Меню

Памятник рекам в питере



35 главных памятников Санкт-Петербурга

Монументальное искусство Санкт-Петербурга – тема для самостоятельной экскурсии по городу, и не одной. Город предлагает гостям познакомиться с произведениями разных веков и окунуться в историю. Памятники по большей части связаны с событиями прошлого и отражают городские легенды. Например, благодаря им можно узнать, почему Заячий остров так назван, или, какая рыбка спасла блокадников от голодной смерти.

Императоры и императрицы стремились оставить после себя упоминания о выигранных войнах, почивших предках и выдающихся современниках. Екатерина II часто заказывала скульптуры у лучших мастеров, в том числе и иностранцев. Есть среди памятников и диковинные объекты, вроде древних сфинксов, которые были привезены из Египта, или памятника «Стерегущий» в стиле модерн.

Исторические и современные памятники Санкт-Петербурга

Список самых известных и популярных памятников города.

Александровская колонна

Название дано в честь Александра I, правившего в годы Отечественной войны 1812 года. В честь победы в 1834 году на главной площади города и появилась триумфальная колонна. Высота памятника вместе с венчающим его ангелом – 47,5 метра, что делает проект О. Монферрана самой высокой свободностоящей колонной в мире. Выполнена из гранитного монолита и сохраняет природную красоты камня.

aleksandrovskaya-kolonna-700x466

«Медный всадник»

Памятник Петру I, отлитый из бронзы, стоит на каменном монолите внушительных размеров. Его заказала Екатерина II у скульптора Э. Фальконе, который работал вместе с ученицей А. М. Колло. Открытие состоялось в 1782 году, но уже без присутствия мастера, покинувшего город из-за интриг во дворце. Императрица приказала написать на памятнике «Петру I Екатерина II», подчёркивая, что «вторая» она именно после основателя Петербурга.

mednyj-vsadnik-700x464

Памятник Екатерине II

Открыт в 1873 году на площади Островского. Императрица по задумке скульптора М. Микешина стоит в формально-торжественной позе с атрибутами власти в руках и короной у ног. Памятник полон символизма. Например, пьедестал напоминает колокол, а бронзовая скульптура Екатерины II значительно выше её подданных – видных деятелей того времени, чьи фигуры располагаются у основания композиции.

pamyatnik-ekaterine-II-1-700x463

Монумент героическим защитникам Ленинграда

Его созданием занимались С. Сперанский, М. Аникушин, В. Каменский. Открытие приурочили к 30-ому Дню победы в 1975 году. Рядом в годы войны пролегала фронтовая дорога. Центральная часть мемориала – обелиск высотой в 48 метров. Перед ним две фигуры – солдат и рабочий, что показывает, насколько подвиг обоих был важен в деле борьбы с захватчиками и оценён современника. С 1978 года работает подземный памятный зал.

monument-geroicheskim-zashchitnikam-leningrada-700x465

Памятник А. С. Пушкину

Центральный объект площади Искусств. Напротив – Государственный Русский музей. Год установки – 1957. Высота вместе с постаментом – около 8 метров. Автору проекта М. Аникушина поставили задачу – вписать своё произведение в сложившийся архитектурный стиль площади. Справиться с этим скульптору удалось: он даже удостоился Ленинской премии за эту работу. Его Пушкин как будто замер в моменте чтения своих стихов.

pamyatnik-as-pushkinu-2-700x471

Ростральные колонны

Построены на Васильевском острове в начале XIX века и были портовыми фонарями. Их использовали по ночам, а также во время тумана. По прямому назначению конструкции прослужили до 1885 года. Автор проекта – Жан-Франсуа Тома де Томон. Каждая колонна имеет высоту 32 метра, а внутри – винтовую лестницу. В наши дни Ростральные колонны работают на газу и зажигаются только по особым случаям.

rostralnye-kolonny-700x474

Памятник А. В. Суворову

Первый памятник страны, установленный некоронованной особе. Заказал его Пётр I, и в 1801 году монумент появился на одноименной площади. Скульптор М. Козловский допустил сильное отступление от реальности, изобразив полководца древнеримским богом Марсом. Ассоциация с войной и победами оказалась важнее внешнего сходства. «Суворов» стоит на высоком постаменте, готовый вести за собой армию в бой.

pamyatnik-av-suvorovu-1-700x458

«Чижик-Пыжик»

Бронзовую птичку можно найти на парапете моста вблизи Михайловского замка. Здесь она стоит с 1994 года. Автор проекта – Р. Габриадзе. Высота – всего 11 см. Памятник сделан по мотивам текста шуточной песенки. «Чижика» воровали 7 раз, но каждый раз он возвращался на законное место. Есть примета, что удача улыбнётся тому, кто бросит птичке монетку, и она не упадёт в воду с небольшого по площади постамента.

chizhik-pyzhik-700x467

Памятный знак «Блокадной колюшке»

Когда во время блокады в Петербурге и окрестностях было совсем плохо с едой, многих людей от голодной смерти спасла маленькая рыбака колюшка. Она в обычное время не является промысловой и не употребляется в пищу. Ловили колюшку, чем придётся, так как сквозь сети она проскальзывала. В 2005 году на острове Котлин появилась композиция по проекту Н. Чепурного, напоминающая о тех событиях.

pamyatnyj-znak-blokadnoj-kolyushke-700x464

Памятник Александру Невскому

Открыт в 2002 году на одноименной площади. Творение скульптора В. Козенюка – пятый конный памятник города. Работу благословил патриарх Алексий II. В связи с болезнью мастера его проект заканчивали А. Чартин и А. Тальмин. Памятник нередко сравнивают с Медным всадником из-за внешнего сходства и так как и Пётр I, и Невский защищали родную землю от шведов. Среди жителей монумент получил название «регулировщик».

pamyatnik-aleksandru-nevskomu-700x461

Московские Триумфальные ворота

Располагаются на месте, где в прошлом была застава, с 1838 года. От них начинается Московский тракт. Некое подобие арки – посвящение победам в русско-персидской и русско-турецкой войнах. Конструкцию украшают барельефы и военные трофеи. В своё время сборный портик из 12 колон был самым массивным сооружением из чугуна. В 1936 году ворота разобрали, в 1960 восстановили в прежнем виде и на том же участке.

moskovskie-triumfalnye-vorota-700x457

Нарвские триумфальные ворота

Сооружены в память о победе в войне с Наполеоном. Ворота стали последним проектом Дж. Кваренги. Первоначальная конструкция 1814 года состояла из дерева и алебастра, поэтому быстро пришла в негодность. Уже к концу 20-х годов XIX века на том же месте появилась каменная арка. Высота – 23 метра, ширина прохода – 15 метров. В пилонах имеются помещения, где среди прочего организована музейная экспозиция.

narvskie-triumfalnye-vorota-700x464

Памятник «Конке»

Установлен недалеко от станции «Василеостровская» в 2007 году. Памятник представляет собой вагон конно-железной дороги. Такие существовали в 70-х годах позапрошлого века. Копия создана по чертежам, сохранившимся на Путиловском заводе. Лошади и ямщик выполнены из искусственного мрамора в натуральную величину. Первый вариант – из бетона и пластика – заменили на нынешний в 2007 году. За проект отвечал А. Зиякаев.

pamyatnik-konke-700x463

Обелиск «Городу-Герою Ленинграду»

Появился в 1985 году по случаю 40-летия со дня победы в Великой Отечественной. Для установки памятника выбрали площадь Восстания. У проекта по созданию обелиска несколько авторов, где каждый занимался своей частью работ. Например, за архитектурную составляющую 240-тонного гранитного монолита отвечали А. Алымов и В. Лукьянов. Увенчан памятник звездой, а нижнюю часть украшают барельефы на тему войны.

obelisk-gorodu-geroyu-leningradu-700x466

Памятник Николаю I

Год установки – 1859. Для памятника отвели место на Исаакиевской площади. Проектом занимался П. Клодт, но пьедестал с множеством деталей разрабатывал О. Монферран. В барельефах нашли отражение основные вехи царствования Николая I, есть конкретные отсылки и абстрактные. Этот монумент разделён с памятником Петру I Исаакиевским собором, и находят они на одной оси, как бы один догоняет другого.

pamyatnik-nikolayu-I-700x462

Памятник Александру III

С 1994 года украшает вход в Мраморный дворец. Свою историю ведёт с 1909 года, когда появился на Знаменской площади. Скульптор Б. Трубецкой сделал около 14 вариантов, включая 2 в полный рост. Хотя памятник критиковали, Николаю II он понравился. По приказу императора на пьедестале даже появилась надпись, свидетельствующая об этом. По причине войн и волнений памятник несколько раз менял адрес прописки.

pamyatnik-aleksandru-III-700x463

«Царь-плотник»

Проект памятника утвердил сам Николай II. С его подачи композиция, изображающая молодого Петра I за работой, заняла своё место напротив Адмиралтейства в 1910 году. Спустя год копию памятника скульптора Л. Бернштама отправили в Нидерланды. Поскольку оригинал уничтожили после революции, к 300-летию Санкт-Петербурга голландцы подарили дубликат городу, и он теперь стоит на Адмиралтейской набережной.

