Меню

Охранная зона около реки



Водоохранная зона водного объекта

Сегодня предлагаем Вам разобраться в теме, с которой на практике в жизни может столкнуться каждый. Речь пойдёт о водоохранных зонах: о том, что это такое, как устанавливается, что можно там делать, а что нельзя. Водоёмов в России пруд пруди, поэтому знать это надо каждому, чтобы поездка на рыбалку или строительство домика на живописном берегу реки не обратилось привлечением к ответственности. Итак, начнём!

Что считается водоохранной зоной?

Водоохранной зоной признаётся территория, которая примыкает к границе какого-либо водного объекта (море, река, канал, озеро и т.д.) и на которой устанавливается особый режим её использования. Проще говоря, это часть суши, на которой заканчивается водный объект и начинается земля, имеющая определённую ширину вглубь берега.

Водоохранная зона относится к зонам с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Её назначение состоит в том, чтобы защитить водоём от засорений и загрязнений, сохранить благоприятную среду для водных и прибрежных обитателей.

Отличие водоохранной зоны от прибрежной защитной полосы

Наряду с понятием «водоохранная зона» существует понятие «прибрежной защитной полосы». Разберёмся, в чем состоит отличие между ними. На самом деле, прибрежная защитная полоса является частью водоохранной зоны, непосредственной прилегающей к границе водоёма. В некоторых случаях границы прибрежной защитной полосы могут совпадать с границами водоохранной зоны (например, для рек и ручьёв, длина которых меньше 10 км). На неё в полной мере распространяется особый режим, устанавливаемый для водоохранной зоны.

Отличие заключается в том, что в пределах прибрежной защитной полосы устанавливаются дополнительные ограничения, которые не распространяются на остальную часть водоохранной зоны. В пределах прибрежной защитной полосы запрещается пахать земли, сваливать размытый грунт, пасти скот, организовывать детские лагеря и ванны. Ниже приведена картинка для наглядности:

отличие водоохранной зоны от прибрежной защитной зоны

Все водные объекты с водоохранной зоной

Из статьи 65 Водного кодекса следует, что водоёмами, вокруг которых устанавливается водоохранная зона, являются:

  • моря;
  • реки;
  • ручьи;
  • каналы;
  • озёра;
  • водохранилища.

Не устанавливаются водоохранные зоны для:

  • озер и водохранилищ с акваторией менее 0,5 кв. км, не имеющих особо ценного рыбохозяйственного назначения;
  • прудов и обводненных карьеров;
  • ледников, снежников, родников, гейзеров, болот и озер внутри болот;
  • рек и их частей, помещенных в закрытые коллекторы;

Водоохранная зона не устанавливается либо для водоёмов, для которых это прямо указано в статье 65, либо для тех водных объектов, для которых не устанавливается береговая полоса (полоса земли вдоль границы водоёма водного объекта).

Порядок установления водоохранной зоны

Порядок установления водоохранных зон регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 (ред. от 29.04.2016) «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Установлением водоохранной зоны занимаются властные органы, в зависимости от того, где расположен водоём:
• Территориальные органы Росводресурсов в отношении морей (их частей), водоёмов, используемых на территории двух и более соответствующих субъектов, при этом включённых в перечень Правительства РФ.
• Региональные органы власти – в отношении водоёмов, находящихся в пределах соответствующего субъекта (в случае, если ему переданы полномочия соответствующие Российской Федерации).

Для установления границ водоохранной зоны органы осуществляют следующие действия:
1) Определяют ширину водоохранной зоны;
2) Описывают границы зоны, их координаты и опорные точки;
3) Фиксируют границы водоохранной зоны на картах;
4) Устанавливают границы водоохранной зоны на местности (размещают информационные знаки);
5)Представляют документы в Росводресурсы (сведения о типе и наименовании водного объекта, границы ВЗ, их координаты, площадь, текстовое и графическое описание, схемы в формате XML), которое вносит сведения в государственный водный реестр.

Затем Росводресурсы направляет сведения в Росреестр для внесения их в ЕГРН. Только со дня внесения сведений в ЕГРН границы водоохранной зоны считаются установленными.

Обозначение водоохранной зоны на местности

Органы, занимающиеся установлением границ водоохранной зоны, в обязательном порядке размещают на всем протяжении границ водоохранной зоны специальные информационные знаки – специальные таблички или указатели, свидетельствующие о том, что данная территория имеет особый режим её использования. Такие знаки устанавливаются:

  • в характерных точках рельефа (ямы, холмы и т.д.);
  • в местах пересечения водных объектов дорогами;
  • в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

Требования к информационным знакам установлены в Приказе Минприроды России от 13 августа 2009 г. N 249 «Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов». Информационное обозначение должно отвечать следующим параметрам: размер — 500×1000 мм, сделан из прочного материала, фон должен иметь синий цвет, надпись выравнивается по центру и наносится на знак печатными буквами белого цвета, которые должны быть видны в светлое время суток с расстояния 50 метров. Выглядит такой знак следующим образом:

знак водоохранной зоны

Значение таких указателей заключается в том, чтобы оказавшиеся рядом люди не нарушали установленного законом режима для таких территорий. В противном случае они могут быть привлечены к административной ответственности (более подробно об этом далее).

