Меню

Приватизация земельного участка у реки



Приватизация земельного участка у реки

  • ЮрЦентр «Столица»
  • Консультации. Иски. Представительство в суде
  • Главная
  • Статьи
  • Услуги
  • Документы
  • Контакты
  • Наш адрес:
  • 107207, г. Москва,
  • ш.Щелковское,
  • д.77 стр.1, оф.111
  • м. Щелковская
  • см. карту
  • +7 (495) 510-70-16
  • +7 (925) 519-51-33
  • WhatsUp
  • info@stolicaprava.ru
  • Режим работы:
  • Пн-пт: с 10:00 до 19:00
  • Сб: с 11:00 до 15:00
  • Вск: выходной
  • Наши услуги
  • Телефоны помощников судей
  • Суды г. Москвы
  • Нотариусы Москвы
  • Иные гос.органы
Главная / Статьи / Земельное право

Можно ли приватизировать землю у реки?

Прошлой осенью я обратился в сельскую администрацию с просьбой передать участок 7 соток в собственность Однако мне отказали. Сослались они на то, что в 40 метрах от участка протекает речка и якобы поэтому мне нельзя приватизировать землю. Предложили взять ее в долгосрочную аренду. Хочу узнать, законно ли мне отказали ?

По-видимому, отказ администрации незаконен. На практике действительно встречаются случаи, когда в соответствии с законом участок у реки или водоема не может быть предоставлен в собственность. Например, запрещается приватизация земель в пределах береговой полосы водных объектов общего пользования.
Ее ширина составляет 20 м, ау каналов, ручьев и речек, протяженность которых от истока до устья не более 10 км, береговая полоса составляет всего 5 м.

  • § П. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ

Из этого следует, что если граница вашего участка проходит в 40 м от речки, то ссылка администрации на близость к ней явно несостоятельна. Вы вполне можете опротестовать этот отказ в суде.
Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой для передвижения и пребывания около водоемов, в том числе для любительского и спортивного рыболовства, причаливания плавсредств и т.д.

Источник

Возможно ли приобрести земельный участок, расположенный вблизи водного объекта?

Отметим основные проблемы, с которыми возможно столкнуться при использовании объектов недвижимости в защитной зоне.

В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничен и в частную собственность не предоставляются.

В силу части 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 2 ст. 102 Земельного кодекса на землях, покрытых поверхностными водами, образование земельных участков не осуществляется. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.

Таким образом, приватизация земель водного фонда, в том числе, земель в составе береговых линий водных объектов, запрещена в силу закона.

Согласно ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Понятие территорий общего пользования закреплено в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Вместе с тем понятие водоохранных зон дано в ст. 65 ВК РФ, согласно которой водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Таким образом, водоохранные зоны – это иные территории, о которых не говорится в ст. 27 ЗК РФ. На основании действующего законодательства в этих зонах за пределами береговой полосы, предназначенной для общего пользования, приватизация земельных участков не запрещена.

Источник

Стратегическая угроза: нужна ли приватизация земли в водоохранной зоне?

Росреестр по поручению правительства РФ разработал поправки в Земельный кодекс РФ о снятии ограничений на приватизацию земельных участков, расположенных во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ЗСО). Законопроект опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Вот как объясняет смысл поправок Росреестр: «Сейчас, согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ, данные земельные участки ограничены в обороте и не могут быть переданы в частную собственность. При этом второй пояс ЗСО водотоков (реки, каналы) и водоемов (водохранилища, озера) при значительной протяженности может иметь ширину свыше 2 километров. Таким образом, под ограничения попадают тысячи граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые не могут оформить в собственность земельные участки под принадлежащими им объектами недвижимости. Например, за период с 1980 по 2010 годы (годы введения действующих ограничений по второму поясу ЗСО Московского водопровода) в границах второго пояса ЗСО в Московской области построены около 7500 объектов капитального строительства, включая 33 многоквартирных жилых дома, более 5 тысяч индивидуальных жилых домов, свыше 2 тысяч объектов нежилого назначения, включая промышленные объекты, объекты торговли и логистические комплексы».

