Меню

Понятие реки по окружающему миру



«Что такое река?» урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Макарова Елена Леонидовна

Технологическая карта урока по окружающему миру «Что такое река?» 2 класс

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_8_aprelya.doc 64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: «Что такое река»

Автор: Макарова Елена Леонидовна

УМК: Начальная школа 21 век

Предмет: окружающий мир

Продолжительность урока: 40 минут

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать представление обучающихся о строении реки

— познакомить со строением реки;

— формировать умение ориентироваться на карте;

— расширить знания об окружающем мире

— осознано и произвольно строить высказывания в устной и письменной форме;

— уметь формулирование проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-подводить под понятие, выводить следствие;

-строить логическую цепь рассуждений

— уметь определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

— формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;

— учиться высказывать и аргументировать своё предположение (версию)

— поощрять стремление к сотрудничеству с учителем и одноклассниками;

— выражать свои мысли последовательно, чётко и ясно;

— соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи;

— учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

— расширять познавательные интересы, учебные мотивы;

— работать по заданию самостоятельно;

— осуществлять самоконтроль работы;

— проявлять прилежание в учёбе;

— выражать готовность к преодолению трудностей при достижении учебных задач и целей;

— формировать гражданскую идентичность.

Методы: обьяснительно – иллюстративный, проблемный диалог, частично – поисковые методы, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная.

Технологии: здоровьесберегающие, проблемное обучение, ИКТ технологии.

Планируемый сценарий урока.

  1. Самоопределение к деятельности.
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Открытие нового знания.
  5. Физкультминутка
  6. Первичное закрепление.
  7. Самостоятельная работа.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание

1.Самоопределение к деятельности

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг природа!

Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем знакомиться с его тайнами.

— На прошлом уроке мы узнали о приключениях Капельки. Как путешествует она в природе? Покажите как путешествует капелька от земли к небу. (ученик показывает и рассказывает о круговороте воды в природе)

— Что мы знаем о состояниях воды?

— Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии?

— Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии?

— Где мы можем наблюдать воду в гозообразном состоянии?

— От чего зависит различное состояние воды?

— По дороге в школу видели ли вы воду? В каком она была состоянии?

— вода бывает в 3 состояниях: твердом, жидком, газообразном

— снег, лед, сосулька

— снег, лед, лужа, сосулька

Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные

3.Постановка учебной задачи.

— Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. У нее нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ее не опишешь, ею наслаждаешься, не понимая, что она такое. Она не просто необходима для жизни, она и есть сама жизнь. Если мы посмотрим на карту, глобус, то увидим, что преобладает голубой цвет. Почему?

– Где она находится на планете?

Одним словом в водоемах.

— А сейчас послушайте загадку Капельки:

Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит.

– Как вы думаете, о чем сегодня хочет вам рассказать Капелька?

– Тема нашего урока “Река и ее части” (вешаю на доску)

— Что бы вы хотели узнать о реках?

Рек очень много. Только в России более 200 тысяч.

— Что же такое река? Где мы можем узнать эту информацию?

Смотрим информацию в словаре (Маша читает определение в большом словаре)

У вас на парте свои словарики. Найдите и прочитайте определение в нем.

Река – естественный поток воды, постоянно текущий в разработанном им углублении, русле.
Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.

Течение – это движение воды в реке.

— Большую часть поверхности земли занимает вода

— в реках, озерах, морях, океанах и т. д.

— в словаре, у взрослых, в энциклопедии, в интернете

Регулятивные, коммуникативные, личностные

4.Открытие нового знания.

— Как же образуется река?

Просмотр отрывка из мультфильма «Беги ручеек» 2,5 минуты

— Река начинается в горах (на возвышенности), где тает снег и бегут ручьи или с маленького родника, который бьет из-под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи и образуется маленькая речка. Затем в неё впадают другие речушки и образуется река.

— Найдите в своих словариках что такое родник.

Река течет к устью, из более высокого места в более низкое. Чтобы определить, где левый берег, а где правый, надо встать лицом по течению реки, справа будет правый берег, а слева — левый берег.

Течет река на десятки, а то и сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку – это место впадения называют устьем. От истока до устья река считается главной. По пути течения в реку вливаются реки поменьше – притоки. Если две реки сливаются, то какую из них считать главной, а какую притоком?