Размеры водоохранных зон

Водоохранные зоны имеют определённые границы, которые устанавливаются в пределах тех размеров, которые закреплены в Водном кодексе. Размер зоны зависит от объекта, в отношении которого она устанавливается. Можно заметить следующую тенденцию: чем больше по размеру сам водоём, тем больше его водоохранная зона. Размеры водоохранной зоны в зависимости от объекта имеют следующие значения:

  • Для рек и ручьев:

1) до 10 км– 50 м. В данном случае границы водоохранной зоны буду совпадать с прибрежной защитной полосой;

2) 10 – 50 км — 100 м.

3) больше 50 км – 200 м.

  • Для озёр и водохранилищ – 50 м (для водохранилищ на водотоке – по ширине водотока).
  • Для моря – 500 м.
  • Для каналов — совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. Полосы отвода каналов определяются в соответствии со строительными правилами и зависят от ряда факторов (пропускной способности канала, тип его устройства и пр.).

Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер водоохранной зоны. Если водоём находится за пределами населённого пункта, то ширина водоохранной зоны отсчитывается от границы водного объекта, для морей – от линии максимального прилива. Если у водоёма есть набережная, то ширина отсчитывается от парапета набережной.

Если необходимо установить водоохранную зону в населённом пункте, то при определении её ширины, наоборот, приоритетной точкой отсчёта является парапет набережной, и только в случае её отсутствия ширина отсчитывается от границы водоёма.

Транспорт в водоохранной зоне: движение и стоянка автомобилей, мотоциклов, мопедов

Начнём рассказывать про ограничения на территории водоохранной зоны с того, какой режим установлен для нахождения в ней транспортных средств (далее — ТС).

В Водном кодексе сказано, что в границах водоохранных зон запрещено движение и стоянка ТС (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки только на дорогах и в оборудованных местах с твёрдым покрытием. В ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога определяется как «обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии». То есть по дорогам, которые расположены на территории водоохранной зоны, можно спокойно передвигаться, а машину без риска можно оставить на её обочине. По остальной территории передвигаться нельзя. Что же касается специально оборудованных мест, то обычно их очень мало, а найти достаточно трудно.

Исключением из правила являются специальные транспортные средства, которые могут ездить и останавливаться в водоохранной зоне. Разберёмся, какой транспорт можно считать в данном случае специальным.

Понятие специального транспортного средства установлено в пункте 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (постановление Правительства РФ от 10.09.09 N 720):

— это «транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.)». Кроме того, Минприроды относит к таковым транспортные средства МЧС, «скорую помощь», транспортные средства правоохранительных органов, контрольно-надзорных органов и иных спецслужб. При этом движение и стоянка перечисленных транспортных средств в водоохранной зоне допускается только при осуществлении ими своих полномочий.

Указанные правила распространяются не только на автомобили, но и на мотоциклы. В ПДД сказано, что «транспортное средство» – это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Понятия «мотоцикл» и «мопед» также определяются как транспортные средства. Это необходимо помнить и иметь в виду, иначе есть возможность получить штраф.

В связи с этим в пределах водоохранных зон также не допускается размещать заправки, склады ГСМ, СТО, мойки ТС.

Отдых в границах водоохранной зоны: палатка, костер

Специальных правил, регламентирующих этот вопрос, не установлено. Тем не менее, это не значит, что на территории водоохранной зоны можно делать всё, что душе угодно. Необходимо вспомнить про цели, ради которых она устанавливается – противодействие загрязнению водоёмов и сохранение благоприятной окружающей среды. Нужно соблюдать простые правила: увозить мусор, не выкидывать отходы в водоём, разжигать костры на отведённых площадках, палатки ставить аккуратно.

Строительство в водоохранной зоне: что можно строить, какие ограничения

Ещё один важный вопрос, на который стоит ответить – можно ли строить на территории водоохранной зоны? Если да, то есть ли ограничения на строительство? Давайте разбираться.

Водный кодекс не запрещает строительство на территории водоохранной зоны. Однако существуют некоторые ограничения на строительство. Для того чтобы строительство было законным, необходимо оборудовать строящийся объект очистными сооружениями, которые обеспечат защиту окружающей среде. К таким Водный кодекс относит канализации, ливнёвки, иные системы отведения (сброса) вод, очистные сооружения (септик), сооружения для сбора отходов производства и потребления. Указанные особенности распространяются и на расположенные на территории водоохранной зоны дачи, сады и огороды. До их оборудования надлежит использовать приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

При этом следует помнить, что строительство должно производиться таким образом, чтобы береговая полоса (20 метров от береговой линии, границы водного объекта) всегда оставалась общедоступной для граждан, так как водные объекты являются объектами общего пользования.

Никаких дополнительных разрешений или взаимодействий с государственными органами касательно территории водоохранной зоны не требуется.

Дополнительные запреты и ограничения в водоохранной зоне

Также п. 15 ст. 65 Водного кодекса установлены запреты на следующие виды деятельности:

  • использование сточных вод для удобрения почв;
  • размещение кладбищ, скотомогильников, свалок различных видов отходов (производства, отравляющих и ядовитых веществ и т.д.);
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
  • размещение и применение хранилищ пестицидов и агрохимикатов,
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.

На территории прибрежной защитной полосы как части водоохранной зоны, как уже было сказано, устанавливаются дополнительные ограничения.

