Меню

План конспект реки россии



Реки России
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

урок географии в 8 классе

Скачать:

Вложение Размер
reki_rossii.doc 122.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ГОЛУБЫЕ АРТЕРИИ СТРАНЫ.

Цели урока : продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек.

Оборудование: физическая карта России, учебник, рабочие тетради, атласы, справочный материал, презентация.

1. Обобщить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных компонентов природы.

2. Сформировать представление о реках России их особенностях — распределении по бассейнам, истоках питания, режиме, размерах.

3. Определить особенности влияния на реки климата и рельефа.

4. Сформировать представление о падении и уклоне реки.

5. Отработать навыки определения падения и уклона рек.

1.Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний.

2. Стимулирование творческой мыслительной деятельности.

3.Развитие ответственности, организованности, самостоятельности.

1. Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям.

2. Формирование чувства любви к родной природе.

Тип урока: Изучение нового материала.

  1. Организационный момент

Ребята на прошлом уроке мы с вами продолжили изучать раздел IV Природа России, тему Воды суши и водные ресурсы, а именно Роль и богатство внутренних вод России.

  1. Проверка домашнего задания

— Какие виды внутренних вод вам известны?

Ответ: Реки, озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водоемы, пруды, каналы

— Докажите, что Россия — одна из богатейших стран мира по запасам воды?

Ответ: Россия обладает внушительными запасами вод в реках, озерах, болотах, ледниках, и вечной мерзлоты .Многолетние ресурсы речного стока превышают 4 тыс. км. В куб.

— Назовите внутренние воды России, где сосредоточен наибольший объем воды?

Ответ: В озерах – озеро Байкал, Ладожское озеро. Большие запасы пресных вод в твердом состоянии – это природные льды и снег Арктики, Кавказ, Алтай, Камчатка. Многолетняя мерзлота занимает около 11 млн. км. кв.

— Как используются в нашей стране подземные воды или «невидимый океан» как их образно называют?

Ответ: Подземные воды используются для водоснабжения населенных пунктов, орошение земель, и т.д.

— Почему реки играли особо важную роль в развитии России?

Ответ: Огромные размеры страны, лесистость, затрудняли связи отдельных районов, а реки служили транспортом.

Итак, что же относится к внутренним водам России?

Ответ: реки, озера, и т.д.

А вот с чего мы с вами начнем более подробное изучение внутренних вод, вы мне скажите сами. Прослушайте стихотворение и определите тему урока.

  1. Определение темы

Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река. (слайд 1)

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

— Сегодня, мы совершим путешествие по рекам России.

III. Актуализация знаний

С реками мы с вами уже знакомы. А что мы с вами уже знаем о реках?

Ответ: исток, устье, бассейн и т.д.

Вопросы для повторения ранее изученного материала: (слайд 2)

— Поток воды в выработанном им углублении — река.

— Как называется начало реки — исток.

— Что может быть истоком реки — озеро, ледник, болото.

(Например: р. Ангара – исток озеро Байкал, р. Волга – исток Валдайская возвышенность)

— Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море — устье.

( например: устье р. Волга Каспийское море. Р. Лены – море Лаптевых и т.д.)

— Что образует главная река со всеми притоками — речную систему.

— Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку — речной бассейн.

Как вы думаете, почему реки называют наиболее активной частью вод суши?

— Ответ: Вода постоянно двигается, переносит различные части грунта, по рекам сплавляют лес, перевозят грузы, пассажиров

Вывод: Реки всегда имели огромное значение для человека и его хозяйственной деятельности.

IV. Постановка проблемного вопроса

Реки оказывают влияние не только на хозяйственную деятельность человека, но и на компоненты природы, а какие компоненты природы в свою очередь влияют на жизнь рек?

Какие у вас есть предположения,

какие компоненты природы влияют на жизнь рек?

Ответ: 1). осадки, 2) места где они протекает и т.д

Итак, у нас с вами несколько гипотез. Давайте разберемся,

От чего же зависит жизнь реки?

5. Решение проблемы

Россия — страна великих речных систем. Прежде, чем ответить на наш вопрос, давайте выясним

К бассейнам каких океанов относятся реки России?

Рис. 130 стр. 150, определить к бассейнам каких океана относятся реки России и приведите примеры.

Ответ: Северный ледовитый океан, Тихий океан, Атлантический океан и внутреннего стока.

— К какому бассейну относятся больше половины Российской территории и почему?

Ответ: больше половины территории России относятся к бассейну Северного ледовитого океана.

(Две трети площади занимают бассейны рек, несущих свои воды в моря Северного Ледовитого океана. Около 20 % приходится на бассейн Тихого океана. Менее 10% занимает бассейн Каспийского моря, относящийся к области внутреннего стока. Остальная небольшая часть территории (около 3 %) относится к бассейну Атлантического океана.

Вывод: «Отношение рек к бассейнам океанов». (слайд 3)

Сведения о крупнейших реках России нам приведены в

Табл. 10 стр. 152. Крупнейшие реки России.

1.Назовите реку бассейна С-Л океана, чья площадь бассейна самая большая. ОБЬ.

2. назовите реку бассейна Тихого Океана, чья площадь бассейна самаябольшая. АМУР

3. назовите реку Атлантического океана, с самой большой площадью бассейна. ДОН

4. назовите реку внутреннего стока, с самой большой площадью бассейна. ВОЛГА

Отметить эти реки на к/к. в раб. тетр. на стр. 47.

— Как вода в реке движется, как работает река?

Давайте найдем ответ, в тексте на стр. 153

Обратимся к рис. 134 стр.153

Итак: Река живет и живет в своем определенном режиме.

Для чего необходимо знать режим реки?

Ответ: Режим реки важно знать для планирования работы ГЭС, транспорта, лесосплава, рыбного хозяйства, орошения. А также режим определяет величину речного стока.

А что такое речной сток?

Ответ: Вода в реке постоянно перемещается в виде потока, этот процесс представляет собой речной сток.

— Как определить речной сток? Текст учебника стр. 154

Ответ — Речной сток определяется количеством воды, которое река выносит за определенный период (год, сезон, месяц), а также количеством осадков и величиной испарения

Речной сток – процесс перемещения воды в виде потока по речному руслу.

