Меню

Озеро байкал это около тридцати одной тысячи пятисот квадратных километров водной поверхности



Конспект урока по русскому языку на тему: «Имена числительные в устной и письменной речи»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Еремина Людмила Александровна

Данный конспект урока по русскому языку содержит богатый материал по именам числительным. Конспект разработан в соответствии с системно-деятельностным подходом, нацелен на вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности на уроке.

Скачать:

Вложение Размер
urok_piro_rus_yaz.docx 49.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку на тему:

«Имена числительные в устной и письменной речи»

Выполнила: Еремина Людмила Александровна, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж» (отделение машиностроения и металлообработки)

Учебно-методический комплект: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2011.

Класс: 10 (I курс)

Цель : научить правильному употреблению числительных в устной речи и развивать навыки правописания имен числительных.

Задачи : 1) Образовательные:

-повторить изученные сведения об имени числительном (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция);

-отрабатывать умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных, правильно употреблять числительные в устной речи;

-продолжить работу по формированию навыков правильного написания числительных.

-воспитывать внимание к слову;

-содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах; воспитывать кооперативные компетенции учащихся;

-развивать познавательные интересы и познавательную активность учащихся.

-развивать логическое мышление учащихся,

-развивать умение ставить задачи, находить пути их решения и анализировать результаты, делать выводы;

-способствовать развитию устной монологической речи, внимания к собственной речи и речи окружающих, совершенствовать культуру речи учащихся.

Тип урока: комбинированный

Методика: наблюдение над языковыми фактами, блиц-опрос, лингвистическая разминка, выполнение практических упражнений, самостоятельная исследовательская работа в группах, лингвистическая задача, работа с текстом, тестирование.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал с заданиями, карточки для групповой работы, учебник (Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2011), эпиграф к уроку: «Числа — и есть тот бог, который правит миром». (Пифагор).

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя и постановка цели и задач урока (мотивация к учебной деятельности).
  3. Актуализация знаний и проверка уровня владения базовыми умениями по данной теме у учащихся:

а) лингвистическая разминка;

в) практическое упражнение (выявление места и причины затруднения);

г) исследовательская работа (в группах) (построение проекта выхода из затруднения).

4. Закрепление знаний, развитие умений и навыков.

а) практические упражнения (реализация построенного проекта и первичное закрепление во внешней речи);

б) работа с текстом (в парах);

в) практическая работа (по рядам) (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону);

5. Подведение итога урока. Рефлексия. Выставление оценок.

  1. Организационный момент

-Проверьте, пожалуйста, ребята, готовность рабочих мест. Сегодня на уроке нам предстоит поработать с достаточно сложным и разнообразным материалом, вы будете работать в парах, в группах, поэтому я призываю быть вас предельно внимательными, собранными, активными, культурными в общении.

II. Вступительное слово учителя и постановка цели и задач урока

-Прочитайте выразительно эпиграф к уроку: «Числа — и есть тот бог, который правит миром». (Пифагор).

-Как вы понимаете это высказывание Пифагора? Согласны ли вы с ним?

(В жизни мы очень часто сталкиваемся с числами).

— Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению, они буквально управляют нашей жизнью.

-Как вы думаете, о какой части речи мы с вами будем сегодня вести речь на уроке? Обоснуйте ваш ответ.

(Имя числительное, так как это часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете).

-Приведите примеры числительных.

— Числа в нашей жизни встречаются на каждом шагу.

Прочитайте, пожалуйста, предложения, записанные на доске (дети читают «птичьим базаром», учитель пока не исправляет неправильные варианты).

Если из 2791,5 вычесть 1456,2 то останется 1335,3.

989-тысячный житель города появился на свет в роддоме 1 января 2013 года.

-Легко вам выполнить это задание?

Вы убедились, что употребление имен числительных в устной речи вызывает большие трудности.

-На ваш взгляд, чем мы с вами будем сегодня заниматься на уроке? Над чем будем работать? Попытайтесь сформулировать задачи нашего занятия.

(Выслушиваются ответы-предположения учащихся).

-Кто-то из великих сказал: “Хочешь понравиться – умей владеть родным языком”. Сегодня на уроке вы будете, опираясь на изученные сведения об имени числительном, учиться грамотно употреблять имена числительные в речи, соблюдая морфологические нормы, и правильно писать числительные. Тема нашего урока – «Имена числительные в устной и письменной речи» (записывают тему в тетрадь).

III.Актуализация знаний и проверка уровня владения базовыми умениями по данной теме у учащихся.

-Чтобы вспомнить, как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение, проведем лингвистическую разминку : найдите в каждом ряду «лишнее» и мотивируйте свой выбор: (ряды слов записаны в раздаточном материале)

Трижды, втроем, третий, в-третьих;

Два, удвоить, двое, второй;

Одиночество, один, одиночка, единица, единство;

Четверо, четыре, четвертый, четверка.

(Выполняя упражнение, учащиеся вспоминают грамматические значения частей речи в сравнении с именами числительными, формулируют общее грамматическое значение имени числительного. Вспоминают, что имена числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами).

