Меню

Озеро острог где находится



Исторические места на севере Среднего Урала заброшены и обезлюдели. Очерк Znak.com

Это сегодня крайняя северо-восточная оконечность Свердловской области, где регион смыкается с Ханты-Мансийским автономным округом, представляет собой почти незаселенную таежную полосу с обилием рек, озер и болот. Еще каких-то 400-500 лет назад здесь все было иначе. Это был обжитой край, создававший основу могущества Пелымского и Кондинского мансийских княжеств эпохи средневековья. Они едва ли не единственные, кого не смогли в открытом бою сломить войска потомков Чингисхана. Это был край, с которого началось освоение русскими восточной части Урала, а потом и Сибири. Здесь были построены две из четырех столиц Среднего Урала — Лозьвинский, а затем Пелымский городки. Только потом появилось Верхотурье и много позже Екатеринбург. Через эти места шел Ермак. Здесь отбывали наказание первые Романовы, фаворит Анны Ивановны граф Эрнст Бирон, фельдмаршал Бурхард Миних и Емельян Пугачев, декабристы. Теперь наследие этих мест утрачено. Точнее предано забвению. Можно ли из него еще что-то можно спасти — в очерке корреспондента Znak.com.

Вторая столица Урала

В этом году Свердловская область вполне могла бы отметить пару весомых дат. Например, 430-летие основания Лозьвинского городка — первого русского поселения на восточном склоне Уральского хребта, выстроенного к 1588 году. А также 425-летие завершения строительства Пелымского острога. Острог был построен на слиянии рек Пелыма и Тавды чердынским воеводой Петром Горчаковым в 1591–1593 годах силами жителей Углича, сосланных в тайгу за гибель царевича Дмитрия — младшего сына Ивана IV Грозного, последнего российского правителя из рода Рюриковичей.

За 10 лет до этого на том же мысу при слиянии Пелыма и Тавды отряд Ермака разгромил войско пелымских мансийских князей, пытавшихся воевать против него на стороне Сибирского ханства. Само словосочетание «мансийское княжество» сейчас немного режет слух. Но когда-то это были мощные конгломерации, контролировавшие известный в Сибири Пушной путь (северный аналог Шелкового пути).

В Краткой Сибирской (Кунгурской) летописи события столкновения воинства пелымских князей с дружиной Ермака описаны так (орфография и пунктуация сохранены):

«И доидоша до Пелымскаго княжца Патлика и с нимъ велий бой починиша за многолюдство и пустой шумъ, ибо толико отобралися одне мужики на бой, а жены ихъ и дъти свезены в разстояние на Конду рѣку в урочище неприступное, и едины бойцы осташася у рыбиныхъ ловль. И техъ Ермакъ с таварищи прибили до единаго. И по допросомъ пути нет за Камень в Русь. Возвратишася вниз по Тавдѣ октября 4 день, обирающе хлѣбъ въ ясак, провадиша в зимовье Карачинское со многими припасы сушеными и привозшиков, отпустиша ихъ восвояси».

(«Дойдя до [владений] пелымского князька Патлика, с ним учинили великий бой из-за большого количества людей, которых тот собрал, и пустых нападок, которые те производили. Только мужчины участвовали в том сражении. Жены их и дети были вывезены на безопасное расстояние за реку Конду в неприступное место. И только войны остались сражаться за места рыбной ловли. Их Ермак с товарищами убили всех до единого. Далее, выяснив, что нет пути отсюда через Уральские горы в Русь, возвратились они (отряд Ермака — прим. ред.) вниз по Тавде 4 октября, собирая хлебный ясак, до Карачинского зимовья, отпустив оттуда восвояси тех, кто помогал везти им припасы»).

Основанный чердынским воеводой 10 лет спустя Пелым некоторое время выполнял двойную функцию. С одной стороны, был главным сторожевым постом на государевой дороге за Камень — так тогда называли Уральские горы, а дорога через них проходила по реке Вишере, Лозьве и Тавде. С другой стороны, Пелым являлся административным центром новоприсоединенной к Московскому государству территории.

В 1597 году для строительства Пелыма была разобрана деревянная крепость Лозьвинского городка и переплавлена водным путем сюда, ниже по течению рек. Правда, в этом же году крестьянин Артемий Бабинов открыл более короткий путь через хребет. В 1598 году на этой дороге для ее охраны заложили Верхотурье, которое очень скоро стало третьей по счету столицей Среднего Урала. Пелым же на 400 лет превратился в место для каторжан и ссыльных.