Главной считается река, которая больше.

Главная река со всеми её притоками – это речная система.

Исток – начало реки.

Устье – место впадения реки в другой водоём.

В реку вливаются притоки . (речки и ручейки, впадающие в реку и отдающие ей свою воду)

— В реке пресная вода. Что это значит? Подберите синонимы?

Источник

Понятие реки по окружающему миру

Река — это естественный водный поток больших размеров с природным течением по руслу от истока до устья. Рек на Земле так много, что если бы нанести на глобус все реки земного шара, то материки были бы покрыты словно голубой паутиной.

Реки — продукт климата и природных условий территории, по которой протека­ют. Когда говорят о величине рек, имеют в виду прежде всего длину и водность ре­ки (объём воды, который она несёт). Крупные реки собирают воду своих притоков и «выливают» её в Мировой океан. Речной сток с поверхности суши — важнейшее звено в круговороте воды в природе. Вместе с водой выносится и большое количе­ство илистых частиц и растворённых веществ — это твёрдый и химический сток.

Рис. 87. Части речной долины

Основные части реки

Исток

Всякая река имеет исток, т. е. место, где она берёт своё начало. Истоком реки может быть бьющий из-под земли родник, болото, озеро. Горные реки, как правило, берут своё начало с ледников. Причудливо извиваясь, несёт свои воды река, принимая притоки, и от этого становится полноводнее и шире.

Берега

Если плыть по течению реки, то справа от вас будет правый бе­рег, а слева — левый. На судоходных реках устанавливают бакены, окрашенные в красный и белый цвета. Бакены настораживают капитана: красные показывают мели и подводные препятствия у правого берега, а белые — у левого.

Устье

Место впадения реки в другую реку, озеро или море называют устьем реки. Различают устья в виде дельт и эстуариев.

Дельта

(см. Дельта реки). В устьях течение большинства рек замедляется, отложения накапливаются и час­то образуются дельты. Дельты, разбитые на многочисленные рукава и протоки, име­ют, например, Лена, Амазонка, Хуанхэ, Ганг, Волга, Дунай.

Дельта по форме похожа на треугольник и на греческую букву «дельта». От­сюда и ее название.

Эстуарий

Иногда в результате опус­кания участка побережья в устьях образуются эстуарии, по форме напоминающие во­ронку. Устья в виде эстуария имеют реки Парана, Енисей, Обь, некоторые европейские реки, впадающие в Атлантический океан.

Долина

Всякая река течёт в понижении — вытянутом в длину извилистом углублении земной по­верхности, которое тянется от истока реки до её устья, — это речная до­лина.

Русло

Углубление в речной долине, по которому воды реки текут постоянно, называют руслом реки (рис. 87).

Пойма

Весной, когда тают сне­га, при половодьях и паводках, река выходит из берегов и затопляет часть речной долины — пойму реки.

Притоки

Всякая река имеет притоки. Они обычно короче главной реки. Притоки, ко­торые впадают в главную реку справа, называют правыми притоками, слева — левыми. Так, у величайшей реки Европы Волги правый приток — Ока, левый — Кама.

Бассейн

На поверхности земного шара каждая река имеет территорию, откуда она собирает поверхностные и подземные воды, называемую бас­сейном реки.

Водораздел

Граница между бассейнами двух рек называется водоразделом (рис. 92). Две капли воды, упавшие рядом на водоразделе двух бассейнов, например Волги и Днепра, могут попасть одна в Каспийское море, другая — в Чёрное.

Речная система

Река со всеми своими притоками (включая и реки, впадаю­щие в притоки) называется речной системой.

Направление течения реки

Низовье реки там, куда течет вода, верховье реки — откуда она течет. Как опреде­лить, где у реки правый берег, где левый? Надо встать лицом вниз по течению реки, тогда по правую руку будет правый берег, по левую — левый.

Классификация рек

Реки по рельефу

  • Горные ре­ки.
  • Равнинные реки.

Горные реки

Горные реки, как правило, текут в узких, скалистых долинах, с крутыми склонами, относительная высота которых достигает местами 2000 м. Десятки и даже сотни тысяч лет уходят на то, чтобы река прорыла в горах такую долину. Недаром говорят в народе: «Вода камень точит». Такие узкие долины называют ущельями.