Например: р. Волга. Годовое количество осадков в лесной зоне формирование стока составляет 660 мм., а испарение 473 мм. 660 – 473 годовой сток =187 мм

В этом можно убедиться, произведя несложные расчёты стока на Русской равнине (табл. 11 стр. 154.)

2 ряд – смешанный лес

— Какой вывод мы можем сделать, от чего же зависит жизнь реки?

Вывод : Чем больше осадков и меньше испарения, тем больше сток и наоборот.

А кроме осадков, какие еще источники питания рек вам известно.

Ответ: Рис. 136 стр. 156

Ребята, в каком климатическом поясе мы с вами живем?

Ответ: В умеренном .

А чем питаются реки в умеренном климатическом поясе?

Ответ: дождь, снег, подземные воды.

Что такое режим реки?

Ответ: Режим реки – это поведение реки в течении года : когда бывает половодье, паводок, межень, ледостав, ледоход.

— Когда на реках бывает половодье?

Ответ: когда лед на реке начинает таять, уровень воды поднимается и затопляет пойму.

Например: половодье весной можно наблюдать на реках Волга, Обь, Печора и др. Питание у таких рек снеговое и дождевое. Такое питание называется смешанным. А вот например, р. Амур. Река с летним половодьем. Разливается в сезон муссонных дождей. т. к протекает в муссонном климате. Питание у таких рек дождевое

— А, что такое паводок?

Ответ: Паводок – это внезапный непредсказуемый подъем уровня воды.

— Реки с паводковым режимом разливаются после ливневых дождей.

— Межень, что это такое?

Ответ: Межень – это низкий уровень воды в реке.

Летом бывает межень в результате засушливости климата, а зимой в результате замерзания реки и в основном источником питания реки становятся грунтовые воды.

Таяние ледников вызывает на горных реках летнее половодье.

Осадки и испарение, режим реки, питание снеговое, ледниковое, дождевое и т.д. это показатель какого компонента природы? Как мы можем уже сейчас ответить на проблемный вопрос? (слайд)

На слайд вынести стихи из учебника

— О каких видах рек ведут речь поэты?

Ответ: Равнинные и горные .

— В чем различия равнинных и горных рек?

Равнинные текут по равнине, течение плавное, спокойное, а горные берут свое начало в горах, вода бурная.

— Какой же компонент природы влияет на жизнь рек?

Большое значение на реки оказывает рельеф местности.

Какая связь существуют между рельефом местности и реками?

Найдите ответ в учебнике на стр. 155-156.

Ответ: Рельеф влияет на падение и уклон, скорость течения реки.

Что же такое падение реки и как его рассчитать?

1. необходимо определить абсолютную высоту истока реки и устья.

Обратимся к рис 134 определим падение реки Волги.

2. Для этого находим исток реки =210м.

3.Устье реки – Каспийское море, а именно Прикаспийская низменность, расположена – 30 м ниже уровня моря,

4. 210 – (-30) = 240м.

Для определение уклона реки надо падение реки разделить на длину реки. Длину реки можно взять из статистического материала. табл. 10 стр. 152.

1.Длина реки Волга составляет 3531 км. Наше действие мы должны 2.падение реки Волга перевести из м. в см. –

24000см.: 3531км = 6.7 см./км.

Ответ: падение реки Волга = 240 м., а уклон реки = 6,7 см//км.

Как вы считаете уклон и падение у равнинных рек и горных одинаков или отличается

Ответ: Уклоны равнинных рек обычно невелики, в горных же реках и падение и уклон значительно увеличиваются.

1.Определить падение и уклон реки Лены

Исток — Байкальский хребет — 930 м

Устье — море Лаптевых — 0 м

930 м — 0 м = 930 м .

93000 см : 4400км.= 21, 1см./км

2. Определить падение и уклон реки Ангара

Исток – озеро Байкал – 456м.

Устье – место впадения реки Ангары в Енисей – 76м.

Длина реки составляет 1846 км.

38000см. : 1846км = 21см./км.

Для чего надо знать падение и уклон реки?

Ответ: Это особенно всегда учитывается при хозяйственном использовании рек, например, судоходство, возможно на равнинных реках и невозможно на бурных порожистых реках, но зато именно горные реки имеют большие запасы гидроэнергии.

Бытует такое утверждение: «Реки – это продукт климата»

Как вы считаете верно ли это утверждение. Дайте полный ответ.

Итак : От каких же компонентов природы же зависит жизнь реки?

Ответ: Вывод: Жизнь реки зависит от климата и рельефа.

Давайте подведем итог нашего урока.

  1. Выставление отметок
  2. Д/З пар.26., задание в рабочих тетрадях урок 26 (1, 3,6.)

Источник

Конспект урока по географии в 8 классе «Реки России»

Алена Шумилова
Конспект урока по географии в 8 классе «Реки России»

План-конспект урока по географии «Реки России».

ФИО учителя Шумилова Алена Геннадьевна

8 класс

Тема: «Природа». Номер урока № 16. Тема урока: «Реки России».

Алексеев А. И. и др. География. Россия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М. :Просвещение,2011.

Цели урока:

Цели и задачи урока.

1. Расширить и углубить знания о реках. Формировать понятия «режим реки», «падение реки», «уклон реки», «годовой сток», «расход воды в реке».

2. Воспитывать патриотизм и уважение к своей стране, любовь к ее природным богатствам.

3. Продолжить формирование умения составлять характеристику реки по плану,обобщая и систематизируя знания, отрабатывать умения самостоятельной работы с различными источниками географической информации.

Тип урока:

Урок актуализации знаний.

Формы работы учащихся:

Фронтальный опрос, работа с картой и схемами.

Необходимое техническое оборудование:

физическая карта России, физическая карта Ивановской области, учебник «География России» 8 кл., под редакцией А. И. Алексеева, М., «Просвещение», 2013;медиапроектор;раздаточный материал для учащихся: таблицы по характеристике рек; карточки с проблемными и частично поисковыми заданиями.

Этапы урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Изучение новой темы, постановка проблем для работы в парах.

