последние исследования убеждают в том, что перед нами типичный для Средневековья историко-географический фантом.

Путь «из варяг в греки» появляется в «Повести временных лет» на первых же страницах, во вставном сказании о хождении апостола Андрея на Русь: «И бе путь из варяг в греки и из грек до Днепру и верх Днепра волок до Ловати, и по Ловати внити в Илмерь озеро великое; из него же озера потечет Волхов и втечет в озеро великое Нево; и того озера внидет устье в море Варяжское; и по тому морю внити даже и до Рима. ». После вставки об «Оковском лесе» летописец продолжает: «А Днепр втечет в Понтеское [Черное] море треми жерелы [устьями], иже море слывет Руское, по нему же учил апостол Андрей, брат Петров. ». И далее оказывается, что Первозванный апостол и был первым, кто проделал весь этот путь (в обратном направлении — «из грек в варяги»).

Из приморского малоазийского города Синопа Андрей приходит в крымскую Корсунь (Херсонес Таврический). Здесь, узнав, что рядом находится устье Днепра, он довольно неожиданно «всхоте поити в Рим». Случайно («по приключаю») апостол останавливается на ночлег на берегу Днепра, где позже суждено было возникнуть Киеву. «Заутра встав», он пророчествует своим ученикам о будущем величии Киева, осененного Божией благодатью, поднимается на «горы сия», благословляет их и воздвигает на этом месте крест. Затем он продолжает свой путь до Новгорода, где становится изумленным свидетелем банного самоистязания новгородцев: «…како ся моют и хвощутся. едва вылезуть еле живы; и обольются водою студеною, и тако оживут; и тако творят по вся дни, не мучимые никемже, но сами ся мучают. ». Добравшись до Рима, он рассказывает об этом поразившем его обычае, и римляне «слышавше дивляхуся». После этого апостол без всяких приключений возвращается в Синоп.

Читайте также:  Упрямец плывет по опасной реке трусы

Можем ли мы поставить под сомнение это известие «Повести временных лет»? Не только можем, но и должны. Дело в том, что ни в каком другом средневековом источнике этот путь не описан. И более того, хождение по нему апостола Андрея — сомнительное во всех смыслах, о чем речь еще впереди — на сегодняшний день является единственным подтверждением его существования. Это может показаться невероятным, но, тем не менее, дело обстоит именно так.

Прежде всего о пути «из варяг в греки» молчат скандинавские источники, что признают даже те ученые, которые не сомневаются в реальности Волховско-Днепровского маршрута (См.: Брим В. А. Путь из варяг в греки // ИАН СССР, VII серия. Отделение общественных наук. Л. 1931. С. 219, 222, 230; Джаксон Т. Н., Калинина Т. М., Коновалова И. Г., Подосинов А. В. «Русская река»: Речные пути Восточной Европы в античной и средневековой географии. М., 2007. С. 285 ). Ничего не знают о нем и арабские географы и историки, сообщающие только о некоей Русской или Славянской реке, чьи истоки граничат с Морем мрака и страной Йаджуджа и Маджуджа (Гога и Магога), то есть с Балтийским морем и Северным Уралом. Но на роль этой реки может претендовать отнюдь не Днепр, а Дон или Волга, так что в арабских известиях мы видим смутные очертания Балтийско-Волжского пути.

Император Константин Багрянородный, человек, безусловно, сведущий в русско-византийской торговле, описывая плавание русов по Днепру к Черному морю, заметил, что русские ладьи рубятся и спускаются на воду в верховьях Днепра и по его притокам. И это были всего лишь заготовки для судов, которые оснащались в Киеве, где, собственно, и снаряжался торговый караван в Константинополь. Ни о каких торговцах с Балтики, плавающих по Днепру, в Византии не ведали.

Из западноевропейских историков имеется лишь показание Адама Бременского (повторенное затем Гельмольдом) о том, что «из шлезвигской гавани обыкновенно отправляются корабли в Склаванию [славянское Поморье], Сведию [Швецию], Семланд [Земландский полуостров] и до самой Греции». Чтобы понять, как попали в этот отрывок греки, необходимо помнить, что немецкие хронисты XI – XII вв. вообще имели довольно смутные представления о Восточной Европе. Судя по географическому описанию того же Адама, ему казалось, что Балтийское море «наподобие пояса (название Балтийского моря производилось от лат. balteus — «пояс». — С. Ц .) простирается по областям Скифии до самой Греции», соединяясь с Мраморным морем — Геллеспонтом. Таким образом, Киев оказывался «достойным соперником державного Константинополя, славнейшим украшением Греции».

