Меню

Озеро святое бологовский район



Озеро святое бологовский район

Источник «Святое поле «

Местоположение родника относительно населенных пунктов и географические координаты:

По дороге Бологое-Кемцы, в деревне Тимково есть поворот влево – до деревни Будущее (всегда деревня называлась Святое). В нескольких километрах перед ней через дорогу течет ручей.

Положение в рельефе:

Абсолютная отметка выхода родника:

Тип питающих родник подземных вод: грунтовые.

Характеристика водоносного горизонта:

Тип родника:

Характер выхода воды: одиночный выход, истечение воды спокойное.

Дебит родника:

Каптаж:

Количество посетителей родника:

Результаты анализа воды:

Исторические материалы:

По дороге Бологое-Кемцы, в деревне Тимково есть поворот влево – до деревни Будущее (всегда деревня называлась Святое).

В нескольких километрах перед ней через дорогу течет ручей.

Ручей называется «Святое-Поле».

Раньше на этом роднике стояла часовня. Старожилы сказывают легенду, согласно которой часовня эта провалилась под землю.

И поныне урочище носит название «Часовня».

Слева от дороги посреди поля стоит березовая роща: очень старые березы на месте захоронения (могилы обложены камнями). Это и есть «Святое Поле».

Местные жители воду источника считают святой.

Деревня Будущее (Святое) расположена по берегам озера Святое.

Название озера и деревни идет из Новгородских писцовых книг XV-XVI вв.

Ласточкин Н.А. с. Рютино Бологовский район

Приблизительно 60 лет назад по дороге Святое (некоторые жители именно так продолжают называть свою деревню) – Тимково, там, где ее пересекает ручей, стояла часовня над родником, вода в котором считается местными жителями святой. Существует предание, что во времена Литовского нашествия здесь стояла церковь. Литовцы жестоко пытали настоятеля, а он успел снять с себя нательный серебряный крест и бросить в родник. Поговаривают, что на этом месте зарыт клад. Старожилы утверждают, что часовня провалилась под землю. Возникает вопрос, зачем часовне стоять вдалеке от деревни и бывшей усадьбы? Дело в том, что стояла она не просто так, а у старой березовой рощи, которая возвышалась посредине поля. В этой роще между березами довольно «преклонного возраста» находится старинное языческое кладбище, могилы которого обложены огромными камнями (старожилы говорят, что похожее кладбище есть у деревни Проказово Кемецкого сельского поселения). Во времена колхозов и совхозов поля расширяли, выкорчевывали все вокруг, а кладбище это не тронули. Вот оно и святое место! Может быть, происхождение названия Святое-Поле нужно искать именно отсюда.

Сорока Л. Н., краевед, с. Берёзовский Рядок Бологовский район.

Присылайте исторические материалы на адрес seyat@mail.ru

Связь с автором проекта: Тел. 8-910-836-34-85 Анатолий Серов

Источник

Озеро святое бологовский район

Я с детства люблю озёра. Само слово – озеро – для меня имеет магическую силу. Попробуйте произнести и вслушаться – о-зе-ро, о-зё-ра… Что-то неуловимо волшебное, связывающее нас с глубокой славянской древностью таится в этих звуках…

Озеро Святое – второе по величине в Ивановской области. Береговая линия достигает 7 км, средняя глубина 3,7 м, максимальная – 6. Но даже на максимальной глубине в середине озера вы долго еще будете провожать взглядом брошенную на счастье монетку – настолько чистая там вода!

Само озеро можно даже назвать волшебным, ощущение присутствия чего-то неуловимо-возвышенного не покидает на его берегах. С озером связано немало легенд. Одна из них рассказывает о происхождении этого чуда природы.
Когда-то в древние времена, когда озера не было и в помине, в лесной глуши жил старец Филарет. У подножия холма, где располагалось его жилище, расстилалась болотистая низменность, в которой старец выкопал себе колодец, давший необыкновенно чистую воду. С течением времени, края колодца обвалились, и на его месте образовалось небольшое озерко, которое и дало начало настоящему озеру. Ученые же склонны считать, что Святое озеро ледникового происхождения, как и большинство других озер этой местности.

История озера неразрывно связана с существованием монастыря, получившим свое название по местности – Святоозерский. Первый храм Преображения Господня на этих чудных берегах был возведен аж в 1385 году святителем Киприаном. В водовороте истории храмы исчезали и возводились снова, пока не был построен нынешний комплекс Святозерского женского монастыря, куда входят сразу три храма: Иверской иконы Божьей Матери, Афанасия Афонского и Казанский собор. Ослепительно белые стены храмов и монастыря так гармонично вписываются в Святоозерский пейзаж, что дух захватывает.

