Меню

Проект как спасти нашу реку



Экологический проект «Не губите реку»

Светлана Воронюк
Экологический проект «Не губите реку»

Актуальность проекта.

Сосыка – одна из степных рек нашего края. Всего 60 лет назад вода в Сосыке была чистой, прозрачной, река была судоходной. Экологическое состояние Сосыки вызывает беспокойство. Река заросла водорослями, которые преграждают доступ кислорода. В результате может погибнуть вся рыба. Очистка русла не проводится, люди бросают мусор в реку. О проблемах реки говорят очень много, но мало делается. Главное на мой взгляд, пора менять потребительское отношение к ней. Академик Д. С. Лихачёв говорил «Экология не междисциплинарная наука, а проблема человеческой культуры в целом». Причина гибели биологических, экологических систем и культурных человеческих ценностей одни и те же, они в главном – в культурном уровне общества, в частности в его нравственной культуре. Без нравственной культуры никакие законы и постановления не будут действенными…Приказами отношение к природе изменить нельзя».

Мы, педагоги, должны внести посильную лепту. Главная наша задача воспитание экологически грамотных и нравственно воспитанных детей. Начинать эту работу надо с детского сада… Так появился проект «Не губите реку»

Весь проект построин на воспитании у детей чувства любви к реке. Нельзя любить реку не зная о ней ничего. Вот почему главным принципами проекта стали научность и систематичность содержания. Не менее важен и принцип доступности, реализация которого проходит через различные дидактические, настольно-печатные, подвижные игры.

Составные экологической культуры личности дошкольника- это знание о природе и их экологической направленности. Детям предлагается не только чёткая система знаний о реке Сосыке, но и ставятся задачи конкретной помощи реке, которые решаются самостоятельным путём, коллективно с группой, и с семьёй. Личностное, творческое осмысление данных представлений каждым ребёнком обеспечивает понимание необходимости экологически правильного отношения к природе, и к реке в частности.

Задачи проекта

:Формирование у детей осознанного, бережного отношения к реке, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания

Воспитание патриотизма, любви к своей малой родины и к реке Сосыки.

Воспитывать чувство сопричастности к делу спасения реки, ответственности за родную реку.

Формировать у детей чёткие представление о реке Сосыке.

Учить понимать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы в экосистеме реки.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Учить творчески подходить к решению проблем.

Формировать осознанно- правильное отношение к природе.

Формирование основ экологическойвоспитанности ребенка и взрослых будет успешным если:

будет заинтересованность всех участников воспитательно-образовательного процесса, их стремление к росту достижений в ходе реализации проблемы;

будет создана специально организованная среда;

работа по экологическому воспитанию будет проводиться

целенаправленно, систематически, планомерно;

Формы и методы работы:

1. Проведение с родителями беседы, консультации о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.

2. Экскурсии с детьми к реке в разные сезоны.

3. Целевые прогулки за пределы детского сада (река).

4. Занятия в уголке природы.

5. Проведение занятий-опытов.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:- наблюдение, беседы с детьми о реке, чтение литературы, отгадывание кроссвордов, ребусов, рисование, сочинение сказок и оформление книжек-малышек, плакатов с призывами не засорять реку

анализ результатов исследования.

Проект «Не губите реку»

Проблема:- Река и вообще вода играет огромную роль в жизни человека и всего живого на планете. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми, отсюда и мусор на берегах рек и озёр, грязные стоки заводов, загрязняющие воду в реке и отравляющие всё живое в них. Очень важно научить детей- наше будущее поколение бережно относиться к воде.

Дети живут возле реки Сосыки, а что они знают о ней? Многие кроме названия ничего. Некоторые даже не бывают на ней! А те которые бывают порой ничего не замечают, даже красоты реки. Дети не знают о её проблемах, не задумываются о том, как наша жизнь связанна с жизнью реки. Вот почему я решила познакомить детей с нашей рекой Сосыкой. Надеюсь, что узнав они полюбят её и, по возможности будут оберегать.

Познакомить детей с рекой Сосыкой и её проблемами. Знакомство обязательно должно быть активным. Дети полноправные участники проекта. С помощью игр, занятий, чтения художественной литературы, различных конкурсов и заданий дети узнают о реке очень многое, проникаются её проблемами.

1. Подбор художественной и научно-популярной литературы, иллюстраций и картин с изображением реки Сосыки Изготовление дидактических игр.

2. Чтение детям сказок,рассказов о воде: Б. Заходер «Что случилось с водой», Н. А. Рыжова «Жила-была речка», «Волшебница вода», «Как люди обидели реку».

3. Беседы по содержанию прочитанных текстов.

4. Загадывание загадок о речных рыбах.

5. Разучивание стихотворений песен о рыбах и реке.

6. Рассказывание экологических сказок о реке.

7. Изготовление «капелек воды».

Составить примерный план всех мероприятий проекта «Не губите реку» (этот план обязательно будет корректироваться в процессе работы).

а) Наблюдение за условиями жизни рыбок в аквариуме б) Составление макета реки из лент.» Как образуются реки»

1. Психологическая подготовка детей

Создать радостное настроение, в основе которого- ожидание чудесных дел, занятий, различных игр; вызывать желание активно участвовать в проекте и больше узнать о реке Сосыка.

2. Рассматривание вместе с детьми иллюстраций с изображением реки Сосыка.

3. Проведение занятий.Темы занятий:

-. «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»

«Вода наше богатство»

«Генерал огонь»

«Наш дом – планета Земля»

— Беседа с детьми о значении воды

-Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой

-Чтение сказки «Путешествие Капельки»

-Проведение отдельных опытов с водой

-Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)

-Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»

Знакомство с круговоротом воды в природе

Совместные наблюдения с детьми проводить нет возможности. Поэтому наблюдеия проводились родителями при поездках на реку и её притоки. Для этого была проведена консультация для родителей вкоторой говорилось о том на что надо обратить особое внимание при поездке, как вести себя в некоторых ситуацмях.В конце беседы раздала родителям памятки на тему: «Поездка к реке».

Затем ребенок рассказывал детям в группе о своей поездке к реке, что он видел, делал, что ему понравилось и запомнилось, каким он со своей семьей оставил берег реки, в сравнении каким он был вначале. Всех впечатлил рассказ Насти Курневой о мусоре на берегу реки, подкрепленный фотографией. Настя сказала, что убрать все они не смогли, убрали только маленький «кусочек»

Я тоже прошла по берегу реки и была в полном недоумении! Мусор кругом!

