Меню

Октябрь осень однажды осенью около озера оказался



Текст книги «Контрольные диктанты по русскому языку. 4 класс»

Автор книги: Ольга Узорова

Жанр: Учебная литература, Детские книги

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Ольга Васильевна Узорова, Елена Алексеевна Нефёдова
Контрольные диктанты по русскому языку
4 класс

© О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова

© ООО «Издательство ACT»

Предисловие

Хотите, чтобы ребенок писал грамотно? Этот комплект книг станет незаменимым помощником ученику четвертого класса, желающему качественно отработать все орфограммы, изучаемые на уроках русского языка. К каждой орфограмме подобраны специальные диктанты. Они помогут ребенку надежно закрепить полученные знания по данной теме. Но этим не исчерпывается содержание книги. Существенной частью работы является повторение ранее пройденных тем, причем не только третьего, но и второго классов. Тексты, собранные в этом пособии, предназначены для письма под диктовку. Для самостоятельной работы ученика предназначена вторая книга комплекта, где в тех же самых диктантах он должен выбирать из нескольких приведенных орфограмм правильный вариант написания.

И в отдельности каждая из этих книг может принести большую пользу. Но, по нашему замыслу, максимальный эффект достигается при их комбинированном применении. Например, первые два-три диктанта новой темы учитель дает ученику по книге для самостоятельной работы. Затем, после работы над ошибками, учитель еще раз диктует их по этому пособию. Следующий текст он диктует ученикам уже без подготовки.

В заключение хотим обратить внимание на один важный момент. При диктовке следует ясно проговаривать все орфограммы, еще не пройденные учеником. Если у вас возникают сомнения, относится та или иная орфограмма к числу пройденных, вы можете свериться с данным пособием.

Повторение

Диктант 1

Вот и пришло первое сентября. В этот праздничный день радостные и счастливые ученики столпились у подъезда школы. В руках они держали великолепные букеты цветов. Школьники из разных классов стояли вперемежку тесными группами. Часть детей находилась на ступеньках лестницы. Слышались весёлые голоса и смех. К пришкольному участку часто подъезжали машины. Это бывшие ученики спешили поздравить своих старых учителей. Учащиеся пока не заходили в школу. Они слушали интересное выступление известного профессора. Он много лет назад окончил эту школу. (76 слов)

Диктант 2

В конце октября начался листопад. Пожелтевшие и покрасневшие листочки кружились в воздухе. Это был печальный и прекрасный осенний танец. Случалось, что яростный порыв ветра превращал танец в пляску. Лес стал красивым и грустным. Масса листьев покрывала широкие аллеи, узкие дорожки и тесные тропки. Часто стояла ненастная погода. Иногда яркое солнце согревало воздух. Но напрасно. Рано или поздно наступит зима. (59 слов)

Диктант 3

Стоял чудесный осенний денёк. Солнце ласково светило на ясном небе. Жужжали последние мошки. Птичьи стаи тянулись на юг. На полянах и во дворах вороны собирались в группы. В каждой было до десятка птиц. Осенью вороны тоже кочуют к югу. Но далеко не улетают. А воробьи селятся близко с жильём человека. Здесь можно найти много съедобных объедков. Добрые люди часто делают для птиц кормушки. Их развешивают на деревьях, на окнах. (69 слов)

Диктант 4

Поздней осенью мы вышли в лес на прогулку. Было раннее утро. В лесу стояла тишь. Изредка раздавались птичьи голоса. Тонны жёлтых и красных листьев лежали под ногами. Они ещё не превратились в скользкую серую массу. Лес без листвы казался грустным и пресным. Мы обошли окрестности, перешли по мосткам глубокий овраг и остановились перед большим подъёмом. Нам навстречу бежала группа детей. Эти ребята участвовали в школьном кроссе. И мы решили размяться и добежать до дома. После пробежки мы с аппетитом позавтракали. (81 слово)

Диктант 5

Юннаты Алла, Римма и Серёжа решили собрать коллекцию пожелтевших и покрасневших осенних листьев. Ранним утром вышли они в близкий лесок. Дорога лежала через большой парк. Длинная аллея привела детей на берег пруда. Ночь была холодная, и водную гладь покрывал хрупкий ледок. Местами торчал высохший камыш. По ледку ходила воронья стая. Несколько десятков птиц разделились на группы. Они искали съедобные зёрнышки. Ребята бросили им корж и калач. Птицы стали радостно клевать хлебный мякиш. (72 слова)

