Меню

Почему река иордан мутная



LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Всегда под рукой

Я — фотограф

Эустома

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Мутные воды реки Иордан

Иордан пересохнет к 2011 году

Река Иордан, почитаемая верующими разных конфессий, знаково пересохнет к 2011 году. Такое мнение выразили экологи из организации «Друзья Земли, Ближний Восток» Friends of the Earth, Middle East (FoEME). Сегодня 98% воды из реки забираются властями Израиля, Сирии и Иордании.

Поток реки состоит, главным образом, из канализационных стоков, сельскохозяйственных сливов и воды из солончаков. Если не будут предприняты конкретные действия, Нижний Иордан полностью пересохнет к 2011 году.

В 1847 году капитан американского флота, впервые проплывший по Иордану, описывал сложности навигации через сильные течения и мощные водопады.

Сегодня все, что осталось от Иордана – солончаковый поток шириной в несколько метров, сообщает www.mignews.com.

Но что всего важнее и священнее для всего Христианского мира — это то, что в Иордане, близ Вифавары, принял рабское крещение от руки Иоанна Крестителя Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира. На Иордане же в земле Иудейской крестил Господь и Его ученики (Ин 3:22). «Иоанн, же также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды, и приходили туда и крестились» (ст. 23). Так много великого, священного и достопримечательного представляет река Иордан для всякого Христианина, и сама по себе и по важным событиям, происходившим на оной. Сколько священных воспоминаний от времен патр. Авраама и до времен самого Господа нашего Иисуса Христа возбуждает она в каждой душе Христианской! Сколько и в последующие времена доставлял Иордан, как доставляет даже доселе, и облагорожения духа, и сердечного успокоения, и нравственного настроения каждому благочестивому поклоннику святых мест своим известным течением, чистыми струями своих вод, своими густыми и тенистыми береговыми кустарниками и цветущими растениями, безмолвием окружающей оный дикой пустыни, и самим видом с оного возвышающихся голых восточных гор Аравийских!

Река Иордан исчезает с лица Земли

Река Иордан, в которой, согласно Евангелию, крестился Иисус Христос, может в скором времени пересохнуть. Река страдает от вредных стоков, интенсивного сельскохозяйственного использования ее вод и от последствий затяжного конфликта на Святой земле.

В начале 1960-х годов Иордан переносил из Галилейского озера в Мертвое море 1,3 млрд. кубометров воды в год. По словам экологов, сегодня количество воды, протекающей по руслу реки за год, составляет лишь 10 % от прежнего. По данным международной организации «Друзья Земли на Ближнем Востоке», в обезвоживании Иордана виноваты Израиль, Сирия и Иордания, которые за последние полвека построили немало плотин, каналов и водозаборов для городской канализации.

«Если сейчас же не принять меры, река Иордан исчезнет. Больше половины воды в ней сегодня — канализационные стоки и вода, стекающая с полей», — заявил председатель «Друзей Земли» Мункет Мехьяр.

Обмеление Иордана — источник проблем Мертвого моря, самого соленого водоема на планете. Уровень воды в нем каждый год уменьшается почти на метр, что может привести к полному исчезновению моря через 50 лет. По реке Иордан проходит граница между Израилем и Иорданией, а также Израилем и палестинскими территориями на Западном берегу. По словам израильского директора «Друзей Земли» Гидона Бромберга, арабо-израильский конфликт также плохо влияет на состояние реки, так как каждая из конфликтующих стран старается «забрать себе как можно больше воды». В 1950-х годах Израиль начал откачивать воду из Галилейского моря, а в 70-е — Иордания стала использовать воду главного притока Иордана — реки Ярмук — для орошения своих полей. В настоящее время Иордания и Сирия строят на Ярмуке плотину, которая может привести к полному пересыханию Иордана.

Источник

Река Иордан умирает от загрязнения. Крещение в реке Господа Иисуса запрещено

alt
Вдоль русла некогда кристально чистой реки израильские власти расставили предупреждающие таблички: «Ядовитые отходы, опасно для здоровья», пишет Аликс Ван Бурен в статье, напечатанной в газете La Repubblica.