Непонятно, как можно так бездумно бросать мусор.Хочется сказать: «Люди, опомнитесь! Это наша река. Здесь мы живем и отдыхаем. Где же и как будут жить наши дети и внуки»? Страшно подумать, что весной весь этот мусор будет в русле реки. А ведь совсем нетрудно пустые бутылки, пакеты, обертки собрать за собой и выбросить возле своего дома в контейнер. Пусть всем, кто бросил хоть одну бумажку будет стыдно.Слышу недоумевающий голос: «А что, я бросил бутылку в целую кучу мусора. Куча то уже была». Дорогие, пусть каждый начнет с себя. Давайте не будем умножать мусорные кучи.

Бурно обсуждали с детьми, что делать в такой ситуации.После обсуждения решили:

• Нужно поставить контейнеры для мусора, урны здесь не спасут.

Всем собраться вместе и убрать мусор.

Даже за маленькую брошенную бумажку надо брать штраф.

Нарисовать плакаты, в которых напомнить людям, что сорить нельзя.

Не сорить самим.

Оставлять после себя чистоту, даже если до вас там было грязно.

Мы с ребятами подготовили и провели экологическую акцию

«Сохраним реки чистыми»

Цель: Поделиться знаниями с другими детьми и взролыми, привлечь их к активным действиям по охране реки.

Ведущий: Мы «Защитники воды» пришли вам рассказать, что в нашей станице есть такие люди, которые губят реки. Нет ли среди вас таких? Сейчас мы это выясним. Как вы думаете, где можно встретить воду? Почему нужна вода и для чего (ответы). Послушайте стихи о воде, которые вам прочитают «защитники воды».

1 Защитник: Мы не можем прожить без воды. Вода – это и озёра, и реки, и моря, и океаны. Кажется, что воды на Земле очень много, но это не так. С каждым годом пресной воды становится всё меньше и меньше.

2 Защитник: Вода нужна всем. Человек может прожить без воды всего 3 дня. Вода нужна, чтобы готовить еду, пить, стирать, умываться. Без воды не могут жить животные и растения. Если на Земле не станет воды, все растения погибнут.

Ведущий: Дети, скажите, вы любите купаться? Расскажите, как вы отдыхаете летом у реки? (ответы) Сейчас мы расскажем вам об одной семье, которая тоже любит отдыхать у реки. (Пересказ рассказа «как люди обидели реку»). Обсуждается поведение семьи, находятся ошибки. Дети предлагают другой вариант рассказа.

Появляется Капелька и Водяной – воспитатель и ребёнок в соответствующих костюмах.

Водяной: Мы с внучкой ищем «Защитников воды», мы погибаем от неправильного поведения злых людей, которые засоряют нас и отравляют наших обитателей. Вот посмотрите, какие мы стали!

Капелька и Водяной читают стихи.

Ведущий: Дети, как мы можем помочь реке? (Ответы) Давайте очистим её. Дети очищают. Гости благодарят и уходят.

Ведущий: Ребята, вы, конечно, понимаете, что это сказка. Но такое может случиться с настоящей рекой и помочь ей будет трудно. Как же мы можем спасти наши реки, моря? (ответы) Дети, если вы согласны помогать нам, если хотите, чтобы наши водоёмы были чистыми, мы можем вас принять в наше общество «Защитников природы».

«Защитники природы» принимают в сои ряды детей, прикрепляя им эмблемы.

Ведущая: Поздравляем вас, отныне вы тоже «Защитники природы». Напоминаем вам, что должны делать защитники природы.

Защитник: Экономно использовать воду, плотно закрывать краны, не загрязнять водоёмы, останавливать тех, кто бросает мусор в водоёмы, убирать за собой мусор на берегу озера, реки, в лесу.

Надо всем людям научиться уважать нашу природу и любить её.

Мы с детьми решили не оставаться в стороне. Всю неделю рисовали плакаты. Надо было видеть гордость детей, которые заняты делом спасения Сосыки! На полуватманских листах было нарисованы красочные плакаты,главный девиз которых: «Берегите реку». В выходные дни на берегу за мостом появились наши плакаты

Дети написали письма с помощью взрослых. Предварительно они рассказывали, что будут писать. Письма готовы. Кому их направить?.

8. Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры, по сложившейся в нашей группе традиции, мы делаем сами, вместе с детьми. Игры, сделанные своими руками с активным участием самих детей, наиболее любимы и заигрываются, в прямом смысле слова, до дыр. Вначале вместе с детьми обсудили, какие игры о реке можно сделать. Выбрали наиболее интересные идеи. Общим голосованием решили, какую игру будем делать. Совместно придумали название игры, сюжет, правила. У детей столько творческих идей, такая фантазия, что трудность состоит в выборе одной игры из многообразия предлагаемых. Так появилась игра «Путешествие по Сосыке». Благодаря этой игре, дети с легкостью запомнили, откуда Сосыка берет начало, куда впадает, ее наиболее известные притоки и станицы возле реки.

Позднее была придумана и сделана еще одна игра «Караси и щука».

«Хорошо – плохо», назвать, что в отношениях людей к реке Сосыке хорошо, а что плохо;

«Мозаика», взять две картинки с изображением реки Сосыка, одну разрезать на 8-12 частей, а по другой картинке (образец) собрать ее;

«Четвертый лишний», взять три картинки с изображением речных рыб и одну, например, морскую;

«Расшифруй рыб», прочесть по первым буквам слов или названий картинок название рыбы, например, взять картинки с изображением санки, очки, матрёшка. Сложим первые буквы, прочтем – сом.

Читайте также:  Текут реки куда велят большевики

Любой воспитатель при желании сможет придумать немало своих игр.

«Помоги ершу и красноперке спрятаться в зарослях»;

«Покорми карасика»;

11. Ребусы о рыбах (авторские).

Дети с удовольствием разгадывают несложные ребусы, получив в итоге названия речных рыб

12. Кроссворды о рыбах Сосыки (авторские).

На первом этапе кроссворды с картинками, изображающих рыб, затем без картинок

«Рыбы».После первой команды: «День», — все «рыбы» (дети) плавают; после второй – «Опасность», — замирают; третьей — «Ночь» — присаживаются на корточки и «засыпают».