IV. Коллективный поиск решения проблем.

V. Обобщение и закрепление знаний.

VI. Задание на дом.

Эпиграф к уроку:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни

запаха, тебя невозможно описать, тобой

наслаждаться, не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать что ты необходима для

жизни, ты сама жизнь»

Вода – один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале.

В хозяйстве человек использует главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании, т. к. к ней относится о. Гренландия. Основные источники пресной воды – внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд

1. Углубление, выработанное рекой.

2. Место, где река впадает в другое реку, озеро или море.

3. Начало реки.

4 Река, которая впадает в другую реку

1. Углубление, выработанное рекой.

2. Часть речной долины, которая заливается во время половодья.

3. Начало реки

4. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.

Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать? Верно, тема урока “Внутренние воды. Реки России”. Откроем тетрадь и запишем дату и тему урока.

Основные источники пресной воды — внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.

— Перечислите, пожалуйста, внутренние воды России.

Одним из главных источников воды являются реки.

Как вы считаете, какие вопросы мы должны рассмотреть в этой теме?

А знаете ли вы что такое питание реки, режим реки, уклон реки?

И кроме рек России, мы с вами познакомимся с крупными реками Ивановской области.

-Таким образом, сегодня мы с вами будем работать по плану

1. Крупнейшие реки России.

2. Основные параметры реки.

3. Главные реки Ивановской области.

(План урока спроецирован на экран)

Есть в мире много всяких рек,

Великих, сильных, полноводных,

Коварных, тихих, благородных,

Воспел их в песнях человек.

Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,

Есть Волга матушка-река

Россия – страна величайших речных систем. На территории России более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. Россия занимает второе место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии Длина ряда рек нашей Родины измеряется тысячами километров, а площадь бассейна – миллионами квадратных километров.

Реки Обь, Енисей, Лена и Амур относятся к величайшим рекам мира. Волга является крупнейшей рекой Европы

Прошу открыть контурные карты и с помощью физической карты в атласе, мы познакомимся с крупными реками России. Вы внимательно смотрите на карту, изучаете информацию о местонахождении реки – отмечаете реки на контурной карте

Найдите и отметьте реки : Северная Двина, Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.

После того, как отмечены реки,учитель задает вопросы:

— Что объединяет отмеченные вами реки?

(Ответы учащихся: они впадают в Северный Ледовитый Океан)

Найдите и отметьте реки : Амур, Анадырь.

— Что объединяет эти реки?

(Ответы учащихся: они впадают в Тихий Океан)

Найдите и отметьте реки : Волгу, Урал.

— Что объединяет отмеченные вами реки?

(Ответы учащихся: они впадают вКаспийское море и не имеют выхода в океан, значит относятся к области внутреннего стока

Найдите и отметьте реки : Терек, Кубань, Дон и Кубань

— В какое море впадает Кубань, Дон, Терек?

(Ответы детей: в Черное море)

— В какое море впадает Нева?

(Ответы детей: в Балтийское море)

— Что объединяет эти реки?

(Ответы учащихся: они относятся к бассейну Атлантического океана)

-Куда текут крупнейшие реки России? Почему?

(Ответы учащихся:большая территория России имеет уклон к северу)

1. Самой длинной рекой является Обь с Иртышом (5410км).

2. Из рек, бассейн которых полностью находится в России, самая длинная река Лена.

3. Обь имеет наибольший бассейн (около 3 млн. км).

4. Самя полноводная река России – Енисей.

II. -Посмотрите, пожалуйста, на термины на экране.

Исток режим реки

годовой сток русло

паводок падение реки

уклон реки расход воды в реке

-Какие из этих терминов вам знакомы? Объясните их значение.

-Что незнакомо? Знакомство с этими понятиями и есть цель нашего урока.

Обратимся к первому пункту плана? Какими источниками информации вы будете пользоваться?

Фронтальная работа с учебником. Учитель задает вопросы, дети ищут ответы в тексте параграфа и отвечают.

1).Что называют падением реки? Уклоном?

Падение и уклон реки. Зависят от рельефа

ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем в метрах

3).Как уклон реки влияет на характер течения? Приведите примеры.

– Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.

– Уклон реки в XII в. определил судьбу епископа Иоанна. (Зачитывается отрывок из летописи)

В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.

Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

3) Давайте вспомним из курса 6 класса на какие два вида делятся реки в в зависимости от рельефа. В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные.

– Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)

– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они мало пригодны для судоходства.

– Примером одной из горных рек является река Терек. Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов.

«Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят».

Физкультминутка. А теперь отдохнем. Гимнастика для глаз

— по северному побережью России

— по восточному побережью России

— по южной границе России

— по западной границе России

по побережьям и по границе

РФ, начиная от Кольского полуострова.

Посмотреть на контур материка, острова, моря, экономического района. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.

На питание и режим рек большое влияние оказывает климат.

— Какими бывают типы питания рек?

С помощью карты на экране определите типы питания рек.

(Ответы учащихся :снеговое, ледниковое, дождевое).

— Какое питание характерно для рек Северного Ледовитого океана

(Ответы учащихся:снеговое)

— Какое питание характерно для Амура

(Ответы учащихся:дождевое)

— Объясните, почему? Какой климат, характерен для Дальнего Востока

(Ответы учащихся:муссонный, летний муссон приносит с собой большое количество дождей

— Какое питание характерно для Терека и Кубани

(Ответы учащихся:ледниковое)

— Один ли источник питания у рек России

(Ответы учащихся:нет несколько, значит питание смешанное)

Сделайте вывод: Питание российских рек смешанное.

— Что такое режим рек? Чем он характеризуется?

С помощью карты на экране определите три разных режима рек России – с весенним половодьем, с половодьем в летний период, с паводочным режимом.

— Какой режим рек преобладает на территории России? – с весенним половодьем.

— Приведите примеры рек с половодьем в весенний период – Енисей, Лена и т. д.

Вводятся новые слова (учащиеся записывают определения в тетрадь)

Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.

Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками.

Вспомните произведение Некрасова “Дед Мазай и зайцы”, во время половодья или паводка дед Мазай спасал зайцев?

(Ответы учащихся:во время половодья).