В 1601 году сюда сослали родственников будущего основателя династии Романовых Михаила Романова — Василия и Ивана Романовых. Их обвинили в намерении отравить царя Бориса Годунова. В феврале 1602 года Василий Романов скончался в Пелыме и был погребен на местном кладбище. Гроб с его телом перевезти в Москву распорядился в 1605 году Лжедмитрий I.

С 1741 по 1742 год в Пелыме в ссылке находился фаворит Анны Иоанновны граф Эрнст Бирон. Его арестовали после дворцового переворота 1740 года. С воцарением Елизаветы Федоровны Бирона из ссылки вернули. Вместо него в Пелым поехал его, выражаясь современным языком, политический оппонент — фельдмаршал Бурхард Миних. На пелымской каторге он провел 20 лет — с 1742 по 1762 год. В Санкт-Петербург его вернули только по указу Петра III.

В 1773 году в Пелым на каторгу после неудачного бунта доставили Емельяна Пугачева. Правда, в том же году он сумел бежать и в следующие два года от Оренбурга и Гурьева на юге до Ирбита, Кунгура и Казани полыхала Крестьянская война. В начале XIX века Пелым оказался местом ссылки двух полковников, героев Отечественной войны 1812 года и декабристов, Василия Враничкого и Александра Бриггена.

В советские годы Пелым вошел в систему ГУЛАГа. Последнее исправительное учреждение, колонию-поселение № 17 сельскохозяйственной направленности, здесь закрыли только в 2013 году. Закрыли, и вскоре поселок перестал существовать. Через пару лет в бывшей столице Среднего Урала осталось всего пять жителей. Сейчас здесь и вовсе никто не живет. Только изредка наведываются рыбаки, охотники и «копари». Последние едут сюда за редкими монетами и вещицами.

(Не стоит путать исторический Пелым с поселком городского типа Пелым, построенном в 1962 году в верхнем течении Пелыма на железнодорожной ветке Екатеринбург — Приобье; этот поселок является сейчас центром городского округа, но никакого отношения к историческому Пелыму не имеет).

О том, что у этого места была довольно богатая история сейчас можно догадаться, пожалуй, лишь по каменному зданию Михаило-Архангельской церкви. Она была построена незадолго до Революции, в 1915 году, на месте деревянной часовни, выстроенной столетием ранее. «Никто не забыт — ничто не забыто», — гласит лозунг на стоящем возле церкви обелиске в память о пелымцах, погибших в Великой Отечественной войне. Он резко диссонирует с окружающей действительностью — рядами брошенных деревянных домов, зарастающих крапивой и бурьяном.

Никаких табличек и указателей, рассказывающих туристам о предыдущей 500-летней, наполненной событиями истории здесь не найти. Стоя на берегу Пелыма, несущего свои коричневые, насыщенные железом воды в Тавду, думаешь, что это настоящая уральская Лета — река забвения, известная по греческой мифологии. Из десятков деревень с 6 тыс. жителей, еще в советское время селившихся в низовьях Пелыма и вблизи озера Пелымский Туман, сейчас сохранилось только два поселения. Это деревня Еремино, где живет 25 человек, и деревня Шантальская — восемь человек.

Читайте также:  Где разводить форель в озере

Чертово городище

Похоже, они последние хранители прошлого этого края. И это прошлое здесь передается из уст в уста. Ни в интернете, ни в книгах не найти, например, упоминания о старом вогульском (мансийском) городище на реке Малый Пелым, вытекающей из самого большого водоема Свердловской области — озера Пелымский Туман. В опубликованном на сайте Управления государственной охраны памятников культурного наследия Свердловской области данных об этом памятнике также нет. Но в Еремино и в Шантальской о нем знает почти каждый.

«В давние времена они (манси) через это место никого вверх по реке не пропускали. Бревна по склону скатывали вниз и разбивали лодки. С тех пор место и зовется Чертово городище», — говорит житель Шантальской Валерий Касьянов. В нем самом течет кровь манси. Дед Касьянова, как оказалось, из рода Мульминых, считавшихся некогда местными князьями.

