Меню

Описание тайги в васюткином озере



Законы тайги (Васюткино озеро)

Рассказ В. Астафьева “Васюткино озеро” во многом автобиографичен и повествует о детских годах писателя. История подростка, вынужденного жить в тайге целых 5 дней, раскрывает характер и силу духа еще совсем юного мальчика. Какие законы тайги (“Васюткино озеро”) нужно знать, чтобы выжить в суровых климатических условиях?

Краткое содержание

Когда 13-летний мальчик Васютка отправился с отцом ловить рыбу, он даже не подозревал, какие события ждут его впереди. Отправившись в тайгу за кедровыми орехами, мальчик сбился с пути и потерялся. Все дело в том, что он погнался за глухарем и позабыл про зарубки, которые могли его вывести к знакомым местам. Ему пришлось одному скитаться по тайге 5 суток, пока он не вышел к реке и не повстречал рыбаков. Скитаясь по тайге, он наткнулся на озеро, где было много рыбы белых пород. Позже он привел туда бригаду отца, и рыбы оказалось столько много, что рыбаки решили перейти с речного лова на озерный. А озеро так и стали называть “Васюткиным”.

Законы тайги

В тайге Васютке помогли выжить несколько законов, которые обязательно должен знать человек, который отправляется в неизвестную местность. Во-первых, необходимо взять с собой продовольствие и спички. С помощью спичек можно развести костер, около которого можно согреться. Также огонь может привлечь внимание людей и отогнать диких зверей.

Важно делать засечки на деревьях, именно они помогают заблудившимся путникам вернуться домой. Когда Васютка отвлекся и забыл про эти зарубки, тогда он и сбился с пути. Если у путника есть ружье, патроны нужно расходовать очень осторожно. Они могут понадобиться, чтобы застрелить дичь или отогнать дикого зверя.

Когда Васютка вышел к озеру, то очень удивился, что там обитает белая рыба, ведь ее обычное место обитания – реки. Васютка сделал вывод, что озеро проточное и имеет выход в Енисей.

Характер Васютки

Васютка – 13-летний мальчик, который за 10 дней до окончания каникул отправляется с отцом Григорием Шадриным и его командной ловить рыбу. Мальчик оказался очень трудолюбивым, он с удовольствием помогал рыбакам. Одним из его любимых занятий было собирание кедровых орешков. Мальчик очень любит природу: он разговаривает с белками и птицами.

У Васютки пытливый ум. Он внимательно слушает рассказы рыбаков и запоминает важные детали. Когда он осознал, что заблудился, то сначала начал паниковать и расплакался. Однако потом собрался, понимая, что главное – не поддаваться панике. Васютке пригодились его знания природы и любовь к ней, поэтому он выбрался целым и невредимым из этой опасной ситуации.

Источник

Законы тайги из рассказа Васюткино озеро Астафьева сочинение

Произведение В. Астафьева «Васюткино озеро» — это интересная история из жизни простого деревенского мальчишки, которая сопровождается познавательными эпизодами, связанными с узнаванием многих подробностей посетителей тайги.

Правила, касающиеся этой природной зоны, которые знал и Васютка, и все, кто его окружал, сводились к тому, чтобы иметь при себе еду и спички при походе в лес, уметь различать по звукам и шороху приближающийся объект. Спички – это спасение от холода, если путешественник решил заночевать вдали от дома или заблудился. От подобного закона никто не отказывался, зная, насколько огромен и опасен лесной массив. Каждый, кто каким-то образом был связан с лесом, должен всегда иметь представление о его обитателях, препятствиях, которые могут оказаться на пути.

Одним из законов тайги в рассказе является понимание того, что хлеб, который берут с собой охотники в лес, спасение в голодное время. Его отсутствие может привести к гибели.

