Меню

Озеро взволнованное ветром шумело у берегов деепричастный оборот



Озеро взволнованное ветром шумело у берегов деепричастный оборот

Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 1-й четверти по теме «Причастие».

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения программного материала, а также уровня сформированности орфографической зоркости и пунктуационных умений и навыков:

— правописание проверяемых безударных гласных;

— правописание непроверяемых безударных гласных;

— написание корней с чередованием;

— написание е-и в суффиксах существительных;

— написание не с причастиями;

— н-нн в причастиях;

— правильное написание глагольных окончаний;

— написание не с глаголами.

Знаки препинания:

— запятая при однородных членах предложения;

— запятые при причастном обороте;

— запятая в сложном предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— определять разряды причастий;

— разбор слова по составу;

— синтаксический разбор предложения;

— разбирать слово морфологически и фонетически.

Летний дождь

Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов. Трава, не орошённая дождём, сиротливо приникла к земле. Внезапно налетевший ветер быстро затих. Вот медленно приближается огромная свинцовая туча. Она закрывает всё небо и грозно висит над притихшей землёй.

Озеро уже не взволновано, оно затихло. Вдруг блеснула яркая молния, раздался оглушительный удар грома. Крупный летний дождь зашумел по запылённым листьям деревьев. Земля жадно пила бодрящую влагу. На лугах, расстилающихся по берегам озера, зазеленела освежённая трава. Омытые дождём деревья ярко засверкали нарядной листвой. Туча бледнела. Не закрытое тучей солнце снова осветило успокоенную землю.

Неглубокие лужицы ярко блестели на солнце. Последние небольшие тучки убегали, гонимые лёгким ветерком.

Природа, оживлённая дождём, казалась одетой в блестящий праздничный наряд.

(119 слов) (По Л. Виноградовой)

Грамматические задания

1. В тексте диктанта найти причастия и указать: действительное или страдательное (д. или с.)

В первом и третьем абзацах — 1-й вариант

Во втором — 2-й вариант

2. Выписать из текста слова и объяснить:

Правописание не с прилагательными и причастиями — 1-й вариант

Правописание н-нн в причастиях — 2-й вариант

3. Разобрать по составу слово:

Расстилающихся — 1-й вариант взволнованное — 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Трава, не орошённая дождём, сиротливо приникла к земле. — 1-й вариант

На лугах, расстилающихся по берегам озера, зазеленела освежённая трава. — 2-й вариант

Источник

Подборка диктантов по русскому языку 5-11 классы
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Подборка диктантов по русскому языку 5-11 классы

Скачать:

Вложение Размер
diktant.doc 118 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс 1 четверть по Львовым

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьет подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на набережной реки очень красив. Местные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются.

Г. А. Богданова (82 слова)

Диктант (Синтаксис – 5кл. 2 четверть

Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Сетка сачка шевелилась. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами.

Я бросился к пруду, а рыбка билась в моих ладонях и, кажется, начала затихать. Но я уже подбежал к берегу, опустил ладони в воду, и рыбка махнула хвостом и уплыла.

На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!»- пожелал я рыбке. (По Ю. Алешковскому) (89 слов)

Диктант в 5 а классе за 3 четверть

БЕРЕЗА У ДОРОГИ

За крайней избой степной деревушки далеко виднелись желтые поля. Придорожная канава заросла травой с желтыми и белыми цветами. На просторной равнине у дороги стояла белая береза. Осень убрала деревья в золотой убор, и береза была счастлива.

Наступила зима. В долгие зимние ночи ветер беспощадно трепал ветви березы. Снег засыпал поля, леса, жилища людей. Все замерло.

Но вот от туманов и дождей начали дымиться крыши изб. Снежное поле заблестело на весеннем солнце. Потекли, заговорили первые ручьи. Зазеленела береза у дороги.

Пришло лето, наступили жаркие дни. И в шелковой листве березы беззаботно зашумел ветер. Гибкие ветви склонились до самых колосьев. (98 ел.)

Итоговый диктант за год (2006-07 учебный год)

Пришла весна. Славик перебрал семена пшеницы, взрыхлил и удобрил свое маленькое поле.

Весело подрастали всходы. Высоко подрастали стебли, потому что поле было засеяно лучшими семенами. А когда появились большие колосья и стали наливаться тяжелым зерном, мальчик часами просиживал у своего поля.

Однажды пошел дождь с крупным градом, и Славик заплакал. Он боялся, что град погубит урожай. Но бабушка бросила через окно большой отцовский зонт, и мальчик раскрыл его над своим маленьким полем.

Град больно хлестал его, из глаз катились слезы, грязные капли попадали на лицо. Но мальчик не уступил граду, не ушел с поля. Вечером отец сказал: «Только так можно было защитить дорогие семена».

Контрольная работа за год 5 кл.

К дому Чайковских подступали белые берёзы. Берёзовые рощи росли вокруг озера.

Однажды мальчик увидел раненую берёзку. Из надреза на коре сочилась влага. Мальчик вскрикнул, зажал рану рукой, заклеил листьями, замазал глиной. Он гладил атласную кору берёзы и шептал: «Потерпите, пожалуйста. Сейчас всё пройдёт».

Через много лет он будет ездить с концертами по всему миру. Гения русской и мировой культуры будут встречать с восхищением везде: в Германии, во Франции, в Англии, в Америке. И везде Пётр Ильич Чайковский будет тосковать по России, по её белым берёзам.

Берёза для композитора – лик Родины, а светлый ропот ветвей –приветный голос России. (По С. Романовскому)

Диктант 6кл (1четверть) по Львовым.

Все окрестные жители уважали рыбака и его жену. Бедняки получали от них и пищу, и слова утешения.

Однако не повезло рыбаку и его жене с детьми, которые не любили своих родителей.

Тополина была маленького роста, очень злой, и она проклинала отца и мать за свой рост.

Граната хотела быть такой яркой, как розовый цветок.

А Кипариса возмущалась тем, что родилась она, конечно, ночью. Вот и стала смешливой.

Однажды все три дочери набросились на родителей с упреками.