«Рыбки плавают в водице». В группе раскладываются небольшие обручи, на улице рисуются круги — это домики для рыб, их должно быть меньше на один, чем количество детей. Читаю стихотворение – рыбки плавают, на слове «поймать» плывут к своим домикам.

— Рыбки плавают в водице, рыбкам весело играть.

Рыбки, рыбки, озорницы, я хочу вас всех поймать.

Ребенок, не успевающий занять домик, становится водящим.

15. Пословицы, поговорки и загадки о реке.

Крылатая народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках. Они украшают речь, придают ей наглядность, делают видимым то, о чем идет разговор. Приучать детей использовать эти пословицы и поговорки в своей речи, и при описании реки

16. Конкурс художников.

Объявить заранее об этом конкурсе. Это может быть и рисование по памяти, и по своим прошлым зарисовкам, и срисовывание с иллюстраций картин. Продумать и обговорить с каждым ребенком индивидуально композицию рисунка.Предложить на выбор ребенка различные материалы: гуашь, акварель, пастель.

Во время конкурса создать у детей настроение праздника, включить тихую классическую музыку, например Моцарта.

Оценка работ. Всем детям раздать по одной звездочке, которую он кладет возле лучшей на его взгляд картины. Пригласить для оценки ребят параллельной группы. Троих-пятерых детей, чьи работы набрали большее количество звездочек, наградить «медалями»«Лучший художник».

Лучшие рисунки детей украсили группу – оформлена выставка, на которую приглашены все желающие детского сада. По-моему пришли дети со всех групп, даже ясельных.

Проект закончен. Работать было интересно и детям, и воспитателям, и даже родителям. Сколько было поисков сведений о Сосыке в интернете. Сколько рисунков, игр, заданий! Была удивлена, как активно и с удовольствием родители вместе с детьми писали письма. Сколько боли в словах родителей за нашу реку. Сколько рассказов об уборке тех местечек на Сосыке, где любят с семьями отдыхать. Надеюсь, что эти дети никогда не нанесут вреда нашей реке, никогда не бросят бумажку и не позволят это сделать тем, кто рядом. Слова «вырасту и спасу Сосыку» должны стать для нас, взрослых, стимулом к действию. Давайте вместе спасать Сосыку! Каждый должен внести свой посильный вклад в дело спасения реки.Впору выпустить плакат: А что сделал ты для спасения реки? Люди! От нас зависит завтрашний день реки. Не допустите ее гибели!

Список литературы:- Составители Мартынова А. Н., Митрофанова В. В. «Пословицы, поговорки, загадки», «Современник» Москва 1986

Сказки Рыжова «Как люди реку обидели», «Жила была речка»

Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет. Т. М. Бондаренко.

Николаева С. Н. Эколог в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003.

Николаева С. Н. Эколог в детском саду //Дошкольное воспитание. – 1999. – № 7. – С. 34-38.

Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 1997

Конкурс плакатов «Эко радуга» В МБДОУ Верхнетроицкий в рамках регионального проекта «Время добрых дел» прошел конкурс плакатов «Эко радуга» Экологический результат: Закрепить.

Туристический поход «По Сосыке по реке» . Программные задачи:-Расширить знания детей о родной реке Сосыке. Научить детей видеть, слышать, наблюдать и понимать красоту родной реки,.

Источник

исследовательская работа «Как спасти реку Медведицу?»

В работе отображена история изучения малых рек России. Географическое описание реки. Проблемы загрезнения реки и пути их решения. Итоги проведения социологического исследования среди жителей микрорайона. Описана исследовательская деятельность и опыты по изучению качества воды в реке . Предложены варианты решения данной проблемы.

Скачать:

Вложение Размер
kak_spasti_reku_medvedicu.doc 803.5 КБ
voda.ppt 2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Конференци и «Знания — сила» Межрегиональные III Мартыновские чтения

ГАОУ «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Управление образования г. Петровска и Петровского района

Муниципальное бюджетное учреждение образования

средняя общеобразовательная школа №2 г. Петровска

Муниципальное бюджетное учреждение образования

основная общеобразовательная школа №7

Секция « Природное наследие »

Как спасти реку Медведицу?

Автор : Видяшева Юлия,

обучающаяся 8-а класса,

МБОУ СОШ №2 г. Петровска

Хвесина Елена ,обучающаяся 9 класса,

Руководители : Долгова С.И., Дуненкова С.В.

учителя географии г.Петровска.

В работе исследована одна из малых рек России – река Медведица Петровского района Саратовской области в районе города Петровска. В ней описан объект исследования – река Медведица, приведён фактический материал на основе бесед со старожилами села, освещена экспериментальная часть (исследование кислотности воды , распознавание ионов, микроскопическое исследование воды). В работе сформулированы выводы о степени чистоты воды реки и рекомендации жителям города Петровска по её использованию.

1.2. Описание объекта исследования – реки Медведица …………………… 6

б)встреча со старожилами микрорайона

в)социологический опрос жителей микрорайона

1.3. Визуальные наблюдения………. 12

1.4. Экспериментальная часть ……………………………………. 14

Выводы и предложения 17

Литература и источники……………………………. ……………………… 19

Тема нашего проекта «Как спасти реку Медведица?». Нас очень волнует эта тема, т.к. мир сейчас находится на пороге кризиса с питьевой водой. Об этом говорят с самых высоких трибун. В 2004г на парламентских слушаниях в Совете Федерации РФ было отмечено, несмотря на то, что Россия обладает одним из самых высоких в мире водных потенциалов, в настоящее время из-за загрязнения около 70% рек и озер России утратили качества источников питьевого водоснабжения. В результате около половины населения потребляет загрязненную недоброкачественную воду. На совещании по водным ресурсам и транспорту в Ростове – на – Дону 15. 07. 2008 г премьер – министр В.В.Путин заявил, что запасы пресной воды в России расходуются недопустимо расточительно и неэффективно. По данным Экологического вестника комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, 2009 г: в Саратовской области основными источниками водоснабжения являются бассейны р.Волга, р. Дон и Камыш -Самарских озёр, водой которых обеспечивается 70% населения области. Наша речка является левым притоком р. Дон, это значит, что от состояния нашей реки тоже зависит здоровье населения области. Человек не может жить без воды и поэтому заботу о восстановлении и поддержании водных ресурсов планеты он должен взять на себя. Чтобы это не было громкой, но пустой фразой мы со своими друзьями в составе экологических кружков, под руководством учителей географии Дуненковой С.В. и Долговой С.И., взялись исследовать состояние реки Медведица в районе нашего проживания.