Диктант 6

Ранним субботним утром Кирилл и Ольга играли в теннис на площадке во дворе. Группа детей сидела на низкой лестнице и следила за игрой. Территория двора была аккуратно очищена дворниками от осенних листьев. Но жёлтые и красные лоскутки всё падали с деревьев. Вот рыжий кот вылез из железной будки и забежал в подъезд. От дома отъехала зелёная машина. Она въехала на большой подъём и оказалась на шоссе. (66 слов)

Диктант 7

Стояла холодная погода. На ясном небе светило осеннее солнце. Вот над верхушками деревьев появилась гигантская туча. Погода становилась ненастной. Яростные порывы ветра сбивали с ветвей деревьев листья и сучья. Но дождь ещё не начался. Грустно жужжали редкие мошки. Они спешили найти убежище. Вот по тропке пробежала робкая мышка. Она боится попасть под дождь. А небесный свод уже затянули тучи. (59 слов)

Диктант 8

Был поздний осенний вечер. Низкие серые тучи затянули небесный свод. Сквозь них была видна только узкая полоска месяца. В эту ночь мы не увидим звёздное небо. Сейчас стоит почти полная тишь. Чуть шуршит камыш на берегу озерца. Но тишина не продлится долго. Скоро погода станет ненастной. Польёт дождь, будет грохотать гром. Скользкая грязь и глубокие лужи покроют пустошь рядом с нашим селом. (62 слова)

Диктант 9

Однажды ранним воскресным утром мы выехали на природу. Стояла осенняя погода, но было тепло. Пожелтевшие и покрасневшие леса и поля казались очень красивыми. Мы остановили машину и вышли полюбоваться прекрасным пейзажем. Рядом с нашим областным центром есть озерцо. От него до леса тянется пустошь. На берегу озерца лежит четыре бревна. Мы съезжаем с шоссе, объезжаем большие лужи и подъезжаем к гладкой площадке. Дальше не проехать. Но мы уже близко от озерца. (71 слово)

Диктант 10

Крыльцо нашего дачного дома расшаталось. Доски были испорчены гнилью. Ходить по лестнице стало опасно. Можно упасть и серьёзно ушибиться. На местном рынке мы купили новые доски и начали мастерить лестницу. Мы работали субботний и воскресный день. Чтобы дерево не сгнило, мы не использовали железных гвоздей и скоб. Гвоздь нам заменил шип из дерева. Крыльцо получилось чудесное. У нас было прекрасное, праздничное настроение. (62 слова)

Диктант 11

Начался листопад. Красивые жёлтые и красные листья разбросала осень по аллеям, по дорожкам и тропкам. Но скоро наступит холодная дождливая погода, опавшая листва превратится в скользкую посеревшую массу. А пока вокруг прекрасный пейзаж. Мы идём по дорожке в парк. Мы разгребаем ногами яркие лоскутки. Их здесь килограммы и даже тонны. Вон рыжая белочка на ветке сосны грызёт крепкими зубками прочные скорлупки. А вот бежит робкий заяц. Интересно своими глазами увидеть лесных зверей. Какая чудесная у нас получилась прогулка! (78 слов)

Диктант 12

Вчера наш класс ходил на экскурсию в осенний парк. Сначала мы шли по длинной широкой аллее. Её покрывала масса жёлтых и красных опавших листьев. Травка под деревьями оставалась зелёной. Местами она уже пожелтела. Нам попадались редкие мошки, жучки и паучки. Скоро их не будет. Последние птичьи стаи улетели на юг. Когда мы возвращались, небесный свод затянули тучи. Подул резкий ветер. Он яростно срывал с деревьев листву. Погода стала ненастной. Сегодня на уроке русского языка мы писали рассказ о вчерашней прогулке. (80 слов)

Диктант 13

Закончились летние каникулы. Ученики вернулись в классы, приступили к устным и письменным работам. Они учат русскую грамматику, читают рассказы русских классиков, решают задачки. Нужно быть серьёзным и аккуратным учеником. Какая тишь стоит в школе во время занятий! Но вот уроки закончились. Группы детей выходят из подъезда школы и сбегают по лестнице. Они с аппетитом пообедают, а потом многие пойдут на теннисную площадку и в бассейн. (65 слов)

Диктант 14

Весной мы разбили огород на пришкольном участке. Мы вскопали длинные узкие грядки. Их было около двух десятков. Настали осенние деньки. На одной грядке появились большие капустные кочаны. На другой грядке выросли крепкие сочные морковки. А вон репчатый лук. Летом его зелёные листья были похожи на стрелы. На небольшой делянке заколосилась рожь. Интересно посмотреть, из чего пекут чёрный хлеб. Хорош и свеж овощ со своего огорода! (64 слова)