По некоторым действиям Васютки можно предположить, насколько бесценным является в тайге порох. Именно поэтому мальчик старается не тратить его зря, как и остальные рыбаки и охотники. Это также является общим требованием для героев. Важной необходимостью каждого присутствующего в тайге становится знание того, что такое затеси. Такие пометки люди делают не только для себя, но и рассчитывают на других, чтобы не заблудиться. Благодаря им охотники удачно возвращаются домой. В случае отсутствия пометок лес считался чужой, незнакомой территорией.

Однажды, заблудившись в тайге, мальчик судорожно пытался вспомнить те признаки, по которым можно было бы вернуться домой. Среди них и поиск лиственницы, которая могла бы привести к реке. И редеющая трава, кустарники, которые, как правило, по наблюдениям любителей охоты, могут помочь выбраться из тайги – это спасительный круг для заблудившегося. Узнавание потерявшегося человека издали может быть осуществлено благодаря громким хлопкам выстрела из ружья. Таким образом за счет прихваченного с собой оружия или пламени любой нуждающийся способен привлечь внимание проезжих.

Помимо того, что каждый человек, собирающийся в тайгу, должен иметь при себе необходимые вещи, он должен уметь справляться со своими эмоциями – не подпускать к себе чувство страха.

Рассказ «Васюткино озеро» интересен и детям, и взрослому поколению. Он познавателен, так как содержит уникальные многолетние наблюдения за природой, следуя которым, многие остаются в безопасности.

Также читают:

Картинка к сочинению Законы тайги из рассказа Васюткино озеро

Популярные сегодня темы

Княжна Мери – героиня замечательной, легендарной повести Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель полностью вдается в детали сложного, парой непредсказуемого характера юной

Сербский сражатель — важный герой в рассказе «Старый гений» талантливого и всем известного писателя Н.С Лескова. События в рассказе происходят в конце 19 века. Сражатель (воитель) своим образом характеризует участника Сербско-турецкой войны

Читайте также:  Как нарисовать васюткино озеро карандашом поэтапно для начинающих картинки

Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» является новаторским произведением, так как в центре драматургического произведения впервые был общественный конфликт, а не любовный.

Домик Коробочки был небольшим и частично освещенным, в темноте Чичиков не смог рассмотреть его детально. Коробочка, вероятно, экономила освещение. Дом охраняли несколько собак, лающих на разный манер.

Жанр произведения представляется короткой новеллой, ключевой тематикой которой является изображение трудной жизни детей во Франции в девятнадцатом веке.

Источник

Законы тайги в рассказе Васюткино озеро Астафьева

Писатель Виктор Петрович Асафьев родился в сибирской деревне Овсянка и прожил большую часть жизни в северном городе на Енисее – Красноярске. И в молодости, и в зрелые годы он много ходил по тайге и изучил её законы, считаться с которыми приходится каждому попавшему в её мир.

Тайга – это зауральская огромная территория хвойного леса, местами непроходимая из-за бурелома, часто – из-за болот. Вековые кедры, сосны, ели, пихты отражены на карте темно-зелёным цветом. Эта зелёная страна величественна, могущественна и сурова.

Рассказ «Васюткино озеро» (1952 г.) на примере героя, 13-летнего подростка Васи Шадрина, учит мудрости общения с таёжной природой и выживания в ней. Мальчик усвоил вековые знания о тайге от своей семьи. Отец и дед – рыбаки артели, а в период ледостава на Енисее промышляют в лесу зверя. С неводом, сетями, ружьём сибиряки учат управляться с детства.

Мать мальчика трудится по дому. Она тоже хранительница законов тайги. Они касаются, прежде всего, экипировки. Вот что должен взять с собой человек, отправляющийся даже на пару часов за грибами или, как Васютка, – за кедровыми шишками:

  1. Ружьё
  2. Еду (хотя бы ломоть хлеба)
  3. Спички
  4. Соль
  5. Топорик

Каждый сибиряк знает, что тайга полна неожиданностей. Десятки примеров слышал и Василий о том, как человек уходил в лес и никогда не возвращался, пропадал. Заблудиться может каждый.