-Дома вы должны были повторить теоретические сведения о числительных по учебнику (с.74-75). Я предлагаю блиц-опрос , который поможет нам вспомнить и охарактеризовать разряды числительных, особенности числительных по структуре (При ответе на вопросы учащиеся могут пользоваться учебником).

(По ходу дальнейших вопросов-ответов можно зарисовать опорную схему, отражающую разряды числительных)

-На какие две группы делятся числительные?

(Если учащиеся затрудняются с ответом, то учитель приводит примеры для анализа и сравнения языкового материала: три человека — третий по списку; 25 подарков – двадцать пятый год)

-Приведите примеры количественных и порядковых числительных.

-Назовите разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные).

(Если учащиеся затрудняются с ответом, то учитель приводит примеры для анализа и сравнения языкового материала: два — две целых одна вторая — двое).

-Определите, числительные каких разрядов представлены в предложениях, которые вы зачитывали в начале урока? (2791,5; 1456,2; 1335,3 – количественные, дробные; первый, 2013-ый, 989-тысячный — порядковые).

-Чем отличаются простые числительные от составных? Приведите примеры.

-Давайте вернемся к предложениям, с которыми мы начали работу в начале урока (предложения записаны на доске).

Если из 2791,5 вычесть 1456,2 то останется 1335,3.

989-тысячный житель города появился на свет в роддоме 1 января 2013 года.

Перепишите предложения, записывая числа словами. Объясните написание числительных. (2 человека (сильные ученики) работают у доски). Подчеркните числительные как члены предложения. Выполните морфологический разбор любого числительного (при выполнении морфологического разбора учащиеся обращаются к памятке в учебнике –с.280 «Морфологический разбор самостоятельных частей речи»).

-С какими трудностями вы столкнулись, выполняя это задание?

-Что вы должны знать, чтобы не допустить ошибок в употреблении числительного в устной речи, в написании числительного? (Необходимо знать, что в устной речи числительные надо склонять, необходимо знать, как склоняются числительные, знать правила правописания числительных).

Групповая исследовательская работа

-Чтобы вспомнить особенности склонения числительных и употребления числительных в речи, мы проведем с вами небольшую групповую исследовательскую работу.

Групповая работа: класс разбивается на 6 групп (2 группы анализируют по тексту особенности склонения количественных числительных, 2 группы исследуют особенности склонения порядковых числительных, 2 группы выполняют работу по анализу сочетаемости собирательных числительных в речи).

Карточка для 1 и 2 группы

Прочитайте текст, озаглавьте его в соответствии с темой. Выпишите словосочетания, в состав которых входят числительные. Объясните правописание числительных. Определите разряд числительных и падеж. Проанализируйте и сделайте вывод об особенностях склонения количественных числительных.

Самая высокая гора Японии – вулкан Фудзияма – для жителей этой страны еще и национальный символ. О Фудзияме слагают песни и стихи, она запечатлена на картинах многих художников.

Фудзияма – это потухший вулкан. Он расположен всего в девяност… километрах от Токио. Последнее извержение его происходило в тысяча сем…сот семидесятом году. Сейчас кратер вулкана глубиной более двухсот двадцати метров почитают как святыню. Каждый японец считает своим долгом хоть один раз побывать на священной горе. В июле–августе на Фудзияме почти нет снега, поэтому каждый год летом большие группы людей устремляются на вершину горы. До отметки на высоте двух тысяч п…тисот метров можно доехать на машине, но оставшиеся тысячу двести метров каждый должен пройти пешком. За субботу и воскресенье на вулкан поднимаются до вос…мидесяти тысяч человек.

(По материалам «Я познаю мир. Чудеса природы»)

Карточка для 3 и 4 группы

Прочитайте текст, озаглавьте его в соответствии с темой. Выпишите словосочетания, в состав которых входят числительные. Объясните правописание числительных. Определите разряд числительных и падеж. Проанализируйте и сделайте вывод об особенностях склонения порядковых числительных.

Город-крепость Пенза основан в одна тыс…ча шест…сот шест…десят треть…м году при царе Алексее Михайловиче как форпост на юго-восточной окраине государства, которая была легкой и незащищенной добычей для степных кочевников. В мае одна тыс…ча шест…сот шест…десят треть…го года на реку Пензу с сотней казаков-черкас прибыл Юрий Ермолаевич Котранский «город строить». Он и стал основателем и первым строителем города. За достаточно непродолжительное время был взведен деревянный кремль. По указу царя от трин(?н)адцатого октября он наделил землей жителей города: конных и пеших казаков, пушкарей, воротников. В одна тыс…ча шест…сот шест…десят пятом году население города составляло около трех тысяч… трехсот человек. Долгие годы крепость Пенза служила надежным заслоном от кочевников – кубанцев и ногайских орд. Нападению кочевников Пенза подвергалась в одна тысяча шест…сот шест…десят восьмом, одна тысяча шест…сот вос…мидесятом и одна тысяча сем…сот сем…надцатом годах, но овладеть крепостью им ни разу не удалось. В качестве благословения новопостроенного города царь Алексей Михайлович пожаловал Пензе икону Казанской Божьей Матери, которая почиталась чудотворной. По преданию, во время Большого Кубанского погрома, нападавшие сожгли южную часть города и уже подступили к стенам крепости, однако находившиеся в осаде пензенцы появились перед вражеским войском с этой иконой, что спасло город от разрушения. Икона Казанской Богоматери и по сей день является главной святыней Пензы.

