Меню

Озеро где утонул город



Китеж град мифический чудесный город

Содержание

Китеж град. Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги.

Длина озера — 210 метров, ширина — 175 метров, а общая площадь водного зеркала — около 12 гектаров. До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро.

Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита.

Само название озера происходит от двух древнерусских слов: «светлый», то есть чистый, праведный, и , являющегося корнем имени русского солнечного божества Ярилы, которому поклонялись древние племена славян.

С озером Светлояр связано множество легенд. В них упоминается и град Китеж.

В отличие от других мифических погибших городов, Китеж не пострадал за грехи его жителей — напротив, считается, что божественное вмешательство скрыло его от глаз неприятеля на сотни, а может быть, и тысячи лет.

Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.

Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.

История возникновения Китежа

Князь Георгий Всеволодович, сын святого князя Всеволода — Гавриила Псковского, являлся великим храмостроителем Древней Руси. Он ездил по городам и строил церкви. Знаменательно, что храмы, построенные им, были в честь Богоматери. В Новгороде он построил церковь во имя Успения, через Псков проехал в Москву и там также воздвиг Успенскую церковь.

В Ростове встретился он с Андреем Боголюбским, поставил храм в честь Богоматери и, обретя мощи просветителя Ростовской земли, епископа Леонтия, повелел Андрею Боголюбскому ехать в Муром и там заложить церковь во имя Успения. Сам же поехал в Ярославль, что на берегу Волги-реки, сел в струг и поплыл вниз по Волге.

Пристав к берегу, построил там град Малый Китеж. Жители Малого Китежа молили святого князя внести в их град чудотворную Феодоровскую икону Богоматери, но «образ той не пойде с места того, ни мало не поступи», и на том месте, где осталась икона, князь построил монастырь.

От Малого Китежа начинается «сухой путь» князя Георгия.

Он переехал реку Керженец и прибыл к озеру Светлояру. Увидев, что «место то вельми прекрасно», закладывает на берегу озера град именем Большой Китеж.

Копают рвы, возвдигают три церкви (церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, церковь во имя Пресвятой Богородицы Успения и церковь во имя Благовещения), дважды обмеривают будущий город в длину и в ширину, и, наконец, три года спустя город построен.

Источник

Китеж-град. Легенда о русской Атлантиде

Легенды гласят, что во время монголо-татарского нашествия под воду озера Светлояр ушел целый город Китеж — весь, вместе с его защитниками, вместе со стариками и детьми. Считается, что божественное вмешательство скрыло его от глаз неприятеля на сотни, а может быть, и тысячи лет. Если верить легенде, рано или поздно в Нижегородской области появится еще один населенный пункт — древний город Китеж.

Помните сказание об Атлантиде? О материке, который погрузился в океан, наказанный богами за то, что жители его погрязли в грехах. Подобная легенда есть и на Руси — правда, к грехам она не имеет никакого отношения. Скорее даже напротив — причины затопления этого города следует искать в духовной чистоте его жителей.

Только праведники и святые могут увидеть этот город. Только истинно верующий достоин слышать перезвон его колоколов. Град Китеж. Город-легенда. До сих пор множество православных христиан собирается, чтобы совершить паломничество на озеро, в глубинах которого якобы покоится легендарный город. Прошли столетия, но люди все равно стремятся сюда. Они верят в то, что Китеж стоит на дне озера, и вера их непоколебима.

Так почему же так популярна легенда о граде Китеже? Почему люди не могут забыть об этом месте?

Китеж в представлении Ивана Билибина

Появление города

Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.

Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.

Юрий Всеволодович, основатель Китежа, изображён на входе в Нижегородский Кремль

За дело принялись немедленно. Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень — расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина — 100. Соорудили также несколько церквей, а по случаю лучшие мастера принялись «писать образа».

Церквей много, икон тоже — что еще нужно простому русскому человеку? Город не замедлили прозвать «святым», и народ потянулся к озеру Светлый Яр.

Светлояр

Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина озера — 210 метров, ширина — 175 метров, а общая площадь водного зеркала — около 12 гектаров.

До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита. Само слово «Светлояр» можно перевести как «Светлое озеро».

Нашествие Батыя

То были времена далеко не мирные и не идиллические. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники — за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия. А в 1237 году на Русь вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

Теперь забудем на время о легенде и вспомним историю.

Диорама «Героическая оборона Старой Рязани»

Первыми нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество. Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия — князя Владимира.

Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска. Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.

Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.

Гибель Юрия Всеволодовича

Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.

Батый якобы услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления. Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.

В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан. Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.

Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьет до сих пор.

Вариант легенды гласит, что сам Георгий Победоносец спустился на землю, чтобы помочь защитникам Китежа. Но конь Георгия споткнулся. Понял тогда святой, что спасение Китежа — не его задача. И отступил. А в том месте, куда провалилось копыто коня, и забил святой источник Кибелек.

Василий Максимов «Монголы у стен Владимира»

Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием, а также иконами и крестами в руках. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

И свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою божиею, — так под конец века нашего многомятежного и слез достойного покрыл господь тот град дланию своею.

«Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»

К. Горбатов. «Невидимый град Китеж»

Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым. Непонятно, правда, почему тогда на город до сих пор никто не натолкнулся случайно.

Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой.

