Меню

Ошибку исправляют ученые они заставят многоводные реки течь вспять



Ошибку исправляют ученые они заставят многоводные реки течь вспять

В полночь выключим сервер.
Надо сохраниться.
Сервер не будет доступен до 02:00 воскресенья.

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Создавая Сибирь, природа допустила просчёт: большинство её рек она направила с юга на север. 2) В Ледовитый океан впадают великие реки: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена с Алданом. 3) На долю Средней Азии осталось ничтожно мало воды. 4) А она жизненно необходима: тут горячее солнце. 5) Ошибку исправляют учёные — они заставят многоводные реки течь вспять. 6) В исследовательских институтах создаются проекты комплексного использования великих рек Сибири, решаются проблемы бурных весенних паводков. 7) Но всё же нужно почаще задаваться вопросом: «А есть ли у вас право нарушать естественный природный баланс?»

Пояснение (см. также Правило ниже).

В предложениях 1 и 4 двоеточие ставится между частями бессоюзного предложения.

Правило: Задание 21. Постановка знаков препинания в различных случаях

Задание № 21 ориентировано на проверку умения экзаменуемых выполнять пунктуационный анализ небольшого текста. В вариантах единого государственного экзамена для анализа будут предложены тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте. Для выполнения этого задания можно пользоваться материалами таблиц, приведённых ниже, а также материалами справочника сайта РЕШУ ЕГЭ к заданиям № 16−20.

Тире между подлежащим и сказуемым

а) связка не нулевая (Брат был умный человек; Война есть безумие);

б) при сказуемом есть сравнительный союз (как, будто, словно, точно, вроде как, всё равно что, что и др.) (Звёзды будто алмазы; Небо точно море);

в) перед сказуемым стоит частица не (Бедность не порок);

г) между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово (Сергей, кажется, врач); иногда — наречие (Сергей теперь известный художник), союз (Сергей тоже врач), частица (Март только начало весны);

д) перед сказуемым стоит относящееся к нему дополнение (Сашка мне друг);

е) сказуемое предшествует подлежащему (Хороший человек Фёдор Кузьмич);

Курить — здоровью вредить.

а) значит является вводным словом (в значении следовательно): Солнечные пятна исчезли; значит, солнце склонилось за полдень;

б) значит является глаголом в значениях:

1. «означать (о словах, знаках, жестах)» (Кирджали на турецком языке значит витязь, удалец);

2. «свидетельствовать о чём-то» (Если я молчу, то это не значит, что я с тобой согласен);

3. «иметь значение, быть существенным» (Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать);

Тире в предложении с однородными членами при обобщающем слове

Правило Пример
Обобщающее слово заключает перечислительный ряд однородных членов, поэтому перед ним ставится тире На лесной опушке, на полянке, на проталинках — всюду заметен весенний след.
Обобщающее слово стоит перед однородными и после обобщающего стоит двоеточие, а после однородных предложение продолжается, поэтому ставится тире Всюду: на лесной опушке, на полянке, на проталинках — заметен весенний след
Однородные члены находятся в середине предложения, и возникает необходимость представить их как выражение попутного, уточняющего замечания, поэтому тире ставится с двух сторон Всё, что могло приглушить звуки, — ковры, портьеры и мягкую мебель — Григ давно убрал из дома.

Тире при приложении

Приложение — определение, выраженное существительным.

Правило Пример
Если перед приложением можно подразумевать без изменения смысла речи союз «а именно» Основная директива — повышение качества продукции — выполняется успешно.
Если приложение стоит на конце предложения и присоединяется как бы в порядке добавления к сказанному Со мною был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу
Если приложений несколько, чтобы установить границу между приложениями и определяемым существительным Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах
Если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложения с однородным членом В комнате сидела бабушка, мой брат — пятилетний Петя, сестра Нина и я.
Если внутри приложения есть запятые Мы, дедовский храня обычай, несём домой из гор добычу — оленя, сбитого стрелой

Тире при несогласованных определениях

Я наложу на всех одну обязанность — творить.

Тире при согласованных и несогласованных определениях

Правило Пример
Для обособления распространённых согласованных определений, стоящих в конце предложения, особенно при перечислении ставится тире Это в одних витринах, а в других появились сотни дамских шляп, и с пёрышками, и без пёрышек, и с пряжками, и без них, сотни же туфель — чёрных, белых, жёлтых, кожаных…
Определения, расположенные внутри предложения, могут выделяться с двух сторон тире Подглядывая в окошко, я вижу на своём дворе, как птицы всех мастей — чёрные, серебристо-шоколадные, белоснежные — слетаются к моим кормушкам.

Тире при вставных конструкциях

Правило Пример
При помощи тире выделяются вставные конструкции, дополняющие или поясняющие основное предложение, выражающие чувства автора и т. д. (часто в произведениях художественной литературы) Тут — делать нечего — друзья поцеловались (Кр.); Но — чудное дело! — превратившись в англомана, Павел Петрович стал в то же время патриотом (Т.)

Тире при прямой речи

Правило Пример
Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая и тире «Это лошадь отца моего», — сказала Бэла.
Если на месте разрыва прямой речи не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире «Я говорил вам, — воскликнул Максим Максимыч, — что нынче будет погода».

Тире при диалоге

— Идём! — скомандовал отец.

Тире в неполных предложениях

Неполнота предложения бывает связана с пропуском одного или не-скольких членов предложения. Различается неполнота эллиптическая (в самостоятельно употребляющихся предложениях с отсутствующим сказуемым) и контекстуальная (пропущенный член предложения восстанавливается из контекста).

Однако при отсутствии паузы и логического ударения на обстоятельственном члене предложения тире не ставится: Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей (П.)

Тире интонационное

Тире, называемое интонационным, может отделять любую часть предложения.

Правило Пример
В однотипно построенных частях сложного предложения без пропуска члена Деньги — исчезают, работа — остаётся.
Интонационное тире между любыми членами предложения Лежали мёртвые — и лепетали ужасную, неведомую речь.
Тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения, также имеет интонационный характер Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошёл — Швабрин.

Тире соединительное

Беспосадочный перелёт Москва — Хабаровск; Через эту станцию можно было выйти к большому пути Уральск — Лбищенск — Сахарная — Гурьев.

Крестовые походы XI — XIII веков, репертуар театра на январь — март.

Матч Карпов — Каспаров.

Тире при присоединительных конструкциях

Правило Пример
Если следует присоединительная конструкция, то перед ней ставится тире «Мой дом — моя крепость» — эта народная мудрость передаётся от поколения к поколению.

Постановка тире в бессоюзном сложном предложении

Правило Пример
Если во второй части содержится указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и). Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой — изнутри поднялся собачий лай (Н. Гоголь).
Если во второй части выражается противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а). Прошла неделя, месяц — он к себе домой не возвращался (А. Пушкин).
Если вторая часть заключает в себе следствие или вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда). Я умираю — мне не к чему лгать (И. Тургенев).
Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда) Ехал сюда — рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно — эту рожь люди едят (М. Пришвин).
Если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если, когда в значении «если». Будет дождик — будут и грибки; будут грибки — будет и кузов (А. Пушкин).
Если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союзы словно, будто). Молвит слово — соловей поет (М. Лермонтов).
Если вторая часть (нередко неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта. Вчера на соседнем зимовье рассказывали — медведь человека задрал (А. Арбузов).
Если вторая часть представляет собой присоединительное предложение и перед ним можно вставить слово это, которое может быть в самом предложении. На стене ни одного образа — дурной знак (М. Лермонтов).

Тире в сложноподчиненных предложениях

Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять (Н. Гоголь).

Что она натура честная — это мне ясно… (И Тургенев).

Пускай, как хотят, тиранят, пускай хоть кожу с живой снимут — я воли своей не отдам (М. Салтыков-Щедрин).