(По материалам сайта администрации г.Пензы)

Карточка для 5и 6 группы

Следуя предлагаемой инструкции, проанализируйте языковой материал и определите условия сочетаемости и несочетаемости собирательных числительных с именами существительными.

  1. трое солдат, двое мужчин, пятеро сыновей, трое сирот;
  2. четверо ребят, семеро молодых людей;
  3. трое суток, двое саней;
  4. семеро козлят, шестеро зайчат

II. обоих братьев, у обоих окон;

обеих сестёр, обеими руками

III. трое волков, четверо кошек;

двое подруг, семеро студенток

1. Работая с пунктом I, определите род существительных, с которыми употреблены собирательные числительные.

2. Подчеркните существительные, у которых не удалось определить род. Почему? Могут ли они иметь форму ед. числа?

3. Определите, одушевлённые или неодушевлённые имена существительные в сочетании с собирательными числительными. Сделайте вывод.

4. Обратите внимание на пункт III. Стоящий напротив перечёркнутый кружок означает, что собирательные числительные не сочетаются с данными существительными. С какими существительными не сочетаются?

5.В пункте II даны числительные оба-обе, в чём заключается их особенность в сочетании с существительными?

6. Составьте таблицу сочетаемости и несочетаемости собирательных числительных с именами существительными.

В итоге данной работы должна получиться таблица о сочетаемости и несочетаемости собирательных числительных с именами существительными.

Подведение итогов работы по предложенному исследованию.

-Сделайте вывод: от чего зависит особенность склонения числительных?

-В чем особенность склонения числительных разных разрядов?

— Что нужно знать при употреблении собирательных числительных в речи?

-Как нам избежать грамматических ошибок, связанных с употреблением имен числительных в речи? (знать правила сочетаемости-несочетаемости собирательных числительных с существительными, помнить про особенности склонения разных разрядов числительных)

IV. Закрепление знаний, развитие умений и навыков.

— Выполнение упражнения из учебника (упр.283 (I)): запишите числительные в творительном падеже (1285 экземпляров книг, 1 1 ∕2 , 8 котят, 37 экскурсантов)

(3 человека работают у доски. По ходу выполнения задания проговаривается алгоритм выполнения: определить разряд числительного, вспомнить особенности склонения числительного данного разряда, правильно произнести и написать числительное в нужном падеже).

-Перед вами несколько предложений, в которых пропущены числительные. Вам нужно вставить одно из предложенных числительных, не забывая при этом изменить окончания у существительных.

(Предложения записаны в раздаточном материале.

Задание выполняется устно с объяснением и привлечением таблицы сочетаемости-несочетаемости собирательных числительных с именами существительными)

Насыпь возводилась с помощью (двоих, двух) бульдозер….

(Шесть, шестеро) девушек поступили на курсы секретарей.

Недоставало (четыре, четверо) нож.. и (три, трое) щипц.. .

(Четверо, четыре) сут.. продолжалась метель.

По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны.

Город расположен на (оба, обе) берегах реки.

У (оба, обе) сестёр были одинаковые платья.

Мы гордились (оба, обе) братьями.

-А теперь решите такую лингвистическую задачу с 22 сутками. Все обстоит благополучно, пока перед нами сочетания 20 (двадцать) суток, 21 (двадцать одни) сутки. Но стоит добавить еще одни сутки, и мы окажемся в трудном положении. Как же сочетать числительное 22 и существительное “сутки”?

(При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре, с существительными, имеющими только формы множественного числа (сутки, сани, ножницы), возникает синтаксическая несочетаеместь: нельзя сказать ни “двадцать два суток”, ни “двадцать две сутки”, ни “двадцать двое суток”. В подобных случаях, в зависимости от контекста, проводится или лексическая правка (замена слова, вставка другого слова), или грамматическая перестройка предложения (замена одной конструкции другой). Например: вместо “22 суток” можно сказать: двадцать два дня (если текст не связан с терминологическим употреблением слова сутки, например в истории болезни), в течение двадцати двух суток и т. п. Ср. в деловом стиле: двадцать две штуки ножниц; приобрести сани в количестве двадцати двух штук).

— Работа с текстом (работа в парах) (текст дан в раздаточном материале).

Расположите предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст в соответствии с темой. Прочитайте полученный текст, не забывая об особенностях склонения числительных. Объясните написание слова семидневная. Выполните синтаксический разбор третьего предложения в получившемся тексте, составьте схему данного предложения.

  1. Они наблюдали на звездном небе движение 5 планет, которые вместе с солнцем и луной составляли 7 небесных светил.
  2. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.
  3. Примерно 4 тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания.
  4. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен 28 суткам, и разделили его на 4 равные части с тем, чтобы каждый из 7 дней посвящать одному из 7 божеств. (3,1,4,2)

-Было ли вам трудно прочитать данный текст с числительными? Как вы думаете, почему?

(В тексте встречались в основном простые числительные).