Цель нашего проекта: Выработать мероприятия, направленные на спасение и охрану природного комплекса реки Медведица.

Наш проектный продукт — это не только план мероприятий , направленных на защиту водной экосистемы, но и его реализация . В результате нашей работы мы хотим найти как можно больше, единомышленников, неравнодушных людей. Вместе мы спасем нашу речку.

Задачи проекта: 1.Оценить состояние реки Медведица.

2. Выявить причины изменения экологического состояния реки.

3. Производить конкретные практические действия по охране реки.

Актуальность работы заключается в необходимости исследования воды реки Медведица на степень её чистоты, в связи с тем, что в ней и её прудах купаются жители города, а крупнорогатый скот и домашние птицы ходят на водопой.

Проблема в том, что по берегам реки Медведица имеются свалки навоза, золы, отходов пилорам, и она протекает через загрязненные пруды.

Гипотеза исследовательской работы: если на пойму реки Медведица оказывается антропогенное воздействие, то вода реки является загрязнённой

План нашей работы:

  1. Изучение специальной литературы, с целью знакомства с методами исследования гидрологических объектов.
  2. Полевые исследования русла и поймы р. Медведица в разных географических точках.
  3. Беседы со старожилами города и изучение СМИ по проблеме.
  4. Консультации специалистов: Главного специалиста комитета по охране окружающей среды и природопользования Курносовой Т.В.; специалистов СЭС и краеведческого музея; обращение за помощью к учителям химии.
  5. Исследование свойств речной воды в школьной лаборатории и анализ результатов исследования.
  6. Составление плана мероприятий, направленных на защиту водной экосистемы и его реализация.

Исследовательскую часть проекта мы планировали закончить к концу октября. И уже осенью силами школьников организовать экологический десант, т.к. знаем, что весной с талыми водами весь мусор окажется в реке. Нам не удалось уложиться в срок по разным причинам. Но к весне мы обязательно привлечем и жителей, и коммунальные службы города (в районной администрации нам обещали помочь).

Мы понимаем, что очистить реку не в наших силах, но всколыхнуть общественное мнение, найти неравнодушных людей, повысить экологическую грамотность жителей нашего города мы можем.

. Глава 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Для выполнения основной — практической части работы, нам понадобилось определённое оборудование.

Глава 1.1. Оборудование

  1. Фотоаппарат.
  2. Компьютер.
  3. Микроскоп.
  4. Блокнот для записей.
  5. Ручка.
  6. Карандаш.
  7. Метр.
  8. Компас.
  9. 3 стеклянные банки объёмом 900 г.
  10. Секундомер.
  11. Водяная баня.
  12. Пробирки.
  13. Реактивы – растворы: гидроксида натрия NaOH, карбоната калия K 2 CO 3 , сульфата меди (II) CuSO 4 , гексацианоферрата (III) калия (красная кровяная соль) K 3 [Fe(CN) 6 ], нитрата серебра AgNO 3 , хлорида бария BaCI 2 , соляной кислоты HCl; концентрированная серная кислота H 2 SO 4 , концентрированная соляная кислота HCl.
  14. Набор чертежной бумаги.

Глава 1.2. Описание объекта исследования – реки Медведица

Река Медведица — в Саратовской. (Базарно-Карабулакский, Новобурасский, Петровский, Аткарский, Лысогорский, Калининский районы) и Волгоградской областях, левый приток Дона. Длина 745 км (в пределах Саратовской области — 400 км). Площадь бассейна — 34.9 тыс. кв. км (в границах обл. — 18,5 тыс. кв.км). Берет начало на Волго-Донском водоразделе Приволжской возвышенности в 5 км к западу от села Алексеевка Базарно-Карабулакского района. Протекает по территории области в своем верхнем и среднем течении в хорошо разработанной долине с крутым высоким правым склоном и низким пологим левым. По типу долина пойменная или ящикообразная , в верхнем течении на отдельных участках У-образная. Долина местами достигает ширины 12 км, местами сужается до 1,5 км. Пойма преимущественно двусторонняя, преобладающая ширина 2-4 км, наибольшая — 8 км, наименьшая — 50 м. Поверхность поймы поросла лесом, кустарником, пересечена ложбинами и старицами. Русло реки умеренно извилистое, неразветвленное. Засорено топляками. Местами встречаются незначительных размеров песчаные острова. Глубины русла реки Медведицы незначительные: на перекатах 0,1 — 0,3 м, в плесах — до 5 м. Берега русла имеют высоту 2-2,5 м. На плесах скорость течения составляет 0,1-0,2 м/сек, на перекатах — 0,9-1,0 м/сек. Распределение годового стока по сезонам таково: весна — 81%, лето-осень — 13%, зима — 6%. Вскрытие реки происходит в первых числах апреля. Интенсивный ледоход продолжается 2-4 дня, на крутых излучинах наблюдаются заторы льда. Пик половодья проходит 10-15 апреля. Уровень воды поднимается над меженным в среднем на 2 — 3,5 м, в отдельные годы — до 5 м. В зимний период уровень воды стоит более высоко, нежели летом. Максимальная толщина льда достигает 0,6-0,7 м. Вода в реке умеренно жесткая, прозрачная, с болотистым привкусом, используется для бытового водоснабжения и орошения. В пойме Медведицы 11 озер с площадью водного зеркала от 1 до 48 га. общим объемом свыше 2 млн.кв. м. В бассейне Медведицы в пределах области около 20 рек длиной более 30 км каждая, около 10 водохранилищ и прудов суммарным объёмом свыше 150 млн.кв. м.