Город же исчез. Согласно легенде, он должен «проявиться» в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение церковных маковок и белокаменных стен в водах озера Светлояр.

Китеж современный

Перенесемся теперь во времена, близкие к нашему веку.

Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников. Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).

О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.

Декорации Ивана Билибина к опере Римского-Корсакова

В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.

В советском телефильме «Чародеи», который был снят по мотивам романа Стругацких «Понедельник начинается в субботу», работник фабрики музыкальных инструментов едет в вымышленный Китежград. Он хочет спасти от злых чар невесту, и оказывается в царстве добрых и злых волшебников.

Читайте также:  Озеро уйташ в дагестане

Озеро Светлояр в наши дни

Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не раз. Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.

Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли. Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.

Появились гипотезы, что Китеж находился вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места «обитания» святого града. Поговаривали даже о Китае, якобы Китеж и легендарная Шамбала — одно и то же место.

Николай Рерих «Песнь о Шамбале»

В наши времена ученые забыли о Китеже — не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.

В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО. Ежегодно 6 июля в день Владимирской иконы Божией Матери православные верующие совершают крестный ход от Владимирского храма в селе Владимирском до часовни во имя Казанской иконы Божией Матери. Часовня была построена неподалеку от озера Светлояр в конце 1990-х годов.

Православные молятся на берегу озера. Кто-то тайком разглядывает свое отражение в озере — не мелькнет ли Китеж? Некоторые верят, что земля, собранная в святом месте, лечит недуги. Они берут ее на могилах «убиенных богатырей», а затем относят домой вместе с пластиковыми бутылками, в которых плещется вода из святого источника. Существует поверье, что вода из Светлояра не испортится, даже если простоит в бутыли несколько лет.

Часовня Казанской Божьей матери на берегу Светлояра

Русская утопия

Град Китеж — символ чего-то недоступного, но желанного. Это райское место, куда праведники могут бежать от невзгод жестокого мира. Неважно, существовал ли Китеж — красивая легенда дает надежду отчаявшимся. И в прошлом на поиски благодатной земли бежали крестьяне-лапотники, и сейчас находятся фанатики, которые уходят в нижегородские леса, где прячутся от современной жизни.

Китеж — это русская утопия. Это место, где в кисельных берегах текут молочные реки. Для многих — это страна Фантазия, сказочное государство, в котором правят добро и справедливость. Самое важное в Китежской утопии то, что людям в любом случае нужен такой город. И если б не было этой легенды, они бы выдумали другую. Людям необходима вера в то, что можно убежать из этого, полного боли и отчаянья, мира. Люди нуждаются в месте, куда можно бежать. Хотя бы в мыслях. И этим местом стал священный русский град Китеж.

Константин Горбатов «Потонувший город»

Беловодье

Многие средневековые легенды повествуют о царствах Добра и Справедливости, наподобие Китежа. В этих «сокровенных местах» будто бы можно спрятаться, спастись от происков зла. Одно из таких мест — волшебная страна Беловодье. Это сказочный край, где живут мудрецы, которые даруют вечную жизнь и сокровенные знания прошлого. Согласно преданиям, страна находится где-то на Алтае.

После введения в России крепостного права многие крестьяне уходили на восток. В 17 веке на Алтай двинулись российские переселенцы. Причиной тому была не только «теснота» Центральной России и бедность, но и надежда отыскать Беловодье. Примерно в конце 18 — начале 19 века был создан «Путешественник Марка Топозерского», в котором описывалась дорога на Беловодье. «Путешественник» указывал путь через Красноярск и Китай в «Опоньское» (Японское) царство, которое лежит посреди «окиян-моря» Беловодья.

В России существуют реальные «Китежи» — города и деревни, затопленные при строительстве водохранилищ. На фото — Крохино в Вологодской области

Источник

Как озеро-убийца погубило почти две тысячи человек

Аль Хаджи повезло второй раз родиться на свет. То ли недюжинная выносливость, то ли само провидение уберегло подростка от участи его родичей и соплеменников. Вокруг чернокожего парня умирали десятки, сотни людей, он же из последних сил сумел взобраться на ближайший холм. И остался жив, в отличие от тех 1746 человек, которые погибли в считанные минуты вечером 21 августа 1986 года в ходе крупнейшей в известной истории человечества лимнологической катастрофы.

Камерун — самая что ни на есть экзотика для большинства туристов. Расположенное в северо-западной части страны озеро Ньос будто специально создано для того, чтобы вызывать восторженные ахи и вздохи. Окруженный живописными скалами и лесами водоем умиротворяюще воздействует на случайного созерцателя. Именно случайного, потому что местные красоты до сих пор смертельно опасны и закрыты для посещения людей.

Сотни лет местные жители называли Ньос просто «Плохое озеро». Согласно сказаниям, здесь обитает злой дух, который убивает всех, кто решит поселиться рядом с водой. Скорее всего, эта легенда основана на реальной катастрофе, когда-то унесшей жизни местных жителей. Впрочем, до 1986 года сказки о злых озерных духах никто всерьез не воспринимал — на расстоянии 20—25 километров от Ньос расположилось несколько поселений. Здесь были свои школы и католический приход, люди вели нехитрое хозяйство, растили детей и разводили скот.