Кроме того, дополнительные ограничения устанавливаются Лесным кодексом в случае, если на территории водоохранной зоны находится лес. В таком случае на территории водоохранной зоны запрещается:

  • сплошные рубки лесных насаждений;
  • использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
  • создание и эксплуатация лесных плантаций;
  • размещение объектов капитального строительства, за исключением объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

Штрафы за нарушение правил в водоохранной зоне: виды, размеры, кто имеет право штрафовать

Особый режим в отношении территорий водоохранной зоны устанавливается не просто так. За его несоблюдение предусмотрена административная ответственность. Рассмотрим виды правонарушений, за которые привлекают к ответственности за нарушение законодательства о режиме водоохранной зоны:

1. Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности (в том числе парковка в водоохранной зоне) (ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ)

  • для граждан – от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 8000 до 12 000 руб.;
  • для юридических лиц – от 200 000 до 400 000 руб.

2. Уничтожение и повреждение информационных знаков, определяющих границы водоохранных зон (ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ)

  • для граждан – от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц – от 5000 до 10000 руб.;
  • для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

3. Невыполнение требований по оборудованию объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов (статья 8.45 КоАП РФ)

  • для граждан – от 3000 до 4000 руб.;
  • для должностных лиц – от 30 000 до 40 000 руб.;
  • для юридических лиц – от 500 000 до 1 млн. руб.
Читайте также:  Не широкая а красивая речка

Повторное нарушение в течение года карается ещё большими штрафами и возможностью приостановления деятельности. Также такое дело рассматривается в суде.

4. Повреждение сооружений водоохранного назначения (ст. 7.7 КоАП РФ)

  • для граждан – 1000 – 1500 руб.;
  • для должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • для юридических лиц – от 20 000 до 30 000 руб.

5. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (ч 2 ст. 8.12 КоАП РФ)

  • для граждан – 3000 – 5000 руб.;
  • для должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для ИП — от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Протоколы об административном правонарушении по перечисленным выше административным делам вправе составлять сотрудники полиции. Рассматривают такие дела государственные инспекторы в области охраны окружающей среды.

Избежать штрафов несложно, главное — быть внимательным к информационным знакам, очерчивающим границы водоохраной зоны, а также следовать правилам, которые были подробно описаны в нашей статье. Перед тем, как осуществлять строительство на земельном участке, необходимо удостовериться, что земельный участок не находится в водоохранной зоне, заказав выписку в Росреестре.

Заключение

В заключение скажем, что правил, регламентирующих режим водоохранной зоны, не так уж и много, а их знание может уберечь Вас от незапланированных финансовых потерь. Важно помнить, что соблюдая рассмотренные в статье правила, вы не только бережёте свой драгоценный рубль, но и сохраняете наше природное богатство для будущих поколений, что во времена тяжёлой экологической ситуации крайне важно.

Похожие статьи

Как часто в своей жизни вы слышали слово «скотомогильник»? Ни разу? Это неудивительно, поскольку в…

Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ в Градостроительный кодекс РФ введена новая глава 6.4 «Снос…

Что представляет собой охранная зона тепловых сетей? Теплоснабжение – часть инфраструктуры города и сельской местности.…

Источник

Охранная зона около реки

Россияне возмущены новым законом о водоохранных зонах в 300 метров

Изменения в Водный кодекс, делающие практически невозможным привычный отдых у водоемов, уже действуют. И многим простым россиянам они не по нраву.

Например, согласно новому закону, водоохранной зоной теперь считаются 200 метров вокруг водоема, в границах которых, согласно 15 пункту части 4 статьи 65 Водного Кодекса, запрещается: движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 г. N 377). Ознакомиться с этим можно в Публичной кадастровой картой, согласно которой практически все водоемы Хакасии уже в природорохранной зоне.

Неравнодушные общественники создали множество петиций, некоторые из них набрали уже более 10 тысяч голосов. Одна из петиций расположена на сайте РОИ (Российские общественные инициативы), петиции с которого обязательно рассматриваются руководством страны после набора ими 100 тысяч голосов, и поддержали ее уже почти 3000 человек.

На сегодняшний день пп.4 п.15 ст.65 Водного кодекса РФ фактически делает невозможным более, чем востребованный неорганизованный отдых на берегах водоемов страны путем запрета въезда транспорта в водоохранную зону вне дорог с твердым покрытием. Ширина таких зон для крупных водоемов сегодня составляет 200 метров. Это значит, что к большой реке мы не имеем права подъехать ближе 200 метров. Думаю, что многие считают выше описанные ограничения, в лучшем случае, маразмом. Люди приезжают отдыхать на берега крупных водоемов на машинах, не на один день, с детьми и с большим количеством груза, с лодками и т.д.. И что, им надо бросить машины в поле и тащить все привезенное 200 метров к берегу пешком? Напомню, что это не только продукты для пикника, а и оборудование для лагеря и не самые легкие плавсредства. Чем транспорт может навредить, если проедет к воде ближе? Загрязнением нефтепродуктами? Но ведь исправные современные машины, соответствуют экологическим нормам и не наносят значительного вреда экологии (иначе зачем эти нормы придумывали), особенно автомобили категории «В». Количество автомобилей на берегах водоемов в городах и в глуши — не сопоставимо. Соответственно и наносимый вред. Тогда уж нужно запрещать автомобили с ДВС в принципе и навсегда.

А как же отдых на природе? А забота о здоровье нации? А общение детей с природой на природе, а не в зоопарке?

Где легально можно спустить лодку (катер) на воду? Такие места есть только в черте городов и то их очень мало.