История реки Медведицы

Первое русское упоминание о реке Медведице есть в описании путешествия митрополита Пимена в Константинополь (датированном 1389 г.), постоянные жители появились на этой реке только в ХVI веке. Медведица берёт своё начало на отрогах Приволжской возвышенности, в 14 км северо-восточнее станции Бурасы, близ с. Медведица Саратовской области. Длина реки 745 км, из них 324 приходится на территорию Саратовской области, а 421 на территорию Волгоградской области. Русло Медведицы извилистое, неустойчивое, из года в год перемещается то в одну, то в другую сторону, часто изобилует мелями, перекатами, песчаными островами. Эта река несудоходна, однако, как отмечалось в статьях писателя-публициста Даниила Лукича Мордовцева «Медведицкий бурлак», обнародованных в «Русской газете» (№ 25-26 за 1859 год), ещё в 1831 году судоходство на реке Медведица существовало, хотя было стихийным, мелким и не являлось коммерческим, торговым.

Несмотря на то, что, на реке были отмели, через которые «курица вброд переходила», в 1831 года по реке Медведице на Дон пошли первые баржи, гружёные зерном. На следующий год количество судов увеличилось. А к началу 50-х гг. по реке проходило более ста судов, груженных зерном, мукой, овсом, льняным семенем. Эти баржи закупались готовыми на Волге. Назывались они лапшевскими, макарьевскими, богородскими в зависимости от того, где и кто их изготовлял. Для каждой баржи полагались один лоцман, один помощник, четыре чальщика и двадцать бурлаков-тягунов. Срок сбора бурлаков назначался на 25 февраля. Из этих рабочих составлялись артели, которые приступали к работе по сбору и конопатке барж. Заканчивались работы к 20 марта. К этому сроку Медведица начинала подниматься, лёд отставал от берегов, и река трогалась. Тут уж не зевай: спускай суда на воду и загружай их. Чуть замешкался — уйдёт вода. Фарватер реки, что называется «не подарок». Медведица часто петляет. Под водой немало пней, коряг, открытых кос и отмелей, считай, на каждой версте Медведицы и плотины встречались каждые пять вёрст.

Возле Ореховской мельницы Медведица делилась на два рукава. На одном проходе была устроена мельница, на другом плотина с вешняком. Далее вниз река перегораживалась двумя мелями, когда баржа садилась на «чужую» мель, то бурлаки должны были идти в студёную воду, тащить судно против течения и вновь вводить в фарватер, если он ещё сохранился. В противном случае приходилось баржу разгружать. Рабочие находились в постоянной опасности быть сброшенным в воду, попасть под судно и быть раздавленным. Берега Медведицы хранят много остатков разбитых барж, а на каждом перекате вода вскрывает бурлацкие кости — погибло немало. На Медведице для бурлаков трудный путь только начинался. Конечным пунктом через Дон был Ростов.

Бурный подъём экономики России в 60-90-е гг. XIX столетия привёл к появлению железных дорог в наших краях и парового речного флота. К концу столетия бурлаки как профессия исчезли.

В летний период Медведица мелеет, её русло разбивается на отдельные перекаты и плёсы, ширина и глубина уменьшается. На территории Волгоградской области Медведица принимает ряд притоков. Наиболее значительные из низ Терса, Черная, Тишанка, Добринка, Бурлук, Березовка, Лычак. Медведица впадает в Дон в 8 км выше бывшей станицы Усть-Медведицкой, ниже г. Серафимовича.

Незначительная заселённость края способствовала существованию по берегам Медведицы богатых охотничьих рыболовных угодий. В «Географическом описании обитаемой земли Войска Донского» за 1791 год говорится, что в лесах по Медведице у станиц Арчединской, Раздонской, Етеревской, Орловской, Заполянской, Малодельской и Берёзовской водятся медведи. Следует подчеркнуть, что этот хищник в других местах Области Войска Донского в то время практически не встречался. В книге «Статистическое описание земли донских казаков, составленное в 1822—1832 гг.» отмечено, что медведь из наших краёв «удалился совсем». Кто знает, не из-за обилия ли медведей в бассейне реки в прошлом году и получила она своё наименование?

Встречи со старожилами .

Встречи с Петром Архиповичем Рождественским и с Екатериной Ивановной Давыдовой, родившимися в начале прошлого века, надолго останутся в нашей памяти. Мы узнали много интересного и полезного, по рассказам очевидцев.

Петр Архипович Рождественский: — Сколько я себя помню, и летом и зимой до зрелого возраста мы пропадали на Медведице. Она, в общем-то, нас и поила, и кормила. Нет, я не оговорился. Не было тогда на ее берегах такого бурьяна и бурелома. Все убиралось, чистилось. Сосновый бор чистили регулярно, а сушняк разрешали, даже просили местных жителей, собирать на дрова. А теперь от всей санитарии река, конечно, мелеет, берега заиливаются, становятся как бы «необжитыми». А сколько в речку сейчас попадает во время паводка навоза и ила! Вот и судите сами, такой ли была Медведица 50 лет назад?

Екатерина Ивановна Давыдова: — В целом состояние Медведицы за последние десятилетия ухудшилось. До того, пока в психологии людей не произошли пагубные изменения, приведшие к бездумному отношению к природе, и на селе, и в городе заботились о чистоте рек. Старожилы помнят, как после паводка всем обществом по доброй воле выходили очищать берега рек от мусора.

Слушая рассказы своих собеседников, мы поняли, что мысленно сопоставляем факты, явления прошлого из жизни реки с сегодняшним днём. Поэтому свои приобретённые знания мы представляем в таблице.

Сравнительная характеристика реки в прошлом и настоящем.

Источник

Проект «Спасём нашу речку!»

Калошина Ирина Ивановна

«Защита проекта «спасем нашу речку!»

Слайд1(под тихую музыку девочка читает стихотворение)

Я родину свою не выбираю,
Пусть не страшны там вьюга и морозы,
А я всегда стремлюсь к родному краю
Под шелест лип, каштанов и берез.
Мне вовсе не нужны те пляжи золотые
Канарских и других далеких островов.
У нас под Миллерово есть места глухие,
И к ним моя извечная любовь.

Разрешите представить вашему вниманию проект группы учащихся 4-а и 3-г классов шк.№8 «Спасём нашу речку». Мы выбрали эту тему потому, что нас беспокоит экологическое состояние реки Глубокой ,нашего города и наше с вами будущее.
Слайд3
Актуальность проблемы:
— вокруг нашей реки сложилась опасная ситуация: сброс сточных вод, кучи мусора, сброс нечистот с предприятий.
Цель проекта:

-привлечение внимания к экологическим проблемам и ответственности каждого за охрану окружающей среды,

— исследование экологического состояния реки Глубокой;

— привитие бережного отношения к природе.