car-plotnik-700x470

Сфинксы на Университетской набережной

Древние скульптуры, привезённые в страну из Египта. Они были обнаружены во время раскопок в Фивах. Куплены сфинксы в начале 30-х годов XIX века. На торгах их чуть не перехватил конкурент из Франции. После изучения памятники установили на Университетской набережной, хотя многие исследователи были против: климат мог оказаться губительным для сфинксов. В 2002 году памятник отреставрировали.

sfinksy-na-universitetskoj-naberezhnoj-700x463

Памятник Анне Ахматовой

Выбор места для скульптуры поэтессы обусловлен её же словами. По заверению Ахматовой, она провела около знаменитой тюрьмы не менее 300 часов. О желании видеть свой памятник именно здесь поэтесса открыто говорит в «Реквием». Хотя саму Анну не арестовывали, её муж и сын, а также близкие друзья в разное время прошли через «Кресты». Открытие памятника состоялось в 2006 году. Скульптор – Г. Додонова, архитектор – В. Реппо.

pamyatnik-anne-ahmatovoj

Памятник Н. В. Гоголю

Изначально планировалось установить его к 100-летию писателя. Однако власти никак не могли утвердить проект. В итоге, скульптура появилась только в 1997 году на Малой Конюшенной улице. Общая высота памятника – около 5 метров. Разработка велась под руководством скульптора М. Белова. Отходить от классического образа он не стал: бронзовый Гоголь стоит в задумчивости, немного склонив голову.

pamyatnik-nv-gogolyu-700x461

Памятник И. А. Крылову

Открытие состоялось в 1855 году в Летнем саду. Среди памятников литераторам в городе этот стал первым. Скульптор П. Клодт изобразил баснописца сидящим с книгой в руках и немного усталым. По всей ширине пьедестал, высота которого около 3,5 метра, украшен барельефами. В них без проблем читаются знакомые образы – герои произведений Крылова, например, «Квартета» и «Вороны и лисицы».

pamyatnik-ia-krylovu-700x465

«Зайчику, спасшемуся от наводнения»

Памятник создан, чтобы увековечь легенды, связанные с названием Заячьего острова. Он установлен на свае около Иоанновского моста в 2003 году. Первоначально проект был сложнее, и расположение было заявлено в ином месте, но ради экономии его переосмыслили. Заяц имеет высоту 58 см и покрыт нитридом титана для прочности. По приданию он прыгнул то ли в руки, то ли на сапог Петра I, когда тот только ступил на остров.

zajchiku-spasshemusya-ot-navodneniya-700x821

Памятник Павлу I в Михайловском замке

Располагается во дворе Михайловского замка с 2003 года. Авторы – В. Горев и В. Наливайко. Именно Павел I принял решение о строительстве здесь дворца. Император стремился сменить местожительства, опасаясь дворцовых переворотов в Зимнем. Однако осторожность и мнительность его не спасли: не прошло и полутора месяца после переезда в Михайловский замок в 1801 году, как Павла убили в его спальне.

pamyatnik-pavlu-I-v-mihajlovskom-zamke-700x471

Памятник И. Ф. Крузенштерну

Открыт 1873 году на набережной Лейтенанта Шмидта. Напротив – кадетское морское училище, где получал образование адмирал. Автор скульптуры – И. Монигетти. Высота вместе с постаментом – более 5,5 метра. Вокруг – невысокая кованная ограда. Особая деталь памятника – герб Крузенштерна с девизом, которому он был всегда верен: «spe fretus» — «живущий надеждой». В 70-х похищен бронзовый кортик, который нашли в 1999 году.

pamyatnik-if-kruzenshternu-700x469

Памятник А. С. Грибоедову

Совет народных комиссаров постановил создать изваяние писателя ещё в 1936 году. Бюрократические проволочки и война замедлили работы по проекту В. Лишева. Памятник отлили в 1949, а установили семью годами позже напротив будущего здания ТЮЗа. Хотя площадь была связана с различными историческими событиями, к жизни и творчеству Грибоедова она не имела никого отношения. Это не нравилось многим исследователям.

pamyatnik-as-griboedovu-700x463

Памятник М. В. Ломоносову

Находится около Санкт-Петербургского государственного университета с 1986 года. Ломоносов здесь учился, а потом работал ректором. Идея создать памятник учёному возникла гораздо раньше, но её переносили от одной знаковой даты к другой. Реализовать проект удалось лишь к 275-летию Ломоносова. Рядом с монументом, выполненном в классическом стиле, каждый год проходит церемония приветствия первокурсников.

pamyatnik-mv-lomonosovu-700x473

«Стерегущий»

Создан в стиле модерн в начале прошлого века, больше в городе таких нет. Установлен в Александровском парке. Авторы проекта – А. фон Гоген и К. Изенберг. Памятник посвящён гибели экипажа миноносца «Стерегущий» во время русско-японской войны. Сюжет композиции связан с легендой, что двое матросов затопили корабль. Они находились в патовой ситуации и не хотели отдавать судно врагу.

steregushchij-700x453

Памятник Ф. М. Достоевскому

Установлен на Владимирской площади. Автор – Л. Холина. Первые наработки по проекту появились ещё в середине 50-х годов прошлого века. Открытие же состоялось только в 1997 году. Доделывали памятник уже потомки Холиной. Место выбирали по совету представителей музея писателя: недалеко отсюда Достоевский умер. Литератор изображён задумчивым и хмурым, каким его и представляют читатели.

pamyatnik-fm-dostoevskomu-700x457

«Румянцева победам»

Обелиск возвели в 1799 году, чтобы увековечить память героев русско-турецкой войны. Местом установки выбрали Марсово поле. В связи с периодическими перестройками площадей и появлением новых памятников, творение архитектора В. Бренна дважды переносили. Сейчас обелиск находится на Васильевском острове, куда его определил лично Александр I. Вокруг в 60-х годах позапрошлого века разбили сад.

rumyanceva-pobedam-700x459

Памятник Петру I в Петропавловской крепости

Автор памятника М. Шемякин рассказывает, что идею для создания монумента ему предложил Владимир Высоцкий. Автор прибегнул к необычной технике, увеличив пропорции тела императора в полтора раза, не меняя размеров головы. При этом для создания лица использовалась посмертная маска Петра I. Установили памятник в 1991 году на территории Петропавловской крепости. Он неоднозначно воспринимается общественностью.

pamyatnik-petru-I-v-petropavlovskoj-kreposti-700x465

Памятник Н. А. Римскому-Корсакову

Установлен у Ленинградской консерватории в 1952 году. Здесь композитор профессорствовал почти 40 лет. Над изваянием работали: архитектор М. Шепилевский, скульпторы В. Боголюбов и В. Ингал. Памятник производит впечатление своими габаритами. Хоть Римский-Корсаков и изображён сидя, общая высота – более 7 метров. Для постамента были использованы некоторые блоки от памятника Александру III.

pamyatnik-na-rimskomu-korsakovu-700x465

Памятник М. И. Кутузову

Одно из первых произведений монументальной скульптуры в городе, передающих реальный портрет исторической личности. Установлен в 1837 году на Казанской площади в честь 25-летия победы в войне с Наполеоном. Проект базируется на наработках Б. Орловского. Входит в единую группу с памятником Барклаю де Толли. Однако Кутузов показан куда более решительным, так как именно он ассоциируется с успехом русской армии.

pamyatnik-mi-kutuzovu-700x464

Памятник Барклаю де Толли

Гармонично вписан в архитектуру Казанской площади вместе с памятником Кутузову. Монумент открыли также в 1837 году в связи с 25-летием со дня победы в Отечественной войне. Поскольку де Толли командовал отступлением, его образ скульптором Орловским передан не слишком уверенным. Во время Великой Отечественной памятник не прятали и не закрывали, в отличие от большинства скульптур Санкт-Петербурга.

pamyatnik-barklayu-de-tolli-700x474

Памятник С. О. Макарову

В 1913 году по проекту Л. Шервуда в Кронштадте создан памятник флотоводцу и полярному исследователю Степану Макарову. Установлен на Якорной площади в присутствии Николая II. Отливали скульптуру из бронзы в Петербурге, а постамент изготовили из гранита. Композиция, имеющая высоту около 8,5 метра, получилась экспрессивной. Якорные цепи, окружившие памятник – реальные и были доставлены со склада.

pamyatnik-so-makarovu-700x463

Львы Санкт-Петербурга

Существует туристический маршрут, позволяющий увидеть самые популярные скульптуры львов, расставленные по городу в разные века. Например, львов, установленных в 1832 году напротив Адмиралтейства. Также следует пройти по Львиному мостику на набережной канала Грибоедова. А на Петровской набережной туристов встречают китайские львы Ши-Цза, подаренные городу Маньчжурией в 1907 году.

Источник

Памятники Санкт-Петербурга

Ростральные колонны

Памятник Петру I (Медный всадник)

Памятник Петру I

Александровская колонна

Памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли

Памятник Николаю I

Памятник Екатерине II

Памятник Суворову А.В.

Обелиск «Румянцева победам»

Памятник Пушкину А.С. на Пушкинской улице

Памятник Пушкину А.С.

Памятник Александру III

Известные памятники Санкт-Петербурга такие как – памятник Петру I (Медный всадник), Ростральные колонны, Александровская колонна, давно стали символами города на Неве. Все гости, приезжающие в наш город, стараются запечатлеть эти знаменитые памятники Санкт-Петербурга на фото, или видио. Однако в северной столице воздвигнуто множество монументов, которые при ознакомлении будут также интересны, как и те парадные памятники, уже знакомые Вам по книгам, открыткам и фильмам.