Все изменилось в четверг 21 августа 1986 года. По словам немногочисленных выживших, в этот день поздно вечером они услышали звуки, похожие на раскаты грома. Внезапно поселения накрыла волна тепла с запахом тухлых яиц. А уже через несколько минут от удушья умерли почти две тысячи человек. Погибло около четырех тысяч животных, катастрофу не пережили ни птицы, ни насекомые. Прибывшие на место происшествия спасатели вспоминали, что в первую очередь их поразила тотальная тишина, которую нарушал разве что шелест листвы.

Источник

Озеро Светлояр Нижегородской области – союз силы и красоты

Поделитесь с родными и друзьями:

Рек-ручейков-озер в необъятной России – пруд пруди. Больших и не очень, полноводных и едва заметных, глубоких и меленьких. Но озеру Светлояр в этой многочисленной, пестрой группе место отводится совершенно особое. Геологически сравнительно молодое (три с небольшим тысячелетия для естественного водоема – не возраст!), оно было давно обжито нашими предками-славянами и прочно слилось в сознании многих поколений с цепью событий довольно отдаленных, непонятных и порой неоднозначно трактуемых.

От Нижнего Новгорода Светлояр отделяют 130 км: расположен он в холмистой местности к северо-востоку от областного центра на территории парка-заповедника и обладает статусом охраняемого ЮНЕСКО природного памятника – с 1997 г. федерального значения. Район Воскресенский, ближайший населенный пункт (в километре) – село Владимирское, из шести улиц с двумя переулками да тремя церквями…

И интригующим клубком мифов-фактов-гипотез, дающих пищу как дотошным правдоискателям, так и безудержным фантазерам.

А теперь – о самом «клубочке».

Что-где-откуда: головоломка для любознательных

Что загадочного в истории некрупного (470 на 350 м – всего-то навсего неполных 14 га) озерца глубиной в 34 с лишком метра, чем оно притягивает к себе тысячи туристов и почему водоем-овал идеальной формы, будоража научные умы, заставляет исследователей-энтузиастов снаряжать в этот район экспедиции каждые пару-тройку лет – разговор непростой. Прямых ответов на ряд вопросов нет. Например, о том, почему водолазы так и не смогли рассмотреть придонную часть и предполагают, что дна у озера-тайны два. Или о том, что ночью, приложив ухо к поверхности почвы, можно услышать то ли глубинный звон, то ли гул, исходящий откуда-то издалека.

И это мы еще не касаемся реального происхождения Светлояр-озера. А оно, надо сказать, прямо-таки космическое – чему, собственно, и удивляться особо не приходится, если взглянуть на серию фотографий, сделанных с высоты птичьего полета. Сравнение с гигантским синим то ли зрачком, то ли глазом – наиболее предсказуемая реакция тех, кто с подобного ракурса этот феномен созерцал и запечатлел на снимке. Столь «правильные» очертания иметь может кратер, выбитый прилетевшим из космоса метеоритом. Догадка эта, кстати, наиболее правдоподобна и не раз подтверждалась учеными.

Существуют, однако, и иные, не менее занимательные точки зрения на физико-географические «корни» озера-лунки с воронкообразным основанием. Их как минимум пять – от карстовой (провальной) до ледниково-тектонической.

Исследователями высказывалось предположение, что сложным донным рельефом, с центральной ямой-котловиной и системой террас над нею, озеро-загадка обязано неравномерному двухфазному формированию. Первоначальный этап состоялся 1100-1200 лет назад и завершился образованием основной воронки, поначалу неглубокой. Следующая фаза провалила 17-метровую чашу примерно на такую же глубину, окружив ее невидимыми снаружи дугами-террасами. Произошло это лет 400 спустя, приблизительно во времена Батыева нашествия.

Не исключено, что необычностью подводного «ландшафта» впадина-овал все же обязана не внешнему вмешательству или тектоническим процессам, а банальной привычке рек менять русло. В полукилометре от двуярусного водоема-ребуса протекает речушка Люнда, древний приток Ветлуги. Петляла она вначале по одной дорожке, а затем надумала свернуть с привычного пути. На месте же старого маршрута сохранился своеобразный люк – природный сток в несколько ступеней, и сегодня подпитывающий Люнду-путешественницу.

Окрестные родники, между прочим, остались «при деле» и исправно поставляют чистейшую воду в бездонный, по сути, Светлояр-сосуд. Хотя «суть» в этом контексте – понятие относительное, судя по аномальным показателям геолокаторов, согласно которым дно-воронка не пропускает звуковых сигналов. Что бы это значило, по сей день непонятно, но фантастических гипотез выдвигается множество – вплоть до зеркала-портала в земной или «небесный» параллельный мир. Похоже, что озерцо-то не с пучком, а с целой охапкой мистических тайн, которые еще предстоит раскрывать да обдумывать – причем не исключительно геологам…

С «родословной» звучного наименования-топонима разобраться проще. Оно красноречиво намекает на связь с «весенней» ипостасью дохристианского славянского бога Солнца Сварога юношей Ярилой. Позволяя «разложить» топоним на словосочетание «Праведный Ярила-бог». В восприятии древних русичей светлый-чистый-праведный – цепочка определений-близнецов. Впрочем, теория эта неединственная. Поскольку яром нередко называют обрывистый берег, балку или крутой разлом-трещину в почве, возможна и альтернативная трактовка – «Светлый обрыв». Обе интерпретации поэтичны, по-своему убедительны и допускают взаимодействие.