По-видимому, источником формирования подобных географических представлений явилось энциклопедическое сочинение римского ученого-компилятора V в. Марциана Капеллы «О свадьбе Филологии и Меркурия», в котором можно прочитать, что «Меотийские болота» (Азовское море) являются «заливом Северного океана». Адам Бременский, по его собственному признанию, стремился в своих географических описаниях опереться на авторитет античной традиции, но не нашел упоминаний о Балтийском море ни у кого, кроме Марциана ( Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999. С. 276 ).

Итак, «Греция» Адама Бременского начинается сразу за Восточной Прибалтикой. Что же касается самого пути «в греки», то Адам, как мы видим, был убежден в существовании не речного, а морского маршрута из Балтики в Константинополь — в обход Новгородской земли и прямиком в Азовское море. Поэтому связать его известие с Волховско-Днепровским путем невозможно.

Сохранилось описание средневекового пути из Риги в Смоленск (договор 1229 г.). Согласно этому документу, после доставки товаров по Западной Двине, товары перегружались на телеги и сухим путем отправлялись в Смоленск. Здесь даже Западно-Двинский и Днепровский бассейны оказываются полностью замкнутыми водными системами.

По сообщению «Повести временных лет», Владимир, готовясь в 1014 г. совершить поход на Новгород, чтобы привести к покорности своего сына Ярослава, прекратившего платить «урок» Киеву, наказал своим людям: «Требите путь и мостите мост». Если даже прав Данилевский, полагая, что в данном случае «автор летописи устами Владимира косвенно процитировал пророка Исайю: «И сказал: поднимайте, поднимайте, равняйте путь, убирайте преграду с пути» ( Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.). Курс лекций. М., 1999. С. 121 ), — то все равно, пусть и чужими словами, летописец отразил реальное обстоятельство: чтобы попасть в начале XI в. из Киева в Новгород, требовались специальные инженерные мероприятия. Вообще, ни о каких плаваниях из Новгорода в Киев и Черное море летопись ни сообщает.

Не в силах подтвердить рельность Волховско-Днепровского пути и археология. В. Я. Петрухин формулирует ее выводы следующим образом: «По данным археологии, в IX веке основным международным торговым маршрутом Восточной Европы был путь к Черному морю по Дону, а не Днепру. С рубежа VIII и IX веков и до XI в. по этому пути из стран Арабского халифата в Восточную Европу, Скандинавию и страны Балтики почти непрерывным потоком движутся тысячи серебряных монет — дирхемов. Они оседают в кладах на тех поселениях, где велась торговля и жили купцы. Такие клады IX века известны на Оке, в верховьях Волги… по Волхову вплоть до Ладоги (у Нестора — «озеро Нево»), но их нет на Днепре» ( Петрухин В. Я. Скандинавия и Русь на путях мировой цивилизации // Путь из варяг в греки и из грек в варяги. Каталог выставки. Май 1996. М., 1996. С. 9 ).

Источник

Путь «Из варяг в греки»

И рад бы в рай, да дверь то где?

Некрасов Николай Алексеевич

Становление государственности у Восточных славян принято связывать с выгодным географическим положением, в результате которого страна соединяла Север и Юг Европы, получая уникальные возможности для торговли. Выгодность положения связана с тем, что на территории проходил знаменитый путь из варяг в греки. Путь получил такое название, поскольку связывал Варяжское (Балтийское) море и Византийский (греческий) город Константинополь. Благодаря выгодному торговому положению вдоль Пути возвысились такие города как Новгород, Смоленск, Любеч, Чернигов, Киев.

Исторические источники

В отечественной истории вопрос торгового пути из варяг в греки рассматривается поверхностно. В результате многим известно, что этот путь был, но никаких деталей о нем неизвестно. Понять это легко, поскольку в школьных учебниках этому вопросу уделяется всего несколько абзацев, где говорится, что этот путь создал фундамент для образования государства Руси. Причем этот аргумент используется как в норманнской, так и в антинорманнской теории.