Диктант 15

На улице ненастная осенняя погода. Мы негодуем на неё и недоумеваем. Ведь ранним утром на ясном небесном своде светило яркое солнце. На лавках у подъезда грелись старушки. А сейчас яростные порывы ветра срывают листья и сучья с деревьев. Мы ненавидим плохую погоду. Мы не любим сидеть дома в субботу. Мы надеемся, что воскресный день не будет таким дождливым. (58 слов)

Диктант 16

Ранней осенью мы часто ходим за грибами. Субботним или воскресным утром мы встаём чуть свет. Хорошо, если накануне был тёплый дождь. Тогда грибов много. Но земля скользкая, на дорожках и узких тропках лежит грязь. Мокрые низкие ветки устраивают нам холодный душ или даже ванну. Грибы обычно растут группами. Интересно искать их в пожелтевшей и покрасневшей опавшей листве. Мы умеем отличать съедобные грибы от ядовитых. Ведь ядовитые грибы очень опасны. Наши лукошки наполняются серыми и красными шляпками, крепкими и хрупкими ножками. Вечером мы поджарим их с картошкой. Получится аппетитное кушанье, просто объедение. (91 слово)

Диктант 17

Холодная осенняя погода стоит уже давно. Листья облетают с деревьев и устилают землю цветным ковром. Я ненавижу сидеть в субботние и воскресные дни дома и не боюсь ненастной погоды. Вот я иду в лес через парк и сгребаю ногами целые охапки пожелтевшей и покрасневшей листвы. На аллеях в большие кучи собраны килограммы гладких и скользких лоскутков. А в лиственном лесу их тонны. Вон на берегу пруда виднеется чахлый камыш. Утром гладь воды была скована хрупким ледком. Но днём небесный свод прояснился. Солнце растопило лёд. Я гуляю в лесу два часа и возвращаюсь домой. (93 слова)

Читайте также:  Каменный мол ладожское озеро
Диктант 18

Юннаты Илья, Петя и Алла шли по осеннему лесу. Они пробирались по узкой и короткой тропке к железной беседке. Они хотели понаблюдать за птичьими повадками. Дети спустились в глубокий овраг, поднялись по земляной лестнице и оказались в беседке. Из неё открывался чудесный пейзаж. В одну сторону тянулась пустошь. В другой стороне был овраг. Из него торчали верхушки деревьев. На них и жили птицы. Целый час дети не разговаривали, а молча смотрели и записывали интересные факты в тетрадки. (77 слов)

Диктант 19

Ранней осенью мы перестали ходить на пляж. Купаться стало холодно. Но бывать на речке мы не переставали. Нам интересно заниматься парусным спортом. У нас была лодка, в которой мы плавали вдоль берегов и любовались окрестностями. Вот на горе стоит областная больница. А вон виднеется древняя крепостная стена. Листва на деревьях уже пожелтела и покраснела, начала облетать. Но поздней осенью погода стала ненастной, часто дули яростные ветры. Мы больше не выходили на лодке. Это стало опасно. Во время весеннего половодья мы снова поплывём под парусами. (84 слова)

Диктант 20

Алёша Картошкин серьёзно занимался спортом. Он не ленился каждое утро делать зарядку и пробежку. Мальчик бегал по лесным аллеям и дорожкам. После школы Алёша шёл в бассейн или на теннисную площадку. В его классе многие увлекались спортом. Денис Кораблёв хотел стать наездником. Лена Чуева любила парусный спорт. Гриша Чашкин упражнялся с железными гирями. Кроме этого Гриша любил поздним вечером наблюдать звёздное небо в телескоп. (64 слова)

Родительный падеж существительных единственного числа 1, 2, 3-го склонения (-и, -е)

Диктант 1

Вокруг полянки стояли молодые ели. Около одной ёлки была мышиная норка. Из норки часто выбегали робкие мышки. У мыши тонкий скользкий хвостик и гладкая шёрстка. Цвет шёрстки обычно сероватый. Я часто садился около норки в тенёк от макушки ёлки и наблюдал. Жизнь мышки зависит от скорости её пробежки. Маленький зверёк несётся, как стрела. Если на пути стоит ствол ели, мышь взбегает на него на метровую высоту. Потом она падает вниз и без остановки бежит дальше. (75 слов)

Диктант 2

У осени особый запах. Это легко почувствовать во время лесной прогулки. В конце недели, в субботний или воскресный день, я люблю без спешки прогуляться по лесу. Люблю пройти от низкой беседки до большой полянки. Вокруг тропинки земля покрыта пожелтевшими и покрасневшими листьями. В воздухе стоит сладковатый запах осенних листьев, чудесный и грустный запах. В нём много и свежести, и печали. Поэты иногда называют осенний воздух хрустальным или алмазным. (68 слов)