При этом, следующий, шестнадцатый пункт рассматриваемой статьи тут же услужливо подсказывает — в границах водоохранных зон «допускаются проектирование, строительство, реконструкция». Можно закатать всего лишь пару сотен метров тропинки в асфальт и уже можно будет поставить будочку с кассиром… Напрашивается вывод, что задача кодекса не столько в защите водоемов, сколько в защите интересов тех, кому хотелось бы сделать доступ к воде платным без разумной альтернативы.

Согласен, охранять водные ресурсы нужно, но реально. Сколько было выписано штрафов за мытье машин в водоемах? А за езду по мелководью? А за выброс мусора после пикников? Не слышал, чтоб особо много.

Если не выливать бензин и не мыть машину, то даже 30 м уже достаточное расстояние (Пример соседней Белоруссии). Опять же оставить машину в 200 метрах — ее видно не будет. Интересно, хоть половина машин останутся на месте и в целом состоянии?

Практический результат

  1. Общение с природой останется доступным для большинства населения страны, а не только избранных.
  2. Улучшиться экологическая обстановка у водоемов. Больше чем сейчас ездить не станут, а ужесточение контроля за реальным загрязнением принесет плоды.

Автор петиции, кроме проблем, с которым столкнется народ при исполнении нового закона, предлагает и варианты решения ситуации:

Источник

Охранная зона около реки

«КОММЕНТАРИЙ К ВОДНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(под ред. С.А. Боголюбова)(Юридический Дом Юстицинформ, 1997)

Комментарий к статье 111

Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности на водные объекты.

Статья 65 ВК относит к полномочиям РФ определение порядка установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, режим использования их территорий. 23 ноября 1996 г. Правительство РФ утвердило Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, действующее на всей территории РФ (Российская газета. 1996. 11 декабря).

Согласно Положению водоохранная зона представляет собой территорию, примыкающую к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной или иных видов деятельности. В пределах ее выделяется прибрежная защитная полоса с более строгим охранительным режимом, на которой вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов.

Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также их режим определяются исходя из физико — географических, почвенных, гидрологических условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов. Они утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, согласованному со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно — эпидемиологического надзора и органами Федеральной пограничной службы РФ в соответствии с их положениями.

Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается:

для рек, стариц и озер — от среднемноголетнего уреза воды в летний период;

для водохранилищ — от уреза воды при нормальном подпорном уровне;

для морей — от максимального уровня прилива;

для болот — от их границы (нулевой глубины торфяной залежи).

Для болот в истоках рек, а также для других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях.

Минимальная ширина водоохранных зон рек устанавливается от 50 до 500 м в зависимости от их протяженности, для истоков рек — радиусом не менее 50 м.

Минимальная ширина водоохранных зон для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 кв. км — 300 м, от 2 кв. км и более — 500 м. Те же принципы применяются для определения ширины водоохранных зон верховых болот, формирующих сток постоянных водотоков.

Минимальная ширина водоохранных зон водных объектов, для которых установлены запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых видов рыб, принимается равной ширине этих полос.

Границы водоохранных зон магистральных и межхозяйственных каналов совмещаются с границами полос отвода земель под эти каналы.

Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами. Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.

Минимальная ширина прибрежных защитных полос устанавливается в зависимости от видов угодий и крутизны склонов территорий, прилегающих к водному объекту, и колеблется от 15 до 100 м.

Ширина прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки), устанавливается не менее 100 м независимо от уклона и характера прилегающих земель.

Для морей и горных рек ширина прибрежных защитных полос определяется в каждом конкретном случае с учетом изложенных общих требований.

В городах и других поселениях при наличии ливневой канализации и набережной допускается границу прибрежных защитных полос совмещать с парапетом набережной.

Проектирование водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляется на основе нормативно — методических документов, утверждаемых МПР России по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Заказчиками по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос выступают бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, а в отношении водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование, — водопользователи.

Проекты водоохранных зон утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ.

В установленном порядке проекты водоохранных зон проходят согласование и экологическую экспертизу. Общие требования проведения экологической экспертизы проектных материалов определены ст. ст. 35 — 38 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды».

Границы прибрежных полос на местности закрепляются специальными знаками. Для водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование, это делают водопользователи, в остальных случаях — бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда.

До утверждения проектов минимальные размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос должны быть нанесены на генеральные планы застройки городов, других поселений, планы землепользования, а также иные планово — картографические материалы.

Об установленных границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос должно быть проинформировано население. До сведения населения должно быть доведено содержание режима на указанных территориях.

Положением в пределах водоохранных зон запрещено:

— проведение авиационно — химических работ;

— применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

— использование навозных стоков для удобрения почв;

— размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче — смазочных материалов; площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

— складирование навоза и мусора;

— заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;

— размещение дачных и садово — огородных участков при ширине водоохранной зоны менее 100 м и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов;

— размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово — огородных участков;

— проведение рубок главного пользования;

— проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово — огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

На территориях водоохранных зон разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к указанным ограничениям запрещаются:

Читайте также:  Самая крупная по площади бассейна река евразии

— складирование отвалов размываемых грунтов;

— выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн;

— установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово — огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство;

— движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно — кустарниковой растительностью или залужены.

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.

Установление водоохранных зон не влечет изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками за исключением случаев, предусмотренных законом.

На приграничных территориях режим использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос согласовывается с органами Федеральной пограничной службы РФ, а также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Принятое Положение не изменяет норм действующего законодательства о зонах санитарной охраны источников централизованного хозяйственно — питьевого водоснабжения, запретных полосах лесов по берегам водных объектов, а также об иных охранных зонах водных объектов.