В исторических документах есть 2 источника, в которых прямо говорится о наличии торгового пути с севера на юг Европы:

Повесть временных лет о пути из варяг в греки

  • Книга «Об управлении империей», глава 9 «О росах, отправляющихся с моносилами в Константинополь». Это книга византийского императора Константина 4.
  • Повесть временных лет. Историческая достоверность этого источника ненадежна, тем не менее рекомендую почитать отрывок из этой книги, где в данном торговом пути появляется еще 1 пункт назначения — Рим.

Получается, что Повесть временных лет не может использоваться в качестве источника. В этом документе говорится, что торговый путь шел не с севера на юг. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря к Риму, оттуда в Царьград и только потом к Днепру и вновь к Варяжскому морю. Поэтому обратимся к книге «Об управлении империей», которая считается более достоверной и именно по ней в основном и изучают ПВГ. Этот исторический источник очень объемный, но тезисно его основные положения касательно торгового пути:

  • Плавание происходило в июне.
  • Торговый маршрут был регулярным.
  • В качестве плавательных средств использовались лодки однодревки.
Читайте также:  Сканворды участок реки где стоит плотина

Маршрут пути и его особенности

Маршрут пути из варяг в греки включает в себя озера, реки и моря. Его изучения важно для понимания существования этого торгового пути. Ведь протяженность его очень велика и он соединяет большие территории. И это все в 9 веке.

Путь из варяг в греки - маршрут

  • Балтийское (варяжское) море
  • Через реку Неву в Ладожское озеро
  • Через реку Волхов в озеро Ильмень
  • Река Ловать
  • Река Днепр
  • Через Черное море на Царьград/Константинополь/Стамбул

Географически действительно происходит соединение Северной и Южной Европы. Но есть важный момент — путь по Волхову и Ловати осуществляется против течения. А если рассматривать обратный путь (из Черного моря в Балтийское), то весь путь по Днепру идет против течения. Напрашивается вывод, что уже в 9 веке славяне должны были обладать кораблями, которые могли преодолевать большие расстояния против течения.
Внимательное рассмотрение Пути позволяет заметить, что соединения рек Ловать и Днепр нет. Путь между реками преодолевался сухопутно (волоком), а ведь это большое расстояние. Более того, таких волоков было 2: первый из Ловати в Двину, а второй из Двины в Днепр. Есть еще две нестыковки, касающиеся Днепра:

  • Это одна из крупнейших рек Европы, и на ней множество порогов. Сквозное судоходство по Днепру началось только в 1932 году, после строительства Днепрогэс, в результате чего образовалось Днепропетровское водохранилище и пороги выровнялись.
  • В устье реки нет порта. У любой реки, по которой осуществлялось судоходство имелся порт в устье реки. Такой порт есть на Дону, у Двины, на Волге и других реках. На Днепре порта нет.

На чем плавали из варяг в греки

Рассматривая маршрут торгового пути,в большинстве источников он просто описывается, но не проверяется. Мы уже говорили о странностях движения против течения и специфики судоходства по Днепру. Допустим, что все это незначительно и путь из варяг в греки действительно проходил по тому маршруту, который сегодня всем известен. Тогда возникает другой вопрос — на каких кораблях или других плавательных средствах осуществляли торговый путь из Балтийского моря в Черное? Ведь такие плавательные средства должны были быть пригодными для судоходства по морю, по рекам и по озерам. На флоте такие корабли называют классом «озеро — море» и «река — море». Впервые корабли такого класса появились в 20 веке. Поэтому обратимся к первоисточникам, чтобы разобраться на чем плавали славяне. В книге «Об управлении империей» императора Константина 4 говорится, что росы плавали на лодка однодревках. Еще их часто называют долбенками. Таки лодки строились из цельного куска дерева, откуда выдалбливалась оснастка. Внешний вид таких лодок примерно такой.

Лодка однодревка (добенка)

На такой лодке можно плавать по озерам, с ограничением — по рекам. Но как на такой лодке плавать по морям? Более того, в плавании брались товары, инструменты, продовольствие. На таких лодках этого просто не увести. В историческом музее Москвы выставлен экземпляр лодки однодревки — высота бортов — 70 сантиметров, длина — порядка 6 метров, толщина бортов — 1 сантиметр. Абсолютно непонятно, как на таких лодках можно было плавать на такие дистанции.