Озеро Светлояр – легенды и сказания

Романтичнее и таинственней легендарного сюжета о славном граде Китеже трудновато отыскать пример из восточнославянской мифологии. Римского-Корсакова эта героика вдохновила на написание многоголосой оперы. Васнецова, Нестерова, Рериха, талантливых отечественных ваятелей и художников-кинематографистов ХХ века – на создание роскошного созвездия героических полотен, скульптурных композиций и видеосюжетов. О чем же повествует народный эпос?

Он уводит нас в опоэтизированные баянами и сказителями доисторические времена. Те, когда среди зеленых лесов-долин родился Китоврас – мифический получеловек-полуконь. Волшебник и чудодей, он помогал людям возводить храмы, селения и города. Там же обосновался Квасура – мудрый полубог, делившийся с окружающими рецептами варки и правилами употребления хмеля. Их-то имена и дадут впоследствии название Китежу-граду – столице древнеславянского берендеева царства. Он для жителей Руси станет местом поистине священным.

Китеж-град на озере Светлояр

С принятием христианства статус приволжского города-святилища не изменился – просто молитвенные капицы постепенно заменялись православными церквями, а вместо языческих божеств население стало поклоняться Христу, Богородице и новым святым. Местность же по-прежнему вызывала благоговейный трепет – как наделенная положительной энергией площадка. Мистика доправославного Светлояра никуда не улетучилась – напротив, обрела вторую жизнь. Вскоре на одном из его берегов владимирский князь Юрий/Георгий Всеволодович выстроил град Китеж, который окрестили Большим.

Читайте также:  Васюткино озеро тип речи

Исторически это был «младший брат» более раннего, Малого Китежа, детища предка князя – тоже Юрия, но Долгорукого (отца Всеволода, прозванного за многодетность Большим Гнездом). Белокаменный город-красавец слыл богатым – о том свидетельствовали полдюжины церковных глав. Возможно, базой для патриотического предания стали оба одноименных града-легенды. В том, что речь идет о реально существовавшем объекте, сомнений практически нет: хроника XVIII в. «Китежский летописец» в деталях «расписала» трехлетнюю эпопею сооружения Китежа-на-Волге (предположительно Городца).

В 1238 году вооруженные до зубов орды Батый-хана стремительно продвигались на запад, рассчитывая быстро дойти до Средиземноморья. Князь-воин Юрий Всеволодович с верной дружиной попытался преградить путь завоевателям с Востока в Китеже Малом. Княжеское войско не устояло, – пришлось отступить, пересечь непроходимые леса-болота и укрыться в главном Китеже, Большом. Батыю крайне невыгодно было оставлять пусть и пострадавшего, но все еще боеспособного врага в тылу. Залив кровью завоеванный городок, он начал пытать пленных в надежде разузнать, какие пути-дороги ведут к Китежу-на-Светлояре.

Пытки плененные бойцы выдержали, однако нашелся средь них тот, кого устрашили жестокие мученья и смерть – Гришка Кутерьма. Он провел ордынцев к последнему оплоту воинов-русичей. Укрепиться надежно горожане не успели, и монголам показалось, что добыча достанется им почти без боя. Но случилось неожиданное: из-под городских мостовых то там то сям забили многоводные фонтаны – и за считанные минуты все постройки исчезли за щитом, образованным бурлящими потоками. Когда шум стих и водная завеса «опала», вражескому взору открылась лишь озерная гладь. Ни стен, ни улиц, ни людей… Они даже не утонули, а растаяли.

Так Бог, откликнувшись на молитвы сотен дружно молящихся о спасении, уберег население Китежа от нападения и разграбления. Хану не удалось надругаться над градом-святыней – душой русского народа, хотя именно сломать его нравственно и было главной, далеко идущей целью поработителя обширных европейских территорий. То, к чему он так рвался, внезапно превратилось в призрак, недосягаемую мечту… Ужас обуял золотоордынцев – и рассыпались они по лесам, убегая прочь от явления непостижимого. К озеру-волшебнику же ведет теперь Батыева тропа. Говорят, избранных она доставляет и до потерявшегося во времени подземного града-символа.

Читаем также историю другой жемчужины нижегородской земли – Оранский богородский монастырь

А еще ходят слухи, что даже по прошествии столетий в разных уголках нижегородчины появляются странные, непривычно одетые люди-тени. Да иногда бесследно исчезают те, кто приехал разыскать остатки города-призрака. Таинственность же некоторых фактов по-прежнему волнует, заставляя докапываться до их первопричин. И не дает покоя философам, размышляющим над скрытой природой вещей. А что? Раз озеро-уникум повторно могло опуститься за 700-800 лет до сегодняшнего момента (налицо хронологическое совпадение с походом монголо-татар), как выбросить из головы мысль, что красивая легенда – не выдумка, а правда?