Сделайте вывод, что оказывает влияние на режим и питание рек?

(Ответы учащихся:на питание и режим рек большое влияние оказывает климат)

Таким образом, внутренние воды тесно связаны со многими компонентами природы., такими как рельеф и климат.

IV. Молодцы! Справились с заданием. Переходим к 3 пункту плана. Говоря о реках России, нельзя не упомянуть о реках нашей области. Сейчас мы совершим заочное путешествие по рекам Ивановской области. По области протекает 160 рек, в том числе Волга с Горьковским водохранилищем, Теза, Елнать, Лух, Нерль, Уводь

Главной водной артерией Ивановской области является, конечно же, река Волга с несколькими приютившимися на ее берегах городках, как будто перенесшихся к нам из века позапрошлого, и потому привлекающих каждый город тысячи туристов, — Плес, Кинешма, Юрьевец. Само Иваново, к примеру, расположено на реке Уводь, Шуя — на Тезе.

В качестве домашнего задания ребята подготовили сообщения на тему «Крупные реки Ивановской области».

Ответьте на вопросы:

1) Какая из рек, протекающих по территории области самая длинная?

2) Каков тип питания у рек нашей области?

4) Как используют реки области?

V.Первичное закрепление материала

Чтобы определить, как вы поняли тему, поиграем в игру «Глухие телефоны». На первые парты учащимся дается написанное на листочке слово, они должны передать его шепотом следующему ученику. Последний ученик встает и называет слово. Учащиеся определяют, что это такое. Это может быть и неизвестное учащимся слово или понятие, которое они должны вскоре изучить,например: половодье, Уклон реки. Падение реки. Межень. Половодье, паводок. Режим питания реки. Годовой сток.

VI.Задание на дом.

Дома вы продолжите знакомство с реками России. Составить синквей на тему «Реки России» или сообщение стих явления.

VII. Итак, мы заканчиваем наш урок. Подведем итоги. Ребята, посмотрите на экран.

Ученики по кругу высказываются одним предложением,выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

-Вы сегодня очень хорошо работали, справились со всеми заданиями!

УМНИЦЫ! CПАСИБО ЗА УРОК!

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Золотое кольцо России» Тема: Золотое кольцо России Класс: 3 Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с золотым кольцом России. Задачи: Образовательная:.

Конспект урока математики в 1 классе на тему «Многоугольники» по УМК «Школа России» Конспект урока математики в 1 классе Тема: «Многоугольники» (УМК «Школа России») Составила: Хромова Наталия Сергеевна Цель: создать условия.

Конспект урока по математике в 3 классе «Единицы массы. Грамм» по УМК «Школа России» Тема урока: Единицы массы. Грамм Цель: познакомить с новой единицей массы – граммом и соотношением между граммом и килограммом. Формировать.

Конспект урока по музыке в 1 классе на тему «Баба-яга» по УМК «Школа России» КОНСПЕКТА УРОКА Тема: «Баба-яга». Класс: 1В УМК: «Школа России» Дата: 29.03.19 Цель: создание условий для ознакомления учащихся с отрицательными.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по математике во 2 классе «Знакомство с уравнением» по УМК «Школа России» Тема урока: «Знакомство с уравнениями» Цель: познакомить обучающихся с понятием «уравнение», его отличительными особенностями. Задачи: дать.

Конспект урока «Природные зоны России. Зона арктических пустынь» в 4 классе Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Цель: создания условия для формирования представлений детей о зоне арктических пустынь,.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе «Н. Н. Носов «Живая шляпа» по УМК «Школа России» Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа» Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа». Задачи: учить анализировать.

План-конспект урока математики в 1 классе «Знаки плюс и минус» по УМК «Школа России» Формулирование темы и деятельности на уроке. Цель: формулировка главных целей и темы урока, Физкультминутка.

Источник

Урок по теме «Реки России». 8-й класс

  • продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек;
  • познакомить учащихся с видами вод суши на территории страны;
  • расширить представление учащихся о различных видах вод суши и их размещении на территории России, о значении рек в природе и жизни человека;
  • систематизировать знания учащихся о крупнейших речных системах страны, их бассейнах, питании и режиме;
  • сформировать понятия “падение реки”, “уклон реки”, “половодье”, “межень”, “паводок”, “режим реки”, “годовой сток”;
  • научить определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем страны;
  • познакомить учащихся со стихийными бедствиями, вызываемыми действиями рек;
  • развивать умение прогнозировать изменение рек под влиянием человеческой деятельности.
  1. научить учащихся самостоятельно определять по картам речные системы, водоразделы;
  2. продолжить формирование и умения работать с географическими картами и другими источниками информации.
  • воспитывать чувство гордости за природу России;
  • воспитывать желание узнавать новое;
  • экологическое воспитание.
  • презентации к уроку “Реки бассейна Северного Ледовитого океана”,
  • Презентации учеников на сайте не размещены (обращайтесь к автору статьи)“Реки бассейна Тихого океана”, “Реки бассейна Атлантического океана”, “Реки бассейна внутреннего стока”, “Реки Республики Башкортостана”, “Река и человек”.
  • учебник В.П.Дронова, И.И.Баринова, В.Я.Рома, А.А.Лобжанидзе “География России” 8 класс — М.: Дрофа, 2006
  • атлас России 8-9 класс,
  • физическая карта России;
  • мультимедийный проектор, экран.

I. Организационный момент.

— Мы с вами закончили изучать тему “Климат России”. Как вы думаете, что мы должны изучать дальше? Почему?

— Откроем тетрадь и запишем число и тему урока “Внутренние воды России”.

— Скажите мне, пожалуйста, что такое внутренние воды?

— Перечислите мне, пожалуйста, внутренние воды России. Презентация. Слайд 1

— С какими природными компонентами они взаимосвязаны и взаимодействуют? Презентация. Слайд 2.

— Как вы думаете, с чего мы начнём изучать внутренние воды России?

— Правильно, молодцы! Записываем тему урока “Реки России”. Презентация. Слайд 3.

П. Изучение нового материала.