Это случилось и с героем рассказа. Научился ли Васютка серьёзно относиться к неписаным законам? Пройдёмся по приведённому списку. Из небольшого перечня он обязательной вещью, похоже, считал только ружьё.

Хлеб он поначалу брать отказывался, и только настойчивость матери заставила взять краюху. Золотым запасом потом обернулся каждый кусочек. Мальчик боялся даже жевать, а сосал почерствевшие корки, растягивая подольше, потому что в каждой крошке была жизнь.

Спичек у мальчика оказалось мало. Что стоило взять два коробка? Ведь они плечи не оттянули бы. Заблудившись, он экономил каждую спичку, как большую ценность. Окажись без них в осеннем мокром лесу, костра не разведёшь, не согреешься, а значит, замёрзнешь и погибнешь.

О соли подросток вообще забыл. Одно дело – подстрелить утку или гуся. Это Василий умеет. Он даже умудрился одним выстрелом подбить двух птиц и одну ранить. У парнишки есть навыки, как общипать, выпотрошить и запечь дичь. Но как же есть мясо без соли? Отчасти помогло в этой беде то, что в мешке для шишек раньше хранили соль. И опять каждая крупица из уголков была для заблудившегося Васютки на вес золота.

Топорика тоже не оказалось у сборщика шишек. Таёжные жители обычно подвешивают его к поясу или кладут в мешок. Герою рассказа четыре раза приходилось разводить большой костёр, который должен дать жар и тепло на всю ночь или стать сигналом о бедствии. Не имея, чем нарубить веток, герой делал это руками, изранил их и потратил много лишних сил.

Обувь мальчика – тоже слабое место в его походе в тайгу. Ноги промокли. Правую подошву пришлось подвязывать тесёмками, оторванными от одежды. Хотя в этом винить мальчика нельзя: он носил то, что у него было.

Снаряжение – важная часть науки о существовании среди суровой природы тайги. Но главные законы касаются передвижения в ней, умения читать зелёную книгу леса, слушать и понимать язык его жителей.

Зарубки на деревьях – вот путеводитель в чаще. Их называют ещё – затеси. Василий и здесь сплоховал, хотя знал о том, что зарубки – это путь домой, в привычный мир, да и мать ему об этом напомнила. Но увлёкшись подраненным глухарём, мальчишка сбился с дороги и дорого заплатил за несерьёзное отношение к вековечным правилам.

Язык тайги, верность и постоянство её знаков – это то, что помогло герою найти путь к спасению. И здесь он молодец. Он читает книгу природы и находит в траве, полоске лиственного леса подсказку, что впереди – река, выход к людям. По цвету заката и высыпавшим звёздам определяет, что следующий день будет ветреный и холодный.

Морально не сломиться и выстоять в поединке с суровой природой Василию Шадрину помогло и слышанное много раз от отца и деда утверждение: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» Возможно, в этих словах заключена главная истина и закон о взаимоотношениях человека и таёжной природы.

Законы тайги в рассказе Васюткино озеро

Законы тайги в рассказе Васюткино озеро

Популярные сочинения

Обыватель даже не очень приятное название, так можно и обидеть человека. Если сказать на кого-то «обыватель», то это подразумевает кого-то такого не очень интересного, обычного

Многим известно, что советский художник А.М. Герасимов уделял довольно пристальное внимание реализму в пейзаже, нарисованном с натуры.

Бывая в маленьком городке, расположенном прямо на берегу Волги, Левитан написал эту картину. Городок назывался Плес, приехав туда во второй раз, вдохновленный величавыми и живописными пейзажами

Читайте также:  Соленые озера в алтайском крае сила озер

Источник

Роль пейзажа в рассказе Виктора Астафьева «Васюткино озеро». 5-й класс

  • проанализировать текст, определить функции пейзажа, продолжать формировать навыки анализа прозаического текста;
  • продолжать развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение глубоко понимать текст;
  • воспитывать эстетический вкус и формировать внутреннюю культуру учащихся.