Равнинные реки

Реки, текущие по рав­нинной местности, имеют медленное течение (рис. 88). Объясняется это тем, что истоки равнинных рек находятся на небольшой высоте, а местность по которой они текут, имеет малый наклон. К равнинным рекам относятся Волга, Днепр, Дон, Нева. Истоки горных рек расположены высоко в горах. Так, на Памире берёт начало река Амударья. Воды её несутся по крутым склонам гор с огромной быстротой, бурлят, пенятся (рис. 89). Выйдя на равнину, река становится спокойной.

Долины равнинных рек, в противоположность гор­ным, широкие. Склоны их пока­ты, и относительная высота не превышает несколько десятков метров.

Реки по размеру

  • Большие реки — это равнинные реки, у которых бассейн имеет площадь более 50000 км 2 .
  • Средние равнинные реки имеют площадь от 2000 до 50000 км 2 .
  • Малые реки — реки с площадью бассейна менее 2000 км 2 .

Реки по типу питания

  • Дождевые реки.
  • Снеговые реки.
  • Ледниковые реки.
  • Реки подземного (грунтового) питания.
  • Реки смешанного питания.

Реки по водному режиму (по М. И. Львовичу)

  • Реки полярного типа.
  • Реки субарктического типа.
  • Реки умеренного типа.
    • на западных побережьях с морским климатом.
    • с переходным климатом от морского к континентальному.
    • с континентальным климатом.
    • на восточных побережьях с муссонным климатом.
  • Реки субтропического типа.
    • на западных побережьях материков с средиземноморским климатом.
    • на восточных побережьях в муссонном климате.
  • Реки тропического типа.
  • Реки экваториального типа.

Питание рек

Обычно тысячи рек, речек, ручейков несут свои воды в одну большую реку, или, как говорят, питают её. В эти реки и ручейки стекают дождевые, талые и подземные воды с огромной территории. Местность, с которой река со своими притоками собирает поверхностные и подземные воды, называется бассейном реки (рис. 91).

Половодье (разлив реки)

Количество воды в реках не бывает одинаковым в течение всего года. Оно зависит, прежде всего, от того, много ли осадков выпадает в её бассейне, а время разлива реки от того, в какое время года выпадают осадки.

Весеннее половодье

Волга, например, полноводна весной, когда в её бассейне тает снег. Русло её не может вместить такую массу воды, и река разливается на несколько километров, затопляя пойму. Но вот весеннее половодье прошло и река снова вошла в свои берега. Летом Волга питается дождевой и подземной водой. Если лето засушливое, она значительно мелеет. Осенью, так же как и летом, Волга питается дождевой водой и подземными водами, а зимой, когда река покрыта льдом, она получает только подземную воду. Так питается много рек: Дон, Днепр, Урал, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой и др.

Летнее половодье

Есть и та­кие реки, которые разлива­ются не весной, а летом. Так, в бассейне реки Амур зимы обычно малоснежные, и весной эта река почти не разливается. Зато в конце лета, когда там идут сильные дожди, Амур не может «уместиться» в своих бе­регах и затопляет пониженные участки речной долины — пойму.

Летом также разливаются реки, берущие начало в горных ледниках. Это и понятно: ведь под палящими лучами летнего солнца ледники начинают быстро таять.

Круглогодичное половодье

Есть на земном шаре реки, которые бывают полноводными в течение всего года. К ним относятся Амазонка и Конго. В бассейнах этих рек круглый год выпадают обильные дожди.

Зависимость рек от рельефа и климата

Зависимость рек от климата

Водность рек зависит в первую очередь от климата (во влажном климате текут более полноводные реки), а режим рек — не только от количества осадков и тем­ператур, но и от распределения их по сезонам. Крупные реки, пересекающие не­сколько природных зон, имеют сложный режим.

Зависимость рек от рельефа

От рельефа территории зависит площадь бассейна, с которого река собирает воду, а также характер те­чения (скорость, порожистость и др.). От состава горных пород зависит объем твёр­дого стока. Например, такие реки, как Хуанхэ и Ганг, выносят огромное количест­во материала, потому что протекают по территориям, сложенным легко размывае­мыми породами.

Объекты на реках

Пороги

Водопады

Водопад — это падение воды реки с уступа, образовавшегося в её русле.