Сейчас от Чертова городища осталась уже только восточная половина. Все остальное смыла река. В 1970-х здесь садили картошку и мешками вывозили на свои огороды ценный в этих местах перегной. Впрочем, и то, что осталось от древнего таежного замка, вызывает уважение. На местности по-прежнему хорошо считывается большой насыпной холм, высотой не менее 6-8 метров. С южной стороны к нему, очевидно, примыкала башня. Ее основание еще можно угадать по впадинам в земле. Здесь же располагались улицы с жилыми домами. От последних остался, правда один ряд и очертания еще одной избы от также смытого уже рекой второго ряда. Поверхность городка и примыкающего к нему посада усыпана обломками керамической посуды, колотых и обожженных костей.

О том, что на реке Пелым некогда существовал городок, являвшийся резиденцией князей мансийского Пелымского княжества, упоминается, например, в датированном декабрем 1592 года наказе князю Петру Горчакову, «посланному в Сибирь для устройства тамошних дел и для строения города Пелыма» (орфография и пунктуация сохранены):

«А будет Пелымской князь Аблегирим слышит ратных людей и к воеводам не появитца, а почнет бегать, и воеводам Микифору Васильевичю с товарищи, стан против Пелымки на старом городище, послать ратных людей в малых судех ото всех воевод искать Аблегирима Пелымского, и жоны и дети их и люди воевать и побивать, и городок его жечи».

(«А если пелымский князь Аблегирим узнает про войско и к воеводам не явится, а начнет бегать, то воеводе Никифору Васильевичу с отрядом встать напротив Пелыма на старом городище и послать воинов на малых судах ко всем воеводам с приказом искать Аблегирима Пелымского. Жен его, детей убить, а городок сжечь»).

Относительно недавно это место популяризовал писатель Алексей Иванов, описавший в романе «Сердце Пармы» штурм столицы пелымского князя Асыки. Речь идет о походе Федора Курбского и Ивана Салтыкова-Травина на Пелымское княжество и Югру в 1483 году. В тексте Устюжской летописи о нем сказано так: «В лето 6991 князь великий Иван Васильевич посла рать на вугулич и на угру, на Обь великую реку. А воеводы великого князя были князь Федор Курбскии Чорнои да Иван Иванович Салтыков Травин, а с ними устюжане, и вологжане, вычегжане, вымечи, сысоличи, пермяки. И бысть бои с вогуличи на усть реки Пелыни. И на том бою устюжан убили 7 человек, а вогулич паде много. А князь вогульской убежа. И оттуду воеводы пошли по Тавде реце, мимо Тюмень в Сибирь».

(«Летом 1483 года великий князь [Московсковский] Иван Васильевич послал войско против вогулов и югры на великую реку Обь. Воеводами назначил Федора Курбского Черного и Ивана Ивановича Салтыкова-Травина. С ними пошли устюжане, вологжане, вычегжане, вымечи, сысоличи, пермяки. И был бой с вогулами в устье реки Пелым. В том бою у устюжан убили 7 человек. А вогулов было убито множество, и князь вогульский сбежал. После этого воеводы пошли по реке Тавде, мимо Тюмени — в Сибирь»).

О захвате столицы Пелымского княжества в летописях нет ни слова. Историки и археологи до сих пор спорят, где был этот городок и сохранился ли он до наших дней. При этом целенаправленного широкомасштабного обследования возможной территории его нахождения ученые не проводили. Возможно, городище на реке Пелым — она и есть?

Священное дерево и человеческие жертвоприношения

Выше Пелымского тумана по реке Пелым в тайге сохранилось еще одно примечательное место. Местные жители называют его «молебной» или «священной лиственницей». «Вот у этого дерева Ермак и принимал манси в русское подданство, мир с ними заключал то есть», — рассказал суть местного предания еще один житель Шантальской Геннадий Окулов, показывая историческое дерево.

Как оказалось, растет оно неподалеку от заброшенного ныне поселка Вотьпа. Здесь ранее жил шаманский род Юпланковых. «Говорят, что лиственнице манси подносили самое ценное — шкурки, монеты и даже золото. Потом прадед Юпланковых позарился на богатства и разорил урочище. Трое мужчин в роду одним за другим погибли. Нельзя так делать было», — продолжил свой экскурс в историю края Окулов.