И вдруг раздался голос: «Тополина! Ты станешь высочайшим деревом без цветов и плодов, ты, Граната, превратишься в дерево с розовыми цветами без запаха, а ты, Кипариса, станешь печальным деревом».

Так появились тополь, гранат и кипарис.

(111 сл.) (По Кондараки).

6 класс 1 четверть Диктант

Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Сетка сачка шевелилась. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами.

Я бросился к пруду, а рыбка билась в моих ладонях и, кажется, начала затихать. Но я уже подбежал к берегу, опустил ладони в воду, и рыбка махнула хвостом и уплыла.

На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!»- пожелал я рыбке. (По Ю. Алешковскому) (89 слов)

Диктант 6 кл. 2четверть (по Львовым)

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки. Голубая вода казалась черной, как деготь.

Так мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды. ( По К.Паустовскому) 103 слова.

Текст контрольного диктанта на переводном экзамене в 6 класс

Многие явления природы помогают предсказать погоду. Вот дым от костра поднимается к небу, стелется туманом по траве, мечется вокруг огня. Ты смотришь на дым и уже знаешь, какая будет завтра погода.

В ясные дни небо кажется очень высоким, а горизонт сжимается, становится близким. После заката у горизонта долго держится серебряная полоса. Звёзды зеленоватого цвета и слабо мерцают. Обильная роса пропадает только после восхода солнца. Пчёлы с раннего утра отправляются за добычей. В сумерках рыба играет, плещется на поверхности воды.

Перед ненастьем ветер усиливается, направление его меняется. Ласточки летают над самой землёй, цветы сильно пахнут. Во влажном воздухе звуки слышатся очень далеко. Солнце иногда всходит в багровой мгле, а чёрные облака почти касаются земли.

(По М.Соловьёвой) (114слов)

История Каштанки 6 кл. за год

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица.

Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь.

Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с ее спины и поманил за собой.

Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.

Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что столяр не так уж привязан к собаке. И Каштанка осталась у артиста.

Контрольный диктант за 1 четверть в 7-а классе.

Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов. Трава сиротливо приникла к земле, и внезапно налетевший ветер быстро затих. Вот медленно приближается огромная свинцовая туча. Она закрывает всё небо и грозно висит над притихшей землёй.

Озеро уже не взволновано, оно затихло. Вдруг блеснула яркая молния, раздался оглушительный удар грома. Крупный летний дождь зашумел по листьям деревьев. Земля жадно пила бодрящую влагу. На лугах, расстилающихся по берегам озера, зазеленела свежая трава. Омытые дождём деревья ярко засверкали нарядной листвой. Туча бледнела. Неяркое солнце осветило успокоенную землю. Неглубокие лужицы ярко блестели на солнце. Последние небольшие тучки убегали, гонимые летним ветерком.

Природа, оживлённая дождём, казалась одетой в блестящий праздничный наряд.

ДИКТАНТ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ. 7-б класс

Осенью в кедровом лесу.

Осенью шумно бывает в кедровом лесу. Накапливая жир, бродят по лесу медведи. Бурундуки, делая запасы на зиму, суетятся от зари до зари. Даже хищники, росомаха и соболь, лакомятся кедровыми орехами. Выискивая чужие запасы, они шарят по кедровнику, оставляя на зеленом мху отпечатки своих лапок. Одной кедровке не впрок идут орехи. Ест она их жадно и много, но никогда не жиреет. Сорвав шишку и набив зоб орехами, кедровка уносит их иногда очень далеко: на вершины гор, в ущелья. Там она прячет орехи в мох, под валежник, между камней и возвращается в лес за новой порцией. Однажды нам пришлось наблюдать, как кедровка шелушила шишку и прятала орехи. Она пролетела с шишкой в клюве, затем уселась на камень и, не обращая на нас внимания, стала ловко отрывать шелуху, глотая орех за орехом. Покончив с шишкой, кедровка сделала несколько прыжков, удивленно посмотрела на нас и, срыгнув орехи, неумело прикрыла их мхом.

Наступление ночи . Диктант за 3 четверть в 7 классе

Я пошел вправо через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Казалось, что вместе с вечерними парами отовсюду и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась заросшая дорожка. Я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. Все кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой. Уже с трудом различал я отдельные предметы. Поле белело вокруг, за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо раздавались мои шаги в застывшем воздухе. Побледневшее небо стало синеть, но уже это была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нём.

Зеленый шум. 7 кл за год

Я возвращался с охоты, спешил на пароход.

Миновав заросли осинника, я вышел вновь на светлые, солнечные, поляны и в молодые березняки.. Но что за чудо! В начале пути, когда я только вошел в этот лес, ветви берез были усеяны набухшими почками, даже признаков листьев нигде не было видно. Я наклонил одну из веток. Почки на ней уже лопнули, и из-под бурых чешуек высунулись нежные зеленые язычки.

Будто в сказке, прямо на моих глазах лес распускался и зеленел. Набежал ветерок, качнул мохнатые нежно-зеленые ветви березок, и я вдруг услышал едва уловимый шум, похожий на сдержанный шепот, первый шум молодой листвы.

Услышав его, я по-мальчишески крикнул куда-то в лесную даль: «Здравствуй, весна! Здравствуй, зеленый весенний шум!»

Осенний парк. 1 четверть 8 класс

Красив осенний парк. Метет багряная метель по его дорожкам. Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями. Тих белоствольный строй берез, на их тонких ветках немного листьев осталось, но каждый дрожит, переливается, сверкает.

В стороне от аллеи стоят серебристые ели. Концы их лап уже поседели, всем своим видом они дают понять, что к зиме готовы. А кусты боярышника, как коробейники на ярмарке, развесили весь свой товар — крупные красные ягоды.

Но лучше всех понимают и чувствуют осень молодые клены и дубы. Они, отливая золотом и бронзой, расстилают под собой мягкие ковры и вместе с ветром украшают своими листьями близкие ели, словно примеряя им новогодний наряд.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса.