«Крещение запрещено по причине загрязнения». Кто мог подумать когда-либо, что река Иордан, священная почти для половины человечества (считая евреев, христиан и мусульман), по решению министерства станет запрещенной для купания, как будто речь идет о загнивающем побережье Поццуоли? Но это так: спустя два тысячелетия после крещения Христа серебристые воды реки, берега которой украшали ивы, тополя, тамариксы, тростник, превратились в ядовитый поток отходов», — пишет издание. «Купание на свой страх и риск», — гласят предупреждающие таблички.

Решение о запрете купания в Иордане было принято министерством здравоохранения Израиля, мотивировавшим свое решение тем, что «контакт человека с сильно загрязненной водой может нанести серьезный ущерб здоровью». Тем, кто все же хочет окунуться в воды реки, следует закрывать рот и нос, пишет автор статьи. Об опасности предупреждены сотни тысяч паломников, которые ежегодно приезжают к берегам Нижнего Иордана, чтобы восстановить здоровье и altподтвердить сакраментальные обещания, не говоря уже о том, что они приносят миллиарды долларов в туристическую казну Израиля и Иордании, пишет автор статьи.

В Иордан больше не поступает вода из Тивериадского озера. В реку на всем ее протяжении сбрасываются отходы сельскохозяйственного, рыбоводческого производства, отходы жизнедеятельности человека. Теперь это не светлая стремнина с заводями и водопадами, а практически стоячая дурно пахнущая вода, заросшая водорослями. «Иными словами, десятилетия халатности, 60 лет войны с рекой, обнесенной военными заграждениями, заминированными склонами, наконец, гонка за приобретение водных источников в регионе привели к экологической катастрофе таких масштабов, которые могут убить сердце трех великих религий», — пишет издание.

Неправительственная организация Friends of the Earth Middle East (FoEME), Друзья земли Ближнего Востока, объединившая в своих кругах евреев, христиан и мусульман Израиля, Палестины и Иордании, обратились к своим правительствам с призывом спасти реку Иордан. Израиль, Сирия и Иордания забирают до 98% всех вод реки. Активисты организации предупреждают, что в 2011 году река может исчезнуть. «Потребуется мужество, чтобы убедить, как того требуют защитники окружающей среды, «местных лидеров преодолеть линии конфликта и договориться о проекте, который послужит делу мира», — пишет издание.

Источник

Водный мир Евангелия

Иордан, Галилейское море, Кедрон + ТЕСТ

C давних времен человек устраивал свои поселения рядом с реками, озерами или хотя бы ручьями. Объяснение этому простое: где нет воды, там нет и жизни. Без воды нечем поливать поля и огороды, некуда водить стада овечек, коз и коров на водопой. Да и сам человек, как утверждает наука, на восемьдесят процентов состоит из воды. Поэтому в любых исторических событиях мы обязательно найдем и описание водных источников, рядом с которыми эти события происходили.

Ближайшие ученики Христа по роду занятий были рыбаками. Сам Он часто путешествовал по воде на лодке. И многие чудеса, сотворенные Им, также были напрямую связаны с ручьями, реками, озерами.

Об этих потоках и водоемах, упомянутых в Евангелии, и пойдет наш рассказ.

Иордан

Еврейское название реки «Йарде́н» происходит от слова «йере́д» («спускается», «падает»). Во времена земной жизни Иисуса Христа она протекала вдоль всего Израильского государства с севера на юг. С одной стороны от реки расположена плодородная Иорданская долина. С другой — стеной поднимаются суровые, обожженные солнцем Иудейские горы, за которыми начинается пустыня. Вода в Иордане мутная из-за частиц глины, которые течение воды поднимает со дна. Берега покрыты густыми зарослями тростника.

Водный мир Евангелия

Все реки текут с возвышенных мест в более низкие. А заканчивают они свой путь, впадая в какое-нибудь море. Иногда этот путь бывает бурным и стремительным. Таковы горные реки, берущие свое начало у ледников на вершине горы. Иногда реки неторопливо и спокойно несут свои воды с одной равнины на другую. Но каким бы ни было течение реки, раньше или позже оно заканчивается одинаково: река впадает в море. Теперь для ее вод течение закончилось, добро пожаловать в бескрайние просторы мирового океана! Дело в том, что все моря и океаны соединяются между собой, а значит, и уровень воды во всех морях одинаковый. Поэтому уровень моря как раз и является у нас на планете той самой линией, ниже которой воде течь уже некуда. А любую высоту на карте так и обозначают — столько-то метров над уровнем моря.