С первых годов основания Санкт-Петербурга, еще при Петре I, начали возводить памятники, они носили характер триумфальных сооружений.

Ростральные колонны, возводимые вместе со зданием Биржи на Стрелке Васильевского острова в 1805 – 1810 годах по проекту архитектора Тома де Томона, по своему архитектурному решению и смыслу являются триумфальными колоннами, по подобию тех, которыми украшали Древний Рим в честь великих побед и завоеваний. Каждая из них украшена рострами (носовыми частями кораблей) и парными сидящими статуями, аллегориями четырех русских рек — Волги и Днепра, Волхова и Невы. Венчают колонны чаши, в которых зажигали огни в особо торжественных случаях – эта традиция сохранилась и до нашего времени.

Еще одним триумфальным сооружением петровского времени являются Петровские ворота в Петропавловской крепости.

Самым знаменитым памятником Санкт-Петербурга считается монумент Петру I (Медный всадник) на Сенатской площади, воздвигнутый в 1782 году по указу императрицы Екатерины II. Авторами этого шедевра были — скульптор Этьен Морис Фальконе и архитектор Юрий Матвеевич Фельтен. Для того времени установить конную статую на гранитный монолит в форме скалы было абсолютным новаторством в мире, никогда еще постаментом для памятников не служил камень не геометрической формы. Сама конная скульптура имела тоже оригинальное решение – вздыбленный конь, несущий всадника. Обычно для того времени прототипами для конных изваяний служили аналоги статуй эпохи Возрождения. По праву считается Медный всадник одним из лучших конных памятников в мире. Свое второе название этот монумент получил по знаменитой поэтической повести Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник», написанной в 1833 году.

Читайте также:  Какие реки в чете

Первый конный памятник Петру I стоит на Кленовой аллее перед Михайловским замком; хотя и установлен он был в 1800 году по указу императора Павла I, но создавался еще при жизни Петра Великого. Идея создания этого монумента принадлежала самому государю, который решил воздвигнуть себе памятник после Полтавской победы в 1709 году. Воплощение своей идеи Петр I, поручил известному итальянскому скульптору Карло Бартоломео Растрелли. Работы над скульптурным изваянием начались в 1716 году, в 1724 году восковая модель была представлена на утверждение государю, но статуя не была отлита, так как император Петр I скончался в 1725 году. Памятник, созданный по подобию древнеримских изваяний, где император Петр Великий предстает в виде триумфатора в парадном одеянии римских цезарей, в лавровом венке, гордо восседая на могучем коне, выглядит невероятно монументальным и торжественным.

Еще один известный конный памятник Санкт-Петербурга находится на Исаакиевской площади, воздвигнутый другому императору Николаю I в 1859 году. Автором проекта был архитектор Огюст Монферран, скульптором П.К.Клодт. Уникальность этого монемента заключается в том, что конная статуя имеет всего две точки опоры.

Последний конный памятник царствующим особам был установлен в 1909 году на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) у Николаевского (Московского) вокзала – императору Александру III, авторами которого были скульптор П.П.Трубецкой и архитектор Ф.О. Шехтеляь. Этот монумент отличается от других своей статикой и мощью, что в свое время вызывало множество споров у современников. Заказчик памятника император Николай II не совсем был согласен с такой трактовкой статуи, но вдовствующей императрице Марии Федоровне скульптурное изображение императора Александра III понравилось и памятник торжественно установили. В 1937 году монумент демонтировали и он оказался в запасниках Русского музея. С 1994 года памятник Александру III находится перед Мраморным дворцом.

Прогуливаясь по Невскому проспекту, гости нашего города обязательно заходят в Екатерининский сквер, что перед Александринским театром, чтобы ближе рассмотреть удивительный по своей красоте памятник императрице Екатерине II, установленном в 1873 году. Этот памятник был изготовлен к столетию восшествия на престол императрицы Екатерины II, на пьедестале есть надпись «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год». Авторами этого монумента были: скульпторы М. О. Микешин, М. А. Чижов, А. М. Опекушин, архитектор Д. И. Гримм. Большой интерес к этому монументальному сооружению вызывает не только великолепная статуя императрицы в парадном облачении, но и постамент, на котором расположены девять фигур известных деятелей екатерининской эпохи.

Многие знаменитые памятники Санкт-Петербурга были воздвигнуты в честь побед и воинской славы России. В Румянцевском саду на Университетской набережной стоит обелиск «Румянцева победам», возведенный в честь побед, одержанных русскими войсками под командованием генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского. Этот обелиск был воздвигнут архитектором Винченцо Бренна по указу императора Павла I в 1799 году.

Один из самых известных памятников Санкт-Петербурга находится на дворцовой площади – Александровская колонна. Этот грандиозный монумент был установлен перед Зимним дворцом в 1834 году, по проекту архитектора Огюста Монферрана, по указу императора Николая I, в честь победы России над Наполеоном и посвящена была императору Александру I Победителю. Колонна была высечена из огромного гранитного монолита и установлена на постамент украшенный барельефами; венчает монумент фигура ангела держащего крест. Колонна весом более 600 тонн стоит на основании без дополнительных опор под действием собственной силы тяжести.

На Дворцовой площади расположено еще одно триумфальное сооружение – Арка Главного штаба, которая соединяет два крыла здания Главного штаба. В 1820 – 1828 на Дворцовой площади по проекту зодчего Карла Росси был возведен архитектурный комплекс, где разместили военные и другие государственные ведомства, главным украшением которого стала Арка Главного штаба, ставшая парадным входом на Дворцовую площадь. Венчает арку великолепная скульптурная группа в виде колесницы, запряженной шестью лошадьми, над которой возвышается богиня Победы.

Победе в войне 1812 года посвящена еще одна триумфальная арка – Нарвские ворота. Изначально для чествования победоносного возвращения русских войск в Санкт-Петербург из Франции, были выстроены деревянные триумфальные Нарвские ворота, которые в 1834 году были заменены на сооружение, изготовленное из долговечных строительных материалов, по проекту архитектора Василия Петровича Стасова.

Император Николай I, желая увековечить славу русского оружия в других победах, приказывает возвести еще одну триумфальную арку. В 1834 – 1838 годах по проекту зодчего Василия Петровича Стасова были возведены триумфальные Московские ворота в честь побед России в войнах с Персией в 1826 – 1828 годах и с Турцией в 1828-1829 годах, на месте городской заставы въезда в Санкт-Петербург со стороны Москвы.

Уникальный по своему решению монумент воинской славы находится перед Троице-Измайловским собором, который воздвигли в 1886 году по проекту архитектора Д. И. Гримма – Колонна Славы. Посвящен он подвигу русского воинства при взятии Плевны во время русско-турецкой войны 1877-1878 годах. Колонна изготовлена из стволов, захваченных в боях трофейных турецких пушек. В 1930 году монумент был разобран. 1990-х годах его восстановили на прежнем месте.

В России всегда чествовали великих полководцев, считая их гордостью нации. На Суворовской площади, обращенная лицом к Неве, в рыцарском облачении, на постаменте возвышается аллегорическая статуя в облике бога войны Марса – один из самых красивых памятников Санкт-Петербурга, изображающий великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Во время военных действий Россия не проиграла ни одного сражения при его участии, а слава гениального полководца навсегда закрепилась за его именем.

Прогуливаясь по Невскому проспекту можно увидеть скульптурные изваяния еще двум прославленным полководцам Отечества. Перед Казанским собором стоят два монумента командующим русской армии в войне1812 года, фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, которые были воздвигнуты к 25-летнему юбилею разгрома наполеоновской армии.

Невский проспект богат памятниками, здесь можно повстречать известные и монументальные изваяния и камерные городские скульптуры. Напротив Казанского собора, через Невский проспект, можно увидеть памятник великому русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю, он был установлен в 1997 году и относится к современным памятникам. Если пройти чуть дальше по Малой Конюшенной улице, то повстречаете прекрасный образец городской скульптуры «Городового», которая была установлена 27 мая 1998 года и является подарком городу от петербургских правоохранительных органов.

На площади Искусств, перед Русским музеем, стоит один из самых выразительных памятников гениальному русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, работы скульптора М.К. Аникушина. Поэт предстает перед зрителем в момент чтения своего произведения, со вскинутой и отведенной в сторону рукой. Скульптура великому поэту была открыта в день празднования 250-летия основания города Ленинграда в 1957 году.

Многие известные памятники Санкт-Петербурга посвящены деятелям культуры и науки – они представлены монументальными изваяниями, бюстами, барельефами и мемориальными досками.

На знаменитой Театральной площади находятся сразу два скульптурных изваяния великим русским композиторам – Михаилу Ивановичу Глинке и Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову.

Один из самых интересных памятников писателю, которого мы знаем с самого детства, установлен в Летнем саду – великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Он был воздвигнут в 1855 году на средства, собранные горожанами. Автор изваяния скульптор П.К. Клодт изобразил писателя сидящим с книгой в окружении персонажей своих басен, которые расположены на постаменте. Особое лирическое настроение создают окружающие статую старинные купы деревьев Летнего сада.

