Приказ №1 от «29» 08 2013 г. Рабочая программа География для 8 класса Составитель: учитель
Главная > Рабочая программа
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Практическая работа № 8 « Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования».
Цель работы : научиться характеризовать по картам реки, работать со статистическим материалам.
1. Постройте таблицу и заполните ее:
Волги 226 м., Лены 930м.
Волги – 28 м., Лены 76 м.
К бассейну какого океана принадлежит
Практическая работа № 9 « Объяснение закономерностей размещения вод суши, оценка обеспеченности ими регионов России».
Цель работы: учиться объяснять закономерности размещения вод суши, оценивать обеспеченность ими регионов России.
По картам атласа « Водные ресурсы России» оценить обеспеченность крупных регионов России: Восточно- Европейская равнина, Западная Сибирь, Дальний Восток, Восточная Сибирь. Какие крупные реки протекают в данном районе, располагаются крупные озера?
Сделать вывод на основе изученных карт по обеспеченности водными ресурсами.
Практическая работа № 10 « Выявление условий почвообразования основных типов почв и оценка их плодородия.
Цель работы: познакомиться с основными зональными типами почв нашей страны. Определить условия их образования. Проверить и оценить умения работать с различными источниками географической информации, делать на основе анализа обобщения и выводы.
Последовательность выполнения работы:
На основе анализа текста учебника, почвенной карты, определите условия почвообразования для основных типов почв России.
Результаты работы оформите в виде таблицы:
( соотношения тепла и влаги, характер растительности)
Особенности почвенного профиля
Практическая работа № 11 « Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса».
Цель работы: составить прогноз изменения растительности и животного мира при изменении других компонентов ПК.
Последовательность выполнения работы:
1.На примере одной из природных зон проследить изменение растительности и животного мира при изменении других компонентов ПК ( воды, почв, рельефа и т.д.)
2.Сделайте предположения какие растения и животные могут поселиться на измененной территории.
Практическая работа №12
« Определение физико- географического положения области».
Цель работы: определить физико- географическое положение Тверской области.
Определить на каком материке, в какой части расположена область
На какой крупной форме рельефа расположена область?
Какие крупные реки протекают недалеко или крупные озера расположены?
Как далеко расположена область по отношению к океанам?
Определить границы Тверской области и пограничные территории.
Практическая работа №13 « Определение форм рельефа и полезных ископаемых Тверской области по карте».
Цель работы: определить формы рельефа и полезные ископаемые на территории Тверской области, закрепить умения и навыки работы с картами атласа.
Определить по физической карте Тверской области основные формы рельефа.
Определить по физической карте Тверской области основные полезные ископаемые.
Практическая работа №14 « Определение рек области по карте».
Цель работы: определить по физической карте Тверской области крупные реки,
закрепить умения и навыки работы с картами атласа.
Последовательность выполнения работы:
По физической карте определить названия крупных рек Тверской области.
Определить в какой части Тверской области они расположены.
Практическая работа №15 « Нанесение на контурную карту объектов Тверской области».
Цель работы: нанести на контурную карту изученные объекты Тверской области, закрепить умения и навыки работы с картами атласа .
Последовательность выполнения работы:
1. Нанести на контурную карту границы и пограничные государства.
2. Нанести на контурную карту формы рельефа Тверской области.
3. Нанести на контурную карту реки Тверской области.
Урок № 17. Зачет по теме « Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые России»
1. « Третий лишний» — на карточке записано по три термина, надо определить, что лишнее.
А) землетрясение, вулкан, оползень;
Б) Сибирская платформа, Урал, Кавказ;
В) медные руды, каменный уголь, полиметаллические руд.
1.Древние устойчивые участки земной коры …
2.Наука о вымерших организмах …
3.Скопление полезных ископаемых …
4.Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения …
5.Внутренние процессы, связанные с движением земной коры …
6.Смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести …
7.О каких полезных ископаемых говорят «черное золото», «солнечный камень»?
1.Выход кристаллического фундамента на поверхность …
2.Карта, содержащая информацию о размещении и возрасте тектонических структур …
3.Внешние рельфообразующие процессы …
4.Формы рельефа, образованные деятельностью ветра …
5.Бурные грязекаменные потоки …
6.Работы по восстановлению почвы …
7.Что общего у следующих полезных ископаемых: фосфориты, уголь, нефть, калийные соли?