Существует еще одна легенда, будто бы в годы становления Советской власти служителями Святоозерской пустыни в озере был затоплен клад с церковными реликвиями и драгоценностями. Естественно, клад искали и не единожды! И естественно ничего не нашли, но дали жизнь новой легенде. Якобы у озера двойное дно и что под толстым слоем ила находится второе озеро с чистейшей водой. Некоторые люди говорят, что до сих пор видят над озером очертания затопленного древнего монастыря, а в тишине слышится колокольный звон. Мой муж вообще выдвинул довольно смелое предположение, что Святое – озеро, которое скрыло легендарный Китеж. Еще одной версией происхождения озера является образовавшийся карстовый провал, который мог в одночасье поглотить если не город, то село и на этом месте образовать озеро. Кроме того, именно по этой местности проходил один из отрядов Батыя. На мой вопрос, почему Китеж должен быть именно там, муж ответил просто: а почему бы и нет? Ведь сколько предположений было сделано, это просто еще одно… из многих.

Как я ни мечтала и ни пыталась услышать колокольный волшебный звон – ничего не вышло, хотя бы потому что тишины не было. Шум дискотек со всех берегов озера ее не нарушал, он ее душил. До сих пор не понимаю таких туристов: кой черт переться за тридевять земель на лоно природы, чтобы устроить там дискотеку? Но об этом чуть позже.

Все изменилось, когда в 1939 году на болотах вокруг озера началась добыча торфа способом гидроторфа, сопровождающимся огромным использованием водных ресурсов. Соответственно, воду для этих целей стали брать из озера (а также и из реки Лух). В процессе торфоразработок почти вся святоозерская вода была заменена на речную, занесено много ила и торфяной массы. Из семи источников, когда-то питавших озеро, осталось только два, да и те находятся под угрозой заиления.

С развалом Союза торфоразработки закончились, но появилась другая напасть – нерадивые туристы. За сезон озеро посещают несколько тысяч человек, но какая часть из них уберет за собой мусор?
Уникальный памятник природы – озеро Святое сегодня находится на грани уничтожения. О каких целебных свойствах святоозерской воды сегодня можно говорить, если отдыхающие паркуют автомобили на прибрежной территории, а иногда и моют их в озере. Прибавьте сюда груды пластиковых бутылок и полиэтиленовых пакетов, как бы невзначай оставленных туристами, которые «ах, да! Хотели же мусор забрать, но забыли!»
Местная администрация и насельницы Святоозерского монастыря давно бьют тревогу, но формальных прав установить свои правила на данной территории у них нет. Озеро и земли вокруг него находятся в бессрочной аренде обанкротившегося предприятия, нужно переоформлять бумаги, но волокита с документами длится уже в течение многих лет.
Поэтому единственное, что остается – взывать к совести отдыхающих, если, конечно, таковая имеется…
Этим постом я тоже хочу привлечь внимание к проблемам Святого озера и обратиться к тем, кто когда-то на нем бывал, и для кого это место стало излюбленным местом отдыха, а может быть, кто-то только собирается посетить эти места.
Люди! Просто представьте! Озеро – оно ведь живое, оно дарит вам свою красоту, тихую благодать, воду, свою душу… Не плюйте в нее, пожалуйста!

Источник

Великие озера Тверской области: описание, достопримечательности и интересные факты

Отдых у воды, рыбалка, спуск на байдарках и плотах – по-прежнему самый популярный вид отдыха у многих россиян, и для этого есть несколько причин:

  • Во-первых, страна богата водоемами, поэтому выбраться даже на выходные не составляет труда.
  • Во-вторых, такой отдых считается самым полезным для организма, так как сочетает в себе активность, общение с природой и насыщение крови адреналином.
  • В-третьих, он доступен по цене, что сегодня также привлекает многих туристов.

Если выбирать, куда поехать, то Великие озера Тверской области могут стать местом, где отдых получится насыщенным и недорогим.

Тверская область

Этот край по праву называют водным, так как в нем насчитывается 1769 озер, акватория которых превышает 1 га. Тверская область — настоящий рай для любителей пешего и водного туризма. Здесь столько заповедных, да и просто живописных мест, предлагающих на выбор комфорт турбазы или приключения «дикарем», что беспокоиться о поиске места для лагеря или ночлега не стоит.

Среди такого огромного количества озер наибольшую популярность имеют самые крупные, к которым относятся:

  • Селигер – самое большое, 259.7 км 2 .
  • Волго – 61 км 2 .
  • Шлино – 34 км 2 .
  • Кафтино – 32.4 км 2 .
  • Великое – 32 км 2 .
  • Пирос, Сиг, Вселуг – чуть более 30 км 2 .

Это озера, занимающие площадь от 30 км 2 и более, еще 127 водоемов – от 10 км 2 до 20 км 2 . Остальные озера имеют размеры от 1 га до 10 гектаров.

Большая часть водоемов сосредоточена в северо-западной и западной части области, что было вызвано продвижением ледника именно в эту сторону. После его таяния и образовалось такое количество озер. Если говорить о юго-восточной стороне, то здесь сосредоточены Великие озера Тверской области, которые являются реликтовыми, то есть были образованы задолго до ледникового периода.

Орешинско-Петровские озера

Всего в 20 км от Твери находятся любимые не только местными рыбаками и туристами, но и путешественниками из других уголков страны Орешинско-Петровские озера. Все 140 водоемов, входящих в этот природный комплекс, окружены болотистой местностью под названием Оршанский мох.

Самыми большими и популярными из них являются:

  • Великое – 32 км 2 ;
  • Светлое – 8 км 2 ;
  • Глубокое и Песочное — по 5 км 2 ;
  • Белое, Щучье, Оршинское, Глухое – до 4 км 2 .