Практическая работа по рядам

-А теперь задание усложняется: вам необходимо прочитать предложения с составными числительными, соблюдая морфологические нормы. Но чтобы облегчить задание, я предлагаю вам сначала переписать предложения, записывая числительные словами, ставя существительные в нужную форму. Будьте внимательны при написании числительных!

(Задания даны в раздаточном материале. Задания выполняются по рядам. Каждый ряд работает с указанными предложениями и словосочетаниями. После выполнения каждого задания по 1 человеку от каждого ряда записывают числительные на доске, объясняют правописание числительных и зачитывают предложения).

1 ряд: Государственная казна пополнилась еще 678000 (рубль).

Стипендии были выплачены 2551 (студент).

2 ряд: Письмо датировано 1831 (год).

Потери составили более 843 (килограмм).

3 ряд: В порт вошел теплоход с 2586 (пассажир).

Я побывал в Париже в 2002 (год).

-Вы должны уметь не только грамотно употреблять числительные в устной речи, но и правильно их писать. Запишите, раскрывая скобки. Замените цифры порядковыми числительными. Укажите падеж числительных. Придумайте предложение с числительными:

1 ряд: (342) поезд, 506-миллиардный,

2 ряд: к (1) января, в (613) школу,

3 ряд: 5 1/2-тысячный городок, в день (8) Марта.

Образуйте от сочетаний и запишите сложные прилагательные:

1 ряд: 1 ½ километра, 3 этажа,

2 ряд: ¼ финала, 587 лет

3 ряд: 11 метров, 473 грамма.

-А сейчас вы выполните мини-тест, который позволит оценить, насколько вы овладели навыками правильного употребления числительных в речи, умеете оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных.

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:

1) пятеро малышей

2) шестеро студенток

4) семеро козлят

2. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:

2) десятеро зданий

3) четверо школьниц

3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Оба рояля стояли на сцене.

2) На обоих террасах стояли цветы.

3) Обоим такси путь был открыт.

4) Мы остались довольны обоими вестибюлями.

4. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Оба окна светились.

2) Отец гордился обоими сыновьями.

3) На обоих партах лежали книги.

4) Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года.

5.Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное.

1)Жил Святослав девяноста лет.

2) Не хватает девяноста рублей.

3) Я прочитал книгу с двумястами тридцати восьмью страницами.

4) Прибыл поезд с тремястами пятидесяти шести пассажирами.

1. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:

1) обеими руками

2) обоими сёстрами

3) двое студенток

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:

4) четверо студентов

3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Мы остались с пятьюстами рублями.

2) Отец один вспахал двадцать гектаров земли.

3) Трое медведей нежились под лучами весеннего солнца.

4) У отца было двое сыновей и три дочери

4.Укажите предложение без ошибки в употреблении числительного.

1) Он встретил обеих братьев.

2) Двадцать двое суток они скитались по пустыне.

3) Корабль находился на орбите около трехсот семидесяти четырех суток.

4) У него двое часов.

5.Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное.

1) Я выполню работу к двадцать пятому октябрю.

2) Я поздравляю тебя с праздником Восьмого марта.

3) В книге около девяносто страниц.

4) Школьная библиотека пополнилась четырьмястами шестьюдесятью двумя книгами.

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:

2) шестеро ребят

3) восьмеро килограммов

4) девятеро лосят

2. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:

1) трое футболистов

4) трое профессоров

3.Укажите предложение без ошибки в употреблении числительного

1) Этот переход составил около четыреста шестьдесят километров.

2)Я сегодня встречалась с обеими подругами.

3)Парохода ждали только четверо женщин.

4)На занятиях не было обоих сестёр.

4. Укажите предложение без ошибки в употреблении числительного

1) Двое друзей вышли из дома.

2) Барин нанял для уборки дома троих работниц.

3)Пятеро медведей выступали на арене цирка.

4) Пятеро альпинисток поднялись в гору.

5. Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное.

1)Около четырехсот девяносто участников прибыли на конференцию.

2)Озеро Байкал – это около тридцати одной тысячи пятисот квадратных километров водной поверхности.

3) В озеро несут воды не менее триста тридцати щести речек.

4)Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года.

V. Рефлексия. Подведение итога урока. Выставление оценок.

Итак, урок подошёл к концу, подведём итоги.

-Что сегодня повторили?

-Какое исследование и зачем проводили?

-Чему учились, выполняя задания?

(Правильно употреблять числительные в устной речи, правильно писать числительные, видеть, слышать и уметь исправлять грамматические ошибки, связанные с нарушением морфологических норм числительных).

— Для чего вам необходимы эти умения? Где эти знания можете применить?

-Составьте синквейн по теме урока.

Склонять, употреблять, писать

В речи нужно внимательно употреблять числительные.