Если река на своём пути встречает крутой уступ, то вода, низвергаясь с него, образует водопад (рис. 97). Самый высокий в мире водопад — Анхель (1054 м) находится на реке Чурун в Южной Америке. Один из высоких водопадов Африки — Виктория — на реке Замбези. Вода этой реки падает со 120-метровой высоты. В районе водопада всё окутано водяной пылью. Другой большой водопад — Ниагарский — находится в Северной Америке на реке Ниагаре.

Использование рек

Охрана рек

Хозяйственная деятельность человека оказывает влияние на речные системы. Резкое увеличение водопотребления в промышленности, в сельском хозяйстве (для орошения), для бытовых нужд приводит к истощению, загрязнению, ухудшению ка­чества воды в реках. Во многих странах правительство и население проводят меры по охране рек, снижению водопотребления.

Загрязнение рек

Загрязнение рек приносит большой вред природе и народному хозяйству. Грязные сточные воды заводов и фабрик губят икринки и мальков рыб, а подчас и взрослую рыбу. В таких реках опасно купаться, их вода становится не­пригодной для питья.

В цивилизованных странах запрещено сливать в реки неочищенную во­ду с заводов и фабрик. Специальные мониторинговые службы следят за состоянием воды в реках и озёрах.

Браконьерство

Необходимо бороться с теми, кто глушит, травит рыбу и ловит её острогой — это запрещённые способы ловли.

Исследование и описание реки

В описании реки следует указывать следующую информацию.

  • Название реки.
  • Притоком какой реки является.
  • Ширину реки, её глубину (приблизительно).
  • Сколько метров проплывёт брошенный в реку поплавок за одну минуту?
  • Температуру воды в реке (на поверхности и на глубине). Температуру на глубине определяют с помощью батометра. Батометр, привязанный за бечёвку, опускается на нужную глубину. Затем резко дёргают за бечёвку, чтобы выскочила пробка, и в бутылку набирается вода. После этого батометр вынимают и измеряют температуру воды в бутылке.
  • Прозрачность воды. Она определяется белым диском, подвешенным на размеченной бечёвке. Глубина, на которой диск становится невидимым и является показателем прозрачности веды.
  • Характер правого и левого берегов реки. Есть ли озерки и заболоч­енные участки?
  • Широко ли разливается река весной? Эту информацию можно узнать у местных жителей и по отложениям реки.
  • Состояние поймы (распахана, заболочена, покрыта лесом).
  • Как используется река? Как используется пойма?
  • Предложения по улучшению использования реки.

Источник

Урок окружающего мира на тему «Реки» во 2-м классе по программе «Школа-2100»

Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.

  1. Познакомить учащихся с особенностями рек (исток, устье, берега, притоки), с причинами течения рек, их полноводьем.
  2. Научиться находить важнейшие реки на карте и правильно их показывать.
  3. Воспитывать любознательность, любовь к природе.

Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.

Оборудование: проектор мультимедиа, карта полушарий, карта Республики Башкортостан.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

– Тема нашего урока “Реки”.

– Что бы вы хотели узнать о реках?

– На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?

  • Что такое река?
  • Откуда берется в реке вода?
  • Почему вода в реке не кончается?
  • Для чего нужны реки?
  • Как реки изменяют земную поверхность?

III. Совместное “открытие” знаний.

Река – это постоянно текущая вода.

– Как образуется река?

– Откуда река берет свое начало?

– Как называется место рождения реки?

Место рождения реки называется – исток.

Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.

– Как называются эти речушки?

Эти реки называются – притоками.

Притоки могут быть левыми и правыми.

– Почему их так называют: левый приток и правый приток?

Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.

Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.

– Посмотрите на схему реки.

– Как же называется место, где река впадает в другой водоем?

Это место называется – устье.

– Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.

– Как определить, где левый берег, а где правый?

+ Нужно встать по течению.

– Какие новые слова вы видите на рисунке?

– Как вы думаете, что такое русло?

Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.

– Что такое течение?

Течение – это движение воды в реке.

– Одинаковое ли течение в реках?

– Посмотрите, как вы думаете, от чего зависит какое в реке течение ? Почему одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке бурлит?

– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.

Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.

– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.

– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?

– Где река берет “вечнотекущую “ воду?