Znak.com отправился по уникальным местам Урала. Сегодня — экскурсия на родину былинных хантыйских богатырей

Действительно ли под этой лиственницей манси заключали мирный договор с Ермаком о вхождении своего княжества в состав Московского государства или нет — это тема для специального историко-археологического исследования. Но то, что дерево старое, сомнений нет. У корней оно около полутора метров в диаметре, ствол вздымается вверх на несколько десятков метров. Кажется, больше дерева в округе не сыскать. По некоторым оценкам, ему около 600-700 лет.

Упоминание о священной для манси лиственнице на берегах Пелыма есть и в исторических источниках. «Столица пелымских князей была вместе с тем религиозным центром для вогуличей.

Близ Пелымского городка находилась священная лиственница, пользовавшаяся суеверным почитанием туземцев; еще в начале XVIII в. ветви священного дерева, увешанные кожами лошадей, являлись свидетельством „многочисленного приношения скверных жертв“; в XVII в. у пелымской лиственницы приносились, как сказано, человеческие жертвы.

Поблизости раскинулся священный городок: в начале XVIII в. здесь находилась кумирня, содержавшая идолы „в подобие человеческое иссеченные“ — вокруг главной кумирни возвышалось на высоких столбах с грубо вырезанными на капителях подобиями человеческих лиц „малые кумирницы“, в которых хранились орудия для убоя жертвенного скота: копья, стрелы и проч.; особо стояла небольшая избушка, в которой лежала куча жертвенных костей», — такое описание дал в 1930-х годах в своей книге историк Сергей Бахрушин.

Неподалеку от «молебной лиственницы», на самой реке Пелым, есть еще одно культовое место. Местные ее зовут «шайтанка». Это заводь, куда, по преданиям, манси раньше также бросали свои жертвоприношения. Вода здесь словно бурлит: на поверхности заводи десятки водоворотов. Без сомнения, столь необычное место не должно было остаться незамеченным коренным населением, обожествлявшим разнообразные природные силы и явления.

Читайте также:  Ладожское озеро когда можно рыбачить
В Екатеринбурге немецкие ученые распилили самого древнего на Земле деревянного идола. Их объяснения по факту произошедшего и ФОТО

Кажется, никто не может сказать, сколько еще тайн скрывает в своих недрах тайга на северо-восточном краю Свердловской области. Сейчас это место популярно только у рыбаков и охотников. Но рыбачьи и охотничьи трофеи — далеко не все богатства здешних мест. Может быть, пришло время хотя бы попробовать сохранить то, что сохранить еще возможно?

Источник

Археологи установили местоположение Кетского острога

Археологи установили местоположение Кетского острога, говорится в пресс-релизе Томского Государственного Университета (ТГУ). Поселение существовало с конца XVI до середины XVIII века и за это время его трижды переносили с одного места на другое. Ученые нашли места, где находились второй и третий остроги.

В конце XVI века правитель селькупов отказался платить дань Московскому царству. После этого Борис Годунов отправил на усмирение селькупов отряд казаков, которые в 1596 (или 1598 году) построили на реке Кеть Нарымский, а в 1602 году — Кетский острог. Острогом называли укрепленное поселение, окруженное стеной из заостренных бревен. Первоначально Кетский острог, видимо, находился на границе современных Томской области и Красноярского края. Казаки из Кетского острога собирали дань с селькупов (старое название — остяки), живших на реке Кеть и на среднем Енисее. Как пишет историк Петр Буцинский, количество пушнины, которую забирали у селькупов в качестве дани, было огромным. В 1605 году кетский воевода прислал царю Лжедмитрию I «70 сороков соболей, более сотни бобров, несколько десятков лисиц, ярцев, кишлаков и собольих шуб».

Кетский острог основали в верховьях реки, на мелководье. Туда не всегда могли добраться груженые зерном большие суда, поэтому между 1606 и 1610 годами его перенесли на новое место, примерно в 200 километрах ниже по течению реки. Однако место вновь выбрали неудачно. Кеть размывала берег, на котором построили поселение, к тому же вокруг не было пригодных для земледелия земель. Поэтому острог перенесли еще раз, дальше от берега, в то место, где до середины XX века находилось село Кетское. Здесь острог просуществовал с 20 или 30-х годов XVII века до середины XVIII века — с этого времени о нем перестали упоминать письменные источники.