ДИКТАНТ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ. 8-б,в класс

Митькина изба сиротливо стояла на берегу неглубокой и

быстротечной речки Калинки. Ни рядом, ни поодаль ни одного дома. Густой хмурый лес да шумная вода. Между Калинкой и селом косо вклинилась молодая белоствольная березовая роща. А сразу за избой начинается сосновый бор. Высоченные сосны и ели толпились на берегу. Остролистый камыш забрался в реку по самые зеленые плечи и ни за что не хотел вылезать на берег.

Осенью вода становилась неприветливой, черно-свинцовой. В нее падали желтые прозрачные листья, сухие еловые и сосновые шишки и мелкие сучки. Кружась и обгоняя друг друга, они плыли к старой мельнице. Наткнувшись на осклизлые бревна полуразрушенной плотины, листья и шишки останавливались. Старая заброшенная мельница тихо доживала свой век. Черная крыша проваливалась в одном месте. Вечерней порой в черный проём бесшумно залетали какие-то большие птицы.

Память. 8 класс 3 четверть

Август, последний месяц лета, выдался нежарким, с прохладными зорями, осыпавшими обильной росой тр а вы и еще зеленую листву. Временами откуда-то набегала безобидная тучка и проливалась быстрым светлым дождем, сверкавшим в косых лучах солнца. Едва окрепнув, дождь внезапно стихал, тучка, легкая и поредевшая, растворялась в небесной лазури, и снова с высоты просветленно и чуть устало улыбалось солнце.

Благоухание яблок плывет над садами, которым, кажется, здесь нет конца. Сад-гигант разбежался ровными шеренгами по равнине, где гремела, жгла огнем, сотрясала землю и небо невиданная в истории танковая битва. Давно затянуло рваные paны земли, на местах жестокого сражения встали строгие обелиски защитникам Отчизны. Но, должно быть, нет лучшего памятника погибшим, чем этот яблоневый сад, облитый весной бело-розовой пеной цветения, а осенью отягощенный плодами. В его свежем, чистом благоухании навсегда растворился смрад горящего железа и смерти.

ШОРОХ ЛИСТОПАДА 8 кл

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршат, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, не прав. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем и колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Я посмотрел на клён и увидел: от ветки отделился красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь(По К. Паустовскому) 154сл.

ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ ЗА ГОД (8- Б,Вкл.

В глухой чаще старого мрачного леса, над серым, мшистым, кочковатым болотом, стояла сосна. Солнце почти никогда не заглядывало в это сырое место. Днем у ее корявых корней скользили бурые ящерицы, а ночью под ее жидкой сенью бесшумно пролетали хищные совы. Часто зимней ночью, когда деревья, занесенные сплошной пеленой снега, трещали от жестокой стужи, сосна слышала голодный вой волков и видела их яркие глаза. Когда ветер стонал и рыдал по вершинам старого мрачного леса, в унылом скрипе сосны слышалась накопленная годами жалоба: «Как скучно, как страшно жить!»

В том же лесу на опушке красовалась стройная зеленая елочка. Привольно и весело росла она, то ласкаемая горячими поцелуями летнего солнца, то, сверкая каждым алмазом своего снежного убора в лунные зимние ночи. С утра до вечера в ее ароматных, смолистых ветвях звонко перекликалось пернатое царство, а ночью чутко дремало, дожидаясь рассвета. Ни от чьих глаз не ускользала красавица-елочка. Каждый с удовольствием любовался ею и говорил: «Какое прелестное деревце».

ДИКТАНТ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ. 9 класс

Вечером вся степь совершенно переменилась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, и она становилась темно-зеленою. Каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу изредка белели клоками легкие прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался к щекам. Вся музыка, наполнявшая день, утихала и сменялась другою. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом. (по Гоголю)

9 класс II четверть

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего это благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина. Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца». Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом, — это была его первая профессия. Внимательно прочитав всё написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что видел и знал.

Для таких мастеров, как Пришвин, которые могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева осеннем листе, мало одной жизни. Сколько же листьев упало, унося с собой невысказанные мысли писателя!

Несколько раз я слышал от людей, которые только что отложили прочитанную книгу Пришвина, одни и те же слова: «это настоящее колдовство».

Секрет обаяния произведений Пришвина в зоркости. Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное.

Язык Пришвина – язык народный, он мог сложиться лишь в тесном общении русского человека с природой, в труде.

Диктант за 3 четверть в 9 б, в классах

Печальную историю Ромео и Джульетты , известную всему миру, Шекспиру помог поведать знакомый многим ботаник Шерард . Не удивляйтесь: писатель был дружен с Шерардом, а тот увлекался разведением лютиков. Учёный как раз и посвятил Шекспира в тайны этого растения. «Яды лютиков, — утверждал он, — совсем не опасны, и если умело использовать их силу, то яд можно обратить себе на пользу». Именно так и поступает в пьесе Шекспира аптекарь Лоренцо , когда Джульетта обращается к нему за помощью, и, получив от аптекаря снадобье, Джульетта погружается в глубокий сон, который родные и близкие принимают как смерть.

Милые-милые шелковистые цветы лютики! Такими они предстают перед нами на летнем лугу. Спрячется вечером солнце — цветы сожмутся, сникнут, уснут. Короток у лютика праздник, справляет его цветок до прихода на луг косарей.

Для букетов лютик не годится. Цветок-то красивый, только вспомните, что приключилось из-за него с Ромео и Джульеттой.

(По В. Моложавенко) 138 слов

Диктант 10 кл. 1 полугодие

Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще слушать чтение, чем читать самому. Со слуха я знал его «Сказку о царе Салтане», описание Полтавского боя из «Полтавы» и сна Татьяны из «Евгения Онегина». Но «Капитанская дочка» явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой. Я помню формат книги, её запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю.

Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошёл до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошёл снег, и это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической силы пушкинских страниц.

С этого вечера я стал читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину. А кто не обязан ему радостью приобщения на самой заре жизни к источнику, из которого потом пить всю жизнь! Но если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами. (По А. Твардовскому) 161 с

Диктант за 1 полугодие в 11-а, б классах

Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё заискрилось, побелело. Только кудрявые кроны с повисшими серёжками ещё сохранили свой осенний коричневый цвет.