Рекам постоянно необходимо питание.

– Откуда реки получают питание?

– Питание может быть разное:

  1. дождевое
  2. ледниковое
  3. подземные воды
  4. снеговое.

– Основным источником питания являются осадки.

– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.

– Ребята, почему же вода в реке не кончается?

Вывод: реки получают постоянное питание и в природе происходит круговорот воды в природе.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

IV. Закрепление изученного. Работа по рисунку

– Что же мы уже узнали о реках. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.

– Как это называется и что это такое? (исток, правый берег, левый, притоки, устье).

– У каких рек течение сильнее?

– Какое питание получают реки?

– В какое время года река получает большее питание?

+ Весной – во время таяние снегов.

Летом – при выпадении большого количества осадков.

– Как это время называется?

Половодье – большой и продолжительный по времени подъем воды.

V. Работа с картой.

1. Карта полушарий.

– Если река получает хорошее питание, и если у реки много притоков, то тогда и река становится крупнее.

– Откройте карту полушарий стр. учебника 128-129.

1-й ряд: ищет крупные реки Евразии.

2-й ряд: ищет реки Америки.

3-й ряд: ищет реки Африки.

– Нужно найти и показать. Как обозначены реки на картах? Откуда начинаем показывать?

+ Синими нитями. Показывать начинаем от истока – начала реки.

Африка: Конго, Нил.

Америка: Амазонка, Парана, Миссисипи, Макензи.

Евразия: Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Меконг.

Большая часть этих рек находятся в нашей стране. Это – Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур.

2. Реки Башкортостана.

– Посмотрите на карту нашей республики. Есть ли в нашем крае реки?

– Какие крупные реки нашего края вы знаете?

Более 600 рек украшают природу нашего Башкортостана. Матерью башкирских рек считается Агидель (Белая). Другие крупные реки: Караидель (Уфимка), Дема, Ик, Сакмара. Каждая река неповторима своим течением, своими берегами. У каждой реки свой характер. Живописны берега наших рек. То они покрыты зеленью лесов и полей, то возвышаются над реками высокие горы с пещерами. Есть реки с водопадами.

Атыш – водопад, природный памятник, находящийся на правом берегу реки Лемезы, в Белорецком районе.

Он образован подземной речкой в месте ее выхода на земную поверхность. Водопад низвергается из глубокой пещеры, расположенной в отвесной скале Ширина струи – 6 м, высота – 4,5 м. Внутри грота вода бьет из наклонного отверстия мощной восходящей струей, поэтому водопад назван Атыш, что в переводе с башкирского языка означает “бьющий, стреляющий). Из озера вытекает река Атыш.

– Для чего нужны реки?

Река – место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек.

По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто, нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку понедельник провести.
Только чистого местечка возле речки не найти.
(С. Михалков “Прогулка”)

– Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?

– Какие правила, они нарушили?

– Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?

Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!

– Рассмотрите рисунок. Какие понятия вам знакомы. Дайте им определение.

– Скажите, кто стоит на правом берегу, кто на левом?

– Что находится от ребят вверх по течению? Вниз?

– Как нужно стоять по отношению к реке, чтобы узнать, где у нее правый берег, а где левый?

– Кому понравился сегодняшний урок?

– Что вам на уроке понравилось?

– Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с родителями?

– Получили ли вы ответы на свои вопросы?

– На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?

IX. Домашнее задание.

Всем: У. с. 104-107

Постарайтесь найти ответ на вопрос: “Как реки изменяют земную поверхность?”

  1. Подготовить сообщение о крупных реках России.
  2. Выполнить макет местности, по которой протекает река
  3. Составить кроссворд по теме “Реки”.

Источник

Примеры проектов по теме: “Описание рек России” по Окружающему миру для 4 класса

В 4 классе учащимся предлагается выполнить проект по теме “Описание рек России”. Это задание подразумевает сбор информации и её осмысление, что может оказаться трудным для исполнителя. В этой статье мы покажем, как правильно оформлять это задание, в какой последовательности приступать к выполнению, как записать данные для проекта в рабочую тетрадь. А также, ниже находятся ссылки на готовые примеры проектов, с помощью которых четвероклассник сможет более полно понять, что от него требуется.