Оборудование: компьютер, презентация.

Методические приемы: исследовательская работа с текстом, аналитическая беседа.

Учащиеся повторяют пройденный материал по тропам, стилистическим фигурам, иным компонентам текста (портрет, пейзаж, деталь, хронотоп и др.). Предварительно ученикам дается задание внимательно прочитать рассказ Астафьева и выделить в тексте те эпизоды, где встречается пейзаж или элементы пейзажа. Также учащиеся осмысляют рассказ Бориса Екимова «Охота на хозяина». В качестве индивидуального задания дается выразительное чтение отрывка «описание тайги» из рассказа Астафьева «Васюткино озеро».

В начале урока учитель сообщает цель: определить роль пейзажа в рассказе. Обращает внимание учеников на портрет В.П. Астафьева. Представляется целесообразным напомнить определение литературоведческого понятия «пейзаж».

Вспомните, пожалуйста, что называется пейзажем?

Пейзаж – это изображение незамкнутого пространства. Поля, реки, горы, человек среди природы, парк, беседка, дорога с мчащимся по ней автомобилем – все это пейзаж. Функции пейзажа в художественном тексте разнообразны: он может указывать на место и время, на движения души героев, характерные черты их внутреннего мира. Природа, описываемая пейзажем, может содействовать персонажам, мешать им или же оставаться равнодушной к их действиям. Пейзаж может быть связан с названием произведения. Он может помогать понять основную мысль текста. Пейзаж тесно связан с другими художественными средствами.

В тексте присутствует образ глухаря. К какому компоненту текста относится этот образ?

Верно. А можно конкретизировать этот ответ?

Это деталь пейзажа.

К каким разновидностям детали может быть отнесена эта деталь?

К деталям психологическим, сюжетным и описательным одновременно. С помощью эпитетов «большая», «черная» дается описание птицы. При ее появлении меняется настроение Васютки: он волнуется и радуется. Эти чувства и эмоции вызваны охватившими героя при виде глухаря любопытством и охотничьим азартом. Связан этот образ и с сюжетом – преследование является завязкой действия. Именно в погоне за этой птицей герой заблудился. Но в то же время как раз ее запеченная тушка спасает героя от голода.

Можно ли говорить о символическом значении образа птицы? Назовите, пожалуйста, связанные с ней мифологические ассоциации.

Да, образ птицы имеет символическое значение. Она символизирует природу в целом, препятствующую и помогающую герою. Птица выступает в качестве двусмысленного помощника и одновременно антагониста. Как невольный проводник, глухарь заводит героя в глубину тайги, в которой последний может погибнуть. Но он также спасает персонажа собственным телом. В результате пройденных испытаний Васютка претерпевает изменения, взрослеет. Подобная двусмысленность характерна для многих помощников героев в сказках и архаических мифах. Птица как проводник – традиционный образ античной и христианской мифологических систем, а также ряда других мифологий Старого и Нового Света.

Каким образом связаны природа и человек?

Природа препятствует человеку, но и помогает ему.

Прошу вас прочесть описание ночи в Заполярье и объяснить роль пейзажа.

(Выразительное чтение отрывка.)

Пейзаж указывает на время суток – ночь и на место действия – Заполярье. С помощью пейзажа показано наступление утра. Сочетание тропов: эпитета («густая»), сравнения («как смоль»), метафоры («начала редеть»), олицетворения («прятаться») – позволяет читателю представить начало утра, появление первых лучей света. Упоминаемый повествователем всползший туман также свидетельствует о наступлении утра. Пейзаж выполняет психологическую функцию. С помощью него читатель постигает чувства, испытываемые героем: неуверенность, беспокойство. Ряд олицетворений-глаголов, употребляемых автором, создает картину затухающего костра: «Костер … зашипел, защелкал, принялся чихать, будто сердился…» Потухающий костер символизирует происходящее с героем: во внешнем мире – испытываемые им трудности, во внутреннем – терзающие его чувства.