На Университетской набережной, установлен памятник великому русскому ученому и просветителю Михаилу Васильевичу Ломоносову. Монументальность скульптурного изваяния достигнута за счет удачного композиционно-пластического решения – на мощном постаменте возвышается сидящая фигура Ломоносова в полуобороте, на коленях развернуты листы бумаги с научными трудами, но ученый отвлекся от работы над ними, его мысли и взор обращены в будущее.

Особое место в Санкт-Петербурге занимают мемориалы, увековечившие память подвигу ленинградцев в дни блокады во время Великой Отечественной войны. На Пискаревском мемориальном кладбище, где находятся массовые захоронения жителей блокадного Ленинграда и воинов-защитников города, воздвигнут монументальный комплекс по проекту архитекторов А.В. Васильева и Е.А. Левинсона, торжественное открытие которого состоялось 9 мая 1960 года. Ежегодно в памятные даты (27 января, 8 мая, 22 июня и 8 сентября) здесь проходят церемонии возложения венков и цветов к монументу «Мать-Родина».

Еще один грандиозный монументально-скульптурный и музейный комплекс — Монумент Героическим защитникам Ленинграда, находится на площади Победы. Этот монумент посвященный защитникам Ленинграда во время Великой отечественной войны был воздвигнут в 1975 году по проекту скульптора М. К. Аникушина и архитекторов В. А. Каменского, С.Б. Сперанского.

В нашем городе и сейчас создаются и устанавливаются новые памятники, многие из которых становятся известными памятниками Санкт-Петербурга.

Источник

Великие памятники Санкт-Петербурга

Лахта-центр. Фото: Ad Meskens (Wikimedia Commons)

Санкт-Петербург сам по себе великий город-памятник истории, архитектуры, культуры, воинской славы. На его территории много великих памятников старины — дома, особняки, дворцы. Есть немало великих памятников-мемориалов и в скульптурном выполнение.

Пригороды и окрестности Петербурга — сплошь великие памятники сами по себе и в них тоже множество великих памятников истории и архитектуры. Но всё же, когда туристы спрашивают: «Какие самые великие памятники в Санкт-Петербурге?» — постараемся ответить.

«Медный всадник» и Петропавловская крепость

Одним из самых главных памятником Санкт-Петербурга, пожалуй, считается и очень заслуженно — памятник Петру I — «Медный всадник», расположенный на Сенатской площади. Конная скульптура посвящена царю — основателю великого города на Неве, построившего главное творение своей жизни в 1703 году.

День рождения Санкт-Петербурга — 27 мая. Именно этим днём датируется закладка царём на Заячьем острове — Петропавловской крепости, которая стала первым сооружением города на Неве. И посему и прежде всего — Петропавловская крепость, из архитектурных строений, является — великим памятником Санкт-Петербурга.

Скульптурный великий памятник «Медный всадник» был создан по инициативе Екатерины II. Императрица сама лично выбирала его месторасположение — рядом с Адмиралтейством, которое также основал государь. Для возведения памятника Петру Великому Екатерине Великой посоветовали пригласить французского скульптора Этьена Мориса Фальконе.

Монумент, несмотря на название, выполнен из бронзы, постамент гранитный. Его открытие состоялось 18 августа 1782 года. А «Медным всадником» нарекли благодаря одноимённому произведению Александра Сергеевича Пушкина, в котором великий русский поэт воспел творение Петра Великого:

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!

И было бы удивительно, если бы взвивающийся в небо Пётр I на коне не оброс легендами. Некоторые из них довольно-таки интересные.

  • Если хотите знать, предлагаем: больше информации в аудиогиде о памятнике — «Медный всадник», а также в публикации — «10 интересных легенд о памятнике Петру I».

Ещё великие скульптурные памятники: Памятник Екатерине II на площади Островского, Памятник Александру III во дворе Мраморного дворца, Памятник Николаю I на Исаакиевской площади, Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств и многие другие памятники в Санкт-Петербурге.

Памятники-символы Санкт-Петербурга

Памятники-символы Санкт-Петербурга однозначно можно назвать великими памятниками Северной столицы.

Александровская колонна

Одним из таких служит Александровская колонна на Дворцовой площади, опять-таки воспетый Пушкиным как Александрийский столп в Санкт-Петербурге.

Александровскую колонну часто называют Александрийским столпом. Такое название появилось благодаря стихотворению Александра Пушкина «Памятник». Александрийский столп — литературный образ, который использовал русский поэт в своём произведении, делая отсылку к Александровской колонне, расположенной в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Стоит заметить, что с тех пор, когда был написан «Памятник» в 1836 году, до настоящего времени у пушкиноведов нет единого мнения о прототипе этого символа. Отождествление «Александрийского столпа» с Александровской колонной, которую в далёкие годы нередко называли «Александровским столбом», скорее служит поэтическим приёмом облагораживания наименования.

Александровская колонна была воздвигнута в 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана, автора и создателя Исаакиевского собора на одноимённой площади. Монумент ознаменовал собой победу России над Наполеоном в Великой Отечественной войне 1812 года. Александровская колонна является великим памятником, поскольку помимо победоносной концепции, по сей день это сооружение остаётся самой высокой колонной, выполненной из цельного камня.

  • Предлагаем всю информацию в аудиогиде об Александровской колонне и в публикации касательно Александрийского столпа в Санкт-Петербурге.

Современный великий памятник в Петербурге

Самый современный великий памятник и, к тому же, символ Санкт-Петербурга — это Лахта Центр, расположенный в Лахте, одном из исторических пригородных посёлков на западе Приморского района Санкт-Петербурга. Башня Лахта-центра, высотой 462 метра, — самый северный небоскрёб в мире и самый высокий в России и Европе.

В Европе по высоте уступает только сооружению — Останкинской телебашне, высота которой 540 метров. Лахта-центр в Санкт-Петербурге входит в Топ-5 самых экологичных небоскрёбов мира. В целом, сооружение представляет собой комплекс, состоящий из 5 объектов: башни, МФЗ (многофункционального здания), здание арки главного входа, здания КЗС (комплекс зданий и сооружений) и стилобата. Общая площадь объектов — 570 тысяч м².

Разводные мосты Петербурга и памятники-пригороды

Великими памятниками-символами Северной столицы служат разводные мосты Санкт-Петербурга. Великими памятниками дворцово-паркового искусства являются Петергоф, Царское Село, Ораниенбаум, Гатчина и другие пригороды Санкт-Петербурга. Наконец, для кого-то великими памятниками в городе на Неве считаются те, которые исполняют желания.

Путешествуйте с «Петербург.Центром», совершайте маршруты-прогулки по Северной столице, и вы откроете для себя многие из тайн и загадок города на Неве, а также немало нового и уникального. Ведь с нами, как известно, очень интересно!

Источник

Главные достопримечательности Санкт-Петербурга: описание, фото

Топ 25 достопримечательностей Санкт-Петербурга. Всё самое интересное от дворцов и памятников до праздников и природных явлений.

Санкт-Петербург настолько богат достопримечательностями, что все обойти не удастся и за целый год. Но что делать, если вы приехали в Петербург на неделю, или только на выходные? Куда сходить в первую очередь? Предлагаю вам свой список главных достопримечательностей Санкт-Петербурга с их названиями, описанием, фотографиями. Все достопримечательности я отметил на карте в конце статьи — не поленитесь дочитать до конца.

Список самых интересных достопримечательностей:

  • Дворцовая площадь
  • Зимний дворец
  • Нева
  • Реки и каналы
  • Адмиралтейство
  • Памятник Петру I «Медный всадник»
  • Исаакиевский собор
  • Петропавловская крепость
  • Петропавловский собор
  • Крейсер «Аврора»
  • Петергоф. Фонтаны
  • Невский проспект
  • Казанский кафедральный собор
  • Летний сад
  • Царское Село (город Пушкин)
  • Мариинский театр
  • Спас-на-крови
  • Развод мостов
  • Стрелка Васильевского острова
  • Александро-Невская лавра
  • Государственный Русский музей
  • Смольный институт
  • Кунсткамера
  • Белые ночи
  • Праздник «Алые паруса»

Дворцовая площадь

Путешествие по Петербургу логично начать с главной городской площади — Дворцовой. Побывать в северной столице и не сфотографироваться на фоне Зимнего дворца или арки Главного штаба? Нет, это просто невозможно!

Дворцовую площадь по праву можно признать градостроительным центром Петербурга. Здесь находится Зимний дворец, где жили российские императоры. Это такой же символ власти дореволюционной России как московский Кремль символ власти современной. Пространство же перед Зимним – всё равно, что Красная площадь в Москве. Это место главных парадов, смотров, праздников в имперской столице. Поэтому в рейтинге лучших петербургских достопримечательностей это место просто обязано быть.

Композиционным центром Дворцовой площади является памятник Александру I – Александровская колонна с венчающим её ангелом. Это самая высокая триумфальная колонна в мире. Её высота 47,5 метров. Вес гранитного монолита – более 600 тонн. Он стоит на пьедестале только за счёт точного инженерного расчёта и собственного веса.

Дворцовая площадь и сейчас продолжает быть местом военных парадов, массовых народных гуляний. Здесь отмечают смотром войск день Победы, гуляют петербуржцы и туристы на день города и в праздник выпускников «Алые паруса».

Зимний дворец (Государственный Эрмитаж)

Санкт-Петербург – культурная столица России. Представить себе наш город без музеев просто не возможно. Главным же, то есть самым известным музеем по праву является Государственный Эрмитаж. Поэтому он в нашем списке достопримечательностей. Музей располагается в Зимнем дворце, отделяющим Дворцовую площадь от Невы.