Читайте также:  Река нил асуанская плотина

По мнению ведомства, граждане, которым в пользование предоставлены земельные участки в границах данного пояса, не могут воспользоваться «дачной амнистией» по переоформлению земли, лишены возможности продать, подарить или передать в наследство свои участки. Дачники, садоводы и огородники, использующие земельные участки только на основании членских книжек в кооперативах и товариществах, не могут оформить землю в собственность и фактически продолжают оставаться бесправными и лишенными государственных гарантий защиты прав на землю.

«В силу исторических особенностей развития территории в границах второго пояса ЗСО рек, каналов, водохранилищ расположены крупные промышленные предприятия, транспортные и логистические центры, а также индивидуальные жилые дома. Разработанные нами поправки позволят гражданам, десятилетиями проживающим в данных зонах, оформить право собственности на земельный участок, а также положительно скажутся на развитии региональных экономик и пополнении местных бюджетов», — подчеркнул заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.

Кроме того, законопроект позволит эффективнее привлекать к ответственности нарушителей санитарно-эпидемиологических норм на территориях около водостоков и водоемов. Надзорные органы могут взыскать с недобросовестного собственника (в отличие от арендатора) земельный участок или объект недвижимости в счет уплаты штрафа.

Мы попросили высказать свое мнение по предложенной инициативе заведующего кафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Дмитрия Хомякова.

Для понимания ситуации нужно вспомнить историю закрепления этих положений в земельном и водном законодательстве страны.

В «Земельном кодексе Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее — Кодекс) присутствует ст. 27 — «Ограничения оборотоспособности земельных участков». В ней закреплено (п. 2), что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Список этот окончательный и приведен в п. 4, где поименованы объекты, находящимися в федеральной собственности, а участки, ими занятые, — изъяты из оборота.

В нашем случае очевидно, что рассматриваемые территории и участки, на них расположенные, из оборота никогда не изымались. Тогда о чём идет речь?

А вот о чём. В этом же п. 2 сказано, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. А п. 3 гласит, что содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом и федеральными законами.

Таким образом, гражданский оборот разрешен, только за исключением предоставления участков в частную собственность, но пользоваться этими землями и арендовать их возможно.

Кстати, обременения и регламентации любой хозяйственной деятельности осуществляется действующими положениями водного, экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, которые никто не отменяет.

Пункт 5 статьи 27 Кодекса содержит перечень находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, которые ограничиваются в обороте.

Только через 6 лет после начала действия Кодекса этот пункт был дополнен подпунктом 14, который говорит об участках в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (Федеральный закон от 19.06.2007 № 102-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 19 Водного кодекса Российской Федерации и статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 2).

Напомним, что в этот период на слуху были события вокруг поселка «Речник» в Крылатском (см. «Поселок имени 60 лет борьбы. История «Речника»).

Сейчас предлагается снять ограничения на приватизацию земельных участков, расположенных во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Однако границы зон с особыми условиями использования территории никто менять не собирается, следовательно, установленные ограничения использования земельных участков, полностью расположенных в таких зонах, остаются. Задача федеральных, региональных и муниципальных властей должным образом оформлять правоустанавливающие документы. В них обязательно должны присутствовать: целевое назначение участков и наличие ограничений на разрешенную деятельность.

Читайте также:  В сибири есть такая речка

Задачей контрольно-надзорных органов является проведение соответствующих мероприятий по выявлению нецелевого использования земель и выявлению недобросовестных собственников. Хотя с них не снята задача контролировать и арендуемые участки, а больших отличий в проверках нет.

Поиск и наказание виновных, если таковые появятся, будет, вообще говоря, существенно облегчен. Должен повыситься и уровень ответственности.

Кстати, увеличится и доходная часть региональных бюджетов, за счет поступающего земельного налога и налога на зарегистрированные объекты недвижимости. В этом, на мой взгляд, есть существенная польза для субъектов федерации, особенно в условиях пандемии и кризиса, отразившихся на наполнение бюджетов.