Глубина этих водоемов редко превышает 4 м, а многие из них соединены между собой протоками. Питаются Великие озера Тверской области дождевыми водами и за счет болот, в которых высокая концентрация торфа, поэтому в них вода коричневого цвета. Из-за торфоразработок несколько озер в западной части Орешинско-Петровского массива исчезли или крайне обмелели. Сегодня только самые крупные из них пользуются спросом у рыбаков, охотников и туристов. Построенные на них турбазы позволяют надеяться, что они останутся нетронутыми торфодобывающей промышленностью.

Читайте также:  Карта озеро лисно с глубинами

Озеро Великое

Не только рыбакам, но и охотникам, и сборщикам ягод хорошо известно озеро Великое (Тверская область). Как добраться, зависит от времени года и погоды. Так как места там в основном дикие, необжитые, то лучшим транспортом станет внедорожник или квадроцикл.

Связано это с тем, что озеро окружено болотом, за исключением небольшого участка с его западной стороны. Именно здесь, между озером Глубоким и Белым, есть твердая земля, на которой расположено несколько населенных пунктов.

Источник

Озеро святое бологовский район

Татьяна Сабанова

Татьяна Сабанова

Из статьи Николая Ласточкина с сайта http://www.thenewlife.ru/?p=1463
На территории Бологовского района выявлены и до сих пор востребованы не менее восьми «святых» водных источников. Как правило, на них стояли или стоят часовни. В большинстве своем эти часовни пятничные.

Обычай отмечать пятницу как день казни И. Христа зародился в эпоху раннего православия, вскоре после крещения Руси. Согласно церковной легенде, преподобная мученица Пятница-Параскева жила в XI веке и пострадала за веру. В память о ней стали освящать церкви, устраивать престольные праздники по деревням и селам, но особенно часто ей посвящали часовни. В году русская православная церковь отмечает 12 пятниц (9-я, 10-я Пятницы, Летняя Пятница, Ивановская, Пятница, Параскева Пятница и др.).

Татьяна Сабанова

Находится вправо от дороги Бологое-Кемцы-Березовский Рядок, не доезжая пять километров до села Березовский Рядок, менее одного километра от реки Березайки. Вода источника богата серебром. На месте родника исстари стояла часовня, но ее перевезли в Березовский Рядок. «Серебряный ключик» активно посещается как местным населением, так и дачниками, туристами, в том числе из Бологое, и в настоящее время, зимой и летом.

Местный священник (из с. Сельцо Карельское) обустроил источник: установил беседку, почистил родник, опустил бетонные кольца. В 2009 году над «Серебряным ключиком» выстроена и освящена новая часовня.

Татьяна Сабанова

Окрестные достопримечательности: село Кемцы и село Березовский Рядок имеют богатую историю. В Кемцах два памятника федерального значения – церковь Косьмы-Дамиана (недействующая) с остатками погоста и пейзажный парк генерала Веригина. Здесь помещиками и землевладельцами были графы Беннигсены, генералы Веригины, замечательное семейство Поссе. Многие из них похоронены на погосте села. Кемцы – родина К.П. Пятницкого. Здесь же похоронены отец и мать Константина Петровича (Петр Дмитриевич и Параскева Михайловна).

Усадьба Хворостово – помещики С.И. Мусин-Пушкин (1855 г.), А.С. и А.С. Пушкины. Деревня Дуплево – родина писателя Радия Погодина (1925 года рождения).

Деревня Кононково – родина академика М.И. Прокофьева (1935 года рождения). Кемецкий бейшлот в деревне Дмитровке – год постройки 1748-й, строил выдающийся гидростроитель М.И. Сердюков.

Татьяна Сабанова

Недалеко от Березовского Рядка (в 10 км), за деревней Ловница, на берегу реки Березайки находится памятник природы — Филимоновский фонтан. Родник сероводородный, поднимается на высоту до 40 см, от кромки реки на удалении около 10 метров. Этот природный памятник охраняется государством. Оборудована зона отдыха.

В самом селе Б. Рядок находилось имение жены – вдовы выдающегося ученого – этнолога, автора знаменитых «Сказаний русского народа», «гордости России XIX века» Ивана Петровича Сахарова (1807-1863) Федосьи Васильевны Сахаровой, которое она приобрела после смерти мужа. Ф.В. Сахарова умерла в 1887 году и похоронена на погосте села.

Очень живописно выглядит место слияния рек Березайки и Мсты, где и расположено село. Здесь живет и трудится сельской учительницей замечательный краевед Любовь Николаевна Сорока. Одна из ее брошюр (на правах рукописи) «В междуречье Березайки и Мсты» (2010 год, 68 стр.) содержательно и интересно описывает природу, историю края.

Татьяна Сабанова

Справа от дороги на Б. Рядок (за Кемцами), на берегу озера Оловенец, в последней четверти XIX в. размещалась усадьба выдающегося ученого – физика и ректора Петербургского университета Ивана Ивановича Боргмана.