При установлении на водных объектах зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно — питьевого водоснабжения минимальные размеры водоохранных зон и режим хозяйственной деятельности в них определяется санитарными правилами и нормами.

Государственный контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос возложен на органы исполнительной власти субъектов РФ, бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, государственные органы управления использованием и охраной земель и специально уполномоченные органы управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Лица, виновные в нарушении режима использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 112. Особенности предоставления земельных участков в водоохранных зонах и контроль за их использованием

Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом управления использованием и охраной земель, специально уполномоченным государственным органом управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Комментарий к статье 112

Как упоминалось выше (комментарий к ст. 6 ВК), приватизация сельскохозяйственных и некоторых других земель осуществлялась земельными органами нередко в узковедомственном ключе. Поскольку землеустроительная служба недостаточно связана с органами по охране памятников истории и культуры, такие памятники попадали в руки новых собственников без надлежащего предупреждения о мерах по их охране и даже без уведомления об их наличии на отводимой земле. Иногда это касалось также памятников природы. Новые собственники обязаны сохранять проходящие по их землям дороги общего пользования, но что касается тропиночной сети и права прохода по ним посторонних (а также даров природы в местах традиционного их сбора) — на этот счет никаких ограничений на собственника обычно не налагалось. Неопределенным во многих местах оказалось и право прохода по фермерским землям рыбаков и охотников к водным и болотным угодьям.

Что касается водоохранных зон, то в тех регионах, где раньше проводилась работа по их выделению, новые собственники были уведомлены о наличии таких зон и о необходимости соблюдения в них водоохранного режима. Однако работа по выделению этих зон на местности обычно не выполнялась (этому способствует и тот недостаток, что границы фермерских владений не всегда отбиты в натуре). Не всегда они отмечались и на земельных планах.

Статья 112 ВК нацелена на то, чтобы свести указанные промахи к минимуму. Для этого устанавливается порядок, согласно которому само выделение земель в водоохранных зонах поставлено под контроль органов Роскомвода. Содержание статьи касается не только сельскохозяйственных земель и не только земель, передаваемых в частную собственность. Она «покрывает» любые отводы земель, если в их составе имеются водоохранные зоны (см. примечание к предисловию).

Слово «предоставляется» означает реальное выделение земель. Оно не относится к земельно — планировочным прогнозам, когда отвод земель, содержащих в себе водоохранные зоны, только намечается. Между тем, контроль водных органов за планами использования прибрежных земель (до их фактического отвода) был бы также вполне уместен.

Комментируемая статья умалчивает о том, как быть с теми отведенными землями, прилежащими к водным объектам, на которых вовремя не были «наведены» водоохранные зоны. Косвенно ответ на этот вопрос содержится в ст. 6 ВК, которая опускает появление новых прав и обязанностей (у водопользователя) уже после того, как первоначальный комплекс прав и обязанностей был определен предыдущим законодательством. Тем не менее, в развитие этого правила полезным является прямое указание закона, что передача земли в частную собственность или иную форму владения не лишает государства права устанавливать ограничения в ее использовании в интересах охраны природы, памятников культуры, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, а также в экстремальных ситуациях (см. ст. ст. 63 и 89 и другие настоящего Кодекса; ст. 1 ГК РФ).

Статья 113. Использование и охрана лесов водоохранных зон водных объектов

Использование и охрана лесов водоохранных зон водных объектов направлены на предотвращение загрязнения, засорения и истощения водных объектов.

В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществление рубок главного пользования запрещается. Разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.

Предоставление в пользование лесов водоохранных зон осуществляется по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда в соответствии с лесным и водным законодательством Российской Федерации.

Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда осуществляет контроль за использованием лесов водоохранных зон и вправе приостановить либо запретить работы, оказывающие вредное влияние на состояние водных объектов.

Комментарий к статье 113

В целях поддержания гидрологического режима и улучшения состояния рек, озер и водохранилищ в ВК РФ включена статья об использовании и охране лесов водоохранных зон водных объектов.

Эти леса имеют большое водоохранное значение и являются частью водоохранной зоны водных объектов (см. комментарий к ст. 111 ВК).

В пределах водоохранной зоны выделяются прибрежные полосы.

Поскольку от состояния лесов во многом зависит состояние рек, озер и водохранилищ во второй и третьей частях этой статьи сформулирован режим пользования в лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

В этих лесах запрещены рубки главного пользования, которые осуществляются только в спелых и перестройных насаждениях. Они проводятся главным образом для заготовки древесины.

В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.

Рубки промежуточного пользования, в отличие от рубок главного пользования, проводятся в древостоях различных возрастов. Это рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции.

Не все лесные пользования могут нанести ущерб лесам. Например, такие разновидности побочных лесных пользований, как сенокошение, размещение ульев и пасек, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений, ущерба лесам не приносят. Поэтому вряд ли следует требовать согласования предоставления в пользование лесов в подобных случаях (см. ст. 88 ВК об общем водопользовании).

Статья 114. Охрана водных объектов при использовании недр

При геологическом изучении недр, разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

Комментарий к статье 114

Эта статья в общем виде устанавливает обязанности недропользователей по охране водных объектов; указанные обязанности должны быть детализированы в законодательстве об охране природы и других отраслях права.