Источник

Русский язык. Литература

Рубрики

  • 10 класс (324)
  • 11 класс (484)
  • 5 класс (547)
    • Литература (226)
    • Русский язык (184)
  • 6 класс (400)
  • 7 класс (408)
  • 8 класс (504)
  • 9 класс (466)
  • 9в. Доп (26)
  • Temet nosce (Познай самого себя!) (8)
  • Ванечка (4)
  • Говорим грамотно (4)
  • Даня -8 (20)
  • ЕГЭ (165)
  • Иван Ильин (1)
  • Индивидуальные траектории (2)
  • КАТЮША (Инд) (1)
  • Катя (17)
  • Концепция сайта (2)
  • Критерии оценок (2)
  • Л. ря 7 (5)
  • М.П. (3)
  • Матвей (18)
  • Метод.сундук (10)
  • Москва (6)
  • МХК (347)
  • Научные исследования (5)
  • Нннн (10)
  • ОГЭ (55)
  • Олимпиады (12)
  • Проект Geroiskazok.ru (1)
  • Проект Тихона Войтенко (2)
  • Проект Фёдора Сопова (1)
  • Проекты. Рефераты. Дипломы (44)
  • Прочее (226)
    • Мы были, видели, чувствовали.. (8)
  • Разговор наедине 🙂 (родителям) (39)
  • РКИ (9)
  • Спецкурс (135)
  • Список для чтения (14)
  • Творческие работы (1)
  • Участники, победители, призёры (1)
  • Учебные программы (1)
  • Цитата дня (25)
    • Слова, которые меняют (7)
  • Читаю.. (55)
  • Май 2021

    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Апр
    1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31

    Top-5 за сегодня

    Top-5 за всё время

    • Управление, примыкание, согласование Тема по предмету РКИ Согласование… (342 660)
    • Форма слова и однокоренные слова Форма слова — это изменение… (109 801)
    • Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 801)
    • Урок 46. Характеристика предложения Итак, ещё раз о характеристике… (94 528)
    • Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 328)

    Peклaмa

    Поиск

    Ура — урок! 🙂

    Через сайт:
    1/Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

    1) Слово «заря» — одно из прекраснейших слов русского языка. 2) Оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. 3) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. 4) Мы часто путаем два понятия: закат солнца и вечернюю зарю. 5) Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли. 6) Тогда она овладевает меркнущим небом, разливая по нему множество чистых красок и медленно переходя в поздние сумерки и в ночь. 7) Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звёзды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.

    2. Найдите предложения, в которых тире и запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
    (1)Урочище Аккурум на Алтае и его каменные грибы — одно из удивительных природных мест России. (2)Каменные грибы — это необычные скальные формы, которые были созданы природой в результате долгого процесса выветривания. (3)Они расположены в долине реки Карасук — одного из притоков могучего Чулышмана. (4)Причудливые каменные грибы, живописно возвышающиеся над склонами долины, состоят из неоднородных по составу горных пород. (5)К сожалению, время берёт своё, и необычные природные образования продолжают разрушаться. (6)Некоторые из «шляпок» обвалились во время сильного землетрясения, произошедшего в Алтайских горах в 2003 году. (7)Чтобы добраться до «грибов», нужно перейти реку и подняться вверх по тропе.

    3. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
    1) Создавая Сибирь, природа допустила просчёт: большинство её рек она направила с юга на север. 2) В Ледовитый океан впадают великие реки: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена с Алданом. 3) На долю Средней Азии осталось ничтожно мало воды. 4) А она жизненно необходима: тут горячее солнце. 5) Ошибку исправляют учёные — они заставят многоводные реки течь вспять. 6) В исследовательских институтах создаются проекты комплексного использования великих рек Сибири, решаются проблемы бурных весенних паводков. 7) Но всё же нужно почаще задаваться вопросом: «А есть ли у вас право нарушать естественный природный баланс?»

    4. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
    (1)В боль­шин­стве современных осве­ти­тель­ных устройств преду­смот­ре­на особая си­сте­ма электронного контроля, она поз­во­ля­ет сберегать до 30% элек­тро­энер­гии и де­лать свет ровным, немерцающим. (2) особенно важно с точки зре­ния сохранения здо­ро­вья людей. (3)Не­дав­ние исследования показали, что мер­ца­ю­щий свет трав­ми­ру­ет органы зрения.

    5. Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

    (1)В 1665 году ан­глий­ский есте­ство­ис­пы­та­тель Ро­берт Гук, раз­гля­ды­вая в мик­ро­скоп тон­кие срезы серд­це­ви­ны бу­зи­ны и проб­ко­во­го дерева, об­на­ру­жил мно­же­ство разделённых пе­ре­го­род­ка­ми кро­шеч­ных ячеек, на­пом­нив­ших ему соты в пче­ли­ных ульях, и эти ячей­ки были на­зва­ны учёным клет­ка­ми (англ. cell — клетка, сота). (2)Од­на­ко в ра­бо­те Гука, со­дер­жав­шей по­дроб­ный рас­сказ о кле­точ­ном стро­е­нии проб­ки и бузины, не было и намёка на то, что клет­ка яв­ля­ет­ся ос­нов­ной струк­тур­ной еди­ни­цей лю­бо­го организма. (3) в 1808 году фран­цуз­ским учёным Мир­бе­лем было установлено, что из тканей, об­ра­зо­ван­ных клетками, со­сто­ят все растения, а через год дру­гой фран­цуз­ский ботаник, Ламарк, доказал, что из кле­ток со­сто­ят также все жи­вот­ные организмы, что и при­ве­ло к со­зда­нию в 1839 году кле­точ­ной теории, от­ра­жа­ю­щей без­услов­ное един­ство жи­вот­но­го и рас­ти­тель­но­го мира.

    6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

    В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся жаркий зной, а в глухом ельнике было так прохладно.
    В крупной фирме по покупке мебели и офисного оборудования имеется свободная вакансия менеджера.

    7. Найдите НЕВЕРНО употребленнные слова. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к пароним. Запишите подобранное(ые) слово(а).
    Участнику деловой или туристической поездки в США для оформления визы необходимо ПРЕДСТАВИТЬ пакет соответствующих документов.
    Дефицит кальция в организме помогут ПОПОЛНИТЬ прежде всего такие продукты, как молоко, творог, сыр.
    Участие в командных играх и других интересных спортивных мероприятиях дарит нам ЖИВИТЕЛЬНЫЙ заряд бодрости.
    При раскатывании теста необходимо периодически СТРЯХИВАТЬ лишнюю муку со скалки.

    8.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
    1) зап..рать, р..стение, прил..гательное
    2) сп..раль, заст..лить, к..мфорт
    3) б..режок, ф..рмат, затв..рдеть
    4) предв..рительный, прид..рожный, зам..чать
    5) тв..рительный, з.. рница, пл..вец

    1) д..визия, с..лдат, отп..реть
    2) к..сание, передв..жение, ст..пная
    3) нат..реть, р..сток, подр. стает
    4) об..щавший, г..лова, покл..ниться
    5) р..стение, прил..гательное, ск..кать

    9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
    1) перекл..каться, подсв..тить, упл..тнить
    2) разл..ваться, задр..жала, многог..лосье
    3) ш.девр, п..тнистый, сч..тать
    4) бл..стательный, зап..реть, ст..кло
    5) водор..сли, подг..реть, над..рёт (уши)

    1) доск..нально, нест..бильно, прид..раться
    2) распол..житься, б..лото, сж..гать
    3) получ..совой, л..нейка, зар..дить (телефон)
    4) прик..снуться, м..кать, в..тряная (мельница)
    5) проз..рливый, тр..вяной, в..здушный

    10.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Заметила ли (1)ты (2) о друг мой молчаливый(3)
    О мой забытый друг(4) о друг моей весны(5)
    Что в каждом дне есть миг глубокой, боязливой,
    Почти (6) внезапной тишины?
    И в этой тишине есть что-то неземное,
    Невыразимое. душа молчит и ждет:
    Как будто (7) в этот миг все страстное, живое
    О смерти вспомнит и замрет.
    О, если в этот миг невольною тоскою
    Стеснится грудь твоя и выступит слеза.
    Подумай, что стою я (8)вновь(9) перед тобою,
    Что я гляжу тебе в глаза.
    Любовь погибшую ты вспомни без печали;
    Прошедшему(10)мой друг(11) предаться не стыдись.
    Мы жизни хоть на миг друг другу руки дали,
    Мы (12)хоть(13) на миг с тобой сошлись.
    (Иван Тургенев)

    Кто(1) волны(2) вас остановил,
    Кто оковал ваш бег могучий,
    Кто в пруд безмолвный и дремучий
    Поток мятежный обратил?
    Чей жезл волшебный поразил
    Во мне надежду, скорбь и радость
    И душу бурную
    Дремотой лени усыпил?
    Взыграйте(3) ветры(4) взройте (5)воды,
    Разрушьте (6)гибельный оплот!
    Где ты(7) гроза — символ свободы?
    Промчись поверх невольных вод.
    (Александр Пушкин)

    11.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.
    По некоторым мелочам, ПО(ТОМУ), например, как оба они (В)МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.
    Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, (НЕ) СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие.
    Сергею сделали замечание ЗА(ТО), что он (ПО)ПРЕЖНЕМУ не выполняет домашние задания.
    Художник (ПО)СВОЕМУ , очень (ПО)РУССКИ , осознал динамизм футуризма.