Установить соответствие между формой рельефа и тектонической структурой.
1.Сихотэ-Алинь а)Балтийский щит
2.Среднесибирское плоскогорье б) область герцинской складчатости
3.Урал в)область каледонской складчатости
4.Кавказ г)область мезозойской складчатости
5.Алданское нагорье д)область кайнозойской складчатости
6.Хребет Черского е)Сибирская платформа
7.Восточные Саяны ж)Западно-Сибирская плита
8.Хибины з)Алданский щит
Задание 4. По фрагментам описания природы, определить, о какой территории идет речь.
1)Территория расположена на древней докембрийской платформе. Главная особенность ее рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на правобережье Днепра и его среднем течение.
2)Территория расположена в области герцинской складчатости. Главная особенность е рельефа – гористость. Богата полезными ископаемыми: полиметаллическими рудами, медным, . золотом, каменным углем. Складчатые структуры расположены в меридиональном направлении.
Критерии оценивания: Всего – 22 б. «5» — 19- 22
Задание 1. – 3б. «4» – 14-18
Урок № 12. Тестирование по теме « Россия на карте мира»
Цель : обобщение изученного материала; проверка знаний и умений.
1)Подавляющее большинство точек территории России имеют:
А)южную широту и восточную долготу;
Б)северную широту и восточную долготу:
В)северную широту и западную долготу.
2)Крайней северной точкой является мыс:
А)Челюскин; б)Флигели; в)Дежнева.
3)Крайняя восточная точка имеет долготу:
А)западную; б)восточную; в)северную.
4)Морские границы России, по сравнению с сухопутными имеют протяженность:
5)Наличие трех климатических поясов на территории России объясняется большой протяженностью страны:
А)с севера на юг;
Б) с запада на восток.
6) Моря северного Ледовитого океана по сравнению с морями Тихого океана:
А) более глубокие; б) такие же по глубине; в)менее глубокие.
7) Конечными портами Северного морского пути являются порты:
А)Мурманск и Санкт-Петербург;
Б) Санкт-Петербург и Владивосток;
В) Владивосток и Мурманск.
8)Время в границах одного часового пояса называется:
А)местным; б) поясным; в) декретным.
9)Границы часовых поясов проводятся в соответствии:
А) с параллелями; б) меридианами; в) горизонталями.
10) В России последними встречают Новый год жители:
А)Анадыря; б)Магадана; в) Калининграда.
11) «Чертежную книгу Сибири» из 23 карт Сибири и Севера Европейской части составил:
А) Витус Беринг; б) М.Ломоносов; в) С.Ремизов.
12) Полярный исследователь. Открыл крайнюю северную точку Евразии:
А) И.Д.Черский; б) С.Дежнев; в)С.Челюскин.
13)Слова «Могущество Российское прирастать будет Сибирью» принадлежат:
А) Петру I; б) М.В.Ломоносову; в) Н.М.Пржевальскому.
14) Казацкий пятидесятник открыл озеро Байкал и остров Ольхон:
А) С.Дежнев; б) Ермак; в) Курбат Иванов.
15) Русский казак, открыл проход из Ледовитого океана в Тихий:
А)Ермак; б)К.Иванов; в) С.Дежнев.
16) Кто исследовал п-ов Камчатку:
А) И.Д.Черский; б) В.А.Обручев; в) С.П.Крашенинников.
Задание 2. Решите задачи.
1.Сколько раз в нашей стране можно встречать Новый год?
2.Житель Аляски прилетел на Чукотку 31 мая. Какого числа он вылетел с Аляски?
3.Сколько времени на меридиане 180° долготы, когда на 0° полдень?
4. Как изменится счет времени для российского самолета, следующего на север по 30-му меридиану после пересечения Северного полюса и продолжающего полет в том же направлении?
Вариант 2. Тестирование по теме «Пространства России»
1) На территории России отсутствуют точки, имеющие:
А) северную широту; б) южную широту; в)западную долготу.