В ходе исследовательской работы были поставлены следующие задачи:

-поиск дополнительной информации об экологическом состоянии реки Глубокой

— исследование состояния в трёх районах города, отзывы жителей данных районов

-участие в экологической акции «Чистые берега»

-распространение листовок для жителей города

— конкурс рисунков «Береги природу».

Слайд 5. По данной теме мы сняли видеоролик.( просмотр)

Из газет и интернета мы узнали.,что результаты анализа проб воды из реки Глубокой в Миллерово показали, что экологическое состояние реки за последний год ухудшилось. Месяц назад представителями департамента Росприроднадзора по ЮФО были взяты пробы из реки Глубокой. Результаты биотестирования показали, что пробы токсичны практически по всей протяжённости реки

Выяснилось также, что содержание растворённого кислорода в реке снизилось по сравнению с предыдущими годами. С этим и связана гибель животных водоема.

Данные об источниках загрязнения на территории г.Миллерово и Миллеровского района позволяют выделить основные типы загрязнений: промышленное, коммунальное, сельскохозяйственное.

В настоящее время наша река – уже не река, а свалка мусора. Мы исследовали берега реки Глубокой в 3-х районах города: район водоканала, центр города, ДСХТ.

И вот что мы увидели: (слайды 6,7,8 ) в районе водоканала река сравнительно чистая. В ней живут животные: лягушки, андатры, черепахи. По поверхности плавают утки. Но чем дальше мы продвигались по берегу, тем картина становилась мрачнее.

А вот как выглядит река в центре города ( Слайд 9,10 ) По берегам лежат кучи мусора, который не пришёл туда сам, а его принесли жители близ лежащих домов.

В районе ДСХТ речка похожа на зловонную лужу. (слайды 11,12,13)

Коренная жительница города Миллерово Шульженко Л.В. Вспоминает: «Вода в реке глубокой была чистой, прозрачной. Вместе с мамой водой из реки мы поливали огород. А во время войны при переправе немцев через реку в ней тонули лошади, т.к. река была очень глубокая, что и подтверждает её название. А сейчас … мелкая. Да и настоящая свалка! Сердце обливается кровью.

Из воспоминаний жителей ДСХТ : «Наши бабушки в этой реке полоскали бельё. А детишки целое лето не вылазили из неё. А сколько рыбы водилось… Весной распевали на все голоса лягушки. А сейчас река – мёртвая».

Ученики 4 –а и 3- г классов вместе классными руководителями не остались равнодушными и организовали субботник по уборке берега реки в центре города.( Слайды )

Наша экологическая группа выполняла информационную и творческую работу по распространению по всему городу листовок – призывов к жителям города не засорять реку и и ее берега

В проект так же входил конкурс рисунков «Береги природу!»(Слайд рисунков детей) Слайд показываем. Говорим слова .Можно музыку.

Природа- это дом, в котором мы живём,

И в нём шумят леса, текут и плещут реки.

Под сводом голубым, под светом золотым

Хотим мы в этом доме жить вовеки!

Давайте будем беречь родную планету ,природу, нашу речку –каждый в меру своих сил и способностей. Пусть из наших маленьких усилий и вкладов рождаются большие значимые дела.

Будущее в наших руках, помните об этом. Давайте сохраним жизнь на планете Земля!

Источник

Творческий проект Экологическое воспитание на тему: «Как спасти нашу реку Кундрючья» в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип проекта— смешанный, информационный, творческий, ориентированный,

Вид проекта: среднесрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети.

Цель проекта:

Выработать мероприятия, направленные на спасение и охрану реки Кундрючья.

Объект исследования: река Кундрючья.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект Экологическое воспитание на тему: «Как спасти нашу реку Кундрючья» в 4 классе»

государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Красносулинская специальная школа-интернат №1»

Творческий проект

Экологическое воспитание

«Как спасти нашу реку Кундрючья»

Воспитатель: Кривоклякина Н.Ф.

2018-2019 учебный год

Тип проекта— смешанный, информационный, творческий, ориентированный,

Вид проекта: среднесрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети.

Цель проекта:

Выработать мероприятия, направленные на спасение и охрану реки Кундрючья.

Объект исследования: река Кундрючья.

Наша исследовательская работа включает в себя не только разработку плана

мероприятий, направленных на защиту реки Кундрючья, но и его выполнение.

В результате исследований я хочу найти, как можно больше неравнодушных людей, вместе с которыми мы сможем объединить свои усилия и спасти нашу реку Кундрючья.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие основные задачи:

1.Оценить состояние реки и лесополосы у реки Кундрючья.

2.Выяснить, почему происходит загрязнение реки?

3.Формировать у детей осознанного бережного отношения к реке, как к важному ресурсу, т.е. воспитанию экологического сознания.

Развивающие:

1.Учить детей понимать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы в экосистеме реки.

2.Разработать план практических действий по охране реки Кундрючья.

3.Учить творчески подходить к решению проблемы.

4.Обогащать разговорную речь детей, словарный запас.

5.Повысить ответственность у детей за сохранность окружающей среды.

6.Привлечь внимание общественности к экономической проблеме реки.

Воспитательные:

1.Воспитание патриотизма, любви к своей малой родине и к реке Кундрючья.

2.Воспитание чувства сопричастности к делу спасения реки, ответственности за родную реку.

3. Воспитание бережного отношения к природе.

План проекта:

1. Цель и задачи проекта.

2.Введение. Актуальность проекта.

3.Подготовительный этап.

Основная часть.

1. Описание объекта исследования реки Кундрючья.

Научное исследование.

2. Изучение качества воды в реке Кундрючья.

Исследовательская деятельность.

3. Экологическое состояние реки Кундрючья.

4. Мероприятия по улучшению экологического состояния реки Кундрючья.

5. Заключение.

Введение. Актуальность проекта.

Река и вообще вода играет огромную роль в жизни человека и всего живого на планете. Достаточное поступление воды в организм человека является одним из основных условий здорового образа жизни. К сожалению, многие считают водные ресурсы безграничными, отсюда и мусор на берегах рек и озёр, грязные стоки заводов, загрязняющие всё живое в ней.