Археологи из ТГУ определили местоположение второго острога по картам и письменным источникам. В поисках ученым помогли топонимы. На отрезке реки, где находился второй Кетский острог, встречаются названия со словом «город», например, «протока городецкая». «Второе место мы нашли по картам — это территория современного Верхнекетского района, недалеко от устья реки Орловки (правый приток Кети). Мы проанализировали письменные свидетельства об этом месте, старые карты и лоции Кети. На некоторых из них удалось обнаружить пункт «Старое место Кетского острога», — говорит сотрудник Музея истории, археологии и этнографии Сибири Евгений Барсуков. «Кроме того, в XVII-XVIII веках Кеть была частью водного пути на восток. Путешественники и исследователи, проследовавшие по этой реке, оставили ее описание. Например, посланник из Москвы в Китай Николай Милеску Спафарий в середине XVII века проехал через север Томской области, оставив сообщение об этом остроге. Место расположения старого Кетского острога было своеобразным ориентиром, оно находилось приблизительно на середине водного пути по Кети, поэтому оказалось на лоциях и в записках путешественников. Конечно, это очень приблизительные описания, но, сопоставив их и данные карт, удалось определить отрезок реки, где он находился».

Пока ученым не удалось доказать, что они нашли остатки Кетского острога, а не какого-то другого поселения. Но в следующем году они рассчитывают продолжить раскопки.

По словам Барсукова, найти местоположение третьего острога помогла случайность. «В документах встречаются сведения, что в третий раз острог перенесли в район села Кетское, которое перестало существовать во второй половине XX в. Это довольно большая территория, которую, после того как село перестало существовать, разровняли. Первоначальный рельеф, служащий для археологов ориентиром, был уничтожен», — объясняет ученый. «Помогла случайность. Несколько лет назад на этом месте проводили пожарную опашку, в связи с чем на некоторых участках оказался нарушен слой. Осмотрев эти фрагменты, мы обнаружили находки, которые помогли сориентироваться и выявить места, где мог сохраниться наиболее ранний культурный слой».

В 2018 году раскопки прошли неудачно. Но в полевом сезоне 2019 года ученым удалось найти остатки земляного вала, вероятно, окружавшего стены острога, а также артефакты: нож, кресало, топор, русскую и селькупскую керамику. Причем керамику нашли в одном слое. Возможно, это говорит о том, что русские и селькупы жили бок о бок, либо это свидетельство смешанных браков.

Покорение Сибири началось меньше, чем за 25 лет до основания Кетского острога. Традиционно отсчет ведется с 1580 года, с похода Ермака против Сибирского ханства. А меньше, чем через 100 лет, в 1648 году Семен Дежнев прошел Берингов пролив. Подробно о покорении Сибири можно прочитать в «Сибирской книге», фрагмент которой опубликован у нас на сайте.

Источник

Старый Острог

Елизово (Россия)

Green pog.svg

Red pog.svg

Елизово (Камчатский край)

Описание изображения

Orange pog.svg

Green pog.svg

Содержание

  • 1 История и этимология
  • 2 География
  • 3 Елизовское городское поселение
  • 4 Население
  • 5 Экономика
  • 6 Транспорт
  • 7 Градостроительство
  • 8 Достопримечательности
  • 9 Города-побратимы
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки

История и этимология

Возник до 1848 года как село Староострожное. С 1897 по 1923 год посёлок назывался «Заво́йко» — в честь известного камчатского губернатора В. С. Завойко, при котором во время т. н. Петропавловской обороны 1854 был успешно отражён десант англо-французской эскадры. В 1923 году был переименован в честь командира партизанского отряда Георгия Матвеевича Елизова, погибшего на Камчатке в 1922 году [4] .

География

Расположен на берегах реки Авачи, в 32 км западнее г. Петропавловска-Камчатского.