В Зимнем дворце, то есть в Эрмитаже, можно посетить парадные залы, некогда служившие фоном для важных государственных событий, пышных императорских приёмов, балов. Увидеть сохранившиеся личные покои императоров.

Название «Эрмитаж» — производное от французского «hermitage», что значит «покой», «уединение». Конечно, странно так называть один из самых популярных музеев мира. Но ведь поначалу к ней имела доступ только царская семья и её приближённые.

Коллекция с каждым годом росла, для неё строились новые здания по соседству: Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж со знаменитыми атлантами. Сейчас в музее хранится более трёх миллионов экспонатов: предметы живописи, скульптуры, предметы прикладного искусства, нумизматика, археологические находки. Для того чтобы прогуляться по все 350 залам Эрмитажа придётся проделать 20-километровое путешествие. Если постоять около каждого экспоната хотя бы минуту, то для такого осмотра понадобится целых восемь лет!

Читайте также:  Какие реки есть в тамбовской области

Если Дворцовая площадь является архитектурной доминантой Санкт-Петербурга, то главной природной достопримечательностью города без сомнения является Нева, одна из самых полноводных рек Европы (занимает 6-7 место). Нева соединяет Ладожское озеро с Финским заливом. Её длина 74 километра. На территории Санкт-Петербурга она делится на рукава, образуя 42 острова.

До постройки дамбы в Финском заливе Нева регулярно затапливала город. Самые катастрофические наводнения наблюдались в 1777, 1824 и 1924 годах. До основания Санкт-Петербурга крупное наводнение наблюдалось шведами в 1691 году, когда по их сведениям река на территории, где впоследствии был основан город, поднялась на 25 футов (7,63 метра). Невой любоваться лучше всего с Дворцовой набережной, куда можно пройти, обойдя Зимний дворец слева. Отсюда легко зайти на Дворцовый мост, откуда угол обзора будет выше. Отсюда получатся очень хорошие видовые панорамные фотографии. Нева, в своей части между Дворцовым и Троицким мостами, является главной площадкой знаменитого праздника выпускников «Алые Паруса».

Реки и каналы

Отдельным номером от Невы выделю малые реки и каналы Петербурга. Всё-таки одно дело – широкая панорама одной из самых полноводных рек Европы. И совсем другое – относительно узкие каналы естественного или искусственного происхождения.

Не прокатиться на речном трамвае по Фонтанке или Мойке – не побывать в Санкт-Петербурге. Город с воды смотрится совсем не так, как с набережных. Да и спокойный размеренный рассказ экскурсовода сделает вас ближе, внимательнее к Санкт-Петербургу и его достопримечательностям на берегах водных магистралей.

Прогуляться по набережным и сфотографироваться на мостах – отдельное удовольствие. Рядом с Невским проспектом находится Банковский мост с грифонами. В Коломне на том же канале Грибоедова – ещё один уютный Львиный мост. На пересечении канала Грибоедова и Крюкова канала известное «семимостье» — место, откуда видно сразу семь переправ. Совсем рядом с этим местом находится великолепный Никольский Морской собор с отдельно стоящей колокольней.

Ближе к туристическим маршрутам – Театральный мост около Спаса-на-крови и Марсова поля. Никакого театра рядом давно нет, но название осталось от деревянного театра, некогда существовавшего на Марсовом поле.

Адмиралтейство

Рядом с Зимним дворцом расположено Адмиралтейство. Внутрь него не попасть, но прогуляться рядом с этим величественным зданием точно стоит. Со стороны Невы вдоль Адмиралтейства можно пройти по Адмиралтейской набережной. С другой стороны здания находится Александровский сад.

Адмиралтейство – одно из самых старых достопримечательностей Санкт-Петербурга. Это верфь, которая была основана здесь ещё в 1704 году самим Петром I. Впоследствии она два раза перестраивалась. Последний раз — в начале XIX века по проекту русского зодчего Андреяна Захарова. Но ещё с 1730-х годов башню Адмиралтейства венчает позолоченный кораблик – один из символов нашего города. Внутри Адмиралтейства уже давно не строят корабли. Всего их было спущено на воду отсюда порядка 300. Сейчас здание занимает Военно-морской инженерный институт. Обсуждается возможность перевода сюда штаба Военно-морского флота России.

Фотографироваться на фоне Адмиралтейства лучше всего у фонтана напротив башни в центре Александровского сада. Чтобы уместить в кадре всю башню со шпилем, лучше отходить к краю проезжей части или переходить через Адмиралтейский проспект.

Памятник Петру I «Медный всадник»

Как вы думаете, из какого металла изготовлен самый известный памятник Петербурга? Правильно! Из бронзы! «Медным» его назвал Александр Сергеевич Пушкин ради правильной рифмы. Без этого монумента на Сенатской площади Санкт-Петербург представить просто невозможно!

Автор памятника – француз Этьен Морис Фальконе.

Чем же замечателен «Медный всадник»? Во-первых, он идеально изображает Петра I как преобразователя страны, поставившего её буквально «на дыбы». Вытянутая рука императора указывает в сторону Европы, властно повелевает здесь, на берегах Невы раскинуться новой русской столице. Символична даже змея под ногами коня, имеющая функциональное значение третьей точки опоры. Она, конечно же, изображает все трудности, которые пришлось преодолеть на пути к реформам.

Во-вторых, памятник уникален с технической точки зрения. Точный расчёт веса скульптуры позволил поставить коня только на две ноги, пусть и не без помощи дополнительной опоры в виде змеи. Вес куска скалы, из которого изготовлен постамент, изначально составлял около 2000 тонн! Для середины XVIII века перемещение такого монолита по суше и воде было «дерзновению подобно». Именно эта фраза Екатерины II была помещена на медаль, посвящённую этой необыкновенной транспортной операции.

«Медный всадник» на Сенатской площади был торжественно открыт 7 августа 1782 года. С этого дня он является одним из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга.

Исаакиевский собор

Четвёртое по величине купольное сооружение в мире. Самый большой православный храм. Уже только за это он заслуживает быть в этом списке достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Исаакиевский собор неоднократно перестраивался и менял своё местоположение. Окончательно утвердился в Петербурге его четвёртый вариант, начатый строительством в 1818 году, законченный спустя 40 лет. Автором его проекта стал французский архитектор Огюст Монферран. Выходит так, что главный православный храм Российской империи строил католик, который до этого не имел сколь либо серьёзного опыта крупного строительства. И тем не менее, выбор Александра I пал именно на него.

Массивные колонны портиков ставились на свои места до сооружения стен. Они весят по 114 тонн, их высота 17 метров. Поднимались они в вертикальное положение всего за 45 минут. Колонны вокруг купола весят 64 тонны каждая. Впервые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 метров.

Высота Исаакиевского собора 101,5 метр. Он может вместить до 12 000 человек.

В Исаакиевском соборе крестили царских детей. Он являлся центром общегородских праздников. После Революции в нём разместили музей. В настоящее время храм таковым и продолжает являться. Но в его боковом приделе проводятся богослужения.

Петропавловская крепость

Это самая старая достопримечательность Санкт-Петербурга. Факт основания крепости Петром I является фактом основания самого города. Это событие произошло 27 мая 1703 года. Именно в эту дату петербуржцы празднуют день города. Как же в списке главных достопримечательностей Санкт-Петербурга обойтись без Петропавловской крепости?

Крепость была основана во время Северной войны, закончившейся только в 1721 году. Она вместе с укреплениями близ острова Котлин (город Кронштадт) не позволила шведским войскам вернуть дельту Невы в свои руки.

Непосредственного участия в боевых действиях гарнизон Петропавловской крепости никогда не принимал. Шведы какое-то время были рядом, но до самой цитадели так и не дошли. Сама же Петропавловская крепость стала главной политической тюрьмой, своеобразной Бастилией. Именно в её застенках был замучен сын Петра I Алексей. Здесь же допрашивались и содержались декабристы, участники террористических организаций.

Петропавловская крепость – уникальное для России сооружение. Это первая крепость, созданная на территории нашей страны не по средневековым канонам, с высокими стенами и башнями. А по современным на тот период технологиям, учитывавшим существование мощной артиллерии. Стены здесь не так высоки, всего 12 метров. Но они очень толстые, поэтому их нельзя пробить выстрелом из пушки.

Подробная история Петропавловской крепости: https://walkspb.ru/zd/petrop_kr.html

Сейчас вся территория Петропавловской крепости принадлежит музею истории Санкт-Петербурга. Здесь, в бывшем Комендантском доме, расположены основные музейные экспозиции. Рядом с собором стоит Ботный дом – хранилище ботика Петра I. Напротив храма расположен Монетный двор, где и по сей день изготавливают медали. В Трубецком бастионе находится бывшая тюрьма, в которую теперь можно попасть как в музей.

Петропавловский собор

Петропавловский собор – самый первый храм нашего города, самый старая достопримечательность Санкт-Петербурга наравне с самой крепостью. Именно здесь покоятся все русские императоры начиная с Петра I и заканчивая Николаем II, кроме Петра II. Это позволяет претендовать Петропавловскому собору на статус главной петербургской достопримечательности.

Это уникальное архитектурное сооружение для России того времени. Его строил архитектор Доменико Трезини, проектировавший и саму Петропавловскую крепость.