Читайте также:  Прогулки по реке в екатеринбурге

Но есть на свете удивительная река, которая заканчивает свое течение почти на полкилометра ниже уровня моря. Как такое может быть? Неужели эта река течет по подземному тоннелю, идущему под морским дном? Конечно же, нет. Просто течет она по самой глубокой впадине на поверхности земли — Иорданской долине. И впадает в закрытый водоем — Мертвое море, чьи берега являются самым низким участком суши на Земле — 420 метров ниже уровня моря. Эта река — Иордан.

С виду — река как река, ничего особенного. Но именно здесь две тысячи лет назад случилось удивительное событие, навсегда поменявшее ход человеческой истории: в мутных водах Иордана принял крещение Иисус Христос.

В ту пору по всему Израилю стало известно, что на берег реки Иордан из пустыни вышел пророк Божий. Люди говорили, что он никогда в своей жизни не пил вина, даже не ел хлеба. Питался он лишь корешками трав и медом диких пчел, проводя всю свою жизнь в молитве. И потому Бог послал его научить народ Израиля праведной жизни. Имя пророка было Иоанн.

Тысячи людей стекались к нему со всех концов страны, чтобы получить наставление и омыться от своих грехов в водах Иордана. Такое омовение называлось крещением. Поэтому Иоанна в народе называли — Креститель.

Тех, кто приходил к нему, надеясь скрыть свои грехи, он встречал грозными словами:

— Порождения змеи! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния! Уже и топор при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь!

И спрашивал его народ:

— Что же нам делать?

Он сказал им в ответ:

— У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, пусть накормит голодных.

Водный мир Евангелия

Вдруг толпившиеся у берега люди опасливо раздвинулись, пропуская вооруженных солдат в сверкающих на солнце доспехах. Это были римские воины — легионеры. Зачем они сюда пришли? Быть может, они хотят арестовать Иоанна за то, что он собрал здесь столько народу? Но легионеры спокойно встали на берегу. Их старший подошел к Иоанну, учтиво склонил голову, и спросил:

— Учитель, что нам нужно делать, чтобы жить праведно?

Народ с ненавистью и страхом смотрел на чужеземцев. Римская армия в те времена захватила Израиль, поэтому легионеров все боялись. Люди ждали, что бесстрашный пророк сейчас крикнет римлянам: «Убирайтесь отсюда, нечестивцы!»

Но Иоанн посмотрел на солдат и тихо сказал:

— Не обижайте никого. Не отнимайте у беззащитных людей деньги, еду и одеж­ду. Довольствуйтесь своим жалованием и выполняйте лишь то, что должны по службе.

То же самое говорил он и мытарям — сборщикам налогов в римскую казну:
— Не берите у людей больше, чем вам положено, будьте честными.

Мытарей ненавидели все иудеи, потому что они предали свой народ и служили римским завоевателям. Но Иоанн даже для этих отверженных людей находил слова, способные коснуться их сердца. И только те, кто не хотел оставлять свои грехи, слышали от него грозное обличение.

Более четырехсот лет не было на Иудейской земле такого великого пророка. И теперь все думали, что Иоанн и есть тот самый царь народа Божьего, которого так ждали все иудеи. Но Иоанн с детских лет знал от ангела, что его дело — лишь приготовить путь для грядущего Царя.
В ту пору Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Никто в толпе не знал, что этот молодой, небогато одетый человек — безгрешный Сын Божий. И только один Иоанн понял, Кто посетил его.

Увидев подошедшего Иисуса, он поклонился и сказал:

— Это мне надобно креститься от Тебя. Ты ли приходишь ко мне?

Но Иисус сказал ему в ответ:

— Делай то, что должен. Так мы с тобой исполним волю Бога и покажем пример покаяния людям.