    Комментарии

    1. Матвей написал(а):

    1) 25
    2) 13 46
    3) 14
    4) Это
    5) К тому же
    6) жаркий свободная
    7) предоставить
    8) 15 35
    9) 12 35
    10) 2,3,4,5,10,11 1,2,3,4,7
    11) тотчас несмотря

    Якубович Марина написал(а):

    1) 25
    2) 12 46
    3) 14
    4) это
    5) только
    6) жаркий свободная
    7) восполнить предоставить
    8) 15 35
    9)12 35
    10) 23451011. 123457
    11) тотчас несмотря

    Антон Чумаков написал(а):

    1. 25
    2. 12 46
    3. 14
    4. это
    5. только
    6. жаркий свободная
    7. предоставить восполнить
    8. 15 35
    9. 12 3
    10. 23451011 12347
    11. тотчаснесмотря

    Дима написал(а):

    1)25
    2)14/46
    3)14
    4)Это
    5)Только
    6)Жаркий/Свободная
    7)Предоставить
    8)15/35
    9)12/35
    10)23451011/123457
    11)Тотчас Несмотря

    Маша В написал(а):

    1)25
    2)12-тире
    46-запятая
    3)14
    4)это
    5)лишь
    6)жаркий свободная
    7)восполнить
    8)15
    35
    9)12
    35
    10)23451011
    123457
    11) тотчас несмотря

    Жарикова Елизавета написал(а):

    25
    12/46
    14
    Это
    Только
    Жаркий/свободная
    Предоставить/ восполнить
    15/35
    12/35
    23451011/123457
    Тотчас несмотря

    Екатерина Фомичева написал(а):

    1.25
    2.12, 46
    3.14
    4.это
    5.только
    6.жаркий, свободная
    7.предоставить, восполнить
    8.15, 35
    9.12, 35
    10.23451011, 123457
    11.тотчас,несмотря

    Лена Алейникова написал(а):

    1)25
    2)14 46
    3)14
    4) это
    5) только
    6)жаркий свободная
    7)предоставить
    8)15 35
    9)12 35
    10) 23451011
    11)тотчаснесмотря

    Ярош Аня написал(а):

    1. 25
    2. 12;46
    3. 14
    4. Это
    5. Лишь
    6. Жаркий, свободная
    7. Восполнить
    8. 15;35
    9. 12,35
    10. 23451011;123457
    11 тотчас, несмотря

    Елизавета Макарова написал(а):

    1.Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
    25
    2. Найдите предложения, в которых тире и запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
    Тире: 12
    Запятая: 46
    3. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
    14
    4. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
    Это
    5. Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
    Только
    6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
    Жаркий
    Свободная
    7. Найдите НЕВЕРНО употребленнные слова. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к пароним. Запишите подобранное(ые) слово(а).
    Предоставить/восполнить
    8.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
    1)15
    2)35
    9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
    1)12
    2)35
    10.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    23451011
    123457

    11.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
    Тотчас несмотря

    Александр Бердиев написал(а):

    1)25
    2)13
    46
    3)13
    4)это
    5)затем
    6)жаркий;свободная
    7)восполнить
    8)15
    35
    9)12
    3
    10)2;3;4;5;10;11
    1;2;3;4;5;7

    Рустам написал(а):

    1. 52
    2. 27 и 13
    3. 14
    4. Это
    5. Лишь
    6. Жаркой и свободная
    7. Восполнить
    8. 15 и 35
    9. 12 и 35
    10. 2341011 и 12347
    11. Тотчас несмотря

    Соня Акинина написал(а):

    1. 25
    2. 12 46
    3. 14
    4. Это
    5. А
    6. Жаркий свободная
    7. Предоставить восполнить
    8. 15 35
    9. 12 35
    10. 23451011 123457
    11. Тотчас несмотря

    Булаева Лиза написал(а):

    1. 25
    2. 13 — тире
    46 — запятая
    3. 14
    4. это
    5. лишь
    6. жаркий
    свободная
    7. предоставить
    8. 15
    35
    9. 12
    35
    10. 23451011
    123457
    11. тотчас несмотря

    Ксения написал(а):

    1. 25
    2. 123 и 46
    3. 14
    4. Это
    5. Лишь
    6. Жаркий и свободная
    7. Предоставить
    8. 15 и 135
    9. 12 и 35
    10. 23451011 и 123457
    11. Тотчас несмотря

    Дара написал(а):

    1. 25
    2. 12/46
    3. 14
    4. Это
    5. Только
    6. Жаркий, свободная
    7. Предоставить, восполнить
    8. 15, 35
    9. 12, 35
    10. 23451011, 12347
    11. Тотчас, несмотря

    Кирилл Т. написал(а):

    1) 25
    2) 12, 46
    3) 14
    4) это
    5) лишь
    6) жаркий, свободная
    7) предоставить
    8) 15, 35
    9) 12, 35
    10) 23451011, 123457
    11) тотчаснесмотря

    Булаева Лиза написал(а):

    1. 25
    2. 123 и 46
    3. 14
    4. это
    5. лишь
    6. жаркий и свободная
    7. предоставить
    8. 15 и 135
    9. 12 и 35
    10. 23451011 и 123457
    11. тотчас несмотря

    Анастасия написал(а):

    1-25( между основами в сложноподчинёнными предложениями)
    2- тире -23( пояснение)…запятая-46(дееприч.оборот)
    3-14 ( между бессобзными)
    4- это
    5- но
    6-жаркий, свободная
    7-предоставить
    8-15,35
    9-12,35
    10- 23451011,123457
    11-тотчас, несмотря

    Денис написал(а):

    1)25
    2)13 (тире), 46(запятая)
    3)14
    4)это
    5)лишь
    6)жаркий, свободная
    7)предоставить, восполнить
    8)1;3
    9)12;3
    10)2 3 4 5 10 11; 1 2 3 4 5 7
    11)тотчас несмотря

    Данила написал(а):

    1)25
    2)тире:13 запятые: 46
    3)14
    4)Это
    5)Только
    6)Жаркий; Свободная
    7)Предоставить
    8)15; 35
    9)12; 35
    10)2 3 4 5 10 11; 1 2 3 4 7
    11)Тотчас, несмотря

    Мария написал(а):

    1)25
    2)тире-23, запятая-46
    3)14
    4)это
    5)
    6)жаркий
    7)восполнить
    8)15;35
    9)12;35
    10)2345 10 11
    123457
    11)тотчас несмотря на

    Полина написал(а):

    1. 25
    2. тире — 12; запятая 46
    3. 14
    4. это
    5. лишь
    6. жаркий; свободная
    7. восполнить
    8. 15; 35
    9. 12; 35
    10. 23451011; 123457
    11. тотчас несмотря

    Илья Смирнитский написал(а):

    1.25
    2. 12, 46
    3. 14
    4. Это
    5. А
    6. Жаркий, свободная
    7. Предоставить, восполнить
    8. 15, 35
    9. 12, 35
    10. 23451011
    11 тотчас, несмотря

    Олег написал(а):

    2. 12; 46.
    3. 14
    4. Это
    5. А
    6. Жаркий; свободная
    7. Предоставить; восполнить
    8. 15; 35
    9. 12; 35
    10. 23451011; 12347
    11. Тотчас; несмотря

    Николай написал(а):

    2. 23 46
    3. 14
    4. Это
    5. Однако
    6. Жаркий свободная
    7. Восполнить
    8. 15 35
    9. 12 35
    10. 2345 10 11123457
    11. Тотчас несмотря

    Вероника написал(а):