2)Крайней восточной точкой России является:
А) мыс Дежнева; б) остров Ратманова; в)мыс Челюскин.
3)Сухопутные границы России по сравнению с морскими имеют протяженность:
А)большую; б) такую же; в)меньшую.
4)наличие климатических областей внутри климатических поясов объясняется большой протяженностью России в направлении:
А) с севера на юг; Б) с запада на восток;
5)Соленость морей Тихого океана, по сравнению с морями Северного Ледовитого океана: А) выше; б) такая же; в) ниже.
6) Время данного меридиана называется:
А) местным; Б) поясным; В) декретным.
7)Новые сутки в России начинаются с часового пояса:
А) второго; Б) одиннадцатого; В) первого.
8) Местное время точки зависит от ее:
А) географической широты; Б) географической долготы.
9) Северный морской путь проходит по морям:
А) Атлантического и Тихого океанов; Б) Тихого и Северного Ледовитого.
10) Территорию России омывает столько же океанов, сколько территорию:
А) Бразилии; Б) Канады; В) Австралии.
11) Учение о почвах и природных зонах разработал русский ученый:
А) В.В.Докучаев; б) М.В.Ломоносов; в) В.Беринг.
12) Первую Камчатскую экспедицию (1725 – 1730гг.) возглавил:
А) А.И.Чириков; б) В.Беринг; в) Челюскин.
13) Какие острова названы в честь В.Беринга:
А) Курильские; б) Командорские; в) Сахалин.
14)Русский казак положил начало освоению Сибири:
А)С.Дежнев; б) Ермак; в) Атласов.
15)Первую сводную карту всей Сибири составил:
А) Петр Годунов; б) С.Ремизов; в) В.Татищев.
16) Кто исследовал п-ов Камчатку:
А) И.Д.Черский; б) В.А.Обручев; в) С.П.Крашенинников.
Задание 2. Решите задачи.
1.Сколько раз в нашей стране можно встречать Новый год?
2.Житель Аляски прилетел на Чукотку 5 мая. Какого числа он вылетел с Аляски?
3.Сколько времени на меридиане 180° долготы, когда на 0° полдень?
4. Как изменится счет времени для российского самолета, следующего на север по 60-му меридиану после пересечения Северного полюса и продолжающего полет в том же направлении?
Критерии оценивания: Всего – 20 б. «5» — 18 – 20 б
Задания 1. 2 – 1 б. за каждый правильный ответ «4»- 14 -18 «3» — 9 – 13
Урок № 43. Зачет по теме «Природа России»
Тестирование. Выбрать из перечня верные признаки.
А)зона расположена на островах Северного Ледовитого океана;
Б)несколько месяцев длится полярная ночь;
В)избыточное увлажнение, много озер и болот;
Г)значительные площади заняты ледником;
Д)лето короткое, холодное;
А)средняя температура июля + 5 ;+ 10° С;
Б)выпадает много осадков;
Д) сильные ветры;
Е) территории зоны – огромные пастбища для оленей.
А) увлажнение избыточное, много озер и болот;
Б)главная ценность – плодородные почвы;
В) преобладают хвойные деревья: ель, пихта, сосна;
Г)зима холодная, лето теплое;
Д0 преобладают подзолистые почвы;
Е) самая большая по площади природная зона России.
4.Зона смешанных и широколиственных лесов.
Б) почвы дерново-подзолистые, серые и бурые лесные;
В) растут дуб, клен, ясень, липа;
Г) леса сильно пострадали из-за хозяйственной деятельности людей;
Д) увлажнение недостаточное;
Е) растения – амурский бархат, женьшень, маньчжурский орех.
А) зона расположена на юге Русской равнины и Западной Сибири;
Б) увлажнение недостаточное;
В) значительная часть зоны распахана;
Д) растительность – травы: ковыль, типчак.
Е) почвы не плодородны.
А) а) растения: бук, граб, бамбук;
Б) встречаются опасные насекомые: скорпионы, каракурты;
В) почвы представлены солончаками;
Г) реки полноводные, много озер;
Д) растения имеют длинные корни. Листья превратились в колючки.