Тогда Иоанн повиновался и крестил Его. Когда Иисус выходил из воды, вдруг раскрылись над Ним небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса. А с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». После этого Иоанн окончательно убедился в том, что Иисус — Сын Божий и Царь, которого так ждал весь народ.

В память об этих событиях к месту, где Иоанн крестил Иисуса Христа, каждый год съезжаются со всего мира десятки тысяч паломников.
Сегодня некогда полноводный Иордан превратился в узкую речушку, которую легко можно перейти вброд. Но нет на свете реки, более почитаемой в христианском мире. Потому что именно здесь, на берегах Иордана, впервые были сказаны слова, выражающие суть искупительного подвига Иисуса Христа: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».

Галилейское море

Для настоящего моря Галилейское море слишком маленькое — всего 26 километров в длину и 11 в ширину. Да и глубина у него, прямо скажем, не морская — меньше полусотни метров. Но когда небо закрывают черные тучи, и штормовой ветер вспенивает воду на гребне волны, озеро превращается в самое настоящее бушующее море. И горе тем рыбакам, которых буря застала на нем внезапно.

Иордан впадает в Галилейское море с северной стороны и вытекает из него с южной. У местных жителей есть поверье, что вода Иордана не смешивается с водой Галилейского моря. Дело в том, что в окрестностях водоема есть много минеральных источников. От этого вода в Галилейском море немного солоноватая. Но в вытекающем из него Иордане вода не имеет и малейшего привкуса соли.

Водный мир Евангелия

В Евангелии много раз упоминается, как Иисус Христос проповедовал на берегу Галилейского моря. Или как Он переплывал в лодке Генисаретское озеро. Или как после Своего воскресения из мертвых явился ученикам на берегу Тивериадского моря. Но если посмотреть на карту, то легко увидеть — страна Израиль имеет выход лишь к одному морю — Средиземному. И про него в Евангелии ничего не сказано. Быть может, авторы рассказов о земной жизни Иисуса Христа ошиблись или вообще придумали эти истории с упоминанием морей, не отмеченных на карте?

Ответ на это совсем простой. Дело в том, что и Генисаретское озеро, и Галилейское и Тивериадское моря — различные названия одного и того же водоема. Это большое озеро, расположенное на севере Израиля в провинции Галилея. Поэтому, для удобства мы будем упоминать здесь только одно из его названий — Галилейское море.

Это озеро — самый крупный пресный водоем на израильской земле. В нем водится много рыбы. Неудивительно, что с древних времен люди, живущие на его берегах, добывали себе пропитание рыбной ловлей. На лодках они выходили в море и забрасывали сети, а потом продавали пойманную рыбу на рынке.

Такими рыбаками были первые ученики Иисуса Христа — родные братья Андрей и Петр. Да и сам Иисус вырос в маленьком городке Назарет, расположенном всего в 25 километрах от Галилейского моря. Поэтому неудивительно, что проповедовать Евангелие Он начал именно в Галилее. И первые чудеса тоже сотворил здесь.

Иисус ходил по окрестным городам и учил людей добру, объяснял, как правильно понимать древний Закон, по которому жили все иудеи. И люди слушали Его затаив дыхание.

Однажды Он говорил на берегу Галилейского моря. Послушать Его слово собралось столько народу, что места для всех не хватало и люди теснили друг друга. Иисус Христос увидел у берега две лодки, возле которых рыболовы разбирали свои сети. Войдя в одну из лодок, которая принадлежала Петру, Он попросил его немного отплыть от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Петру:

Читайте также:  Берега рек северной двины

— Теперь отплыви на глубину и закинь сети свои для лова.

— Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову твоему закину сеть.

Водный мир Евангелия

Сделав это, Петр и его друзья сразу же поймали такое великое множество рыбы, что даже сеть у них стала рваться. Обрадованные рыбаки дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы те подплыли на помощь. Но когда они наполнили обе лодки, рыбы оказалось столько, что лодки начали тонуть. Увидев это, Петр припал к коленям Иисуса и сказал:

— Выйди от меня, Господи! Я всего лишь грешный человек.

Ужас объял его и всех, бывших с ним, от такого чудесного улова. Рыбаки увидали, что перед ними действительно сошедший с небес Сын Божий, и им стало страшно. Но Иисус сказал:

— Не бойтесь. Идите за мной, и я сделаю вас ловцами человеков.