    2. 23, 46
    3. 14
    4. Это
    5. Однако
    6. Жаркий, свободная
    7. Восполнить
    8. 15; 35
    9. 12; 35
    10. 2345 10 11; 123457
    11. Тотчас, несмотря

    Дмитрий написал(а):

    2. Тире: 1,2 Запятые: 4,6
    3. 1,4
    4. Это
    5. Уже
    6. Свободная
    7. Пополнить — восполнить
    8. А) 1, 5 Б) 3,5
    9. А) 1,2 Б) 3, 5
    10. 2,3,4,5,10,11 б) 1,2,3,4,7,
    11. По некоторым мелочам

    Костя Рачков написал(а):

    #2 2746
    #3 14
    #4 это
    #5 лишь
    #6 жаркий свободный
    #7 восполнить
    #8 15; 35
    #9 12;35
    #10 23451011; 12347
    #11 тотчас несмотря;

    Андрей написал(а):

    2) Ответ: 27 или 46
    3) Ответ: 14
    4) Ответ: это
    5) Ответ: Только
    6) Ответ: Жаркий
    7) Ответ: Восполнить
    8) Ответ: 15
    9) Ответ: 12,35
    10) Ответ: 23451011, 12347
    11) Ответ: тотчас несмотря

    Коновалова Алевтина написал(а):

    2) 23, 46
    3) 14
    4) Это
    5) Однако
    6) жаркий, свободная
    7) восполнить (а не пополнить)
    8) 15, 35
    9) 12, 35
    10) 2,3,4,5,10,11. 1,2,3,4,5,7
    11) ТОТЧАС НЕСМОТРЯ

    Иван написал(а):

    2. 2 и 7 или 4 и 6
    3. 1 и 4
    4. ЭТО
    5. НО
    6. жаркий, свободная
    7. ВОСПОЛНИТЬ
    8.1, 3
    9.12, 35
    10.2, 3, 4, 5, 10, 11|||1,2,3,4,7

    Зиняков Антон написал(а):

    1 25
    2 27
    3 14
    4 Это
    5 Но
    6 жаркий свободная
    7 восполннить
    8 15
    9 12-35
    10. 2 3 4 5 10 11- 1 2 3 4 7
    11. Тотчас несмотря

    Якушин Феодор написал(а):

    2. Найдите предложения, в которых тире и запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
    (1)Урочище Аккурум на Алтае и его каменные грибы — одно из удивительных природных мест России. (2)Каменные грибы — это необычные скальные формы, которые были созданы природой в результате долгого процесса выветривания. (3)Они расположены в долине реки Карасук — одного из притоков могучего Чулышмана. (4)Причудливые каменные грибы, живописно возвышающиеся над склонами долины, состоят из неоднородных по составу горных пород. (5)К сожалению, время берёт своё, и необычные природные образования продолжают разрушаться. (6)Некоторые из «шляпок» обвалились во время сильного землетрясения, произошедшего в Алтайских горах в 2003 году. (7)Чтобы добраться до «грибов», нужно перейти реку и подняться вверх по тропе.
    Ответ: 1 и 3; 4 и 6;
    3. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
    1) Создавая Сибирь, природа допустила просчёт: большинство её рек она направила с юга на север. 2) В Ледовитый океан впадают великие реки: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена с Алданом. 3) На долю Средней Азии осталось ничтожно мало воды. 4) А она жизненно необходима: тут горячее солнце. 5) Ошибку исправляют учёные — они заставят многоводные реки течь вспять. 6) В исследовательских институтах создаются проекты комплексного использования великих рек Сибири, решаются проблемы бурных весенних паводков. 7) Но всё же нужно почаще задаваться вопросом: «А есть ли у вас право нарушать естественный природный баланс?»
    Ответ: 14
    4. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
    (1)В боль­шин­стве современных осве­ти­тель­ных устройств преду­смот­ре­на особая си­сте­ма электронного контроля, она поз­во­ля­ет сберегать до 30% элек­тро­энер­гии и де­лать свет ровным, немерцающим. (2) особенно важно с точки зре­ния сохранения здо­ро­вья людей. (3)Не­дав­ние исследования показали, что мер­ца­ю­щий свет трав­ми­ру­ет органы зрения.
    Ответ: это
    5. Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

    (1)В 1665 году ан­глий­ский есте­ство­ис­пы­та­тель Ро­берт Гук, раз­гля­ды­вая в мик­ро­скоп тон­кие срезы серд­це­ви­ны бу­зи­ны и проб­ко­во­го дерева, об­на­ру­жил мно­же­ство разделённых пе­ре­го­род­ка­ми кро­шеч­ных ячеек, на­пом­нив­ших ему соты в пче­ли­ных ульях, и эти ячей­ки были на­зва­ны учёным клет­ка­ми (англ. cell — клетка, сота). (2)Од­на­ко в ра­бо­те Гука, со­дер­жав­шей по­дроб­ный рас­сказ о кле­точ­ном стро­е­нии проб­ки и бузины, не было и намёка на то, что клет­ка яв­ля­ет­ся ос­нов­ной струк­тур­ной еди­ни­цей лю­бо­го организма. (3) в 1808 году фран­цуз­ским учёным Мир­бе­лем было установлено, что из тканей, об­ра­зо­ван­ных клетками, со­сто­ят все растения, а через год дру­гой фран­цуз­ский ботаник, Ламарк, доказал, что из кле­ток со­сто­ят также все жи­вот­ные организмы, что и при­ве­ло к со­зда­нию в 1839 году кле­точ­ной теории, от­ра­жа­ю­щей без­услов­ное един­ство жи­вот­но­го и рас­ти­тель­но­го мира.
    Ответ: но

    6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

    В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся жаркий зной, а в глухом ельнике было так прохладно.
    В крупной фирме по покупке мебели и офисного оборудования имеется свободная вакансия менеджера.
    Ответ: жаркий , свободная

    7. Найдите НЕВЕРНО употребленнные слова. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к пароним. Запишите подобранное(ые) слово(а).
    Участнику деловой или туристической поездки в США для оформления визы необходимо ПРЕДСТАВИТЬ пакет соответствующих документов.
    Дефицит кальция в организме помогут ПОПОЛНИТЬ прежде всего такие продукты, как молоко, творог, сыр.
    Участие в командных играх и других интересных спортивных мероприятиях дарит нам ЖИВИТЕЛЬНЫЙ заряд бодрости.
    При раскатывании теста необходимо периодически СТРЯХИВАТЬ лишнюю муку со скалки.
    Ответ: восполнить
    8.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
    1) зап..рать, р..стение, прил..гательное
    2) сп..раль, заст..лить, к..мфорт
    3) б..режок, ф..рмат, затв..рдеть
    4) предв..рительный, прид..рожный, зам..чать
    5) тв..рительный, з.. рница, пл..вец
    Ответ: 15
    1) д..визия, с..лдат, отп..реть
    2) к..сание, передв..жение, ст..пная
    3) нат..реть, р..сток, подр…стает
    4) об..щавший, г..лова, покл..ниться
    5) р..стение, прил..гательное, ск..кать
    Ответ: 35
    9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
    1) перекл..каться, подсв..тить, упл..тнить
    2) разл..ваться, задр..жала, многог..лосье
    3) ш.девр, п..тнистый, сч..тать
    4) бл..стательный, зап..реть, ст..кло
    5) водор..сли, подг..реть, над..рёт (уши)
    Ответ:12

    1) доск..нально, нест..бильно, прид..раться
    2) распол..житься, б..лото, сж..гать
    3) получ..совой, л..нейка, зар..дить (телефон)
    4) прик..снуться, м..кать, в..тряная (мельница)
    5) проз..рливый, тр..вяной, в..здушный
    Ответ:35
    10.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Заметила ли (1)ты (2) о друг мой молчаливый(3)
    О мой забытый друг(4) о друг моей весны(5)
    Что в каждом дне есть миг глубокой, боязливой,
    Почти (6) внезапной тишины?
    И в этой тишине есть что-то неземное,
    Невыразимое… душа молчит и ждет:
    Как будто (7) в этот миг все страстное, живое
    О смерти вспомнит и замрет.
    О, если в этот миг невольною тоскою
    Стеснится грудь твоя и выступит слеза…
    Подумай, что стою я (8)вновь(9) перед тобою,
    Что я гляжу тебе в глаза.
    Любовь погибшую ты вспомни без печали;
    Прошедшему(10)мой друг(11) предаться не стыдись…
    Мы жизни хоть на миг друг другу руки дали,
    Мы (12)хоть(13) на миг с тобой сошлись.
    (Иван Тургенев)
    Ответ: 2;3;4;5;10; 11
    Кто(1) волны(2) вас остановил,
    Кто оковал ваш бег могучий,
    Кто в пруд безмолвный и дремучий
    Поток мятежный обратил?
    Чей жезл волшебный поразил
    Во мне надежду, скорбь и радость
    И душу бурную
    Дремотой лени усыпил?
    Взыграйте(3) ветры(4) взройте (5)воды,
    Разрушьте (6)гибельный оплот!
    Где ты(7) гроза — символ свободы?
    Промчись поверх невольных вод.
    (Александр Пушкин)
    Ответ: 1;2;3;4;7