Ключ Кибелек и тройная могилка

Кибелек-речечка пересекает еловый бор километрах в двух от Светлояра. Поговаривают, что маршрутец ее не менялся со времен монгольских завоеваний. Собственно, речкой-то ее считать – преувеличение: даже на указателе (он справа от серой бревенчатой церквушки на холме) начертано ласковое: «Ключик Кибелек». Несмотря на «мелкий» размер, перекатов-омутцев у этого ничем не примечательного внешне источника хватает. К нему ведет поначалу неширокая автодорога, а затем и тропка Паломника – после середины даже с деревянными помостьями и лавочками по бокам. Зачем так долго обо всем этом рассказывать? Затем, что водица в темном, но всегда прозрачном и свежем Кибельке-ручье – святая. Тиной она не зарастает и в сосудах не портится годами.

Если, испив родниковой водички и набрав ее с собой в бутыли, путешественники двинутся дальше, впереди их встретит очередная реликвия – могила трех старцев (как вариант можно услышать «трех святых/ратников/богатырей»). По легенде, тут состоялась битва воинов-дружинников, и в неравном том бою полегли богатыри из дозора, вставшие на защиту своих сограждан. Вполне вероятно, что захоронены здесь все же китежские старейшины, убитые татарами за нежелание указать дорогу от одного града-близнеца к другому. Три потемневших креста воспринимаются нашими современниками как знак уважения к павшим, причисленным к сонму святых – вне зависимости от того, кем они были.

Невдалеке, на полянке, окаймленной густым ельником, виднеется крыша-навес над колодцем – опять-таки с «доброй» водой. Она – равно как и щепотка землицы, подобранной вблизи места успокоения витязей, – способна поддерживать слабых и облегчать страждущим борьбу с недугами.

Легенды, поверья и традиции

«Околокитежские» легенды-предания переплелись настолько плотно, что четко отделить язычнические наслоения от христианской составляющей удается не всегда. Следы человеческой цивилизации уводят в век каменный: его орудия археологи из холмов выкапывали неоднократно. Так что возраст некоторых легенд-поверий исчисляется тысячелетиями. Одна из них посвящена страшной чудо-рыбине, обитающей в глуби Светлояра и выходящей иногда на прибрежную кручу. Ей посвящено даже описание натуроведа XVII века Адама Олеария, отождествившего неизвестное науке существо не с рыбой, а какой-то мутацией ископаемых «завров» – родственников крокодилов.

Так что кроме мини-Атлантиды у нижегородцев до недавних времен имелось и свое мини-лохнесское чудовище…

Кстати, «китеж-вариант» Атлантиды напоминает о себе, как уверяют старожилы, и грустным перезвоном колоколов, доносящимся из-под земли глухой ночью – если плотно прижаться к одному из холмов и прислушаться. Как знать точно, под озерное ли зеркало или под холмистые просторы междуречья спрятали когда-то Китеж-град его спасители? Честно говоря, в окрестностях Светлояра есть еще два похожих на него каплевидных озерца с каймой невысоких холмиков по краю каждого. Интересно, это камушки в пользу метеоритной версии (небесное тело при ударе о планету способно расколоться на три куска) или намек на то, что затонувших городков может быть больше?

Обилие загадок традиционно вызывает ответную реакцию. В нашем случае – это комплекс разумных действий, которые позволяют такие непонятки если не разгадать, то извлечь из них некий позитив – эмоциональный, поддерживающий здоровье, укрепляющий духовно и физически. Живописная, колоритная местность, исходящая из недр положительная энергетика, органичное, неконфликтное сочетание различных культовых установок – благотворный для нормализации психического состояния и телесной оболочки фон.

Чему тут поклоняются и во что верят?

В период Великой Отечественной матери с женами молились на этом клочке землицы за своих сыновей и мужей, желая им вернуться живыми с фронта.

Паломники прибывают сюда поодиночке и коллективно регулярно – чтобы снять порчу, залечить психологическую травму, пройти обряд очищения.

Безгрешные, с чистыми помыслами праведники мечтают повидать наяву сказочный Китеж-град: молва утверждает, что им это доступно.

Отдохнуть и воссоединиться с матушкой-природой во всех возможных смыслах приходят сюда и староверы, и католики, и мусульмане.

Шанс реализовать заветные планы им предоставляет замечательный праздник-гулянье Ивана Купалы. Черпающий энергию из космоса Светлояр-магнит это многолюдное торжество превращает в сеанс энергообмена участников со всем сущим на Земле и в межзвездном пространстве.

Ивана Купала на Светлояр-озере: день и ночь

Ежегодный праздник носит характер общенародный и восходит к ритуалам языческим. Впрочем, открывается цепь «купальных» событий днем 6 июля сугубо каноническим праздничным богослужением в здешней церкви в честь святочтимой иконы Владимирской Богоматери. Потом съехавшиеся из соседних областей и регионов страны христиане-паломники совершают крестный ход вокруг свят-озера. Стремящиеся следовать рекомендациям могут проползти круг на коленях – для того и сколачивались когда-то дощечки-мостки. Таких охотников находится, конечно, немного. Особо усердных молящихся ожидают поклонные кресты.

После полудня стартует программа «Город мастеров». Она объединяет рукодельцев и ремесленников нижегородского края и областей-соседок. Мастер-классы, творческие конкурсы и состязания ближе к вечеру трансформируются в самобытный, очень красочный фестиваль «Град Китеж – душа России». Для тех, кто настроен изучить коллекции постоянно действующих выставок, распахнуты двери двух содержательных музейных заведений. Это милый одноэтажный дом-музей истории озера и селения с художественно-этнографическим уклоном и скромный двухэтажный Дом культуры.