Просто кликните по названию той реки, которая протекает в вашем крае, и вы перейдёте на страницу готового описания этого водного объекта. Если в списке нет той реки, или иного водного объекта, который вам необходим для выполнения домашнего задания, оставьте комментарий об этом внизу страницы, и нужное вам описание вскоре появится на нашем сайте.

Список рек России с описанием по плану учебника:

  1. Москва-река
  2. Река Амур
  3. Река Волга
  4. Река Дон
  5. Река Енисей
  6. Река Иртыш
  7. Река Клязьма
  8. Река Колыма
  9. Река Кубань
  10. Река Лена
  11. Река Нева
  12. Река Обь
  13. Река Ока
  14. Река Самара
  15. Река Северная Двина
  16. Река Тура
  17. Река Хатанга

Данный проект предлагается выполнить ученикам 4 класса по программе “Школа России” и учебнику “Окружающий мир”, автор А.А. Плешаков, 1 часть. План описания представлен в учебнике на странице 145 и рабочей тетради на стр. 68-69. Он относится к разделу “Водные богатства нашего края”. Ниже показано, как и в какой последовательности выполнять общую часть этого задания. Подробно и по порядку расписана процедура оформления и даны общие рекомендации. Прочитав статью, школьник может самостоятельно описать выбранный водоём, создать презентацию и доклад, выступить перед классом и защитить свой проект.

Заполнение таблицы в рабочей тетради является минимальным по объёму, и обязательным к выполнению. Часто учителя требуют оформить описание в виде проекта-презентации, и собрать более подробную информацию о реке, море или озере.

Инструкция по выполнению проекта на тему “Описание реки” для 4 класса

Цель проекта:

Изучить состояние водоёмов вашего края, узнать какие реки, озёра или моря имеются в вашем регионе. Научиться описывать водные объекты на примере реки вашего региона.

Форма работы:

Проект выполняется индивидуально.

Этапы работы:

Перед началом выполнения следует составить примерный список наиболее крупных водоёмов вашего края и выбрать из их числа тот, который будет описан в проекте. Этапы данной работы можно представить следующим образом:

  1. Составление списка водных объектов региона.
  2. Выбор одного из водных объектов.
  3. Сбор информации о выбранном объекте
  4. Описание реки, озера или моря.
  5. Оформление результатов в виде доклада или презентации.
  6. Выступление и защита проекта.

Сроки работы:

Устанавливаются учителем, обычно это вторая четверть, ноябрь — декабрь.

Способы оформления результатов:

Результаты оформляются в виде презентации.

План моего выступления на презентации:

Представленный в учебнике образец можно использовать и для формирования тезисов своего выступления перед классом.

Примерный план может выглядеть так:

  1. Название реки, моря или озера.
  2. Для реки определение истока.
  3. Характер течения.
  4. Какие притоки имеются, какие реки впадают. Куда впадает река, к какому бассейну относится озеро или море.
  5. Сезонные изменения характеристик реки или другого водоёма.
  6. Флора и фауна объекта.
  7. Как река используется человеком.
  8. Влияние человека на водоём.
  9. Природоохранные мероприятия.

Рекомендации по заполнению пунктов плана:

  1. В этой графе записываем название реки. Выбираем его из составленного ранее списка водоёмов вашего региона. Лучше брать самую крупную реку или озеро.
  2. Указывается, откуда берёт своё начало река. Это может быть болото, гора, возвышенность.
  3. Течение может быть быстрым, что характерно для горных рек, или медленным для равнинных рек. Часто имеется смешанный тип течения.
  4. Указываем наиболее полноводные и длинные притоки справа и слева.
  5. Река впадает в море или озеро.
  6. Описываем сезонность паводков, ледостава и ледохода.
  7. Называем наиболее часто встречающихся представителей рыб, птиц, млекопитающих, обитающих в реке, а также главные водные и прибрежные растения.
  8. Запишем, используется ли река для судоходства, туризма, имеются ли на ней гидросооружения.
  9. Отмечаем, какое негативное влияние оказывает промышленная деятельность человека на состояние водоёма: исчезновение животных и растений, заиливание, загрязнение стоками предприятий, и прочее.
  10. Назовём несколько мероприятий, направленных на защиту экологии в водоёме. Например, строительство очистных сооружений на предприятиях, проведение экологических дней.

Источник

Читайте также:  Утонул в реке тобол