По этой же дороге (Бологое-Кемцы), но не доезжая до дер. Котлованово и Кемец, в деревне Тимково есть поворот влево – до деревни Будущее (всегда деревня называлась Святое). В нескольких километрах перед ней через дорогу течет ручей. Ручей называется «Святое-Поле». Раньше на этом роднике стояла часовня. Старожилы сказывают легенду, согласно которой часовня эта провалилась под землю. И поныне урочище носит название «Часовня». Слева от дороги посреди поля стоит березовая роща: очень старые березы на месте захоронения (могилы обложены камнями). Это и есть «Святое Поле». Местные жители воду источника считают святой. Деревня Будущее (Святое) расположена по берегам озера Святое. Название озера и деревни идет из Новгородских писцовых книг XV-XVI в.

Татьяна Сабанова

Село Куженкино на шоссе Москва-Петербург. В конце села влево около двух километров по проселочной дороге. Возле него до сих пор стоит часовня Ивановской Пятницы. Вода из этого источника-родника, по результатам анализа, считается на редкость чистой. На Ивана Купалу (7 июля) из местной церкви Преображение Господне (действующая) совершаются крестные ходы. Источник обустроен. В нем купаются, обливаются, пьют, берут с собой, считают воду целебной и святой.

Татьяна Сабанова

Татьяна Сабанова

Татьяна Сабанова

остопримечательности: возле деревни Мартыново две горы: Солдатская гора с тригонометрической вышкой-маяком; на ее склонах находят кости и черепа человеческие. Другая гора носит название «У Двух Сосен». На ней находится самое крупное в Припиросье языческое захоронение.

Мшенский источник в деревне Мшенцы.

Наиболее известен из всех других на территории Бологовского района. Конечно, чудо природы. Вода с высоким содержанием железа. Считается святой, целебной, «от всех болезней». На взгорке рядом с источником-церковь Параскевы Пятницы, действующая. Возле нее – погост, а по другую сторону мшенских ключей, совсем рядом – еще одно кладбище, уже современное. Получается, что Мшенский источник зажат между двумя кладбищами. Мшенцы находятся за деревней Корыхново, в стороне от дороги Бологое-Лыкошино (поворот в Корыхнове).

Мшенскими ключами как чудом природы восхищался еще Рерих Н.К.

Татьяна Сабанова

В престольный праздник деревни Мшенцы (9-я Пятница) на Мшенские ключи прибывает очень много народу, в т.ч. из Москвы, Твери, Петербурга, окрестных селений. «Святую» водичку принимают вовнутрь и снаружи, веря в ее целебные свойства. Между тем, по данным из Метрических книг последней четверти XIX в., из всех приходов и погостов Бологовского края Мшенский погост был единственным с отрицательной динамикой населения и самой высокой смертностью среди детей и взрослых. Конкретные цифры и факты об этом можно найти в материале краеведа Ласточкина Н.А. «Мшенский погост (1877-1889 гг.) в райгазете «Новая жизнь» (г. Бологое) от 5 июля 2002 года. Вода мшенских ключей нуждается в серьезном анализе с последующими рекомендациями по использованию.

Территория Валдайского сельского поселения. Дорога Валдай-Лыкошино-Боровичи. В шести километрах за станцией Лыкошино, несмотря в стороне от дороги есть деревня Лыкошино (ударение отличаются в названиях поселка-станции и деревни). Родник. Была часовня. Вода считается целебной. Осенью крестным ходом с Иверской церкви поселка Лыкошино ходили в деревню Лыкошино на родник, где совершали молебен. Только последние два года крестный ход не проводился

Татьяна Сабанова

Деревня Михайловское Валдайского сельского поселения (за пос. Лыкошино влево от дороги Валдай-Боровичи). Родник. Была часовня. Последние годы источник завален огромным валуном.

Деревня Мишнево Валдайского сельского поселения. Бывший Туренский погост Сопинской волости. От дороги Валдай-Боровичи между деревнями Острые Клетки и Турны. Родник. Близ него стоит часовня Георгия Победоносца.

Более подробными сведениями по последним трем святым источникам располагает местный краевед Бойкова Ирина Алексеевна (Лыкошинская школа-интернат).

Татьяна Сабанова

Из всех святых источников Бологовского края наиболее подробно удалось описать скромный Святой ручей близ деревни Мартыново, но по всей видимости, и другие святые источники когда-то были обустроены не менее комфортно. Наши предки удовлетворяли свои духовные потребности в тесном общении с природой родного края, которая нравственно и телесно облагораживали их. Все это находило отражение в мудрой народной философии.

Неброская прелесть природных источников привлекает и завораживает. Внешне, правда, эти ручьи, роднички не всегда зрелищны, их сила в другом, она – животворяща. Возможному их благоустройству претит вульгарная заорганизованность зоны источников (не увлекаться бетонными кольцами; предпочтительнее материалы из дерева, камня, грунта-природные). Поскольку все упомянутые водные источники обладают целебными свойствами, главное – не навредить, помня хрупость высокоэкологичным систем, всемерно охраняя их подлинную естественную святость для себя и наших потомков.

Данный материал имеет информационно-практический характер (для развития туризма, организации экскурсий, турпоходов, ЗОЖ и др.), – являя собой еще одну страницу к пока еще не существующему Путеводителю по Бологовскому краю.