II. Географический диктант.
1.Закономерная смена природных зон в горах —
2.Безлесная природная зона с растительностью из мхов, лишайников и стелющихся кустарников.
3.Лесная зона умеренного пояса с преобладанием хвойных деревьев —
4.Природные богатства, которые можно использовать для развития хозяйства —
5.Территория, на которой охраняется в естественном состоянии растительный и животный мир —
6.Органическое вещество, входящее в состав почвы, являющееся продуктом распада остатков растений и животных —
7.Безлесная природная зона умеренного пояса с преобладанием трав —
8.Территория со схожими почвами, растениями, животными и климатом —
9.Закономерная смена природных зон на равнине —
Тайга: лиственница, дуб, сосна, пихта, ель.
Степь: черника, ковыль, типчак, кострец.
Пустыня: полынь, саксаул, джузгун, морошка.
Задание. Составить характеристику природной зоны.
1.Географическое положение зоны.
Урок № 51. Тестовая проверка по теме «Население России»
Цель: обобщить знания учащихся по теме «Население России».
II. Тестовая проверка.
1.Численность населения России в настоящее время составляет (млн.ч.)
1)120 – 125; 2) 143- 145; 3)100- 110.
2.Демографическая ситуация в России в последние годы характеризуется:
1)повышением рождаемости и снижением смертности;
2)снижением рождаемости и смертности;
3)снижением рождаемости и повышением смертности.
3.В азиатской части России плотность населения возрастает:
1)с севера на юг; 2)с с юга на запад; 3)с запада на восток.
4.В России в пределах главной полосы расселения практически полностью расположена зона:
1) тундр и лесотундр; 2)тайги и смешанных лесов; 3)степей и лесостепей.
5.Станица является наиболее характерным типом населенного пункта:
1)в Ставропольском крае; 2)Ярославской области; 3)Чукотском АО.
6.Отличием городских и сельских населенных пунктов, кроме численности жителей, является следующее:
1) транспортные условия; 2)занятость населения; 3) материал постройки и этажность зданий.
1)Саратов и Санкт – Петербург; 2)Пермь и Уфа; 3)Уфа и Саратов.
8.К индоевропейской языковой семье относятся:
1)осетины и тувинцы; 2)тувинцы и русские; 3)русские и осетины.
9.Особая пестрота национального состава свойственна:
1)Уралу; 2)Северному Кавказу; 3)Западной Сибири.
10.Структура занятости населения России характеризуется следующими тенденциями:
1) доля занятых в сельском хозяйстве сокращается, в непроизводственной сфере – возрастает;
2)доля занятых в непроизводственной сфере и сельском хозяйстве сокращается;
3)доля занятых в сельском хозяйстве растет, в непроизводственной сфере – сокращается;
11.В районах длительного оттока населения основной чертой демографической ситуации становится:
1)преобладание мужского населения над женским;
2)повышение доли лиц старшего возраста; 3)снижение смертности.
12.Соотношение мужчин и женщин в России:
1)одинаково; 2)мужчин больше, чем женщин; 3)женщин больше, чем мужчин.
13.Соотношение городского и сельского населения в России:
1)сельских жителей меньше, чем городских; 2)одинаково; 3) горожан меньше.
14.В каком варианте названы народы только Северного Кавказа:
1)ингуши, чеченцы, удмурты;
2)адыгейцы, осетины, карачаевцы.
3)балкарцы, чуваши, калмыки.
15.Буддизм исповедуют верующие:
1)чуваши, башкиры, калмыки;
2)буряты, коми, карелы;
3)буряты, калмыки и тувинцы.
Задание 2. Объясните понятия:
1.Урбанизация 6.Миграция 2.Агломерация 7.Эмиграция
3.Мегаполис 8. Естественный прирост
4.Трудовые ресурсы 9.Экономически активное население
5.Естественный прирост 10.Имиграция
Задание 3.Назвать столицы республик:
1.Карелия — 4.Севрная Осетия – 7.Дагестан — 10.Удмуртия — 13.Ингушетия —
2.Коми — 5.Татарстан – 8.Алтай — 11.Хакасия — 14.Тыва —
3.Чувашия — 6.Мордовия – 9.Саха — 12.Марий Эл 15.Башкортостан —
9.Марий Эл — 19.Башкортостан –
Критерии оценивания: «5» — 38 — 45 б.