Охране подлежат как наземные, так и подземные водные объекты. При этом подземные водные объекты должны быть изолированы вдвойне: от попадания в них загрязнений с поверхности земли (например, через пробуренные скважины) и от перетоков загрязненной воды с верхних горизонтов в нижние. Одним из оправдавших себя методов служит тампонирование устий недействующих и заброшенных скважин. Вокруг действующих скважин должна быть организована зона санитарной охраны.

Разведчики недр должны быть готовы к тому, что пробуренная ими скважина наткнется на напорные воды, которые начнут самоизливаться на поверхность. В этом случае они должны принять меры к тому, чтобы сохранить в недрах имеющиеся там запасы воды.

Статья 114 не указывает, что охранять подземные воды должны только геологические и горнодобывающие организации. Аналогичная обязанность лежит на владельцах земной поверхности, если они занимаются добычей полезных ископаемых, извлечением подземной воды. Владельцы земли обычно не являются профессионалами в области разработки недр и добычи воды. Поэтому закон устанавливает разрешительный порядок для этих работ. Лишь в отношении наименее ценных вод, прилегающих к земной поверхности (так называемые верховодки), их добыча допускается без специального разрешения.

Нередко владельцы земель приглашают специализированные организации для бурения на воду. Если при этом нарушается водное законодательство, то встает вопрос, кто должен нести ответственность: подрядчик или заказчик работ. Для некоторых случаев такого рода было бы целесообразно установить солидарную ответственность сторон за допущенное нарушение. В подобных ситуациях желательно использовать типовые договоры, в которых стороны оговаривали бы, кто из них и за что несет ответственность.

Бурение производится не только на суше, но и в море. В этом случае охранять от загрязнения надо морские воды. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, это направление правовой охраны морской среды достаточно сложно и требует специальной разработки.

Сходным образом обстоит дело с процессами добычи со дна рек песка и гравия. Но здесь надо заботиться не только о соблюдении чистоты вод. Такие процессы изменяют формы речного русла и берегов; они могут вызвать оползни и размывы. Расширение поперечного сечения реки влечет за собой замедление скорости течения и осаждение так называемых влекомых наносов. Не исключены побочные явления (как благоприятного, так и неблагоприятного свойства) в области судоходства, рыбного хозяйства, рекреации на воде. Поэтому все такие работы должны производиться только с разрешения водных органов. По своим технологическим характеристикам и экологическим последствиям они близки к землечерпанию — работе, которая нередко выполняется на судовых ходах ради обеспечения необходимых глубин (ст. 108 ВК).

Законодательство о недрах не упоминает в качестве полезного ископаемого озерный ил (сапропель), который используется в качестве удобрения, а также в некоторых химических производствах. Добыча такого ила в ряде случаев улучшает качество вод. Но поскольку одновременно происходит снижение уровня озера (которое может вызвать эрозию его берегов и переосушение прилегающих к нему площадей), такие работы требуют всестороннего прогнозирования их результатов. Проведение этих работ требует согласования не только с водными, но и другими надзорными органами.

Существенные преобразования речных ландшафтов происходят при добыче так называемого россыпного золота (и некоторых других металлов) с помощью драг. Эти работы требуют целого комплекса мер по охране природы. Проекты таких работ подлежат обязательному согласованию с водными органами.

Статья 115. Зоны и округа санитарной охраны

В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно — бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 115

Зона (округ) санитарной охраны представляет собой территорию, на которой установлен специальный режим и проводятся мероприятия, направленные на охрану водных объектов.

Порядок образования и режим зон (округов) санитарной охраны определен законодательством.

Для источников водоснабжения и водопроводов он установлен Постановлением ЦИК и СНК от 17 мая 1937 г., которое продолжает действовать до издания соответствующего российского правового акта (Сборник нормативных актов по охране природы. — М.: Юриздат, 1977. С.276).

Читайте также:  Все реки которые впадают в карское море ответ

Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим.

Первый пояс (зона строгого режима) организуется для охраны мест забора воды из источника и прилегающих к нему участков, а также головных сооружений водопроводов. Эта территория ограждается, благоустраивается, охраняется. Здесь запрещено проживание и временное нахождение лиц непосредственно не связанных с работой на водопроводных сооружениях, а также строительство, не связанное с техническими нуждами самого водопровода.

Второй пояс (зона ограничений) включает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки. Во втором поясе запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное их ухудшение. В пределах второго пояса строительство, уничтожение насаждений, проведение железнодорожных и автотранспортных путей, использование земельных участков и водоемов для сельскохозяйственных нужд, мероприятия по физкультуре, купание и т.п. допускается только с особого разрешения органов санитарного надзора.

Третий пояс (зона наблюдений) охватывает смежную со вторым поясом территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод. В третьем поясе органы санитарного надзора производят специальный учет инфекционных заболеваний, которые могут распространяться через водопровод и проводят эпидемиологическое обследование каждого отдельного случая таких заболеваний.

Водоохранная зона источника питьевого водоснабжения является особо охраняемой территорией. Ее границы определяются на карте, а границы первого пояса отмечаются в натуре соответствующими знаками (столбы с надписями). Местная администрация обязана оповестить население о границах зоны санитарной охраны и ее режиме.

Для обеспечения охраны водных объектов, признанных лечебными, в соответствии с Законом РФ от 27 января 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно — оздоровительных местностях и курортах» устанавливаются округа санитарной (горно — санитарной) охраны (Российская газета. 1995. 1 марта).