Почему герой рассказа ассоциируется с разожженным им костром?

Костер одинок, одинок и герой. Но жизнь костра заканчивается, он догорает, а герой продолжает бороться. И все же они очень похожи друг на друга, так как одинаково противопоставлены окружающему их миру враждебной человеку природы.

Вы правы. Прочтем описание утра. Пейзаж выполняет различные функции. Перечислите их и докажите это.

Пейзаж указывает на место и время, как и в предыдущем отрывке. Только время дня сменилось, наступило утро. Место осталось тем же самым – лес, Заполярье. Природа утром оживает. Солнце светит высоко. Мелкие капли воды от тумана легли повсюду, они сверкают. Красота природы и ее пробуждение показаны автором с помощью тропов. Важную роль играют и сравнение, и олицетворение, и метафоры: «Туман росою (сравнение) пал (олицетворение) на деревья, на землю, мелкая пыль (метафора) искрилась (метафора) всюду». Просыпается жизнь в тайге. Повествователь описывает, как по-разному кричат птицы. Кедровки «на манер базарных торговок», громко, перебивая друг друга. Желна (черный дятел) плачет, кричит жалобно, тоскливо. Синички попискивают, издают высокие звуки. Птицы и звери своим поведением очень отличаются друг от друга. Синицы потрошат старое дерево, ищут в нем насекомых. Белка завтракает, наверное, ест орехи или тех же насекомых. Она цокает, бежит, издавая короткие звонкие звуки. Лес полон шума, звуков, движения.

На что указывает эта пестрая картина утренней тайги?

Эта картина показывает богатство природы северного леса. Но все это пышное разнообразие не обращает внимание на человека. Оно не для него, а само по себе.

Читайте также:  Диктант черное озеро 11 класс

Если повествователь так хорошо знает лес, то что можно, исходя из этого, сказать о самом писателе?

Виктор Астафьев очень хорошо знал природу. Он любил лес, любил Сибирь. Его жизнь была тесно связана с природой.

Посмотрите, пожалуйста, еще раз фотографию В.П. Астафьева. Неслучайно писатель изображен у калины, на фоне растения. А на этой фотографии он на берегу Енисея. Возвратимся к тексту.

Прочтем описание тайги. (Читает заранее подготовленный ученик.) Определим роль данного пейзажа. Обратите внимание на значение природы в тексте.

(Выразительное чтение отрывка.)

Пейзаж указывает на большую внутреннюю тревогу мальчика, а также описывает причину этой тревоги. Он видит «молчаливую» и «равнодушную» тайгу, похожую на темное море. Он видит низкое небо, опустившееся почти к самому лесу. Облака закрывают его полностью. Сочетания эпитета и сравнения («спрессованной ватой»), олицетворения и метафоры («ложилась», «растворялась») помогают читателю представить тяжелое небо, нависшее над темной тайгой. Именно этот небосклон и этот лес так действуют на душу героя, что заставляют его переживать и ощущать себя одиноким. Природа в данном случае не препятствует герою и не помогает ему. Природа равнодушна к судьбе человека. Но она также связана с ним, поскольку будит в нем определенные чувства. Но эта связь односторонняя: ответить природе персонаж не может. Также благодаря пейзажу можно проследить отдельные черты характера героя – его впечатлительность и способность эту впечатлительность преодолеть.

Вы правильно определили функции пейзажа и характер взаимодействия человека и природы. Проведите параллель с рассказом Бориса Екимова «Охота на хозяина».