— Россия — страна величайших речных систем. Из 34 крупнейших рек мира 6 полностью протекают по территории России (Лена, Енисей, Обь, Волга, Оленек, Колыма), а Амур и Урал — на значительном протяжении своего течения. Презентация. Слайд 4

— Реки Обь, Енисей, Лена, Амур относятся к величайшим рекам мира, а Волга является самой крупной рекой Европы.

— На 60 россиян приходится по одной реке или 60 см на каждого.

— Ребята, вспомните, пожалуйста,

Что мы знаем о реках России?

— По справочным сведениям на странице 256 учебника определите самую длинную реку России. Презентация. Слайд 6

— Молодцы, по данным таблицы вы определили, что самой длинной рекой России является река Обь с притоком Иртыш, но если вы откроете страницу 109 учебника, то в первом абзаце вы прочитаете. что самая длинная река России — Лена, почему?

— Если считать длины рек, носящих на всем своем протяжении одно название, не учитывая составляющих, из которых эти реки сливаются, первая десятка рек России будет выглядеть следующим образом (табл. 1).

— Логично считать истоком главной реки каждой речной системы ту точку, от которой начинается самый длинный непрерывный водный поток. По длине таких потоков от истока притока или составляющей главной реки до устья главной реки порядок следующий (табл. 2). Презентация. Слайд 7

— Мы должны с вами знать: Презентация. Слайд 8 самой длинной рекой на территории России является Обь с притоком Иртыш.

— Кто нам покажет на карте Обь с притоком Иртыш?

А самой извилистой рекой России является река Пьяна, приток реки Сура, расстояние от истока до устья реки всего 30 км, а длина составляет 400 км и протекает она по Восточно-Европейской равнине.

— По рисунку 43 на странице 110 учебника назовите крупнейшие речные бассейны России. Презентация. Слайд 9

— Всё правильно, крупнейшим речным бассейном является река Обь с притоком Иртыш.

— У каждой реки есть своё начало и это место называют ______. Презентация. Слайд 10

— Одна река может вытекать из болота, другая река начинается из родника, третья река зарождается на склонах гор, четвёртая начинается из озера.

— Как называется место, где река впадает в другой водоём?

— Устья рек бывают разными

— Устье, которое имеет вид узкого воронкообразного залива – его называют эстуария. Презентация. Слайд 11

— По физической карте России приведите примеры рек, которые имеют эстуарии. ( Обь, Енисей, Дон и т.д.)

— А низменное пространство, образовавшееся в устье из речных отложений, называют дельтой реки. Презентация. Слайд 12

— По физической карте России приведите примеры рек, которые имеют дельты. ( Лена, Волга и т.д.)

-Мы должны с вами знать, что самая большая у реки Лена. Презентация. Слайд 13

— Кто её нам покажет на карте?

— Скажите мне, пожалуйста, почему у реки Волга имеется обширная дельта, а Обь и Енисей заканчиваются длинным морским заливом? — По физической карте определите название морей, в которые впадают предложенные реки, и определите их устье. Презентация. Слайд 14

— Покажите мне, пожалуйста, направление течения реки. Презентация. Слайд 15 ( Реки текут от истока к устью).

— По физической карте России определите, направление течения большинства рек России.

— С чем это связано?

— Удобно ли это для хозяйственной деятельности населения страны и заселение её территории?

— Где у нас правый и левый притоки?

— Что показано на слайде?

— Речная система — это река со своими притоками

— Назовите части реки.

— Правильно, реку можно разделить на верховье, среднее течение, низовье.

— На слайде представлено “Волжское яблоко”, скажите, пожалуйста, почему река Волга имеет такую речную систему? Презентация. Слайд 16

— Северная часть бассейна — это район избыточного увлажнения территории, а южная часть — район недостаточного.

— Вспомните, что такое бассейн реки и водораздел?

— Бассейн реки — это территория, с которой река со своими притоками собирает воду.

— Водораздел — это граница между бассейнами рек. Какие характеристики реки необходимы для хозяйственного использования? Презентация. Слайд 17

— Для хозяйственного использования рек необходимо знать количество рек, их длину и полноводность.

— От чего зависит полноводность рек? Презентация. Слайд 18 ( Полноводность рек зависит от количества воды в реке).

— От чего зависит количество воды в реке?

— На годовой сток влияют:

  • увлажнение местности;
  • многолетняя мерзлота как водоупорный горизонт;
  • горный и равнинный рельеф;
  • мягкие и кристаллические горные породы;
  • растительный покров лесов и пустынь;
  • водохранилища.

— Какую закономерность нужно выделить? ( Чем больше увлажнённость территории, тем больше количество воды в реке, следовательно, больше речной сток).

— Как вы думаете, изменяется ли речной сток во времени? Презентация. Слайд 20

— Правильно, речной сток изменяется в сутки, за месяц и за год.

— Годовой сток рек России составляет 4300 куб.м. Презентация. Слайд 19

— На долю российских рек приходится 10% мирового речного стока.

— 95% речного стока формируется в пределах России. По рисунку 42 на странице 109 определите реки России, которые имеют: Презентация. Слайд 21

  • наибольший речной сток;
  • наименьший сток.

— Почему Енисей занимает I место по объёму годового стока? Презентация. Слайд 22

— Как распределён речной сток по территории России? ( Речной сток распределён неравномерно).

— Какая часть России имеет наибольший речной сток?

— Около 80% его приходится на азиатскую часть страны.

— Внимание! Мы должны это знать! Самая многоводная река России – Енисей. Презентация. Слайд 23

— Как рельеф влияет на речной сток? Презентация. Слайд 24 ( На равнинах речной сток уменьшается, а в горах увеличивается).

Расход реки — это объём воды, протекающий через поперечное сечение потока в единицу времени. Презентация. Слайд 25

F — площадь поперечного сечения

V — скорость течения

Чем больше скорость течения, тем больше расход воды в реке.

— Как вы думаете, изменяется ли расход воды в реке? Презентация. Слайд 26 ( Расход воды в реке сильно колеблется в течение года).

— Расход воды в реке колеблется в течение года, по сезонам и т.д.

— Итак, подведём итог.

— От чего зависит полноводность рек? Презентация. Слайд 27

— Полноводность рек зависит от климата.

— Рассмотрим, как климат влияет на реки.