Округ санитарной (горно — санитарной) охраны — особо охраняемая территория, на которой устанавливается особый режим хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающий защиту и сохранение природных лечебных ресурсов от загрязнения и преждевременного истощения. Для природных лечебных ресурсов, относящихся к недрам, устанавливаются округа горно — санитарной охраны, в остальных случаях округа санитарной охраны.

В составе округа выделяется до трех зон.

В первой зоне устанавливается строгий охранительный режим. Здесь запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима охраны осуществляется в первой зоне — юридическими и физическими лицами, разрабатывающими и использующими природные лечебные ресурсы на основании лицензии; во второй и третьей зонах — пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Санитарно — оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно — санитарной) охраны осуществляются за счет пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной охраны.

Границы и режим округов санитарной (горно — санитарной) охраны утверждаются Правительством РФ для лечебно — оздоровительных местностей и курортов федерального значения и органами исполнительной государственной власти субъектов Федерации — для регионального и местного значения.

Источник

Водоохранная зона: что можно и что нельзя

Содержание

  1. Что такое водоохранная зона (ВОЗ)
  2. Составляющие части ВОЗ
  3. Порядок установления ВОЗ
  4. Ширина водоохранной зоны
  5. Запреты в границах ВОЗ и ПЗП
  6. Строительство в водоохранной зоне
  7. Требования к участку
  8. Нормы строительства в водоохранной зоне
  9. Как узнать статус земельного участка
  10. Как изменить границы водоохранной зоны
  11. Штрафные санкции
  12. Заключение
Обратите внимание: юристы не записывают на приём, не проверяют готовность документов, не консультируют по адресам и режиму работы МФЦ.

Водные объекты России — это 2, 5 млн. больших и малых рек, 2 млн. озер, не считая водохранилищ и морей. Согласно ВК РФ по берегам всех водоемов страны устанавливается водоохранная зона (ВОЗ) с особыми правилами поведения внутри неё. Владельцам всех видов транспорта полезно знать эти правила, чтобы досадный штраф не испортил удовольствия от рыбалки или отдыха на природе. Объекты недвижимости на водоемах должны соответствовать строгим нормам Водного кодекса, иначе им будет грозить снос. Земельные участки вблизи водных объектов также должны соответствовать этим нормам, иначе владельцам будет отказано в праве владения.

Что такое водоохранная зона (ВОЗ)

Понятие «водоохранная зона» появилось у нас в 1936 году. Тогда по берегам крупных рек была запрещена вырубка лесов. Ширина запретной территории колебалась от 4 до 20 км. Времена были строгие – нарушителям закона грозило уголовное наказание.

Что такое водоохранная зона в современной трактовке, объясняет Водный кодекс РФ, принятый в 2007 г. Он констатирует, что хозяйственная деятельность людей на берегах водоемов загрязняет их, истощает животный и растительный мир. Для сохранения природы берега водных массивов объявлены землями с ограниченным правовым режимом. Параметрам этих земель посвящена статья 65 – «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы».

Составляющие части ВОЗ

Угодья, охраняемые законом, описываются следующей терминологией.

  1. Береговая линия – место, где кончается вода и начинается суша. Для моря – это линия максимальной отметки во время приливов; для рек и озер – это урез воды в теплое время года, для водохранилищ и прудов – нормальный подпорный уровень. С береговой отметки начинается отсчет протяженности водоохранной зоны. Инспектор Росприроднадзора может измерить расстояние, отделяющее припаркованную машину от черты берега, чтобы определить, нарушены ли границы заветной земли.
  2. Береговая полоса – место общего пользования, на ней не должно быть заграждений, мешающих проходу людей. Ширина общедоступного берега — от 5 до 20 метров, в зависимости от размеров водоема.
  3. Прибрежная защитная полоса (ПЗП) – начинается сразу за береговой полосой, имеет строгие ограничения. Ширина ПЗП зависит от уклона местности — на плоских берегах с низкой поймой она составляет 30 метров. Если берег понижается в сторону водоема с уклоном до 3° — защитная полоса увеличивается до 40 м, на более крутых берегах ПЗП расширяется до 50 м. Особо ценные водоемы с питьевыми и биологическими ресурсами имеют санитарную полосу максимальной протяженности – 200 м.
  4. Водоохранная зона (ВОЗ) – самая широкая защитная полоса по берегам водоемов, включающая в себя все вышеописанные части. Что можно, и что нельзя делать внутри этой территории, определяет 65-я статья ВК РФ. Правила установления водоохранных зон и полос прописаны в Правительственном Постановлении №17 от 2009 г.

Порядок установления ВОЗ

Защитные зоны крупных водоемов определяются Федеральным агентством Росводресурсов и его представительствами – БВУ (бассейновое водное управление). Действия специалистов, которые устанавливают водоохранные зоны, подчиняются определенному порядку:

  • на основании ст. 65 ВК РФ они определяют величину всей защитной зоны и составляющих ее участков: береговой полосы и ПЗП;
  • с помощью координат характерных точек указывают границы на карте;
  • направляют материалы для регистрации ВОЗ в органах местной администрации, в Федеральном Водном реестре и в ЕГРН;
  • готовят распорядительные акты о параметрах охранных территорий;
  • в местах отдыха населения, в точках пересечения охранных зон с дорогами устанавливают знаки «Водоохранная зона».

Стоит отметить, что отсутствие знаков – не повод для нарушения запретов. Нарушители штрафуются в любом случае.