Есть оценки Росреестра, что продажа земельных участков у воды принесет, например, подмосковному бюджету 4,5 млрд руб. в год.

Граждане страны получат возможность оформить свои постройки и дома, землю в собственность и приобрести государственные гарантии защиты прав. Если нововведение поможет закрыть вопрос о бесконечных судах по поводу законности уже предоставленных в собственность участков во второй зоне — это несомненный плюс. Современная история имеет примеры изъятия участков, по большому счету, несправедливого, поскольку раньше описание границ этих зон не было четко сформулировано.

Кстати, на мой взгляд, это сделает отношение жителей к вопросам экологии и санитарии более ответственным, поскольку собственник, прежде всего, заинтересован в качестве и приумножении стоимости своей недвижимости, обеспечении комфортных и безопасных условий проживания. Здесь, несомненно, возможно сочетание интересов конкретных граждан и общества в целом.

В настоящее время Росреестр совместно с субъектами Российской Федерации проводит комплексный анализ информации о землях, расположенных в соответствующем поясе. Общую площадь всех территорий, которые могут быть приватизированы, пока не озвучили.

Идея законопроекта благая, но, как всегда в России, всё зависит от правоприменительной практики.

Сейчас вокруг источников питьевой воды есть несколько поясов защиты. На территории первого пояса — 100 м от источника — размещается насосные станции (НС) и другие водопроводные сооружения. Границы же второго пояса, о котором идет речь в законопроекте, не определены, а его ширина может достигать 2 км.

В первом поясе строительство запрещено, во втором допускаются некоторые постройки со специальными очистными сооружениями. Но разве не известны примеры нарушения закона и сейчас?

Нельзя исключать, что через несколько лет после снятия ограничений на этих участках могут возникнуть большие элитные поселки, и не только. Несомненно, инвестиционная привлекательность этих земель в связи с принятием закона увеличится. Стоимость актива — также.

Работа только началась. Росреестр планирует завершить подготовку проекта в июне текущего года. Затем вступит в действие предусмотренный порядок его согласований и прохождений через две палаты законодателей с дальнейшей подписью президента страны. На каждом этапе имеется возможность внести изменения и дополнения, предусмотреть и снизить возникновение юридических коллизий в будущем, после вступления уже принятого и подписанного закона в силу.

Регулирование земельных отношений простым нигде и никогда не бывает. Следовательно, нужен взвешенный и объективный подход, адекватная оценка и разумные решения, позволяющие выйти из сложнейшей ситуации перехода к новой экономической реальности от плановой социалистической экономики, которая полностью пока в России в ряде сфер деятельности не завершена.

Нельзя забывать, что уникальные природные ресурсы — это основное конкурентное преимущество России, а чистая вода в связи с глобальными изменениями природной среду и климата становится стратегическим товаром, стоимость и ценность которого будет только расти. Уже говорят, что следует включить питьевую воду в продовольственную корзину. Очередной ежегодный доклад ФАО «Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства 2020» был посвящён оценке водных ресурсов, а также проблемам их наличия и использования в сельском хозяйстве .

Источник

Приватизация земельных участков в водоохранной зоне

В судебной практике не раз возникал вопрос о возможности бесплатной приватизации гражданином — собственником строения (жилого дома) земельного участка, находящегося в постоянном бессрочном пользовании, если этот участок расположен в водоохранной зоне водных объектов или в прибрежной защитной полосе водного объекта.

Должны сказать, что приватизация земельных участков, расположенных в водоохранной зоне водных объектов или в прибрежной полосе водного объекта возможна при некоторых условиях:

— если пользование земельным участком возникло правомерно и до введения в действие Водного кодекса РФ , то есть до 23 ноября 1995 года;

Читайте также:  Лодка за 3 ч движения по течению реки 4 часа против течения

— если жилой или дачный дом, расположенный на земельном участке, находится в собственности, имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности, выданное органами государственной регистрации;

— имеется согласование с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

Верховный суд Российской Федерации также рассматривал вопрос о приватизации земли водоохранных зон рек и водоемов и указал на то, что данные земельные участки относятся к землям природоохранного назначения (подп.1 п.1 ст. 97 ЗК РФ) и входят в состав земель особо охраняемых территорий (п.2 ст. 94 ЗК РФ).