С недавних пор тут функционирует также каменный музейно-туристический центр «Град Светлый» – с тремя тематическими залами и великолепными, практически мирового уровня экспонатами в самых разнообразных техниках: кристаллической глазури, подчеркнуто теплой национальной российской керамики и произведений гончаров нетрадиционного стиля. Солидная часть вышедших из-под рук здешних мастеров-кудесников поделок (а правильнее сказать – шедевров) продается. Найдется что увезти домой в подарок.

Кульминации празднество достигает с наступлением темноты. 6-7 июля отмечается Ночь Ивана Купала – одна из самых коротких летних ночей-волшебниц. Исполненная предельного благоговения для истово верующих, трижды со свечой в руках бредущих, загадав желание, по тропе-окружности, изредка отвлекаясь на мерцание огоньков в водной ряби. Отдающая вакханалией для тех, кто не столько крестится-молится, сколько ждет возможности обменяться венками, и, попрыгав через костер, расслабиться и пустить «короны» из цветов в медленное плавание. А под утро нырнуть в прохладную купель и подурачиться вволю, насладившись свободой.

…Невзирая на то, что в озере-то купаться встарь не заведено было, – разрешалось лишь умыться да жажду утолить. Что делать: забываются старинные традиции. Зато воспитывается терпимость и снимается противостояние трудносоединимых, порой противоположных взглядов и верований. Что, согласитесь, благо немалое.

Как добраться: варианты

Настроенным побродить по окрестностям Светлояра желательно заблаговременно обзавестись картой: территория тут достаточно интересна, но очень неоднородна, так что заблудиться можно в два счета. К самой же значимой областной достопримечательности доезжают по-разному.

  • На автобусе без пересадки из Н.Новгорода от автостанции Канавинская до пункта Воскресенское. Автобус чуть петляет – в итоге проедете почти 140км за 2 – 2,5 часа. Ехать следует не до конца, а выйти раньше, у села Владимирское. К самому озеру идут пешком мимо автостоянки по красивейшей березовой аллее.
  • Маршрут с пересадкой – это пригородный электропоезд плюс опять-таки автобус. Поездов два, оба отправляются из Нижнего: на Семенов или на Урень (ехать не в конец, а до Семенова). Затем пересесть на автобус до Воскресенского. Выход на промежуточной остановке, во Владимирском. Дальше – аллея.
  • На автомобиле по трассе Кировской. Сразу за Борским мостом – Семенов. На Боковой надо повернуть направо, а во Владимирском ехать по единственной крупной улице. Впереди увидите большую автостоянку, за ней – пешеходную дорогу меж высоких берез.

Совет : любителям оригинальных экспозиций рекомендуем проехать на машине дальше. На линии Владимирское-Воскресенское (между селами), после левого поворота попадете в любопытный «Музей эпох» – полуисторический-полуэтнический. Он в деталях знакомит с историей Ветлужского края и расследованием сюжетца об устрашающем «ветлугозавре». Рядом с «эпохальным» музеем – останки древнего городища и симпатичная смотровая площадка. Вид на ветлужские панорамы с нее открывается восхитительный!

Где остановиться

Наплыв гостей в праздники не просто ощутим – он зашкаливает. Но принимать их владимирцы научились. Туристов ждут гостиницы – не фешенебельные, конечно, но чистенькие, с набором санитарных удобств и демократичными ценами. В канун праздников номера стоит забронировать заранее либо подтянуться к месту пораньше, до наплыва толп и автотранпорта (стоянка не безразмерна). Частных гостевых домов десятки – в них тихо, покойно, уютно, договориться о питании с хозяевами – не проблема. В общем, напряга с жильем можно не бояться.

О палатках . Ставить их позволяют, но не рядом с озером. Специальный палаточный городок разбивают в отдалении, там же можно разжигать огонь. Просят не мусорить. Берег оборудован, есть неширокий и довольно комфортный пляж. Окунаться-плавать можно, но оголяться до безобразия и вести себя нахально нежелательно: тут все-таки многовато верующих и строгих богомольцев – не считаться с ними не принято. Это не значит, что есть куча ограничений в плане отдыха – рыбачьте, плетите венки из луговых цветов, загорайте и веселитесь на здоровье.

Читайте также:  Озеро байкал снимок из космоса

Светлояр – место силы

Экстрасенсы этот уголок рая боготворят вполне оправданно, считая его жемчужиной из жемчужин Приволжья. Вода в озере не просто чистая, непортящаяся и вкусная – она целебна как по химическому и минеральному составу, так и по биологическим показателям. Красота вокруг – пером не описать: зеркальная гладь искрится-переливается, ветерок ласкает кроны дерев, воздух упоителен, птицы щебечут…

На редкость сильное место, с мощнейшей энергетикой. Приезжайте подзарядиться – не пожалеете.