Рыбаки послушно вытащили обе лодки на берег, оставили свои сети и горы пойманной рыбы и последовали за Ним. Тогда они еще не понимали слов Иисуса Христа и не знали, что им предстоит уловить великое множество людей спасительными сетями слова Божия.

Однажды Иисус Христос велел ученикам садиться в лодку и плыть на другую сторону Галилейского озера. А Сам поднялся на гору, чтобы помолиться там в одиночестве.

Между тем на озере поднялся сильный ветер. Волны били в лодку так сильно, что ученики едва справлялись с веслами. Наступила ночь. Ветер продолжал дуть навстречу лодке, короткие злые волны то и дело перехлестывали через борт.

Вдруг ученики увидали, как Иисус Христос идет к ним прямо по воде, словно по твердой дороге. Ученики очень испугались, потому что решили, что это привидение, и стали кричать от страха. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал:

— Это Я, не бойтесь.

Водный мир Евангелия

Петр крикнул Ему в ответ:

— Господи! Если это ты, повели мне прийти к тебе по воде.

И, выйдя из лодки, Петр пошел по волнам, чтобы подойти к Иисусу. Шаг за шагом ступал он по упругой воде, которая теперь держала его надежней каменных мостовых Иерусалима. Но вдруг Петр испугался. И как только он перестал верить в силу Иисуса повелевать водам, тут же начал тонуть. В отчаянии Петр закричал:

— Господи! Спаси меня!

Иисус тотчас протянул ему руку, поддержал его и говорит:

— Маловерный! Зачем ты усомнился?

Когда вместе они перешагнули через борт и вошли в лодку, ветер утих. Бывшие в лодке подошли, поклонились Иисусу и сказали: «Воистину, ты — Сын Божий». А Петр все смотрел и смотрел на темную воду озера, по которой он только что шел рядом с Учителем. И никак не мог поверить, что это был не сон.

Кедрон

Кедрон протекает по дну долины, отделяющей городские стены Иерусалима от Елеонской горы. Долина Кедрона от Иерусалима тянется через Иудейскую пустыню более тридцати километров и заканчивается у берегов Мертвого моря — самом низком участке суши на нашей планете. В Иудейской пустыне русло Кедрона извивается, зарывается глубоко в почву и образует каньоны в известняковых скалах. Во времена земной жизни Иисуса Христа ручей Кедрон наполнялся водой только зимой, после сильных дождей. В остальное время года русло его оставалось сухим. Название ручья означает «темный, черный».

Водный мир Евангелия

Еще одна река, упоминаемая в Евангелии, называется Кедрон. В сущности, это и не река даже, а ручей, горный поток, пересыхающий в жаркое время года.

Долина Кедрона с давних времен привлекает внимание всех народов, чтущих Библию. Дело в том, что, по одному из библейских пророчеств, именно здесь в конце времен после всеобщего воскресения Бог будет судить всех людей, когда-либо живших на земле. Здесь, в долине Кедрона, будет проходить Страшный суд над делами каждого человека.

Но в Евангелии этот ручей упоминается лишь как поток, через который переходил Иисус со Своими учениками. После проповеди в храме Спаситель любил отдыхать на склоне Елеонской горы, откуда открывался великолепный вид на Иерусалим. И на ночлег с учениками Он обычно также останавливался не в городе, а за его пределами — в Гефсиманском саду. А для этого нужно было по мосту перейти через мутный поток Кедрон.

На третий год Своего служения, вечером после пасхальной трапезы, Иисус вышел из городских ворот и в последний раз перешел Кедрон свободным. Через несколько часов Его схватят в Гефсиманском саду стражники и проведут по этому мосту назад в город уже со связанными руками. А к утру, с нарушением всех норм иудейского закона, Иисус будет осужден на смерть.