В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, который запрещает и ограничивает те виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением земель. Поясню, если у Вас имеется жилой дом в водоохранной зоне и на земельный участок имеется свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования, вид разрешенного использования которого — индивидуальное жилищное строительство, то вполне закономерно, что нельзя на данном земельном участке строить мини-гостиницу, фабрику, ферму. Земельный участок предназначен для строительства индивидуального жилого дома для постоянного проживания. Приватизация земли, в случае нарушения вида использования земельного участка, будет запрещена.

Верховным судом было указано, что земельные участки, расположенные в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе не относятся к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте (ст. 27 ЗК РФ) и граждане, имеющие такие земельные участки могут приобрети их в собственность.

Следовательно, разрешено приватизировать земельные участки, если все указанные выше требования соблюдены.

Теперь необходимо рассмотреть случаи, когда могут отказать в приватизации земли:

1. если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, изъят из оборота и имеется соответствующее постановление.

2. Установлен запрет на приватизацию земельных участков в соответствии с федеральным законом;

3. Земельный участок зарезервирован для государственных нужд и имеется соответствующее постановление об этом.

Во всех данных случаях отказа в приватизации земельных участков Вам должен быть выдан мотивированный отказ со ссылками на законодательство, который Вы можете оспорить в суде.

Принимая решение о приватизации земельных участков, расположенных в водоохранной зоне, следует учитывать, что законодательство не относит их к землям, изъятым из оборота; в настоящее время нет федерального закона, запрещающий их приватизацию; факт резервирования земельного участка должен быть установлен актом органа государственной власти субъекта РФ (п.5 ст. 2 №33-ФЗ от 14.03.1995); земельное законодательство не содержит ограничении на оформление в собственность земельных участков, расположенных в водоохранной зоне.

Приватизация земельных участков предполагает в качестве обязательного условия — согласование с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда. Данное правило установлено ст. 112 Водного закона РФ.

Мотивированное согласие или отказ на приватизацию земли должен быть в письменной форме и содержать подробную формулировку решения органа власти. Отказ в предоставлении земельного участка в собственность может быть оспорен гражданином в судебном порядке

Судебная практика показывает, что суды отказывают в приватизации используемых земельных участков, ссылаясь на запрещение законом приватизировать публичные земельные участки, ограниченные в обороте.

Рассмотрим более подробно одно из дел, которое вели юристы и адвокаты Московской областной земельной компании.

Житель Тверской области Конаковского района обратился в районный суд г. Конаково с жалобой на отказ Федерального органа исполнительной власти предоставить ему на праве собственности бесплатно в порядке приватизации используемый земельный участок, расположенный в водоохранной зоне Иваньковского водохранилища. Необходимо отметить, что земельный участок использовался строго в соответствии с видом разрешенного использования (ИЖС), на земельном участке был построен жилой дом, в котором проживали истец и его семья.

Отказывая в удовлетворении иска, суд указал в решении, что спорный земельный участок относится к землям, оборот которых является ограниченным, п.8 ст. 27 Федерального закона от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» запрещает приватизацию таких участков.

Юристами Московской областной земельной компании данное решение было оспорено и Тверским областным судом было вынесено постановление о пересмотре дела. В итоге, земельный участок, расположенный в водоохранной зоне Иваньковского водохранилища был приватизирован и оформлен в собственность владельца домовладения, расположенного на данном земельном участке.

Следует отметить, что возможность приватизации земельных участков не означает легализации земельных участков, которые были самовольно захвачены, «запользованы» или прирезаны к земельному участку, находящемуся в правомерном пользовании и на это следует обратить отдельное внимание.

Источник