Несмотря на то, что Елизово находится всего в трёх десятках километров от краевого центра, климат здесь немного отличается. Зимой здесь всегда на несколько градусов холоднее, однако среднегодовая скорость ветра меньше, чем в Петропавловске-Камчатском. Снежный покров в Елизово и окрестностях сходит в среднем на 2 недели раньше, чем в краевом центре, примерно во второй декаде апреля. Летом наблюдаются более высокие температуры (иногда выше 30°), число дней с туманом заметно меньше, нежели в Петропавловске-Камчатском, однако осень наступает раньше и ночные заморозки на почве могут отмечаться уже во второй половине сентября. В целом, климат Елизово ввиду удалённости от океанского побережья характеризуется большей континентальностью, нежели климат Петропавловска-Камчатского — более тёплый летом и холодный зимой. Город и окрестности — один из наиболее благоприятных климатических районов Камчатки, здесь с давних пор развито выращивание овощей и ягод, а в последние десятилетия успешно выращиваются и плодовые культуры (яблоня, вишня, слива и другие).

Климат Елизово за последние 10 лет (2004-2014 гг.)

Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 4,0 3,6 5,1 15,1 20,1 26,9 30,0 27,7 24,1 15,1 10,3 7,4 30,0
Средний максимум, °C −4,2 −4,1 −0,2 3,3 8,2 14,4 16,5 18,2 14,7 8,2 1,9 −2,8 6,2
Средняя температура, °C −6,1 −6,4 −2,9 0,5 5,0 11,0 13,5 15,1 11,3 5,5 0,0 −4,5 3,5
Средний минимум, °C −8,3 −8,9 −5,6 −2,2 2,0 7,6 10,5 12,0 7,9 2,7 −2 −6,5 0,8
Абсолютный минимум, °C −24,8 −18,8 −16,1 −10,9 −2,3 1,4 6,0 8,0 1,0 −5,7 −11,4 −17,2 −24,8
Норма осадков, мм 112 86 120 96 57 55 55 68 99 135 170 145 1197
Источник: www.weatheronline.co.uk экстремумы и осадки с Климатического монитора
Читайте также:  Соленое озеро баскунчак из волгограда

Елизовское городское поселение

Статус и границы городского поселения установлены Законом Камчатской области от 29 декабря 2004 года № 255 «Об установлении границ муниципальных образований, расположенных на территории Елизовского района Камчатской области, и о наделении их статусом муниципального района, городского, сельского поселения» [5] .

Площадь Елизовского городского поселения 127,7695 км² [6] .

Население

Численность населения
1926 [7] 1959 [8] 1970 [9] 1979 [10] 1989 [11] 1996 [12] 1998 [12] 2000 [12] 2001 [12] 2002 [13] 2005 [12] 2006 [12]
239 ↗ 4532 ↗ 14 485 ↗ 36 210 ↗ 46 929 ↘ 40 600 ↘ 39 000 ↘ 37 600 ↘ 36 900 ↗ 41 533 ↘ 40 500 ↘ 40 100
2007 [12] 2008 [14] 2009 [15] 2010 [16] 2011 [12] 2012 [17] 2013 [18] 2014 [19] 2015 [20] 2016 [21] 2017 [22] 2018 [23]
↘ 39 800 ↘ 39 600 ↘ 39 318 ↗ 39 569 ↗ 39 600 ↘ 38 903 ↘ 38 887 ↘ 38 643 ↘ 38 637 ↗ 38 824 ↘ 38 771 ↗ 39 216
2019 [24] 2020 [25] 2021 [2]
↘ 39 198 ↗ 39 345 ↘ 38 893

На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 391-м месте из 1115 [26] городов Российской Федерации [27] .

Естественное движение, г. Елизово [28]

2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рождений 468 505 519 490 522
Смертей 623 478 461 477 452
Е.п −155 27 58 13 70
Сальдо миграции 186 −724 −74 −257 117
Рождаемость (‰) 11,82 12,98 13,35 12,68 13,45
Смертность (‰) 15,73 12,29 11,85 12,34 11,64
Е.п (‰) −3,91 0,69 1,49 0,34 1,80
Миграция (‰) 4,70 −18,61 −1,90 −6,65 3,01

Экономика

Основные отрасли экономики — рыболовные и рыбоперерабатывающие предприятия, сельское хозяйство, туризм (базы отдыха, главным образом в районе Паратунки).

До декабря 2007 года [ когда? ] главой города был Николай Михайлович Пискун. С октября 2008 года глава города — А. И. Цыганенко. С сентября 2011 года — Шергальдин Андрей Андреевич, с октября 2015 года главой города является Рябцева Елена Ивановна [29] [30] [31] [32] .