Р.S. Хотите отпраздновать свадьбу, день рождения, юбилей – «Светлояр» к вашим услугам. На этот раз не озеро и не природный парк, а одноименный теплоход – комфортнейшее средство для речных прогулок по волжским маршрутам. До водоема не доплывет (туда ведут лишь сухопутные дороги), но позитивчиком обеспечит. И веером приятных воспоминаний вдобавок, в виде фото- и видеоальбомов. Добрая энергетика – она, знаете ли, заразительна…

Источник

Озеро Светлояр и невидимый Китеж-град — Русская Атлантида

На реке Волге, недалеко от города Нижний Новгород, находится одно из самых глубоких озер этого края — Светлояр.
Размеры озера не велики — полкилометра в длину и чуть больше в ширину. Глубина Светлояра 39 метров, что является рекордной в области.
Вода в озеро поступает из глубокого разлома в его дне. Она кристально чистая и холодная.

Светлояр иногда называют русской Атлантидой за его овеянную легендами историю.
Люди говорят что иногда из под его вод раздается еле слышный звон колоколов, а в глубине можно увидеть призрачные стены монастырей и купола церквей.

Это город Китеж, который, как гласит легенда, исчез между 1236 и 1242 годами во время первого вторжения в Россию татаро-монгол.
На границе третьего и четвертого десятилетия 13-го века древнее Русское государства было раздроблено на десятки княжеств. Князья воевали между собой за власть и новые земли, вступали в военные союзы.

Название озера Светлояр происходит от сочетания древнерусских слов: «светлый», также обозначающее чистый и праведный и «яр» — не только известного всем как овраг, или балка, но в данном случае являющегося корнем от имени древнерусского солнечного божества Ярилы, которому в дохристианской Руси поклонялись древние племена славян.

С озером Светлояр связано также множество легенд дохристианского периода Руси.
О граде Китеже говорится и в священной книге древнерусской веры — «Звёздной книге Коляды».

В районе озера Светлояр, как повествует древнерусское сказание, родился Китоврас — волшебный полуконь-получеловек.
Он был могущественным волшебником и помогал славянам строить города и храмы. Там же жил Квасура — древний бог мудрости и хмеля. Считается что их имена и дали название граду Китежу.

У озера Светлояр в древности жило славянское племя берендеев.
До сегодняшнего дня их потомки сохранили предания о граде Китеже и находившемся в нем религиозном центре поклонения богу Яриле.
В древности, в дохристианский период Руси, Китеж считался у славян священным местом.

После крещения Руси славянская вера с ее храмами и волхвами уступила место христианству, но священные для людей места остались.
На месте капищ по традиции стали строить православные храмы, так как считалось, что эти места особенные и являются сильными источниками положительной энергии. Имена древнеславянских богов постепенно менялись на имена святых, но места поклонения высшим силам оставались прежними.

К таким местам относится и озеро Светлояр, которое издревле было окутано легендами и мистикой.
На берегу этого озера Великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович, (26 ноября 1188 — 4 марта 1238), сын Всеволода Большое Гнездо и построил Град Большой Китеж.
Кроме него был еще и Малый Китеж (предположительно современный Городец), построенный во времена его деда — Юрия Долгорукого.

Большой Китеж был весь возведен из белого камня с шестью храмами в центре города, что по тем временам являлось признаком богатства.
Похоже что легенды объединили эти два города в мистический и таинственный Китеж-град.

В 1238 году хан Батый разгромил Владимиро-Суздальское княжество. Князь Юрий Всеволодович оставался на тот момент единственным военачальником с войском, которое могло противостоять татаро-монгольскому нашествию.
Хан встал лагерем на реке Сити. Князь Юрий Всеволодович оборонялся от него в Малом Китеже. Хан Батый взял приступом город, но князю с остатками войска удалось уйти из Малого Китежа и укрыться в Большом Китеже.

Батый намеревался продолжить свой поход к Средиземному морю, но оставлять в своем тылу русского князя с его войском было нельзя. Путь к городу лежал среди непроходимых болот и лесов. И тогда он начал пытать всех пленных славян как пройти к Китежу.

Выдать же священный для славян город это значило обречь себя и свой род на вечное проклятие.
По преданию испугался мучений и смерти лишь один — Гришка Кутерьма. Он и согласился провести войско Батыя в Китежу.

Хан Батый был основателем Монгольской империи и внуком Чингисхана. За несколько лет он уничтожил около половины населения древней России.
Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, и многих других города были им разорены и сожжены.

Богатой русской культуры Древней Руси не стало. На несколько десятилетий практически прекратилось строительство городов, исчезли ремесла, а южные русские земли потеряли почти все свое коренное население.

В это трагическое время, в народе возникла легенда о граде Китеже.
Она повествует о том, что Хан Батый узнал о граде Китеже и приказал завоевать его.
Татаро-монгольскому войску было сложно найти город, но один из русских пленных рассказал монголам о тайных путях к озеру Светлояр и войско направилось к Китежу.
Когда они подошли к нему, они увидели, что город не укреплен и обрадовались предстоящей легкой победе.
Но при виде войска из под земли забили фонтаны воды и град Китеж скрылся под водой. Согласно легенде, в сам город вода не вошла, она лишь скрыла его от врагов и горожане не утонули.
Так Бог спас людей Китежа за их молитвы и благочестие. Это место стало священным.

До сегодняшнего дня жива легенда о Китеже.
Проживающие в этой области люди рассказывают о внезапно возникающих странно одетых людях, исчезновениях тех, кто приезжает искать Китеж и оказался достойными стать его жителями.
Озеро давно интересует археологи и геологов — сотрудников научно-исследовательских институтов, а также многочисленных самостоятельно расследующих тайну озера Светлояр людей. Среди них есть те, кто объясняет все законами физики, и те, кто верит в тайную природу вещей. Все они стремятся разгадать тайну озера Светлояр и погрузившегося в него града Китежа.