Источник

«Озеро СВЯТОЕ— лесная загадка».

September 10 2020, 11:58

Давно хотелось рассказать об изюминке своей малой родины

, которое было и остаётся «лесной загадкой» и по сей день…

«Святых озер» на территории России много и миф о появлении озер почти везде схож, но он настолько древний, что его уже никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть, а про какое озеро это было написано тоже не непонятно, и было ли это на самом деле:

Легенда гласит, что «Когда-то давным-давно, еще в средние века собрались крестьяне из близлежащих деревень и срубили деревянную церковь там, где сейчас Святое озеро. Но после того, как работа над храмом была закончена, люди затеяли в нем ссоры и драки, и Господь разгневался на них за это. Как только селяне разошлись по домам, церковь ушла под землю, а проем над ней затопили ключевые воды. Утром вернулись — нет церкви. На том месте, где она недавно стояла, озеро плещется. Вода в нем светлая, чистая, будто слеза Божья. Вода в нем целебную силу имела, от разных болезней излечивала. Озеро Святым прозвали. А церковь о себе тихим звоном из глубины напоминает. Кто тот звон услышит — счастье найдет . »

Святое озеро находится в Вологодской области Усть-Кубенского района на самом севере района, в Авксентьевском сельском поселении.

Начать рассказ бы все же хотелось с земли, на которой это озеро находится, а если быть точнее, об «островке земли» всего в несколько сотен гектар, где когда то находилось четыре деревни и проживало: Поздеевская-160, Назаровская-39, Кузминская-99, Сокольниково-155 человек по переписи населенных мест

Читайте также:  Стихотворение про реки или озера

. И по этой же переписи численность на территории Авксентьева составляла 2328 человек. А сейчас на этой территории проживает по

— всего 128 человек (65 мужчин, 63 женщины).

Называются эта местность так же как и озеро —

, к которому оно относится, располагаются среди болот. То есть до 1987-88 годов, пока не была отсыпана грунтовая дорога до центральной усадьбы Авксентьева, и до 1990 года до «островка»

, добраться до них, не преодолев болот, было просто невозможно, разве что зимой. Так что раньше называли жителей этих поселений «Заграницей». От районного центра п.Устье до Авксентьева 70 км, а до озера Святого-80 км. А носивший когда-то название совхоз этой местности назывался «Лесные поляны», и можно сказать полностью этому соответствовал.

Как говорят старожилы на землях Святого никогда не встречали змей. В Вологодской области есть два района Сямженский и Тотемский, где они также не водятся. Но эти районы находятся довольно далеко за несколько сотен километров от этой местности, и никак с ними не граничат. И как так получилось, что рядом в болотах живут змеи, но не выползают на «святую землю»? Это тоже одна из загадок этой местности, и как «божьей милостью» по-другому назвать нельзя.…

Церковь в Святом — «Божьей Матери»:

Архивные данные о церкви:
Приписная Святораменская Богородицкая церковь, 1836 года, каменная (Погост Святовский юго-западнее д. Кузьминская). Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы – главный, Архангела Михаила, вмч. Георгия Победоносца.

Сначала ее хотели построить на «зяблой горке», самое высокое место на этом «островке», с видом на болото, и возвышается над ним около 10 метров. Привезли строительный материал на место строительства, когда пришли после выходных, то весь стройматериал оказался в другом месте, за несколько сотен метров от того, где его положили. Тогда и решили построить церковь там, где «Бог указал». Шпиль был позолоченный, высота церкви была около 40 метров в высоту. Из церкви ходили крестным ходом к Святому озеру (это приблизительно 2-3 км), на гостиный берег, святили воду в озере. Озеро окружают берега — один назван «Большие святые ворота», а другой «Малые святые ворота». 12 июля в Петров день и 23 ноября в Михайлов день около озера были народные гуляния.

В советские времена церковь стали разбирать, используя кирпич на постройку овчарни. Когда ломали церковь, громоотвод был повреждён, и поэтому в грозу ударила молния в крест, церковь загорелась, и никто её не тушил, выгорела вся.

Легенда последних дней — «черные копатели»:

Когда-то до революции «земля Святого» принадлежали барину Огаркову, который жил в Вологде, а сюда приезжал отдыхать. В доме постоянно проживали две барыни, управляющий и прислуга, а также имелась хорошая библиотека.

На территории нынешнего Авксентьева в то время действовало 3 церкви: Приписная Святораменская Богородицкая церковь, 1836 года,

и Заозерковская (название и год не известны). Данная местность Святое до революции 1917-го года была густо населенная, и имела самый большой церковный приход. Поэтому главная церковь все же была в Святом. В советские времена, с гонениями на церковь, именно «островку» Святому одному из первых досталась самая нелегкая участь, из-за его удаленности. Так, к примеру «электрификация страны» до этой местности так и не дошла. А если бы это произошло, то быстрее всего и сейчас бы в ней так же бы проживали жители.

Большой дом барина Огаркова в начале 1990-х еще стоял. Люди, прослышавшие, что «раньше богатые люди при закладке дома под угол закладывали «монетку», пытались «её найти». Поэтому все углы дома были подрыты. Нашёл ли кто «монетку», остается неизвестным.