    11.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.
    По некоторым мелочам, ПО(ТОМУ), например, как оба они (В)МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.
    Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, (НЕ) СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие.
    Сергею сделали замечание ЗА(ТО), что он (ПО)ПРЕЖНЕМУ не выполняет домашние задания.
    Художник (ПО)СВОЕМУ , очень (ПО)РУССКИ , осознал динамизм футуризма.
    Ответ: несмотря, тотчас

    Роман написал(а):

    2) 27
    3) 14
    4) это
    5) но
    6) жаркий
    7) восполнить
    8) 13
    9) 12 35
    10) 234 10 11, 12347
    11) тотчас несмотря

    Артём написал(а):

    2. 23,46
    3. 14
    4. Это
    5. Однако
    6. Жаркий и свободная
    7. Восполнить
    8. 15 35
    9. 12 35
    10. 2345 10 11, 123457
    11. Тотчас несмотря

    Виктория написал(а):

    1. 27/46
    2. 14
    3. Это
    4. Лишь
    5. Жаркий, вакансия
    6. Предоставить, восполнить
    7. 15, 35
    8. 12, 35
    9. 23451011, 12347
    10. Потому, вместе

    Игорь Ткачёв написал(а):

    2. 27, 46
    3. 14
    4. Это
    5. Однако
    6. Жаркий, свободная
    7. Восполнить
    8. 15; 35
    9. 12; 35
    10. 23451011; 12347
    11. Тотчас, несмотря

    Алёна написал(а):

    2. 46
    3.14
    4. Это
    5. Но
    6. Так
    Свободная
    7. Предоставить
    Восполнить
    Живой
    Отряхивать
    8. 1,5
    3,5

    Источник

    Алгоритм выполнения задания №21 ЕГЭ по русскому языку

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Алгоритм выполнения задания №21 ЕГЭ по русскому языку.

    Просмотр содержимого документа
    «Алгоритм выполнения задания №21 ЕГЭ по русскому языку»

    1. Формулировка задания.

    Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

    1) Для любого человека нет ничего понятнее и ближе, чем слово «дом». 2) Для ребёнка дом — это прежде всего мама, папа, бабушка, дедушка. 3) Для взрослого домом является его семья. 4) « Будьте, как дома», — говорим мы. 5) А народная мудрость гласит: «Дом вести — не лапти плести». 6) И всегда, произнося слово «дом», мы имеем в виду не фундамент, стены и кровлю, а всё человеческое, что помещается в этих стенах. 7) Дом — крепость, защита, обитель семьи, и доступ туда имеет только тот, кому позволяют его обитатели.

    Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

    1) Создавая Сибирь, природа допустила просчёт: большинство её рек она направила с юга на север. 2) В Ледовитый океан впадают великие реки: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена с Алданом. 3) На долю Средней Азии осталось ничтожно мало воды. 4) А она жизненно необходима: тут горячее солнце. 5) Ошибку исправляют учёные — они заставят многоводные реки течь вспять. 6) В исследовательских институтах создаются проекты комплексного использования великих рек Сибири, решаются проблемы бурных весенних паводков. 7) Но всё же нужно почаще задаваться вопросом: «А есть ли у вас право нарушать естественный природный баланс?»

    Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

    1) Слово «заря» — одно из прекраснейших слов русского языка. 2) Оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. 3) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. 4) Мы часто путаем два понятия: закат солнца и вечернюю зарю. 5) Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли. 6) Тогда она овладевает меркнущим небом, разливая по нему множество чистых красок и медленно переходя в поздние сумерки и в ночь. 7) Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звёзды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.

    2. Алгоритм выполнения задания.


    1. Внимательно прочитайте задание.

    2. Подчеркните предложения, в которых есть знаки препинания, о которых говорится в задании.

    3. Сделайте пунктуационный разбор выделенных предложений.

    4. Вспомните правила постановки знаков препинания.

    5. Запишите номера предложений, в которых знаки препинания ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

    ВАЖНО! При выполнении задания необходимо знать правила пунктуации.

    1.Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

    Тире ставится между подлежащим и сказуемым простого предложения,если они выражены:

    •двумя существительными: Книга – источник знаний;

    •двумя числительными: Пятью восемь – сорок;

    •двумя инфинитивами: Жить – Родине служить;

    •существительным и инфинитивом: Превосходная должность – быть человеком.

    Тире НЕ ставится между подлежащим и сказуемым простого предложения, если:

    •личным местоимением и существительным: Он скептик;

    •любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание не или слова как, точно, как будто: Бедность не порок. Пруд как сталь.

    2. Знаки препинания при сравнительных оборотах

    Сравнительные обороты, начинающиеся со слов словно, будто, нежели, точно и т.д. выделяются запятыми (Кино мне нравится больше, чем/нежели театр.)

    Обороты с союзом как

    •если они обозначают уподобление и не содержат никаких дополнительных оттенков значения (Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.).

    •если перед оборотом есть указательные слова так, такой, тот, столь (Черты лица у него были те же, как и у сестры.),

    •если оборот вводится в предложение сочетанием как и (Я бывал в Лондоне, как и в других европейских городах.),

    •если это сочетание типа не кто иной, как и не что иное, как (Впереди возвышалось не что иное, как высокий дворец.)

    не выделяются запятыми:

    •если в обороте на первом плане обстоятельственное значение (Перстенек как жар горит.- можно заменить сочетанием горит жаром),

    •если на первом плане значение приравнивания или отождествления (Я вам это говорю как врач.),

    •если оборот входит в состав сложного сказуемого или тесно связан с ним по смыслу (Работа как работа.),

    •если оборот является устойчивым выражением (Все шло как по маслу.),

    •если перед оборотом стоит отрицательная частица не (Поступил не как патриот.).

    3. Знаки препинания при уточняющих членах предложения

    Уточняющие слова на письме выделяются запятыми.

    Значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени, меры:

    В подвале, под полками, дед хранил свои инструменты.

    Там, в горах, повалил снег

    Внизу, в зале, стали тушить огни

    Уточняющие члены при подчеркивании смысла выделяются или отделяются тире:

    Они [статуи] были расставлены прямо на земле и на газонах – без пьедесталов – в каком-то продуманном беспорядке (Кат.) – уточняется обстоятельство;

    Мины же все в снегу, который тут совсем неглубокий – до щиколотки (В. Бык.) – уточняется сказуемое.

    4. Знаки препинания при прямой речи, цитировании

    Прямая речь

    Запомни! Прямая речь заключается в кавычки. «П.Р»

    •Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие. (А: «П.р».)

    •После прямой речи перед словами автора ставится тире. («П.р.», — а.)

    Расстановку знаков препинания можно представить в виде схем (П — прямая речь, а — слова автора):

    1.Прямая речь после слов автора: А: «П». А: «П?» А:»П!»

    2.Прямая речь перед словами автора: «П», — а. «П?»- а. «П!» — а.

    3.Слова автора внутри прямой речи: «П, — а, — п». «П, — а. — П». «П? — а. — П». «П! — а. — П».

    4.Прямая речь внутри слов автора: А: «П!» — а. А: «П?» — а.

    Цитирование

    Цитата — это дословная выдержка из текста.

    •Если цитата включается в текст как самостоятельное предложение, она оформляется так же, как прямая речь: А.П. Чехов писал: «Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность». «Праздная жизнь, — писал А. П. Чехов, — не может быть чистою».