Диктант 3

Узкая тропинка вела от лесной опушки в глубь чащи. Мы свернули на неё около старой ели и шли теперь почти без дороги. То и дело приходилось уклоняться от низкой хлёсткой ветки. Часто мелькали головка или хвост робкой птички или мордочка ловкой мышки. Но вот мы дошли до большой полянки. Здесь много сладкой земляники и вкусной черники. Вон из кустов выглянул и опять исчез рыжий хвост хитрой лисички. А мы с аппетитом съели уже по четыре кружки чудесных ягодок земляники. (79 слов)

Диктант 4

Был погожий осенний денёк. Я гостил у тёти Кати. Вокруг дачного домика тёти Кати разбит большой огород. Вот я стою около капустной грядки. Хочу сорвать два кочана капустки. Тётя Катя кончиком лопатки разгребает землю вокруг морковки. На огороде есть много петрушки, свеколки, клубники, но нет фасоли. На соседнем участке вокруг ветки могучей ели обмотана верёвка. На конце верёвки прикреплено огородное чучело. (61 слово)

Диктант 5

Юннаты нашего класса решили собирать на берегу речки коллекцию луговых растений. Пришли Илья, Кирилл, Алла и Оксана. Не было Саши, Кати, Кости и Маши. Пришлось идти и без дворняжки Жучки. У собачки в конце недели родились щенки. Вот юннаты уже в начале узкой короткой тропки. Дети будут идти по ней и собирать образцы луговой травки – листья осоки, тимофеевки. Для любой девочки интересны цветы. Мальчикам это не кажется серьёзным занятием. Им важнее наблюдение жизни животных. (73 слова)

Дательный падеж существительных единственного числа 1, 2, 3-го склонения (-и, -е)

Диктант 1

Природа подарила осени особую красоту. В эту пору хочется быть близко к природе. Я люблю пробежать по лесной дорожке, тропке или поляне, к большой куче листьев добавить ещё охапку. Мне нравится давать крошки робкой птичке или орешки ловкой белочке. Место, где живёт белочка, легко определить по обглоданной шишке, по ореховой скорлупке. А вот и она сама скачет по ёлке, прыгает от ветки к ветке. Сейчас белочки готовятся к зимовке. (69 слов)

Диктант 2

По опушке леса шёл большой медведь. Была поздняя осень. Зверь готовился к спячке. По узкой тропке медведь направился прямо к чаще. По толстой упавшей осине он перешёл глубокую яму. Под корнями этой осины без опасное место для отдыха зимой. К осени медведь накопил много жира. По всей округе искал он корм. Очень рад бывал зверь сладкой малине и другой вкусной ягодке. По длинной коряге, как по лестнице, спустился медведь в берлогу. (70 слов)

Диктант 3

Раннее осеннее утро. Навстречу утренней дымке по глади озерца плывёт парусная лодка. В ней сидят два человека. К мачте привязан красный флаг. Лодке нужен хороший ветер. Опытной команде не будут страшны даже яростные порывы урагана. Сейчас к радости пассажиров парус надут как надо. На берегу озера по большому пастбищу бредёт стадо коров. К одной корове привязан звонкий бубенчик. Пастух шагает по дорожке и поёт песню. Песне пастуха не хватает мелодичности. (70 слов)

Диктант 4

Ранним субботним утром у нашего класса кросс по широкой дорожке парка. Нас построили по линейке и разбили на группы. Нашей группе выпало бежать первой. По команде учителя мы побежали к близкой теннисной площадке. От неё мы побежим к далёкой запруде. Всё лето я уделял время спортивной подготовке. И к осени набрал хорошую форму. По правде сказать, я бегаю прекрасно. Вот мы подбежали к лесной опушке. К осине привязан флажок. Флажками отмечали путь кросса. Я готов к длинной пробежке. (78 слов)

Диктант 5

Был воскресный денёк. Стояла тёплая осенняя погода. Мы с друзьями решили погулять по округе. По длинной горке мы сбежали к большой пустоши. По земляной лестнице спустились в овраг. Там по узкой и шаткой жёрдочке перешли ручеёк. По поверхности воды плыли жёлтые и красные листья. Мы поднялись к лесной опушке и полазили по гигантской берёзе. Когда я лез к верхушке, ветка подо мной треснула. К этой опасности я не был готов. Но мне удалось спуститься по другой ветке ниже. Больше мы не залезали так высоко. (84 слова)