— Рассмотрите предложенные рисунки на слайде и определите, как климат влияет на реки. Презентация. Слайд 28

— Густота речной сети больше в северной части страны, где выпадает больше осадков. В южных районах — рек меньше.

— От чего зависит густота речной сети? Презентация. Слайд 29

— Густота речной сети зависит:

  • от общего увлажнения территории;
  • от рельефа и геологического строения территории.

— От климата зависит и питание рек. Презентация. Слайд 30

— Вспомним, типы питания рек.

Типы питания рек: дождевое, снеговое, ледниковое, грунтовое, смешанное. Презентация. Слайд 31

— Самостоятельно установите влияние разнообразных климатических условий на питание рек.

— Какие реки нашей страны имеют дождевое, снеговое, смешанное, подземное и ледниковое питание? Объясните свой выбор.

— Какой вывод мы можем сделать? Презентация. Слайд 32 ( Большинство рек России имеют смешанное питание).

От климата зависит режим рек. Презентация. Слайд 33

— Режим реки — это изменение реки во времени.

— Как изменяются во времени реки Башкортостана? ( Весной они полноводны, летом уровень реки уменьшается, осенью самый низкий уровень рек, зимой покрываются льдом).

— Для чего необходимо изучать режим рек?

Знание особенностей различных режимов рек необходимо для строительства и эксплуатации ГЭС, организации работы водного транспорта, а также для орошения, лесосплава и т.д.

— Режим рек необходимо характеризовать комплексно, учитывая: водный, тепловой, химический, биологический и режим твёрдого стока. Презентация. Слайд 36

— В зависимости от характера хозяйственного использования рек их водный режим может быть естественным или зарегулированным. Презентация. Слайд 37

— Зарегулированный режим имеют реки, на которых построены ГЭС, плотины и водохранилища.

— Назовите зарегулированные реки Башкортостана? ( Белая, Уфа и ряд малых рек Башкортостана)

— По рисунку 44 “Типы водного режима” на странице 112 учебника определите, типы водного режима рек России.

— По водному режиму реки делятся на три группы: Презентация. Слайд 38

  • с весенним половодьем;
  • с летним половодьем;
  • с паводочным режимом.Презентация. Слайд 39

— Рассмотрим реки с весенним половодьем.

— Для начала определим, что такое половодье? Презентация. Слайд 40

— Половодье — это ежегодно повторяющийся примерно в одно и то же время высокий подъём воды на реке, сопровождающийся затоплением поймы.

— По рисунку 44 “Типы водного режима” на странице 112 учебника определите, какие реки имеют режим весеннего половодья? ( Волга, Обь, Енисей, Лена и т.д.)

— Делаем вывод, большинство равнинных рек имеет режим весеннего половодья. Презентация. Слайд 41

— Какое питание преимущественно будет у этих рек? (Снеговое).

— По рисунку 44 “Типы водного режима” на странице 112 учебника определите, какие реки имеют режим летнего половодья? Презентация. Слайд 42 ( Это реки гор Прибайкалья, Забайкалья, Камчатки, Кавказа, Алтая, Северо-востока России).

— Какой тип питания им характерен? (У них преимущественно ледниковое питание).

— Рассмотрим реки с паводочным режимом.

Паводки — это резкие кратковременные подъёмы воды в реке, которые возникают в любое время года и связаны чаще всего с обильными дождями.

— По рисунку 44 “Типы водного режима” на странице 112 учебника определите, какие реки имеют паводочный режим? Презентация. Слайд 44 ( Это реки низкогорья западной части Большого Кавказа).

— Какой тип питания их характерен? ( Дождевое питание).

Летом из-за значительного испарения воды в реках очень низкий уровень воды. Это время называют меженью. Презентация. Слайд 46

Межень — это время устойчивого низкого уровня воды в русле реки.

— На слайде вам представлен график изменения расхода воды в реке за год.

— Расход воды в реке в течение года постоянно меняется. Презентация. Слайд 47

Данный график называют ГИГРОГРАФОМ.

— По картам учебника или атласа определите, в каком климатическом поясе преобладают:

  • реки с весенним половодьем (УКП);
  • реки с паводочным режимом ( сТКП);
  • реки с половодьем в тёплую часть года (УКП).

— Используя рисунок 45 “Замерзание и вскрытие рек” на странице 113 учебника назовите:

  • реки, имеющие ледостав с октября по май (Обь, Енисей, Лена и т.д.);
  • реки, не имеющие ледостава (реки Западной части Большого Кавказа);
  • реки с ледоставом с декабря по март (реки Предкавказья, Западная Двина)

— Объясните, почему на юге Восточно-Европейской равнины реки практически не замерзают, а на севере замерзают на 6-7 месяцев в году?

— Сделайте выводы о влиянии климатических условий на замерзание рек.

— Объясните, какое влияние оказывает продолжительность замерзания реки (ледостава) на её режим? Следующий режим, который мы рассмотрим — это режим твёрдого стока. Презентация. Слайд 48

— Твёрдый сток — это переносимый водой материал, состоящий из растворённых в воде химических и биологических веществ, а так же твёрдых мелких частиц.

— При каком условии будет переноситься больше материала? Презентация. Слайд 49) Это зависит от скорости течения).

— Какую закономерность мы отмечаем? ( Чем больше скорость течения, тем больше материала способна переносить река).

— Как вы думаете, на каких реках будет максимальный твёрдый сток? (На горных)

— Правильно, у нас в стране максимальный твёрдый сток имеет река Терек, она переносит 26 миллионов тонн материала в год.

— Из всего выше сказанного мы можем отметить, что река совершает определённую работу.

— Какую работу может совершать река? Презентация. Слайд 50

— Река совершает разрушительную и созидательную работу.

— Правильно, созидательную работу реки называют речной аккумуляцией, а разрушительную — речной эрозией.

— Чем различаются реки на предложенных фотографиях? Презентация. Слайд 51 ( Скоростью течения, характером и т.д.).

— От чего зависит скорость течения реки?

— Для ответа на это вопрос я вам предлагаю посетить школу “Уфимских мозголомов” и ответить на их вопрос. Уфимские мозголомы.wmv ( Скорость течения реки зависит от рельефа территории).