    Пропуск текста цитаты обозначается многоточием: «Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа. » — писал А. П. Чехов.

    •При цитировании стихотворного текста кавычки обычно не ставятся, например, вспомните строфы, в которых поэт описывает свое знакомство с Онегиным:

    Условий света свергнув бремя,
    Как он, отстав от суеты,
    С ним подружился я в то время.

    •Если цитата включена в авторский текст в качестве составной части, то прямая речь заменяется на косвенную. В этом случае цитата заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы, а двоеточие не ставится, например: Об «Онегине» Белинский написал две большие статьи; он говорит, что «эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение» (Д. Писарев).

    •Кавычками выделяются и «маленькие цитаты», а также слова, употребляемые иронически или с двойным смыслом, например: Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер» (И. Гончаров). Почтенные «собратья по перу», на мой взгляд, слишком быстро упиваются славой и слишком густо подчеркивают величие своих «я». (М. Горький)

    5. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

    Части разделяются запятой:

    •Части тесно связаны по смыслу (одновременность или последовательность событий) и не имеют осложняющих конструкций. Поезд ушёл, перрон быстро опустел, вокруг стало тихо.

    Части разделяются двоеточием:

    1.Вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз А ИМЕННО). Мать наказала сына: она не пустила его гулять.

    2.Вторая часть дополняет первую (можно вставить союз ЧТО или слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОНЯЛ, ЧТО и т.д.). Мать посмотрела в окно: малыш катался на качелях.

    3.Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО). Мать была расстроена: ребёнок сказал ей неправду.

    Части разделяются точкой с запятой:

    1.Части не имеют тесной смысловой связи. Мигают звёзды на небе; лес обнажился.

    2.Хотя бы одна из частей имеет осложняющую конструкцию. Было ещё рано, начало шестого; золотистый утренний туман поднимался над лесом, просыпавшимся после долгой ночи.

    Части разделяются тире:

    1.Части противопоставлены друг другу (можно вставить союзы А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО и т.д.). Деньги исчезают – работа остаётся.

    2.Вторая часть указывает на быструю смену событий или неожиданный результат. Он упал – все засмеялись.

    3.Первая часть указывает на время, условие, причину совершения того, о чём говорится во второй части (можно вставить союзы КОГДА, ЕСЛИ, ТАК КАК). Лес рубят – щепки летят. Станет тепло – снимем шубы.

    4.Вторая часть содержит в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первой части (можно вставить наречие ПОЭТОМУ). Хвалы приманчивы – как их не пожелать? (И. Крылов)

    5.Вторая часть содержит сравнение (можно вставить союз КАК, СЛОВНО, БУДТО и т.д.). Молвит слово – соловей поёт.

    6.Вторая часть является присоединительным предложением (перед ним есть или могут быть слова ЭТО, ТАК, ТАКОВ и т.д.). Приказ есть приказ – так его воспитали. Всё небо в тучах – плохая погода.

    6. Тире в простом и сложном предложениях

    Тире в простом предложении:

    1.Между подлежащим и сказуемым: «Горе от ума» — бессмертная коме­дия АС. Грибоедова.

    2.В неполном предложе­нии: Я предпочитала от­дыхать на море, она — в горах.

    3.Перед обобщающим сло­вом, стоящим после одно­родных членов: Ветки де­ревьев, кусты — все покры­лось инеем.

    4.При однородных чле­нах, между которыми нет противительного союза: Он оказался не просто спо­собным — талантливым.

    5.При обособленных при­ложениях, стоящих в кон­це предложения или оди­ночных приложениях: Ему помогал торговать Алексей — ленивый, гру­бый парень (М. Горький).

    Тире в сложном предложении:

    1.В бессоюзном предложе­нии: Хочется солнца — оно не показывается.

    2.При вводных предложе­ниях или пояснительных конструкциях: Однажды — это было уже в конце ле­та — я получил неожи­данное известие.

    3.В предложениях с пря­мой речью: «А Марья Ива­новна? — спросил я. — Так же ли смела, как и вы?» (А. Пушкин); «Я ни с кем и ни с чем не связан», — напомнил он о себе (М. Лер­монтов).

    4.В сложносочиненных предложениях при быстрой смене событий: Он знак по­даст — и все хлопочу (А. Пушкин).

    Источник

    Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 21 (новое в 2019 году) с ответами и пояснениями

    Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

    1. (1)Чегемское ущелье — одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина — наиболее узкая его часть длиной 5 км. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта — Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник — передвижение по нему очень опасно.

    2. 1) На гербах разных стран нередко изображаются растения: на гербе Канады привычным стал кленовый лист, а на государственном гербе Мексики изображён кактус. 2) Это неслучайно, ведь на Мексиканском плоскогорье, возвышающемся над уровнем моря до 2500 метров, находится настоящая страна кактусов. 3) Некоторые кактусы густо покрыты желтыми и красноватыми колючками — такие растения напоминают птиц и зверей. 4) Иногда можно увидеть кактус с длинными свисающими волосами — он похож на голову старика. 5) Цветок кактуса — один из самых красивых в мире. 6) Среди ночной темноты раскрывается большая бело-голубая звезда. 7) Размер цветка — с большую тарелку, до двадцати пяти сантиметров в диаметре.

    3. 1) Для любого человека нет ничего понятнее и ближе, чем слово «дом». 2) Для ребёнка дом — это прежде всего мама, папа, бабушка, дедушка. 3) Для взрослого домом является его семья. 4) « Будьте, как дома», — говорим мы. 5) А народная мудрость гласит: «Дом вести — не лапти плести». 6) И всегда, произнося слово «дом», мы имеем в виду не фундамент, стены и кровлю, а всё человеческое, что помещается в этих стенах. 7) Дом — крепость, защита, обитель семьи, и доступ туда имеет только тот, кому позволяют его обитатели.

    В предложениях 2 и 7 тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.

    4. 1) С первых месяцев пребывания в лицее Пушкин начинает записывать свои впечатления и замыслы звучными русскими стихами. 2) Так вырастает его лицейская лирика — первые опыты растущего гения, как бы расправляющего свои крылья для широкого полёта. 3) Так создаётся ранний раздел его творчества — юношеская поэзия Пушкина, исполненная непередаваемой свежести чувств, увлекательности мысли и животрепещущей взволнованности слова. 4) Сохранились пожелтевшие страницы с отроческими стихотворениями Пушкина. 5) Отдельные листики, рукописные сборники, альбомы, тетради — всё это доносит до нас его первые творческие помыслы. 6) Эти дружеские антологии, альбомы и тетради «лицейских трубадуров» — широкая картина необычайного роста поэта. 7) За несколько лет он гигантским шагом прошёл все подготовительные фазы поэтического развития и достиг всеобщего признания.

    В предложениях 2 и 3 тире обособляет распространённое приложение.

    5. 1) Чтобы почувствовать духовные богатства древней русской литературы, необходимо взглянуть на неё глазами её современников. 2) Перенесёмся мысленно в начальные века русской истории, в эпоху нераздельного суще-ствования восточных славян. 3) Русская земля огромна, поселения в ней редки. 4) Чтобы проехать из конца в конец Русскую землю, надо много дней провести на коне или в ладье. 5) В огромных просторах люди с особенной остротой ощущали и ценили своё единство — и в первую очередь единство языка. 6) Роль литературы также становится особенно значимой. 7) Она служит той же цели объединения и выражает народное самосознание единства.

    В предложениях 1 и 4 запятая ставится между частями сложноподчинённого предложения.

    6. 1) Среди великих изобретений былых времён, окончательно выделивших род из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. 2) Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту. 3) Книга — это многовековой опыт. 4) Накопленные знания обретают могущество лавины, преодолевающей с тысячелетнего разгона любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса, только благодаря книге. 5) Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность уничтожением библиотек, кострами из книг… 6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека! 7) Поэтому любите книгу и храните её выше всякого другого достоинства.

    В предложениях 1 и 4 запятые выделяют обособленные определения, выраженные причастными оборотами, стоящими после определяемого слова.


    7.
    1) Мы предполагали выехать рано, но погода задержала нас. 2) Вдоль дороги кроме кустарниковой поросли не было видно другой растительности. 3) Вот и тополь распустил пух в семенах, чтобы только дождаться легких порывов ветра. 4) В лесу, и в стоймах, и в водоемах — всюду разносился запах пряностей, уже не цветочный, а сладкий травный. 5) В полдень мы расположились на отдых у озера, заросшего камышом. 6) Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. 7) В лучах ярко-желтого солнца озеро блестело, как зеркало.