Повторение

Диктант 1

Вокруг нашей дачи была большая пустошь. Она хорошо подходила для прогулки. По пустоши протекал широкий ручей. Мы переходили его по шаткой и узкой досочке. Дальше мы бежали по тропке, которая вела к низкой горке. Вокруг горки стояли молодые берёзки. Около одной берёзки была большая гладкая площадка. Ради этой площадки мы и приходили сюда. Здесь мы играли в теннис. Хорошо побегать с ракеткой около сетки. Хотя бегать приятно и без ракетки. (70 cлов)

Диктант 2

Ранним осенним утром я подошёл к капустной грядке взять кочан для борща. По канавке около грядки полз длинный уж. Я не боюсь ужа. Надо уметь отличать его от гадюки. Я взял кочан капустки и пучок петрушки. Какой борщ без свеколки? У меня нет также морковки и картошки. Грядки с этими овощами на другой стороне огорода. Я обошёл вокруг большой бочки, прошёл по узкой дорожке, уклонился от низкой ветки яблони и набрал нужных овощей. На нашей земле вызревают вкусные овощи! (77 слов)

Диктант 3

В субботу мы отправились на прогулку к далёкой запруде. Стояла поздняя осень. На всей дорожке лежала скользкая посеревшая масса. По жухлой пожелтевшей травке рассыпана масса листьев. Без зелени деревья казались печальными. Мы дошли до старой землянки и по земляной лестнице спустились в овраг. Здесь нет жёрдочки, чтобы перейти русло речки. По кромке берега мы и подойдём к запруде. Там мы отдохнём около ветхой сторожки. Будем смотреть, как осенние листья скользят по водной глади. (73 слова)

Диктант 4

Около берёзовой рощи был низкий холмик. На нём росла ольха. У этой ольхи мы с друзьями любили отдыхать. Нам открывался чудесный пейзаж. Ветер гнал волны по мягкой травке, как по поверхности воды. Мы часто видели, как по широкой пустоши пробегал заяц. Иногда мелькал рыжий хвост лисички. Из тесной норки высовывалась мордочка робкой мыши. Мы смотрели на красивый полёт ласточки. Далеко в лесу раздавался голос кукушки. Интересно приглядываться к жизни животных. (70 слов)

Диктант 5

От деревни к остановке по шоссе идут люди. Группа людей уже стоит около железной будки. Сейчас придёт автобус. Часть пассажиров выйдет из него по узким ступенькам. На их места поднимутся другие. Мне нет необходимости уезжать. Я останусь до конца недели и вернусь в город только к осени. А пока я лениво бреду по пустоши к опушке близкого леса. Я иду просто ради прогулки. В окрестностях нашей деревни хорошо гулять. (69 слов)

Читайте также:  Посмотреть в хорошем качестве дом у озера

Творительный падеж существительных единственного числа 1, 2, 3-го склонения (-ом, -ем; -ей, -ой)

Диктант 1

Если от нашего села идти полем, можно увидеть прекрасный пейзаж. Вот я бреду узкой полевой тропкой с дорожной сучковатой палкой в руке. Справа поля засеяны пшеницей. Слева настоящим морем волнуется рожь. Порыв ветра проходит по полю длинной дорожкой. Вот у меня под ногами промелькнула молнией робкая мышь. Поля можно назвать мышиным краем или царством. Но мыши встречаются здесь с опасным охотником – ловкой лисичкой. Рыжие хищники часто промышляют охотой на полевых грызунов. (70 слов)

Диктант 2

Летом мы с другом утром и вечером ходили на пляж к нашей речке купаться. Но ранняя осень не баловала нас хорошей погодой. Часто шёл сильный дождь с громом и яростным ветром. Вода потоком стекала в канавку перед нашим домом. Октябрь начался сильным листопадом. Листья усыпали землю жёлтой и красной массой. Перед рассветом травка стала покрываться инеем. Гладь озерца затянулась хрупким ледком. Ноябрь пришёл вместе с вестником близкой зимы – первым снегом. (69 слов)

Диктант 3

Поздняя осень славится утренним морозцем. Я люблю начинать день зарядкой перед домом и пробежкой по близкой пустоши. Хорошо дышать свежим холодным воздухом с осенним сладковатым привкусом. Забавно осыпать себя с головы до ног охапкой листьев. Приятно бежать чуть-чуть скользкой полевой дорожкой, любоваться туманом над близким оврагом, лесом, полем, речкой. Или пройтись берегом речки с весёлой песней. Под склоном холма насладиться лёгким отдыхом. Той же дорогой вернуться домой и войти в родной сад через ворота со скрипящей калиткой. (77 слов)

Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Источник

Игра `что? где? когда?`

Игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

2015 – 2016 учебного года 8-11 классы

Вопрос 1: Закончите стихотворение Андрея Усачева «Художник» из книги «Котография на память»:
«Есть у художника кисти и холст.
А если нет кисти, сгодится и. «

Вопрос 2: В сказке «Ма-Тари-Кари», рассказывающей о том, как у Крокодила заболели зубы, упоминается. Какое устойчивое выражение?