Транспорт

На подъезде к Елизово, со стороны Петропавловска-Камчатского, находится международный аэропорт Елизово. Городской общественный транспорт — автобусы. [33] [34] [35] .

Градостроительство

Ссылки на источники

Основные направления развития г. Елизово заключаются в выполнении инновационных, научных, культурно-образовательных, производственных, рекреационных функций города, а также в реализации главной функции регионального транспортно-распределительного центра Камчатского края.

Достопримечательности

  • Елизовский районный краеведческий музей (ул. В. Кручины, 13) [36] [значимость факта?]
  • Музей природы Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника (ул. Рябикова, 48) [37] [значимость факта?]
  • памятники: Владимиру Ленину, Георгию Елизову[38] ,множество памятных досок. [значимость факта?]

Города-побратимы

Протокол о намерениях по взаимовыгодному сотрудничеству между городами-побратимами подписан 15 октября 2004 года.

Источник

Археологи уточнили расположение Кетского острога. Он был базой для освоения Сибири

© quist.pro. На реке Кеть. Из хроники экспедиции «Томские краски» 10 Ноя 2019, 13:22

Археологи Томского государственного университета установили месторасположение Кетского острога. Он существовал с 1596 года и до конца XVIII века оставался опорной базой для дальнейшего освоения Сибири. Казаки несколько раз перемещали острог — установить его точное расположение помогли старые карты.

Русские колонисты появились на территории современной Томской области в конце XVI века, продвигаясь по Оби с севера на юг. Здесь они столкнулись с сопротивлением местного населения — селькупов. Для контроля территории они построили несколько укрепленных пунктов. Кетский острог изначально находился на границе современных Томской области и Красноярского края на реке Кеть. Острог был базой для исследования земель вдоль Чулыма и Енисея, а кетские казаки были в числе первых строителей Енисейского острога.

На первом месте Кетский острог просуществовал около пяти лет, но из-за неудачного расположения и сложностями с доставкой запасов его пришлось перенести. Поселенцы построили новый острог приблизительно в 200 км вниз по реке. Однако место опять было выбрано неудачно — вокруг не было подходящих для сельского хозяйства земель, а река размывала берег с укреплениями и постройками. В результате острог перенесли еще раз в район села Кетское в современном Колпашевском районе Томской области. При этом точные координаты острога оставались неизвестными.

«Второе место мы нашли по картам — это территория современного Верхнекетского района, недалеко от устья реки Орловки (правый приток Кети), — объясняет сотрудник музея истории, археологии и этнографии Сибири Евгений Барсуков. — Мы проанализировали письменные свидетельства об этом месте, старые карты и лоции Кети. На некоторых из них удалось обнаружить пункт „Старое место Кетского острога“. Место расположения старого Кетского острога было своеобразным ориентиром, оно находилось приблизительно на середине водного пути по Кети, поэтому оказалось на лоциях и в записках путешественников».

Важную роль в определении места сыграли топонимы. Археологи установили, что на этом отрезке реки встречаются места с названиями, в основе которых слово «город»: «протока городецкая», «остров городецкий». В будущем ученые планирую продолжить археологические исследования, чтобы доказать, что обнаруженные там объекты являются остатками острога.

Село Кетское, куда позже перенесли острог, исчезло во второй половине XX века, а его территорию разровняли. Несколько лет назад на этом месте проводили пожарную опашку: эта счастливая случайность помогла археологам обнаружить место, на котором находился острог. Ученые нашли нож, топор, кресало, русскую и инородческую керамику. Кроме того, удалось найти часть земляного вала, который, по-видимому, раньше окружал стены Кетского острога.

«На небольшом участке мы обнаружили достаточно много находок, — говорит Евгений Барсуков. — В основном это фрагменты посуды, интересно, что и селькупская, и русская керамика встречаются в одном слое. Этот факт еще предстоит осмыслить, возможно, это свидетельство смешанных браков, либо совместного проживания пришлого русского и местного селькупского населения. Хотя в XVII веке отношения между ними складывались не всегда гладко».

Письменных свидетельств того времени о населении севера Томской области почти не сохранилось, поэтому такие находки могут рассказать, как люди жили, как они пытались освоить эти суровые территории, какие существовали адаптационные механизмы.

Источник