Ширина водоохранной зоны

Всем, кто желает отдохнуть у водоема, не мешает узнать, какой ширины может быть его водоохранная зона. Ведь автомобиль положено парковать за её чертой. Владельцы земельных участков на берегах должны рассчитать размер и расположение своих владений, чтобы не нарушить жестких правил строительства на местности с особым правовым режимом.

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м от береговой линии, которая, как мы знаем, определяется границей наибольшего прилива. Водоохранную зону пресных водоемов определяем по табличке.

Размер водоохранной
зоны

Река/ручей длиной меньше 10 км
Река/ручей длиной от 10 до 50 км
Река/ручей длиной больше 50 км

50 м
100 м
200 м

Границы водоохранной зоны не обязательно будут отмечены знаком, но, зная примерную длину реки, нетрудно подсчитать, на сколько метров от берега простирается территория со штрафными санкциями.

Запреты в границах ВОЗ и ПЗП

На берегу водоемов граждане могут отдыхать, рыбачить, заниматься сельским хозяйством, возводить объекты недвижимости – эти действия согласно Водному кодексу не являются противоправными. По статье 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:

  • полив огородов и садов сточными водами;
  • захоронения органических останков, бытовых отходов и токсических веществ;
  • хранение и распыление с воздуха гербицидов и пестицидов;
  • строительство АЗС и пунктов обслуживания транспортных средств.

Особенного внимания заслуживает п. 4, ч. 15, ст. 65 Кодекса, где говорится о запрете на проезд и остановку автомашин в пределах водоохранной зоны , если в ней нет трасс и стоянок с твердым покрытием. Фактически это значит:

  • к ручью и небольшой речке по грунтовой дороге на машине разрешается подъехать на расстояние 50—100 м;
  • у средних и больших рек придется разбивать лагерь в 200 м от водоема;
  • а возле моря – ставить машину за полкилометра от берега, если поблизости нет платных автостоянок.

В связи с этими нормами у рыбаков есть проблемы с доставкой снастей и спуском лодок на воду. Понятно стремление людей добиться смягчения закона в этой его части, но пока пребывание на авто вблизи водоемов запрещено, нарушителей ожидает штраф за административное правонарушение.

Какие ограничения существуют в пределах прибрежной защитной полосы? На расстоянии 30-50 м от берега нельзя распахивать землю и создавать отвалы из грунта, который легко размывается и может оказаться в водоеме. В непосредственной близости к воде запрещен законом выпас скота, купание животных; летние базы отдыха должны отстоять от берега дальше 50 м.

Строительство в водоохранной зоне

Строительство дома в водоохранной зоне законом не запрещается, но необходимо соблюдать все требования закона. Ограничения по строительству касаются как земельных участков, так и необходимых сооружений, которые должны иметь постройки.

Требования к участку

Не все участки береговой зоны пригодны для индивидуального жилищного строительства (ИЖС):

    Если водоем является источником питьевой воды для населения или местом нереста и разведения ценных пород рыбы – любое строительство на полосе шириною 200 м от берега законодательством запрещается, она является санитарной охранной зоной. Этот факт должен быть обязательно указан в кадастровом паспорте на участок: земельные участки 1 и 2 пояса санитарной зоны не подлежат продаже и не сдаются в аренду.

Нормы строительства в водоохранной зоне

Строить в водоохранной зоне разрешено лишь владельцам или арендаторам земельных участков на этой территории. Собственникам необходимо получить разрешение на строительство в водоохранной зоне от местной администрации. К основным санитарным и противопожарным нормам строительства прибавляются ограничения водного кодекса РФ. Принципиальные пункты в проекте дома в водоохранной зоне — источник водоснабжения и тип канализации.

Строящийся объект должен иметь сертифицированные сооружения для защиты вод близлежащего водного объекта. К разрешенным вариантам относятся:

  • подключение к центральной канализации и ливневым системам;
  • создание водонепроницаемых резервуаров для стока жидких органических отходов;
  • устройство собственных очистных сооружений;
  • приспособления для сбора мусора и отходов, сделанные из водонепроницаемых материалов.

Подъездные пути, стоянки автотранспорта в прибрежной зоне должны иметь твердое покрытие – асфальт, бетон, гравий.

Строительство в водоохранной зоне без разрешения местной администрации и согласования с природоохранительными организациями – это риск получить штрафные санкции, остаться без дома, потерять право на землю и даже подвергнуться уголовной ответственности за нанесение ущерба окружающей среде.

Как узнать статус земельного участка

Приобретая земельный участок для ИЖС в водоохранной зоне, важно знать, что его использование ограничено. Еще раз повторим основные ограничения:

  1. на береговой полосе запрещено ставить ограждения;
  2. земельный участок не должен находиться в пределах санитарной защитной полосы;
  3. в прибрежной защитной полосе нельзя строить объекты недвижимости;
  4. строения в пределах ВОЗ должны иметь соответствующие нормам очистные сооружения, подъезд и стоянки с твердым покрытием.

Кадастровый паспорт участка должен содержать сведения о его статусе. Если их нет, можно заказать выписку из ЕГРН, где зафиксированы объекты ВОЗ и перечислены ограничения.

С помощью публичной кадастровой карты можно выяснить ограничения по своему участку самостоятельно.
ВНИМАНИЕ: Росреестр обновил сайт Публичной кадастровой карты в марте 2020, теперь ссылка выглядит так: https://pkk.rosreestr.ru. Интерфейс изменился, некоторые функции пока работают неустойчиво.

Вот краткая инструкция:

    Ввести номер участка в поле «Найти объекты», например этот: 36:16:1601030:23.

Источник