Уже в 2000-х, какой-то предприимчивый «черный копатель» каким-то образом узнал о данной местности и ее «богатом прошлом» и решил найти клад, который «якобы зарыл барин» на этих землях. В следствие чего летом 2016-го года он привез технику (трактор, экскаватор) и в течении 2-х месяцев была вскопана довольно большая территория земли. Нашел ли он «клад», так же остается не известным. Но как говорят местные жители, что данный предприниматель в-первый раз приезжал на стареньком авто, а уже в конце приезжал на новеньком джипе.

Я же впервые попал на это озеро в 1980-м году, мне было всего 8 лет, еще тогда это озеро оставило свое неизгладимое впечатление на всю мою жизнь…

Закончив первый класс, старший брат Юра с другом Александром впервые взяли меня на Святое озеро, с ночевкой. Добраться до него можно было только на тракторах или пешим. Именно пешим мы тогда шли на озеро, дойдя до деревни Кузьминская (приблизительно в 2-х км от озера), где находился лагерь сенокосного и силосного звеньев «Лесные поляны».

Уже в то время «Святое» использовалось совхозом только для заготовки сена и силоса, так как посаженные зерновые вывозить с этого «островка» было не выгодно. В августе, когда подрастала трава на сенокосных угодьях, пригоняли телят с Ухтомицы и

(это еще два «островка» среди болот, входящие в состав Авксентьевского поселения) и пасли их почти до конца сентября.

Мы, передохнув на «кухне» (столовая и ночлег) силосного и сенокосного звеньев, пошли на озеро. Именно по этой дороге (уже несколько лет спустя), когда как-то шли поздним вечером, я в первый и в последний раз увидал «

», о которых только слышал, это так же оставило след в моей памяти. Придя на озеро, прочувствовал его атмосферу и наслаждался красотой озера. А когда мне захотелось пить, брат сказал «воды озеро, зачерпни ладошкой и пей». Именно с тех пор я начал пить не кипячёную воду этого озера, не боясь за последствия.

Святое озеро по форме своей круглое, диаметром около одного километра. Впадающих ручьев, речек или других притоков не имеет. Наполняется подземными водами. Вытекает только одна небольшая речка Волочанка, и почти рядом, через 150 метров, впадает в другую речку — Ухтомицу, берущую начало из болот неподалеку. А эта речушка полноводна только весной, а в засушливое лето ее без особого труда можно перешагнуть. Вода в озере постоянно чистая и прозрачная вода, которая никогда не «цветёт». Растут в нем занесенные

кувшинки: «желтая-кубышка» и «белая лилия».

В тихую ясную погоду его поверхность зеркальна. В огромном зеркале отражаются легкие облачка и прибрежные леса.

Но все же наловить рыбы на уху на удочку можно было в любое время дня, как и сейчас тоже.

Именно на этом озере увидал, как щука, живущая в нем, уживается с будущей своей жертвой (тогда мне было 10-11 лет):

Сидя в лодке на утренней зорьке в солнечную погоду с закинутой удочкой в 20 метрах от берега на глубине 3-5 метров, наблюдал, как по дну озера носится сорога и окуньки, с редким поклёвываньем. Но вдруг заметил, что они все «замерли», и понятно, что поклевыванье прекратилось. Что случилось, стало понятно спустя минуту. Увидел, что мимо «замерших» рыбок, буквально в нескольких сантиметрах спокойно и не спеша проплыла щука. И такое «чудо» именно в этот день пришлось увидеть трижды. Лишь позже я узнал объяснение такому явлению… Оказывается, что хищница в таком случае не может сфокусировать свое зрение на какой-либо из жертв (глаза разбегаются), и она плывет так до тех пор, пока у какой-нибудь из жертв «не выдерживают нервы», и она «разморозится». Тогда-то щука скорректирует зрение именно на ней и начнёт ее преследовать. Именно этим объясняется «временный перерыв» в клеве.

И по сей день озеро осталось таким же прозрачным. Так что можно в солнечную безветренную погоду спокойно увидеть это «чудо».

Одним из загрязнителей озера когда-то был «человеческий фактор», или «браконьерство» в ночное время с помощью остроги и «козы». Сейчас о таком способе многие не знают или подзабыли. Смысл его заключался в следующем: к носу лодки привязывалась железная сваренная решетка — «коза» на шесте, приблизительно метр от лодки и метр от воды, на которую укладывались полусырые дрова. Бралась часть фуфайки, которую пропитывали соляркой. При наступлении темноты поджигали её и клали на дрова. Разгоревшаяся фуфайка горела довольно долго (2-2.5 часа) при этом давая довольно обширный свет. Лодка постепенно двигалась по мелководью вокруг озера до глубины 3-х метров, выискивали уснувшую рыбу. Чем холоднее вода, а это ближе к осени, тем крепче рыба спит, и тем ближе можно было подвести острогу (рыболовное орудие в виде вил с несколькими зубьями) к рыбе. Самый большой недостаток этого «лова» был в том, что солярка все же попадала в озеро. В следствие этого, в ближайший день были ощутимо заметны разводы на воде от горючего -солярки. Но уже спустя несколько дней от них не оставалось и следов, только местами плавали угольки от дров. Озеро каким-то чудом самоочищалось. В последствии на замену «козе» пришли аккумуляторы с лучём-фарой, которые используют и по сей день.