Ответ: Крокодиловы слезы.

Вопрос 3: Закончите тремя словами стихотворение Андрея Усачева:
«Гласит примета рыбака:
«Сперва поплюй на червяка!».
Рыбак плюет, плюет, плюет.
Да что-то. «.

Ответ: «. рыба не клюет».

Вопрос 4: Владимир Иванович Даль указывает русский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка», что прохиндей — это мошенник, который врет, что ездил в некую страну и там постиг всяческие тайны. Назовите эту страну.

Вопрос 5: Считалось, что этот драгоценный камень нельзя уничтожить, и что скорее наковальня уйдет в землю, чем молот разобьет его. Назовите этот драгоценный камень.

Комментарий: Символ прочности.

Вопрос 6: В день 25 апреля в народе говорили: «Не ходи в этот день в лес. Там старый космач проснулся, дёрн разворачивает, добирается до слизней, до личинок, сытится». Кто этот космач?

Комментарий: Считалось, что именно в этот день медведь выходит из берлоги.

Вопрос 7 : В Лапландии существует поверье, что это явление вызывает лиса, бегающая по снежным шапкам гор и высекающая искры своим хвостом. Современная наука доказала, что это явление возникает из-за столкновения солнечного ветра с атмосферой Земли. Назовите это явление двумя словами, начинающимися на одну и ту же букву.

Ответ: Северное сияние.

Вопрос 8: Закончите двустишие, которое пятилетний ребенок посвятил своей маме:
«Здравствуй, милая моя,
ты красивая, . «.

Вопрос 9: Исследование, проведенное в середине прошлого века в США, показало, что 58% американцев ни разу за всю жизнь не сделали этого ни с одной книгой. Мы же полагаем, что все вы, здесь собравшиеся, сделали это и не раз. Что именно сделали?

Ответ: Прочли полностью.

Вопрос 1 0: На Руси маленькие дети иногда подходили к печке, говорили: «Мышка, мышка, на тебе железный, дай мне костяной» и бросали нечто за печку. От себя добавим, что то, что они бросали за печку, железным не было. А что происходило с этими детьми незадолго до вышеописанного?

Ответ: у них выпадал молочный зуб.

Вопрос 11: Это простейшее устройство действует по принципу рычага. Одно из древнейших найдено в Смоленске и изготовлено в X веке. Воспроизведите детскую загадку о пяти составляющих этого устройства.

Ответ: два кольца, два конца, посередине гвоздик

Вопрос 12 : Писатель-фантаст Борис Штерн говорил, что первой прочитанной им книгой был фантастический детектив с тремя неудавшимися покушениями на убийство и одним удавшимся. Как называлась эта книга?

Вопрос 1 3: В сборниках статей по этимологии Этимология — раздел лингвистикиизучающий происхождение слов) регулярно издаваемых Российской Академией наук, ссылки на наиболее часто используемые источники даются в сокращенном виде. Например, ЭССЯ означает «Этимологический словарь славянских языков», а СРНГ — «Словарь русских народных говоров». Одно из часто используемых сокращений состоит из четырех букв, последняя из которых — Ь (мягкий знак). Какой словарь обозначается таким образом?

Ответ: Словарь Даля («Толковый словарь живого великорусского языка»).

Вопрос 14: Грифовая черепаха, живущая в водоемах юга Северной Америки, с этой целью часто высовывает изо рта свой длинный тонкий язык. А каких животных обычно использует с той же целью человек?

Ответ: Червяков. Рыбу подманивать.

Вопрос 1 5: По мнению Гастона Левиса, ОНО стирает ошибку и отшлифовывает истину. Острословы утверждают, что только ОНО лечит бесплатно. Назовите ЕГО.

Вопрос 16: ЭТО частично используется вместо пенопластовых шариков как наполнитель для пакетов, чтобы предохранить пересылаемый товар от повреждения при транспортировке. После доставки товара ЭТО может быть использовано как корм для скота, птиц, или идет в компост. Что же ЭТО?

Зачёт: Воздушная кукуруза.

Вопрос 17: В 327 году до н.э. во время индийского похода воины Александра Македонского впервые увидели ЕГО. Страбон так описал ЕГО: «ОН дает мед, хотя и без пчел». Назовите ЕГО двумя словами.

Ответ: Сахарный тростник.

Вопрос 18 : Пауло Коэльо (Родился в 1947г в благополучной семье инженера) назвал ЕГО самой большой библиотекой в мире. Назовите ЕГО словом из восьми букв.