Но вот стукнул мороз, распушил инеем макушки деревьев, одел их в белоснежный наряд, и лесная палитра приобрела кристальную яркость. Ослепительной стала роща по утрам.

И, с ловно соблазнённые зимней красотой берёзовой рощи, сюда заспешили стайки чернышей. Тяжёлые птицы лазили по ветвям, встряхивали их и рушили с них хрустальную осыпь инея. Раскрываясь, берёза будто тощала, худала, и птицы под лучами сами становились её украшением.

Зима ещё только соткала свои наряды, она постарается в первую же порошу всё подновить, чтобы открыться людям в новой красоте, создать сказочные хоромы.

Наступит, скажем, оттепель, и с деревьев, медленно стекая, потянется влага. Она станет намерзать, стынуть, обледеневать. Вытянутся сосульки. А к вечеру или утру, когда усилится мороз, налетит ветер, качнёт деревья, и хрупкие сосульки придут в движение. И покажется человеку, что он участвует в зимней сказке.

Сходите в берёзовую рощу в гололёд, и вы обязательно услышите этот хрустальный звон.

Контрольный диктант для проведения среза знаний по русскому языку в 11 а, б классах.

Трудно писать о человеке, с которым недавно расстался, которого любил, знал больше двух десятков лет, с которым даже дружил, хотя дружба с ним была далеко не легка.

Да, Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто. Но общение с ним всегда было интересным. Он никогда не старался казаться умнее, чем он есть, но почему-то всегда чувствовалось его превосходство, даже когда в споре оказывалось, что прав именно ты, а не он. Побеждённым себя признавать не любил, но если уж приходилось, то делал это всегда так по-рыцарски, что хотелось тут же отдать ему свою шпагу. Да, в нём было рыцарство, в этом светлоглазом сыне смоленских лесов, умение отстаивать свою правоту, глядя прямо в глаза, не отрекаться от сказанного и не изменять в бою. Это навсегда привлекло меня к нему.

Вообще Трифонович не прочь был иной раз смутить человека каким-нибудь неожиданным суждением или вопросом…Просто он очень не любил людей, слишком много уделяющих себе внимания. Пошлость, в любых её проявлениях, была ему противопоказана. Я видел, как на глазах терялся у него интерес к такому человеку .

/по В.Некрасову\ 175 слов

Контрольная работа для проведения среза знаний по литературе в 11-а, б классах.

1. Дать определение слову «символизм», назвать представителей этого литературного течения.

2. Какие приемы использует Блок в следующих примерах?

  1. «Весенний и тлетворный дух»
  2. «И очи синие, бездонные / Цветут на дальнем берегу»
  3. «Доколе матери тужить? / Доколе коршуну кружить?»

а) метафора б) анафора в) оксюморон

3. Определите стихотворный размер

Я — Гамлет. Холодеет кровь,

Когда плетет коварство сети.

И в сердце — первая любовь

Жива — к единственной на свете.

4. Расскажите о «трёх правдах» в пьесе М.Горького «На дне»

1. . Дать определение слову «футуризм», назвать представителей этого литературного течения.

2 . Расположите литературные жанры в соответствии с их принадлежностью к родам литературы:

1 трагедия, 2 роман, 3 сказка, 4 сонет, 5 хокку, 6 рассказ,
7 элегия, 8 комедия, 9 поэма.

3. Поэма А. Блока «Двенадцать» начинается строчками: «Чёрный вечер.\ Белый снег.» Какой приём использует автор в приведённых строках:

4. . Дайте анализ стихотворения С.Есенина «Буря», опираясь на следующие вопросы:

1) Какова тема, идея данного стихотворения?

2) Какие изобразительно — выразительные средства использует автор?

3) Каким настроением пронизано?

Дрогнули листочки, закачались клёны,

С золотистых веток полетела пыль…

Зашумели ветры, охнул лес зелёный,

Зашептался с эхом высохший ковыль…

Плачет у окошка пасмурная буря,

Понагнулись ветлы к мутному стеклу,

И качают ветки, голову понуря,

И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…

А вдали, чернея, выползают тучи,

И ревёт сердито грозная река,

Подымают брызги водяные кручи,

Словно мечет землю сильная река. 1914

1. . Дать определение слову «футуризм», назвать представителей этого литературного течения.

2 . Расположите литературные жанры в соответствии с их принадлежностью к родам литературы:

1 трагедия, 2 роман, 3 сказка, 4 сонет, 5 хокку, 6 рассказ,
7 элегия, 8 комедия, 9 поэма.

3. Поэма А. Блока «Двенадцать» начинается строчками: «Чёрный вечер.\ Белый снег.» Какой приём использует автор в приведённых строках:

4. . Дайте анализ стихотворения, опираясь на следующие вопросы:

1) Какова идея данного стихотворения?
_ 2) Какие изобразительно — выразительные средства использует автор? __

  1. Жанровое своеобразие.
  2. Почему это стихотворение можно отнести к лирическим?

I четверть Диктант

Дружба – это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы чем-то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро. Я считаю одним из самых главных прав морального воспитания то, чтобы в годы отрочества и ранней юности каждый человек пережил глубокое чувство восхищения духовным благородством хорошего человека, влюбился в него. От этого, по существу, зависит вера в человека, в красоту человечности. Если этого нет, душа человека пуста, малейшие неурядицы жизни могут вызывать у него мелочное брюзжание, неверие в свои силы.

Пустота души, то, что в человеке нет веры ни во что,- самый страшный порок. Я уже когда-то писал тебе об этом, повторю ещё раз. Пустая душа жадно впитывает плохое и трудно поддаётся влиянию хорошего, потому что пустота, духовная убогость уже сами по себе являются пороками.

Тот, у кого пустая душа, не может быть настоящим другом, он не чувствует человечности в дружбе.