Несмотря на то, что Россия обладает одним из самых высоких в мире водных потенциалов в настоящее время из-за загрязнения около 70% рек и озёр России утратили качество источников питьевого водоснабжения. В результате около половины населения потребляет загрязнённую недоброкачественную воду.

Поэтому в настоящее время проблема загрязнения рек стоит очень остро и тема моего проекта «Как спасти нашу реку Кундрючья», является особенно актуальной.

Человек и всё живое на планете не может жить без воды и поэтому заботу о восстановлении и поддержании водных ресурсов планеты он должен взять на себя.

В наше время мы не задумываемся о том, что вода-это жизнь и поэтому относимся к этому природному богатству халатно и безответственно. А ведь именно мы-люди должны заботиться о сохранении рек и их чистоте!

В качестве объекта исследования я взяла протекающую рядом с нами реку Кундрючья. Река Кундрючья является одним из источником пресной воды. На её берегах проживает около 10% населения. Её воды используются населёнными пунктами и городами. В связи с этим, вода в реке очень грязная. Загрязнение обусловлено в первую очередь хозяйственной деятельностью человека.

Основными источниками загрязнения реки являются: недостаточно очищенные сточные воды промышленных и коммунальных предприятий, смывы с полей части почвы, содержащие различные вредные вещества.

Методы исследования включают в себя:

Работа с различными источниками информации (газеты, журналы, познавательное видео, интернет).

Наблюдения, уборка мусора на территории и берегах реки Кундрючья.

Гипотеза: Если мы будем беречь и охранять реку Кундрючья, то сохраним чистую воду для будущих поколений.

Практическая деятельность.

Предварительная работа:

Познавательное развитие.

1. Подбор художественно и научно-популярной литературы, иллюстраций и картин с изображением реки Кундрючья, просмотр видео о реке Кундрючья.

2. Наблюдения в природе (свойства воды в разные времена года).

3. Экскурсия к реке Кундрючья в разные сезоны.

4. Просмотр познавательных видео фильмов о реке, о жизни растений, рыб, животных, живущих на реке и в воде.

5. Просмотр видео фильмов «Спасите наши реки», с целью обсуждения.

6. Прослушивание записи «Шум воды, реки» (Венкова А.В), журчание ручья, горной речки (Миньков С.М.)

Чтение художественной литературы и стихотворений о воде, реке:

1.Чтение сказок, рассказов о воде: Б. Заходер «Что случилось с водой?», Н. А. Рыжова «Жила-была речка», «Волшебница вода», «Как люди обидели реку», «Путешествие капельки».

2. Беседы по содержанию прочитанных рассказов, текстов о воде.

3. Беседы: «О значении воды в жизни человека», «Что будет если не будет воды? с целью обсуждения.

4. Загадывание загадок о речных рыбах, рассматривание иллюстраций рыб, птиц, растений.

5. Заучивание стихотворений, песен о воде.

6. Разгадывание кроссвордов и ребусов о речных рыбах и их обитателей.

7. Беседы: «Правила поведения на природе», «Берегите природу».

Проведение занятий

«Кто живет в воде?»

«Круговорот воды в природе».

«Значение воды в жизни человека».

Экспериментальная деятельность:

1.Наблюдения в природе состояние воды в разные времена года (осадки- снег, град,

2. Проведение опытов с водой.

3. Экологическая акция «Чистые берега», «Сохраним нашу реку».

Художественно-творческая деятельность:

1. Рисуем реку, рыб, растительность у реки, птиц, животных, живущих на реке.

2. Рисуем экологические знаки, рисунки в защиту природы.

3. Выливаем из гипса силуэты рыб и их раскрашивание красками.

4. Лепим из пластилина фигурки рыб, птиц, растительность, изготавливаем панно.

5. Делаем поделки из природного материала «Подводный мир реки».

6. Аппликация «Рыбки плавают в воде», «Уточки на реке».

7. Конкурс рисунков «Берегите реку, природу».

Организация настольных, дидактических игр.

1.Настольно-печатные игры «Жители рек, морей», «Четвёртый лишний» (речные-

2.Дидактическая игра «Поймай рыбку», «Кто живёт в воде?».

3.Дидактическая игра «Хорошо-плохо» — назвать, что в отношении людей к реке хорошо, а что плохо?».

4.Познавательная игра «Кому и зачем нужна вода?».

Основная часть. 1. Описание объекта исследования реки Кундрючья.

Река Кундрючья (Кундрючка) длинна 254 км, площадь бассейна- 2320 квадратных метров. Название реки «Кундрючья» означает как: «Кун» -много, «дрючья»-колья, т.е. можно перевести «как много кольев».

Кундрючья- река в Ростовской области России и Луганской области Украины, правый приток реки Северный Донец.

На реке Кундрючья расположен: г. Свердловск (Украина), Красный Сулин, Новошахтинск, Гуково, многочисленные хутора и станицы.

Река Кундрючья очень необычна в своем течении: то узкая, то уже через 50 м бурная и многоводная. Вода в реке достаточно холодная, так как на дне её бьют ледяные родники. Питание в основном снеговое.

Река богата рыбой. Здесь водится: карп, сазан, сом, щука, раки и другие.

Водные ресурсы реки Кундрючья используется для снабжения водой населения, промышленных, коммунально-бытовых, сельскохозяйственных предприятий и орошения земель. Река испытывает значительную нагрузку в виде сбросов хозяйственных и промышленных сточных вод.

По качеству воды вода характеризуется как «грязная».

Исходя из источников интернета на сегодняшний момент купаться в этой реке запрещено, так как вода в реке сильно загрязнена!

Научное исследование. 2. Изучение качества воды в реке Кундрючья.

Из газет, журналов, Интернет источника (статья «Определение чистоты воды реки Кундрючья» З.Н. Галичева, А.П. Павлова, статья «Водные ресурсы реки Кундрючья и сохранение её качества» Миронов Г.Н.) узнали, что анализ проб воды из реки Кундрючья показали, что экологическое состояние реки за последнее время ухудшилось.

В проекте «Исследовательское состояние воды реки Кундрючья в окрестности города Красного Сулина из интернет источника учащимися 9 класса МОУ СОШ №4

(учитель биологии Черных Н.А.) от 2015 года была проведена биондикация качества воды с использованием водорослей. В нашем водоёме преобладают альфа-мизопробные водоросли. Это говорит о том, что наш водоём относится относительно к чистому с очагами загрязнения.