VI. Домашнее задание.

  1. Упр.283 (II)
  2. Перепишите текст, заменяя числа словами, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите разряд числительных и подчеркните числительные как члены предложения (по одному тексту в распечатанном виде учитель раздает учащимся).
  1. Ч…сы на Спасской башн… Кремля появились в XV веке. Они весили 60 пудов, то есть 960 килограм…ов. В XVIII веке на Спасской башне были установле…ны новые часы для которых было отлито 13 к…локолов. Они имели (не)подвижную часовую стрелку и вращающ…йся ц…ферблат на котором было не 12 делений а 17, ибо древнерус…кие часы отм…чали время совсем не так как теперь. Петр I велел заменить эти часы на новые – на 12 часов. В сер…дине XIX 3 века часы играли в 12, 15, 18 и 21 час марш Преображенского полка петровских времен. Его исполняли 58 колоколов. 19 из них сохранились. Ц…фры этих часов имели высоту 72 сантиметра.
  2. Как гл…сит народная молва наличие лишнего – 336 3 дня – (не)ведомым образом привод…т к ув…личению кол…ичества разных бедствий. Пр…дпол…гается что в високосном 2008 году нас ждет порядка 280-290 природных к…таклизмом и 600-620 техноген…ых аварий. Милостей от природы ждать (не) пр…ходит…ся будем надеят…ся на свои силы!
  3. Среди множества р…кордов которые поставлен…ы при помощи руки есть весьма необычные. Некий англичанин перенес в руках (четырех)килограммовый кирпич… на рас…тояние 99,4 3 километра. Один австриец прош…л на руках за 55 дней 1400 километров от Вены до Парижа. Его соотечествен…ик одним пальцем прот…щил на 3 метра нагружен…ый пивом грузовик весом 13 тонн.
  4. Процесс акселерац…и продолжает…ся. За последние сто лет рост новорожден…ых увеличился на 1 см, масс…а тела – на 100-300 г. Подростки стали выше. В 70-ые годы юноши к 17-летнему возр…сту достигали 172 3 см с начала 80-ых годов этот пок…затель составил 176 а в некоторых группах – 178 см. Изменяется и масса тела: у девоч…к она осталась прежней, на уровне 57 кг в 17 лет а у мальч…ков наблюда…тся тенденц…я ув…личения характеристики.
  5. Чтобы с…брать 1 килограмм меда пчеле надо «налетать» около 300 000 3 кил…ометров (больше 3/4 расстояния до Луны) посетив при этом около 19 мил…ионов цветков. Пчела живет не более 30–35 дней. Но труд…любие пчел вошло в поговорку: л…тая со скоростью 6,5 километра в час одна пчела за хороший рабочий день пос..щает примерно 7 тысяч… цветков.
  1. Для желающих: составить для всего класса задания, содержащие заведомые ошибки по изученной теме.

Источник

Озеро байкал это около тридцати одной тысячи пятисот квадратных километров водной поверхности

В полночь выключим сервер.
Надо сохраниться.
Сервер не будет доступен до 02:00 воскресенья.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

около ПЯТИСТА километров

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно:около пятиста километров. Корректно: около пятисот километров.

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

Источник

Тесты по культуре речи (подготовка к ЕГЭ)

Тесты по культуре речи могут быть использованы для учащихся 10 и 11 классов на уроках подготовки к ЕГЭ.

Содержимое разработки

Учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №1 г. Рудня Борисова И.Н.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ №1 г. Рудня

Борисова И.Н.

1. Укажите правильный вариант образования степени сравнения прилагательного:

1. Укажите правильный вариант образования степени сравнения прилагательного:

2. Укажите недопустимый в литературной речи вариант употребления степени сравнения прилагательного

  • 1) длиньше
  • 2) увёртливее
  • 3) звончее
  • 4) усталее

2. Укажите недопустимый в литературной речи вариант употребления степени сравнения прилагательного

3. Грамматическая ошибка допущена в предложении:

  • 1) бойче
  • 2) ловчее
  • 3) звонче
  • 4) слаже

3. Грамматическая ошибка допущена в предложении:

4. Грамматическая ошибка допущена в предложении

  • 1) Приблизился я к болоту, смотрю – журавли, должно быть, напились уже и выходят из болота на более сухое место.
  • 2) Горячее блюдо было сегодня менее вкуснее.
  • 3) Байкал – глубочайшее пресное озеро.
  • 4) Нет ничего интереснее, чем чтение книг.

4. Грамматическая ошибка допущена в предложении

5. Грамматическая ошибка допущена в предложении:

  • 1) Антоновские яблоки ароматнее других.
  • 2) Более быстрыми темпами развивается машиностроение.
  • 3) Разработка новой темы становится всё более интенсивнее.
  • 4) Самый крупный город в мире – Мехико.

5. Грамматическая ошибка допущена в предложении:

6. Из перечисленных качественных прилагательных : а) глухой б) плоский в) кремовый г) горький д) мёртвый простую сравнительную степень не образуют прилагательные:

  • 1) Места здесь красивейшие.
  • 2) Эверест – высочайшая вершина мира.
  • 3) Нам предстоит решить наисложнейшую проблему.
  • 4) Он оказался в более худшей ситуации.