Контрольный диктант для учащихся 10-х классов

Честь истинная и ложная

Я не люблю определений и часто не готов к ним, но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызёт». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушённой или слишком преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, эти ложные представления наносят колоссальный ущерб государству. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, и «честь мундира» остаётся тяжёлым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри его уже не бьётся совестливое сердце. «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с обществами, сохраняющими памятники, — «наша стройка важнее». Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная — всегда в соответствии с совестью. Честь ложная — мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка текстов диктантов по русскому языку (словарных, объяснительных, контрольных) по всем темам, изучаемым в 6 классе.

Словарный диктант по русскому языку (5 — 6 классы)

В работе представлены словарный диктант с комплексным заданием для 5 класса,литературный диктант для 5- 6 классов, а также контрольная работа по русскому языку для 7 класса.

Итоговый контрольный диктант по русскому языку для учащихся 7 класса с грамматическим заданием.

Контрольные диктанты по всем разделам курса «Русский язык» для 5 класса (подойдут к любому УМК).

Контрольные диктанты по всем разделам курса «Русский язык» для 6 класса (подойдут к любому УМК).

Контрольный диктант по русскому языку в 5 классе по итогам 1 четверти

Контрольный диктант по русскому языку в 5 классе по итогам 1 четверти .

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы — Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз.

Источник

Уроки русского языка в 7 классе

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

У р о к 46. Контрольный диктант

I в а р и а н т

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого конца края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. За плечами они несли вороха сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (116 слов.)

II в а р и а н т

Антон восторженными глазами оглядел отцовскую каюту. Маленькая комнатка, уставленная лишь необходимой мебелью, была очень уютна. Здесь все было необыкновенным. Над койкой, застеленной шерстяным одеялом, висела писанная масляными красками картина, изображавшая ветряную мельницу под соломенной крышей, пестреющий цветами луг. Не обычные, а специально прикрепленные к стене полки вмещали множество интересных вещей. На одной из них стоял письменный прибор, возле него лежала стопка книг в кожаных переплетах. Среди них мальчик увидел книги, посвященные морю, истории кораблей. Одна из книг привлекла его внимание. На ее обложке была нарисована бегущая по волнам шхуна. Антон рассмотрел на ее палубе маленькую фигурку юнги. Не испытанное ранее волнение охватило мальчика. Ему захотелось расспросить отца об истории шхуны и юнги. (117 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е (одинаковое для обоих вариантов): графически объяснить знаки препинания при причастных оборотах, написание суффиксов причастий (задание выполняется по мере записи диктанта, а не после его написания).

(10 часов +2 часа развития речи)

На изучение деепричастия в VII классе отводится 9 часов. За это время у учащихся должны быть сформированы определенные орфографические и пунктуационные навыки: правописание не с деепричастием, выделение запятыми обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Работа по развитию речи учащихся в период изучения этой темы направлена на обогащение языка школьников деепричастиями и деепричастными оборотами, на предупреждение ошибок, связанных с образованием и употреблением их в речи. В ходе изучения темы учащиеся должны овладеть умениями распознавать деепричастия «в лицо», употреблять их в речи, уметь производить синонимическую замену личных форм глагола и причастий деепричастиями.

При разработке уроков по этой теме необходимо учитывать, что сведения о деепричастии для учащихся являются новыми, незнакомыми. Нужно помнить о том, что ошибки, связанные с обособлением деепричастий и деепричастных оборотов, обычно многочисленны и устойчивы, несмотря на то что это пунктуационное правило достаточно простое (в сравнении с правилами обособления причастных оборотов). Объясняется это тем, что школьники обычно не умеют распознавать деепричастия, часто смешивают их с личными формами глагола и причастия.

В ходе изучения темы «Деепричастие» важно использовать различные виды работ, убеждающие школьников в том, что употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной (выделяет основное действие в ряду других или нескольких, выявляет смысловые отношения между двумя или несколькими действиями) и выразительной (устраняет однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица или предмета, дорисовывает основное действие) 15 .

У р о к и 47—48. Понятие о деепричастии

и деепричастном обороте.

Правописание не с деепричастиями

Цель уроков: ознакомление с лексическим и грамматическим значением деепричастия как части речи, с правилом написания не с деепричастиями; введение понятия о деепричастном обороте; формирование навыка разграничения основного и добавочного действия, нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми.

Работа по развитию речи: конструирование предложений по заданным моделям с использованием деепричастий для обозначения добавочного действия; составление связного рассказа на грамматическую тему; употребление деепричастий для передачи динамичности в развитии действия в текстах повествовательного характера.

I . Объяснение нового материала, в процессе которого учитель знакомит семиклассников с грамматическими особенностями деепричастия, подводит их к определению понятия, выявлению роли деепричастия в речи, синтаксической роли в предложении.

Дается задание описать действия учащейся, которая делает задание по русскому языку: как она пишет, какие добавочные действия при этом совершает. «Она заглядывает в книгу, подчеркивает орфограммы, листает словарь и т. д.»,— отмечают семиклассники.

Записываются и сопоставляются два предложения:

Девочка выполняла домашнее задание и подчеркивала орфограммы.

Девочка выполняла домашнее задание, | подчеркивая орфограммы |.

В ходе анализа предложений учащиеся выясняют, что в первом предложении глаголы-сказуемые называют оба действия как одинаково важные. Во втором предложении выполняла обозначает основное, главное действие, а подчеркивая — добавочное, дополнительное. Учитель сообщает, что часть речи, обозначающая действия, добавочные по отношению к основному, называется деепричастием. В процессе беседы выясняется, что деепричастия образуются от глаголов, имеют, как и глаголы, вид. Но деепричастие имеет и признаки наречия: оно не изменяется, в предложении является обстоятельством. Как правило, деепричастие можно заменить глаголом-сказуемым.

Опираясь на знания о причастном обороте, учащиеся находят деепричастный оборот, определяют его синтаксическую роль в предложении; графически объясняют расстановку знаков препинания.

II . Закрепление материала.

1. Выразительное чтение знакомого семиклассникам текста, например отрывка из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Сначала текст читается целиком, затем — по предложениям.

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами.