Купаться на озеро жители данной местности теперь приезжают довольно часто, так как даже на автомобиле можно доехать почти до самого озера (пройти всего 1 км), а на мотоциклах и

доезжают до самого озера.

Однажды в жаркое лето 2001 года также приехал искупаться на озеро со своей женой. На берегу было много людей. Но там были очень назойливые слепни, тогда мы решили выплыть на середину озера. Отплывая 50 метров от берега, взглянув в глубь ты уже понимаешь, что глубина составляет более 10 метров, и оттуда проглядывает «бездна», а на середине озера она ощущается еще более сильно. Встав на край лодки и посмотрев в глубь озера, нырнул в «бездну». На глубине 2-2.5 метра от поверхности вода как парное молоко, а вот чуть глубже вода резко стала ледяная, как в колодце. То есть вода в озере прогревается только у берегов, а на большой глубине лишь несколько метров. Держась за лодку, очень было интересно наблюдать за своим телом, которое было погружено в воду. Тело просматривалось как единое целое, только место перехода его в воду как бы «ломалось».

Читайте также:  Где находятся медвежьи озера московская область

О глубине же Святого озера ходили и продолжают ходить слухи. Одни говорят о 25 метрах, другие даже о 50 метрах. На мой взгляд все это правда, только все говорят о разном времени, когда эта глубина замерялась…

Когда впервые я попал на это озеро, то глубина Святого озера составляла 43 метра. Как мне объяснили, что замеряли ее, привязывая гирю к веревке, но в какое время это делали, не знаю. Сейчас этого уже ни подтвердить не опровергнуть. Но если размышлять логически, то можно сказать, что изначально глубина этого озера была значительно глубже даже 50-ти метров…

Если озеро является закрытым водоемом, а по весне все же в озеро втекают разные ручейки, которые несут не только чистую талую воду, но всякую примесь. Так же растительность, растущая вокруг (деревья-сбрасывают по осени часть своих листьев прямо в озеро) и в самом озере растут растения (осот, кувшинки, и др.), которые отмирают и ложатся на дно озера, где перегнивают и превращаются в ил. Также «человеческий фактор», который сослужил для озера в последние десятилетия отрицательную роль, и значительно ускорил его заиливание:

Еще в СССР государство пыталось использовать земельные угодья как можно плодотворнее, и для этого в конце 80-х из-за проложенной грунтовой дороги в Святое, было сделана мелиорация этих земель, чтобы сеять зерновые и возить на центральную усадьбу зерно для сушки на зернотоке. Для этого были оканавлены поля и проведен отвод воды от этих полей. Так как некоторые канавы были отведены в близлежащее болото с озером, то поэтому разбросанные по полям удобрения, стали частично попадать в озеро. В следствие чего в нем начала бурно расти растительность, образовав при этом «второе дно», которое сейчас значительно влияет на популяцию рыбы в озере…

В начале 2000-х приезжали исследовать озеро водолазы, которые где-то услышали про это озеро. Один из них, который прошел по дуну озера, рассказал, что видел на дне озера много ила. А также что есть «воронки», из которых торчат хвосты разложившихся и свежих уже умерших рыб. Причиной гибели рыбы является

, выделяющийся из-за «второго дна». Поэтому они предупредили, чтобы рыбаки были осторожнее, когда втыкают, а особенно если вынимают кол из озера. Так как при этом на поверхность поднимаются пузырьки, а это и есть опасный сероводород, которым дышать нельзя.

Я решил промерять глубину Святого озера сейчас, и самый глубокий замер получился 25 метров. Возможно, что это не самое глубокое место, но на мой взгляд оно может быть глубже лишь на несколько метров. То есть сегодня глубина Святого озера не превышает 30 метров. Значит можно сделать однозначный вывод, что за 40 лет глубина озера уменьшилась, где-то на 12-15 метров, или приблизительно по 30-35 см в год. То есть уже лет через 90-100 лет данное озеро с такими темпами заиливания может превратиться в озеро глубиной не более 8-10 метров, ну а еще за 100-200 лет превратится в обычное озеро, как все остальные в округе, не более 3-4 метров.

Легенду про церковь никак не проверить, ведь на то она и легенда. Одни думают, что данное озеро образовалось как карстовый провал, другие как водоем ледникового происхождения. Но у меня все же есть сомнения в таких образованиях…

Еще в детстве думал по поводу его происхождения. «Почему это озеро такое глубокое, а размером не более 1-го км в диаметре? Другие близлежащие озера можно сказать почти такие же по величине, но их глубина не превышает даже 3-х метров?»