По православным канонам русские церкви строились пятиглавыми. Первый петербургский храм же стал возводиться по европейским лекалам. С одним куполом и высокой колокольней, шпиль которой был эдаким восклицательным знаком, показывающим кто здесь хозяин, на только что отвоёванной у Швеции территории. Причём строилась в первую очередь именно колокольня, которая была и своеобразной смотровой площадкой, нужной в военное время.

Долгое время шпиль Петропавловского собора являлся самой высокой архитектурной доминантой города. Не так давно его обогнал Лахта-центр – современный небоскрёб. Высота, с которой смотрит на Петербург ангел, укреплённый на шпиле – 122 метра.

Уникально и внутреннее убранство собора святых Петра и Павла. Его стены украшает живопись на светские темы, что также являлось новшеством для России. Он был своеобразным музеем, где хранились знамёна поверженных шведских дивизий. Да и сам иконостас выполнен в виде триумфальной арки.

Крейсер «Аврора»

В 10-15 минутах ходьбы от Петропавловской крепости находится крейсер «Аврора». Это, пожалуй, главная советская достопримечательность города, пусть и созданная ещё до Революции 1917 года.

Этот боевой корабль известен, прежде всего, своим холостым выстрелом, который послужил сигналом к штурму Зимнего дворца. С тех пор он является большевистского переворота.

Но кроме участия в октябрьском вооружённом восстании 1917 года «Аврора» побывала и в настоящем бою. 27 мая 1905 года крейсер участвовал в Цусимском сражении во время русско-японской войны. Не прошла мимо него и Первая мировая война.

Здесь, у стенки Петроградской набережной крейсер стоит с 1948 года. С той поры он претерпел два капитальных ремонта, утратив оригинальную нижнюю половину корпуса.

Крейсер «Аврора» можно посетить как музей: подняться на палубу символа революции, сфотографироваться на фоне «той самой» пушки, посмотреть на набережные Петербурга с оригинального ракурса, познакомиться с музейной экспозицией.

Петергоф. Фонтаны. Большой Петергофский дворец

Государственный музей-заповедник «Петергоф» — самый посещаемый музей России. Знаменитый фонтанный комплекс во главе с «Самсоном» является обязательным местом посещения каждого туриста, приехавшего в Санкт-Петербург. Бывшая парадная морская резиденция Петра I и последующих российских императоров по праву занимает место в списке лучших достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Петергоф – русский Версаль. Повторить блеск этой резиденции французских монархов желал Пётр I. Пожалуй, он и тут превзошёл своих учителей. Если во Франции вода к фонтанам подаётся за счёт искусственной силы механизмов, то в Петергофе она стремится ввысь за счёт естественного перепада высот, самотёком. Идея покорения природы человеком, присущая культуре рубежа XVII-XVIII веков, ярко воплотилась в Петергофе.

Другим символом «выученного урока» Петром I является главный петергофский фонтан – «Самсон», высота струи которого достигает 21 метра. Создан он не при Петре I, но в честь него. Победа в Полтавской битве, кульминация войны России и Швеции, была одержана в день святого Самсона Странноприимца. Поэтому именно Самсон стал центральной фигурой фонтана, разрывающей пасть льву как символу Швеции.

Главной же архитектурной доминантой Петергофа является Большой Петергофский дворец.

Купить билеты на экскурсию в Петергоф можно здесь: https://excurspb.ru/bus/buspri/petergof/

Невский проспект

Главная и самая известная магистраль Санкт-Петербурга. Соединяет Адмиралтейство с Александро-Невской лаврой. Прямая как стрела. Единственный её изгиб – в районе площади Восстания, рядом с Московским вокзалом.

Одна из старейших улиц Петербурга. Невский проспект начинал свою жизнь как въездное шоссе в город. Был «выселками», где выдавались места для строительства иноземных храмов. Так здесь, впоследствии, в самом центре города, оказались немецкая, голландская, армянская, шведская и финская церкви. Уже потом, когда роль магистрали изменилась, Александр Дюма назвал Невский проспектом веротерпимости.

Магистраль украшена Казанским собором, домом Зингера, Большим Гостиным Двором, башней Городской думы, Елисеевским магазином, Аничковым мостом со скульптурами укротителей коней, дворцами Строгановским, Аничковым и Белосельских-Белозерских, Российской Национальной Библиотекой, памятниками Кутузову и Барклаю-де-Толли, Екатерине II (пусть она и стоит в глубине площади Островского).

Казанский кафедральный собор

Жемчужина Невского проспекта — собор Казанской иконы Божией Матери. Кроме своей главной цели – хранения казанской иконы, храм является мемориалом, посвящённым Отечественной войне 1812 года. Именно в Казанском соборе похоронен великий полководец Михаил Илларионович Кутузов. Здесь же хранятся копии ключей завоёванных нашими войсками городов, копии знамён поверженных вражеских дивизий.

Казанский собор многим напоминает собор святого Петра в Риме. Действительно, Павел I приказал строить его, оглядываясь на знаменитый прототип – главный храм католического мира. Это весьма оригинально, учитывая, что строился Казанский собор как главный православный храм. Не является ли это доказательством того, что Павел стремился объединить православие и католицизм?

Впрочем, петербургский храм не является копией римского. Колоннада в Ватикане образует замкнутое пространство. У нас же она образует полукруг, объединяя здание с окружающим пространством, не отделяя его от города. Автор проекта Казанского собора Андрей Воронихин идеально справился со сложной градостроительной задачей.

Продолжают тему победы в войне 1812 года два памятника-спутника Казанского собора. Они изображают М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли, установлены здесь в 1837 году.

Летний сад

Самый известный, самый первый сад Санкт-Петербурга. Вообще, садом это место было ещё даже до основания города. Пётр I основал свою резиденцию на месте усадьбы шведского майора Конау. Такая достопримечательность просто обязана быть в нашем списке.

При Петре I Летний сад был главной развлекательной площадкой для петербургской знати. Фонтаны и импортированная из Западной Европы классическая скульптура ярко демонстрировали технические и культурные преобразования в стране.

Главная достопримечательность Летнего сада – Летний дворец Петра I. Это бывшая резиденция первого российского императора, давно уже функционирующая как музей.

Особо также следует отметить классическую северную ограду Летнего сада, работы архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Существует легенда об одном иностранце, который только подплыл на своём корабле к этой ограде и сразу решил возвращаться обратно под предлогом «Ничего более красивого я и так уже не увижу».

Царское Село (город Пушкин)

Вторым по популярности пригородом Петербурга после Петергофа является Царское Село, в советское время называвшееся городом Пушкин. Главная достопримечательность этого пригорода – Екатерининский дворец, основанный ещё для Екатерины I, но сохранивший облик после перестройки по проекту Франческо Бартоломео Растрелли для Екатерины II в 1752-1756 годах.

Центром притяжения туристов в самом дворце является Янтарная комната, которая чуть ли не более известна, чем сам дворец. От оригинального шедевра остался лишь фрагмент, сейчас это воссозданный интерьер. Оригинал был утерян во время Второй Мировой войны. Комната небольшая, но огромный поток туристов стремится попасть именно в неё. Поэтому пропуская способность дворца крайне низка, и не выдерживает напора посетителей, особенно на фоне наплыва гостей из Китая.

Внимания заслуживает окружающий дворец парк со многочисленными восхитительными павильонами и декоративными скульптурами. Он идеален для спокойных прогулок.

Мариинский театр

Не одними музеями и прекрасными архитектурными пейзажами прекрасен Санкт-Петербург. Культурная программа пребывания в культурной столице для любителей искусства должна быть дополнена посещением самого известного петербургского театра – Мариинского.

Здание построено в 1847-1848 годах не для театра, а для цирка. Прямо напротив него уже существовал театр – Большой Каменный. В 1860 году бывший цирк переоборудовали под театральные постановки, дали новой сцене имя супруги Александра II Марии Александровны. С тех пор это Мариинский театр.

В итоге Мариинский театр выиграл конкуренцию у Большого Каменного. Два театра стояли друг напротив друга три десятка лет. Последний в 1890-х годах был перепрофилирован для нужд санкт-петербургской Консерватории.

С недавних пор старое здание Мариинского театра соседствует с собственной второй сценой. Сделана она насколько профессионально и грамотно изнутри, настолько бездарно и безответственно к окружающей архитектуре Петербурга снаружи. Внешне – это обыкновенный торговый центр, который бы нормально смотрелся в любом новом районе города. Но уж никак не в Коломне, сложившийся облик которой он попросту уничтожил, не гармонируя с окружающей застройкой.

Спас-на-крови

Этот храм официально называется собором Воскресения Христова на крови. Он построен на месте смертельного ранения императора Александра II 1 марта 1881 года, отсюда и часть названия, упоминающая кровь царя. Возведён как храм-памятник царю-мученику на пожертвования, собранные по всей России, по проекту архитектора Альфреда Парланда в 1883-1907 годах.

Построенный по личному повелению следующего царя (Александра III), сына погибшего императора, в русском стиле он невольно напоминает московский храм Василия Блаженного. Спас-на-крови никоим образом не вписывался в классический архитектурный ансамбль Екатерининского канала (как тогда назывался канал Грибоедова). Но кто же будет спорить с новым царём?