***
Река Иордан, Галилейское море, ручей Кедрон… Всего лишь река, всего лишь озеро, всего лишь пересыхающий на лето ручей. Однако эти названия вот уже две тысячи лет с благоговением повторяют люди во всем мире. И вовсе не потому, что вода так важна для жизни человека (хотя, конечно же, она очень важна). Именно этим водным потокам выпала великая честь — быть местом событий, в которых участвовал Сам Создатель воды, земли, людей и всего, что только существует на этом свете. Здесь Он ходил по волнам, здесь крестился вместе со всем народом, здесь в последний раз мелькнуло в темной воде Его отражение, когда стражники вели Его на казнь. И потому так дороги каждому христианскому сердцу эти названия — Галилейское море, Иордан, Кедрон.

Источник

ИОРДАН

Вид реки Иордан при впадении в Мертвое море, Чернецов Н.Г., 1854 г.

Иорда́н (евр. yarden, араб. Эль-Урдун, Эш-Шериа), река на Ближнем Востоке, протекающая большей частью в современной Иордании, вдоль всей библейской Палестины и разделяющая ее на две половины. Длина реки 252 км.

Этимология названия

Евр. yarden не имеет убедительной этимологии. Высказывались предположения как о семитском, так и об индоевроп. происхождении этого наименования. Наиболее часто yarden связывают с евр. глаголом yarad — спускаться; cогласно В. Гезениусу [1], это предложение было высказано А. Реландом [2]; из совр. авторов эту этимологию поддерживает Э. Пентюк, который, основываясь на аккад. написаниях этого имени, зафиксированных в источниках из Эмара XIV-XII вв. до Р. Х., предлагает реконструкцию названия реки от корня yar [3]. В Вавилонском Талмуде приведено мнение раввина Хийи бар Аббы, который понимает происхождение слова yarden сходным образом («Почему она [эта река] называется Иордан? Потому что она спускается от Дана» — Берахот. 55а). Многие авторы отвергают эту этимологию, cчитая ее народной [4]; в частности, указывают на то, что суффикс -en в древнееврейском непродуктивен [5]. Основываясь по сути на том же общесемит. корне (араб. warada, евр. yarad, эфиоп. warada и др.), К. Ф. Зейбольд предлагает др. понимание семантики этого названия, которое он выводит из значения араб. warada — «спускаться к воде» (чтобы пить) и yarden — «водопой» [6].

Л. Кёлер, принимая во внимание главным образом древнеперсидские данные, высказал предположение, что речь идет о слове иранского происхождения, состоящем из элементов yar (древнеперсид. yar — год) и don/dan (древнеперсид. danav — река) со значением «река, текущая весь год» [7]. Ряд авторов отмечают фонетическое сходство названий рек Средиземноморского бассейна и Европы: Ιαρδάνος на Крите [8] и в Элиде [9], Eridanus (р. По), Rhodanus (р. Рона), Οὐαρδάνες в Сарматии [10]. Из этого делались различные выводы. Так, считалось, что семит. слово со значением «река» благодаря финикийцам распространилось по Средиземноморью. Р. Харрис, а также Ф. Гоммель полагали, что эти названия восходят к индоевроп. слову, представленному в персид. и арм. языках, ward — роза [11]. Эту линию интерпретации продолжает и В. фон Зоден, который приходит к выводу, что это «древний средиземноморский термин», однако считает, что он возник до появления как индоевропейцев, так и семитов в Леванте [12]. Ряд этимологий, как древних, так и новых, исходит из того, что в слове yarden присутствует наименование колена или местности Дан, где берет начало один из истоков И. Так, блж. Иероним Стридонский, исходя из греч. написания Ιορδάνες, считал, что это наименование образовано сложением названий 2 истоков — Йор и Дан [13]. Из авторов Нового времени, напр., Р. Олден приводит истолкование yarden как «вода (река) Дана», исходя из хурритского iar — вода [14].