И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух.

— О каких основных действиях говорится в отрывке?

— Какими средствами языка Н. В. Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?

(Делается вывод о функции деепричастия в речи — описывается, дорисовывается основное действие.)

2. Замена деепричастием сначала первого глагола, потом второго. Запись предложения с расстановкой знаков препинания. (Нужно обратить внимание учащихся на то, что одиночные деепричастия тоже выделяются запятыми. Желательно, чтобы деепричастные обороты были поставлены в разные части предложения.)

1) Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. 2) Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром. 3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

— Различаются ли по смыслу I и II варианты каждого предложения? Определите вид деепричастий.

III. С целью выработки у учащихся умения отличать деепричастия от личных форм глагола и употреблять деепричастия в речи дается упражнение с заданием заменить, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями; графически объяснить знаки препинания; по вопросам определить вид деепричастия.

1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

— Какие предложения лучше передают динамичность, стремительность в развитии действия? (Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более динамичны, чем предложения с однородными глаголами-сказуемыми.)

I V . Анализ текста повествовательного характера.

Полезно напомнить учащимся, что в повествовании мир предстает в динамике, в движении, в нем рассказывается о сменяющихся, следующих друг за другом действиях, как бы создается лента кадров. Чтобы подчеркнуть эту последовательность действий, в этом типе речи часто используются глаголы движения, деепричастия совершенного вида или деепричастные обороты, с помощью которых передается динамичность, стремительность в развитии действия.

Для анализа предлагается отрывок из повести М. Горького «Детство». После чтения учителем текста семиклассники должны найти в нем признаки этого типа речи и сделать вывод о том, что деепричастия «дописывают», дополняют главное действие.

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее,— и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, к уж нельзя было отвести глаз от нее — так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

По выбору учителя ряд предложений записывается в тетради и анализируется.

V . Сообщение учителя о написании не с деепричастиями (совпадает с правилом написания не с глаголами).

Выполняются следующие упражнения.

1. Словарный диктант.

Учащиеся определяют, приставкой, частицей или частью корня является не в словах не чувствовал, не чувствуя, не удивляясь, недоумевал, не зависев, не сожалея, не исчезая.

2. Выборочный диктант.

Учащиеся выписывают деепричастия, графически объясняя написание не с деепричастиями.

Не задумываясь, не думал, не присутствовал, не присутствуя, ненавидя, негодуя, не спрашивал, не припоминая, не истомившись, не удивился.

Обобщение материала урока.

— Какова роль деепричастия в речи? (Деепричастие дорисовывает, дописывает основное действие, называемое сказуемым, дополняет его.)

— Для какого типа речи характерно употребление деепричастий? (В текстах повествовательного характера для передачи динамичности в развитии действия.)

— Какое лицо (или предмет) совершает действие, обозначенное деепричастием? (То же, что и действие, обозначенное глаголом.)

— Каковы признаки глагола у деепричастия?

— Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? (Является обстоятельством, как и наречие.)

— Какой еще признак наречия имеет деепричастие? (Оно не изменяется.)

— Как пишется не с деепричастиями? Привести примеры. В заключение урока проводится проверочная работа.

I в а р и а н т

I. Найдите предложения, в которых есть часть речи, обозначающая добавочное к основному действие.

1. Космонавт слушает и улыбается.

2. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

3. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

4. Птицы хлопают крыльями и поднимаются вверх.

5. Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

II. Найдите предложения, в которых есть деепричастие.

1. Мама сидела, откинувшись в кресле.

2. Я открыл окно и залюбовался видом.

3. Брат склонил голову и писал что-то.

4. Разложив игры, дети сели в кружок.

5. Уставшая, она не хотела идти дальше.

III. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

1. Витя мыл посуду, насвистывая какую-то песенку.

2. Из дома вышел человек и направился к машине.

3. Выйдя из дома, человек направился к машине.

4. Человек, вышедший из дома, направился к машине.

5. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.

II в а р и а н т

I. Найдите словосочетание с деепричастием.

1. Закутанный в тулуп;

2. проложенный геологами;

4. запер на замок;

5. вырастив урожай;

6. раскачивающихся от ветра.

II. Найдите словосочетание с деепричастием.

1. Выкрашенный краской; 4. устроившись на ночлег;

2. выкрасив краской; 5. запертый дома;

3. устроенный по проекту; 6. заперев дом.

III. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

1. Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.

2. Много тайн хранят леса, опаленные войной.

3. Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.

4. Георгины, почерневшие от мороза, печально свешивали свои головки.

5. Не узнав горя, не узнаешь и радости.

6. Мальчик шел и не разбирал дороги.

IV. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

1. Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.

2. Через темный лес, через глухие овраги пробирается с добычей старый волк.

3. Когда начал дуть сильный ветер, пуща вновь ожила.

4. Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались.

5. Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем.

6. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся с юга, стала кружить над заливом.

Контрольный листок учителя:

I в а р и а н т II в а р и а н т

I. 2, 5; II. 1, 4; III. 1, 3. I. 5; II. 2, 4, 6; III. 5; IV. 4, 5.

За работу учащимся выставляется оценка. Семиклассники, не справившиеся с заданием, получают его на дом.

По мере выполнения задания учащиеся, справившиеся с ним раньше других, могут придумать и записать предложения с одиночными деепричастиями.

Домашнее задание: § 26, 27, 28; упр. 159 (устно), 172 (письменно). Графически объяснить написание не с деепричастиями, постановку знаков препинания при деепричастных оборотах; повторить порядок морфологического разбора причастия (§ 23).

Источник

Тест по русскому языку за курс 7-го класса

I вариант

1. Найдите словосочетание с главным словом – существительным:

а) напуганная стуком;
б) сеявшие смуту;
в) освещавшая комнату;
г) привезенный из города;
д) стоящей лампы.

2. Выберите из предложенных подходящее по смыслу причастие:

Библиотекарь беседовала с мальчиком, . книгой о космосе.

3. В каком предложении причастный оборот надо выделить запятыми?