6. Из перечисленных качественных прилагательных :

простую сравнительную степень не образуют прилагательные:

7. Из перечисленных качественных прилагательных : а) ветхий б) дорогой в) плохой г) убогий простую сравнительную степень не образуют прилагательные:

  • 1) а,б,г
  • 2) в,д
  • 3) б,в,г
  • 4) б,д

7. Из перечисленных качественных прилагательных :

а) ветхий

простую сравнительную степень не образуют прилагательные:

8. Укажите предложение, в котором отсутствует ошибка в употреблении форм степеней сравнения прилагательных

  • 1) в,г
  • 2) б,в
  • 3) а,г
  • 4) а,б

8. Укажите предложение, в котором отсутствует ошибка в употреблении форм степеней сравнения прилагательных

9. Укажите, справедливо ли следующее высказывание: «Краткие формы прилагательных обозначают постоянный признак, вневременное качество»

  • 1) Разработка новых месторождений становится более интенсивнее.
  • 2) Реформы подразумевают более строжайший режим экономии.
  • 3) Я не встречал человека находчивей, чем наш водитель.
  • 4) Нет ничего более худшего, чем ложь и глупость, допускаемые взрослыми.

9. Укажите, справедливо ли следующее высказывание: «Краткие формы прилагательных обозначают постоянный признак, вневременное качество»

10. Укажите правильный вариант

  • 1) да
  • 2) нет

10. Укажите правильный вариант

11. Определите пропущенную форму прилагательного в предложении: Он _________ своими консервативными высказываниями.

  • 1) озеро было глубоко
  • 2) озеро было глубокое

11. Определите пропущенную форму прилагательного в предложении:

Он _________ своими консервативными высказываниями.

12. Определите пропущенную форму прилагательного в предложении: Глаза у неё всегда __________ .

  • 1) известный
  • 2) известен

12. Определите пропущенную форму прилагательного в предложении:

Глаза у неё всегда __________ .

13. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

  • 1) грустные
  • 2) грустны

13. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

14. Грамматическая норма нарушена в предложении:

  • 1) Комната была плохая.
  • 2) Вечер будет холодный.
  • 3) Цветы в вазе живые.
  • 4) Мальчик был способный к математике.

14. Грамматическая норма нарушена в предложении:

  • 1) Журналист, с которым я познакомился на вернисаже, был всего на два года старше меня.
  • 2) Что может быть тише падающего снега!
  • 3) Ночи стоят таинственные и загадочные.
  • 4) Чувства, которые чистые и бескорыстные, тоже исчезают.

15. Укажите, справедливо ли следующее высказывание: «Для краткой формы характерен оттенок категоричности, для полной – оттенок смягчённого выражения» 1) да 2) нет

  • 15. Укажите, справедливо ли следующее высказывание:
  • «Для краткой формы характерен оттенок категоричности, для полной – оттенок смягчённого выражения»
  • 1) да
  • 2) нет

16. Определите, в каком варианте пары словосочетаний не всегда синонимичны:

16. Определите, в каком варианте пары словосочетаний не всегда синонимичны:

№ № 1 Ответ 2 № № 2 Ответ 4 № 5 № 3 4 2 № № 4 № 6 3 № 7 2 Ответ № 9 2 3 № № 10 № 8 2 3 Ответ № 11 № 13 4 2 № 14 № 12 № 15 4 1 1 № 16 3

  • 1) солнечный свет – свет солнца
  • 2) городская окраина – окраина города
  • 3) братская помощь – помощь брата
  • 4) серебряное украшение – украшение из серебра

1. Укажите правильный вариант употребления словосочетания :

1. Укажите правильный вариант употребления словосочетания :

2. Укажите предложение с ошибкой

  • 1) к 25 октября
  • 2) к 25 октябрю

2. Укажите предложение с ошибкой

3. С собирательными числительными нельзя употребить следующее слово:

  • 1) Автобус прошёл оставшиеся полсотни километров за 40 минут.
  • 2) Автобус прошёл оставшуюся полсотню километров за 40 минут.

3. С собирательными числительными нельзя употребить следующее слово:

4. С собирательными числительными нельзя употребить следующее слово:

  • 1) работницы
  • 2) студенты
  • 3) мы
  • 4) отважные

4. С собирательными числительными нельзя употребить следующее слово:

5. Ошибка в употреблении собирательного числительного допущена в словосочетании:

  • 1) шофёры
  • 2) медведи
  • 3) они
  • 4) ребята

5. Ошибка в употреблении собирательного числительного допущена в словосочетании:

6. Ошибка в употреблении собирательного числительного отсутствует в словосочетании:

  • 1) двое друзей
  • 2) трое телят
  • 3) пятеро альпинисток
  • 4) двое очков

6. Ошибка в употреблении собирательного числительного отсутствует в словосочетании:

7. Укажите предложение с ошибкой:

  • 1) двое подружек
  • 2) трое лошадей
  • 3) двое ножниц
  • 4) пятеро телег

7. Укажите предложение с ошибкой:

8. Грамматическая ошибка допущена в предложении:

  • 1) По обоим берегам реки росли деревья.
  • 2) Хорошие отношения установились между обоими странами.

8. Грамматическая ошибка допущена в предложении:

9. Укажите нормативный вариант:

  • 1) Обеих женщин хорошо знают в коллективе.
  • 2) Около стола столпились четверо работниц.
  • 3) Пять автобусов не вышли на трассу.
  • 4) Соревнования продолжались трое суток.

9. Укажите нормативный вариант:

  • 1) груз массой в тысячу пятьсот тонн.
  • 2) груз массой в тысяча пятьсот тонн.