Читайте также:  А жизнь течет бурной рекою

Иордан в Священном Писании

Указания на р. Иордан в Священном Писании очень часты, в первый раз упоминается в Быт. 13, 10, также упоминается в Нав. 1, 2, Мф. 3, 5, Мк. 1, 5, 9, Лк. 3, 3, Ин. 1, 28 и др. Большая часть упоминаний Иордана в Ветхом Завете связана с тем, что река являлась рубежом, водоразделом или протекала по границе между территориями. Наиболее раннее упоминание связано с рассказом о Лоте, который выбрал как пастбища для своих стад «окрестность Иорданскую», она «вся. орошалась водою, как сад Господень» (ср.: Быт. 13, 10). Иордан был известен Аврааму и Иакову, Иосифу и Моисею (Быт. 13, 10, Быт. 32:10, Чис 13:29). Река упоминается в Иов. 40, 18. Иордан был чудесно перейден Иисусом Навином и евреями (Нав. 3, 4), и затем название реки Иордан, или просто реки, неоднократно встречается в последующей Библейской истории.

В Книге Судей Израилевых берега Иордана — это место постоянных сражений с моавитянами (Суд. 3, 28); мадианитянами, амаликитянами, аммонитянами (Суд. 6, 33; Суд. 7, 24; Суд. 8, 4); место междоусобиц (Суд. 12, 5-6). Возле переправы через Иордан сражался с филистимлянами царь Саул (1 Цар. 13, 5-7). Давид Псалмопевец неоднократно пересекал Иордан в дни победоносных сражений и в дни поражений (2 Цар. 10, 17; 2 Цар. 17, 22-24; 2 Цар. 19, 15-18, 31-41 и др.).

Воды Иордана некогда чудесно разделились, и через него, как по суху, прошли пророки Илия и Елисей; омывшись в водах Иорданских исцелился от проказы Нееман Сириянин (4 Цар. 2, 8-14, 4 Цар. 5, 14).

Для христианского мира Иордан в первую очередь священен тем, что в нём, близ Вифавары, Господь Иисус Христос принял крещение от руки Иоанна Крестителя. Евангелисты-синоптики говорят о том, что служение Иоанна Предтечи проходило, с одной стороны, в «пустыне Иудейской» (Мф. 3, 1), с другой — возле Иордана (Мф. 3, 5-6; Мк. 1, 5). Возможно, эти обстоятельства отсылают к образу пророка Илии, который жил «у потока Хорафа, что против Иордана» (3 Цар 17, 3-5) и в пустыне (3 Цар. 19, 4). Евангелист Иоанн указывает на Вифавару (она же Вифания Заиорданская, Ин. 1, 28) как на место проповеди Иоанна Предтечи, а позже сообщает, что он крестил также в Еноне близ Салима, потому что «там было много воды» (Ин. 3, 23).

География

Принято географическое разделение Иордана на верхний — от сев. истоков до Тивериадского озера и нижний — от Тивериадского озера до Мёртвого моря.

Река протекает по Сирийско-Африканскому рифту, и потому перепад высот в северной и южной части течения Иордана очень велик. Главные истоки, реки Эль-Хасбани (Снир), Дан и Банияс, берут начало у подножия горы Хермон на высоте ок. 520 м над уровнем моря. На высоте ок. 80 м над уровнем моря реки, слившись, образуют единое течение Иордана. На расстоянии 14 км к югу, на высоте ок. 78 м над уровнем моря, Иордан впадает в болотистое озеро Хула. На 25 км южнее, на высоте ок. 200 м ниже уровня моря, Иордан впадает в Тивериадское озеро. Иордан вытекает из Тивериадского озера с южной стороны и течет на юг к Мёртвому морю (ок. 410 м ниже уровня моря). На последнем, нижнем отрезке увеличивается меандрирование реки. В нижнем течении Иордан подпитывается еще несколькими притоками: с востока — реками Ярмук и Эз-Зарка (Иавок), стекающими с горы Галаад, с запада — реками Харод и Тавор, спускающимися с горы Гилбоа (Гелвуй). Стремительное течение и резкое падение на верхнем отрезке, извилистость и незначительная глубина на нижнем делают реку несудоходной.

Прибрежная полоса И. покрыта обильной растительностью, контрастирующей с пустынными окрестностями. Берега реки заросли иорданским тамариском, ивами, акацией, олеандром и содомскими яблонями. В древности в полосе растительности, тянущейся вдоль реки («краса Иордана» (Зах. 11, 3) ), водилось много диких зверей: львов (Иер. 49, 19; Иер. 50, 44; Зах. 11, 3), леопардов, диких кабанов. До сих пор встречаются газели, лисы, шакалы и гиены. Берега Иордана также служат местом стоянок для перелетных птиц. Река богата рыбой.