а) Человек услышавший шорох насторожился.
б) Мы почувствовали даже дыхание лаявшей на нас собаки.
в) От оттаявшей земли поднимался пар.
г) Распускающиеся под теплыми лучами солнца листочки радовали глаз.

4. В суффиксах каких страдательных причастий пишется е?

а) Слыш_мого;
б) вид_мый;
в) огражда_мый;
г) оберега_мый;
д) движ_мый.

5. Отметьте, когда не с причастиями пишется слитно:

а) (не)забываемый подвиг;
б) трава (не)скошена;
в) (не)погасший костер;
г) ничем (не)нарушаемая тишина;
д) (не)нашедший дорогу отряд.

6. В каких причастиях и прилагательных пишется одна буква н?

а) Выкача(н,нн)ая нефть;
б) краше(н,нн)ые стены;
в) варе(н,нн)ое яйцо;
г) зажже(н,нн)ый костер;
д) заверше(н,нн)ый рассказ.

7. Найдите словосочетание с деепричастием:

а) закутанный в тулуп;
б) проложенный геологами;
в) укрепил болт;
г) вырастив урожай;
д) запереть на замок.

8. Найдите предложение с деепричастным оборотом:

а) Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.
б) Много тайн хранят леса, опаленные войной.
в) Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.
г) Не узнав горя, не узнаешь и радости.
д) Мальчик быстро шел по лесной дороге.

9. Найдите словосочетание, в котором не с деепричастиями пишется слитно:

а) (не)зная ничего;
б) (не)чувствуя опасности;
в) (не)доумевая по поводу случившегося;
г) (не)доходя до места;
д) (не)говоря лишних слов.

10. Найдите словосочетания, в которых не с наречиями пишется раздельно:

а) работать (не)прерывно;
б) находиться (не)далеко;
в) (не)оживленно, а вяло;
г) вовсе (не)интересно;
д) (не)выносимо страшно.

11. Найдите наречие в данных словосочетаниях, в котором надо писать букву а:

а) вправ_ пойти;
б) удар слев_;
в) расстаться надолг_;
г) переписать набел_;
д) закрыть наглух_.

12. Найдите наречие в данных словосочетаниях, в котором надо писать букву о:

а) записанную наскор_;
б) изредк_ преграждал;
в) сказать сгоряч_;
г) стоял слев_;
д) идущий справ_.

13. Найдите наречия, которые пишутся через дефис:

а) (по)прежнему направлению;
б) (по)настоящему отдохнуть;
в) идти (по)осеннему лесу;
г) (по)прежнему хорошо;
д) скучать (по)настоящему делу.

14. Найдите наречие, которое ошибочно написано через дефис:

а) давным-давно;
б) точь-в-точь;
в) волей-неволей;
г) мало-помалу;
д) бок-о-бок.

15. Найдите наречие, ошибочно написанное с ь:

16. Найдите предложение с сочинительным союзом:

а) Люда вышла на крылечко, люди смотрят из окон.
б) Я могу добиться всего, если захочу.
в) Я думал, что весна никогда не наступит.
г) Маме нравятся серьезные программы, а Катюша их не смотрит.
д) В лесу было тепло, тихо, загадочно.

17. Найдите предложение с подчинительным союзом:

а) Давным-давно известно, что от частого употребления слова теряют свою свежесть и образность.
б) Многим хотелось бы верить в настоящую дружбу.
в) Лесные обитатели спрятались, почти замерли перед грозой.
г) Хочется видеть всех людей счастливыми.
д) Радостные и светлые мысли приходят с теплыми лучами солнца.

18. Найдите производные предлоги:

а) вопреки прогнозу;
б) к нашему берегу;
в) о невыученном уроке;
г) через речку;
д) благодаря папе.

19. Найдите производный предлог, пишущийся слитно:

а) (в)следствие дождей;
б) (в)течение года;
в) (не)смотря под ноги;
г) положить (на)счет.

20. Найдите предложения, в которых есть союзы также, тоже, чтобы, зато:

а) Все народы мира хотят, что(бы) не было войны.
б) Наш класс то(же) пойдет в музей.
в) Что(бы) мне почитать?
г) Мы нашли в горах то(же) озеро, что и геологи.

21. Найдите предложение, в котором есть частица:

а) Дождичек вымочит, а солнышко высушит.
б) Пошел он в лес по грибы и заблудился.
в) А погода великолепная!
г) Присел и задремал.

22. Найдите устойчивые сочетания, которые пишутся с ни и не разделяются запятыми:

а) во что бы то н_ стало;
б) н_ встать н_ сесть;
в) н_ раз там бывал;
г) далеко н_ радостно;
д) н_ рыба н_ мясо.

23. Найдите примеры с дефисным написанием:

а) где(то) пели;
б) задачу(то) решил;
в) послушай(ка) меня;
г) то(же) интересно.

24. Найдите предложения, в которых есть междометия:

а) Далече грянуло ура!
б) Девица хи-хи-хи да ха-ха-ха.
в) Что это было?

II вариант

1. Найдите словосочетание с главным словом – существительным:

а) служащие Родине;
б) разведанная геологами;
в) освещенная луной;
г) растаявшие льдины;
д) разбросанные ребенком.

2. Выберите из предложенных нужное причастие, подходящее по смыслу:

Мальчик, успешно . стометровку, включен в школьную команду.

3. В каком предложении причастный оборот надо выделить запятыми?

а) Рассеявший все сомнения и подозрения товарищ быстро удалился.
б) Убежавший от лисы заяц был счастлив.
в) Архитектор создавший необычный дом гордился своей работой.
г) Хорошо вымытые стекла пропускали много света.

4. В суффиксах каких страдательных причастий пишется буква е?

а) колебл_мый;
б) невид_мый;
в) исправля_мый;
г) неслыш_мый;
д) движ_мый.

5. Отметьте, в каких случаях не с причастиями пишется слитно:

а) (не)выносимая духота;
б) картина (не)окончена;
в) еще (не)окрепший после болезни;
г) (не)крашеный забор;
д) письмо (не)отправлено.