— По характеру реки бывают равнинными и горными. Презентация. Слайд 52

— Для оценки рек в жизни и хозяйственной деятельности человека очень важно знать не только режим реки и величину стока, но и падение, и уклон реки. Презентация. Слайд 53

Падение реки — это разность отметок высот поверхности воды в двух точках, расположенных на некотором расстоянии вдоль течения реки. Презентация. Слайд 54

— Для равнинных рек падение составляет несколько сантиметров на 1 км, для горных несколько метров на 1 км.

— Определите по физической карте России падение реки Волга от истока до Нижнего Новгорода. Презентация. Слайд 55

— Падение реки составляет 215 м. Эта река горная или равнинная?

— Уклон реки — это отношение падения реки к её длине. Презентация. Слайд 56

От уклона реки зависит скорость течения: у равнинных малые скорости течения, обычно 0,3-0,5м/сек., а у горных до 3-6м/сек.

— Определите уклон реки Волга от истока до Нижнего Новгорода. Презентация. Слайд 57

Как изменяются уклоны русла реки в нижнем, среднем и верхнем течении и как вязи с этим изменяется использование реки в хозяйстве? А так же рассмотрим работу реки на этих участках. Презентация. Слайд 58

— А будет ли меняться русло реки на этих участках? (Да, изменяется).

— На предложенном слайде определите, какое русло будет: Презентация. Слайд 59

  • в верховье реки;
  • в среднем течении;
  • в низовье.

— Падение и уклон являются результатом влияния рельефа на реки.

— Почему реки различаются по характеру течения?

— Равнинные реки имеют древний возраст, их русла сложены мягкими осадочными породами. Речные долины хорошо разработаны. Особенность этих рек – образование сухих дельт и минимальные нормы годового стока.

— Приведите примеры использование горных и равнинных рек в хозяйстве?

— Какие реки преобладают по характеру течения на территории России? ( Равнинные).

Из-за незначительных уклонов крупнейшие реки России по скорости течения – одни из самых медленных в мире. Презентация. Слайд 63

— По рисунку 43 “Распределение рек России по бассейнам” на странице 110 в учебнике определите, к бассейнам каких океанов относятся реки России? Презентация. Слайд 64

— Что служит водоразделами между бассейнами?

Сейчас ваши одноклассники расскажут вам о бассейнах рек России, ваша задача во время их выступления заполнить предложенную таблицу. Презентация. Слайд 65

— Объясните, почему бассейн рек Северного Ледовитого океана самый большой по площади?

Проверьте себя. Правильно ли вы заполнили таблицу по бассейну Северного Ледовитого океана. Презентация. Слайд 68

— Почему бассейн речных систем Тихого океана вытянулся узкой полосой вдоль побережья?

Проверьте себя. Правильно ли вы заполнили таблицу по бассейну Тихого океана. Презентация. Слайд 88

Проверьте себя. Правильно ли вы заполнили таблицу по бассейну внутреннего стока. Презентация. Слайд 96

Проверьте себя. Правильно ли вы заполнили таблицу по бассейну Атлантического океана. Презентация. Слайд 104

— По рисунку 42 “Многолетний сток рек” на странице 109 в учебнике определите, бассейн какого океана имеет наибольший речной сток, а какой наименьший?

— А сейчас мы с вами познакомимся с реками Республики Башкортостан.

— Мы сегодня очень часто вспоминали, о роле рек в хозяйственной деятельности человека и вам предлагается прослушать сообщение “Человек — река”.

— На сегодня мы закончили знакомиться с реками России и наша задача закрепить пройденный материал.

— Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. Подведём итоги, оценки за работу на уроке получают …

Список использованной литературы.

  1. Поурочный план по учебнику И.И.Бариновой “География России. Природа” 8 класс, автор-составитель О.В.Антушева. — Волгоград: Учитель, 2007. — стр.107-114
  2. Поурочный план по учебнику Э.М. Раковской “География. Природа России” 8 класс, автор-составитель Н.Н.Перепечева. — Волгоград: Учитель, 2005. — стр.104-112
  3. Башкортостан. Краткая энциклопедия. — Уфа: Научное издательство “Башкирская энциклопедия”, 1996
  4. Гареев А.М. Реки и озёра Башкортостана. _ Уфа: Китап, 2001
  5. Фюрон Р. Проблема воды на земном шаре. Л., 1966 Львович А.И. Защита вод от загрязнения. Л., 1977
  6. Беличенко Ю.П., Швецов М.М. Человек и вода. М., 1979
  7. Львович М.И. Вода и жизнь: Водные ресурсы, их преобразование и охрана. М., 1986

Источник

Конспект урока на тему «Реки России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира в 4 классе (УМК «Перспектива»)

Тема урока: Реки России

Форма урока: деловая игра — виртуальная экскурсия

Цель: сформировать представление о реках России и родного края.

Планируемые результаты: обучающиеся узнают термины, обозначающие части реки; научатся определять части реки, показывать на карте реки России, давать краткую характеристику рек азиатской и европейской части России и рек своего края;

предметные: пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи; построение логической цепи рассуждения;

метапредметные: умение прогнозировать свой учебный результат с помощью учителя и самостоятельно; осуществление своих действий и поступков на основе выбранных целевых и смысловых установок, контроль и оценка собственных учебных действий; осмысление правил взаимодействия в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях;

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений), осмысление и использование собственного жизненного опыта. иметь заинтересованность в приобретении и расширении знаний

Оборудование : физическая карта России, глобус, карта Свердловской области, учебники «Окружающйи мир» А. А. Плешакова, энциклопедии, раздаточный материал «Папка экскурсовода», ноутбуки.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, учебник «Окружающий мир» А. А. Плешакова.

— Как называется раздел, с которым познакомились? (По родным просторам)

— Что понимаем под словами «родные просторы»? (то, чем богата Россия)

— Чем богата Россия?

II. Самоопределение к деятельности

1) Загадка. Бежала – шумела.

2) Какая же тема урока? (Слайд 1, «Реки России»)

— Каждый ли человек может побывать на любой реке?