Даже в Вологодской области

районах есть почти такие же озера, даже с теми же названиями, но глубиной они все же уступают этому озеру. Наверное в каждой области есть такиие озера (

) которые образовались за счет карстовых провалов, но идеально круглых озер не встретил, а глубина их даже не превышает 6-20 метров. Разве что

, оно такое же круглое, но находится не в болотистой местности, и опять же уступает по глубине описываемому мною озеру. А вот озеро

подхоит даже по глубине. Но именно по принципу образования оба озера, ученые как раз подтверждают мои предположения в их появлении…

У меня есть свое объяснение происхождения данного озера, так как когда мне было 15-20 лет, я несколько раз обходил это озеро пешим и знаю его конфигурацию:

По моему мнению данное озеро имеет метеоритное происхождение. Образовалось оно из-за падения метеорита размером 200-400 метров в диаметре, который вошёл почти под прямым углом к земле и упал в непроходимые болота. Именно этим можно объяснить его почти округлые формы диаметром около 1-го км. Падал он быстрее всего в направлении с востока на запад. В следствии чего южный и северный берег значительно выше, чем восточный и западный. Речка, вытекающая из озера, находится на северо-востоке. Высокий северный берег (сейчас выше 6-8 метров от уровня озера) резко спускается к этой речушке, а далее восточная сторона почти сразу переходит в абсолютно ровную поверхность, переходящую далее в болотистую местность. С учетом заиливания озера (сейчас 30-35см в год, а раньше это происходило тоже, но как мне кажется в разы медленнее), если предположить, что данный метеорит упал 1000-1500 лет назад, а возможно еще и раньше, то его изначальная глубина могла составлять не как не 50м, а гораздо глубже. Попробуйте бросить камень в довольно густую грязь почти под прямым углом и увидите, что получится.

В подтверждении моей версии мне рассказал один из старожилов Мохов Николай Изосимович, что «берега озера являются песочными».

Он рассказал, что сам видел, когда

паслись телята вокруг озера, то они своими ногами вытаптывали всю прибрежную растительность, а берега оголялись и там было видно, что они песчаные. Подтверждение его слов, можно наблюдать даже сегодня. Когда заходишь купаться в «Большие святые ворота» (южный берег), то основание дна является песчаным и твердо утрамбованным. А если отплыть на несколько метров от берега хотя бы на глубину 4-5 метров, и взять с собой кол и попробовать воткнуть его в озеро, то сначала кол спокойно пройдет мох и илистые отложения, а потом упрется в твердую поверхность дна, которая ясно показывает, что она песчаная.

В случае предположения «карстового провала», то берега озера в этом случае были бы не песчаными, а торфяными, как и у других озер в этой окрестности, и глубина озера была бы значительно меньше.

Данный миф о первоначальной глубине озера и времени его образования сегодня легко можно проверить — было бы желание. Для этого нужно просто в зимний период пройти буром «отложения ила», исследовать эти слои, и дойти до твердого дна, взять грунт на анализ…

Еще в начале 19 века, это озеро использовалось жителями данной местности как промысловое. Люди ловили рыбу и заготовляли ее довольно в больших количествах и продавали. Свойства выловленной рыбы и по сей день остаются не превзойденными. От нее не пахнет илом или т.п., не было такого случая чтобы выловили рыбу, которая была

. А так как берега были песчаными, а деревья вокруг озера находились на приличном расстоянии от воды, вокруг озера находились сенокосы, то рыбу без особого труда ловили неводами. Именно поэтому в озере и не росла бурно растительность, которая сейчас в изобилии.

Озеро «Святое» старается соответствовать своему названию… За все свое время существования, из общения со старожилами этой местности, никто не помнит, чтобы в нем утонул человек или какое-либо животное.

А таких случаев, когда люди могли утонуть можно привести не несколько, а просто бесконечное множество. Даже общаясь с Моховым Н.И., он мне рассказал сразу три случая про себя, когда он мог утонуть, так как был на озере один (запутался в сетке, упал за борт в броднях . и др.), где более часа пытался добраться до берега, при этом «барахтаясь» в холодной весенней воде, но даже насморка не подхватил. А случаев, когда «пьяные мужики» вываливались из лодок и каким-то «чудом» добирались до берега, просто не счесть.

Еще в 80-х, когда в одной из четырех деревень Святого доживали свои последние дни три бабушки из деревни Сокольниково, мне эту историю рассказала Прокопьевна (фамилию и имя не помню): «Как-то ночью мне постучал мужчина весь сырой и попросил спичек. Сами они были не из этой местности. Они вдвоем ловили на железной лодке рыбу, выпивали, а все припасы были в лодке. Но лодка по какой-то причине у них затонула. Чудом добрались до берега. Сами все же выплыли. Я дала им спичек и хлебных сухариков.» Позже местные жители так и не смогли найти эту лодку.

Те, кто тонул в этом озере, объясняют просто, что якобы «какая то неведомая сила выталкивает тебя на поверхность».

Святое озеро — сколько лет ему не известно. Но другого такого водоема в нашей местности нет, да и во всей Вологодской области тоже пока не встречал, и наверное уже не встречу. Но на него хочется возвращаться, сколько бы раз на нём не побывал. Оно тянет к себе, чтобы почувствовать не оценимую сказку природы.

Моя пока сбывшаяся мечта, о которой мечтал в детстве, переплыть озеро с южного на северный берег. А не сбывшаяся мечта, это искупаться в этом озере в крещение. Надеюсь, что все же она тоже когда-нибудь осуществится…

Источник