Вопрос 19: В этом растении мало воды, поэтому после срывания оно долго сохраняет свой естественный вид. Отсюда оно и получило свое название. Какое?

Вопрос 20: Закончите одним словом стихотворение Андрея Усачева:
«Гуляет кот по огородам.
Ведь кто выходит за забор,
Тот наслаждается свободой
И расширяет . «.

Вопрос 21: Большой Бестолковый словарь определяет ЕГО как «автоматически срабатывающий тормоз». Первым человеком, который ИМ воспользовался, иногда в шутку называют Михаила Васильевича Ломоносова, несмотря на то, что эта часть его биографии скорее легендарна. Назовите ЕГО одним сложным словом.

Вопрос 22: В детстве Светлана Тома училась в сельской школе. Детей было мало, а в школе — всего одна комната с четырьмя рядами парт. Чему соответствовал каждый из рядов?

Ответ: Отдельному классу.

Вопрос 23 : Самым древним ИКСОМ археологи признают плоский, тяжелый камень. На Руси в качестве ИКСА долгое время использовались деревянные орудия, которые назывались по-разному: «ребрак», «пральник», «раскатка». Назовите ИКС.

Вопрос 24: Народная примета гласит: если в одном дупле вы увидите зимой сразу несколько белок, следует ожидать. Чего?

Вопрос 25: Незнание закона Архимеда привело ЕЕ к негативным эмоциям, которые привлекли внимание окружающих. Назовите ЕЕ имя.

Вопрос 26: Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. адмирал Григорий Спиридов командовал русскими эскадрами в Эгейском море. Общаясь с представителями местного населения, он невольно заимствовал у них различные слова и термины. В результате в бумагах Спиридова появилось загадочное слово Негропонт. Что означало это слово?

Ответ: Черное море.

Комментарий: Так тогдашние греки называли этот водоем («негро» — «черное», «понт» — «море»)..

Вопрос 27: Внимание, чёрный ящик. Британские стоматологи утверждают, когда дети пьют газировку, то она попадает почти на все зубы, а при использовании ЭТОГО этот показатель уменьшается почти в 3 раза. Назовите ЭТО?

Вопрос 28: На логотипе одной телекомпании эта птица появилась в 1950-х годах, чтобы продемонстрировать богатство новых технических возможностей. Детский поэт Сергей Баруздин назвал её (птицу) красавцем, подметающим пыль. Назовите этого красавца одним словом.

Вопрос 29: Вашему вниманию предлагается детское стихотворение : «Разговор (пропуск) с картошкой».
— Вы опять ко мне пристали,
Ваше огородие!
— Лучше б сами вы отстали,
Ваше.
Я не прошу Вас закончить стихотворении… Скажите, пожалуйста, с кем разговаривала картошка?

Ответ: со сковородой

Вопрос 30: В самом начале книги Сергея Козлова ее главные герои разучивают песенку, в которой речь идет о том, что ОНА – и домик, и шалаш, а также говорится, что у НЕЕ есть второй этаж. В вашем ответе должна быть только ОНА.

Вопрос 31: Эту особу сначала интересовал предмет быта, потом здание, родовитость, власть… Ответьте двумя словами, каким предметом закончилась эта история?

Ответ: разбитым корытом.

Вопрос 32. Петр 1 отправляя молодых дворян в Европу учиться корабельному делу, следил за тем, чтобы на корабли их распределяли по одному. Для чего он это делал?

Ответ: Чтобы лучше усваивали иностранные языки.

Вопрос 33 : Мало кто знает, что дикобраз – одно из самых непотопляемых животных, причём утонуть он не сможет даже в том случае, если захочет это сделать. А виной этому его длинные иглы, внутри которых находится… а что находится внутри игл дикобраза?

Читайте также:  Где находится озеро лебяжья

Вопрос 34: Прослушайте начало сказки… «Октябрь… Осень… Однажды осенью около озера оказался огорченный обиженный Ослик. «Один, опять один», – охал он, – одиночество, опять одиночество…»

Придумывать такие сказки не так просто, как кажется на первый взгляд, ибо есть в них одна интересная особенность. Какая?

Ответ: все слова начинаются на одну и ту же букву.

Вопрос 35: В детском стихотворении поэта Игоря Жукова один и тот же эпитет применяется к ручке, к небу из-за находящегося в небе объекта и к небольшому строению из-за имени обитателя этого строения. Назовите это имя.

Вопрос 36: Корова и кресло, курица и циркуль, штатив и рояль. Что общего у каждой пары?

Ответ: количество ног.

Вопрос 37: У многих скоморохов в древности была погремушка из бычьего пузыря. А плоды какого растения находились внутри этого пузыря?