Особенность интерьеров храма – его мозаичное убранство. Общая площадь мозаичных украшений – более 7000 кв.м. В этой технике создан даже иконостас. Над интерьерами Спаса-на-крови работал не только архитектор Парланд, но и художники Виктор Васнецов, Михаил Нестеров.

Спас-на-крови занял не только проезжую часть набережной Екатерининского канала, но и участок Михайловского сада. От последнего он ограждён великолепной оградой, также ставшей украшением города.

Развод мостов

Санкт-Петербург один из немногих городов, заставляющих не спать своих гостей-туристов. Происходит это ради того, чтобы провести одну из самых романтических ночей в своей жизни рядом с разведёнными петербургскими мостами.

Читайте также:  Рыбы обитающие в реке ангара

Переправы через Неву начинают разводить примерно в половину первого ночи. Делают это на самом деле ради вполне прозаической цели – пропуска крупных кораблей, барж по Неве. Всё-таки Нева входит в Волго-Балтийский грузовой путь, обойти центр крупного мегаполиса кораблям невозможно. Удивительное дело. То, что является по своей сути неудобством для жителей города, когда они не могут ночью переправиться с одного берега Невы на другой, превратилось в одну из визитных карточек северной Венеции, своеобразный «магнит» для туристов.

Классический вид на разведённый Дворцовый мост – с Адмиралтейской набережной, с такого ракурса, чтобы ровно между крыльями переправы встал шпиль Петропавловского собора.

Другой интересный вариант – смотреть на разведённые мосты из экскурсионного автобуса. Или с борта речного трамвая, на котором вы окажетесь не только рядом, но и под мостом. Кроме того, вы проплывёте по Мойке и Фонтанке. Если сядете на двухпалубный теплоход, то он будет курсировать только по Неве от Благовещенского до моста Александра Невского. Экскурсии на нём не будет (а нужна ли она в час ночи?), но будет бар-ресторан и живая романтическая музыка.

Стрелка Васильевского острова

Восточная оконечность самого большого петербургского острова – одна из смотровых площадок, место для фотографирования на фоне главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Она интересна в двух ролях. Как место отдыха, так и объект съёмок с соседних невских набережных.

Правильная форма Биржевой площади, как правильно с точки зрения топонимики надо называть это место, обязана искусственности стрелки. Берег здесь был насыпан в начале XIX века ради создания грандиозного архитектурного ансамбля. Его автор архитектор Жан-Франсуа Тома-де-Томон, как и многие его коллеги в имперском Петербурге, до создания своего шедевра не был широко известен, не был обременён какими-либо серьёзными достижениями. Но с профессиональным вызовом справился.

Доминанта стрелки – здание Биржи. Оно выглядит как древнегреческий храм, по своей сути являясь храмом торговли. Рядом, на берегу Малой Невки долгое время работал петербургский торговый порт. Доставленные в столицу империи грузы распределялись по оптовым покупателям здесь же, на стрелке.

Две ростральные колонны по бокам – дань древним храмам, некогда также украшавшимся триумфальными колоннами. Если Биржа являлась символом торговли, то колонны прославляют российский флот. Они украшены «рострами». Ростра – это нос корабля, что с латинского буквально переводится как «клюв». Потому колонны «ростральные». Считается, что колонны служили маяками торгового порта. Однако, нужны ли были маяки не на берегу моря-океана, а в центре и так хорошо освещённого города – большой вопрос.

Александро-Невская лавра

Александра-Невская лавра – главная духовная достопримечательность Санкт-Петербурга. Да, конечно, в северной столице есть Исаакиевский, Казанский и Петропавловский соборы. Но именно это место, несколько удалённое от центра города, носит столь весомый статус и играет в духовной жизни страны большую роль. Здесь покоятся мощи святого князя Александра-Невского (покровителя Санкт-Петербурга), перевезённые сюда из Владимира при непосредственном участии Петра I в 1724 году.

Доминанта Александро-Невской лавры – Свято-Троицкий собор. Именно в нём, справа от алтаря, находятся вышеуказанные мощи. А в Благовещенской церкви слева от входа на территорию лавры похоронен великий русский полководец Александр Васильевич Суворов.

Интересно это место также двумя кладбищами, некрополями XVIII и XIX веков. Гулять по дорожкам этих кладбищ – всё равно, что листать содержание учебника истории, литературы или музыки. Кого тут только не встретишь: Трубецкие, Волконские, Ломоносов, Державин, Эйлер, Фонвизин, Старов, Воронихин, Росси, Кваренги, Достоевский, Чайковский, Крылов, Глинка, Мусоргский, Кустодиев, Комиссаржевская, Черкасов и многие, многие другие.

Государственный Русский музей (Михайловский дворец)

Не обойтись в перечне главных петербургских достопримечательностей без ещё одного музея. Русский музей – это собрание предметов искусства, созданных отечественными мастерами. По масштабам и значимости с ним сравнится разве что московская Третьяковская галерея.

Примечательно и само здание, в котором работает Русский музей. Это бывший Михайловский дворец, построенный Карлом Росси для сына Павла I в 1819-1825 годах. Отдан под общественно-культурные цели великокняжеский дворец был при Николае II, пожелавшем дать новому музею имя своего отца императора Александра III.

Из общеизвестных шедевров русского искусства, которые экспонируются в Русском музее: «Последний день Помпеи» Брюллова, «Девятый вал» Айвазовского, «Тайная вечеря» Ге, «Витязь на распутье» Васнецова, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Бурлаки на Волге» Репина, «Переход Суворова через Альпы» Сурикова, «Лунная ночь» Куинджи, «Купчиха за чаем» Кустодиева, «У двери мечети» Верещагина, «Похищение Европы» Серова, «Портрет Ахматовой» Альтмана, «Смерть комиссара» Петрова-Водкина, «Оборона Севастополя» Дейнека. И это только малая часть самых известных картин. А ведь в музее выставлены не только картины!

Смольный институт

Под «Смольным» в Санкт-Петербурге можно понимать две достопримечательности. Во-первых – Смольный собор в составе бывшего монастыря. Во-вторых – соседнее здание бывшего Смольного института благородных девиц, творение архитектора Джакомо Кваренги. С ранних советских времён здесь поселилась городская исполнительная власть. Но прежде, до переезда в Москву, в помещениях бывшего Смольного института размещался штаб большевиков во главе с Владимиром Ильичом Лениным.

Царь правил из роскошного Зимнего дворца. Ленин – из аскетичного Смольного. Почувствуйте разницу, товарищи! Смольный является одним из главных советских символов Ленинграда. Единый ансамбль с этим зданием составляют пропилеи, обрамляющие въезд к нему со стороны площади Пролетарской Диктатуры. Они были созданы в 1920-х годах.

В городской фольклор фраза «Алло, Смольный?» вошла ещё до того, как появилось слово «мем». Ныне здесь находятся кабинеты мэра Санкт-Петербурга и чиновников городского правительства.

Кунсткамера

Самый старый музей России обязательно должен быть включён в список главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Это один из самых известных петербургский музеев наравне с Эрмитажем, Русским музеем, Петергофом и Царским Селом.

Кунсткамера – это прежде всего Музей антропологии и этнографии. Здесь нет завораживающих туристов имперских интерьеров. В музее интереснее должно быть школьникам, проходящим по курсу географии особенности населяющих Россию народов. Гостей же города привлекает знаменитая коллекция заспиртованных уродцев.

В наше время Кунсткамера не страдает от недостатка внимания посетителей. А вот при Петре I жителей города приходилось мотивировать для посещения музея. Не были они ещё привычны к такому времяпрепровождению. Для привлечения внимания к музею было решено наливать каждому пришедшему сюда лицу мужского пола рюмку водки.

Кунсткамера изначально не была только музеем. Именно здесь работала Российская академия наук, частью которой был тот самый музей, вместе с обширной петровской библиотекой. Позже для академии и библиотеки неподалёку были построены отдельные здания. Кунсткамера же в нашем восприятии навсегда осталась связана с первым русским музеем.

Белые ночи

Эта петербургская достопримечательность – не музей, не здание. И даже не река. Это время, когда солнце даже ночью не полностью скрывается за горизонтом и оставляет Санкт-Петербург с пусть тусклым, но естественным освещением. Именно в период белых ночей город приобретает несколько мистический оттенок.

Сезон белых ночей – пик туристического сезона в Санкт-Петербурге. Приехать сюда в это время, значит сказать себе и знакомым, что побывал в северной столице в самое красивое время года. Но это значит, и обречь себя на дополнительные траты и неудобства из-за огромного спроса на туристическую инфраструктуру: в первую очередь на гостиницы и музеи. Вместе с тем, при наличии определённого достатка, сюда надо ехать именно летом.

Пик белых ночей, то есть самый длительный день и короткая ночь, 22 июня. Считайте плюс-минус один месяц, и вы получите период, когда и есть в Петербурге белые ночи.

Праздник «Алые паруса»

Хотите мурашек по коже от восторга? Запустите вот этот репортаж с празднования «Алых парусов» в 2019 году:

Самый известный и популярный праздник, тесно связанный именно с Санкт-Петербургом. Это день школьных выпускных балов. Конечно, они проводятся в июне по всей стране. Но в таком захватывающем дух масштабе это происходит именно в нашем городе. Обычно праздник выпускников проводят в ближайшую к 22 июня субботу.