Всего – 45 б. «4» — 28 — 37
Задание 1. – 15 б (1 б. за правильный ответ) «3» — 18 -27
Задание 2 – 10 б. ( 1 б.за каждый ответ)
Задание 3. – 20 б. ( 1 б.за каждый ответ)
У-69 Итоговый тест по теме «Белгородская область»
1. С какими областями граничит Белгородская область:
А) Курская Б) Орловская В) Липецкая Г) Воронежская
2. Установить соответствие между крайними точками и их местоположением:
1. Северная А) Ровеньской район
2. Южная Б) Краснояружский район
3. Западная В) Старооскольский район
3. Площадь области составляет:
1. Около 27 тыс. км 2 3. Около 32 тыс. км 2
2. Около 21 тыс. км 2 4. Около 17 тыс. км 2
4. По административному делению область делится на:
1. 18 районов 3. 19 районов 2. 23 района 4. 21 район.
5. С какими областями России граничит Белгородская область:
6. Дать оценку геополитического положения области.
7. На какой тектонической структуре расположена Белгородская область?
А) Платформа; В) Щит. Б) Область складчатости;
8. Установить соответствие:
Форма рельефа: Её признаки:
1. Овраг А) Форма рельефа с крутыми
2. Балка обнажёнными склонами
Б) Длинные понижения с пологими задернованными склонами.
9. Выбрать горные породы, которыми сложен осадочный чехол области:
А) Песок; В) Гранит; Д) Мергель;Б) Диабаз; Г) Глина; Е) Базальт.
10. Какие полезные ископаемые связаны с породами кристаллического фундамента Воронежской антеклизы?
А) Бокситы; В) Пески; Б) Апатиты; Г) Железные руды.
11. Какой экзогенный процесс рельефообразования наиболее широко распространён в области:
А) Линейная эрозия; В) Суффозионные явления; Б) Карст;Г) Эоловые процессы.
12. Какой тип климата характерен для Тверской области:
А. Субарктический В. Умеренно континентальный
Б. Континентальный Г. Муссонный
13. В какой части области выпадает наибольшее количество осадков?
А. На востоке В. На севере Б. На западе. Г. На юге.
14. Среднемесячная температура января по области составляет:
А. – 15 0 С В. – 8 0 С Б. – 10 0 С Г. – 20 0 С
15. Какие виды животных были реакклиматизированы на территории области?
16. Перечислить климатообразующие факторы, которые оказывают наибольшее влияние на климат области:
17. Охарактеризуйте погодные условия в вашем районе.
18. Какие основные виды почв расположены на территории области:
А. Подзолистые. В. Серые лесные.
Б. Чернозёмы. Г. Каштановые.
19. Какие чернозёмы обладают наибольшим запасом плодородия?
А. Чернозёмы оподзоленные В. Чернозёмы обыкновенные
Б. Чернозёмы типичные Г. Чернозёмы остаточно- карбонатные
20. Записать формулу горизонтов чернозёмов:
21. Какие чернозёмы занимают наибольшую площадь в области?
А. Чернозёмы оподзоленные В. Чернозёмы обыкновенные
Б. Чернозёмы типичные Г. Чернозёмы остаточно- карбонатные
22.Какие почвы характерны для вашего района?
23. К бассейнам каких морей относится территория Тверской области:
А. Чёрного В. Азовского Б. Балтийского Г. Белого
24. Установить соответствие:
Бассейны рек: Реки области:
1. Дона А) Ворскла Б) Тихая сосна
2. Днепра В) Северский Донец; Г) Оскол
Д) Пселл; Е) Айдар
25. Какие типы болот встречаются на территории области:
26. Какие типы озёр встречаются на территории области:
А. Тектонические В. Озёра — старицы
Б. Ледниково — тектонические Г. Искусственные
27. Объясните главные причины маловодности рек.
Доля лесов в площади области
28.Сколько видов растений насчитывается в области?
29. Какие виды лесов встречаются на территории области?
А) смешанные леса В) дубравы
Б) хвойные леса Г) бор
5.В области встречаются особые виды растительности. Назовите их и объясните их образование.