Природа в рассказе Астафьева то равнодушна, то враждебна, то спасительна. У Бориса Екимова же природа открыто противодействует людям. Фабулы обоих рассказов в некоторой степени сходны. И там, и там вторжение в ее владения (преследование глухаря, попытка поймать сома) оборачивается серьезными проблемами. Сходство присутствует и в роли образов птиц: угрожающего и предупреждающего орлана у Екимова, завлекающего в тайгу глухаря у Астафьева.

Посмотрите описание вечера на озере. Определите функции пейзажа.

Пейзаж указывает на место происходящих событий (озеро) и на время (вечер). Обращает на себя внимание сравнение («Середина озера напоминала … раскаленную печку»). Значит, вода в середине озера была красноватого цвета. Также, по-видимому, она была теплой. В ней отражалось закатное солнце. Метафорический эпитет «кровянистое небо» вносит в текст дополнительный смысловой оттенок. Раздражающее небо и отраженное в озере подобное же солнце волнуют героя, вызывают в нем тревогу, беспокойство, дискомфорт. Пейзаж также указывает и на иное место действия – небо. Солнце уходит, становится темно. Метафора («стыли облака») и эпитет («неподвижные облака») помогают передать ощущение от наступления ночи. Тьма и холод воцаряются в мире. Тоску и тревогу вызывает не только эта ночь и это небо, но и «маленький, похожий на ноготок месяц». Употребленное автором сравнение указывает на испытываемую героем тоску. Соотнесение части природы и части человеческого тела лишь подчеркивает заброшенность человека. В целом данный пейзаж помогает показать место героя в мире, а также понять одну из констант, характерных черт внутреннего мира героя: его способность воспринимать и понимать природу.

Определите роль пейзажа, связанного с рекой Енисей. Портрет соотносится с пейзажем. Объясните роль портрета.

Пейзаж указывает на место событий – Енисей. Краткое описание реки («красива», «широка») и упоминание о том, что раньше она казалась герою «обыкновенной», «не очень приветливой» позволяют понять испытываемую им радость. Пейзаж соотнесен повествователем с портретом. Поза героя, его действия говорят о необыкновенной радости и чувстве счастья: «Мальчик застыл… Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками, окунать в нее лицо…» Охватившая его эйфория, ощущение единства с рекой вызваны спасением.

Как композиционно данный пейзаж связан с сюжетом?

Енисей спасает жизнь Васютке. Данный момент в тексте является кульминационным.

А что является развязкой действия?

Спасение Васютки. Он попадает на катер-бот.

Какова идея текста?

Идея связана с прославлением человека, его физических и духовных возможностей.

Подумайте, а пейзаж связан с идеей?

Да. Пейзаж помогает понять идею текста. Именно на фоне пейзажа ярче вырисовывается фигура человека, что традиционно для жанра робинзонады. С традицией этого жанра связан рассказ Астафьева.

Как вы объясните название рассказа?

Название также связано с пейзажем. Озеро, которое открыл Васютка, названо в его честь. В нем сохраняется память о его приключении.

Сделаем вывод. Какова же роль пейзажа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»?

Пейзаж выполняет разные функции. Он указывает на место и время событий, передает настроение героя, позволяет понять его характер. С помощью пейзажа подчеркнута основная мысль текста. Пейзаж связан с названием рассказа. Кроме того, показано существование природы, ее превосходство над человеком. Но человек преодолевает враждебность природы. Пейзаж полифункционален.

Подведение итогов урока. Оглашение оценок.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения: определить роль пейзажа в рассказах В. Астафьева «Ах ты, ноченька», «Земляника», «Теплый дождь», «Капалуха».

Литература к уроку:

  1. Литературная энциклопедия, т. 9. – М.: 1935.
  2. Мифологический словарь. Под ред. Е.М. Мелетинского. – М.: 1991.
  3. Трессидер Дж. Словарь символов. – М.: 2001.
  4. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: 2002.
  5. Чернец Л.В. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. – М.: 2008.

Источник