Ответ: гороха — «шут гороховый».

Вопрос 38: Персонажу сказки Владимира Каверина приходилось каждое утро стоять на голове, потому что Фея Вежливости и точности в наказание за грубость превратила его. В какой предмет?

Ответ: В песочные часы.

Вопрос 39:.Какие существуют лекарства от СПИДа?

Ответ: Есть куча лекрарств, чтобы он не прогрессировал. С ними можно дожить до старости. ОТ спида — лекарств нет.

Вопрос 40:.Как расшифровывается ВИЧ?

Ответ: (Вирус иммунодефицита человека)

Вопрос 41:.На каком континенте возник ВИЧ?

Ответ: Согласно одной из гипотез, ВИЧ существовал с древних времен и эволюционировал вместе с человеком при его расселении по планете. Возможно, он длительное время вызывал эндемические заболевания СПИДом в глухих, изолированных уголках Центральной Африки, например, в племенных поселениях, затерянных в джунглях. А поскольку в глухих районах африканского континента продолжительность жизни не превышала 30 лет, аборигены, заразившиеся ВИЧ, погибали еще до развития СПИДа. На эту мысль наводит тот факт, что Африка является родиной многих опасных болезней (лихорадка Эбола, малярия и др.).

Вопрос 42: Какая звезда мирового уровня, родившаяся в Башкирии, умерла от СПИДа? Ответ: Рудольф Хаметович Нуреев

Вопрос 43: Как расшифровывается СПИД?

Ответ: (Синдром приобретенногоиммунодефицита)

Вопрос 44: блиц-вопрос Можно ли заразиться СПИДом, если:

1. Дружески целоваться.

2. Иметь половые сношения.

3. Принимать пищу за одним столом.

4. Спать в одной комнате.

5. Обмениваться рукопожатиями.

6. Помогать при промывании ран. Как?

7. Сидеть за одним столом или партой.

8. Дать другому человеку на время карандаш или ручку.

Источник

Диктант на одну букву ( Волшебный мир грамматики)

Диктант на одну букву

(Волшебный мир грамматики)

Одинокий ослик

Однажды осенью около озера оказался огорченный, обиженный ослик.

— Один, опять один, — охал он. – Одиночество, опять одиночество…

— Ой ли? – ойкнула обезьянка.

— Ой ли? Обеспокоенно отозвался оленёнок.

— О-й-л-и-и? – отозвался орёл.

Ой ли. – обиженно ответил ослик.

Обезьянка отнесла ослику овёс. Оленёнок отнёс овощи, оладьи. Орёл – омлет.

— Обед! Отличный обед! – обрадовался ослик. – Обязательно откушайте!

Осенью около озера обрадованные, окрылённые обедали ослик, обезьянка, оленёнок, орёл.

Однажды в огороде отец обнаружил огурец. Он оказался очень огромным и оранжевого цвета. Отец оторопело оглядел огурец. Около одиннадцати отец остановился обдумать обстоятельства окружающей обстановки… Около огорода оказалась очаровательная Ольга. Она очаровывалась огромным оранжевого цвета огурцом. Ольга осмелела: «Оторвите огурец Оленьке!» Отец окрестил огурчик и отдал Ольге.

Попугай и Петрович

Попугай Петя предупредил Петровича о прекрасной погоде. Петровичу понравился прогноз. Петрович Предложил Пете пойти в поход. Попугай полюбил прелестного Петровича.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: ДБ-607788

  • Русский язык
  • Другое
  • 5 класс
  • Другие методич. материалы
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Барсучий нос — Паустовский К.

История, приключившаяся с рыбаками на многодневной осенней рыбалке. Как-то вечером рыбаки жарили картошку, на вкусный запах вышел барсук и, не побоявшись людей, подбежал и сунул нос в картошку.

Барсучий нос читать

Барсучий нос - Паустовский К.

Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась чёрной, как дёготь.

Барсучий нос - Паустовский К.

Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.

У нас на стоянке горел костёр. Мы жгли его весь день и ночь напролёт, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и весёлые человеческие крики.

Барсучий нос - Паустовский К.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

Картошка жарилась на сковороде, от неё шёл острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночёвки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он всё замечал и рассказывал.

Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.

Мы делали вид, что верили ему.

Всё, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над чёрными озёрами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких стен.

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!

Барсучий нос - Паустовский К.

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрныё нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкура.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал — барсук прыгнул к сковородке и сунул свой в неё свой нос…

Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожжённый нос. Я не поверил.

Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах — мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.

Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что он не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук.

Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.

Барсучий нос - Паустовский К.

Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожжённый нос.

Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучонок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него на него и лягал задними пушистыми лапами.

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

Источник