О чем это говорит

Исторические источники указывают, что путь из варяг в греки существовал, но сведения о нем настолько скудные, что нельзя однозначно ответить на вопрос где этот путь проходил, как по нему передвигались, зачем плавали в Царьград и как возвращались назад нет. Есть только обобщенные сведения. Все это говорится не для того, чтобы поставить под сомнения древнюю историю России, а чтобы показать, что в трактовке этого Пути не все однозначно. Мы просто перечислили факты, а выводы каждый делает сам.

Источники и дополнительный материал по теме:

Источник

Путь из варяг в греки

Путь из варяг в греки (или «Варяжский путь», «Восточный путь») — это древнее название водных торговых маршрутов, которые проходили от Балтийского моря к Средиземному, опоясывали всю Европу и соединяли Скандинавию с Византией.

В истории Древней Руси этот путь упоминает монах-летописец Нестор в Повести временных лет (12 век). Он называет его «путь из Варяг в Греки и из Греков…».

Где проходили маршруты?

Первый путь начинался от Балтийского моря (в то время оно называлось Варяжским), проходил по Неве к Ладожскому озеру, через реку Волхов в озеро Ильмень, далее по рекам Ловать, Днепр в Черное море. А затем по морю попадали в Царьград.

Царьградом в Древней Руси называли Константинополь — современный Стамбул.

Схема пути из варяг в греки от Балтийского моря в Средиземное

Схема пути из варяг в греки от Балтийского моря до Константинополя.
Источник: ПостНаука, Путь из варяг в греки. Автор Т. Пушкина

Маршрут тянулся на более чем 2,5 тысяч км. Торговцам приходилось идти и через вóлоки — участки суши между реками, когда судно приходилось волочить по земле.

Путь пролегал через города:

  • Новгород (Великий),
  • Псков,
  • Полоцк,
  • Смоленск,
  • Чернигов,
  • Киев,
  • Переяславль,
  • Царьград (Константинополь).

Другой путь — из Балтийского моря на запад, через Северное море и затем Бискайский залив. Этот путь опоясывал Европу с левой стороны и приводил в Средиземное море.

Третий — из Балтийского моря в Каспийское: через реку Неву и Ладожское озеро, по реке Волхов в озеро Ильмень, затем через реки Мста, Пола и др. — до реки Волги и в Каспийское море.

Кто открыл путь из варяг в греки?

Историки спорят о том, кто был первооткрывателем пути. Наиболее популярная версия — это маршруты древнескандинавских правителей и викингов.

У торговцев путь из Балтийского моря через Древнюю Русь по рекам в Царьград стал популярным в 9–12 вв. Так они попадали в Византию и обратно.

Каково значение пути?

Путь из варяг в греки был важнейшим торговым маршрутом. Он не просто проходил через Древнюю Русь. Славяне сами активно использовали его для внутренней торговли; он соединял два важнейших в то время города — Новгород и Киев.

Транспортом служила ладья — судно с парусом и вёслами. Оно было лёгким с неглубокой посадкой. Это позволяло славянам проходить волоки (участки суши) и пороги на реках.

Картина Н.К.Рериха

На картине русского художника Н.К. Рериха «Заморские гости» изображена ладья. Парус у судна был, как правило, с красивым цветным орнаментом.
Серия «Начало Руси. Славяне». 1901. Холст, масло. 85×112,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

С севера на юг везли меха и шкуры, а также мёд, воск, оружие, серебро, ювелирные изделия и другие товары.

Из Византии в Скандинавию (с юга на север) доставляли специи, вино, масло, украшения (бусы, браслеты), шёлк и другие ткани, книги, стекло, оружие и др.

Что случилось с маршрутом?

Окончательно путь перестали использовать с 13 века, когда произошло монгольское нашествие на Русь.

До этого маршрут постепенно терял свою популярность. Это было связано с несколькими причинами:

  1. Путь был нелёгким: торговцам приходилось преодолевать пороги, идти против течения, и тащить суда по суше.
  2. Путь был опасен ещё и тем, что он проходил через территорию, занятую кочующими племенами — печенегами и половцами. Они нападали на суда и забирали добычу.
  3. Стали развиваться пути по суши из Европы.

Источник