Верхнее течение реки представляет собой плодородную возделываемую долину. Земли вдоль нижнего Иордана заселены крайне неравномерно: восточный берег, область древней Переи, интенсивно осваивается, здесь расположены десятки деревень и небольшой г. Эль-Карама; на западном берегу насчитывается несколько оседлых бедуинских и израильских сельских поселений, а также г. Бейт-Шеан на месте древнего Беф-Сана.

В Новое время по Иордану прошла граница между государствами. После создания эмирата Трансиордания в 1921 г. (с 1946 королевство) и вплоть до 1948 г. Иордан служил его границей с брит. подмандатной территорией Палестины. После создания государства Израиль в 1948 г. верхний Иордан стал его восточной границей с Сирией. Нижний Иордан и прилегающие к нему земли, на которых по плану ООН должно было быть создано араб. палестинское государство, перешли под контроль Иордании и оставались под ним, пока не были захвачены Израилем в ходе 6-дневной войны 1967 г. По окончании войны по Иордана от Ярмука до Мёртвого моря прошла линия прекращения огня между Израилем и Иорданией, а после подписания мирного договора между странами в 1994 г.- гос. граница. Верхнее течение Иордана и его истоки были захвачены Израилем в ходе 6-дневной войны. Территориальные претензии на истоки Иордана неоднократно служили поводом для локальных конфликтов между Израилем, Сирией и Иорданией.

Современные проблемы Иордана

Река страдает от вредных стоков, интенсивного сельскохозяйственного использования ее вод и от последствий затяжного конфликта на Святой земле и, по некоторым оценкам, может в скором времени пересохнуть.

В начале 1960-х годов Иордан переносил из Галилейского озера в Мертвое море 1,3 млрд. кубометров воды в год. По словам экологов, сегодня количество воды, протекающей по руслу реки за год, составляет лишь 10% от прежнего. По данным международной организации «Друзья Земли на Ближнем Востоке», в обезвоживании Иордана виноваты Израиль, Сирия и Иордания, которые за последние полвека построили немало плотин, каналов и водозаборов для городской канализации.

«Если сейчас же не принять меры, река Иордан исчезнет. Больше половины воды в ней сегодня — канализационные стоки и вода, стекающая с полей», — заявил председатель «Друзей Земли» Мункет Мехьяр. По словам израильского директора «Друзей Земли» Гидона Бромберга, арабо-израильский конфликт также плохо влияет на состояние реки, так как каждая из конфликтующих стран старается «забрать себе как можно больше воды». В 1950-х годах Израиль начал откачивать воду из Галилейского моря, а в 70-е — Иордания стала использовать воду главного притока Иордана — реки Ярмук — для орошения своих полей. В настоящее время Иордания и Сирия строят на Ярмуке плотину, которая может привести к полному пересыханию Иордана. В 1994 году Израиль и Иордания подписали мирный договор, в котором упоминалась «реабилитация» реки, однако ни одна из сторон не приняла серьезных шагов для восстановления Иордана.

Обмеление Иордана — источник проблем Мертвого моря, самого соленого водоема на планете. Уровень воды в нем каждый год уменьшается почти на метр, что может привести к полному исчезновению моря через 50 лет [15].

Использованные материалы

  • А. К. Лявданский, Я. Чехановец, К. В. Неклюдов, Е. Е. Макаров. Иордан. Православная энциклопедия, т. 25, с. 512-519
  • Библейская энциклопедия архимандрита Никифора
  • Библейская энциклопедия Брокгауза

[1] Gesenius W. Thesaurus philologicus criticus linguae Hebraeae et Chaldaeae Veteris Testsmenti. Lipsiae, 1840. T. 2. P. 626

[2] Hadriani Relandi Palestina ex monumentis veteribus illustrata. Trajecti Batavorum, 1714. P. 271

[3] Pentiuc E. J. West Semitic Vocabulary in the Akkadian Texts from Emar. Winona Lake, 2001. P. 86-87

[5] Gesenius W. Thesaurus philologicus. 1840. T. 2. P. 626

Источник