10. Из перечисленных слов: а) первый б) полтора в) много г) один д) миллион – всегда управляют существительным следующие числительные: 1) а,в,г 2) б,в,г 3) б,г,д 4)б,в,д

  • 10. Из перечисленных слов:
  • а) первый
  • б) полтора
  • в) много
  • г) один
  • д) миллион
  • всегда управляют существительным следующие числительные:
  • 1) а,в,г
  • 2) б,в,г
  • 3) б,г,д
  • 4)б,в,д

11. Разговорную окраску имеет употребление формы неопределённо-количественного числительного в примере:

11. Разговорную окраску имеет употребление формы неопределённо-количественного числительного в примере:

12. При склонении составных числительных:

  • 1) встретил несколько друзей
  • 2) встретил нескольких друзей

12. При склонении составных числительных:

13. Ошибка допущена в падежной форме числительного:

  • 1) изменяются все слова
  • 2) изменяется только последнее слово

13. Ошибка допущена в падежной форме числительного:

14. Выберите числительное, которое может иметь форму множественного числа

  • 1) двадцать первому
  • 2) триста шестидесятого
  • 3) сороковому
  • 4) семидесяти восьми

14. Выберите числительное, которое может иметь форму множественного числа

15. Найдите предложение, в котором неправильно употреблено числительное:

  • 1) двое
  • 2) второй
  • 3) двадцать одна сотая
  • 4) полтора

15. Найдите предложение, в котором неправильно употреблено числительное:

16. Недопустимым в литературной речи является употребление падежной формы числительного:

  • 1) Не хватает девяноста рублей.
  • 2) Жил Святослав девяносто лет.
  • 3) Повстречался с девяностолетним стариком.
  • 4) В книге около девяносто страниц.

16. Недопустимым в литературной речи является употребление падежной формы числительного:

17. Укажите ряд, составленный из нормативных вариантов падежных форм числительных:

  • 1) восемьюстами
  • 2) восьмьюстами
  • 3) восьмистами

17. Укажите ряд, составленный из нормативных вариантов падежных форм числительных:

  • 1) сорок шесть целых две десятых процента, три и восемь десятых километра, сорок пять и ноль десятых секунды, шесть и семь восьмых метра.
  • 2) сорок шесть целых две десятых процентов, три и восемь десятых километров, сорок пять и ноль десятых секунд, шесть и семь восьмых метров.

18. Из перечисленных слов: а) тысяча б) сто в) миллион г) сорок д) полтораста – имеют только две падежные формы следующие количественные числительные: 1) а,б,в,д 2) а,в,г 3) б,в,г 4) б,г,д

  • 18. Из перечисленных слов:
  • а) тысяча
  • б) сто
  • в) миллион
  • г) сорок
  • д) полтораста
  • имеют только две падежные формы следующие количественные числительные:
  • 1) а,б,в,д
  • 2) а,в,г
  • 3) б,в,г
  • 4) б,г,д

19. Найдите неправильный вариант:

19. Найдите неправильный вариант:

20. Найдите неправильный вариант

  • 1) 5,4 процента
  • 2) 3,5 километра
  • 3) 10,5 секунд
  • 4) 2,3 гектара

20. Найдите неправильный вариант

21. Найдите предложение с грамматической ошибкой:

  • 1) книга с двумястами тридцатью восьмью страницами
  • 2) автобус с тридцатью двумя пассажирами
  • 3) около четырёхсот девяноста учеников
  • 4) к трёмстам двадцати пяти прибавить девяноста

21. Найдите предложение с грамматической ошибкой:

№ № 1 ответ 1 № 2 № № 3 ответ № 8 2 2 1 № 4 № 9 № № 10 ответ № 5 2 № 15 1 3 4 4 № 11 № 16 № 6 № 17 2 № 7 3 № 12 3 2 1 1 № 13 № 18 № 19 2 4 № 14 3 2 № 20 4 № 21 1

  • 1) Прибыл поезд с тремястами пятидесяти шести пассажирами.
  • 2) Школьная библиотека пополнилась двумястами девяноста книгами.
  • 3) Озеро Байкал – это около тридцати одной тысячи пятисот квадратных километров водной поверхности.
  • 4) В озеро несут свои воды не менее трёхсот тридцати шести рек и речек.

Источник

Тестовая работа по русскому языку на тему «Числительное», 10 класс

Практическая работа по теме «Имя числительное»

1. Укажите пример(ы) с ошибкой в образовании формы числительного:

1) пятеро малышей

4) семеро козлят

2. Укажите пример(ы) без ошибки в образовании формы числительного:

2) десятеро солдат

3) четверо школьниц

3.Укажите предложение(я) с ошибкой в употреблении числительного.

1) Я родился в две тысяча третьем году.

2) На обоих террасах стояли цветы.

3) Обоим такси путь был открыт.

4) Мы остались довольны обоими вестибюлями.

5)У Вас не хватает пятиста рублей.

4. Укажите предложение(я) с ошибкой в употреблении числительного.

1) Ниже полтораста метров не погружаться.

2) Отец гордился обоими сыновьями.

3) Вода в объёме полутора литров.

4) Это событие состоялось в начале тысячи восемьсот четвертого года.

5)Три пятых площади занято посевами.