6. В суффиксах каких причастий и прилагательных пишется одна буква н:

а) вяза(н,нн)ые варежки;
б) подреза(н,нн)ые деревья;
в) завоева(н,нн)ые призы;
г) несея(н,нн)ые травы;
д) получе(н,нн)ое задание.

7. Найдите словосочетание с деепричастием:

а) выкрашенный краской;
б) выкрасив краской;
в) выкрасить краской;
г) закрытый дома;
д) сломал доску.

8. Найдите предложение с деепричастным оборотом:

а) Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.
б) Не замечая меня, лебеди спокойно плавали в озере.
в) Когда начал дуть сильный ветер, тайга ожила.
г) Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем.
д) Птицы внезапно хлопают крыльями и поднимаются вверх.

9. Найдите словосочетание, в котором не с деепричастием пишется слитно:

а) (не)подготовив доклада;
б) (не)продумав маршрута;
в) (не)отрывая глаз;
г) (не)говоря ни слова;
д) (не)навидя ложь.

10. Найдите словосочетания, в которых не с наречиями пишется раздельно:

а) забрести (не)чаянно;
б) (не)подвижно сидеть;
в) (не)тихо, а громко;
г) вовсе (не)интересно;
д) приехать (не)ожиданно.

11. Найдите наречие в данных словосочетаниях, в котором надо писать букву а:

а) обидеть сгоряч_;
б) посмотреть влев_;
в) убежать направ_;
г) говорить насмешлив_;
д) прятать испуганн_.

12. Найдите наречие в данных словосочетаниях, в котором надо писать букву о:

а) рассказать сбивчив_;
б) отмыть добел_;
в) начать сначал_;
г) узнать издалек_;
д) замерзнуть досин_.

13. Найдите наречия, которые пишутся через дефис:

а) тепло (по)летнему;
б) шли (по)зимнему лесу;
в) (по)новому методу;
г) (по)русскому обычаю;
д) встретили (по)русски.

14. Найдите наречие, которое ошибочно написано через дефис:

а) точь-в-точь;
б) видимо-невидимо;
в) как-нибудь;
г) давным-давно;
д) как-будто.

15. Найдите наречие, ошибочно написанное с ь:

а) наотмашь;
б) за полночь;
в) прочь;
г) невтерпежь;
д) навзничь.

16. Найдите предложение с сочинительным союзом:

а) Нам необходимо было лететь самолетом до места назначения.
б) Очень приятно беседовать с интересным человеком.
в) Если Сашка волнуется, его тяжело успокоить.
г) На пляже можно загорать, купаться, играть в разные игры.
д) Мне нравится получать хорошие оценки, но не очень нравится много заниматься.

17. Найдите предложение с подчинительным союзом:

а) Все народы мира хотят, чтобы жизнь была счастливая и достойная.
б) Лето – любимое всеми школьниками время года.
в) Пусть никогда не закончится этот вечер!
г) Надо же было так влипнуть!
д) Всем расскажу об интересном походе в горы, а может быть, и о походе по рекам Подмосковья.

18. Найдите производные предлоги:

а) около дома;
б) согласно предложению;
в) вместо товарища;
г) на том берегу;
д) из-за болезни.

19. Найдите производный предлог, пишущийся слитно:

а) (в)виду дождя;
б) (в)продолжение года;
в) (на)встречу с другом;
г) идти след (в)след.

20. Найдите предложения, в которых есть союзы также, тоже, чтобы, зато:

а) Я так(же) буду учиться дальше.
б) Я сделал это так(же), как и он.
в) Я спрятался за(то) дерево.

21. Найдите предложение, в котором есть частица:

а) Задремал и услышал тихий голос.
б) Смотрит – никого.
в) И надобно ж беде случиться!
г) Он глядит и видит русалочку на ветвях.

22. Найдите устойчивые сочетания, которые пишутся с ни и не разделяются запятыми:

а) н_ жив н_мертв;
б) н_ свет н_ заря;
в) вовсе н_ интересно;
г) отнюдь н_ хорошо;
д) н_ пуха н_ пера.

23. Найдите примеры дефисного написания частиц:

а) разговаривать(то) умеешь;
б) как(будто) слышал;
в) откуда(либо) узнает;
г) пойди(ка) за соком.

24. Найдите предложения с междометиями:

а) О себе я и «ох» не скажу.
б) Ура, наш класс победил!
в) Когда это было?

Ответы

I вариант

1: д; 2: а; 3: а; 4: в, г; 5: а, в; 6: б, в; 7: г; 8: г; 9: в; 10: в, г; 11: б; 12: а; 13: б, г; 14: д; 15: в; 16: г; 17: а; 18: а, д; 19: а; 20: а; 21: в; 22: а, б, д; 23: а, б, в; 24: а, б.

II вариант

1: г; 2: а; 3: в; 4: а, в; 5: а, д; 6: а, г; 7: б; 8: б; 9: д; 10: в, г; 11: а; 12: а; 13: а, д; 14: д; 15: г; 16: д; 17: а; 18: б, в; 19: а; 20: а, б; 21: в; 22: а, б, д; 23: а, в, г; 24: а, б.

Источник

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
  • Вариант 1:
  • Часть речи: Глагол в личной форме
  • Начальная форма: ВСТАВИТЬ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ТЕКСТ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ПОЛ
  • Все характеристики

    Слово может быть разобрано в 4-х вариантах

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Наречие
  • Начальная форма: ВЫШЕ
  • Вариант 2:
  • Часть речи: Предлог
  • Начальная форма: ВЫШЕ
  • Вариант 3:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ВЫША
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Инфинитив
  • Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Прилагательное
  • Начальная форма: синтаксический
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: РАЗБОР
  • Все характеристики

    Характеристика предложения

    По цели высказывания
    По интонации (по эмоциональной окраске)
    По количеству грамматических основ
    По количеству главных членов предложения
    По наличию второстепенных членов

    О инструменте

    После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

    Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

    Какой вариант разбора выбрать?

    Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

    Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

    Пример ситаксического разбора слова

    Часть речи сверху слова

    Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

    Источник

  • Читайте также:  Озеро подорожное приозерский район