    В предложениях 3 и 6 запятая ставится между частями сложноподчинённого предложения.

    8. 1) Зелень, одаривая съедобными травами и небывалыми ароматами, в июле уже вовсю цветет. 2) Небосклон голубой и чистый, время от времени проплывают по нему пушистые облака. 3) И вдруг неожиданно жаркое летнее солнце сменяют надвинувшиеся тучи. 4) Только что было солнце — теперь его поглотила грозная тьма. 5) Сильные порывы ветра, с каждым разом усиливаясь, готовы сорвать ветви с макушек деревьев на своем пути. 6) Гроза стихает так же неожиданно, как и началась. 7) Впереди еще долгие жаркие, знойные и просто теплые приятные деньки.

    В предложениях 1 и 5 запятые выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

    9. 1) Среди великих изобретений былых времён, окончательно выделивших род из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. 2) Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту. 3) Книга — это многовековой опыт. 4) Накопленные знания обретают могущество лавины, преодолевающей с тысячелетнего разгона любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса, только благодаря книге. 5) Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность уничтожением библиотек, кострами из книг… 6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека! 7) Поэтому любите книгу и храните её выше всякого другого достоинства.

    В предложениях 1 и 4 запятые выделяют обособленные определения, выраженные причастными оборотами, стоящими после определяемого слова.

    10. 1) Мы предполагали выехать рано, но задержались. 2) Вдоль дороги кроме кустарниковой поросли не было видно другой растительности. 3) Вот и тополь распустил пух в семенах, чтобы только дождаться легких порывов ветра. 4) В лесу, в стоймах и водоемах — всюду разносился запах пряностей, уже не цветочный, а сладкий травный.

    5) В полдень мы расположились на отдых у озера, заросшего камышом. 6) Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. 7) В лучах ярко-желтого солнца озеро блестело, как зеркало.

    В предложениях 3 и 6 запятая ставится между частями сложноподчинённого предложения.

    11. 1) Зелень, одаривая съедобными травами и небывалыми ароматами, в июле уже вовсю цветет. 2) Небосклон голубой и чистый, время от времени про-плывают по нему пушистые облака. 3) И, вдруг, неожиданно, жаркое летнее солнце сменяют надвигающиеся тучи. 4) Только что было солнце — теперь его поглотила грозная тьма. 5) Сильные порывы ветра, с каждым разом усиливаясь, готовы сорвать ветви с макушек деревьев на своем пути. 6) Гроза стихает так же неожиданно, как и началась. 7) Впереди еще долгие жаркие, знойные и просто теплые приятные деньки.

    В предложениях 1 и 5 запятые выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

    12. 1) Впереди, в голубоватой светящейся мгле, медленно вырастали очертания жёлтых гор. 2) Это был Крым, но я не сразу узнал его. 3) Он показался мне огромным островом, тонущим в утренней синеве. 4) Впервые я увидел из морской дали весь Крым, весь торжественный разворот его берегов от мыса Фиолента до Карадага. 5) Так, очевидно, представляли себе обетованную землю наши пращуры. 6) Мы подходили к берегам, расцвеченным сухими и резкими красками крымской зимы. 7) Уже пылали ржавчиной виноградники, уже видны были покрытые снегом вершины Чатырдага и Ай-Петри…

    (по К. Паустовскому)

    В предложениях 3 и 6 запятая выделяет обособленные определения, выраженные причастными оборотами.

    13. 1) Поэт лежал в кабинете, на диване, окружённый книгами своей библиотеки. 2) Он окинул их угасающим взглядом. 3) Для него каждая стоявшая на полках книга была живым организмом, жившим своей особой жизнью. 4) Томик Байрона с короткой дружеской надписью: «Байрона Пушкину дарит почитатель обоих А. Мицкевич» — рождал в душе воспоминания тех лет, когда он от английского поэта «с ума сходил». 5) Друзья и книги были неизменными спутниками его короткой бурной жизни. 6) И в своём творчестве часто обращался к ним.

    7) Друзья и книги… 8) Обернувшись к ним, Пушкин тихо промолвил:

    В предложениях 1 и 3 запятая выделяет обособленные определения, выраженные причастными оборотами.

    14. 1) Создавая Сибирь, природа допустила просчёт: большинство её рек она направила с юга на север. 2) В Ледовитый океан впадают великие реки: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена с Алданом. 3) На долю Средней Азии осталось ничтожно мало воды. 4) А она жизненно необходима: тут горячее солнце. 5) Ошибку исправляют учёные — они заставят многоводные реки течь вспять. 6) В исследовательских институтах создаются проекты комплексного использования великих рек Сибири, решаются проблемы бурных весенних паводков. 7) Но всё же нельзя забывать о разумном вмешательстве в природу и почаще задаваться вопросом: «А есть ли у вас право нарушать естественный природный баланс?»

    В предложениях 1 и 4 двоеточие ставится между частями бессоюзного предложения.

    15. 1) Белая лошадь с развевающейся гривой, прискакавшая к нам из незапамятных времён, — символ удачи и надежды. 2) Когда-то древнегреческий герой, победив жестокого царя в гонке на колеснице, в благодарность богам основал Олимпийские игры — традиция эта живёт сотни веков. 3) Один из самых популярных сюжетов русской иконы — всадник на белом коне, Георгий-Победоносец, поражающий копьём дракона. 4) Говорят, что белых лошадей в природе не существует. 5) А рождение белого жеребёнка — событие крайней редкости. 6) Может, поэтому люди верят, что встретившаяся им на пути редкая белая лошадь принесёт им редкую удачу. 7) Может, поэтому наивный ребёнок и умудрённый опытом старик, молодая девушка и бесстрашный воин — все замирают при виде белогривой лошади.

    В предложениях 1 и 5 тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.

    16. 1) «Почему, — спрашивал директор школы Сухомлинский, — дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонёк по-степенно угасает?» 2) Сухомлинский начинает титанический труд — ищет ответ на поставленный вопрос. 3) Секрет интереса к учёбе оказался прост: должен быть успех, достижение, ощущение роста. 4) Вчера не понимал — сегодня понял, вчера не умел — сегодня научился. 5) Ученик — не станок. 6) Ученик вечно в развитии, он растёт, умнеет, развивается, и надо прежде всего заботиться о его развитии.

    В предложениях 2 и 4 тире ставится в бессоюзном сложном предложении.

    17. 1) Подъехавши к трактиру, Чичиков велел остановиться по двум причинам. 2) С одной стороны, чтоб дать отдохнуть лошадям, а с другой стороны, чтоб и самому несколько закусить и подкрепиться. 3) Деревянный потемневший трактир принял Чичикова под свой узенький гостеприимный навес на деревянных выточенных столбиках, похожих на старинные церковные подсвечники. 4) Трактир был что-то вроде русской избы, несколько в большем размере. 5) Резные узорочные карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей резко и живо пестрили темные его стены; на ставнях были нарисованы кувшины с цветами. 6) Взобравшись узенькою деревянною лестницею наверх, в широкие сени, он встретил отворявшуюся со скрипом дверь и толстую старуху в пестрых ситцах… 7) — Поросенок есть? — с таким вопросом обратился Чичиков к стоявшей бабе.

    В предложениях 1 и 6 запятая выделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

    18. 1) Жизнь в доме начиналась с пяти часов утра: отец вставал рано и тут же принимался за работу. 2) Если с утра собиралось много крестьян и объездчиков, которые дожидались своей очереди по выдаче билетов на рубку леса, отец мобилизовал молодёжь. 3) В работе отец был прост, всегда шутил с крестьянами и объездчиками, просто расспрашивал их об их жизни. 4) Служба отца была опасная: то пожары в лесу, то обвалы, то банды грабителей, но отец перед опасностями не останавливался. 5) Неустанная забота матери о детях проходила через всю нашу жизнь. 6) Несмотря на то что мать была слаба здоровьем, она успевала делать всё аккуратно, к чему приучала и нас. 7) Даже в самые тяжёлые времена безденежья мать поддерживала в доме уют.