30. Фауна области насчитывает … количество видов позвоночных животных:
А. 350 В. 400 Б. 240 Г. 1000
Критерии оценивания : Всего – 30 б.
«4» — 20 – 26 «3» — 14 – 19 б.
6. Формы и средства контроля
Рабочей программой предусмотрен контроль в форме тестирования по темам «Россия на карте мира», «Население России», «География Тверской области», География России», а также зачеты по темам « Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые России», Природа России».
Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы, цифровые географические диктанты в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
Рабочая программа предусматривает выполнение 15 практических работ, из них 7 практических работ- итоговые, которые оцениваются и оценки вносятся в классный журнал, 8 практических работ- обучающих, оценки которых в классный журнал не заносятся.
7. Перечень учебно- методических средств обучения
1. «География России». Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе — М.: Дрофа, 2011
2.«География Тверской области»: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы. В 2 частях. Часть 1. Природа. Часть 2. Население и хозяйство. — М.: МГУ, 2008
1. Евдокимов М.Ю., Сиротин В.И, Терещенкова В.Г. «География России. Методическое пособие к учебнику «География России» под редакцией А.И.Алексеева. – М.: Дрофа, 2004 Майерова Н.Ю. «Уроки географии. 8-9 классы» Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004
2. «За страницами учебника географии 8-9 классы». Книга для чтения. Составитель К.П.Сергеева. – М.: Просвещение, 1997
3. В.Я.Ром, В.П.Дронов «Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс» — М.: Дрофа, 1999
4. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной общеобразовательной школы по географии. 9 класс» — М.: Дрофа.2002 г. и др.
5. Газета «География». — М.: Изд. дом «1 Сентября», научно-методический журнал «География в школе» — М.: Школа-Пресс
6. Интернет ресурсы:
http :// www . prosv . ru — сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)
http :/ www . drofa . ru — сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)
http :// www . center . fio . ru / som — методические рекомендации учителю-предметнику
Оборудование и приборы : настенные карты: физическая, геологическая, тектоническая, политико – административная, климатическая, природных зон и биологические ресурсы, почвенная, населения.
Комплект портретов учёных и исследователей.
Таблицы по географии России: почвы зоны степей, почвы зоны лесостпей, растительность зоны тайги, растительность зоны тундры.
Источник
Практическая работа по географии по теме «Речные системы». 8-й класс
Цель работы: научиться определять при помощи карт атласа основные элементы речной системы, принадлежность реки к океаническим бассейнам, создание новой карты.
Материалы для работы: контурная карта России, физическая карта России, цветные карандаши, список рек
Задание. Определить местоположение истока, устья, направление течения, принадлежность к определенному океаническому бассейну следующих рек:Сев.Двина, Дон, Днепр, Зап.Двина, Печора, Урал, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур. Полученные данные при помощи условных знаков и цветовой окраски рек и их притоков показать на контурной карте.
1. Учащиеся находят реки, предложенные учителем для изучения, на физической карте России.
2. При помощи условных знаков учащиеся определяют и отмечают местоположение истока, устья, направление течения реки, название реки на контурной карте (например: квадрат – исток, треугольник — устье). Перед началом работы целесообразно вспомнить с учениками эти понятия.
3. Используя, цветные карандаши, учащиеся показывают принадлежность реки (и ее притоков) к тому или иному океаническому бассейну (например: все реки бассейна Северного Ледовитого океана обводят красным цветом, реки бассейна Атлантического океана — желтым и т.п.)
Результатом работы учащихся является созданная цветная карта по которой можно быстро определить местоположение истоков и устьев рек, а также их принадлежность к бассейну того или иного океана (см. Рисунок 1).
Источник
Описание реки по плану, 8 класс география (Волга)
1 ответ
Волга является самой большой рекой Европы. Ее длина равна 3530 км, а водосборный бассейн равен 1360 тыс. км².
- Волга расположена на материке Евразия, в европейской части материка. Находится между параллелями 57⁰ с.ш. и 45⁰ с. ш., между меридианами 32⁰ в.д. и 47⁰ в.д.
- Исток реки Волга находится в Осташковском районе Тверской области.