Это легенда, но многие люди верят в нее. И нет сомнений, что озеро Светлояр это то же древнее озеро о котором существуют старинные легенды.

Православные приходят сюда, чтобы помолиться.
Даже говорят, что горсть земли из этого места вылечивает многие заболевания, а вода из озера стоит несколько лет и не цветет и не портится — как святая вода. Многие верят, что если обойти вокруг озера три раза по часовой стрелке, оно выполнит ваше желание.

Предположительно в озере Светлояр находится проход в другое измерение.
Существует еще одна интересная, прямо-мистическиая версия, по которой озеро Светлояр связано с таинственной Шамбалой.
Светлояр привлекает тысячи паломников со всего мира.
Намек о существовании города на дне Светлояра можно найти и в книге конца семнадцатого века «Китежский летописец» .

Кандидат Сергей Волков, который организовал экспедицию в поисках мифического города, говорит, что в этом месте исчезают люди — некоторые навсегда, другие возвращаются и не помнят что-либо произошедшее с ними. Он серьезно сказал о возможности посещения ими потерянного города Китежа.
Но в него могут пройти только истинно верующие.

Сторонники теории мистического затерянного города предполагают, что в озере Светлояр существует проход в иное измерение.
Доказательством этого является рассказы жителей близлежащего к Светлояру села Владимирское. Они видели людей в одежде, которую носили их предки. Когда эти странные люди покупали товары в деревне — в основном хлеб и бублики, они платили отлично сохранившимися древними медными и серебряными монетами. Возможное объяснение этому дает лишь теория параллельных миров.

Вот то, что сказал Сергей Волков :
«Наше основное открытие состоит в подтверждении гипотезы о существовании вблизи Светлояра невидимыой невооруженному глазу плазменной субстанции, которая имеет возможность проявляться в качестве живых существ. Особенно много их и в основном они приходят вечером вокруг групп молящихся людей — смотрят и изучают. Мы запечатлели их на видео-и фотоаппаратуру. Эти плазменные образования когда-то были зафиксированы в лаборатории учеными Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн. Эксперименты в этом институте показали, что в воздухе в электромагнитном диапазоне существуют миллионов плазменных сгустков, назовем их субстанцией. Это наводит атеистов на мысль что существует параллельный, загробный мир. Исследование Светлояра показывает, что эта гипотеза не лишена здравого смысла. «

Несмотря на мифы, легенды и фольклор, ученые обнаружили следы реальных событий.
Из геологии хорошо известно, что центральные районы европейской части России лежат на фундаменте из твердой скальной породы. Но этот фундамент прорезан глубокими, направленными в разные стороны и часто пересекающимися друг с другом впадинами.
И основываясь на этом факте, по мнению геологов, озеро Светлояр находится в узле пересечения двух очень глубоких и больших впадин. В таких местах может очень быстро сформироваться даже очень большой водный резервуар .

Ученые аквалангисты исследовали Светлояр и обнаружили природные аномалии.
Они нашли на дне озера подводные террасы — берег уходит под воду подобно лестнице.
Большие крутые подводные склоны Светлояра чередуются с горизонтальными участками дна.
Это приводит к выводу, что озеро Светлояр образовалось частями — первая, нижняя, затем через сто или даже тысячи лет — вторая, и, наконец сравнительно недавно третья.

Первый слой осадков дна озера расположен на глубине 30 метров и очень древний, второй слой находится на 20-метровой глубине и относился к XIII веку, а третья тераса имеет отложения совсем недавних времен.

На глубине 20 метров аквалангисты нашли небольшие предметы, сделанные из дерева и металла периода XIII века.
На одной из этих подводных террас, которая находилась прежде на берегу озера, возможно, и был настоящий город или монастырь, а затем он исчез в водах озера Светлояр.

Когда озеро был проверено эхолотом, а позже его эхограмму снял геолокатор, стала отчетливо видна овальная аномалия. Она отличался многометровым осадочным слоем.
Более того — недалеко от этого «овала» находится другая область.
Там, в грязи, отраженные ото дна тонким слоем почвы сигналы, были другими, как будто что-то не пропускает звук. На больших глубинах находились скрытые твердые предметы.
Когда нарисовали карту этой области получился узор, напоминающий окруженный набережной город.

Таким образом, вполне возможно и существование на этом месте города Китежа.
Но он не таинственным образом исчез куда-то, а просто рухнул под землю в результате тектонической активности.
Только вот уже целых 50 лет аквалангисты не смогли найти никаких следов этому.
Шлиман обнаружил Трою руководствуясь только рассказами «Илиады». А тут и адрес точный и озеро находится на наших глазах — и все подводные поиски ничего не дали.

Остается предположить фантастический вариант: город существует, но невидим. Кроме слышного время от времени звона его колоколов …

В ходе испытаний с помощью гидрофона, который сделан по принципу преобразования звука в электрический сигнал он вдруг начинал издавать звуки, напоминающие эхо грома во время шторма. Геофизики, участвующие в эксперименте сказали, что эти звуки происходят от волны магнитного возмущения, которая проходит через воду и создает такой эффект.

Источник