Также учащимися школы МОУ СОШ №4 были проведены физико-химический метод исследования состава воды.

Исследования были проведены в школьной лаборатории. Состав воды-запах воды-болотный, прозрачность-прозрачная, хлориды-1-10мг./л, сульфаты-10-100мг./л, железо-0,1 мг./л.

Вывод: Результат проведённых исследований показал, что вода в реке Кундрючья пригодна для хозяйственного назначения. Все исследования качества воды свидетельствуют о средней загрязненности воды реки Кундрючья (2-3 класса), статья из интернет источника «Степень загрязнения реки» 2015г.

Загрязнение воды это понижение её качества, в результате попадание в реки различных физических, химических или биологических веществ.

Исследовательская деятельность. 3. Экологическое состояние реки.

Мы с детьми исследовали берега реки и лесополосы у реки. И что мы увидели?!

Экологическое состояние реки и состояние лесополосы у реки вызывает беспокойство!

Отдельные участки реки и все её берега заросли камышом, затянуты тиной и водорослями, которые преграждают доступ к кислороду. В результате может погибнуть рыба! Середина реки сравнительно чистая.

Обитатели реки: лягушки, слизни, водомерки, стрекозы, личинки комаров, беззубка обыкновенная, прудовик.

Рыбы в реке: карась, окунь, сазан, карп, щука, сом, раки.

На поверхности реки плавают: утки, появились пара белых лебедей, на отдалённых участках реки появились бобры.

Во время экскурсии на реку мы с детьми смогли выявить характер растительности.

Среди растений встречаются: ива, верба, рогоз, осока, чистотел, одуванчик, лютики, фиалка, щавель.

Из водорослей: ряска, нитчатые водоросли, строгила и т.д.

Но чем дальше мы продвигались по берегу реки и лесополосе тем картина становилась страшнее и мрачнее!

Не везде есть возможность подойти близко к воде. Река и её берега засорена лежащими в воде корягами, поваленными деревьями.

По берегам реки и в реке нами было обнаружено большое количество бытового мусора (пластиковые, стеклянные бутылки, бумага, целлофановые пакеты с мусором,

бой стекла), который не пришёл сюда сам, а принесли его люди, жители близлежащих домов, города!

В лесополосе очень много сухих поваленных деревьев, которые преграждают путь, дорогу к реке и могут в любой момент упасть и нанести вред здоровью любого человека, пришедшего отдохнуть на природе! Также лежат горы различного мусора оставленными отдыхающими!

Для многих жителей посёлка Н-ГРЭС и города Красный Сулин берега реки являются любимым местом отдыха! Но к большому сожалению во многих местах реки купаться невозможно из-за её загрязнённости!

Основными источниками загрязнённости являются промышленные предприятия, которые сбрасывают канализационные отходы в реку, смывы с полей части почвы, содержащих различные вредные вещества, а также несанкционированные свалки бытовых отходов вблизи водоёмов людьми, отдыхающие оставляющие мусор на берегу реки, владельцы частных автомобилей, моющие свои машины на берегу реки.

— Вместе с детьми мы провели очистку прибрежной территории реки и лесополосы.

— Организовали экологические десанты по очистке береговой зоны реки

от мусора в районе реки.

— Провели акцию «Сохраним реку».

— Проводили просветительскую работу среди населения с распространением

листовок-рисунков в защиту реки Кундрючья.

О проблемах реки Кундрючья говорят очень много, но мало, что делается!

Очистка русла реки не проводится, люди бросают мусор в реку, не убирают за собой мусор на берегу реки после отдыха.

Главное на мой взгляд пора менять потребительское отношение к ней!

Многие жители и руководители предприятий относятся к реке пренебрежительно, как к сточной канаве, не задумываясь о том, что они сами делают её такой!

Мероприятия по улучшению экологического состояния реки.

Для решения проблемы необходимо постоянно вести работу не только по очистке берега реки, но и лесополосы у реки, вести просветительскую работу среди населения, направленную на повышение её статуса реки, воспитанию и уважению к реке Кундрючья и в окружающей среде в целом.

Стать рекам чище помогают и прибрежные деревья. Ива, верба, корнями извлекают из воды нитраты и другие соли. Даже самая лучшая очистная установка не может очистить реку от вредных примесей, как это делают корни деревьев, камыша и рогоза.

Мы предлагаем в дальнейшем:

Организовать 2-3 акции по уборке русел реки и территории лесополосы у реки.

Очищать русло реки и впредь больше не захламлять его.

Не допускать случаев помывки автомашин на берегу реки.

Провести акцию «Чистые берега».

Провести оценку прибрежной растительности вдоль берега.

По результатам своих исследований можно сделать вывод, что глобального загрязнения в нашей реке нет. Но в последние годы наша река, как и многие реки, становится всё мельче. Мы считаем, что причин здесь очень много.

Хозяйственная деятельность человека наносит большой ущерб реке. Захламление реки мусором, кустарниками, поваленными деревьями, это лишь несколько причин, но мы должны сохранить малые речки, так как от них зависит жизнь больших рек.

Наша река Кундрючья простирается на много километров. Поэтому, чтобы спасти её, надо приложить много усилий и чтобы каждый из нас приложил усилия по очищению реки!

Эффект от такой деятельности сравним с поговоркой- «Пока 10 раз объяснял-сам понял», т.е. каждому нужно начать с себя любить и охранять природу!

Наш окружающий мир- это наш организм, оберегая окружающую среду мы оберегаем своё здоровье!

Мы очень хотим, чтобы наша река Кундрючья была всегда чистой, полноводной,

красивой, чтобы в ней всегда было много рыбы, чтобы на реке всегда отдыхали люди.

Мы призываем всех принять участие в решении этой проблемы. Если мы будем все вместе в любом деле, то наша планета будет прекрасней!

Мы призываем всех:

— Не оставляйте мусор в местах отдыха!

— Не разрешайте мыть автомашины на берегу реки!

— Не сбрасывайте в реку бутылки, различный мусор, химические вещества в реку!

— Спасём нашу реку Кундрючья- реку нашего детства и потомки скажут спасибо!

Давайте заботиться о природе: ведь это наше будущее! Мы не должны забывать, что река ответит добром на добро, подаренное ей людьми!

Источник