3) Форма нашего урока – виртуальная экскурсия. Все вы – экскурсоводы.

— Что должен знать экскурсовод?

4) Как бы вы определили цели нашего урока?

Узнать, какие реки протекают по территории нашей страны, учиться описывать объект по плану, находить необходимую научную информацию в источниках и использовать ее, находить связи в окружающем мире; составить экскурсию;

III. Работа по теме урока

— Вы будете работать группами. Каждая группа выполняет задания, которые находятся в портфеле экскурсовода.

1) План работы (Слайд 2, «План работы»)

1.Познакомиться с информацией из текста учебника (с. 62 – 63)

2.Обозначить части реки на схеме

3.Найти краткие сведения о реке

5.Представить отчёт — экскурсию

— Назовите реки, по которым вы будете проводить экскурсии. (Волга, Енисей, Ангара, Исеть)

2) План изучения реки (Слайд 3, «Характеристика реки»)

1.Найти реку на карте

2.Выяснить, в какой части России она протекает (европейской или азиатской)

3.Проследить течение реки

4.Определить, где река берёт начало, куда впадает

5.Найти притоки реки

6.Назвать крупнейшие города на реке

3) Таблица, которую вы будете заполнять, — это «Маршрутный лист» (Слайд 4, таблица)

4) Самостоятельная работа в группах (ТОУУ – схема реки, по одному от группы)

5) Работа по составлению экскурсии включить ноутбуки.

6) Представление экскурсии (ТОУУ)

— Наша страна богата реками

— Реки протекают только по европейской части страны

— Место, куда впадает река, называется исток

— У реки есть правый и левый рукав

— Реки впадают только в озёра

— Волга – самая длинная река в Европе

— Все реки России экологически чистые

V. Домашнее задание (Слайд 5)

1. Прочитать статью в учебнике о реках России (с. 64 – 65), выполнить задания в РТ (с. 36 № 1, 2)

2. Сделать презентацию об одной из рек России

3. Узнать об экологической обстановке на этих реках, составить рассказ или презентацию

VI. Подведение итогов урока

— Понравилась ли работа, которую вы выполняли?

— Что, на ваш взгляд, показалось самым интересным на уроке?

— Где в жизни может пригодиться ваш опыт, который сегодня приобрели?

Спасибо за урок.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Реки России» »

Друзина Ирина Владимировна,

учитель начальных классов,

МАОУ Лицей № 88, г. Екатеринбург

Урок окружающего мира в 4 классе (УМК «Перспектива»)

Тема урока: Реки России

Форма урока: деловая игра — виртуальная экскурсия

Цель: сформировать представление о реках России и родного края.

Планируемые результаты: обучающиеся узнают термины, обозначающие части реки; научатся определять части реки, показывать на карте реки России, давать краткую характеристику рек азиатской и европейской части России и рек своего края;

предметные: пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи; построение логической цепи рассуждения;

метапредметные: умение прогнозировать свой учебный результат с помощью учителя и самостоятельно; осуществление своих действий и поступков на основе выбранных целевых и смысловых установок, контроль и оценка собственных учебных действий; осмысление правил взаимодействия в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях;

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений), осмысление и использование собственного жизненного опыта. иметь заинтересованность в приобретении и расширении знаний

Оборудование : физическая карта России, глобус, карта Свердловской области, учебники «Окружающйи мир» А. А. Плешакова, энциклопедии, раздаточный материал «Папка экскурсовода», ноутбуки.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, учебник «Окружающий мир» А. А. Плешакова.

— Как называется раздел, с которым познакомились? (По родным просторам)

— Что понимаем под словами «родные просторы»? (то, чем богата Россия)

— Чем богата Россия?

II. Самоопределение к деятельности

1) Загадка. Бежала – шумела.

2) Какая же тема урока? (Слайд 1, «Реки России»)

— Каждый ли человек может побывать на любой реке?

3) Форма нашего урока – виртуальная экскурсия. Все вы – экскурсоводы.

— Что должен знать экскурсовод?

4) Как бы вы определили цели нашего урока?

Узнать, какие реки протекают по территории нашей страны, учиться описывать объект по плану, находить необходимую научную информацию в источниках и использовать ее, находить связи в окружающем мире; составить экскурсию;

III. Работа по теме урока

— Вы будете работать группами. Каждая группа выполняет задания, которые находятся в портфеле экскурсовода.

1) План работы (Слайд 2, «План работы»)

1.Познакомиться с информацией из текста учебника (с. 62 – 63)

2.Обозначить части реки на схеме

3.Найти краткие сведения о реке

4.Заполнить таблицу

5.Представить отчёт — экскурсию

— Назовите реки, по которым вы будете проводить экскурсии. (Волга, Енисей, Ангара, Исеть)

2) План изучения реки (Слайд 3, «Характеристика реки»)

1.Найти реку на карте

2.Выяснить, в какой части России она протекает (европейской или азиатской)

3.Проследить течение реки

4.Определить, где река берёт начало, куда впадает

5.Найти притоки реки

6.Назвать крупнейшие города на реке

3) Таблица, которую вы будете заполнять, — это «Маршрутный лист» (Слайд 4, таблица)

4) Самостоятельная работа в группах (ТОУУ – схема реки, по одному от группы)

5) Работа по составлению экскурсии включить ноутбуки.

6) Представление экскурсии (ТОУУ)

— Наша страна богата реками

— Реки протекают только по европейской части страны

— Место, куда впадает река, называется исток

— У реки есть правый и левый рукав

— Реки впадают только в озёра

— Волга – самая длинная река в Европе

— Все реки России экологически чистые

V. Домашнее задание (Слайд 5)

1. Прочитать статью в учебнике о реках России (с. 64 – 65), выполнить задания в РТ (с. 36 № 1, 2)

2. Сделать презентацию об одной из рек России

3. Узнать об экологической обстановке на этих реках, составить рассказ или презентацию

VI. Подведение итогов урока

— Понравилась ли работа, которую вы выполняли?

— Что, на ваш взгляд, показалось самым интересным на уроке?

— Где в жизни может пригодиться ваш опыт, который сегодня приобрели?

Источник

Читайте также:  Сертолово массив черная речка снт ромашка