5.Найдите предложение(я), в котором правильно употреблено выделенное словосочетание.

1)Жил Святослав девяноста лет.

2) Не хватает девяноста рублей.

3) Я прочитал книгу с двумястами тридцати восьмью страницами.

4) Прибыл поезд с тремястами пятидесяти шести пассажирами.

6. Согласуйте числительное с существительным:

1) К (498) прибавить (11).

2) Лектор выступал перед (58) слушателями.

3) Самолет поднялся в небо с (383) пассажирами.

4) Выставочный зал был заполнен (97) портретами.

5) В (586) работах были допущены однотипные ошибки.

7. Выпишите все числительные, укажите их разряд:

Надо сказать, что эта пятидесятая квартира давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией. Еще два года назад владелицей ее была вдова ювелира де Фужере. Анна Францевна де Фужере, пятидесятилетняя почтенная и очень деловая дама, три комнаты из пяти сдавала двоим жильцам: одному, фамилия которого была Беломут, и другому – с утраченной фамилией.

И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. (М. Булгаков.)

Практическая работа по теме «Имя числительное»

1. Укажите пример(ы) без ошибки в образовании формы числительного:

2) девятеро сыновей

3) двое студенток

2. Укажите пример(ы) с ошибкой в образовании формы числительного:

4) четверо студентов

3.Укажите предложение(я) с ошибкой в употреблении числительного.

1) Мы остались с пятьюстами рублями.

2) Отец один вспахал двадцать гектаров земли.

3) Трое медведей нежились под лучами весеннего солнца.

4) У отца было двое сыновей и три дочери

5) Это событие произойдёт в двух тысяча двадцатом году.

4.Укажите предложение(я) без ошибки в употреблении числительного.

1) они находились друг от друга в полутора метрах.

2) Двадцать двое суток они скитались по пустыне.

3) Корабль находился на орбите около трехсот семидесяти четырех суток.

4) У него двое часов.

5) Мой брат родился в две тысяча пятнадцатом году.

5.Найдите предложение(я), в котором правильно употреблено выделенное словосочетание.

1) Я выполню работу к двадцать пятому октябрю.

2) Я поздравляю тебя с праздником Восьмого марта.

3) В книге около девяносто страниц.

4) Школьная библиотека пополнилась четырьмястами шестьюдесятью двумя книгами.

6. Согласуйте числительное с существительным:

1) Отзыв сопровождался (53) замечаниями.

2) Мы получили письма от (840) слушателей.

3) К (356) рисункам были придуманы забавные подписи.

4) Инспектор с тревогой говорил о (763) дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).

5) Самолет поднялся в небо с (273) пассажирами.

7. Выпишите все числительные, укажите их разряд:

Надо сказать, что эта пятидесятая квартира давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией. Еще два года назад владелицей ее была вдова ювелира де Фужере. Анна Францевна де Фужере, пятидесятилетняя почтенная и очень деловая дама, три комнаты из пяти сдавала двоим жильцам: одному, фамилия которого была Беломут, и другому – с утраченной фамилией.

И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. (М. Булгаков.)

Практическая работа по теме «Имя числительное»

1. Укажите пример(ы) с ошибкой в образовании формы числительного:

2) шестеро ребят

2. Укажите пример(ы) без ошибки в образовании формы числительного:

1) двое футболистов

2) пятеро школьниц

4) девятеро мужчин

3.Укажите предложение(я) без ошибки в употреблении числительного

1) Этот переход составил около четырехста шестидесяти километров.

2)Во дворе установили трое качелей.

3) Из школы вышли пятеро мальчиков и семеро девочек.

4)Полутораста солдатам не довелось вернуться домой.

5)Обоим командам жюри присудило по одному очку.

4. Укажите предложение(я) с ошибкой в употреблении числительного

1) Пятеро медведей выступали на арене цирка.

2) Двое друзей вышли из дома.

3)Он остался с девяноста рублями.

4) В школе учатся больше пятиста человек.

5)В сто тридцати пяти школах Москвы объявили карантин.

5. Найдите предложение(я), в котором правильно употреблено выделенное словосочетание

1) Около четырехсот девяносто участников прибыли на конференцию.

2) Озеро Байкал – это около тридцати одной тысячи пятисот квадратных километров водной поверхности.

3) Я вернулся из отпуска перед первым сентября.

4) Это событие состоялось в начале тысячи восемьсот четвертого года.

6. Согласуйте числительное с существительным:

1) Отзыв сопровождался (78) замечаниями.

2) Мы получили письма от (965) слушателей.

3) К (472) рисункам были придуманы забавные подписи.

4) В (446) работах были допущены однотипные ошибки.

5) Самолет поднялся в небо с (387) пассажирами.

7. Выпишите все числительные, укажите их разряд:

Надо сказать, что эта пятидесятая квартира давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией. Еще два года назад владелицей ее была вдова ювелира де Фужере. Анна Францевна де Фужере, пятидесятилетняя почтенная и очень деловая дама, три комнаты из пяти сдавала двоим жильцам: одному, фамилия которого была Беломут, и другому – с утраченной фамилией.

И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. (М. Булгаков.)

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: ДБ-1136015

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Какое животное водится в озере которое называется берли гриффин