Впервые «Алые паруса» были проведены в Ленинграде в 1968 году. Но они по масштабам празднования ни в какое сравнение не шли с тем, что устраивают в центре Санкт-Петербурга для современных школьников.

Название праздника связано с одноимённым произведением Александра Грина. Символ праздника – корабль с по настоящему алыми парусами, входящий в Неву между Дворцовым и Троицким мостами в разгар действа. Огромная толпа туристов и школьников наблюдают за фантастическим по красоте фейерверком, свето-музыкальным шоу, концертом на Дворцовой площади. По статистике в празднике участвуют до 3 000 000 человек, а смотрят его по телевидению в разы больше.

В 2016 году праздник «Алые паруса» занял первое место на конкурсе European Best Event Awards в номинации «Лучшее городское событие» и второе место в номинации «Лучшее культурное событие». По версии журнала «The Telegraph» он входит в десятку самых посещаемых туристических событий мира, занимает третье место после немецкого Октоберфеста и бразильского карнавала.

Карта достопримечательностей

А вот и обещанная карта Санкт-Петербурга, при помощи которой можно оценить расстояния между описанными выше достопримечательностями, их местоположение в городе.

Источник

Екатерингофский парк в Петербурге: история и утраченные дворцы

История Екатерингофского парка в Петербурге — это история об одном из старейших и значимых парка нашего прекрасного города. Он основан в 1711 году и является объектом культурного наследия народов России.

Парк относится к историческим пейзажным паркам и располагается на юго-западе Адмиралтейского района, близ станции метро «Нарвская», на Екатерингофском острове.

В свою очередь он ограничен рекой Екатерингофкой, Бумажным каналом и рекой Таракановкой. Данная территория относится к историческому району — Нарвская застава (у современной площади Стачек).

Свое наименование парк получил в честь расположенного загородного дворца для жены Петра — Екатерины Алексеевны. Усадьбу назвали Екатерингоф, то есть «двор Екатерины», от нем. Ekaterinhof, по аналогии с Петергоформ — с загородной усадьбой самого Петра. Стоит отметить, что парк не всегда так назывался. Например, в 1933 году он был переименован в парк имени 1-го Мая, далее в парк культуры и отдыха, затем в 1948 году в парк имени 30-летия ВЛКСМ . Первоначальное название было возвращено только в 1992 году.

Идея расположить на этом месте парк принадлежала самому Петру и приурочивалась к первой морской победе, которую одержала Россия в Северной войне. Непосредственно на этой территории начинался поход против шведов. Регулярный парк и особняк должны являлись подарком к свадьбе невесты императора Екатерине. Работами по возведению дворца и территории вокруг него руководила Канцелярия городовых дел.

В центре Екатерингофа стоял дворец Екатерины. Это было двухэтажное деревянное сооружение с широкой лестницей на террасу. Предполагается, что автором проекта был Д. Трезини. Дворец был украшен балюстрадами, резными гербами и террасой, также на территории разбили регулярный сад.

По утверждению некоторых исследователей, Екатерингофский дворец является перестроенным деревянным Летним дворцом Петра I, перенесенным сюда из Летнего сада в 1711 году в связи со строительством там каменного Летнего дворца. Между тем дворец в Екатерингофе стал одним из любимых мест отдыха самого царя, за что в народе он обрел название — «Петровский домик».

Убранство дворца было достаточно простым для того времени. Внутри располагалась сколоченная из сосновых досок кровать, считается, что царь смастерил ее собственными руками. На одной из стен дворца висела большая шуточная карта Азиатской России, выполненная на холсте. Все страны света были умышленно перемещены. Северный Ледовитый океан нарисован внизу, а «море индейское» — наверху. Камчатка изображалась на западе, а «царство Гилянское» — на берегу Амура.

Здесь же имелась курьезная надпись: «До сего места Александр Македонский доходил, ружья спрятал, колокол оставил». По преданию, рассказанному Пыляевым, по этой необыкновенной карте Петр, ради смеха, экзаменовал своих пенсионеров, возвращавшихся из заграничного обучения и не очень твердо знавших географию. Летом на территории дворцово-паркового комплекса устраивались балы для петербургской знати.

Неподалёку на соседних островах находились и царский Подзорный дворец, и отведенные их дочерям усадьбы Анненгоф и Елизаветгоф . Также как и дворец императрицы, эти здания были утрачены. Дворец Екатерины в 1926 г. был разобран на дрова. По иной версии до 1924 года, когда после постигшего его пожара был разобран. В последствии, от разобранного дворца получила название расположенная рядом речка Екатерингофка, являющаяся западной границей всего парка и его старой, западной части.

Уже в XVIII веке вокруг Екатерингофского дворца начал складываться пейзажный парк с искусственными прудами и протоками. На территории парка вырыли пруды, основной задачей которых было понижение уровня воды во время паводка.

Наибольшие разрушения коснулись Екатерингофа в конце XIX века, т.к. территория города стала расширяться. В связи с чем, в парковой зоне начали появляться частные строения, дачи и промышленные предприятия, а аллеи были превращены в улицы. Территория дворцово-паркового комплекса оказалась в середине рабочего квартала и стала местом воскресного отдыха рабочих Нарвской заставы. В то время это был глухой район, среди петербуржцев он считался «Чертовым углом». Ситуация стала меняться позднее, когда территория Екатерингофа была передана в распоряжение городских властей.

Соответственно, в 1823 году по инициативе военного генерал-губернатора Петербурга графа М. А. Милорадовича парк был благоустроен и капитально преобразован постройкой новых зданий. Спроектировал их архитекторо О. Монферран, благодаря которому в 1824 году парк получил «второе дыхание».

По его проектам были построены павильоны, в разных неостилях. Вблизи берега Екатерингофки встали два деревянных павильона «в готическом вкусе»: Ферма с башенкой-бельведером и Львиный павильон, увенчанный высоким шпилем. В 1825 году в дворцовых помещениях начал работать музей, экспозиция которого была посвящена временам правления Петра I.

По другую сторону прогулочного шоссе, в пейзажной части парка Монферран построил большой павильон также в готическом стиле, предназначенный для концертов и летних балов. Этот павильон назывался «вокзалом» (так в России стали называть разные загородные и полузагородные сооружения, предназначенные для развлечения публики). «В готическом вкусе», со стрельчатыми арками, было возведено ещё одно большое здание: Катальная горка.

Неподалеку от вокзала, в Детском садике, Монферран расположил Мавританский павильон (Pavilion Moresque), оформленный в экзотическом «восточном вкусе». А в некотором отдалении, рядом с небольшим живописным озером, Монферран построил здание Русского трактира. Парк окружала живописно петлявшая речка. Одной из достопримечательностей парка был первый в России новаторский цепной мост, спроектированный инженером П. Базеном. Четыре цепи моста опирались на пилоны, сделанные в виде массивных готических колонн.

Вход в Екатерингофский парк со стороны Лифляндской улицы украшает хорошо отполированная колонна, предположительно установленная здесь по проекту архитектора Монферрана. Колонна стояла на оси главной парковой аллеи и служила ориентиром для въезжающих в парк. В народе ее называют «Молвинским столпом», по имени купца Молво, тот в XVIII веке построил здесь два завода — водочный и сахарный.

В начале 1930-х годов парку присвоили патетическое название: Парк культуры и отдыха (ПкиО). Вскоре парк получил еще более высокий идеологический статус. Его назвали: Парк имени 1-го Мая. Формально — в честь первой в России рабочей и студенческой маевки, организованной в устье реки Екатерингофки.

Однако есть и иные версии присвоения данного названия. Первое — это ежегодное празднование 1 Мая как международного Дня солидарности трудящихся. Второе — ежегодные общегородские первомайские праздники, которые назывались в народе — «Екатерингофские гулянья» и имеют свое начало с XVIII века.

В годы Великой Отечественной войны парк, как и весь город, перенес тяжелые испытания: здесь возводились оборонительные сооружения, в суровые блокадные дни ленинградцы на его газонах выращивали овощи и картофель. Уже в 1944 году горожане приступили к восстановлению парка. В 1948–49 гг. был составлен проект реконструкции парка, который тогда же стал именоваться Парком им. 30-летия ВЛКСМ.

Данное название парк приобрел в честь массовой молодежной политической организации, созданной большевиками в 1918 году. В 1956 году на главной аллее парка установили памятник молодогвардейцам — членам подпольной комсомольской организации, героически погибшим в годы фашистской оккупации Украины во время Великой Отечественной войны. Данный монумент является авторской копией памятника, установленного в 1954 году на месте событий в городе Краснодоне.

В 1978 году западная (петровская) часть парка была взята на учет ГИОП, в 1988 году парк полностью получил статус памятника садово-паркового искусства и в 1992 году ему возвращено историческое название «Екатерингоф».

По оценке доктора искусствоведения А. Л. Пунина, важность построенного Монферраном паркового комплекса в том, что он стал первым в истории русской архитектуры проявлением нового творческого метода, который шёл на смену классицизму и прокладывал дорогу эклектике. Екатерингоф часто упоминается в произведениях русской классической литературы, включая романы «Обломов» и «Идиот».

  • Молвинская колонна, расположенная в парке, примечательна тем, что держится исключительно за счет собственного веса и правильного расчета
  • Памятник Героям Краснодона на территории парка – точная копия памятника Клятва, установленного в городе Краснодон Луганской области

Присоединяйтесь к нам в соцсетях:

Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»

Источник