- Течет река с севера на юг.
- По характеру – река равнинная, течение спокойное, речная долина – широкая.
- Режим питания смешанный. Большую часть воды Волга получает от снега (снеговое питание), но также пополняется за счет дождей и грунтовых вод. Для Волги характерны весенние половодья.
- Волга впадает в Каспийское море. Это бессточный бассейн, так как Каспийское море по сути является озером – оно не связано ни с одним из океанов. В устье Волги находится город Астрахань.
- Волга является одной из главных водных артерий России. В древние времена через нее проходили важнейшие торговые пути, связывающие Россию со странами Востока. В настоящий момент по Волге также перевозятся грузы, т.е она имеет транспортное значение. Также здесь развито рыболовство, особенно в нижнем течении реки.
- С хозяйственной деятельностью человека связаны экологические проблемы Волги. К ним относятся загрязнение стоковыми водами от работающих предприятий. Многие населенные пункты были затоплены для того, чтобы сделать водохранилища и наладить работу гидроэлектростанций. Неограниченный улов рыбы, особенно ценных пород, таких как осетровые, например, привел к уменьшению численности многих видов рыб. В настоящее время действуют специальные программы для решения экологических проблем, связанных с хозяйственной деятельностью человека.
Источник
8 класс. Практическая работа по географии «Составление характеристики одной из рек России»
Просмотр содержимого документа
«8 класс. Практическая работа по географии «Составление характеристики одной из рек России»»
Вилюй — река в Восточной Сибири, левый приток реки Лены, самый длинный из всех её притоков. Длина Вилюя составляет 2650 км и превышает длину крупного правого притока Лены — Алдана на 377 км. Вилюй берёт начало на Вилюйском плато в восточной части Среднесибирского плоскогорья на высоте 520 м над уровнем моря. В среднем течении река прорезает узкую долину, напоминающую каньон, здесь построена Вилюйская ГЭС. В нижнем течении, на территории Центрально-Якутской низменности, берега реки представляют собой широкую заболоченную пойму с множеством небольших озёр и островов. Абсолютная высота территории, где Вилюй впадает в Лену, составляет 54 м. Бассейн реки расположен в зоне многолетней мерзлоты. Климат здесь резко континентальный с сильными морозами. С октября по май река скована льдом, поэтому половодье приходится на конец мая — июнь. Питание Вилюя, как и большинства рек России, смешанное с преобладанием снегового.
На основе данных, приведённых в тексте, сделайте необходимые расчёты и заполните таблицу.
Высота истока, м
Тип реки по характеру течения
Какими цифрами на карте отмечены реки Лена, Вилюй, Алдан
Практическая работа №
Прочитайте текст и выполните задания.
Река Нева — это единственная река, которая вытекает из Ладожского озера, она соединяет Шлиссельбургскую губу озера с Невской губой Финского залива Балтийского моря. Высота истока — 4 метра над уровнем моря. Река Нева является коротким — 74 км., но широким и глубоким протоком. Глубина Невы в среднем составляет 6−11 метров, а на участке «61 км» достигает своего максимума в 17 метров. Ширина реки варьируется от 700 метров до 300 метров в районе Ивановских порогов. Полноводность реки в значительной степени зависит от объёмов стока Ладожского озера и в естественных условиях река зарегулирована, режим водостока испытывает с одной стороны влияние озера, а с другой — подпор вод Финского залива (до Ивановских порогов). Средний многолетний расход воды в р.Неве составляет 2520 м 3 /с. Нева характеризуется смешанным питанием с преобладанием снегового (40−50 % годового стока), подземного (20%) и дождевого (30%). Река покрывается льдом в конце ноября, начале декабря и вскрывается в начале марта. Продолжительность ледового периода составляет 163−148 дней. Нева протекает по низине, поэтому средняя скорость течения воды в реке составляет всего 0,8−0,9 м/с, но в районе Ивановских порогов река становится более узкой с высокими глинистыми берегами и скорость течения возрастает до 1,5−1,6 м/с, достигая 2,5 м/c.
На основе данных, приведённых в тексте, сделайте необходимые расчёты и заполните таблицу.
Источник