    (По воспоминаниям Л. Маяковской)

    В сложноподчинённых предложениях 2 и 6 запятые между основами.

    Предложения 3 и 4 не подходят, т. к. в предложении № 3 запятые при однородных членах предложения, а в предложении № 4 запятые между основами сложного предложения.

    19. 1) Давным-давно, почти четыреста лет назад, первые землепроходцы – ени-сейские казаки – вышли на берега громадного пресноводного озера Байкал. 2) Очень интересно это озеро и загадочно его происхождение. 3) Оно занимает гигантскую тектоническую впадину, расположенную на высоте 453 метров над уровнем моря. 4) Очевидно, здесь когда-то в юности нашей Земли произошла колоссальная передвижка земной коры. 5) В результате в одних местах появились скалистые горные складки, а в другом месте образовалась глубокая впадина. 6) Это самое большое озеро из всех пресных озёр, имеющихся на континенте Азии и Европы. 7) Питается Байкал водами впадающих в него рек и речушек. 8) Рек в Байкал впадает много – вытекает только красавица Ангара.

    В предложениях 3 и 6 запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

    20. 1) На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. 2) Зловещая и прекрасная, она лежит в морозной дремоте, в складках снежной мантии, светясь аметистами и изумрудами льдов. 3) Такова Антарктика, снежный материк, который по площади почти равен Южной Америке. 4) Из Арктики в Антарктику переместился центр полярных исследований. 5) Двенадцать стран снарядили на шестой континент научные экспедиции по программе Международного геофизического года. 6) Перед учёными стоит ещё немало загадок: какова точная форма земного шара, сколько льда на планете, в чём причина магнитных бурь… 7) Этими и многими другими вопросами занимается геофизика, наука о Земле.

    В предложениях 3 и 7 запятая выделяет распространённое приложение.

    21. 1) Щепкин познал, как он сам выражался, русскую жизнь от лакейской до дворца. 2) Внук и сын крепостного, он томился в неволе у помещика Воль-кенштейна. 3) Жизненный путь ставшего знаменитым артиста Щепкина про-должался семьдесят пять лет, а из этих семидесяти пяти лет только сорок два года он был свободным человеком. 4) Первые годы службы на московской сцене, о которых свидетельствовали многие современники артиста, принесли ему много разочарований и горести. 5) Но мастерство год от года росло. 6) Игра Щепкина, говорил Герцен, вся от доски до доски была проникнута теплотой, правдивостью. 7) Не зря его называли «не театралом на театре».

    В предложениях 1 и 6 запятые выделяют вводные предложения.

    22. 1) В тихий летний день, когда я впервые увидел озеро Сайму, оно имело вид светлого зеркала, по которому были раскиданы островки и скалы. 2) На этих островках нет земли, один гранит. 3) Из гигантского сплетения озёр течёт прозрачная и широкая Вуокса, течёт в лесной глуши. 4) Беспрестанно заграждают ей путь пороги, и вдруг гранитные скалы заставили реку течь по сильно наклоненной щели, стиснув её светлые воды. 5) Река, вся белая от пены, с бешеным ревом прыгает, как дикий зверь, высоко подбрасывая гребни волн. 6) Каких только звуков не услышишь в этой дикой музыке: тут и гром, и вой, и плач, и шум леса, и стоны. 7) Это водопад Иматра.

    В предложениях 4 и 5 есть запятая, выделяющая обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

    23. 1) Бег — самый древний вид лёгкой атлетики. 2) На Олимпийском стадионе в древней Элладе первыми выходили на арену бегуны, начинающие легкоатлетические состязания. 3) На приволье: в поле, в лесу или парке на беговой дорожке стадиона — начинается путь будущих чемпионов и рекордсменов. 4) «Внимание!» — негромко произносит стартер на прямой, как стрела, беговой дорожке. 5) Вот-вот раздастся выстрел и бегун устремится вперёд – бег надо начать сразу же после выстрела. 6) Некоторые спортсмены могут начать бег почти мгновенно. 7) Но это «почти» — десятая доля секунды, от которой зависит победа или рекорд.

    В предложениях 1 и 7 тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже. Слово «почти» в предложении №7 выступает в роли существительного.

    24. 1) Ростов Великий — самый древний город в Северо-Восточной Руси. 2) Только два города Древней Руси были удостоены почетного звания «Великий»: Новгород и Ростов Ярославский (Ростов Великий). 3) При князе Юрии Долгоруком Ростово-Суздальское княжество прекратило платить дань Киеву, стало одним из сильнейших в Европе, именно тогда Ростов и получил название Великого.

    4) С XVIII в. Ростов стал крупным торгово-ярмарочным центром. 5) В XIX в. Ростовская ярмарка была третьей в России по объемам торговли — после Нижегородской и Ирбитской.

    6) Современный Ростов Великий — это уникальный историко-архитектурный заповедник, удивительный город, существующий уже более одиннадцати столетий. 7) Архитектурные памятники Ростова Великого про-должают свою жизнь в современном городе. 8) Они как молчаливые свидетели прошлого и настоящего, и ростовцы бережно и трепетно заботятся об их сохранении.

    В предложениях 1 и 6 тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.

    25. 1) Слово «заря» — одно из прекраснейших слов русского языка. 2) Оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. 3) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. 4) Мы часто путаем два понятия: закат солнца и вечернюю зарю. 5) Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли. 6) Тогда она овладевает меркнущим небом, разливая по нему множество чистых красок и медленно переходя в поздние сумерки и в ночь. 7) Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звёзды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.

    В предложениях 2 и 5 запятая между основами в сложноподчиненном предложении.

    26. 1) Сама Софья Васильевна Ковалевская рассказывает в своих воспоминаниях, что большое влияние на пробуждение у неё интереса к математике оказал дядя своими рассказами о квадратуре круга и других увлекательных математических вопросах. 2) Эти рассказы действовали на фантазию девочки и создавали в ней представление о математике, как о науке с множеством загадок. 3) Софья Васильевна рассказывает ещё о другом случае, укрепившем в ней интерес к математике. 4) Детская комната за нехваткою обоев была оклеена листами лекций по высшей математике, которые слушал в молодости её отец. 5) Таинственные формулы, загадочные слова и фигуры от частого обозрения их врезались в память девочки. 6) В возрасте пятнадцати лет она стала брать уроки высшей математики – теперь сообщаемые ей учителем новые понятия казались старыми знакомыми и она усваивала их, к удивлению учителя, очень легко.

    В предложениях 1 и 4 запятая между основами в сложноподчиненном предложении.

    27. 1) Количество звёзд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. 2) По мнению учёных, одновременно в нашем поле зрения бывает не более трёх тысяч звёзд. 3) Звёзды — это те же солнца. 4) Они кажутся нам блестящими точками — так далеко удалены они от Земли на необозримые расстояния. 5) Ещё в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звёзд образуют разные фигуры. 6) Разделив всё небо на созвездия, учёные составили звёздные карты. 7) Все звёзды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию. 8) И расположение звёзд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. 9) По расчётам учёных, заметить движение звёзд можно будет лишь через десятки тысяч лет.

    В предложениях 2 и 9 запятая выделяет вводное словосочетание.

    28. 1) Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. 2) Два ряда тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. 3) Я перелез через изгородь и пошёл по ней, скользя по еловым иглам. 4) Было тихо и темно, только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался в сетях паука. 5) Направо, в старом фруктовом саду, нехотя пела иволга, должно быть, тоже старая. 6) Передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. 7) На ней горел крест.

    В предложениях 2 и 3 запятая выделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

    29. 1) К зрелости мысли Левитана всё чаще останавливались на осени. 2) Правда, он написал несколько превосходных весенних вещей, но почти всегда это была весна, похожая на осень. 3) Левитан, так же, как Пушкин, ждал осени как самого дорогого и мимолётного времени года. 4) Она снимала со всей природы: с лесов, лугов, с полей – густые цвета, смывая дождями зелень. 5) Осень на картинах Левитана очень разнообразна. 6) На них изображены знакомые с детства стога сена, почерневшие от сырости, и одинокие золотые берёзы, ещё не обитые ветром. 7) Но во всех его пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

    (По К. Паустовскому)

    В предложениях 6 и 7 запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

    Источник

  • Читайте также:  Как научиться плавать в реке 12 лет